Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Замеры атмосферного воздуха на границе сзз. Установление санитарно-защитной зоны: от разработки проекта к нанесению красных линий на карту. Обработка животных продуктов

    Замеры атмосферного воздуха на границе сзз. Установление санитарно-защитной зоны: от разработки проекта к нанесению красных линий на карту. Обработка животных продуктов

    12 ноября 2015 г. исполнилось 5 лет с того момента, когда установление санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ) для действующего (в т.ч. промышленного) объекта стало необязательным. Однако по сей день сохраняется практика выдачи владельцам таких объектов предписаний о необходимости обязательного установления СЗЗ, несмотря на то что положения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения говорят об обратном.

    Как правило, при обосновании своей позиции о необходимости разработки СЗЗ для действующего промышленного объекта инспекторы Роспотребнадзора ссылаются на письмо Роспотребнадзора от 22.11.2010 № 01/16400-0-32 «О разъяснении изменений № 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03». Однако данное письмо не является нормативным правовым актом , не содержит обязательных требований и, к слову, было признано утратившим силу письмом Роспотребнадзора от 24.08.2012 № 01/9550-12-32 «О разъяснении отдельных положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (новая редакция)» (далее — письмо № 01/9550-12-32).

    Давайте разберемся, насколько правы представители административного органа в своем стремлении обязать владельцев действующих объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания человека, разрабатывать и устанавливать СЗЗ.

    Где кроется корень зла?

    Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 13.07.2015; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ) в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются СЗЗ организаций . Размеры таких СЗЗ определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

    Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 был утвержден СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

    Согласно п. 1.2 (в действующей редакции от 09.09.2010) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования данных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся , реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

    Приведенная редакция п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 действует с 12 ноября 2010 г. , т.е. со дня вступления в силу Изменений и дополнений № 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 № 122 (далее — Изменения и дополнения № 3).

    До 11 ноября 2010 г. включительно п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 выглядел немного по-другому (выделено автором):

    Таким образом, в соответствии с Изменениями и дополнениями № 3 действующие объекты были исключены из области применения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. В связи с этим с 12 ноября 2010 г. СЗЗ разрабатываются и устанавливаются в обязательном порядке только в том случае, если объект строится или реконструируется . Если же указанная деятельность не ведется, оснований для разработки проекта СЗЗ попросту нет.

    Тем не менее на практике «благодаря» искаженному толкованию санитарно-эпидемиологических требований возникают неправомерные ситуации.

    Ситуация № 1

    Владельцы действующих объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания человека, периодически привлекаются к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за необеспечение установления СЗЗ.

    В качестве обоснования указанного подхода его сторонники, как правило, указывают:

    • п. 3 ст. 16 Федерального закона № 96-ФЗ :

    Извлечение
    из Федерального закона № 96-ФЗ

    Статья 16. Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности

    […]
    3. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
    […]

    Как видим, в данном пункте не указано, в отношении каких именно объектов (действующих, вновь строящихся, реконструируемых) необходимо устанавливать СЗЗ;

    • п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (выделено автором):

    Извлечение

    […]
    3.1. Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
    […]

    • п. 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (выделено автором):

    Извлечение
    из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

    […]
    3.12. Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).
    […]

    Рассматриваемый подход в большинстве случаев используется как удобный повод для привлечения лица к административной ответственности, а не для цели улучшения ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

    Например, промышленный объект исторически находится в центре населенного пункта. Установление СЗЗ для данного действующего объекта не будет отвечать главному и, по сути, единственному своему назначению — недопущению размещения территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания в зоне негативного влияния объекта.

    Тем не менее владелец объекта привлекается к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ и получает от административного органа предписание с формулировкой «обеспечить разработку и установление СЗЗ».

    Учитывая, что ориентировочный размер СЗЗ в данном случае, как правило, не может быть соблюден, хозяйствующий субъект вынужден «подгонять» СЗЗ под границу промышленной площадки, что делает процедуру установления СЗЗ просто-напросто бессмысленной.

    В противовес такому подходу отметим, что п. 3 ст. 16 Федерального закона № 96-ФЗ не преследует цели детально определить, для каких именно объектов разрабатывается и устанавливается СЗЗ, а содержит лишь бланкетное положение. В свою очередь, п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 четко устанавливает, в каких случаях применение санитарных правил является обязательным: к ним относятся строительство или реконструкция соответствующего объекта.

    Ситуация № 2 (обратная)

    Владельцам действующих объектов, проявившим инициативу установить СЗЗ в добровольном порядке, отказывают в установлении СЗЗ в связи с тем, что требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не распространяются на действующие объекты.

    Такие случаи действительно встречаются, хотя и достаточно редко. В подобной ситуации с использованием приведенных выше положений Федерального закона № 96-ФЗ и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 можно разъяснить представителю Роспотребнадзора, выступающему оппонентом, что установление СЗЗ является не только обязанностью , но и правом владельца объекта.

    При этом в соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование СЗЗ осуществляется на всех этапа х разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

    ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И УСТАНОВЛЕНИЯ СЗЗ

    Итак, мы обозначили типовые подходы к разработке СЗЗ, основанные на неверном толковании норм действующего законодательства. Теперь перейдем к этапам разработки и установления СЗЗ для объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания человека.

    Для начала отметим, что в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 все объекты, оказывающие воздействие на среду обитания человека (в т.ч. промышленные объекты и производства), подразделяются на пять классов опасности (I-V классы).

    Класс опасности объекта в первую очередь определяет ориентировочный размер расчетной СЗЗ, который должен быть подтвержден по результатам проведенных натурных исследований и измерений.

    Сам процесс установления СЗЗ можно условно разбить на 5 основных этапов и 1 факультативный:

    • основные этапы :

    1) разработка проекта СЗЗ;

    2) проведение экспертизы проекта расчетной СЗЗ;

    3) проведение натурных исследований и измерений для подтверждения расчетных размеров СЗЗ;

    4) получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект СЗЗ;

    5) установление СЗЗ Главным государственным санитарным врачом РФ или Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ;

    • факультативный этап — внесение сведений о границах установленной СЗЗ в правила землепользования и застройки муниципального образования.

