Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Рсчс осуществляет. Рсчс - это что? рсчс: задачи, уровни, режимы функционирования. Основные задачи федерального уровня

    Рсчс осуществляет. Рсчс - это что? рсчс: задачи, уровни, режимы функционирования. Основные задачи федерального уровня
    0

    1. Организационная структура РСЧС

    В 1992 году функции по защите населения и территорий России между Российской системой предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) и Гражданской обороной (ГО) были поделены, РСЧС решает задачи в мирное время, а ГО - в военное время.

    При этом в мирное время силы и средства Гражданской обороны могут привлекаться для ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

    В феврале 1994 года был принят Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», который стал законодательной основой РСЧС. В роли ее управляющего и организующего центра выступило Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС).

    Окончательно Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС была организована МЧС России в ноябре 1995 года.

    Система РСЧС структурно состоит из следующих подсистем:

    Функциональных (создаются федеральными органами власти),

    Ведомственных.

    РСЧС имеет пять уровней:

    Федеральный,

    Региональный,

    Территориальный,

    Местный,

    Объектовый.

    Каждый уровень РСЧС имеет:

    о координирующие органы,

    Органы управления,

    Силы и средства РСЧС,

    Системы связи и оповещения,

    Резервы финансовых и материальных ресурсов.

    2. Основные задачи РСЧС

    Основными задачами РСЧС являются:

    Проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, а в случае возникновения чрезвычайной ситуации - защита жизни, здоровья людей, ценностей и окружающей среды;

    Формирование и внедрение правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территории;

    Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

    Ликвидация чрезвычайных ситуаций;

    Создание и обеспечение готовности сил и средств РСЧС;

    Выполнение мероприятий Гражданской обороны (ГО);

    Оказание гуманитарной помощи и др.

    При этом координирующими органами РСЧС являются:

    На федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;

    На региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации, - региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;

    На территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ, - комиссии по ЧС органов

    исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    На местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), - комиссии по ЧС органов местного самоуправления;

    На объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по ЧС (создаются в случае необходимости при наличии соответствующей материальнотехнической базы).

    Органами повседневного управления РСЧС являются:

    Пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;

    Дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.

    Специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации ЧС в порядке, определенным Президентом РФ.

    3. Режимы функционирования РСЧС

    В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливаются режимы функционирования РСЧС.

    При этом режим повседневной деятельности включает:

    Осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды (ОПС), обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

    Планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных (иди сельскохозяйственных) объектов и отраслей экономики в ЧС;

    Совершенствование подготовки органов управления по делам ГО, ЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам - защиты и действиям при ЧС;

    Создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

    Осуществление целевых видов страхования.

    Режим повышенной готовности предусматривает:

    Принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование, при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработку предложений по ее нормализации;

    Усиление дежурно-диспетчерской службы;

    Усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды (ОПС), обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;

    Принятие мер по защите населения и окружающей среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов;

    Приведение в состояние повышенной готовности сил и средств, уточнение планов и действий. Режим чрезвычайной ситуации (ЧС) включает:

    Организацию защиты населения;

    Выдвижение оперативных групп в район ЧС;

    Организацию ликвидации ЧС;

    Определение границ зоны ЧС;

    Организацию работ по обеспечению устойчивости функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

    Осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.

    4. Силы и средства РСЧС; организация ликвидации последствий ЧС Для ликвидации ЧС создаются специальные фонды и материальные резервы.

    Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась ЧС, под непосредственным руководством соответствующей комиссии по ЧС (КЧС).

    Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей КЧС.

    Она может взять на себя координацию или руководство ликвидацией этой ЧС и оказать необходимую помощь.

    При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. В отдельных случаях для ликвидации ЧС и ее последствий может быть образована правительственная комиссия.

    Постановлением Правительства Российской Федерации определен перечень сил и средств РСЧС. Одна их часть предназначена для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды (ОПС), обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, санитарноэпидемиологической обстановкой и другими сферами жизни и деятельности. Вторая - для ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС).

