Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Выглядит хохлома. Хохлома: как это делается. Самая русская роспись из Семенова Нижегородской области. Как появилась хохломская роспись

    Выглядит хохлома. Хохлома: как это делается. Самая русская роспись из Семенова Нижегородской области. Как появилась хохломская роспись

    Выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой , а серебристый оловянный порошок . После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

    История

    Про хохломскую роспись знают все. А вот время и место её возникновения не известно никому. Предполагают, что произошло это в XVII веке, на левом берегу Волги в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

    Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона , и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.

    Центры

    В настоящее время у хохломской росписи два центра - город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в Сёмино, в других деревнях - филиалы).

    Технология

    Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бъют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева . Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа - «бельё» (неокрашенные изделия) - резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

    Смотреть что такое "Хохломская роспись" в других словарях:

      Хохломская роспись - Хохломская роспись. О.П. Лушина. Чашка. 1972. ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ, русский народный художественный промысел. Возник в 17 в. Ныне фабрика “Хохломской художник” (село Сёмино) и производственное художественное объединение “Хохломская роспись” в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      Русский народный художественный промысел; возник в 17 в. Ныне фабрика Хохломской художник (с. Семино Ковернинского р на) и производственное художественное объединение Хохломская роспись (г. Семенов Нижегородской обл.). Название происходит от с.… … Большой Энциклопедический словарь

      По дереву, русский народный художественный промысел. Возник во второй половине XVII в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области РСФСР; название промыслу дало село Хохлома той же области центр сбыта изделий… … Художественная энциклопедия

      Русский народный художественный промысел; возник в XVII в. Ныне фабрика «Хохломской художник» (с. Сёмино Ковернинского района Нижегородской обл.) и производственное художественной объединение «Хохломская роспись» (г. Семёнов Нижегородской… … Энциклопедический словарь

      По дереву, русский народный художественный промысел. Возник во 2 й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области центр сбыта изделий Х. р. в… … Большая советская энциклопедия

      хохломская роспись - … Орфографический словарь русского языка

      Орнаментальные и сюжетные композиции, создаваемые средствами живописи на различных частях архитектурных сооружений, а также на изделиях декоративно прикладного искусства. Важной областью декоративной росписи является архитектурная роспись … Художественная энциклопедия

    Хохлома находится в русском визуальном коде где-то между медведем и балалайкой, калининградским янтарем и петербургским балетом. Это самое русское, самое китчевое, самое понятное для чужаков, что мы породили и научились экспортировать.

    Очень важно, что центр производства хохломы по-прежнему там же, где это ремесло появилось четыре века назад: в Нижегородской области. Ковернино, Заволжье, Семенов — в этом треугольнике липовые болванки начали покрывать оловом, затем олифой, затем, после обжига, — алыми и черными цветами, ягодами и травами.

    Сейчас производство хохломы — это не мастерские, а целая фабрика — ЗАО «Хохломская роспись». Несколько цехов, центр разработок, два музея, столовая и полторы тысячи сотрудников, в том числе более 400 мастеров-художников. При этом процесс автоматизирован по минимуму: в производстве хохломы очень большая доля ручного, индивидуального труда мастера, который просто так станком не заменишь. Поэтому фабрика больше всего похожа на коммуну художников, которым просто удобно работать вместе.

    Как делают знаменитую роспись на самом большой фабрике хохломы в России — читайте у нас в клубе.


    Ворота фабрики уже встречают золотом и славянским шрифтом. По-моему, замечательная вывеска для завода.

    Хохлома в регионе началась с ложек и ложкарей, например, с легендарного (в смысле, большей частью вымышленного) Семена-ложкаря, который на территории завода представлен нежно-персиковым памятником.

    Более поздняя и более реалистичная история — основание школы художественной обработки дерева художником Георгием Матвеевым. Именно от него считается история «настоящей» хохломы.

    В музее большая экспозиция про ложки. Вот этапы изготовления. Штука слева называется баклуша, отсюда выражение «бить баклуши» — то есть бездельничать, ведь строгать чурки большого таланта и внимания не надо.

