Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Сочинение: Как современный человек должен относиться к прошлому, к своим корням? По тексту Белова Вот уже две недели живу я в родной деревне (ЕГЭ по русскому)

    Сочинение: Как современный человек должен относиться к прошлому, к своим корням? По тексту Белова Вот уже две недели живу я в родной деревне (ЕГЭ по русскому)

    ​Продолжение. Начало в №7-9, 11-14, 16-19, 21

    «Вот уже две недели живу я в родной деревне, где не был много лет. Все уже узнано за это время, все обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я старюсь не глядеть... Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому. Довольно ходить по пепелищам родной Тимонихи, сидеть на опечках. Надо помнить о том, что день и ночь на земле - как говорит поэт Хикмет - работают реакторы и фазотроны. Что счетная машина действует быстрее миллиона деревенских счетоводов, что... В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо. Уходят дожди, плывут облачные флотилии. Каждое утро над Тимонихой гудит турбовинтовой самолет. Каждое утро грохочет гусеничный трактор, от этого сотрясаются углы и дребезжат, как от грозы, оконные стекла. Очень хорошо, что за домом бывшего соседа Дорцова ни утром, ни вечером не видно отцовского дома... Когда я тебя искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая».
    Короче, из 48 предложений интернетовского текста 17 вырезали.
    Не буду говорить ничего по существу. В конце концов японская жизнь куда больше нашей насыщена самой современной техникой и электроникой. Но это не отталкивает японцев от любимой сакуры. А скорее всего как раз наоборот, делает ее еще более дорогой, близкой и любимой.
    Но кто дал право корежить, редактировать, искажать авторские тексты для экзамена? Тем более что это система. Так обрабатываются все тексты. Я уже показывал, как был сфальсифицирован отрывок из рассказа Леонида Андреева «Красный смех». И нигде не дается ссылки на источник приведенного в экзаменационной работе текста.
    И еще, если теперича первым делом нужно привести доказательства из своего читательского опыта, то что взять для обоснования данного текста?
    Уж не Пушкина ли:
    Два чувства дивно близки нам -
    В них обретает сердце пищу -
    Любовь к родному пепелищу,
    Любовь к отческим гробам.

    Животворящая святыня!
    Земля б была без них мертва.
    Как... пустыня
    И как алтарь без божества.

    Или, может быть, подойдет «Родина» Лермонтова с «четой белеющих берез»?
    Или Блок с «На поле Куликовом»?
    Или Есенин, воспевавший «страну березового ситца», поэт, первым печатным стихотворением которого была «Береза»?
    Кстати, о березе. Откроем книгу М.Н.Эпштейна «Природа, мир, тайник вселенной» (М., 1990), главку о березе: «В стихотворении «Родина» Лермонтов закрепляет за Россией более общий смысл - одного из символов всей России. Именно в таком качестве - как «русское дерево» - и начинает восприниматься береза по мере развития национального самосознания».
    «Береза не угроза» - приводит в словарной статье поговорку Даль. Ядовитую березу отыскали для экзамена за курс русского языка.
    Вы можете сказать, что ведь после этого текста в задании написано: «Согласны или не согласны вы с точкой зрения автора». Но ведь в методическом письме для проверяющих, во всех руководствах для учителей и учеников по подготовке к части С ЕГЭ по русскому языку однозначно сказано о том, что в предложенных текстах дается истина, которую лишь нужно подтвердить. Напомню краеугольную цитату из методического письма: «Учение обосновывает справедливость нравственных аксиом, в справедливости которых никто не сомневается: потому что они включены в нравственную парадигму культуры. Следовательно, смысл аргументации для ученика будет заключаться в том, чтобы в очередной раз показать актуальность, важность, нравственную состоятельность, незыблемость доказываемой этической нормы».
    А между тем в том же самом 2011 году были предложены тексты к части С, которые несли прямо противоположный смысл. В одном тексте говорилось о том, что нужно «соблюдать нравственные законы в отношениях между человеком и природой». В другом тексте предлагалось подумать о том, что «нужно бережно относиться к тому, что составляло повседневную жизнь старших поколений». Ну это уж кому что достанется. Нужно писать про уважение к наследию прошлого и родной природе - будут писать об этом. А попадется текст про ненавистную отравленную березу - значит, будет отталкиваться от нее и проклинать ее.
    И тут мы подошли к самой драматической части этого сюжета. Под текстом стоит «По В.Белову». Василий Иванович Белов - один из самых русских писателей. Когда в 1967 году в журнале «Север» была напечатана его повесть «Привычное дело», заговорили о ней как о явлении в русской прозе. Но где достанешь этот журнал? Но вот в то же лето я читал лекции учителям литературы в Вологде. Среди моих слушателей была учительница, которая учила Васю Белова. И там, в Вологде, я попросил, чтобы мне на воскресенье взяли из городской библиотеки номер «Севера» с повестью Белова. Я прочитал ее, и это было одно из самых сильных моих читательских впечатлений.
    Несмотря на то что мне помогали люди, хорошо знающие Белова, найти текст, из которого взят материал для экзамена, я так и не смог. Но как же мог Белов написать такой антибеловский текст?
    Помог мне словарь «Русские писатели ХХ века», выпущенный в 1998 году «Просвещением». Так, в статье о Белове я прочел: «Как и многие писатели советского времени, рождением и воспитанием связанные с русской деревней, Белов пережил отход от «почвы» (впрочем, недолгий и недалекий) и возвращение к ней. Этот драматичный, но неизбежный эпизод обогатил его опыт и творчество, придал позже «почвенной» позиции Белова большую прочность».
    Я снял с полки «Плотницкие рассказы» Белова. «Я готов топить эту баню чуть ли не через день. Я дома, у себя на родине, и теперь мне кажется, что только здесь такие светлые речки, такие прозрачные бывают озера. Такие ясные и всегда разные зори. Так спокойны и умиротворенно-задумчивы леса зимой и летом. И сейчас так странно, радостно быть обладателем старой бани и молодой проруби на такой чистой, занесенной снегом речке...
    А когда-то я всей душой возненавидел все это. Поклялся не возвращаться сюда».
    Судя по всему, в этих переживаниях героя повести многое взято из собственного сердца. Значит, было и такое.
    И я вновь открыл знаменитый «Лад» Белова: «...нельзя воспитать в себе эти высокие нравственные начала, не зная того, что было до нас». Выходит, наши кимотворцы подставили писателя Белова, и теперь будут думать те, кому на экзамене попался его текст, о нем как о каком-то современном нигилисте.
    Это все равно что сегодняшнему школьнику сказать, что кредо Пушкина, который, итожа жизнь, сказал: «...в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал», в словах, сказанных им в горькую минуту безнадежности и отчаяния:

    Паситесь, мирные народы!
    Вас не разбудит чести клич.
    К чему стадам дары свободы?
    Их должно резать или стричь.
    Наследство их из рода в роды
    Ярмо с гремушками да бич.

    За годы в ИУУ я вошел во вкус аналитической работы. Многое сделал и в послеинститутские годы. Естественно, у меня было сильное желание посмотреть хотя бы работ сто, написанных на экзамене по тексту Белова. Сделал первые шаги в этом направлении и понял, что меня к ним близко не подпустят. Но ведь и сами, затоварив все книжные магазины своими ЕГЭ-изделиями, никакой серьезной работы аналитического характера не ведут. Тогда оставалось провести ее самому со своими учениками.
    Я никогда не даю ученикам нужных примеров для сочинения. Только после того как они сами написали, я рассказываю, какие возможности здесь открываются для изложения своей точки зрения.
    Но при этом я, естественно, к каким-то краеугольным фундаментам их веду. Одна из таких сквозных тем - тема памяти. Так, в 10-м классе мы писали домашнее сочинение на тему «Реликвии». В том же классе - классную работу на один урок, где нужно было ответить на вопрос: «Героиня одного из рассказов Чехова заказала себе кольцо с надписью: «Все проходит». Другой персонаж этого рассказа подумал, что если бы он заказывал себе кольцо, то на нем было бы написано: «Ничего не проходит». С кем из них вы согласны?» И потом целый урок спорили на эту тему.

    В.Белов известен читателю как писатель, поднимающий важные для каждого вопросы. Его произведения заставляют обратить внимание на многие нравственные аспекты жизни общества. Так и в предложенном мне тексте автор отвечает на волнующий многих вопрос: действительно ли, быть современным - это значит быть безжалостным к прошлому, к воспоминаниям о малой родине?

    Чтобы привлечь внимание читателя к поднятой проблеме, автор начинает своё рассуждение с ряда риторических вопросов, которые задаёт себе герой (предложения 4,5). Странным кажется отношение рассказчика к тому, что возвращает его к прошлому: к «пепелищам родной Тимонихи», отцовскому дому. С одной стороны, рассказчику очень хочется быть современным, а для этого, с его точки зрения, нельзя «бередить прошлое», нужно «вытравить из сердца» память. С другой стороны, автор детально рисует чувства героя, который не может отказаться от дум, детских воспоминаний. Одно из них - встреча с детством. Не случайно в тексте так подробно описаны хилая, тоненькая берёзка, кукование кукушки, мелкие бледные листочки деревца. Таким образом В.Белов подчёркивает, насколько дороги, реалистичны воспоминания, которые связывают человека с его корнями - малой родиной. Неоднократные повторения «надо быть современным» в предложениях 8, 47 - это попытка героя убедить себя в том, что идти в ногу со временем - это значит безжалостно относиться к прошлому.

    Автор не предлагает читателю готового решения поднятой проблемы, но всем ходом своего рассуждения В.Белов подводит читателя к выводу: несмотря на то, что « день и ночь на земле...» работают реакторы и фазотроны, независимо, от того, какие цели мы преследуем, к чему стремимся, каждому из нас нужна связь с прошлым, родными местами.

    То, о чём пишет В.Белов, понятно и близко и мне. Я считаю, что именно современному человеку важно постоянно возвращаться к тем местам, в которых он вырос, чтобы не превратиться в Ивана родства непомнящего.

    Чтобы обосновать свою точку зрения, мне хотелось бы обратиться к публицистическому произведению Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном». Читая письмо «Еще о памятниках прошлого», понимаешь, что в основе всего лежит любовь к своему Отечеству: к родному городу, местности, к истории. Текст послания я воспринимаю как призыв воспитывать в себе «духовную оседлость», то есть привязанность, любовь к малой родине. Д.С. Лихачёву удалось убедить читателя в том, что родные места, памятники культуры оказывают огромное воздействие на духовное развитие человека. Финальная часть произведения - вывод о том, что человек без прошлого, без привязанности к родным местам – это степная трава перекати-поле, нигде не задерживающаяся подолгу.

    Убедиться в том, насколько важно человеку осознавать себя частью своего народа, своего прошлого, мне помогло публицистическое произведение Б.Васильева «Летят мои кони». Надолго запомнится фрагмент из воспоминаний главного героя. Вместе с ним, ещё первоклассником, мы оказываемся перед самым древним жителем города Смоленска - вековым дубом, последним из священной рощи кривичей, живших здесь в прошлом. Мы чувствуем, как прикосновение к коре дерева делает ребёнка безмерно богатым, как ощущает он тепло, кровь и пот своих предков. Трудно себе представить, как сложилась бы жизнь героя, если бы не тот первый урок, память о котором жива в нём до сих пор, - урок патриотизма, любви к своим корням, прошлому, предкам.

