Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Уголовный иммунитет. В случае согласия лиц обладающих свидетельским иммунитетом дать показания. Формирование доктрины международно-правового иммунитета

    Уголовный иммунитет. В случае согласия лиц обладающих свидетельским иммунитетом дать показания. Формирование доктрины международно-правового иммунитета

    Лицо, обладающее статусом кандидата в депутаты, может быть привлечено к административной и уголовной ответственности только по решению генерального прокурора.

    Статус доверенного лица

    Назначение доверенных лиц – законное право зарегистрированных избирателей. Они являются их помощниками по проведению агитационной и иной работы в пользу кандидатов, выступают на предвыборных собраниях и встречах с избирателями, общаются со СМИ. Кроме того, доверенные лица обладают статусом наблюдателя, следят за ходом голосования и подсчетом голосов, а также могут обжаловать решения и действия избирательных комиссий.

    Выбытие кандидата

    Кандидат вправе в любое время (но не позднее 15 суток до дня голосования, в случае вынуждающих обстоятельств – до 18.00 в пятницу, предшествующую дню голосования) отказаться от участия в выборах и лишиться статуса кандидата. Письменное заявление с отказом передается в ЦИК и не подлежит отзыву.

    Под обстоятельствами в данном случае понимаются: замещение кандидатом должности, предусмотренной Конституцией РФ, признание его судом недееспособным, ограничение его судом в дееспособности, а также тяжелая болезнь, расстройство здоровья кандидата или его близких родственников.

    Предвыборная агитация, ее формы и условия проведения.

    Предвы́борная агита́ция - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против, либо против всех кандидатов.

    Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, политическим партиям при проведении выборов свободное проведение агитации в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации. Она может быть легальной и нелегальной .

    Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, и том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов.

    Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации. В ней не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, должностные лица и т.д..

    Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок имеет право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных основаниях. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок имеют право на основании заключенного с государственной телерадиокомпанией договора получить за плату эфирное время сверх предоставленного бесплатно. Условия оплаты по отношению к кандидатам и избирательным объединениям, должны быть равными.

    Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета или средств органов местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам для проведения предвыборной агитации.

    Периодические печатные издания, учредителями (соу) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета (федерального, субъекта, местного), а также издания, которые имеют льготы по уплате налогов и обязательных платежей по сравнению с другими изданиями, и распространяются на территории, на которой проводятся выборы, должны выделить печатные площади для материалов, предоставляемых кандидатами, избирательными объединениями и блоками. Общий минимальный размер таких площадей, соотношение в нем частей, предоставляемых периодическими печатными изданиями бесплатно за счет средств их текущего бюджетного финансирования и на возмездной основе, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Федерации.

    Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается – Нелегальные.

    Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны предоставлять избирательным комиссиям в их пользование помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями - равные возможности.

    При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные законом.

    В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с представлениями об отмене решения о регистрации кандидата (списка кандидатов).

    Избирательные комиссии осуществляют контроль за соблюдением установленного порядка проведения предвыборной агитации.

    Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. Печатные агитационные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться в день голосования на прежних местах. В течение трех дней до дня голосования, включая день голосования, опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.

    Финансирование выборов.

    Финансирование выборов осуществляется в двух направлениях: 1) финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, деятельности избирательных комиссий, иных субъектов, задействованных в данном процессе; 2) финансирование предвыборных кампаний кандидатов, избирательных объединений, блоков.
    1. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов. Расходы, связанные с подготовкой и проведением муниципальных выборов, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из местного бюджета, а при недостатке средств местного бюджета - из бюджета субъекта РФ.

    2. Финансирование предвыборных кампаний кандидатов, избирательных объединений, блоков. Избирательные объединения и блоки также создают избирательные фонды при выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления. Избира­тельные фонды могут создаваться за счет следующих средств: собст­венных средств кандидата, избирательного объединения, избиратель­ного блока; средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избира­тельным объединением, избирательным блоком; средств, выделенных избирательному объединению, избирательному блоку или кандидату соответствующей избирательной комиссией; добровольных пожертво­ваний граждан и юридических лиц. Для предвыборной агитации допус­кается использование только тех денежных средств, которые перечис­лены в избирательные фонды. Не допускаются добровольные пожер­твования со стороны: иностранных государств, предприятий, организа­ций, граждан, лиц без гражданства; международных организаций; рос­сийских юридических лиц с иностранным участием (если доля ино­странного участия превышает 30 процентов); органов государственной власти и органов местного самоуправления; государственных и муни­ципальных учреждений и организаций; юридических лиц, имеющих государственную или муниципальную долю в их уставном капитале, превышающую 30 процентов, а также пользующихся льготами по уп­лате налогов и сборов; воинских частей, правоохранительных органов; благотворительных организаций, религиозных объединений; граждан РФ, не достигших возраста 18 лет; анонимные пожертвования.

    Законодательно установлены предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды средств.
    Кандидат, избирательное объединение, блок обязаны представить в соответствующую комиссию не менее двух финансовых отчетов (не позднее чем за 10 дней до дня голосования, а итоговый - 30 дней после опубликования результатов выборов) о размерах своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств соответствующего фонда. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств избирательного фонда, фонда референдума. Копии передаются комиссиями СМИ не позднее чем через пять дней со дня их поступления.

    Комиссии осуществляют контроль за порядком формирования и расходования средств избирательных фондов. Для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств создаются контрольно-ревизионные службы.

    Голосование проводится в выходной день. Время голосования обычно определяется с 8 до 22 часов по местному времени. Голосование проводится в специальных помещениях, которые предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий главами соответствующих муниципальных образований. О времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через СМИ.

    В случае, если избиратель не будет иметь возможности прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, он вправе получить в участковой комиссии данного участка открепительноеудостоверение для голосования на выборах и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования. Голосование по открепительным удостоверениям возможно только в пределах избирательного округа, где данный избиратель обладает активным избирательным правом.

    Избиратель, который в день голосования будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти в участковую избирательную комиссию на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, вправе проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении территориальной комиссии за 15-4 дня до дня голосования или участковой избирательной комиссии - не ранее чем за 3 дня.

    Институт досрочного голосования дает возможность принимать участие в выборах всем, кто не имеет такой возможности, но и таит в себе немалое количество опасностей, связанных с подкупом избирателей и иным воздействием на них в условиях избирательного абсентизма (отсутствия у избирателей желания участвовать в выборах).

    Для осуществления голосования избиратели получают избирательные бюллетени . Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или заменяющего его документа либо открепительного удостоверения.

    Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо к позиции «Против всех кандидатов». Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, где не допускается присутствие других лиц. Избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Заполненный избирательный бюллетень опускается избирателем в опечатанный (опломбированный) ящик для голосования.

    В случае, если избиратель по уважительным причинам (по состоянию здоровья) не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, то по его письменному заявлению или устному обращению участковая избирательная комиссия участка, на котором данный избиратель включен в список избирателей, обязана предоставить ему возможность проголосовать вне помещения. Заявление о голосовании вне помещения для голосования должно быть сделано не позже чем за 4 часа до истечения времени голосования.

    Для голосования вне помещения для голосования участковая избирательная комиссия должна иметь переносные ящики для голосования , но не более трех. Данное ограничение направлено на исключение возможности нарушений избирательных прав граждан, когда число проголосовавших вне помещения для голосования окажется большим, чем число проголосовавших на самом избирательном участке.

    2. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно членами участковой избирательной комиссии с правом решительного голоса. Подсчет голосов начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели.

    По результатам подсчета голосов составляется протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования, первый экземпляр которого направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию, второй экземпляр остается в участковой комиссии, а третий экземпляр вывешивается для всеобщего ознакомления.

    При использовании технических средств подсчета голосов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на избирательном участке, за исключением данных об общем числе проголосовавших избирателей.

    3. Определение результатов выборов. На основании протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих избирательных комиссий, окружная избирательная комиссия того округа, от которого избирается депутат, иное выборное лицо – ЦИК, ИК субъекта РФ и т.д. определяет результаты выборов путем сложения содержащихся в протоколах данных. Определение результатов производится членами данной комиссии с правом решающего голоса лично. О результатах выборов составляется протокол.

    4. Заключительным актом конкретного избирательного процесса является официальное опубликование итогов голосования и результатов выборов. Оно осуществляется соответствующей избирательной комиссией в срок, определенный федеральными или региональными законами, но не позднее одного месяца со дня голосования.

