Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Тема юридические основы заключения экологической экспертизы. Правовые основы экологической экспертизы. Федеральный закон "Об экологической экспертизе"

    Тема юридические основы заключения экологической экспертизы. Правовые основы экологической экспертизы. Федеральный закон
  • III. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ДЛЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
  • IV.Собственное мнение по проблеме, обоснованное 2-3 аргументами из жизненного и читательского опыта.
  • V. Виды обязательств по их содержанию, в связи с основаниями возникновения обязательств
  • Августин Блаженный и теологическое обоснование морали
  • Экологическая экспертиза. Виды и основные принципы экологической экспертизы.

    Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

    Виды: В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и

    общественная экологическая экспертиза.

    Принципы:

    § Презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

    § Обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

    § Комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

    § обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

    § Достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

    § Независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

    § Научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

    § Гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

    § Ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

    Правовая основа Государственной экологической экспертизы.

    Правовой основой экологической экспертизы являются Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Федеральный Закон «Об эколо­гической экспертизе», Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы.

    Существующий в российском законодательстве закон "Об экологической экспертизе" разработан с целью регулирования правовых отношений в области экологии. Такие отношения направлены на поддержание чистоты окружающей среды в нашей с вами стране. Также правовые основы экологической экспертизы базируются на четырех определенных принципах:

    1. экологический кризис невозможно предотвратить, если в сфере экологической экспертизы отсутствуют нормы прямого действия;
    2. любой вид деятельности, в случае если его последствия связаны с воздействием на окружающую среду, должен проходить проверку на соблюдение экологических норм и требований в процессе работы;
    3. разные виды государственной экспертизы не должны зависеть друг от друга;
    4. чтобы координировать экологическую деятельность экспертов, на государственном уровне должно быть регулируемо, руководствуясь всеми правовыми основами экологической экспертизы.

    Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами. Исключитель­ное право на ее проведение и соответствующие функции принадлежат Госу­дарственному комитету РФ по охране окружающей среды и его территориаль­ным органам. Они, наделены правом, назначать экологическую экспертизу и контроли­ровать выполнение ее требований. Государственная экологическая эксперти­за может проводиться на двух уровнях - федеральном и субъектов РФ.


    1 | | | |

    Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной деятельности экологическим требованиям, т.е.:

    1) обязательная организационная мера охраны окружающей природной среды, предопреде­ляющая принятие хозяйственного решения с целью проверки соответствия его требованиям экологической безопасности;

    2) элемент организационно-правового механизма охраны окружающей природной среды и ее использования;

    3) узаконенная превентивная мера, как предварительная проверка документации, проектов, программ, изделий, сырья, материалов (и т.д.) требованиям охраны окружающей среды;

    4) организационно-правовая форма предупредительного контроля для всех предплановых (предпроектных) материалов, а также экологического обоснования лицензий и сертификатов, устанавливающая экологическое качество принимаемых хозяйственно-управленческих решений.

    Основной нормативной базой для проведения экологической экспертизы являются: а) статья 33 ФЗ «Об ООС» и ФЗ «Об экологической экспертизе»; б) Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы; в) Регламент проведения государственной экологической экспертизы.

    Экспертиза – это исследование специалистом (экспертом) каких - либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства, хозяйственной деятельности. Она может проводиться одним ученым, группой специалистов, научно-исследова­тельским институтом. Результатом экспертизы является экспертное заключение (акт экспертизы) (рис. 9; рис. 10).


    Рис. 9. Экологическая экспертиза



    Рис. 10. Государственная экологическая экспертиза

    Финансирование государственной экологической экспертиз, в том числе ее повторное проведение, осуществляется за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе.

