Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение правовой информации для людей. Свойства и виды правовой информации. Нормативная правовая информация

    Значение правовой информации для людей. Свойства и виды правовой информации. Нормативная правовая информация

    Правовая информация является разновидностью информации вообще, ее видовым понятием. Поэтому все признаки, характерные для понятия информации, присущи в равной степени и понятию правовой информации. В то же время правовая информация имеет специфические особенности, которые позволяют выделить ее в самостоятельное понятие.До 70-х годов термин "правовая информация" в юридической литературе не употреблялся. Авторы предпочитали, рассматривая информационные проблемы права, пользоваться предметной терминологией: "источники права", "правовые источники", "правовой материал", "правовые акты", "правовые документы" и т. п.

    Появление кибернетических методов в исследовании правовой проблематики повлекло необходимость обобщения конкретных правовых терминов в информационном аспекте в единое понятие -- правовой информации.

    Комплексный характер функций права предопределяет и многообразие правовой информации, что затрудняет на практике ее отделение от политической, идеологической, экономической информации. Вот почему в юридической литературе нет единого определения понятия правовой информации.

    Вместе с тем имеющиеся определения правовой информации принципиально не различаются с содержательной стороны этого понятия, в них выделяется главным образом тот аспект, который представляется тому или иному автору наиболее актуальным в рассмотрении соответствующей проблемы. Поэтому в одних определениях правовой информации не находится места существенным элементам этого понятия, в других -- смещается акцент важности тех признаков, которые отличают правовую информацию от других видов научной информации.Наиболее верен комплексный подход к изучению понятия правовой информации. Во-первых, правовой информацией является информационно-смысловое содержание правовых норм. К ним следует отнести не только акты высших и местных органов власти и управления, ведомственные нормативные акты, но и судебную, арбитражную, нотариальную практику.

    Если принять такое определение правовой информации, то имеется возможность отграничить ее от политической, экономической, идеологической и других видов научной информации.

    Правовая информация имеет особенности в семантическом (смысловом) и прагматическом аспектах.

    Содержанием правовой информации является не просто набор сведений о тех или иных общественных отношениях и их анализ. Информация становится правовой только тогда, когда она проходит через государственный механизм и находит свой метод регулирования, преобразуясь в форму закона, иного нормативного акта или правоприменительного документа. Отражая волю законодателя, правовая информация регулирует отдельные стороны хозяйственной и социально-культурной деятельности общества.

    Степень реализации поставленных государством задач на основе исполнения правовых предписаний характеризует эффективность юридических норм, и в зависимости от ее состояния законодатель дополняет или изменяет содержание правовой информации.

    Общеобязательность правовых норм, их государственное значение предопределяют универсальную потребность в правовой информации, ценность ее для всего общества.

    Комплексный подход к исследованию понятия правовой информации позволяет включить в него информацию, содержащуюся:

    • а) в правовых актах высших и местных органов власти и управления;
    • б) в ведомственных правовых актах, судебных, арбитражных и других правоприменительных документах;
    • в) в различного рода справочных материалах о юридических документах;
    • г) в статистических сведениях о праве;
    • д) в научно-правовых исследованиях, проведенных на основе анализа правовых актов;
    • е) в приказах и распоряжениях должностных лиц учреждении, предприятий и организации, актах нотариальных органов.

    Элементы, составляющие понятие правовой информации, служат в свою очередь основанием для ее классификации.

    Источники правовой информации подразделяются в научной литературе на официальные и неофициальные.

    К официальным источникам правовой информации относятся акты высших органов государственной власти и управления, нормативные акты министерств и ведомств, нормативно-правовые решения местных органов власти, а также акты высших судебных и арбитражных органов. То есть правовая информация, исходящая от перечисленных органов, имеет статус официальной.

    Под неофициальными источниками правовой информации следует рассматривать приказы и распоряжения руководителей учреждений, предприятий и организаций; судебные приговоры, решения и определения; арбитражные решения и определения, акты нотариальных органов; научно-правовые исследования и юридические доктрины.

    Говоря обобщенно, к официальным источникам правовой информации относятся нормативные акты государственных органов, а также акты высших судебных и арбитражных органов. Все остальные правовые документы и самого различного характера научно-правовые исследования, доктрины, учения, рекомендации, программы, положения и т. п. следует отнести к неофициальным источникам.

    Правовая информация подразделяется на документальную и недокументальную.