    Ранние расисные ложки были такие. По сравнению с традиционными хохломскими они как наскальные рисунки по сравнению с живописью.

    Вот современные образцы к Олимпиаде.

    Экспериментальный цех на художественном производстве — это как? Нетрадиционные формы листьев? Несогласованное количество ягод рябины? Синяя и розовая хохлома?

    Токарно-ложечный цех. Образцы изделий, которые сейчас производятся на фабрике, и документация по ним.

    На токарном станке изготавливают все изделия с фотографии сверху.

    Похоже на мой стол во время дедлайна по большому проекту, только у меня вокруг лежат распечатки, акты выполненных работ, счета-фактуры, пресс-релизы, договора и макеты. Очень классное рабочее место.

    Заготовки называются бельё . Прежде, чем вытачивать изделие из белья, оно должно полежать два года.

    У мастера Плюхиной сегодня выходной.

    В этом барабане ошкуривают мелкие предметы.

    Внутри — такие кусочки наждачной бумаги.

    Вытяжка для древесной пыли.

    У-у-у! Вытяжки-и-и! Странный паук, да?

    Не все можно изготовить на токарном станке. Над сложными формами работают резчики в резно-ковшечном отделе цеха.

    Все, как двести, триста, четыреста лет назад.

    Разве что работа ведется по чертежу.

    Основное производство — художественный цех. На схеме технологического процесса видно, как деревянная плошка прикидывается то глиняной (после грунтовки), то металлической (после покрытия оловом — лужения). Последний этап — нанесение маркировочного знака. Он состоит их трех букв, СХР, («Семенов, хохломская роспись»), и свидетельствует о подлинности изделия. А золотистый цвет олово, покрытое олифой (льняным маслом), приобретает после обжига.

    Взрыво- и пожароопасная краскоприготовительная. Новые краски мастерам выдают раз в неделю, писать всегда нужно свежими.

    Мастер за работой. В обычный день все столы, конечно, заняты.

    Но сегодня у большинства художниц выходной.

    Как правило, мастера росписи — это женщины. Говорят, что у мужчин просто не хватит усидчивости. Наверное, я мужчина: я бы психанула уже через полчаса такой работы.Обратите внимание на то, что мастер работает не над традиционной черно-красной, а над зеленой росписью.

    Такая роспись называется «фон Людмилы Зыкиной» и была придумана в 2000 году специально в подарок певице.

    По традиционной технологии, изделие сначала расписывается, а потом обжигается, чтобы получить золотой фон. Именно этой технологией обусловлен ограниченный выбор цветов: только эти пигменты не меняются при тепловой обработке. По крайней мере, в прошлом было так.

    Сейчас технология допускает роспись и после обжига. Например, эти ковши сначала обожгут, а потом распишут.

    А эти красавцы — уже из печи.

    Очень жаль, что нельзя купить просто золотую ложку, блюдо или уточку, без росписи. Мне кажется, они тоже очень красивые.

    Изделия с наведенными поясками

    Какое рабочее место!

    У многих на столах стоят зеркала: думаю, что это не от тщеславия, а чтобы не приходилось постоянно крутить изделие, сверяя орнамент на разных боках.

    Об абажур очень удобно снимать лишнюю краску, похоже.

    Готовые изделия.

    Бывают даже хохломские бусы, вот уж где мелкая работа!



    Стала вспоминать, какая хохлома есть у меня дома. Вспомнила, конечно, хохломские детские стол и стул (у всех такие были, наверное), но сейчас их уже нет. По-прежнему есть шкатулка для украшений и пара хохломских ложек. Они еще используются: бывают же рецепты, где специально написано «перемешать деревянной ложкой», вот тут-то они и нужны. Есть еще пара блюд (на предприятии их называют « панно» ), но они именно используются, а не висят на стене.

    А у вас дома есть хохлома? Навится или китч-китч? Сами бы купили?