    Повторные выборы - проводятся, когда проведённые выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.

    Не следует путать повторные выборы и повторное голосование, которое проводится в рамках выборов в случае, когда ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, если закон не предусматривает проведение второго тура выборов.

    Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися :

    1) если в них приняло участие меньшее число избирателей, чем это предусмотрено соответствующими федеральными или региональными законам;

    3) если менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получали право принять участие в распределении депутатских мандатов;

    4) если за списки кандидатов, получившие право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании за списки кандидатов.

    1) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты;

    3) по решению суда.

    В случае признания выборов несостоявшимися или недействительными проводятся повторные выборы . Повторные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня первоначальных выборов или не позднее чем через шесть месяцев со дня признания выборов недействительными. При повтoрных выборах сроки избирательных действий по решению соответствующей избирательной комиссии могут быть сокращены на одну треть. Сообщения о повторе опубликуются в СМИ.

    ПОВТОРНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ - голосование, проводимое повторно в случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов на выборную должность и ни один из них не был избран. Соответствующая избирательная комиссия в этом случае назначает П.г. (проводит так называемый второй тур голосования) по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Результаты П.г. определяются на основе мажоритарной системы относительного большинства и при следующем условии: число голосов избирателей, поданных за данного кандидата, должно быть больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. В случае если один из кандидатов, по которому в соответствии с итогами ранее проведенного голосования должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру до дня голосования, его место по решению избирательной комиссии, устанавливающей итоги выборов, передается следующему по числу полученных голосов кандидату, ранее участвовавшему в данных выборах. Федеральными законами, законами субъектов РФ при проведении П.г. может предусматриваться проведение голосования по одной кандидатуре в случае снятия всеми остальными кандидатами своих кандидатур на день проведения П.г. (вследствие чего в избирательном бюллетене на день проведения повторного голосования остается только один кандидат). При этом кандидат считается избранным, если он получил не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

    105. Ответственность за нарушение избирательных прав .

    Выделяется три вида ответственности за нарушение избирательных прав: конституционно-правовая, административная и уголовная . Две последние носят характер санкций, размер которых устанавливается соответственно КОАП и УК. Первая имеет пресекательный и правовосстанавливающий характер и установлена избирательными законами.

    Конституционно–правовая ответственность кандидатов и избирательных объединений может выражаться в первую очередь в отказе в регистрации или в отмене регистрации, а также лишение права на бесплатную печатную площадь и бесплатное эфирное время политических партий, не расплатившихся за предыдущую кампанию.

    Конституционно-правовая ответственность избирательных комиссий может выражаться в их расформировании . Круг инициаторов расформирования ограничен: это либо группа депутатов, либо избирательная комиссия более высокого уровня, поэтому подобные дела возбуждаются крайне редко. Основания для расформирования комиссии :

    а) нарушение комиссией избирательных прав граждан, повлекшее за собой признание итогов голосования на соответствующей территории, результатов выборов недействительными;

    б) неисполнение комиссией решения суда или вышестоящей комиссии;

    в) невыполнение комиссией обязанности по назначению выборов, повлекшее за собой назначение выборов временной избирательной комиссией.

    Фактически комиссия может неоднократно нарушать закон, например, необоснованно отказывая кандидатам в регистрации, но если она потом “смиряется” с решениями вышестоящей комиссии или суда, то никакие санкции за такие действия не предусмотрены. Как отмечалось выше, это позволяет недобросовестным комиссиям злоупотреблять своими правами, затягивая время регистрации неугодных кандидатов.

    Конституционно-правовая ответственность члена избирательной комиссии может выражаться также в прекращении его полномочий по решению суда , признавшего его систематически не выполняющим свои обязанности – однако редко.

    Административная ответственность за правонарушения, посягающие на избирательные права граждан, предусмотрена более чем тремя десятками статей КОАП.

    Порядок возбуждения дела об административном правонарушении не позволяет гражданам напрямую обращаться в суд с заявлениями о привлечении к административной ответственности. Такое право предоставлено только прокуратуре и членам избирательной комиссии, уполномоченным на это комиссией. Поэтому нормы КОАП часто применяются ими избирательно: в основном в отношении кандидатов и средств массовой информации и гораздо реже – к членам избирательных комиссий.

    Уголовная ответственность за преступления, связанные с нарушением избирательных прав, предусмотрена статьями 141 и 142 Уголовного кодекса РФ, 141.1 и 142.1 -Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий – случаи редки.

    Стоит добавить, что суды неоднократно признавали недействительными результаты выборов из-за нарушений, допущенных избирательными комиссиями. Но, несмотря на то, что эти нарушения приводят к таким серьезным последствиям, виновные обычно не несут соответствующей ответственности, а часто не несут вообще никакой ответственности.

    Приведенный анализ свидетельствует, что прокуратура и суды не рассматривают преступления в сфере избирательных прав как имеющие серьезную общественную опасность.

    Отдельно следует сказать о статье 141.1 Уголовного кодекса РФ, появившейся только в 2003 г. Статья касается нарушения финансирования избирательной кампании кандидата или избирательного объединения в крупных размерах (более 10% от “потолка” избирательного фонда, но не менее 1 млн руб.). Диапазон наказаний за эти деяния довольно широк: от штрафа в 100 тыс. руб. до лишения свободы сроком на два года.

    Однако при этом такие не менее опасные действия, как использование преимуществ должностного или служебного положения в целях избрания, остаются административными правонарушениями с максимальным наказанием в виде штрафа в 50 минимальных размеров оплаты труда. Административным правонарушением считается и сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, а незаконное изготовление открепительных удостоверений и сокрытие остатков тиражей открепительных удостоверений вообще не считаются правонарушениями!

    Общая характеристика дипломатического иммунитета в уголовном праве

    В основе формирования и развития международных, надгосударственных отношений и форм взаимодействия положен ряд основополагающих принципов, выступающих в качестве своеобразного фундамента правового регулирования отношений в соответствующей сфере. Одним из древнейших принципов международного права выступает принцип дипломатического иммунитета:

    Определение 1

    Дипломатический иммунитет в уголовном праве – важнейший принцип надгосударственного взаимодействия, предполагающий то, что должностные лица, представляющие интересы государства на иностранной территории не подпадают под юрисдикцию местных судов, правоохранительных и иных органов государственной власти.

    Значение дипломатического иммунитета в настоящее время состоит в том, чтобы обеспечить возможность исполнения дипломатами должностных обязанностей, в условиях отсутствия опасений за личную свободу и безопасность, в связи с осуществляемой ими деятельностью. С этим, в том числе связано то, что дипломатический иммунитет на предназначен для личного использования, а выступает способом обеспечения исполнения служебных обязанностей дипломатическими работниками.

    Основным источником правового регулирования вопросов, связанных с установлением и обеспечением дипломатического иммунитета, в том числе в сфере уголовно-правового регулирования выступает Венская конвенция «о дипломатических сношениях» 1961 года, участниками которой, в настоящее время выступает 190 государств мирового сообщества. Таким образом, названная конвенция является авторитетным источником правового регулирования дипломатических отношений, реализация положений которого обеспечивается, помимо прочего, решениями Международных судебных органов.

    Так, в соответствии с нормой ст. 31.1 вышеуказанной Венской конвенции, дипломатический агент полностью защищен от уголовной юрисдикции принимающего государства.

    Правовая природа дипломатических иммунитетов в уголовном праве

    В юридической науке всегда уделялось внимание анализу многовековой практики предоставления различных привилегий и иммунитетов посланникам иностранных государств. В этой связи, сформулировано несколько точек зрения относительно того какова действительная правовая природа дипломатических иммунитетов:

    1. Первая группа исследователей связывается установление дипломатических иммунитетов с действием принципа экстерриториальности, в соответствии с которым, территория дипломатического представителя в юридическом значении как бы находится на территории представляемого государства, следовательно, на соответствующую территорию и должностных лиц распространяется действие не правовой системы принимающего государства (в том числе уголовного законодательства), а национальной системы права;
    2. Вторая точка зрения активно поддерживалась в период расцвета абсолютных монархий, и заключалась в том, что посол является представителем монарха того государства, подданным которого он является, то есть как бы персонифицирует особу монарха на территории иностранного государства и пользуется соответствующими иммунитетами, поскольку монархи не обладают властью друг над другом;
    3. Представители третьей точки зрения – т.н. теории функциональной необходимости, обосновывают потребность в установлении дипломатических иммунитетов тем, что соответствующим должностным лицам (в первую очередь – главам иностранных посольств) фактически необходимо предоставление определенного количества дипломатических иммунитетов и привилегий, необходимых для обеспечения эффективного исполнения ими функций дипломатического представительства. Преимуществом данного подхода является то, что он позволяет ограничивать слишком широкие (т.е. выходящие за пределы необходимости) дипломатические привилегии, установленные в период абсолютизма и выступающие, своего рода, угрозой для внутригосударственного правопорядка и безопасности.

