Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Закон 275 фз возврат бракованной продукции. Гособоронзаказ. "Подводные камни" поставки товара с использованием специального счета. Регулирование цен на государственном уровне по ГОЗ

    Закон 275 фз возврат бракованной продукции. Гособоронзаказ.

    08.01.2020 вступил в силу Федеральный закон № 517-ФЗ от 27.12.2019. Этим законом уточнили понятие уполномоченного банка. Таким банком считается опорный банк для оборонно-промышленного комплекса (ОПК) или банк, который определен правительством. Правительство еще уполномоченные банки не утвердило, а статусом опорного банка наделили ПАО «Промсвязьбанк», его 100% акций в собственности у России.

    Федеральный закон № 517 об изменениях в 275-ФЗ о государственном оборонном заказе 2020 года дополнил основные обязанности госзаказчика. В ст. 7 закона о ГОЗ об обязанностях госзаказчка внесли п. 20 и 21. Теперь госзаказчики обязаны:

    1. Согласовать с головным исполнителем, с которым заключает госконтракт, уполномоченный банк в порядке, который установит правительство. Пока такой порядок не разработан.
    2. Обеспечить заключение госконтрактов на сумму не меньше показателей, которые установит правительство по ч. 9 ст. 6 закона о ГОЗ, банковское сопровождение которых проводит опорный банк для ОПК.

    А головных исполнителей обязали согласовывать с госзаказчиками выбор уполномоченного банка и заключать с этим банком договор о банковском сопровождении.

    Еще этот закон уточнил полномочия правительства в части определения объемов денежных средств для финансового обеспечения исполнения гособоронзаказа.

    Возможные изменения в гособоронзаказе в 2020 году

    30.01.2020 на сайте проектов нормативных актов опубликовали законопроект, который одновременно меняет 275 ФЗ и 99 ФЗ о лицензировании. Закон 275 ФЗ о государственном оборонном заказе в новой редакции планируют дополнить ст. 13.1 об особенностях лицензирования разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники. Она будет состоять из двух частей:

    В первой части прописали, что лицензирование деятельности по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники производится по нормам Федерального закона 99-ФЗ от 04.05.2011.

    А во второй части заложили правило, что в положении о лицензировании деятельности по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники в качестве лицензионных требований могут устанавливаться лицензионные требования, которые направлены на обеспечение:

    • выполнения обязательных требований к оборонной продукции (работам, услугам), которая включается в состав гособоронзаказа по ч. 2 ст. 4 275-ФЗ и поставляемой по государственному оборонному заказу. Эти требования установлены в рамках ст. 5 Федерального закона № 184 ФЗ от 27.12.2002 ‎о техрегулировании и Федеральным законом № 102 ФЗ от 26.06.2008 об обеспечении единства измерений и распространяются, в том числе, и на средства измерения;
    • выполнения требований и мероприятий по защите гостайны и мероприятий по противодействию иностранным техническим разведкам, если выполнение работ (услуг) связано с использованием сведений, которые относятся к гостайне по закону № 5485-1 ‎от 21.07.1993;
    • выполнения требований, которые предусмотрены п. 2 ст. 9 Федерального закона № 31 ФЗ от 26.02.1997 о мобилизационной подготовке и мобилизации;
    • выполнения требований из нормативных правовых актов, которые приняты для реализации 275-ФЗ, в части готовности соискателя лицензии или лицензиата выполнить гособоронзаказ, в том числе наличие принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании зданий, сооружений, помещении, технической документации, испытательного, технологического оборудования и средств программного обеспечения, которые нужны для выполнения заявленных работ (услуг);
    • соблюдения требований, которые предусмотрены Федеральными законами № 160 ФЗ ‎от 09.07.1999 об иностранных инвестициях в России и 57 ФЗ от 29.04.2008 о порядке иностранного инвестирования в хозяйственные общества, которые имеют стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, если такие инвестиции есть;
    • наличия у соискателя лицензии или лицензиата структурных подразделений, которые обеспечивают контроль качества оборонной продукции (работ, услуг), которая реализуется в рамках гособоронзаказа и разработки и внедрения для обеспечения качества и безопасности такой продукции (работ, услуг), системы менеджмента качества, как того требуют нормативные документы;
    • наличия у соискателя лицензии или лицензиата военного представительства Минобороны.

    Это положение о лицензировании утверждает правительство постановлением № 581 ‎от 13.06.2012.

    А в ч. 4 ст. 1 99 ФЗ об особенностях лицензирования отдельных сфер деятельности добавят п. 7 о распространении этой нормы на разработку, производство, испытание, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники.