    Текст В.Белова обращён, безусловно, к каждому из нас. Повествование заставляет меня задуматься об отношении к корням, что связывают каждого из нас с прошлым, с малой родиной.

    Текст В. Белова

    (1)Вот уже две недели живу я в родной деревне, где не был много лет. (2)Всё уже узнано за это время, всё обойдено, переговорено почти со всеми. (3)И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. (4)Я думаю: зачем бередить прошлое? (5)Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? (6)Всё ушло навсегда: хорошее и плохое; плохого не жалко, а хорошего не вернёшь. (7)Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.

    (8)Надо быть современным.

    (9)Надо быть безжалостным к прошлому.

    (10)Довольно ходить по пепелищам родной Тимонихи, сидеть на опечках. (11)Надо помнить о том, что день и ночь на земле - как говорил поэт Хикмет - работают реакторы и фазотроны. (12)Что счётная машина действует быстрее миллиона деревенских счетоводов, что...

    (13)В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.

    (14)Уходят дожди, плывут облачные флотилии. (15)Каждое утро над Тимонихой гудит турбовинтовой самолёт. (16)Каждое утро грохочет гусеничный трактор, от этого сотрясаются углы и дребезжат, как от грозы, оконные стёкла. (17)Очень хорошо, что из-за дома бывшего соседа Василия Дворцова ни утром, ни вечером не видно отцовского дома.

    (18)Очень хорошо.

    (19)Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. (20)Бегу по лестнице. (21)В заулке озираюсь по сторонам. (22)Никого. (23)Мама ушла за морошкой, все на покосе.

    (24)Дом выдался из посада вниз, к реке. (25)Словно во сне подхожу к нашей берёзе. (26)3дравствуй! (27)Не узнала меня? (28)Высокая стала. (29)Кора лопнула во многих местах. (30)Муравьи бегают по стволу. (31)Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. (32)Вершина стала выше трубы. (33)Не бели, пожалуйста, пиджак. (34)Когда я тебя искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая. (35)Помню, была весна, и твои листочки уже проклюнулись. (36)Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. (37)Мы с братом нашли тебя на пастбище, на вахрунинской горе. (38)Помню, кукушка куковала. (39)Оборвали мы у тебя два больших корня. (40)Несли через овраги, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. (41)Посадили, вылили два ведра воды. (42)Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. (43)Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. (44)И где ты взяла эту силу под зимним окном? (45)Надо же так вымахать! (46)Уже выше отцовского дома.

    (47)Надо быть современным. (48)И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева.

    Сочинение по тексту: “Всё уже узнано за две недели после возвраще­ния в родную деревню, всё обойдено, перегово­рено почти со всеми. ” Белов В. И.

    Проблему отношения человека к прошлому, к своим корням поднимает русский писатель, представитель так называемой «деревенской прозы» Василий Белов.

    Размышляя о том, что такое быть современным, автор испытывает противо­речивые чувства. С одной стороны, Белов полон решимости вытравить из сердца прошлое и никогда к нему больше не возвращаться, поэтому он отталкивается от березы, посаженной в детстве, «как от ядовитого дерева». Однако его душа восстает против такого подхода. Все умные, «правильные» рассуждения кажутся писателю надуманными, фальшивыми, не связанными с настоящей жизнью, он пренебрежительно называет их «писаниной». И как разительно меняется тон повествования (из сухого, резкого – на теплый, душевный), когда Белов пишет о своем детстве, о малой родине, картины и образы которых живы в его памяти, часто снятся…

    Текст носит полемический характер, позиция автора не выражена явно и мо­жет быть истолкована двояко.

    Но мне близка мысль о том, что без прошлого нет настоящего, а значит, и будущего.

    Она звучит во многих произведениях. Вспоминаются размышления студента из одноименного рассказа А. П. Чехова о неразрывности единого исторического процесса. Сидя ночью у костра, он ясно увидел оба конца цепи времени, когда дотронешься до одного, как дрогнет другой…

    А. С. Пушкин считал «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гро­бам» (т.е. отношение к своему прошлому) питающим душу чувством, основой «самостоянья» и залогом величия человека.

    Таким образом, чтобы быть современным, нужно хорошо знать историю своего рода, края, страны, находить в ней то, чем можно гордиться, извлекать для себя уроки, стараться самому быть прочным связующим звеном между прошлым и будущим.

    (241 слово)

    Здесь искали:

    • сочинение рассуждение вот уже две недели живу я в родной деревне
    • белов вот уже две недели живу я в родной деревне сочинение

    Итак, в начале сочинения мы сформулировали одну из проблем, над которой размышлял автор текста. Затем в комментарии мы показали, как именно раскрывается эта проблема в исходном тексте. Следующий этап - выявление позиции автора.

    Помните, что если проблема текста - это некоторый вопрос, то позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.

    Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.

    Авторская позиция проявляется, прежде всего, в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения (см. таблицу на следующей странице).

    При выявлении авторской позиции важно учитывать, что в тексте может использоваться такой приём, как ирония - употребление слова или выражения в таком контексте, который придаёт слову (выражению) прямо противоположное значение. Как правило, ирония - это осуждение под видом похвалы: Боже мой, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служу и лишён удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников (Н. Гоголь). Буквальное прочтение иронических высказываний ведёт к искажённому пониманию содержания текста и авторского замысла.

    Кроме того, доказывая свою точку зрения, многие авторы отталкиваются от различных высказываний своих реальных или возможных оппонентов, т. е. приводят высказывания, с которыми не согласны: «Береги честь смолоду»,- завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». «А зачем?» - спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни. Зачем беречь товар, на который есть спрос: если мне за эту самую «честь» хорошо заплатят, то я её продам (С. Кудряшов). К сожалению, ученики часто приписывают подобные высказывания самому автору, что ведёт к неправильному пониманию авторской позиции.