    В настоящее время намечен ряд мероприятий направленных на укрепление служб МЧС.

    Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.

    Единая государственная система предупреждения и ликвидации решает вопросы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций , и иного характера с помощью комплекса мероприятий, обеспечивающий в мирое время защиту населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет в себя органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    Основные задачи РСЧС:
    • Разработка правовых и экономических норм, связанных с защитой населения
    • Подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях
    • Прогнозирование чрезвычайных ситуаций
    • Оценка и ликвидация социально-экономических последствий ЧС
    • Надзор и контроль в сфере защиты населения и террриторий от чрезвычайных ситуаций
    • Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий
    • Ликвидация ЧС

    Организационная структура РСЧС

    РСЧС строится по террриториально-производственному принципу, включает в себя территориальные и функциональные подсистемы.

    Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:
    • федеральный, охватывающий всю территорию РФ;
    • региональный — территорию нескольких субъектов РФ;
    • территориальный — территорию ;
    • местный — территорию района (города, населенного пункта);
    • объектовый — территорию объекта производственного или социального назначения.

    Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (районы, города и т.д.). Координирующим органом являются комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъктов РФ.

    В субъектах РФ создано 88 территориальных подсистем которые состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

    Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации наблюдения и контроля за стихийными явлениями, состоянием окружающий среды и за потенциально опасными объектами.

    Подсистемы РСЧС каждого уровня включают в себя:
    • координирующие органы;
    • органы управления по делам и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС);
    • органы повседневного управления;
    • силы и средства;
    • резервы финансовых и материальных ресурсов;
    • системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

    Федеральные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах и организациях федерального подчинения. Действие органов по защите населения и террриторий от чрезвычайных ситуаций координирует МЧС России и органы непосредственно подчиненные федеральным органам исполнительной власти. (Координирующий орган: Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при правительстве России).

    Региональный уровень включает районирование России по 6 регионам (Координирующий орган: региональные центры по делам ГОЧС).

    Региональный состав РСЧС включает регионы:
    • Центральный (Москва)
    • Северо-западный (Санкт-Петербург)
    • Южный (Ростов-на-Дону)
    • Приволжско-Уральский (Екатеринбург)
    • Сибирский (Красноярск)
    • Дальневосточный (Хараровск)

    Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется правительством РФ, непосредственное руководство осуществляет МЧС России.

    В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации предусмотрено три режима функционирования РСЧС:

    • режим повседневной деятельности
    • режим повышенной готовности
    • режим чрезвычайной ситуации.

    Таким образом, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является эффективным инструментом, непосредственно обеспечивающим безопасность страны, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и характера.

    Министерство чрезвычайных ситуация России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области .

    Московская городская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

    Проблема обеспечения гарантий безопасности населения Москвы имеет особую значимость. В городе находится 80 химически опасных объектов, 20 радиационно опасных объектов, более 60 пожаро- и взрывоопасных объектов. Для решения вопросов защиты населения и территорий Москвы в 1997 г. была создана Московская городская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МГСЧС), а также принят закон Москвы “О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характер”.

    МГСЧС является составной частью Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, состоит из территориальных и объектовых звеньев и осуществляет свою деятельность на четырех уровнях: городском, административном, районном и объектовом.

    МГСЧС решает задачи по защите населения и территориям не только в мирное время, но и в случае военных действий или вследствие военных действий.

    Эта функция возложена на гражданскую оборону Москвы, которая является составной частью Российской Федерации.

    РСЧС строится по террриториально-производственному принципу, включает в себя территориальные и функциональные подсистемы.

    Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:

    § федеральный, охватывающий всю территорию РФ;

    § региональный - территорию нескольких субъектов РФ;

    § территориальный - территорию субъектов РФ;

    § местный - территорию района (города, населенного пункта);

    § объектовый - территорию объекта производственного или социального назначения.

    Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (районы, города и т.д.). Координирующим органом являются комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъктов РФ.

    В субъектах РФ создано 88 территориальных подсистем которые состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

    Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации наблюдения и контроля за стихийными явлениями, состоянием окружающий среды и за потенциально опасными объектами.

    Подсистемы РСЧС каждого уровня включают в себя:

    § координирующие органы;

    § органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС);

    § органы повседневного управления;

    § силы и средства;

    § резервы финансовых и материальных ресурсов;

    § системы связи, оповещения и информационного обеспечения.



    Федеральные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах и организациях федерального подчинения. Действие органов по защите населения и террриторий от чрезвычайных ситуаций координирует МЧС России и органы непосредственно подчиненные федеральным органам исполнительной власти. (Координирующий орган: Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при правительстве России).

    Региональный уровень включает районирование России по 6 регионам (Координирующий орган: региональные центры по делам ГОЧС).

    Региональный состав РСЧС включает регионы:

    § Центральный (Москва)

    § Северо-западный (Санкт-Петербург)

    § Южный (Ростов-на-Дону)

    § Приволжско-Уральский (Екатеринбург)

    § Сибирский (Красноярск)

    § Дальневосточный (Хараровск)

    Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется правительством РФ, непосредственное руководство осуществляет МЧС России.

    В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации предусмотрено три режима функционирования РСЧС:

    § режим повседневной деятельности

    § режим повышенной готовности

    § режим чрезвычайной ситуации.

    Таким образом, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является эффективным инструментом, непосредственно обеспечивающим безопасность страны, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Министерство чрезвычайных ситуация России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

    Система “человек – среда обитания”

    Человек существует в процессе жизнедеятельности, непрерывном взаимодействии со средой обитания в целях удовлетворения своих потребностей.

    Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и время отдыха человека. Она протекает в условиях, создающих угрозу для жизни и здоровья человека. Жизнедеятельность характеризуется качеством жизни и безопасностью.

    Деятельность - это активное сознательное взаимодействие человека со средой обитания.

    Формы деятельности разнообразны. Результатом любой деятельности должна быть её полезность для существования человека. Но одновременно с этим любая деятельность потенциально опасна. Она может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к заболеваниям, травматизму и обычно заканчивается потерей трудоспособности или смертью.

    Человек осуществляет деятельность в условиях техносферы или окружающей природной среды, то есть в условиях среды обитания.

    Среда обитания - это окружающая человека среда, осуществляющая через совокупность факторов (физических, биологических, химических и социальных) прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье, трудоспособность и потомство.

    В жизненном цикле человек и окружающая среда обитания непрерывной взаимодействуют и образуют постоянно действующую систему “человек - среда обитания”, в которой человек реализует свои физиологические и социальные потребности.

    В составе окружающей среды выделяют природную, техногенную, производственную и бытовую среду. Каждая среда может представлять опасность для человека.

    В составе окружающей среды выделяют:

    § Природная среда (Биосфера) - область распространения жизни на Земле, не испытавшая техногенного воздействия (атмосфера, гидросфера, верхняя часть литосферы). Она обладает как защитными свойствами (защита человека от негативных факторов - разность температуры, осадки), так и рядом негативных факторов. Поэтому для защиты от них человек вынужден был создать техносферу.

    § Техногенная среда (Техносфера) - среда обитания, созданная с помощью воздействия людей и технических средств на природную среду с целью наилучшего соответствия среды социальным и экономическим потребностям.

    На современном этапе развития человека общество непрерывно взаимодействовало на среду обитания. Ниже показана схема взаимодействия человека со средой обитания.

