Войти
Образовательный портал. Образование
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • Громыко: миграция в ЕС становится неконтролируемой

     Громыко: миграция в ЕС становится неконтролируемой

    Полковник А. Маринин

    Всего лишь десятилетие назад "безопасность" была синонимом обороны и измерялась в основном военной мощью и способностью вооруженных сил отстоять суверенитет и территориальную целостность страны. В настоящее время для большинства европейских государств угрозы безопасности приобрели иной характер. Среди таковых: некомпетентное управление, коррупция, организованная преступность, контрабанда (оружия, наркотиков, людей), этнические и религиозные конфликты, распространение оружия массового поражения, дефицит природных ресурсов, терроризм и, наконец, масштабная миграция в Европу с Ближнего Востока и из Африки, вызванная действиями США и Евросоюза по разжиганию конфликтов в этих регионах.

    Таким образом, Запад создал условия для возникновения угроз собственной безопасности после уничтожения авторитарных, но стабильных режимов в Ираке и Ливии, ослабления режимов в Тунисе и Египте, развязывания гражданской войны в Сирии и появления экстремистского "Исламского государства" (ИГ).

    В результате, согласно информации Агентства Евросоюза по безопасности внешних границ, с января по сентябрь 2015 года границы стран-участниц пересекли более 500 тыс. мигрантов. А по утверждению высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини, миграционный кризис охватывает в целом около 12 млн человек. По оценкам экспертов ООН, общая численность беженцев в странах ЕС в 2015-2016 годах превысит 1,2 млн человек. В свою очередь, согласно докладу Организации экономического сотрудничества и развития, в текущем году страны ЕС могут получить более 1 млн обращений от иностранных граждан о предоставлении убежища.

    Необходимо также отметить, что массовая миграция сопровождается гибелью беженцев. По информации Международной организации по миграции, число погибших в Средиземном море с начала нынешнего года при попытке добраться до Европы достигло по состоянию на 21 сентября 2 870 человек.

    Обеспокоенность высокими темпами миграционных процессов выразил председатель комитета начальников штабов США генерал Мартин Демпси, который заявил, что неспособность Европы решить эту проблему будет порождать противоречия между Брюсселем и национальными правительствами, что "может повлиять на стабильность и мир на континенте". Кроме того, по прогнозам западных специалистов в области межнациональных и религиозных отношений, сделанным еще до массового наплыва беженцев, к середине столетия минимум до 40 % населения крупнейших европейских городов, таких как Париж, Лондон, Брюссель и других, будет мусульманским. При этом если контролируемая властями трудовая миграция способствует экономическому росту стран ЕС, то нелегальные массовые потоки беженцев, напротив, создают угрозу европейской безопасности в политической, экономической, социальной и демографической областях.

    К основным угрозам, возможным вследствие неконтролируемой массовой миграции, следует отнести.

    1. Угроза территориальной целостности государств. Механизм экспансии через изменение этнического состава населения является необратимой тенденцией глобализации мировой экономики. При этом смена этнического состава населения за сравнительно короткий период обычно приводит к росту межэтнических проблем и сепаратизму. Примерами могут служить отторжение Косово у Сербии, македоно-албанские межэтнические противоречия с требованиями албанцев, проживающих в Македонии, превратить западную часть страны в самостоятельную территорию.

    2. Угроза распространения терроризма. Она возникает вследствие того, что мигранты часто выступают в роли перевозчиков "живого товара", наркотиков, оружия и различной контрабанды. Так, согласно заявлению министра высшего образования Ливана Ильяса Бу Сааба, около 2 % беженцев из Сирии, которые направляются в страны Евросоюза, являются членами террористической группировки "Исламское государство". Не исключено, что несколько тысяч боевиков этой организации целенаправленно едут в Европу для создания сети нелегальных резидентур и подготовки масштабных терактов на континенте. В свою очередь, угроза терроризма провоцирует социальные настроения ксенофобии, широкую общественную поддержку праворадикальных, националистических политических сил и движений.

    По информации руководителя Федерального ведомства по защите Конституции ФРГ (контрразведка) Ханса-Георга Маасена, исламистские экстремисты активно вербуют в свои ряды беженцев, уже прибывших в Германию из стран Ближнего Востока. По его словам, многие приезжие беженцы являются суннитами и местные салафиты (сторонники крайне консервативного толкования ислама) рассматривают этот факт в качестве благоприятной почвы для реализации своих замыслов.

    3. Угроза трансформации существующей системы международных отношений в Евросоюзе. В условиях массовой миграции ряд стран -участниц ЕС вопреки решениям Европарламента и Еврокомиссии предпринимают шаги по недопущению беженцев на собственную территорию. Так, и Словакия ввели в сентябре погранконтроль на своих границах с Венгрией, что нарушает один из базовых принципов Шенгенской системы - открытость и прозрачность внутренних границ. Польша заявила, что она не готова принять беженцев с Ближнего Востока в рамках установленных квот, так как ожидает беженцев из Украины.

    В Венгрии 4 сентября вступил в силу пакет поправок, принятых парламентом страны, которые предусматривают ужесточение законодательства о миграции, участие вооруженных сил в блокировании границы с Сербией, уголовное преследование тех, кто нелегально пересекает ее, и ускоренную процедуру рассмотрения запросов о предоставлении убежища. По словам представителя Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в этой стране Магдалены Майковски-Томкиной, новое законодательство противоречит международной конвенции ООН о статусе беженцев и законодательству ЕС в этой области.

    Использовать вооруженные силы для сдерживания потоков беженцев готовы также Хорватия, Болгария (на границе с Турцией), Чехия, и Финляндия.

    Таким образом, под угрозой оказалось само существование Евросоюза. Как заметил федеральный канцлер Вернер Файманн, "необходимы активные и скоординированные усилия для борьбы с проблемой беженцев, бездействие же грозит не только европейской идее, но и всему проекту под названием Европейский союз".

    4. Политическая нестабильность. Неконтролируемая миграция оказывает влияние на политическую стабильность европейских стран, так как общественная и политическая активность мигрантов и этнический сепаратизм существенным образом ограничивают функциональность социальных, правовых и политических институтов. Политизация миграционных процессов выражается в стремлении переселенцев выдвигать и отстаивать собственные социально-экономические, политические и культурные интересы посредством создания политических партий и движений, в том числе и радикальных. Среди выдвигаемых ими требований - предоставление равных прав с коренным населением, в том числе права на самобытное этнокультурное развитие, участие в местных выборах, облегчение процедуры получения гражданства, и т. д.

    Основные направления политической активности мигрантов в странах ЕС: организация протестных акций (митинги, пикеты, демонстрации), политическая деятельность мигрантских общин на муниципальном уровне, этнический лоббизм на высшем политическом уровне (транснациональная политика мигрантских общин), использование парламентских методов политической борьбы. Представители мусульманских ассоциаций лоббируют также интересы своих соотечественников в правительствах таких стран, как Франция, Германия, Великобритания и ряда других.

    Результатами такой деятельности являются: облегчение процесса натурализации во многих европейских странах; предоставление права голоса на местных выборах; формирование совещательных органов, призванных оказывать поддержку мигрантам, в том числе и политическую; рост числа религиозных учреждений с перспективой исламизации континента.

    Все большую актуальность приобретает проблема взаимоотношения европейских государств с мигрантами-мусульманами, которые являются самой многочисленной и наиболее активной частью населения мигрантов. При этом обращает внимание их религиозный фанатизм, применение насильственных методов утверждения своего религиозного мировоззрения и связь мигрантов-мусульман с террористическими организациями в Северной Африке и на Ближнем Востоке, что представляет прямую угрозу национальной безопасности стран Евросоюза. Например, сейчас в Великобритании открыто действуют семь радикальных исламистских организаций, насчитывающих, по разным оценкам, от 130 до 180 тыс. человек. По утверждению зарубежных специалистов, примерно 2/3 исламистских сайтов, содержащих призывы к религиозной нетерпимости, поддерживаются именно Соединенным Королевством.

    Примером такого рода деятельности является Радикальная Европейская арабская лига (ЕАЛ), которая открыто выступает с требованием официального прекращения политики интеграции иммигрантов-мусульман в общество принимающей страны, настаивает на превращении арабов в "равноценный этнос", придании арабскому языку статуса государственного, а исламу - роли официальной религии, введении квот для мусульман в учебных заведениях и государственных учреждениях. Активисты ЕАЛ наравне с полицией патрулируют улицы населенных мусульманами кварталов г. Антверпен, наблюдая за "правильностью" действий местной полиции. По некоторым данным, по своей направленности лига близка к организации "Хезболлах" и ее целью является создание в Европе исламского государства.

    В настоящее время в странах Западной Европы официально проживает более 16 млн мусульман. Лидером является Франция, где ислам исповедует 5,5 млн человек (около 7 % населения), второе место занимает Германия (4,3 млн, или около 5 %), третье - Великобритания (2,8 млн, или 4,5 %), четвертое - Италия (1,5 млн, или 2,5 %) и пятое - Испания (1 млн, или 2,2 % населения).