    Планируется, что изменения ФЗ 275 о гособоронзаказе в новой редакции заработает с сентября 2020 года.

    В числе документов, которые прилагают к законопроекту, есть и проект постановления правительства об изменении положения о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники. Это положение утверждено постановлением правительства № 581 ‎от 13.06.2012.

    Когда начнут работать кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции, ч. 1 ст. 15.28 275-ФЗ изменится. Эти поправки закрепил Федеральный закон № 451-ФЗ от 28.11.2018 с изменениями от 29.07.2019. После вступления в силу изменений дела об обжаловании решений или предписаний контролирующего органа станут подсудны Арбитражному суду, а не подведомственны, как сейчас.

    Что изменилось в 2019 году

    Собрали в таблицу изменения в 275-ФЗ 2019 года.

    01.01.2019

    Действовала редакция закона о ГОЗ с изменениями, которые внес Федеральный закон № 263 ФЗ от 29.07.2018. Этот закон правил основные понятия гособоронзаказа. В частности, определение «уполномоченный банк», «отдельный счет». Уполномоченным банком становилась не только кредитная организация, которая выбрана головным исполнителем, но и банк, определенный правительством в рамках закона о ГОЗ. А к функциями отдельного счета добавляли операции, которые разрешены, по п. 16 ст. 8.4 закона о ГОЗ, после исключения такого банка из категории уполномоченных банков.

    Также изменения затронули основные обязанности исполнителя в рамках ст. 8 закона о ГОЗ. В частности, в обязанностях прописали, что головной исполнитель предоставляет госзаказчику информацию об исполнении каждого госконтракта в случаях и порядке, которые установлены правительством.

    08.01.2019

    Вступил в силу Федеральный закон № 571 ФЗ от 27.12.2018. Он изменил ст. 6 закона о государственном оборонном заказе. Эту норму дополняли правилом о том, что закупки по гособоронзаказу не учитываются, когда заказчик формирует, утверждает и ведет планы закупок и планы-графики в рамках законодательства о контрактной системе по 44-ФЗ.

    Статьи по теме

    Подобрали актуальные статьи и разъяснения по теме закупок в рамках оборонного заказа:

    • «ФАС разъяснила, как заключать контракты по гособоронзаказу» ;

    Как менялся закон о гособоронзаказе до 2019 года

    Собрали в таблицу хронологию изменений в закон о гособоронзаказе.

    Дата изменений Содержание
    С 2012 года 275-ФЗ пережил 9 редакций и претерпел ряд изменений.
    В 2013 году Разрешили проводить оборонные закупки через запросы предложений (п. 3 ст. 6 275-ФЗ).
    С 2015 года

    Контракт обязали заключать только в письменной форме, в соответствии с п. 7 ст. 3.

    Добавлены понятия кооперации головного исполнителя и исполнителя, уполномоченного банка, сопровождаемой сделки, расчетов по государственному заказу в сфере обороны, отдельного счета и банковского сопровождения сделки, органа финансового мониторинга и идентификатора госконтракта, ЕИС по государственному заказу в сфере обороны, федерального органа в области обороны и контролирующего органа. Также дано определение продукции с длительным технологическим циклом производства.

    Участников государственного оборонного заказа и федеральный орган в области обороны наделили правами. До этого у них были только обязанности.

    С 2016 года

    Заключение контракта для хозяйствующего субъекта, который занимает доминирующее положение, стало обязательным. Изменили п. 6.1 ст. 6 275-ФЗ.

    В п. 2 ст. 3, помимо госкорпорации «Росатом», в качестве государственного заказчика по оборонному заказу добавлена корпорация «Роскосмос».

    08.01.2019

    Вступил в силу Федеральный закон № 571-ФЗ от 27.12.2018. Он изменил ст. 6 275-ФЗ о государственном оборонном заказе. Эта норма дополняется правилом о том, что закупки по гособоронзаказу не учитываются, когда заказчик формирует, утверждает и ведет планы закупок и планы-графики в рамках законодательства о контрактной системе по 44-ФЗ.

    275-ФЗ: понятие, сфера регулирования, принципы, основные понятия

    В первую очередь закон 275-ФЗ о государственном оборонном заказе 2020 определяет правовые основы регулирования отношений и контроля в сфере государственного оборонного заказа и принципы и методы, по которым устанавливаются цены на используемую для этого продукцию.

    Закон регулирует формирование, размещение и исполнение государственного заказа в сфере обороны, отношения между участниками сделки; устанавливает правила расчетов посредством применения спецсчетов в уполномоченных банках; определяет методы государственного регулирования цен на закупаемую продукцию, полномочия и функции контролирующего органа.