    Р усский народный художественный промысел по изготовлению золоченой деревянной посуды возник во второй половине XVII века в заволжских деревнях. Свое название промысел получил по одному из центров сбыта изделий - селу Хохлома.
    Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы грунтовались раствором глины, покрывались олифой и порошком олова, по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла и закалялись при высокой температуре в печи.
    Распространены два основных типа росписи - «верховая» (красным и чёрным на золотистом фоне) и «под фон» (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне).


    Хохломская роспись по дереву, как предполагают, возникла в XVII веке в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи, расположенных на левом берегу Волги, а наивысшего расцвета достигла в XVIII веке. Деревня Хохлома, по документам известная с XVII века и давшая название росписи, была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия. В настоящее время родиной хохломы считается Ковернинский район Нижегородской области.


    Уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само возникновение хохломского промысла нередко связывают со старообрядцами, которые, спасаясь от преследований за «старую веру», поселились в этих глухих и труднодоступных местах. Староверы привезли с собой древние иконы и рукописные книги. Среди них были иконописцы и мастера книжной миниатюры, владевшие тонким живописным кистевым письмом. А местное население владело токарным мастерством, навыками изготовления деревянной посуды, которые передавались из поколения в поколение. На стыке этих двух традиций и родился хохломской промысел, сочетающий живописную культуру, унаследованную от иконописцев, с традиционными формами токарной посуды заволжских мастеров и сохранивший секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.


    Однако имеются документы, согласно которым технология имитации позолоты на дереве была известна нижегородским ремесленникам еще до раскола. Они пользовались ею в 1640–1650-х годах. В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, «селишке Семеновское» (ныне город Семенов) изготавливались деревянные братины, ковши, блюда и др., окрашенные «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка.


    Существует и народная легенда, объясняющая появление хохломской росписи. В ней повествуется о выдающемся иконописце Андрее Лоскуте, который был недоволен реформой патриарха Никона и бежал из столицы. Поселившись в глухих заволжских лесах, он стал писать иконы по старому образцу и расписывать деревянную посуду. Однако кто-то донес патриарху о местонахождении Андрея Лоскута, и он послал за ним солдат. Спасаясь от преследования, Андрей добровольно сжег себя в огне, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство.

    Дороговизна привозного олова долгое время тормозила производство хохломской посуды, ведь только очень богатый заказчик мог снабдить мастеров оловом. И таким заказчиком выступил Троице-Сергиев монастырь. Документы монастыря свидетельствуют о том, что крестьян из сел Хохлома, Скоробогатово и около 80 других селений по рекам Узоле и Керженцу с XVII века привозили для работы в мастерских Лавры. Этим, видимо, и объясняется тот факт, что именно эти села и деревни стали родиной «золотой» росписи, а их жители по сей день сохраняют секреты своего мастерства.


    Название «хохломская роспись» или просто «хохлома» возникло благодаря тому, что изготавливавшие расписную деревянную посуду крестьяне везли ее для продажи в крупное торговое село Хохлома Нижегородской губернии. Через Нижегородскую ярмарку хохломские изделия расходились по всей России, их вывозили в страны Азии и Западной Европы.


    Развитию промысла способствовала близость Волги, в то время главной торговой артерии, связывавшей приволжские города, которые славились своими торжищами. Именно по Волге, а затем через прикаспийские степи хохломская посуда доставлялась в Среднюю Азию, Персию, Индию. Европейские купцы покупали ее в Архангельске.


    Хохломская роспись - это уникальный русский народный промысел, существующий уже более трехсот лет. Благодаря старообрядцам-иконописцам, владевшим древним секретом «вызолачивания» икон, в Заволжье распространился своеобразный способ превращения простой деревянной посуды в «золотую» без использования драгоценного металла. Однако хохломские изделия ценят не только за красоту, но и за прочное лаковое покрытие, благодаря которому их можно использовать в повседневной жизни. Хохломская посуда сделает нарядным любой стол, а поданные в ней блюда не причинят ей вреда.


    Набор традиционных форм хохломских изделий сформировался давно. Это резные деревянные ложки и токарная посуда: чашки, миски, поставцы, бочата, солоницы. В настоящее время ассортимент изделий значительно расширился. Мастера создают деревянные сервизы, кухонные полки, декоративные блюда и панно и многое другое.


