Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Трансперсональная психотерапия с грофа показания техника проведения. Трансперсональная психотерапия: эффективные техники с тысячелетней историей

    Трансперсональная психотерапия с грофа показания техника проведения. Трансперсональная психотерапия: эффективные техники с тысячелетней историей

    Трансперсональная психотерапия — это особое направление в психотерапии, которое используется для лечения психопатологий. Она помогает человеку стать единой психологической и духовной личностью и преодолеть эмоциональные проблемы на пути к этому.

    Основан такой подход на многолетнем опыте и современных знаниях об измененном состоянии сознания.

    В чем суть методики?

    Теоретики трансперсональной психотерапии говорят о том, что в повседневной жизни человек не может ощутить глубокое понимание своей личности, осознать потенциал своих психических, физических и духовных ресурсов, и научиться их использовать.

    Для этого существует большой спектр разнообразных методик:

    1. Оздоровительные. К ним относятся как традиционные подходы к улучшению состояния здоровья (диета, физические упражнения), так и нетрадиционные (биоэнергетическая терапия, йога). Эти методики позволяют гармонизировать связь души и тела, открыть возможности самоисцеления и решения психических проблем. Это позволяет снять все блоки и телесные зажимы.
    2. Работа с эмоциями. Контроль и управление эмоциональной сферой достигается путем использования практик, которые изменяют сознание. Для этого преимущественно применяются различные дыхательные техники, в том числе и холотроп. Очистка идет через усиление эмоционального катарсиса и переживаний трансперсонального плана.
    3. Освобождение блоков. Помогает этому созидающая визуализация, работа со снами, в том числе и анализ сновидений.
    4. Экзистенциальная терапия. Решение вопросов о выборе в жизни, свободе, ответственности за свою судьбу, смерти, любви.
    5. Медитация. Позволяет развивать сознание и переосмыслить собственные проблемы, которые вызывают сильные переживания. Кроме этого, у человека развивается способность к концентрации.

    Это основные методики трансперсональной работы с пациентом. Но нужно понимать, что на самом деле их существует гораздо больше.

    Подбор техники совершенствования сознания и гармонизации личности осуществляется в индивидуальном порядке.

    Возможная опасность

    Существует некоторые отрицательные моменты такой методики:

    1. Превращение врача-психотерапевта в «духовного учителя». Происходит отклонение от терапевтического направления в духовный уклон. При этом скрытые убеждения такого «гуру» начинают воздействовать на пациента.
    2. Вторым ошибочным отклонением становится окрашивание своих неврозов в романтические тона. В этом случае откровенный психоз начинает интерпретироваться как некое откровение. Это может приводить к полному уходу человека в свой внутренний мир при полном игнорировании мира внешнего. А медитации при психотическом складе личности могут только усугубить проблему.
    3. И третья проблема заключается в том, что такой метод психотерапии уделяет много внимания выработке высшего сознания, упуская при этом социальные аспекты проблем. Это также может приводить к снижению уровня социализации пациента. В последнее время такая проблема стала учитываться, теперь отдается должное внимание по коррекции взаимодействия личности в социуме.

    Трансакционный анализ и его использование

    Трансакционный метод психотерапии в последнее время становится все более популярным. Он основан на структурном анализе личности, использует в качестве лечения игры в отношения между людьми.

    Такой поход возможен как в индивидуальной работе, так и в виде группового лечения.

    Такое течение в психотерапии предусматривает начальное ознакомление пациента с теорией трансакционного (структурного) анализа личности, и только после этого человека приводят в группу, где он получает возможность взаимодействия и вступления в отношения с самыми разными людьми.

    Проходит это в виде игры, ситуации обыгрывают не только позитивные, но и негативные.

    Этот метод, который занимает достаточно длительное время, человек постепенно и самостоятельно получает возможность понять причину своих психологических проблем, и найти способы их преодоления.

    Данное лечение получило особенно широкое распространение во многих психиатрических клиниках Соединенных Штатов.

    Трансперсональная психология ("trans" и "persona" буквально можно перевести как надличностная ) — это направление в современной психологии , исследующее надличностные, сверхличностные состояния сознания. Трансперсональную психологию считают четвёртой силой в ряду с психоанализом , бихевиоризмом и гуманистической психологией .

    Корни трансперсональной психологии уходят в мировые духовные практики, в историю культуры и религии. Трансперсональная психология базируется на холистической парадигме ("holos" — целостный), для которой целое больше, чем просто сумма его частей. Представителями данного направления являются С.Гроф, К.Уилбер, Ч.Тарт, А.Минделл, С.Криппнер и каждый, при этом, развивает своё направление исследований, свои методы.

    В трансперсональной психологии изучаются высшие состояния сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, личностные ресурсы, множественность состояний сознания, парапсихологические феномены. Человек — это целостное создание и к нему нужен интегративный подход.

    Можно выделить разнообразные подходы к самопознанию : телесно ориентированная психотерапия, терапия искусством, холотропное дыхание, медитация, работа со сновидениями, активное воображение. В отличие от традиционных видов психотерапии трансперсональные техники делают упор на непосредственное переживание и выражение эмоций , используя которые, — человек может получить прозрения свой личной истории, увидеть свои эмоциональные затруднения и межличностные проблемы и бессознательные силы, которые им движут.

    К практическим методам, используемым в трансперсональной психологии относят холотропное дыхание и ребёфинг . Ребефинг (от англ. "rebirthing" — повторное рождение) говорит нам о том, как дышать энергией так же, как воздухом. Автором этой методики — Леонард Орр .

    Особенностью холотропного дыхания, предложенного С.Грофом, является более глубокое и более быстрое дыхание с гипервентиляцией легких, побуждающая музыка и помощь в освобождении энергии через специфические приемы работы с телом.

    В холотропном состоянии человек может получить такие откровения, которые невозможны при интеллектуальном разборе ситуации.

    Гроф выделял два вида сознания : ориентированное на осязаемую реальность и направленное к неосязаемой внутренней реальности. Оба состояния являются реальными и взаимодействие между ними ценно само по себе.

    Психика человека богаче, чем мы себе представляем. Наше подсознание таит в себе такие сокровища, которые не обнаружишь в обычном состоянии. Из глубин подсознания можно вытащить такие воспоминания о своей жизни, о которых активное сознание не имеет никакого представления. Причём, эти воспоминания могут быть живыми, интенсивными и превзойти реальные переживания материального мира.

    Человек, прошедший через такой опыт, испытав ощущения, связанные со смертью и повторным рождением, резко меняют представление о самих себе, об окружающем мире. Он обретает чувство радости, безмятежности, появляется вкус к жизни. Также происходят качественные изменения течения заболеваний. Трансперсональные переживания имеют огромное значение для творчества и обладают особым терапевтическим потенциалом.

    Установив связь с надличностной сферой своей психики, вы сможете разобраться с любыми трудностями, встречающимися на вашем жизненном пути.

    Одна известная поговорка гласит: «Выше головы не прыгнешь». С этим трудно поспорить, так как физически такое невозможно осуществить. А вот выйти за рамки своего «я» вполне реально, по крайней мере, так говорит трансперсональная психология.

    Психология вне себя

    Слово "трансперсональный" значит "выходящий за рамки конкретной персоны". Можно сказать, что существующая за пределами разумного опыта, за пределами человека. Первое упоминание о трансперсональной психологии датировано 1902 годом. О ней говорил на лекциях Уильям Джеймс. Именно его некоторые исследователи считают основателем трансперсональной психологии, хотя первым, кто заговорил о трансперсональном бессознательном, был Карл Юнг. Он использовал этот термин как синоним коллективного бессознательного.

    В самостоятельную науку это направление оформилось в конце 60-х годов прошлого века как направление гуманистической психологии. Представителями трансперсональной психологии считаются Абрахам Маслоу, Энтони Сутич, Станислав Гроф, Мейлз Виз, Алан Уотс и другие.

    Измененное сознание

    Трансперсональные исследования изучают состояния измененного сознания, когда оно выходит за предел привычного «я». Основная часть материалов трансперсональной психологии взяты из толкований снов, опыта медитаций и паранормальных явлений.

    Представители этого направления допускают существование высших сил, однако избегают прикрепления к какой-то определенной религии. Трансперсональная психология стремится к свободе, любви и всеобщему братству. Основная задача этого направления - преодолеть личную изоляцию, самодостаточность и центрированность. Что же говорили об этой науке ее представители?

    Уильям Джеймс

    В джиффордских лекциях, которые назывались «Многообразие религиозного опыта», У. Джеймс акцентировал внимание на том, что для понимания духовных переживаний необходимо пользоваться эмпирическими методами. Ученые допускают ошибку, когда начинают делить реальность на объект наблюдения и субъект, потому что все зависит от внешнего наблюдателя. То, как человек интерпретирует видимую им реальность, должно стать предметом исследования. В результате можно будет исследовать, каким уровнем сознания обладает индивид и насколько ему нужна духовная трансформация.