    Ст. 3 275-ФЗ для чайников формулирует основные понятия, применяемые для целей государственного оборонного заказа. Помимо прочего, из нее следует, что в процедуре оборонной закупки участвуют три стороны: заказчик, головной исполнитель и исполнитель. Последние две образуют кооперацию. Также здесь раскрываются тезисы, связанные с банковским обслуживанием.

    Регулирование цен в рамках закона осуществляется в соответствии с принципами:

    • соблюдения равных прав и норм для всех участников закупки;
    • уменьшения издержек при поставке продукции;
    • получения прибыли при поставке продукции;
    • обоснования затрат головного исполнителя и исполнителя;
    • противодействия коррупции;
    • обеспечения баланса интересов всех участников сделки.

    Закон о государственном оборонном заказе по отношению к закону № 44-ФЗ является специальным и устанавливает особенности формирования, размещения и выполнения государственного оборонзаказа. В статье мы кратко изложили все, что нужно знать о 275-ФЗ о гособоронзаказе, а также об изменениях 2019 года.

    Из статьи вы узнаете:

    ГОЗ. 275-ФЗ. Танки и самолеты?

    Регулируется оборонный заказ Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ. Когда вступил в силу этот закон? За год до вступления в силу ФЗ-44. Если последний вступил в силу 1 января 2014 года, то Закон о ГОЗ – 1 января 2013 года.

    Гособоронзаказ, главный заказчик которого Министерство обороны РФ, это закупка товаров, работ, услуг для обороны и безопасности России. Об этом говорится в п. 1 ст. 3 ФЗ-275. Но это не только закупка вооружения и техники. Это любая закупка для армии страны. Например, картофель или другая еда для солдат.

    Госзаказчиком в рамках гособоронзаказа может выступать не только Минобороны, но и госкорпорации «Роскосмос» и «Росатом». Закупка по 275-ФЗ реализуется по нормам ФЗ-44, но с учетом требований ФЗ-275. То есть нормы ФЗ-275 являются специальными по отношению к ФЗ-44 и, соответственно, обладают приоритетом над общими нормами Закона о контрактной системе.

    Порядок формирования, утверждения и размещения гособоронзаказа устанавливается ст. 4, 5, 6 ФЗ-275. Подробнее же о том, как разработать ГОЗ и его основные показатели (на основании которых и формируется ГОЗ), прописано в ПП РФ № 1255 от 26.12.2013.

    ФЗ-275: отдельный счет

    Одно из главных отличий Закона о гособоронзаказе от Закона о контрактной системе – наличие жесткого банковского сопровождения по ГОЗ. По этим правилам для каждого головного исполнителя, исполнителя обязательно выбрать банк для банковского сопровождения.

    Сделано это с одной целью – отслеживание денежных средств с целью исключения возможности их нецелевого расходования. Иными словами, каждая сторона ГОЗ (заказчик, головной исполнитель, исполнитель) обязана открыть в уполномоченном банке отдельный счет. Все взаиморасчеты между сторонами ГОЗ проходят в этом банке. Те деньги, которые поступают от государственного заказчика – целевые. Они направлены на конкретные затраты конкретного оборонзаказа. Если деньги уйдут в «другую сторону», это будет признано нарушением. После того как контракт будет исполнен, этот счет закрывается.

    Уполномоченные банки по 275-ФЗ

    В 2017 году список таких банков еще размещался на сайте ЦБ РФ. Но в декабре 2017 года ЦБ из открытого доступа убрал этот список, который обновлял до этого ежемесячно. Решение о скрытие перечня уполномоченных банков – это мера, принятая в связи введенными на тот момент санкциями против России. Иными словами – это попытка защитить их бизнес. Кроме того, европейские банки, рассматривая российские банки как потенциальных контрагентов, учитывают, среди прочего, работают ли они с гособоронзаказом. Поэтому вопрос конфиденциальности данного вопроса понятен и логичен.

    Что нужно для работы: основные обязанности исполнителя

    Обязанности исполнителя раскрывает ст. 8 ФЗ-275. Основной момент этой статьи – использование для расчетов отдельного счета, о чем отчасти уже было отмечено выше. То есть исполнитель и сам использует спецсчет для расчетов и обязывает это делать своих контрагентов.

    К обязанностям исполнителя относят также раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту. В этом случае исполнителям нужно будет подтвердить сам факт наличия такого учета.

    Кроме того, по запросу госзаказчика, головного исполнителя или органа финмониторинга, равно как и от своего контрагента или же уполномоченного банка исполнитель обязан предоставить информацию о каждом своем контрагенте, которого он привлек для исполнения контракта. Срок предоставления этой информации – 5 рабочих дней с даты получения запроса.

