Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Социальные конфликты пути их решения. Политика - способ разрешения социальных конфликтов

    Социальные конфликты пути их решения. Политика - способ разрешения социальных конфликтов

    Тема: Социальные конфликты: способы разрешения

    Тип: Контрольная работа | Размер: 21.59K | Скачано: 58 | Добавлен 29.01.11 в 19:41 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

    Вуз: ВЗФЭИ

    Год и город: Москва 2011


    Оглавление
    Введение 2
    Сущность и характеристики конфликтов 3
    Способы разрешения социальных конфликтов. 10
    Практическая часть 12
    Заключение 13
    Список использованной литературы 14

    Введение
    Социальная неоднородность общества, различия уровней дохода, власти, престижа, нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Рождаются конфликты на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, желаний, интересов, надежд, личностных особенностей, стилей жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества. Все это обуславливает пристальное внимание к исследованию конфликтов. Широкое распространение этого явления и послужило основой для данной работы.
    Проблема социальных конфликтов стала предметом изучения социологов лишь в 19-20 веках.
    В рамках социологии сложилось специальное научное направление, которое в настоящее время обозначается как «социология конфликта». Проблематике социальных конфликтов (в частности, для теоретического объяснения социокультурных изменений в современном обществе) уделяли внимание в своих работах многие классики социологии: Г.Спенсер, М.Вебер, К.Маркс, Э.Дюргейм, Р.Дарендорф, К. Э. Боулдинг и другие.
    Изучение конфликтов означает в первую очередь ознакомление с весьма богатой и многообразной литературой по этой проблематике, усвоение теоретических и практических знаний, накопленных в рамках данного направления социологической мысли.
    Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, необходимо знать, что такое конфликт и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.

    Сущность и характеристики конфликтов
    Социальный конфликт представляет собой такой тип социального взаимодействия, который характеризуется противоборством нескольких индивидов по поводу распределения ценностей, ресурсов или власти.
    Социальный конфликт - это попытка достижения некоторого вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения.
    Конфликт - это реальная борьба между действующими людьми или группами независимо от того, каковы истоки, способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон. Для понимания природы конфликта особое значение имеет "теорема Томаса": "Если люди воспринимают некоторую ситуацию в качестве реальной, то она будет реальной и по своим последствиям". В отношении социального конфликта это означает, что если люди не ощущают несовпадение своих интересов, то конфликта не возникает, и наоборот: если интересы являются общими, но их носители настроены друг к другу враждебно, то возникает конфликт.
    Причины конфликтов многообразны и часто сложно переплетаются.
    Условно можно выделить следующие:
    социальное неравенство (т.е. неодинаковое положение индивидов в обществе; богатство, власть и высокие должности одних выступают контрастом бедности и подчиненности других);
    дефицит жизненных благ (материальных, духовных, престижных постов, рабочих мест и т.д.);
    несовпадение ценностей индивида и общества (что наглядно проявляется в острых противоречиях между нравственными ориентирами большинства людей и асоциальным поведением преступников);
    противоположность интересов людей;
    эгоистичность людей.
    Конфликт возникает только тогда, когда благо (деньги, власть, жилплощадь, ресурсы, престиж и т.д.) нельзя поделить. Если бы его можно было спокойно разделить, то никакой ссоры, драки или войны не возникло бы. И это главное - между двумя сторонами делится то, что неделимо. В автобусе конфликт возникает из-за свободного места, конфликт между народами - из-за жизненно важной территории, между религиями - из-за символа веры или истинной интерпретации этого символа.
    Таким образом, основной причиной социальных конфликтов является несовместимость интересов, целей, желаний конфликтующих сторон, ибо потребности (нужды) людей велики и постоянно растут, а возможности и ресурсы для их удовлетворения всегда ограничены. Поэтому, чем беднее общество и дефицитнее жизненные блага, тем чаще и острее в нем конфликты между людьми.
    Виды


    По участникам (субъектам)

    По сферам

    По характеру

    По способу регулирования

    По виду взаимодействия

    1. Внутриличностные

    2. Межиндивидуальные

    3. Между группой и личностью

    4. Между личностью и обществом

    5. Межгрупповые

    6. Внутри- и межинституциональные

    7. Межгосударственные


    1. Экономические

    2. политические

    3. Идеологические

    4. Межнациональные

    5. Религиозные

    6. Бытовые
    и др.


    1. Подлинные (реальные, возникающие из-за действительно существующей несовместимости интересов)

    2. Мнимые (ложные, надуманные или специально «сфабрикованные»)


    1. Институционализированные

    2. Неинституционализированные

    (в зависимости от существования или отсутствия общепринятых правил конфликтного поведения,
    взаимных обязательств сторон, согласия участников относительно символов
    победы или поражения и т.д.)