    Абрахам Маслоу

    Этот ученый стоял у истоков гуманистической психологии, основная направленность его деятельности - «пиковые переживания». К ним относятся инсайды, пиковые моменты любви, экстаз, потеря границ собственного «я». Описание этих моментов стало основным предлогом для развития трансперсональной психологии.

    Во время одной из лекций в Сан-Франциско Маслоу говорил о появлении «четвертой силы», которая будет заниматься изучением опыта, что испытывает человек, медитируя или принимая психоделические препараты. В то время в психологии существовало только три направления: бихевиоризм, психоанализ и гуманистическая психология. Но ни одно из них было не в состоянии описать те явления, что были предназначены для «четвертой силы». Даже гуманистическая психология, именуемая «третьей силой», была ограничена в своих методах. Это послужило хорошим подспорьем для появления нового направления.

    Новая школа

    Спустя несколько месяцев после того, как Маслоу заявил о необходимости создания «четвертой силы», в штате Калифорния, в Менло-Парке, произошло собрание ученых, на котором присутствовали А. Маслоу, Э. Сутич, С. Гроф, М. Виз, Д. Фейдимен и С. Маргулис. Задача этой встречи - создать новую школу, которая могла бы заниматься изучением опыта, доступного человеку, включая и измененные состояния сознания. Сначала получило название трансгуманистического, но после ученые пришли к общему согласию и дали ему современное имя.

    Чтобы обозначить предмет трансперсональной психологии, ученые вывели два аспекта изучения: субъективный и объективный. В субъективном аспекте ученые исследуют опыт человека, которому удалось покинуть пределы собственной личности и соединиться с космосом и природой. В сегменте объективных исследований ученые изучают факторы, которые влияют на человеческое поведение и мышление.

    Через два года после основания этой школы была создана Ассоциация трансперсональной психологии. После смерти А. Маслоу и Э. Сутича новое течение разделилось на три основных направления. Первое базировалось на исследованиях Станислава Грофа, второе было создано на основе учений Кена Уилбера. У третьего направления не было своего представителя, в нем были сосредоточены основные засады развития и достижения нового течения в психологии.

    Особенности

    Трансперсональная психология - это особый раздел в психологии, что не только исследует измененные состояния сознания, но и создает методы, которые помогут человеку решить его внешние и внутренние проблемы. Это ответвление психологии не ограничивает себя какими-то рамками или условностями. Здесь успешно совмещаются новые теории, взгляды и подходы с восточным мировоззрением.

    Психологи этого изучают духовный мир человека, которому раньше не придавали особого значения.

    Трансперсональная психология отличается от других течений сочетанием разных направлений и наук. Здесь присутствуют и психологические направления, и философия, точные науки и духовные практики.

    Основные направления

    К самым существенным направлениям в трансперсональной психологии относятся:

    • Исследование измененных состояний сознания.
    • Изучение духовных практик в разрезе психиатрии и психологии.
    • Парапсихология.
    • Дыхательные упражнения.
    • Йога и медитация.
    • Фармакологические и психоделические препараты.
    • Целительные практики.
    • Духовный рост и процессы старения.
    • Смерть и переживания, с ней связанные.

    Переживания

    Личность в трансперсональной психологии подчас подвержена переживаниям. Трансперсональная наука делит их на две группы: переживания в расширенных состояниях сознания и за его пределами.

    К первой подгруппе относят опыт, полученный в пределах пространственно-временного континуума. Например, предсмертные состояния, рождение, перинатальный период, ясновидение, возвращение в прошлые жизни, телепатия и т. д. Что касается второй подгруппы, то к ней относят духовный и медиумический опыт, во время которых человек вступает в контакт с высокоразвитыми существами или происходит слияние человеческого сознания со сверхпланетарным.

    Школы, направления, непринятие

    Сегодня в трансперсональной науке выделяются такие направления:

    • Психология Юнга.
    • Архетипическая, или глубинная, психология, основанная на учениях Д. Хиллмана.
    • Психосинтез.
    • Работы Маслоу, Уилбера, Тарта, Уошберна, которые выделились в одно направление.
    • Работы Станислава Грофа.
    • Психотерапия.

    Как бы ни звучало, но в настоящее время Американская психологическая ассоциация не признает трансперсональную психологию как полноценное психологическое направление. Ученые по всему миру считают, что течение является еще одним явлением псевдонауки.

    Научные сообщества не признают современные направления в трансперсональной психологии. Гуманистические идеи, на которых ранее базировались первые подходы нового психологического направления, сейчас подвергаются критике со стороны консервативно настроенных ученых. Хотя в этом нет ничего удивительного, на протяжении всей истории человечества общество всегда с негодованием относилось к новым, революционным взглядам.

    Теория Кена Уилбера

    И несмотря на все преграды и непонимание, методы трансперсональной психологии продолжают развиваться. В свое время К. Уилбер был основателем отдельного подхода в ней, который получил название интегрального. В своем первом научном труде «Спектр сознания» он пришел к выводу, что человеческое сознание состоит из нескольких уровней (спектров) самосознания. Эти спектры охватывают все возможные уровни сознания, начиная от безграничного единения с Вселенной и заканчивая уровнем маски, где индивид идентифицирует себя с чем-то, подавляя свои отрицательные характеристики.

    Согласно существует 5 уровней:

    1. Спектр маски. Находясь в разной социальной среде и попадая под ее влияние, человек может подавлять, а то и вытеснять свои негативные качества, воспоминания, переживания, тем самым ограничивая себя. В результате человек теряет возможность осознавать себя в полной мере.
    2. Спектр тела и эго. На этом уровне человек четко понимает, что состоит из физической оболочки (тела) и души. Хотя понятие «душа» все еще остается чем-то абстрактным, а не пережитым опытом.
    3. Экзистенциальный спектр. Индивид начинает осознавать себя как некое психофизическое существо, которое живет в пространственно-временных измерениях. Человек осознает, что есть он - личность, а есть и внешний мир.
    4. Трансперсональный спектр. На этом уровне приходит осознание того, что жизнь человека не ограничивается физическим телом. Индивид осознает, что является чем-то большим, но все еще не ощущает единства с Вселенной.
    5. Единое сознание. На этом уровне подразумевается окончательное единение со всем, что существует вокруг. Человек становится неразделимым с существованием, то есть его можно считать всем сущим.

    Сознание развивается в иерархической последовательности от самых низких уровней к более высоким.

    Трансперсональная психология Грофа

    Большой вклад в развитие этого течения сделал введя понятие холотропной терапии. Под этим понятием подразумевается теория и практика психотерапии и самопознания в измененных состояниях восприятия, которые ведут к возвращению целостности. Чтобы разработать этот метод, ученый 30 лет изучал состояние измененного сознания. Сейчас холотропную терапию используют:

    • Для решения безвыходных ситуаций.
    • Лечения расстройств психического характера.
    • Лечения психосоматических заболеваний.
    • Развития талантов и способностей.

    Суть терапии

    Достижения Грофа в трансперсональной психологии больше предназначены для практического применения. Суть холотропной терапии основана на активации бессознательной части сознания. Для этого используется специальная техника холотропного дыхания и особые музыкальные произведения.

    Эти приемы позволяют активизировать внутренний энергетический поток, который превращает подавленное состояние в поток переживаний. Тогда человеку нужно только следовать за этим потоком, куда бы он его ни привел. Энергия способна самостоятельно отыскать путь к исцелению.

    Холотропное дыхание создает такие условия, при которых весь мусор, накопленный в подсознании, выходит совершенно естественным образом. Незавершенные дела высвобождаются через движения, невысказанные слова превращаются в различные звуки, подавленные эмоции высвобождаются через мимику и позу. Эта работа должна продолжаться, пока все, что было разбужено дыханием, не иссякнет и тело полностью не расслабится.

    Сеансы холотропной терапии

    Пребывая в состоянии измененного сознания, человек может вернуться в прошлое и вновь увидеть или даже заново пережить травматические события своей жизни. Наблюдая за событиями прошлого, человек получает возможность понять произошедшее, принять сложившуюся ситуацию и освободиться от груза прошлого. Стоит отметить, что индивид получает возможность посетить не только события своего прошлого, но и свои прошлые жизни. А это куда сильнее может изменить его взгляды на мир. Увидев свои прошлые воплощения, человек поймет, почему он родился именно в этом месте и времени. Он сам сможет ответить на вопросы, почему именно такие возможности у него есть, поймет, какими способностями обладает и почему его окружают именно эти люди.