    Екатерина Суханова , эксперт-практик в области госзаказа, гособоронзаказа и закупок для нужд отдельных видов юридических лиц

    Екатерина Суханова рассказывает, что такое кооперация и как ее формируют, какие функции и какие риски лежат на головном исполнителе, как избежать ошибок. Смотрите правила, по которым описывать объект закупки по ГОЗ и формировать цену. Из вебинара узнаете, когда необходимо банковское и казначейское сопровождение контракта.

    Статья 8.3. Режим использования отдельного счета

    Как уже стало понятно, для каждого контракта по гособоронзаказу открывается отдельный счет. Деньги с этого счета можно направлять только на цели, которые прямо указаны в контракте. При этом вывести деньги со спецсчета 275-ФЗ на обычный расчетный счет возможно лишь после исполнения контракта. В том числе, если в рамках госконтракта несколько различных спецификаций, то прибыль получить можно лишь после исполнения всего контракта, а не его отдельной спецификации.

    Для того, чтобы перечислить деньги на свой счет, исполнитель должен предоставить в банк документы:

    • контракт с допсоглашениями;
    • акт приема-передачи товара или акт выполненных работ (оказанных услуг);
    • документы, которые подтвердят, что исполнитель понес из собственных средств расходы на исполнение контракта по ГОЗ;
    • иные документы, перечень которых устанавливает банк, в котором открыт отдельный счет.

    При этом списание денег с отдельного счета возможно лишь при указании в ИГК (идентификатора государственного контракта) в распоряжении. В п. 2 ч. 1 ст. 8.3 определен перечень случаев, когда можно выводить деньги со спецсчета помимо случая получения прибыли. Например, в случае уплаты налогов и сборов. Статьями 8.4 и 8.6 определены перечень операций, которые нельзя проводить по отдельному счету и основания для приостановления операций по отдельному счету.

    Регулирование цен на государственном уровне по ГОЗ

    Методы госрегулирования цен установлены ст. 10 ФЗ-275. В их числе:

    • формирование списка товаров с регулируемыми ценами (распоряжение правительства РФ №976-р от 14.06.2013);
    • утверждение правил определения НМЦК, цены контракта;
    • формирование методических рекомендаций по определению по расчету цен;
    • иные методы по ст. 10 Закона о ГОЗ.

    Касаемо регулирования цен на продукцию по ГОЗ, главным документом является ПП РФ №1465 от 02.12.2017.

    Порядок расчета НМЦК обязаны применять не только заказчики, но и головной исполнитель, исполнители ГОЗ. Правила делят на две категории. В рамках первой категории определяют НМЦК на поставку конкурентной продукции, в рамках второй – рассчитывают цену контракта с едпоставщиком. Читайте, как определить и обосновать НМЦК по каждой из категорий.

    В двухтысячных годах были выявлены различные проблемные вопросы в гособоронзаказе (ГОЗ), что вылилось в их обсуждение, а по итогам одного из совещаний Президент РФ дал поручение создать новый правовой фундамент в данной сфере, после этого законодательство пополнил новый федеральный закон.

    о государственном оборонном заказе

    Законодательный акт регламентирующий отношение сторон в сфере вышел под названием №275-ФЗ о ГОЗ, дата его появления — декабрь 2012 г., вступление в силу произошло в самом конце указанного года — 29 декабря. На сегодня действует документ с последними изменениями в редакции от июля 2015 г. Вместе с ним появилось методологическое обеспечение, которое дает ответы, как происходит формирование, использование правовой базы заложенной данным законом.

    Скачать ФЗ 275 о государственном оборонном заказе в последней редакции с комментариями можно

    Изменения 2016

    Настоящий документ в 2016 г. не дополнялся, но в прошлом году произошло внесение большого количества изменений, выполнение которых придется на данный год. Многие из них призваны усилить контроль в отношении исполнения положений закона. Например, об этом свидетельствует то, что в текст добавляется такое понятие, как «госконтроль (надзор) в сфере ГОЗ» (ст. 1). Также были изменен весь комплекс основных понятий, пример, что такое контракт в данной сфере, было внесено положение определяющее, что значит уполномоченный банк (основной исполнитель). Внесено и понятие указывающее, что такое сопровождение сделки, как оно выполняется. Теперь головному исполнителю будут открывать отдельный счет, который сделает закупки, выполнение других операций прозрачней.

