Тест на ассоциативное мышление. Развитие ассоциативно-образного мышления на уроках изобразительного искусства
Ассоциативное мышление
как способ развития мотивации
Ассоциация (от лат. associatio - соединение) - закономерная связь двух или более психических процессов (психических элементов), возникшая в результате опыта и обусловливающая при актуализации одного элемента связи проявление и другого. Например, это связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает в сознании другое (ассоциация идей).
Весь привычный ход мыслей, усвоенных памятью, обусловлен не чем иным, как ассоциацией по смежности. Строки стихотворения, тригонометрические формулы, исторические события, свойства материальных предметов - всё это для нас системы или группы объектов, которые связаны между собой благодаря бесчисленным повторениям в определённой последовательности, каждый из которых вызывает в памяти представление об остальных. Этим рутинным путём повторения и наведения идут почти все умственные процессы у сухих и прозаических натур. Напротив, у людей остроумных и обладающих богатой фантазией обычное течение процессов может легко прерваться. У них одно поле духовных объектов может вызвать появление в сознании другого, такого, с которым первое, быть может, ни разу не сочеталось во всей предшествующей истории человеческой мысли. Связующим звеном в таком случае обыкновенно служит какая-нибудь аналогия между появляющимися друг за другом объектами - аналогия, которая часто бывает так тонка, что мы, хотя и чувствуем её, всё же с трудом можем найти её основание. Например, в красном цвете многие видят что-то мужественное, а в голубом - женственное; некоторые человеческие характеры напоминают нам кошку, другие - собаку, третьи, пожалуй, корову.
Повседневный опыт показывает, что наш ум может переходить от одного предмета к другому через множество промежуточных полей сознания. Мы никогда не в состоянии заранее определить цепь возможных ассоциаций. Мы не можем предсказать, о чём человек будет думать через пять минут. По мнению основателя ассоциативной психологии английского врача Д. Хартли (1705-1757), ассоциативное мышление - понятие, отражающее факт использования в мышлении закона ассоциации (сочетания): любая связь представлений и действий выводима из ощущений и оставленных ими следов в мозгу.
Многие ключевые вопросы химии, такие, как химическая связь, окислительно-восстановительные процессы, электронное строение атомов и т. д., трудны для понимания, а значит, и для запоминания школьников. К тому же многие из таких вопросов изучаются в 8-м классе, т. е. на первом году обучения химии. Именно по этой причине, т. е. из-за простого непонимания, любовь к химии, возникшая на первых порах, может легко перерасти в ненависть, и справиться с ней учителю будет нелегко Восприятие сложных вопросов затруднено также тем, что у учащихся неодинаково развито абстрактное и пространственное мышление, способствующее пониманию химической природы мира. Первостепенная задача преподавателя химии - не просто донести до студента смысл тех или иных понятий, но научить его самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между ними, в особенности связи таких явлений и объектов которые невозможно непосредственно наблюдать и потрогать своими руками.
Каждый преподаватель находится в постоянном поиске методов и способов подачи материала учащимся с учётом их индивидуального развития. Одним из приёмов, способствующих пониманию нового, зачастую действительно трудного для восприятия материала, может быть ассоциативное мышление.
К использованию на уроках приёмов ассоциативного мышления меня подтолкнули сами дети. Как оказалось, если не представлять тот или иной процесс на сложном научном уровне, а связать его с чем-то привычным законным для учащихся, то многие научные термины становятся им понятны, а значит, уже не так страшны и не требуют заучивания.
Как можно заглянуть внутрь атома, особенно если невозможно использовать компьютерную поддержку урока? И Мы придумываем! Представляем, например, что взаимоотношения между атомами различных химических элементов - это взаимоотношения между людьми, обладающими своими характерами, привычками, способностями и т.д.
Пример ассоциативного мышления в истории развития химии - представление английским химиком Дж. Томсоном в 1903 г. модели атома, которую он назвал «пудинг с изюмом». По его гипотезе, атом подобен положительно заряженному пудингу, в которой вкраплены отрицательно заряженные «изюмины» - электроны. Впоследствии Э. Резерфорд в 1911 г. предложил планетарную модель атома, согласно которой атом состоит из положительно заряженного ядра и электронов, вращающихся вокруг него по замкнутым орбитам, подобно движению планет вокруг Солнца.