    На сеансах холотропной терапии человек может ощутить себя растением или животным, может общаться со сверхчеловеческими существами и испытает опыт единения с Вселенной. Даже сегодня холотропная терапия считается одним из лучших достижений трансперсональной психологии. Ощутив подобные переживания, человек больше никогда не станет прежним, нет, он не потеряет себя, наоборот, поймет, в чем состоит его истинное предназначение, и по-новому посмотрит на мир.

    Трансперсональная психология - это наука, которая изучает измененное состояние сознания. Несмотря на то что ее никогда не признают в научном сообществе, она будет существовать, ведь человек - это не просто кожа да кости, но еще и душа, стремящаяся соединиться с Вселенной.

    Возникновение и становление этого, четвертого, направления в современной психологии и психотерапии заслуживает некоторых предварительных замечаний. Относящееся хронологически к шестидесятым годам ХХ века, данное направление является как нельзя более яркой иллюстрацией взаимозависимостей в развитии психологии как от социально-экономической, так и от культурной, научной и политической ситуации в целом. И действительно, нельзя не обратить внимание на определенные пространственно-временные координаты возникновения того или иного направления в психологии и психотерапии, обусловленные как научными, так и явно вненаучными (философскими, социокультурными, экономическими и др.) предпосылками. Конец ХIХ – начало ХХ века – Европа – психоанализ. Начало ХХ века – США и Россия – бихевиоризм. Тридцатые–пятидесятые годы – Европа и США – формирование гуманистической парадигмы и когнитивной психологии.

    Особое же место и роль в дальнейшем развитии современной теории и практики психологической помощи занимают 1960-е годы, поставившие в центр новых мощных течений Соединенные Штаты Америки, где после Второй мировой войны был накоплен огромный экономический и научный потенциал, в то время как Европа отстраивалась после двух катастрофических мировых войн.

    В общем и целом 60-е годы ХХ столетия заслуживают хотя бы краткого упоминания о себе как принципиально новая эпоха в жизни человечества, эпоха, которая самым непосредственным образом изменила и мир людей на планете Земля, и представления людей о мире. Напомним наиболее впечатляющие события эпохи шестидесятых. Среди них: выход человека за пределы стратосферы в космическое пространство и высадка первых в истории человечества космонавтов на Луну; создание глобальной сети ТВ-коммуникаций, превратившей земной шар, по выражению канадского социолога Маклюэна, в «мировую деревню»; создание компьютерных сетей, принципиально изменивших управляемость как технологическими, так и социальными процессами; открытие и экспериментальные исследования целого класса психоделических веществ, изменяющих обычную деятельность мозга; достижения иммунологии, позволившие впервые осуществить трансплантацию человеческих органов; формирование принципиально новой, метанаучной рефлексии (работы Т. Куна, К. Поппера, П. Фейерабенда), преобразившей не только понимание науки, но и видение законов ее становления и развития.

    Шестидесятые годы ХХ века стали своеобразным водоразделом, обозначившим переход к иному способу существования человеческой цивилизации. Главное его отличие – существование не за счет ресурсодобывающих отраслей, а за счет наукоемких высоких технологий.

    В эти-то годы и заявило о себе направление, которое позже получило наименование трансперсональной психологии.

    Психологические и естественнонаучные истоки. Представление о человеке. По признанию одного из наиболее видных представителей трансперсональной парадигмы Станислава Грофа (р. в 1931 г.), хотя трансперсональная психология и оформилась как самостоятельная дисциплина только в конце 1960-х годов, трансперсональные тенденции в психологии существовали уже несколько десятилетий. Самыми видными предтечами этого направления были К. Г. Юнг, Р. Ассаджиоли и А. Маслоу (Гроф, с. 141). В обобщенной характеристике упоминаемых авторов укажем на некоторые понятия и положения, существенные для данного направления, а также отметим ряд идей Роберто Ассаджиоли, послуживших в рамках его концепции «психосинтеза», выдвинутой еще в 1927 г., одной из составляющих «четвертой силы».

    Во-первых, это юнговское понятие «архетип», т.е. мифопорождающая совокупность символов. Во-вторых, это «коллективное бессознательное» (обобщенные мифологемы), отражающие исторический и социокультурный опыт человечества и «личное» бессознательное (индивидуальная символика) сновидений. В-третьих, это проходящая красной нитью через многие сочинения К. Юнга идея о глубинной, в некотором роде даже мистической связи между явлениями, которую К. Юнг называл «главным законом жизни», а С. Гроф – «акаузальным принципом синхронности» (Гроф, с. 143), обозначавшем некое глубинное единство мира («все во всем»). В-четвертых, впервые после Э. Гуссерля отчетливо прозвучавшая у Юнга идея о том, что «психической фактор так же реален, как бактериальная инфекция» (C. Jung, p. 257).

    И, пожалуй, одно из основных положений – стремление к индивидуации как одно из главных стремлений «Эго» к слиянию с «самостью», а последней – к свободному приобщению к жизни мира, Вселенной.

    Что касается А. Маслоу, то его идеи о самореализации, о различиях мотивации дефицитной и мотивации развития, о познании развития, о познании путем пиковых переживаний как средства «острого переживания своей тождественности» (Мaslow A., p. 103), равно как и положение о здоровой психике, как о психике, способной «трансцендироваться в окружающий мир» (Мaslow A., p. 181), – эти идеи также вошли в золотой фонд трансперсональной психологии.

    Однако этот перечень был бы не полным, не остановись мы хотя бы на кратком описании вклада Р. Ассаджиоли. Своеобразие этого вклада состоит в том, что в своей понятийной основе концепция Р. Ассаджиоли, по его признанию, почти целиком компилятивна (идея «субличностей» – заимствована у У. Джеймса, идея роста, развития является общей для многих направлений и концепций, понятия «ценности» и «смысла», равно как «выбора» и «ответственности» – принадлежат экзистенциальной философии).

    Специфика состоит в следующем: 1) упор делается на волю, составляющие которой – произвольность, мотивация, решение, подтверждение, настойчивость и исполнение – отслеживаются специально; 2) акцентируется опыт проживания и переживания ситуаций и состояний, которые не только вызываются в памяти, но и стимулируются в психотехнике; 3) особое внимание уделяется не проблеме одиночества, а наоборот, способам сотрудничества, взаимодействия, гармоничной интеграции людей, составляющих «одно человечество» (Assagioli, p. 4–8); 4) цель психосинтеза – реконструкция личности вокруг некого нового центра (с. 21) с использованием всего аппарата современной психотерапии (символизм, психотехники); 5) одна из главных идей психосинтеза: мы находимся в подчинении всего, с чем идентифицирована наша самость. Мы можем взять верх и подчинить контролю все, с чем разотождествимся (Аssagioli, p. 23). Однако, как принято говорить, пафос концепции состоит, скорее всего, в ее сугубо практической, психотехнической направленности, позволяющей использовать многообразные техники для достижения основной сверхзадачи – достижения новой целостности.

    Развивая идеи О. Ранка и В. Райха о значении психосексуальной разрядки, используя методики Л. Орра и С. Рэй, обогащенные религиозными традициями Востока и научными исследованиями таких ученых, как Г. Бейтсон, С. Гроф, Дж. Кэмпбелл, Ст. Криппнер, М. Мэрфи, К. Прибрам и других, понятия, представления и идеи трансперсональной психологии предлагают выход за пределы личностного «Эго», формирование принципиально иных – всемирных и вселенских, вне (или все) временных трансличностных идентификаций.

    Концептуальные постулаты, положенные в основу трансперсональной психологии, обобщены С. Грофом следующим образом.

    Прежде всего, это отказ от представлений классической науки, преодоление механистической, восходящей к Ньютону и Декарту, картины мира. «Ньютоновская механика, – пишет С. Гроф, – может толковаться как специальный случай эйнштейновской теории относительности, и для нее можно предложить некое объяснение в динамике ее применимости» (Гроф, 1993, с. 21). Далее – признание принципиальной значимости любой идеи или системы мышления как потенциально эвристичной. «Нет такой идеи или системы мышления, пусть самой древней или абсурдной, которая не была бы способна к улучшению нашего познания» (Гроф, с. 29). Сознание постулируется как единственная реальность, составляющая первичный и нередуцируемый атрибут существования (там же, с. 38-56).

    Трансперсональная психология не только отвергает представление о человеке исключительно как о биологической машине, но и, в соответствии с принципом дополнительности («копенгагенская интерпретация»), исходит из того, что «он (человек – А. Б.) есть одновременно и материальный объект… и обширное поле сознания» (Там же, с. 62). Понимание сознания как предельного базисного атрибута и способа существования мира соотносится С. Грофом с пониманием двойственной (корпускулярной и волновой) природы света. Поэтому, в частности, принципы и техника голографии (фотографии, основанной на разделении волновых и фазовых свойств света, является, согласно С. Грофу, «великолепной моделью» состояний сознания и соответствующих им феноменов.

