Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края. Сергей Шаров-Делоне Комментарий к ч.8 ст.20.2 КоАП и ст.212.1 УК РФ Судебный участок Железнодорожного района

    Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края. Сергей Шаров-Делоне Комментарий к ч.8 ст.20.2 КоАП и ст.212.1 УК РФ Судебный
 участок Железнодорожного района

    Дело № 5-2204/16

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    по делу об административном правонарушении «18» октября 2016 года г. Москва Судья Замоскворецкого районного суда г. Москвы Чепрасова Н.В., рассмотрев

    дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2

    В свою очередь, действия (бездействие) участников публичного мероприятия, не согласованного с органом публичной власти, подлежат квалификации по ч. 5 ст. .

    Таким образом, административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 и 5 ст. , разграничиваются по субъектному составу лиц, их совершивших.

    Тем самым, КРФоАП дифференцируется административная ответственность нарушившего установленный порядок проведения публичного мероприятия лица в зависимости от того, является ли он его организатором или участником.

    Гражданин, являющийся организатором публичного мероприятия, организованного либо проведенного без подачи уведомления в орган публичной власти, несет более строгую ответственность в виде административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или обязательных работ на срок до пятидесяти часов, тогда как участник данного мероприятия несет менее строгую административную ответственность в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательных работ на срок до сорока часов.

    В связи с тем, что Зиновкина **** приняла участие в публичном мероприятии, не согласованном с органом исполнительной власти г. Москвы в лице префектуры **** г. Москвы, то есть явилась участником, а не организатором данного публичного мероприятия, её действия подлежали квалификации по ч. 5 ст. .

    Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положение лица, в отношении которого возбуждено

    дело, и не изменяет подведомственность его рассмотрения.

    Составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. и ч. 5 ст. , имеют единый родовой объект,

    санкция части 5 данной статьи предусматривает менее строгое наказание в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

    Подведомственность рассмотрения данного дела в результате изменения квалификации, совершенных Зиновкиной *** действий, не изменяется.

    Следовательно, переквалификация действий Зиновкиной *** с ч. 2 ст. на ч. 5 ст. согласуется с требованиями п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

    Факт нарушения Зиновкиной **** установленного порядка проведения публичного мероприятия подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от *** ***** года; рапортами сотрудников полиции от **** *** года; протоколом доставления лица, совершившего административное правонарушение от *** **** года; протоколом об административном задержании от *** *** года; ответом из префектуры ***, из которого следует, что в префектуру **** уведомлений о проведении публичных мероприятий *** *** года по адресу: город ****, улица ****, дом **(****), не поступало, и иными доказательствами.

    Проведение митинга в соответствии со ст. 7 указанного Федерального закона требует предварительного уведомления об этом соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления.

    Как усматривается из ответа, префектуры ЦАО г. Москвы, что в префектуру ЦАО уведомлений о проведении публичных мероприятий **** **** года по адресу: город ***, улица *****, дом **** (*****), не поступало.

    Исследовав и оценив вышеприведенные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что вина Зиновкиной **** в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса РФ об АП полностью доказана и сомнений не вызывает.

    При назначении наказания учитываю данные о личности правонарушителя, который ранее к административной ответственности привлекалась, а также характер совершенного ею административного правонарушения, поэтому суд считает не целесообразным назначать Зиновкиной *** наказание в виде обязательных работ.

    С учетом вышеизложенного суд считает необходимым назначить наказание в виде штрафа.

    Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст.29.7, , суд

    ПОСТАНОВИЛ

    Признать Зиновкину **** виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. и назначить ей наказание в виде штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

    Постановление может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 суток со дня вынесения постановления.

    Никитина Е.А. совершила нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собраний, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, а именно она 10 марта 2016 года в 18 часов 35 минут, находясь по адресу: ******, прин...

    Аксель М.А. совершил нарушение установленного порядка проведения митинга.Так он, дата, примерно в 12 час. 50 мин., находясь по адресу: адрес, являясь участником публичного мероприятия установленного порядка – митинга, нарушил порядок его проведени...

    1. Нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

    1.1. Вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, или обязательные работы на срок от двадцати до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

    2. Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

    3. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения), -

    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

    4. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -

    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до двадцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.

    5. Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, -

    влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

    6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 5 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -

    влекут наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.

