Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Территориальная и национально-культурная автономия. Что такое автономия. Национально-культурная и национально - территориальная автономия Национально культурная автономия кто если не я

    Территориальная и национально-культурная автономия. Что такое автономия. Национально-культурная и национально - территориальная автономия Национально культурная автономия кто если не я

    Национально-культурная автономия - это правовая форма удовлетворения культурных, языковых потребностей и запросов этнических групп, национальных меньшинств, сохранения и выражения их самобытности. Это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. В отличие от национально-территориальной автономии национально-культурная автономия имеет экстерриториальный характер, она объединяет людей данной национальности на основе их приверженности к своей культуре вне зависимости от места их проживания.

    Впервые идея национально-культурной автономии получила разработку в трудах австрийских социал-демократов К. Реннера и О. Бауэра. В основу их концепции положена мысль о том, что источником и носителем национальных прав должны служить не территории, борьба за которые лежит в основе всех межнациональных распрей, а сами нации, точнее - национальные союзы, создаваемые на основе добровольного личного волеизъявления. В конституировании нации по персональному признаку и в предоставлении ей, а не территории, публично-правового статуса К. Реннер и О. Бауэр усматривали оптимальный способ разрешения национальных противоречий и прежде всего обеспечения прав национальных меньшинств.

    В.И. Ленин и его сторонники выступили против идеи национально-культурной автономии, рассматривая ее как способ разделения и обособления трудящихся по национальному признаку. Они считали, что при таком решении национальной проблемы игнорируется фактическое территориальное расселение народов и этнических групп, а сама идея основана на неправильном понимании нации (как союза одинаково мыслящих людей, сложившегося на почве общности судьбы). Поэтому в Советской России возобладал тип национально-территориальной автономии, а принцип национально-культурной автономии считался неприемлемым и даже вредным.

    Национально-культурная автономия широко применяется для этнических меньшинств во многих государствах современного мира. В конце 1980-х гг. в СССР проявился активный интерес к идее национально-культурной автономии. Позже в Российской Федерации началась разработка проекта Закона о национально-культурной автономии. Закон этот был принят в июне 1996 г.

    Национально-культурная автономия является формой действенной реализации прав и интересов этнических групп как на коллективном, так и на индивидуальном уровне. Такая персональная (личностная) автономия, основными чертами которой являются экстерриториальность, персональность и признание за субъектом права этноса, а не территории, может гарантировать защиту прав национальных меньшинств, не вступая в противоречие с правами личности, но напротив, подтверждая их.


    Национально-культурная автономия направлена на удовлетворение духовных, культурных потребностей национальных меньшинств, сохранение и развитие традиций, специфических черт образа жизни, языка, искусства, этнической идентичности. Национально-культурная автономия реализуется через самоорганизацию и общественную инициативу заинтересованных граждан. Применительно к этническим группам это означает право образования своих общин (в том числе по принципу землячества), создания языково-культурных центров (клубов), организации школ с преподаванием на родном языке и учетом этнических традиций и т. п. Такая практика существует в странах с полиэтническим составом населения, с большими группами иммигрантов (например, в США, Великобритании, ФРГ и других государствах).

    Согласно Закону РФ "О национально-культурной автономии" национальным меньшинствам предоставлено право получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры; создавать средства массовой информации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры; обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы.

    В результате миграционных процессов на территории России имеются народы – вепсы, греки, поляки, армяне, азербайджанцы, молдаване, цыгане и другие, которые никогда не имели в России своей национальной государственности и не проживают компактно на сколько-нибудь значительной территории. Такие группы населения принято называть национальными меньшинствами. Национальным меньшинством может считаться такая группа населения, которая стремится сохранить и развить свои национальные, языковые, культурные и иные особенности.

    Международный пакт о гражданских и политических правах в ст. 27 предусматривает, что "в тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком". Из этой нормы вытекает право национальных меньшинств на свое национальное самовыражение. Возможной формой самовыражения национального меньшинства является культурно-национальная автономия, которая не предполагает право на национально- территориальное самоопределение. Осуществление права на национально-культурную автономию не должно наносить ущерб интересам других этнических общностей.

    Правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 17.06.1996 № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии".

    Национально-культурная автономия в Российской Федерации – это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

    Исходя из данного определения можно выделить принципы национально-культурной автономии:

    • свободное волеизъявление граждан при отнесении себя к определенной этнической общности;
    • самоорганизация и самоуправление;
    • многообразие форм внутренней организации национально-культурной автономии;
    • сочетание общественной инициативы с государственной поддержкой;
    • уважение языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей;
    • законности.