    1. Конфронтация (борьба, несовместимые интересы)

    2. Соперничество (предполагает некоторое единство целей и интересов участника)

    3. Конкуренция (успех одной стороны возможен только при подавлении или ущемлении интересов другой)

    Роль конфликтов
    Таким образом, конфликты играют противоречивую роль в обществе.
    В литературе встречаются и другие классификации функций.
    Отметим прежде всего такую общую функцию, как информационно-познавательная. Конфликт стимулирует познание интересов, ценностей, позиций, сталкивающихся субъектов.
    Другая всеобщая функция конфликта - интегративная. Конфликт способствует интеграции, объединению людей, установлению стабильности в обществе. Разрешение конфликта сплачивает группы, сообщества, способствует гармонизации общественных отношений.
    Одна из общих функций конфликта - функция стимулирования адаптации субъектов конфликта к изменяющейся среде. Социальным группам, индивидам приходится постоянно сталкиваться с новыми условиями и новыми потребностями, порождаемыми происходящими изменениями. Отсюда необходимость адаптации, приспособления к новой ситуации путем переоценки ценностей, критики устаревших образцов поведения и мышления.
    Острота конфликта
    Л.Козер, исследовав условия, влияющие на степень остроты конфликта, сформулировал следующие выводы:
    острота конфликта зависит от условий, его вызывающих: чем больше подобных условий, тем острее возникающий конфликт,
    острота конфликта обусловлена степенью эмоциональности сторон, вовлеченных в конфликт,
    в свою очередь, эмоциональный накал зависит от численности групп, вовлеченных в него, и первичности связей между их членами; чем меньше группа, тем более первичны связи внутри нее, тем более эмоциональным может быть возникающий конфликт,
    острота конфликта зависит от жесткости социальной структуры; чем более жесткой она является, тем меньше институциализированных средств имеется в наличии для его погашения,
    степень остроты конфликта снижается, когда участвующие в нем стороны преследуют свои реальные интересы и, наоборот, она повышается, если конфликтующие группы противоборствуют по абстрактным (оторванным от действительности или мнимым, надуманным) вопросам,
    более острыми являются конфликты по поводу ценностей.
    Субъекты конфликта. Участником конфликта может быть любой человек, организация, или группа лиц, которые принимают участие в конфликте, но не отдают себе отчет в целях конфликтного противоречия.
    Основным субъектом конфликта является отдельный человек или крупные социальные группы, способные создавать конфликт, т.е. прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение других, вызывать различные изменения в социальных отношениях.
    Известный специалист в области теории конфликтов Ральф Дарендорф к субъектам конфликта относит три вида социальных групп. 1). Первичные группы - непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовместимых целей. 2). Вторичные группы - стремятся быть не замешанными непосредственно в конфликт, но вносят свой вклад в разжигание конфликта. На стадии обострения они могут стать первичной стороной. 3). Третьи силы заинтересованы в разрешении конфликта.
    Предмет конфликта - это и есть основное противоречие из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство. Им могут быть территория проживания, деньги, жилище, власть и т.д. Причина и повод конфликта отличаются от предмета конфликта. Поводом для конфликта может служить незначительное происшествие. Так разгорелась первая мировая война.
    Конфликт принимает разные формы и масштабы. Самая распространенная форма - повседневная ссора друзей, родственников, незнакомых людей дома, на улице, в транспорте. Это межличностный конфликт. Более серьезная форма - размолвка, развод, забастовка. Бунт, мятеж - стихийная массовая форма протеста, они могут завершиться революцией, войной, переворотом. Мы говорим о конфликте между разными этническим группами, разными поколениями (конфликт отцов и детей), между законопослушными гражданами и преступниками. Под масштабом конфликта понимают количество участвующих людей и серьезность последствий.
    Стадии протекания социальных конфликтов.
    Любой социальный конфликт имеет довольно сложную внутреннюю структуру. Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить по четырем основным стадиям:
    - предконфликтная стадия
    - непосредственно конфликт
    - стадия разрешения конфликта
    - послеконфликтная стадия.
    Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на конфликтные действия или отступать. К таким ресурсам относятся материальные ценности, информация, связи, престиж, власть с помощью которых можно воздействовать на соперника. В это же время происходит консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвующих в конфликте. Предконфликтная стадия характерна так же в формировании каждой из конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий.
    Непосредственно конфликт. Эта стадия характеризуется прежде всего наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Это активная, деятельная часть конфликта. Таким образом, весь конфликт состоит из конфликтной ситуации, формирующейся на предконфликтной стадии, и инцидента.
    Разрешение конфликта.
    Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать разные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причины конфликта.
    Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов.
    а) Одним из важных условий является своевременный и точный анализ его причин. А это предполагает выявление объективно существующих противоречий, интересов, целей. На основе такого анализа определяется так называемая “деловая зона” конфликтной ситуации.
    б) Другим, не менее важным условием является обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон. Для этого сторонам конфликта надо стремится освободиться от враждебности и недоверия друг к другу.
    в) Третьим, непременным условием является совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры с участием третьей стороны и т.д.
    Послеконфликтная стадия
    Большое значение имеет заключительная послеконфликтная стадия.
    На этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательному
    устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидирована
    социально-психологическая напряженность и прекращена любая борьба.
    Урегулированный конфликт способствует улучшению социально-
    психологических характеристик, как отдельных групп, так и
    межгруппового взаимодействия. Он способствует сплоченности групп,
    повышает уровень идентификации ее членов с общими целями и
    удовлетворенности в группе. Вместе с тем, он развивает уважительное
    отношение к бывшим оппонентам, позволяет лучше понять их интересы,
    цели и побуждения.