    Замечание 1

    Необходимо обратить внимание на то, что наиболее распространенной в современном международном праве, и воспринятом, в том числе в положения Венской конвенции 1961 года выступает теория функциональной необходимости дипломатических иммунитетов.

    Правовое регулирование дипломатического иммунитета по уголовному законодательству РФ

    Как известно, основным источников правового регулирования уголовно-правовых отношений в России выступает Уголовный кодекс РФ. Применительно к регулированию отношений, связанных с предоставлением дипломатического иммунитета УК РФ не является исключением и содержит в ч.4 ст. 11 правило о том, что вопрос об уголовной ответственности лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, в случае совершения ими преступления на территории Российской Федерации решается в соответствии с нормами международного права. В свою очередь, в международном праве, в том числе в Венской Конвенции 1961 г. предусмотрено предоставление соответствующих уголовно-правовых иммунитетов:

    • Главам диппредставительств;
    • Советникам, атташе и их помощникам;
    • Торговым представителям и их заместителям;
    • и т.д.

    Замечание 2

    При этом круг соответствующих лиц может быть расширен по соглашению между отдельными государствами. Кроме того, соответствующие привилегии предоставляются членам семей указанных выше лиц (не являющихся гражданами РФ) и проживающим с ними совместно.

    Временные пределы действия дипломатических иммунитетов в области уголовного права также урегулированы положениям Венской Конвенции. Так, момент начала действия дипломатического иммунитета связан с моментом вступления соответствующего лица на территорию государства пребывания, а при нахождении на соответствующей территории – с момента сообщения о его назначении уполномоченному министерству (чаще всего – министерству иностранных дел).

    Время прекращения действия соответствующего иммунитета определяется по общему правилу как момент оставления лицом страны пребывания.

    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

    Л. И. Малахова

    ИММУНИТЕТЫ И ПРИВИЛЕГИИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ РФ: К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ

    Статья посвящена понятию иммунитета и привилегии в российском уголовном судопроизводстве. В ней также раскрываются виды иммунитетов, их значение в действующем законодательстве и отграничение от привилегий.

    К л ю ч е в ы е с л о в а: уголовное судопроизводство, иммунитет, привилегия, правовые гарантии, дифференциация уголовного судопроизводства.

    IMMUNITIES AND PRIVILEGES ARE IN CRIMINAL TRIAL OF RUSSIAN FEDERATION: TO QUESTION ABOUT СООТНОШЕНИ OF CONCEPTS

    The article is sanctified to the concept of immunity and privilege in the Russian criminal trial. In her also the types of immunities, their value in a current legislation and отграничение, open up from privileges.

    K e y w o r d s: criminal trial, immunity, privilege, legal guarantees, differentiation of criminal trial.

    Действующее уголовно-процессуальное законодательство РФ оперирует категорией «иммунитет», хотя при этом законодатель не раскрывает содержания данного понятия. На наш взгляд, «иммунитет» представляет собой процессуальный институт, в котором в силу определенных причин общий порядок уголовного судопроизводства и принцип равенства граждан перед законом и судом должны быть нарушены, поскольку благодаря такому нарушению становится возможным обеспечение иных конституционных принципов.

    Правовой иммунитет в России появился одновременно с развитием государственности, но до сих пор в науке уголовного процесса отсутствует четкое понимание сущности данного явления. Слово «иммунитет» произошло от латинского «im» (отрицание) и «munus» (обязанность, повинность), в дальнейшем «immunalis» окончательно приобрел значение «освобождение от повинностей, льгота». Но говорить об «иммунитете» как об «исключении из общего правила», «льготе» или «привилегии» нельзя, иначе теряют смысл такие основополагающие принципы уголовного процесса, как равенство всех перед законом и судом, принцип неотвратимости наказания за совершенное преступление и некоторые иные принципы, направленные на поддержание уровня гражданских прав и свобод. В целом иммунитет как правовой институт представляет собой дополнение к общим правилам уголовного судопроизводства. Здесь следует согласиться с мнением Ф. А. Агаева и В. Н. Галузо, что понятие иммунитетов в уголовном судопроиз-

    © Малахова Л. И., 2017

    водстве используется для обозначения правовой категории и поэтому имеет юридический смысл, определенное значение и соответствующие признаки, к которым можно отнести: неперсонифицированность, нормативность, гарантированность государством, цель и содержание1.

    Иммунитеты в уголовном судопроизводстве тесно связаны с его дифференциацией, различны по своему характеру и направленности. Действующее законодательство не содержит четкой и определенной конкретными рамками классификации правовых изъятий, однако фактически разделяет иммунитеты на несколько групп. В основе таких критериев классификации выступает правовой статус лица и особенности осуществления данным лицом определенного рода профессиональной деятельности. При этом иммунитет всегда предполагает особенности правового статуса лица, вовлеченного в конкретный процесс. К лицам, наделяемым уголовно-процессуальным законом иммунитетом, вследствие своего правового положения относятся: судья Конституционного Суда РФ, судья федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мировой судья, судья Конституционного (уставного) суда субъекта РФ, присяжный или арбитражный заседатель в период осуществления ими правосудия; прокурор; председатель Следственного комитета РФ; руководитель следственного органа; следователь; адвокат. Вышеперечисленных лиц объединяет одно - они вследствие профессионально выполняемых функций способствуют осуществлению правосудия. Наделение иммунитетом данной группы участников обладает особой значимостью. Именно они обеспечивают независимость судебной власти в целом, содействуют осуществлению правосудия без давления извне. Иммунитеты, возникающие вследствие правового положения лица, бесспорно возникают в рамках конкретного уголовного процесса, однако обеспечивают законность и справедливость всего судопроизводства в целом. Подобные ограничения, наложенные законодателем, возможно, и препятствуют развитию конкретного дела, но конечная их цель - сохранение идеи и назначения процесса в целом, причем процесса не только уголовного.

    Необходимость обеспечения иммунитетами данного вида участников производства сомнения не вызывает, проблематика здесь сводится лишь к вопросу их объема. Значительное число споров и сомнений возникает при анализе следующей категории обладающих иммунитетами лиц - лиц, не имеющих правового положения в процессе. Анализ положений главы 52 УПК РФ позволяет к ним отнести: члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы; депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления; председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ; Уполномоченного по правам человека в РФ; Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ; члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса; зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ; священнослужителя; дипломатических представителей; консульских работников.

    1 См.: Агаев Ф. А., Галузо В. Н. Иммунитеты в российском уголовном процессе. М., 1998. С. 5.

    судию, но играющего определенную роль в иных значимых сферах. Классифицировать все эти сферы в какую-либо четкую систему затруднительно, особенно с учетом того, что некоторые из них подлежат расширительному толкованию (в частности, иммунитет дипломатического агента в силу положений Венской конвенции распространяется и на членов его семьи). Однако представляется, что иммунитеты этой группы должны служить идее, конституционно поставленной на равный уровень с правосудием. Именно поэтому каждая группа лиц, не имеющих правового положения в процессе и, тем не менее, в силу определенных причин наделенных законодательно иммунитетом, должна быть ясно и четко прописана, законодательство в этой сфере должно исключить даже малейшую возможность двусмысленного толкования терминов и понятий, неизбежно ведущего к злоупотреблению правом, нежелательного и даже недопустимого. В данный момент исторического развития ясности и четкости по вопросам иммунитетов в уголовно-процессуальном законе нет.

    Значительную часть иммунитетов лиц, не обладающих определенным статусом в процессе, составляют иммунитеты представителей власти различных уровней. У истока обозначенного вида иммунитета - положения ст. 3 Конституции РФ, закрепляющие, что народ, являющийся единственным источником власти в Российской Федерации, осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Следовательно, парламентарии как представители интересов значительных народных масс должны действовать без боязни давления на них со стороны карательного воздействия за свои поступки в целях направления их дальнейших действий.

