Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Теория всего. Особенности квалификации бюджетных нарушений Нарушения бюджетного законодательства

    Теория всего. Особенности квалификации бюджетных нарушений Нарушения бюджетного законодательства

    1. Объектом комментируемого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных отношений.

    С объективной стороны рассматриваемое административное правонарушение характеризуется нарушением виновным лицом - кредитором условий предоставления бюджетного кредита.

    В случае нарушения условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы РФ заемщиком, он подлежит привлечению к административной ответственности по ч.

    2 комментируемой статьи.

    Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, характеризуется совершением юридическим лицом аналогичных действий, направленных на уклонение от перечисления платы за пользование бюджетным кредитом.

    Если заемщиком является юридическое лицо, ответственность за совершение виновных действий, составляющих объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения, наступает по ч. 3 рассматриваемой нормы права.

    Следует обратить внимание на то, что виновное лицо не может быть привлечено к административной ответственности по рассматриваемой статье, в случае если его действия подпадают под признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

    С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной (небрежностью) или умышленной формами вины.

    В качестве субъектов административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.

    СТ 15.15.2 КоАП РФ

    1. Нарушение кредитором условий предоставления бюджетного кредита, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, -

    2. Нарушение заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, -

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

    3. Нарушение заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, -

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученного бюджетного кредита.

    Комментарий к Ст. 15.15.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

    В Бюджетном кодексе РФ устанавливается правило, в соответствии с которым нарушение финансовым органом условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного одному бюджету бюджетной системы РФ из другого бюджета бюджетной системы РФ, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы бюджетного кредита и (или) платы за пользование им и (или) приостановление предоставления бюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

    Объект данного правонарушения связан с посягательством на нормальный порядок бюджетного кредитования в Российской Федерации.

    2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, связана с нарушением кредитором условий предоставления бюджетного кредита.

    3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, связана с нарушением заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы РФ.

    4. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, связана с нарушением заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу.

    5. Субъекты правонарушения по данной статье - должностные лица и юридические лица.

    6. Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматривают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ст. ст. 23.7, 23.7.1 КоАП РФ).

    Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

    Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

    Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

    Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

    Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

    Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

    Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

    3 комментария

    Система и наблюдатель

    Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

    Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

    Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

    Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

    Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

    Гипотеза №1. Всевидящее око

    Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

    Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

    Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

    Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

    Течение времени

    Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

    Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

    Мы продолжаем рассматривать разделы проекта новой редакции Бюджетного кодекса, непосредственно касающиеся государственного (муниципального) финансового контроля. В этой статье мы проанализируем новации, связанные с определением бюджетных нарушений и применением бюджетных мер принуждения. Напомним, что проект новой редакции Бюджетного кодекса подготовлен Минфином. Основной идеей такой подготовки является консолидация в единую систему принятых за последние годы федеральных законов, регулирующих бюджетные правоотношения, и подготовленных в Правительстве РФ в 2015 г. законопроектов, предусматривающих внесение изменений в Бюджетный кодекс с целью принятия стабильного, системного и удобного для правоприменения кодифицированного акта.

    Представления и предписания органов государственного (муниципального) финансового контроля

    Как и ранее, под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательные для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений.
    Предписание органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля - документ, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного ущерба публично-правовому образованию.
    К сожалению, данные определения остались довольно нечеткими, и Минфин так и не уточняет, в каких случаях должен направляться тот или иной документ, должны ли они направляться вместе. Исходя из указанных определений грань между представлением и предписанием определена неточно, поскольку оба должны содержать требование об устранении нарушений бюджетного законодательства. По-видимому, согласно приведенным определениям предписание должно направляться только при условии, что нарушением причинен ущерб, который должен быть возмещен.
    Кроме того, данные определения иногда противоречат определениям, приведенным в других нормативных актах. Например, на основании ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Закон о Счетной палате) Счетная палата РФ вправе направить представления не только для принятия мер по устранению выявленных недостатков и нарушений, но и для возмещения причиненного государству ущерба и привлечения к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства РФ. Как видим, возможность включения в представление требования о возмещении ущерба прямо противоречит действующей в настоящее время ст. 270.2 БК РФ.
    По-видимому, с целью устранения указанных противоречий Минфин уточнил, что представления и предписания органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля составляются и направляются объектам контроля в соответствии с федеральными законами. Правда, не совсем понятно, зачем это нужно, ведь логичнее было бы привести в соответствие с Бюджетным кодексом Закон о Счетной палате, чтобы нормы Бюджетного кодекса о государственном (муниципальном) финансовом контроле были едины для всех контрольных органов.
    Неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства РФ, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного соответственно Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию.
    Необходимо отметить, что в силу ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