    Теперь закон будет дополнительно определять порядок действий участников в какой-либо ситуации. То есть прошлогоднее дополнение сделало не одно правило в №275-ФЗ более четким, точным, жестким, а любое предприятие, желающее зарабатывать на данном заказе должны быть максимально пунктуальными, иначе государство быстро им будет находить замену. Таким образом работа сферы, ее схема стала более эффективной, это должно привести к тому, что обеспечение военных будет происходить более качественно.

    Комментарии к 275 ФЗ с последними изменениями 2016

    Узнайте об особенностях формирования и размещения гособоронзаказа, о закупках в рамках гособоронзаказа и банковском сопровождении оборонного заказа.

    Из статьи вы узнаете:

    Особенности закупок при гособоронзаказе

    Среди основных отличий закупок в целях обороны и безопасности страны от прочих госзакупок можно выделить:

    • различие целей закупок. В рамках Закона № 44-ФЗ удовлетворяются мирные нужды государственных и муниципальных заказчиков, в рамках № 275-ФЗ (п. 1 ст. 3) производится закупка работ (товаров, услуг) для обеспечения безопасности РФ, а также в рамках военно-технического сотрудничества с зарубежными партнерами.
    • ограничение по субъектному составу исполнителей контракта. В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона № 275-ФЗ головным исполнителем (далее ГИ) поставок может быть только юрлицо, тогда как Закон № 44-ФЗ допускает участие в закупках предпринимателей и физлиц, не наделенных таких статусом.
    • особенности планирования оборонного заказа. Правила установлены Правительства РФ от 26.12.2013 № 1255. Оборонный заказ формируется ежегодно на очередной год и плановый период.
      Проект заказа разрабатывается в 2 этапа. На первом формируются предложения госзаказчиков, а на втором формируется проект и направляется в Правительство РФ.
    • отличия по определению начальной цены контракта. При оборонном заказе НМЦК рассчитывается в соответствии с Положением, утвержденным Правительства от 28.04.2015 № 407.
    • установление отдельного запрета на допуск иностранных товаров и исполнителей для закупок в целях обороны и безопасности.
    • применяется отдельная идентификация контрактов (ст. 6.1 Закона № 275-ФЗ).
    • жесткие правила банковского сопровождения (глава 3.1 Закона № 275-ФЗ).

    Рассмотрим некоторые особенности более подробно.

    Участники гособоронзаказа

    Госзаказчик
    • Федеральный орган исполнительной власти;
    • Росатом;
    • Роскосмос
    Головной исполнитель Организация, которая заключила госконтракт с госзаказчиком
    Исполнитель

    Организация (предприниматель), которая:

    • входит в кооперацию ГИ;
    • заключила контракт с ГИ или исполнителем.

    Над одним гособоронзаказом работают несколько исполнителей. Одни производят, другие поставляют. Государство обязывает ГИ раскрыть госзаказчику всю сеть исполнителей. Для этого ГИ объединяет всех исполнителей по гособоронзаказу в кооперацию. После чего заказчику легко проконтролировать финансирование и исполнение гособоронзаказа на каждом его этапе по всей цепочке исполнителей. Ведь у госзаказчика есть полный доступ к сведениям о кооперации (п. 5 ст. 6 Закона № 275-ФЗ)

    Уполномоченный банк Банк, который выбрал ГИ. Это банк из числа тех, которые утвердило государство

    Это следует из пунктов 2–4.2 статьи 3 Закона № 275-ФЗ.

    Требования к участникам конкурентных процедур

    Требования к потенциальным исполнителям государственных контрактов, определяемых с помощью конкурентных процедур, при осуществлении которых госзаказчик имеет право не устанавливать обеспечение, утверждены Правительства РФ от 25.12.2014 № 1482. Они применяются при определении поставщиков на создание, ремонт, утилизацию вооружения и спецтехники.

    Такими требованиями являются:

    ✚ наличие производственных мощностей. Подтверждается выпиской из ЕГРН, копией зарегистрированного договора аренды, заключенного на срок не менее, чем срок выполнения контракта.

    ✚ финансовая устойчивость подтверждается копией бухбаланса за последний отчетный период и актом о сверке расчетов по уплате обязательных платежей (налогов, сборов, штрафов). Также необходимо предоставить сведения об оценке финсостояния предприятия.

    ✚ наличие специалистов с профильным образованием подтверждается копиями приказов о приеме таких специалистов на работу, копиями трудовых книжек и дипломов.

    По окончании контракта заказчик должен публично отчитаться. Чтобы не запутаться с реестрами и отчетами, скачайте умную таблицу контроля за исполнением контракта и все контрольные сроки будут у вас под рукой.

