Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Судебные решения связанные с товарами экологического характера. Назначение наказания за экологические преступления. ? Контрольные вопросы

    Судебные решения связанные с товарами экологического характера. Назначение наказания за экологические преступления. ? Контрольные вопросы

    Экологическое право – институт защиты окружающей среды от определенных негативных воздействий человека. Судебная практика по экологическому праву насчитывает немало интересных дел. В тоже время, изучение данной практики дает понять, что нормы разработанного законодательства не являются идеальными, соответственно, нередко именно решения судей становятся своеобразным элементом дополнения тех норм, которые существуют на данный момент времени. Соответственно, становится понятно, что судебная практика по экологическому праву является дополнительной юридической базой, которая применяется в качестве юридических знаний по правильному толкованию норм законодательства.

    Экологическое право

    Чаще всего судебные процессы возникают на почве нарушений в области проведения экспертизы экологического характера. Такие нарушения возникают достаточно часто, что естественно, может повлечь за собой более серьезные нарушения. Статья 8.4 КоАП РФ определяет нормы законодательства об экологической экспертизе. Невыполнение требований, установленных в данной статье, приводит к наложению штрафов. То есть, нередко, при оформлении определенной документации требуется предоставление документов в виде экологической экспертизы. Вполне очевидно, что не всегда результаты проведенной экспертизы будут соответствовать желаемому. Поэтому, многие стараются подделать, вернее, оплатить подделку таких документов, чтобы иметь возможность в дальнейшем реализовать задуманные планы. В принципе, практически все данные нарушения влекут за собой исключительно ответственность в виде штрафных санкций. Соответственно, становится понятно, что в данном случае срабатывает только административная ответственность. Если же речь идет о преступлениях, которые касаются незаконной охоты, то в данном случае в качестве наказания может быть использован реальный или же условный срок ограничения свободы. Основой выбора наказания будет выступать уголовный кодекс.

    На страницах нашего интернет ресурса, вы непременно сможете найти интересные решения суда по вопросам экологических преступлений. Чтобы найти информацию, которая вам в действительности пригодится, нужно в обязательном порядке указать правильный поисковый запрос. Это может быть наименование статьи, может быть четкое наименование уже принятого решения, или же ключевые слова: экологические преступления.

    Судебная практика по вопросам экологических преступлений

    1. Решение по делу 12-313/2016 (28.06.2016, Таганрогский городской суд). В данном случае рассматривалось дело о нарушениях водоиспользования. На основании изученных доводов в исковых требованиях было принято решение отказать;
    2. Решение по делу 12-105/2016 (26.05.2016, Азовский городской суд). Нарушение законодательства об экологической экспертизе. На основании изученных материалов принято решение оставить исковое заявление без удовлетворения.


    Статья 29 ГК РФ четко определяет все особенности и возможности признания гражданина недееспособным. Устанавливается, что осуществить такие действия можно исключительно по решению...


    Поручительство – определенное обязательство, которое берет на себя человек, в процессе подписания кредитного или же заемного договора. Поручительство весьма сложный аспект,...

    экологический судебный право законодательный

    Экологические конфликты - одна из разновидностей социальных конфликтов. С одной стороны экологические конфликты имеют черты, которые присущи любому социальному конфликту. С другой стороны эти конфликты обладают своей спецификой. Своеобразны предмет и причины экологических конфликтов, процессы их возникновения, протекания и разрешения. Особыми являются последствия этих конфликтов. Опасна их неосознанность, непонятность. Своеобразны и внешние условия динамики экологических конфликтов. Констатация существования экологических конфликтов порождает необходимость специфического вмешательства со стороны заинтересованных сил общества и государства.

    Все экологические споры в нашей стране в настоящее время отнесены законодательством к рассмотрению судов: арбитражных, если споры возникают между юридическими лицами, или судов общей юрисдикции при разрешении споров с участием граждан. Защита прав пользования природными объектами в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.

    Участие в применении юридической ответственности за экологические правонарушения принимают органы государственного экологического управления. Это участие может выражаться в предъявлении исков в суд, в наложении административных взысканий за нарушение экологических требований, направлении материалов о привлечении виновных в них лиц к дисциплинарной ответственности; в содействии компетентным органам к привлечению к уголовной ответственности лиц, совершивших экологические преступления.