    Бюджетное нарушение

    Бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета, действие (бездействие) финансового органа, главного администратора (администратора) доходов, главного распорядителя (распорядителя, администратора) расходов, главного администратора (администратора) источников финансирования бюджета, за совершение которого гл. 33 проекта БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
    Исходя из изложенного ответственность за совершение бюджетного нарушения несут исключительно участники бюджетного процесса. А что же остальные организации? Согласно действующей в настоящее время ч. 2 ст. 306.1 БК РФ действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство РФ, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
    В проекте БК РФ данная норма несколько изменена. В новой редакции данный пункт будет звучать следующим образом: "Действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное получателем средств из бюджета, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации". То есть появляются некие получатели средств из бюджета, под которыми понимаются юридические лица (не являющиеся участником бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждением), индивидуальные предприниматели и физические лица - производители товаров (работ и услуг), которым предоставляются средства из бюджета. А как же бюджетные и автономные учреждения? Будут ли они нести ответственность за бюджетные нарушения? Неясно.
    Как и ранее, применение к участнику бюджетного процесса бюджетной меры принуждения не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

    Бюджетные меры принуждения

    Бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и Федеральным казначейством (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
    К финансовому органу, главному администратору (администратору) доходов, главному распорядителю (распорядителю, администратору) расходов, главному администратору (администратору) источников финансирования бюджета, совершившему бюджетное нарушение, применяются следующие виды бюджетных мер принуждения:
    1) бесспорное взыскание средств, предоставленных из одного бюджета другому бюджету;
    2) бесспорное взыскание платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета другому бюджету;
    3) бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета;
    4) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций);
    5) введение специальных условий санкционирования операций администратора расходов бюджета.
    Заметим, что действующие сегодня нормы практически полностью совпадают с предлагаемыми, за исключением указанного в п. 5. В настоящее время вместо введения специальных условий санкционирования операций администратора расходов бюджета может быть применена бюджетная мера принуждения - передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств. Минфин неоднократно отмечал, что рассматривает вопрос о законодательном приостановлении действия норм Бюджетного кодекса, предусматривающих передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств, с целью последующего введения более рационального и эффективного механизма предотвращения нецелевого использования бюджетных средств. По-видимому, такой механизм был найден. Напомним, что под санкционированием операций понимается разрешение на проведение операций после проверки документов, представленных в целях осуществления указанных операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
    Применение к участнику бюджетного процесса, совершившему бюджетное нарушение, бюджетной меры принуждения не освобождает его от обязанностей по устранению нарушения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
    Порядок принятия решения об определении вида бюджетных мер принуждения и применения определенных в решении бюджетных мер принуждения устанавливается финансовым органом.
    Финансовый орган принимает решение об определении вида бюджетных мер принуждения на основании уведомлений о применении бюджетных мер принуждения. Под таким уведомлением понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения бюджетных мер принуждения. При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган государственного (муниципального) финансового контроля направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу. Новшеством является норма, согласно которой при выявлении в ходе контрольного мероприятия бюджетных нарушений орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля не позднее 14 календарных дней со дня окончания контрольного мероприятия направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу.
    При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет не позднее 60 календарных дней после даты окончания проверки (ревизии) уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу.
    Необходимо отметить, что в настоящее время в силу ч. 6 ст. 306.2 БК РФ орган государственного (муниципального) финансового контроля направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения не позднее 30 календарных дней после даты окончания проверки (ревизии).
    Федеральное казначейство (финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований) применяет бюджетные меры принуждения также на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
    Бюджетные меры принуждения подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
    Наряду с применением бюджетных мер принуждения применяются меры ответственности в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