    Организационные основы национально-культурной автономии определяются спецификой расселения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, и уставами национально-культурных автономий. Примером национально-культурной автономии могут быть армянское, азербайджанское и т.п. землячества в городах и регионах России. Национально-культурная автономия может быть местной, региональной, федеральной.

    Местная национально-культурная автономия учреждается на общем собрании (сходе) граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности и постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования. Учредителями местной национально-культурной автономии наряду с гражданами Российской Федерации могут выступать зарегистрированные общественные объединения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, действующие на территории соответствующего муниципального образования.

    Делегаты местных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на конференции (съезде) могут учредить региональную национально-культурную автономию в пределах субъекта РФ.

    Делегаты региональных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на съезде могут учредить федеральную национально-культурную автономию.

    Финансирование деятельности национально-культурных автономий осуществляется за счет средств: национально-культурных автономий, их учреждений, организаций, частных лиц; бюджетов субъектов РФ. Органы государственной власти субъектов РФ вправе предусматривать в бюджетах субъектов Федерации финансовые средства для оказания поддержки национально-культурным автономиям.

    Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут передавать национально-культурным автономиям, их некоммерческим учреждениям и организациям государственное и муниципальное имущество в собственность или аренду в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

    Важной целью национально-культурной автономии является обеспечение права на сохранение, развитие и использование национального (родного) языка. Граждане Российской Федерации, относящие себя к определенным этническим общностям, имеют право на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения в рамках тех возможностей, которые предоставляются системой образования в соответствии с законодательством России и ее субъектов.

    Для достижения этой цели национально-культурные автономии могут: образовывать негосударственные (общественные) дошкольные учреждения или группы в таких учреждениях с воспитанием на национальном (родном) языке; создавать негосударственные (общественные) образовательные учреждения с обучением па национальном (родном) языке; разрабатывать учебные программы, учебники, другую учебную литературу, необходимые для обеспечения права на получение образования на национальном (родном) языке; участвовать в разработке государственных общеобразовательных стандартов, а также примерных программ для государственных и муниципальных образовательных учреждений с обучением на национальном (родном) языке и т.п.

    Национально-культурная автономия вправе:

    • – получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры;
    • – обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально- культурные интересы;
    • – создавать СМИ в порядке, установленном законодательством РФ, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;
    • – сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;
    • – следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;
    • – создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством РФ;
    • – участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций;
    • – устанавливать на основании законодательства РФ и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств.

    Понятие автономии. В широком смысле слова автономия в конституционном праве означает предоставление определенной степени самостоятельности. Территориальная автономия - это предоставление какой-либо части государства (например, Аландским островам в Финляндии, Крыму в Украине), нескольким частям (двум округам, населенным англоязычными индейскими племенами, на побережье Никарагуа), всем однопорядковым единицам (например, областям в

    Италии), наконец, всем разнопорядковым административно-территориальным единицам (в Японии) внутреннего самоуправления, самостоятельности в решении местных вопросов. Именно в этом смысле в Конституции Японии 1946 г. говорится о «принципе местной автономии». Иногда такую автономию называют областной, имея в виду не только единицы областного уровня, но и другие (как в Японии). В большинстве случаев, однако, под автономией понимаются особые автономные территориальные единицы в государстве, созданные с учетом национального состава, культуры, традиций, быта компактно проживающего в них населения (например, Корсика во Франции, Северная Ирландия в Великобритании, Гренландия в Дании). Они в той или иной степени имеют какие-то элементы государственности, но государствами не являются, если даже называются республиками. Ниже рассматривается именно территориальная автономия такого рода, а не просто автономия административно-территориальных единиц. Как правило, такая автономия имеется в унитарных государствах, и лишь в редчайших случаях нечто вроде автономных образований существует в единичных субъектах федераций (в отдельных штатах в федеративной Индии). Компетенция автономных образований определяется конституцией (Италия) или специальными законами о конкретной автономии (Великобритания).

    Национально-культурная автономия - это автономия другого рода. Она не связана с компактным проживанием этноса на определенной части территории государства (хотя, конечно, вне какой-либо территории такие объединения невозможны) и представляет собой общественные объединения разрозненно проживающих граждан определенного этноса и других граждан, желающих участвовать в развитии, в частности его языка, культуры.