    Возможности действующего законодательства в сфере разрешения экологических конфликтов весьма широки. Их использование обусловлено степенью развития правового регулирования, нацеленностью органов управления и контроля на предупреждение и разрешение такого рода конфликтов. Современное состояние экологической конфликтности в нашей стране таково, что по мнению многих исследователей она имеет серьезную тенденцию перемещения на более низкий уровень в иерархии конфликтов, то есть уходит на периферию социального внимания, что не снимает самих этих конфликтов и напряженности экологической ситуации. На фоне общих негативных процессов в сфере экологии, характеризуемых во многих случаях как экологическая катастрофа, в стране происходят конфликты как на общефедеральном, так и на местном уровне. Наиболее распространены конфликты в сфере межгосударственных отношений и конфликты, возникающие в сфере использования потребительских природных ресурсов (охота, рыбные промыслы, разработка нерудных ископаемых и т.п.), в сфере землепользования, городского строительства. Показателями этих конфликтов являются данные об административной ответственности и гражданско-правовых спорах. В Государственном докладе о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации отмечается, что в 1991 г. только за нарушения природоохранного законодательства предприятиями и организациями к административной ответственности было привлечено более 50 тыс. человек, а из 32 тыс. проектных и других материалов, проходивших экологическую экспертизу, треть не прошла согласование (т.е. в них заведомо были заложены нарушения экологических требований).

    Вместе с тем, такие крупномасштабные экологические конфликты, как например, загрязнение Байкала, оказываются в замороженном состоянии. То есть экологическая конфликтность загнана вглубь. При этом продолжает расти негативное воздействие на окружающую среду. В экологической сфере существует высокая степень конфликтогенности. До сих пор она ослабляется слабой осознанностью гражданами своих экологических интересов. Однако можно сказать, что это временное состояние и что уже в ближайшее время пружина экологических разногласий может привести к возникновению острых экологических конфликтов.

    В юридической литературе в основном обсуждается защита экологических прав граждан в общих судах, в Конституционном Суде Российской Федерации, Европейском Суде по правам человека, защита уполномоченными по правам человека, экоНКО, отдельными гражданами. К сожалению, обобщение судебной практики не ведется систематически. Изредка принимаются постановления Пленума Верховного Суда, являющиеся источником права наряду с другими законодательными актами. Последнее принято аж в 1998 г. Решения судов оригинальны и юридически грамотны, но, несмотря на это, они не рассматриваются российской правовой доктриной в качестве источника права. Анализ судебной практики выявляет, что доминантными являются разбирательства в таких областях, как: экологическая экспертиза, защита территорий и компенсация ущерба. В следующую очередь: финансовые аспекты, территориальная охрана природы, борьба с загрязнением. Доля рассмотренных «охотничьих вопросов» на порядок меньше, чем «рыболовных вопросов». Частные вопросы физических лиц и оспаривание фактов непредставления экологической информации довольно редки. Из правовых проблем, ослабляющих судебную защиту можно выделить следующие: малочисленность квалифицированных юристов-экологов; ограниченная правосубъектность; сложность доказывания причинной связи; отсутствие

    универсальных методик компенсации; несоблюдение процессуальных сроков; запоздалое исполнение решений и другие. Например. В августе 2000 г. Болховский районный суд, рассмотрев жалобу истцов, признал, что их конституционные права были нарушены. Он объявил постановление от 18 декабря 1997 г. №158248 недействительным и обязал Правительство Российской Федерации вернуть Болховскому району прежний статус. Только в 2005 г. Правительство Российской Федерации отменило действие этого постановления в отношении Болхова и Болховского района.

    Если ранее субъекты федерации могли сами утверждать нормативы платы за загрязнение и использовали их в арбитражной и досудебной практике, то ФЗ-122 от 22 08. 2004 г. лишил субъекты федерации права предъявления исков, а созданные федеральные службы в сфере ООС еще и не начинали эту работу. В результате длительной судебной тяжбы по законности постановления Правительства «О порядке исчисления и взимания платы за загрязнение в 2003 году» система возмещения экологического вреда в России оказалась почти полностью разрушенной и в практике работы природоохранных органов акценты сместились в пользу административной ответственности юридических лиц. А природоохранная прокуратура на практике стала ориентироваться преимущественно на возмещение материального ущерба. Так, 7-8 июля 2000 г. в г. Мелеузе (Башкирия) на ОАО «Минудобрения», несмотря на объявление о неблагоприятных метеоусловиях, были произведены работы по запуску нового цеха, в результате чего в атмосферу было выброшено 6433 кг сернистого ангидрида. Вследствие чего кислотным дождем были уничтожены плодовые насаждения на 98 садовых участках. Возник экологический конфликт. По иску Башкирской межрайонной природоохранной прокуратуры потерпевшим было выплачено 113803 руб. в качестве возмещения ущерба вследствие потери зеленых насаждений. Но ввиду отсутствия методики оценки вреда окружающей среде и здоровью человека, данный вопрос не рассматривался даже в рамках возбужденного в 2002 г. по данному факту уголовного дела. Суд прекратил уголовное дело в связи с тем, что материальный ущерб садовым участкам нельзя расценивать в качестве «иных тяжких последствий», являющихся обязательным элементом диспозиции статьи. 246 Уголовного Кодекса РФ.

