Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Знакомство с гласными буквами ы и. Урок обучения грамоте "знакомство с буквой ы". Программа «Начальная школа XXI века»

    Знакомство с гласными буквами ы и. Урок обучения грамоте

    Гласный звук Ы, буква Ы.
    Цель:
    Знакомство со звуком и буквой Ы.
    Задачи:
    Формировать навык чтения прямых и обратных слогов.
    Совершенствовать умение работать со схемами слов.
    Формировать навык определять место звука в слове.
    Корректировать общую моторику, зрительное и слуховое внимание, фонематический слух, слоговой анализ, буквенный синтез.
    Оборудование:
    Карточка с плюсом и минусом на каждого ребенка;
    Буквы А, О, У, Ы из разрезных азбук;
    Фигурки корабликов с написанными согласными на бортах;
    Стилизованная буква Ы, печатная буква Ы;
    Модели слов.
    Возраст: 6-7 лет.
    Тип занятия: формирование умений и навыков.
    Наглядно-дидактический материал:
    Картинка лодки с детьми; картинка теплохода;
    Карточка «Путь солдата»;
    Настольная маршрутная дорожка «Карта побережья»;
    Карточки – лото, среди которых встречается звук Ы: бык, стол, шары, крыша, труба, дым, часы, кони и т.д.

    Формы работы с обучающимися: игра, кроссворд.
    Формы организации занятия: фронтальная.
    Вид занятия: занятие-игра.

    Структура занятия:
    1. Представление звука.
    2. Знакомство с артикуляционным укладом при его произношении.
    3. Характеристика звука: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий.
    4. Физкультминутка.
    5. Выделение звука на слух из ряда звуков, из слов, из предложений.
    6. Знакомство с буквой. Закрепление образа буквы.
    7. Чтение слогов и слов с этой буквой.
    8. Применение разных способов чтения (по ступенькам, по веревочке, по горкам).
    9. Выводы.

    Ход занятия
    1. Рассказ с присутствием движений и голосовых упражнений.
    Показываются картинки лодки с детьми и плывущего теплохода.
    Педагог: мы сейчас отправимся в путешествие на лодке. Слушайте меня внимательно и повторяйте за мной движения.
    «Наступило лето. Дети поехали кататься на лодке (Имитация гребли веслами). Тихо качались волны. Навстречу детям плыл теплоход, (Руки вытянуты вперед, ладони сложены вместе) он загудел: Ы-Ы-Ы-Ы (Вместе с детьми). Дети продолжали плыть. Теплоход опять загудел: Ы-Ы-Ы-Ы, проплывая мимо лодки. Дети весело замахали пассажирам теплохода (Дети машут). Они на лодочке ловили рыбу и ныряли в воду и плавали (Показать движения)».
    Педагог: кто помнит из рассказа, как гудел теплоход? (Ы-Ы-Ы-Ы)
    2. Акустический и артикуляционный анализ звука Ы.
    Педагог: О каком звуке мы сегодня будем говорить? (О звуке Ы). Какой это звук? (Гласный). Мешает ли что-нибудь при его произношении? (Преграды нет). Какие гласные звуки мы уже изучили? (А, О, У) Чем гласные отличаются от согласных? (Гласные поются, а согласные – нет).
    Звук Ы – гласный, при его произнесении во рту ничего не мешает, нет преграды для прохождения воздушной струи, его можно петь. Губы при этом – в улыбке.
    3. Постановка игровой задачи.
    Рассматривается маршрутная дорожка «Карта побережья».
    Педагог: на своей лодке мы доплыли до чудесного побережья и будем его сейчас обследовать.


    Пункт №1. Водопад.
    Выделение звука Ы из ряда других звуков, выделение слога с Ы.

    Цель упражнения: развитие слогового анализа.
    Для упражнения потребуются карточки с плюсом и минусом на каждого ребенка.
    Педагог: чтобы нам перебраться через водопад и двигаться дальше, надо поднять карточку с минусом, если не услышите звука Ы в ряду других звуков, и карточку с плюсом, когда услышите Ы в ряду других звуков: А, О, У, Ы, И, Ы, Э, Ы и т.д.
    А теперь задание посложнее: поднимите карточку с плюсом, когда услышите в словах звук Ы, и карточку с минусом, когда этого звука в слове нет.


