Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Размеры вымпела флага речных судов. Положение о флаге федеральной службы по надзору в сфере транспорта, вымпеле руководителя службы и вымпеле морских и речных судов, используемых службой для осуществления контроля в области морского и внутреннего водного

    Размеры вымпела флага речных судов. Положение о флаге федеральной службы по надзору в сфере транспорта, вымпеле руководителя службы и вымпеле морских и речных судов, используемых службой для осуществления контроля в области морского и внутреннего водного

    На флоте чтят традиции, соблюдают давние ритуалы и дорожат символикой. Всем известно, что главным флагом является Андреевский стяг, гордо развевавшийся на мачтах и грот-стеньгах еще первых императорских парусных кораблей петровского флота. Однако не все знают, что уже тогда существовали и другие морские флаги, различавшиеся по функции и информативной направленности. Такое положение действует и сегодня.

    Рождение Андреевского флага

    Создавал Петр Великий, он же позаботился и о его символах. Первые морские флаги он рисовал самолично и перебрал несколько вариантов. В основе выбранной версии лежал «косой» Андреевский крест. Именно этот вариант, ставший восьмым и последним, прослужил до Октябрьской революции 1917 года. Осененные крестом св. Андрея Первозванного, российские корабли одержали многие победы, а если и терпели поражения, то слава о героизме моряков пережила поколения и сияет поныне.

    Святой Андрей Первозванный

    Причина, по которой был выбран именно этот символ, имеет глубокий смысл. Дело в том, что первый ученик Христа Андрей Первозванный, брат апостола Петра, считается одновременно и покровителем мореходов (сам он был галилейским рыбаком), и Святой Руси. Он в своих странствиях посещал в числе многих других городов и Киев, и Великий Новгород, и Волхов, проповедуя веру христианскую. Апостол Андрей принял мученическую смерть на кресте, при этом палачи его распяли не на прямом, а на косом кресте (так возникло понятие и название этого символа).

    Военно-морской флаг России в окончательной петровской редакции выглядел как белое полотнище, перечеркнутое синим крестом. Таков он и сегодня.

    В первые годы после революции большевики не придавали военно-морской мощи большого значения. Во время Гражданской войны практически все фронта были сухопутными, а когда настала разруха, на содержание сложной техники просто не было средств. Немногочисленные корабли речных и морских флотилий, оставшиеся в распоряжении новой власти, поднимали К морским традициям, геральдике, символам, истории и тому подобному «праху старого мира» руководство рабоче-крестьянской армии и товарищ Л. Д. Троцкий относились с презрением.

    В 1923 году бывший офицер царского флота Ордынский все же убедил большевиков принять особый флаг для кораблей, предложив довольно странный вариант - почти полную копию японского знамени со знаком РККА в центре. Этот флаг РСФСР развевался на реях и флагштоках до самого 1935 года, потом от него пришлось отказаться. Императорская Япония становилась вероятным противником, а издалека корабли можно было легко перепутать.

    Решение о новом краснофлотском вымпеле принималось ЦИК и Совнаркомом СССР. Уже тогда наблюдалась некоторая преемственность, на нем появились белый и синий цвета, заимствованные у Андреевского стяга, но, конечно же, без звезды и серпа с молотом, причем красных, новый символ ВМФ СССР обойтись не мог.

    В 1950 году его несколько изменили, уменьшив относительные размеры звезды. Флаг приобрел геометрическое равновесие, объективно он стал красивее. В таком виде он и просуществовал до распада СССР и еще год, пока шла неразбериха. В 1992 году на всех кораблях подняли новые (а точнее, возрожденные старые) Андреевские военно-морские флаги. креста не совсем соответствовал исторической традиции, но в общем он был почти таким же, как при Петре Великом. Все вернулось на круги своя.

    Какие флаги бывают на флоте

    Флаги на флоте бывают разные, и назначение их различно. Кроме обычных кормовых Андреевских стягов на кораблях первого и второго рангов поднимается еще и гюйс, но только во время стоянки у причала. После выхода в море кормовой флаг поднимается на мачте или стеньгах (в самой высокой точке). Если начинается бой, производится поднятие государственного флага.

    «Цветные» флаги

    Уставом предусмотрены также и вымпелы флотоводцев различных рангов. Военно-морские флаги, обозначающие присутствие на борту командиров, обозначаются красным полотнищем, четверть которого занимает синий Андреевский крест на белом фоне. На цветном поле располагаются:

    • одна звезда (белая) - если на борту командир соединения кораблей;
    • две звезды (белые) - если на борту командующий флотилией или эскадрой;
    • три звезды (белые) - если на борту командующий флотом.

    Кроме этого, бывают и другие цветные флаги, с изображением герба РФ на красном фоне, перечеркнутом двумя крестами, Андреевским и прямым белым или с двумя пересекающимися якорями на том же фоне. Это означает присутствие на корабле Министра Обороны или Начальника Генштаба.

    Сигнальные флаги

    Информационный обмен, как и в прежние времена, может осуществляться посредством визуальных символов, в числе которых и морские сигнальные флаги. Конечно, в век электронных средств они применяются крайне редко и, скорее, служат символом нерушимости флотских традиций, а в дни праздников украшают своим многоцветием шарово-серое однообразие корабельного камуфляжа, но в случае необходимости могут выполнять и свою непосредственную функцию. Моряки должны уметь ими пользоваться, а для этого им необходимо изучать справочники-своды, в которых приведены все флажковые сигналы. Эти тома состоят из разделов, в которые собраны расшифровки географических наименований, названия кораблей, воинские звания и тому подобная информация. Справочники бывают двухфлажковыми и трехфлажковыми, с помощью многих комбинаций можно оперативно докладывать обстановку и передавать распоряжения. Переговоры с иностранными судами ведутся посредством Международного свода флаговых сигналов.

    Помимо вымпелов, означающих целые фразы, всегда существовали и буквенные флажки, с помощью которых можно составить любое сообщение.

    Флаги с Георгиевской лентой

    Все условно делятся на обычные и гвардейские. Отличительным признаком гвардии в России служит Георгиевская лента, присутствующая в символике подразделения. Морские флаги, украшенные оранжево-черной полосой, означают принадлежность корабля или береговой базы к числу особо прославленных частей. От первоначальной мысли о том, что лента должна стать отдельным элементом знамени, моряки отказались, чтобы она не могла обвиваться вокруг флаг-фала, и теперь Георгиевский символ наносится непосредственно на полотно в нижней его части. Такой морской флаг России свидетельствует об особой боевой готовности и высоком классе как самого корабля, так и его экипажа, он ко многому обязывает.

    Флаг морпехов

    Во времена СССР каждый род войск имел собственную символику. Например, у морских пограничников, относящихся к Комитету Государственной Безопасности СССР, был свой флаг, представлявший собой компиляцию флага ВМФ в уменьшенном виде на зеленом поле. Сейчас, после принятия единого образца, разнообразия стало меньше, но появились неофициальные символы, созданные фантазией военнослужащих, и оттого, наверно, еще более ими любимые и почитаемые. Один из них - флаг морской пехоты. В сущности это то же самое Андреевское белое с синим крестом полотно, но оно дополнено нашивкой этого рода войск (золотым якорем в черном кругу), надписью «Морская пехота» и девизом «Там, где мы, там - победа!».

