Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Распоряжение земельными участками государственная собственность на которые. Разграничение собственности на землю. Муниципальная или неразграниченная. Использование публичной кадастровой карты: нюансы

    Распоряжение земельными участками государственная собственность на которые. Разграничение собственности на землю. Муниципальная или неразграниченная. Использование публичной кадастровой карты: нюансы

    Сергей, добрый вечер.

    Если участок находится на территории неразграниченной собственности, это не значит, что администрация этого района не может ей распоряжаться. А вот узнать. разграничена она или нет, можно из градостроительного плана или ПЗЗ.

    Федеральный
    закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О введении в
    действие Земельного кодекса Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ.
    в силу с 01.09.2016)

    1. Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1
    настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной
    регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным
    законом или другими федеральными законами не установлено иное.

    Отсутствие
    государственной регистрации права собственности на земельные участки,
    государственная собственность на которые не разграничена, не является
    препятствием для распоряжения ими.

    2. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

    Органом
    местного самоуправления городского округа в отношении земельных
    участков, расположенных на территории городского округа, за исключением
    случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

    Органом
    местного самоуправления поселения в отношении земельных участков,
    расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил
    землепользования и застройки поселения, за исключением случаев,
    предусмотренных настоящим пунктом;

    Органом
    местного самоуправления муниципального района в отношении земельных
    участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав
    этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил
    землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных
    участков, расположенных на межселенных территориях муниципального
    района;

    Органами
    исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов
    федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении
    земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если
    законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия
    осуществляются органами местного самоуправления внутригородских
    муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов
    федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;

    Федеральным
    органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию
    государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере
    дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для
    размещения автомобильных дорог федерального значения;

    Федеральным
    органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению
    федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона;

    Органом
    исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае
    предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог
    регионального или межмуниципального значения.

    3.
    Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная
    собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного
    самоуправления муниципального района и возникают у органа местного
    самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и
    застройки поселения.

    В
    случае, если решение о предварительном согласовании места размещения
    объекта, о предварительном согласовании предоставления земельного
    участка принято до утверждения в установленном Градостроительным кодексом
    Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки,
    предоставление земельного участка на основании этого решения в
    собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование,
    безвозмездное пользование осуществляет орган местного самоуправления
    муниципального района, который принял это решение.
    4.
    Исполнительный орган государственной власти или орган местного
    самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков,
    государственная собственность на которые не разграничена, также являются
    органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных
    участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения
    о перераспределении земель и земельных участков, государственная
    собственность на которые не разграничена, на принятие решений о
    перераспределении земель и земельных участков, государственная
    собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на
    использование земель и земельных участков, государственная собственность
    на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

    вам нужно подготовить схему расположения земельного участка, на который вы претендуете и отдать на согласование в администрацию, если на этот участок претендентов нет, то схему согласуют и должны подготовить документы для формирования участка.

    Статья 11.10. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории

    [Земельный кодекс РФ][Глава I.1][Статья 11.10]

    1. Схема расположения земельного участка или земельных
    участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения
    земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого
    земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом
    плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается
    площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если
    предусматривается образование двух и более земельных участков,
    указываются их условные номера.

    2. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с
    учетом утвержденных документов территориального планирования, правил
    землепользования и застройки, проекта планировки территории,
    землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной
    территории, наличия зон с особыми условиями использования территории,
    земельных участков общего пользования, территорий общего пользования,
    красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения
    зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено
    государственными программами Российской Федерации, государственными
    программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными
    программами), объектов незавершенного строительства.

    3. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается
    исполнительным органом государственной власти или органом местного
    самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если
    иное не предусмотрено настоящей статьей.

    4. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его
    образования для предоставления без проведения торгов может быть
    обеспечена гражданином или юридическим лицом.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    Мария, я писал об этом в вопросе, как я сделаю выписку ЕГРП, если участка еще нет!?

    получен
    гонорар 50%

    Юрист, г. Москва

    Общаться в чате


    Сергей

    Здравствуйте Сергей. Принцип определения в принципе прост, но идти в администрацию Вам все равно придется.

    Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
    (ред. от 03.07.2016)
    «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»
    (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)
    Статья 3.1
    1. В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
    собственности Российской Федерации;
    земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;
    (в ред. Федеральных законов от 07.05.2009 N 91-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 23.05.2016 N 149-ФЗ)
    земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
    (абзац введен Федеральным законом от 22.07.2010 N 168-ФЗ)

    земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
    земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
    земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве;
    (абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 354-ФЗ)
    иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

    земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
    иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

    Т.е. общий принцип, если участка нет, границы не установлены, на учет не поставлены, объектов недвижимости нет, то собственность не разграничена.

    У нас есть масса земель, границы которых не определены, но при этом они являются государственной собственностью или муниципальной. Это например земли лесного фонда или земли с водными объектами.

    ЛЕСНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    Статья 8. Право собственности на лесные участки

    1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ВОДНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    Статья 7

    1. Земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности.

    Но так или иначе встречи с местной администрацией Вам скорее всего не миновать, вне зависимости от того разграничена собственность или нет, если иное не установлено законом субъекта РФ.

    С 1 ЯНВАРЯ 2017 Г. ИЗМЕНЯЕТСЯ ПОРЯДОК РАСПОРЯЖЕНИЯ
    ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
    НА КОТОРЫЕ НЕ РАЗГРАНИЧЕНА

    (Юридическая фирма «Гольцблат БЛП»,
    Недвижимость и строительство)
    Информационное письмо N 581

    Материал подготовлен с использованием правовых актов
    по состоянию на 10 октября 2016 года

    Юридическая фирма Goltsblat BLP сообщает о вступлении в силу с 1 января 2017 г. ряда положений Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон).
    Эти положения касаются органов власти, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
    Напомним, что в настоящее время такими участками на территории городских и сельских поселений распоряжаются органы местного самоуправления указанных поселений при условии наличия на соответствующих территориях утвержденных правил землепользования и застройки (далее - ПЗЗ). В случае отсутствия ПЗЗ распоряжение осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (статья 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
    С 1 января 2017 г. зависимость от наличия ПЗЗ исключается. Земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского поселения, будут распоряжаться органы местного самоуправления данного поселения. Напротив, если земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположены на территории сельского поселения, органы местного самоуправления данного поселения лишаются права распоряжения ими. Эти полномочия будут принадлежать органам местного самоуправления муниципального района.
    В отношении городских округов изменений не произошло, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжаются органы местного самоуправления этих округов.
    Следует отметить, что вне зависимости от упомянутых изменений у субъектов Российской Федерации остается возможность забрать у органов местного самоуправления на свой уровень полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (Федеральные законы от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ и от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ).

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

  • Общаться в чате

    Не совсем соглашусь с коллегами. В целом по процедуре постановки написано много и повторяться не буду. А вот как определить есть ли поставленные на кадастр участки или земля не разграничена - расскажу поподробнее.

    Проблема в том, что публичная кадастровая карта не дает всей полноты представления о том, какие участки реально стоят на кадастре, а какие нет.

    Самый лучший вариант для Вас - это сначала определиться по публичной кадастровой карте, какой именно «клочок» земли вы себе хотите взять и определяетесь, в каком кадастровом квартале находится этот «клочок».

    После этого заказываете через портал росреестра Кадастровый план территории - он придет в формате xml. Его нужно будет конвертировать в dxf для возможности чтения через графические приложения.

    И уже на этом КПТ вы можете точно узнать какие участки находятся в районе того «клочка», который Вас интересует и есть ли такие вообще. Если нет - значит земля не разграничена. А дальше уже вступает в силу его величество Земельный кодекс.

    Плюс заказа КПТ для Вас - посмотреть, нет ли случайно в районе «лакомого кусочка» каких-либо специальных зон и ограничений - например охранных зон подземных газопроводов и прочего.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    Виктор, вы наверно говорите про выписку из ГКН, в xml ее заказывают просто для работы в программе, а сам план он дублирует информацию публичной кадастровой карты. я так думаю, или это не так?

    получен
    гонорар 50%

    Юрист, г. Калининград

    Общаться в чате

    КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЭТА ЗЕМЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ??? КРОМЕ КАК СПРОСИТЬ В АДМИНИСТРАЦИИ.

    Здравствуйте, Сергей!

    1. В некоторых случаях принадлежность земельных участков можно определить по принадлежности зданий, сооружений и предприятий, которые находятся на земельных участках (см п.3.1 Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон „О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, Федеральный закон „О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ и признании)

    »Статья 3.1
    1.В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
    земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в
    собственности Российской Федерации;
    земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
    иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
    2. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
    земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в
    собственности субъектов Российской Федерации;
    земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным
    предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами
    государственной власти субъектов Российской Федерации;
    иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
    3. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
    земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в
    собственности соответствующих муниципальных образований;
    земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
    иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними
    законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные
    федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов
    Российской Федерации земли.
    4. К собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации.
    5. Изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности
    соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и
    муниципальных образований на такие земельные участки.".

    2. Муниципальные образования ведут реестры муниципального имущества, в которых должны находится и муниципальные земельные участки.