    Слова: горы, пенал, рыба, диван, коты, боты, розы, книга, козы, роты, стол, пузырь, мел, мыло, ветер, голы, стол.

    Пункт №2. Холм.
    Выделение звука Ы из названия предметных картинок.
    Цель упражнения: развитие звукового анализа.
    Для упражнения потребуются карточки-лото, в названии которых встречается звук Ы: бык, стол, шары, столы, крыша, труба, дым, цветы и т.д.
    Педагог: только мы собрались продолжить свой путь, как дорога внезапно оборвалась, и нам пришлось прыгать с холма. Все встали, подпрыгнули, перешагнули через камни и тихонько сели. Пока мы прыгали, все карточки-лото рассыпались. И теперь нам надо выбрать только те, в названии которых есть звук Ы.

    Пункт №3. Таинственная пещера.
    Представление буквы Ы.


    Цель упражнения: развитие зрительного восприятия.
    Для упражнения потребуются печатная буква Ы, стилизованная буква Ы.
    Педагог: вот мы обнаружили таинственную пещеру, только собрались туда заглянуть, но не смогли. Знаете, почему? Потому, что с нами в путь отправилась буква, которую мы с вами изучаем. Какая это буква? (Буква Ы). Показываю вам букву. Посмотрите, какая она толстенькая. Вот она и не смогла пройти внутрь пещеры, просто застряла.
    «Ы – какя ты толстушка!
    Твой животик, как подушка!
    Чтобы легче было жить,
    Палочку пришлось добыть!»
    И. Лопухина
    Показывается печатная и стилизованная буква Ы.

    Динамическая разминка
    «Ы » - сказала буква Ы, Показывается буква Ы.
    Озорная буква Ы. Хлопки над головой и сзади туловища.
    Я не просто буква «Ы» - Хлопки вверху руки и в стороны.
    Я несчастная, увы…
    Я в начале не бываю: Руки на поясе, лопатки свести и расправить.
    Слов своих не начинаю –
    Все в конце, увы, увы, Ходьба на месте.
    Ставят чаще Ы-Ы-Ы.
    Вот какая буква Ы - Поднять руки вверх и развести в стороны,
    Невезучая, увы! Опустить вниз и расслабить руки.

    Пункт №4. Болото.
    Цель упражнения: развитие умения выделять гласный звук из слова.
    Для занятия потребуется доска и мел.
    Педагог: чтобы перейти через болото, надо прыгать с кочки на кочку. Такими кочками для нас будут буквы, которые мы будем записывать на доске. Я называю слова, вы – находите только гласный звук и записываете его на доске. Я вас буду по очереди вызывать к доске. А потом мы проверим, правильно ли мы выполнили задание.
    Слова: вол, бак, сын, дом, рысь, раз, лук, дым. Дорожка – О, А, Ы, О, Ы, А, У, Ы.

    Пункт № 5. Чтение слогов прямых и обратных.
    Цель упражнения: развитие навыка чтения в занимательной форме.
    Занятие проводится у доски.
    Дети выбирают себе корабли с буквами.
    Педагог: играем в капитанов. Я буду вызывать вас по одному к доске и вы будете капитанами, которые управляют кораблями с буквами. Ваша задача -подплыть к одной из букв и прочитать полученный слог.