    Также, без уголовной ответственности виновных лиц нефтегазодобывающего управления «Туймазанефть» закончилось дело об аварийном загрязнении нефтью 0,224 га пахотных земель в Давлекановском районе РБ, зафиксированном 15 января 2002 г. Этот факт показал, что необходима методика оценки ущерба при порче земли, а статью 254 УК РФ нужно дополнить словосочетанием «при добыче углеводородного сырья».

    УК РФ нуждается и в иных существенных коррективах. Так, он предусматривает уголовную ответственность только при наличии реального вреда в результате экологического правонарушения здоровью граждан, а также существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному и сельскому хозяйству (статьи 250 и 251 УК РФ), что при отсутствии утвержденных методик не позволяет рассчитать этот ущерб и, соответственно, предъявить его для возмещения. Таким образом, экономический механизм в области охраны окружающей среды не работает ввиду отсутствия ФЗ «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» и методик оценки вреда окружающей среде.

    Вот еще несколько примеров применения экологического законодательства при разрешении экологических конфликтов.

    • 5 марта 2003 г. в Канавинском районном суде завершилось рассмотрение иска Экологического центра «Дронт» и Координационного центра движения «Поможем реке» к гаражному кооперативу «Керченский». Кооператив начал строительство гаражей в водоохранной зоне Мещерского озера, имея на руках отрицательное заключение государственной экологической экспертизы. Строительство повлекло нарушение статьи 27 «Об особо охраняемых природных территориях» (нарушение режима особой охраны территорий памятников природы), также была нарушена статья 18 пункт 5 «Об экологической экспертизе». В исковом заявлении истцы требовали запретить деятельность по строительству гаражного комплекса, признать ее незаконной и обязать ответчика восстановить нарушенное состояние. Суд полностью удовлетворил иск общественной организации, и ответчик до 1 мая 2003 г. был обязан ликвидировать следы начатого строительства.
    • 29 января 2004 г. суд района Косино (Московская область) удовлетворил иск в защиту общественных экологических интересов пенсионера Б.В. Аверина и взыскал с местной православной церкви 14000 рублей. Истец заинтересовался, кто срубил две ели в районном центре и выяснил, что это было сделано по указанию священника близрасположенной церкви. Поскольку священник отказался компенсировать ущерб, нанесенный природе и интересам местного сообщества, Борис Васильевич обратился в суд и выиграл дело.

    В 2003 г. впервые в истории Карелии решением Сегежского городского суда признана виновность Надвоицкого алюминиевого завода в загрязнении окружающей среды и влиянии на здоровье населения. Суд обязал предприятие выплатить истцу - жителю города Дмитрию Кузину 50 тысяч рублей в качестве компенсации за потерянное здоровье. Примечательно, что к созданию этого прецедента привела многолетняя работа Карельского экологического фонда «Аристон».

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми рассмотрела в судебном заседании 9 декабря 2002 г. дело по кассационной жалобе ГУПР по Республике Коми на решение Ижемского федерального районного суда от 1 ноября 2002 года, по которому жалоба Костина Василия Александровича в части отсутствия при проведении Государственной экологической экспертизы проекта «Межпромысловый нефтепровод Макаръельское месторождение - терминал «Ираель» материалов обсуждения объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными объединениями признана обоснованной. Приказ Комитета природных ресурсов по Республике Коми №274 от 21.05. 2002 г. в части организации и о проведении государственной экологической экспертизы пункты 1 и 3 и Приказ Комитета природных ресурсов по Республике Коми №349 от 05.07.2002 г. признаны незаконными и недействующими с момента подписания.