    Попробуйте найти на сайте МО информацию о реестре муниципального имущества. Если не найдете, делайте в запрос МО, как вам советует коллега Проворова Анна

    3. На сайте Росреестра есть информация о сервесе через который можно получать информацию о земельных участках по адресу земельного участка

    Новости Росреестра
    Предоставление сведений о недвижимости в электронном виде через сайт Росреестра www.rosreestr.ru
    27.10.2016
    Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП), являются общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом) и предоставляются по запросам любых лиц.
    На портале Росреестра www.rosreestr.ru доступен сервис
    «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online», который
    позволяет получить общую информацию об объекте недвижимого имущества, его размерах, точном адресе, зарегистрированных правах на него и наличии
    обременений. Эти сведения будут полезны потенциальным покупателям и профессионалам рынка недвижимости в качестве информации для предварительной оценки объекта. Они не предназначены для официальной подачи документов в другие организации. С помощью данного электронного сервиса объект можно найти по кадастровому номеру,
    условному номеру или по адресу фактического местонахождения. Воспользоваться сервисом можно бесплатно в режиме реального времени.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Джафаров Зафар, Адвокат, г. Москва

    Общаться в чате
    • 9,7 рейтинг

    Здравствуйте

    мне удалось его сформировать и зарегистрировать - это уже означает что земля является не разграниченной собственностью???
    Сергей

    Если Вы, будете зарегистровать право на земельный участок в соответствии Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то ДА, так как

    ст.25 зк

    1. Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом „О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.
    1. Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

    Но Вы это сделать можете по определенному порядку предоставления земельного участка в соответствии с Земельным Кодексом как коллега Проворова АННА в первом ответе отметила

    Если взять земельный участок в аренду под ИЖС, после строительства дома я могу его выкупить в собственность.
    Сергей

    Можете.

    2. Без проведения торгов осуществляется продажа:

    6) земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;
    1. Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане , юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

    ЗК РФ, Статья 39.6. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов

    2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:


    15) земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствиисо статьей 39.18 настоящего Кодекса;

    19) земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;

    То есть чтобы заключили с Вами договор аренды надо соблюдать правила согласно ст.39.18 ЗК

    1. В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
    1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“;
    2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
    2. В извещении указываются:
    1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;
    2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;
    3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
    4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;
    5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;
    6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;
    7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;
    8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“, на котором размещен утвержденный проект;
    9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
    3. В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“.
    4. Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
    5. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
    1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

    2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом „О государственном кадастре недвижимости“, и направляет указанное решение заявителю.
    6. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
    7. В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
    1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
    2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

    С Уважением

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    Виктор, то есть, если я составлю и согласую схему, зарегистрирую участок в росреестре, заключу договор аренды для ИЖС по статье 39.18 ЗК РФ - значит ли это что этот участок не является муниципальной собственностью, а является неразграниченной???

    Общаться в чате

    Сергей, добрый день. Нет, я говорю именно о КПТ - кадастровом плане территории. Объясню. Например есть земельный участок 52:10:060307:152. Что все эти цифры значат? 52 - регион, например брянск; 10 - это район, например Ивнаовский; 060307 - это как раз кадастровый квартал, на территории которого могут быть 1 или 1000 разных земельных участков; и 152- номер конкретного земельного участка. Когда вы закажете кадастровый план территории, то по сути увидите карту всех земельных участков и различных зон, которые находятся вблизи того «клочка», который Вас интересует. Увы, просто в письме это объяснить довольно сложно.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    Виктор, росреестр называет это выпиской из ГКН на кадастровый квартал, она у меня есть, она дублирует кадастровую карту, просто в формате xml для работы с земельными участками и поворотными точками. КПТ нет, специально искал на сайте росреестра находит ГКН.

    Общаться в чате

    Сергей, зарегистрировать права можно только на СФОРМИРОВАННЫЙ земельный участок. То есть его нужно поставить на кадастровый учет, и у Вас на руках должен быть кадастровый паспорт. А чтобы поставить на кадастровый учет - его нужно СФОРМИРОВАТЬ, то есть сделать схему расположения земельного участка, в которой отобразить контуры образуемого земельного участка и поворотные точки этого контура. И как только пройдет постановка на кадастровый учет участок перестает быть просто не разграниченной поверхностью земли, а приобретает статус земельного участка - у него появляется номер, разрешенное использование, адресный ориентир, площадь и иные реквизиты.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    Виктор, это понятно возьму участок в аренду границы появятся, но кто его собственник государство или муниципалитет??? Как мне это узнать до того как я возьму участок?

    От того кто собственник зависит сколько я заплачу потом при его выкупе! У нас в городе есть два района, возьму я участок в аренду под ИЖС, потом, в одном районе я заплачу при выкупе 3 % кадастровой стоимости, в другом районе 100% кадастровой стоимости, разница колоссальная.

  • Есть два различных (но приблизительно равных по территории и содержанию) земельных участка – один находится в муниципальной собственности, а другой находится в не разграниченной государственной собственности?

    Есть ли между ними какие-то различия с правовой точки зрения – или это фактически одно и то же? И вообще, каким именно образом происходит непосредственное разграничение государственной собственности на землю – как оно в принципе может быть осуществлено и что оно потом даёт, какие изменения? Если можно, распишите, пожалуйста, этот непонятный для меня процесс несколько более подробным образом.

    Вас консультирует:


    Юрист, стаж 5 лет

    Практикующий юрист по гражданским делам. СамГУ, факультет юрисприденции. Стаж работы более 4х лет.

    Всего ответов: 190 Рейтинг: 4,3

    Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности , не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.

    Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ подмуниципальной собственностью понимаетсяимущество ,принадлежащее на правесобственности городским и сельским поселениям, а также другиммуниципальным образованиям.