    Способы разрешения социальных конфликтов.
    Известно, что время, потраченное на сам конфликт, во много раз меньше времени постконфликтных переживаний. В случае нетактичного высказывания коллеги по работе последнее в 14 раз превышает первое, в случае грубости начальника - в 20 раз. Послеконфликтная напряженность - отрицательные эмоции, тяжелые негативные переживания - это мощный разрушительный фактор. Он резко снижает производительность и сплоченность группы.
    По этой причине конфликты разумнее предупреждать, чем устранять последствия запущенного конфликта. Современная конфликтология накопила обширный арсенал методов разрешения конфликтов. К таким методам относятся:
    компромисс - решение проблемы путем взаимных уступок;
    приспособление - стремление сгладить противоречия за счет изменения своей позиции;
    сотрудничество - попытка совместной выработки решения, учитывающего интересы всех сторон;
    переговоры - мирная беседа обеих сторон по решению проблемы;
    посредничество - использование третьей стороны в заочном решении проблемы;
    игнорирование - попытка выйти из конфликта, уклоняясь от него;
    соперничество, конкуренция - бескомпромиссная борьба за победу любыми средствами, упорное отстаивание своей позиции;
    предотвращение - попытка устранить на ранней стадии условия возникновения конфликта;
    арбитраж - обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы;
    управление - регулирование процесса с целью минимизации потерь и максимизации выигрыша;
    применение силы, власти, закона - одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.
    В технике ведения переговоров (деловых, политических и т.п.) разграничивают межличностные (к примеру, между женой и мужем) и межгрупповые переговоры, в которых участвуют представители двух сторон (переговоры между работодателем и профсоюзами).
    Самый трудный случай - решение межнациональных, этнических конфликтов. В большинстве межнациональных конфликтов справедливого решения для всех враждующих сторон объективно не существует, ибо каждая руководствуется своей правдой, своими историческими событиями и фактами.
    Опыт свидетельствует, что крупные конфликты, в которые втянуты страны, мировые системы, народы и этнические группы, разрешаются тем быстрее, чем меньше история конфликтных отношений. Наглядный тому пример - война в Чечне, которая началась еще до революции с освободительного движения Шамиля, затем затихла на какое-то время, после чего возникла в 30-е годы после депортации чеченцев режимом Сталина. После этого конфликт затих, но разгорелся дважды в 1994 г. и превратился в открытую войну с применением регулярной армии, и в 1994 г. В период с 1996 по лето 1999 г. было краткое затишье, имеющее ярко выраженный конфликтный характер.

    Практическая часть
    Немецкому социологу Р. Дарендорфу принадлежит следующие выражение: «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории. Кто упустит эту возможность получает ритм себе в сопротивление».
    Возможность возникновения конфликта существует во всех сферах жизни общества. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, желаний, стилей жизни, личностных особенностей. В отношениях между людьми неизбежно возникают трудности и конфликты, они являются естественной частью нашей жизни. Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют.
    Нередко осуждение факта существования конфликтов и наивная вера в то, что можно прожить жизнь, ни разу ни с кем не конфликтуя, связаны с недостаточными разграничениями между самим конфликтом и способом его разрешения. А ведь существуют эффективные способы разрешения конфликтов, вызванных различиями во взглядах, несовпадениях целей и поступков. Они укрепляют взаимоотношения и тем необычайно ценны.
    По-моему мнению, социолог Р. Дарендорф данным выражением хотел донести до нас следующее: в сложившейся конфликтной ситуации, ее участники обязательно должны применить меры по смягчению конфликта, снятию его остроты, найти методы его разрешения. Урегулировав конфликт, участники берут под свой контроль дальнейшее развитие отношений.
    Совместное успешное разрешение противоречий может сблизить людей. Вместе с тем, способствует развивать уважительное отношение к бывшим оппонентам, позволяет лучше понять их интересы, цели и побуждения.
    А подавление и «отмена» конфликта ведет к его обострению.