    В 20 веке на Земле возникли зоны повышенного антропогенного и техногенного влияния на природную среду. Это привело к частичной и полной деградации. Этим изменениям способствовали следующий эволюционные процессы:

    § Рост численности населения и урбанизация

    § Рост потребления энергии

    § Массовое использование транспорта

    § Рост затрат на военные цели

    Классификация условий для человека в системе "человек - среда обитания":

    § Комфортные (оптимальные) условия деятельности и отдыха. К данным условиях человек приспособлен в большей степени. Проявляется наивысшая работоспособность, гарантируются сохранение здоровья и целостность компонентов среды обитания.

    § Допустимые . Характеризуются отклонением уровней потоков веществ, энергии и информации от номинальных значений в допустимых пределах. Данные условиях труда не оказывают негативное воздействие на здоровье, но приводят к дискомфорту и снижению работоспособности и продуктивности деятельности. Не вызываются необратимые процессы у человека и среды обитания. Допустимые нормы воздействия закрепляются в санитарных нормах.

    § Опасные . Потоки веществ, энергии и информации превышают допустимые уровни воздействия. Оказывают негативное воздействие на здоровье человека. При длительном воздействии вызывают заболевания и приводят к деградации природной среды.

    § Чрезвычайно опасные . Потоки за короткий срок могут нанести травму или привести к смерти, вызывая необратимые разрушения в природной среде.

    Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным (при комфортном и допустимом состоянии) и негативным (при опасном и чрезвычайно опасном). Многие факторы, постоянно оказывающие воздействие на человека, являются неблагоприятными для его здоровья и активной деятельности.

    Безопасность можно обеспечить двумя путями:

    1. устранением источников опасности;

    2. повышением защищенности от опасностей, способности надежно противостоять им.

    Безопасность жизнедеятельности - наука, изучающая опасности, средства и методы защиты от них.

    Опасность - это угроза природной, техногенной, экологической, военной и другой направленности, осуществление которой может привести к ухудшению состояния здоровья и смерти человека, а также нанесению ущерба окружающей природной среде.

    Основная цель учения о безопасности жизнедеятельности - защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности.

    Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий деятельности людей, их жизни, защите человека и окружающей его среды от воздействия вредных факторов.
    За любой вред человек расплачивается своим здоровьем и жизнью, которые можно рассматривать как системообразующие факторы в системе “человек - среда обитания”, конечный результат ее функционирования и критерий качества окружающей среды.

    Объектом изучения безопасности жизнедеятельности служит комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе "человек - среда обитания".

    В Российской Федерации уже на протяжении долгого времени функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    Для прогнозирования, предотвращения и устранения последствий аварий, катастроф и природных катаклизмов в каждой цивилизованной стране создаются специальные организационные структуры. В России для решения этих задач функционирует централизованная система, объединяющая различные ветви государственной власти. Благодаря взаимодействию и координации всех звеньев государственного управления удается эффективно бороться с различными непредвиденными явлениями.

    Что же касается истории ее становления. Первые шаги к созданию организованной системы защиты от экстремальных происшествий были предприняты еще в 1918 году. Функции возлагались на создававшуюся в то время гражданскую оборону, которая была по большей части ориентирована на военные нужды. В декрете Комитета по обороне Петрограда предписывалось организовывать наблюдательные позиции и пункты оказания первичной медпомощи, а также разъяснять местным жителям правила поведения при воздушных атаках.

    В 30-х годах решением Совнаркома была создана первая централизованная организация – Местная противовоздушная оборона (МПВО). В нее вошли более трех тысяч отдельных добровольных дружин, существовавших в это временя. В период Великой Отечественной войны МПВО обеспечивала эффективную сохранность стратегических промышленных и социально значимых объектов от бомбардировки вражеской авиации.

    В 50-е годы с возникновением угрозы применения оружия массового поражения назрела необходимость модернизации МПВО. Поэтому в 1961 году данная организация была усовершенствована и переименована в Гражданскую оборону (ГО). Система ГО стала составной частью Министерства обороны. Сфера деятельности ГО распространялась не только на защиту от средств массового поражения, но и на выполнение аварийно-спасательных мероприятий.