Рассмотрим некоторые темы из курса химии, при изучении которых можно использовать метод ассоциативного мышления (см. таблицу).
Можно провести анкетирование с целью определить, помогает ли студентам ассоциативное мышление в обучении химии.
1. Есть ли в курсе химии трудные для вашего понимания темы?
2. Если да, назовите хотя бы одну из таких тем.
3. Доступно ли учитель объясняет те или иные понятия?
4. Что помогает вам лучше понимать и запоминать материал?
5. Приведите примеры способов запоминания (свои и предложенные учителем).
6. Помогает ли ассоциативное мышление усвоению материала?
7. На каких ещё уроках вы используете ассоциативные приёмы?
Анализ анкет показал, что 15% студентов легко запоминают новый материал, 45% усваивают его с помощью ассоциаций, 30% заучивают (см. диаграмму). Предполагаю, что некоторые студенты, использующие ассоциации, просто не определяют их так для себя. По результатам опроса можно сделать вывод, что применение метода ассоциаций способствуют усвоению нового материала, а также свидетельствует о необходимости дальнейшего развития ассоциативного мышления учащихся.
Изучаемый материал |
Ассоциации |
Знаки химических элементов, например знак фосфора - Р например знак фосфора - Р |
Р - это русская буква «эр». На букву «эр» начинается слово «рыба», в рыбе много фосфора |
Электронное строение атомов химических элементов Правило Хунда Принцип Паули |
Преподаватель - ядро, студенты - электроны. У каждого своё место, свой уровень и т. д. Имеются вакантные места за партами, первые парты заполнены В автобусе на сдвоенные сиденья пассажиры садятся по одному, если есть свободные места. Так удобнее В автобусе не бывает мест, где сидели бы более двух человек |
Валентность, Степень окисления |
Имея определённую сумму денег, вы можете потратить все или часть. Потраченная сумма равна степени окисления. А возможности - это валентность |
Химическая связь. Причины её образования. Смещение общей электронной пары к одному из атомов |
Атомы, как и люди, стремятся к стабильности, поэтому они «встречаются», «дружат» крепко или не очень, «расстаются». Всё зависит от характера |
Окислительно-восстановительные процессы. Окисление. Окислитель. Восстановление. Восстановитель |
Если ты потерял что-либо, настроение грустное, кислое - окисление. А когда ты нашёл пропажу, настроение восстановилось - восстановление. Тот, кто помог восстановить настроение, - восстановитель |
Металлические свойства. На внешнем уровне атомов металлов 1-3 электрона, которые атомы легко отдают, проявляя восстановительные свойства Усиление металлических свойств элементов одной подгруппы с увеличением радиуса их атомов |
Если в кармане 1-3 рубля - это мало. Потеряешь и не заметишь Студент, сидящий за последней партой, легче отвлекается на уроке, т. е. отрывается от основного занятия |
Неметаллические свойства |
Чем больше денег в кармане, тем труднее с ними расстаться. Если есть большой капитал, то легче заработать ещё |
Электроотрицательность. Смещение электронов к атому более электроотрицательного элемента |
Поговорка «тянуть одеяло на себя»; из двух друзей всегда кто-то лидирует |
Химические реакции. Взаимодействие с кислородом - реакция окисления Реакции замещения и обмена |
Кислород обозначают буквой 0. На «о» начинается слово «окисление» Легко показать, пересаживая учащихся на их местах за партами |
Структура органических соединений. Изомерия углеродного скелета Структура полимеров |
Если учеников класса пересадить за партами по-другому, то состав класса не изменится, но от этого может измениться дисциплина и успеваемость Бусы или цепочка (украшение). Звенья могут быть одинаковые или разные, в определённом порядке |
Способы запоминания, %
С этой целью на уроках и дополнительных занятиях я систематически использую нестандартные задачи.
В качестве примера приведу несколько задач.
Задача 1. В подвале дома обнаружен ящик гвоздей. От плохого хранения многие из них были покрыты ржавчиной. Что представляет собой ржавчина с химической точки зрения? Каким простым способом можно удалить ржавчину? В ответе приведите химические формулы и уравнения реакций.
Задача 2. Молодая хозяйка повесила сушить бельё на железную проволоку, натянутую между стойками вместо бельевого шнура. Когда бельё высохло, хозяйка с ужасом обнаружила на чистом белье ржавые полосы. Как объяснить появление ржавчины на белье? Как хозяйке избавиться от этих пятен?