    Коллегия признала: суд обоснованно пришел к выводу о том, что при проведении экологической экспертизы проекта «Межпромысловый нефтепровод Макаръельское месторождение - терминал «Ираель» были нарушены основные права граждан, в частности, право на обсуждение проекта нефтепровода как объекта экологической экспертизы, статья 42 Конституции РФ, предусматривающая право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, положения Федерального закона «Об экологической экспертизе». То есть, судом отменено положительное заключение государственной экологической экспертизы, что привело к дисциплинарной ответственности должностных лиц органа экспертизы и к материальной ответственности заказчика проекта.

    16 октября 2003 г. в Новгородском районном суде (г. Великий Новгород) состоялось повторное рассмотрение иска ЗАО «Новгородский металлургический завод» о защите своей деловой репутации, которая якобы пострадала от обвинении завода в экологических нарушениях на сходе граждан 15 апреля 2005.г. в д. Сырково. Руководители завода обиделись на выступление г. Коноваловой Е.Н., и первый раз суд встал на сторону завода. Но кассационная инстанция полностью опровергла доводы администрации завода и направила дело на повторное рассмотрение. В результате ЗАО «НМЗ» отказалось в суде от исковых требований и дело производством прекращено. Вел дело известный новгородский юрист-общественник Александр Мирошниченко.

    Общественность Челябинской области сумела организовать контроль даже за «закрытым» объектом и добилась принятия мер. В мае 2005 г. заместитель Генпрокурора РФ в УрФО Юрий Золотов возбудил уголовное дело по факту радиационного загрязнения окружающей среды ФГУП ПО «Маяк» (Челябинская область). По данным пресс-службы уральского отдела Генпрокуратуры на «Маяке» по персональному поручению Генпрокурора Владимира Устинова были проверены все водохранилища Теченского каскада. Выявлено, что в реке Теча за последние четыре года постоянно возрастал радиационный фон, который сейчас превышает нормы в несколько раз. В 2004 г. ПО «Маяк» совершило незаконный сброс в Течу более 60 миллионов кубометров промышленных отходов. Общий ущерб окружающей среде составил 30 миллионов рублей. По словам Ю. Золотова, в рамках расследования будет определена степень ответственности отдельных руководителей.

    Вместе с тем, положение дел таково, что часто, не найдя решения в России, отдельные граждане пользуются правом на обращение в Европейский Суд. Протокол Совета Европы от 11 мая 1994 г. №11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод предоставил права индивиду, неправительственным организациям и группам лиц направлять петиции непосредственно в суд. Так в 2005 г. череповчанка выиграла экологическое дело в Европейском Суде по правам человека. По решению Страсбурга россиянке Н.М. Фадеевой причитается 6 тысяч евро в качестве моральной компенсации. Подобный опыт свидетельствует о проблемах внутреннего характера.

    Ключевые вопросы

    Представление всесторонних доказательств наличия правонарушения

    Малозначительность правонарушений. Возможности снижения штрафов

    Переквалификация административных правонарушений

    Передача отходов лицу, не имеющему лицензии. Лицензирование деятельности по обращению с отходами I-IV классов опасности

    Более двух лет назад мы рассказывали об особенностях применения ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 29.07.2017; далее — КоАП РФ). Сегодняшний материал, посвященный судебной практике последнего времени, призван дополнить и проиллюстрировать нашу статью, показать актуальные тенденции правоприменения. Кроме правонарушений, ответственность за которые установлена ст. 8.2 КоАП РФ, рассмотрим и некоторые другие правонарушения при обращении с отходами.

    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВСЕСТОРОННИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ НАЛИЧИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

    Прежде всего напомним, как формулируется ст. 8.2 КоАП РФ:

    Извлечение
    из КоАП РФ

    Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами

    Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    Как мы отмечали в нашем материале, при рассмотрении дел, связанных с соблюдением требований ст. 8.2 КоАП РФ, надзорные органы должны представить все доказательства того, что нарушение имело место . Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные , на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, заключениями экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Кроме внешних признаков нарушений требований при обращении с отходами, должны быть доказательства наличия самих отходов и/или операций по обращению с отходами .

    Но не всегда контролирующие органы утруждают себя поиском доказательств правонарушений. А порой и выдумываются несуществующие правонарушения. Приведем красноречивый пример на эту тему. В данном примере также примечательно наказание, назначенное после изменения законодательства.

    СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

    1. В отношении Общества в ноябре 2014 г. Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, по результатам которой выявлены следующие правонарушения:

    1) в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР) и в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — документ об утверждении НООЛР) не учтены два вида отходов: «всплывшие нефтепродукты из нефтеловушек и аналогичных сооружений» и «отходы (шлам) при очистке сетей, колодцев дождевой (ливневой) канализации» ;

    2) не представлены паспорта опасных отходов для двух вышеуказанных видов отходов;

    3) не представлен Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами (далее — ППК), согласованный с органами исполнительной власти .