    Структура человеческой психики. В представлениях трансперсональной психологии, как явствует из самого наименования, заложено принципиально иное, неперсоналистическое понимание психики. Основные составляющие этого понимания включают в себя: глобальную категорию «сознание», охватившую всю реальность Вселенной; системы конденсированного опыта (СКО), динамические смысловые сгущения, несущие в себе разнообразную информацию, относящуюся к жизни организма как такового, включая «память» о его рождении, гибели и возрождении, а также обширную область неосознаваемого, именующуюся у С. Грофа «трансперсональной областью», под которой имеется в виду реальный и виртуальный опыт переживания необычных состояний. СКО включают в себя и добиографические, перинатальные – связанные с рождением – переживания. Говоря об уровнях перинатальных переживаний, С. Гроф выделяет четыре типичных паттерна, названных им «базовыми перинатальными матрицами» (БПМ): БПМ-1 – в которой биологическую основу составляет опыт симбиотического единства плода с материнским организмом; БПМ-2; в которой отражено начало биологического рождения, период предродовых схваток; БПМ-3, фиксирующую момент прохождения плода по родовым каналам; БПМ-4, соотносящуюся со стадией непосредственного появления ребенка на свет, его рождения.

    Соответственно, каждая базовая перинатальная матрица предполагает определенные переживания, которые в символическом виде воспроизводят предельные переживания человека, кристаллизовавшиеся в наиболее обобщенных мифах, духовных, религиозных и метафизических системах человечества. Среди них: мифы о золотом веке (рае) и матери-природе (1); об изгнании из рая, путешествии героя, аде (2); представления о шабашах, сатанинских оргиях, войнах и революциях, жертвоприношении Христа, птице Феникс (3); наконец – представления о спасении и искуплении грехов, очищении от скверны и богоявлении в виде лучезарного источника света (4).

    Трансперсональные переживания. Понятие отражает переживания, выходящие далеко за пределы индивидуального существования: связь человека со Вселенной, (на макрои микроуровне); переживание различных уровней сознания (от внутриклеточного до сверхсознания); трансцендирование обычных временных и пространственных измерений; опыт встреч со сверхчеловеческими духовными сущностями и т.п. С. Грофом разработана детальная картография бессознательного, в которой нашли свое место как социокультурные, религиозные, так и мистические и паранормальные феномены, составляющие специфику такого многомерного, динамичного, голографического по природе образования, каким представляется этому ученому и его единомышленникам психея.

    Описание психотерапевтического процесса и его целей. В различных направлениях трансперсональной психологии с ее явно выраженной психотехнической направленностью (холотропное дыхание, ребефинг, вайвейшн) акцент делается на самоисследование и саморазвитие.

    Духовное развитие (под которым подразумевается обогащение новым сенсорным и визионерским опытом, трансформирующим личностные смыслы, и восприятие жизненных ситуаций в целом, и личностные трансформации, направленные на преодоление эгоцентрической отчужденности от мира), большая терпимость в духе «антипсихиатрического течения» Д. Купера и Р. Лэинга, отказ от медицинской модели отношений с клиентом, всемерная активизация последнего, в том числе и с помощью непосредственного физического контакта («работа с телом»), применение восточных психотехник – все это определяет особую стратегию подхода к психотерапевтической практике. Стратегию, которую можно было бы обобщить следующим образом: желанными являются такие пациенты (клиенты), которые: а) не страдали и не страдают психическими заболеваниями; б) обладают определенными личностными особенностями, позволяющими им заботиться о своем внутреннем мире; в) отличаются достаточным уровнем сохранности соматического здоровья.

    Одной из главных особенностей терапевтического процесса является, таким образом, акцент не на изменении, а на самоисследовании, на «опыте», на действовании, в котором могут произойти волнующие открытия и спонтанное самоисцеление. Поэтому трансперсональные сеансы объединяют в себе и групповую работу, и работу с телом, и предоставление информации, и экспериментирование с техниками изменения сознания. Принципиально неприемлемы при этом интерпретации; всякая позиция ведущего «над» отметается с самого начала. Партнерство и самостоятельность участников подобной работы усиливаются постоянной сменой ими ролей: испытателя и ассистента в ходе переживания терапевтических сеансов. Таким образом, не столько терапевтическая направленность, сколько иное, «инновационное образование», глубоко персонализированное обучение трансперсональному опыту – такова общая концепция психологической помощи, реализующаяся в трансперсональной парадигме.

    Общей целью трансперсональной психотерапии провозглашается интеграция хилотропического и холотропического модусов бытия – гармония соматического, духовного и душевного здоровья. Частной целью может выступать психологическая помощь людям, переживающим острые кризисные состояния. Общая же стратегия психологической помощи состоит в том, чтобы «полностью эмпирически погрузиться в вышедшую на поверхность тему и по ее завершении вернуться к распутанному и полному переживанию настоящего» (Гроф, с. 285). Иными словами, речь идет о как можно более полном эмоциональном отреагировании болезненных переживаний, об их изживании и разрешении во внутреннем, а не во внешнем событийном и ситуативном плане.

    Психотехники в трансперсональной психотерапии. Основное назначение психотехник, применяемых в трансперсональной психотерапии, состоит в активации бессознательного и обеспечении эмоционального отреагирования (на языке С. Грофа – «разблокирование энергии», сдерживаемой эмоциональными и психосоматическими симптомами). В отличие от многосложных рационализаций в защиту расширенных пределов понимания и принятия психической нормы, техники в трансперсональной терапии чрезвычайно просты. Так, согласно методике «ребефинга» (от англ. «rebirth» – «возрождение»), разработанной Леонардом Орром, пациент ложится на спину и в течение часа с лишним производит глубокие вдохи ртом, чтобы насытить организм кислородом. В итоге наступает эффект гипервентиляции, позволяющий развиться торможению коры головного мозга и активировать подкорку, вызывая вытесненные из сознания переживания.

    Техника «свободного дыхания» (разработанная отечественными последователями «ребефинга») также предписывает особый способ беспрерывного (без пауз) чередования вдоха и выдоха в определенных ритмах, назначение которого – достижение гипервентиляции. Когда человек глубоко дышит, в его крови значительно повышается концентрация углекислого газа, что приводит к сужению сосудов. Кислород прочнее связывается с гемоглобином, и красные кровяные тельца хуже отдают его тканям. Возникает парадоксальное кислородное голодание от избытка воздуха.

    Примерно то же происходит у астматиков, при стенокардии и гипертонии, когда кровь в результате частого дыхания насыщена кислородом, а организм, его ткани задыхаются от недостатка кислорода. В этом-то состоянии у «испытателей» и возникает частичная потеря сознания, когда активируются переживания, не контролируемые корой головного мозга.

    Если добавить к этому специально подобранную музыку, как при методе холотропного дыхания С. Грофа, у человека в сумеречном состоянии сознания, лишенном коркового контроля, возникающие переживания обретают как бы гида, в роли которого выступают музыкальные фрагменты, содержанием своим отвечающие принципиальной последовательности прохождения базовых перинатальных матриц. По словам С. Грофа: «Сосредоточенности на эмоциях и ощущениях, несколько глубоких дыханий и побуждающей музыки бывает обычно достаточно для глубокого терапевтического опыта» (Гроф, с. 269).

    Как и в других практиках психологической помощи, здесь необходимо соблюдать правило конфиденциальности, правило «стоп», а также создание атмосферы доверительности и внимания друг к другу.

    В качестве дополнительной техники используются проективные рисунки «мандал», при которых круг «мандалы» заполняется изображениями сенсорного и визионерского опыта, ведение дневников и свободное обсуждение опыта в группе наряду с телесными упражнениями в стиле райхианских и лоуэновских подходов.

    Общая оценка парадигмы. В общей оценке трансперсональной психологии – направления, основоположники которого издают c 1969 г. свой журнал (Journal of Transpersonal Psychology) и имеют ассоциацию (Association for Transpersonal Psychology), направления, порожденного на гребне высших научных достижений второй половины ХХ века и, следовательно, отличающегося той глубиной и всеохватностью, которая может быть присуща только вполне определенному времени – времени, когда передовое человечество сумело не только вырваться за пределы собственной планеты, но и открыло для себя принципиально иные измерения и возможности существования Вселенной и жизни в ней, – в общей оценке нельзя не выделить ряд черт и признаков, отражаюших, на наш взгляд, не столько психологическую, сколько гносеологическую, эпистемологическую проблематику современной науки.