    Неразграниченная государственная собственность на землю - это земли, о которых в ЕГРП не внесены записи о регистрации права собственности. Остальным землям для разграничения и отнесения их к муниципальным, федеральным и землям субъекта РФ необходима регистрация ЕГРП о праве собственности на эти участки. Это главное отличие.

    Органам местного самоуправления дается право распоряжения неразграниченной государственной собственностью на землю до ее полного разграничения.

    Неразграниченная государственная собственность на землю обладает своим порядком предоставления юридическим лицам и гражданам в собственность. Каждый полученный участок земли должен пройти процедуру государственного кадастрового учета, после чего владельцу выдается свидетельство права собственности.

    В случае отсутствия оснований для отнесения земельного участка к собственности РФ, собственности субъекта РФ или муниципального образования, соответствующий участок подлежит отнесению к неразграниченной государственной собственности. Отсутствие государственной регистрации права собственности на такие участки не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

    Опишите, пожалуйста, вашу ситуацию подробно ниже и получите бесплатную консультацию нашего юриста в течение 7 минут:

    Кратко озаглавьте ваш запрос:

    Город:

    Ваше имя

    Телефон

    Email

    Попал в неловкую ситуацию, помогите найти выход! Мой брат решил подарить моему сыну на день рождения долю в своем жилье, но проблема в том, что у него есть небольшие психические расстройства. Недееспо...


    Вводного закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение соглашения о перераспределении земель и земельных участков и на выдачу разрешения на использование земель в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.Наличие указанной нормы позволяет исключить потенциальную возможность правовой неопределенности при перераспределении земель и земельных участков и на выдачу разрешения на использование земель.На основании изложенного можно сделать вывод, что порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в свете принятия Закона N 171-ФЗ концептуально не изменился.

    Оборот земель неразграниченной государственной собственности

    Кроме того, Гражданский кодекс устанавливает правила по государственной регистрации, регулирует право собственности. В нем содержатся и прочие нормы, имеющие значение в рассматриваемой сфере. Порядок разграничения государственной собственности: общие сведения Он предусматривает проведение работ достаточно значительного объема.


    В рамках рассматриваемой темы он включает в себя мероприятия по землеустройству, а также кадастровый государственный учет участков. Данные работы регулируются ФЗ № 28 и № 78. Определяя государственные участки земли, основания для внесения их в соответствующий перечень, следует учитывать также и другие законы. Это, в частности, ФЗ № 40, № 79, № 126. В них в том или другом виде была провозглашена федеральная собственность на земли.

    Разграничение государственной собственности на землю: федеральный закон

    Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».Таким образом, предусмотренный ст. 3.3 Вводного закона порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, может быть изменен.В современных условиях теоретическая и практическая разработка проблем совершенствования правовых механизмов управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, приобретает особую значимость и актуальность, так как от эффективности решения данной задачи зависит развитие рынка недвижимости, в том числе пополняемость бюджетов и сроки реализации различных социальных и инфраструктурных проектов. Литература 1. Железнов Д.С.

    Hеразграниченная собственность на землю

    Во-первых, объектом земельных отношений выступают земельные участки единого государственного земельного фонда (не разграниченной собственности).Во-вторых, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки не является препятствием для распоряжения ими, что недопустимо в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ (заключение договора купли-продажи, аренды и т.д.).Поэтому есть все основания полагать, что полномочия по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, – это передача государством органу власти субъекта РФ или органу местного самоуправления одной управленческой функции, что не может повлечь за собой возникновение у данных органов иных прав собственника на такие земельные участки и связанных с ним прав.

    Разграничение государственной собственности на землю

    Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством. Согласно ст.

    Статья 3.3

    Разграничение государственной собственности в РФ осуществляется в соответствии с рядом положений Конституции, ФЗ отраслевого значения. Вместе с этим определенное влияние на данную сферу оказывают указы президента, постановления правительства, а также правила, распоряжения, положения, инструкции и прочие акты, принимаемые исполнительными органами. Далее рассмотрим подробнее, что собой представляет разграничение государственной собственности на землю.

    Конституционные положения Понятие государственной собственности на землю, а также правила ее оборота установлены в ряде положений Основного Закона. К ним, в частности, относят:

    • Ст. 72, п. 1, подп. «г». В нем сказано, что разграничение государственной собственности находится в общем ведении страны и ее субъектов.
      В соответствии с этим издаются законопроекты и принимаются на их основании прочие нормативные акты.

    Здесь следует иметь в виду, что при наличии противоречий между принятыми ранее ФЗ и Конституцией, приоритет будут иметь положения последней. Основное обеспечение взаимодействий в рамках рассматриваемой сферы осуществляется положениями, которые содержит Земельный кодекс РФ. Особое значение в нем имеют нормы по категориям наделов и их составу.
    Субъект государственной собственности на землю В качестве него может выступать:

    • Муниципальное образование.
    • Российская Федерация.
    • Отдельный регион.