Задача 3. В домашней мастерской всегда много инструментов, запчастей и материалов, которые изготовлены из металлов и их сплавов. Но вот беда: при хранении металлические изделия подвергаются коррозии. Укажите условия хранения металлических изделий, чтобы срок их службы был как можно больше. Какие химические процессы могут происходить на поверхности инструментов при неправильном хранении? Объясните, почему новые металлические изделия покрыты смазкой, лаком или обернуты промасленной бумагой.
Благодаря необычной формулировке таких задач, их связи с жизнью они вызывают повышенный интерес у обучаемых, развивают любознательность. Многим нравится решать эти задачи. Самостоятельный поиск путей решения повышает прочность знаний, качество обучения.
Решение нестандартных задач по химии развивает логическое и ассоциативное мышление. Преподаватели математики и физики также отмечают возрастание внимания к трудным задачам по их предметам. Это свидетельствует о развитии умений решать сложные задачи естественно-математической направленности. Кроме того, эти задачи способствуют интеграции знаний, установлению межпредметных связей, побуждают студентов использовать дополнительную литературу. Таким образом, появляется мотивация не только изучения химии, но и учёбы в целом.
Все предложенные выше способы развития ассоциативного мышления – результат многолетней педагогической работы. Конечно, возможны и другие ассоциации, иной ход рассуждений. Важно, чтобы преподаватель не навязывал свои ассоциации, а советовался со студентами, ведь восприятие мира индивидуально. Если студенты на занятии предлагают свои варианты запоминания того или иного химического понятия, это свидетельствует о многом, и прежде всего о том, что у них есть интерес к предмету, а самое главное - развиваются способности рассуждать, сравнивать, анализировать. Таким образом, все это позволяет не только научить химии, но и воспитать интеллектуально развитую личность.
ГОУ СПО (ССУЗ) «Темниковское медицинское училище»
ДОКЛАД
Подготовила для выступления
на методическом совете
преподаватель химии
Сергеева Любовь Юрьевна
Приветствую вас, друзья! С чем у вас ассоциируется Новый год? Кто-то ответит, что с запахом или вкусом мандаринов, у кого-то всплывет воспоминание о елке, кто-то вспомнит о семье, а может, о салате «Оливье». Ассоциации богаты и индивидуальны. Удивительно, но ученые придают им важное значение. Хотя мы привыкли обычно не обращать на них внимание, а зря! Ассоциативное мышление может быть очень полезно в современной жизни, когда переизбыток информации, а также дефицит свободного времени, делают нас более автоматичными, менее творческими.
Знакомство с миром ассоциаций
Мы часто произносим подобные фразы: «Ты у меня ассоциируешься с…», «У меня возникла ассоциация с…». Но совсем нечасто мы задумываемся о том, что же такое ассоциация. Этим словом чаще всего называют взаимосвязь предметов и явлений, присутствующую в сознании человека и запечатленную в его памяти.
Ассоциации накапливаются в течение человеческой жизни и зависят от полученного опыта. Нет законов, строго устанавливающих правила создания ассоциативных связей. Все индивидуально. Однако есть несколько общих принципов, благодаря которым мы обычно проводим параллели между предметами:
- Смежность : объекты находятся рядом во времени или пространстве. Например, чашка и блюдце, лето и жара.
- Сходство : когда объекты имеют нечто общее во внешнем виде. Допустим, мяч и голова – оба по форме круглые.
- Контрастность : понятия в нашем сознании могут противопоставляться. К примеру, черное и белое, правда и ложь.
- Причина–следствие : один объект является следствием другого. Самое простое: гром и молния.
Также наше сознание стремится обобщать, подчинять одно понятие другому, сопоставлять часть и целое, дополнять объекты.
Чаще всего ассоциации создаются по этим принципам. Интересно последить за образованием собственных взаимосвязей, а затем подумать, по какому признаку вы связали эти предметы. Если вдруг обнаружите, что ни один из вышеназванных пунктов не подходит к вашей ассоциации, это не значит, что она неправильная. Неправильных – не бывает! И в этом их прелесть.
В чем практическая ценность ассоциаций?