    Государственный инспектор, проводивший проверку, в марте 2015 г. тремя постановлениями (за каждое выявленное нарушение) привлек Общество к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, назначил штраф по 150 000 руб. за каждое из правонарушений.

    Решением Преображенского районного суда г. Москвы от 30.09.2015 постановления должностного лица были изменены: назначено одно административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб., но в остальной части жалоба Общества не была удовлетворена.

    В октябре 2016 г. Общество подало повторную жалобу, дело было возвращено на новое рассмотрение, во время которого Общество обратило внимание на следующие важные обстоятельства.

    Прежде всего, материалы дела не содержат доказательств фактического выявления в процессе деятельности Общества указанных видов отходов. Как заявил в суде представитель Общества, эти отходы в хозяйственной деятельности Общества не образуются, что подтверждает документ об утверждении НООЛР, утвержденный Департаментом Росприроднадзора по ЦФО.

    Суд отметил, что согласно акту проверки и протоколу об административном правонарушении перечень образующихся видов отходов определен государственным инспектором «в ходе изучения документов и процесса хозяйственной деятельности Общества». В своем решении суд указал, что, исходя из презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ), орган, проводящий проверку, обязан установить факт образования конкретных отходов и представить доказательства фактического образования отходов, полученные в соответствии с процессуальными нормами.

    Доказательствами могут быть в том числе протоколы осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, протоколы взятия проб и образцов, экспертиза взятых проб.

    Подобные доказательства наличия выявленных видов отходов в материалах представлены не были. Соответственно, Общество было обязано составлять паспорта только для тех отходов, которые образуются в процессе его деятельности. Таким образом, факты первых двух правонарушений судом подтверждены не были.

    Что касается третьего правонарушения, выводы государственного инспектора об отсутствии ППК не соответствуют действительности, т.к. на момент проведения проверки у Общества имелся ППК (хотя и не согласованный с органами исполнительной власти). Но самое главное — постановление по этому правонарушению было вынесено в период, когда норма об обязанности представления ППК утратила силу , т.е. Общество было привлечено к ответственности за нарушение обязанности, которая на момент рассмотрения дела не была законодательно установлена.

    Согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение или иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

    Решение суда: постановления должностного лица были признаны незаконными и отменены (см. Решение Преображенского районного суда г. Москвы от 19.12.2016 по делу № 12-2182/2016) .

    Можно было бы порадоваться за Общество, но обратим внимание на то, что весь процесс — от факта обнаружения несуществующих правонарушений до принятия решения — занял два года. Сколько времени и сил потратили руководители и работники Общества — только им ведомо. Возможно, чем больше подобных дел со справедливым решением будет выиграно, тем меньшим будет желание у других государственных инспекторов выискивать мнимые правонарушения.

    Что касается третьего правонарушения, то, хотя этот пример иллюстрирует устаревшие нормы права, он может быть весьма поучительным. В последние годы процесс нормотворчества и изменения экологического законодательства стал настолько непрогнозируемым, что, вероятно, еще не раз будут назначены административные наказания за несоблюдение измененных к моменту вынесения постановлений норм права.

    Вот еще один пример, связанный с тем, что административный орган не смог представить необходимые доказательства совершенного правонарушения в области обращения с отходами. Данный пример больше свидетельствует о некомпетентности государственного инспектора, чем о его злом умысле.

    Право отличается от других социальных явлений тем, что защищается государственным механизмом, возможностью наложения санкций за неисполнение требований закона, за ущемление прав граждан. До сих пор суды неохотно принимали к своему производству дела, связанные с защитой экологических прав; кроме того, обращений граждан за судебной защитой экологических прав было немного. Однако судебная практика постепенно накапливается.

    Дело об экологической информации

    Показательным является дело по иску г-на Р. к мэру Санкт-Петербурга о признании его действий, выразившихся в непринятии мер по обеспечению права граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, неправомерными и предоставлении надлежащей экологической информации.

    Длительное время районные и городской суд Санкт-Петербурга отказывали истцу в приеме заявления и рассмотрении дела по существу. Основные доводы судов сводились к не подведомственности судам данного спора, расплывчатости права граждан на охрану здоровья, неконкретности форм обеспечения экологических прав граждан.