    Заключение
    Подводя итог исследования социальных конфликтов, можно утверждать, что существования общества без конфликтов невозможно. Нельзя категорично назвать конфликт проявлением дисфункции организаций, отклоняющимся поведением индивидов и групп, феноменом общественной жизни, вероятнее всего конфликт - необходимая форма социального взаимодействия между людьми.
    Итак, можно сделать следующий вывод. Поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими. Основываясь на опыте, накопленном в весьма богатой и многообразной литературе по этой проблематике, усвоении теоретических и практических знаний, полученных в рамках данного направления социологической мысли, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностей.
    Понимание природы конфликта, причин возникновения и развития поможет выработать правила поведения и пути урегулирования к обоюдному согласию противоборствующих сторон.

    Список использованной литературы
    1. Конфликтология: учебник для вузов/ под редакцией проф. В.П. Ратникова, 2-е изд. – М., 2005.
    2. Общая социология. А.И. Кравченко / учеб. пособие для вузов – М., ЮНИТИ- ДАНА, 2001 – 479 с.
    3. Социология: Учебник для вузов/ под редакцией проф. В.Н. Лавриненко, 3-е изд. – М., 2004.
    4. Социология. А.Н.Овшинов / учеб. пособие, изд. «Джангар» - Элиста, 2006.
    5. Социология конфликта. Здравомыслов А.Г / Уч. пособие. М., 2005.

    Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

    Понятие социального конфликта - гораздо более емкое, чем может показаться сначала. Давайте попробуем в нем разобраться.

    По-латински конфликт означает «столкновение». В социологии конфликт - это высшая стадия противоречий, которая может возникнуть между людьми или социальными группами, как правило, это столкновение основано на противоположно направленных целях или интересов сторон конфликта. Есть даже отдельная наука, занимающаяся изучением этого вопроса - конфликтология . Для обществознания социальный конфликт - это еще одна форма социального взаимодействия людей и групп.

    Причины социальных конфликтов.

    Причины социальных конфликтов очевидны из определения социального конфликта - разногласия людей или групп, которые преследуют какие-то социально значимые интересы, при этом реализация этих интересов идет в ущерб интересам противоположной стороны. Особенность этих интересов в том, что они как-то связаны между собой каким-либо явлением, предметом и т.д. Когда муж хочет посмотреть футбол, а жена - сериал, связывающим предметом является телевизор, который один. Вот если бы было два телевизора, то и интересы не имели бы связующего элемента; конфликт бы не возник, или же возник, но по другой причине (разница в размере экрана, или более удобного кресла в спальне, чем стул на кухне).

    Немецкий социолог Георг Зиммель в своей теории социального конфликта заявил, что конфликты в обществе неизбежны, потому что они обусловлены биологической природой человека и социальной структурой общества . Он также предложил, что частые и непродолжительные социальные конфликты полезны для общества, так как при положительном разрешении они помогают членам общества избавиться от враждебности друг к другу и достигнуть понимания.

    Структура социального конфликта.

    Структура социального конфликта состоит из трех элементов:

    • объект конфликта (то есть конкретная причина конфликта - все тот же телевизор, упомянутый ранее);
    • субъекты конфликта (их может быть два и более - например, в нашем случае третьим субъектом может стать дочь, которая захотела смотреть мультики);
    • инцидент (повод для начала конфликта, точнее его открытой стадии - муж переключил на НТВ+ Футбол, и тут все началось…).

    Кстати, развитие социального конфликта не обязательно протекает в открытой стадии: жена может молча обидеться и уйти гулять, но конфликт при этом останется. В политике такое явление называют «замороженным конфликтом».

    Виды социальных конфликтов.