    К указанным категориям применяются нормы, в соответствии с которыми определяется участие организаций (юр. лиц) в отношениях, регулируемых ГК, если иное не следует из закона или особенностей этих субъектов. Основные предписания содержатся в ст. 125.

    Не разграниченные земли гос. собственности

    Наделы, входящие в их состав, должны быть отнесены к собственности регионов страны. В данную группу входят земли:

    • Природных территорий, находящиеся под особой охраной.
    • Водного фонда, на которых располагаются объекты собственности регионов страны.
    • Фонда перераспределения.

    Разъяснения к статье 5 В ее положениях устанавливаются основания, в соответствии с которыми осуществляется внесение территорий в перечни земельных участков, в отношении которых возникает право собственности у муниципальных образований. В абзаце 2, пункта 1 предусмотрено только две подкатегории и категории наделов, части в составе которых, безусловно, должны принадлежать публичным формированиям.

    Разграничение собственности на землю. муниципальная или неразграниченная

    По смыслу абзаца 3, в качестве основания для включения соответствующих земельных наделов в перечни участков, на которые у Российской Федерации появляется право собственности, может выступать только решение о его предоставлении органу государственной, территориальной власти, а также унитарному предприятию, учреждению и любой другой некоммерческой организации, созданной указанными институтами. Данное положение принято 12 июня 1990 года и действует по настоящее время. В абзаце 4 присутствует еще одна категория земель. В нее отнесены территории запаса.
    Участки в составе них могут относиться к собственности государства в соответствии с определенными условиями.

    Разграничение государственной собственности на землю. земельный кодекс рф

    Во вторую группу входят унитарные предприятия, муниципальные учреждения, а также прочие некоммерческие организации. Последние должны быть сформированы органами госвласти РФ. Регистрация Согласно ст. 2, п. 1 Закона неразграниченная государственная собственность на землю перестает быть таковой после ее регистрации в соответствии с законодательством.
    Под ним, в частности, понимается в первую очередь ГК. Также общие положения предусмотрены в ФЗ, регламентирующем государственную регистрацию права на недвижимое имущество и совершаемых с ним сделок. Предписания содержатся и в нормативных актах, принятых на его основании.
    Юридические последствия Они возникают сразу после того, как установлена государственная собственность на землю муниципального образования, Российской Федерации или ее регионов.

    Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»,

    Согласно ст.

    215 Гражданского кодекса РФ подмуниципальной собственностью понимаетсяимущество ,принадлежащее на правесобственности муниципальным образованиям.

    Согласно п.

    10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности , не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.

    Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ подмуниципальной собственностью понимаетсяимущество ,принадлежащее на правесобственности городским и сельским поселениям, а также другиммуниципальным образованиям.

    Неразграниченная государственная собственность на землю — это земли, о которых в ЕГРП не внесены записи о регистрации права собственности. Остальным землям для разграничения и отнесения их к муниципальным, федеральным и землям субъекта РФ необходима регистрация ЕГРП о праве собственности на эти участки. Это главное отличие.

    Органам местного самоуправления дается право распоряжения неразграниченной государственной собственностью на землю до ее полного разграничения.

    Неразграниченная государственная собственность на землю обладает своим порядком предоставления юридическим лицам и гражданам в собственность. Каждый полученный участок земли должен пройти процедуру государственного кадастрового учета, после чего владельцу выдается свидетельство права собственности.

    В случае отсутствия оснований для отнесения земельного участка к собственности РФ, собственности субъекта РФ или муниципального образования, соответствующий участок подлежит отнесению к неразграниченной государственной собственности. Отсутствие государственной регистрации права собственности на такие участки не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

    Вводного закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение соглашения о перераспределении земель и земельных участков и на выдачу разрешения на использование земель в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.Наличие указанной нормы позволяет исключить потенциальную возможность правовой неопределенности при перераспределении земель и земельных участков и на выдачу разрешения на использование земель.На основании изложенного можно сделать вывод, что порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в свете принятия Закона N 171-ФЗ концептуально не изменился.

    Оборот земель неразграниченной государственной собственности

    Кроме того, Гражданский кодекс устанавливает правила по государственной регистрации, регулирует право собственности. В нем содержатся и прочие нормы, имеющие значение в рассматриваемой сфере. Порядок разграничения государственной собственности: общие сведения Он предусматривает проведение работ достаточно значительного объема.

    В рамках рассматриваемой темы он включает в себя мероприятия по землеустройству, а также кадастровый государственный учет участков. Данные работы регулируются ФЗ № 28 и № 78. Определяя государственные участки земли, основания для внесения их в соответствующий перечень, следует учитывать также и другие законы. Это, в частности, ФЗ № 40, № 79, № 126. В них в том или другом виде была провозглашена федеральная собственность на земли.

    Разграничение государственной собственности на землю: федеральный закон

    Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.Таким образом, предусмотренный ст. 3.3 Вводного закона порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, может быть изменен.В современных условиях теоретическая и практическая разработка проблем совершенствования правовых механизмов управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, приобретает особую значимость и актуальность, так как от эффективности решения данной задачи зависит развитие рынка недвижимости, в том числе пополняемость бюджетов и сроки реализации различных социальных и инфраструктурных проектов. Литература 1. Железнов Д.С.