    Например, в приведённом ниже тексте В. Белова авторская позиция не выражена словесно и может быть выявлена лишь при внимательном прочтении фрагмента и сопоставительного анализа всех его частей.

    Всё уже узнано за две недели после возвращения в родную деревню, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. Я думаю: зачем бередить прошлое? Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? Всё ушло навсегда - хорошее и плохое, - плохое не жалко, а хорошего не вернёшь. Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.

    Надо быть современным.

    Надо быть безжалостным к прошлому.

    Довольно ходить по пепелищам Тимонихи, сидеть на опечках. Надо помнить о том, что день и ночь на земле - как говорил Хикмет - работают реакторы и фазотроны. Что одна счётная машина действует быстрее миллиона колхозных счетоводов, что...

    В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.

    Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. Бегу по лестнице. В заулке озираюсь по сторонам.

    Наш дом выдался из посада вниз, к реке. Как во сне подхожу к нашей берёзе. Здравствуй. Не узнала меня? Высокая стала. Кора лопнула во многих местах. Муравьи бегают по стволу. Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. Вершина стала выше трубы. Не бели, пожалуйста, пиджак. Когда я тебя искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая. Помню, была весна и твои листочки уже проклюнулись. Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. Мы с братом нашли тебя в поскотине на вахрунинской горе. Помню, кукушка куковала. Оборвали мы у тебя два больших корня. Несли через лавы, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. Посадили, вылили два ведра воды. Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. А где ты взяла эту силу под зимним окном? Надо же так вымахать! Уже выше отцовского дома.

    Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева. (По В. Белову)

    На первый взгляд, автор призывает отказаться от прошлого в пользу современности: «Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому». Однако истинное отношение автора к прошлому проявляется в его трогательных воспоминаниях о берёзе, которые по сути представляют собой живой диалог с деревом. Мы видим, что за внешним без­различием («Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева») скрыта любовь к детству, к прошлому, которое невозможно вычеркнуть из человеческой жизни.

    Для правильного понимания текста важно также различать понятия автор и рассказчик (повествователь). Автор художественного произведения может вести свой рассказ от своего лица или от лица кого-то из персонажей. Но первое лицо, от имени которого написано произведение, - это всё-таки рассказчик, даже если писатель употребляет местоимение «я»: ведь когда автор создаёт художественное произведение, он описывает жизнь, внося свой вымысел, свои оценки, свои пристрастия, симпатии и антипатии. В любом случае не следует ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.

    Такое несовпадение можно обнаружить, например, в следующем тексте.

    Я до сих пор помню эту банку с тушью. С утра она стояла на столе возле отцовских чертежей, а к полудню на листе ватмана невесть откуда появилась огромная чёрная клякса, сквозь которую смутно проглядывали результаты кропотливого недельного труда...

    Сергей, скажи честно: ты пролил тушь? - строго спросил отец.

    Нет. Это не я.

    Кто тогда?

    Не знаю... Наверное, кошка.

    Кошка Машка, мамина любимица, сидела на краю дивана и как-то испуганно смотрела на нас своими жёлтыми глазами.

    Что ж, придётся её наказать. С этого момента вход в дом ей заказан. Будет жить в чулане. Впрочем, может, всё-таки не она виновата? - испытующе посмотрел на меня отец.

    Честное слово! Я здесь ни при чём! - ответил я, глядя ему прямо в глаза...

    Через пару дней Машка бесследно исчезла, видимо, не стерпев несправедливого изгнания из дома. Мама была огорчена. Отец же больше никогда не вспоминал этот случай. Забыл, наверное. А свой футбольный мяч я всё-таки отмыл от предательских чёрных пятен...

    Тогда я был наивно убеждён: отношения между людьми важнее всего, главное - не огорчать родителей. А что касается кошки... Она просто животное, ни говорить, ни думать не умеет. И всё-таки до сих пор в любых кошачьих глазах мне видится немой укор... (Г. Андреев)

    Позиция автора не заявлена прямо. Однако в размышлениях героя о своём поступке мы слышим голос больной совести. Не случайно наказание кошки названо несправедливым, а в кошачьих глазах Сергей читает «немой укор». Конечно же, автор осуждает героя, убеждая нас в том, что бесчестно и низко сваливать свою вину на другого, тем более на беззащитное существо, которое не может ответить и постоять за себя.

    Типовые конструкции

    Автор считает, что...
    Автор подводит читателя к выводу о том, что...
    Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу...
    Позиция автора такова...
    Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом...
    Автор призывает нас (к чему)
    Автор убеждает нас в том, что...
    Автор осуждает (кого / что, за что)
    Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.
    Основная цель автора заключается в том, что...
    Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что...

    Типичные ошибки при формулировании позиции автора

    Советы

    1) Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, тaм, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведёнными выше событиями, поступками героев и т.п.
    2) Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения - всё это средства выражения авторской позиции.
    3) Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце своего сочинения.
    4) Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор.
    5) При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, если это возможно. (Помните, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора!)

    Что проверяет эксперт?

    Эксперт проверяет умение адекватно воспринять и правильно сформулировать позицию автора: позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т. п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ автора на поставленные им в тексте вопросы.

    1 балл выставляется экспертом, если вы верно сформулировали позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме и не допустили фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста.

    Практика

    Комментарий - это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.

    Ваш комментарий должен связать проблему, которую вы сформулировали ранее, с авторской позицией, о которой вы будете говорить позже: покажите ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу. Автор текста передаёт вам свои мысли, зашифровывает их словесно, а ваша задача - понять их, расшифровать. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно вы поняли проблему, сумели увидеть её аспекты, намеченные автором.

    Различают два типа комментария.

    ВНИМАНИЕ!

    В любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст!