    Следует также отметить, что заключение государственной экологической экспертизы должно быть одобрено квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии. К заключению прилагаются особые, обоснованные мнения экспертов, не согласных с принятым экспертной комиссией заключением. Заключение должно быть подписано руководителем, ответ­ственным секретарем и всеми членами экспертной комиссии. Если возникает необходимость изменить содержание заключения, то необходимо иметь согласие всех членов экспертной комис­сии. Статус заключения государственной экологической экспертизы подготовленный документ приобретает после утверждения его специальным уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

    Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в тех случаях, когда:

    Проведены доработки материалов по замечаниям выполненной ранее экспертизы;

    Изменены условия природопользования специально уполномоченным государственным органом в области окружающей природной среды;

    Произведена реализация объекта экспертизы с отступлениями от документации, получив­шей положительное заключение, и (или) в случае внесения изменений в указанную докумен­тацию;

    Истек срок действия положительного заключения;

    Внесены изменения в документацию после получения положительного заключения.

    Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспер­тизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы.

    В случае отрицательного заключения заказчику предоставляется право представить мате­риалы на повторную государственную экологическую экспертизу. При этом обязательным усло­вием является устранение замечаний, изложенных в отрицательном заключении. Кроме того, заказчик имеет право оспорить заключение в судебном порядке.

    Закон закрепляет гарантии эффективности государственной экологической экспертизы. Ее требования распространяются на две группы субъектов. Во-первых, на тех, кому адресовано экспертизное заключение. Тем самым подкрепляется его обязательный, а не рекомендательный характер. Во-вторых, предусматривается ответственность тех, кто выносит экспертное заключе­ние, что способствует повышению качества экспертизы.

    Для решения вопросов эффективности экологического контроля и управления, соблюдения природоохранных норм и правил на всех стадиях реализации того или иного проекта в конце 1995 г. в Российской Федерации вступил в силу закон "Об экологической экспертизе", где определяется, что экологическая экспертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Вместе с регламентом по проведению государственной экологической экспертизы от 17.06.1997 этот закон является основополагающей нормативно-правовой базой проведения государственных экологических экспертиз на территории Российской Федерации.

    Государственная экологическая экспертиза осуществляется в соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19.12.91 N 2060-1, Федеральным законом "Об экологической экспертизе", "Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N698, нормативными и методическими документами, регламентирующими проведение государственной экологической экспертизы.

    В соответствии с законом "Об экологической экспертизе" основными принципами проведения экологической экспертизы являются:

    презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

    обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

    комплексность оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду;

    независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий;

    научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;

    гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;

    ответственность участников экологической экспертизы за ее качество.

    В настоящее время в России государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы является Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальные органы, имеющие исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы.

    По инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также органов местного самоуправления может проводиться общественная экологическая экспертиза. Возможность проведения такой экспертизы должна быть зафиксирована в Уставе инициатора экспертизы.

    В соответствии с законом "Об экологической экспертизе" целями экологической экспертизы являются:

    определение соответствия намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ по вопросам охраны окружающей природной среды;

    определение полноты выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности;

    определение экологической обоснованности и допустимости реализации намечаемой деятельности;

    обеспечение достаточности предусмотренных мер экологической безопасности и сохранению природного потенциала.

    В соответствии со ст. 28 Федерального закона "Об экологической экспертизе" государственная экологическая экспертиза проводится за плату. Финансирование государственной экологической экспертизы осуществляется за счет средств заказчика материалов, подлежащих государственной экологической экспертизе, в полном соответствии со сметой расходов, определяемой в соответствии с порядком, установленным Госкомэкологией России.

    В соответствии с законом "Об экологической экспертизе" к объектам обязательной экологической экспертизы федерального уровня относятся:

    проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным для окружающей среды последствиям;

    проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;

    проекты генеральных планов развития территорий, проекты создания свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;

    проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации, в т.ч. промышленности;

    проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Россия, и федеральных инвестиционных программ;

    обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду;

    технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности, независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности;

    документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства; проекты международных договоров и др.