    Пункт № 6. Игра «Измени в словах звук О на звук Ы».
    Цель упражнения: развитие фонематического слуха.
    Педагог читает стихотворение, выделяя голосом звук О. Дети его меняют на звук Ы.
    Педагог: С тобою «Ы» играет в прятки.
    Найди скорее отпечатки.
    В словах ошибки все исправь,
    На место букву Ы поставь!
    Увидел я в клетке рысь,
    Ей, как кошке, крикнул: «БрОсь!»
    На столе - большая пышка,
    В норку ее тащит мОшка.
    Стоит избушка у воды,
    А из избы струится дОм.
    В загоне около избы
    Стоит рогатый сильный бОк.
    Приоткрыв у миски крОшку,
    СОр из брОнзы видит мОшка.
    Любит мОшка брОнзы, сОр,
    Хоть и много в сОре дОр!
    И. Лопухина

    Пункт №7. Поищем соседей для буквы «Ы». Подбор слов к моделям.
    Цель упражнения: коррекция звукового анализа и синтеза.
    Педагог: давайте поищем «соседей» для буквы Ы так, чтобы когда все буквы встанут рядом, получилось слово.
    Ы
    (Сыр, бык, дым)

    Ы
    (Дыня, быки, лыко)

    Пункт №8. Высокие горы.
    Цель упражнения: развитие буквенного синтеза.
    Читаются слова, написанные по цепочке, по карточке «Путь солдата».

    Педагог: Встречаем мы солдата по дороге:
    Шел солдат с задания,
    Шел издалека.
    Он отстал немного
    От своего полка.
    По горам карабкался,
    Через реки плыл,
    Да слова пароля своего забыл.
    Мы с вами за ним
    Устремляемся в путь.
    Ты слова его пароля
    Прочитать не забудь!

    Каждая буква написана в своем кружочке. Читаем по цепочке, называем слова (сомы, муха, мыло, ломы, шумы, осы).
    А сейчас давайте придумаем солдату пароль, чтобы в нем было не меньше двух прочитанных слов.
    Дети придумывают предложение - пароль.

    10. Итоги занятия.
    Педагог: какой звук мы сегодня изучали? Дайте его характеристику.

    Тема урока
    ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ «Ы»

    Цели деятельности педагога
    организовать работу по ознакомлению с буквой ы; научить выполнять звуковой анализ слова «рыбы», наблюдать за позиционной сменой гласных и согласных звуков (твёрдые - мягкие); создать условия для развития фонематического слуха, памяти, внимания, речи.

    Планируемые результаты образования

    Предметные: знают букву ы; умеют выполнять звуковой анализ слова «рыбы», «дым», «усы», «мышка».
    Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
    Познавательные: логические - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).
    Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.
    Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
    Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

    Ход урока

    1.Организационный момент.

    Встали тихо, замолчали,
    Всё, что нужно, вы достали.
    Приготовились к уроку,
    В нём иначе нету проку.
    Здравствуйте, садитесь,
    Больше не вертитесь.
    Мы урок начнем сейчас,
    Интересен он для вас.
    Слушай всё внимательно,
    Поймешь всё обязательно.

    2.Постановка учебной задачи.

    Как пыхтит тесто? (Пых-пых.)
    Учитель читает стихотворение В. Татаринова.
    На самом тёмном чердаке живёт косматый Пых.
    На чердаке, на сквозняке, среди забытых книг.
    Он летней ночью в тишине картинки смотрит при луне. Глазёнки у него горят, как угольки в кострах,
    На воробьёв и на мышат он нагоняет страх.
    Он прибыл к нам из дальних мест,
    Он дождик пьёт и ветер ест.
    Он не боится высоты, не птица он, не зверь...
    Пых познакомит вас с новой буквой и звуком, который она обозначает. Кроме того, у него для вас много интересных заданий.
    Найдите и раскрасьте рыбку, которой сегодня удалось не попасть акуле на ужин. (Золотая рыбка.)

    3.Открытие нового знания.

    Звуковой анализ слова «рыба».
    «Прочитайте» первый звук в слове «рыба». (Рррыба.)
    Какой это звук? (Твёрдый согласный звук.) Какой фишкой обозначим звук? (Синей.) Назовите мягкую пару, ([р"].)
    «Прочитайте» второй звук в слове «рыба». (Рыыыба.)
    Что вы знаете об этом звуке? (Гласный, обозначим красной фишкой.)
    «Прочитайте» третий звук в слове «рыба». (Рыббба.)
    Какой это звук? (Твёрдый согласный звук)
    Обозначьте соответствующей фишкой. (Синяя фишка.)
    Назовите его мягкую пару, ([б"].)
    «Прочитайте» последний звук в слове «рыба». (Рыбаааа.)
    Что знаете об этом звуке? (Гласный, обозначим красной фишкой.)
    Звук [ы] обозначается буквой ы.
    ПРЕЗЕНТАЦИЯ
    Знакомство с новой буквой.
    Рассмотрите образцы буквы ы. На что она похожа?
    А бедняжка буква Ы
    Бродит с палочкой, увы.
    А. Шибаев
    Бывает эта буква Вот топор, полено рядом
    В конце и в середине. Получилось то, что надо.
    В конце капусты, брюквы, Получилась буква Ы,
    А в середине дыни. Все мы знать её должны.
    Е. Григорьев В. Степанов
    Пых любит букву ы. Он знает огромное количество слов с буквой ы. А какие слова можете назвать вы?
    Где в словах встретился звук [ы]? (В середине и в конце слов.)
    Назовите слова, которые начинаются на [ы]. Попробуем найти в словаре С. И. Ожегова. Какой вывод можно сделать? (Врусском языке нет слов, которые начинаются на [ы].)
    Вот что совершенно верно:
    Ы не нравится быть первой,
    Ы не начинает слов –
    Видно, нрав её таков. Т. Синицына

    4.Закрепление
    изученного
    1. Работа по учебнику. Дифференцированная работа с коллективной проверкой.
    Для читающих учеников:
    Прочитайте стихотворение С. Маршака.
    Для нечитающих учеников:
    Выполните работу по индивидуальным карточкам.
    Мыла Мила мишку мылом, Уронила Мила мыло,
    Мила мыло уронила. Мишку мылом не домыла.
    Подчеркните в словах букву ы. (букв.)
    Вывод: надо просматривать буквы подряд слева направо.
    2.Игра «Будь внимателен».
    Учитель читает стихотворение М. Пляцковского.
    У КОГО РАСТУТ УСЫ?
    У кого растут усы?
    У моржа и у лисы,
    У бобра и у крота,
    У кота и у кита.
    Есть усы у мотыльков,
    У тюленей, у жуков.
    Есть у зайца и сверчка,
    У сома и хомячка.
    Есть у тигров и мышей,
    Есть у львов и у ежей...
    Даже папа для красы
    Отрастил себе усы!
    Кто слушал внимательно? У кого растут усы? (У моржа, лисы, бобра, крота, кота, кита, мотыльков, тюленей, жуков, зайца, сверчка, сома, хомяка, тигра, мышей, львов, ежей, у папы.)
    Кого ещё вы знаете с усами? (Белка, рысь и др.)
    Звукобуквенный анализ слова «усы».

    Физкультминутка
    Самостоятельная работа. Звукобуквенный анализ слова «дым».
    Обозначьте звуки фишками и буквами.
    Пых любит играть в игру «Один-много». Вам нужно образовать множественное число.
    Попробуйте объяснить, почему Пых любит эту игру.
    У буквы Ы обычай есть,
    За него хвала и честь:
    Буква Ы спокойно может, Встав в конце, предметы множить: Стол - столы, забор - заборы, Пол - полы, узор - узоры.
    Пых любит разные превращения. Вот и сейчас он превращает людоеда в мышь. Хотите ему помочь? (Дикобраз, зебра, аист, тигр, рак, кенгуру, уж, жираф, филин, носорог, гиппопотам, мышь.)
    Работа по учебнику.
    Попробуйте догадаться, как нужно назвать картинку, чтобы количество звуков в её названии соответствовало количеству клеточек на схеме. (Мышка.)
    Звукобуквенный анализ слова «мышка».
    Выполните звукобуквенный анализ слова «мышка», используя фишки и буквы.
    Попробуйте из слова «мышка» сделать слово «мушка» («мошка», «мишка»).
    Что нужно поменять, кроме буквы?

    5.Итог урока.

    В копилке Пыха осталось только одно задание - кроссворд. Выполните его.
    С какой буквой-труженицей познакомились?
    Чем она отличается от всех остальных?
    Какой звук обозначает буква ы?
    Ы живёт в семействе гласных –
    Звуков чистых, чётких, ясных,
    И, как гласная любая –
    Мы теперь о том уж знаем, -
    Любит Ы к согласной встать,
    Чтобы слог образовать:
    Выход, мыло, тыква, пыль,
    Мыши, мысли, сыр и быль.
    В алфавите Ы важна,
    Словно в пище соль нужна.
    Т. Синицына

    6.Рефлексия.

    [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

    № 31

    Внимательно рассмотри картинки.

    На первой картинке?

    Что надо дорисовать на второй картинке?

    на третьей картинке?

    Поднимай букву ы , когда услышишь в словах звук [ы]: крыша, шары, большой, крылья, стул, пыль, красный, земля, плывет. Как называются звуки [а], [о], [ы]?


    № 32

    Рассмотри картинку.

    Покажи и скажи, кто идет за курицей. Сколько цыплят идет за курицей? Покажи и скажи, кто идет перед цыплятами.

    Слушай слова и поднимай буквы а, ы, когда услышишь в словах звуки [а], [ы]: лапки, курица, цыплята, глаз, крылья.

    №33 Рассмотри картинку.

    Скажи, что делает девочка. Обозначь длинной полоской предложение Девочка собирает ягоды. Назови слова этого предложения. Обозначь каждое слово короткой полоской. Сосчитай, сколько слов в предложении. Назови слова в предложении Девочка собирает спелые ягоды. Каждое слово обозначь полоской. Сколько слов во втором предложении? Повтори первое предложение. Что обозначают короткие полоски? Повтори второе предложение. Сравни предложения: сколько слов в первом предложении? Сколько слов во втором предложении? Назови слово, которое есть во втором предложении, а в первом предложении нет. Есть ли в словах ягоды и спелые звук [ы]? Найди на картинке два предмета, в названиях которых есть звук [ы], два предмета, в названиях которых есть звук [а], и двапредмета, в названиях которых есть звук [о].

    Создают ли губы, зубы и язык преграду при произнесении звуков [а], [о], [ы]? С голосом или без голоса произносятся звуки [а], [о], [ы]? Как называются звуки [а], [о], [ы]?


    № 34

    Показывай букву Ы , когда услышишь в словах звук [ы]:

    Мыло, мыльница, полотенце, сын, дочь, вымытый, грязь, дышит, отдыхает, работает, смелый, рыбак

    № 35

    Посмотри на картинки. Что на них нарисовано?



    Тема: Знакомство с буквой ы

    Цель: Создание условия для ознакомления с гласным звуком [ ы ]

    Задачи:

    1. Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся со звуком [ ы ]. Научить различать данный звук на слух и обозначать буквой ы, читать слова с этой буквой. Формировать исследовательские умения через использование приёмов анализа, сравнения, наблюдения.
    2. Развивающие: содействовать развитию фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи.
    3. Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитывать культуру поведения, уважительное отношение друг к другу при работе в паре.

    Оборудование:

    1. Журова Л.Е. Букварь: 1 класс
    2. Безруких М.М. Пропись №1 к учебнику «Букварь
    3. Карточки цветовые
    4. Карточки со слогами
    5. Презентация
    6. Цветные шарики

    Ход урока

    1. Мотивация к учебной деятельности

    Организационный момент.

    Встали все красиво.

    Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы трудиться, Чтобы чему-то научиться. (Слайд 1)

    Присаживайтесь.

    1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

    Повторение

    Сегодня у нас в гостях мышонок по имени Джерри, но пришёл он не с пустыми руками, а принёс нам волшебные шарики. (Слайд 2)

    Посмотрите внимательно на эти шары, что вы на них видите? (Буквы)

    На какие две группы можно разделить эти шары? (Согласные и гласные)

    Правильно. Буквы имеют звуки согласные или гласные.

    Назовите согласные звуки. (Р, П, К, М,)

    Давайте проверим. (Слайд 3)

    3. Выявление места и причины затруднений

    Скажите, чем гласные отличаются от согласных? (Они тянутся, поются и произношению не мешает ничего)

    Посмотрите на буквы и попробуйте их тоже разделить на группы. (Звуки, которые делают согласные звуки твёрдыми или мягкими)

    Все ли буквы вы поставили в ту или иную группу. (Нет)

    А что вы заметили? (Среди них есть новая буква ы)

    Назовите мне, пожалуйста, звуки каких букв делают согласные твёрдыми. (А,О,У,Э)

    Назовите мне, пожалуйста, звуки каких букв делают согласные мягкими.

    (Я,Ю,Е,Ё) (Слайд 4)

    4. Построение проекта выхода из затруднения

    Почему мы никуда не поставили букву ы? (Потому что букву ы мы ещё не изучали).

    Верно. Значит, что же мы должны сделать с нами сегодня на уроке? (Слайд 5)

    5. Реализация построенного проекта

    • Стихи про букву ы (Слайд 6)

    Вы приготовили стихи, загадки и рисунки про букву ы. Давайте мы вас послушаем.

    • Работа по составлению звуковых схем

    Посмотрите на доску. Что вы видите? Назовите.

    (Дыня, мыло, крыса, сыр)

    (Слайд 7)

    - Что общего есть в этих словах? Есть буква ы. Давайте прочитаем их по слогам

    (Слайд 8)

    А сейчас попробуем сделать звуковую схему слова дыня (Дет дают характеристику каждому звуку) (Слайд 9)

    • Самостоятельная работа в парах

    У вас на партах лежат цветные квадратики.Положие их перед собой и составьте схемы слов. 1ряд - мыло, 2 ряд - крыса, а третий ряд - сыр. Кто сделает,сигнализируйте мне поднятыми руками.

    А сейчас давайте проверим вашу работу. (Слайд 10)

    - Обратите внимание, какой звук перед звуком ы.

    • Вывод.

    Давайте сделаем вывод. Что мы узнали про букву ы? (Буква ы, звук - ы, он - гласный, делает согласные звуки твёрдыми)

    6. Первичное закрепление во внешней речи.

    • Работа с учебником

    Откройте учебник и посмотрите кто там нарисован. (Это рыба)

    Выложите звуковую схему этого слова. (Работа в парах с проверкой)

    А обратили вы внимание, где находится буква ы в словах? (В середине)

    Как вы думаете, а может ли стоять буква ы в начале слова? (Нет)

    Почему? (Потому что таких слов нет) (Читает подготовленный ученик)

    Мы услыхали от совы, Что нету слов на букву Ы.

    • Составление слогов из слов

    А сейчас давайте составим слова из слогов (на маленькой доске расположены слоги, из которых дети составляют слова: шка-фы, цве-ты, но-сы, ко-зы, зу-бы,со-мы, гри-бы, ки-ты).

    Что общее есть в этих словах? (Буква ы)

    Где стоит буква ы? (В конце слова)

    А что ещё заметили в значении этих слов? (Слова, обозначающие множественное число).

    Правильно, молодцы. (Слайд 11)

    Сделайте вывод. (Если буква ы стоит в конце слова, то она ставит его во множественное число)

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    • Знакомство с буквой

    Посмотрите из каких элементов состоит буква ы. (Наклонная линия с овалом, соединительная линия и наклонная линия с закруглением)

    (Слайд 12)

    • Показ с объяснением

    Посмотрите, как пишется буква ы (Объяснение и показ учителем)

    Я тетрадочку открою

    И с наклоном положу,

    Я от вас, друзья, не скрою,

    Ручку я вот так держу.

    Сяду прямо, не нагнусь,

    За работу я возьмусь.

    • Самостоятельное написание двух строчек
    • Взаимопроверка.

    Возьмите зелёный карандаш и обведите ту букву, которая получилась лучше и правильнее остальных. Поменяйтесь тетрадями возьмите красный карандаш и сделайте то же самое в тетради соседа.

    8. Включение в систему знаний и повторение.