    Правовым документом признается любой материальный объект, в котором фиксируются самого разнообразного свойства знания о праве, предназначенные для передачи во времени и пространстве и используемые в общественной практике.

    К недокументальной информации относится та, которая либо материально не выражена (например, устные высказывания о праве, о связанных с ним процессах и явлениях), либо хотя и закреплена на материальном носителе, но не имеет общественного значения (например, личные записи правового характера, не имеющие общественного применения).

    По форме документы в информатике классифицируют на: текстовые (книги, журналы, отдельные страницы и т. п.); графические (чертежи, схемы, планы и т. п.); аудиовизуальные (звукозаписи, кинопленки и т. п.).

    Традиционным материальным выражением правового документа является бумажный носитель. Вместе с тем в условиях научно-технического прогресса, когда в процесс управления обществом все решительнее "вмешиваются" электронно-вычислительные машины и, в частности, автоматизированные системы управления всех уровней и автоматизированные информационно-правовые системы, появились новые формы носителей правовой информации. Правовая информация в управленческом процессе ЭВМ закрепляется, хранится, движется на различных магнитных носителях (дисках, дискетах, лентах и т. п.). Появились специфические виды бумажных носителей (перфокарты, распечатки и т. п.).

    Правовая информация может закрепляться и храниться на пленках для последующего ее размножения на фотокопиях. Своеобразным носителем правовой информации является экран дисплея, поскольку он служит лишь средством изображения информации, находящейся в памяти ЭВМ.

    Выделяют и фактографическую информацию. Ее представляют сведения о фактах. Иначе говоря, это -- информационное отражение определенного факта без интерпретации или пояснения.

    Фактографическая информация касается самых различных субъектов, объектов, явлений и весьма многообразна по форме и содержанию. К ней, например, относятся названия и наименования конкретных учреждений, организаций, предприятий, населенных пунктов, рек, морей, озер, станций, архитектурных сооружений, марок оборудования; номера объектов; их числовые характеристики.

    Правовые документы делятся также на первичные и вторичные. Признаком классификации в данном случае является не форма закрепления информации, а источник ее возникновения.

    Первичной признается правовая информация, содержащаяся в нормативно-правовых и правоприменительных актах. Информация не теряет первичного свойства, если она в физическом виде воспроизводится в порядке тиражирования, копирования, микрофильмирования и т. п. К первичной информации следует относить и результаты научной деятельности (скажем, труды, статьи).

    Вторичная правовая информация является результатом апалитико-синтетической и логической переработки информационного содержания первичных документов.

    Аналитико-синтетическая переработка документов направлена на их преобразование в соответствии с той или иной задачей информационной деятельности, например, библиографическое описание документов, их классифицирование, систематизация, аннотирование, реферирование, индексирование, перевод с языка на другой язык.

    Всю информацию, циркулирующую в правовой системе, можно условно разделить на два больших класса.

    Первый класс -- это собственно правовая информация. К правовой информации относятся прежде всего правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, материалы их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, материалы изучения практики применения этих норм. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права. Второй класс -- это разнообразная информация, которая является объектом правоотношений. К ней можно отнести, например, информацию, составляющую профессиональную, коммерческую, государственную и другие виды тайн, информацию, распространяемую средствами массовой информации, информацию, доступ к которой по законодательству не может быть ограничен, и т.д.

    Исходя из сказанного выше, правовую информацию можно определить как массив нормативных правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности. Кроме того, правовую информацию в зависимости от того, от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально-правового характера и неофициальная правовая информация. Официальная правовая информация -- это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

    Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию. Нормативная правовая информация составляет ядро всей правовой информации и представляет собой совокупность нормативных правовых актов. Нормативный правовой акт -- это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме право-творческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. К иной ненормативной официальной правовой информации можно отнести: акты общего характера; акты официального разъяснения; правоприменительные акты. Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но эти акты исчерпываются однократным исполнением Акты официального разъяснения действующих норм -- это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. Правоприменительные акты -- это индивидуально-правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, го-сударственными инспекциями и т.д. Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение, -- это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений. Неофициальная правовая информация -- это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечи-вающие эффективную реализацию правовых норм. правовой информация юридический закон

    В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин "правовая информация". К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

    Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно - технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

    Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее "автором", то есть от кого она исходит, и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

    Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

    Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

    Неофициальная правовая информация - это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

    Рассмотрим названные группы более подробно.

