Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Произведения переходят в общественное достояние после. Значение словосочетания «достояние общественности. Общественное достояние в США

    Произведения переходят в общественное достояние после. Значение словосочетания «достояние общественности. Общественное достояние в США

    1. После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние. 2. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения. 3. Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном). Права гражданина, который правомерно обнародовал такое произведение, определяются в соответствии с главой 71 настоящего Кодекса.

    Консультации юриста по ст. 1282 ГК РФ

      Алла Панина

      Здравствуйте! С праздником Победы! Будьте добры, через сколько лет произведение искусства становится народным достоянием? 60? 70? : 15:00 - 17:00

      • Ответ на вопрос дан по телефону

      Ольга Мельникова

      Чем может подтверждаться авторское право умершего художника на произведение?. Доброго времени суток, уважаемые участники проекта! Художник времен СССР Иванов Виктор Семенович нарисовал плакат про Сталина "За народное счастье", сам художник умер в 1968 году. Чем на данный момент может подтверждаться авторство Иванова В. С. на этот плакат и у кого сейчас спрашивать разрешение на его использование, если нет наследников и плакат по срокам не стал еще общественным достоянием (станет только в 2043 году)? !

      • Ответ юриста:
    • Александр Безхлебицын

      • Ответ юриста:
    • Диана Кузьмина

      Если на сайте разместить текст классической книги (достоевского, например), то это будет нарушением авторских прав?. Да это понятно все про контакт и т. д. и т. п. Меня интересует именно ответственность сайта за добавленный администратором контент.

      • Ответ юриста:
    • Леонид Тарханов

      Как обойти закон об авторском праве?. Как обойти закон об авторском праве? Речь идёт о печати (в коммерческих целях) известных мировых картин, авторы которых умерли более 70 лет назад. Если частично изменить картину это не поможет?

      • 1. Обходить ни чего не надо. Исключительные права на такие картины уже не действуют 2. На будущее - частичное изменение картины, срок исключительных прав на которые еще не прошел, как раз таки и влечет за собой нарушение.

    • Виктория Калинина

      изменение концовки произведения это законно? в школе задали написать 6 эпизод к ревизору.

      • Пускай он особо не парится, пускай пишет от болды. А если учитель начнет ныть, вы так и скажите ему -А ты сможешь лучше?

      Олеся Соболева

      • Ответ юриста:
    • Маргарита Калинина

      Размещение песен на проекте Мой Мир. нарушаю ли я авторские права, разместив песни из старых русских фильмов? Я должна их удалить?

      • Ответ юриста:

        Нарушаете. Думаю к ответственности за это Вас привлекать не будут, т. к. Вы только воспользовыались сервисом, созданным не Вами. Но формально ведь права на публичное опубликование произведений Вы не приобретали. Даже если это старые фильмы и авторов нет в живых, то скорее всего права принадлежат Госфильмофонду.

    • Юрий Коренев

      Дамы и господа, дадите консультацию (или совет) по авторскому праву?!. Если опубликовать свою «писанину» на сайте На этом сайте опубликованы "Правовые нормы" Соответствует ли это действительности и с юридической точки зрения - то, что они предлагают, этого достаточно (Свидетельство о публикации в электронной форме и выдача по необходимости копии всех необходимых свидетельств в бумажной форме с подписью и печатью) или всё-таки необходимо регистрация авторских прав у нотариуса или в Агентстве по авторским правам.Заранее благодарен.