    Изготавливают хохломскую посуду из древесины местных лиственных пород – липы, осины, березы. Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из просушенного дерева. Из тонкомерных «стульчиков», а также распиленных на толстые плахи «кряжей» вытесывают болванки и «чураки». Затем на токарном станке заготовке придают нужную форму. Выточенные изделия еще раз сушат при температуре 22–28 градусов в течение 3–20 дней в зависимости от размера изделия. Сушка заканчивается тогда, когда влажность древесины не будет превышать 6–8%. Если влажность окажется больше, изделие может получиться с пузырьками – разрывами лаковой поверхности.


    Потом изделия передают отделочникам, которые подготавливают их к росписи. Нерасписанные резные ковши и ложки, поставцы и чашки называются «бельё».


    После сушки «бельё» шпаклюют вапой. Вапа - мелкозернистая отмученная глина, из которой делают очень жидкий раствор, добавляя в него от 25 до 50 процентов мела. Затем куском шерстяной ткани, смоченным в растворе, обмазывают изделие. После просушки операцию повторяют снова. После грунтовки изделие на четыре-шесть часов помещают в сушильный шкаф, где температуру поддерживают на уровне 40–50 градусов. Для сушки изделий по хохломской технологии необходим шкаф, в котором можно регулировать температуру в пределах 30–120 градусов. Высушенные заготовки охлаждают до комнатной температуры и слегка шлифуют.


    Следующий важный этап - покрытие изделия олифой, сваренной из льняного или конопляного масла. От этой операции зависят качество деревянной посуды и прочность росписи. Покрывают изделие несколькими слоями олифы обязательно вручную. Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. После сушки в течение двух-трех часов при температуре 22–25 градусов, когда олифа уже не пристает к рукам, но пленка еще не полностью высохла, изделие олифят второй раз, нанося слой потолще. Если древесина впитывает много олифы, как, например, осина, то весь процесс повторяют еще раз, если мало - достаточно проолифить изделие два раза. Последний слой высушивают до «небольшого отлипа» - когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Как только поверхность изделия приобретет ровный блеск, его можно лудить, то есть покрывать алюминиевым порошком.


    Следующий этап - «лужение», то есть втирание в поверхность изделия оловянного (а в настоящее время - алюминиевого) порошка. Для нанесения полуды применяют особые приспособления - куколки, представляющие собой тампон из овечьей кожи, к рабочей части которого пришит кусок натурального меха (лучше овчины) с коротко подстриженным ворсом. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск и готовы для росписи.


    В красильных цехах работают преимущественно женщины. Художницы сидят за невысокими столами, на низеньких табуретах. При такой посадке колено является опорой расписываемому предмету. Для хохломских мастериц характерна работа на весу: небольшую токарную вещь, опирая о колено, придерживают левой рукой, а правой наносят орнамент на ее округлую поверхность. Такой способ держания расписываемого предмета позволяет легко поворачивать его в какую угодно сторону с любым наклоном. На столе удобно располагают кисти, краски, палитру и находящиеся в работе вещи.


    К краскам, используемым для росписи хохломских изделий, предъявляют повышенные требования, так как многие из них в процессе сушки и закалки могут выгорать от высокой температуры. Мастера берут термостойкие минеральные краски - охру, сурик, а также киноварь и кармин, сажу, хромовую зелень, разбавляют их очищенным скипидаром. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи, - красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие - коричневый, зелёный светлого тона и жёлтый.


    Рисунок в хохломских изделиях основан на использовании растительного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси. Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда, украшают его внутреннюю поверхность, придавая предмету исключительную нарядность. На одних предметах стебли цветков вытягиваются вверх, на других - завиваются или бегут по кругу.