    1. По количеству участников конфликта:
      • внутриличностные (большие интересы для психологов и психоаналитиков);
      • межличностные (например, муж и жена);
      • межгрупповые (между социальными группами: конкурирующие фирмы).
    2. По направленности конфликта:
      • горизонтальные (между людьми одного уровня: работник против работника);
      • вертикальные (работник против начальства);
      • смешанные (и те, и другие).
    3. По функции социального конфликта :
      • деструктивные (драка на улице, ожесточенный спор);
      • конструктивные (поединок на ринге по правилам, интеллигентная дискуссия).
    4. По длительности протекания:
      • кратковременные;
      • затяжные.
    5. По средствам разрешения:
      • мирные или ненасильственные;
      • вооруженные или насильственные.
    6. По содержанию проблемы:
      • экономические;
      • политические;
      • производственные;
      • бытовые;
      • духовно-нравственные и т.д.
    7. По характеру развития:
      • спонтанные (непреднамеренные);
      • преднамеренные (заранее спланированные).
    8. По объему:
      • глобальные (II мировая война);
      • локальные (Чеченская война);
      • региональные (Израиль и Палестина);
      • групповые (бухгалтера против сисадминов, менеджеры продаж против кладовщиков);
      • личные (бытовые, семейные).

    Разрешение социальных конфликтов.

    Разрешением и предотвращением социальных конфликтов ведает социальная политика государства. Конечно же невозможно предотвратить все конфликты (в каждую семью - по два телевизора!), но предвидеть и предотвращать глобальные, локальные и региональные конфликты - первостепенная задача.

    Способы разрешения социальн ых конфликтов:

    1. Избегание конфликта. Физический или психологический уход от конфликта. Недостаток этого способа в том, что причина остается, и конфликт «замораживается».
    2. Переговоры.
    3. Использование посредников. Здесь уже все зависит от опытности посредника.
    4. Откладывание. Временная сдача позиций для накопления сил (методов, аргументов и т.д.).
    5. Арбитраж , судебное разбирательство, разрешение третьей стороной.

    Условия, необходимые для успешного разрешения конфликта:

    • определить причину конфликта;
    • определить цели и интересы конфликтующих сторон;
    • стороны конфликта должны хотеть преодолеть разногласия и разрешить конфликт;
    • определить пути преодоления конфликта.

    Как видите, социальный конфликт многолик: это и взаимный обмен «любезностями» между фанатами «Спартака» и «ЦСКА», и семейные споры, и война на Донбассе, и события в Сирии, и спор начальника с подчиненным и т.д., и т.п. Изучив понятие социального конфликта и ранее понятие нации, в дальнейшем мы рассмотрим наиболее опасный вид конфликта -

    УТВЕРЖДАЮ

    ПЛАН-КОНСПЕКТ

    Для проведения занятия по служебной подготовке старшего и среднего начсостава

    ПРЕДМЕТ: Психологическая подготовка

    ТЕМЫ № 3.1.: «Социальный конфликт. Способы разрешения конфликтных ситуаций»

    ВРЕМЯ: 13.20 – 15.00

    ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: сформировать у слушателей представление о способах разрешения конфликтных ситуаций

    МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: зал заседаний

    МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: лекция

    ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ КОНСПЕКТА:

    1. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных./Под общей ред. к. психол. наук Ю.С. Шойгу. – М.:СМЫСЛ, 2007.

    МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: видеопроектор

    Конфликт. Способы разрешения конфликтных ситуаций

    Опросник множественного выбора.

    1. Психологическая дезадаптация проявляется:

    В нарушении восприятия пространства и времени;

    Нарушениях памяти, внимания, мышления;

    В проявлении необычных психических состояний;

    Выраженными вегетативными реакциями.

    Подобные изменения оказывают значимое влияние на поведение и эффективность профессиональной деятельности

    2. Психические состояния

    Психическое состояние – самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом.

    3. чувства;

    Настроение (эйфория, тревога, фрустрация и др.);

    Внимание (сосредоточенность, рассеянность);

    Воля (решительность, растерянность, собранность);

    Мышление (сомнения);

    Воображение (мечты) и т. д.

    4. Дезадаптивные психические состояния

    Критерием, позволяющим выделить дезадаптивные психические состояния, является снижение или утрата контроля человека за своим состоянием, которое по силе переживания или продолжительности превосходит регуляторные возможности человека.

    5. Закон Йеркса-Додсона

    6. Профилактика неблагоприятных психических состояний

    Основные механизмы:

    Первый механизм связан с включением волевой регуляции;

    Второй механизм включает когнитивную переоценку по принципу «Не очень-то и нужно»;

    Третий механизм включает косвенный когнитивный контроль (предполагает привлечение дополнительных организационных, групповых, личностных ресурсов).