    Частная жалоба на определение Санкт-Петербургского городского суда о прекращении дела производством рассматривалась в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ. Обоснование жалобы было следующим: право на благоприятную среду обитания предусматривается ст. 5 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, право на охрану здоровья от неблагоприятного" воздействия окружающей природной среды предусматривается ст. 11 Закона РФ об охране окружающей природной среды; истец, как и тысячи жителей города, пользуется пляжами побережья для активного отдыха и спорта; в последние годы он лишается этой возможности из-за ухудшения экологической обстановки и многочисленных загрязнений в Финском заливе; это происходит из-за решения исполнительных органов города "О дополнительных мерах по предотвращению загрязнения водного бассейна города", которое мэр не отменил.

    Это неправомерное решение и действия ущемляют права Р.; согласно ст. 32 Декларации прав и свобод человека и гражданина, утвержденной постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г., каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод; аналогичные гарантии предусматриваются Конституцией РФ, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие; обжалуемые решения и действия не связаны с обеспечением обороноспособности страны и государственной безопасности.

    Верховный Суд РФ согласился с основными доводами истца, предложил Санкт-Петербургскому городскому суду принять дело к производству и рассмотреть дело по существу. И хотя при рассмотрении дела по существу в иске отказано, оно характерно тем, что суды приступили к рассмотрению подобных категорий дел. В частности, небезынтересны некоторые обстоятельства, подлежавшие доказыванию в судебном заседании по данному делу.

    Суд признал заявление о непринятии мэром экологических мер декларативным, неубедительным: сам мэр действительно не может заниматься вопросами, требующими специальных познаний в данной области, однако по его поручению учеными Академии наук и другими специалистами разработана экологическая программа Санкт-Петербурга, находящаяся на утверждении. По этому поводу истцом убедительно было показано, что общественности о такой программе ничего не известно, что доказательств дачи поручения о ее разработке и о начале работы над ней не представлено, более того, экологическая программа города, утвержденная еще Ленгорисполкомом, забыта нынешним руководством города и не применяется.

    Экологические преступления бывают разными, и караются они как по административному, так и по уголовному кодексу. Судебная практика по экологическим преступлениям достаточно разнообразна, но суть ее заключается в том, что в подобных делах санкции наказания могут быть разными, так как все зависит от последствий, которые были повлечены за собой экологическими преступлениями. Изучение судебной практики по данному вопросу раскрывает перед нами массу нюансов правильного применения законодательных норм в процессе изучения дел, а также правильного применения наказаний в том или же ином случае. Наличие судебной практики позволяет адекватно выбирать тактику защиты собственных интересов, или же позволяет определить важные нюансы доказательной базы, что в свою очередь влечет возможность правильного принятия решения с изучением следствий того или же иного преступления.

    Экологические преступления

    Естественно, законодательные нормы нашей страны предусматривают, что такие преступления могут быть совершены без корыстной подоплеки, по незнанию. Кроме всего прочего, определены те преступления, которые имеют фактически критические последствия, в данном случае, применяется уголовная ответственность. Статья 258 УК РФ определяет такое понятие, как незаконная охота. Данное понятие относится к экологическим преступлениям. В данном случае установлено, что охота может стать причиной весьма крупного ущерба, может быть осуществлена при использовании огнестрельного оружия или же других механических средств, может быть осуществлена в отношении птиц и зверей, которые находятся под защитой государства и пр. Как вы понимаете, в каждом отдельном случае формируется индивидуальный выбор наказания, который импонирует особенностям и следствиям осуществленного правонарушения.

    Обратим ваше внимание на то, что в санкциях указанной статьи также определяется, что использование служебного положения в процессе незаконной охоты – прецедент, который позволяет выбрать более суровое наказание.

    Таким образом, становится понятно, что каждое дело может иметь свои определенные особенности, и именно по этой причине, изучение судебной практики – неоспоримая основа формирования возможности раскрыть перед собой новые знания по поводу применения норм законодательства на практике.

    Судебная практика по экологическим преступлениям

    На страницах нашего интернет ресурса, вы сможете найти судебную практику по данному вопросу достаточно быстро. Вы можете использовать ключевое слово, например: незаконная охота. Также, вы можете использовать четкое наименование норм законодательства или же данные об уже принятом решении.

    Пример решений суда:

    1. Решение по делу 12-8/2016 (28.06.2016, Белозерский районный суд);
    2. Решение по делу 1-33/2016 (16.06.2016, Судебный участок №1 по г. Янаул и Янаульскому району Республики Башкортостан).