Умение строить необычные логические цепочки, безусловно, необходимо людям, чья деятельность связана с творческим поиском и созданием чего-то нового. Но даже если вы связаны с областью, где креативность не является ключевым навыком, способность выстраивать связи пригодится для развития памяти. Большинство мнемотехнических техник основано именно на работе с ассоциациями. К тому же в современном обществе высоко ценится независимое критическое мышление. Яркие творческие люди неизменно привлекают внимание, выделяются из толпы. Кажется, что с ними всегда интересно. А ведь это на самом деле так.
Мышление с помощью ассоциаций находится за пределами логики. Многие из них просто возникают в голове в ответ на картинку, заботливо предложенную воображением. Но именно развитие ассоциативного мышления благоприятно влияет на:
- осознание принципов работы логики,
- развитие воображения,
- восприятие смысловых связей,
- память.
Надеюсь этих поводов достаточно, чтобы заняться вплотную работой со своими ассоциациями. Кстати, есть еще один момент: самопознание. Именно на ассоциативном методе был основан психоанализ. З. Фрейд всегда считал ассоциацию тайным знаком нашего подсознания, разгадав который можно много нового узнать о сознании. А вы готовы узнать кое-что новое о себе? Если да, попробуйте пройти следующий тест.
Ассоциативный тест
Игра с ассоциациями – всегда глубинный процесс, исследование своей личности. С помощью данного теста у вас получится немного заглянуть в свое подсознание, чтобы понять, что сейчас с вами происходит или что важно.
- Запишите 16 любых случайных слов, первых, что придут в голову.
- Чтобы было немного проще, вот вам 16 букв: Т, Д, Б, М, Г, А, Ж, О, К, Р, В, Н, З, П, Л, С. Именно с них пусть начинаются ваши слова. То есть, первое слово – с буквы Т, второе – с Д и т.д.
- Получившийся ассоциативный ряд разбейте на пары (слова, которые стоят рядом) и подберите к этой паре новую ассоциацию. Получается, у вас останется 8 слов.
- Проделайте ту же операцию с новым рядом. И еще раз. Сначала у вас будет 4 слова, потом только два.
- Последняя – самая главная! – операция: подберите ассоциацию к оставшейся паре. Именно оно представляет на данный момент особую ценность. Внимательно посмотрите на него, подумайте, к чему это?
Как видите, способы, как развить ассоциативное мышление могут быть крайне увлекательными, а также познавательными.
Развивающие упражнения
В случае с ассоциативным мышлением занятия будут приносить удовольствие, окажутся легки, приятны. Это как раз тот случай, когда можно играть: чем больше – тем лучше. Однако игры лучше подбирать тематические: например, Имаджинариум – отличная настольная игра для небольшой компании. Неплохо, если вы привыкнете перебрасываться ассоциациями со своими близкими людьми. Любопытно иногда проследить, почему именно такое слово родилось в ответ. Так вы узнаете глубже не только себя, но и партнера.
Отлично может зайти игра, освобождающая сознание от стереотипов и клише. Договоритесь, что на встречный вопрос нужно ответить, не задумываясь, быстро, нелепо и невпопад. Например, на вопрос: «Который час?» - можно ответить: «Читаю книгу». Если ответы вдобавок будут еще и смешными, это упражнение на пару минут продлит вам жизнь.
Здорово расширяет круг ассоциаций и повышает ассоциативное мышление следующее задание: возьмите два несвязанных друг с другом слова, затем попробуйте построить между ними смысловую цепочку, начиная с одного, заканчивая другим.
Одним из упражнений, направляющих мышление, станет следующее: вам предстоит строить цепочку ассоциаций, но исходя из определенных ограничений. Например, представьте, что вы грузчик или врач, десятилетний ребенок или сорокалетняя женщина. Войдите в роль, отвечайте не от своего, а от их лица. Данное задание помогает лучше почувствовать различные системы ассоциаций, учит выходить из заданных рамок или, наоборот, оставаться в них.
Учитывайте тот факт, что эти упражнения не только развлечение, попытка скоротать время. Это способы развить важный навык. А значит заниматься нужно регулярно, уделяя хотя бы 15 минут на тренировку.
Даже обычную поездку в общественном транспорте можно сделать развивающим занятием: наблюдайте за рядом стоящими людьми, представляйте, сколько им лет, чем они занимаются, о чем думают.
Будет здорово, если вы начнете использовать мнемотехнические приемы. Они хорошо пригодятся для учебы и при запоминании больших объемов информации.