    Морская пехота была создана в России раньше, чем во многих других странах (практически вместе с флотом), и за время своего существования покрыла себя неувядаемой славой. В 1669 году первым ее подразделением стала команда «Орла», а в 1705-м был сформирован первый морской солдатский полк. Было это 27 ноября, и с тех пор этот день стал праздноваться всеми морпехами. Воевали они не только в качестве морских десантников, участвовали и в сухопутных операциях, и во время наполеоновского нашествия, и в других войнах (Крымской, русско-турецких, Первой мировой, Великой Отечественной). В вооруженных конфликтах последних десятилетий им тоже довелось сражаться, и враг знал, что если поднят флаг морской пехоты, то обстоятельства для него складываются весьма неблагоприятно и лучше всего ему отступить.

    После долгого перерыва в феврале 2012 года геральдическая флотская справедливость была восстановлена. Из рук Президента РФ В. В. Путина Главком ВМФ адмирал Куроедов получил обновленный военно-морской флаг России. Теперь он реет над всеми океанами.

    Флаги и вымпелы морских и речных судов (Merchant Ships" Flags and Pennants)

    По голубым дорогам морей и океанов, под всеми широтами и долготами плывут советские суда. Они несут Государственный флаг Союза ССР - алое полотнище с пятиконечной звездой и перекрещенными серпом и молотом.

    Красные флаги советские морские суда подняли после Великой Октябрьской социалистической революции. Однако российский торговый флот понес значительные потери во время первой мировой войны - лучшие и крупнейшие суда были переданы в Военное ведомство или под флаг Красного Креста, часть судов ушла за границу по приказу своих владельцев.

    Советское правительство 5 февраля 1918 г. опубликовало Декрет о национализации торгового флота, подписанный В. И. Лениным. Но начавшаяся военная интервенция и гражданская война задержали возрождение флота.

    На Белом море флот захватили английские интервенты. На Черном море часть судов попала под желто-голубой флаг Центральной Рады, оставшиеся в Севастополе суда подняли германские флаги, а некоторые суда временно несли даже черный флаг анархистов. В июне 1918 г. в Цемесской бухте было затоплено 26 торговых судов, остальные - угнаны за границу.

    На Дальнем Востоке большинство судов принадлежало "Добровольному флоту" и было реквизировано Великобританией и США. В июне 1918 г. нарком иностранных дел Г. В. Чичерин, протестуя против захвата судов, указывал в ноте, что с "Ярославля" в порту Данди "экипаж был высажен на берег, и вместо русского флага на пароходе поднят британский флаг".

    На Балтике к весне 1918 г. почти весь флот сосредоточился в скованном льдом Гельсингфорсе. С продвижением германских войск над ним нависла угроза захвата. Пользуясь случаем, англичане хотели по дешевке скупить советские суда и, подняв шведские флаги, вывести их из Балтики. 11 апреля флот получил радиограмму: "Германское командование вынуждено занять Гельсингфорс для защиты интересов Финляндии сегодня... Все суда и вооруженные пункты просят поднять бело-красные флаги".

    Но ультиматум опоздал. Легендарный "ледовый поход" уже начался. Караваны повели ледоколы "Трувор" и "Ермак", на красном флаге которого было начертано: "Да здравствует трудовая коммуна!". Пытаясь помешать переходу, враги угнали ледоколы: "Тармо" - под финским флагом и "Волынец" - под германским.

    Весной 1918 г. ВЦИК утвердил первый советский флаг. Однако многие суда несли простой алый стяг - гладкое красное полотнище. В июне 1918 г. последовала нота германского посла Мирбаха, которой он оповестил, что "российским военным и морским флагом будет признан только красный флаг с надписью "Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика". Суда, идущие с красным флагом без надписи, должны взять на себя ответственность за могущие быть от этого роковые последствия".

    Первая Конституция страны, утвержденная 10 июля 1918 г., объявила государственный флаг. Образец нового флага был направлен всем судоходным предприятиям страны. Однако к лету 1918 г. у Республики торговый флот остался лишь на Балтике.

    Для преодоления разрухи страна нуждалась в закупках промышленного оборудования за границей. Трудящиеся Петрограда срочно приступили к ремонту флота, чтобы обеспечить вывоз сырья и ввоз оборудования. Суда, поднявшие красные флаги, меняли свои старые названия на новые, отражающие революционный пафос времени. Так, "Великий князь Михаил", "Великий князь Александр", "Генерал Скобелев", "Христианин", "Секрет", "Эрос" стали называться: "Герцен", "Рошаль", "Интернационал", "Пролетарий", "Большевик", "Труженик моря".

    Но выпускать советские суда в заграничное плавание было рискованно, так как европейская буржуазия считала проведенную национализацию флота незаконной, требовала возмещения убытков и угрожала санкциями. Учитывая обстановку, шведские коммерсанты хотели подработать и предложили взять в аренду советские суда, перевести их под шведский флаг, заявив, что он надежно оградит от конфликтов. Однако Страну Советов интересовали не только заработки. Необходимо было утвердить на морских торговых путях красный советский флаг. Это ускорило бы политическое признание Республики.

    Начались переговоры. Народный Комиссариат по иностранным делам отправил в Берлин своему представителю телеграмму: "Необходимо, чтобы в соответствии с Брестским мирным договором Германия дала гарантию в безопасности плавания наших торговых судов под флагом РСФСР на Балтийском, Черном и Белом морях...".

    После длительных переговоров были получены частичные гарантии от Германии. В договор о товарообороте со Швецией также удалось записать, что "суда будут плавать под флагом РСФСР и беспрепятственно допускаться в шведские воды и гавани...".

    Наконец, 10 ноября 1918 г. в первый заграничный рейс под красным флагом ушел из Петрограда пароход "Федерация" под командой капитана Томпсона. Но Копенгаген не принял "Федерацию", и судно ушло в нейтральный Стокгольм. Здесь пароход арестовали. Летом 1919 г. "Федерация" все еще стояла в Стокгольме, и на ее корме развевался красный советский флаг, напоминая всем о существовании государства рабочих и крестьян.

    В конце ноября начале декабря 1918 г. курсом на Копенгаген и Стокгольм вышли пароходы "Северная Коммуна", "Циммервальд", "Республиканец" и "Лассаль", но все они были задержаны властями империалистических держав.

    В ноте протеста Российской Федерации, переданной Великобритании, указывалось: "По специальной просьбе Русского Советского правительства шведское и датское правительства дали ему в свое время официальную гарантию, что торговые суда, несущие флаг Российской Советской Республики, будут пользоваться абсолютной безопасностью при плавании между Петроградом и скандинавскими портами... несмотря на эту гарантию, суда "Северная Коммуна", "Лассаль", "Циммервальд" и "Республиканец" ... были захвачены в Ревеле... Этот акт насилия был совершен под охраной британской эскадры".

    Так неудачно для страны окончились первые попытки вынести алый советский флаг на морские просторы.