    Представляется целесообразным при построении системы иммунитетов в уголовном процессе использовать еще один критерий - критерий понятия охраняемой законом тайны. В условиях возрастания осознания значимости эффективного, беспристрастного уголовного процесса очевидно существование выделяемых рядом различных нормативных актов и охраняемых законом видов информации, вопрос разглашения которых во время уголовно-процессуальной деятельности в действующем законодательстве остается неразрешенным. Речь здесь идет о выделенных законодательно различного вида тайнах - государственной, военной, служебной, таможенной, семейной, врачебной, нотариальной, банковской, коммерческой, личной и семейной, врачебной и некоторых других видах тайн. Конечно, не все названные тайны равнозначны, разглашение некоторых из них вряд ли повлечет трагические последствия, однако защита определенных из них нуждается в тщательной регламентации. Особый интерес представляют служебная и государственная тайны, вызывающие много спорных аспектов ввиду их иногда и общенациональной значимости. Действующий УПК РФ никаких правовых изъятий, запрещающих допрос лица относительно известной ему информации, содержащей охраняемую законом тайну, не содержит.

    Интерес представляет и фактическая невозможность допроса участников оперативно-розыскной деятельности. Теоретически допрос оперативных работников в качестве свидетелей не исключается, но практическая реализация этой идеи сопряжена с комплексом негативных последствий, прежде всего нанесением вреда указанным лицам. В связи с этим оправдано правило, согласно которому соответствующая информация должна использоваться для подготовки и проведения иных оперативно-розыскных мероприятий, результаты которых могут безболезненно попасть в сферу уголовного судопроизводства, а также для подготовки и

    проведения отдельных следственных действий. Бесспорно здесь то, что сведения о человеке, давшем конфиденциальную информацию, должны, как правило, сохраняться в тайне.

    Невозможно осознание и понимание категории иммунитетов без четкого определения понятия привилегии. Это понятие отсутствует в уголовно-процессуальном законе, но оно имеет право на существование, поскольку именно привилегии могут надлежащим образом охарактеризовать некоторые правовые институты, которые в настоящее время либо характеризуются как иммунитеты, либо вообще, несмотря на свое существование на практике, четкой правовой определенности не имеют.

    Отсутствие четких дефиниций категорий привилегий и иммунитетов дает почву множеству различных их трактовок и классификаций, вызывающих в теории немалую путаницу. Различные авторы по-разному классифицируют правовые изъятия из общего порядка в отношении ряда определенных законом категорий лиц. Так, В. Г. Даев определяет иммунитеты как совокупность привилегий, вместе с тем он, по существу, разграничивает их, утверждая, что в силу уголовно-процессуальных иммунитетов: «1) отдельные лица освобождаются от исполнения некоторых процессуальных обязанностей; 2) для некоторых категорий лиц устанавливаются особые гарантии обоснованности применения к ним мер процессуального принуждения или привлечения к ответственности», а также уточняя, что термин «иммунитет» в собственном юридическом смысле означает «исключительное право не подчиняться некоторым правилам»2. Согласно мнению Ф. А. Агаева и В. Н. Галузо, отсутствие строгого разделения иммунитетов и привилегий в законодательстве не проводится, по причине того, что каждый процессуальный иммунитет и каждая процессуальная привилегия не существуют в чистом виде, каждая из этих категорий включает в себя совокупность правил как иммунитета, так и привилегии в собственном значении. Один из основных аргументов, приводимых авторами при обосновании указанной точки зрения, заключается в том, что в подавляющем большинстве международных договоров, касающихся, в частности, так называемого дипломатического иммунитета, разграничения данных понятий не проводится и они характеризуются обобщенно как «льготы и изъятия». С данной точкой зрения вряд ли можно согласиться. Смешение таких основополагающих понятий в международных договорах, носящих часто декларативный характер и касающихся в большинстве своем лишь изъятий, предоставленных дипломатическим представителям и консульским работникам, еще представляется допустимым. Однако перенос такой «универсальной», а по сути непродуманной, конструкции во внутреннее законодательство, расширение ее на ряд принципиально иных по смыслу и содержанию правовых явлений, также попадающих под понятие иммунитета или привилегии, очевидно, является невозможным. Небезынтересно, что в той же работе Ф. Н. Агаев и В. Н. Галузо приходят к выводу, что «авторы, допускающие смешение данных разных правовых институтов, совершают ошибку... Проведение между ними различия является справедливым»3. Некоторые авторы считают, что в уголовном процессе по определению нет и не может быть места для привилегий, и подводят все имеющиеся правовые льготы под понятие иммуни-

    2 Даев В. Г. Иммунитеты в уголовно-процессуальной деятельности // Правоведение. 1992. № 3. С. 48.

    3 Агаев Ф. А., Галузо В. Н. Иммунитеты в российском уголовном процессе. С. 57.

    тета, выделяя множество его видов и подвидов. Представляется, что основная причина противоречий в работах, посвященных обозначенной тематике, заключается в том, что единой идеи, определенного критерия, которому подчинялись бы все имеющиеся в действующем уголовно-процессуальном кодексе изъятия, ни в одной из работ четко и ясно не было выделено. Категории привилегий и иммунитетов нуждаются в недвусмысленной трактовке и четком разделении. Привилегии - понятие принципиально иное, носящее другую смысловую и содержательную нагрузку, требующее своего процессуального закрепления. Причин для этого несколько, главная заключается в том, что привилегия предполагает учет волеизъявления действующего либо потенциального участника процесса в рамках конкретной уголовно-процессуальной ситуации. Следующее положение, служащее принципиальным отличием привилегий, в том, что предполагает особенность преимущественно носящих императивный характер уголовно-процессуальных отношений, внося в них элемент диспозитивности. Иммунитеты всегда носят абсолютных характер, их основная функция в процессе, безусловно, обеспечительная. Привилегии относительны и, в первую очередь, стоят на защите прав конкретной оговоренной в законе личности. Классификация содержащихся в законе иммунитетов приведена выше, из имеющихся же в массиве законодательства привилегий целесообразно в первую очередь выделить касающиеся возможности лица отказаться от дачи показаний как наиболее распространенные на практике: право потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, свидетеля отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК РФ; право подозреваемого отказаться от дачи объяснений и показаний по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи показаний и объяснений, а также право обвиняемого отказаться от дачи показаний; дипломатический агент не обязан давать показания в качестве свидетеля.

    Примечательно, что если первые два положения данного списка нашли закрепление в действующем УПК РФ, то третий пункт, содержащийся в Венской конвенции 1961 г., в УПК РФ не содержится. В связи с этим представляется целесообразным все изъятия закрепить в УПК РФ с тем, чтобы избежать расширительного толкования в любой процессуальной сфере самой возможности иных изъятий из общего порядка. К привилегиям в рассматриваемом контексте можно отнести все законодательно предусмотренные правовые конструкции, в которых лицо самостоятельно принимает решение о том, будет ли оно подчиняться общему порядку либо воспользуется предоставленной возможностью отказаться от такого подчинения, выбрать иной, специально предусмотренный порядок. Та -ким образом, к привилегиям по действующему законодательству можно отнести также возможность выбора лицом рассмотрения его дела с участием присяжных заседателей, особый порядок принятия судебного решения в случае заключения с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве и ряд иных правовых ситуаций.

    Следует отметить, что на протяжении всей истории понятие иммунитета менялось и смешивалось с понятием привилегий. Однако эти институты - разнородные, и между ними можно провести разграничения по определенным основаниям. В неизбежном противостоянии такой базовой тенденции развития российской правовой системы, как обеспечение прав и законных интересов участников процесса, оказывается тенденция к усилению эффективности уголовного преследования,

    обеспечение интересов правосудия4; иммунитеты в вышеобозначенном смысле в соответствии с приведенной классификацией охраняют права общества и правосудия в целом, служат инструментом в развитии и укреплении второй тенденции, а привилегии по своей сущности стоят на страже интересов конкретной отдельно взятой личности, являются «особым правом для особого лица». В связи с этим следует согласиться с В. Г. Даевым, что привилегия определяется как принцип особого права, гарантия вместо или наряду с обычным, общим, правом, как дополнительные льготы и преимущества; иммунитет - как особое право на освобождение от общей юрисдикции, неприменение определенных норм принуждения, предусмотренных законодательством, к отдельным лицам5.

    4 См.: Астафьев Ю. В. Условия допустимости проведения оперативного эксперимента // Воронежские криминалистические чтения: сб. науч. трудов. Воронеж, 2008. С. 16.

    5 См.: Даев В. Г. Иммунитеты в уголовно-процессуальной деятельности // Правоведение. 1992. № 3. С. 78.