    В условиях национально-культурной автономии национальности создают свои организации и выборные органы, имеют представителя (или избранный этнической группой совет) при правительстве или местных органах государства. С ними консультируются при решении вопросов языка, быта, культуры. Эта форма используется в Австрии в отношении венгров, словенов, хорватов, чехов и некоторых других разрозненно живущих национальностей, в Венгрии в отношении представителей более 10 различных национальных групп , в Скандинавских странах (Финляндии, Швеции, Норвегии) в отношении прежде всего саамов (коренного малочисленного северного народа).

    Виды автономии. В зависимости оттого, компактно или разрозненно проживают этнические и иные общности, а также от других обстоятельств в зарубежной литературе используются три характеристики автономии: персональная, корпоративная и территориальная.

    Первая - это, в сущности, национально-культурная автономия для разрозненно проживающих национальных меньшинств (Австрия, Венгрия и др.), о которой говорилось выше.

    Корпоративная автономия обычно связывается с разрозненными языковыми общностями, для которых нередко резервируется определенная доля мест в государственном аппарате в местном самоуправлении, а государственные служащие других этнических групп, работающие в данном районе, должны знать язык и быт местного этноса.

    Территориальная автономия обычно бывает национально-территориальной или, иначе говоря, этнотерриториальной (первое название в литературе зарубежных стран почти не применяется), но бывает и основанной не на этнических признаках, а на учете особенностей культуры, традиций, быта населения данной территории.

    В отечественной литературе принято различать две формы национально-территориальной автономии: политическую (ее часто называют законодательной, государственной) и административную.

    Политическая автономия имеет существенные признаки государственности. Она (ее органы) обычно обладает правом законодательства по местным вопросам. Перечень ее полномочий бывает указан в конституции (например, в Конституции Украины в отношении Автономной Республики Крым ) или определяется специальным законом (например, британский закон об автономии Шотландии 1998 г.). Иногда такой автономии принадлежит также право участия в решении некоторых общегосударственных вопросов, в том числе при переговорах о международных соглашениях, если они затрагивают вопросы автономных образований (Азорские острова в Португалии, Гренландия в Дании и др.). В политической автономии создается местный парламент (законодательное собрание). Законы, принимаемые им, не должны противоречить интересам государства и его составных частей (в Автономной Республике Крым свои законы не издаются, есть только законы Украины, в Автономной Республике Нахичевань в Азербайджане издаются, Конституция Азербайджана 1995 г. устанавливает, что Нахичевань - «автономное государство»). Законы (постановления) обычно могут издаваться только по вопросам «автономного» значения: организация административных учреждений, подчиненных данному автономному образованию, административно-территориальное деление автономии, местная полиция, рынки, санитария, ремесленное обучение, дорожная сеть, сельское хозяйство и др. Иногда такие полномочия шире. В Северной Ирландии (по закону 2001 г.), Шотландии (закон вступил в силу в 2000 г.) они включают вопросы хозяйства региона, финансово-кредитную политику, общественную безопасность, культуру, образование, охрану окружающей среды. Политическая автономия образует свой орган местной исполнительной власти. Это может быть коллегия, избранная законодательным собранием (советом) автономии (например, Исполнительный совет в Северной Ирландии или Совет министров по Конституции Автономной Республики Крым), а может быть и его председатель, выступающий как глава исполнительных служб (Корсика во Франции). В политической автономии почти всегда есть назначенный из центра губернатор (иное должностное лицо), но его полномочия часто невелики. В отличие от субъектов федерации, которые имеют иногда свою судебную систему вплоть до верховных судов (например, в США), автономные образования своих судов не имеют. В государстве существует единая судебная система, и суды, расположенные на территории политической автономии, входят в нее. В очень редких случаях политическое автономное образование имеет свое гражданство (это одновременно гражданство государства) и свою конституцию. Свою конституцию имеет Автономная Республика Крым (Украина), но собственного гражданства она не имеет. Аландские острова в Финляндии, напротив, имеют свое гражданство, но не имеют конституции. Широкими правами пользуется палестинская автономия в Израиле, имеющая собственное управление.

    Наибольшее число политических автономий в Италии (20) и Испании (17). В других странах существуют два, например Северная Ирландия и Шотландия в Великобритании (Уэльс - автономия административная), одно территориальное политическое автономное образование (Аландские острова в Финляндии).