    В 70-80-е годы система Гражданской обороны не претерпела особых изменений, хотя созрели предпосылки для ее серьезной реорганизации.

    Кардинальные перемены произошли в начале 90-х годов, когда распоряжением Правительства был сформирован Российский корпус спасателей на правах Госкомитета. С этого времени началось становление новой централизованной системы, объединявшей в одной структуре различные подразделения государственной власти.

    В 1992 году принимается решение об учреждении Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Она получила широкие полномочия в экономической, военной, экологической сфере деятельности. Даная структура была призвана координировать усилия всех органов власти при возникновении различных катаклизмов. Позже она была переименована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая существует по настоящий день. При этом ее аббревиатура сохранилась как РСЧС.

    Сегодня РСЧС является одним из ключевых звеньев структуры государственной власти. Приоритетными направлениями работы системы РСЧС являются:

    1. Разработка предложений касаемо государственной политики в отношении защиты всего населения страны и ее территорий от чрезвычайных ситуаций, их своевременная реализация. Данная функция исполняется органами управления совместно с силами и средствами страны (ранее эта проблема решалась ими разрозненно).

    2. Управление рабочими моментами данной системы. Руководящим органом выступает МЧС России, координирующее работу органов государственного управления, а также местного самоуправления в рамках рассматриваемой проблемы. Для того чтобы повысить эффективность указанной деятельности, Правительство Российской Федерации создало коллегиальный орган управления – Межведомственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая занимается межотраслевым регулированием в рассматриваемой области. Ее решения обязательны для выполнения федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации. В структурных элементах РСЧС данная функция осуществляется органами управления ГОЧС и комиссиями по чрезвычайным ситуациям.

    3. Контроль, предназначенный для обеспечения надлежащего соблюдения соответствующих нормативно-правовых актов, отдельных норм, правил и стандартов в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций федеральными органами исполнительной власти, ее органами субъектов Российской Федерации, организациями, органами местного самоуправления. На федеральном уровне данная функция осуществляется МЧС России.

    4. Производственная деятельность, которая заключается в проведении профилактических мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, сокращение их масштабов, минимизацию ущерба и потерь от их последствий и неотложных работ аварийно-спасательной направленности по ликвидации данного рода последствий.

    5. Разного рода обеспечение деятельности рассматриваемой единой системы (материально-технической, финансовой и др.). Резервы необходимых для ликвидации последствий воздействия чрезвычайных ситуаций материальных ресурсов включают: пищевое сырье, продовольствие, инженерное, вещевое и медицинское имущество, средства связи и транспортные средства, медикаменты, топливо, строительные материалы, средства индивидуальной химической и радиационной защиты и т. п.

    6. Международное сотрудничество. Оно выражено открытостью России к целенаправленной интеграции РСЧС в формирующиеся в мире системы предупреждения и последующей ликвидации чрезвычайных ситуаций. Сотрудничество реализуется посредством заключения контрактов и других международных актов, разработке совместной правовой базы касаемо вопросов взаимной либо коллективной заинтересованности, а также деятельности в специализированных международных учреждениях и организациях.

    Ключевую роль в реализации государственной программы в плане защиты граждан, природных и материальных ресурсов играет проектирование и внедрение единой программы действий для органов управления разных уровней РСЧС. Это стало возможным благодаря скоординированной работе всех звеньев системы.

    Управление в РСЧС заключается в целенаправленной деятельности руководящего состава и органов управления по развитию и совершенствованию РСЧС, поддержанию ее территориальных и функциональных подсистем в повседневной деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем, и действует на 5 уровнях: федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

    Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов и уполномоченных организаций.

    Территориальные подсистемы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

    Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством Российской Федерации. Обеспечение функционирования РСЧС возложено на МЧС России, которое в пределах своих полномочий осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера. На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

    Координационные органы управления координируют деятельность органов управления и сил РСЧС и обеспечивают согласованность их действий при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.