    7. Виды конфликта

    Виды конфликта

    С участием человека

    Без участия человека

    Внутриличностные

    Социальные

    Межличностные

    Межгрупповые

    8. Социальный конфликт

    Социальный конфликт – наиболее деструктивный способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся выраженными негативными эмоциями и чувствами.

    9. Конфликт влияет на:

    Психические состояния и как следствие на физическое здоровье участников;

    Взаимоотношения оппонентов;

    Качество индивидуальной деятельности;

    Социально-психологический климат группы;

    Качество совместной деятельности.

    10. Последствия конфликта

    Конструктивные

    Деструктивные

    11. Деструктивные последствия конфликта

    Затруднения или невозможность совместной деятельности участников конфликта;

    Усиление личной враждебности участников конфликта, вплоть до формирования образа «врага»;

    Противодействие участников конфликта по отношению друг к другу, которое наносит урон профессиональной деятельности;

    Проявление непродуктивной конкуренции по отношению к другим лицам;

    Уменьшение межличностных коммуникаций вплоть до их полного исчезновения;

    Снижение общего фона настроения и эффективности индивидуальной деятельности у участников конфликта.

    12. Конструктивные последствия конфликта

    В поиске и выработке взаимоприемлемых решений;

    В снятии враждебности участников конфликта по отношению друг другу;

    В эмоциональной разрядке;

    В психологическом обновлении отношений;

    В возникновении более глубокого и адекватного взаимопонимания между людьми.

    13. Структура конфликта:

    Объективный уровень

    Субъективный уровень

    14. Объективный уровень

    Предмет конфликта, то есть, то из-за чего возникает конфликт;

    Основные участники конфликта;

    Второстепенные участники конфликта, то есть те, кто явно или неявно поддерживают основных участников конфликта;

    Факторы физической и социальной среды, непосредственно влияющие на конфликт;

    Факторы физической и макросоциальной среды, опосредованно влияющие на конфликт.

    15. Субъективный уровень

    Образ конфликтной ситуации каждой из сторон;

    Потребности сторон;

    Опасения сторон;

    Позиции сторон;

    Актуальное психическое состояния участников конфликта;

    Динамические составляющие индивидуально-психологических особенностей участников.

    16. Карта конфликта

    Потребности стороны А Опасения стороны А

    Индивидуально-психологические особенности стороны А

    Актуальное психическое состояние стороны А

    Позиция стороны А

    Второстепенные участники А

    Сторона А

    Конфликтогенные факторы

    Предмет конфликта

    Конфликтогенные факторы

    Сторона Б

    Второстепенные участники Б

    Позиция стороны Б

    Актуальное психическое состояние стороны Б

    Индивидуально-психологические особенности стороны Б

    Потребности стороны Б Опасения стороны Б

    17. Причины конфликта:

    Объективные причины

    Социально-психологические причины

    Личностные причины

    18. Объективные причины

    1. Естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности;

    2. Слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей;

    3. Недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ;

    4.Устойчивые стереотипы межэтнических отношений, способствующие возникновению конфликтов.

    19. Социально-психологические причины

    1. Потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации;

    2. Разбалансированное ролевое взаимодействие людей;

    3. Разные критерии оценки результатов деятельности и событий;

    4. Внутригрупповой фаворитизм;

    5.Атмосфера соревнования и конкуренции.

    20. Личностные причины

    1. Высокая конфликтность;

    2. Неспособность увидеть ситуацию со стороны другого оппонента или увидеть ситуацию, не включаясь в нее;

    3. Уровень притязаний неадекватный способностям и возможностям, чрезмерная амбициозность;

    4.Субъективная оценка поведения партнёра как недопустимого и др.

    21, 22. Формы разрешения конфликта и стратегии поведения оппонентов

    Соперничество Соперничество перерастание в другой конфликт

    Соперничество Уступка урегулирование

    Соперничество Компромисс урегулирование

    Соперничество Сотрудничество урегулирование

    Соперничество Уход затухание

    Компромисс Уступка урегулирование

    Компромисс Компромисс урегулирование

    Сторона А Сторона Б Форма разрешения

    Компромисс Сотрудничество урегулирование

    Компромисс Уход затухание

    Уход Уступка затухание

    Уход Сотрудничество затухание

    Уход Уход затухание

    Уступка Уступка урегулирование

    Уступка Сотрудничество урегулирование

    Сотрудничество Сотрудничество разрешение противоречия, составляющего основу конфликта

    23. Стратегии поведения

    Соперничество

    Компромисс

    Сотрудничество

    24. Динамика конфликта

    Этапы развития конфликта:

    Развитие доконфликтной ситуации

    Развитие собственно конфликта

    Развитие послеконфликтной ситуации

    25. Развитие доконфликтной ситуации

    Возникновение объективной проблемной ситуации социального взаимодействия;

    Ее осознание субъектами проблемного взаимодействия;

    Попытки разрешить неконфликтными способами;

    Начало предконфликтной ситуации.