    В конце сентября 1920 г. Декретом ВЦИК был утвержден новый торговый флаг Российской Федерации: на красном полотнище изображены белым строгим прямым шрифтом буквы "РСФСР". Под этим флагом и отправились в заграничные плавания советские торговые суда.

    К 1920 г. закончилась гражданская война, были разгромлены интервенты. Антанта сняла экономическую блокаду.

    Весной 1921 г. в советские порты пришли первые суда под иностранными флагами. В июле 1921 г. из Петрограда ушел в загранплавание пароход "Метель" под командой капитана М. П. Панфилова. За ним последовали пароходы "Аргунь", "Большевик", "Карл Маркс". В этом же месяце в Германию вышел пароход "Трансбалт". Правда, рейс он сделал под флагом Красного Креста, так как ходил за репатриантами. Из Архангельска под командой капитана Н. И. Воронина 14 августа 1921 г. вышел пароход "Субботник". Он посетил порты Норвегии и Германии и прибыл в Петроград. Из Одессы ушли в рейсы за границу пароходы "Генерал Брусилов", "Агра-фена", "Вилково", "Силач", "Бессарабец". Можно считать, что с 1921 г. советский красный флаг прочно утвердился на голубых дорогах мира.

    20 мая 1921 г. Декрет Совнаркома, подписанный В. И. Лениным, утвердил "Положение о праве плавания под морским торговым флагом РСФСР". К этому времени советский флаг уже несли 1103 судна. Страна продолжала попытки вернуть под красный флаг суда, уведенные за границу. Иностранные государства были предупреждены о сохранении за Советским государством прав собственности на незаконно захваченные и укрытые от национализации суда. Заходившие в советские порты бывшие российские суда задерживались, по решению народного суда национализировались. Так, в Одессе был задержан пароход "Инкерман", в другом черноморском порту - "Владимир", в Архангельске - "Верховеры".

    Бывший морской агент Батуми так описывает возвращение судов "Россия" и "Мария": "Под английским флагом плавали "Эдвиг" и "Джордж", принадлежавшие ранее "Российскому транспортному и страховому обществу" и угнанные белогвардейцами и интервентами. Суда эти были опознаны и постановлением Батумского областного народного суда возвращены настоящему их владельцу - Советской России с присвоением им прежних названий. Английские флаги были спущены, и под звуки "Интернационала" поднят наш родной красный флаг!"

    Эти суда позднее получили названия "Камо" и "Шаумян".

    Команды некоторых угнанных судов также предпринимали попытки к возвращению на Родину. Когда бывшая русская шхуна "Афанасий Феофани" зашла в Черное море, матросы и кочегары с оружием в руках вынудили капитана изменить курс и следовать в советский порт. Подходя к Одессе, команда подняла на флагштоке красный флаг. Экипаж бывшей русской шхуны "Алквидис", находившейся в Черном море, арестовал капитана и судовладельца, а судно привел в Севастополь. За неимением красного флага команда подняла на мачте красную рубашку. Эти два судна плавали потом под названиями "Бельбек" и "Маныч".

    Возвращение угнанных судов затянулось на несколько лет. Особенно затяжной была борьба за суда "Добровольного флота". Благодаря усилиям команд на Родину вернулись "Кишинев", "Томск", "Ставрополь", "Сишан" и "Георгий". В Шанхае подняли красные флаги "Симферополь", ранее проплававший три года под французским "триколером", "Эривань" и "Астрахань". Из Англии вернулись "Колыма", "Каменец-Подольск", "Курск" и ледокол "Святогор" (позднее - "Красин").

    Интересна судьба парохода "Монгутай". Судно было угнано за границу отрядом белоказачьего атамана Анисимова. Однако, помаявшись на чужбине, казаки потребовали возвращения на Родину. Получив разрешение, отряд в марте 1925 г. вернулся на "своем" пароходе во Владивосток.

    Осенью 1922 г. из Владивостока вышел пароход "Тунгус" - это был первый рейс дальневосточных моряков под красным флагом. С лета этого же года возобновил свою деятельность "Добровольный флот".

    Памятен первый рейс советского парохода в Англию. В мае 1922 г. в порт Данди вышел пароход "Большевик". Капитану Э. Э. Эриксону категорически запретили заход в датские порты, так как раньше пароход назывался "Секрет" и принадлежал "Русскому Восточно-Азиатскому обществу", среди акционеров которого было много датчан и сестра датского короля - мать Николая II - Мария Федоровна. После окончания плавания участники этого рейса вспоминали: "Когда мы проходили мимо дворца бывшей императрицы Марии Федоровны, легкий ветер развевал на корме огромное красное полотнище с надписью "РСФСР"... В порту Данди докеры встретили нас по-дружески, а портовые чиновники и представители торговых фирм - недоверчиво: они впервые видели советский флаг, впервые читали на борту судна громкое слово "Большевик".

    В конце года пароход сделал несколько рейсов в Германию. И здесь докеры восторженно приветствовали советский флаг. Но однажды власти не разрешили экипажу сойти на берег. Тогда местные докеры в знак протеста вышли на демонстрацию с красными флагами. Запрет был снят.

    Число рейсов под советским флагом возрастало. Если в 1922 г. красный флаг появлялся не более чем в 20 иностранных портах, главным образом Германии и Англии, то уже в 1923 г. он побывал почти во всех европейских странах.

    17 марта 1923 г. с Балтики на Дальний Восток направился крупнейший пароход "Декабрист" под командой капитана А. П. Смирнова. Он первым пронес красный флаг вокруг Европы и Азии. Участники перехода позднее вспоминали: "В Порт-Саиде при входе в Суэцкий канал судно встретили настороженно. Красный флаг на корме нашего судна - вот что вызвало у них тревогу".

    Недружелюбно встречали советские суда и в некоторых других портах. Вот заметка из газеты того времени: "В начале апреля 1924 г. судно под советским флагом с грузом зерна бросило якорь в Антверпене, но портовая полиция запретила команде сходить на берег". Эта информация относилась к пароходу "Пролетарий". Но советские суда вызывали большой интерес у иностранных трудящихся - толпы людей восторженно приветствовали красный флаг государства рабочих и крестьян.

    В июне 1922 г. правительственным постановлением "О Государственном торговом флоте" на бассейнах были созданы четыре государственных морских пароходства - Балтийское, Северное, Черноморско-Азовское и Каспийское. 30 июля 1923 г. Декретом "Об утверждении специальных стеньговых отличительных флагов (вымпелов) для судов государственного торгового флота" Черноморско-Азовскому пароходству был установлен красно-синий вымпел с серпом и молотом, Балтийскому - синий вымпел с серпом и молотом, Северному - красный вымпел с серпом и молотом и с белым медведем, Каспийскому - красный вымпел с якорем и серпом с молотом, судам "Добровольного флота" - желтый флаг с двумя косицами и красной пятиконечной звездой.

    В этом же году был установлен первый вымпел для рыбопромысловых судов: белое треугольное полотнище с двумя косицами, обшитое красной каймой, с серпом и молотом и двумя перекрещенными красными рыбами - лососем и осетром. Был установлен кормовой флаг для плавсредств морских торговых портов и вымпел начальника торгового порта: на их красных полотнищах изображены перекрещенные якорь и жезл Меркурия - бога торговли.

