Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Управление защитой охраной окружающей среды. Управление в области охраны окружающей среды. Социальное значение управления природопользованием и охраной окружающей среды

    Управление защитой охраной окружающей среды. Управление в области охраны окружающей среды. Социальное значение управления природопользованием и охраной окружающей среды

    Исполнительной власти, местного самоуправления и специально уполномоченными органами, главным из которых является Министерство природных ресурсов РФ (МГТР России). На МПР возложены выработка и проведение природоохранной политики в стране, координация соответствующих работ в отраслях и ведомствах, проведение экологической экспертизы, проведение экологического контроля и некоторые другие обязанности. МПР также обеспечивает рациональное природопользование (добыча полезных ископаемых, использование вод), государственный экологический контроль за охраной и рациональным использованием поверхностных и подземных вод, а также воды в системе хозяйственного водопользования. Ведомство имеет территориальные органы.

    Выбросы в атмосферу и гидросферу могут привести к экологическим катастрофам, поэтому большая роль в их предотвращении и ликвидации последствий принадлежит МЧС России. Таможенный комитет предотвращает ввоз в Россию растений и животных, опасных для флоры и фауны страны.

    Управление охраной окружающей среды в субъектах федерации, в краях, областях и городах осуществляется органами представительной (законодательные собрания, городские думы и т. п.) и исполнительной (правительства, мэрии и т. п.) власти.

    Органы государственного экологического контроля включают в себя органы исполнительной власти, службу контроля в сфере природопользования и экологической безопасности МПР России, а также Госатомнадзор России, Федеральную службу земельного кадастра России, Минздрав России(одна из функций которого - проведение санитарно-эпидемиологического надзора) и некоторые другие, осуществляющие государственный контроль в достаточно узком направлении (защита окружающей среды от воздействия объектов атомной энергетики, охрана и рациональное использование рыбных ресурсов и т. д.).

    Представители этих органов имеют право давать обязательные для выполнения предписания, привлекать к административной ответственности должностных лиц, нарушивших природоохранное законодательство, направлять в суд иски на возмещение природе ущерба и многое другое.

    Важнейшим надзорным органом по охране окружающей среды и рациональному природопользованию является природоохранная прокуратура. В ряде субъектов федерации имеется экологическая милиция. Важную роль в обеспечении требований природоохранного законодательства играют суды.

    Ведомственный экологический контроль осуществляют службы охраны природы министерств и ведомств (при их наличии), а на предприятиях - службы производственного контроля, которые следят за выполнением санитарных правил и санитарно-противоэпидемических мероприятий .

    Министерство общего профессионального образования

    Российской Федерации

    КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Контрольная работа

    по дисциплине «Управление охраной окружающей среды»

    Студентки 5курса Шифр 03-ЗДО-051

    Специальность 280202 Инженерная защита окружающей среды

    Перепечаевой Татьяны Алексеевны

    Рецензент Выскубова Елена Николаевна

    Дата поступления работы___________________

    1. Управление как форма охраны окружающей среды

    2. Функции юридической ответственность за нарушение законодательства по охране окружающей среды.

    3. Способы и принципы возмещения экологического вреда

    4. Система стандартов ISO 9000 и ISO 14000

    5. Экологический менеджмент (понятия, задачи, инфраструктура)

    6. Экологические службы промышленных предприятий (характеристика)

    7. Экологический аудит (цели, задачи)

    8. Аудит природоохранных расходов организации (книга)

    9. Организационная структура экологического страхования

    10. Инвестиции в эколого-экономические проекты

    Список использованных источников

    1. Управление как форма охраны окружающей среды

    В экологическом смысле управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формулирования и достижения целей организации. Управление природопользования подразумевает управления ни экологией или природными процессами, а действиями людей, включенных в природные системы.

    Цель управления в сфере экологических отношений - обеспечение охраны ОС от негативного воздействия в процессе хозяйственной и иной деятельности, а также рациональное природопользование при сохранении баланса с социально-экономическими потребностями общества. В России в настоящее время существуют следующие виды управления в области охраны ОС: государственное (в том числе на уровне субъектов федерации) и производственное. Федеральным законом от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС» (ст. 10) введено также управление в области охраны ОС, осуществляемое органами местного самоуправления, на уровне муниципальных образований.

    Производственное управление - экологическое управление в масштабах отдельной организации. Для того чтобы экологическая политика организации была действенной, она должна проводиться в рамках определенной системы административного управления и объединяться в единое целое с общей административной деятельностью. Наибольшая эффективность природоохранных мероприятий достигается при включении их в стратегический план организации и при решении задач повышения современной конкурентоспособности продукции.

    Управление природопользования - совокупность методов и инструментов управления, с помощью которых обеспечивается должный уровень экологической безопасности производства и воспроизводится качество окружающей среды.

    Методы управления выбираются на основе информационного и нормативно-правового обеспечения процесса управления.

    Методы управления - совокупность приемов и способов воздействия на людей для достижения целей или решения определенных задач.

    Выбор методов управления включает:

    Оценку ситуации для определения основного направления воздействия;

    Выбор состава методов, подходящих для достижения поставленных целей;

    Обеспечение условий эффективности принятия выбранных методов.

    В управлении охраной ОС организация выбора методов управления включает:

    Формирование экополитики;

    Конкретизация целей и задач экополитики, установления приоритетов;

    Выработка стратегий природопользования;

    Выбор методов управления;

    Создание информационного и нормативно-правового обеспечения управления;

    Создание институционной инфраструктуры для обеспечения управления в сфере природопользования.

    2. Функции юридической ответственность за нарушение законодательства по охране окружающей среды.

    Наряду с позитивной ответственностью, которая представляет собой необходимость исполнить юридические обязанности, отвечать за поступки, которые человек может совершить в будущем, существует другое собственное юридическое понятие ответственности - ретроспективной ответственности за прежние поступки. Это наложение на правонарушителя мер государственного принуждения, применение юридических санкций за правонарушение. Такая ответственность представляет собой своеобразное отношение государства и правонарушителя, где государство в лице своих правоохранительных органов имеет право наказать правонарушителя, восстановить нарушенный правопорядок, а правонарушитель призван быть осужденным, т.е. лишиться определенных благ, претерпеть те или иные установленные законом неблагоприятные последствия.

    Основаниями юридической ответственности являются:

    1) норма права, запрещающая определенное деяние и предусматривающая применение санкций за его совершение. Без закона не могут быть применены меры государственного принуждения;

    2) факт совершения правонарушения, т.е. виновного деяния, совершенного деликтоспособным субъектом;

    3) принятие властного акта компетентным правоохранительным органом (судом, милицией, государственной инспекцией и т.д.), осуждающего правонарушителя, накладывающего на него меры наказания, а также восстанавливающего нарушенный правопорядок.

    Наряду с юридической ответственностью государством применяются и другие меры принудительного воздействия. Это предусмотренные законом принудительно-обеспечительные меры (обыск, выемка, задержание), принудительное лечение, реквизиция, закрытие границ, противоэпидемиологические мероприятия и др.

    Принципы юридической ответственности:

    1. Законность - ответственность должна налагаться в пределах закона соответствующим компетентным органом, с соблюдением предусмотренного законом процессуального порядка и за деяния, которые прямо предусмотрены действующим правом.

    2. Гуманизм - забота и внимание к личности, установление законом возможности смягчения наказания или освобождения от него, запрет пыток, наказаний, причиняющих физические страдания, ущемляющих человеческое достоинство.

    3. Индивидуализация - наказание должно применяться в зависимости от тяжести правонарушения, с учетом личности нарушителя, обстоятельств дела, целей и мотивов деяния.

    4. Справедливость - соответствие мер наказания общепризнанным нормам и принципам общечеловеческой морали, согласие общественного мнения с решением правоохранительного органа.

    5. Неотвратимость - ни одно правонарушение не должно оставаться вне внимания правоохранительных органов, без негативных последствий для правонарушителя. Реакция государства в различных формах (осуждение и даже освобождение от наказания) должна быть на любой противоправный поступок. Для эффективной борьбы с правонарушениями важна, в первую очередь, не суровость наказания, а его неотвратимость.

    6. Своевременность - действенность, социальный эффект мер ответственности будут тем выше, чем быстрее, оперативнее будет расследовано правонарушение и принято решение по делу.

    7. Состязательность процесса и право на защиту лица, привлеченного к ответственности.

    8. Презумпция невиновности. Каждое лицо, обвиняемое в совершении правонарушения, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в силу актом правоохранительного органа.

    9. Ответственность за деяния, поступки людей, а не за их мысли, идеи, убеждения

    Экологическое правонарушение - это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или несущее реальную угрозу причинения, либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

    Выделяются следующие признаки для экологических правонарушений:

    1. противоправность (общая и специальная), т.е. наличие запрета поведения, установленного нормой экологического или иного закона;

    2. виновность;

    3. наказуемость, т.е. наличие санкции за нарушение запретов, установленных в законе, и органов (лиц), уполномоченных от имени государства на их применение;

    4. экологичность причиняемого вреда, что проявляется в характеристиках объекта посягательства;

    5. субъективность как указание на статус, качества, свойства, либо принадлежность лиц (физических и юридических), привлекаемых к ответственности;

    6. общественная опасность, отражаемая, прежде всего, указанием на объект и объективную сторону посягательства (последствия);

    7. установление типов составов правонарушений (материальных, формальных).

    Объектами экологических правонарушений являются охраняемые законом правовые блага (общественные отношения), в том числе ОС или отдельные ее свойства, качества; средообразующие элементы - земля, недра, воды, атмосфера, растительный и животный мир, экологическая безопасность населения и территорий; экологический правопорядок; жизнь, здоровье и имущество людей.

    Объективная сторона представлена деянием, состоящим в нарушении предписаний, установленных законодательством и иными нормативными актами в областях ООС.

    Субъектами экологического правонарушения являются физические, в том числе должностные лица и лица, исполняющие административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции в коммерческих организациях, а также юридические лица.

    Субъективная сторона - вина в форме умысла (прямого и косвенного), либо неосторожности. В ряде случаев обязательными признаками являются мотив и цель.

    Юридическая ответственность есть реакция государства на правонарушение. Поэтому и ее виды определяются в соответствии с видами правонарушений. Преступления влекут уголовную ответственность, а проступки - соответственно административную, дисциплинарную и гражданско-правовую.

    На федеральном уровне данное управление осуществляется Федеральным собранием, Президентом, Правительством РФ и специально уполномоченными на то органами, главным из которых является Министерство природных ресурсов РФ.

    На региональном уровне управление охраной окружающей среды ведется представительными и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, а также территориальными органами специально уполномоченных ведомств.

    На всех уровнях разработка обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, возложена на органы Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Они же осуществляют согласование разрешений на все основные виды природопользования. На промышленных объектах для управления охраной окружа ю щей среды (ООС) создаются отделы охраны природы (охраны окружающей среды) либо их функции выполняет какое-либо подразделение предприятия (например, отдел главного механика). Во всех случаях негативные воздействия на атмосферу, гидросферу и почвы должны ограничиваться и необходимо вести постоянный производственный контроль состояния этих сред. Основой управления ООС являются законодательные и подзаконные акты, рассмотренные выше, которые предполагают единую систему управления в стране, а также международное сотрудничество в данной области. Управление ООС базируется на информации, получаемой системой мониторинга окружающей среды. Эта система состоит из трех ступеней: наблюдения, оценки состояния и прогноза возможных изменений. Мониторинг осуществляет наблюдение за антропогенными изменениями, а также за естественной природой. В системе различают три уровня: санитарно-токсический, экологический и биосферный.

    Санитарно-токсический мониторинг - наблюдение за состоянием качества окружающей среды, главным образом, за степенью загрязнения природных ресурсов вредными веществами и влияние этого процесса на живые организмы, а также определение наличия шумов, аллергенов, пыли, патогенных микроорганизмов, неприятных запахов, сажи; контроль содержания в атмосфере оксидов серы и азота, оксида углерода, соединений тяжелых металлов, качества водных объектов.

    Экологический мониторинг определяет изменения в экосистемах, их продуктивность, а также выявляет динамику запасов полезных ископаемых, водных, земельных и растительных ресурсов.

    Биосферный мониторинг осуществляется в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды на базе международных био сферных станций, восемь из которых располагаются у нас в стране.

    В 2000 г. в РФ введен социально-гигиенический мониторинг , контролирующий, кроме среды обитания, состояние здоровья населения, а также социальные факторы: условия труда, быта, климатические условия, качество питания, водоснабжения и т. п.

    Управление природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства.

    Управление в данной сфере выступает как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений , образующих само экологическое право .

    Цель управления природопользованием и охраной окружающей среды:

    • обеспечение охраны окружающей среды и рационального природопользования.

    Социальное значение управления природопользованием и охраной окружающей среды:

    • определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, обеспечивается
      1. соблюдение экологических и законных интересов человека и гражданина ,
      2. сохранение и восстановление благоприятного состояния природы.

    Прежде всего, в рамках управления (а затем - с помощью правоохранительных органов) достигаются цели, поставленные экологическим правом, и его эффективность.

    Определяя место государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в механизме экологического права, важно подчеркнуть, что оно осуществляется в рамках исполнительной власти государства.

    Субъекты управления природопользованием и охраной окружающей среды:

    • общественные формирования и ;
    • юридические лица;
    • государственные органы;
    • муниципальные органы.

    Виды управления природопользованием и охраной окружающей среды:

    • общественное;
    • производственное;
    • муниципальное;
    • отраслевое (ведомственное);
    • государственное управление.

    Функция управления природопользованием и охраной окружающей среды - это постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования. К таким относятся:

    Функции управления природопользованием и охраной окружающей среды

    • подзаконное нормотворчество;
    • создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;
    • координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;
    • экологическое планирование;
    • экологическое нормирование;
    • экотехническая регламентация;
    • экологическая стандартизация;
    • оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;
    • экологическая экспертиза;
    • экологическое лицензирование;
    • экологическая сертификация;
    • экологический аудит;
    • экологический мониторинг (наблюдение за состоянием окружающей среды);
    • учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий;
    • экологическое воспитание и образование;
    • проведение научных исследований по вопросам окружающей среды;
    • экологический контроль;
    • разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.

    Методы государственного управления в области охраны окружающей среды:

    • административный (прямой) метод (например, приказ);
    • экономический (косвенный) метод (создание условий экономической заинтересованности);
    • моральный и материальный (награждение, взыскание, премия и т.п.).

    Очевидно, что не все субъекты управления осуществляют вышеперечисленные функции. Например, такие функции, как экологическое нормирование, лицензирование, сертификация выполняются лишь в рамках государственного управления.

    Общественное управление природопользованием и охраной окружающей среды непосредственно связано с реализацией положения ст. 1 Конституции РФ о том, что Россия - демократическое правовое государство. Участие общественных формирований и граждан в управлении регулируется рядом законодательных и подзаконных актов, уставами общественных формирований. Наиболее значимыми функциями общественного управления является участие граждан и общественных формирований в подготовке экологически значимых хозяйственных решений в рамках оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, в принятии таких решений посредством проведения общественной экологической экспертизы, экологическое просвещение и контроль.
    Содержание производственного управления природопользованием и охраной окружающей среды определяется практическими задачами, стоящими перед каждым юридическим лицом (предприятием) по выполнению адресованных ему правовых экологических требований. Наиболее специфическими функциями производственного управления являются планирование, учет вредных воздействий на природу, координация природоохранительной деятельности различных подразделений, экологический контроль.

    Муниципальное управление природопользованием и охраной окружающей среды направлено на решение местных экологических проблем. Оно осуществляется исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления на всей территории России. Деятельность по управлению природопользованием и охраной окружающей среды на местном уровне определяется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г., другими нормативными правовыми актами . К ведению местного самоуправления относятся:

    • владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
    • обеспечение санитарного благополучия населения;
    • регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
    • контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
    • регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
    • благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
    • участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
    • организация и содержание муниципальной информационной службы.

    Отраслевое (ведомственное) управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах своей отрасли или сферы деятельности, если такая деятельность связана с природопользованием или вредным воздействием на окружающую среду. Как и при производственном управлении, содержание отраслевого управления определяется спецификой отрасли или сферы деятельности, характером предприятий, входящих в ее систему, масштабами и видами воздействий на природу.

    Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды строится на основе ряда специфических принципов:

    • законности управления;
    • комплексного (всестороннего) подхода к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды;
    • сочетания бассейнового и административно-территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды;
    • разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов;
    • наиболее эффективного исполнения требований законодательства об окружающей среде в рамках реально существующих экономических и иных возможностей.