    Порядок и процедура проведения экологической экспертизы. После представления материалов на государственную экологическую экспертизу при соответствии этих материалов требованиям ст.14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и "Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N 698, заказчику экологической экспертизы предоставляется смета расходов и выставляется счет на оплату всех работ, связанных с проведением государственной экологической экспертизы. Расчет стоимости экспертизы включает в себя оплату работы внештатных экспертов и командировочные расходы (в случае необходимости выезда на место реализации намечаемой деятельности).

    Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через 30 дней после получения документа, подтверждающего ее оплату. Срок проведения определяется в зависимости от сложности объекта, экологической опасности намечаемой деятельности, природных особенностей территории, экологической ситуации в районе намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Продолжительность проведения экспертизы для сложных объектов не должна превышать 6 месяцев.

    Для проведения государственной экологической экспертизы создается экспертная комиссия, руководитель и члены которой являются высококвалифицированными специалистами по предоставленным на рассмотрение вопросам, относящимся к компетенции государственных природоохранных органов. Эксперты государственной экологической экспертизы не могут быть представителями заказчика или разработчика рассматриваемых материалов, а также гражданами, состоящими в трудовых или иных договорных отношениях с заказчиком или разработчиком.

    На государственную экологическую экспертизу представляется документация, подлежащая государственной экологической экспертизе в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе". Материалы по объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня направляются заказчиком в Госкомэкологию России, а по объектам государственной экологической экспертизы уровня субъектов Российской Федерации - в территориальные органы Госкомэкологии России. При представлении документации, не соответствующей указанным требованиям, Госкомэкология России (либо его территориальный орган) в течение семи дней со дня регистрации поступивших материалов направляет заказчику уведомление о некомплектности материалов и сроках их представления. При отсутствии документа, подтверждающего оплату проведения государственной экологической экспертизы, в течение 30 дней со дня получения заказчиком документации уведомления о необходимости оплаты, государственная экологическая экспертиза представленных материалов не проводится, а сами материалы возвращаются заказчику с сопроводительным письмом о возврате материалов.

    В случаях, когда при проведении государственной экологической экспертизы федерального уровня затрагиваются интересы субъектов РФ, в состав экспертной комиссии включаются эксперты по представлениям соответствующих территориальных органов Госкомэкологии России. Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экспертизу, также имеют право участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в обсуждении.

    В процессе работы экспертной комиссии проводится организационное заседание, на котором заслушивается доклад разработчиков представленных на экспертизу материалов, определяются основные направления работы экспертов и экспертных групп, утверждается календарный план работы экспертной комиссии. В дальнейшем, на основании работы с представленными на экспертизу материалами, подготавливаются индивидуальные экспертные заключения, которые обсуждаются экспертами на заседаниях групп, после чего формируются в групповые заключения. Руководитель экспертной комиссии и ее ответственный секретарь, как правило, - штатный сотрудник Госкомэкологии России, на основании групповых заключений готовят проект сводного заключения. Все заседания экспертной комиссии оформляются протоколами, которые подписываются руководителем и ответственным секретарем. При необходимости в ходе работы экспертной комиссии организуется выезд группы на место предполагаемой реализации объекта экспертизы.

    В соответствии со ст. 14 п. 4 Федерального закона "Об экологической экспертизе" срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, учитывающей экологическую опасность намечаемой деятельности, сложность природных условий, опасность природных процессов и экологической ситуации в районе намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Срок проведения государственной экологической экспертизы составляет: для простых объектов - до 30 дней; объектов средней сложности - до 60 дней; сложных объектов - 120 дней. Срок проведения государственной экологической экспертизы может быть продлен, но не должен превышать шести месяцев для сложных объектов.