    Начиная с этого времени суда советского морского флота в дополнение к кормовому флагу несут на стеньге грот-мачты специальный вымпел, показывающий их назначение (торговое, промысловое) и организацию-судовладельца.

    29 августа 1924 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление "О флагах и вымпелах Союза Советских Социалистических Республик". Этот документ объединил описания всех действующих флагов и вымпелов, дал инструкцию о порядке поднятия и пользования флагами и вымпелами. Постановление предусматривало, что "Государственный флаг Союза ССР поднимается в качестве кормового флага на всех торговых судах, приписанных к портам СССР". С этого момента отменялся торговый флаг, под которым ранее плавали морские суда. Постановление подтвердило вымпелы морских пароходств. Вымпел рыбопромысловых судов был изменен: теперь он стал треугольным без косиц, и белое полотнище с двумя красными перекрещенными рыбами окантовывала зеленая полоса. Были утверждены также кормовые флаги судов Таможенного управления, водоспасательных судов, маячный и лоцманский флаги. Почтовый флаг был изменен: на красном полотнище с двумя косицами остались два желтых почтовых рожка и серп и молот. Серия вымпелов была утверждена речным пароходствам. Впоследствии их число неоднократно менялось, но в основном они сохранились до наших дней. Вымпелы были различны по цвету, но почти все имели эмблему серпа с молотом. На вымпеле Среднеазиатского пароходства был изображен также красный полумесяц. Катера речной милиции получили синий флаг со звездой и красной окантовкой и такой же вымпел.

    Большая серия флагов и вымпелов была утверждена для должностных лиц: народного комиссара путей сообщения, начальника Центрального управления морским транспортом и др.

    Для праздничных дней определялся порядок флагорасцвечивания. Морские суда поднимали флаги расцвечивания в следующие дни: 1 января - Новый год, 8 февраля - День национализации торгового флота, 12 марта - День низвержения самодержавия, 18 марта - День Парижской Коммуны, 1 мая - День Интернационала, 6 июля - День Конституции,

    7 ноября - День Пролетарской Революции. Постановлением ЦИК СССР от 5 сентября 1924 г. был утвержден важный государственный документ "О праве плавания морских торговых судов под флагом Союза ССР".

    В начале 1926 г. была проведена реорганизация управления морским транспортом - на базе Госторгфлота и "Добровольного флота" учреждалось акционерное общество "Совторгфлот". Вымпелы четырех морских пароходств и "Доброфлота" были отменены. А 12 февраля 1926 г. постановление СНК СССР утвердило единый вымпел "Совторгфлота" - красное треугольное полотнище с серпом и молотом. Этот вымпел сохранился до наших дней. В связи с развитием танкерного флота 18 декабря 1926 г. был установлен специальный вымпел судов "Нефтесиндиката" - красно-голубое полотнище с двумя косицами и монограммой "НТ" (Нефтетрест) у древка и синей пятиконечной звездой. Зелено-красный вымпел с серпом и молотом был утвержден Крабопромысловому тресту, белый флаг с волнистой синей полосой, серпом и молотом и красными буквами "ДС" - судам Дальстроя. В последующие годы появилось еще несколько вымпелов для судов различных ведомств и учреждений.

    В начале 1925 г. первым рейсом в Соединенные Штаты Америки вышел пароход "Вацлав Воровский" под командой капитана И. 3. Кулагина. "Открытие Америки" не обошлось без инцидентов - власти препятствовали выходу экипажа на берег, задерживали доставку на судно продуктов и воды. Лишь волна протеста, прокатившаяся по всем городам Америки, заставила отменить эту дискриминацию. "Вацлав Воровский" побывал в портах Бразилии и Уругвая. В Аргентину пароход не пустили. Возвращаясь на Родину, он зашел на Кубу. Власти и здесь запретили команде выход на берег. К стоящему на рейде судну вплавь добрался кубинский юноша. Поднявшись на палубу, он в знак приветствия вручил морякам кубинский национальный флаг, который был обернут у него вокруг пояса. В ответ ему вручили красный флаг судна. Юноша прославил себя в революционной борьбе, и ныне его имя - Хулио Антонио Мелья - носит один из танкеров советского флота.

    Летом 1926 г. внимание газет мира долго привлекал корабль под красным советским флагом - парусник "Товарищ". На борту судна находились студенты морских техникумов - будущие капитаны советского торгового флота. В Монтевидео и Росарио судну под советским флагом устроили восторженный прием. В Саутгемптоне "Товарищ" прошел мимо королевской яхты "Альберт и Виктория" - красный пролетарский флаг и королевский британский флаг обменялись приветственными салютами.

    Весной-летом 1928 г. о судах под красным флагом вновь писали газеты всех стран. Ледокол "Красин", а также суда "Малыгин" и "Персей" включились в поиски экспедиции Нобиле, потерпевшей катастрофу на дирижабле "Италия". Желтая пресса откликнулась издевательскими карикатурами: русский мужик в лаптях перепрыгивает с льдины на льдину, русский комиссар в кожанке идет по льду и перекрашивает торосы в красный цвет. Однако "Красин" пробился к пострадавшим и взял на борт группы Нобиле и Мальмгрена. Мир был восхищен героизмом советских моряков. Вот что записано в дневниках экспедиции о возвращении "Красина", проходившего вдоль берегов Норвегии: "Все встречные пароходы считают своим долгом отсалютовать флагом. Флаги всех наций спускаются перед нашим ярко-красным с серпом и молотом... Приспускаются флаги и на всех небольших домиках, красочно разбросанных в живописных шхерах".

    За годы первой пятилетки советский морской флот пополнился новыми судами. В 1926 г. первыми подняли красные флаги танкеры "Азнефть" и "Грознефть", переделанные из недостроенных крейсеров. Торжественные подъемы флага на новых судах следовали довольно часто: отечественные верфи спустили на воду четыре серии лесовозов, три серии рефрижераторных судов, серию пассажирских теплоходов, каспийские танкеры и азовские пароходы. Несколько крупных судов было куплено за границей.

    В годы второй пятилетки строительство торгового флота продолжалось. В целях улучшения управления морским и речным флотом 30 января 1931 г. был образован Народный Комиссариат водного транспорта. 16 июля 1931 г. утвержден флаг народного комиссара водного транспорта: красное полотнище с белым ромбом в центре и двумя красными перекрещенными якорями.

    Большую помощь флоту в подготовке кадров оказывало "Общество содействия развитию водного транспорта и охраны жизни людей на водных путях" (ОСВОД). Общество имело вымпел - белый треугольник с синей поперечной изломанной полосой.

    Продолжалось изучение арктических морей. В Арктике уже около десяти лет плавало научное судно "Персей" под синим вымпелом с созвездием Персея и буквами "ПМНИ" - Плавучий морской научный институт. В 1932 г. пароход "Сибиряков" под командой капитана В. И. Воронина впервые прошел Северный морской путь с запада на восток за одну навигацию. В декабре 1932 г. постановлением Совнаркома СССР было образовано Главное управление Северного морского пути и утверждены флаг начальника управления и вымпел для судов - красно-голубое треугольное полотнище с золотыми буквами "СССР" у древка и красными буквами "СМП".