    Типы информации в тексте

    Комментирование предполагает умение работать с различными типами информации текста. Информация, содержащаяся в тексте, неодинакова по значимости и способу выражения. Обычно выделяют три типа текстовой информации: фактуальную, концептуальную и подтекстовую.

    Фактуальная информация - это сообщение о фактах, событиях, процессах, которые происходили, происходят или будут происходить в действительности.

    Концептуальная информация - это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями. Этот вид информации раскрывает замысел писателя, рисует картину мира такой, какой он её себе представляет. Концептуальная информация не всегда ясно и чётко выражена словами. Она часто выводится из взаимодействия разных видов фактуальной информации. Более того, концептуальная информация, в особенности в художественных произведениях, предполагает различное толкование, поскольку она словесно не уточняется.

    Подтекстовая (скрытая) информация не обозначена словами, а только подразумевается. Эта информация возникает благодаря способности слов, словосочетаний, предложений в отдельных небольших отрезках текста содержать в себе скрытый смысл.

    В комментарии нас прежде всего интересует концептуальная информация, поскольку если мы и упоминаем какие-то факты из текста, то только для того, чтобы связать их с авторским видением проблемы. Если же мы воспроизводим только факты из текста, комментарий превращается в пересказ.

    Выявление подтекстовой информации - авторского глубинного смысла высказывания - требует широты знаний, умения находить ассоциативные связи, проводить аналогии с другими текстами.

    Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы

    Для примера рассмотрим текст и фрагмент сочинения по этому тексту.

    Я - старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

    Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас.

    (По Ю. Лотману)

    Фрагмент сочинения (текстовый комментарий).

    Юрий Лотман поднимает проблему межнациональных конфликтов. Автор по-настоящему встревожен тем, что всё чаще и чаще вынужден наблюдать «клиническое безумие ненависти» - проявления расовой вражды, разжигание национальной розни. Лотман убежден в том, что общечеловеческие ценности превыше всего. Не случайно упоминание о том, что среди его друзей были представители самых разных национальностей. Люди должны поступать в отношении друг друга в духе равенства и братства, и нет оправдания тем, кто «разжигает кровавый туман» национальной розни, наживаясь на страданиях невинных людей. Стоит прислушаться к словам автора о том, что эпоха мелких конфликтов кончилась : мы живём в таком хрупком мире, где любое честное столкновение на национальной или религиозной почве может обернуться глобальной катастрофой.

    Фрагмент сочинения (концептуальный комментарий). (Маркером выделены конструкции, организующие комментарий)

    Практически каждый день средства массовой информации сообщают нам о межнациональных конфликтах, вспыхивающих на нашей планете . Каждый день гибнут люди, калечатся человеческие судьбы из-за того, что мы не можем найти общего языка в различных национальных или религиозных вопросах. Именно к проблеме национальной вражды, одной из актуальнейших проблем современности , привлекает наше внимание Ю. Лотман. Вспоминая прошлое, автор подчёркивает: среди его друзей были люди самых разных национальностей. Поэтому ему странно и больно видеть мир, ослеплённый ненавистью. Люди не замечают, что являются марионетками в руках тех, кому выгодно разжигать национальную рознь. Автор предупреждает читателей о том, что мир уже давно стоит на грани катастрофы: «Колокол звонит по каждому из нас».

    ЧТО ПРОВЕРЯЕТ ЭКСПЕРТ?

    Эксперт проверяет:

    1. насколько полно прокомментирована проблема (выделено ли всё, что важно для понимания данной проблемы);
    2. насколько верно прокомментирована проблематика исходного текста (нет ли искажений информации текста, неточностей, противоречий);
    3. нет ли фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста.

    Высшая оценка (2 балла) ставится, если проблема исходного текста прокомментирована верно, без искажений. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, нет.

    Рабочая тетрадь

    Комментарий к проблеме. Рабочая тетрадь

    1. Прочитайте текст.

    В семье Сверла радостное событие: сын родился.
    Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят - удивляются: вылитый отец!
    И назвали сына Штопором.
    Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Свёрла ведь все потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягоньком поучится.
    Носит отец домой пробки - специальные пробки, - и на них учится Штопор сверлильному мастерству.
    Вот так и воспитывается сын Сверла - на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потвёрже (посверли, мол, уже научился) - куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.
    Удивляются старые Свёрла: и как это их сын от рук отбился?

    (Ф. Кривин)

    2. Прочитайте фрагменты сочинений по тексту Ф. Кривина до и после редактирования. Объясните, какие недочёты в комментарии исправлены учителем.

    Исходный вариант

    Отредактированный вариант

    1) В данном тексте автор Феликс Кривин поднимает проблему становления личности. Многое в личности человека зависит от родителей. Автор приводит людей в аналогию со свёрлами и штопором. Родители (Свёрла) оградили сына (Штопор) от грубого металла. Учился сын на пробках. Вот и выросло не крепкое рабочее сверло, а хрупкий и тонкий штопор.

    1) Феликс Кривин поднимает проблему становления личности. Многое в формировании человека зависит от родителей. Писатель, используя иносказание, проводит аналогию между людьми и неодушевлёнными предметами: Свёрла - это чересчур заботливые родители, которые оберегают своего ребёнка (Штопор) от серьёзной работы. Как показывает автор, в результате такого воспитания сын вырастает избалованным, не приспособленным к труду.

    2) Примером неправильного воспитания автор приводит семью Сверла, в которой рождается сын Штопор. Родители любуются своим сыном, наблюдают, как он растёт. Родители оберегают ребёнка, думают, что он ещё молод, дают ему лёгкую работу. Отец приносит домой пробки, на которых, как думает отец, он научится сверлильному мастерству. Но когда приходит время переходить к более тяжёлой работе, сын не хочет отказываться от более лёгкой. И после этого родители не так любуются своим сыном.