    Постоянно действующие органы управления, к коим относится МЧС России и его территориальные органы, осуществляют управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

    Органы повседневного управления (дежурные службы) обеспечивают деятельность органов власти всех уровней в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    На территории Астраханской области РСЧС представлена территориальной подсистемой с делением ее по звеньям, т.е. по районам.

    На всех уровнях РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

    Координационными органами управления на территории Астраханской области являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Астраханской области и районных администраций. Постоянно действующими органами управления – Главное управление МЧС России по Астраханской области, а также структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение вопросов защиты населения, создаваемые при органах местного самоуправления или в организациях. А повседневными органами управления являются Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления, а также единые дежурно-диспетчерские службы районов и организаций. От оперативности работы РСЧС, скорости обмена информацией, своевременности принятия управленческих решений, а также слаженности действий органов управления, сил и средств напрямую зависит безопасности нашего с вами населения.

    На территории региона регулярно проводятся учения и тренировки, особенно перед сезонными рисками (паводкоопасный и пожароопасный периоды). В рамках таких учений оттачивается мастерство соответствующих специалистов, а также решаются поставленные исследовательские цели для повышения эффективности работы.

    В настоящее время РСЧС – это мощная система защиты населения от различных угроз. Благодаря эффективной работе РСЧС за последние пять лет снижено количество чрезвычайных ситуаций и потерь от чрезвычайных ситуаций. Развивается техника и технологии, средства и способы защиты населения.

    Что такое РСЧС? В каждом государстве существуют службы, которые призваны в случае любых чрезвычайных ситуаций (ЧС) заниматься вопросами:

    • обеспечения в должной мере безопасности жизни (и конечно же, деятельности) населения;
    • ликвидации причин самой ситуации и ее последствий;
    • уменьшения нанесенного ущерба народному хозяйству.

    В России в апреле 1992 году в соответствии с Постановлением правительства РФ за номером 261 была сформирована Российская система предупреждения и действий в ЧС (аббревиатура РСЧС), которая позднее, в 1995 году, была переименована в Российскую единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основными принципами работы системы являются не только территориально-производственный и плановый характер; универсализм созданных подразделений, их мобильность и готовность в любой момент приступить к работе в условиях ЧС; но также и централизация управления. Нельзя сбрасывать со счетов и приоритетный характер службы.

    Структура организации

    Органы РСЧС - это прежде всего государственная структура, выстраивающая свою работу на основе права. Ее общее руководство осуществляет правительство Российской Федерации, а непосредственное управление возложено на МЧС РФ. Что входит в структуру этой системы? В состав РСЧС входят:

    • органы исполнительной власти федерального значения;
    • органы исполнительной власти на уровне субъектов Российской Федерации;
    • органы местного самоуправления и подразделения, в ведении которых находятся вопросы защиты населения и территорий в случае введения режима ЧС.

    Все составляющие РСЧС обладают необходимыми средствами для решения поставленных задач, а также силами.

    Классификация задействованных сил

    Все задействованные силы подразделяют на следующие:

    • Формирования штатные. Они включают в себя не только аварийно-спасательные службы и формирования, но и МЧС. Постоянно работают и в случае чего моментально реагируют. Могут в течение трех суток автономно находиться в зоне ЧС, так как полностью укомплектованы всем необходимым для этого.
    • Нештатные подразделения. Они созданы на основе медицинских, ремонтных, химических или строительных служб.
    • Общественные объединения и организации (например, добровольные дружины по охране общественного порядка). Имеют необходимую подготовку, которую подтверждают в аттестационном порядке. Работают исключительно под руководством определенных органов управления по делам ГОЧС.

    На заметку! В случае необходимости (для полной ликвидации последствий ЧС) к работам могут быть привлечены средства и силы не только Вооруженных Сил Российской Федерации, но и ОВД (органов внутренних дел) в соответствии с указом президента РФ.