Приятных ассоциаций, с уважением Александр Фадеев.
Добавь в закладки: https://сайт
Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.
Это не строго групповое упражнение, его можно выполнять и в паре, и даже в одиночку.
Для выполнения упражнений на развитие ассоциативного мышления, желательно иметь под рукой диктофон и блокнот с ручкой - для последующей расшифровки и анализа звукозаписи. Не стоит полагаться на память, выполняя такие упражнения. Упражнения. Работающие с цепочкой ассоциаций, сродни анализу сновидений. А все знают: сновидение нужно записывать по горячим следам, если не хотите тут же забыть 70 % его деталей.
То же и с ассоциациями.
Я предлагаю выполнить три простых упражнения, которые помогают развить ассоциативное мышление у тех, кто выполняет их достаточно регулярно.
Итак, начнём с самого простого - подготовительного упражнения. Я рекомендую начинать любую интеллектуальную разминку именно с него.
Упражнение на развитие ассоциативного мышления №1
Оно состоит из двух равноправных частей. В первой части мы играем в связанные ассоциации. Во второй части - в несвязанные ассоциации.
Связанные ассоциации
Ведущий задаёт слово. Этим словом должно быть (желательно) нарицательное имя существительное в именительном падеже.
Затем по кругу каждый игрок (или Вы один) под диктофонную запись продолжает цепочку ассоциаций - то есть называет ещё одно слово, чётко ассоциативно связанное с предыдущим.
- путешествие,
- вагон,
- билет,
- кондуктор,
- чемодан,
- пассажир,
- попутчик,
- окно,
- станция...
В следующем раунде игры мы играем в
Несвязанные ассоциации
- путешествие,
- расход,
- закат,
- бомбёжка,
- полиэтилен,
- маска,
- ребёнок,
- ужас,
- воротник
И в первом и во втором случае после окончания игры происходит - шеринг, обмен мнениями, который обязателен для любых психологических игр.
В ходе шеринга каждый участник игры должен объяснить, как и почему он решил, что цепочку ассоциаций (иногда и жёстко связанных, но особенно - размытых) уместно было продолжить его словом.
Например
Я сказал «Вид» после «попутчик», потому что наверное, мне не хочется смотреть на людей, я предпочту любоваться видом из окна.
Я сказал «попутчик» после «пассажир» потому что хотел уточнить - мне по пути с этим человеком, мы едем в одну сторону.
Я сказал «полиэтилен» после «бомбёжка», потому что «бомбёжка» предполагает трупы, а трупы (в моём представлении) заворачивают в полиэтилен.
Я сказал «воротник» после «ужас», потому что я испытываю ужас, когда меня что-то душит, а воротник способен «душить».
В ходе шеринга наступают те самые «психотерапевтические инсайты», в ходе которых у игроков наступает прозрение - понимание своей ситуации, а также высвобождение негативных эмоций и страхов.
Упражнение на развитие ассоциативного мышления №2
«Убегающая ассоциация»
Ведущий называет слово. Например «гардероб».
За время пять минут каждый игрок должен записать в свой личный блокнот цепочку ассоциаций, вызванных этим словом. Цель - отпустить свою мысль, позволяя ей перескакивать от одной ассоциации к другой.
Например: Гардероб,
- скелет,
- аптека,
- весы,
- небо,
- ракета,
- мультфильм,
- детство,
- Румыния,
- бубен,
- валет,
- пудинг,
- холмы...
В ходе шеринга каждый игрок должен объяснить (коротко) свои ассоциации. (Это объяснение фиксируется на диктофон).
Упражнение на развитие ассоциативного мышления №3
«Пристёгнутая ассоциация»
Ведущий задаёт слово и даёт задание: в течение пяти минут постараться удержать мысли на данном образе, (не отвлекаясь на другие темы и образы). Затем Ведущий включает песенную композицию. Пока звучит песня, каждый участник должен удерживать в памяти заданное слово.
Для того, чтобы это сделать (не забыть слово и не отвлечься мыслями на другие предметы и темы) мы включаем воображение и создаём в мыслях целый сюжет, который и помогает удержаться в поле заданного образа. Записываем основные ходы этого сюжета в блокнот.
По истечении времени каждый игрок рассказывает родившийся у него в голове сюжет, который помог ему сосредоточиться на данном слове.