    После проверки комплектности представленных материалов и определения стоимости проведения государственной экологической экспертизы ответственный исполнитель подготавливает уведомление заказчику о приеме материалов на экспертизу и о необходимости оплаты государственной экологической экспертизы материалов в течение 30 дней со дня получения уведомления с приложением счета на оплату и сметы расходов. В течение этого срока ответственный исполнитель подготавливает: техническое задание экспертной комиссии на проведение государственной экологической экспертизы; предложения по кандидатурам руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии. Ответственный секретарь экспертной комиссии назначается из числа штатных сотрудников (обычно - это ранее назначенный ответственный исполнитель). Руководитель экспертной комиссии и ответственный исполнитель определяют персональный состав экспертной комиссии; затем из числа утвержденных экспертов формируют при необходимости группы по рассмотрению отдельных вопросов; подготавливают проект календарного плана работы экспертной комиссии; подготавливают техническое задание руководителям групп и членам экспертной комиссии. Проведение государственной экологической экспертизы простых объектов может быть поручено экспертной комиссии из числа штатных сотрудников Госкомэкологии России (его территориальных органов).

    Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее, чем через 30 дней после ее оплаты (после получения копии платежного поручения).

    Результатом работы экспертной комиссии государственной экологической экспертизы является сводное заключение, содержащее следующие основные разделы: перечень и краткое содержание представленных на экспертизу материалов, замечания и предложения, основанные на анализе и экспертной оценке представленных материалов, а также выводы и рекомендации экспертной комиссии о допустимости (недопустимости) воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и о возможности реализации объекта экспертизы.

    Проект заключения экспертной комиссии обсуждается на заключительном заседании экспертной комиссии, на которое приглашаются заказчик, разработчики материалов, представители администрации, территориального органа, общественности. Руководитель экспертной комиссии докладывает о результатах работы экспертной комиссии и выводах проекта заключения.

    Заключение государственной экологической экспертизы составляется с учетом ст. 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и подписывается всеми членами экспертной комиссии Госкомэкологии России (его территориального органа). Каждое рабочее заседание экспертных групп оформляется протоколами и явочными листами, которые подписываются руководителем группы.

    Заключение государственной экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение - одно из обязательных условий финансирования и реализации объекта экспертизы. Оно имеет юридическую силу в течение срока, определенного специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы не должно содержать замечаний. Выводы могут содержать рекомендации, если они не меняют существа предложенных заказчиком (разработчиком) документации намечаемых решений. При наличии замечаний экспертов по проекту заключения экспертной комиссии он дорабатывается и подписывается руководителем, ответственным секретарем экспертной комиссии и всеми ее членами.

    Заключение государственной экологической экспертизы должно быть одобрено квалифицированным большинством (не менее двух третей) списочного состава экспертной комиссии и подписано всеми ее членами. В случае несогласия отдельных экспертов с выводами сводного заключения готовят "особое мнение", которое в виде краткой записки прикладывается к сводному заключению и является его неотъемлемой частью. При этом эксперт подписывает заключение экспертной комиссии с отметкой "особое мнение". В случае неподписания заключения квалифицированным большинством членов комиссии, а также при наличии особого мнения или подписании заключения со ссылкой на особое мнение экспертами, составляющими более одной трети списочного состава комиссии, руководитель комиссии совместно с руководителем экспертного подразделения докладывают руководству Госкомэкологии России (его территориального органа) о невозможности принятия комиссией в существующем составе решения по заключению государственной экологической экспертизы, необходимости продления срока ее проведения (но не более 6 месяцев со дня ее начала) и дополнительном включении экспертов в состав комиссии. В случае, если заключение экспертной комиссии не подписано квалифицированным большинством голосов ее списочного состава и после продления срока проведения государственной экологической экспертизы, данная экологическая экспертиза считается завершенной без результата. Все заключения и особые мнения экспертов принимаются к сведению. Создается новая экспертная комиссия из экспертов, не участвовавших в предыдущей экспертизе и отвечающих всем требованиям, предъявляемым к экспертам. Оплата работы экспертной комиссии при продлении срока проведения государственной экологической экспертизы в случаях, указанных в настоящем пункте, производится за счет средств Госкомэкологии России (его территориальных органов).

    Заключение приобретает статус Заключения государственной экологической экспертизы только после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. Заключение утрачивает юридическую силу при внесении изменений в проектную и иную документацию после получения положительного решения, а также при реализации объекта экспертизы с отклонениями от документации, прошедшей экспертизу. Заключение государственной экологической экспертизы может быть оспорено только в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

    В соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" экологическая экспертиза может быть проведена повторно, основанием для повторного рассмотрения материалов по объектам экспертизы являются: доработка материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в уведомлении экспертного подразделения, проводившего первоначальное рассмотрение материалов, направленных на государственную экологическую экспертизу, или содержащихся в отрицательном заключении экспертной комиссии государственной экологической экспертизы; изменение условий природопользования; реализация объекта экспертизы с отступлениями от ранее принятых решений, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы; истечение срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы; решение суда, арбитражного суда. Повторная государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, как правило, в первоначальном (ранее осуществлявшем экспертизу этого объекта) составе и образуется тем же уполномоченным органом в области государственной экологической экспертизы. Повторная экспертиза по решению судебных органов осуществляется экспертным подразделением государственной экологической экспертизы, определяемым решением суда. Финансовое обеспечение повторной государственной экологической экспертизы осуществляется заказчиком в установленном порядке. В случаях проведения повторной государственной экологической экспертизы по поручению судебных органов решение о компенсации затрат на проведение государственной экологической экспертизы принимается судом. После завершения повторной государственной экологической экспертизы заключение государственной экологической экспертизы направляется судебному органу, по решению которого она проводилась.

    В заключение нужно отметить, что оценка риска возникновения неблагоприятных экологических последствий от реализации намечаемой деятельности, поиск компромиссных решений на стадии, когда объект еще не реализован, гораздо более эффективны, чем действия в неблагоприятных ситуациях, уже сложившихся из-за неправильно принятых решений. Поэтому реализация в нашей стране закона "Об экологической экспертизе" является важным шагом к улучшению экологической обстановки в России.

    Организация и проведение экологической экспертизы является одним из основных рычагов государственного регулирования охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов России.

    Основная цель экологической экспертизы – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности общества и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения

    возможных неблагоприятных последствий воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

    Источники экологического права.

    Источники экологического права представляют собой нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы.

    Нормативно-правовой акт – документ, издаваемый соответствующим компетентным органом.

    Система экологического законодательства и находится в постоянном совершенствовании в связи с проводимой в России подготовкой и принятием целого ряда федеральных законов в области охраны окружающей среды.

    Основополагающие положения экологопользования закреплены в Конституции РФ и законодательных актах субъектов Российской Федерации.

    На основе Конституции РФ были приняты федеральные законы, непосредственно регулирующие экологопользование, в том числе и Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (от 19 декабря 1991 г.).

    Этот закон стал первым систематизированным нормативно-правовым актом в области экологопользования и в число своих 15 разделов включал такие, как "Государственная экологическая экспертиза" (раздел 5) и "Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов" (раздел 6).

    Таким образом, до принятия Федерального закона "Об экологической экспертизе" (от 15 ноября 1995 г.) в нем были закреплены основополагающие положения проведения экологической экспертизы.

    Подзаконные нормативно-правовые акты, издаваемые органами исполнительной власти можно подразделить на три основные группы:

    а) правительственные нормативно-правовые акты;

    б) межведомственные нормативные акты, принимаемые органами управления (регулирования) межведомственной компетенции;

    в) ведомственные нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами.

    Необходимо отметить, что правительственные нормативно-правовые акты по вопросам экологопользования имеют значительный удельный вес среди источников экологического права. Например, это постановления Правительства РФ по вопросам проведения государственной экологической экспертизы.

    Так, для проведения экологической экспертизы недостаточно было установленных в законе “ Об охране окружающей природной среды “ норм, возникали затруднения по многим вопросам, поэтому в дополнение к статьям выше указанного закона выходит постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 года, которым утверждено “Положение о государственной экологической экспертизе”.

    В качестве примера ведомственных нормативных актов можно привести инструкции Министерства Охраны Окружающей Среды о порядке проведения государственной экологической экспертизы в России и об экологическом обосновании хозяйственной деятельности.

    Кроме вышеперечисленного, экологические нормативно-правовые акты могут быть приняты органами местного самоуправления. Они решают, в основном, вопросы местного значения и субъектов РФ.

    Основные положения Федерального закона "Об экологической экспертизе".

    Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан РФ на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и предусматривает в этой части реализацию конституционного права субъектов РФ на совместное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

    Экологическая экспертиза основывается на следующих принципах:

    презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

    обязанность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы;

    комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

    обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

    достоверность и полнота информации, предоставляемой на экологическую экспертизу;

    независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

    гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;

    научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;

    ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

    Объектом этой экспертизы является выполненная в соответствии с требованиями законодательства РФ документация. Документация, выполненная без указанных требований, на государственную экспертизу не принимаются.(Статья 3).

    Федеральный закон “Об экологической экспертизе “ установил два уровня ее проведения: федеральный и субъектов РФ.

    Объекты государственной экологической экспертизы на федеральном уровне:

    1) проекты правовых актов РФ нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти РФ, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей среды;

    2) материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти РФ и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории РФ, в том числе: проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую среду;

    проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;

    проекты схем развития отраслей народного хозяйства РФ, в том числе промышленности;

    проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил РФ;

    проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований;

    проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ;

    Правовое регулирование эколого-экспертной деятельности как одного из видов экологического менеджмента - управления охраной окружающей среды, рациональным природопользованием и обеспечением экобезопасности, является составной частью знаний будущего эксперта. Эти знания базируются на изучении соответствующих законов и подзаконных акты органов власти и управления РФ в области экологической экспертизы. При этом нормативная база в свою очередь, опирается на соответствующие нормативно-технические документы (стандарты, нормы, правила и т.д.) и методические (пособия, инструкции, рекомендации, методики и др.) материалы, разрабатываемые специализированными ведомствами и научными учреждениями. Структура российского законодательства в области экологической экспертизы. В настоящее время систему российского законодательства в области экологической экспертизы составляют, нормы статей 41и 42 Конституция РФ, целевой федеральный закон «Об экологической экспертизе» и ряд статей (ст. 35-39) базового закона РФ «Об охране окружающей природной среды», являющегося фактически основами российского экологического законодательства. Помимо федеральных законов действует ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства, конкретизирующих их. На основе Конституции и указанных законов федерального уровня представительными и исполнительными органами власти и управления субъектов федерации, а также органами местного самоуправления постепенно разрабатываются проекты и принимаются на своем уровне соответствующие законы (например, в республике Карелия или в Татарстане), другие правовые акты и административные нормативно-правовые документы соответствующего уровня.

    Действующие законы регулируют в основном государственную ЭЭ, в меньшей степени -- общественную ЭЭ. Закон «Об охране окружающей природной среды» содержит специальный раздел (разд. V), посвященный в основном государственной ЭЭ, её цели и принципам (ст. 35), в том числе принципу обязательности (ст. 36), объектам (ст. 37) и ответственности за невыполнение требований ГЭЭ (ст. 38). Специальная статья закона посвящена общественной ЭЭ (ст. 39), которая практически не регламентируется им, хотя и ставится в зависимость от государственной экспертизы. Помимо указанных статей закона, напрямую посвященных ЭЭ, в нем присутствует ещё несколько, косвенно относящихся к данной области. Это статьи раздела IV о нормировании качества окружающей среды (ст. 25-34), а также статьи разделов VI и VII (ст. 40-57), посвященные экологическим требованиям, учитываемым в ходе экологической экспертизы.

    Федеральный закон «Об экологической экспертизе» развивает нормы указанного выше, более подробно регулирует отношения в области ЭЭ и целиком посвящен этому вопросу (т.е. является целевым законом). В этом законе впервые дается определение экологической экспертизы вообще, а не только государственной (ст. 1), более подробно раскрываются принципы (ст. 3) и указываются виды ЭЭ (ст. 4).