    Население указанных стран пытается противостоять происходящим процессам. А там, где это возможно, выражает свое мнение посредством референдумов. Так, в Швейцарии на референдуме в феврале 2014 года большинство жителей страны высказались за ограничение иммиграции из ЕС и введение на нее соответствующих квот. О настроениях населения свидетельствуют также результаты социологических опросов. Например, согласно исследованиям центра "Мильворд Браун" (Millward Brown), 56 % жителей Польши выступают против размещения в республике беженцев из стран Ближнего Востока и Африки. Противоположной позиции придерживаются 38 % респондентов. Даже в наиболее лояльной к беженцам Германии 56 % населения полагает, что их массовый приток может существенно изменить политическую и социально-экономическую ситуацию в стране.

    Рост миграции, формирование мигрантских общин и обособленное развитие этнических меньшинств приводят к росту ксенофобии и национализма среди коренного населения европейских государств, усилению активности ультраправых партий и организаций, призывающих к защите национальной идентичности, что, в свою очередь, порождает новые угрозы и вызовы национальной безопасности.

    Все более популярными в странах-участницах становятся ультраправые политики (Й. Хайдер в , Ж.-М. Ле Пен во Франции, П. Кьярсгаард в Дании, Ф. Девинтер в Бельгии), в программах которых в обязательном порядке присутствует положение о запрете миграции и высылке иммигрантов. По мнению лидера французской партии "Национальный фронт" Марин Ле Пен, массовый приток мигрантов, с которым столкнулся сейчас Евросоюз, сопоставим с нашествием на Западную Европу варваров в IV веке и "если французский народ не предпримет никаких действий, миграционное вторжение, которое мы переживаем, будет ничуть не лучше чем то, что было в IV веке. И, вероятно, будет иметь такие же последствия".

    Обращают на себя внимание и слова, произнесенные в свое время лидером Ливии М. Каддафи: "Мы видим признаки того, что Аллах дарует победу исламу в Европе без оружия и завоеваний. Нам не нужны террористы, нам не нужны смертники. Более чем 50-миллионная мусульманская община Европы сделает ее мусульманским континентом за считанные десятилетия".

    Таким образом, политизация миграционных процессов в современной Европе несет в себе значительный конфликтный потенциал и угрожает европейской идентичности и стабильности на континенте.

    5. Рост экономической и социальной напряженности. Массовое неконтролируемое переселение иностранных граждан в благополучные европейские государства зачастую ухудшает там социальную обстановку, способствует развитию "теневой" экономики, создает неконтролируемую ситуацию и угрозу национальному рынку труда. В силу своей природы нелегальная миграция вступает в тесные связи с нелегальным бизнесом, а следовательно, смыкается с организованной преступностью, которая, в свою очередь, заинтересована в потоке мигрантов как в источнике существенных доходов. Так, в связи с намерением Германии разместить у себя до 800 тыс. беженцев министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле планирует уже в этом году представить пакет мер экономии в связи с увеличением расходов на беженцев. Речь идет об экономии всеми федеральными министерствами в 2015 году около 500 млн евро. Кроме того, правительство этой страны намерено оказать в 2016 году единовременную помощь федеральным землям ФРГ в размере 4,1 млрд евро, которая пойдет на нужды, связанные с приемом и обустройством беженцев.

    По утверждению премьер-министра Чешской Республики Богуслава Соболей, в настоящее время континент неспособен принять постоянно усиливающийся поток беженцев, в связи с чем если в ближайшие месяцы наплыв мигрантов не спадет, то почти все европейские государства могут пережить крах социальной системы.

    6. Деформация этнодемографической структуры населения. В условиях интенсивной миграции кардинально меняется этнический состав населения многих стран и крупных городов. Наиболее яркий пример - Соединенные Штаты. Сегодня каждый четвертый американец - небелый. По данным Бюро переписи США, в 2000 году около 18 % населения страны не разговаривало дома на английском языке, а 4 % - просто не знают его или владеют им очень слабо. В 60 % случаев общение идет на испанском языке, что связано с ростом иммиграции из стран Латинской Америки.

    Аналогичные процессы происходят и в Европе. Официально сейчас в странах ЕС проживают 18,4 млн иммигрантов, или всего около 5 % населения. Однако с учетом нелегальных мигрантов и натурализовавшихся иностранцев их, по оценкам западных специалистов, намного больше - от 25 до 29 млн человек. В Лондоне доля белого населения к середине столетия сократится (в %) с 72 до 45, африканцев - с 11 до 9, а доля выходцев из Южной Азии увеличится с 10 до 26, китайцев - с 3 до 6, метисов - с 4 до 14. Получение же статуса беженца дает возможность на соединение членов семьи, что приводит к дальнейшему росту мигрантов в европейских странах.

    Таким образом, изменение этнического состава населения крупных городов и стран - необратимая тенденция глобализации мировой экономики. Этот процесс приводит к росту межэтнических проблем. Так, косовский кризис, интерпретировавшийся в начале 80-х годов как внутриполитический и идеологический, быстро перерос в этнический конфликт между албанцами и сербами.

    В целом национально-этнические конфликты, агрессивный национализм, принимающий вооруженные формы сепаратизм являются разрушительной силой для гражданского общества европейских стран.

    7. Угроза распространения эпидемий и заболеваний. Население континента опасается эпидемий холеры и других заболеваний, которые беженцы могут принести с собой. Даже Международный Красный Крест не в состоянии сейчас определить, сколько среди них больных и каков полный список возможных заболеваний, переносимых мигрантами. Ведь плотный поток нелегалов не позволяет регистрировать больных, тщательно проводить их медосмотр, так как медики не успевают делать анализы. В больницы попадают лишь люди с явными признаками заболевания.

    Проблема осложняется еще и тем, что с наступлением осени на Ближнем Востоке и, особенно, в Африке возникают эпидемии. Так, в сентябре в Ираке отмечена вспышка холеры, в связи с чем группа депутатов иракского парламента потребовала от правительства ввести в стране режим чрезвычайного положения. В Сирии из-за разрушенной системы водоснабжения ситуация также угрожающая. В Афганистане в августе началась эпидемия холеры - на северо-востоке страны уже заразились 1,5 тыс. ^человек. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в Йемене в медицинской помощи нуждается множество людей, более 300 тыс. из которых стали беженцами. Там же, согласно заявлению представителя ВОЗ К. Линдмайера, "число заразившихся лихорадкой Денге за последнее время увеличилось более чем в 3 раза. Остается риск других инфекционных заболеваний, таких как холера". Смертность от лихорадки Денге достигает 50 % Инкубационный период этой болезни составляет до двух недель, причем человек выглядит здоровым и может беспрепятственно добраться до Европы. Там об этой болезни не слышали с 30-х годов прошлого века. Теперь же ее вспышки зафиксированы во Франции и Хорватии.

    По-прежнему не устранена угроза эпидемии лихорадки Эбола в Западной Африке. По данным ВОЗ, число ее жертв с февраля 2014-го по март текущего года превысило 10 тыс. человек.

    Таким образом, в условиях геоэкономического кризиса фактор неконтролируемой нелегальной миграция остается серьезным вызовом европейской и международной безопасности. Он оказывает негативное влияние на экономическое и социальное благополучие стран Евросоюза, способствует росту контрабанды оружия, боеприпасов и ВВ, незаконному обороту наркотиков, террористическим и экстремистским проявлениям, росту преступности, расширению подпольного рынка труда, распространению опасных инфекционных заболеваний, деформации этнодемографической структуры обществ, оживлению сепаратистских настроений и нарастанию внутриполитической нестабильности.

    Следует отметить, что конфликты на Ближнем Востоке должны быть делом прежде всего богатых арабских стран, Лиги арабских государств (ЛАГ) и Организации Исламского Сотрудничества. По словам официального представителя иракского МИД А. Джамаля, "арабские страны в настоящее время находятся в удручающем положении с гуманитарной точки зрения и свидетельством этого становятся сотни тысяч арабских беженцев из государств региона. Очень жаль, что ни одна из структур ЛАГ, в отличие, например, от Евросоюза, так и не разработала чрезвычайного плана, направленного на срочное решение проблемы беженцев". По мнению дипломата, такая бездеятельность говорит о "неуклонном снижении уровня межарабского сотрудничества и двойных стандартах в деятельности самой межарабской организации". В то же время, по утверждению представителей Саудовской Аравии, в королевстве уже находятся около 2,5 млн сирийцев, покинувших свою страну с 2011 года, когда начался конфликт между Дамаском и вооруженной оппозицией.

    На этом фоне европейские политики предлагают различные способы решения неконтролируемой массовой миграции, в том числе проведение в Евросоюзе законодательных реформ, которые поставили бы заслон нелегальным мигрантам. Среди других путей премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон предлагает оказание помощи странам, из которых прибывают иммигранты, ограничение потока экономических иммигрантов при действительной поддержке беженцев, спасающихся от войны. Кроме того, королевство готово направить в международные воды между Северной Африкой и побережьем Италии военный корабль для борьбы с перевозчиками, незаконно осуществляющими переправку экономических мигрантов и беженцев в страны ЕС.