    Цели РСЧС

    Основные цели организации определены уже самим ее названием:

    • Объединить усилия всех органов власти (независимо от уровня), имеются в виду силы и средства, находящиеся у них в арсенале, для осуществления предупреждения ЧС в мирное время; а в случае если чрезвычайная ситуация все-таки происходит, - для защиты населения и территорий.
    • Информировать граждан о своей деятельности и о том, что такое РСЧС.

    • Осуществлять общее управление силами и средствами, находящимися в ведении исполнительных органов.
    • Подготовить население страны к действиям и мероприятиям в случае развития ЧС техногенного, природного или другого характера.

    Факторы, влияющие на функционирование РСЧС

    Что составляет нормативно-правовую и законодательную основу построения и функционирования системы? В своей работе организация (как расшифровывается аббревиатура РСЧС, вы уже знаете) руководствуется прежде всего такими документами, как Конституция России; а также федеральными законами (их около 60) и постановлениями правительства (их более чем 120). Помимо этого внутри самого ведомства издано свыше 300 приказов, распоряжений, инструкций и положений. Только на основе всех этих документов деятельность такой организационно-правовой структуры и осуществляется.

    Задачи системы

    Основные задачи РСЧС:

    • Самая главная - ликвидировать причины, вызвавшие чрезвычайную ситуацию.
    • Обеспечить готовность номер один к действиям органов управления на разных уровнях, а также всех сил и средств для проведения предупреждающих и ликвидационных действий в плане ЧС.
    • Взять под контроль резервы материальных и финансовых ресурсов, направленных на устранение чрезвычайной ситуации.
    • Обеспечить в полном объеме жизнеобеспечение людям, пострадавшим в ходе ликвидации последствий ЧС.
    • Способствовать восстановлению функционирования всех служб, отраслей экономики, объектов и предприятий на непосредственной территории чрезвычайной ситуации.

    • Способствовать снижению ущерба и материальных потерь.
    • Проводить так необходимые гуманитарные акции, направленные на соцзащиту пострадавшего гражданского населения.
    • Постоянно организовывать мероприятия, имеющие предупреждающий результат в плане возникновения ЧС.
    • Участвовать в оценке ущерба в социально-экономической сфере.
    • Постоянно осуществлять сбор, обработку и обмен информационными данными в плане защиты территорий и населения от всякого рода ЧС.
    • Готовить граждан к действиям службы. В частности, рассказывать, что такое РСЧС.
    • В условиях мира активизировать свои действия в подготовке к ГО (гражданской обороне).

    Предупреждающие действия РСЧС

    Предупреждающие действия включают в себя комплекс инженерно-технических, организационных и специальных мероприятий, в основном направленных на существенное снижение рисков возникновения чрезвычайной ситуации; безусловное сохранение жизни и здоровья граждан; снижение ущерба, который мог быть причинен окружающей среде; а также к минимизации материальных потерь, связанных с ЧС.

    Чтобы этого добиться, надо в обязательном порядке осуществлять:

    • постоянное прогнозирование ситуации;
    • оценку имеющихся рисков;
    • отслеживание состояние природной среды;
    • наблюдение за потенциально опасными объектами промышленного назначения;
    • меры, направленные на страхование ответственности в случае причинения вреда при эксплуатации подобных объектов;
    • их лицензирование;
    • надзор и экспертизу со стороны государственных органов в вопросе защиты граждан и территорий от ЧС;
    • создание резерва материальных и финансовых ресурсов, которые могут быть направлены для предупреждения ЧС;
    • создание базы (нормативно-правовой) для того, чтобы осуществлять защиту не только населения, но и территорий;
    • меры, направленные на стабильную деятельность объектов экономики в экстренных условиях.