    26. Развитие собственно конфликта

    Инцидент;

    Переход предконфликтной ситуации в открытый конфликт;

    Конфликтное взаимодействие;

    Попытки завершить конфликт;

    Завершение конфликта.

    27. Развитие послеконфликтной ситуации

    Частичная нормализация взаимодействия участников конфликта;

    Полная нормализация взаимодействия.

    28. Основные этапы и фазы конфликтов

    29. Соотношение деловой и личностной сфер в длительном конфликте

    Руководитель занятий.

    Конфликт – это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем‑то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

    Участники конфликта называются субъектами конфликта :

    свидетели – это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны;

    подстрекатели – это те, кто подталкивает других участников к конфликту;

    пособники – это люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами;

    посредники – это люди, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт.

    Не все участники конфликта обязательно находятся в непосредственном противоборстве друг с другом.

    Вопрос или благо, из‑за которых разгорается конфликт , – это предмет конфликта . Причина и повод для конфликта отличаются от его предмета.

    Причина конфликта – объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта . Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон.

    Повод для конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта , но сам конфликт может не развиться. Повод бывает как случайным, так и специально созданным.

    Для правильного и всестороннего понимания конфликта необходимо провести разграничение между ним и противоречием. Противоречие – это фундаментальная несовместимость, несогласие каких‑то важных – политических, экономических, этнических – интересов.

    Противоречие обязательно лежит в основе любого конфликта и проявляется в социальном напряжении – чувстве неудовлетворенности положением дел и готовности его изменить. Но противоречие может так и остаться противоречием, не дойдя до открытого столкновения, т. е. конфликта. Таким образом, противоречие выражает скрытый и статический момент явления, а конфликт – открытый и динамический.

    Социальный конфликт – это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов.

    В истории социологии имеют место различные концепции, раскрывающие сущность социальных конфликтов.

    На современном этапе развития социологической науки выделяют две основные парадигмы с точки зрения роли конфликта в обществе. Ученые определяют следующие функции социальных конфликтов.

    Конфликты порождаются различными причинами: внешними и внутренними, всеобщими и единичными, материальными и идеальными, объективными и субъективными и т. д. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон. Можно выделить следующие причины социальных конфликтов:

    – социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций;

    – различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации;

    – религиозные различия;

    – поведение человека, его социально‑психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.).

    Социальный конфликт проходит три основные стадии:

    1. Предконфликтная – конфликтная ситуация . Стороны осознают существующее эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, осознать причины конфликта, оценивают свои возможности; выбор способа воздействия на противника.

    2. Непосредственно конфликт – недоверие и отсутствие уважения к противнику; согласие невозможно . Наличие инцидента (или повода), т. е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Их открытые и скрытые действия.

    3. Разрешение конфликта – завершение инцидента, устранение причин конфликта.

    Виды социальных конфликтов

    По длительности – долгосрочные; краткосрочные; разовые; затяжные; повторяющиеся.

    По объему – глобальные; национальные; локальные; региональные; групповые; личные.

    По источнику возникновения – объективные; субъективные; ложные.

    По используемым средствам – насильственные; ненасильственные.

    По форме – внутренние; внешние .

    По влиянию на ход развития общества – прогрессивные; регрессивные .

    По характеру развития – преднамеренные; спонтанные .

    По сферам общественной жизни – экономические (производственные); политические; этнические; семейно‑бытовые .

    По типу отношений – внутри– и межсистемный (индивиду ально‑психологический) уровни; внутри– и межгрупповой (социально‑психологический) уровни; внутринациональный и международный (социальный) уровни.

    Специалисты выделяют следующие способы решения социальных конфликтов:

    компромисс (лат. compromissum) – решение проблемы через взаимные уступки сторон;

    переговоры – мирная беседа обеих сторон по решению проблемы;

    посредничество – использование третьей стороны в заочном решении проблемы;

    арбитраж (фр. arbitrage – третейский суд) – обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы;

    применение силы, власти, закона – одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее .

    Возможные пути выхода из конфликтов следующие:

    Реставрация – возвращение общества к доконфликтному состоянию: к прежним формам социальной жизни, социальным институтам, которые продолжают существовать с учетом новой ситуации.