    2) В качестве примера неправильного воспитания автор описывает семью, в которой родители чрезмерно балуют своего ребёнка, даёт ему только самую лёгкую работу. Писатель показывает, что чрезмерная забота родителей пагубно сказывается на детях, которые вырастают не приспособленными к самостоятельной жизни.

    3) В данном тексте с помощью мастерской метафоры автор повествует о том, как в целом хорошие родители, проявляя излишнюю заботу о ребёнке, лишают его перспективного будущего. Всё делая за него, они не дают развиваться ему и стать самостоятельным, приспособиться к взрослой жизни, в которой есть не только развлечения, но и труд.

    3) Автор мастерски использует приём олицетворения и, рассказывая историю семьи Сверла, показывает нам типичную ситуацию, когда любящие родители, проявляя излишнюю заботу о ребёнке, по сути, лишают его будущего. Оберегая детей от любых серьёзных дел, взрослые не дают им развиваться, становиться самостоятельными, готовиться к взрослой жизни, в которой есть не только развлечения, но и труд.

    4) Бытует, мнение о том, что имя человека предопределяет его судьбу. Убедиться в этом можно, прочитав текст: назвав сына Штопором, родители самостоятельно определили род его деятельности. Разногласия начинаются с этого момента. Ведь штопор предназначен совсем для других целей, нежели рабочие свёрла по металлу.

    4) Олицетворяя неодушевлённые предметы, автор подбирает им «говорящие» имена. Свёрла (рабочие инструменты) символизируют людей, знающих цену труду. Не случайно Кривин называет их «потомственными металлистами». Но даже у таких людей дети вырастают лентяями, если родители неправильно их воспитывают. Отсюда имя ребёнка Штопор - воплощение праздной жизни.


    3.Отредактируйте неудачные формулировки проблем в сочинениях по тексту Ф. Кривина. Запишите исправленный вариант.

    Исходный вариант

    Исправленный вариант

    1)__________________________________________

    2)__________________________________________

    3)__________________________________________

    4) Каждый птенец рано или поздно выпадает из гнезда. До какого момента надо воспитывать своего ребёнка? Над этой проблемой предлагает задуматься автор.

    4)__________________________________________

    5) В своём произведении Ф. Кривин поднимает злободневную нравственную проблему воспитания индивида.

    5)__________________________________________

    4. Переведите прямую речь в косвенную.

    Прямая речь

    Косвенная речь

    1) Тяжелее всех, конечно, приходилось раненому, - рассказывает Виктор Александрович Правдин.- Мы же трясли его, спотыкаясь в лесной чащобе.

    1)_____________________________________________

    2) «Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты »,- пишет Л. Жуховицкий.

    2)_____________________________________________

    3) С. Соловьёв вспоминает: «Мои поступки не всегда были правильными, но всегда шли от чистого сердца».

    3)_____________________________________________

    4) «Однажды я всё же оказался так близко от лошади, что почувствовал слабый запах мокрой шерсти», - вспоминает герой.

    4)_____________________________________________

    5)_____________________________________________

    6) «Мы возвращались из штаба пехотной дивизии, расположенного внутри бетонной трубы под железнодорожной насыпью», - вспоминает рассказчик.

    6)_____________________________________________

    7) «Я поздравлял [Горького] сердечно, и я же признаю выборы недействительными - такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, - писал А. П. Чехов в Академию наук.- И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению... о сложении с меня звания почётного академика».

    7)_____________________________________________

    8) В. Солоухин объясняет читателям: «Я хочу сказать, что можно встретить учёного человека с большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек».

    8)_____________________________________________

    9) «Никогда не забывай свою родину обращается к читателю автор.

    9)_____________________________________________

    10) Герой М. Пришвина вспоминает: «Мы с санитаром взяли носилки и отнесли на берег ручья».

    10)_____________________________________________

    5. Раскройте скобки и расставьте знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.

    1) Чехов никогда не забывал что любовь к человечеству лишь тогда плодотворна когда она сочетается с живым участием к судьбам отдельных людей пишет Корней Чуковский.
    2) Чтобы дети приняли меня в свой мир размышляет педагог-новатор Амонашвили (Я, я) должен прийти к ним со своим детством как залогом того что я не чужой.
    3) По словам Дмитрия Сергеевича Лихачёва (Я, я)зык человека это его мировоззрение и его поведение.
    4) Автор пишет (М, м)ы не властны над речью других но над собственной речью мы властны это наше зеркало и пусть оно не будет грязным.
    5) Как верно заметила А. Павловская (С, с)егодня роль книги в обществе заметно упала.
    6) Почему люди стали равнодушны к красоте природы спрашивает автор (Н, н)аш мир по-прежнему прекрасен и удивителен.
    7) Вспоминается знаменитая фраза Антуана де Сент-Экзюпери (Т, т)ы навсегда в ответе за всех кого приручил.
    8) Ядерная ночь и ядерная зима ожидают нас впереди если мы не одумаемся пишет В. Алексеев (А, а) может одумаемся.
    9) Один юморист точно заметил что хам остаётся хамом, даже когда извиняется.
    10) По словам Вольтера свобода состоит в том чтобы зависеть только от законов.

    Итак, в начале сочинения мы сформулировали одну из проблем, над которой размышлял автор текста. Затем в комментарии мы показали, как именно раскрывается эта проблема в исходном тексте. Следующий этап - выявление позиции автора.

    Помните, что если проблема текста - это некоторый вопрос, то позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы. Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно - ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.

    Авторская позиция проявляется, прежде всего, в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения.

    При выявлении авторской позиции важно учитывать, что в тексте может использоваться такой приём, как ирония - употребление слова или выражения в таком контексте, который придаёт слову (выражению) прямо противоположное значение. Как правило, ирония - это осуждение под видом похвалы: Боже мой, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служу и лишён удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников (Н. Гоголь). Буквальное прочтение иронических высказываний ведёт к искажённому пониманию содержания текста и авторского замысла.