    ПЛАН

      Введение………………………………………………………….стр.2

      Понятие и сущность информационного права……стр.3

      Принципы информационного права……………….стр.5

      Право на доступ к информации……………………стр.6

      Заключение…………………………………………стр.10

      Список литературы………………………………...стр.12

    ВВЕДЕНИЕ

    Информационное общество - одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ).

    Информационное общество - это общество, в котором: Информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле в ВВП. ИТТ становятся главным средством повышения эффективности производства, укрепления конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке. Имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов. Это в первую очередь система образования и наука.

    Происходит перераспределение ресурсов в пользу науки и образования. В США так называемый накопленный человеческий капитал в три раза больше активов всех американских корпораций.

    Основной формой собственности становится интеллектуальная собственность. В конкурентной борьбе за мировое первенство появляется новый фактор – уровень развитости информационной инфраструктуры и индустрии.

    Информация становится предметом массового потребления. Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации. Это гарантируется законом (военная и государственная тайна также определяется законом) и техническими возможностями.

    Понятие и сущность информационного права.

    Часто понятие "информация" используют, не задумываясь о глубине его содержания, отождествляя понятия знание, данные, информация.

    Очевидно, что "обиходное" употребление термина "информация” совершенно неуместно, когда речь идет о теории или теориях информации. Нередко в этих теоретических построениях термин "информация" наполнен разным смыслом, а, следовательно, сами теории высвечивают лишь часть граней некоторой системы знаний, которую можно назвать общей теорией информации или "информологией" - наукой о процессах и задачах передачи, распределения, обработки и преобразования информации.

    В соответствии с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ от 27.07.2006 № 149 информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

    информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

    информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

    информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;

    обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

    доступ к информации - возможность получения информации и ее использования;

    конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;

    предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;

    распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;

    электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;

    документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;

    оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

    Принципы информационного права.

    Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:

    1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

    2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

    3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

    4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

    5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

    6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;

    7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

    8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

    Информация как объект правовых отношений

    1. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

    2. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

    3. Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

    1) информацию, свободно распространяемую;

    2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

    3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

    4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

    4. Законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.

    Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

    Право на доступ к информации

    1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

    2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

    3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

    4. Не может быть ограничен доступ к:

    1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

    2) информации о состоянии окружающей среды;

    3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

    4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

    5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

    5. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

    6. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

    7. В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

    8. Предоставляется бесплатно информация:

    1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

    2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

    3) иная установленная законом информация.

    9. Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

    Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает:

    1) регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации), на основании принципов, установленных настоящим Федеральным законом;

    2) развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем;

    3) создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет" и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей.

    2. Государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями:

    1) участвуют в разработке и реализации целевых программ применения информационных технологий;

    2) создают информационные системы и обеспечивают доступ к содержащейся в них информации на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации.

    Заключение

    Очевидно, что в настоящее время мы вступаем в информационную эру, где основным товаром будет информация в различных ее проявлениях.

    Получая неоспоримые блага, такие как доступность информации, ее быстрое распространение, свободный обмен данными между людьми и др. нельзя не учитывать и возросшие и изменившиеся требования к человеку как члену общества.

    В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми.

    Сейчас уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией.

    Следует отметить, что проблема информатизации общества обсуждается сегодня учеными все шире. Поскольку получение информации о происходящем в стране и в мире уже не требует прямого общения между людьми, человек будет все больше изолироваться от общества, подвергаться иллюзии независимости от него.

    Необходимо воспитывать чувство ответственности каждого человека за происходящее в мире, добиваясь четкого осознания взаимозависимости всех людей. Эта задача относится, прежде всего, к системе образования и средствам массовой информации.

    Современная наука и техническое творчество втягивают в область человеческой деятельности принципиально новые типы объектов, освоение которых требует новых стратегий. Речь идет об объектах, представляющих собой саморазвивающиеся системы, характеризующиеся синергетическими эффектами. Их развитие всегда сопровождается прохождением системы через особые состояния неустойчивости, когда небольшие случайные воздействия могут привести к появлению новых структур, новых уровней организации системы, которые воздействуют на уже сложившиеся уровни и трансформируют их.