    6.1. Участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

    7. Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо активное участие в таких публичных мероприятиях, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды, -

    влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

    8. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок от сорока до двухсот часов, или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

    1. Нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, -
    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

    2. Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, -
    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

    3. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения), -
    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

    (Часть в редакции, введенной в действие с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 258-ФЗ.

    4. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до двадцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.

    (Абзац в редакции, введенной в действие с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 258-ФЗ.

    5. Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, -
    влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

    6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 5 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
    влекут наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.

    (Абзац в редакции, введенной в действие с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 258-ФЗ.

    6.1. Участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, -
    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.


    7. Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо активное участие в таких публичных мероприятиях, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды, -
    влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

    8. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1-6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -
    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок от сорока до двухсот часов, или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

    (Часть дополнительно включена с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 258-ФЗ)
    (Статья в редакции, введенной в действие с 9 июня 2012 года Федеральным законом от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ.


    Положения настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ) в отношении административного наказания в виде обязательных работ применяются с 1 января 2013 года - см. пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ.

    ____________________________________________________________________

    Взаимосвязанные положения абзаца первого части 1 статьи 3.5 (в редакции пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ), абзаца второго статьи 5.38 (в редакции пункта 6 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ), настоящей статьи (в редакции пункта 7 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ), статьи 20.2.2 (в редакции пункта 8 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ), статьи 20.18 (в редакции пункта 9 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ) и статьи 20.25 (в редакции пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ) в части, устанавливающей за совершение указанных административных правонарушений минимальные размеры штрафов для граждан - от десяти тысяч рублей и для должностных лиц - от пятидесяти тысяч рублей, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой они - в системе действующего правового регулирования, не допускающего назначение административного наказания ниже низшего предела соответствующей административной санкции, - не позволяют наиболее полно учесть характер совершенного правонарушения, имущественное положение правонарушителя, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации ответственности обстоятельства и тем самым обеспечить назначение справедливого и соразмерного наказания - см. пункт 7 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 4-П.

    ____________________________________________________________________
    ____________________________________________________________________
    Взаимосвязанные положения статьи 3.13 (в редакции пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ), настоящей статьи (в редакции пункта 7 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ), статьи 20.2.2 (в редакции пункта 8 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ), статьи 20.18 (в редакции пункта 9 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ) и статьи 20.25 (в редакции пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ), предусматривающие обязательные работы в качестве вида административного наказания за нарушения, связанные с организацией либо проведением собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования или организацией массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования назначение данного вида административного наказания допускается не только в случае причинения вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц либо при наступлении иных подобных последствий, но и при одном лишь формальном нарушении установленного порядка организации или проведения публичных мероприятий, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 19 (часть 1), 31, 37 (часть 2) и 55 (часть 3) - см. пункт 8 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 4-П.

    Примечание изготовителя базы данных.

    ____________________________________________________________________

    Комментарий к статье 20.2 КоАП РФ

    1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, выступают общественные отношения, сложившиеся при обеспечении порядка в общественных местах во время проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований.

    2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2, выражается в нарушении установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

    Установленный порядок организации предусмотрен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

    Организация состоит в совершении ряда действий, направленных на обеспечение соответствия проводимого мероприятия требованиям действующего законодательства (уведомление властей, обеспечение техническими средствами и т.д.). Организаторами выступают лица, уполномоченные участниками собраний, митингов, демонстраций и т.д. вступать от их имени в отношения с органами власти по поводу проводимого мероприятия.

    3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 комментируемой статьи, состоит в нарушении установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

    Данный порядок регламентирован вышеуказанным Федеральным законом. Нарушение установленного порядка проведения мероприятий может выражаться в нарушении общественного порядка и общественной безопасности, в несоблюдении времени, места, целей заявленного мероприятия и других действиях участниками.

    4. Объективная сторона, предусмотренная частью 3, состоит в организации либо проведении несанкционированных собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно в активном участии в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды.

    5. Субъектами правонарушения могут являться граждане (участники или организаторы собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований).

    6. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

    7. Протоколы о комментируемом правонарушении уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел, дела об административном правонарушении рассматриваются судьями.

    Другой комментарий к статье 20.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

    1. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (см. также п. 1 комментария к ст. 20.3) при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования не допускается осуществление экстремистской деятельности. Организаторы массовых акций несут ответственность за соблюдение установленных законодательством РФ требований, касающихся порядка проведения массовых акций, недопущения осуществления экстремистской деятельности, а также ее своевременного пресечения. Об указанной ответственности организаторы массовой акции до ее проведения предупреждаются в письменной форме органами внутренних дел РФ.

    Участникам массовых акций запрещается иметь при себе оружие (за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма), а также предметы, специально изготовленные или приспособленные для причинения вреда здоровью граждан или материального ущерба физическим и юридическим лицам.

    При проведении массовых акций не допускаются привлечение для участия в них экстремистских организаций, использование их символики или атрибутики, а также распространение экстремистских материалов. В случае обнаружения данных обстоятельств организаторы массовой акции или иные лица, ответственные за ее проведение, обязаны незамедлительно принять меры по устранению указанных нарушений. Несоблюдение данной обязанности влечет за собой прекращение массовой акции по требованию представителей органов внутренних дел РФ и ответственность ее организаторов по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ.

    Согласно ст. 11 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 107-ФЗ) собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия в г. Москве - столице Российской Федерации проводятся в соответствии с Федеральным законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.

    Федеральный закон, предусмотренный ст. 11 Закона РФ "О статусе столицы Российской Федерации", не принят. О статусе собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования см. п. 1 комментария к ст. 5.38. Следует отличать правовое положение указанных публичных мероприятий от статуса забастовки (см. п. 2, 3 комментария к ст. 5.34).

    Воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо участию в них, а равно принуждение к участию в указанных публичных мероприятиях квалифицируются в соответствии со ст. 5.38 КоАП.

    2. В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" граждане имеют право принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды.

    Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. Федерального закона от 26 июля 2001 г. N 105-ФЗ) военнослужащие вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части.

    3. Согласно Федеральному закону от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии":

    ядерные установки - сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов;

    радиационные источники - не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение;

    пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов (пункты хранения) - не относящиеся к ядерным установкам и радиационным источникам стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов;

    ядерные материалы - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества;

    радиоактивные вещества - не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение;

    радиоактивные отходы - ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается.

    По смыслу ст. 61 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" в качестве административного правонарушения рассматриваются: участие в организации и проведении на территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения несанкционированных мероприятий; организация и проведение митингов, других общественных мероприятий вне территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, если в результате организации и проведения таких общественных мероприятий может произойти нарушение работоспособности ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, либо будет затруднено выполнение работниками указанных объектов своих трудовых обязанностей, либо будут иметь место иные угрозы безопасности населения и окружающей среды.

    4. Согласно ч. 3 комментируемой статьи в качестве проступка рассматривается проведение несанкционированных общественных мероприятий.

    Нарушение установленного порядка организации, порядка проведения санкционированных собрания, митинга, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ квалифицируется соответственно по ч. 1 и 2 данной статьи.

    5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

    Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются мировыми судьями (ср. ч. 1 ст. 23.1 КоАП и абз. 4 ч. 3 данной статьи).

    1. Нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

    1.1. Вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, или обязательные работы на срок от двадцати до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

    2. Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

    3. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения), -

    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

    4. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -

    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до двадцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.

    5. Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, -

    влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

    6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 5 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -

    влекут наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.

    6.1. Участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

    7. Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо активное участие в таких публичных мероприятиях, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды, -

    влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

    8. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок от сорока до двухсот часов, или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

    Комментарии к ст. 20.2 КОАП РФ


    1. Объектом посягательства соответствующих административных правонарушений являются общественные отношения в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности. Комментируемая статья вводит административную ответственность за организацию либо проведение несанкционированных публичных мероприятий, порядок проведения которых установлен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (с изм. и доп.).

    2. В данной статье сформулирован ряд составов административных правонарушений: а) нарушение установленного порядка организации массовых акций; б) нарушение установленного порядка их проведения организаторами данных акций; в) нарушение установленного порядка проведения массовых мероприятий их участниками; г) составы правонарушений, выражающихся в организации либо проведении массовых акций, а равно в активном участии в них в непосредственной близости от территорий объектов, связанных с атомной энергией.

    3. Правонарушения первой группы составов выражаются в осуществлении действий по организации собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований в нарушение установленного порядка, в частности в местах, в которых проведение публичного мероприятия запрещено упомянутым Законом (ст. 8).