    Аналогичной позиции придерживается Германия, правительство которой приняло в сентябре решение о расширении участия бундесвера в операции Евросоюза "Евронавфор - Средиземноморье" по борьбе с нелегальными перевозчиками беженцев в Средиземном море. В будущем в них планируется задействовать до 950 военнослужащих бундесвера, которые получат право останавливать и уничтожать суда нелегальных перевозчиков (до сих пор операции ЕС в Средиземном море ограничивались сбором информации и спасением беженцев с кораблей, потерпевших крушение).

    Кроме того, руководитель Мюнхенской конференции по безопасности, известный немецкий дипломат Вольфганг Ишингер призвал правительство ФРГ в свете миграционного кризиса созвать международную конференцию по Ближнему Востоку с участием России и Ирана с целью создания платформы для выстраивания новой архитектуры безопасности на Ближнем Востоке.
    Сам президент США Б. Обама в ходе встречи в сентябре с испанским королем Филипе VI заявил, что Европа, Соединенные Штаты и весь остальной мир должны сотрудничать в решении проблемы миграционного кризиса. Он заявил даже о готовности Вашингтона в течение двух лет принять 15 тыс. сирийских беженцев - "весомый" американский вклад в решение проблемы, если учесть, что Сирию начиная с 2011 года покинули около 4 млн человек, то есть пятая часть населения страны.

    Ряд других политиков усматривают причины крупнейшего после Второй мировой войны мигрантского кризиса в провокационных действиях США и ЕС на Ближнем Востоке, способствующих разжиганию региональных майданов, вооруженных конфликтов и созданию экстремистских террористических организаций. С учетом этого приходит понимание необходимости проведения политики, направленной на мирное урегулирование конфликтов и создание в странах региона приемлемых для населения социально-экономических условий, что исключило бы масштабные миграционные потоки беженцев. В противном случае велика вероятность превращения Европы в Еврабию, источник нестабильности и даже вооруженных конфликтов.

    Первые шаги в этом направлении были предприняты на экстренном саммите ЕС 23 сентября, на котором главы государств и правительств утвердили основные предложения Еврокомиссии (ЕК) по урегулированию миграционного кризиса. На его преодоление Евросоюз готов израсходовать в ближайшие два года 9,2 млрд евро, из которых 1 млрд будет направлен Турции, 700 млн - Македонии, 100 млн экстренной помощи - странам Евросоюза, 200 млн Всемирной продовольственной программе, 300 млн - на оказание прямой гуманитарной помощи беженцам и 600 млн европейским агентствам "Фронтекс" и Европол в 2016 году. Странам Евросоюза придется также выделить из национальных бюджетов средства для финансирования решения проблемы беженцев.

    Принято решение об открытии до конца ноября с. г. центров по приему и регистрации беженцев на внешних границах ЕС и об их усилении за счет значительного расширения ресурсов, имеющихся в распоряжении европейского агентства по контролю границ "Фронтекс", а также агентства по координации действий полицейских структур - Европола. В центрах по предоставлению убежища, так называемых "горячих точках", которые планируется создать в Греции и Италии, сотрудники и эксперты агентства "Фронтекс", Европейского офиса по вопросам убежища и Европола будут помогать идентифицировать, регистрировать и снимать отпечатки пальцев мигрантов при их въезде в ЕС. Эти меры должны быть подкреплены созданием действенной системы возврата мигрантов, не имеющих права на получение убежища. К концу года Еврокомиссия должна также представить проект создания эффективной системы охраны границ ЕС.

    Кроме этого, участники саммита пришли к пониманию необходимости урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке. Так, в итоговом заявлении отмечается, что требуется "предпринять новые международные усилия" для стабилизации ситуации в Сирии, которая является одной из основных стран-источников миграции, и Ливии, превратившейся в ключевой транзитный пункт для беженцев из Северной и Экваториальной Африки, направляющихся в ЕС. При этом президент Франции Ф. Олланд и канцлер Германии А. Меркель подчеркнули, что Евросоюз должен сотрудничать с Россией, Ираном и странами Персидского залива для проведения новой мирной конференции в женевском формате для прекращения войны в регионе.

    К обсуждению согласованных министрами внутренних дел стран ЕС квот на прием 120 тыс. мигрантов в дополнение к 40 тыс. беженцев, прием которых был согласован в июле, саммит не возвращался. Накануне министры внутренних дел 28 стран Евросоюза путем голосования одобрили на экстренном заседании в Брюсселе предложение Еврокомиссии о распределении между европейскими странами дополнительных 120 тыс. мигрантов из числа прибывших в Грецию, Италию. Против такой системы квот выступили Чехия, Словакия, Венгрия и Румыния, а Финляндия воздержалась. Однако такое решение по квотам, согласно европейским юридическим нормам, является обязательным и эти страны обязаны его выполнить. При этом Великобритания, Ирландия и Дания не обязаны участвовать в этой схеме и берут на себя добровольные обязательства по приему беженцев (эти государства при вступлении в Евросоюз поставили условием не участвовать в общей миграционной политике).

    В то же время, как отметил председатель Европейского совета Д. Туск, принятые квоты о распределении 120 тыс. беженцев не разрешат миграционный кризис. Более того, в экстренных ситуациях страна ЕС может приостановить прием беженцев и уведомить Еврокомиссию о том, что она не в состоянии принимать участие в их приеме. Окончательную систему квот Еврокомиссия и Европарламент на законодательном уровне внесут на рассмотрение Евросоюза только в 2016 году. Кроме того, Еврокомиссия должна сформулировать в ближайшей перспективе предложения по долгосрочному выходу из миграционного кризиса.

    Несмотря на видимое единство, в ЕС сохраняются противоречия между членами этой организации. Так, по утверждению премьер-министра Словакии Р. Фицо, его страна никогда не согласится с предложенным Брюсселем механизмом распределения беженцев, так как вовсе не Братислава бросала бомбы на ливийцев. Словакия будет действовать по двум направлениям: во-первых, подаст иск по этому поводу в суд ЕС в Люксембурге; во-вторых, не станет выполнять решение о квотах на беженцев, принятое министрами внутренних дел на экстренном Совете ЕС 22 сентября. В свою очередь, Франция заявила, что намерена разместить на своей территории не более 30 тыс. беженцев, а Венгрия планирует построить заграждение на границе с Хорватией. Становится очевидным, что Евросоюз не в состоянии принять всех беженцев из конфликтных регионов.

    Таким образом, принятые на саммите Евросоюза решения способны только на время частично смягчить проблему неконтролируемых потоков беженцев и показывают неспособность этой организации самостоятельно решать ее в дальнейшем. Актуальным становится вопрос о совместных усилиях ЕС, России, стран Ближнего Востока и других заинтересованных государств в урегулировании ситуации в регионе и создании там нормальных социально-экономических условий, что позволит существенно уменьшить угрозу массовой миграции в Европу и стабилизировать ситуацию на континенте.

    Договоренностей по миграционной проблеме. В частности, ими было принято решение о добровольном приеме беженцев странами сообщества и о выделении Турции второго транша в размере €3 млрд в рамках соглашения по беженцам, а также организации вне ЕС центров для нелегальных мигрантов.

    Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о миграционной проблеме в Европе.

    Статистика

    В 2014-2015 годах Европа столкнулась с наиболее серьезным за последние десятилетия миграционным кризисом. Европейские страны захлестнула волна нелегальных мигрантов из государств Африки и Ближнего Востока. Если в 2000-2010 годах в Европу нелегально приезжало по 20-25 тыс. человек в год, то в 2014 году, по данным МОМ, в Европу прибыли 900 тыс. человек, в 2015 году - 1,048 млн человек (по данным Агентства ЕС по контролю границ Frontex, 1,8 млн).

    Основной поток шел из Сирии и Афганистана, значительную долю составили выходцы из Ирака и Ливии. Примерно 25% прибыли из африканских стран (Эритрея, Судан, Южный Судан, ДР Конго, Сомали, Мавритания, Марокко, Тунис, Алжир, Мали, Нигерия, Камерун, Габон). В 2016 году количество прибывших на континент мигрантов и беженцев сократилось до 390 тыс., в 2017 году в Европу прибыли 186 тыс. 768 мигрантов и беженцев, с начала 2018 года - 56 тыс. 309 (по морю - 44 тыс. 957, по суше - 11 тыс. 352).

    В целом, по данным Европейской комиссии (ЕК), с 2015 по июнь 2018 года в страны ЕС прибыло более 1,6 млн нелегальных мигрантов.

    Основные причины

    Причинами увеличения миграционного потока в Европу стали события в арабском мире в 2010-2011 годах ("арабская весна") и последовавшая за ними внутриполитическая дестабилизация в ряде стран Северной Африки, Аравийского полуострова и Ближнего Востока. Прежде всего это войны в Сирии и Ливии, расширение деятельности террористической группировки "Исламское государство" (запрещена в РФ) в Сирии и Ираке, осложнение ситуации с обеспечением безопасности в Афганистане вследствие активизации талибов (двжиение "Талибан" запрещено в РФ), а также усугубление социально-экономической условий в ряде стран южнее Сахары.