    Этап I. Разработка проекта СЗЗ

    Разработка проекта СЗЗ требуется только для объектов I-III классов опасности (см. п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). При этом данная «льгота» является весьма противоречивой, т.к. иного порядка установления СЗЗ, кроме рассмотрения уполномоченным органом проекта СЗЗ и результатов его экспертизы, в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не имеется.

    На рассматриваемом этапе проводятся расчеты для определения необходимых (достаточных) размеров СЗЗ объекта.

    Ориентировочные размеры СЗЗ для различных объектов приводятся в гл. VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Однако, даже обнаружив свой объект в санитарной классификации, владелец данного объекта не может быть уверен в том, что указанный размер СЗЗ является достаточным, что обусловливает необходимость проведения расчетов размеров СЗЗ для конкретного объекта.

    Этап II. Проведение экспертизы проекта расчетной СЗЗ

    В соответствии с п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в составе документации, представляемой в уполномоченный орган для установления СЗЗ, должны быть представлены результаты экспертизы проекта СЗЗ с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями .

    Таким образом, на данном этапе к процессу разработки и установления СЗЗ привлекают экспертное учреждение — аккредитованную организацию. Как правило, в качестве таковой выступают центры гигиены и эпидемиологии, однако положениями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не ограничен круг организаций, которые могут быть привлечены к проведению экспертизы. Единственным критерием выбора такой организации является наличие у нее аккредитации.

    Следует отметить, что уточнений насчет надлежащей области аккредитации привлекаемых организаций СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не содержат.

    Этап III. Проведение натурных исследований и измерений для подтверждения расчетных размеров СЗЗ

    Согласно п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров СЗЗ для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

    Таким образом, подтверждение достаточности расчетных размеров СЗЗ осуществляется посредством обязательного проведения натурных исследований и измерений. При этом документом, определяющим количество исследований и измерений, а также номенклатуру исследований и измерений, является программа наблюдений, утверждаемая в составе проекта СЗЗ.

    Существует два самых распространенных мифа, связанных с порядком проведения натурных исследований и измерений при установлении СЗЗ:

    1) исследования должны проводиться в течение всего календарного года;

    2) количество исследований должно составлять:

    • 50 измерений в год — для объектов I и II классов опасности;
    • 30 измерений в год — для объектов III-V классов опасности.

    Последний миф связан с тем, что до вступления в силу Изменений и дополнений № 3 (т.е. до 12 ноября 2010 г.) пп. 4.2 и 4.3 содержали соответствующие положения (выделено автором):

    Извлечение
    из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03
    (в ред. от 06.10.2009; утратила силу 12.11.2010)

    […]
    4.2. Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании:
    […]
    - систематических (годовых) натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (не менее пятидесяти дней исследований
    […]
    4.3. Для промышленных объектов и производств размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании:
    […]
    - систематических натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (тридцать дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух.
    […]

    Начиная же с 12.11.2010 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не содержит требований к продолжительности и количеству исследований и измерений.

    При этом в соответствии с письмом № 01/9550-12-32 (которое, напомним, не является нормативным правовым актом) при составлении программы натурных исследований и измерений рекомендуется распределять их в течение года посезонно .

    Таким образом, при проведении экспертизы проекта расчетной СЗЗ отсутствуют основания для предъявления требований к минимальному количеству исследований и измерений. Однако включение в программу наблюдений определенного количества исследований и измерений может осуществляться по рекомендации организации, проводящей экспертизу.

    Этап IV. Получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект СЗЗ

    Обязательным условием установления СЗЗ является предварительное получение санитарно-эпидемиологического заключения (далее — СЭЗ) на проект СЗЗ.

    В различных субъектах Российской Федерации существуют разночтения, которые касаются в основном определения момента времени, когда необходимо получить СЭЗ:

    1) до начала проведения натурных исследований и измерений (на проект расчетной СЗЗ);

    2) после проведения натурных исследований и измерений (на проект окончательной СЗЗ).

    «Благодаря» размытым формулировкам положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 этот вопрос более чем неоднозначный.

    В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 13.07.2015; далее — Федеральный закон № 52-ФЗ) проекты СЗЗ утверждаются при наличии СЭЗ о соответствии данных проектов санитарным правилам .

    После прочтения указанного положения возникает вопрос: что в Федеральном законе № 52-ФЗ подразумевается под понятием «проекты СЗЗ» ? Ведь проектирование СЗЗ осуществляется в два этапа — разработка расчетной СЗЗ и разработка окончательной СЗЗ (выделено автором):

    Извлечение
    из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

    […]
    2.2. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона , выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) — на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
    […]

    В свою очередь, в соответствии с п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление, изменение размеров установленных СЗЗ для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации в том числе на основании:

    При этом согласно п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры СЗЗ могут быть установлены, изменены на основании решения и СЭЗ Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя в том числе на основании результатов экспертизы проекта СЗЗ с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.).

    Как видно из приведенных положений, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не дает четкого ответа на вопрос о том, на каком этапе проект СЗЗ следует представить в Управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации.

    Как результат — наличие противоречивой практики в регионах: в одних регионах страны принято получать СЭЗ на проекты расчетной СЗЗ до проведения натурных исследований и измерений, а в других, напротив, управления Роспотребнадзора готовы выдавать СЭЗ только после проведения натурных исследований и измерений и доработки (при необходимости) проекта окончательной СЗЗ.

    Расставить точки над «i» в 2012 г. попытался Роспотребнадзор:

    Извлечение
    из письма Роспотребнадзора от 27.11.2012 № 01/13460-12-32
    «О санитарно-защитных зонах»

    […]
    В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проект санитарно-защитной зоны утверждается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам.
    […] рассмотрение проектов расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств I, II, III класса опасности и неклассифицированных объектов, а также выдача на указанные материалы санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам осуществляется управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.
    […]

    Таким образом, Центральный аппарат Роспотребнадзора считает, что СЭЗ оформляется в отношении проекта расчетной СЗЗ (т.е. до проведения натурных исследований и измерений).