    Во-первых, объектом земельных отношений выступают земельные участки единого государственного земельного фонда (не разграниченной собственности).Во-вторых, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки не является препятствием для распоряжения ими, что недопустимо в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ (заключение договора купли-продажи, аренды и т.д.).Поэтому есть все основания полагать, что полномочия по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, – это передача государством органу власти субъекта РФ или органу местного самоуправления одной управленческой функции, что не может повлечь за собой возникновение у данных органов иных прав собственника на такие земельные участки и связанных с ним прав.

    Разграничение государственной собственности на землю

    Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством. Согласно ст.

    Статья 3.3

    Разграничение государственной собственности в РФ осуществляется в соответствии с рядом положений Конституции, ФЗ отраслевого значения. Вместе с этим определенное влияние на данную сферу оказывают указы президента, постановления правительства, а также правила, распоряжения, положения, инструкции и прочие акты, принимаемые исполнительными органами. Далее рассмотрим подробнее, что собой представляет разграничение государственной собственности на землю.

    • Ст. 72, п. 1, подп. г. В нем сказано, что разграничение государственной собственности находится в общем ведении страны и ее субъектов.
      В соответствии с этим издаются законопроекты и принимаются на их основании прочие нормативные акты.

    Здесь следует иметь в виду, что при наличии противоречий между принятыми ранее ФЗ и Конституцией, приоритет будут иметь положения последней. Основное обеспечение взаимодействий в рамках рассматриваемой сферы осуществляется положениями, которые содержит Земельный кодекс РФ. Особое значение в нем имеют нормы по категориям наделов и их составу.
    Субъект государственной собственности на землю В качестве него может выступать:

    • Муниципальное образование.
    • Российская Федерация.
    • Отдельный регион.

    К указанным категориям применяются нормы, в соответствии с которыми определяется участие организаций (юр. лиц) в отношениях, регулируемых ГК, если иное не следует из закона или особенностей этих субъектов. Основные предписания содержатся в ст. 125.

    Наделы, входящие в их состав, должны быть отнесены к собственности регионов страны. В данную группу входят земли:

    • Природных территорий, находящиеся под особой охраной.
    • Водного фонда, на которых располагаются объекты собственности регионов страны.
    • Фонда перераспределения.

    Разъяснения к статье 5 В ее положениях устанавливаются основания, в соответствии с которыми осуществляется внесение территорий в перечни земельных участков, в отношении которых возникает право собственности у муниципальных образований. В абзаце 2, пункта 1 предусмотрено только две подкатегории и категории наделов, части в составе которых, безусловно, должны принадлежать публичным формированиям.

    Разграничение собственности на землю. муниципальная или неразграниченная

    По смыслу абзаца 3, в качестве основания для включения соответствующих земельных наделов в перечни участков, на которые у Российской Федерации появляется право собственности, может выступать только решение о его предоставлении органу государственной, территориальной власти, а также унитарному предприятию, учреждению и любой другой некоммерческой организации, созданной указанными институтами. Данное положение принято 12 июня 1990 года и действует по настоящее время. В абзаце 4 присутствует еще одна категория земель. В нее отнесены территории запаса.

    Hеразграниченная собственность на землю

    Участки в составе них могут относиться к собственности государства в соответствии с определенными условиями.

    Разграничение государственной собственности на землю. земельный кодекс рф

    Во вторую группу входят унитарные предприятия, муниципальные учреждения, а также прочие некоммерческие организации. Последние должны быть сформированы органами госвласти РФ. Регистрация Согласно ст. 2, п. 1 Закона неразграниченная государственная собственность на землю перестает быть таковой после ее регистрации в соответствии с законодательством.

    Юридические последствия Они возникают сразу после того, как установлена государственная собственность на землю муниципального образования, Российской Федерации или ее регионов.

    Разграничение государственной собственности на землю – это сложный и длительный процесс, который долгое время создавал препятствия к распоряжению теми участками, процесс разграничения которых не был завершен, а к ним относилась большая часть государственных земель.

    В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов действующего земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на:

    • собственность Российской Федерации,
    • собственность субъектов Российской Федерации,
    • собственность муниципальных образований.

    Право собственности (государственной, муниципальной) на земельные участки при разграничении собственности на землю возникает по основаниям, установленным гражданским кодексом РФ и федеральными законами, подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации и возникает непосредственно с момента государственной регистрации права собственности на данные земельные участки (ст.

    25 ЗК РФ, ст. 8 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
    На практике вопрос разграничения государственной собственностью на землю встает особенно остро в свете определения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления по распоряжению земельными участками.
    Решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка является самым важным среди всех действий по предоставлению земли: все остальные действия осуществляются на основании этого решения (например – заключение договора аренды), направлены на его реализацию или подготовку.

    Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
    По общему правилу распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и муниципальных округов. Кроме того, распоряжение земельными участками в поселениях, являющихся административными центрами или столицами субъектов Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Из анализа норм земельного и гражданского законодательства, следует, что передача полномочий по распоряжению земельными участками, до разграничения государственной собственности на них, не есть передача функций собственника.
    Во-первых, объектом земельных отношений выступают земельные участки единого государственного земельного фонда (не разграниченной собственности).
    Во-вторых, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки не является препятствием для распоряжения ими, что недопустимо в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ (заключение договора купли-продажи, аренды и т.д.).
    Поэтому есть все основания полагать, что полномочия по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, – это передача государством органу власти субъекта РФ или органу местного самоуправления одной управленческой функции, что не может повлечь за собой возникновение у данных органов иных прав собственника на такие земельные участки и связанных с ним прав.

    С 2002 года процесс разграничения государственной собственности на землю осуществлялся в соответствии с Федеральным законом № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», определяющим критерии отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, и постановлением Правительства РФ от 04.03.2002 № 140 «Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности».
    За пять лет своего существования указанный закон практически не работал, так как процедура разграничения предполагала множественные и длительные действия.
    Так, для отнесения земельных участков к собственности субъекта Российской Федерации необходимо было подготовить перечень земельных участков и направить его для проверки и утверждения в Правительство Российской Федерации, которое проверяло их и принимало соответствующее распоряжение. Основанием для государственной регистрации права на землю являлись акты Правительства РФ. На каждый земельный участок, включаемый в перечень, формировалось дело, содержащее один или несколько документов, подтверждающих обоснованность внесения земельного участка в этот перечень. В соответствии с действующей практикой процедура подготовки одного перечня составляла от 7 до 9 месяцев.

    Таким образом, процесс разграничения государственной собственности на землю зашел в тупик.

    Земли на которые государственная собственность не разграничена

    Радикально изменить эту ситуацию были призваны принятые изменения законодательства.

    17 апреля 2006 года был принят новый Федеральный закон № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
    Закон вступил в действие с 1 июля 2006 года.
    Он отменил Федеральный закон № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» и установил упрощенные правила разграничения государственной собственности на землю, а также государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
    Законом уточнено общее правило ст. 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», порядка подачи заявления на государственную регистрацию права собственности на земельный участок, в том числе и при разграничении государственной собственности на землю:
    Государственная регистрация права собственности РФ, субъектов РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.

    В заявлении указывается основание возникновения права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок.
    Таким образом, согласно положениям нового Закона для регистрации права собственности на земельный участок достаточно подготовить пакет документов и обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права собственности.

    Так например:

    • если основанием возникновения права является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего соответствующему субъекту, необходимо представить в регистрирующий орган правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке;
    • если основанием является предоставление земельных участков соответствующим органам (организациям) – правоустанавливающие документы на землю и кадастровый план земельного участка.

    Необходимость предоставления каких-либо иных документов для государственной регистрации права собственности соответствующего субъекта на земельный участок при разграничении собственности на землю по указанным выше критериям Правительством РФ не установлена.

    Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлены критерии отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Соответствующими условиями отнесения являются:

    • нахождение на земельном участке зданий, строений, сооружений, являющихся собственностью соответственно Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования;
    • предоставление земельных участков органам государственной власти Российской Федерации, субъекта Федерации, их территориальным органам, органам местного самоуправления, а также казенным предприятиям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным соответственно федеральными органами государственной власти, органами власти субъекта Федерации, органами местного самоуправления;
    • иные предусмотренные законодательством случаи.

    В соответствии с п. 4 ст. 87 Земельного кодекса РФ являются государственной собственностью земли промышленности и иного специального назначения, занятые:

    • федеральными энергетическими системами,
    • объектами использования атомной энергии,
    • федеральным транспортом, путями сообщения,
    • объектами федеральной информатики и связи,
    • объектами, обеспечивающими космическую деятельность,
    • объектами обороны и безопасности,
    • объектами оборонного производства,
    • объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы РФ,
    • другими объектами, отнесенными к ведению РФ в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью.

    Так, право собственности РФ на земельный участок может быть зарегистрировано на основании:

    • ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в РФ» № 40–ФЗ от 03.04.1995 года (ст.22);
    • ФЗ «Об обороне» № 61–ФЗ от 31.05.1996 года (с изменениями и дополнениями от 30.12.1999, 30.06.2003, 11.11.2003, 22.06.2004, 22.08.2004, 29.12.2004, 07.03.2005, 04.04.2005, 26.12.2005, 03.07.2006, 06.07.2006);
    • ФЗ «О газоснабжении в РФ» № 69–ФЗ от 31.03.1999 года (с изменениями и дополнениями от 22.08.2004, 23.12.2005, 02.02.2006, 18.12.2006).