    Как сохранить и повысить устойчивость работы объектов экономики в условиях ЧС

    Задача для РСЧС (расшифровку аббревиатуры смотри выше) непростая, но осуществимая. Чтобы этого добиться, необходимо:

    • Перевести потенциально опасные объекты на безопасные технологии (то есть современные) и вывести их с территорий, на которых проживают люди.
    • Разработать и внедрить системы безаварийной остановки сложных производственных технологических линий в случае экстренной ситуации.

    • Пользоваться автоматизированными системами, управляющими и контролирующими опасные технологические процессы.
    • Обеспечить защиту людей от факторов поражающего действия.
    • Внедрить повсеместно системы оповещения и информирования.
    • Планомерно и неуклонно снижать на производствах количество ОВ (опасных веществ) и материалов.
    • Создать и постоянно поддерживать в надлежащей готовности средства для ликвидации последствий ЧС.
    • Совершенствовать охрану объектов и существенно улучшать технологическую дисциплину.

    Мероприятия, направленные на ликвидацию ЧС

    Ликвидационные действия, осуществляемые РСЧС (что означает аббревиатура, теперь не является для вас секретом), включают в себя следующие мероприятия:

    • Немедленную локализацию территории, на которой возникла ЧС.
    • Осуществление мер по прекращению воздействия факторов поражающего действия.
    • Введение контроля с целью ограничения доступа на территорию ЧС.
    • Проведение экстренных аварийно-спасательных действий, направленных на спасение людей и оказание им неотложной медицинской помощи.
    • Уменьшение вреда, наносимого в результате ЧС.
    • Организация мер по снижению размера материальных потерь.

    Классификация ЧС

    Чрезвычайные ситуации, которые уже повлекли или могут в будущем повлечь человеческие жертвы; нанести ущерб здоровью или природе, окружающей нас; нарушить обычные и привычный уклад жизни людей; принести материальные потери и экономический ущерб, подразделяют на несколько групп. Среди них:

    • природного и естественного характера;
    • технологические и искусственные;
    • специфические;
    • социально-биологические.

    Катастрофы природного и естественного характера

    Эта группа включает в себя следующее:

    • Снежные заносы, оползни, наводнения и сели.
    • Ураганы, смерчи и бураны.
    • Пожары.
    • Засухи и морозы.
    • Повышенная сейсмическая активность и извержения вулканов.
    • Падение метеоритов и другие космические «сюрпризы».

    Катастрофы технологического и искусственного характера

    Эта группа включает в себя не так уж много пунктов, но по силе ничуть не уступает первой группе:

    • Происходящие на транспорте (речном, морском, ж/дорожном, космическом или авиа-).
    • Связанные с производством. Катастрофы химического, термического, радиационного или механического характера.

    Катастрофы, связанные с химическими авариями, приводят к серьезным отравлениям химпродуктами. Термические факторы вызывают ожоги или обморожения различной степени тяжести. Радиационные грозят лучевой болезнью, поражениями внутренних органов и лучевыми ожогами кожи. Механическое воздействие страшно травмами и ранениями. От быстрой и слаженной работы медиков зависят жизни многих людей.

    Специфические

    В мире все время где-то происходят военные конфликты, в которые порой втягивается все большее и большее количество стран. Нет в мире спокойствия и стабильности. А жаль. Так вот, именно войны и вооруженные конфликты и относятся к этой категории.

    Социально-биологические

    По сравнению с вышеописанными группами эта категория связана непосредственно с человеческим фактором:

    • Отсутствие каких-либо продуктов питания.
    • Тяжелая эпидемиологическая обстановка.

    • Беспорядки в обществе.
    • Бытовой алкоголизм.
    • Действия террористов.
    • Зависимость от наркотиков (наркомания).
    • Токсикомания.

    В заключение

    Надеемся, что теперь вы знаете, что такое РСЧС, каковы ее основные функции, цели и задачи. Какую важную и нужную работу выполняют сотрудники этой системы. И как она нужна всем нам. Также надеемся, что вы четко уяснили, как правильно расшифровывается аббревиатура РСЧС.