    Невмешательство (выжидание ) – надежда на то, что «все само собой образуется». Это путь затягивания и проволочек реформ, топтания на месте. В открытом обществе, если противостояние не грозит всеобщим крахом, данный путь при определенных условиях может быть плодотворным.

    Обновление – активный выход из конфликта путем отбрасывания, отказа от старого, развития нового.

    Каждый социальный конфликт конкретен, он происходит в определенных социальных условиях. Следовательно, и пути выхода из него должны соответствовать сложившейся конкретной ситуации.

    Общая стратегия выхода из социального конфликта должна заключаться в совмещении этих трех путей. Обновление необходимо, в этом ключ разрешения любого конфликта, но все обновить невозможно по причине инертности человеческого сознания. Следует предусмотреть естественный процесс отката (реакции) к некоторым старым ценностям и формам.

    Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов:

    – своевременный и точный диагноз причин конфликта, т. е. выявление существующих противоречий, интересов, целей.

    – обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе признания интересов противоположной стороны. Достичь этого возможно на основе цели, значимой для обеих сторон.

    – совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д.

    Во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов.

    Конфликтующие стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности.

    Участники конфликта должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу.

    Все конфликтующие стороны должны проявлять склонность к компромиссу.

    Таким образом, конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между субъектами эмоционального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

    Образец задания

    B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «социальный конфликт». Компромисс; переговоры; арбитраж; реабилитация; свидетели.

    Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «социальный конфликт».

    Ответ: Реабилитация.

    Социальный конфликт возникает на основе разногласия во взглядах разных групп людей, политических сил или выдающихся личностей. Разрешение социального конфликта происходит разными путями. Иногда конфликтующие стороны в состоянии договориться друг с другом сами, иногда требуется постороннее вмешательство. Методики преодоления конфликта составляются опытными специалистами и в совокупности дают модель решения конфликта. Перед тем, как приниматься за разрешение социальных конфликтов, следует провести диагностику этих конфликтов.

    Методы, которыми конфликт разрешается, могут быть разными. Они могут быть насильственными (подавление, принуждение со стороны государства или властных структур), могут быть мирными (то есть, когда стороны согласны идти на переговоры или достигать компромисса). Социальный конфликт оказывается разрешимым ненасильственным способом.

    Способы решения социальных конфликтов

    Существуют разные способы решения социальных конфликтов. Это одностороннее доминирование, или силовое подавление. При такой модели подавляется более слабая сторона, и ей навязывается воля более сильной стороны. В итоге сильная сторона может добиться подчинения, но путем принижения слабой. Неопытные руководители пытаются добиться послушания от подчиненных путем угроз, штрафных санкций, командного тона. Таким образом, социальный конфликт остается нерешенным, потому что при малейшей возможности он снова возобновится. К тому же, сторона победителя должна для поддержания своего превосходства постоянно расходовать свои физические, интеллектуальные и материальные ресурсы. Проигравшая сторона со своей участью мириться не хочет, поэтому возможны периодические вспышки конфликта. К тому же, победителям, пролившим кровь невинных жертв, потом зачастую приходится расплачиваться за свою победу всю жизнь. Так было с убийцами Пушкина и Лермонтова. Поэтому таким путем социальный конфликт разрешать нежелательно.

    Разъединительная модель решения конфликта используется также довольно часто. В этом случае враждующие стороны предпочитают разъехаться, чтобы не сосуществовать на одном пространстве. В качестве примера можно привести враждующих соседей, конфликты между которыми прекращаются после их переселения, мужа и жену, которые решили развестись, а также работников, которые после ссоры разошлись по разным организациям. Разрешение социальных конфликтов происходит путем распада эффективно действовавшей системы, путем разъединения элементов. Не исключено, что конфликтующие стороны после разъединения опять сходятся.

    Модель компромисса представляет собой разрешение социального конфликта на основе уступок сторон друг другу, попытки сторон наладить процесс коммуникации. Эта модель лучше, чем предыдущие, но она применима не всегда.

    В способы разрешения социальных конфликтов можно включить и интегральную модель. Эта современная модель разрешения конфликтов предусматривает их разрешение на основе пересмотра позиций сторон. То есть, конфликтующим сторонам предлагается взглянуть на проблему с другой точки зрения. В этом случае конфликтующие стороны находят выход из конфликтной ситуации путем переговоров, и на основе переговоров приходят к решению, которое удовлетворяет обе стороны. Но в России, как правило, преобладают силовые способы решения социального конфликта , хотя и в последнее время становится заметным тяготение к интегральной модели.