    Из статьи

    Этапы гособоронзаказа

    Гособоронзаказ проходит несколько этапов под государственным контролем. В частности, гособоронзаказ:

    1. Формируют . Государство формирует гособоронзаказ на основе военной доктрины, планов строительства и развития Вооруженных сил РФ, государственной программы вооружения.

    2. Утверждают . Правительство РФ утверждает гособоронзаказ и определяет госзаказчиков.

    3. Размещают . Госзаказчик размещает гособоронзаказ на официальном сайте ЕИС zakupki.gov.ru в порядке, который установлен Законом № 44-ФЗ.

    4. Оформляют госконтрактом и контрактами . Госзаказчик от имени Российской Федерации заключает государственный контракт с ГИ. А он заключает контракты с исполнителями других уровней.

    5. Выполняют . ГИ и исполнители производят гособоронпродукцию (работы, услуги) и поставляют заказчику.

    6. Надзирают и контролируют . ФАС России контролирует конкуренцию и ценообразование в военной сфере, а также планирование, размещение и исполнение гособоронзаказов.

    Это следует из глав 2, 5 и 5.1 Закона № 275-ФЗ.

    Формирование и утверждение оборонного заказа

    Оборонный заказ формируется Военно-промышленной комиссией России при взаимодействии с госзаказчиками и другими заинтересованными лицами на 1 год и плановый период. При формировании проекта оборонзаказа проводятся следующие работы:

    • определение прогнозных цен на закупаемые работы (товары, услуги);
    • формирование основных показателей;
    • формирование предложений по основным показателям;
    • формирование проекта документа.

    Проект выносится на утверждение Правительства Российской Федерации, которое утверждает оборонзаказ в течение 1 месяца после принятия закона о федеральном бюджете на очередной фингод и плановый период.

    Госконтракт в рамках гособоронзаказа

    Контракт на гособоронзаказ заключают через госзакупки на официальном сайте ЕИС zakupki.gov.ru. Порядок, в котором стороны заключают контракт, установлен Законом № 44-ФЗ. Исполнителя определяют по результатам торгов.

    Есть случаи, когда исполнителя просто утверждают и заключают с ним контракт на гособоронзаказ. Торги не проводят, а исполнитель не вправе отказаться от государственного контракта.

    Отказаться не вправе:

    • единственный исполнитель, если гособоронзаказ прибыльный;
    • организации, которые занимают доминирующее положение на рынке гособоронзаказа (только если на торгах нет претендентов или по результатам конкурентной процедуры не определили ГИ);
    • организации, которые занимают доминирующее положение по статье 14 Закона о ГОЗ (когда у организации нет обоснованных экономических или технологических причин, чтобы отказаться заключать контракт).

    Такие особенности установлены пунктами 6 и 6.1 статьи 6 Закона о ГОЗ.

    В госконтракт включите условие о том, что заказчик должен возместить компании расходы за счет собственных средств на запасы необходимой продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Это возможно только по согласованию с госзаказчиком, головным исполнителем, исполнителем и только в пределах цены госконтракта. Об этом сказано в статье 7.1 Закона о гособоронзаказе.

    Прогнозная цена госконтракта

    Головной исполнитель, в том числе и единственный поставщик, вправе заложить в цену прибыль не выше нормы. Это делают, когда формируют прогнозную цену гособоронзаказа. Нормы рентабельности или прибыли ГИ определяет в проценте от затрат. Какой брать процент и от каких затрат – прописано в постановлениях Правительства РФ от 28 апреля 2015 года № 407 и от 5 декабря 2013 года № 1119. Исполнители других уровней эти постановления не применяют (ст. 6 и 10).

    Определение начальной цены контракта

    НМЦК и цена госконтракта с единственным исполнителем определяется при закупках продукции, связанно с:

    • серийными выпусками оружия, военной и спецтехники, а также их обслуживанием, ремонтом или утилизацией;
    • созданием новых или модернизацией или существующих образцов оружия, спецтехники и ракетно-космической техники. В этом случае основным методом расчета НМЦК является расчетный метод.

    Расчет НМЦК производится следующими методами:

    • метод предельного уровня цен заключается в определении НМЦК, при котором цена одной единицы продукции устанавливается в виде ее предельного уровня;
    • затратный метод . При использовании данного метода цена продукции определяется путем расчета затрат на ее производство и последующую реализацию;
    • аналоговый метод . При его применении цена определяется на основе цен на аналогичные товары со сходными функциональными характеристиками.

    Используется один из указанных методов или их совокупность, при невозможности их использования могут применяться другие методы, указанные в Законе № 44 фз.