    Виды бюджетных нарушений

    Значительно изменились виды бюджетных нарушений.
    Нарушение условий использования бюджетных средств. Исключается понятие "нецелевое использование средств", вместо него водится термин "нарушение условий использования бюджетных средств". Нарушением условий использования бюджетных средств признается осуществление администратором расходов бюджета оплаты денежных обязательств за счет средств бюджета, не соответствующее доведенным лимитам бюджетных обязательств, бюджетной смете, а также положениям нормативных правовых актов, обусловливающих возникновение расходных обязательств, и (или) устанавливающих порядок и условия предоставления средств из бюджета. Отметим, что администратором расходов бюджета (получателем бюджетных средств) является государственный (муниципальный) орган, казенное учреждение, если иное не установлено Бюджетным кодексом, имеющие право на принятие и (или) исполнение расходных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.
    Нарушение условий использования бюджетных средств влечет введение специальных условий санкционирования операций администратора расходов бюджета. То есть при выявлении фактов нарушений условий использования бюджетных средств будут вводиться жесткие условия санкционирования оплаты денежных обязательств нарушителей, осуществляемого органами Федерального казначейства.
    Напомним, что согласно ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
    Нецелевое использование бюджетных средств, совершенное главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, влечет передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.
    Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы РФ, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы РФ, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
    С учетом вышеизложенного принципиальным отличием от используемого в настоящее время понятия "нецелевое использование бюджетных средств" является то, что действия администратора расходов бюджета, нарушающие положения отраслевых нормативных правовых актов, не отнесенных к нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, но вместе с тем определяющим нормативы формирования расходов в различных (отраслевых) сферах деятельности, приводящие к увеличению расходов бюджетных средств, квалифицируются как бюджетные нарушения.
    Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита. Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита финансовыми органами влечет бесспорное взыскание непогашенного остатка бюджетного кредита и пеней за его несвоевременный возврат в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка бюджетного кредита.
    Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом. Неперечисление либо несвоевременное перечисление финансовым органом платы за пользование бюджетным кредитом влечет бесспорное взыскание платы за пользование бюджетным кредитом и пеней за ее несвоевременное перечисление в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка платы за пользование бюджетным кредитом.
    Нарушение условий предоставления бюджетного кредита. Нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) и администратором расходов бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного одному бюджету из другого бюджета, влечет бесспорное взыскание бюджетного кредита и (или) платы за пользование им и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
    В настоящее время в силу ст. 306.7 БК РФ нарушение финансовым органом условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного одному бюджету бюджетной системы РФ из другого бюджета бюджетной системы РФ, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы бюджетного кредита и (или) платы за пользование им и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
    То есть в проекте Бюджетного кодекса расширяется перечень лиц, которые могут быть привлечены к ответственности за нарушение условий предоставления бюджетного кредита.
    Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов. Нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и администратором расходов бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов влечет бесспорное взыскание межбюджетного трансферта в размере средств, использованных с указанным нарушением, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
    Согласно действующей ст. 360.8 БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
    Уточнены как состав субъектов, так и объект данного нарушения.

    В заключение отметим, что проектом новой редакции Бюджетного кодекса, в частности, регулируется состав бюджетного нарушения, выраженный в нарушении условий использования бюджетных средств, а также бюджетная мера принуждения за него. Данный состав нарушения может быть установлен в отношении администратора расходов бюджета, оплатившего денежные обязательства за счет средств бюджета, не соответствующие доведенным до него бюджетным ассигнованиям, лимитам бюджетных обязательств, бюджетной смете, а также положениям нормативных правовых актов, обусловливающих возникновение расходных обязательств и (или) устанавливающих порядок и условия предоставления средств из бюджета.
    Исключается понятие "нецелевое использование средств", вместо него водится термин "нарушение условий использования бюджетных средств". В данном случае принципиальным отличием от используемого в настоящее время понятия "нецелевое использование бюджетных средств" является то, что действия администратора расходов бюджета, нарушающие положения отраслевых нормативных правовых актов, не отнесенных к нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, но вместе с тем определяющих нормативы формирования расходов в различных (отраслевых) сферах деятельности, приводящие к увеличению расходов бюджетных средств, квалифицируются как бюджетные нарушения.
    При выявлении фактов нарушений условий использования бюджетных средств будут вводиться жесткие условия санкционирования оплаты денежных обязательств нарушителей, осуществляемого органами Федерального казначейства.
    Также внесены поправки, подчеркивающие, что при установлении органом государственного финансового контроля нарушений в обязательном порядке применяется бюджетная мера принуждения.