    Растительный узор выполнялся в свободной кистевой манере письма. Кисти для росписи изготавливаются из беличьих хвостов так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию. Хохломские мастера владеют особым приемом держания кисти, при котором в процессе письма участвуют не только пальцы, но и вся рука, благодаря чему можно проводить одним слитным, неразрывным движением длинные пластичные мазки и серии штрихов на сферических или цилиндрических поверхностях. Кисть, положенная на фаланги указательного и среднего пальцев, прижимается к ним подушечкой большого пальца, что позволяет чуть-чуть вращать ее во время письма. Выполняя роспись, иногда слегка опираются на мизинец, прикасаясь им к изделию. Тонкую, с волосяным кончиком кисть ставят почти вертикально к поверхности предмета. Ее обычно ведут к себе, немного вращая в ту сторону, куда изгибается мазок.


    Многие виды орнаментов имеют свои названия: «пряник» - украшенная травкой, ягодами, цветами геометрическая фигура (квадрат или ромб), располагаемая обычно внутри чашки или блюда; «травка» - узор из крупных и мелких травинок; «кудрина» - листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне и проч. Используют мастера и упрощённые орнаменты, например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, шляпного войлока и других материалов, хорошо удерживающих краску и позволяющих отпечатать рисунок на изделии. При выполнении мотивов «ягодка» или «цветок» часто используют круглые «тычки» из свернутой капроновой ткани.


    Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Хохломская роспись представлена двумя типами письма - «верховым» и «фоновым», каждому из которых соответствуют свои разновидности орнаментов. «Верховая» роспись наносится пластичными штрихами на металлизированную поверхность, образуя свободный ажурный рисунок. При этом на основную линию композиции - криуль - «насаживают» такие элементы, как осочки, капельки, усики, завитки т.д.


    Классическим примером верхового письма является «травка», или «травная роспись», с красными и черными кустиками, стебельками, создающими своеобразный графический рисунок на золотом фоне. «Травная роспись» напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону. «Травный» рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи.


    Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют «под листок» или «под ягодку». Эти росписи отличаются от «травки» более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы. Основу росписи «под листок» составляют остроконечные или округлые листья, соединённые по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют более крупные мотивы – вишня, клубника, крыжовник, виноград. Эта роспись обладает большими декоративными возможностями, поскольку она многоцветнее «травки». Если в «травной» росписи используют в основном чёрный и красный цвет, то в росписи «под листок» или «под ягодку» мастера пишут листочки зелёным в сочетании с коричневым и жёлтым. Эти росписи обогащаются травным узором, который пишется зелёной, красной, коричневой красками.


    К верховому письму относится ещё одна, более простая и условная, разновидность росписи - «пряник», где в центре геометрической фигуры - квадрата или ромба - помещается солнце с завитыми по кругу лучиками.


    Для «фоновой» росписи («под фон») характерно применение черного или цветного фона, тогда как сам рисунок остается золотым. До заполнения фона на расписываемую поверхность предварительно наносят контуры мотивов. Роспись «под фон» начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Формы больших мотивов моделируют штриховкой. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются «травные приписки» – ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти «налепливаются» ягоды и мелкие цветы. «Золото» просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц. Роспись «под фон» значительно более трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с такой росписью предназначались обычно для подарка и выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше.


    Более сложным типом фонового письма является «кудрина». Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или чёрном фоне. Других красок в этом виде письма не используют. Своё название «кудрина» получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Роспись «кудрина» напоминает ковёр. Особенностью её является то, что главную роль играет не кистевой мазок, а контурная линия.


    Расписанные изделия четыре-пять раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение трех-четырех часов в печи при температуре +150–160°. После «закалки» - завершающего этапа отделки изделия - под влиянием высокой температуры покрывающая его лаковая пленка приобретает медовый оттенок. Ее сочетание с просвечивающим металлизированным слоем дает золотистый эффект.


    Угасавший в начале ХХ века промысел возродился в советское время, когда в 1920-х – начале 1930-х годов мастера стали объединяться в артели. В 1960-х годах были созданы фабрика «Хохломской художник» на родине промысла и производственное объединение «Хохломская роспись» в Семёнове, ставшие центрами, выпускающими посуду, ложки, мебель, сувениры и пр.