    Воронежский государственный университет Малахова Л. И., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса

    Характер и объемы уголовно-правовых иммунитетов отдельных категорий лиц существенно отличаются друг от друга. В связи с этим закономерно появляется вопрос об их классификации. Наиболее предпочтительной представляется классификация иммунитетов по видовой принадлежности, то есть в зависимости от юридического статуса лиц, ими обладающими. Объем иммунитетов может сильно варьироваться в пределах одной и той же категории лиц (например, объем иммунитета дипломатического агента и обслуживающего персонала посольств и миссий), а может практически совпадать у различных категорий (например, дипломатических агентов и ряда консульских должностных лиц). Гранью между видовой принадлежностью иммунитета выступает его служебная предназначенность, воплощенная именно в правовом статусе лица.

    Исходя из анализа российского законодательства и норм международного права, можно выделить следующие виды иммунитетов в современном уголовном праве России:

    1) дипломатический;

    2) консульский;

    3) персонала международных организаций;

    4) лиц, находящихся под международной защитой;

    5) Президента Российской Федерации;

    6) депутатский (парламентский);

    7) судей Российской Федерации;

    8) иных должностных лиц Российской Федерации;

    9) свидетельский;

    10) иные, установленные во внутригосударственном законодательстве.

    По способу законодательного закрепления иммунитеты в уголовном праве можно условно разделить на:

    1) предусмотренные в международном праве (дипломатический; персонала международных организаций; консульский; лиц, находящихся под международной защитой);

    2) предусмотренные во внутригосударственном законодательстве (президента РФ; депутатов; судей; должностных лиц; свидетельский и ряд иных иммунитетов).

    Наконец, по сфере действия выделяются иммунитеты:

    1) общеуголовные - распространяются в отношении любого совершенного преступления;

    2) частноуголовные - определены для тех или иных лиц при совершении строго определенных преступлений.

    Российское законодательство позволяет выделить десять видов уголовно-правовых иммунитетов. Характерно, что видовая классификация последних в основных чертах соответствует системе иммунитетов, сложившихся в уголовном праве западных государств. Конечно, нельзя говорить о полной идентичности юридической природы иммунитетов в уголовном праве зарубежных стран и России, но необходимо отметить тенденцию к сближению правовых систем цивилизованных.

    Дипломатический иммунитет

    В современном международном праве дипломатический иммунитет определяется как совокупность особых прав, характеризующих невосприимчивость к юрисдикции принимающего государства глав и сотрудников органов внешних сношений.Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. - М., 2004. - С. 48-49. Такие права призваны обеспечить особую защиту дипломатического персонала иностранных государств, «более надежную, чем та, которую принимающие государства обязаны предоставлять частным лицам».

    Освобождение от уголовной юрисдикции принимающего государства необходимо рассматривать в качестве изъятия из действия уголовного закона по кругу лиц, так как, в соответствии с ч. 4 ст. 11 УК России, «вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права».

    Круг лиц, на которых не распространяется уголовная юрисдикция страны пребывания, весьма обширен и определен во многих международно-правовых актах, участником которых является Россия. Из них наибольшее и универсальное значение имеет Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года.

    Анализ источников позволяет выделить следующие подвиды дипломатического иммунитета: персонала дипломатического представительства (дипломатического агента и членов его семьи; членов административно-технического персонала представительств и членов их семей; членов обслуживающего персонала посольств; дипломатического курьера), персонала специальных дипломатических миссий, персонала представительств государств при международных и межправительственных организациях, персонала торговых представительств иностранных государств.

    Согласно Венской конвенции 1961 года, все лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, «обязаны уважать законы и постановления государства пребывания». Из этого положения следует вывод об обязательности для этих лиц местных законов. Таким образом, на дипломатов и иных лиц, пользующихся иммунитетом по международному праву, распространяется ограниченная уголовная юрисдикция России, которая «не может быть осуществлена принудительно». С другой стороны, иммунитет в принимающем государстве не освобождает совершившее лицо от уголовной ответственности по законам посылающего государства (ч. 4 ст. 31 Венской Конвенции 1961 года). В УК России аналогичное положение следует из принципа гражданства в действии уголовного закона. Уголовный Кодекс РФ (в ред. закона от 29.12.2010 № 442-ФЗ) Часть 1 ст. 12

    Уголовно-правовым иммунитетом обладает, в первую очередь, «дипломатический агент», который пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Этот иммунитет действует в отношении любой деятельности дипломатического агента, а также распространен на членов его семьи, постоянно проживающих вместе с ним (ч. 1 ст. 37).

    В силу указания ч. 2 ст. 37 этой же Конвенции, аналогичный иммунитет от уголовной юрисдикции распространяется на членов административно-технического персонала посольств (которыми признаются члены персонала представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание последнего - п. «f» ст. 1) и постоянно проживающих с ними членов их семей.

    В соответствии с ч. 2 ст. 31 («Дипломатический агент не обязан давать показания в качестве свидетеля») и ч.ч. 1,2 ст. 37 Венской конвенции 1961 года (распространяющих этот иммунитет на членов семьи дипломатического агента, членов административно-технического персонала и членов его семьи), в качестве составной части дипломатического иммунитета надо рассматривать свидетельский иммунитет. Свидетельский иммунитет указанных лиц и распространен на любые обстоятельства, о которых эти лица могут быть допрошены.

    В отличие от дипломатического агента и члена административно-технического персонала, иммунитет от уголовной юрисдикции членов обслуживающего персонала представительства (неграждан страны пребывания и постоянно не проживающих в ней лиц) оговорен только в отношении действий, совершенных при исполнении своих обязанностей. Объем этого иммунитета является одним из самых узких среди всех разновидностей дипломатического иммунитета.

    Свидетельский иммунитет членов обслуживающего персонала, не смотря на отсутствие прямого указания Конвенции, должен распространяться также на обстоятельства и факты, связанные с деятельностью при исполнении служебных обязанностей. По иным вопросам представители этой категории работников представительств не могут отказаться от дачи показаний в качестве свидетеля, и несут уголовную ответственность по ст. 308 УК России.

    Консульский иммунитет

    Разница в юридической природе дипломатического и консульского иммунитетов состоит в том, что консул, будучи должностным лицом одного государства, находящимся на территории другого государства в целях защиты прав и интересов граждан и организаций своего государства, не представляет политические интересы последнего.

    Объем консульского иммунитета от уголовной юрисдикции принимающего государства определен в Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года и многочисленных двусторонних консульских конвенциях. В России продолжают действовать уже называвшееся Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 г.

    Консульским иммунитетом пользуются консульские должностные лица (любые лица, в том числе главы консульских учреждений, которым поручено выполнение консульских функций) и консульские служащие (любые лица, выполняющие административные или технические обязанности по обслуживанию консульского учреждения).

    В отличие от дипломатического, иммунитет консульских работников распространен только на действия, совершенные ими при выполнении консульских функций. Исходя из буквального смысла этого положения, действие уголовно-правового иммунитета может быть отнесено только к официальным действиям консульского работника, совершенным при исполнении своих обязанностей. Таким образом, например, если консул совершает дорожно-транспортное преступление во время поездки на работу, на него иммунитет распространяется. С другой стороны, если консул совершит такое же преступление в частной поездке, иммунитетом он пользоваться не может.

    Иммунитет персонала международных организаций

    Условно можно выделить две «разновидности» уголовно-правового иммунитета персонала международных организаций.

    Во-первых, не смотря на служебный характер такого иммунитета, предоставляемого «не для личной выгоды», последний нередко приравнивается в объеме к иммунитету дипломатического представителя. Таковым иммунитетом обладают, например: Генеральный Секретарь ООН, его Помощники, а также их жены и несовершеннолетние дети (ст. V разделы 19, 20 Общей конвенции 1946 г.); судьи Международного Суда ООН при исполнении ими служебных обязанностей;

    главные администраторы и высшие должностные лица специализированных учреждений ООН, а также их супруги и несовершеннолетние дети.

    В настоящее время иммунитет этих должностных лиц дополнительно регламентирован также в специальных протоколах к Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН либо в отдельных международно-правовых актах, как это сделано, например, в отношении персонала Международной организации гражданской авиации ООН (ИКАО).

    В последние годы в России весьма актуален вопрос о предоставлении иммунитета от уголовной юрисдикции должностным лицам и персоналу межгосударственных организаций Содружества Независимых Государств, большинство которых находится на территории РФ. Как правило, этим лицам также предоставляется иммунитет, приравненный в объеме к иммунитету дипломатического агента.

    Вторая «разновидность» уголовно-правового иммунитета персонала международных организаций заключается в предоставлении ограниченного освобождения от юрисдикции государства пребывания в отношении обстоятельств, непосредственно связанных со служебной деятельностью. Такой иммунитет обычно действует для персонала организаций, не относимого к кругу должностных лиц последних (как правило, это административно-технический и обслуживающий персонал организаций). Также он может быть распространен на специально оговоренных лиц: например, на экспертов ООН (ст. VI Общей конвенции 1946 г.) и членов Комиссии ООН по правам человека; должностных лиц ряда международных организаций, например Комиссии (Органа) ООН по морскому праву.

    Как и любой другой, иммунитет персонала международной организации не является декриминализирующим фактором. Лицо, обладающее этим иммунитетом, также может подлежать уголовной ответственности после снятия последнего. Различность юридической природы дипломатического иммунитет от иммунитета персонала международных организаций особенно ярко проявляется в процедуре его преодоления.

    Таким образом, уголовно-правовой иммунитет персонала международных организаций, как и иные виды иммунитета в уголовном праве, сводится к особому порядку наступления ответственности за совершенное преступление. Особенностью этого иммунитета является различность способов его преодоления.

    Иммунитет лиц, находящихся под международной защитой

    Лица, находящиеся под международной защитой является собирательным понятием. К ним относятся и дипломаты, и консулы, и персонал международных организаций. Поэтому здесь под иммунитетом данных лиц понимается иммунитет иных лиц, регламентированный в международном праве, и не являющийся по своей юридической природе ни одним из вышерассмотренных.

    К лицам, пользующимся международной защитой, согласно ст. 1 Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой от 14 ноября 1973 года, в первую очередь относятся:

    а) глава государства, в том числе каждый член коллегиального органа, выполняющего функции главы государства согласно конституции соответствующего государства, или глава правительства, или министр иностранных дел, находящиеся в иностранном государстве, а также сопровождающие члены его семьи;

    b) любой представитель или должностное лицо государства, или любое должностное лицо, которое имеет право в соответствии с международным правом на специальную защиту от любого нападения на его личность, свободу и достоинство, а также проживающие с ним члены его семьи.

    Объем иммунитета названных лиц совпадает с иммунитетом дипломатического агента.

    Иммунитет Президента Российской Федерации

    Институт Президента - новый институт в системе нашей государственной власти. Ст. 91 Конституции РФ предусматривает неприкосновенность Президента при исполнении им своих полномочий. Отрешение от должности является одним из оснований досрочного прекращения полномочий Президента РФ, которое может произойти только на основании обвинения главы государства в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления.

    Необходимо отметить, что ст. 93 Конституции РФ предусматривает довольно сложный порядок привлечения к уголовной ответственности Президента РФ. Эта процедура отличается от привлечения к уголовной ответственности, например, депутата. Если Президент не будет отрешен от должности, то обвинение в отношении его считается отклоненным. При этом в Конституции установлен весьма короткий срок для этого - 3 месяца. Указанное положение подвергалось критике некоторыми юристами.Якубов А.Е. Новая Конституция и проблемы уголовного права, уголовного процесса и судоустройства // Государство и право. 1994, N 8 - 9. С. 204. Действительно, трехмесячный срок мал для рассмотрения выдвинутого обвинения и тем более не должен повлечь прекращения любого уголовного преследования. Он не соответствует и положениям законодательства о давности привлечения к уголовной ответственности. Не согласуется это и с положением ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом и судом. В то же время существует и такое мнение, что "установление срока для принятия решения имеет цель обеспечить определенность положения Президента в системе органов государственной власти, стабильности в стране; нельзя долго продолжать процедуру импичмента и оставлять нерешенным вопрос о главе государства".Конституция Российской Федерации: Комментарий. М, 2010. С. 434.

    Депутатский (парламентский) иммунитет

    Дополнительными гарантиями неприкосновенности обладают также и депутаты. Необходимо заметить, что из всех видов иммунитетов депутатский иммунитет вызвал наибольшее количество критических замечаний как в научной литературе, так и в средствах массовой информации. В частности отмечалось, что "понятие депутатской неприкосновенности извращалось и предпринимались попытки увести высокопоставленных номенклатурных работников от ответственности".Интервью с А.Я. Сухаревым. - В кн.: Истина... И только истина! Пять бесед о судебно - правовой реформе. М., 1990. С. 94

    В тот период, когда вводился иммунитет, были определенные надежды, что он сможет предохранить депутатов от незаконного привлечения к уголовной ответственности, необоснованного применения к ним мер процессуального принуждения. Однако получилось наоборот. Институт иммунитетов стал препятствием для привлечения депутатов к ответственности.

    В то же время в юридической литературе отмечается, что «институт неприкосновенности должен быть сохранен как исключение и распространяться на весьма ограниченный круг должностных лиц, при этом неприкосновенность не должна быть абсолютной... Институт неприкосновенности оправданно применять лишь на период выполнения депутатами, судьями, прокурорами своих должностных функций».Михайлов В.А. Меры пресечения в уголовном судопроизводстве. М, 2000. С. 229.

    Думается, что институт депутатской неприкосновенности необходим, но в разумных пределах. Эти нормы ни в коем случае не должны способствовать освобождению от любого вида ответственности депутатов, если в их действиях содержатся признаки состава преступления.

    При привлечении к уголовной ответственности депутата следует устанавливать наличие связи между депутатской деятельностью и инкриминируемыми депутату действиями. Данное положение является правильным и существенным, так как позволяет установить границы действияиммунитетов. Исходя из решения Конституционного Суда РФ это может означать следующее. Например, лицо занималось коммерческой деятельностью и совершило при этом правонарушения. А затем оно было избрано депутатом. И если в этот момент решается вопрос о привлечении его к ответственности за ранее совершенные им деяния, то совершенно очевидно, что нет связи между его коммерческой деятельностью и депутатской. Поэтому депутат должен быть лишен неприкосновенности, ибо он привлекается к ответственности за те правонарушения, которые совершил ранее, не являясь депутатом.

    Иммунитет судей Российской Федерации

    Как и депутатский, иммунитет судей не нашел отражения в тексте уголовного закона. Согласно ст. 122 Конституции России и ст. 16 Федерального Конституционного Закона РФ от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации», судьи неприкосновенны, и уголовно-правовой аспект этой неприкосновенности заключается в том, что они не могут быть привлечены к уголовной ответственности иначе, как в порядке, определяемом федеральным законом.

    Иммунитет судей конкретизирован в ст. 16 Федерального Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года «О статусе судей в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 29 марта 2010 года. Под судьями общих и арбитражных судов, в соответствии с ч. 4 ст. 1 настоящего Закона, понимаются «лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе».Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (в ред. фз№37-ФЗ от 29.03.2010)

    Во-первых, судья не может быть привлечен к любой (в том числе и уголовной) ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотребление.

    Во-вторых, возбуждение против судьи любого уголовного дела, а также привлечение судьи к уголовной ответственности возможно только при согласии соответствующей квалификационной коллегии судей. Инициировать возбуждение уголовного дела против судьи может только Генеральный прокурор или исполняющее его обязанности лицо.

    Казалось бы, вырисовываются две разновидности иммунитета судей общих, арбитражных и военных судов (согласно п. 1 ст. 2 Закона «О статусе судей в Российской Федерации», правовое положение судей Конституционного Суда РФ определяется федеральным конституционным законом), а именно:

    1) служебный иммунитет (выраженное мнение или решение при отправлении правосудия);

    2) общеуголовный иммунитет.

    Однако, в любом случае, для возбуждения уголовного дела в отношении судьи и наступления уголовной ответственности требуется согласие соответствующей квалификационной коллегии судей. Поэтому можно говорить скорее о едином иммунитете судей общих, арбитражных и военных судов.

    Закон «О судебной системе Российской Федерации» в ст. 1 указал, что судебная власть в РФ «осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей». Поэтому иммунитет судей распространяется в полном объеме на указанных лиц на время исполнения ими своих обязанностей по осуществлению правосудия в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей (что подтверждено и ст. 8 этого же Закона).

    Несколько по-другому регламентирован иммунитет судей Конституционного Суда РФ. В соответствии со ст. 15 Федерального Конституционного Закона РФ от 21 июля 1994 года «О Конституционном Суде Российской Федерации» выделяются два вида иммунитета судей Конституционного Суда:1) Абсолютный иммунитет в отношении мнения, выраженное в заседании Конституционного Суда, а также решения, принятого Конституционным Судом. На этот иммунитет не распространяются сроки давности привлечения к уголовной ответственности и после истечения полномочий судьи Конституционного Суда (согласно ст. 12 этого же Закона, однократный срок полномочий установлен в 12 лет); 2) Относительный иммунитет в отношении всех других деяний. Наступление уголовной ответственности в этом случае ставится в зависимость от согласия самого Конституционного суда РФ. Причем полномочия судьи, в отношении которого дано согласие на привлечение к уголовной ответственности, приостанавливаются. А, в случае вынесения обвинительного приговора, они прекращаются (ст.ст. 17, 18 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

    Итак, законодательство России предусматривает, по сути дела, две разновидности уголовно-правового иммунитета судей. С одной стороны, это иммунитет судей и заседателей (присяжных, народных, арбитражных) общих, арбитражных и военных судов, а с другой - иммунитет судей Конституционного Суда РФ

    Иммунитет иных должностных лиц Российской Федерации

    Определенным уголовно-правовым иммунитетом обладает ряд высших должностных лиц нашей страны, назначаемых на должность соответствующей палатой Федерального Собрания. Такой иммунитет связан с их исключительным статусом в системе государственной власти. Он всегда носит относительный характер, и возможность его преодоления увязана с дачей на то согласия палаты парламента, назначившей на должность то или иное должностное лицо. Анализ законодательства позволяет говорить об уголовно-правовом иммунитете:

    1) Уполномоченного по правам человека, для привлечения к уголовной ответственности которого требуется согласие Государственной Думы (ст. 11, 12 Федерального Конституционного Закона РФ «Об Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 года.) Время действия этого иммунитета начинается в момент принесения присяги и заканчивается принесением присяги вновь назначаемым Уполномоченным;

    2) Председателя Счетной палаты России, его заместителя и аудиторов, чья уголовная ответственность наступает только при согласии «той палаты Федерального Собрания Российской Федерации, которая их назначила на должность в Счетную Палату». Уголовное дело в отношении перечисленных лиц возбуждается Генеральным прокурором (ст. 29 Федерального Закона Российской Федерации от 11 января 1995 года «О Счетной Палате Российской Федерации»). В соответствии с п. «и» ч. 1 ст. 102 и п. «г» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ, заместитель председателя Счетной Палаты и половина аудиторов назначаются Советом Федерации, а председатель и вторая половина аудиторов - государственной Думой.

    В этом перечне особо выделяется уголовно-правовой иммунитет членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, которые не могут в период проведения выборовбыть привлечены без согласия соответствующего прокурора к уголовной ответственности. Понятно, что подобный «временный» иммунитет призван гарантировать нормальный порядок проведения выборов главы государства и представителей законодательной власти.

    До настоящего времени не решен вопрос о наделении иммунитетами еще некоторых лиц, например, следователей. Как известно, дополнительными гарантиями неприкосновенности обладают только следователи прокуратуры. Однако следователи имеются и в органах внутренних дел, ФСБ, федеральных органах налоговой полиции. Следователи этих ведомств какими-либо гарантиями неприкосновенности не обладают. Между тем следователи в уголовном судопроизводстве выполняют примерно такие же задачи, как и судьи, и поэтому все следователи могли бы быть наделены дополнительными гарантиями неприкосновенности. Возможно, в меньшем объеме, чем судьи, то есть отдельными элементами иммунитетов.

    Особое место среди лиц, осуществляющих правозащитную деятельность, занимают адвокаты. Ведя защиту по уголовным делам, они нередко сталкиваются со злоупотреблениями в работе правоохранительных органов, о чем сообщают в вышестоящие инстанции, суды. Представители правоохранительных органов в таких случаях пытаются скрыть допущенные ими правонарушения, оказать воздействие на адвокатов путем применения к ним незаконных задержаний, арестов. Поэтому следует оградить адвокатов от незаконного и необоснованного применения в отношении них различных мер воздействия, предусмотрев и для них дополнительные гарантии неприкосновенности.

    Свидетельский иммунитет

    Как закреплено в Конституции РФ «никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом». В соответствии с п.2 ст.51 Конституции РФ федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

    Основной закон Российской Федерации не содержит полного перечня случаев освобождения от обязанности давать свидетельские показания, поскольку действующее законодательство не могло бы расширить этот перечень, так как оно не должно противоречить Конституции.

    В настоящее время принцип «освобождения лица от обязанности давать показания против себя, своего супруга, близких родственников», получивший название «свидетельский иммунитет» пронизывает всю систему Российского права. Правило о свидетельском иммунитете находит свое продолжение, как в процессуальном, так и материальном праве Российской Федерации.

    Норма-реализация конституционного принципа о свидетельском иммунитете закреплена в примечании ко ст.308 Уголовного кодекса РФ: «лицо не подлежит уголовной ответственности за отказ от дачи показаний против себя самого, своего супруга или своих близких родственников».Уголовный Кодекс РФ (в ред. закона от 29.12.2010 № 442-ФЗ) примечание ст. 308

    Освобождение лица от обязанности давать показания, могущие ухудшить положение его самого или его близких родственников либо привести к разглашению доверенной ему охраняемой законом тайны, т.е. наделение этого лица свидетельским иммунитетом, является одной из важнейших и необходимых предпосылок реального соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

    Таким образом, под свидетельским иммунитетом следует понимать - право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

    Значение института свидетельского иммунитета заключается в создании правового режима льгот и привилегий, преимущественно связанных с освобождением конкретно установленных лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций, а также направленных на реализацию лицом ряда конституционных прав.

    Иные иммунитеты, установленные во внутригосударственном законодательстве

    УК РФ 1996 года предусматривает ряд частноуголовных иммунитетов от преследования за совершение определенных преступлений.

    Во-первых, это специфический иммунитет субъектов преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Согласно п. 2 примечания к ст. 201 УК РФ, если деяние, предусмотренное статьями главы 23, «причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия».Уголовный Кодекс РФ (в ред. закона от 29.12.2010 № 442-ФЗ) п. 2 примечания к ст. 201 Следовательно, если любое из этих преступлений причинило вред интересам других лиц (юридических и физических), общества и (или) государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.

    В п. 2 примечания к ст. 201 особый порядок уголовного преследования по статьям 201-204 УК связывается с причинением вреда «исключительно коммерческой организации». Необходимо подчеркнуть, что речь не идет о «иной», то есть некоммерческой, организации. А коммерческая негосударственная организация - юридическое лицо, ставящее своей целью получение прибыли, находящееся в частной собственности. Сам факт наличия специфического иммунитета служащих коммерческих и иных организаций противоречит ст. 8 Конституции России, закрепляющей равенство всех форм собственности. Далее, не секрет, что большинство преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях совершается из корыстных побуждений (диспозиция ст. 201 и 202 УК на них прямо и указывает). А постановка вопроса об уголовном преследовании от желания или согласия руководителя организации, только которой преступлением причинен вред, фактически ставит предприятие с негосударственной формой собственности в привилегированное положение по сравнению, скажем, с государственным предприятием.

    Введение в УК служебного иммунитета субъектов преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях представляется неоправданным и противоречащим букве и духу законодательства. Оно не соответствует и целям уголовной политике, особенно в текущий момент построения новых социально-экономических отношений. Как бы то ни было, Закон есть Закон. Поэтому уголовно-правовое содержание иммунитета служащих коммерческих и иных организаций должно найти свое закрепление в уголовно-процессуальном кодексе (в нормах об обстоятельствах, исключающих производство по уголовному делу).

    Второй частноуголовный иммунитет имеет место при совершении захвата заложника. На первый взгляд, в примечании к ст. 206 УК РФ содержится правило освобождения от уголовной ответственности за совершение этого преступления в связи с деятельным раскаянием, ибо «лицо, добровольно или по требованию властей освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления». К такому же выводу склонны приходить и авторы.

    Ч. 1 ст. 75 УК определяет деятельное раскаяние как поведение совершившего впервые преступление небольшой тяжести лица, которое «после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления». А ч. 2 этой же статьи допускает, что «лицо, совершившее преступление иной категории, при наличии условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи, может быть освобождено от уголовной ответственности только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса».

    Деятельное раскаяние подразумевает не только факт совершения того или иного действия, указанного в ст. 75 УК РФ, но и внутреннего субъективного переживания преступника, которое «всегда означает перелом в сознании человека, вызывает у него стремление искупить свою вину, решимость не совершать преступления в будущем».

    И если «добровольное» освобождение заложников еще можно оценить как проявление деятельного раскаяния, то их освобождение по «требованию властей» никак не подпадает под признаки ни «деятельности» преступника (раскаяние всегда ведь выражается в указанных в ст. 75 УК действиях субъекта), ни уж тем более под «перелом» в его сознании (вспомним неописуемую гордость за совершенные захваты заложников чеченскими «ополченцами»).

    В общем можно сказать, что бы преступник не делал, чтобы он (она) не думал, уголовное преследование по ст. 206 за захват заложников не может начинаться, пока не начнется штурм по освобождению захваченных. Все это и приводит к мысли о том, что примечание к ст. 206 содержит своеобразный иммунитет от уголовного преследования за захват заложника. Причины его появления ясны - спасти жизнь и здоровье захваченных любой ценой, в том числе «прощением» преступника. Но вряд ли захватов заложников по этим соображениям станет меньше. С сожалением приходится констатировать, что лицо, решившееся на такое тяжкое преступление, заранее имеет подобную «индульгенцию».

    уголовный правовой иммунитет ответственность

    В силу действующего законодательства лицо может быть освобождено от дачи показаний в качестве свидетеля, что принято называть свидетельским иммунитетом или привилегией от свидетельских показаний.

    Освобождение от обязанности давать свидетельские показания исключает относимые доказательства из процесса рассмотрения дела, охраняет от разглашения сведения об определенных общественных отношениях.

    Практически при введении привилегии общество словно взвешивает, что важнее сохранить: определенные отношения или доказательственную ценность информации, которая, кстати, может быть абсолютно необходимой для решения дела. Свидетельский иммунитет принято подразделять на абсолютный и относительный (квалифицированный ). Абсолютный иммунитет содержит полное и безоговорочное исключение возможности дачи свидетельских показаний данным лицом. При квалифицированном иммунитете само лицо, обладающее иммунитетом, решает – воспользоваться правом не давать показания в качестве свидетеля или все-таки дать показания.

    В Уставе гражданского судопроизводства 1864 г. содержалась правовая регламентация обязанности давать свидетельские показания и перечислялись телица, которые были вправе отказаться от дачи показаний (ст. 370), не допускались к даче свидетельских показаний (ст. 371), могли быть отведены от свидетельствования по ходатайству противоположной стороны (ст. 373).

    Сходная правовая регламентация содержится в современном ГПК. Во многом основания освобождения лиц от дачи показаний, предусмотренные в ГПК, имеют сходство с Уставом гражданского судопроизводства, за исключением наделения такой привилегией депутатов представительных органов власти и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

    Каковы же причины введения свидетельского иммунитета? В обществе существуют определенные группы отношений, которые предполагают полную откровенность. Если люди знают, что в случае судебного разбирательства другая сторона их отношений будет вынуждена рассказать обо всем, что она узнала, откровенности отношений быть не может. Бесспорно, что такими свято охраняемыми отношениями стали отношения между священником и прихожанином. В странах с состязательным судопроизводством такими особо охраняемыми отношениями являются отношения между адвокатом и клиентом.

    В свое время известный американский процессуалист Д. Витморе определил основные фундаментальные условия, необходимые для установления свидетельского иммунитета (или по терминологии англо-американского процесса – привилегий). Во-первых, отношения должны исходить из конфиденциальности, из того, что обсуждавшиеся сведения не будут раскрыты. Во-вторых, элемент конфиденциальности должен быть существенным в отношениях между сторонами. В-третьих, это должно быть отношение, которое, по мнению общества, следует старательно поддерживать и охранять. В-четвертых, вред, нанесенный отношению в результате раскрытия соответствующих сведений, должен быть больше, чем выгода, полученная при правильном рассмотрении дела . В любом обществе есть интересы, защита которых чрезвычайно важна.

    Свидетельский иммунитет создается и существует в интересах его держателей (т.е. тех лиц, на которых он распространяется). Возникает свидетельский иммунитет с момента конфиденциальной коммуникации, переживает, как правило, смерть держателя и распространяется на все стадии процесса.

    В российском гражданском процессе предусмотрено три группы отношений, на которые распространяется абсолютный свидетельский иммунитет:

    • 1) представители по гражданскому делу или защитники по уголовному делу, делу об административном правонарушении не дают показаний об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением обязанностей представителя или защитника. Согласно Федеральному закону от 31.05.2002 № 63-ΦЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокаты обязаны сохранять адвокатскую тайну. Вместе с тем представителями по гражданским делам, защитниками по уголовным делам или по делам об административных правонарушениях могут быть не только адвокаты. Во всех случаях указанные представители, защитники обладают абсолютным иммунитетом от дачи свидетельских показаний относительно обстоятельств, которые стали им известны в связи с исполнением обязанностей представителя или защитника. Иммунитет возникает с момента заключения договора на выполнение соответствующих услуг (в случае договорного представительства);
    • 2) судьи, присяжные или арбитражные заседатели – о вопросах, возникавших в совещательной комнате в связи с обсуждением обстоятельств дела при вынесении решения суда или приговора. В соответствии с АПК, ГПК, УПК действует тайна совещания судей как процессуальная гарантия принципа независимости судей. Суд проводит совещание при принятии решения (приговора) по делу. Содержанием тайны совещания судей является ограничение лиц, участвующих в совещании, запрет разглашать суждения, высказанные во время совещания (ст. 194 ГПК). Поскольку дела могут рассматриваться не только профессиональными судьями, но и с участием арбитражных, присяжных заседателей, то все они, входя в судебный состав по рассмотрению дел, защищены свидетельским иммунитетом от дачи показаний по вопросам, возникавшим в совещательной комнате в связи с обсуждением обстоятельств дела при вынесении решения суда или приговора;
    • 3) священнослужители религиозных организаций, прошедших государственную регистрацию, – об обстоятельствах, которые стали им известны из исповеди. В соответствии с Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" тайна исповеди охраняется законом.

    При наличии абсолютного иммунитета указанные лица ни в каких случаях не подлежат допросу относительно перечисленных обстоятельств, но могут быть допрошены по другим обстоятельствам. Не трудно заметить, что закон защищает указанные категории лиц от разглашения информации, которая стала им известной в результате их профессиональной деятельности. Тем самым защищаются интересы соответственно прихожан, доверителей и подсудимых, а также судей, арбитражных и присяжных заседателей.

    Лицо, обладающее относительным иммунитетом, вправе отказаться от дачи свидетельских показаний, но при желании вправе дать показания в качестве свидетеля.

    Иными словами, в отличие от абсолютного иммунитета обладатель относительного иммунитета самостоятельно решает вопрос, воспользоваться ли ему предоставленным правом не давать свидетельские показания или дать показания.

    В соответствии со ст. 51 Конституции РФ "никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников". Соответственно обладатель указанного иммунитета решает самостоятельно, давать или не давать свидетельские показания против себя самого, своего супруга и близких родственников. ГПК раскрывает круг субъектов, обладающих относительным иммунитетом, предусмотренных в ст. 51 Конституции РФ:

    • 1) гражданин не обязан свидетельствовать против себя самого;
    • 2) супруг – против супруга; дети, в том числе усыновленные, – против родителей, усыновителей; родители, усыновители – против детей, в том числе усыновленных;
    • 3) братья, сестры – друг против друга; дедушка, бабушка – против внуков; внуки – против дедушки, бабушки.

    Помимо указанных лиц относительным иммунитетом обладают:

    • депутаты законодательных органов – в отношении сведений, ставших им известными в связи с исполнением депутатских полномочий. В гражданском процессуальном законодательстве отражено положение ст. 15 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому депутаты законодательных органов не обязаны давать свидетельские показания в отношении тех сведений, которые стали им известными в связи с исполнением ими депутатских полномочий;
    • Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации – в отношении сведений, ставших ему известными в связи с выполнением своих обязанностей. В соответствии со ст. 24 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" указанное лицо обладает относительным иммунитетом в отношении сведений, ставших ему известными в связи с выполнением его обязанностей. Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ не обладают аналогичным правом.

    В различных странах существуют отличающиеся друг от друга подходы к определению тех или иных групп отношений, охраняемых свидетельским иммунитетом. Например, в США к таким группам отношений относятся: юрист – клиент, врач – пациент и пр.

    • Цит. по: Lempert R.O., Saltzburg S. A. A modern approach to evidence: Text, problems, transcripts and cases. 6-th ed. St. Paul., 1982. P. 649.