    Другой причиной увеличения масштабов миграции стало расширение сети криминальных организаций, занимающихся контрабандой людей. Только в 2015 году, по оценкам Европола, услугами контрабандистов воспользовалось более 90% нелегальных мигрантов, прибывших в Европу, прибыль криминальной сети составила от €3 млрд до €6 млрд. Основным плацдармом для переправки нелегальных иммигрантов в ЕС является Ливия.

    Основные маршруты нелегальной миграции

    По данным миграционных служб европейских стран, часть иммигрантов прибывает в Европу по туристическим визам или поддельным документам, другая - через нелегальные каналы, пересекая границы без документов. Они перебираются в Европу несколькими путями, в основном через Средиземное море. Один из них - из Северной Африки на Пиренейский полуостров - в Испанию, затем во Францию и Италию (западно-средиземноморский маршрут), второй - в Италию и на Мальту (центрально-средиземноморский маршрут).

    Еще один путь - из Турции в Грецию и Болгарию, оттуда по западно-балканскому коридору (через Албанию, Боснию и Герцеговину, Черногорию, Сербию и Македонию) в Словению и Венгрию, а затем в Германию, Австрию и Швецию (восточно-средиземноморский). Наибольшее количество нелегалов, прибывающих на континент, скапливаются на территории Италии и Греции.

    Трагедии и операции по спасению

    Эксперты затрудняются назвать точное число погибших при попытках добраться до Европы. О первых жертвах средиземноморского трафика мигрантов заговорили еще в 2000 году. В 2012 году в Средиземном море утонули около 500 человек, в 2013 году - 600 человек, в 2014 году эта цифра увеличилась до 1,5 тыс., в 2015 году - до 3,8 тыс. человек. В 2016 гожу, по данным МОМ, при попытке проникнуть на территорию Европы через Средиземное море погибли или пропали без вести 5 тыс. 143 человека, в 2017 году - 3 тыс. 116, с начала 2018 года - 972 человека.

    Для предотвращения гибели людей в Средиземном море итальянское правительство еще в 2013 году запустило программу Mare Nostrum, в которой были задействованы итальянские военные корабли и авиация. В 2014 году на смену ей пришли общеевропейские программы "Тритон" и "Посейдон".

    В июне 2015 года стартовала военно-морская операция по спасению мигрантов EUNAVFOR Med, в сентябре того же года она получила название "София". 7 октября 2015 году по решению ЕС начался ее второй этап, который предполагает задержание и проверку подозрительных судов. В августе 2016 года сообщалось, что за время ее действия были спасены более 25 тыс. человек (в том числе 1,2 тыс. детей) и нейтрализованы более 180 судов. 25 июля 2017 года Совет ЕС продлил мандат операции до 31 декабря 2018 года.

    План расселения беженцев

    В мае 2015 года ЕК предложила ввести квоты на прием мигрантов для всех 28 стран Евросоюза. В июне страны сообщества договорились добровольно разместить 40 тыс. беженцев. А в сентябре ЕС принял план расселения в течение двух лет еще 120 тыс. человек из лагерей беженцев в Италии и Греции. Однако впоследствии Чехия, Венгрия, Румыния и Словакия отказались от приема беженцев. В связи с этим в сентябре 2017 года ЕК предложила новую схему распределения - 50 тыс. человек в течение двух лет - до октября 2019 года. На эти цели ЕС выделил €500 млн.

    В настоящее время по квотным схемам из средиземноморских стран по территории остальных участников сообщества расселено только около 35 тыс. человек, то есть около 2% из 1,6 млн нелегальных мигрантов, прибывших в страны ЕС с 2015 по июнь 2018 года.

    Сотрудничество ЕС и Турции

    В ноябре 2015 и марте 2016 года ЕС достиг соглашения по проблемам мигрантов с Турцией, где скапливается основной поток направляющихся в Европу беженцев. Оно предусматривает обмен нелегальных мигрантов на сирийских беженцев, получивших статус в Турции, по принципу один на одного: нелегальные мигранты будут возвращены в Турцию, а легальные сирийские беженцы будут переселены в ЕС. Нелегалов-несирийцев Турция должна возвращать в их страны.

    В соответствии с договоренностями ЕС пообещал Турции €6 млрд - двумя частями по €3 млрд - финансовой помощи и активизацию переговоров о вступлении в ЕС. В середине июня 2017 года еврокомиссар по миграции, внутренним делам и гражданству Димитрис Аврамопулос заявил, что Брюссель в полном объеме выполняет свои обязательства перед Анкарой, которой он уже перевел в рамках миграционной сделки €2,9 млрд из обещанных до €3 млрд (€1,57 млрд уже освоены - на эту сумму подписаны контракты, направленные на оказание помощи сирийским беженцам на территории Турции). На территории Турции в настоящее время находятся более 3,5 млн беженцев.

    Меры по сдерживанию миграционного потока в странах ЕС

    В ответ на кризис правительства практически всех европейских стран ужесточили миграционные нормы - сократили сроки пребывания кандидатов на получение статуса беженцев, снизили размеры пособий, усилили карательные механизмы по выдворению нелегальных иммигрантов за пределы единых европейских границ. Наплыв переселенцев поставил под угрозу соглашение о свободном передвижении в пределах Шенгенской зоны.

    В связи с обострением миграционной обстановки в 2015-2016 годах контроль на отдельных границах временно вводили восемь стран - Германия, Австрия, Словения, Венгрия, Швеция, Норвегия, Дания, Бельгия. В марте 2016 года Словения и Хорватия в координации с Сербией и Македонией (не входят в ЕС) закрыли для беженцев проходящий через них балканский маршрут. Ранее власти этих государств неоднократно объявляли о сокращении квот на предоставление убежища.

    Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Основные причины, заставляющие людей отправляться в опасное путешествие - вооруженные конфликты и экономические неурядицы

    Более миллиона мигрантов и беженцев пересекли границы Европы в 2015 году, став причиной кризиса в ряде стран, оказавшихся неспособными справиться с таким наплывом людей, а также спровоцировав раскол в ЕС по поводу того, как быть дальше с переселенцами.

    Большая часть беженцев попала в Европу по морю, но некоторые проложили и сухопутный маршрут через Турцию и Албанию.

    Даже зима не остановила людской поток. По данным агентства ООН по делам беженцев, с начала 2016 года морскими путями в Европу прибыли 82 636 человек.

    1. Откуда прибывают мигранты?

    Вооруженный конфликт в Сирии был и остается основной причиной, вынуждающей людей пускаться в дальнее путешествие. Но и продолжающееся насилие в Ираке и Афганистане, всеобщая воинская обязанность в Эритрее и бедность в Косово, бедность в Центральной Африке и Юго-Восточной Азии также заставляют жителей этих стран искать для себя лучшей доли далеко от дома.

    2. Куда едут мигранты?

    Не все прибывающие в Европу нелегальные мигранты подают документы на статус беженца, но многие. Германия получила наибольшее число прошений о статусе беженца в 2015 году - более 476 000.

    Но в страну прибыло гораздо больше людей – Германия заявляет о цифре более миллиона человек. Их зарегистрировала система EASY, созданная для того, чтобы учитывать всех прибывших в страну еще до того, как они подают прошение о статусе беженцев.

    Венгрия занимает второе место по количеству прошений об убежище, так как большинство нелегальных мигрантов проникает в Европу через Грецию и Балканские страны. На конец декабря Венгрия заявила о 177 133 поданных прошениях о предоставлении убежища.

    3. Как мигранты попадают в Европу?

    Международная организация по делам миграции заявила о более чем миллионе мигрантов, прибывших в Европу по морю и около 34 000 по суше.

    Для сравнения: в 2014 году по морю и по суше в Европу прибыло 280 000 человек. Эта цифра не включает тех, кто приехал нелегально.

    Пограничная служба Европейского союза Frontex, отслеживающая различные пути, которыми мигранты прибывают в Европу, говорит о числе в 1 млн 800 тыс. человек, прибывших к границе и пересекших ее в 2015 году.

    Большинство из них совершили короткое путешествие из Турции до близлежащих греческих островов Кос, Хиос, Лесбос и Самос, часто на непрочных надувных или деревянных лодках.

    4. Насколько опасно такое путешествие?

    Международная организация по делам миграции говорит о том, что на миллион человек, благополучно пересекших Средиземное море и добравшихся до европейских берегов, приходится более 3 700 погибших, или 0,37%.

    Большинство из них погибло, переправляясь из Северной Африки в Италию, более 800 человек погибли в Эгейском море, совершая путь из Турции в Грецию.

    Большинство из них погибло в летние месяцы.

    Наиболее смертоносным месяцем для мигрантов стал апрель, когда перевернулась лодка с 800 мигрантами на борту недалеко от побережья Ливии. Одной из причин несчастья стало то, что лодка была переполнена людьми.