    Запрет на допуск иностранных товаров

    Установлен запрет приобретения при гособоронзаказе следующих товаров иностранного производства (за исключение стран-членов ЕАЭС):

    • литейные машины;
    • станки (токарные, агрегатные, шлифовальные, металлорежущие, строгальные, долбежные и прочие);
    • измерительные приборы.

    Продукция признается произведенной в России в случае:

    ✔ ее создания в рамках инвестиционного контракта в течение 5 лет с момента заключения такого контракта и не более 3-х лет с начала ее производства.

    ✔ отсутствия инвестиционного контракта созданная продукция должна соответствовать требованиям, установленным в постановлении Правительства России от 17.07.2015 № 719. Подтверждением будет являться заключение экспертизы.

    ✔ подтвердить, что продукция была произведена в России или в других странах-участницах ЕАЭС. Доказательством послужит сертификат о происхождении товара по форме СТ-1.

    Особенности размещения оборонзаказа

    Особенности размещения оборонных заказов закреплены в ст. 6 Закона № 275. В соответствии с частью 1 указанной статьи госзакупки в рамках оборонзаказа производятся по правилам Закона № 44-ФЗ с учетом следующего:

    • при размещении оборонзаказа на создание, ремонт, обслуживание и утилизацию оружия и военной техники, космических кораблей, в отношении которого будет проводиться банковское сопровождение требование об обеспечении выполнения госконтракте устанавливать не нужно;
    • при размещении оборонзаказа поставку оружия, спецтехники и военного имущества, принятого в эксплуатацию закупочная документация должна содержать название и товарные знаки такого вооружения;
    • оборонзаказ обязателен для принятия единственным исполнителем, определенным законодательными и подзаконными актами России при условии, что он обеспечивает уровень прибыли, установленный Правительства от 17.02.2017 № 208;
    • принятие оборонзаказа также является обязательным для ГУПов и других организаций, занимающих доминирующее положение на рынке при условии, что иные потенциальные исполнители госконтракта отсутствуют или не были определены по результатам конкурентной процедуры.
    • оформление госконтракта является обязательным для лиц, которые в соответствии со ст. 14 рассматриваемого ФЗ занимают доминирующее положение при условии, что у них отсутствуют экономические или технологические причины для отказа.
    • сроки размещения оборонзаказа устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Что контролирует казначейство

    Елена Тарасова , эксперт Системы Госзаказ

    Федеральное казначейство отслеживает деньги, которые выделены на исполнение контрактов по гособоронзаказу. Сопровождению подлежат все платежи в рублях при расчетах по контрактам, которые заключены головными исполнителями с исполнителями или между исполнителями.

    Однако есть ряд исключений. Какие операции контролирует Казначейство, а что не попадает под контроль, смотрите .

    13.07.2015 г. начала действовать новая редакция Федерального закона «О государственном оборонном заказе» (далее по тексту - №275-ФЗ), положения которого в настоящее время применяются лишь к некоторым контрактам, абсолютную силу же они будут иметь только с 01.01.2017 года. Но наша задача не рассмотреть эти положения, а выявить ключевые противоречия в самом тексте закона и проблемы, которые они могут вызвать.

    1. Первое важное противоречие можно поименовать вопросом - сколько счетов открывать ?

    Флагманским новшеством в законе является введение особого правового режима использования денежных средств, полученных на исполнение государственного оборонного заказа (далее по тексту - ГОЗ). Следствием такого новшества явилась необходимость заключения всеми головными исполнителями, исполнителями договоров банковского сопровождения для открытия отдельных счетов. Несмотря на существование множества вопросов по использованию названных отдельных счетов (их рассмотрение не охватывается рамками настоящей статьи), проблемы возникают еще на начальном этапе - их открытии.

    П.3. ч.1 Ст. 8 №275-ФЗ говорит о том, что договор о банковском сопровождении обязывает открывать для каждого контракта отдельный счет. Смотрим типовой договор о банковском сопровождении, предлагаемый и опубликованный в открытом доступе банком РОССИЯ (далее в статье будем использовать именно этот договор): «Счет [открываемый по договору - прим. О.И.] предназначен для проведения расчетов, осуществляемых в рамках сопровождаемого контракта». Т.е. для операций по одному контракту с одним контрагентом. Такое условие нас якобы вынуждает для каждого исполнителя, с которым мы будем работать в рамках ГОЗ, открывать новый отдельный счет, а, следовательно, и на каждый Счет заключать такой великолепный договор с банком. И вот только психологически приготовились к открытию неограниченного количества отдельных счетов, к увлекательной работе с ними, как видим в тексте договора другое условие: «Взаиморасчеты между Клиентом и всеми входящими в кооперацию головного исполнителя исполнителями в ходе исполнения контракта осуществляются через Счет и отдельные счета исполнителей». Т.е. компании все же достаточно одного счета и одного договора для работы со всеми участниками ГОЗ, что вполне разумно.