    Список литературы

    1. Конституция Российской Федерации

    2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ от 27.07.2006 № 149

    3. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. М.: НОРМА, 2006. С.256

    4. Современная западная философия. Словарь. М.: Изд-во полит. литературы, 2005. С.189

    5. Румынина В.В., Клименко А.В. Теория государства и права: Методическое пособие. М.: ИНФРА, 2007. 115с.
    6. Морозова Л.А. Теория государства и права: Повторительный курс в вопросах и ответах. - М.: НОРМА, 2006

    7. Протасов В.Н. Теория государства и права: Пособие для сдачи экзаменов, 2-е изд. - М., 2005
    8.Нерсесянц В.С. Теория права и государства: Краткий учебный курс. - М.: НОРМА, 2004
    12. Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2006

    Широкий смысл. Вся информация о праве, включая юридическую деятельность и практику юристов. Узкий смысл. Принятые официально нормативно-правовые документы, только источники права, т.е. все НПА.

    Правовая информация – образ правовой действительности, отражённый в сознании властвующего субъекта и выраженный в форме нормы права.

    Основные тезисы о сущности:

    Право имеет информационную природу.

    Правовая норма – основной носитель правовой информации; абстрактная модель идеальных правил поведения.

    Сущность проявляется в соотношении юрид. действительности, отражении её в правовом сознании законодателя, оформлении образа в норме права.

    Структурные элементы процесса формирования правовой информации:

    Исторически обусловленная правовая действительность . В юриспруденции правовая действительность – правоотношения, совокупность правоотношений: реальные жизненные ситуации, которые остро нуждаются в правовом регулировании, но они еще не урегулированы. Правовая действительность – источник и решающий фактор формирования правовой информации.

    Правовые нормы как образ и форма правовой информации. Норма права – это абстрактный образ правовой действительности. Символ этого образа – норма права, написанная в тексте НПА.

    Правосознание законодателя как признак правовой информации, решающий фактор формирования прав. информации. Тесно связано с наличием госуд. воли, особой духовной среды, правотворческого сознания законодателя.

    Свойства правовой информации:

    Адекватность. В нормах права должны отражаться не только все существующие жизненные ситуации, но и проектироваться (моделироваться) ситуации возможные. Адекватность правовой информации проявляется в высоком качестве законов и подзаконных нормативных правовых актах, свободных от дефектов.

    Транспарентность. Правовая информация должна свободно распространяться в обществе и каждый должен иметь возможность использовать ее для улучшения условий своего существования и уважения прав других. Адресат правил поведения должен быть «информирован» об их существовании, т.е. субъекты права должны обладать знаниями о правовой информации.

    Системность правовой информации проявляется в объективном процессе организации ее массива в зависимости от логической связанности и характера норм права. Массивы (совокупность) норм права как элементарных частей правовой информации отражают множество существующих правоотношений и формируют критерии (признаки) распределения правовой информации по правовыминститутам, отраслям, подотраслям системы права.

    Устойчивость. Создание запаса прочности норм права от их «преждевременного старения», т.е. утраты ими юридической силы. При проектировании образов (моделей) правовой информации необходимо учитывать все возможно допустимые угрозы для правовой информации, сохранять ее параметры в состоянии устойчивости.

    ЛЕКЦИЯ 2

    Тема: Понятие экономической и правовой информации.

    Вопросы:

    1. Понятие экономической информации.
    2. Особенности экономической информации.
    3. Классификация экономической информации.
    4. Понятие правовой информации.
    5. Группы правовой информации.

    1. Понятие экономической и правовой информации.

    Экономическая информация - совокупность сведений, отражающих социально - экономические процессы и служащих для их управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере.

    2. Особенности экономической информации:

    1. Дискретность – информация характеризует состояние объекта за определенный интервал и представляется в цифровой форме.
    2. Срочность – информация имеет определенные сроки представления.
    3. Массовость – информация характеризуется большим объемом переменных и условно – постоянных данных.
    4. Обрабатываемость – информация способна к преобразованию и группировке по определенным признакам.
    5. Многоплановость – возможность использования одних и тех же данных разными потребителями.

    3. Классификация экономической информации.

    Всю информацию можно классифицировать по отношению :

    1. К системе вообще: входная, выходная, промежуточная;
    2. К циклу управления : переменная, условно-постоянная, постоянная;
    3. К подсистеме : управленческая, производственная;
    4. К стадиям обработки : исходная, промежуточная, результатная;
    5. К функции управления : учетная, плановая, контрольная, аналитическая, регулирующая;
    6. К функции производства : конкретные ЭММ, бухучет, технико-экономическое планирование, финансово-кредитные системы, социальные службы (налоговые и страховые службы), оптимизация планирования производства, техническая подготовка производства, информационно-аналитические службы.

    4. Понятие правовой информации

    Правовая информация – совокупность правовых актов и связанных с ними справочных нормативных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

    5. Группы правовой информации:

    1. Официальная правовая информация исходит от государственных органов и направлена на регулирование общественных отношений:
      • Нормативная ПИ – документы официального характера, соответствующие стандарту и направленные на установление, изменение или отмену правовых норм (Конституция РФ).
    • Ненормативная ПИ – документы официального характера, разъясняющие действующие нормы (акты толкования Конституции РФ).
    1. Информация индивидуально – правового характера исходят от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий (жалобы, иски).
    2. Неофициальная правовая информация не влечет правовых последствий (образцы деловых бумаг, договора).

    До 70-х годов прошлого века в юриспруденции понятие «правовая информация» вообще не использовалось, как и вообще термин информация до недавнего времени не использовался в сфере общественных отношений. С развитием теории информации и внедрением ее в практику общественной жизни стали использоваться понятия «информация», «информационные процессы» и др. Постепенно и в юриспруденцию были внесены новые понятия, связанные с информацией.

    При этом следует заметить, что в текстах законов и других нормативных правовых актов до сих пор отсутствует определение понятия «правовая информация». Это дает возможность по-разному понимать его содержание.

    Известный юрист А. Б. Венгеров рассматривал в более узкой плоскости правовую информацию (только официальные нормативно-правовые документы и их аналоги, содержащиеся в справочно-поисковых системах).

    Более широко понимал правовую информацию С. С. Москвин, включая в это понятие все сведения и сообщения о правовой сфере, включая результаты деятельности ученых-правоведов и юристов-практиков.

    В частности, О. А. Гаврилов относит к правовой информации «любые сведения о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере, содержащиеся в различных источниках и используемых государством и обществом для решения практических задач правотворчества, правоприменительной и правоохранительной деятельности, защиты прав и свобод личности».

    Трудно не согласиться с каждым из приведенных мнений.

    Однако для того, чтобы понять содержательный смысл названного понятия, необходимо все же обратиться к тому, какое значение оно имеет для юриспруденции, то есть области человеческой деятельности, связанной с правом.

    Любая информация существует не само по себе. Не может она существовать в отрыве от отражаемого предмета или явления. Она есть их отображаемый образ. Одним словом, информация всегда тесно связана со своим объектом или предметом.

    Правовая информация как отображаемый образ правовых явлений и предметов также тесно с ними связана и отражает все их многообразие.

    Значит, с одной стороны, правовая информация является результатом юридической деятельности (как ее отражение). К примеру, результатом правотворческой деятельности является издание (принятие) нормативного правового акта.

    С другой стороны, правовая информация может быть основанием для юридической деятельности (в случаях принятия правовых решений), так как она должна быть законной, т.е. основанной на нормативных правовых актах.



    Следовательно, правовой информацией следует считать информацию, тесно связанную с юридической деятельностью и принятием правовых решений.

    Поэтому вряд ли правильным будет относить к правовой информации абсолютно все сведения о протекающих в правовой сфере событиях и фактах существующей действительности. С другой стороны, нельзя суживать границы правовой информации только рамками официально принятых нормативных правовых актов и их аналогов в компьютерных справочных правовых системах.

    Наиболее правильным является относить к правовой информации только те сообщения о правовой сфере и юридической деятельности, которые тесно связаны с принятием правовых решений и результатами юридической деятельности.

    Суммируя различные мнения, можно сделать вывод о том, что к правовой информации относятся все официальные нормативные правовые акты и имеющиеправовой характер документы, непосредственно связанные с результатами правоприменительной и иной юридической деятельностью.

    Таким образом, к правовой информации относятся следующие виды правовых сообщений.

    1.Нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты);

    2.Результаты правоприменительной и иной юридической деятельности организаций, имеющей правовой характер:

    Судебные решения (судебные акты, принятые по существу юридических дел);

    Обобщения судебной практики, которые ориентируют на принятие правильных судебных решений;

    Нормативные акты корпораций и других организаций.

    3.Правовые документы и сообщения, на основе которых принимаются правовые решения:

    Официальные документы деятельности правоохранительных органов;

    Официальные заключения экспертов и специалистов, а также другие доказательства, допустимые в процессуальной деятельности судебных и правоохранительных органов;

    Акты официального толкования, доктринальные заключения и иные процессуально-оформленные или официальные сообщения ученых и научных учреждений по различным проблемам общественной жизни.