    В мае 1932 г. внимание всех газет мира вновь было приковано к морскому судну под красным флагом. Танкер "Советская нефть" под командой капитана Алексеева снял пассажиров и экипаж с горящего французского лайнера "Жорж Филлипар". Подвиг моряков-черноморцев вызвал всеобщее восхищение. Осенью 1936 г. суда под красными флагами "Нева", "Кубань", "Зырянин" доставили испанским республиканцам медикаменты, продукты и подарки от советских трудящихся. Позднее в республиканскую Испанию пришли суда с оружием и боезапасами. Теплоход "Комсомол" доставил танки и пушки, "Курск" - самолеты и авиабомбы. За ними последовали другие суда. Мятежники при поддержке фашистских Германии и Италии развернули пиратские действия - задержали танкер "Союз водников", пароход "Смидович". В Средиземном море крейсер мятежников "Канариас" остановил теплоход "Комсомол" под командой капитана Г. А. Мезенцева и, несмотря на то, что судно имело груз руды, расстрелял и утопил теплоход. Судно ушло под воду с развевающимся флагом, не спустив его перед лицом врага. Фашистами были потоплены еще два советских судна - "Тимирязев" и "Благоев". Но сквозь блокаду в порты республиканцев прорвались 23 судна под красным флагом - моряки советского торгового флота приняли боевое крещение в первой битве с фашизмом.

    За годы пятилеток советский торговый флот пополнился многими новыми судами, к 1940 г. его тоннаж превысил 2 млн. тонн. Но дальнейшему его развитию помешала война.

    22 июня 1941 г. фашистская Германия в 4 часа утра подвергла бомбардировке советские города, в 6 часов немецкие войска вторглись на территорию Советского Союза. Но первые удары были нанесены раньше, и их приняли на себя торговые суда под красным флагом: на Балтике в 2 часа ночи немецкие торпедные катера и самолеты атаковали и утопили советский пароход "Гайсма", в 3 часа 30 минут немецкие самолеты обстреляли пароход "Луга", почти в это же время подорвался на мине пароход "Рухну". Во время войны часть пассажирских судов была переоборудована в санитарные транспорты и перешла под флаг Красного Креста, другие переданы военному командованию и стали вспомогательными судами Военно-Морского Флота под синим флагом. Но подавляющее большинство торговых судов осталось под красным флагом и активно участвовало в военных действиях вместе с боевыми кораблями. Перевозка армейских частей и десантов, доставка боевой техники и боеприпасов, продовольствия, обеспечение связи с союзными странами - вот далеко не полный перечень славных дел советского торгового флота во время Великой Отечественной войны. Навечно боевыми делами вписали свои имена в книгу истории "Старый большевик", "Сибиряков", "Курск", "Уэллен", "Кубань", "Львов", "Азербайджан" и многие другие суда торгового флота.

    Большую роль в организации максимальной помощи фронту сыграло Всесоюзное социалистические соревнование моряков, начатое в июне 1942 г. Для судов-победителей соревнования были утверждены переходящие вымпелы Государственного Комитета Обороны и переходящие вымпелы Народного Комиссариата морского флота. Красный вымпел ГКО и голубой вымпел НКМФ с почетом поднимали многие передовые суда. Всесоюзное социалистическое соревнование моряков продолжается и поныне; теперь красный переходящий вымпел вручается от имени Совета Министров СССР и ВЦСПС, а голубой - от Министерства морского флота и ЦК профсоюза. Война принесла огромный ущерб торговому флоту: была потеряна почти половина довоенного тоннажа. Завершив победно Великую Отечественную войну, Советский Союз приступил к восстановлению народного хозяйства. Большое внимание было уделено восстановлению и развитию торгового флота. За последние годы построены на отечественных и зарубежных верфях большие серии современных морских судов: сухогрузных, танкеров, лесовозов, ледокольных судов, пассажирских, рефрижераторов, газовозов. Пополнился новыми судами рыбопромысловый флот, построен крупный флот экспедиционных и научно-исследовательских судов.

    12 марта 1953 г. в связи с тем, что существовавший вымпел флота рыбной промышленности по своему виду не отражал принадлежности судна Советскому Союзу, что приводило иногда к осложнениям во время промысла в международных водах, утвержден новый вымпел: красное треугольное полотнище с серпом и молотом, окаймленное золотой полосой. 25 августа 1958 г. установили специальный вымпел экспедиционных судов Академии наук СССР: бело-синее треугольное полотнище с красной надписью "Академия наук СССР" и перекрещенными якорями на белом поле у древка.

    Одновременно был утвержден флаг Президента Академии наук СССР.

    Суда Гидрометеорологической службы СССР также несут специальный вымпел, утвержденный 3 августа 1940 г.: бело-синее треугольное полотнище, разделенное волнистой линией по горизонтали, с розой ветров в виде красной звезды и расходящимися от нее лучами на верхнем белом поле.

    В настоящее время советский торговый флот - один из крупнейших в мире: по тоннажу он вышел на шестое место. Более 1500 морских судов несут алый флаг Страны Советов. Бурный рост советского флота продолжается. Представитель американских судовладельцев Ральф Кассей в начале 1965 г. вынужден был признать: "Тринадцать лет назад в составе мирового торгового флота каждое 9-е судно было американским и лишь одно из 24 русским. А в прошлом году картина стала резко иной: только одно судно из 17 несет флаг "Звезды и полосы" и уже каждое 14-е - "Серп и молот".

    Рост советского торгового флота и его активный выход на международные морские пути обеспечили независимость внешней торговли СССР от мирового фрахтового рынка. Красный советский флаг прочно занял место среди флагов ведущих морских держав мира.

    Красный флаг показывает, что судно принадлежит Союзу Советских Социалистических Республик и находится под его защитой, что здесь действует советская Конституция и советские законы. В каких бы отдаленных водах ни находилось судно под Государственным флагом СССР, оно всегда остается частичкой советской территории.

    Государственный флаг СССР на морских судах поднимают на флагштоке или на гафеле ежедневно в 8 часов утра и спускают с заходом солнца. В полярных морях зимой флаг должен быть поднят в пределах времени его видимости.

    В особо торжественные дни и в дни революционных праздников производится торжественный подъем Государственного флага, и суда в порту расцвечиваются флагами Международного свода сигналов. В иностранных портах такое расцвечивание в дни советских праздников обязательно согласуется с консулом СССР. Флагорасцвечивание на ходу не разрешается. Суда на ходу в праздничные дни, кроме кормового флага, поднимают на фор-стеньге Государственный флаг, на гротстеньге - вымпел своего ведомства.

    Все советские речные суда также плавают под Государственным флагом СССР.

    Когда на морском или речном судне в качестве официальных лиц находятся: Председатель Президиума Верховного Совета СССР, Председатель Совета Министров СССР или иные лица, представляющие Верховный Совет СССР, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР, а также дипломатические представители - послы СССР, то с их разрешения на стеньге передней мачты поднимают дополнительно Государственный флаг СССР.