    В настоящее время у хохломской росписи два центра - город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. В Сёмино расположено также предприятие (ООО «Промысел»), занимающееся выпуском деревянных шкатулок с хохломской росписью. Семинские мастера, продолжатели традиций коренной хохломы, расписывают преимущественно традиционную, старинной формы посуду, они тонко чувствуют красоту луговых трав, лесных ягод. Семеновские художники, горожане, чаще применяют в росписи богатые формы садовых цветов, предпочитая технику росписи «под фон». Они широко используют точный контурный рисунок и разнообразные штриховки для моделирования мотивов.

    Хохломская роспись выполняется черными (киноварь и сажа) и красными красками на золотистом фоне, или наоборот – на черном фоне присутствует золотистый рисунок.

    Для оживления узора допускается использование желтых, коричневых и зеленых цветов. Интересно, что при выполнении росписи на дерево наносят вовсе не золотой порошок, а серебряный оловянный, после чего дерево покрывают специальным составом и несколько раз обрабатывают в печи, получая, таким образом, медово-золотистый цвет, который придает легким деревянным изделиям эффект массивности.


    Традиционными элементами хохломской росписи являются веточки и цветы, ягоды земляники и рябины. Нередко встречаются звери, птицы и рыбы.

    Как появилась хохломская роспись

    История возникновения хохломской росписи до сих пор остается загадкой. Существует множество теорий и версий возникновения хохломы, но наибольшее распространение получили следующие две теории. По одной из них считается, что первыми начали окрашивать деревянную посуду «под золото» старообрядцы, жившие в лесном Заволжье, и хохломская роспись, как промысел зародилась именно у них.

    В давние времена в небольших деревушках, скрытых в глухомани лесов, проживало немало утеклецов – людей, которые спасались от гонения за «старую веру». Многие из этих старообрядцев были иконописцами или мастерами книжной миниатюры, которые привезли с собой рукописные книги с яркими картинками, древние иконы, каллиграфию кистевого письма, тонкое живописное мастерство и богатейшие образцы растительного орнамента.

    Местные мастера в свою очередь непревзойденно владели токарным мастерством, передавая из поколения в поколение искусство объемной резьбы и навыки производства посудных форм. Так, в начале XVIII века лесное Заволжье превратилось в настоящую художественную сокровищницу. Хохломское искусство унаследовало от местных заволжских мастеров уникальные формы токарной посуды и гибкую пластику резных форм ложек и ковшей, а от иконописцев – мастерство живописной культуры, а также секрет создания «золотой» посуды без использования золота.

    Однако существуют и другие документы, которые свидетельствуют о том, что имитация «позолоченного» дерева, очень близкая по духу хохломскому искусству, зародилась еще до появления старообрядчества в 1640-х годах. Еще в те времена ремесленники, проживающие в больших нижегородских селах Мурашкино и Лысково, а также в маленьком селишке Семеновское (ныне г. Семенов, являющийся одним из центров хохломы), изготавливали деревянную утварь – блюда, ковши, братины, окрашенные при помощи оловянного порошка. Считается, что этот способ окраски деревянной посуды сложился из местных поволжских традиций посудного ремесла и был прародителем хохломской росписи.

    Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.

    Техника выполнения хохломской росписи

    С чего начинается хохлома? С битья баклуш, но не в смысле ничего неделанья, а в смысле заготовки брусков из дерева, ведь в стародавние времена баклушей назвали обрубок древесины, который чаще всего был изготовлен из липы, березы или осины. После того, как деревянная заготовка готова, мастер снимает с нее излишки древесины (раньше это делали вручную, сейчас используют токарный станок) и придает изделию нужную форму. Таким образом, получают неокрашенную основу или «бельё» - чашки, ложки, ковши, поставцы и др.

    Затем изделия сушат и грунтуют очищенной жидкой глиной, которую мастера называют вапой. После грунтовки изделия сохнут на протяжении 8 часов и затем обязательно покрываются несколькими слоями льняного масла (олифы). Для этого в миску с олифой окунается специальный тампон, изготовленный из вывернутой наизнанку телячьей или овечьей кожи, и затем быстро втирается в поверхность изделия так, чтобы льняное масло распределилось равномерно. Во всем процессе производства эта процедура наиболее ответственная, именно от нее зависит качество будущей деревянной посуды и прочность хохломской росписи. В течение суток деревянное изделие покрывают олифой до 3-4 раз. Последний слой сушат до так называемого «небольшого отлипа»: имеется в виду, что нужно поймать тот момент, когда олифа еще слегка прилипает к пальцам, но уже не пачкает их.

    На следующем этапе выполняют лужение – втирают в поверхность изделия алюминиевый порошок. Эту процедуру также выполняют вручную при помощи кожаного тампона. После лужения деревянные изделия приобретают удивительный бело-зеркальный блеск и полностью готовы для росписи. В хохломской росписи используются масляные краски и тонкие кисти, изготовленные из беличьих хвостов. Расписанные изделия покрывают специальным лаком 4-5 раз, причем между каждым покрытием происходит сушка предыдущего слоя. Затем их ставят в печь на 3-4 часа и закаливают при температуре +160°C до тех пор, пока не образуется масляно-лаковая плёнка золотистого цвета.

    Хохломские орнаменты

    В хохломе выделяют роспись верховую и «под фон». Верховая роспись характеризуется черными и красными цветами на золотистом фоне. В росписи «под фон», как правило, преобладают золотистые рисунки на цветном фоне. Основное отличие этих двух видов росписи заключается в технике их нанесения. При верховой росписи рисунок наносится непосредственно на металлизированную поверхность, в росписи же «под фон» наносится фон, а рисунок остается не закрашенным, при этом такой рисунок может быть дополнен так называемой припиской – мелким узором поверх фона.

    Следует отметить, что роспись «под фон» более сложная, такой росписью в старину украшали эксклюзивные подарочные изделия, например, шкатулки для дворянок, и дорогую мебель.

    Из хохломских узоров и орнаментов можно выделить следующие виды.

    Травка - имеет вид узора из мелких и крупных травинок или веточек.

    Пряник - чаще всего встречается внутри чаш или блюд, и представляет собой геометрическую фигуру в виде ромба или квадрата, украшенную ягодами, цветами, травой.

    Кудрина – узор из цветов и листьев, имеющих вид золотых завитков на черном или красном фоне.

    Листок – изображения овальных ягодок и листочков, расположенных, как правило, вокруг стебля.

    Перечисленные выше виды орнаментов являются сложными, однако в некоторых случаях мастера используют упрощенные орнаменты. Одним из таких орнаментов является крап, наносящийся штампиком, который изготовлен из особым образом свёрнутых кусочков ткани или пластинок гриба-дождевика. Все хохломские изделия расписываются вручную, роспись при этом нигде не повторяется.

    Интерьер под хохлому

    Почему-то в последнее время очень часто, рассуждая об интерьерах в народных (этнических) стилях, люди начинают представлять себе какие-то невообразимые экзотические вещи: маски африканских аборигенов, заморские циновки под ногами, красочные японские ширмы и даже бонсай, произрастающий в плошке. Конечно, все это хорошо, и культурные традиции других народов могут быть не менее привлекательны, чем русские. Но временами становится обидно за то, что мы, к сожалению, очень редко вспоминаем о дизайне интерьера, выполненном в исконно русском стиле, который, надо признать, не менее, а порой и более оригинален и этничен, чем чужеземные веяния интерьерной моды.

    Дизайнеры утверждают, что оформить интерьер в русском стиле – задача не из легких, где порой так непросто избежать крайностей и «не перегнуть палку». Ведь по неосторожности можно запросто превратить свой дом в краеведческий музей или сувенирную лавку. Главное здесь подобрать ключик к своему интерьеру, и тогда русские мотивы заиграют в нем яркими красками.

    Что касается хохломской росписи, то ее можно смело назвать беспроигрышным вариантом для создания красочного и колоритного дизайна интерьера. Однако здесь нужно отметить, что хохлома в интерьере достаточно требовательна к окружению, она не всегда, не везде и не ко всему подходит. Конечно, находятся и такие любители русского народного стиля, которые заказывают себе полностью «хохломские» комнаты, однако, повторимся, делать это нужно с осторожностью.

    В некоторых помещениях хохломская роспись будет уместна во всяком виде и практически без ограничений, например, детская комната и кухня. Здесь в хохломском стиле можно украсить не только стол и стулья, но и стиральную машинку, и холодильник и даже компьютер, что сегодня случается нередко. Понятно, что для нанесения подобных рисунков на бытовую технику использовать «натуральный» способ изготовления хохломской росписи не предоставляется возможным, поэтому здесь можно воспользоваться более современными методами, например, аэрографией.

    Всегда к месту в русском интерьере придутся сундуки, буфеты и шкафы-поставцы, украшенные хохломской росписью. Восхитительным образом будут выглядеть на полках чашки, блюда и ковши-лебеди. Замечательным является и тот факт, что посуда, украшенная хохломской росписью, может быть не только элементом декора, но и выполнять свое прямое предназначение. Детская комната, отмечает Ремонт позитивный, является наилучшим местом для традиционных хохломских матрешек. А хохломское настенное панно украсит любую столовую или гостиную, взбодрив собой весь интерьер, независимо от того, в каком стиле он выполнен.

    Хохлома - этот, пожалуй, самый известный вид русского народного творчества возник в 17 веке в Нижегородской губернии (село Семино). Разумеется, каждый из нас знает отличительные черты хохломской росписи - черные, красные, золотистые, иногда зеленые тона; витиеватый орнамент с растительными мотивами (ягоды рябины или земляники, цветы, листья), а бывает и с изображением животных: зверей, птиц, рыб.

    Деревянные изделия с этими яркими узорами, начавшие свой путь четыре столетия назад, сегодня находят своих поклонников по всему миру.

    Как же зародилось это удивительное искусство?

    Появление хохломы - легенды и реальность

    И по сей день с хохломой в сёлах Нижегородской области связывают удивительную народную легенду.

    Поговаривают, что жил в древние времена в городе Москве иконописец - известный мастер. Сам царь-батюшка восхищался его мастерством и щедро платил за труды. Однако наскучил мастеру царский двор с его прелестями, и решил он уйти в глушь и начать там вольную жизнь. И вот однажды покинул он тайно царский двор, и ушел в керженские леса.

    Построил он сам себе дом, да начал снова заниматься любимым делом. Мечтал он создать такую роспись, которая полюбилась бы каждому, и отразила бы, словно зеркало, всю красоту земли русской и русской души. И, налюбовавшись на родную природу, начал он расписывать чашки доселе невиданным чудно-красивым образом. И разнеслась о мастере слава, и приезжали люди из самых дальних земель специально, чтобы полюбоваться на его искусство.

    Прознал о нем и грозный царь. Разгневался он от того, что мастер самовольно покинул его, и велел своим стрельцам привести беглеца обратно. Услышал об этом мастер, созвал своих друзей и раскрыл им все секрета своего искусства. Посланца царя появились лишь на следующий день, и увидели они, что дом художника горит ярким-ярким пламенем, а сам он исчез. Искали его царские люди, искали - да так и не нашли. Остались только краски его, вобравшие в себя алый жар огня и черноту пепелища.

    Продолжили ученики поверенное им искусство, и так с тех пор оно и живет, напоминая своими пламенными узорами о сказочной истории своего родоначальника.

    Такова народная легенда, и, несмотря на ее красоту, очевидно, что вымысла в ней больше, чем правды.

    Если же говорить о реальности - историки связывают появление хохломы с появлением в на Нижегородских землях старообрядцев. Среди этих изгнанников было немало тех, кто занимался иконописью или рисовал гравюры для церковных книг. Объединив свое искусство со знаниями и умениями местных мастеров по изготовлению деревянной посуда, а так же резьбе по дереву, старообрядцы и дали рождение хохломе.