    За какие нарушение требований бюджетного законодательства и других нормативных актов могут привлечь к ответственности должностных лиц казенных учреждений? Рассмотрим основные виды нарушений и последствия за их совершение.

    Нарушения бюджетного законодательства

    Казенные учреждения являются участниками бюджетного процесса и на них распространяются нормы, установленные БК РФ. Понятие бюджетного нарушения, их виды и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение, предусмотрены гл. 29 и 30 БК РФ. В ходе проверок деятельности казенных учреждений выявляются бюджетные нарушения, указанные в таблице 1.

    Таблица 1

    Статья БК РФ

    Бюджетное правонарушение

    Меры принуждения

    Нецелевое использование бюджетных средств – направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств

    Нецелевое использование межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.

    Передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

    Бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы РФ, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

    Нарушение (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления межбюджетных трансфертов , если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств.

    Бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

    Меры бюджетного принуждения, предусмотренные кодексом, применяются к юридическим лицам. Вместе с тем в соответствии с п. 7 ст. 306.2 БК РФ наряду с применением бюджетных мер принуждения применяются меры ответственности в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в частности КоАП РФ.

    Административная ответственность

    Административной ответственности в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Перечень административных правонарушений в области финансов установлен гл. 15 КоАП РФ. Целый ряд мер предусмотрен за нарушения бюджетного законодательства и нормативных актов, регулирующих ведение бюджетного учета и представление бюджетной отчетности (табл. 2).

    Таблица 2

    Статья КоАП РФ

    Административное наказание, предусмотренное для должностного лица*

    штраф, (тыс. руб.)

    дисквалификация

    Нецелевое использование бюджетных средств

    от 1 года до 3 лет

    Нарушение порядка представления бюджетной отчетности

    Нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств

    Нарушение запрета на предоставление казенному учреждению бюджетных кредитов и (или) субсидий

    Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств

    Следует отметить, что по отдельным статьям (15.14, 15.15.6) к административной ответственности может быть привлечено .

    Распространенные правонарушения

    Нарушение порядка представления бюджетной отчетности.

    Порядок составления и представления бюджетной отчетности установлен приказом Минфина РФ от 28.12.2010 №191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ» (далее - Инструкция № 191н). Согласно п. 10 Инструкции №191н, получатель бюджетных средств представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств в установленные им сроки.

    Таким образом, подлежат привлечению к ответственности должностные лица за нарушение сроков представления отчетности, установленных распорядителем или представление не в полном объеме всех предусмотренных форм.

    Помимо указанных противоправных действий, неотражение в бюджетном учете фактов хозяйственной жизни, повлекших искажение данных отчетности квалифицируется как ненадлежащее исполнение возложенных служебных обязанностей и также влечет административную ответственность должностных лиц (такое разъяснение доведено, например, территориальным управлением Росфиннадзора в г. Санкт-Петербурге).

    Нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет.

    В силу пункта 1 ст. 221 БК РФ бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с Общими требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденными приказом Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н.

    Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.

    Как указано в п. 6 Общих требований, к представленной на утверждение смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, являющихся неотъемлемой частью сметы. Таким образом, обоснования (расчеты) плановых сметных показателей являются неотъемлемой частью сметы, следовательно, утверждение сметы без подобного обоснования (расчетов) части сметных показателей является неправомерным и влечет административную ответственность.

    Письмами Минфина РФ от 29.04.2015 №02-06-05/25080 и от 07.05.2015 №02-10-07/26357 даны разъяснения о возможности привлечения к административной ответственности по статье 15.15.7 КоАП РФ. Так, непредставление получателем средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства Сведений об обязательстве, возникшем на основании государственного контракта, договора, соглашения (ф. 0531702) в течение установленного срока (6 рабочих дней) не может рассматриваться как нарушение порядка учета бюджетных обязательств. Разъяснено, что порядок учета бюджетных обязательств получателем бюджетных средств (субъектом учета) регламентируется Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 №157н. Основные положения по учету показателей принятых учреждением бюджетных обязательств (денежных обязательств) на счетах раздела «Санкционирования расходов экономического субъекта» определены п. 318 – 320 Инструкции.

    Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств, заключающееся в принятии бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

    Обратите внимание! В отдельных случаях руководитель казенного учреждения не подлежит ответственности, если им приняты все возможные меры по недопущению нарушения бюджетного законодательства.

    Так, согласно разъяснениям, Территориального управления Росфиннадзора в г. Санкт-Петербурге вина руководителя не установлена за превышение принятых обязательств по исполнительным листам с учетом своевременного направления запроса-требования о необходимости выделения дополнительных лимитов и объемов финансирования расходов.

    Кроме рассмотренных выше, должностные лица казенных учреждений, наделенных полномочиями главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств могут быть привлечены к административной ответственности за совершение административных правонарушений, указанных в табл. 3.

    Таблица 3

    Статья КоАП РФ

    Административное правонарушение

    Административное наказание, предусмотренное для

    должностного лица

    штраф, (тыс.руб.)

    дисквалификация,

    Нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций

    от 1 года до 2 лет

    Нарушение условий предоставления субсидий

    от 1 года до 2 лет

    Несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи (за исключением случаев, допускаемых БК РФ)

    Нарушение сроков доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств

    Нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания

    Подробнее остановимся на нормах законодательства, регулирующих деятельность учредителя в отношении подведомственных учреждений.

    Согласно п. 1 ст.78.1 БК РФ бюджетным и автономным учреждениям из бюджета предоставляются субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ). Помимо указанной субсидии предоставляются субсидии на иные цели.

    В соответствии с п.3 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях и п. 2.2 ст. 4 Закона об автономных учреждениях уменьшение объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания. Несоблюдение данного условия является одним из оснований для привлечения учредителя к ответственности за нарушение условий предоставления субсидий.

    В соответствии со ст. 6 БК РФ государственное (муниципальное) задание представляет собой документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

    Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:

    1) Правительством РФ – в отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений;

    2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ;

    3) местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

    На основании ч. 3 ст. 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг формируется на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

    Государственное задание устанавливает показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы), а также порядок ее оказания (выполнения).

    Несоблюдение сроков и состава показателей будет квалифицировано как нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания.

    Кто отвечает за протоколы об административных правонарушениях

      Полномочия по составлению протоколов.

    На основании п. 3 части 5 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, вправе составлять инспекторы Счетной палаты РФ, уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации. При выявлении нарушений в ходе контрольных мероприятий протоколы также вправе составлять и должностные лица Федерального казначейства, а в отношении должностных лиц муниципального казенного учреждения – должностные лица органов исполнительной власти, осуществляющих муниципальный финансовый контроль и муниципальных контрольно-счетных органов.

      Полномочия по рассмотрению дел об административной ответственности.

    Согласно статьям 23.7 и 23.7.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1, 15.4 – 15.15.16, рассматривают федеральный орган исполнительной власти, и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в пределах своих бюджетных полномочий. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, является Федеральное казначейство.

    За что можно избежать наказания

    Необходимо отметить, что существует ограничение срока, в течение которого лица, допустившие административные правонарушения могут быть привлечены к ответственности. В силу ст. 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении:

      за нарушение бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения);

      за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

    Кроме того, следует отметить, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, учитывается его значительность. Согласно ст. 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

    Помимо указанных выше оснований к административной ответственности должностные лица (главные бухгалтеры) могут быть привлечены при выявлении фактов, указанных в табл. 4.

    Таблица 4

    статья КоАП РФ

    Административное правонарушение

    Размер штрафа, предусмотренного для должностного лица (тыс. руб.)

    Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

    Нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в том числе в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа.

    Взыскание ущерба

    В случае, когда в ходе контрольного мероприятия установлены факты причинения ущерба РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию и в соответствии со статьей 270.2 БК РФ органами государственного (финансового) контроля может быть вынесено предписание, содержащее требование о возмещении причиненного ущерба. Позиция Минфина РФ, изложенная в письме от 29.12.2014 №02-01-10/68389, заключается в том, что возмещение ущерба, нанесенного в связи с нарушением бюджетного законодательства и иных нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, должно осуществляться или обеспечиваться лицом, допустившим указанное нарушение. При этом в соответствии с ч. 4 ст. 270.2 БК РФ в случае неисполнения предписания вопрос о возмещении средств, использованных с нарушением бюджетного законодательства и иных нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, решается в судебном порядке.