      • Ответ юриста:

        Уважаемый автор вопроса! Как Вам известно, действует презумпция авторства: право возникает при создании.Закон действует во времени и в пространстве, поэтому при разрешении споров и разногласий юридическое значение имеет место создания произведения и время его создания. Вы можете встретить распространённое заблуждение, что имеет значение только дата создания произведения. Это - не так. Когда мы определяем событие, доказываем совершение поступка, ведем речь о доказательствах факта, применяем законодательство имеет значение и время, и место.При этом, существует как система норм права, так иерархия норм права. Первое означает, что данная отрасль законодательства, как и иные не существует сама по себе в отрыве от иных норм законодательства (поэтому, бездумное выхватывание цитат бессмысленная и вредная затея) , второе, что в силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ признается приоритет норм международного права (см. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 10 октября 2003 г. №5 О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации)К таковым относится Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений и т. д. Это полезно знать, хотя бы с тем, чтобы понимать значение не только даты создания, как это предусмотрено федеральным законодательством РФ Гражданским кодексом РФ его Главой 70), но и времени создания произведения. Если говорить о перспективах судебного разбирательства, то следует помнить, что в судах действует принцип, нашедший воплощение в многочисленных нормах права, общепризнанная гарантия независимости и объективности суда (т. е. находящаяся в диспозиции со ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и т. д. :НИКАКИЕ доказательства для суда не имеют заранее установленной силы.В процессуальном праве, также есть принципы: относимости и допустимости средств доказывания и т. д.Если говорить об электронной форме, то существует специальная норма права ФЗ РФ "Об электронной цифровой подписи".О самом главном для целей защиты ИС и авторского права. Точные время и дату создания произведения указывать опасно. Это очень просто понять, если вспомнить, что лицу, похитившему произведение, или пользующемуся похищенным ЛЕГЧЕ можно обеспечить "доказательства" того, что похищенное было создано им, третьими лицами, но не действительным автором, если известно когда оно было создано на самом деле. Год не создания, а первого ОПУБЛИКОВАНИЯ, автор указывает по ЖЕЛАНИЮ, для оповещения третьих лиц о том, что произведение под охраной авторского права (ст. 1271 ГК РФ) Это - не обязательно. Авторское право будет подлежать защите и без такого обозначения.Теперь пару слов об организации. Организационно- правовая форма - коммерческая организация (ООО) , т. е. созданная для целей извлечения прибыли. В любой момент к ней могут возникнуть претензии у налоговых органов по поводу "безвозмездных услуг" . Свидетельство, о котором идет речь, никоим образом не будет являться допустимым доказательством авторского права. Они свидетельствовать могут и заявляют что готовы, лишь о времени поступления произведения к ним на сервер. Опубликованная оферта недействительна в силу ничтожности. Согласно п. 10.3 Организация не несет ответственности за убытки и нежелательные последствия в результате пользования услугой. Могут нести, в соответствии со ст. 15 ГК РФ и т. д. в т. ч. нормами уголовного права.И так дальше, практически по каждому пункту. .Если Вы опубликуете свои стихи на то такая публикация будет не меньшим, а значительно большим доказательством авторства, и лучше будет обеспечена его защита, т. к. аудитория неизмеримо больше, иностр. инвесторы и т. д. = см. комментарии

      Инна Маркова

      Является ли публичное выступление политического деятеля объектом авторского права(см.прим.)?. Прикладной аспект - может ли сам политик или его наследники и т. п. имея авторские права и права обладателя "заблокировать" любую публикацию по своему усмотрению, в т. ч. если публикация делается в научных целях (история)?

    Согласно ему, объектами авторских прав являются:
    литературные произведения;
    драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
    хореографические произведения и пантомимы;
    музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения;
    произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
    произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
    произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
    фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
    географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
    программы для ЭВМ (охраняемые как литературные произведения);
    другие произведения.

    Исключительное право представляет собой право использовать любым способом и распоряжаться результатом интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, предоставлять право использования такого объекта, разрешать или запрещать другим его использование (п. 1 ст. 1229 ГК РФ).

    По окончании охраны указанного права произведение становится достоянием общества.

    Переход в общественное достояние

    ГК РФ Статья 1282. Переход произведения в общественное достояние
    1. После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.
    (в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)
    2. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.
    3. Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

    Как изменялся срок защиты исключительного права в РФ

    До 1973 года он составлял период жизни автора плюс 15 лет .
    В 1973-1974 годах по причине присоединения СССР к Женевской конвенции об авторском праве он был продлен до 25 лет .
    В 1991 году срок подвергся увеличению и стал равняться 50 годам , в связи с намерением РФ присоединиться к Бернской конвенции, направленной на охрану произведений литературы и искусства (1886). Акт продолжает действовать — и в качестве минимального для стран-участниц закрепляет именно указанный срок действия авторского права.