    Административная автономия не обладает правом издавать свои законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты в пределах своих полномочий. Однако по сравнению с обычными административными единицами, которые тоже издают нормативные акты местного значения, административная автономия обладает некоторыми дополнительными правами. В Китае представительные органы автономных образований могут изменять или отменять акты вышестоящих органов государства, если такие акты не соответствуют местным условиям (но с разрешения вышестоящих органов). В районах административной автономии в судопроизводстве может применяться местный язык, учитываются обычаи населения, на местном языке издаются газеты, ведутся радиопередачи, он используется для обучения в школах. Кроме того, государственный аппарат комплектуется из лиц, знающих местный язык, коренным жителям отдается предпочтение при формировании местного управленческого аппарата.

    Административная автономия существует в Никарагуа, где есть два округа на атлантическом побережье, населенных индейскими англоговорящими племенами, в Молдавии - Гагаузия, где проживают гагаузы (тюркская народность), в Таджикистане - Горно-Бадахшанская автономная область. С 2000 г. административной автономией (без права издания местных законов) стал Уэльс в Великобритании. Административная автономия может создаваться в редких случаях и в субъектах федеративных государств. В Индии нечто подобное существует для некоторых мелких народностей в отдельных штатах (например, в штате Ассам). Губернаторы тех штатов Индии, где есть автономные округа для этнических групп, вправе допускать изъятия из федеральных законов и законов штатов в пользу местных обычаев по вопросам рыбной ловли, лесопользования, сельского хозяйства и др. Административной автономией пользуется остров Тобаго в Республике Тринидад и Тобаго, как, впрочем, зачастую и многие другие острова в островных государствах. В 2005 г. создана автономия в Иордании для территории Асех. Больше всего административных автономных образований в Китае (156). В этой стране есть три ступени автономии: автономные районы, являющиеся наиболее крупными автономными образованиями (в том числе крупнейший по территории из них Тибет), автономные округа (среднее звено) и автономные уезды (низовое звено).

    Своеобразными автономиями в некоторых унитарных государствах являются ассоциированные территории. В Новой Зеландии это острова Кука (с населением 18 тыс. человек), острова Ниуэ (3 тыс. человек) и др. У них имеются свои так называемые конституции, представительные органы, но органы исполнительной власти назначаются генерал-губернатором Новой Зеландии.

    В отдельных странах Африки есть межгосударственная «кочевая автономия» для туарегов - кочевых племен, определены границы их сезонных миграций, охватывающих разные государства.

    В целом возрастает разнообразие вариативных форм автономии, увеличивается численность автономных образований в мире. Вместе с тем есть и конституционные запреты создавать автономные образования. Конституция Болгарии 1991 г. запрещает создавать территориальную автономию в стране, исходя из того, что ей достаточно местного самоуправления.

    В унитарных государствах имел место выход автономии из состава государства (автономной области Эритрея из Эфиопии в 1993 г.) . В настоящее время вопрос о создании собственного государства в будущем ставят местные партии в Шотландии, в автономных Гренландии (Дания) и Стране Басков (Испания).

    В некоторых государствах (США, Канада, Австралия, страны Латинской Америки) есть резервации - территории поселения различных племен коренных народов. Они вправе пользоваться своими обычаями, избирают свои племенные советы. Выход из резервации теперь свободен, но лица, воспитанные в резервациях, плохо адаптируются к новым условиям жизни.

    0 школьных, экологических, энергетических и некоторых других специальных округах говорилось выше.

    • В Венгрии омбудсман по правам национальных меньшинств представляется наэту должность после того, как президент запросит мнение организаций национальныхменьшинств.
    • Этот текст принимается местным парламентом Автономной Республики Крым иутверждается парламентом Украины.
    • Гренландия не является, например, членом Европейского Союза, хотя им является Дания. Отношения Гренландии с ЕС регулируются особым соглашением. В Гренландии (свыше 57 тыс. человек населения) выдвигаются требования о независимости ипровозглашении государства. Дания своим законом разрешила провести такой референдум. В 2007 г. ответ избирателей был отрицательным.
    • Тогда Эфиопия была унитарным государством с автономиями.

    Материал из Википедии - свободной энциклопедии

    Культурная (национально-культурная) автономия - автономия обособленной этнической группы в решении вопросов организации образования и других форм своей культурной жизни. Распространяется на всех представителей данной этнической группы, а не на конкретную территорию .