    Обратимся снова к учебнику На странице 55 есть кроссворд, который нам необходимо разгадать. Соотнесите схему со словом. Какое слово подходит к каждой схеме? (Объяснение с доказательством)

    Ребята, как вы думаете почему именно мышонок сегодня наблюдал и помогал нам работать? (Потому что в этом слове есть буква ы)

    9. Рефлексия учебной деятельности

    Подведите итог урока.

    Познакомиться с … буквой ы и звуком её обозначающим

    Учиться отличать … звук ы от других

    Учиться писать … букву ы и слоги

    Мы смогли ответить на все вопросы?

    Кто всё понял - зелёный шарик,

    кто что то не понял или в ходе урока возникали небольшие трудности - жёлтый ,

    а у кого осталось много неразрешённых вопросов - красный .

    И давайте эти шарики подарим мышонку. (На доске мышонок Джерри с ниточками в лапах, шарики на магниты)

    Как вы думаете, а понравилась ли ваша работа мышонку?

    Он дарит вам всем шарики с сюрпризом. (Подарить шарик и раскраску Джерри)

    Логопедическое занятие по обучению детей грамоте в старшей группе.

    Подготовила Шематонова Л.В.

    Тема: Звук [Ы]

    Цели: 1. Обучение различению и четкому произношению звука [Ы] в слогах, словах, предложениях;

    2. Упражнять детей в образовании существительных множественного числа; познакомить с буквой Ы.

    3. Развитие зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, памяти;

    4. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.

    Ход занятия:

    1. Под тихую музыку дети проходят на ковер.

    Ребята, хотите поиграть? Игра называется «Один – много». Я называю один предмет, а вы много.

    Кукла – куклы, гриб – грибы, машина – машины, лимон – лимоны, шкаф – шкафы, стол – столы, шар – шары, тыква – тыквы, кот – коты, зонт – зонты, ягода – ягоды, дуб – дубы, зуб – зубы, банан – бананы.

    Молодцы, хорошо поиграли. А сейчас пройдите на свои места.

    2. Ребята, давайте вспомним, какие гласные звуки мы уже знаем: [а, о, у, и]. Правильно, молодцы.

    3. Ой, опять в нашем телевизоре сломался звук. Посмотрите внимательно и догадайтесь, какой это звук. И поднимите карточку с этим звуком. Денис, какой сейчас был звук? Саша? Инна?

    Ребята, а звуки [а, о, у, и] какие? Да, гласные. Мы произносим их свободно, во рту нет препятствий.

    – Сегодня мы познакомимся еще с одним гласным звуком. Послушайте, какие песенки я вам пропою: аы – оы – уы.

    Какой новый звук вы услышали?

    Да, верно. Прозвучал звук Ы . Он у нас тоже гласный звук. И обозначается он вот таким символом. А буква Ы будет жить у нас в этой квартире нашего многоэтажного дома.

    – Давайте вместе пропоем звук Ы

    – Громко, тихо, кратко, длинно.

    – А сейчас хотите поиграть? Выходите на ковер, встаньте все в круг. Посмотрите, у нас на ковре лежат карточки. Каждый берет одну карточку. Девочки берут карточку с одним предметом, а мальчики – где много предметов (играет музыка). Все нашли? Давайте проверим. Девочки ставят карточки Нюше, а мальчики – Крошу. Проверим. Посмотрите, все ли правильно? Девочки назовите свои предметы, а сейчас мальчики называют громко свои предметы. Какой звук повторился много раз? Да, звук Ы.

    Проходите за столы. Сядьте ровно, выпрямите спины. Давайте вспомним слова со звуком Ы, которые называли мальчики.

    Звук Ы у нас особенный. Он никогда не бывает первым, всегда находится в середине, или в конце слова.

    – Ы – буква сытая, несет брюшко набитое. Очень любит поесть. Варит суп и солит его, картошку варит, солит, салат делает – солит. Что еще можно приготовить и посолить?

    Ребята, что сегодня делали на занятии? Познакомились со звуком и буквой Ы, учились ее произносить. Молодцы, хорошо поработали!

    Можете отдыхать.

    Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"
    Нравится