    Кроме того, доказывая свою точку зрения, многие авторы отталкиваются от различных высказываний своих реальных или возможных оппонентов, т.е. приводят высказывания, с которыми не согласны: «Береги честь смолоду»,- завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». «А зачем?» - спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни. Зачем беречь товар, на который есть спрос: если мне за эту самую «честь» хорошо заплатят, то я её продам (С. Кудряшов). К сожалению, ученики часто приписывают подобные высказывания самому автору, что ведёт к неправильному пониманию авторской позиции.

    Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях,обращениях к читателю и т.п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).

    Например, в приведённом ниже тексте В. Белова авторская позиция не выражена словесно и может быть выявлена лишь при внимательном прочтении фрагмента и сопоставительного анализа всех его частей.

    Всё уже узнано за две недели после возвращения в родную деревню, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. Я думаю: зачем бередить прошлое? Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? Всё ушло навсегда - хорошее и плохое, - плохое не жалко, а хорошего не вернёшь. Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.

    Надо быть современным.

    Надо быть безжалостным к прошлому.

    Довольно ходить по пепелищам Тимонихи, сидеть на опечках. Надо помнить о том, что день и ночь на земле - как говорил Хикмет - работают реакторы и фазотроны. Что одна счётная машина действует быстрее миллиона колхозных счетоводов, что...

    В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.

    Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. Бегу по лестнице. В заулке озираюсь по сторонам.

    Наш дом выдался из посада вниз, к реке. Как во сне подхожу к нашей берёзе. Здравствуй. Не узнала меня? Высокая стала. Кора лопнула во многих местах. Муравьи бегают по стволу. Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. Вершина стала выше трубы. Не бели, пожалуйста, пиджак. Когда я тебя искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая. Помню, была весна и твои листочки уже проклюнулись. Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. Мы с братом нашли тебя в поскотине на вахрунинской горе. Помню, кукушка куковала. Оборвали мы у тебя два больших корня. Несли через лавы, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. Посадили, вылили два ведра воды. Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. А где ты взяла эту силу под зимним окном? Надо же так вымахать! Уже выше отцовского дома.

    Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева.

    (По В. Белову)

    На первый взгляд, автор призывает отказаться от прошлого в пользу современности: «Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому». Однако истинное отношение автора к прошлому проявляется в его трогательных воспоминаниях о берёзе, которые по сути представляют собой живой диалог с деревом. Мы видим, что за внешним безразличием («Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы,как от ядовитого дерева» ) скрыта любовь к детству, к прошлому, которое невозможно вычеркнуть из человеческой жизни.

    В художественном тексте позиция автора, как правило, не выражена прямо.Читая такие тексты, как и при выявлении проблемы, обращайте внимание на речь,портрет и, самое главное, на поступки героя. Ведь и в жизни мы лучше всего понимаем и вернее оцениваем человека по его речи и поступкам. Автор произведения придумывает эти поступки, выстраивает линию поведения героя, его взаимоотношения с другими персонажами. Итак, чтобы определить позицию автора художественного текста, ответьте на следующие вопросы:

    • Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя?
    • Как относятся к герою окружающие его персонажи?
    • Как сказываются поступки героя на других героях произведения? Согласен автор с героем или нет?
    • Автор осуждает или одобряет поведение героя?
    • Что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки своего героя?

    Например, в рассказе В. Астафьева «На закате дня» авторская позиция не выражена прямо: писатель не даёт оценки действиям героев, словесно не выражает своего негативного отношения к девушкам. Однако портретные и речевые характеристики героев, их поступки, а также различные средства языковой выразительности (оценочная и разговорная лексика, метафоры, градация, авторская ирония, доходящая до сарказма) позволяют безошибочно определить позицию автора.

    Прочитайте текст, обращая внимание на выделенные маркером элементы, которые позволяют выявить однозначную авторскую позицию.

    На закате дня, в тихое солнечное предвечерье, сидел я на деревянном помосте пристани, парохода дожидался, обняв чехол с удочками. На одной со мною скамье вольно расположились три девицы, бравшие впереди меня билеты. Одеты и накрашены они были с той щедростью, которая с первого взгляда выдает заскорузлую провинцию, тужащуюся утереть нос столице, и не одной, а всем сразу.

    Девицы не щебетали, не жеманились, не хихикали. Они вели себя с той вальяжной томностью, которую где-то увидели, подхватили, усвоили, а усваивая, удвоили и утроили. Они неторопливо и даже как бы нехотя потребляли мороженое.

    По деревянному перрону медленно двигалась с метлой усталая пожилая женщина в синем запылённом халате, в рабочих ботинках и белом, по-старинному глухо повязанном платке.

    Молча выметая мусор из-под ног, женщина прошла нашу скамью, заканчивала уже работу, когда на пристани объявился всем улыбающийся опрятный мальчик в старенькой ермолке и начал ей помогать. Он подбирал бумажки, бросал их в ящик,и женщина что-то ему тихо говорила: хвалила, видать. Мальчик, судя по всему, когда-то душевно переболевший, чистосердечно радовался похвале матери ли,родственницы ли, а может, и совсем незнакомой женщины, старался изо всех сил, ладонями сгрёб мусор, понёс его, словно пойманную пташку. Женщина распрямилась, вытряхнула из рук мальчика сор и,что-то ему тихо выговаривая, тёрла ладони полой халата, и он преданно смотрел ей в рот, ловил затуманенный усталостью взгляд и всё улыбался.

    Одна девица домучила мороженое, скомкала обёртку, небрежно швырнула ее под ноги и, широко зевая, лениво потянулась, забросив руки за спинку скамьи. Две другие девицы также шлёпнули намокшую бумагу о доски и тоже скуксились, как бы решая утомлённо, куда себя девать или чего ещё выкушать?