    Национально-культурная автономия является видом общественного объединения . Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация .

    В Российской Федерации

    После восстановления независимости в 1993 году был принят новый закон об автономии. Были созданы автономии немцев и шведов; о создании русской автономии было подано три заявления, одно из которых было отклонено; по состоянию на 2012 год, министерство культуры не определило, кому именно из оставшихся заявителей дать право составлять списки автономии. Рассмотрение ходатайств длится более года .

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Культурная автономия"

    Примечания

    Ссылки

    • (латыш.)
    • , Эстония
    • Портал (Эстония)
    • Осипов А., Никифоров И. Таллин, 2008 ISBN 978-9985-9542-9-4
    • Никифоров И. 2009

    Отрывок, характеризующий Культурная автономия

    Через несколько минут к Пьеру вышли официант и Десаль. Десаль от имени княжны передал Пьеру, что она очень рада видеть его и просит, если он извинит ее за бесцеремонность, войти наверх, в ее комнаты.
    В невысокой комнатке, освещенной одной свечой, сидела княжна и еще кто то с нею, в черном платье. Пьер помнил, что при княжне всегда были компаньонки. Кто такие и какие они, эти компаньонки, Пьер не знал и не помнил. «Это одна из компаньонок», – подумал он, взглянув на даму в черном платье.
    Княжна быстро встала ему навстречу и протянула руку.
    – Да, – сказала она, всматриваясь в его изменившееся лицо, после того как он поцеловал ее руку, – вот как мы с вами встречаемся. Он и последнее время часто говорил про вас, – сказала она, переводя свои глаза с Пьера на компаньонку с застенчивостью, которая на мгновение поразила Пьера.
    – Я так была рада, узнав о вашем спасенье. Это было единственное радостное известие, которое мы получили с давнего времени. – Опять еще беспокойнее княжна оглянулась на компаньонку и хотела что то сказать; но Пьер перебил ее.
    – Вы можете себе представить, что я ничего не знал про него, – сказал он. – Я считал его убитым. Все, что я узнал, я узнал от других, через третьи руки. Я знаю только, что он попал к Ростовым… Какая судьба!
    Пьер говорил быстро, оживленно. Он взглянул раз на лицо компаньонки, увидал внимательно ласково любопытный взгляд, устремленный на него, и, как это часто бывает во время разговора, он почему то почувствовал, что эта компаньонка в черном платье – милое, доброе, славное существо, которое не помешает его задушевному разговору с княжной Марьей.
    Но когда он сказал последние слова о Ростовых, замешательство в лице княжны Марьи выразилось еще сильнее. Она опять перебежала глазами с лица Пьера на лицо дамы в черном платье и сказала:
    – Вы не узнаете разве?
    Пьер взглянул еще раз на бледное, тонкое, с черными глазами и странным ртом, лицо компаньонки. Что то родное, давно забытое и больше чем милое смотрело на него из этих внимательных глаз.
    «Но нет, это не может быть, – подумал он. – Это строгое, худое и бледное, постаревшее лицо? Это не может быть она. Это только воспоминание того». Но в это время княжна Марья сказала: «Наташа». И лицо, с внимательными глазами, с трудом, с усилием, как отворяется заржавелая дверь, – улыбнулось, и из этой растворенной двери вдруг пахнуло и обдало Пьера тем давно забытым счастием, о котором, в особенности теперь, он не думал. Пахнуло, охватило и поглотило его всего. Когда она улыбнулась, уже не могло быть сомнений: это была Наташа, и он любил ее.
    В первую же минуту Пьер невольно и ей, и княжне Марье, и, главное, самому себе сказал неизвестную ему самому тайну. Он покраснел радостно и страдальчески болезненно. Он хотел скрыть свое волнение. Но чем больше он хотел скрыть его, тем яснее – яснее, чем самыми определенными словами, – он себе, и ей, и княжне Марье говорил, что он любит ее.
    «Нет, это так, от неожиданности», – подумал Пьер. Но только что он хотел продолжать начатый разговор с княжной Марьей, он опять взглянул на Наташу, и еще сильнейшая краска покрыла его лицо, и еще сильнейшее волнение радости и страха охватило его душу. Он запутался в словах и остановился на середине речи.
    Пьер не заметил Наташи, потому что он никак не ожидал видеть ее тут, но он не узнал ее потому, что происшедшая в ней, с тех пор как он не видал ее, перемена была огромна. Она похудела и побледнела. Но не это делало ее неузнаваемой: ее нельзя было узнать в первую минуту, как он вошел, потому что на этом лице, в глазах которого прежде всегда светилась затаенная улыбка радости жизни, теперь, когда он вошел и в первый раз взглянул на нее, не было и тени улыбки; были одни глаза, внимательные, добрые и печально вопросительные.
    Смущение Пьера не отразилось на Наташе смущением, но только удовольствием, чуть заметно осветившим все ее лицо.