    5. Кто принимает больше всего прошений об убежище?

    Несмотря на то, что Германия приняла больше всего мигрантов в 2015 году, страной с наибольшим числом прошений в пересчате на население страны остается Венгрия.

    В октябре Венгрия закрыла границу с Хорватией, пытаясь остановить поток беженцев, однако в 2015 году прошения подали около 1800 человек на каждые 100 тыс. граждан страны.

    Вслед за Венгрией границу закрыла Швеция, с 1667 прошениями на 100 тыс. человек.

    Для сравнения: Германия приняла 587, а Великобритания - 55 прошений на каждые 100 тыс. населения. Средняя цифра по Европе составила 255 человек на 100 тыс.

    6. Как Европа собирается ответить?

    Напряженность растет и внутри ЕС, она связана с непропорциональным распределением мигрантов, с которым столкнулись страны, куда прибывают беженцы - это Греция, Италия и Венгрия.

    Планировалось перевезти 54 тыс. человек из Венгрии, однако правительство Венгрии отклонило этот план, и было вынуждено принять план по квотам беженцев, которые прибудут в страну из Италии и Греции.

    Великобритания отказалась принимать на себя обязательства по квотам, но, согласно данным МВД Британии, в 2015 году в стране были размещены более 1000 беженцев из Сирии. Дэвид Камерон сказал, что в ближайшие пять лет Великобритания примет еще 20 000 сирийцев.

    7. Сколько прошений было одобрено?

    Несмотря на то, что прошений было подано огромное количество, статус беженца был предоставлен гораздо меньшему числу людей.

    В 2014 году европейские страны подтвердили статус 184 665 беженцам. В том же году более 570 тыс. мигрантов подавали прошение о статусе беженца. Надо учитывать, что процедура может длиться довольно долго, и получившие статус в этом году могли подавать прошение в прошлом.

    До конца сентября Британия предоставила убежище или другую форму защиты 1868 сирийцам.

    Многочисленные мигранты в Европе давно стали предметом обсуждения как учёных - социологов, экономистов, - так и обыкновенных людей. Почему в последние пять-шесть лет количество приезжих возросло в разы? Какие меры принимают власти государств, где пытаются разместиться беженцы и трудовые мигранты? Насколько актуальна проблема переселения народов для граждан РФ, и ищут ли сами россияне счастья за рубежом? Давайте ознакомимся с фактами и мнениями экспертов и попробуем представить, что будет происходить в мире в ближайшие годы, и почему люди так ищут куда проще мигрировать и где легче получить гражданство.

    Причины массовых миграций в страны Европы

    Во все времена причины миграции одни и те же. Во-первых, люди уезжают из отсталых государств в более развитые, стремясь получить доходное рабочее место, приобрести недвижимость, получить качественное образование и дать его своим детям.

    Во-вторых, целые семьи ищут за рубежом политического убежища, эвакуируются из зон военных действий. Чтобы достоверно установить, помыслы какого рода в большей степени движут «путешественниками» на сегодняшний день, стоит сначала узнать, из каких стран уезжают десятки тысяч человек.

    По свидетельству социологов и демографов, а также сотрудников правоохранительных органов, мигранты ЕС это чаще всего бывшие граждане:

    • Сомали;
    • Албании;
    • Нигерии;
    • Гамбии;
    • Ирана;
    • Пакистана;
    • Косово;
    • Мали;
    • Афганистана;
    • Эритреи;
    • Сирии;
    • многочисленных государств Чёрной Африки (более 30 стран, расположенных южнее пустыни Сахара).

    Итак, кризис мигрантов в Европе возник потому, что на всех вышеперечисленных территориях сложились тяжёлые условия. Некоторые страны, такие, как Афганистан и Нигерия, во всех смыслах удалены друг от друга, поэтому люди уезжают оттуда по разным причинам. А вот Иран и Пакистан, например, замешаны в одном военном конфликте. Рассмотрим наиболее яркие примеры «неблагополучных» государств, откуда люди уезжают по разным причинам, даже в поисках

    В этой стране начиная с 1988 года, не прекращаясь, идёт гражданская война. К тому же здесь орудуют печально известные группировки сомалийских пиратов - подобным промыслом у берегов занимается более 1 000 человек. Эти и некоторые другие факторы делают Сомали одним из самых опасных мест в мире.

    Косово

    В далёком 1999 году территория Косово подверглась бомбардировкам со стороны НАТО, и с тех пор порядок в стране так и не установили. Согласно данным фонда помощи «Мать Тереза», 46% взрослых граждан живёт в нищете, не имея возможности тратить более 1–1,4 € в сутки. В итоге из Косово стало ежемесячно выезжать порядка 30 000 человек.

    Афганистан

    Гамбия

    Президент принимает всё более и более жёсткие законы, и обстановка накаляется - в 2015 году в стране произошла попытка государственного переворота. Население же работает в основном в аграрной сфере, не имея возможности получать образование. Как результат - высокий уровень преступности и массовые переезды.

    Сколько мигрантов ищут новый дом в ЕС?

    Согласно статистике, количество мигрантов в Европе в 2016 году превышает отметку в 1 800 000, и далеко не все из них остаются в развитых странах на законных правах. Так, годом раньше официальными соискателями статуса беженца были признаны 1 100 000 человек. Провести подсчёты сложно ещё и потому, что приезжие пытаются прорваться в Евросоюз разными путями.

    И несмотря на то, что в 2015 году на границах государств вынужденно появились дополнительные заграждения, в том числе стены и заборы с колючей проволокой, самые хитроумные и находчивые из беженцев находят новые маршруты обхода. На данный момент выделяют восемь основных путей.

    Маршрут Количество беженцев (на начало 2016 года)
    Западно-Средиземноморский: из Северной Африки на Пиренейский полуостров 7164
    Центрально-Средиземноморский: из Ливии к берегам Мальты 153946
    Маршрут из Египта, Турции, Греции, Италии через Алупию и Калабрию Точных сведений нет
    Албанско-греческий 8932
    Западно-Балканский: из восточных стран (Пакистана, Алжира) к границам Турции с Болгарией и Грецией 764038
    Восточно-Средиземноморский: из сирийских и афганских территорий и из Сомали к греческой, болгарской, турецкой границам 885386
    Маршрут из бывших республик СССР к восточным границам Евросоюза 1920
    Арктический: по северу России к Норвегии и Финляндии 6000

    Вышеперечисленные данные описывают основные направления миграции из восточных и африканских стран, однако тысячи людей уезжают и из Российской Федерации. Согласно данным аналитической компании Stratfor, в 2015 г. были зафиксированы рекордные показатели: в поисках лучшей жизни страну покинуло порядка 350 000 человек. Для сравнения: с 1997 по 2013 г. за год из государства не уезжало более 250 000 россиян.

    Вероятные сценарии развития событий

    Даже не будучи экспертом, можно легко понять, что число мигрантов в Евросоюзе в ближайшем будущем не уменьшится. Поэтому вполне возможно, что в развитых странах наступит демографический кризис. Сейчас в Европе на одну семью приходится в среднем 1,7 ребёнка, зато эти дети в большинстве случаев хорошо обеспечены, получают отличное образование и готовы только на квалифицированный труд.

    Мигранты же согласны взять на себя «грязную» работу, и, при условии, что этот труд будет хорошо оплачиваться, в Европе к 2020 году может разместиться до 40 миллионов иностранцев. Засилье беженцев приведёт к конфликтам на национальной почве, накалу обстановки и ещё большему снижению рождаемости среди коренного населения.

    Недооценивать демографические проблемы нельзя, однако насколько успешно они решены, можно будет в полной мере судить только к 2040-м и даже 2050-м. А вот повышение уровня преступности - это актуальная проблема миграции в Европе в 2016 году.

    По данным немецких СМИ, количество правонарушений, совершённых иностранными гражданами, выросло на 40% по сравнению с предыдущим полугодием (нынешними зимой и весной).

    Вышеперечисленные факторы, естественно, вызывают недовольство граждан Евросоюза - и оно изливается на правительство. Так, большинство немцев уже высказалось против излишне либеральной политики Ангелы Меркель. Выходит, что беженцы - косвенная причина политических изменений и рокировок в развитых государствах.

    Финансовая угроза: насколько всё серьёзно

    Ещё одна проблема, связанная с кочевьем населения, - подрыв экономики. С одной стороны, мигранты согласны работать на низкооплачиваемых должностях, с другой - требуют уважительного отношения к своему труду. Так, в Германии приезжие, узнав, что коренному населению ежедневно выплачивают 360 € в качестве пособия по безработице, требуют социальной помощи и для своих семей.

    И всё же, какими бы серьёзными ни были заявления экспертов, появление на континенте сотен тысяч беженцев вряд ли приведёт к масштабному дефолту. Некоторые политологи утверждают, что наплыв приезжих может даже поспособствовать развалу ЕС. Но тем, кто опасается за устойчивость Еврозоны, следует вспомнить о печальном опыте Греции.

    Начавшись в 2010 году, долговой кризис государства затянулся до сего дня. Впрочем, эта масштабная «неисправность» хотя и подкосила экономику Евросоюза, но не привела ни к понижению уровня жизни в развитых странах, ни даже к выходу Греции из ЕС. Засилье мигрантов тем более не представляет такой серьёзной экономической и социальной угрозы, как банкротство развитого государства.

    Кале – история крупнейшего лагеря нелегальных мигрантов в Европе: Видео

    Миграционный кризис в Европе, обострившийся в 2015 году, стал настоящим испытанием как для Европейского союза, так и для российско-европейских отношений. В первом случае заговорили о рисках распада ЕС, провале политики мультикультурализма, угрозе для европейской цивилизации и дестабилизации общественной безопасности. Во втором - еще больше убедили Европу в том, что Россия подрывает мировой порядок, усугубляет миграционный кризис в Европе посредством военной операции в Сирии.

    МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС В ЦИФРАХ

    В 2015 году согласно данным Евростата в Европу прибыло 1,25 млн. беженцев, что более чем в два раза превысило уровень 2014 года (562,68 тыс). И это данные официальной статистики - то есть цифры по тем, кто получил статус беженцев.

    Около 35% потока устремлено в Германию (рис. 1).

    Рис. 1. Количество беженцев по странам размещения (по данным Евростата)

    Основной состав беженцев - это сирийцы (29%), причем половина из них попросила впервые убежище именно в Германии, 14% всех беженцев в Европе - это жители Афганистана, 10% - иракцы (рис. 2).

    Рис. 2. Количество беженцев по странам гражданства (по данным Евростата)

    Самый высокий процент одобрения заявок на получение статуса беженца из обратившихся продемонстрировали Болгария (91% по данным 4-ого квартала 2015 года), Мальта (91%), Нидерланды (86%), Дания (77%), Кипр (76%) и Германия (72%). Во Франции и Великобритании эти показатели значительно ниже и составляют соответственно 28% и 37%. 98% заявок от сирийцев получают положительный ответ, в то время как уровень одобрения выходцев из Балкан составляет менее 3%. Европа, несмотря на рост напряженности внутри Союза, продолжает мягкую политику в отношении беженцев. Естественно, что это негативно сказывается на рейтинге политических лидеров - они теряют доверие на фоне массовых беспорядков и увеличения экономической нагрузки.

    Резкий приток мигрантов начался в июне 2015 года. Стоит отметить, что к моменту начала российской военной операции в Сирии миграционный поток составлял 165,3 тыс (сентябрь 2015 г.) и это был пик беженцев из Сирии. В первый месяц российской военной операции поток беженцев из Сирии стал падать, к концу года немного превышал уровень августа 2015 года. Рост миграционного потока в Европу в октябре был обусловлен афганскими беженцами, а это уже не имело никакого отношения к российской военной операции. Однако следует отметить, что пик притока беженцев из Сирии приходится на август-сентябрь, как раз тогда, когда в сообщениях СМИ появилась информация, что Россия активизировала поставки воздушными и морскими путями военной помощи в Сирию для поддержки режима Башара Асада.

    Из направлений миграционного потока лидируют следующие маршруты. Из Турции преимущественно сирийские и афганские мигранты направляются в Грецию, откуда затем в Венгрию. На этот маршрут в 2015 году пришлось 57% беженцев. Именно поэтому Европа стремится прийти к решению проблемы с помощью Турции. Этот маршрут чаще всего используют мигранты с детьми. Второе направление - через Италию (39,5%) в Европу прибывают беженцы из Эритреи, Нигерии и других африканских республик. Еще небольшой поток беженцев достигает испанских берегов - это сирийцы и жители африканских республик. Это направление теряет популярность из-за ужесточения контроля со стороны марокканских властей. Италия, Греция и Венгрия становятся перевалочными базами, в то время как основной поток устремлен в центр Европы. За статусом беженца к Венгрии обращаются те, кто получил отказ в других европейских странах.

    Европейские страны предоставляют довольно широкие социальные преференции (табл.1), превращающие далекую Европу более желанным местом убежища, чем Турция, Иран, Иордания и другие страны, принимающие беженцев.

    ТАБЛИЦА. Социальные пособия беженцам в странах Европы

    По оценке МВФ расходы на мигрантов в Европе в 2016 году будут варьировать от примерно 1% национального дохода до совершенно незначительной доли в Великобритании, Испании и на Кипре. Хотя МВФ дает положительный прогноз роста экономики ЕС в результате интеграции мигрантов, то есть за счет дешевой рабочей силы, на практике это маловероятно с учетом квалификационных навыков мигрантов, их знания европейских языков и других факторов, включая то, что получать пособия, не прилагая труда, многих устраивает больше. Миграционный кризис Европе пока выражен убытками, покрыть которые страны пытаются разными способами. Например, одно из предложений со стороны министра финансов Германии - ввести общеевропейский дополнительный налог на бензин. А это уже удар по кошельку каждого европейского жителя, где же тут найти прагматичному европейцу место в своем сердце для толерантности и уважения к мигранту?

    ПРИЧИНЫ КРИЗИСА

    Европа стала центром притяжения беженцев, поскольку внутри ЕС не существовало пограничного контроля на внутренних границах согласно Шенгенскому соглашению. Иными словами, достаточно было попасть в любую страну ЕС, чтобы затем перемещаться свободно по Евросоюзу. Стимулирующим фактором стала и политика предоставления социальных пособий, возможности устроиться на работу. Ситуацию осложнило и то, что согласно Дублинскому соглашению наибольшая ответственность за беженцев возлагается на страны, в которые въехал мигрант, то есть пограничные государства Европы - Италию, Грецию и Венгрию.

    Все эти предпосылки привели к ряду факторов, которые и спровоцировали кризис. Во-первых, между членами ЕС не было солидарности в принятии совместных правил решения проблемы расселения беженцев, это привело к чрезмерной нагрузке на миграционные службы отдельных стран.

    Во-вторых, Европа экономически не была готова к наплыву: совокупная первоначальная квота на беженцев составляла около 66 тысяч человек, но никак не 1,2 млн! В отличие от Ближнего Востока, где за жилье идут палатки в лагерях в силу мягкого климата, Европе приходится представлять отапливаемое жилье.

    В-третьих, миграционные процессы уже вышли из-под контроля, приобретя характер стихийности. Если ранее ливийский лидер М.Каддафи сдерживал поток, который оседал в благоприятной для жизни Ливии, то теперь проблемой беженцев и регулированием уже никто не занимается.

    К внешним факторам стоит отнести процессы, протекающие за пределами Европы: непрекращающийся конфликт в Сирии, Ираке и Афганистане, нагрузка на лагеря беженцев на территории стран Ближнего Востока, в результате которой лагеря стали экономить на содержании беженцев, сократив рацион питания и прочее, расширение территории, подконтрольной силам ИГИЛ.

    ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА НА ЕВРОПУ

    Миграционный кризис привел к ряду негативных эффектов.Первым из которых можно считать риски раскола Европы с перспективой выхода из состава Союза Великобритании.

    В Великобритании 43% жителей готовы проголосовать за выход страны из ЕС, решение продиктовано наплывом беженцев. Учитывая, что 17% воздержалось от голосования, стоит ожидать, что если референдум до конца 2017 года все же состоится, то победу на нем одержат сторонники выхода из Европейского союза.

    Европа отчетливо размежевалась на страны, выступающие за прием мигрантов, и государства с антимиграционными настроениями. Восточноевропейские страны попытались возложить вину за происходящее на западные, поскольку последние участвуют в военной операции в Сирии. Традиционными становятся высказывания, аналогичные фразе премьер-министра Венгрии - «это - не проблема Европы. Это проблема Германии», заявлению вице-премьера и министра финансов Чехии Андрея Бабиша - «так пусть этим (немецкие политики) и занимаются, а не навязывают нам свое решение позвать кого-то». Беженцы, по его убеждению, «несут в себе опасность, их стремлением является не ассимиляция, а разврат европейской культуры».

    В Восточной Европе растет недовольство относительно принятого в сентябре 2015 года плана ЕС по распределению 120 тыс. беженцев и мигрантов. Словакия и Венгрия пытаются оспорить решение о распределении мигрантов в Европейском суде юстиции в Люксембурге. Премьер-министр Венгрии заявил, что «обязательные квоты на мигрантов без учета мнения населения - это превышение власти». Премьер Словакии назвал это решение «ритуальным суицидом».