    Этап V. Установление СЗЗ Главным государственным санитарным врачом РФ или Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ

    Процедура установления СЗЗ различается в зависимости от того, к какому классу опасности отнесен объект, являющийся источником воздействия на среду обитания человека.

    В случае если объект отнесен к I или II классу опасности , СЗЗ устанавливается Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ (п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

    В отношении объектов III, IV и V классов опасности СЗЗ устанавливается решением Главного государственного санитарного врача субъекта РФ (п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

    Учитывая, что специальный срок для рассмотрения документов и принятия решения об установлении (отказе в установлении) СЗЗ действующим законодательством не предусмотрен, документация заявителя должна быть рассмотрена в пределах общего срока рассмотрения обращений граждан — 30 календарных дней.

    Этап VI (факультативный). Внесение сведений о границах установленной СЗЗ в правила землепользования и застройки муниципального образования

    Напомним, что одной из основных целей установления СЗЗ является недопущение размещения в ее границах объектов с нормируемыми показателями качества среды обитания человека (например, жилой застройки).

    При этом решения о начале строительства различных объектов на земельных участках, оказавшихся в границах установленной СЗЗ предприятия, или о предоставлении таких земельных участков гражданам принимаются без ведома владельцев объектов, для которых установлена СЗЗ.

    Подобные случаи впоследствии приводят к бесконечному разбору хозяйствующими субъектами «писем счастья» от недовольных жителей по поводу неприятного запаха и чрезмерного шума, исходящих от предприятий, и судебным тяжбам по спорам, связанным с нарушением режима СЗЗ.

    Предотвратить застройку и предоставление земельных участков под застройку иногда можно, уведомив администрацию муниципального образования о состоявшемся установлении СЗЗ с указанием на необходимость внесения в правила землепользования и застройки изменений, направленных на нанесение «красных линий» на карту населенного пункта.

    Справедливости ради надо сказать, что у хозяйствующих субъектов, безусловно, нет обязанности информировать органы муниципальной власти об установлении СЗЗ предприятия , однако такой обязанности нет и у главных государственных санитарных врачей РФ и субъектов РФ.

    В свою очередь, органы местного самоуправления, оставаясь в неведении, рано или поздно без каких-либо угрызений совести могут распорядиться принадлежащими им земельными участками, например, предоставив их для целей строительства.

    Своевременное уведомление представителей муниципальной власти в будущем может послужить веским аргументом в пользу предприятия при возникновении спора о недопустимости нарушения режима СЗЗ путем размещения в ее границах «несовместимых» территорий или объектов.

    В соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (в ред. от 30.01.2015), издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается .

    Подробнее о разработке данного документа см.:

    - Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: история, проблемы и перспективы // Справочник эколога. 2014. № 4. С. 6-8;

    - Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: анализируем изменения в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 5. С. 10-21;

    - Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: последствия изменений и экспертиза СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 6. С. 7-11;

    - Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: изменения № 4 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 7. С. 10-12;

    - Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: экспертиза СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 8. С. 21-28;

    - Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: страсти по СанПиН // Справочник эколога. 2015. № 1. С. 15-18 (прим. редакции) .

    В соответствии с данной статьей нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа :

    • на граждан — от 100 до 500 руб.;
    • на должностных лиц — от 500 до 1000 руб.;
    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 до 1000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
    • на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

    Речь идет о результатах экспертизы проекта расчетной СЗЗ до проведения натурных исследований и измерений.

    Согласно СанПиН за номером 2.1.7.722-98, радиус санитарной зоны не должен быть менее 500 метров. На этой территории нельзя размещать жилые дома, бурить скважины для добычи воды с целью использования этой воды для орошения или употребления.

    У Вашего предприятия имеет полигон твердых бытовых отходов или крупное производство? Не представляете, как грамотно организовать мониторинг санитарно-защитной зоны во избежание нарушений санитарных норм и загрязнения окружающей среды? Воспользуйтесь советом профессионалов компании «Сатурн»!

    Мониторинг СЗЗ подразумевает постоянно наблюдение за следующими параметрами:

    • химический состав и объемы фильтрата,
    • изменения химических и физических параметров грунтовых вод на близлежащей территории,
    • качество воздуха, как внутри полигона, так и за его границей,
    • проверка указанного класса опасности поступающих отходов (повторное определение классов опасности отходов).

    Отдельно может быть организован мониторинг СЗЗ по химическим факторам , а также мониторинг СЗЗ по физическим факторам . На основании полученных данных проводится общий анализ состояния окружающей среды и ее составляющих (воды, атмосферного воздуха и почвы), прогнозируются дальнейшие изменения экологического состояния, разрабатываются мероприятия для поддержания нужного уровня показателей.

    Мониторинг санитарно-защитной зоны актуален для:

    • аэропортов,
    • производственных предприятий,
    • котельной,
    • кладбища,
    • ЛЭП, электроподстанций,
    • полигонов ТБО.

    установить закладку

    установить закладку

    Материал актуален на 04.08.2014

    Санитарно-защитная зона (СЗЗ)

    Санитарно-защитная зона - это специально выделенная территория, отделяющая здания и сооружения производственного предприятия, технологические процессы которого оказывают воздействие на здоровье и среду обитания человека, от жилых застроек. Она создается для защиты людей от вредных производственных факторов, таких как пыль, шум, вредные выбросы, промышленные загрязнения.

    Получение разрешения на размещение предприятий зависит от полноты обоснования уровня воздействия технологических процессов на окружающую среду. Таким обоснованием является проект санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны особенно актуальна сейчас, т.к. в данный момент наблюдается дефицит свободных земель, которые пригодны для строительства жилого фонда в городских пределах.

    За отсутствие проекта СЗЗ или неправильно разработанный проект хозяйствующий субъект может быть привлечен к административной ответственности.