    Подошёл мальчик, подобрал бумажки и укоризненно сказал:

    Тётенька подметает, а вы сорите. Как нехорошо!

    Ой, дурак! Дурак! - тыча в него пальцами,оживились девицы.

    Лицо мальчика дрогнуло. Ещё плавала улыбка, делающая лицо мальчика отстранённо-печальным и в то же время доверчиво-ласковым, как у всех детей, когда они исполняют добрую работу, радуются сами себе и тому, что полезны, необходимы кому-то.

    Женщина, закончившая работу, с трудом разняла руки мальчика, в которых он затискал мокрые обёртки от мороженого, бросила их в тележку и пошла, ни слова не сказав девицам, лишь слегка покачала головой - перевидела она, должно быть, всякого народу, натерпелась всякой жизни. Мальчик догнал тележку, взялся подталкивать её сзади и снова улыбался всем встречным и поперечным, забыв летучую обиду, потому что снова у него было дело и он кому-то был нужен.

    Девушки! Вы не в педучилище ли сдавать экзамены приезжали?

    Ой! А как вы узнали?! - соседки мои с настороженным вниманием уставились на меня: не набиваюсь ли на знакомство?

    Понимаете,какое дело: есть профессиональные отличия, уже укоренившиеся, отштампованные. -И безбожно засластил пилюлю: - По вдохновению на лицах и наитончайшему такту в вас уже угадываются будущие педагоги.

    А-а!- согласились девицы и обмякли. Благодушие, наигранная леность, самодовольство занимали своё место на их лицах. Лишь какое-то время спустя до одной девицы дошло:

    Гражданин!– зыкнула она ломающимся басом. - Если выпили, так не вяжитесь к людям! Пошли отсюда, девочки! И, уходя, обрушила на меня тяжёлый взгляд сытых глаз: - Бр-родят тут всякие! 3-заразы!..

    Я сидел, обняв чехол с удочками. На брусчатый въезд от причала поднималась женщина с тележкой. Мальчик одной рукой помогал толкать тележку,другой на ходу подбирал мусор.

    (По В. Астафьеву)

    ПОМНИТЕ:

    Если перед вами отрывок из художественного произведения известного писателя, позиция автора может быть выявлена и из материала, находящегося за пределами предложенного текста. В таком случае постарайтесь вспомнить историю создания произведения: что подтолкнуло автора к работе, каков был его замысел, каковы были социальные, политические или нравственные воззрения автора в годы работы над произведением, в какое время оно создавалось.

    Для правильного понимания текста важно также различать понятия автор и рассказчик (повествователь) . Автор художественного произведения может вести свой рассказ от своего лица или от лица кого-то из персонажей. Но первое лицо, от имени которого написано произведение, - это всё-таки рассказчик, даже если писатель употребляет местоимение «я»: ведь когда автор создаёт художественное произведение, он описывает жизнь, внося свой вымысел, свои оценки, свои пристрастия, симпатии и антипатии. В любом случае не следует ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.

    ПОМНИТЕ:

    Такое несовпадение можно обнаружить, например, в следующем тексте.

    Я до сих пор помню эту банку с тушью. С утра она стояла на столе возле отцовских чертежей, а к полудню на листе ватмана невесть откуда появилась огромная чёрная клякса, сквозь которую смутно проглядывали результаты кропотливого недельного труда...

    - Сергей, скажи честно: ты пролил тушь? - строго спросил отец.

    Нет. Это не я.

    Кто тогда?

    - Не знаю... Наверное, кошка.

    Кошка Машка, мамина любимица, сидела на краю дивана и как-то испуганно смотрела на нас своими жёлтыми глазами.

    - Что ж, придётся её наказать. С этого момента вход в дом ей заказан. Будет жить в чулане. Впрочем, может, всё-таки не она виновата? - испытующе посмотрел на меня отец.

    - Честное слово! Я здесь ни при чём! - ответил я,глядя ему прямо в глаза...

    Через пару дней Машка бесследно исчезла, видимо, не стерпев несправедливого изгнания из дома. Мама была огорчена. Отец же больше никогда не вспоминал этот случай. Забыл,наверное. А свой футбольный мяч я всё-таки отмыл от предательских чёрных пятен...

    Тогда я был наивно убеждён: отношения между людьми важнее всего, главное - не огорчать родителей. А что касается кошки...Она просто животное, ни говорить, ни думать не умеет. И всё-таки до сих пор в любых кошачьих глазах мне видится немой укор...

    (Г. Андреев)

    Позиция автора не заявлена прямо. Однако в размышлениях героя о своём поступке мы слышим голос больной совести. Неслучайно наказание кошки названо несправедливым, а в кошачьих глазах Сергей читает «немой укор». Конечно же, автор осуждает героя, убеждая нас в том, что бесчестно и низко сваливать свою вину на другого, тем более на беззащитное существо, которое не может ответить и постоять за себя.

    Типовые конструкции для выражения авторской позиции

    • Автор считает, что...
    • Автор подводит читателя к выводу о том, что...
    • Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу...
    • Позиция автора такова...
    • Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом...
    • Автор призывает нас (к чему)
    • Автор убеждает нас в том, что...
    • Автор осуждает (кого / что, за что)
    • Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.
    • Основная цель автора заключается в том, что...
    • Хотя позиция автора не выражена явно,логика текста убеждает в том, что...

    СОВЕТЫ

    2) Обращайте внимание на оценочную лексику текста лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения - все это средства выражения авторской позиции.

    5) При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, если это возможно. (Помните, что не в любом тексте можно найти цитаты,точно выражающие мнение автора!)

    ЧТО ПРОВЕРЯЕТ ЭКСПЕРТ?