    Страны ЕС уже буквально соревнуются между собой за самые жесткие условия для беженцев с целью снижения привлекательности страны. Австрия пошла на нарушение законов ЕС и объявила, что будет принимать в сутки не более 80 заявлений на предоставление убежища. В Дании с февраля вступил в силу закон, предоставляющий полиции право обыскивать и изымать у иммигрантов деньги и ценные вещи на сумму более 10 тыс. датских крон (примерно $1,5 тысячи). Такие меры уже были введены Швейцарией и некоторыми землями Германии. Формально отобранные средства пойдут на покрытие расходов на прием и содержание беженцев. В Дании также действует запрет для некоторых беженцев на перевозку своих семей в страну в течение трех лет после получения убежища. Германия ввела положение о высылке на родину беженцев из тех стран, которые признаны безопасными - Албании, Косово, Черногории, Марокко, Алжира и Туниса. В стране стали действовать ограничения на расселение беженцев, требуется прохождение курсов профессиональной подготовки для молодых иммигрантов, часть расходов на которые должны взять на себя сами беженцы. Швеция ввела временную проверку документов на границе с Данией, то есть все прибывающие на автобусах, поездах и судах с юга не смогут попасть без соответствующих разрешений.

    Эти действия указывают, что европейские страны проводят политику исходя из своих национальных интересов, невзирая на основы европейской интеграции. Государства Европы не готовы решать коллективно проблемы в том виде, в каком предлагает Германия. Но и собственного проекта преодоления кризиса они не выдвигают, предпочитая отгораживаться от мигрантов и от самой проблемы ограничительными мерами.

    Второй негативный эффект - это рост террористической угрозы.

    В Европе распространено убеждение, что вместе с мигрантами проникают террористы и вербовщики. Учитывая, что более 50% - это молодые мужчины из зон конфликтов, эти опасения не лишены оснований. В 2014 году власти Нидерландов выявили среди просителей убежища 50 подозреваемых в военных преступлениях. В 2015 году они идентифицировали 30 человек, подозреваемых в военных преступлениях. По данным Европола в Европе сейчас могут находиться порядка 5 тыс джихадистов, прошедших обучение в тренировочных лагерях террористов. Некоторые участники парижских терактов вернулись в Европу под видом беженцев. Эти сообщения формируют в европейском обществе атмосферу страха и неприятия к беженцам, на чем активно играют оппозиционные политики.

    Третий - дестабилизация общественной безопасности.

    Беспорядки в канун нового года в немецких городах Кёльн, Гамбург, Штутгарт, Берлин, Франкфурте-на-Майне, Нюрнбург. В странах - Швеции, Финляндии, Австрии, Швейцарии и др. Беженцы виновны в преступлениях против женщин, воровстве, нанесении телесных повреждений. В сети появляются многочисленные ролики нападения беженцев на пожилых людей, женщин.

    Четвертый эффект - усиление оппозиционных общественных сил, выступающих за интересы европейцев, ущемляемые миграционной политикой.

    Эти силы зачастую радикальны и маргинальны, но приобретают популярность на фоне картины беззащитности европейцев перед агрессивными мигрантами. Например, в Эстонии зарегистрировали некоммерческую организацию «Солдаты Одина», сферой деятельности которой названа защита и сохранность прав граждан и определенных групп населения. Движение намерено патрулировать населенные пункты для противодействия преступлениям со стороны мигрантов. Членами организации могут быть лица не моложе 21 года. В уставе ничего не говорится о запрете на членство лиц с уголовным прошлым. Движение зародилось в Финляндии после сообщений о массовых случаях насилия беженцев в Европе по отношению к женщинам, распространилось на Эстонию и Норвегию.

    Активнее призывы левых и ультраправых. Лидер французской партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен высказываясь о проблеме миграции, объявила, что Германия своей миграционной политикой решает задачу снижения оплаты труда за счет найма «рабов». Кризис мигрантов бьет в первую очередь против инициаторов: партия канцлера ФРГ Ангелы Меркель Христианско-демократический союз проиграла в двух федеральных землях из трех в мартовских региональных выборах. В парламенты всех трех земель прошла правопопулистская партия «Альтернатива для Германии», в состав которой входят выступающие за ужесточение миграционной политики евроскептики. Растут антимигрантские настроения у жителей государств, принимающих мигрантов. Например, в Германии после того, как в СМИ появилась информация, что страна до 2020 года готова принять 3,6 млн беженцев, было совершено очередное нападение на здание, в котором планируется оборудовать центр для приема беженцев (населенный пункт Грефенайнихен). В Финляндии совершались неоднократные попытки поджечь несколько центров приема беженцев. В Эстонии состоялась акция против массовой миграции и исламизации Европы под руководством Консервативной народной партии. На этом фоне политики во власти, ответственные за принятие решений, продолжают терять свою популярность, что в перспективе может привести к смене политического пейзажа Европы.

    Пятый эффект - изменение европейской идентичности, размытие христианства мусульманством.

    Учитывая тот факт, что в Европе беженцы - это те, кто только временно прибыл в страну и покинет ее, как только будет такая возможность, европейские программы не предусматривают никакой адаптации или интеграции беженцев.

    Президент Чехии Милош Земан, по факту выражая мнение большинства политиков ЕС, заявил, что «опыт стран Западной Европы, в которых существуют районы компактного проживания, указывает на то, что интегрировать мусульман практически невозможно. В их странах у них своя культура, не стоит ее принимать в Европе, иначе все закончится как в Кельне». По его убеждению интеграция возможна лишь в случае схожести культур (пример - украинская диаспора), а беженцы из Ирака и Сирии «должны взять в руки оружие и противостоять боевикам Исламского государства вместо того, чтобы бежать в Европу». Европа убеждена, что христианский и мусульманский миры не способны ужиться, но в то же время требует мира в ближневосточных странах, где обостряются конфликты именно на религиозной почве - между суннитами и шиитами, между христианами и мусульманами. Выходит, что европейские политики требуют того, во что сами не способны поверить?

    ЕВРОПЕЙСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРЕШЕНИЮ КРИЗИСА

    Европа, которая так рьяно отстаивает права человека, а Европейский суд присуждает порой компенсации по чрезвычайно надуманным по меркам российской жизни поводам, в отношении беженцев применила беспрецедентные меры.

    1. Это заградительная стена, местами с колючей проволокой и полицией для предотвращения попыток нелегального пересечения границы.

    Временный контроль на своих границах ввели Бельгия, Дания, Германия, Венгрия, Австрия, Словения, Швеция и Норвегия. Франция ввела пограничный контроль в связи с проведением климатического саммита, а также после терактов 13 ноября в Париже. Свои границы для потока беженцев закрыли Македония, Словения. Хорватия ввела запрет на транзит беженцев через территорию страны. Сербия, которая не входит в состав ЕС, опасаясь концентрации мигрантов на своей территории в результате закрытия европейских границ, преградила границу с Македонией. Беженцы, в том числе нелегальные мигранты, скапливаются на территории Греции из-за ужесточения пограничного контроля Македонией. В связи с тем, что балканские страны ввели ограничения на проход до 580 человек в день, Болгария в условиях ожидаемого наплыва беженцев весной приняла решение на границе с Турцией в случае необходимости привлекать армию. Европа также планирует создать общую пограничную службу ЕС в составе полторы тысячи человек.

    2. Уничтожение лагерей беженцев в местах скопления.

    Например, власти Франции приступили к демонтажу строений на территории лагеря беженцев в городе Кале, где скопилось до 4 тыс. человек, надеющихся добраться до Великобритании. Всех мигрантов переселяют в ближайший лагерь. Греческие власти планируют расселить стихийный лагерь беженцев, сформировавшийся в населенном пункте Идомени на греческо-македонской границе.

    3. Привлечение к решению кризиса сил НАТО, которые будут предоставлять информацию, чтобы помочь греческой и турецкой береговой охране более эффективно выполнять свою работу.

    То есть непосредственно силы НАТО разворачивать корабли не будут. Остается в таком случае закономерный вопрос - что европейцы будут делать с нелегальными мигрантами? Отправлять их обратно, но тогда велики риски гибели. Миграция в Европу стала прибыльным делом для контрабандистов. Спрос на перевозки настолько высок, что превышает доступные судовые средства. В результате на судах перегруз, они часто не соответствуют требованиям безопасности, что и приводит к многочисленным затоплениям.

    4. Договоренность с Турцией, через которую в Европу идет самый многочисленный маршрут.

    Европейский подход сводится к сдерживанию потока беженцев в Турции. Для этого планируется выделить Анкаре порядка 3 млрд евро на год для обеспечения достойных условий пребывания беженцев на территории Турции, а также для проведения контроля над потоками мигрантов в Европу. Турция также должна предоставить разрешение на работу сирийским беженцам. Первыми такими проектами на сумму 95 млн евро, объявленными Европейской комиссией, станут инициативы в области образования и гуманитарной помощи. По заявлению президента Турции Р.Эрдогана его страна уже приняла 3 млн сирийцев и иракцев, затратив с 2011 года $10 млрд на помощь мигрантам, в то время как ООН выделила им лишь $455 млн.

    Турецкая позиция в решении миграционного кризиса была ультимативной: или 3 млрд на год, а не на два, или Турция перестанет сдерживать миграционный поток в Европу, открыв границу с Грецией и Болгарией. 18 марта было достигнуто соглашение между ЕС и Турцией по регулированию миграционной ситуации, беспрецедентное по числу уступок турецкой стороне. Согласно соглашению Турция должна обменять из ЕС нелегальных мигрантов, прибывших в Грецию после 20 марта этого года, на легальных сирийских беженцев, при этом отправка нелегалов будет осуществляться за счет Европейского Союза. ЕС может выделить для этого 72 тысячи мест, из них 18 тысяч мест одобрены в рамках программы переселения в ЕС беженцев из третьих стран, 54 тысячи мест предстоит согласовать. Турция обязуется принять меры для предотвращения открытия новых морских или сухопутных путей нелегальной миграции в ЕС. Взамен Турция получит такие преференции, как ускорение переговоров о визовой либерализации (ЕС не позднее конца июня должен отменить визы для турецких граждан), открытие новых глав переговорного досье о присоединении к ЕС и предусмотренные для нее ранее 3 миллиардов евро и дополнительное финансирование (предположительно до 6 млрд евро). К совместным обязательствам отнесено улучшение гуманитарной ситуации в самой Сирии.

    Соглашение вызвало очередные споры в Союзе. Ряд европейских политиков осуждает это соглашение, ссылаясь на то, что Турция поддерживает Исламское государство, она несет ответственность за изгнание более двух тысяч курдов со своей территории. В Италии лидеры партий называют соглашение «самоубийственным», «с угрозой заполонить нас мигрантами, турки возвращаются домой с 3 миллиардами евро и обещанием войти в Европу» (лидер итальянской партии «Лига Севера» Маттео Сальвини). Д.Кэмерон хотя и оценил соглашение позитивно, при этом подтвердил, что Великобритания не предоставит гражданам Турции безвизовый режим и не примет большего числа беженцев, то есть не поддержит обязательств Европы.

    Реакция многих политиков в Европе, так же как и самих европейцев, негативная. Чешский вице-премьер Бабиш возмущен ситуацией, что мигранты имеют такие широкие права в Европе и получают социальные льготы, «невозможно, чтобы европейцы имели меньшие права, нежели иммигранты, чтобы местное население приспосабливалось к беженцам». Его призыв - «с нынешней бессмысленной политической корректностью должно быть покончено, мы не можем из-за нее игнорировать действительные проблемы. Беженцы должны вести себя как гости, то есть, прилично, и не должны выбирать, например, что им есть». Эти настроения отражаются в конкретных действиях - в рамках этих подходов страны выстраивали ограждения, держали беженцев за колючей проволокой. Где здесь политкорректность? Или стоит вспомнить, что в Уэльсе прибывающим мигрантам выдают специальные яркие браслеты, которые они обязаны носить постоянно, иначе лишатся права на бесплатную еду. В Мидлсбро, частная компания, занимающаяся приемом мигрантов, выкрасила их двери в красный цвет, сделав их легкой мишенью для оскорблений и нападений. Все это отчасти напоминает практику фашистов в отношении евреев на подконтрольной властям Германии территории, которые должны были носить желтую звезду в знак отличия.

    5. Еврокомиссия в марте этого года представила план действий по спасению Шенгенской зоны.

    В нем предусмотрены такие меры, как устранение Грецией недостатков контроля на внешних границах Шенгена. Прекращение странами-членами процесса пропуска потока беженцев через свою территорию в другие страны-члены. В плане сказано, что восстановление пограничного контроля отдельными странами в одностороннем порядке должно уступить место более скоординированному европейскому подходу, призванному избавиться от проверок внутри шенгенских границ к декабрю 2016 года.

    Решения, которые принимает Евросоюз, доказывают, что Европа не способна выступить единым фронтом, европейская демократия по факту сводится к диктату главного спонсора Союза - Германии.

    РОССИЙСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ

    Россия не является притягательной для беженцев страной. В отличие от Европы с ее ежемесячными пособиями от 100 евро в России беженцам полагается единовременная выплата в размере…100 рублей! То есть, сумма, которая и государственную пошлину на подачу документов о статусе беженца не покрывает. Поэтому весь миграционный поток, который проникает в Россию из ближневосточного региона, нацелен на одно - прямиком из России попасть в страну - член ЕС, а там уже открыты возможности передвижения. Пока восточная граница по линии Сербии ужесточается, беженцы начинают прокладывать альтернативный маршрут - из России в Финляндию, Норвегию.

    По сообщениям главы ФМС с осени 2015 года увеличилось число иностранцев, которые пытаются использовать Россию для транзитного проезда в Финляндию. В основном это граждане Сирии, а также других стран Ближнего Востока, Азии и Африки. Впоследствии эту границу закрыли, на данный момент главный канал миграции - это норвежско-российская граница, которую беженцы преодолевают на велосипедах, поскольку пересекать ее с нашей стороны можно только на транспортном средстве. В 2015 году через г.Никель (так называемый арктический маршрут), чтобы попасть в Норвегию, прошли 5,5 тысяч мигрантов из Сирии, Афганистана и Ирака.

    Цифры, превышающие показатели по России: в 2015 году к России за статусом беженца обратились 337 сирийцев, ни один из них не получил этого статуса. Из 360 обратившихся афганца статус беженца получили 15 человек. Временное убежище получили только около половины обратившихся (695 из 1124 сирийцев и 220 из 553 афганцев). Украинских беженцев ждали те же сюрпризы российского законодательства - бюрократическая волокита, препоны. Ухудшение собственной экономической ситуации, нищета российского народа превращают Россию скорее в потенциального поставщика мигрантов в Европу, чем в страну - принимателя беженцев из ближневосточных республик. Наиболее остро для России стал вопрос о международном имидже страны. Западные политики и Турция стали обвинять Россию в том, что именно военная операция в Сирии привела к потоку беженцев.

    Премьер-министр Турции А.Давутоглу связал действия российских военных в Сирии с усугублением миграционного кризиса. Главком НАТО в Европе обвинил Россию в том, что ее бомбардировки, которые не отличаются высокой точностью, создали панику среди местного населения и привели к увеличению потока мигрантов, превращая миграцию в оружие против Европы. Председатель Европейского совета Дональд Туск считает, что действия России в Сирии «делают и без того очень плохую ситуацию еще хуже». Канцлер ФРГ А.Меркель высказывалась, что Запад «в ужасе от страданий десятков тысяч людей в результате бомбардировок, особенно бомбардировок с российской стороны». Министр иностранных дел Великобритании Ф.Хаммонд заявил, что удары российской авиации в Сирии являются причинами, как продолжения сирийского конфликта, так и обострения кризиса с мигрантами. Позиция западных лидеров весьма едина. Не исключено, что после окончательного вывода войск России из Сирии, западные СМИ будут и дальше обнаруживать факты нарушения прав человека Россией в Сирии.

    ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

    Миграционный кризис в Европе стал примером сбоя системы, созданной мировым бенефициариатом. В рамках мирового проекта золотого миллиарда предполагалось сдерживать потоки беженцев у границ зон конфликта. Специальный орган ООН УВКБ по правам беженцев должен был спонсировать и поддерживать лагеря в развивающихся странах. Государства мира жертвовали взносы на содержание лагерей, которые по факту выступали заградотрядами для массового наплыва беженцев в страны, притягательные своим уровнем экономического развития. Однако система дала сбой - условия в лагерях стали недопустимыми, контрабандисты наладили маршруты отправки мигрантов, а сама Европа в первые месяцы проявила мягкость, спровоцировав ситуацию массового наплыва беженцев.

    Европейцы руководствовались буквой закона, полагая, что Шенгенская зона способна всех принять, решили увеличить квоты на прием беженцев и как высказался Пан Ги Мун - проявить «голос морали и голос сострадания». В итоге Европа столкнулась с тем, что на ее территории пересеклись два антагонистичных мира - с одной стороны, население процветающей Европы с ее ценностями, высокими стандартами жизни, а с другой - мир бедности, природной стихийности, с задачей выжить любой ценой. Оба мира стали порождением системы бенефициариата - мировое расслоение разделило мир как когда-то на капиталистов и пролетариев, теперь на мир людей с привилегиями и мир отрезанных от благ цивилизации. Естественно, что в границах Европы эти миры друг друга ненавидят, не может идти и речи о толерантном отношении, о соблюдении правил, норм, привитии ценностей.

    Миграционный кризис в Европе несет риски геополитического ослабления ЕС вследствие внутренних противоречий, выявленных кризисом, и ухудшения общественной безопасности и экономической ситуации. И это станет важным уроком для мировой истории - в основе политики любого государства в первую очередь лежат национальные интересы, и только затем уже многочисленные обязательства в рамках международных договоров.

    Кремлю также стоит исходить из национальных интересов страны, а не олигархической верхушки, и проводить политику без оглядки на требования и мнения западных «друзей и союзников». Пока миграционный кризис Россию затрагивает весьма опосредованно, однако в будущем не исключено, что Россию попросят принять на себя беженцев, тем более, что Евросоюз одним из пяти руководящих принципов отношений с Россией назвал избирательное взаимодействие с Россией по миграции и противодействию терроризму.

    ЕЩЁ ПО ТЕМЕ