Ведущий и другие игроки в момент шеринга могут задавать наводящие вопросы, провоцировать, не соглашаться или наоборот, соглашаться, поддерживая игрока.
Удачных Вам игр в ассоциации, друзья! Развивайте своё ассоциативное мышление.
Елена Назаренко
Не стоит полагаться на память , выполняя такие упражнения. Упражнения. Работающие с цепочкой ассоциаций, сродни анализу сновидений. А все знают: сновидение нужно записывать по горячим следам, если не хотите тут же забыть 70 % его деталей.
То же и с ассоциациями.
Я предлагаю выполнить три простых упражнения, которые помогают развить ассоциативное мышление у тех, кто выполняет их достаточно регулярно.
Итак, начнём с самого простого - подготовительного упражнения. Я рекомендую начинать любую интеллектуальную разминку именно с него.
Упражнение на развитие ассоциативного мышления №1
Оно состоит из двух равноправных частей. В первой части мы играем в связанные ассоциации . Во второй части - в несвязанные ассоциации.
Связанные ассоциации
Ведущий задаёт слово. Этим словом должно быть (желательно) нарицательное имя существительное в именительном падеже.
Затем по кругу каждый игрок (или Вы один) под диктофонную запись продолжает цепочку ассоциаций - то есть называет ещё одно слово, чётко ассоциативно связанное с предыдущим.
* путешествие,
* вагон,
* билет,
* кондуктор,
* чемодан,
* пассажир,
* попутчик,
* вид,
* окно,
* станция...
В следующем раунде игры мы играем в
Несвязанные ассоциации
* путешествие,
* расход,
* закат,
* бомбёжка,
* полиэтилен,
* маска,
* ребёнок,
* ужас,
* воротник
И в первом и во втором случае после окончания игры происходит - шеринг, обмен мнениями, который обязателен для любых психологических игр.
В ходе шеринга каждый участник игры должен объяснить, как и почему он решил, что цепочку ассоциаций (иногда и жёстко связанных, но особенно - размытых) уместно было продолжить его словом.
Например
Я сказал «Вид» после «попутчик», потому что наверное, мне не хочется смотреть на людей, я предпочту любоваться видом из окна.
Я сказал «попутчик» после «пассажир» потому что хотел уточнить - мне по пути с этим человеком, мы едем в одну сторону.
Я сказал «полиэтилен» после «бомбёжка», потому что «бомбёжка» предполагает трупы, а трупы (в моём представлении) заворачивают в полиэтилен.
Я сказал «воротник» после «ужас», потому что я испытываю ужас, когда меня что-то душит, а воротник способен «душить».
В ходе шеринга наступают те самые «психотерапевтические инсайты», в ходе которых у игроков наступает прозрение - понимание своей ситуации, а также высвобождение негативных эмоций и страхов.
Упражнение на развитие ассоциативного мышления №2
«Убегающая ассоциация»
Ведущий называет слово. Например «гардероб».
За время пять минут каждый игрок должен записать в свой личный блокнот цепочку ассоциаций, вызванных этим словом. Цель - отпустить свою мысль, позволяя ей перескакивать от одной ассоциации к другой.
Например: Гардероб,
* скелет,
* аптека,
* весы,
* небо,
* ракета,
* мультфильм,
* детство,
* Румыния,
* бубен,
* валет,
* пудинг,
* холмы...
В ходе шеринга каждый игрок должен объяснить (коротко) свои ассоциации. (Это объяснение фиксируется на диктофон).
Упражнение на развитие ассоциативного мышления №3
«Пристёгнутая ассоциация»
Ведущий задаёт слово и даёт задание: в течение пяти минут постараться удержать мысли на данном образе, (не отвлекаясь на другие темы и образы). Затем Ведущий включает песенную композицию. Пока звучит песня, каждый участник должен удерживать в памяти заданное слово.
Для того, чтобы это сделать (не забыть слово и не отвлечься мыслями на другие предметы и темы) мы включаем воображение и создаём в мыслях целый сюжет, который и помогает удержаться в поле заданного образа. Записываем основные ходы этого сюжета в блокнот.
По истечении времени каждый игрок рассказывает родившийся у него в голове сюжет, который помог ему сосредоточиться на данном слове.
Ведущий и другие игроки в момент шеринга могут задавать наводящие вопросы, провоцировать, не соглашаться или наоборот, соглашаться, поддерживая игрока.