    Всегда продлевались только еще не истекшие сроки, а прекращенные не восстанавливались.

    В 1993 году стал действовать Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 № 5351-I, которым 50-летний срок сохранен, но изменен алгоритм его исчисления.
    Так, согласно этому закону охрана предоставляется всем произведениям, в отношении которых срок не истек к 01.01.1993. То есть фактически была восстановлена охрана творческих результатов лиц, умерших после 31.12.1942.

    В 2004 году был установлен наибольший срок охраны исключительного права — период жизни и 70 лет после смерти автора.
    Он соответствует европейским стандартам и был введен в связи с подписанием соглашения о сотрудничестве с ЕС в 1994 году.

    Принципы исчисления 70-летнего срока были разъяснены ВАС и ВС РФ в п. 3 постановления пленума от 26.03.2009 № 5/29: если 50-летний срок защиты права завершился в период с 31.12.1992 по 26.07.2004 (дата начала действия закона, продлившего его до 70 лет), в связи с чем произведение стало общественным достоянием, с 01.01.2008 охрана возобновляется.

    В постановлении 9-го ААС от 18.09.2012 по делу № А40-153857/2009 судом рассматривался вопрос о необходимости получения согласия наследников на издание произведения, создатель которого умер в 1946 году. Издательство полагало, что защита права истекла в 1996 году, однако суд признал весь тираж, вышедший после 01.01.2008, контрафактным по причине возобновления защиты.

    Специальные сроки защиты отдельных категорий произведений

    Специфическим образом исчисляется срок исключительного права в частных ситуациях (ст. 1281 ГК РФ):

    • Если объект прав был создан соавторами, тогда 70 лет отсчитываются от даты кончины соавтора, умершего позднее.
    • Если произведение обнародовалось в 1-й раз после смерти, но не позднее 70 лет с кончины автора, используется 70-летний срок действия с момента обнародования.
    • Если работа автора пришлась на период войны 1941-1945 годов, срок действия увеличивается на 4 года.
    • Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года (то есть становится 74 года с года смерти автора).
    • Если автор был посмертно реабилитирован после репрессий, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации, и составляет также 70 лет.

    Все эти правила не применяются в случае, если пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав истёк к 1 января 1993 года.

    Кратко о случаях перехода литературных произведений в общественное достояние.

    Литературное произведение переходит в ОД при соблюдении следующих условий:

    1. Со смерти автора прошло более 70 лет
    2. Если впервые произведение было опубликовано после смерти автора, то через 70 лет после первой публикации данного произведения.
    3. Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года (то есть становится 74 года с года смерти автора).
    4. Если автор был посмертно реабилитирован после репрессий, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации, и составляет также 70 лет.
    5. Все вышеперечисленное относится и к книгам, переведенным с других языков, но применительно к личности не автора произведения, а переводчика. То есть перевод переходит в ОД через 70 лет после даты смерти переводчика.

    Все эти правила не применяются в случае, если пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав истёк к 1 января 1993 года.

    5. Произведение имеет лицензию Creative Commons
    6. Все произведения, обнародованные до 1917 года, находятся в общественном достоянии, даже если их автор умер позже.

    Произведения, на которые не распространяется авторское право:

    1. Произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов.
    2. Официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы.

    Общественное достояние

    Любые РИД переходят в статус "общественное достояние" в случае истечения срока действия исключительных прав, предусмотренных для каждого РИД.

    Данный статус у произведения позволяет свободно его использовать любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. Например, в рамках патентного права касательно лекарственных средств – это так называемые "воспроизведенные лекарственные средства".