    Глава II закрепляет полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, в т ч Президента, Федерального Собрания и Правительства РФ (ст. 5), вопросы ведения субъектов РФ (ст. 6) и полномочия органов местного самоуправления в области ЭЭ (ст. 9). Кроме того, данная глава впервые вводит понятие «специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы», распределяет их полномочия, права и обязанности между федеральным (ст. 7) и территориальным (ст. 8) уровнями.

    Глава III закона полностью посвящена государственной экологической экспертизе, конкретизирует объекты ГЭЭ федерального уровня (ст. 11) и уровня субъектов федерации (ст. 12), дает юридическое определение понятия «специально уполномоченная государственные органы в области экологической экспертизу (ст. 13), закрепляет самый общий порядок проведения ГЭЭ (ст. 14), определяет статус и обязанности экспертной комиссии (ст. 15), её эксперта (ст. 16) и председателя (ст. 17), а фиксирует различия в юридической силе заключений эксперта комиссии и государственной экологической экспертизы (ст. 18).

    Более подробно, чем в законе глава IV закона «Об экологической экспертизе» регламентирует общественную ЭЭ (ст. 20), определяя её объекты (ст. 21), порядок (ст. 22) и условия проведения (ст. 23), правила регистрации ОЭЭ (ст. 24), статус её заключения (ст. 25), права граждан и общественных организаций в этой области (ст. 19). В специальной главе (гл. V) закреплены права (ст. 26) и обязанности (ст. 27) заказчиков документации, подлежащей ЭЭ. В общих чертах главой VI определен порядок финансирования ГЭЭ (ст. 28) и ОЭЭ (ст. 29).

    Важнейшую роль в механизме реализации данного закона играет глава VII, закрепившая соответствующие виды нарушений (ст. 30) и виды ответственности за нарушения законодательства РФ об экологической экспертизе: уголовную (ст. 31), административную (ст. 32), материальную (ст. 33) и гражданско-правовую (ст. 34). В общем виде описывается порядок разрешения споров в области ЭЭ (ст. 35). Закрепляется принцип верховности международного законодательства в области ЭЭ над российским национальным (ст. 36), а также содержатся нормы (ст. 38) о приведении в соответствии с данным законом всех правовых актов Президента, Правительства, ведомств и субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления по вопросам ЭЭ и реализации объектов, подлежащих ей.

    Указанные выше федеральные законы формируют основы законодательства в области ЭЭ, но практически, не являясь законами прямого действия, они требуют наличия конкретизирующих и дополняющих их подзаконных нормативных и правовых актов Президента и Правительства РФ, ведомств, субъектов федерации и органов местного самоуправления. К данной нормативно-правовой документации в области ЭЭ относятся следующие подзаконные акты:

    Постановления Правительства РФ

    Указы Президента РФ

    Нормативные документы специально уполномоченных государственных органов в области ЭЭ России и территориальных органов этого комитета

    Приказы

    Нормативные документы и материалы других ведомств по ЭЭ

    Документы Минздрава России

    Документы

    Документы Госатомнадзора России

    Документы Росгортехнадзора и иных ведомств

    Нормативные документы и материалы субъектов федерации в области ЭЭ.

    Международные документы.

    Существуют и рекомендательные материалы, которые в России не применяются, но берутся в качестве прототипов при подготовке национальных документов в области ЭЭ и ОВОС. (Одним из важнейших международных документов в изучаемой области является Международная Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Конвенция, которую в 1991 году учредил ещё СССР)

    Технические документы:

    Государственные стандарты, нормы, правила и порядки, перечни и классификаторы (ГОСТы, ОСТы, СНиПы, СП, СанПиНы, СН, ОСП, ОНТП, НРБ, ПБТРВ, НВН и др.), а также руководства, методики, методические и др рекомендации, справочные и иные пособия (РД, РДС, ОНД, МУ, МР и т.д.).

    Таким образом, можно сделать вывод, что правовая основа является ключевой в экологической оценке любой деятельности.