    Морские и речные суда поднимают на стеньге специальные флаги, когда на борту находится министр морского флота, министр речного флота, министр рыбного хозяйства, Президент Академии наук СССР. Охрана Государственного флага СССР и поддержание его достоинства является почетной обязанностью каждого члена экипажа судна.

    Флаг судна имеет большое политическое значение. Дружеское отношение к флагу СССР народов всех стран при появлении советского торгового судна в иностранном порту свидетельствует о глубоких симпатиях трудящихся к Стране Советов.

    размер шрифта

    ПРИКАЗ Роскомрыболовства от 30-08-95 140 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСТАВА СЛУЖБЫ НА СУДАХ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... Актуально в 2018 году

    Глава II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ, ФЛАГИ И ВЫМПЕЛЫ

    13. Государственный флаг Российской Федерации поднимается на судне после получения свидетельства на право плавания под флагом Российской Федерации. День первого подъема флага считается судовым праздником.

    14. Государственный флаг указывает на национальность судна и под юрисдикцией какого государства оно находится.

    15. Государственный флаг поднимается во время хода судна и стоянки его ежедневно с 8 ч утра и спускается с заходом солнца.

    В полярных морях зимой Государственный флаг Российской Федерации ежедневно должен быть поднят в пределах времени его видимости, а при продолжительном дне с 8 до 20 ч.

    Государственный флаг поднимается ранее 8 ч утра и не спускается после захода солнца, при условии его видимости, в следующих случаях:

    а) при входе судна в порт и при выходе его из порта;

    б) при встрече в море с военными кораблями и судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации, до расхождения с ними.

    При входе в порт, на стоянке и выходе из порта на судне, кроме Государственного флага, на грот - мачте (стеньге) поднимается вымпел судов рыбопромыслового флота Российской Федерации.

    При следовании и стоянке в территориальных и внутренних водах иностранного государства на фок - мачте (сигнальной мачте) поднимается и несется государственный флаг данного государства, постоянно, до выхода из указанных вод.

    16. При нахождении на судне в качестве официальных лиц Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, других лиц, представляющих Президента Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, на фок - мачте (сигнальной мачте) поднимается Государственный флаг Российской Федерации.

    При нахождении на борту Председателя Роскомрыболовства на фок - мачте (сигнальной мачте) поднимается флаг Председателя Комитета Российской Федерации по рыболовству.

    При нахождении на борту судна официального лица высшей власти иностранного государства при стоянке судна в российском порту на фок - мачте (сигнальной мачте) поднимается государственный флаг данного государства.

    17. В особо торжественные и праздничные дни либо дни национального праздника страны порта стоянки судна (по согласованию с консулом) судно расцвечивается флагами Международного Свода Сигналов.

    В траурные дни Государственный флаг Российской Федерации держится приспущенным до половины мачты. В отечественных портах флаг приспускается по распоряжению капитана порта, в иностранных - по согласованию с консулом и портовыми властями.

    18. При встрече с военным кораблем под флагом Российской Федерации либо с военным кораблем государства, состоящего в дипломатических отношениях с Российской Федерацией, судно приветствует его однократным приспусканием Государственного флага. При встрече с военным кораблем государства, не состоящего в дипломатических отношениях с Российской Федерацией, приветствие производится только в территориальных и внутренних водах этого государства.

    Федерального агентства морского и речного транспорта

    Дата принятия: 27.10.2008

    Прямоугольное полотнище голубого цвета - цвета флага Министерства транспорта Российской Федерации. По нижнему и верхнему краям полотнища флага расположены полосы синего цвета, ширина которых составляет по одной восьмой ширины полотнища. По центру этих полос располагается волнистая линия белого цвета.

    Дата принятия: 27.10.2008

    Эмблема эмблема) представляет собой изображение двуглавого орла золотистого цвета с поднятыми крыльями, увенчанного одной большой и двумя малыми золотистыми коронами, соединенными золотистой лентой. В лапах орла - два перекрещенных серебристых якоря - морской и речной. На груди орла - щит, на красном поле которого помещено золотистое изображение всадника, поражающего копьем дракона.

    Дата принятия: 27.10.2008

    Полотнище в виде равнобедренного треугольника с соотношением ширины и длины, составляющим один к трем.

    Государственная аварийная и спасательно-координационная служба РФ (Госморспасслужба России)

    Орган управления Госморспасслужбы России - Государственный морской спасательно-координационный центр (ГМСКЦ)


    Эмблема Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ)

    Постановление Правительства РФ (#796) Об учреждении эмблемы и флага Федерального агентства морского и речного транспорта и вымпела руководителя Агентства

    Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Принять предложение Министерства транспорта Российской Федерации, согласованное с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации, об учреждении эмблемы и флага Федерального агентства морского и речного транспорта и вымпела руководителя Агентства.
    2. Утвердить прилагаемые:
    Положение об эмблеме Федерального агентства морского и речного транспорта, ее описание и рисунок;
    Положение о флаге Федерального агентства морского и речного транспорта и вымпеле руководителя Агентства, их описания и рисунки.
    3. Установить, что финансовое обеспечение расходов, связанных с учреждением эмблемы и флага Федерального агентства морского и речного транспорта и вымпела руководителя Агентства, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на обеспечение деятельности Агентства и подведомственных ему федеральных государственных учреждений.
    Расходы, связанные с учреждением эмблемы и флага Федерального агентства морского и речного транспорта, осуществляются федеральными государственными унитарными предприятиями, находящимися в ведении Агентства, за счет собственных средств указанных предприятий.

    Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин

    Положение об эмблеме Федерального агентства морского и речного транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 27 октября 2008 г. N 796)
    1. Эмблема Федерального агентства морского и речного транспорта (далее - эмблема) является официальным символом, указывающим на принадлежность к Агентству.
    2. Эмблема помещается в кабинете руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта и в зале совета Агентства.
    3. Эмблема может помещаться на штампах или бланках Федерального агентства морского и речного транспорта (за исключением случаев, предусматривающих использование Государственного герба Российской Федерации), а также подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений.
    4. Эмблема помещается на флаге Федерального агентства морского и речного транспорта и вымпеле руководителя Агентства, а также по решению руководителя Агентства - на зданиях и сооружениях, транспортных средствах и ином имуществе Агентства и подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений.
    5. Допускается помещать эмблему на печатную, рекламно-информационную и сувенирную продукцию, кино-, видео- и фотоматериалы, которые издаются (изготавливаются) по заказу Федерального агентства морского и речного транспорта.
    6. Иные случаи использования эмблемы определяются Министром транспорта Российской Федерации.

    Описание эмблемы Федерального агентства морского и речного транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 27 октября 2008 г. N 796)
    Допускается использование в качестве самостоятельной эмблемы малой эмблемы, представляющей собой два перекрещенных серебристых якоря - морской и речной.
    Эмблема может выполняться в одноцветном изображении.