    Произведение, которое не было обнародовано, но перешло в общественное достояние, может обнародовать лицо, которое при этом получает статус "публикатора". Однако это возможно, если такое обнародование не запрещено автором в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и т.п.).

    Свободное использование результатов интеллектуальной деятельности

    Свободное использование РИД – это право лица использовать РИД или средства индивидуализации без согласия правообладателя, т.е. бездоговорное использование, наличие или отсутствие выплаты вознаграждения за которое зависит от каждого конкретного случая.

    Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование РИД или средства индивидуализации, причем использование другими лицами РИД или средства индивидуализации без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения допускаются в объеме, прямо предусмотренном действующим законодательством, в следующих случаях (ст. 1272–1280 ГК РФ):

    • 1) дальнейшее распространение оригинала или экземпляров произведения в том случае, если оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот на территории РФ путем их продажи или иного отчуждения, за исключением случаев права следования, предусмотренного ст. 1293 ГК РФ;
    • 2) воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением:
      • – воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;
      • – воспроизведения баз данных или их существенных частей;
      • – воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев свободного воспроизведения программ для ЭВМ и баз данных, предусмотренных ст. 1280 ГК РФ;
      • – репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов;
      • – видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;
      • – воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях;
    • 3) свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
      • – цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
      • – использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
      • – воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем;
      • – воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью.
    • – воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;
    • – воспроизведение без извлечения прибыли рельефноточечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами;
    • – предоставление библиотеками экземпляров правомерно введенных в гражданский оборот произведений во временное безвозмездное пользование. При этом выраженные в цифровой форме экземпляры произведений, предоставляемые библиотеками во временное безвозмездное пользование, в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме;
    • – создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры;
    • 4) свободное использование произведения путем репродуцирования с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования. Репродуцирование в единственном экземпляре без извлечения прибыли допускается:
      • – для правомерно опубликованного произведения – библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведения и для предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим их по каким-либо причинам из своих фондов;
      • – отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) – библиотеками и архивами по запросам граждан для использования в учебных или научных целях, а также образовательными учреждениями для аудиторных занятий;
    • 5) свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения, путем воспроизведения либо сообщения (в эфир или по кабелю) фотографического произведения, произведения архитектуры или изобразительного искусства (за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях);
    • 6) свободное публичное исполнение музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии;
    • 7) свободное воспроизведение произведения для осуществления производства по делу об административном правонарушении, для производства дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства в объеме, оправданном этой целью;
    • 8) свободная запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования того произведения, в отношении которого эта организация получила право на сообщение в эфир (при условии, что такая запись делается организацией эфирного вещания с помощью ее собственного оборудования и для собственных передач);
    • 9) свободное воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных может осуществляться исключительно пользователем, т.е. лицом, правомерно владеющим экземпляром программы для ЭВМ или экземпляром базы данных. Осуществление указанных действий не должно наносить неоправданный ущерб нормальному использованию программы для ЭВМ или базы данных и не должно ущемлять необоснованным образом законные интересы автора или иного правообладателя. Свободное воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных пользователем осуществляется в целях решения следующих задач:
      • – внесения в программу для ЭВМ или базу данных изменения исключительно в целях их функционирования на технических средствах пользователя;
      • – осуществления действий, необходимых для функционирования таких программы или базы данных в соответствии с их назначением, в том числе для записи и хранения в памяти ЭВМ (одной ЭВМ или одного пользователя сети);
      • – исправления явных ошибок, если иное не предусмотрено договором с правообладателем;
      • – изготовления копии программы для ЭВМ или базы данных при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей или для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда такой экземпляр утерян, уничтожен или стал непригоден для использования;
      • – изучения, исследования или испытания функционирования такой программы в целях определения идей и принципов, лежащих в основе любого элемента программы для ЭВМ, путем осуществления вышеназванных действий;
      • – декомпилирования программ для ЭВМ (поручение иным лицам осуществления указанных действий) в целях достижения способности к взаимодействию независимо разработанной этим лицом программы для ЭВМ с другими программами, которые могут взаимодействовать с декомпилируемой программой, причем:
      • информация, необходимая для достижения способности к взаимодействию, ранее не была доступна этому лицу из других источников;
      • указанные действия осуществляются в отношении только тех частей декомпилируемой программы для ЭВМ, которые необходимы для достижения способности к взаимодействию;
      • информация, полученная в результате декомпилирования, может использоваться лишь для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами и не может передаваться иным лицам (за исключением случаев, когда это необходимо для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами), а также не может использоваться для разработки программы для ЭВМ, по своему виду существенно схожей с декомпилируемой программой для ЭВМ, или для осуществления другого действия, нарушающего исключительное право на программу для ЭВМ;
    • 10) свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях, но с выплатой вознаграждения, которое имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения (ст. 1245 ГК РФ). Перечень оборудования и материальных носителей, а также размер и порядок сбора соответствующих средств утверждаются Правительством РФ.

    Сбор средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях осуществляется аккредитованной организацией (ст. 1244 ГК).

    Средства для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях не взимаются с изготовителей того оборудования и тех материальных носителей, которые являются предметом экспорта, а также с изготовителей и импортеров профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях;

    • 11) распространение оригинала или экземпляров опубликованной фонограммы, только при условии правомерности их опубликования и введения в гражданский оборот на территории РФ путем их продажи или иного отчуждения. В этом случае действует принцип исчерпания права;
    • 12) любые РИД, перешедшие в общественное достояние;
    • 13) использование изобретения в рамках института преждепользования;
    • 14) использование объектов патентного права в рамках института исчерпания права;
    • 15) использования запатентованного решения для удовлетворения личных, семейных, домашних или иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, если целью такого использования не является получение прибыли или дохода;
    • 16) использование продукта, его ввоз на территорию РФ лицом, собирающимся использовать продукт в личных целях;
    • 17) использование запатентованного способа как "процесса осуществления действий" допускается во всех случаях;
    • 18) разовое изготовление в аптеках по рецептам врачей лекарственных средств с использованием изобретения. Авторы Постатейного комментария считают, что в данном случае речь идет только об использовании изобретения, "потому что лекарственное средство – это не устройство (значит, не полезная модель) и не изделие (значит, не промышленный образец). Лекарственные средства всегда изготавливаются либо из определенного вещества, либо определенным способом, а такие технические решения могут быть только изобретениями (подп. 1 п. 1 ст. 1350 ГК). Обращает на себя внимание и множественность задействованных лиц: врач, который выписывает рецепт; провизор, который изготовляет лекарство в аптеке; наконец, лицо, для которого изготавливается лекарство. Вопреки бытующему мнению, в данном случае не требуется специального указания на то, что для свободного использования лекарства мало его изготовить, надо его еще и продать, т.е. ввести в оборот. Купли-продажи здесь нет: лекарство изготавливается за плату, но по заказу лица, предъявляющего рецепт, т.е. налицо договор подряда. Соответственно, рассматриваемый способ вообще не предполагает введения изготовленного лекарства в оборот. Таким образом, нарушением исключительного права будет как раз продажа заказчиком изготовленного лекарства";
    • 19) применение запатентованных объектов в отношении иностранных транспортных средств и космической техники, находящихся на территории РФ временно (т.е. транзитом или при осуществлении международных перевозок, при туризме и т.д.) или случайно (вынужденные посадки и т.п.);
    • 20) свободное использование объекта патентных прав при проведении научного исследования запатентованного продукта (способа) или при проведении над ним научного эксперимента;
    • 21) свободное использование запатентованных решений при чрезвычайных обстоятельствах с выплатой вознаграждения – "соразмерной компенсации" правообладателю. С обязательным уведомлением патентообладателя об использовании;
    • 22) использование объектов патентного права в "интересах национальной безопасности" без согласия правообладателя с уведомлением его об этом в кратчайший срок, но с выплатой за это использование соразмерной компенсации.

    Правило исчерпания прав

    Данное правило определено в ст. 1272 ГК РФ и определяет возможность использовать экземпляры правомерно опубликованного произведения без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. То есть любой, кто правомерно приобрел экземпляр произведения, не должен спрашивать разрешения правообладателя, а также платить деньги, например, за то, что дарит этот экземпляр кому-либо или дает почитать и т.д. Однако необходимо понимать, что это правило распространяется только на произведения, правомерно введенные в гражданский оборот на территории РФ. На контрафактные экземпляры произведений данное правило не распространяется, и в любом случае их использование образует нарушение исключительного права на произведение, независимо от того, создан этот контрафактный экземпляр самим нарушителем или приобретен он у третьих лиц.

    Кроме того, принцип исчерпания прав не охватывает случаи распространения в Российской Федерации оригиналов или экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот на территории иностранного государства, но не вводившихся в гражданский оборот на территории РФ.

    Необходимо помнить и о том, что импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения является самостоятельным способом использования произведения, составляющим самостоятельное правомочие правообладателя и на данные отношения данный принцип также не распространяется. В связи с чем в качестве разъяснений судам было указано , что не является препятствием импорт оригинала или экземпляров произведения не для целей распространения.

    • Под репродуцированием (репрографическим воспроизведением) понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания. Репродуцирование не включает воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе в цифровой), оптической или иной машиночитаемой форме, кроме случаев создания с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования.
    • Под декомпилированием программы для ЭВМ понимается преобразование объектного кода программы в исходный текст программы.
    • Патентное право: Постатейный комментарий главы 72 ГК РФ / под ред. П. В. Крашенинникова. М.: Статут, 2010. С. 30–31.
    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.03.2009 № 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".

    Общественное достояние в США

    Согласно закону об авторском праве, действующему в США, любые произведения, опубликованные до 1 января на территории Соединённых Штатов, являются общественным достоянием. Если произведение было опубликовано в 1923 году или позже, оно может быть защищено законом об авторских правах. Дата 1 января 1923 года имеет особое значение, и она не может быть отодвинута в законодательстве вплоть до 2019 года .

    Произведение, созданное в США, переходит в общественное достояние при выполнении любого из следующих условий:

    Цифровые копии и фотокопии объектов, находящихся в общественном достоянии

    По законам Соединённых Штатов Америки репродукции двухмерных объектов искусства (картин, фотографий, книжных иллюстраций) не являются объектами копирайта, за исключением тех случаев, если при создании репродукции был внесён оригинальный творческий вклад (например, эффекты ретуши). К примеру, если вы с прямого ракурса сфотографируете Джоконду , ваша фотография не создаст новый копирайт, и её можно будет использовать как общественное достояние (см. информацию о судебном разбирательстве Bridgeman Art Library против Corel). То же самое касается и отсканированных изображений - они наследуют авторские права оригинала. Таким образом, если оригинал находится в общественном достоянии, то отсканированная или сфотографированная копия также будет являться общественным достоянием.

    Репродукции защищённых копирайтом двухмерных работ также не являются самостоятельными работами. Отсканированное изображение обложки книги или DVD точно так же защищено копирайтом, как и оригинал.

    Общественное достояние в России

    В общем случае произведение переходит в общественное достояние в России, если с года смерти его автора прошло 70 лет. Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года (то есть становится 74 года с года смерти автора). Если автор был посмертно реабилитирован после репрессий, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации, и составляет также 70 лет. Все эти правила не применяются в случае, если пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав истёк к 1 января 1993 года. .

    Есть спорные ситуации, когда произведение является общественным достоянием в США, но не является таковым по законам России. К примеру, если произведение создано в России (СССР) до 1923 года, а его автор умер после 1949 года.

    Особый класс произведений, созданных в России, также находится в общественном достоянии. Это изображения официальной государственной символики, флагов, денег, орденов, официальных документов России и государств, правопреемницей которых является Россия (СССР).