    Представляется существенным, во-первых, что в трансперсональной парадигме, в частности, в работах С. Грофа, К. Уилбера, С. Криппнера и других, ярко выражен естественнонаучный подход к психике, который не только отвергает любой редукционизм, но и прямо заявляет о своих научных позициях, основанных на многомерных и причудливо переливающихся, не очевидных, но существующих принципах и постулатах постклассического познания. Принципы дополнительности, вероятности, неравновесности, индетерминизма, виртуальности – вот далеко не полный перечень исходных гносеологических позиций, которые были не то что недоступны, но попросту неведомы предшественникам.

    В подходе к трансперсональным переживаниям как к виртуальной реальности, порождаемой все тем же сознанием, на наш взгляд, заключается весь пафос трансперсональной парадигмы. Единственная реальность, с различными проявлениями которой мы сталкиваемся в процессе жизни и познания, – это мыслимая, мысленная, мыслящая реальность сознания, существующая во вновь и вновь пульсирующих и воспроизводящихся на разных уровнях информационных паттернах. В пространстве этой мощной метафоры сознание так же присуще каждой элементарной частице-волне, как и всей Вселенной. Жизнь, следовательно, есть не порождение Вселенной, а форма ее существования. Различные состояния сознания и есть, в свою очередь, та реальность, с которой исследователь (психолог, психиатр, психотерапевт) имеет дело непосредственно.

    Трансперсональная психология поэтому ставит не столько задачу развития личности или самоорганизации, сколько задачу на осознание и самопереживание себя в тотальной целостности с миром, в единении с пространством-временем, микрои макрокосмосом, в изживании тех узких, механистических и условных границ, которые налагает на человека архаичное, ограниченное определенной картиной мира представление.

    Трансперсональная психология – это попытка современного мыслящего человечества продвинуться в своих отношениях с миром на качественно новую ступень, на ступень, с которой открывается уже не только принцип эволюции, но и принцип инволюции, принцип порождения низшего из высшего. В этой парадигме довольно отчетливо высвечивается понимание того, что мир зависим от наших устремлений и представлений.

    Безусловно, трансперсональная психология имеет и свои ограничения, и свои противоречия, которые осознаются в ней и составляют основу дальнейшего развития. Некоторые из них очевидны: чрезмерное внимание к мистическим и, в частности, языческим культам; весьма грубые, предоставляющие возможность спекулятивного и произвольного использования техники, в том числе и всякими «тренерами», «психологами-целителями» и другими шарлатанами; некритическое отношение к галлюцинаторным и галлюцинаторноподобным переживаниям в различных стадиях регрессии и состояниях транса как к «мистическому опыту». Психотерапевтическая практика (в частности, сеансы с детьми) показывает: человек может пережить и испытать только то, что входит в культурную матрицу его сознания. Кроме того, далеко не всякий галлюцинаторный опыт имеет психотерапевтическую ценность. Вспомним хотя бы «белую горячку» у алкоголиков.

    Трансперсональная психотерапия концентрируется на преодолении эмоциональных трудностей, мешающих полноценному развитию индивида как психологического и духовного существа. В развитии психопатологии подчеркивается роль эмоциональных и межличностных факторов.

    Трансперсональная психотерапия основывается на представлениях о возможности реализации внутреннего, глубинного трансперсонального потенциала человека для исцеления и оздоровления психики, для личностного и духовного роста через осознавание и переживание неудовлетворенных и нереализованных желаний человека, трансформации негативных последствий перинатального периода жизни, психотравмирующих событий. В этом и заключается ценность трансперсонального подхода – не только помочь решить глубинные проблемы человека, но еще и высвободить колоссальный внутренний развивающий и самоисцеляющий потенциал (ресурс), а также научить им пользоваться.

    Для открытия и развития внутреннего трансперсонального ресурса используется широкий диапазон методов и интегративных психотехник. В совокупности они направлены на установление баланса и гармоничное слияние физических, эмоциональных, психических и духовных аспектов человека.

    Техники, наиболее часто используемые в трансперсональной психотерапии

    1. Телесно-ориентированные техники: биоэнергетическая терапия Лоуэна, чувственное осознание, танцевальная терапия, различные упражнения из йоги, тай-дзы-цюань, восточных единоборств. Такие техники позволяют установить взаимосвязь между телом и душой, наладить механизм самоисцеления физических заболеваний через осознавание, освобождение от телесных блоков и последующую трансформацию проблемы.

    2. Дыхательные техники, вызывающие измененное состояние сознания – ребефинг (реберфинг), голотропное (холотропное) дыхание, вайвейшн, обеспечивают возникновение эмоционального катарсиса и трансперсональных переживаний.

    3. Техники гештальт-диалогов, направляемого воображения: созидающая визуализация Шакти Гавэйн, техники работы со снами, разработанные С. Лабержем, творческий подход к анализу сновидений, описанный С. Криппнером, и другие используются для освобождения от эмоциональных блоков.

    4. Техника медитации. Обучаясь в процессе трансперсональной терапии новым паттернам отношения к себе и окружающему через осознание, то есть обучаясь по-иному осмысливать переживания, человек развивает сознание. В процессе рефлексии происходит когнитивное переосмысление, которое позволяет трансформировать множество проблем, вытесненную информацию и научиться более целостному и свободному существованию.

    Одна из особенностей трансперсональной терапии заключается в том, что, выбирая техники для работы, психотерапевт учитывает личностные и общечеловеческие (трансперсональные особенности).

    Показаниями к назначению трансперсональной психотерапии могут быть:

    1. Постстрессовые (последствия насилия, психологические травмы, связанные с участием в военных действиях, катастрофах) и кризисные состояния (возрастные и экзистенциальные кризисы), состояния тревоги, в том числе с паническими атаками. Трансперсональная терапия помогает переработать и утилизировать травматический опыт, при этом освобождается энергия, потраченная на вытеснение травмирующей ситуации из сознания (на формирование психологических защит), за счет чего уходят симптомы астении, снижается уровень тревоги, нормализуется сон, исчезает общая напряженность и происходит трансформация негативного опыта в позитивный. Далее формируются новые поведенческие стратегии. Человек начинает видеть в своей жизни смысл, у него появляется перспективное будущее.

    2. Невротические расстройства. В этом случае терапия направлена на то, чтобы дать пациентам возможность посмотреть как бы со стороны на себя и свою жизненную ситуацию, получить доступ к ранее заблокированным ресурсам и избежать сопротивления.

    3. Депрессивные расстройства непсихотического уровня.

    4. Психосоматические заболевания (с обязательной проверкой истинного соматического статуса, см. «противопоказания» на с. 352). Использование трансперсональной терапии при психосоматической патологии базируется на том принципе, что в основе развития данных заболеваний решающую роль играет психоэмоциональный фактор, и причины, приведшие к данной форме реагирования, кроются в глубоком детстве.

    5. Вторичное бесплодие, мастопатии, миомы, в развитии которых играет роль психотравмирующая ситуация.

    6. Психологическая реабилитация при лечении алкоголизма, наркомании, токсикомании (в комплексной терапии с наркологическим лечением) с целью выявления причин , приведших к употреблению психоактивных веществ, формирования нового поведения, снятия психологической зависимости.

    В связи с использованием в трансперсональной психотерапии состояний измененного сознания имеется также и ряд противопоказаний, которые существенно ограничивают область применения данного направления психотерапии. Вторая зона ограничений связана с техниками погружения в измененное сознание. Например, интенсивные дыхательные упражнения на биологическом уровне вызывают гипероксигенацию, которая связана с формированием отека головного мозга, что клинически проявляется в виде состояния измененного сознания. У лиц с нормальным физическим здоровьем данный отек обратим, а вот при наличии органически измененной почвы могут развиться осложнения.

    Также в качестве противопоказаний рассматриваются состояния, не совместимые с сильным эмоциональным и физическим стрессом, возникающим при погружении в драматические переживания.

    Итак, перечислим основные противопоказания :

    1. Сердечно-сосудистые заболевания – сердечная недостаточность, инфаркт миокарда, постинфарктное или постинсультное состояние (менее 1 года), ишемическая болезнь сердца (нестабильная стенокардия, стенокардия покоя), артериальная гипертензия (2-Б, 3 стадии), выраженный атеросклероз сосудов головного мозга.

    2. Недавние физические травмы (переломы, вывихи, сильные ушибы, кровотечения), недавние хирургические операции с наложением швов, врожденная хрупкость костей. Во время сеансов люди интенсивно двигаются, иногда с большой амплитудой. И, следовательно, требуется особая осторожность по отношению к тем, которые страдают привычным вывихом плеча или колена или патологической хрупкостью костей, так как интенсивное движение может привести к повреждениям или вызвать осложнения.

    3. Глаукома, отслоение сетчатки (абсолютное противопоказание).

    4. Острые инфекционные заболевания.

    5. Тяжелая форма бронхиальной или сердечной астмы (гормонозависимые, когда выражена органическая обструкция бронхов).

    6. Ранний послеоперационный период.

    7. Беременность (абсолютное противопоказание). Плацента представляет собой ту часть тела, которая в результате гипервентиляции подвергается вазоконстрикции. Следствием этого является ухудшение кровоснабжения плода. Кроме того, женщины на сеансах трансперсональной терапии могут повторно проживать собственное рождение (испытывать переживания своей матери) или рождение предыдущего ребенка и т. п., что может сопровождаться сокращением матки. Это может вызвать кровотечение и привести к выкидышу.

    8. Эпилепсия.

    9. Эндогенные психические заболевания (абсолютное противопоказание). Трансперсональная психотерапия может послужить триггером для обострения состояния, для возникновения психоза, даже когда пациент находится в состоянии ремиссии. Трансперсональная психотерапия также несовместима с лечением нейролептиками, антидепрессантами и транквилизаторами, подавляющими эмоции.

    10. Истерическая психопатия (абсолютное противопоказание).

    11. Детский возраст.

    Из всех перечисленных методов трансперсональной психотерапии наиболее часто для вызывания состояния измененного сознания используется голотропное дыхание.

    Голотропный подход в психотерапии представляет собой важную и эффективную альтернативу традиционным подходам глубинной психологии, основанной на вербальном обмене между терапевтом и пациентом. Термин «голотропный» означает «направленный на восстановление целостности» или «движение в направлении цельности» (от греческих слов holos – цельный и trepein – «движущийся в направлении к…»).

    Динамическая структура психогенных симптомов содержит исключительно могущественные эмоциональные и физические энергии. Поэтому любая попытка серьезно повлиять на них – исключительно проблематична. Требуется терапевтический контекст, обеспечивающий и усиливающий непосредственный опыт, чтобы получить заметные результаты в сравнительно короткий срок. Кроме того, имея в виду многоуровневый характер психогенных симптомов, концептуальные рамки врача должны включать биографический, перинатальный (история и переживание рождения) и трансперсональный (сверхбиографический опыт, включающий в себя переживания человеком: истории предков, филогенетический опыт мировой культуры; переживания опыта идентификации с растениями , животными, с другими личностями, с различными формами сознания – от отождествления с отдельными органами до планетарного сознания; архетипические переживания и осознание сакральных знаний) уровни психики, без которых терапевтическая работа не может быть эффективной. В тех случаях, когда проблемы уходят корнями в трансперсональную сферу, окончательный результат не может быть получен до тех пор, пока человек не согласится на специфические переживания трансперсонального опыта.

    Голотропная терапия содействует активизации бессознательного до такой степени, что это приводит к необычным состояниям сознания. Можно поддержать идею, впервые выдвинутую Карлом Густавом Юнгом, что психика располагает могущественным потенциалом самооздоровления, а источником автономных целительных сил является коллективное бессознательное. Отсюда задача врача сводится к тому, чтобы помочь добраться до глубинных слоев психики, не занимаясь рациональным рассмотрением проблем с использованием каких-либо специфических методов изменения психической ситуации человека по заранее выработанному плану. Исцеление оказывается результатом диалектического взаимодействия сознания с индивидуальным и коллективным бессознательным.

    В таких условиях имеющиеся симптомы усиливаются и из латентного состояния переходят в проявленное, становясь доступными сознанию. Задача врача состоит в том, чтобы способствовать такому спонтанному проявлению, полностью доверяя этому автономному оздоровительному процессу. Симптомы представляют собой заблокированную энергию и предельно концентрированный опыт. И здесь симптом оказывается не только проблемой, но и возможностью в равной степени.

    Очень важно, чтобы терапевт способствовал раскрытию (развитию) этого процесса, даже если он и не понимает его в какой-то момент. Некоторые переживания могут и не иметь никакого специфического содержания; они могут представлять собой интенсивно проявленные эмоции или физические напряжения, сменяющиеся глубоким облегчением и релаксацией. Довольно часто инсайт и специфическое содержание возникают позднее или даже на последующих сеансах. В одних случаях разрешение (результат) проявляется на биографическом уровне, в других – в перинатальном материале или в темах трансперсональных переживаний. Иногда драматически протекающий целительный процесс и трансформация личности, сопровождающиеся растянутыми во времени результатами, ассоциируются с опытом, не поддающимся рациональному пониманию.

    Сама процедура голотропной терапии включает в себя: контролируемое дыхание, побудительную музыку и различные формы использования звука, а также фокусированную работу с телом.

    Глубокие изменения в сознании могут быть вызваны изменением частоты дыхания – гипервентиляцией и, наоборот, замедлением, а также комбинацией этих приемов. С общепринятой физиологической точки зрения гипервентиляция ведет к избыточному выделению из организма углекислого газа, развитию гипокапнии со снижением парциального давления углекислого газа в альвеолярном воздухе и кислорода в артериальной крови, а также к респираторному алкалозу. Некоторые исследователи прослеживали гипервентиляционную цепочку изменений гомеостаза еще дальше, вплоть до биохимических процессов в мозге. Оказалось, что изменения здесь весьма напоминают те, которые возникают под действием психоделиков. А это означает , что интенсивное дыхание может быть неспецифическим катализатором глубинных психических процессов. Многочисленные эксперименты С. Грофа выявили, что в пневмокатарсисе основное значение имеет не специфическая техника дыхания, но сам факт того, что дыхание в течение 30–90 мин совершалось в более быстром темпе и более глубоко, чем обычно. На многих примерах можно подтвердить правоту Вильгельма Райха относительно того, что психологическое сопротивление и защита используют механизмы ограничения дыхания. Респирация – автономная функция, но на нее можно оказывать волевое влияние, учащение ритма дыхания и усиление его эффективности способствует высвобождению и проявлению материала бессознательного (и сверхсознательного).

    Продолжительная гипервентиляция не только не вызывает прогрессирующего нарастания напряжения, но приводит к критической кульминации, сменяющейся глубокой релаксацией. Характер этой последовательности сопоставим с оргазмом. В дополнение к этому в повторяющихся голотропных сеансах общее количество мускульных напряжений и драматических эмоций, как правило, понижается. Все, что происходит в этом процессе, можно интерпретировать как стремление организма отреагировать на изменение биохимической ситуации посредством вынесения на поверхность в достаточно стереотипной форме различных устарелых, глубоко запрятанных напряжений и освобождения от них посредством периферической разрядки. Это обычно происходит двумя способами.

    Первый из них имеет форму катарсиса и отреагирования, которое включает тремор, подергивание, драматические телодвижения, покашливания, перехваты дыхания, рвотные позывы, вскрикивания и другие звуковые проявления или усиление деятельности автономной нервной системы.

    Второй механизм заключается в том, что глубокие напряжения проявляются в форме длительных сокращений и затянувшихся спазмов.

    Поддерживая такое мышечное напряжение в течение долгого времени, организм растрачивает огромное количество скопившейся энергии и, освобождаясь от нее, облегчает свое функционирование.

    Типичный результат голотропного сеанса – глубокое эмоциональное освобождение (разгрузка) и физическая релаксация. Таким образом, продолжительная гипервентиляция является исключительно мощным и действенным средством снятия стресса, способствующим эмоциональному и психосоматическому оздоровлению. Спонтанные случаи гипервентиляции у людей, страдающих психическими заболеваниями, можно, следовательно, рассматривать, как попытку самолечения. Аналогичное понимание находим в литературе, описывающей технику духовного развития, например Кундалини-йогу, где проявления подобного рода носят название «крийя».

    Эмоциональные проявления во время сеансов имеют широкий спектр; наиболее типичные из них – гнев и агрессия, беспокойство, печаль и депрессия, чувство неудачи, униженности, вины и ничтожности. Физические проявления включают кроме мышечного напряжения также головные боли и боли в различных частях тела, перехватывание дыхания, тошноту, рвоту, удушье, повышенное слюноотделение, потение, сексуальные ощущения и многообразие моторных движений.

    В определенных частях тела во время дыхательного сеанса развиваются физические напряжения. Не являясь простыми физиологическими реакциями на гипервентиляцию, они представляют собой сложные психосоматические структуры, зависящие от индивидуальных особенностей, и имеют, как правило, специфическое психологическое содержание, характерное для данного человека. Иногда они представляют собой усиленный вариант привычных напряжений и болей, проявленных в виде хронических проблем или же в форме симптомов, возникающих в моменты эмоциональных или физических стрессов, утомления, при бессоннице, слабости, вызванной болезнью, употреблением алкоголя или наркотиков. В других случаях их можно рассматривать как реактивацию старых проблем, возникших в период младенчества, детства, пубертата или в результате тяжелого эмоционального стресса.

    Независимо от того, узнает ли человек в этих физических проявлениях специфические события своей биографии, их все равно интересно рассмотреть в плане психологического значения или содержания. Например, если развивается спазм в руках и ногах («карпопедальный спазм» в традиционной терминологии), то это свидетельствует о наличии глубокого конфликта между сильным стремлением к совершению определенных действий и столь же сильной тенденцией сдерживания (торможения) этого действия. Возникающее таким образом динамическое равновесие представляет собой одновременную активацию сгибающих и разгибающих мышц одинаковой интенсивности. Люди, испытывающие такие спазмы, обычно сообщают о том, что в течение всей жизни или, по крайней мере, большей ее части они чувствовали подавленную агрессивность, сдерживали желание наброситься на окружающих или же испытывали неудовлетворенные сексуальные стремления. Иногда болезненные напряжения такого рода являются неосуществленными творческими импульсами: такими, как, например, рисование, танцы, пение, игра на музыкальных инструментах, какое-то ремесло или деятельность, осуществляемые с помощью рук. Такой подход позволяет проникнуть в сущность конфликта, порождающего эти напряжения. Как правило, процесс, достигнув кульминационной точки напряжения, сменяется глубокой релаксацией и ощущением устранения преграды, мешавшей свободной циркуляции энергии в руках. Часто люди, пережившие это, открывали у себя различные творческие способности и достигали удивительных успехов в рисовании, сочинительстве, танцах или ремесле.

    Другим важным источником мышечных напряжений являются воспоминания о перенесенных в прошлом операциях или травмах. В периоды, причиняющие боль и страдания человеку, приходится подавлять, иногда надолго, эмоциональные и физические реакции на боль. И если травма залечена только анатомически и не интегрирована эмоционально, она остается как незавершенный гештальт. Поэтому травма физического характера чревата серьезными психологическими проблемами, и, наоборот, ее проработка на терапевтических сеансах может способствовать эмоциональному и психосоматическому выздоровлению.

    Напряжение ножных мышц имеет ту же динамическую структуру, только менее сложную; это отражает тот факт, что роль ног в человеческой жизни проще роли рук (кистей). Многие относящиеся сюда проблемы связаны с использованием ног и стоп в качестве инструментов агрессии, особенно в ранние периоды жизни. Напряжение и спазмы в бедрах и ягодицах часто ассоциируются с сексуальной защитой, страхами и торможениями, особенно у женщин. Архаическое анатомическое название одной из мышц бедра фактически звучит как «хранитель девственности» – musculus custos virginitalis . Многие напряжения мышц могут быть соотнесены с физическими травмами.

    На более глубоком уровне динамические конфликты, вызывающие напряжение мышц конечностей и многих других частей тела, связаны с «гидравлическими» обстоятельствами биологического рождения. На этом этапе родового процесса ребенок, часто в течение многих часов , оказывается в ситуации, которая сопряжена с ужасом, тревогой, болью и удушьем. Это вызывает мощное нейронное стимулирование, не получающее периферического выхода, поскольку ребенок не может дышать, кричать, двигаться или спастись из этой ситуации. В результате заблокированная энергия накапливается в организме, сохраняется в равной степени в сгибающих и разгибающих мышцах. Если этот динамический конфликт выходит наружу для разрядки (запоздалой во времени), он протекает в виде интенсивных и часто болезненных спазмов. Иногда можно проследить более глубокие причины напряжений в руках и ногах в сфере трансперсональных переживаний, в частности, с различными воспоминаниями прошлой жизни. Интересно отметить, что многие напряжения в других частях тела наблюдаются в тех местах, которые тантрическая система называет центрами психической энергии «тонкого тела» – чакрами. В этом нет ничего удивительного, так как приемы голотропной терапии аналогичны упражнениям, используемым в тантрической традиции, придающей большое значение дыханию.

    Направленная работа с телом является одной из составных частей голотропной терапии и используется только тогда, когда возникает необходимость. Ситуаций, в которых необходима направленная работа с телом на начальных стадиях голотропных сеансов, сравнительно немного. Сюда относятся случаи, когда основная блокада находится в области горла и достигает степени, препятствующей дальнейшему процессу дыхания. В таких обстоятельствах бывает необходимо провести работу методами отреагирования, если интенсивность реакции – спазм, физическая боль или тревога достигают такой степени, что человек не может или не хочет продолжать сеанс, такой дискомфорт следует убрать. Основным показателем необходимости направленной работы с телом является ситуация на последних стадиях сеанса, когда дыхание и музыка не привели к полному снятию симптомов.

    Основной принцип работы на заключительном этапе голотропных сеансов состоит в том, чтобы сфокусировать внимание на физическом дискомфорте, связанном с эмоциональным дистрессом. Независимо от характера и локализации проблем предлагается усилить симптом . Например, напрячь мышцы шеи и принять положение, обостряющее боли в голове и шее; если обнаруживается блокировка в тазовой области, то следует приподнять таз и напрячь мышцы живота и ягодиц. Это напряжение рекомендуется поддерживать как можно дольше, не обращая внимания на другие части тела. Эти проявления могут быть даже усилены специальным вмешательством терапевта, направленным на интенсификацию симптома. Сюда входят массаж или надавливание на область, которая напряжена или болезненна, препятствование стремлению потянуться, расправиться и т. п.

    Групповые сеансы голотропной терапии более эффективны, чем индивидуальные. Они как бы помогают создать сильное энергетическое поле, действующее как катализатор на терапевтический процесс. Очень интересным аспектом коллективной работы является синхронизированность разнообразных событий в процессе прохождения дыхательной сессии.

    Глубокое дыхание, обеспечивающее доступ к бессознательному, прежде всего активизирует органы чувств. Для многих людей сессия начинается с различных неспецифических сенсорных переживаний, таких как ощущение онемения, вибраций, покалываний в различных участках тела, визуализаций цветов или геометрических фигур, звона или шума в ушах, самых разнообразных тактильных ощущений в различных частях тела, вкусов и запахов. Эти более или менее абстрактные переживания, как правило, не имеют глубокого символического значения. Скорее, они представляют собой сенсорный барьер, который необходимо преодолеть.

    Следующая область психики, доступ к которой открывается по мере развития процесса, обычно называется уровнем биографических воспоминаний и индивидуального бессознательного.

    Переживания, принадлежащие этому уровню, связаны со значимыми событиями и обстоятельствами жизни человека от его рождения до настоящего момента. Неразрешенные конфликты, вытесненные или неинтегрированные воспоминания – все это может выплыть из бессознательного и стать содержанием переживания.

    Биографический материал, появляющийся в сессии, в значительной степени соответствует представлениям З. Фрейда или его последователей. Есть, однако, несколько важных отличий. Во время дыхательной сессии биографический материал не вспоминается и не реконструируется, а действительно вновь переживается, включая не только эмоции, но и физические, визуальные и прочие ощущения.

    Другим важным отличием является то, что значимые биографические элементы в воспоминаниях появляются не изолированно, а образуют определенные динамические сгущения в памяти, так называемые системы конденсированного опыта (СКО).

    СКО – это динамическое сочетание воспоминаний (с сопутствующими им фантазиями) из различных периодов жизни человека, которые объединяются сильным эмоциональным зарядом сходного качества, интенсивными физическими ощущениями определенного рода или общими важными элементами. СКО являются общими организующими принципами, действующими на всех уровнях психики.

    Большинство биографических СКО динамически связаны с определенными аспектами процесса рождения, то есть с персональным уровнем психики. Перинатальные же темы и их элементы специфически связаны с соответствующим эмпирическим материалом из трансперсональной области. Обычно определенная динамическая СКО охватывает материал различных биографических периодов, биологического рождения и всевозможных областей трансперсонального мира, наподобие воспоминаний о других воплощениях, отождествления с животными или мифологических мотивов.

    Связь между биологическим рождением и перинатальными переживаниями глубока и специфична. Это дает возможность использовать стадии биологических родов для построения теоретической модели, позволяющей понять динамику перинатального уровня бессознательного и даже прогнозировать на этом уровне.

    Перинатальные переживания организованы в типичные тематические группы, базовые характеристики которых эмпирически связаны с анатомическими, физиологическими и биохимическими аспектами определенных клинических стадий рождения. Модель, основанная на этих стадиях, дает новое понимание динамической архитектуры различных форм психопатологии и создает новые возможности для терапии. Модель процесса рождения является мощным объяснительным принципом в рамках феноменов специфического уровня бессознательного. Перинатальный уровень бессознательного представляет собой важную промежуточную область между индивидуальным и коллективным бессознательным или между традиционной психологией и мистикой.

    Переживания смерти и возрождения, отображающие перинатальный уровень бессознательного, богаты и сложны. События, связанные с различными стадиями или аспектами биологического рождения, как правило, перемежаются или ассоциируются с многочисленными мифологическими, мистическими, архетипическими, историческими, социополитическими, антропологическими или филогенетическими трансперсональными переживаниями. Они проявляются в четырех эмпирических структурах, или сгущениях, связанных с клиническими стадиями рождения ребенка.

    Для теории и практики голотропной терапии оказалось полезным постулировать существование четырех гипотетических динамических матриц, управляющих процессами на перинатальном уровне бессознательного. Они называются базовыми перинатальными матрицами (БПМ).

    Развертывание перинатального уровня часто сопровождается также трансперсональными переживаниями вроде архетипических видений Великой Матери или Ужасной Богини – Матери, Рая, Чистилища, Ада, отождествлением с животными, с опытом прошлых воплощений.

    Если системы конденсированного опыта (СКО) организуют важный эмоциональный материал на биографическом уровне, то Базовые перинатальные матрицы (БПМ) выполняют ту же функцию по отношению к накопленным в психике переживаниям перинатального уровня.

    Биологическая основа БПМ-1 – это опыт исходного симбиотического союза плода с материнским организмом во время его внутриутробного существования. Если не возникает каких-либо помех, такая жизнь близка к идеальной. Наиболее сильным выражением качества этой матрицы является переживание космического единства, мистического единения. Так, элементы безмятежного внутриутробного состояния могут сопровождаться или перемежаться переживаниями, для которых характерно отсутствие границ или препятствий (например, переживаниями океанического сознания), или глубоким эмпирическим отождествлением с различными водными формами жизни (водорослями, медузами, рыбами, дельфинами и пр.), пребыванием в невесомости в межзвездном пространстве или в космическом корабле, находящемся на орбите. Картины природы в ее лучших проявлениях безопасности и изобилия (Природа – Мать) также являются характерными и логически естественными спутниками блаженного внутриутробного состояния.

    Психологические отклонения во внутриутробной жизни ассоциируются с образами и переживаниями подводных опасностей, загрязненных потоков, озер или морей, зараженной или враждебной природы. Эти образы вызваны тем, что большая часть внутриутробных отклонений связана с токсичностью плаценты или с недостаточным питанием. Более грубые нарушения – опасность выкидыша или попытка аборта – переживаются как та или иная форма универсальной угрозы или связываются с кровавыми апокалиптическими видениями конца света. Негативные аспекты БПМ-1 связываются с определенного рода негативными СКО и с соответствующими негативными трансперсональными элементами.

    Вторая базовая перинатальная матрица (БПМ-2) связана с началом биологического рождения, с его первой клинической стадией. Первоначальная гармония и равновесие существования плода здесь нарушаются сначала химическими сигналами, а затем механическими сокращениями матки. Когда эта стадия полностью разворачивается, плод периодически сжимается маточными спазмами. В это время система еще полностью замкнута: шейка матки не раскрыта, выход недоступен. Конкретные воспоминания об угрозе, которую представляет собой для плода начало родов, получают свое символическое соответствие в образах космического поглощения. Название БПМ-2 – космическая поглощенность и отсутствие выхода. Символическое выражение полностью развернутой первой клинической стадии родов – это переживание отсутствия выхода или ада. Это чувство втянутости, всосанности, пойманности в клаустрофобический, кошмарный мир, переживание невероятных душевных и телесных мучений. Логика подобных переживаний отображает тот факт, что сокращения матки лишают плод притока крови к плаценте, то есть не только значимой связи с миром и человеческого контакта, но также и источников питания и тепла. Находясь под влиянием этой матрицы, человек перестает воспринимать позитивные возможности в мире и в своей жизни. Эти состояния сознания обычно сопровождаются мучительными чувствами одиночества, беспомощности, безнадежности, униженности, неадекватности, экзистенциального отчаяния и вины.

    БПМ-2 привлекает к себе соответствующие СКО, представляющие человека как пассивную и беспомощную жертву превосходящей деструктивной силы, не имеющую шансов на спасение. Она также связана с трансперсональными темами сходного характера.

    Третья базовая перинатальная матрица (БПМ-3) – это борьба смерти и возрождения. Многие важные аспекты этой матрицы объясняются ее связью со второй клинической стадией родов, когда продолжаются сокращения матки, но, в отличие от предыдущей стадии, шейка матки раскрыта, что позволяет плоду постепенно продвигаться по родовому каналу. Это чудовищная борьба за выживание, в которой младенец подвергается сокрушительному механическому давлению, испытывает недостаток кислорода и удушье. Кроме реалистического воспроизведения различных аспектов борьбы в родовом канале, он включает широкий спектр архетипических и других трансперсональных феноменов. Самые важные из них – элементы титанической борьбы. Садомазохистские переживания, сильное сексуальное возбуждение, демонические эпизоды, скатологические переживания и встреча с огнем. Все эти аспекты и стороны БПМ-3 в силу глубокой эмпирической логики могут быть связаны с различными анатомическими, физиологическими и эмоциональными характеристиками соответствующих стадий родов.

    Специфические характеристики переживаний связывают БПМ-3 с СКО, сформировавшимися из воспоминаний о ярких, рискованных чувственных и сексуальных переживаниях.

    Четвертая базовая перинатальная матрица (БПМ-4) – переживание смерти и возрождения. Эта перинатальная матрица по смыслу связана с третьей клинической стадией родов, с непосредственным рождением ребенка. На этой, последней, стадии мучительный процесс борьбы за рождение походит к концу. Продвижение по родовому каналу достигает кульминации, и за пиком боли, напряжения и сексуального возбуждения следует внезапное облегчение и релаксация. Ребенок родился и после долгого периода темноты впервые сталкивается с ярким светом дня (или операционной). После отсечения пуповины прекращается телесная связь с матерью, и ребенок вступает в новое существование как анатомически независимый индивид.

    Как и в других матрицах, некоторые относящиеся к этой стадии переживания представляют точную имитацию реальных биологических событий, произошедших при рождении, и специальных акушерских приемов.

    Символическим выражением последней стадии родов является опыт смерти – возрождения. В нем представлено окончание и разрешение борьбы смерти – возрождения. Парадоксально, что, находясь буквально на пороге освобождения, человек ощущает приближение чудовищной катастрофы. Если же переживания продолжаются, переход от БПМ-3 к БПМ-4 влечет за собой чувство полного уничтожения, аннигиляции на всех мыслимых уровнях – физической гибели, эмоционального краха, интеллектуального поражения, окончательного морального и вечного проклятия трансцендентных масштабов. Такой опыт «гибели Эго» заключается в мгновенном, безжалостном уничтожении всех прежних опорных точек в жизни человека .

    Эмпирическое переживание смерти и возрождения, как правило, открывает доступ к области человеческой психики, лежащей за пределами биографии, которую лучше всего назвать трансперсональной. Можно сказать, что перинатальный уровень бессознательного представляет собой интерфейс между биографической и трансперсональной областями или между индивидуальным и коллективным бессознательным. В большинстве случаев трансперсональным переживаниям предшествует драматичная встреча с рождением и смертью. Однако это не строго обязательно: непосредственное соприкосновение с трансперсональными элементами и темами эмпирически возможно и без прохождения перинатального уровня. Общим знаменателем является переход сознания за обычные границы Эго и преодоление ограничений времени и пространства.

    Хотя трансперсональные переживания и возникают в процессе глубокого индивидуального самоисследования в голотропной терапии, их невозможно интерпретировать как чисто интрапсихические явления в общепринятом смысле слова. С одной стороны, они образуют непрерывный эмпирический континуум с биографическими и перинатальными переживаниями. С другой – они, по-видимому, непосредственно, без помощи органов чувств, подключаются к источникам информации, находящимся вне традиционного доступа человека.

    Трансперсональные переживания занимают специальное место в картографии человеческой психики. Уровень психоаналитических воспоминаний и индивидуального бессознательного является чисто биографическим по своей природе. Перинатальная динамика представляет собой как бы пересечение границ между личным и трансперсональным. Это отражается в ее глубокой связи с рождением и смертью – началом и концом индивидуального человеческого существования. Трансперсональные феномены обнаруживают связи между индивидом и Космосом, которые пока выходят за пределы нашего понимания. Можно лишь сказать, что в процессе развертывания перинатального уровня возникает странная, напоминающая ленту Мебиуса, петля, в которой глубокое самоисследование оборачивается эмпирическим постижением Вселенной в целом, включая космическое сознание и сверхсознательную разумность.


    psychotherapy -> Виханский С, Голиченков А. К., Гусев М. В
    psychotherapy -> Аарон Бек, А. Раш, Брайан Шо, Гэри Эмери. Когнитивная терапия депрессии
    psychotherapy -> Т. К. Кругловой Библиотека психологии и психотерапии Выпуск 6 Москва Независимая фирма "Класс" Мэй Р. Искусство психологического консультирования/Пер с англ. Т. К. Кругловой. М.: Независимая фирма "Класс" Фактически эта книга