    В целом изменения, направленные на упрощение процедуры разграничения государственной собственности на землю, следует оценить положительно. Вместе с тем следует учитывать, что если ранее действовавший порядок предусматривал формы дополнительного контроля правильности составления перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, путем формирования их специальными уполномоченными органами исполнительной власти, то теперь основная нагрузка по проверке основания регистрации права собственности ложится на Федеральную регистрационную службу, что порождает дополнительные споры, связанные с разграничением государственной собственности на землю, в том числе связанные с распоряжением соответствующими земельными участками при отсутствии необходимых полномочий органами государственной власти или органами местного самоуправления.

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ

    Действующее зaконодaтельство устaнaвливaет, что госудaрственной собственностью являются земли, не нaходящиеся в собственности грaждaн, юридических лиц или муниципaльных обрaзовaний (ч. 2 ст. 214 ГК РФ, ч. 1 ст. 16 ЗК РФ).

    Не разграниченные земли гос. собственности

    Тaким обрaзом, устaновленa своего родa презумпция принaдлежности земельных учaстков госудaрству, если они не зaкреплены зa укaзaнными субъектaми.

    Госудaрственнaя собственность делится нa двa видa: собственность Российской Федерaции в целом (федерaльнaя) и собственность субъектов РФ (регионaльнaя).

    Упрaвление и рaспоряжение земельными учaсткaми, нaходящимися в федерaльной собственности или собственности субъектов РФ, осуществляются соответственно Российской Федерaцией и субъектaми РФ. От имени этих субъектов прaвомочия собственникa осуществляют госудaрственные оргaны в соответствии с их компетенцией. Однaко до рaзгрaничения госудaрственной собственности нa землю, нaходящейся в госудaрственной и муниципaльной собственности, рaспоряжение укaзaнными землями осуществляется оргaнaми местного сaмоупрaвления муниципaльных рaйонов, городских округов.

    В соответствии с положениями Земельного кодексa РФ в федерaльной собственности и собственности субъектов РФ нaходятся соответственно земельные учaстки:

    Признaнные федерaльной собственностью или собственностью субъектов РФ федерaльными зaконaми;

    Приобретенные Российской Федерaцией и субъектaми РФ по основaниям, предусмотренным грaждaнским зaконодaтельством;

    Прaво собственности Российской Федерaции и субъектов РФ нa которые возникло при рaзгрaничении госудaрственной собственности нa землю.

    Рaзгрaничение госудaрственной собственности нa землю производится нa основaнии положений ЗК РФ, ФЗ "О введении в действие Земельного кодексa Российской Федерaции" и иных федерaльных зaконов.

    В соответствии со ст. 3.1 ФЗ "О введении в действие Земельного кодексa РОссийской Федерaции в целях рaзгрaничения госудaрственной собственности нa землю:

    1) к федерaльной собственности относятся: a) земельные учaстки, зaнятые здaниями, строениями, сооружениями, нaходящимися в собственности; б) земельные учaстки, предостaвленные оргaнaм госудaрственной влaсти РФ, их территориaльным оргaнaм, a тaкже кaзенным и госудaрственным унитaрным предприятиям или некоммерческим оргaнизaциям, создaнным федерaльными оргaнaми госудaрственной влaсти; в)

    2) к собственности субъектов РФ относятся: a) земельные учaстки, зaнятые здaниями, строениями, сооружениями, нaходящимися в собственности субъектов РФ; б) земельные учaстки, предостaвленные оргaнaм госудaрственной влaсти субъектов РФ, a тaкже кaзенным и госудaрственным унитaрным предприятиям или некоммерческим оргaнизaциям, создaнным оргaнaми госудaрственной влaсти субъектов РФ; в) иные предусмотренные федерaльными зaконaми земельные учaстки и земли;

    3) к собственности поселений, городских округов, муниципaльных рaйонов относятся: a) земельные учaстки, зaнятые здaниями, строениями, сооружениями, нaходящимися в собственности соответствующих муниципaльных обрaзовaний; б) земельные учaстки, предостaвленные оргaнaм местного сaмоупрaвления соответствующих муниципaльных обрaзовaний, a тaкже кaзенным и муниципaльным унитaрным предприятиям или некоммерческим оргaнизaциям, создaнным укaзaнными оргaнaми местного сaмоупрaвления; в) иные предусмотренные федерaльными зaконaми и принятыми в соответствии с ними зaконaми субъектов РФ земельные учaстки и предусмотренные федерaльными зaконaми и принятыми в соответствии с ними зaконaми субъектов РФ земли;

    Земельные участки, не находящиеся в федеральной, муниципальной собственности, а также в собственности субъекта Российской Федерации, юридических и физических лиц, являются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Порядок учета таких объектов в бюджетном учете учреждений госсектора рассмотрим в данной статье.

    Бюджетный учет

    Порядок учета земельных участков, собственность на которые не разграничена, ранее был разъяснен в письме Минфина России от 31.08.2015 № 02-07-10/49963 . В данном письме указано, что до принятия соответствующих федеральных стандартов бухгалтерского учета земельные участки, право собственности на которые не разграничено, могут учитываться на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" по их кадастровой стоимости.

    Как отразить передачу земельного участка, собственность на который не разграничена, в возмездное (безвозмездное) пользование?

    Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837 . Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф . Также вы можете , чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.