    После вступления в силу части четвертой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, - со дня создания произведения .

    Исходя из этого, на сегодняшний день отечественные студийные фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние. Права на студийные фильмы, выпущенные на экран позднее (но до 3 августа 1993 года), принадлежат студиям-производителям либо их правопреемникам.

    См. также

    • Список фильмов России и СССР, перешедших в общественное достояние
    • Список фильмов США, перешедших в общественное достояние (англ.)

    Примечания

    Литература

    • Иванов Н. Общественное достояние как специальный правовой режим использования произведений // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2005. № 2. - С. 68-76
    • Кобляков Н., Мартьянова Т. Общественное достояние как особый правовой режим объектов авторского права // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2001. № 4. - С. 31-42
    • Кондрушенко А. Общественное достояние и свободное программное обеспечение // Патенты и лицензии. - 2007. № 9. - С. 24-27
    • Северин Дюсолье CDIP/7/INF/2 - Обзорное исследование по авторскому праву и смежным правам и общественному достоянию . ВОИС - Комитет по развитию и интеллектуальной собственности (КРИС) (4 марта 2011). - Исследование в рамках проекта по интеллектуальной собственности и общественному достоянию (CDIP/4/3 Rev.). Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012. Проверено 23 декабря 2011.

    Ссылки


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Общественное достояние" в других словарях:

      ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ, в законодательстве об авторском праве (см. АВТОРСКОЕ ПРАВО) понятие, означающее возможность беспрепятственно использовать произведение автора. Истечение срока действия авторского права означает переход произведений в… … Энциклопедический словарь

      В авторском праве авторское произведение свободное для использования любыми заинтересованными лицами. Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние. См. также: Произведения Финансовый… … Финансовый словарь

      Юридический словарь

      Общественное достояние - юрид. термин, применительно к изд. делу обозначающий, что срок действия авт. права на произведение истек и оно перешло в О. д., перестало быть объектом авт. права и может свободно использоваться любым лицом без выплаты авт. вознаграждения …

      ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ - в законодательстве об авторском праве понятие (категория), означающее свободу использования авторского произведения любыми заинтересованными лицами. Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в О.д. Произведения … Юридическая энциклопедия

      ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ - в соответствии со ст. 4 Закона от 16 мая 1996 г. Об авторском праве и смежных правах (в редакции Закона от 11 августа 1998 г.) под общественным достоянием понимаются объекты авторского права и смежных прав, имущественные права на которые истекли… … Юридический словарь современного гражданского права

      В законодательстве об авторском праве понятие (категория), обозначающее свободу использования авторского произведения любыми заинтересованными лицами. Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в О.д.… … Энциклопедический словарь экономики и права

      - (лат. public domain, фр. domaine public) применяемый в сфере авторского права термин, означающий, что произведение не охраняется авторским правом. При этом не имеет значения, почему произведение не пользуется охраной: потому ли, что срок действия … Энциклопедия юриста

      общественное достояние - в законодательстве об авторском праве понятие (категория), означающее возможность беспрепятственно использовать произведение автора. Истечение срока действия авторского права означает переход произведений в О.д. Произведения, которым на… … Большой юридический словарь

      Отчисления за использование произведений, перешедших в общественное достояние - ОТЧИСЛЕНИЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПЕРЕШЕДШИХ В ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ, отчисления, которые могут устанавливаться Правительством РФ за использование произведений, перешедших в общественное достояние на территории Российской Федерации.… … Издательский словарь-справочник

    Книги

    • Общественное достояние. Как открыть доступ к культуре и знаниям , Засурский И. И. , Левова И. , Харитонов В. , Сборник научных работ посвящен правовым, культурным и экономическим проблемам сферы общественного достояния… Категория: Культурология. Искусствоведение Издатель:

    Так уж сложилось, что чаще всего в наших информационных статьях мы пугаем и рассказываем о разных запретах, строгих правилах и последствиях, если им не следовать. Но в этот раз все не так (почти).


    Есть на свете огромное количество музыки, картин и книг, с которыми вы можете делать почти что все. И это произведения, которые относятся к категории общественного состояния (public domain). В эту категорию попадают и изобретения, на которые истек срок патента.

    Если кратко, то правила перехода в общественное достояние такие:

    • автор жив-здоров и сам сделал свою работу доступной для использования в любых целях (коммерческих, личных и пр.)
    • автор умер и после его смерти прошло уже 70 лет.
    Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом по-прежнему должны соблюдаться неимущественные авторские права: право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора. То есть вы можете поместить на обложку своей книги «Мону Лизу» Да Винчи, но вот сказать, что вы ее написали - нет.

    Есть несколько интересных нюансов, например, авторское право в США определяет любые произведения, опубликованные до 1 января 1923 на территории страны как общественное достояние. Очень удобно. Еще в Соединенных Штатах не попадют под защиту авторским правом репродукции двухмерных объектов искусства (картины, фото и пр.). Исключением будут случаи, если в репродукцию было внесено творческое изменение. Например, вы можете сделать фотографию «Моны Лизы» Да Винчи, но ваша фотография будет таким же общественным достоянием, как и сама картина. Но вот если вы сделаете художественную обработку репродукции, добавите ретушь, какие элементы, то тогда ваше творение может считаться самостоятельным произведением.

    Если вы сделаете такое фото Венеры Ботичелли (слева), то прав на него вы не получите. А если вы внесете в фото что-то свое, какой-то художественный вклад, то тогда авторское право будет действовать. Справа Венера Ботичелли, но в исполнении Энди Уорхола.

    Но тут однозначной устоявшейся позиции нет, поэтому с чужими фотографиями картин надо тоже быть аккуратно.

    В странах Евросоюза срок действия авторского права - 70 лет после смерти автора . Раньше почти во всех странах срок составлял 50 лет, но Германию уговорить не удалось, так что все остальные тоже увеличили. И здесь тоже есть интересные примеры. Во Франции сохранились особые условия для авторов, имеющих прямое указание в свидетельстве о смерти, что они «умерли за Францию». Музыка, написанная таким автором, переходит в общественное достояние через сто лет после публикации. Если музыкальное произведение было опубликовано во время Первой мировой войны, то срок охраны составит 114 лет и 272 дня, во время Второй мировой войны - 108 лет 120 дней. Но все музыка. Для других произведений искусства срок охраны однозначно не определён. Среди авторов, которые подпадают под действие этих поправок, - Антуан де Сент-Экзюпери, Гийом Аполлинер и Шарль Пеги.

    В России произведение становится достоянием общественности через 70 лет после смерти автора. Если он работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года (то есть становится 74 года с года смерти автора). Если автор был посмертно реабилитирован после репрессий, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации, и составляет также 70 лет. Есть ситуации, когда произведение является общественным достоянием в США, но не является таковым по законам России. В 2009 году, к примеру, если произведение создано в России (СССР) до 1923 года, а его автор умер после 1949 года.

    Помимо неимущественных прав автора (действующих бессрочно), важно помнить о так называемом «музейном праве» . Это принадлежащее музею, за которым закреплены музейные предметы и коллекции, право их первой публикации, а также право разрешать или запрещать производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев. Например, Эрмитаж может запретить использование картины, находящейся в его фондах, в качестве иллюстрации на обложке книги, несмотря на то, что картина находится в общественном достоянии. Поэтому перед использованием произведений, включённых в музейный фонд РФ, необходимо получить разрешение от дирекции соответствующего музея.

    Произведения, которые стали общественным достоянием, можно печатать и распространять без приобретения лицензии или другого разрешения. То есть вы можете заказать себе печать любой книги Пушкина, поместить на обложку вашей книги классическую картину или использовать классическую музыку в своих роликах на Youtube. Пользование общественным достоянием позволяет забыть о страхе быть пойманным на нарушении чьих-то авторских прав.

    • Проект