    Казалось бы, проблемы не возникает, разобрались. Но вот только в контракты упорно включают цитируемое из закона условие, что сторона обязуется открывать для каждого контракта отдельный счет. Опять же, ничего страшного, но лишь до тех пор, пока не включают все в тот же контракт следующее условие одностороннего внесудебного расторжения договора : «Нарушение существенных условий контракта, при этом стороны договорились считать любое нарушение настоящего контракта существенным». Перспективы такой путаницы видятся в бестолковых судебных разбирательствах, которые следует предупреждать, работая в контрактной сфере. Именно по этой причине считаем формулировку «открывать для каждого контракта отдельный счет» неудачной, вводящей в заблуждение.

    2. Второе противоречие поименуем так - бюрократический ритуализм на пути движения денежных средств.

    Объективно, главной задачей каждого исполнителя ГОЗ всегда было, есть и будет извлечение прибыли. Но вот только государство стремится преломить такой взгляд на контракт и устанавливает жесткий контроль над денежными средствами, выделенными на его исполнение.

    Повторюсь, в рамках настоящей статьи не рассматриваем все особенности правового режима использования отдельного счета, а лишь некоторые, наиболее важные моменты.

    Рассмотрим два условия контракта, которые закон допускает, но их действия ставит в зависимость от присутствия в тексте договора. Речь пойдет о компенсационных выплатах и прибыли .

    Компенсационные выплаты предназначены для возмещение после исполнения контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на Счете) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа дополнительно к требованиям, указанным в 3.1.15 Договора, указывать сумму платежа в распоряжении, не превышающую сумму расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, предусмотренного условиями контракта, реквизиты (дата/номер) акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг), соответствующие реквизитам таких документов, представляемым в БАНК одновременно с распоряжением согласно п.3.1.16 Договора.

    Прибыль

    Пп.«в» п.2 ч.1 ст. 8.3 №275-ФЗ говорит о том, что прибыль перечислить можно после представления в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг) . Именно такой закрытый перечень документов устанавливается законом.

    При этом существует общее правило, установленное п.2 ч.2 ст.8.5 №275-ФЗ, согласно которому «к документам, являющимся основанием для составления распоряжений, относятся акты приема-передачи товара (акты сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг), товарно-транспортные накладные, счета, счета-фактуры и иные документы, подтверждающие исполнение получателем средств своих обязательств по контракту (за исключением распоряжений на авансирование)». Явно следует, что при проверке банк должен истребовать не конкретные документы, а любые те, что подтверждают исполнение получателем средств своих обязательств по контракту.

    В договоре. Дополнительно к предусмотренным п.3.1.15 требованиям, указывать в распоряжениях на перечисление денежных средств в оплату поставленных товаров, работ, услуг реквизиты (дата, номер) акта приема-передачи (акта сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг), товарно-транспортной накладной, счета, счета-фактуры и иных обосновывающих документов, соответствующие реквизитам документов, являющихся основанием для составления распоряжения и подтверждающих исполнение получателем своих обязательств по контракту, представляемых в БАНК одновременно с распоряжением согласно п.3.1.16 Договора

    Типовой Договор банковского сопровождения предусматривает условие, что при перечислении исполнителю прибыли в распоряжении, помимо прочего, необходимо указывать «реквизиты (дата/номер) акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг) и других документов, подтверждающих исполнение получателем средств своих обязательств по контракту и позволяющие Банку осуществить проверку соответствия наименования поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), указанных в акте приема-передачи товара (акте выполненных работ, оказанных услуг) предмету контракта».

    И последнее, о чем хочется коротко сказать, встречается в условиях контрактов, которые включают юристы, неправильно понявшие запретительные действия исполнителей. настолько абсурдно, что назову соответствующе - то, что нельзя, все же можно.

    Ч.3 ст.8 №275-ФЗ запрещает действия (бездействия), влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по ГОЗ, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта. К таким действиях п.3 ч.3 ст.8 №275-ФЗ относит использовать полученных по государственному контракту, контракту средства на цели, не связанные с выполнением ГОЗ. При включении данного условия в текст контракта важно сохранить такую целостную формулировку, не оставляя в отрыве запрет на использование полученных денежных средств на цели, не связанные с выполнением ГОЗ.

    В терминологии Мертона Р.К., как поглощенность правилами и установлениями, которая ставит под угрозу достижение целей организации/