Удачных Вам игр в ассоциации, друзья! Развивайте своё мышление.
Ребенок познает мир с помощью определенных процессов, происходящих в его головном мозгу. Основным познавательным процессом является мышление. Оно определяет многое в жизни взрослого человека и ребенка. Большой процент в психологических исследованиях занимает именно ассоциативная теория мышления. Ассоциации в жизни ребенка определяют его восприятие мира, обучение. В этой статье мы рассмотрим, что такое ассоциации, мышление, основанное на них, а также, как развивать у ребенка процесс познания мира.
Что такое ассоциативное мышление?
Что такое образное мышление у ребенка?
Маленькие дети не способны изучать что-то новое без образов. В раннем детстве малыши еще не могут мыслить абстрактно и ассоциативно, но уже в их головном мозге возникают какие-то образы. Они появляются на основе уже усвоенной информации, поступающей из окружающей среды и от взрослых. Образ для ребенка - это его чувства. Когда крохе снится что-то приятное, он улыбается, а при возникновении плохих образов он плачет. Ребенок уже с ранних лет понимает, что волк - это плохой герой в сказке, так как мама читает его слова грубым голосом, но ведь сам мамин голос нежный и ласковый. Так формируются образы зла и добра, холода и теплоты, основываясь на чувственном опыте малыша.
Связь образов и ассоциаций у детей
Взаимосвязь между этими двумя понятиями непосредственно влияет на поведение ребенка и его адаптации к окружающей среде. Ассоциативная психология мышления подразумевает тесное "сотрудничество" между этими понятиями: сначала в мышлении ребенка возникает образ, затем ассоциация с этим образом, дальше - действие или чувственная реакция на раздражитель. Процесс может происходить и наоборот. Представим следующую ситуацию:
Ребенок слышит слово "прививка", у него возникают ассоциации "боль" - "терпение" - "ограничения" - "тревога" - "боль", а также образ тети в белом халате, которая желает сделать реальными все возникшие ассоциации. В результате мы получаем сформированный чувственный опыт (люди в белых халатах плохие) и неблагоприятную поведенческую реакцию (он плачет и требует, чтобы ему не делали эту прививку).
Развитие ассоциативного мышления у детей
Как развить ассоциативное мышление ребенка? Этот вид познавательного процесса можно стимулировать еще в раннем возрасте. Но процесс развития должен проходить поэтапно. Для этого необходимо знакомить кроху со всеми понятиями окружающей среды и действиями, которые с ними связаны. Затем ребенок учится обобщать (например, названия разных цветов в одно понятие "цветы"), называть, различать.
Для детей дошкольного и школьного возраста существуют упражнения сложнее. Здесь подойдут задания на составление ассоциативных рядов, анализ предметов по признаку, поиска последовательных слов, придумывание сложных ассоциаций. Дети с ранних лет учатся самостоятельности и любознательности, у них хорошо развивается воображение, а также память. К слову, ассоциации являются основой для некоторых мнемических процессов, с их помощью можно развивать память практически до идеальной.
Для взрослых такие тренировки мышления тоже не будут лишними. Они положительно сказываются на адаптации к ситуациям и поисках решения проблем. Кроме этого, упражнения стимулируют работу головного мозга, являясь профилактикой старческой и сосудистой деменций и ряда других психических заболеваний.
Рекомендации психологов по поводу развития ассоциативного мышления
Психологические механизмы, на которых основывается ассоциативное мышление детей, часто игнорируют взрослые, воспринимая плач малыша или его негатив, как ничем не обоснованный каприз. В таком случае важно помнить, что причина его поведения такая же реальная, как и стоящий рядом малыш. Если не отреагировать правильно на его ассоциации и образы, у него могут развиваться различные комплексы.
Существует такой метод диагностики, как тест на ассоциативное мышление. С его помощью можно увидеть уровень его развития у ребенка. Хорошо стимулировать к развитию этот вид познавательного процесса можно музыкой, рисунками, работой с песком, пластилином.
Если развитие проходит без привлечения специалиста, родителю важно помнить о том, что ребенку предоставляется роль ведущего в творчестве. Ориентация должна быть на его потребности, ассоциации, образы и стремления. При каком-то непонятном или настораживающем образе важно проговорить чувства ребенка и настроить его на позитив.
- Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
- Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
- Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
- Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
- Современный этап развития человечества
- Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
- Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение