Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Верны ли следующие утверждения о конституции. Огэ по обществознанию

    Верны ли следующие утверждения о конституции. Огэ по обществознанию

    А. Исполнение правовых норм является свободным выбором граждан.
    Б. Правовые нормы исходят от государства.

    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    Верны ли следующие суждения о Президенте Российской Федерации?

    А. Президент Российской Федерации является главой государства.
    Б. Президент Российской Федерации избирается всенародным голосованием.

    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    Верны ли следующие суждения о правах человека в демократическом обществе?

    А. Права человека присущи всем людям от рождения.
    Б. Права человека могут дароваться государством своим гражданам.

    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    А. Все законы, принимаемые в государстве, не должны противоречить Конституции.
    Б. Предложения о поправках в Конституции может вносить только Президент РФ.

    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    Верны ли следующие суждения о преступлении?

    А. Преступление - это тяжкое правонарушение.
    Б. Ответственность за преступления предусмотрена нормами уголовного права.

    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    Верны ли следующие суждения о конституции?

    А. Конституция обладает высшей юридической силой.
    Б. Конституция является сводом всех законов государства.

    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?

    А. Конституция Российской Федерации была принята в ходе всенародного голосования.
    Б. Конституция Российской Федерации предусматривает особый порядок внесения в нее изменений и дополнений.

    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    Верны ли следующие суждения о правовых нормах?

    А. Правовые нормы являются обязательными для исполнения гражданами страны.
    Б. Правовые нормы в современном обществе существуют только в письменной форме.

    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    Тема 8. ПРАВО
    Задания уровня А
    А1 . Нормы права, в отличие от норм морали:

    1) регулируют общественные отношения 2) обеспечиваются силой общественного мнения

    3) выражаются в официальной форме 4) опираются на авторитет
    А2. Конституция как Основной Закон государства характеризуется тем, что:

    1) положения, включаемые в нее, не могут быть изменены

    2) они принимаются парламентом страны

    3) ей должны соответствовать все нормативные акты

    4) она детально определяет нормы всех отраслей права


    A3. Что является примером правонарушения?

    1) Невыполнение строительной фирмой условий договора о строитель­стве дома.

    2) Отключение подачи воды из-за форсмажорных обстоятельств в от­дельные дома.

    3) Выезд начинающего водителя на трассу в час пик.

    4) Выступление работника на собрании коллектива с критикой адми­нистрации.


    А4. Первой формой выражения права был (-ла):

    1) судебный прецедент 2) нормативно-правовой акт

    3) правовой обычай 4) правовая доктрина
    А5 . Получение наследства регулируется правом:

    1) административным 2) семейным 3) трудовым 4) гражданским


    А6 . Главным источником семейного права является:

    1) Конвенция о правах ребенка 2) Конституция РФ

    3) Семейный кодекс 4) Гражданский кодекс
    А7. Среди прав, предоставляемых Конституцией РФ 1993 г., новым явля­ется право на:

    1) образование 2) местное самоуправление

    3) выбирать и быть избранным 4) право на жизнь
    А8. Верны ли следующие суждения о функциях Президента РФ согласно Конституции?

    Президент является:

    А. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами.

    Б. Председателем Правительства.

    1) верно только А
    А9 . Верны ли следующие утверждения о правовых актах?

    А. Одним из признаков нормативного правового акта является письменная форма.

    Б. Законы отличаются от подзаконных нормативных правовых актов тем, что принимаются судебными органами власти.

    1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    А10. Что из перечисленного является дисциплинарным проступком?

    1) опоздание на занятия без уважительной причины

    2) невыплата заработной платы сотрудникам

    3) оскорбление гражданина в транспорте

    4) проезд на автомобиле с превышением скорости


    A 11 . Носителем суверенитета и единственным источником власти в Россий­ской Федерации является:

    1) Президент 2) Правительство 3) Федеральное собрание 4) Народ России


    А12 . Верны ли следующие суждения о Всеобщей декларации прав человека?

    Во Всеобщей декларации прав человека:

    А. Собраны все документы о правах человека.

    Б. Определены международные стандарты прав и свобод человека.

    1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верно А и Б 4) Оба суждения неверны
    А13. Полная дееспособность в России наступает в:

    1) 18 лет 2) 14 лет 3) 15 лет 4) 16 лет
    А14 . Правоспособность человека наступает:

    1) в момент рождения 2) после наступления совершеннолетия

    3) после вступления в брак 4) при получении образования


    А15. Свобода совести предполагает:

    1) возможность не отвечать за собственные проступки

    2) право исповедовать любую религию или быть атеистом

    3) возможность говорить неправду родителям

    4) право обманывать близких
    А16. Укажите лишнее в перечне отраслей права:

    1) конституционное право 2) уголовное право

    3) гражданское право 4) парламентское право
    А17 . Какое из перечисленных правонарушений относится только к уголов­ным, в отличие от административных проступков:

    1) оскорбительное приставание к гражданам в транспорте

    2) нецензурная брань в общественном месте

    3) управление автомобилем в нетрезвом состоянии

    4) неуставные отношения в армии
    А18 . Какое из нижеприведенных положений не относится к правам человека:

    1) право на свободу мысли, слова, совести 2) право собственности

    3) право иметь друзей 4) право на свободу убеждений
    А19 . Какое из перечисленных прав относится к правам ребенка:

    1) право на заботу и воспитание

    2) право выбора способа воспитания

    3) право на свободное распоряжение собственностью родителей

    4) право выражать мнение по всем вопросам семейной жизни


    А20. Согласно Конституции РФ в нашей стране:

    1) высшее профессиональное образование обязательно

    2) принудительный труд запрещен

    3) предпринимательская деятельность обязательна

    4) владение, пользование и распоряжение землей на началах частной собственности запрещены
    А21 . Верны ли следующие суждения о Конституции РФ в иерархии право­вых норм?

    А. Ни одна норма права ни в одной сфере правового регулирования не может противоречить нормам Конституции.

    Б. Особенность Конституции как нормативного акта высшей юридиче­ской силы состоит в невозможности изменить ни одну из содержащих­ся в ней норм.

    1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
    А22. Право возникает одновременно с появлением

    1) религиозных воззрений 2) человека современного типа

    3) общественных институтов 4)государства
    А23. Верны ли следующие суждения?

    Нормативно-правовой акт появляется в результате:

    А. Деятельности государственных органов.

    Б. Всенародного референдума.

    3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
    А24. Права и обязанности личности, закрепленные в законах, называются:

    1) правовым статусом 2) социальным статусом

    3) личным статусом 4) гражданским статусом


    А25. Верны ли следующие суждения о делении права на частное и публич­ное?

    А. Деление права на частное и публичное означает юридическое при­знание того, что государство имеет право вмешиваться во все сферы общественной жизни.

    Б. Данное деление означает юридическое признание сфер обществен­ной жизни, вмешательство в которые государства и его органов огра­ничено законом.

    1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

    КОММЕНТАРИИ: Частное право - собирательное понятие, означающее отрасли права, регулирующие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и в личных отношениях, в отличие от публичного права, которое регулирует и охраняет общие интересы. Ядро частного права составляет гражданское право, регулирующее имущественные, связанные с ними неимущественные отношения, а также торговое право (в тех странах, где действует торговое право).

    А26 . К видам дисциплинарных взысканий относится:

    1) лишение свободы 2) лишение необоснованно присвоенного имущества

    3) увольнение с работы 4) лишение почетного звания
    А27 . Высшей юридической силой среди перечисленных нормативно-право­вых актов обладает:

    1) указ Президента РФ 2) постановление Правительства РФ

    3) приказ Министра обороны РФ 4) конституционный закон РФ
    А28. Объявление амнистии относится к конституционным полномочиям:

    1) Федерального собрания РФ 2) Конституционного собрания РФ

    3) Государственной думы РФ 4) Совета Федерации РФ
    А29. Ни один закон и подзаконный акт РФ не может:

    1) противоречить Конституции РФ

    2) вступить в законную силу без решения Конституционного суда

    3) вступить в законную силу без указа Президента РФ

    4) противоречить постановлениям Правительства РФ


    А30. Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя Российской Федерации?

    А. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновен­ность своей территории.

    Б. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина в РФ - обязанность государства.

    1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


    Задания уровня В

    В1. Какому понятию соответствует следующее определение?

    Система норм, устанавливаемых и контролируемых государством, ис­полнение которых обеспечивается силой государственного принужде­ния называется...

    ПРАВО
    В2. Запишите пропущенное слово:

    Примером нормы... права является следующая норма: «Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения».

    ГРАЖДАНСКОГО
    ВЗ . Какое слово пропущено?

    Права - обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт.

    ИСТОЧНИКИ
    В4. Вставьте пропущенное слово:

    Субъектами правоотношений являются физические и... лица.

    ЮРИДИЧЕСКИЕ
    В5. Ниже приведен ряд терминов. Какой из них не соответствует понятию «правовая культура»?

    Правовые знания, уважение к праву и закону, правомерное поведение, правовые чувства .
    В6. Установите соответствие между ветвями власти, указанными в первом столбце, и их полномочиями, указанными во втором.


    ВЕТВЬ ВЛАСТИ

    ПОЛНОМОЧИЕ

    1. Законодательная власть

    А. Создает законы

    2. Исполнительная власть

    Б. Защищает право

    3. Судебная власть

    В. Реализует принятые решения

    1

    2

    3

    А

    В

    Б

    В7 . Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

    (1) Теория прав человека должна сформулировать те основные прин­ципы, которые являются ценностными ориентирами в современном мире. (2) Такие принципы формировались исторически, совершенст­вовались, и сегодня они являются неотъемлемой частью человеческой культуры. (3) Эти принципы закреплены в Основном Законе Россий­ской Федерации. (4) Статья 2 Конституции РФ провозгласила: «Чело­век, его права и свободы являются высшей ценностью». Определите, какие положения текста носят:

    А) фактический характер

    Б) характер оценочных суждений



    1

    2

    3

    4

    Б

    Б

    А

    А

    В8. Установите соответствие между конкретной ситуацией и правоотно­шением, которое она иллюстрирует.


    СИТУАЦИЯ

    ПРАВООТНОШЕНИЕ

    1. В квартире гражданина Л. всю ночь играла музыка, мешающая соседям спать

    А. Административное

    2. Гражданин Н. взял в долг у друзей деньги на покупку машины

    Б. Гражданское

    3. Строители заключили договор на строи­тельство дачного дома

    4. Гражданин X. был доставлен в отделение милиции за нецензурную брань в обществен­ном транспорте

    Ответ:

    1

    2

    3

    4

    А

    Б

    Б

    А

    В9. Установите соответствие между отраслями права, приведенными в первом столбце, и суперотраслями права, приведенными во втором.

    Ответ:


    1

    2

    3

    4

    Б

    А

    Б

    Б

    В10. Завершите фразу:

    «Совокупность норм и отраслей права, закрепляющих и регулирую­щих порядок деятельности органов государственной власти и управле­ния, формирования и работы законодательных, правительственных и иных учреждений, осуществления правосудия, называется... пра­вом».

    ПУБЛИЧНЫМ
    В11 . Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие право, и обведите цифры, под которыми они указаны.

    1) Определяет границы должного поведения людей.

    2) Относится к нормативной системе общества.

    3) Существует как в устной, так и в письменной форме.

    4) За нарушение этих норм следует общественное порицание.

    5) Формулируется и поддерживается государством.

    125
    В12. В приведенном ниже списке найдите положения, относящиеся к кон­ституционному праву РФ.

    1) Верховенство Конституции и федеральных законов РФ на всей ее территории.

    2) Идеологическое многообразие.

    3) Условия и порядок заключения трудового договора.

    4) Признание прав и свобод человека высшей ценностью.

    5) Установление обстоятельств освобождения от уголовной ответствен­ности.

    124
    В13. Установите соответствие между конкретным выражением санкций, данных в первом столбце, и видом, к которому они относятся, данных во втором.


    ВЫРАЖЕНИЕ САНКЦИЙ

    ВИДЫ САНКЦИЙ

    1. Объявление выговора

    А. Формальные негативные санкции

    2. Проявление недружелюбия

    Б. Неформальные негативные санкции

    3. Отказ от сотрудничества

    4. Наложение штрафа

    5. Объявление бойкота

    1

    2

    3

    4

    5

    А

    Б

    Б

    А

    Б

    Задания уровня С

    Дайте развернутый ответ.

    С1. Назовите любые три вида правоотношений.

    НАПРИМЕР, АДМИНИСТРАТИВНЫЕ, ГРАЖДАНСКИЕ, ТРУДОВЫЕ, УГОЛОВНЫЕ
    С2. Старшеклассник без разрешения забрал из открытого портфеля одно­классника компакт-диск и присвоил его себе. Являются ли его дейст­вия правонарушением? Укажите три признака, по которым вы его оп­ределили.

    Да, являются. Признаки правонарушения:

    - компакт-диск взят без разрешения;

    - незаконно присвоен;

    - тем самым был нанесен материальный урон владельцу компакт-диска .
    СЗ. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

    ПРАВО И ЗАКОН

    Существует следующее понимание сущности права: право - это не за­коны, принимаемые демократически избранными учреждениями и вы­ражающие суверенную волю народа, а общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечеткие, аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопо­рядка и задач его укрепления, ибо указанные принципы, идеи («непи­саное право»), несмотря на их, бесспорно, высокую ценность, все же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критерия­ми правомерного и неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить стабильность и организован­ность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль.

    В этом случае открывается простор для... произвола, поскольку свобо­да, демократия, мораль понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по-разному... Да и почему за­коны (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех обще­принятых процедур) не могут выражать указанные идеалы? Встает также непростой вопрос о том, кто и как должен определять - «право­вой» тот или иной закон или «неправовой»? Где критерии? Кто судьи? Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права..., их отождествление недопустимо. Но и из­лишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достиже­нию позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм...

    1) Укажите два подхода к пониманию сущности права, сформулиро­ванные в тексте.
    В ответе должны быть указаны следующие подходы:

    право - это законы, принимаемые демократически избранными учреждениями

    и выражающие суверенную волю народа;

    право - это общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности,

    справедливости.

    Допускаются иные формулировки, не искажающие смысл ответа.
    2) Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является пра­вильным? Приведите три любых аргумента из текста, приводимых автором.
    В ответе должно быть указано, что автор разделяет первый подход к пониманию сущности права - законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающими суверенную волю народа.

    Аргументами из текста могут быть любые три, например:

    размываются критерии правомерного и неправомерного, законного и противозаконного;

    остается неясным вопрос о критериях определения закона как «правового» или «неправового»;

    порождается правовой нигилизм;

    затрудняется решение задачи укрепления правопорядка;

    затрудняется задача поддержания стабильности и организованности в обществе;

    открывается простор для произвола в политике.
    3) Какой термин, равнозначный термину «источник права», употреб­лен в тексте? Назовите три основных источника права.
    В ответе должно быть указано:

    источниками права являются: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор.
    4) Какую функцию права называет автор? Назовите любые три других функции права в обществе.
    В ответе должна быть указана регулятивная функция права, обозначенная в тексте автором.

    Могут быть указаны любые три другие функции:

    - экономическая

    - политическая

    - социальная

    - охранительная.
    С4. Назовите три любых признака гражданского общества.
    Могут быть названы любые три признака гражданского общества:

    - социальная основа - средние классы;

    - правовая основа - судебная и общественная защита прав человека;

    - нравственная - взаимное доверие людей;

    - культурная: наличие возможностей для массового приобщения к культуре;

    - не собственность подчиняется общему благу, а общее благо вытекает из собственности личности;

    - не закон лежит в основе прав человека, а права человека - в основе закона и т.д.
    С5 . Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите в виде сочинения-эссе свои мысли по поводу поднятой проблемы, опира­ясь на понятия обществоведческого курса, факты общественной жиз­ни и личный опыт.

    1. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы они одинаково были подчинены законам». (Ж.Даламбер)

    2. «Правосудие должно совершиться, хотя бы погиб один человек».

    (Античный афоризм)

    3. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». (Всеобщая декларация прав человека (1948)


    Задачи по праву на ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

    (с решениями)
    1. Инвалид В. не может прибыть на избирательный участок в день выборов. Поэтому он заранее написал заявление, в кото­ром требовал, чтобы представители избирательной комиссии организовали выезд к нему на дом с переносной урной для го­лосования. Но в день голосования к нему никто не приехал.

    Какое право гражданина В. было нарушено? Приведите три примера реализации гражданами своих изби­рательных прав.
    ОТВЕТ:

    Нарушено право гражданина В. на участие в голосовании (избирательное право).

    Могут быть приведены следующие примеры:


    1. Участие в голосовании в качестве избирателя - активное избира­тельное право

    2. Выдвижение своей кандидатуры для участия в выборах - пассивное избирательное право

    3. Право на получение открепительного удостоверения для осуществ­ления голосования на другом избирательном участке

    4. Право досрочного голосования

    5. Право осуществлять голосование в день выборов на дому.

    2. Пятнадцатилетний школьник решил на время летних кани­кул трудоустроиться. Охарактеризуйте его правовое положе­ние как работника с точки зрения его прав, вида работы, вре­мени работы и отдыха, условий труда.
    ОТВЕТ:


    1. В соответствии с Трудовым кодексом РФ, трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим 15 лет , для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью. А с согласия одного из родителей и разрешения органа опеки и попечительства - с 14 лет , для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда здоро­вью и не нарушающего процесса обучения.

    2. Для работников до 16 лет установлена сокращенная продолжитель­ность рабочего времени - не более 24-х часов в неделю (на каникулах ), а в течение учебного года для учащихся образовательных учреждений - не более половины, т. е. 12 часов в неделю.
    3. Запрещается привлекать несовершеннолетних к сверхурочным ра­ботам, к работе в выходные дни, к работе, связанной с вредными условия­ми труда.

    3. Р. в детстве посещал детский сад, затем обучался в общеобра­зовательной школе. После окончания девяти классов он учился в профессиональном училище и получил профессию сварщи­ка. Отслужив в армии, Р. поступил в институт машинострое­ния и окончил его. Какие ступени образования прошел Р.?

    ОТВЕТ:


      Дошкольное образование

    1. Начальное образование

    2. Основное общее образование

    3. Начальное профессиональное образование

    4. Высшее профессиональное образование
    4. Назовите три международно-правовых акта, посвященных правам человека.
    ОТВЕТ:

    1. Всеобщая декларация прав человека (1948)

    2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах(1966)

    3. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966)

    4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950)

    5. 1 марта 2009 года в РФ вступил в силу закон, согласно кото­рому наказания за отдельные виды преступлений ужесточи­лись. Гражданка К. совершила одно из таких преступлений в октябре 2008 года. Суд состоялся уже после вступления закона в силу. Будет ли изменен приговор на более суровый? Свой ответ аргументируйте.
    ОТВЕТ:

    Приговор суда в отношении гражданки К. изменен не будет, так как в данном случае действует конституционный принцип «Закон, устанавлива­ющий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет» (статья 54 Конституции РФ).


    6. Мэр города стал собственником большинства акций муни­ципального органа печати. Как это может повлиять на содер­жание информации, публикуемой в данной газете? Аргумен­тируйте свой ответ.
    ОТВЕТ:

    1. Возможно, что содержание информации в газете станет необъектив­ным, будет соответствовать официальной точке зрения, исчезнут крити­ческие статьи о работе администрации города, наоборот, появятся хвалеб­ные в адрес мэра. Газета станет хорошим средством для борьбы с конкурентами на должность главы администрации и инакомыслящими.

    2. В данном случае нарушается право прессы на свободу, а также право граждан на получение объективной информации о деятельности админис­трации города и органов местного самоуправления. Это противоречит де­мократическим принципам.

    7. Гражданин В., находясь в разводе со своей женой, платил али­менты несовершеннолетней дочери. Через несколько лет, когда дочь стала совершеннолетней, закончила колледж и поступила на работу, он обратился за материальной помощью к дочери, на что получил отказ. Дочь объяснила, что отец был в разводе с матерью, проживал отдельно и в ее воспитании не участвовал. Прокомментируйте данную ситуацию с точки зрения правовых норм.
    ОТВЕТ:

    В соответствии со ст. 38 Конституции РФ трудоспособные дети, дос­тигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Если на момент обращения за помощью к дочери гражданин В. является нетрудос­пособным, то он имеет право на получение такой помощи. Развод с мате­рью, отдельное проживание и неучастие в воспитании дочери в данном слу­чае значения не имеют. В. не был лишен родительских прав и платил алименты на содержание дочери.


    8. Н. купил телевизор в магазине бытовой техники. Дома были обнаружены серьезные дефекты. Какими правами обладает потребитель для защиты своих нарушенных прав?
    ОТВЕТ:

    Закон о защите прав потребителей устанавливает следующие права: 1) на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья;


    1. на получение информации о товарах и их производителях;

    2. на государственную и общественную защиту этих интересов. На основании данного закона Н. имеет право:

    1. Потребовать, чтобы недостатки были устранены (их устраняют в те­чение 20 дней). Если куплен товар длительного пользования, например, холодильник, изготовитель или продавец на период ремонта предлагает другой, осуществляя за свой счет доставку на дом.

    2. Договориться с продавцом об уменьшении цены за эту вещь, если она ему нужна в таком виде (закон устанавливает 10-дневный срок для раз­решения вопроса таким путем).

    3. Заменить на такой же, но качественный товар (в течение 7 дней).

    4. Заменить на другой товар. Для этого нужно доплатить, если он сто­ит дороже, либо получить деньги, если цена выбранного товара ниже.

    5. Если потребителю (в данном случае Н.) расхотелось иметь куплен­ную вещь, он может возвратить ее в магазин до определенного срока, а день­ги получить обратно.

    9. Гражданин К. обвиняется в совершении преступления. Сле­дователь требует, чтобы он доказал свою невиновность. Про­комментируйте данный факт с точки зрения Конституции РФ.

    ОТВЕТ:

    Действия следователя незаконны. Они нарушают конституционный принцип презумпции невиновности , который заключается в том, что каж­дый обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет до­казана и установлена вступившим в действие приговором суда. Обвиняе­мый не обязан доказывать свою невиновность (ст. 49 Конституции РФ).
    10. Гражданин В. Получил наследство, по которому не уплатил налог. Какие данные необходимы налоговому ведомству для того, чтобы установить, что имело место налоговое правонарушение?

    ОТВЕТ: степень родства с наследодателем. Налог на наследство - прямой налог, которым облагается имущество и/или денежные средства покойного. Плательщиком данного налога является наследник покойного. Федеральный закон от 1 июля 2005 года N 78-ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2006 года, отменил налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения. "Внимание!" Доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца и мать) братьями и сестрами).


    11. При приеме на работу выпускницы пединститута на должность учителя директор школы установил испытательный срок 2 месяца. Охарактеризуйте данный факт с точки зрения трудового законодательства.
    ОТВЕТ: испытательный срок для молодых специалистов не может быть установлен. Испытание при приеме на работу не устанавливается для:

    лиц, избранных по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

    беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет;

    лиц, не достигших возраста восемнадцати лет;

    лиц, окончивших имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения;

    лиц, избранных на выборную должность на оплачиваемую работу;

    лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями;

    лиц, заключающих трудовой договор на срок до двух месяцев;

    иных лиц в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором.

    Срок испытания не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций - шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом.

    При заключении трудового договора на срок от двух до шести месяцев испытание не может превышать двух недель.

    В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности работника и другие периоды, когда он фактически отсутствовал на работе.

    Тест по обществознанию по теме: «Конституция»

    Вариант 1.

    Верны ли следующие суждения об образовании в Российской Федерации?

    А. Конституция РФ гарантирует гражданам бесплатное основное общее образование.

    Б. В РФ предусмотрена возможность бесплатного высшего образования на конкурсной основе.

    1) верно только А.

    2) 2) верно только Б.

    3) 3)верны оба суждения.

    4) 4) оба суждения неверны.

    2.По Конституции СССр 1924 года на Всероссийский съезд Советов выдвигался один делегат от 25.000 городских жителей и 1сельских. Этот факт показывает, что выборы были

    1)неравными

    2)ограниченными

    3)непрямыми.

    4)многостепенными.

    5.Конституция РФ определяет Россию как федеративное государство. Это означает, что

    1) сложилась многопартийная система.

    2) парламент формируется на основе всеобщих выборов.

    3) отдельные территории имеют свои законодательные органы .

    4) народ является единственным источником власти.

    6.Верны ли следующие суждения о Конституции РФ:

    А. Конституция РФ была принята путем всенародного референдума.

    Б. Конституция РФ предусматривает особый порядок внесения в нее изменений и дополнений.


    1) верно только А.

    2) верно только Б.

    3)верны оба суждения.

    4) оба суждения неверны.

    7.К политическим правам и свободам человека относятся:

    3) Избирательные права.

    4) Свобода передвижения

    8.Что относится к полномочиям Совета Федерации:

    1) решение территориальных споров между субъектами РФ

    2) управление федеральной собственностью

    3) разработка и исполнение бюджета страны

    4) определение основных направлений внутренней политики.

    9.Верны ли следующие суждения о Конституции РФ:

    А) Конституция РФ обладает высшей юридической силой.

    Б) Конституция является сводом законов РФ.

    1) верно только А.

    2) верно только Б.

    3)верны оба суждения.

    4) оба суждения неверны.

    10.В центре внимания Всеобщей Декларации прав человека находится защита:

    1) человека во время международных конфликтов

    2) экономической независимости производителей

    1) защита Отечества

    2) служить в рядах вооруженных сил РФ

    3) участвовать в выборах государственных органов власти

    4) уважать Президента РФ

    14.Верны ли следующие суждения о порядке избрания Президента РФ?

    А. Президент РФ избирается гражданами РФ на основе равного, прямого и тайного голосования

    Б. При вступлении в должность Президент РФ приносит клятву народу РФ.

    1) верно только А.

    2) верно только Б.

    3)верны оба суждения.

    4) оба суждения неверны.

    В1 . Запишите слово, пропущенное в схеме:

    правовое государство

    В2. Ниже приведен перечень субъектов РФ. Найдите и укажите термин, выпадающий из общего ряда.

    Край, область, республика, район, автономный округ, автономная область, города федерального значения.

    В3. Установите соответствие между ветвями власти и их основными полномочиями: к каждой по­зиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ВЕТВИ ВЛАСТИ:

    1) законодательная власть

    2) исполнительная власть

    3) судебная власть

    ПОЛНОМОЧИЯ

    А) разработка, обсуждение и принятие законов

    Б) осуществление правосудия

    В) принятие на основе законов и во их исполнение собственных нормативных актов

    Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без про­белов и каких-либо символов).


    С1. Дайте определение понятию «экономическая свобода». Опираясь на знание обществоведческого курса составьте два предложения, содержащие информацию об экономической свободе.

    С2. Назовите три основания приобретения гражданства РФ и проиллюстрируйте каждое из них примером.

    Вариант 2.

    1. Что является формой непосредственного народовластия?

    1) Выборы.

    2) Многопартийность

    3) Референдум

    4) Парламентаризм

    2. Что относится к полномочиям Правительства РФ:

    1) разработка и принятие законов.

    2) решение вопросов войны и мира.

    3) управление федеральной собственностью

    4) введение чрезвычайного положения.

    3. Отличительным признаком федеративного государства является:

    1) избрание высших государственных органов власти

    2) верховенство исполнительной власти

    3) наличие органов местного управления.

    4) Наличие в территориальных образованиях своих органов власти

    4.Признаком любого государства является:

    1) многопартийность

    2) разделение властей

    3) суверенитет

    4) парламентаризм

    5.Что отличает Конституцию от другого правового акта?

    1) письменная форма

    2) высшая юридическая сила

    3) обращение ко всем гражданам

    4) поддержка силой государства

    6. Верны ли следующие суждения о правах ребенка?

    А. Права ребенка защищаются особой конвенцией.

    Б. Право жить и воспитываться в семье одно из главных прав ребенка.

    1) верно только А.

    2) верно только Б.

    3) верны оба суждения.

    4) оба суждения неверны.

    7. Установите соответствие между формами демократии и примерами:

    Примеры: Формы демократии:

    Б) референдум 2) представительная

    В) выборы депутатов парламента.

    8. Верны ли следующие суждения о государстве:

    А. Тоталитарное государство не обладает суверенитетом

    Б. Признаком любого государства является разделение властей

    1) верно только А.

    2) верно только Б.

    3) верны оба суждения.

    4) оба суждения неверны.

    9. Верны ли следующие суждения о Президенте РФ:

    Президент РФ является главой государства

    1) верно только А.

    2) верно только Б.

    3)верны оба суждения.

    4) оба суждения неверны.

    10.Одна из главных целей Конституции РФ

    1) закрепление неотъемлемых прав человека

    2) введение президентского правления

    3) установление идеологического единообразия

    4) провозглашение социалистической республики

    11. Какая из ценностей является базовой в Конституции РФ:

    1) братство народов

    2) борьба за коммунизм

    3) вера в Бога

    4) незыблемость демократии

    12.Конституция РФ 19993 года провозгласила Россию социальным государством. Это предполагает:

    1) опеку государства над гражданином

    2) обеспечение имущественного равенства граждан

    3) обеспеченного гарантированного права на труд

    4) обеспечение свободного развития каждого гражданина.

    13. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенком признается человеческое дитя до

    1) достижения 18 лет

    2) начала трудовой деятельности

    3) достижения 20 лет

    4) вступления в брак

    В1. Найдите в приведенном списке экономические принципы, закрепленные в Конституции РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1.поддержка конкуренции

    2.свободное перемещение товаров и услуг

    4.защита всех форм собственности

    5.установление гарантированного минимального размера оплаты труда

    Ответ: ________________________

    В2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение кото­рого пронумеровано.

    (1)С появлением первых государств зародилось и право. (2) Современные демократические государства имеют раз­ветвленную правовую систему. (3) Однако она далеко не все­гда эффективна в защите интересов граждан. (4) Нельзя не признать, что и правовая культура населения остается низкой.

    Определите, какие положения текста носят

    А) фактический характер

    Б) характер оценочных суждений

    Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

    В3 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

    « Многообразие иначе называют ___________ (1) … В то же время идеологическое единообразие, наличие единственной и общеобязательной __________ (2) характерно для тоталитарного государства.

    В настоящее время в ч.2 ст. 13 ____________ (3) отмечено, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

    Политическое многообразие означает свободу мнений, идей и взглядов в сфере _________ (4) , т. е. в сфере управления государственными и __________ (5) делами.

    Люди, имеющие одинаковые политические взгляды, имеют возможность объединяться в ________________ (6) и другие общественные объединения , а также выражать свои политические взгляды индивидуально».

    Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе . Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

    А) идеология

    Б) власть

    В) Конституция РФ

    Г) институт

    Д) политическая партия

    Е) общественный

    Ж) группа

    З) политика

    И) плюрализм

    В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

    С1. Многообразие иначе называют плюрализмом. Какие виды плюрализма отмечены в Конституции РФ? Дайте им краткое описание.

    С2. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Основы конституционного строя РФ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

    1 вариант

    1.Что от-ли-ча-ет кон-сти-ту-цию от дру-гих пра-во-вых актов?

    1) пись-мен-ная форма 3) об-ра-ще-ние ко всем граж-да-нам

    2) выс-шая юри-ди-че-ская сила 4) под-держ-ка силой го-су-дар-ства

    2.Конституция РФ устанавливает принцип государственного суверенитета. В чём заключается его сущность?

    1)в РФ обеспечивается верховенство Конституции, гарантии прав и свобод.

    2)многонациональный народ России является единственным источником и носителем государственной власти.

    3)в России установлено республиканское правление.

    4)верховенство государственной власти РФ и федерального законодательства устанавливается на всей территории России.

    3 . Кон-сти-ту-ци-он-ной обя-зан-но-стью граж-дан РФ яв-ля-ет-ся

    1) упла-та на-ло-гов

    2) уча-стие в эко-но-ми-че-ской жизни го-су-дар-ства

    3) ра-бо-та в ор-га-нах со-ци-аль-ной за-щи-ты

    4) уча-стие в ра-бо-те пар-ла-мен-та

    4.Со-глас-но Кон-сти-ту-ции, ос-нов-ным ис-точ-ни-ком вла-сти в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции яв-ля-ет-ся

    1) Фе-де-раль-ное со-бра-ние Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции

    2) Пре-зи-дент Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции

    3) народ Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции

    4) Пред-се-да-тель Пра-ви-тель-ства Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции

    5.Рос-сий-ской Кон-сти-ту-ци-ей га-ран-ти-ро-ва-но каж-до-му че-ло-ве-ку право на сво-бо-ду и лич-ную не-при-кос-но-вен-ность. О каком виде прав идёт речь?

    6.Кон-сти-ту-ция РФ про-воз-гла-ша-ет нашу стра-ну со-ци-аль-ным го-су-дар-ством. Это озна-ча-ет, что

    1) по-ли-ти-ка го-су-дар-ства на-прав-ле-на на со-зда-ние усло-вий, обес-пе-чи-ва-ю-щих до-стой-ную жизнь че-ло-ве-ка

    2) на-ро-ды, про-жи-ва-ю-щие на тер-ри-то-рии РФ, имеют рав-ные права

    3) власть осу-ществ-ля-ет-ся на ос-но-ве раз-де-ле-ния на за-ко-но-да-тель-ную,ис-пол-ни-тель-ную и су-деб-ную ветви

    4) че-ло-век, его права и сво-бо-ды при-зна-ют-ся выс-шей цен-но-стью

    7.Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о Кон-сти-ту-ции Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции?

    А. Кон-сти-ту-ция Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции была при-ня-та путем все-на-род-но-го ре-фе-рен-ду-ма.

    Б. Кон-сти-ту-ция Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции преду-смат-ри-ва-ет осо-бый по-ря-док вне-се-ния в нее из-ме-не-ний и до-пол-не-ний.

    8.Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о кон-сти-ту-ции?

    А. Кон-сти-ту-ция об-ла-да-ет выс-шей юри-ди-че-ской силой.

    Б. Кон-сти-ту-ция яв-ля-ет-ся сво-дом всех за-ко-нов го-су-дар-ства.

    1) верно толь-ко А 3) верны оба суж-де-ния

    2) верно толь-ко Б 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

    9. Найдите черты сходства и отличия первой советской Конституции РСФСР 1918 г. и современной Конституцией РФ 1993 г. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - черт отличия.

    1) устанавливает всеобщее равенство в правах;

    2)определяет центральные государственные органы власти и их полномочия

    3)провозглашает диктатуру пролетариата

    4) является основой для остального законодательства в государстве

    10. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

    (А) Нынешняя Конституция нашей страны была принята на общегосударственном референдуме. (Б) Принятие этого документа способствовало развитию демократии в нашей стране. (В) Одна из глав Конституции посвящена правам и свободам человека и гражданина.

    1) отражают факты

    2) выражают мнения

    Конституция РФ. Основы конституционного строя

    2 вариант

    1.Кон-сти-ту-ция стра-ны как Ос-нов-ной Закон го-су-дар-ства от-ли-ча-ет-ся тем, что

    1) она при-ни-ма-ет-ся пре-зи-ден-том

    2) ее по-ло-же-ни-ям не долж-ны про-ти-во-ре-чить все осталь-ные нор-ма-тив-ные акты

    3) она при-ни-ма-ет-ся пар-ла-мен-том стра-ны

    4) ее по-ло-же-ния не могут быть пе-ре-смот-ре-ны

    2.Конституция РФ провозглашает принцип суверенитета. Он означает, что

    1) в РФ республиканская форма правления

    2) государственная власть обладает независимостью в отношениях с другими государствами

    3) в РФ признаётся идеологическое многообразие

    4) единая государственная власть разделена на три ветви

    3. По Конституции РФ обязанностью граждан РФ не является:

    1) защита Отечества;

    2) охрана памятников культуры;

    3) труд;

    4) охрана природы

    4. Высшей ценностью согласно Конституции РФ являются(-ется)

    1) интересы государства

    2) нерушимость государственных границ

    3) приоритет частной собственности

    4) права и свободы человека

    5.Рос-сий-ской Кон-сти-ту-ци-ей га-ран-ти-ро-ва-но каж-до-му че-ло-ве-ку право на част-ную соб-ствен-ность. О каком виде прав идёт речь?

    1) по-ли-ти-че-ских 3) есте-ствен-ных

    2) эко-но-ми-че-ских 4) со-ци-аль-ных

    6.Кон-сти-ту-ция РФ про-воз-гла-ша-ет, что ни-ка-кая ре-ли-гия не может уста-нав-ли-вать-ся в ка-че-стве го-су-дар-ствен-ной или обя-за-тель-ной. Это сви-де-тель-ству-ет об (о)

    1) идео-ло-ги-че-ском мно-го-об-ра-зии 3) раз-ви-тии граж-дан-ско-го об-ще-ства

    2) раз-де-ле-нии вла-стей 4) свет-ском ха-рак-те-ре го-су-дар-ства

    7. Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ?

    А. Конституция РФ устанавливает принцип равноправия всех субъектов Российской Федерации.

    Б. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    1) верно только А 3) верны оба суждения

    2) верно только Б 4) оба суждения неверны

    8.Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния об ос-но-вах кон-сти-ту-ци-он-но-го строя РФ?

    А. Но-си-те-лем су-ве-ре-ни-те-та и един-ствен-ным ис-точ-ни-ком вла-сти в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции яв-ля-ет-ся её мно-го-на-ци-о-наль-ный народ.

    Б. Рос-сий-ская Фе-де-ра-ция обес-пе-чи-ва-ет це-лост-ность и не-при-кос-но-вен-ность своей тер-ри-то-рии.

    1) верно толь-ко А 3) верны оба суж-де-ния

    2) верно толь-ко Б 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

    9.На уроке обществознания учитель объяснял ученикам отличия Конституции от других нормативно-правовых актов. Сравните Конституцию и любой другой нормативно-правовой акт. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - черт отличия.

    1) обязательность исполнения

    2) верховенство в правовой системе страны

    3) юридическая ответственность за нарушение

    4) закрепление основ государственного строя

    10.Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

    (А)Согласно Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. (Б)Пётр регулярно платит налоги. (В)Неуплата налогов безответственна и аморальна.

    Определите, какие положения текста

    1) отражают факты

    2) выражают мнения

    Ответы

    1 вариант

    2413

    2 вариант

    1324