    – Она приехала гостить ко мне, – сказала княжна Марья. – Граф и графиня будут на днях. Графиня в ужасном положении. Но Наташе самой нужно было видеть доктора. Ее насильно отослали со мной.
    – Да, есть ли семья без своего горя? – сказал Пьер, обращаясь к Наташе. – Вы знаете, что это было в тот самый день, как нас освободили. Я видел его. Какой был прелестный мальчик.
    Наташа смотрела на него, и в ответ на его слова только больше открылись и засветились ее глаза.
    – Что можно сказать или подумать в утешенье? – сказал Пьер. – Ничего. Зачем было умирать такому славному, полному жизни мальчику?
    – Да, в наше время трудно жить бы было без веры… – сказала княжна Марья.
    – Да, да. Вот это истинная правда, – поспешно перебил Пьер.
    – Отчего? – спросила Наташа, внимательно глядя в глаза Пьеру.
    – Как отчего? – сказала княжна Марья. – Одна мысль о том, что ждет там…
    Наташа, не дослушав княжны Марьи, опять вопросительно поглядела на Пьера.
    – И оттого, – продолжал Пьер, – что только тот человек, который верит в то, что есть бог, управляющий нами, может перенести такую потерю, как ее и… ваша, – сказал Пьер.

    Автономные округа и автономные области - это так называемые национально-территориальные образования, виды автономии, под которой принято понимать широкое внутреннее самоуправления отдельной части государства (региона, административной единицы), а также предоставление проживающим на этой территории этническим группам населения (национальным меньшинствам) особых прав в сфере местного самоуправления и культуры. Соответственно, национально-культурная автономия есть форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. В соответствии с Федеральным законом «О национально-культурной автономии» от 22 мая 1996 г. национально-культурная автономия имеет право: получать государственную поддержку, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального языка и культуры; создавать средства массовой информации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; иметь доступ к национальным культурным ценностям; возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать образовательные и научные учреждения культуры; участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных учреждений и др. Закон специально оговаривает, что право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоуправление (ст. 4). Национально-культурные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными и федеральными. Местные национально-культурные автономии учреждаются на общих собраниях (конференциях) делегатами национальных общественных объединений; региональные - на конференциях (съездах) делегатами местных национально-культурных автономий; федеральные - учреждаются на съездах делегаций региональных национально-культурных автономий. В соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях национально-культурные автономии образуют органы внутреннего управления. Регистрация национально-культурных автономий осуществляется органами юстиции, после чего они включаются в реестр национально-культурных автономий, который является открытым для всеобщего ознакомления.

    Для оказания содействия национально-культурным автономиям при Правительстве РФ, органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления создаются консультативные советы по делам национально-культурных автономий, являющиеся совещательными органами и действующие на общественных началах. В целях обеспечения права на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения, на сохранение и развитие национальной культуры, национально-культурные автономии вправе образовывать негосударственные (общественные) дошкольные учреждения или группы в таких учреждениях с воспитанием на национальном языке; создавать негосударственные образовательные учреждения (общеобразовательные, начального, среднего и высшего профессионального образования) с обучением на национальном языке; создавать негосударственные учреждения национальной культуры, театры, культурные центры, музеи, библиотеки, клубы, студии, архивы и создавать произведения исторической, художественной, музыкальной, фольклорной, этнографической литературы на национальных языках и др.


    Для осуществления уставных целей и деятельности национально-культурным автономиям органы государственной власти и местного самоуправления могут передавать в собственность или аренду государственное или муниципальное имущество. Для поддержки национально-культурных автономий в федеральном бюджете, а также в бюджетах субъектов РФ предусматриваются специальные ассигнования. В этих же целях создаются специальные федеральные, региональные фонды национально-культурного развития; национально-культурным автономиям предоставляются льготы по налогам, сборам и кредитам