    Согласно ст. 4 указанного Федерального закона к организации публичного мероприятия относятся:

    1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления;

    2) проведение предварительной агитации;

    3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;

    4) другие действия, не противоречащие законодательству РФ, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия в соответствии с п. 1 ст. 5 упомянутого Федерального закона.

    Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан РФ (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия. К организаторам публичных мероприятий следует также отнести и тех лиц, которые, не вступая в официальные отношения с государственными органами, занимаются созданием необходимых условий для проведения массовых акций или решением организационных вопросов.

    Организатор публичного мероприятия обязан:

    1) подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"; в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, необходимо представить информацию об использовании этих средств;

    2) не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия;

    3) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления;

    4) требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия;

    5) обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;

    6) приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;

    7) обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;

    8) обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;

    9) довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия;

    10) иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия. Уполномоченное им лицо также обязано иметь отличительный знак.

    Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

    Организаторы публичного мероприятия подлежат ответственности по ч. 1 данной статьи за злоупотребление указанными правами и за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими указанных обязанностей организатора публичного мероприятия.

    4. Во вторую и третью группы составов правонарушений, предусмотренных ч. 2 данной статьи, входят нарушения порядка проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований.

    Указанные правонарушения могут быть совершены путем: а) несоблюдения обозначенных в уведомлении цели, формы и места проведения, времени начала и окончания, предполагаемого количества участников мероприятия и др.; б) нарушения общественного порядка и безопасности в ходе проведения мероприятия; в) ношения участниками мероприятия специально подготовленных или приспособленных предметов, могущих быть использованными против жизни и здоровья людей, для причинения материального ущерба государственным, общественным организациям и гражданам; г) неповиновения законным требованиям организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; д) нарушения регламента проведения публичного мероприятия, т.е. требований документа, содержащего повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа.

    Следует также учитывать нормы ст. 16 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", запрещающие осуществление экстремистской деятельности при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования.

    К административной ответственности за нарушение порядка проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований могут привлекаться как организаторы, так и участники указанных акций.

    5. Составы правонарушений, предусмотренных ч. 3 данной статьи, характеризуются обязательными квалифицирующими признаками (условиями). Во-первых, это несанкционированное массовое мероприятие. Во-вторых, организация, проведение, а равно активное участие в массовой акции происходят в непосредственной близости от территории объекта, связанного с атомной энергией. При этом признак непосредственной близости следует понимать как проведение массовой акции на границе или рядом с ограждающими (защищающими) соответствующий объект устройствами, например стеной, забором, полосой безопасности, контрольно-пропускными пунктом. В-третьих, проведение массовой акции приводит к осложнению выполнения персоналом названных в комментируемой статье объектов служебных обязанностей или создает угрозу безопасности населения и окружающей среды. В-четвертых, квалифицирующий признак состава рассматриваемых правонарушений связан с участием в указанных акциях, причем административная ответственность может наступить только при активных действиях участников массовых мероприятий, которые характеризовались выше (п. 4 данного комментария).

    Согласно ч. 3.1 ст. 8 упомянутого выше Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ порядок проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования и не относящихся к местам, в которых проведение публичного мероприятия в соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона запрещено, определяется законом субъекта РФ с учетом требований упомянутого выше Закона, а также требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения.

    6. Субъектом данного правонарушения могут быть гражданин, достигший 16-летнего возраста, а также должностные лица государственных или негосударственных предприятий, учреждений, организаций.

    7. Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом.

    8. Дела о правонарушениях рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).

    Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3); по ч. 3 данной статьи - также должностными лицами подразделения воинской части, органа управления внутренних войск МВД России (п. 78 ч. 2 ст. 28.3).

    КонсультантПлюс: примечание.

    Норма , изложившая в новой редакции ст. 20.2, во взаимосвязи с другими нормами признана частично не соответствующей Конституции РФ (Постановление КС РФ от 14.02.2013 N 4-П). О правовом регулировании до внесения соответствующих изменений см. указанное Постановление.

    КоАП РФ Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования

    1. Нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - настоящей статьи, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

    1.1. Вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, или обязательные работы на срок от двадцати до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

    2. Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и настоящей статьи, повлекшие создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения), -

    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -

    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до двадцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5. Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, -

    влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

    6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 5 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -

    влекут наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6.1. Участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

    7. Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо активное участие в таких публичных мероприятиях, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды, -

    влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок от сорока до двухсот часов, или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.