    Положение о флаге Федерального агентства морского и речного транспорта и вымпеле руководителя Агентства (утв. постановлением Правительства РФ от 27 октября 2008 г. N 796)
    1. Флаг Федерального агентства морского и речного транспорта (далее - флаг ) является официальным символом, указывающим на принадлежность к Агентству.
    2. Флаг устанавливается в кабинете руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта и в зале совета Агентства.
    3. Флаг вывешивается на зданиях, занимаемых Федеральным агентством морского и речного транспорта, а также подведомственными ему федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями.
    4. Флаг поднимается в местах официальных церемоний и других торжественных мероприятий, проводимых Федеральным агентством морского и речного транспорта, подведомственными ему федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями.
    5. В дни траура флаг приспускается до половины мачты (флагштока). При размещении флага на древке траурные ленты прикрепляются к древку.
    6. При одновременном использовании Государственного флага Российской Федерации и флага последний располагается с правой стороны, если стоять к ним лицом. Размер флага не должен превышать размер Государственного флага Российской Федерации.
    7. Изображение флага допускается на печатной, рекламно-информационной и сувенирной продукции, издаваемой (изготавливаемой) по заказу Федерального агентства морского и речного транспорта, подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений.
    8. Вымпел руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта является официальным должностным отличительным символом.
    9. Вымпел руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта поднимается на морских и речных судах при нахождении на них руководителя Агентства.
    10. Иные случаи использования флага и вымпела руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта определяются Министром транспорта Российской Федерации.

    Описание флага Федерального агентства морского и речного транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 27 октября 2008 г. N 796)
    Флаг Федерального агентства морского и речного транспорта (далее - флаг ) представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета - цвета флага Министерства транспорта Российской Федерации. По нижнему и верхнему краям полотнища флага расположены полосы синего цвета, ширина которых составляет по одной восьмой ширины полотнища. По центру этих полос располагается волнистая линия белого цвета.
    В крыже расположено изображение Государственного флага Российской Федерации. В центре правой половины полотнища расположена цветная эмблема Федерального агентства морского и речного транспорта.
    Ширина полотнища составляет две трети его длины. Длина и ширина изображения Государственного флага Российской Федерации составляют одну вторую длины и ширины полотнища флага соответственно. Высота эмблемы Федерального агентства морского и речного транспорта составляет три пятых ширины полотнища флага, ширина составляет одну треть длины полотнища флага. Эмблема Федерального агентства морского и речного транспорта расположена на расстоянии одной двадцатой ширины полотнища флага от нижнего и правого краев полотнища флага.

    Описание вымпела руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 27 октября 2008 г. N 796)
    Вымпел руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта представляет собой полотнище в виде равнобедренного треугольника с соотношением ширины и длины, составляющим один к трем.
    Полотнище разделено по горизонтальной оси на две части - верхнюю часть голубого цвета и нижнюю часть синего цвета.
    В центре вымпела на расстоянии, равном одной двенадцатой его длины, изображена цветная эмблема Федерального агентства морского и речного транспорта, размер которой составляет одну вторую длины фаловой кромки.


    стр. 1



    стр. 2



    стр. 3



    стр. 4



    стр. 5



    стр. 6



    стр. 7

    ФЛАГИ И ВЫМПЕЛЫ СПЕЦИАЛЬНЫЕ

    ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

    ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
    МОСКВА

    МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

    Дата введения 01.01.82

    Настоящий стандарт распространяется на флаги и вымпелы (в дальнейшем флаги) специальные, применяемые на морских, речных судах и кораблях.

    Настоящий стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 2558-80 в части, касающейся флагов Международного свода сигналов.

    1. ВИДЫ И РАЗМЕРЫ

    1.1. Устанавливают следующие виды флагов:

    флаги государственные СССР;

    флаги и вымпелы судов Министерства морского флота;

    флаги и вымпелы судов Министерства рыбного хозяйства;

    флаги государственные иностранных государств;

    флаги национальные иностранных государств;

    флаги торговые иностранных государств;

    флаги и вымпелы Международного и Военно-морского свода сигналов;

    флаги и вымпелы Военно-морские.

    1.1а. Для флагов Международного свода сигналов устанавливают следующие входящие в один комплект типы:

    1 - флаги буквенные;

    2 - флаги цифровые;

    3 - флаги репитерные;

    4 - флаги подтверждающие (ответные).

    Флаги типа 1 изготовляют прямоугольными и прямоугольными с клиновидным вырезом, типа 3 - треугольным, типов 2 и 4 - в форме вымпелов.

    1.2. Размеры, форма, расцветка, соотношение длины и ширины флагов и место расположения на них гербов, эмблем и других отличительных знаков должны соответствовать требованиям, установленным положениями об этих флагах, и образцам (готовому флажному изделию, чертежам, рисункам, фотографиям, выполненным в цвете), представленным потребителем.

    1.3. В зависимости от ширины полотнища флага устанавливают следующие типоразмеры, указанные в табл. 1.

    Таблица 1

    1.3а. В зависимости от длины и ширины флагов Международного свода сигналов устанавливают типоразмеры, указанные в табл. 2.

    Таблица 2

    Типоразмер

    Тип флага

    Длина, см

    Ширина, см

    Длина, см

    Ширина, см

    Длина, см

    Ширина, см

    у шкаторины

    у свободного конца

    (Введен дополнительно, Изм. № 1).

    1.4. Отклонения по длине и ширине полотнища флага и по размерам отличительных знаков не должны превышать:

    для типоразмеров 1, 2, 3 - длина ± 2 %,

    ширина ± 4 %;

    для типоразмеров 4, 5, 6 - длина ± 3 %,

    ширина ± 5 %.

    Для флагов международного свода сигналов ± 5 см.

    (Измененная редакция, Изм. № 3).

    1.5. В условное обозначение флагов входит наименование вида, типоразмер и обозначение настоящего стандарта, а для флагов Международного свода сигналов - наименование, тип, типоразмер, буква или цифра и обозначение настоящего стандарта.

    Примеры условных обозначений

    Комплект флагов Международного свода сигналов (МСС) типоразмера 3:

    Флаг Международного свода сигналов (МСС) типа 1, типоразмера 2, буквы А:

    Флаги национальные иностранных государств типоразмера 3:

    Флаги иностранные национальные - 3 ГОСТ 8498-81

    Национальный флаг Аргентины типоразмера 2, поставляемый поштучно:

    Национальный флаг Аргентины - 2 ГОСТ 8498-81

    (Измененная редакция, Изм. № 1).

    2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

    2.1. Флаги должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технической документации для каждого флага или группы флагов, утвержденной в установленном порядке.

    2.2. Артикул ткани для полотнища флага, шкаторины и боутов, типоразмер флага, способ нанесения отличительных знаков, структура ниток для каждого вида шва, прокладки, оплетки и крепления фала, диаметр фала должны быть указаны в техническом описании на конкретный флаг или группу флагов.

    2.3. Полотнища флагов должны быть изготовлены из целых кусков или сшиты по ширине или длине из отдельных полотен ткани (в зависимости от ширины ткани и размера полотнища флага). Направление долевых нитей основы в готовом полотнище флага должно быть одинаковым.