    В главе содержится информация о разработке проекта, об установлении и изменении размера санитарно-защитной зоны, учете физических факторов при установлении размера и лабораторном контроле на границе санитарно-защитной зоны.

    Справка поможет вам найти ответы на вопросы, касающиеся организации санитарно-защитной зоны, не обращаясь к многочисленным законодательным актам, что сэкономит ваше время при поиске информации и позволит вам минимизировать штрафные санкции.

    Штраф!

    В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования. Размеры земельных участков, предоставляемых для целей, указанных в п.2 ст.88 Земельного кодекса РФ , определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией (ст.88 Земельного кодекса РФ).

    Санитарно-защитная зона (СЗЗ) - специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II классов опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

    Санитарные разрывы - расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов. Санитарные разрывы устанавливаются:

    • для автомагистралей,
    • для линий железнодорожного транспорта,
    • для метрополитена,
    • для гаражей и автостоянок,
    • вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов.

    Для магистральных трубопроводов углеводородного сырья, компрессорных установок, создаются санитарные разрывы (санитарные полосы отчуждения). Рекомендуемые минимальные размеры санитарных разрывов приведены в Приложениях № 1 - к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 .

    Размер санитарного разрыва от населенного пункта до сельскохозяйственных полей, обрабатываемых пестицидами и агрохимикатами авиационным способом, должен составлять не менее 2000 м (пп.2.6 - 2.8 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

    Цель организации СЗЗ

    Целью установления СЗЗ является отделение предприятий, групп предприятий, их отдельных зданий и сооружений, которые являются источником негативного воздействия на окружающую среду, от жилой застройки, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

    В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные зоны (гл.15 Земельного кодекса РФ).

    СЗЗ устанавливается в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха, уровней шума и других факторов негативного воздействия до предельно допустимых значений на границе с селитебными территориями за счет обеспечения санитарных разрывов и озеленения территорий.

    Какие предприятия не должны разрабатывать проекты СЗЗ?

    С одной стороны, новая редакция СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не распространяется на действующие промышленные объекты . С другой стороны, если проанализировать законодательство РФ по данному вопросу, им определено обязательное наличие СЗЗ у предприятий в целях создания благоприятных условий для жизни и здоровья населения.

    Санитарно-защитная зона - обязательный элемент любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека .

    Если предприятие относится к IV-V классам опасности и определен ориентировочный , то проект СЗЗ разрабатывать не нужно.

    При размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, в условиях сложившейся градостроительной ситуации (при невозможности соблюдения размеров ориентировочной санитарно-защитной зоны) необходимо обоснование размещения таких объектов с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные излучения). При подтверждении расчетами на границе жилой застройки соблюдения установленных гигиенических нормативов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия на атмосферный воздух населенных мест проект обоснования санитарно-защитной зоны не разрабатывается , натурные исследования и измерения загрязненности атмосферного воздуха не проводятся.

    Для действующих объектов малого бизнеса V класса опасности в качестве обоснования их размещения используются данные исследований атмосферного воздуха и измерений физических воздействий на атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных мероприятий.

    Для размещения микропредприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек необходимо уведомление от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении действующих санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки. Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий ().

    Таким образом, проект СЗЗ не разрабатывается в случаях, если:

    • предприятие не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, т.е. уровни создаваемого предприятием загрязнения за пределами промышленной площадки которых не превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ;
    • предприятие относится к IV-V классам опасности и гл.VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны;
    • предприятие является объектом малого бизнеса, относящимся к V классу опасности;
    • это микропредприятие малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек.

    Санитарная классификация предприятий

    Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с гл.VII и Приложениями № 1 - к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 .

    Для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон:

    • промышленные объекты и производства первого класса - 1000 м;
    • промышленные объекты и производства второго класса - 500 м;
    • промышленные объекты и производства третьего класса - 300 м;
    • промышленные объекты и производства четвертого класса - 100 м;
    • промышленные объекты и производства пятого класса - 50 м.

    Для промышленных объектов и производств, зданий и сооружений с технологическими процессами, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, предусмотрены ориентировочные санитарно-защитные зоны в соответствии с классификацией промышленных объектов и производств:

    • химические объекты и производства;
    • металлургические, машиностроительные и металлообрабатывающие объекты и производства;
    • добыча руд и нерудных ископаемых;
    • строительная промышленность;
    • обработка древесины;
    • текстильные промышленные объекты и производства легкой промышленности;
    • обработка животных продуктов;
    • промышленные объекты и производства по обработке пищевых продуктов и вкусовых веществ;
    • микробиологическая промышленность;
    • производство электрической и тепловой энергии при сжигании минерального топлива;
    • объекты и производства агропромышленного комплекса и малого предпринимательства;
    • сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг;
    • канализационные очистные сооружения;
    • склады, причалы и места перегрузки и хранения грузов, производства фумигации грузов и судов, газовой дезинфекции, дератизации и дезинсекции.

    Проект санитарно-защитной зоны

    В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены (п.3.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03):

    • размер и границы санитарно-защитной зоны;
    • мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;
    • функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.

    Проект может разрабатываться совместно или после разработки проекта ПДВ на предприятии, т. к. в проекте СЗЗ используются все расчеты рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

    Проект санитарно-защитной зоны, как правило, включает в себя следующие основные разделы:

    Часть 1 "Обоснование размера санитарно-защитной зоны"

    Введение

    1. Общая характеристика промплощадки.

    2. Влияние на окружающую среду хозяйственной деятельности действующих объектов.

    2.1 Влияние производственной деятельности на атмосферный воздух населенных мест.

    2.2 Влияние на окружающую среду звуковых колебаний.

    2.3 Влияние производственной деятельности на поверхностные и подземные воды.

    3. Обоснование размера санитарно-защитной зоны промплощадки.

    3.1 Определение ориентировочного размера санитарно-защитной зоны в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 .

    3.2 Уточнение размеров санитарно-защитной зоны с учетом рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и фактического химического загрязнения атмосферного воздуха в жилой застройке (расчетная СЗЗ).

    3.3 Уточнение размера санитарно-защитной зоны по шумовым характеристикам (окончательная СЗЗ).

    4. Организация производственного контроля.

    4.1 Общие положения.

    4.2 Производственный контроль.

    Часть 2 "Мероприятия по организации и благоустройству санитарно-защитной зоны"

    5. Архитектурно-планировочные решения санитарно-защитной зоны.

    5.1 Планировочные решения.

    5.2 Освещение территории промплощадки и санитарно-защитной зоны, связь и сигнализация.

    5.3 Озеленение санитарно-защитной зоны.

    5.4 Функциональное зонирование санитарно-защитной зоны и режим ее использования.

    6. Выводы.

    7. Чертежи:

    • Организация санитарно-защитной зоны промплощадки предприятия. Карта-схема границ СЗЗ предприятия.
    • Близлежащие объекты. Жилая застройка.
    • Организация санитарно-защитной зоны промплощадки предприятия. Схема озеленения. Контрольные точки.

    8. Смета по озеленению санитарно-защитной зоны.

    9. Приложения (копии документов).

    Краткая характеристика разделов проекта

    Часть 1 проекта состоит из "Введения", в котором указывается цель составления данного проекта: обосновать размер СЗЗ предприятия в соответствии с нормативными документами, подтвердить размер СЗЗ расчетами и натурными исследованиями.

    В проекте дается краткая характеристика предприятия, его месторасположение, организационная структура.

    Наиболее важным моментом является определение границ площадки предприятия, относительно которых и будет рассчитана СЗЗ (СЗЗ может быть рассчитана от границы предприятия по кадастровому плану, либо непосредственно от источников выбросов загрязняющих веществ).

    Предприятие должно иметь документы, подтверждающее собственность или иное законное основание на земельный участок и объекты, находящиеся на этой территории.

    Определяются климат района и его основные метеорологические характеристики, а также фоновые концентрации загрязняющих веществ в районе расположения предприятия с учетом его вклада в загрязнение атмосферы.

    Характеристика технологических процессов предприятия дает представление об используемом оборудовании на предприятии и основных загрязняющих веществах.

    В разделе "Влияние на окружающую среду хозяйственной деятельности действующих объектов" определяется характер воздействия предприятия на атмосферу (в большей степени), гидросферу, почву.

    Расчет загрязнения атмосферы выбросами предприятия выполняется на основании формул "Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий". По результатам расчетов предлагаются нормативы ПДВ для каждого источника по каждому веществу и всего предприятия в целом.

    Одним из основных факторов воздействия на окружающую среду, определяющих величину санитарно-защитной зоны, является производственный шум.

    Шумовые или вибрационные воздействия предприятия могут рассматриваться как энергетическое загрязнение окружающей среды, в частности атмосферы. Основным отличием шумовых воздействий от выбросов загрязняющих веществ является влияние на окружающую среду звуковых колебаний, передаваемых через воздух или твердые тела (поверхность земли).

    Источниками шума на промышленных объектах являются здания с установленным в них шумным технологическим оборудованием, всасывающие и выхлопные отверстия энергетических установок, шумное оборудование, установленное на открытых площадках, вентиляционные установки и т.п.

    Производится расчет уровней звукового давления.

    Обоснование размера осуществляется в определенном порядке.

    Производится уточнение размеров СЗЗ с учетом рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и фактического химического загрязнения атмосферного воздуха в жилой застройке, а также уточнение размера СЗЗ промплощадки по шумовым характеристикам. Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля.

    В качестве графического материала к проекту выступает ситуационный план территории предприятия с нанесением жилой застройки, утвержденный отделом архитектуры. При отсутствии каких-либо объектов к ситуационному плану могут быть приложены справки, подтверждающие этот факт.

    Граница санитарно-защитной зоны на графических материалах (генплан города, схема территориального планирования и др.) за пределами промышленной площадки обозначается специальными информационными знаками (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

    На чертеже показывают границы предприятия, окончательный размер СЗЗ, границы жилья. Отмечают контрольные точки замеров атмосферы и уровня физического воздействия. Наносят обозначения существующего озеленения и планируемое расположение зеленых насаждений.

    Мероприятия по организации и благоустройству СЗЗ

    В составе проекта по обоснованию размера СЗЗ разрабатываются мероприятия по организации и благоустройству СЗЗ. В этом разделе решаются следующие вопросы:

    • уточняются намеченные функциональное, строительное, ландшафтное зонирование и планировка территории с учетом проектных планировочных разработок, предшествовавших выполнению проекта (проекта детальной планировки промышленного узла, промышленного района и других проектов планировки);
    • в том случае, если в расчетные границы СЗЗ попадает жилье, то разрабатываются мероприятия по функциональному зонированию и режимам использования, не противоречащие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и Федеральному закону от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ ;
    • устанавливаются типы и конструкции посадок, подбирается ассортимент деревьев, кустарников, цветочных растений и газонных трав, разрабатывается агротехника работ по озеленению и уходу за насаждениями в первый год после посадки, определяются объем работ и потребность в материалах для озеленения;
    • разрабатываются мероприятия по максимальному сохранению и эффективному использованию в защитных целях существующих зеленых насаждений с определением объема работ по их реконструкции;
    • предусматриваются мероприятия по инженерной подготовке озеленяемых территорий, не пригодных для озеленения в их естественном виде. Инженерная подготовка выполняется с максимальным сохранением существующего рельефа;
    • на отдельных участках зеленых насаждений, если это необходимо, проектируются эксплуатационные дороги, а на участках, предназначенных для транзитного движения населения - пешеходные дороги и электроосвещение;
    • решается организация полива зеленых насаждений, определяются нормы, методы и способы орошения; в зависимости от выбранного способа орошения разрабатывается проект открытой или закрытой поливочной сети, определяются объем работ и потребность в материалах и оборудовании для полива, а также количество поливомоечных машин для полива насаждений на участках, где не предусматривается строительство поливочной сети;
    • определяются штаты производственного персонала по уходу за насаждениями, потребность в машинах и механизмах для ухода;
    • решаются вопросы организации озеленительных работ;
    • определяется стоимость озеленения;
    • составляется пояснительная записка, в которой кратко излагается содержание проекта ("Рекомендации по разработке санитарно-защитных зон промышленных предприятий, групп предприятий").

    Разработку проекта озеленения и благоустройства СЗЗ необходимо выполнять в соответствии со следующими документами:

    10. "Агрохимия", под редакцией акад. ВАСХНИЛ Б.А. Ягодина, 1989 г. Агропромиздат, Москва.

    При составлении проекта благоустройства предприятию необходимо разработать план мероприятий по благоустройству и озеленению территории СЗЗ; его должно утвердить руководство. План должен содержать:

    1. Наименование мероприятия.

    2. Планируемое время выполнения мероприятия.

    3. Перечень исполнителей мероприятия.

    4. Стоимость его проведения.

    В план мероприятий необходимо включить посадку зеленых насаждений, организацию территории предприятия, расселение жилой зоны, попадающей в СЗЗ предприятия, постоянный контроль за состоянием атмосферного воздуха, почвы, уровнем физического воздействия в СЗЗ и на ее границе.

    • расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.);
    • установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

    Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта (п.4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

    От границы территории промплощадки:

    • от организованных и неорганизованных источников при наличии технологического оборудования на открытых площадках;
    • в случае организации производства с источниками, рассредоточенными по территории промплощадки;
    • при наличии наземных и низких источников, холодных выбросов средней высоты.

    От источников выбросов:

    • при наличии высоких, средних источников нагретых выбросов.

    Внимание!

    В случае несовпадения размера расчетной санитарно-защитной зоны и полученной на основании оценки риска (для предприятий I-II классов опасности), натурных исследований и измерений химического, биологического и физического воздействия на атмосферный воздух, решение по размеру санитарно-защитной зоны принимается по варианту, обеспечивающему наибольшую безопасность для здоровья населения (п.3.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

    Установление размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II классов опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ на основании (п.4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03):

    • предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту РФ;
    • экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями;
    • оценки риска здоровью населения.

    Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта РФ или его заместителя на основании (п.4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03):

    • действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
    • результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.).

    Если при рассмотрении проекта СЗЗ промышленные объекты и производства отнесены к более низкому, чем II классу опасности, окончательное решение по установлению размера санитарно-защитной зоны может приниматься Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ или его заместителем (п.4.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

    Размер санитарно-защитной зоны для научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и других объектов, имеющих в своем составе мастерские, производственные, полупроизводственные и экспериментальные установки , устанавливается в каждом конкретном случае с учетом результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны, а также натурных исследований качества атмосферного воздуха, измерений уровней физического воздействия (п.4.7 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

    Для промышленных объектов и производств, не включенных в санитарную классификацию, а также с новыми, недостаточно изученными технологиями, не имеющими аналогов в стране и за рубежом , размер санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае (п.4.8 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03):

    • Главным государственным санитарным врачом РФ, если в соответствии с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух они относятся к I и II классам опасности;
    • Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ или его заместителем - в остальных случаях.

    Размер санитарно-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения (п.2.9 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) .

    Учет физических факторов при установлении СЗЗ

    В прежней редакции СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 возможность разработки индивидуального проекта СЗЗ для предприятия в составе группы предприятий (промузла) вообще не предусматривалась. Согласно новой редакции (п.3.13 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) для промышленных объектов и производств, входящих в состав промышленных зон, промышленных узлов (комплексов), СЗЗ может быть установлена индивидуально для каждого объекта .

    Таким образом, у предприятия есть выбор: разработать проект индивидуальной СЗЗ или включиться в разработку проекта единой СЗЗ. Нормативными актами не установлены условия или ограничения для реализации данного права.

    В связи с такой ситуацией руководители органов Роспотребнадзора могут иметь собственную точку зрения в пользу того или иного варианта.

    Преимуществом разработки единой СЗЗ является то, что СанПиНом 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрена процедура установления единой СЗЗ, соответственно у органов Роспотребнадзора отсутствуют основания для несогласования проекта единой СЗЗ при условии ее надлежащей разработки.

    Изменение размера СЗЗ

    Размер СЗЗ для действующих объектов может быть изменен (п.2.10 , подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля).

    Размер СЗЗ для действующих объектов может быть уменьшен при (п.п.4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03):

    • объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий I и II класса опасности (не менее 50 дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений и оценке риска для здоровья; для промышленных объектов и производств III, IV, V классов опасности по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее

    30 дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений;

    • подтверждении измерениями уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны до гигиенических нормативов и ниже;
    • уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании промышленных объектов и производств, и связанным с этим изменением класса опасности;
    • внедрении передовых технологических решений, эффективных очистных сооружений, направленных на сокращение уровней воздействия на среду обитания.

    Размер СЗЗ для проектируемых и действующих промышленных объектов и производств может быть увеличен по сравнению с классификацией, полученной расчетным путем и/или по результатам натурных наблюдений и измерений (п.п.4.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03):

    • для предприятий I и II классов опасности Главным государственным санитарным врачом РФ;
    • для предприятий III, IV, V классов опасности по результатам натурных наблюдений и измерений Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ или его заместителем.

    Режим территории санитарно-защитной зоны

    Режим территории санитарно-защитной зоны определен гл.V СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 .

    В санитарно-защитной зоне промышленного объекта или производства не допускается размещать:

    • жилую застройку, включая отдельные жилые дома;
    • ландшафтно-рекреационные зоны;
    • зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха;
    • территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания;
    • спортивные сооружения;
    • детские площадки;
    • образовательные и детские учреждения;
    • лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования;
    • объекты по производству лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм;
    • склады сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий;
    • объекты пищевых отраслей промышленности;
    • оптовые склады продовольственного сырья и пищевых продуктов;
    • комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, которые могут повлиять на качество продукции.

    Допускается размещать в границах санитарно-защитной зоны:

    • нежилые помещения для дежурного аварийного персонала;
    • помещения для пребывания работающих по вахтовому методу (не более двух недель);
    • здания управления, конструкторские бюро, здания административного назначения;
    • научно-исследовательские лаборатории;
    • поликлиники;
    • спортивно-оздоровительные сооружения закрытого типа;
    • бани;
    • прачечные;
    • объекты торговли и общественного питания;
    • мотели, гостиницы;
    • гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта;
    • пожарные депо;
    • местные и транзитные коммуникации;
    • ЛЭП, электроподстанции;
    • нефте- и газопроводы;
    • артезианские скважины для технического водоснабжения;
    • водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды;
    • канализационные насосные станции, сооружения оборотного водоснабжения;
    • автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей.

    В санитарно-защитной зоне объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, производства лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, складов сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий, допускается размещение новых профильных, однотипных объектов, при исключении взаимного негативного воздействия на продукцию, среду обитания и здоровье человека.

    Ограничение прав на землю в СЗЗ

    Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны.

    В отношении момента вступления в силу ограничений использования земельных участков в связи с установлением санитарно-защитных зон в ст. 56 Земельный кодекс РФ дает разъяснения:

    • ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу;
    • ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, установленных Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ;
    • ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда .

    Орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с п.6 ст.15 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" , в срок не более чем 10 рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения.

    Лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения уровней физического воздействия на атмосферный воздух в рамках разработки и согласования проектов "Обоснования размера санитарно-защитной зоны" выполняются с целью установления окончательного размера СЗЗ промышленных объектов и производств.

    Основная задача натурных исследований заключается в обеспечении контроля за соблюдением установленных гигиенических нормативов в контрольных точках на границе СЗЗ и в зоне нормируемых объектов по величинам выбросов вредных веществ в атмосферу и физического воздействия.

    Кто проводит лабораторные исследования на границе СЗЗ

    • государственных санитарно-эпидемиологических правилах, гигиенических нормативах, методах и методиках контроля факторов среды обитания человека, которые должны быть в наличии на объекте;
    • перечне химических веществ, биологических, физических и иных факторов, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляются отбор проб , лабораторные исследования и испытания, периодичности отбора проб и проведения лабораторных исследований и испытаний.

    Случаи, когда натурные измерения на границе СЗЗ не проводятся

    Натурные измерения не проводятся в следующих случаях (п.3.17 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03):

    • при размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, в условиях сложившейся градостроительной ситуации (при невозможности соблюдения размеров ориентировочной СЗЗ) необходимо обоснование размещения таких объектов с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные излучения). При подтверждении расчетами на границе жилой застройки соблюдения установленных гигиенических нормативов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия на атмосферный воздух населенных мест, проект обоснования санитарно-защитной зоны не разрабатывается, натурные исследования и измерения атмосферного воздуха не проводятся;
    • для действующих объектов малого бизнеса V класса опасности в качестве обоснования их размещения используются данные исследований атмосферного воздуха и измерений физических воздействий на атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных мероприятий;
    • для размещения микропредприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек необходимо уведомление от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении действующих санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки. Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий.

    К. Романова, инженер-эколог

    В связи с неоднозначностью толкования норм СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03, основного документа, которым необходимо руководствоваться при решении вопроса об установлении санитарной защитной зоны (далее – СЗЗ), у природопользователей часто возникают вопросы: каким предприятиям необходима разработка СЗЗ, возможна ли СЗЗ для уже действующих предприятий, а также каким образом устанавливать СЗЗ для группы предприятий, расположенных на одной производственной территории.

    Санитарно-защитная зона - специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II классов опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

    Рис. Примеры ситуационных планов с нанесением границы СЗЗ

    По своему функциональному назначению сан.-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

    Требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др. , являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

    Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ (п.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

    С одной стороны, новая редакция СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не распространяется на действующие промышленные объекты. С другой стороны, если проанализировать законодательство РФ по данному вопросу, им определено обязательное наличие СЗЗ у предприятий в целях создания благоприятных условий для жизни и здоровья населения.

    Сан.-защитная зона - обязательный элемент любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяет проект санитарно-защитной зоны предприятия. Для объектов I - III классов опасности разработка проекта является обязательной.

    Если предприятие относится к IV-V классам опасности и гл.VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определен и выдержан ориентировочный размер санитарно-защитной зоны, то проект СЗЗ предприятия разрабатывать не нужно.

    Если же в ориентировочную границу СЗЗ попадают нормируемые объекты, то обоснование размеров необходимо.

    При размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, в условиях сложившейся градостроительной ситуации (при невозможности соблюдения размеров ориентировочной санитарно-защитной зоны) необходимо обоснование размещения таких объектов с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные излучения).

    При подтверждении расчетами на границе жилой застройки соблюдения установленных гигиенических нормативов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия на атмосферный воздух населенных мест проект обоснования санитарно-защитной зоны не разрабатывается, натурные исследования и измерения загрязненности атмосферного воздуха не проводятся.

    Для действующих объектов малого бизнеса V класса опасности в качестве обоснования их размещения используются данные исследований атмосферного воздуха и измерений физических воздействий на атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных мероприятий.

    Для размещения микропредприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек необходимо уведомление от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении действующих санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки.

    Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий (п.3.17 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

    Обратите внимание!

    Проект СЗЗ предприятия не разрабатывается в случаях, если:
    • предприятие не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, т.е. уровни создаваемого предприятием загрязнения за пределами промышленной площадки которых не превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ;
    • предприятие относится к IV-V классам опасности и гл.VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определен ориентировочный размер сан.зоны;
    • предприятие является объектом малого бизнеса, относящимся к V классу опасности;
    • это микропредприятие малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек.
    Тем не менее, в 2010 году Роспортебнадзор выпустил документ «Изменения и дополнения № 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03″, в котором уточняется группа предприятий, которые всё-таки обязаны устанавливать СЗЗ.
    • вновь строящиеся, реконструируемые промышленные объекты и производства, объекты находящиеся в стадии технического перевооружения, при увеличении мощности, изменении технологических процессов, применении технологий, не имеющие аналогов на территории Российской Федерации, которые являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека;
    • действующие промышленные объекты и производства I, II и III и IV классов опасности, располагаемых в жилой застройке или в зоне других нормируемых территорий без соблюдения ориентировочной СЗЗ, деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха вредными для здоровья веществами и превышением уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений выше установленных гигиенических нормативов, что вызывает обоснованные жалобы населения;
    • действующие объекты или производства, в случае принятия решения администрацией городского или сельского поселения, обращения руководителя указанного объекта с просьбой об установлении санитарно-защитной зоны.
    • размер сан.-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения.
    Размер СЗЗ для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается с учетом суммарных выбросов и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в промышленную зону, промышленный узел (комплекс).

    Для групп промышленных объектов устанавливается единая расчетная СЗЗ, и после подтверждения расчетных параметров данными натурных исследований и измерений, оценки риска для здоровья населения окончательно устанавливается размер сан.-защитной зоны. Оценка риска для здоровья населения проводится для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса), в состав которых входят объекты I и II классов опасности (п.3.13 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

    Обратите внимание!

    В прежней редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 возможность разработки индивидуального проекта СЗЗ для предприятия в составе группы предприятий (промузла) вообще не предусматривалась. Согласно новой редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств, входящих в состав промышленных зон, промышленных узлов (комплексов), проект санитарно-защитной зоны предприятия разрабатывается, а следовательно, СЗЗ может быть установлена индивидуально для каждого объекта.

    Таким образом, у предприятия есть выбор: разработать проект индивидуальной СЗЗ или включиться в разработку проекта единой СЗЗ. Нормативными актами не установлены условия или ограничения для реализации данного права.

    Рис. Инженер-эколог Инга Шарапова с разработанным проектом СЗЗ

    В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены (п.3.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03):

    • размер и границы санитарно-защитной зоны;
    • мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;
    • функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.
      Согласно п.3 ст.20 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ проекты СЗЗ утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
    По проекту расчетной СЗЗ для предприятий I и II классов опасности выдается заключение заместителя Главного государственного санитарного врача РФ с последующей выдачей санитарно-эпидемиологического заключения Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ или его заместителем.

    Для предприятий III, IV и V классов опасности по проекту расчетной санитарно-защитной зоны выдаются решение и санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача субъекта РФ или его заместителя.

    После разработки проекта СЗЗ предприятие получает лишь расчётную установленную СЗЗ, размер которой необходимо подтверждать натурными исследованиями в течение года. И только после этого, в случае соблюдения всех норм предприятию будет установлена окончательная граница СЗЗ.

    Осторожно - штрафы!

    За отсутствие проекта СЗЗ или неправильно разработанный проект санитарно-защитной зоны предприятия хозяйствующий субъект может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.

    В соответствии со ст.6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

    • на граждан - от 100 до 500 руб.;
    • на должностных лиц - от 500 до 1 000 руб.;
    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица от 500 до 1 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
    • на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
    Административный штраф за несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (КоАП ст. 8.1)
    • должностные лица – от 2 000 до 5 000 рублей;
    • юридические лица – от 20 000 до 100 000 рублей.
    март 2015

    Остались вопросы по статье?

    Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на услугу можно обратившись по почте office@сайт или по номеру 8-800-500-81-25.

    Санитарно-защитная зона – это территория вокруг предприятия с I-V классом опасности для окружающей среды. СЗЗ – своеобразный буфер между жилой, рекреационной или общественно-деловой зоной и промышленным объектом, производящим вредные выбросы в атмосферу, осуществляющим загрязнения почвы и другие негативные влияния на окружающую среду и население.

    Организация санитарной зоны начинается с разработки её проекта ещё на стадии планирования и возведения промышленного объекта. После того, как предприятие начало функционировать, его руководство должно обеспечить регулярный мониторинг СЗЗ с подачей соответствующих отчётов в контролирующие органы.

    Мониторинг СЗЗ по химическим и иным факторам

    Мониторинг СЗЗ предполагает различные наблюдения и лабораторные исследования, позволяющие собрать данные об уровне загрязнений и на их основе скорректировать размеры санитарно-защитной зоны. Процедура актуальна не только для производственных предприятий, но и АЗС, аэропортов, электростанций, полигонов ТБО и т.д. Мониторинг СЗЗ осуществляется по следующим химическим факторам:

    • уровень загрязнений окружающего воздуха;
    • химический состав фильтрата (атмосферных осадков, проходящих через санитарную зону);
    • уровень загрязнений почвенного покрова и т.д.

    Также мониторинг СЗЗ проводится и с учётом ряда физических факторов, влияющих на окружающую среду вследствие функционирования предприятия. Среди них:

    • шумовой дискомфорт;
    • уровень вибраций, производимых промышленным оборудованием;
    • разные виды излучений и т.д.

    Также во время мониторинга СЗЗ по химическим факторам в обязательном порядке осуществляется проверка отходов предприятия для повторного определения их класса и выявления несоответствий с заявленными ранее показателями.

    Мониторинг в СЗЗ предприятий

    Наша компания осуществляет полный спектр услуг по подготовке и разработке проекта санитарно-защитной зоны предприятия, а затем и по мониторингу СЗЗ согласно законодательным нормам и требованиям. Несвоевременная подача отчётов по упомянутому мониторингу в контролирующие органы или их отсутствие влечёт за собой штрафные санкции и даже административную ответственность.

    Наша помощь позволит избежать ошибок при проведении мониторинга и оформлении соответствующей документации. Мы также осуществляем другие услуги в сфере экологического сопровождения предприятий, гарантируя оперативность, профессионализм наших юристов и индивидуальный подход к каждому клиенту.