    При пошиве флагов строчка должна быть прочной, ровной, без петель и узлов; количество стежков на 5 см - не менее 16.

    (Измененная редакция, Изм. № 2, 3).

    2.4. Длина полотнища флага должна быть расположена по основе ткани, при длине полотнища не более 70 см, а для флагов Международного свода сигналов - не более 75 см допускается располагать ее по утку ткани.

    (Измененная редакция, Изм. № 1).

    2.5. Изображение соответствующих герба, эмблемы и других отличительных знаков, указанных в п. 1.2, на полотнище флага наносят способом холодного батика, печати, шелкографии, вышивки или аппликации.

    2.6. Края полотнища флага должны быть обработаны швом вподгибку с закрытым срезом, шириной шва 0,8 - 1,0 см с подгибом внутрь 0,6 - 0,7 см. Строчка должна быть прочной, ровной без петель и узлов, концы строчки должны быть прочно закреплены, количество стежков на 5 см должно быть не менее 20. Цвет ниток должен быть в тон преобладающего цвета полотнища.

    2.7. При обработке полотнища применяют швейные нитки по ГОСТ 6309 , ОСТ 17-889 и другой нормативно-технической документации.

    2.8. Для прочности края полотнища флага по его контуру с трех сторон (кроме левой стороны) в шов вподгибку с закрытым срезом должна быть проложена цельная нитка по ГОСТ 14961

    2.9. Левая сторона полотнища флага должна быть ошкаторина тканью по ГОСТ 29250 и другой нормативно-технической документации. Шкаторину настрачивают накладным швом с закрытым срезом. Ширина шва с лицевой и изнаночной сторон полотнища флага 1,0 - 1,2 см. Ширина подгиба концов шкаторины должна быть не менее 2,5 см. Ширина шкаторины в готовом виде должна быть 3 - 3,5 см.

    2.10. В шкаторину прокладывают капроновый фал по нормативно-технической документации, диаметром:

    6 - 8 мм - для флагов типоразмером 1 - 3;

    4 - 6 мм - для флагов типоразмеров 4 - 8.

    Фал должен быть прикреплен к шкаторине:

    в трех местах - у флагов типоразмеров 1 - 4;

    в двух местах - у флагов типоразмеров 5 - 8.

    У флагов Международного свода сигналов крепление производят:

    в двух местах - у флагов типоразмеров 1 - 2;

    в трех местах - у флагов типоразмеров 3 - 5.

    (Измененная редакция, Изм. № 1).

    2.11. Для настрачивания шкаторины к полотнищу флага и крепления фала к шкаторине применяют нитки по ОСТ 17-889, ГОСТ 6309 и другой нормативно-технической документации.

    Количество стежков при настрачивании шкаторины к полотнищу должно быть не менее 10 на 5 см.

    2.12. Фалы у флагов должны выходить из верхней части шкаторины в виде короткого огона (петли) длиной 5 - 6 см, из нижней части - в виде конца с огоном. Длина конца с огоном для флагов типоразмеров 1 - 3 должна быть 40 - 50 см, для типоразмеров 4 - 8 - 30 - 35 см. Огоны флагов Международного и Военно-морского сводов сигналов должны быть оборудованы клевантами:

    верхний - вертлюжным;

    нижний - простым.

    По требованию потребителя допускается изменять длину нижних концов фала.

    2.13. Концы фалов перед закреплением огона должны быть оплавлены. Огон должен быть выполнен закреплением конца фала оплеткой льняными нитками по ОСТ 17-889 или другими нитками, по качеству не ниже указанных. Количество витков оплетки должно быть 40 - 45. Конец оплетки должен быть прочно закреплен.

    2.14. Витки по всей длине оплетки должны быть закреплены двойной машинной строчкой льняными нитками по ОСТ 17-889 или другими нитками, по качеству не ниже указанных.

    2.15. Для усиления углов полотнища флага у шкаторины должны быть настрочены боуты в виде квадрата или ромба (в зависимости от формы полотнища флага) в цвет полотнища. Сторона боута должна быть равна 0,1 ширины полотнища, но не менее 5 см.

    Углы развевающейся стороны полотнища флага должны быть прострочены пятью машинными строчками: у флагов - под углом 45°, у вымпелов - параллельно шкаторине.

    Расстояние между строчками у флагов типоразмеров 1 - 3 должно быть не более 2,5 см, а у типоразмеров 4 - 8 не более 1,5 см, а у флагов Международного свода сигналов - 0,5 - 1,0 см. Для прострочки применяют хлопчатобумажные нитки по ГОСТ 6309 или другие нитки, по качеству не ниже указанных.

    (Измененная редакция, Изм. № 1).

    2.16. Нормы прочности окраски готового флага должны быть не ниже указанных в табл. 3.

    Таблица 3

    2.17. Окраска флагов должна быть ровной, без затеков, пятен и пропусков, и соответствовать карте цветов, утвержденной в установленном порядке.

    2.18. Пороки внешнего вида по количеству и размерам не должны превышать указанных в табл. 4.

    Таблица 4

    2.17, 2.18. (Измененная редакция, Изм. № 2).

    2.19. Разрывная нагрузка окрашенной ткани готового флага должна быть не менее 85 % по основе и 80 % по утку от установленной для неокрашенной ткани.

    3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

    3.1. Флаги принимают партиями. За партию принимают любое количество флагов, предъявленное к приемке.

    3.2. Контролю качества флагов по внешнему виду, соответствию упаковки и маркировки требованиям настоящего стандарта, подвергают 100 % продукции.

    3.3. Для контроля качества флагов по физико-механическим и химическим показателям от партии отбирают количество флагов в соответствии с ГОСТ 20566 .

    Контролю качества флагов по линейным размерам подвергают 10 % от партии.

    При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному показателю проводят повторные испытания по этим показателям на удвоенном количестве флагов, отобранных от той же партии. Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

    (Измененная редакция, Изм. № 1, 3).

    4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

    4.2. Определение линейных размеров флагов - по ГОСТ 3811 .

    4.3. Определение устойчивости окраски флагов - по ГОСТ 9733.0 , ГОСТ 9733.2 , ГОСТ 9733.10 , ГОСТ 9733.27 .

    4.4. Определение прочности нанесения окраски при печати эмблем или других отличительных знаков на растрескивание проводят пятикратным сгибанием, после которого краска не должна давать трещин.

    4.5. Контроль расцветки флагов проводят сравнением с картой цветов, утвержденной в установленном порядке.

    (Измененная редакция, Изм. № 2).

    4.6. Определение разрывной нагрузки - по ГОСТ 3813 .

    5. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

    5.1. В верхнем углу шкаторины на расстоянии не менее 5 см от ее верхней кромки должны быть нанесены наименование, обозначения, присвоенные данному флагу (в виде букв, цифр или знаков).

    Высота букв, цифр или знаков должна быть 1,0 - 1,5 см.

    Все флаги маркируют несмываемой краской, флаги Международного свода сигналов - несмываемой черной.

    (Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3).

    5.2. В нижнем углу шкаторины наносят:

    наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак;