Войти
Образовательный портал. Образование
  • Пророк мухаммед краткое описание
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Причины возникновения гражданского общества. Сущность гражданского общества, его основные признаки

    Причины возникновения гражданского общества. Сущность гражданского общества, его основные признаки

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    1. Сущность гражданского общества, его основные признаки

    Проблема гражданского общества - одна из ключевых в современной политической науке и общественной практике. Её актуальность объясняется все более углубляющимися процессами демократизации общественной жизни, повышением в них роли граждан и общественных самодеятельных объединений. Россия сегодня является как раз тем социальным пространством, где наиболее рельефно проявляют себя эти тенденции. О необходимости и путях формирования гражданского общества в нашей стране говорят политики и обществоведы, проблемы его становления, функционирования и развития обсуждаются на «круглых столах» и конференциях, на других научных и политических форумах. Можно утверждать, что решение многих, стоящих сегодня перед нашим обществом задач, связывается именно с созданием основ гражданского общества и его развитием. гражданский общество государство

    Понимание сущности гражданского общества, условий и факторов формирования его качественных параметров применительно к реалиям современной жизни, представление о механизме взаимодействия гражданского общества с государством - это те аспекты, которые имеют сегодня особый научный и практический интерес.

    Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления правового государства. Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической политической системы. Только сознательные, свободные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны, государство призвано обеспечивать условия для реализации прав и свобод личностей и групп.

    Гражданское общество -- это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы.

    Понятие гражданское общество» было введено Дж. Локка, А. Смитом для отражения исторического развития общества, перехода его от дикого природного состояния к цивилизованному.

    Это понятие анализировали многие великие умы общественной мысли: от Аристотеля, Гегеля, Маркса до современных авторов XXI в. Под гражданским обществом они понимали общество на определенной стадии его развития, включающее добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, социально-политической и духовной сферах жизнедеятельности общества.

    Дж. Локк сформулировал основные принципы цивилизованных отношений в обществе:

    § интересы личности стоят выше интересов общества и государства; свобода -- наивысшая ценность; основа свободы индивида, гарантия его политической самостоятельности -- частная собственность;

    § свобода означает невмешательство кого бы то ни было в частную жизнь личности;

    § индивиды заключают между собой общественный договор, т. е. создают гражданское общество; оно образует защитные структуры между индивидом и государством.

    Таким образом, по Локку, гражданское общество -- люди, добровольно объединенные в различные группы и самоуправляющиеся институты, огражденные законом от прямого вмешательства государства. Правовое государство призвано отрегулировать эти гражданские отношения. Если гражданское общество обеспечивает права человека (права на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д.), то государство -- права гражданина (политические права, т. е. права на участие в управлении обществом). В том и другом случае речь идет о праве личности на самореализацию.

    Разнообразие интересов граждан, их реализация через различные институты, диапазон используемых при этом прав и свобод составляют основные черты гражданского общества.

    Институты гражданского общества можно разделить на три группы. Это организации, в которых индивид:

    § получает средства к удовлетворению жизненных потребностей в пище, одежде, жилье и т. д. Эти средства индивид может получить в производственных организациях, потребительских и профессиональных союзах и т. 11.;

    § удовлетворяет потребности в продолжении рода, общении, духовном и физическом совершенстве и т. д. Этому способствуют семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т. д.;

    § удовлетворяет потребности в управлении жизнью общества. Здесь интересы реализуются посредством участия в функционировании политических партий и движений.

    Способность отдельных граждан, различных организаций граждан отстаивать свои частные интересы, возможность их удовлетворения по собственному усмотрению, не нарушая при этом чужих частных и общественных интересов, характеризует зрелость гражданского общества.

    Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью. Гражданское общество в узком, собственном значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество -- продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность. Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи -- отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами. Для современного понимания гражданского общества недостаточно представление о нем лишь с позиции его противопоставления государственной власти и, соответственно, сфере реализации публичных интересов. Главным в современной, общедемократической концепции гражданского общества должно быть определение собственных качественных характеристик тех реальных общественных отношений, которые в системном единстве могут быть определены как современное гражданское общество. Гражданское общество -- это не просто некое объемное понятие, характеризующее определенную сферу общественных отношений, пределы которых определяются лишь тем, что это «область действия частных интересов» (Гегель). В то же время «гражданское общество» -- это и не юридическое, не государственно-правовое понятие. Государство не может, не в состоянии «учредить», «декретировать», «установить» своими законами желательный для него образ гражданского общества. Гражданское общество -- это закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов. Оно вызревает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. Как продукт исторического развития человечества гражданское общество появляется в период ломки жестких рамок сословно-феодального строя, начала формирования правового государства. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан экономической самостоятельности на базе частной собственности. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и возрастание значения человеческой личности, человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности. В этих условиях поведение человека определяется его собственными интересами и на него ложится ответственность за все действия. Такая личность превыше всего ставит собственную свободу, уважая вместе с тем и законные интересы других людей. Так как в руках у государства сосредоточена большая власть, то оно с помощью чиновников, армии, полиции, суда может легко подавить интересы социальных групп, классов и целого народа. История установления фашизма в Германии и Италии является ярким примером того, как государство поглощает общество, как происходит огосударствление его сфер, осуществляется всеобщий (тотальный) контроль над личностью. В этом плане гражданское общество есть объективно сложившийся порядок реальных общественных отношений, который основан на признанных самим обществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия. Данный порядок складывается на основе внутреннего содержания этих отношений, что превращает их в критерий «справедливости и меры свободы». Тем самым отношения, составляющие гражданское общество, обретают способность нести в себе определенные требования, нормативные модели поведения граждан, должностных лиц, государственных органов и государства в целом в соответствии с идеалами справедливости и свободы. Это означает, что в отношениях, составляющих гражданское общество, воплощаются идеи права как высшей справедливости, основанной на недопустимости произвола и гарантировании равной для всех членов гражданского общества меры свободы. Это те нормативные (общеобязательные) требования, которые складываются и существуют в гражданском обществе независимо от их государственного признания и закрепления в законах. Но следование им со стороны государства является залогом того, что закон в таком обществе и государстве приобретает правовой характер, т. е. они не только воплощают в себе государственную волю, но эта воля в полной мере соответствует требованиям справедливости и свободы. Повседневная жизнь индивидов, ее первичные формы составляют сферу гражданского общества. Однако многообразие повседневных потребностей и первичных форм их реализации требует согласования и интеграции устремлений индивидов и социальных групп для поддержания целостности и прогресса всего общества. Равновесие, взаимосвязь общественных, групповых и индивидуальных интересов осуществляет государство посредством управленческих функций. Следовательно, глобальное общество, т. е. всеохватывающая человеческая общность, состоит из гражданского общества и государства. Гражданское общество и государство представляют собой социальные универсалии, идеальные типы, отражающие различные стороны и состояния жизни общества, противостоящие друг другу. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. По определению Ж-Л. Кермонна, «гражданское общество слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющих данное общество мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства». Гражданское общество предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и делающие индивидуальный выбор. Напротив, государство представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов: государственных структур и примыкающих к ним политических партий, групп давления и т. д. Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга. Без зрелого гражданского общества невозможно построить правовое демократическое государство, поскольку именно сознательные свободные граждане способны к рациональной организации человеческого общежития. Таким образом, если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису и упадку через создание условий для реализации прав и свобод автономной личности.

    Сущность и основные принципы гражданского общества. Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединя ет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

    1. экономическая свобода, многообразие форм собственности, ры ночные отношения;

    2. безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

    3. легитимность и демократический характер власти;

    4. равенство всех перед законом и правосудием, надежная юриди ческая защищенность личности;

    5. правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

    6. политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

    7. свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

    8. невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

    9. классовый мир, партнерство и национальное согласие;

    10. эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

    Гражданское общество - не государственно-политическая, а глав ным образом экономическая и личная, частная сфера жизнедеятель ности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Гражданское общество - открытое, демократическое, саморазвивающееся общество в котором центральное место занимает человек гражданин и личность.

    Гражданское общество - это такое состояние общества, когда человек является высшей ценностью, признаются, соблюдаются, и защищаются его права и свободы, государство способствует динамическому развитию экономики и политической свободе, находится под контролем общества, государственная и общественная жизнь основывается на праве, идеалах, демократии и справедливости.

    Основные признаки:

    1. Свобода обеспечивается, когда:

    Индивид независим от государства - не находится под его тотальным контролем;

    Индивид является собственником, т.е. обладает средствами, необходимыми для достойного существования;

    Человеческая личность не находится под полным контролем со стороны класса, сословия, семьи;

    Человек самостоятельно выбирает сферу профессиональной самореализации;

    Человек имеет возможность свободно формировать свои политические убеждения и выражать их;

    Права и свободы человека признаются, соблюдаются, и защищаются государством;

    Существуют гарантии прав и свобод человека, механизмы их защиты.

    2. Открытость, т.е. наличие информационной свободы, свободы мысли и слова, образования и воспитания, перемещения внутри страны, въезда и выезда из страны.

    3. Плюрализм, который характеризуется наличием в обществе различных классов, слоев, социальных групп; политических сил, выражающих их интересы, свободной конкуренции политических сил в борьбе за отстаивание интересов и за обладание государственной властью; развитой структурированной политической системы и ее стабильностью; достаточным совершенством государственного аппарата и наличия разделения властей, наличием в обществе разных точек зрения, свободой их выражения и отсутствия обязательной государственной идеологии.

    4. Правовой характер. Им общество обладает там, где имеет место правовое государство, т.е. государство, основанное на праве, соблюдения законов, подзаконных актов.

    5. Самоуправляемость и саморазвитие выражаются в том, что индивиды, классы, социальные группы самостоятельно устанавливают, и регулируют взаимоотношения между собой. Как правило, не прибегая к услугам государства как арбитра, гражданское общество имеет в самом себе экономический, политический, культурно - нравственный потенциал для собственного воспроизводства и дальнейшего развития.

    2. Предпосылки и условия функционирования гражданского общества

    Процесс формирования и развития гражданского общества, его функционирование и совершенствование осуществляется на основе совокупности объективных предпосылок и в соответствии с определенными принципами. Они обеспечивают зарождение, «вызревание», дальнейшее движение гражданского общества к более высоким формам, его устойчивость, стабильность и жизнеспособность. В теории принято считать, что основу гражданского общества составляют: в экономической сфере - частная собственность и рыночные отношения; в политической сфере - демократия, закон, право; в духовной сфере - цивилизованность, справедливость, нравственность.

    Основополагающими принципами гражданского общества являются: индивидуальная свобода и самостоятельность личности; баланс прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; народный суверенитет; верховенство и полновластие народа; паритет отношений «человек - общество - государство».

    Современное гражданское общество - это самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, обладающая внутренними источниками функционирования и совершенствования. Вместе с тем, исторический опыт свидетельствует, что оно функционирует и развивается гораздо эффективнее, если для этого создаются определенные условия. Основополагающим из таких условий является владение каждым членом общества конкретной собственностью, наличием у него права использовать её по своему усмотрению. При этом такое право должно быть не только формальным, носить удостоверяющий характер, но и иметь общественное признание. Владение собственностью может быть единоличным и коллективным, но главное здесь - наличие ее фактического владельца. Наличие собственности и права ею распоряжаться составляет исходную предпосылку свободы личности.

    Следующим необходимым условием успешного функционирования и развития гражданского общества выступает развитая и многообразная социальная структура. Она позволяет обеспечивать устойчивые вертикальные и особенно горизонтальные связи и отношения между представителями различных социальных групп и слоев. В системе этих связей складываются широкие возможности для реализации интересов, прав и свобод индивида.

    Обязательным условием жизнедеятельности гражданского общества выступает также высокий интеллектуальный уровень развития личности, ее внутренняя свобода и самостоятельность. Личность, обладающая такими характеристиками, создается всей системой институтов гражданского общества, их функциональной надежностью.

    И, наконец, большое значение, для эффективного развития и совершенствования гражданского общества имеет преодоление правового нигилизма во всех звеньях общественного организма, становление правового государства, правовое обеспечение жизнедеятельности граждан. Фактическое утверждение правового государства позволяет обществу избавляться от большого количества вредных для граждан стереотипов, препятствующих развитию гражданского общества, способствует совершенствованию его структур.

    Все эти условия в значительной мере создают само общество через государство и вопреки ему. Через государство - выработкой необходимых законов, формированием демократических структур, строгим соблюдением государством общепринятых, норм и процедур. Вопреки государству - созданием в рамках конституционного поля противовеса государству в виде самодеятельных объединений и самоуправляющихся ассоциаций граждан, независимых общественных организаций, массовых общественных движений, негосударственных средств массовой информации и т.д. В этом контексте взаимоотношения гражданского общества и государства, механизм их взаимодействия представляют особую значимость, играют ключевую роль в процессе формирования и развития гражданского общества.

    Если человеческое общество возникло одновременно с человеком, то гражданское общество образовалось лишь за последние два столетия. Его становление связано с развитием многообразных форм частной собственности, рыночной экономики и свободы экономического выбора, утверждением демократических порядков, прав и свобод человека и гражданина, с признанием ценности свободной и ответственной личности.

    Становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства. Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества. Гражданское общество возможно лишь в условиях демократического режима, правового государства. В условиях авторитарных и тоталитарных режимов гражданское общество нормально функционировать не может.

    Исторически гражданское общество пришло на смену традиционному, сословно-кастовому. При сословном строе государство практически совпадало с имущими классами и было обособленно от основой массы населения. В традиционных обществах древнего мира средних веков социального неравенства было выражено и закреплено в праве: господствующая социальная группа была организована в государство, поддерживавшее сословные границы и охранявшее привилегии высших сословий, от имени которых и осуществлялась власть. В сословных обществах государство регламентировало многие стороны экономической, хозяйственной, бытовой, религиозной, духовной жизни. Однако феодальная сословная система не была абсолютной чуждой природе гражданского общества. Не смотря на то, что политическим выражением средневекового способа производства являлись привилегии, неравное для каждого из феодальных сословий право, сословный социальный порядок позволял обществу сохранять определенную независимость от государства.

    На смену вертикальным феодальным структурам, открыто выражавшим и закреплявшим социальное неравенство, пришли преимущественно горизонтальные невластные связи, основанные на юридическом равенстве и договорных началах свободных личностей.

    Гражданское общество по сути своей буржуазное. Его основой является юридически свободный индивид. Обособление гражданского общества от государства происходило в процессе ликвидации сословного неравенства и разгосударствления общественных отношений.

    Начало данному процессу положило формирование представительного государства, выступающего от имени всего населения. Для этого необходимо было законодательное признание юридического равенства людей на основе наделение их правами и свободами. Замена сословного неравенства всеобщим юридическим равенством определило качественно новое социальное положение личности. Теперь индивиды независимо от их социального происхождения и имущественного положения были признаны равными и полноправными участниками общественной жизни, наделенными свободной волей.

    Частные причины (даже при их множе ственности) не привели бы к созданию такой огромной обще ственной сферы (системы), каковой является гражданское общество. Следовательно, cуществуют общие причины, питаю щие процесс создания и развития гражданского общества, оче видно, достаточно серьезные. Их немало, мы назовем главные, основополагающие.

    Первая причина связана с частной собственностью. В развитом демократическом обществе подавляющая часть населения -- частные собственники. Разумеется, представители крупного биз неса немногочисленны. Однако развитым и многочисленным является средний класс. Для подавляющего большинства этих собственников средством получения доходов, средством к жиз ни их семей является частая собственность. Это -- частные предприятия (в промышленности, торговле, сельском хозяй стве, в добывающих отраслях и др.), земля, недвижимость, сдаваемая в аренду, ценные бумаги, приносящие доход, де нежные средства, приносящие проценты, интеллектуальная собственность, обладателями которой являются писатели, композиторы, изобретатели, научные работники, и т.д. Им не про сто есть что терять, с потерей собственности они лишаются самого важного -- источника средств для жизни. Поэтому не удивительно, что на сохранение собственности, на создание оптимальных условии для ее дееспособности и направлены энер гичные усилия её обладателей.

    Опыт показывает, что наиболее эффективными являются коллективные усилия разною рода объединения собственни ков с одинаковыми интересами, ассоциации фермеров, союзы предпринимателей, банкиров и др. Их представители постоянно взаимодействуют с соответствующими комиссиями в законода тельных органах и с правительством, добиваясь оптимизации условии функционирования частной собственности, принадле жащей членам данных организации.

    Таким образом, частная собственность, будучи наиболее раз витым институтом демократического общества, является пер вой из главных причин возникновения и функционирования гражданского общества, превращения его в мощнейшую само организующуюся общественную структуру. Именно частная собственность во всем разнообразии ее конкретных форм делает существование гражданского общества необходимым.

    Однако общество, основанное на свободной рыночной эко номике, представлено не только собственниками. Существен ный его удельный вес составляют лица наемного труда -- рабо чие, инженерно-технический состав, служащие. Есть и другие общественные группы и слои -- инвалиды, пенсионеры, лица свободных профессий (юристы, художники и т.д.). Жизненно важные интересы этих слоев общества также заставляют их объе диняться в свои союзы, ассоциации, клубы, разного рода дру гие организации (например, «Гильдия ветеранов сцены», «Пар тия пенсионеров», «Ассоциация адвокатов» и др.). Данные объе динения активизированы по многим направлениям: улучшение условий жизни, поиск посильной работы и спонсоров, отстаи вание прав, если они нарушаются.

    Таким образом, частная собственность при необходимости превращает все (или почти все) общество в гражданское, если иметь в виду эту его сторону, то есть гражданское общество как совокупность добровольно образовавшихся надгосударственных структур.

    Вторая причина тесно связана с первой. Речь идет о свободной рыночной экономике. Демократическое общество, наряду с други ми свободами, предполагает хозяйственную систему, развиваю щуюся по своим законам. Только соблюдая эти законы, можно успешно вести предпринимательскую деятельность. И главное -- противостоять законам рынка в одиночку очень трудно. Разного рода объединения предпринимателей, то есть организации гражданского общества, призваны облегчить эту задачу. (Вопрос об организациях гражданского общества в экономической сфе ре будет специально рассмотрен далее.)

    Третья причина необходимости возникновения и функцио нирования гражданского общества заключается в следующем. Демократическое государство призвано максимально удовлетво рять интересы и потребности своих граждан. Однако рождающи еся в обществе интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что практически государствонеможет иметь информацию обо всех этих интересах. Значит, не обходимо информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворить которые можно лишь силами и сред ствами самого государства. И опять же эффект достигается, если действовать через организации гражданского общества. Конеч но, широко распространено и отстаивание своих интересов граж данами в одиночку.

    В каждой демократической стране организаций гражданского общества насчитывается множество. Они могут организовываться в связи с конкретными проблемами региона и даже отдельного города, в связи с профессиональными интересами (например, разного рода гильдии актеров кино, театра), это организации и фонды благотворительного характера, объединения, связанные с необходимостью восстановления памятников большого куль турного значения. Сюда же относятся многочисленные движе ния (например, в связи с протестом против осуждения не виновных) и т.п. Много такого рода организаций и движений гражданского общества вырастает до общегосударственных масш табов. Типичный в этом отношении пример -- движение «зеле ных» в западноевропейских странах. Превратившись в мощную силу, оно добилось того, что государство выделило немалые дополнительные ресурсы на охрану окружающей среды и вне сло изменение в законодательство, регулирующее этот процесс.

    Таким образом, третья главная причина, делающая необхо димым возникновение и развитие гражданского общества, -- это исключительное многообразие интересов граждан демо кратического общества. Важно подчеркнуть, что именно в демо кратическом обществе только и возможен широчайший спектр этих интересов. И связано это с теми свободами, которые данное общество предоставляет своему народу.

    От вопроса о необходимости гражданского общества в усло виях демократии переходим к раскрытию его возможности. Де мократия не просто делает гражданское общество насущно не обходимым, она создает все основные условия для его возник новения и развития. Отметим наиболее важные из них. Главное условие активной жизни гражданского общества -- это соци альная свобода, демократическое государственное управление, существование общественной сферы политической деятельности и политических дискуссий. Свободный гражданин -- основа гражданского общества. Социальная свобода создает возможность для самореализации человека в обществе.

    Важным условием функционирования гражданского обще ства является гласность и связанная с ней высокая информиро ванность граждан, позволяющая реально оценивать хозяйствен ную конъюнктуру, видеть социальные проблемы и предприни мать шаги по их разрешению.

    И, наконец, основополагающим условием успешного функ ционирования гражданского общества является наличие соответ ствующего законодательства и конституционных гарантий его права на существование.

    Рассмотрение вопросов о необходимости и возможности су ществования гражданского общества дает основание подчерк нуть его функциональную характеристику. Основная функция граж данского общества -- наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей общества.

    Функционирование системы гражданского общества, так же как и системы государственных органов, подчиняется имманентным природе каждого из них принципам - началам. К ним относятся:

    Принцип гуманизма. Общность принципов демократического государства и гражданского общества проявляется, прежде всего, в цели служения интересам человека, защиты его прав и свобод. Положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, служит в равной мере принципом деятельности как государственных органов, так и структур гражданского общества.

    Другим общим для функционирования государства и гражданского общества принципом, является принцип свободы самовыражения человека. Проявление этого принципа отражается как в физической, так и интеллектуальной свободе человека, в том числе: в свободе передвижения, выбора места пребывания и жительства, выбора занятий и рода деятельности, в свободе личной жизни, свободе мысли и слова, выражение мнений и убеждений или отказ от них. Проявление этого принципа имеет двойственный характер. С одной стороны, свобода самовыражения человека - это непременное условие благоденствия и прогресса всего человеческого общества и государства, поскольку только разумный и свободный человек способен таким образом преобразовать окружающий мир, чтобы максимально приспособить этот мир для комфортного и безопасного существования. С другой стороны, свобода самовыражения человека не всегда имеет позитивный характер и может входить в противоречие с интересами других людей и государства. В этом случае либо государство, путем установления правовых запретов, либо само гражданское общество, путем выработки моральных, корпоративных и иных внеправовых правил поведения, устанавливает разумные пределы самовыражения человека.

    Одним из условий и в то же время принципом функционирования, как гражданского общества, так и государства является принцип равенства. Равенство возможностей в гражданском обществе и равноправие в государстве свидетельствуют о гармоничности соответствующих социальных отношений.

    Поскольку и государственные органы, и структуры гражданского общества представляют собой социальные общности людей, объединенных общими целями, интересами, то в качестве следующего принципа можно назвать принцип коллективизма. Этот принцип означает, что каждый член той или иной общности осознает свою принадлежность к ней по определенным, идентифицирующим эту общность признакам, строит свое поведение в соответствии с правилами, принятыми этой общностью, и направляет свою деятельность на реализацию её общих интересов.

    Следующий общий принцип государства и гражданского общества - принцип функциональной обусловленности. Любое объединение людей имеет свои цели и задачи, а так же и функцию. Сама функция предполагает не только определенное смысловое содержание действий людей, но и совокупность способов, методов и приемов их осуществления для решения определенных задач.

    Принцип законности, означающий «точное и повсеместное исполнение всеми органами государства, должностными лицами и гражданами требований закона», в равной мере распространяется на все структуры гражданского общества.

    Все вышеперечисленные принципы присущи как гражданскому обществу, так и государству, поскольку заложенные в них ценности представляются важным в любом человеческом сообществе. Так же наряду с общими существуют и специальные принципы, присущие только гражданскому обществу. А именно принцип самоуправления и принцип добровольности.

    Самоуправление гражданского общества тесно связано с принципом невмешательства в его деятельность государственных и муниципальных органов власти. Границей невмешательства является все то, что связано с предметом уставной, внутренней деятельности общественных структур. Однако грань между теми отношениями, куда может, и куда не может вмешиваться государство, весьма неопределенна.

    Так же можно отметить как принцип гражданского общества добровольность. Заключающийся в не принуждаемом членстве данного объединения. То есть человек вступил в гражданское общество на добровольной основе, и сознает себя как его член.

    Подводя итог рассмотренных понятий в первой главе можно прийти к заключению, что процесс становления гражданского общества сложен и противоречив, отличается длительностью. Формирование гражданского общества одно из необходимых условий продвижения России по пути проведения экономических, политических и правовых реформ, становления правового государства, поскольку страна поставила задачу преобразовать экономику на основе признания частной собственности и предпринимательства, внедрить в общественно-политический строй элементы демократии, упрочить положение человека и гражданина, утвердить свободу.

    Гражданскому обществу, в том числе сформировавшемуся в России, свойственны определенные признаки, способствующие более глубокому осмыслению его природы, а также принципы данного общества, которые мы перечислили выше.

    3. Особенности формирования гражданского общества в современной России

    Большинство исследователей обращает внимание на сложный, и длительный характер становления современного гражданского общества в России, других странах СНГ. Особенность его состоит в переживаемом этими странами переходе от авторитарной организации политической жизнедеятельности и соответствующего менталитета граждан к демократическому обществу. Этот, нередко зигзагообразный, противоречивый процесс развивается параллельно с созданием правового государства, становлением демократической культуры.

    Общая картина формирования структур гражданского общества в современной России имеет определённую позитивную тенденцию развития, особенно по сравнению с прошлым, когда свободная гражданская жизнь протекала в основном в формальных и контролируемых организациях. Конституцией Российской Федерации, хотя в ней и отсутствует термин "гражданское общество", закреплены основные права и свободы человека и гражданина, отменена цензура. Сложилась многопартийная система, различные социальные группы и авторы - организации бизнеса, СМИ, профсоюзы и др.

    Для нынешнего состояния формирующегося современного гражданского общества в России характерно следующее:

    Пока не сложилась целостная система гражданских структур, существует большое количество фрагментированных образований, слаба правовая защита граждан и ассоциаций;

    Социум расколот по линиям: бедные и богатые, элиты и народ, чиновники и все остальные, центр - периферия и др.;

    Неадекватна и слаба социальная основа гражданского общества - относительно небольшой средний класс (от 16 до 30 % граждан по различным подсчетам);

    Недостаточно выражены и укоренены интегративные, объединяющие культурные ценности (доверие, солидарность, согласие, социальная ответственность, уважение к жизни, личности, достоинству и др.);

    Слабость структурированных интересов, отсутствие ясно выраженной идентификации индивидов с соответствующими группами препятствуют формированию гражданских объединений, организации групповых действий ит.д.;

    Пассивность и низкий уровень (как количественно, так и качественно) участия граждан в общественно-политической жизни (не более 10% населения), за исключением судьбоносных или принципиально важных событий для страны, региона, города, селения;

    Слабое и не эффективное воздействие организаций гражданского общества на структуры власти;

    В стадии формирования находится правовая база российского гражданского общества;

    На облик формирующегося гражданского общества в России оказывают воздействие как его исторические свойства (длительная авторитарная полоса генезиса России, распространенный недемократический менталитет), так и современные особенности развития общества;

    Процесс формирования гражданского общества в России далёк от завершения (зрелости); влияние общественных структур на принятие экономических, социальных и политических решений незначительно; в связи с этим невелика и стабилизирующая роль институтов гражданского общества.

    Формирование современного гражданского общества в России - сложный и длительный процесс. Значительная часть граждан пока отчуждена от общественной жизни и собственности, имеет весьма слабое представление о гражданском обществе и его роли в социуме.

    В целом понятие гражданского общества пока ещё не получило широкого распространения и восприятия на массовом, обыденном уровне в политическом сознании россиян. Его в большей степени используют политики, активисты общественных организаций, учёные и т.д. К сожалению, и в ряде современных учебников для студентов по политологии (например, К.С.Гаджиева, А.И.Кравченко и др.) нет специальных разделов о гражданском обществе, его состоянии и задачах в Российской Федерации.

    Одной из ключевых проблем современного развития выступает отчуждение различных социальных групп и институтов от государства. Ниже проанализирован уровень доверия граждан как к властным структурам, так и общественным организациям.

    В последние годы достаточный уровень доверия населения среди государственных структур имели Президент, армия и некоторые руководители регионов, у остальных органов власти уровень доверия был значительно ниже. Среди общественных организаций возрос авторитет русской православной церкви, органов СМИ, профсоюзов. Общественной палате доверяет каждый четвертый россиянин. Меньше доверяют политическим партиям - лишь каждый пятый. В приоритетные национальные проекты верит до 40% населения, что в целом неплохо.

    Многие граждане или не понимают общего смысла и цел и экономической и социальной политики государства, или не воспринимают её как обращенную именно к ним.

    Ещё одна проблема связана с разделением публичной политики и частной жизни. На вопрос - "Как Вы считаете, участие в выборах - обязанность гражданина?" - до двух третей опрашиваемых обычно отвечают положительно. А вот вера в то, что участие в выборах даст возможность повлиять на власть, не превышает в последние годы 20% респондентов. Причем, две трети респондентов не, только не верят в возможность повлиять на деятельность властей, но и не хотели бы участвовать в управлении общественными делами в своем поселке, городском районе и т.д., потому, что не видят в этом никакого смысла.

    Очевидно, можно говорить о заниженном уровне социальных претензий российских граждан по проблеме постоянного участия в политике и его недостаточности. Так, респонденты отметили, что из семи обозначенных статусных позиций в обществе "участие в политике" занимает последнее, 7-е место. Наиболее высоко ими оценивались (по нисходящей): "место в обществе по образованию"; "по квалификации"; "по выполняемой работе"; "по прогрессии"; "по качеству жизни"; "по размеру зарплаты" и "по участию в политической жизни страны".

    В развитии гражданского общества имеются известные трудности, связанные с недостаточным уровнем личной безопасности, соблюдения прав человека, крайне низкими доходами (бедность) у трети россиян.

    С одной стороны, можно говорить об известной положительной динамике в развитии российского общества в рассматриваемый период по таким параметрам, как "свобода слова", "свобода политического выбора", "терпимость к чужому мнению". С другой--многие респонденты обращают внимание на критическое или плохое положение дел в следующих сферах общественной жизни: "соблюдение прав человека", "личная безопасность", "равенство всех граждан перед законом", "социальные гарантии".

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Раскрытие понятия "гражданское общество", его основные признаки. Формирование гражданского общества в России. Принципы функционирования гражданского общества. Условия становления гражданского общества в современной России. Гражданские движения в России.

      курсовая работа , добавлен 14.04.2014

      Роль формирования гражданского общества, общая характеристика и признаки. Определение понятия "гражданское общество". Условия формирования и исторические предпосылки. Объединения граждан как институт гражданского общества. Стадии существования групп.

      курсовая работа , добавлен 14.02.2009

      Проблема гражданского общества как фундаментальная научная проблема. Современное состояние гражданского общества в России, специфика его формирования. Ключевые особенности, которые повлияли на становление институтов гражданского общества России.

      курсовая работа , добавлен 18.03.2013

      Сущность и понятие гражданского общества. Признаки высокоразвитого гражданского общества. Возникновение гражданского общества на определенных основаниях. Гражданское общество в современном понимании. Современные концепции гражданского общества. Современны

      контрольная работа , добавлен 30.09.2008

      Анализ специфики функционирования становящихся институтов гражданского общества на грани двух столетий и характера их взаимодействия с правовым государством. Основные политико-правовые концепции формирования гражданского общества в России и за рубежом.

      дипломная работа , добавлен 09.10.2013

      Понятие, происхождение, признаки и структура гражданского общества - общества с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами. Характерные признаки и основные функции современного гражданского общества.

      реферат , добавлен 02.07.2010

      Концепции и элементы гражданского общества. Особенности и проблемы формирования гражданского общества в современной России. Виды публичной власти. Функции правового государства. Перспективы демократических преобразований. Институты гражданского общества.

      курсовая работа , добавлен 02.12.2014

      Организующее значение государственной власти для формирования гражданского общества. Анализ правовых основ, которые призваны формировать и развивать гражданское общество в Российской Федерации, рассмотрение системы взаимодействия его с государством.

      дипломная работа , добавлен 29.12.2014

      Своеобразие правового подхода к анализу гражданского общества. Этапы развития концепции взаимосвязи гражданского общества, государства и права в науке. Динамика гражданского общества, правовых механизмов функционирования его структур и институтов.

      курсовая работа , добавлен 15.01.2015

      Понятие, происхождение, признаки и структура гражданского общества. Характерные признаки и особенности становления гражданского общества в Российской Федерации. Важнейшие формальные критерии брака. Особенности семейного законодательства в России.

    Непременное условие существования гражданского общества:

    1. Демократизация всей общественной жизни.

    2. Индивидуальная свобода граждан.

    3. Обеспечение широких прав и свобод человека.

    4. Право на частную собственность.

    5. Право на реализацию экономических и политических интересов, желаний, стремлений.

    6. Возможность ассоциаций, объединений (политических партий, общественных движений, союзов, добровольных и любительских обществ и т.д. самых различных форм, содержания, направления), не противоречащих конституции данного государства.

    7. Обеспечение сотрудничества на основе равенства и партнерства, консенсуса между всеми субъектами гражданского общества.

    8. Ответственность граждан перед государством.

    Базисом гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственности, самостоятельность субъектов хозяйствования, предоставление широкой деловой инициативы гражданам. Важным условием функционирования гражданского общества является также наличие развитой социальной структуры, отражающей богатство и многообразие различных групп и слоев. Социальную основу гражданского общества составляет так называемый средний класс, включающий наиболее активную и мобильную часть населения. Духовная сфера гражданского общества предполагает плюрализм в области идеологии, реальную свободу слова, печати, совести, достаточно высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности.

    Гражданское общество формируется преимущественно снизу, постепенно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

    Формирование и развитие институтов гражданского общества идет одновременно и в тесной связи с развитием политических институтов современного государства. Гражданское общество и государство неразрывно связаны между собой и немыслимы друг без друга.

    Гражданское общество выступает как сфера реализации частных интересов и потребностей – индивидуальных и коллективных, часто противостоящих друг другу. Государство же как выразитель воли всего населения призвано примирить, совместить эти интересы, обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественно-политической жизни.

    Взаимоотношения между гражданским обществом и государством носят сложный, часто конфликтный характер. Саморазвивающаяся система, каковой является гражданское общество, постоянно испытывает давление со стороны государства. Недостаточная развитость гражданского общества подталкивает государство к узурпации его прав, присвоению себе функций гражданского общества. В результате в условиях тоталитарных режимов происходит огосударствление общества, фактическое уничтожение или крайнее сужение независимости от государства общественной жизни. Государство стремится здесь подчинить себе все общество, охватить своим влиянием все сферы его жизнедеятельности.

    При демократическом режиме государство и гражданское общество выступают как равноправные партнеры, как самостоятельные субъекты общественной жизни. Решение общественных проблем осуществляется путем компромисса между государством и обществом.

    Для посткоммунистических стран формирование гражданского общества представляет сегодня необходимое условие их перехода к рынку и правовой государственности. Попытки же в короткий срок ввести принципы правового государства еще до формирования элементов гражданского общества не могут быть успешными и чреваты разрушительными последствиями.

    Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления правового государства. Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической политической системы. Только сознательные, ϲʙᴏбодные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны, государство призвано обеспечивать условия для реализации прав и ϲʙᴏбод личностей и групп.

    — ϶ᴛᴏ совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы.

    Понятие гражданское общество» было введено Дж. Локка, А. Смитом для отражения исторического развития общества, перехода его от дикого природного состояния к цивилизованному.

    Это понятие анализировали многие великие умы общественной мысли: от Аристотеля, Гегеля, Маркса до современных авторов XXI в. Под гражданским обществом они понимали общество на определенной стадии его развития, включающее добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, социально-политической и духовной сферах жизнедеятельности общества.

    Дж. Локк сформулировал основные принципы цивилизованных отношений в обществе :

    • интересы личности стоят выше интересов общества и государства; ϲʙᴏбода — наивысшая ценность; основа ϲʙᴏбоды индивида, гарантия его политической самостоятельности — частная собственность;
    • ϲʙᴏбода означает невмешательство кого бы то ни было в частную жизнь личности;
    • индивиды заключают между собой общественный договор, т. е. создают гражданское общество; оно образует защитные структуры между индивидом и государством.

    Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что по Локку, гражданское общество — люди, добровольно объединенные в различные группы и самоуправляющиеся институты, огражденные законом от прямого вмешательства государства. Правовое государство призвано отрегулировать данные гражданские отношения. В случае если гражданское общество обеспечивает права человека (права на жизнь, ϲʙᴏбоду, стремление к счастью и т. д.), то государство — права гражданина (политические права, т. е. права на участие в управлении обществом) В том и другом случае речь идет о праве личности на самореализацию.

    Разнообразие интересов граждан, их реализация через различные институты, диапазон используемых при ϶ᴛᴏм прав и ϲʙᴏбод составляют основные черты гражданского общества.

    Институты гражданского общества можно разделить на три группы. Это организации, в кᴏᴛᴏᴩых индивид:

    • получает средства к удовлетворению жизненных потребностей в пище, одежде, жилье и т. д. Эти средства индивид может получить в производственных организациях, потребительских и профессиональных союзах и т. 11.;
    • удовлетворяет потребности в продолжении рода, общении, духовном и физическом совершенстве и т. д. Этому способствуют семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т. д.;
    • удовлетворяет потребности в управлении жизнью общества. Здесь интересы реализуются посредством участия в функционировании политических партий и движений.

    Способность отдельных граждан, различных организаций граждан отстаивать ϲʙᴏи частные интересы, возможность их удовлетворения по собственному усмотрению, не нарушая при ϶ᴛᴏм чужих частных и общественных интересов, характеризует зрелость гражданского общества.

    Современное гражданское общество

    Отметим тот факт - что в современных условиях гражданское общество выступает как многообразие не опосредованных государством взаимоотношений ϲʙᴏбодных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности . В отличие от государственных структур в гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически ϲʙᴏбодными и равноправными партнерами.

    В экономической сфере структурными элементами гражданского общества будут негосударственные предприятия: кооперативы, товарищества, акционерные общества, компании, корпорации, ассоциации и другие добровольные хозяйственные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе.

    Социально-политическая сфера гражданского общества включает:
    • семью как определяющую социальную ячейку гражданского общества, в кᴏᴛᴏᴩой пересекаются индивидуальные и общественные интересы;
    • общественные, общественно-политические, политические партии и движения, выражающие многообразие интересов различных групп гражданского общества;
    • органы общественного самоуправления по месту жительства и работы;
    • механизм выявления, формирования и выражения общественного мнения, а также разрешения социальных конфликтов;
    • негосударственные средства массовой информации.

    В ϶ᴛᴏй сфере складывается практика институционального оформления интересов, возникающих в обществе, и выражения их в ненасильственной, цивилизованной форме, в рамках конституции и законов государства.

    Духовная сфера гражданского общества предполагает ϲʙᴏбоду мысли, слова, реальные возможности публично высказывать ϲʙᴏе мнение; самостоятельность и независимость научных, творческих и других объединений от государственных структур.

    В целом гражданское общество отдает приоритет правам и ϲʙᴏбодам человека, повышению качества его жизни. Это предполагает:

    • признание естественного права человека на жизнь, ϲʙᴏбодную деятельность и счастье;
    • признание равенства граждан в единых рамках для всех законов;
    • утверждение правового государства, подчиняющего ϲʙᴏю деятельность закону;
    • создание равенства шансов для всех субъектов экономической и социально-политической деятельности. Материал опубликован на http://сайт

    Гражданское общество тесно соприкасается и взаимодействует с правовым государством, основные функции кᴏᴛᴏᴩого ϲʙᴏдятся к следующему:

    • выработка общей стратегии общественного развития;
    • определение и обоснование приоритетов, темпов, пропорций развития экономических и социальных сфер общества;
    • стимулирование общественно полезной деятельности граждан и защита их прав, собственности и личного достоинства;
    • демократизация всех сфер жизнедеятельности общества;
    • зашита границ и обеспечение общественного порядка.

    За годы реформирования в России произошли существенные сдвиги в направлении формирования гражданского общества . Приватизация собственности, политический плюрализм, утверждение ϲʙᴏбодомыслия — все ϶ᴛᴏ позволило создать необходимую инфраструктуру гражданского общества. При этом ее качественные характеристики во многом имеют низкий уровень. Некᴏᴛᴏᴩые отечественные социологи приходят к выводу, что существующие в России политические партии не способны эффективно выполнять функцию посредника между властью и обществом, уровень социальной ответственности бизнеса невысок, степень защищенности трудовых прав наемных работников сопоставима с временами первоначального капиталистического накопления и т. д.

    В итоге исследователи констатируют наличие значительных трудностей на пути построения гражданского общества в России, имеющих как объективный, так и субъективный характер. Важно заметить, что одна из них связана с отсутствием традиций гражданской жизни в российском обществе, другая — с упрощенными представлениями о природе и механизмах формирования гражданского общества в постсоциалистических странах, с недооценкой роли государства в ϶ᴛᴏм процессе.

    Можно согласиться с мнением ряда социологов, считающих, что движение к гражданскому обществу сегодня невозможно без институционализации российского социума, наведения элементарного порядка, правовых норм жизни.

    Введение…………………………………………………………………………..3

    1. Теоретические и исторические предпосылки формирования гражданского общества………………………………………………………………………..5

    2. Особенности и структура гражданского общества………………………….7

    3. Формирование гражданского общества в России………………………….10

    Заключение……………………………………………………………………….13

    Список используемой литературы……………………………………………...14

    Введение

    Гражданское общество - это негосударственная часть общественно-политической жизни; это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений.

    Первое и, пожалуй, самое важное значе­ние тер­мина «общество» - отдельное, конкретное общество, являющееся относительно самостоятельной единицей исторического развития. Этот смысл слова «общество» очень часто не отличают от другого его значения - общества вообще, в котором выражается то общее, что присуще всем конкретным отдельным обществам, независимо от их типа, индивидуальных особенностей, времени существования и т.п. А отличать эти два смысла слово «общества» крайне необходимо для любого обществоведа.

    Выделение отдельного конкретного общества позволяет поставить вопрос о том, имеет ли общество самостоятельное существование или его бытие есть производное от существования составляющих его индивидов. С самого начала теоретического подхода к исследованию общества в философской и исторической мысли существовали два основных ответа на этот вопрос.

    Один из них заключался в том, что общество представляет собой простую совокупность, сумму индивидов. Поэтому единственными реальными объектами социального исследования являются люди. Никаких других не существует. Такую точку зрения нередко называют социологическим номинализмом. Подобного рода взгляд нашел свое предельно четкое выражение, например, в одном из мест работы известного русского историка, историософа и социолога Н.И. Кареева (1850-1931) «Введение в изучение социологии» (СПб.,1897). Последний писал: «Личность есть единственное реальное существо, с которым имеет дело социология. Народы или отдельные классы одного и того же народа суть собирательные единицы, состоящие из отдельных личностей».

    Сходного взгляда придерживался известный немецкий социолог М. Вебер (1864-1920). Наиболее четко он изложен в работе «Основные социологические понятия».

    Для других (например, юридических) познавательных целей или для целей практических, - писал он, - может быть, напротив, целесообразно или даже неизбежно рассматривать социальные образования («государство», «ассоциацию», «акционерное общество», «учреждение») совершенно также, как отдельных индивидов (например, как носителей прав и обязанностей или как субъектов совершающих релевантные в правовом отношении действия). Для понимающей социологии, интерпретирующей поведение людей, эти образования - просто процессы и связи специфического поведения отдельных людей, так как только они являют собой понятных для нас носителей осмысленных действий».

    Теоретические и исторические предпосылки формирования гражданского общества

    Формирование и становление правового государства, демократии неразрывно связаны с развитием гражданского общества . Исторически идея гражданского общества относится к античности (Древняя Греция, Древний Рим), к философии Аристотеля и Цицерона. Однако понятие «гражданское общество» появилось в Новое время, и особенно после Французской буржуазной революции XVIII века. В трудах Ш. Монтескье, Дж. Локка, Т. Гоббса концепция гражданского общества базировалась на идеях естественного права (право на жизнь, свободу и собственность) и общественного договора. Гражданское общество, по их мнению, является результатом соглашения, по которому общество и го­сударство добровольно на взаимной основе договариваются о правовых формах и методах сотрудничества. В то же время гражданское общество может существовать лишь в таком госу­дарстве, которое выражает интересы граждан. Английский эко­номист Адам Смит разработал материальную основу гражданского общества, главными элементами которого стали частная собст­венность, рыночная экономика, экономическая независимость людей.

    Значительный вклад в дальнейшую разработку концеп­ции гражданского общества внес Гегель. Гражданское общество для Гегеля – это сфера частной жизни граждан, представляющая собой сложное сочетание интересов частных лиц, классов, различных групп и институтов, взаимодействие которых регулируются правом, фундамент гражданского общества образуют частная собственность, общность интересов и формальное (то есть оформленное законами) равенство граждан.

    В отличие от своих от предшественников Гегель рассматривает гражданское общество и государство как самостоятельные институты. По Гегелю, гражданское общество должно функционировать наряду с государством, а не внутри него. Гражданское общество он рассматривает как особую стадию на пути от семьи к государству: государство – высшая по сравнению с гражданским обществом ступень развития.

    На ограниченность концепции Гегеля обратил внимание К. Маркс. Полемизируя с Гегелем, он не противопоставлял государство гражданскому обществу, а доказывал, что государственная власть не должна навязывать свою волю последнему. Государство, осуществляя властные функции, должно опираться на потребности и интересы гражданского общества, разумно выражать и защищать их, искать варианты сближения, преодоления возникающих противоречий.

    В XX веке идея гражданского общества приобрела еще большую актуальность. Это было связано как с появлением тотали­тарных и авторитарных режимов и необходимостью борьбы с ни­ми за демократию, так и с процессом упрочения демократических ценностей, принципов и институтов.

    Таким образом, гражданское общество – это продукт исторического развития человечества, высшая форма самореализации личности. Оно появляется в период перехода от феодализма к капитализму по мере роста благосостояния, культуры и самосознания народов. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности экономической самостоятельности граждан на базе частной собственности. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и появление гражданских прав. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности.

    Особенности и структура гражданского общества

    Понятие «гражданское общество» используется как в широком, так и в узком смысле. Гражданское общество в широком смысле охватывает все сферы человеческой деятельности, которые находятся вне непосредственного влияния государства и его институтов. Из такой трактовки вытекает, что гражданское общество в той или иной мере всегда существовало в человеческом социуме, принимая на каждом этапе его развития конкретную форму.

    В более узком , наиболее распространенном смысле, понятие «гражданское общество» связано с существованием демократических институтов и правового государства, которое, обеспечивая верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни, гарантирует свободу личности, её основных интересов и прав, в том числе на различные формы общественной и гражданской самоорганизации людей для достижения их экономических, социальных и духовных интересов. В этом смысле гражданское общество рассматривается как добровольно сформировавшиеся первичные негосударственные структуры в различных сферах человеческой деятельности и совокупность сопутствующих им негосударственных отношений – экономических, социальных, семейных, национальных, духовных, нравственных, религиозных, производственных, личных и прочих.

    Главным действующим субъектом гражданского общества является суверенная личность , свободно ста­вящая цели своей деятельности и определяющая спосо­бы их достижения. Это один из основных признаков гражданского общества.

    Гражданское общество – система самоорганизующаяся и саморазвивающаяся. Вместе с тем опыт высокоразвитых стран свидетельствует, что он функционирует и развивается гораздо успешнее и эффективнее, когда для этого создаются определенные благоприятные условия.

    К ним относятся:

    1. Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение).

    2. Наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии.

    3. Высокий уровень интеллектуального, психологического развития личности, её внутренняя свобода; способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества.

    4. Законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового государства.

    Гражданское общество включает всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государств, а также разветвленную систему независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку повседневные интересы граждан неравнозначны, постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую можно выразить следующим образом:

    Базовые человеческие потребности в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяют производственные отношения, составляющие первый уровень межличностных взаимосвязей. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.

    Потребности в продолжении рода , здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании и вере, информации, общении, сексе и т.д. реализует комплекс социокультурных отношений, включающий семейно-брачные, религиозные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как частная жизнь людей, обычаи, традиции, семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества.

    Наконец, третий , высший уровень межличностных отношений составляют политико-культурные отношения, которые способствуют реализации потребности в политическом участии, связанных индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентации. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических партий, движений негосударственные средства массовые информации и т.д.

    Обобщая рассмотренные выше характеристики гражданского общества выделим следующие общие позиции, признаки гражданского общества:

    Во-первых , это общество социально ориентированного рыночного хозяйства, в котором обеспечена свобода экономической деятельности, предпринимательства, труда, многообразия форм собственности.

    Во-вторых , это общество, которое обеспечивает социальную защищенность граждан, достойную жизнь и развитие человека.

    В-третьих , это общество подлинной свободы и демократии, в котором признается приоритет прав человека.

    В-четвертых , это общество, построенное на основе принципов самоуправления и саморегулирования, свободной инициативы граждан и их коллективов.

    Формирование

    Процесс формирования гражданского общества в России на­чался во второй половине XIX века после отмены крепостного права в 1861 году и реформ местного самоуправления и судеб­ной системы.

    Освобождение крестьян от крепостной зависимости дало резкий толчок к развитию капиталистических отношений.

    Российская буржуазия, владея крупной частной собственностью, но, не имея доступа к политической власти, начинает борьбу за гражданские права. Появля­ются независимые от государства образовательные, медицин­ские и другие общества, в которые объединяется активная часть буржуазии.

    В 60-70 годы XIX века проводятся земская и городская реформы. В выборах в органы местного самоуправления - земские собрания и управы, городские суды и управы - принимают участие представители всех сословий, имеющие част­ную собственность.

    Судебная реформа 1864 года установила равенство всех граждан России перед законом. Формально судьи становились независимыми от исполнительной власти. Были введены глас­ность и состязательность судебного процесса, должности адвока­та и прокурора.

    В годы первой русской революции 1905-1907 годов появи­лись политические партии и первый законодательный орган Российского государства, сформировавшийся на основе избира­тельного права - Государственная Дума.

    После Октября 1917 года в стране была введена жесткая централизованная власть и до начала 90-х годов государственная власть контролировала все стороны жизни общества.

    Формирование гражданского общества в России имеет ряд специфических особенностей, которые оказывают существенное влияние на весь этот процесс.

    Во-первых , в психологии граждан России сформировалась привычка подчинения сильной власти, которая всегда брала на себя всё решение важнейших вопросов общественной жизни.

    Во-вторых , в российском сознании традиционно сильны коллективистские начала, привычки вести совместную жизнедеятельность.

    В-третьих , основная часть населения России никогда не была реальным собственником, была отчуждена от земли и средств производства.

    Становление и развитие гражданского общества в России встречаются с большими трудностями. Несмотря на начавшиеся в 1985 году преобразования, проблема формирования предпосылок гражданского общества пока решается медленно. Перераспределение собственности через приватизацию не привело, как ожидалось, к созданию многочисленного среднего класса. Собственность в большинстве своем хотя и перестала быть государственной, однако осталась в руках представителей прежнего класса уже как частная собственность.

    Экономическая политика государства пока недостаточно стимулирует формирование предпосылок для увеличения численности среднего класса. Имевшие место обесценивание денежных вкладов, достаточно высокий уровень инфляции, сильный налоговый процесс, ограничивающий предпринимательскую деятельность, отсутствие развитой частной собственности на землю не позволяли делать серьезные вложения средств в производство, в землю, не способствовали становлению зрелого гражданина с неотъемлемыми правами и обязанностями.

    Существуют устойчивые стереотипы, система ценностей, сформированные прежним режимом, которые отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества.

    Вследствие известных ошибок и просчетов реформаторов, в условиях постоянного падения уровня жизни большинства населения, им отторгаются важнейшие ценности гражданского общества - конкуренция, демократия, рынок.

    В этих условиях государству еще многое предстоит сделать, чтобы оно могло стать гарантом поступательности процесса формирования гражданского общества, создать надежные правовые, экономические, политические и культурные предпосылки для самореализации индивидов и групп, удовлетворения их повседневных потребностей. Само же государство должно на практике все больше приобретать признаки правового государства.

    Сейчас в обществе активно обсуждается, внесённый фракцией «Единая Россия» в Гос. Думу законопроект о негосударственных организациях, который можно расценить как стремление государства часть гражданского общества прикормить, а часть – прикрыть. Этот законопроект содержит такие положения, как принудительная регистрация всех неправительственных организаций, возможность запрещения без определения четких условий, расширяется круг учреждений, которые могут контролировать неправительственные организации и другие, свидетельствующие о том, что нам ещё, очень далеко до правового государства и гражданского общества.

    Заключение

    Современные ученые утверждают, что будущее всего человечества - за гуманистическим обществом, обладающим качественно иными характеристиками по отношению к современному западному обществу. Главное его отличие состоит в том, что оно ориентировано преимущественно на развитие личностей, а не на материальное производство. Новый исторический период, явившийся результатом предшествующих «двух столетий новаторства в сфере производства», основывается на переходе к «новой экономике». Одной из отличительных особенностей такой экономики является «тенденция творческого разрушения» - безостановочное стремительное вытеснение «старых» технологий новейшими.

    Стремительный характер развития технологий и непредсказуемость направлений, в которых это развитие будет происходить в ближайшие годы, диктуют необходимость своевременно инвестировать значительные средства в формирование «человеческого капитала», обладающего значительным творческим потенциалом и высоким уровнем интеллекта. Это ставит задачу коренной перестройки системы образования в мире. Речь идет о формировании трудовых кадров, готовых и способных продолжить образование на протяжении всей жизни, мобильных на рынке рабочей силы, способных к творческому мышлению, общаться на различных условиях. При этом в непрерывном образовательном процессе вынуждены участвовать все возрастные группы.

    Академик Н.Н. Моисеев отмечает, что общество в обозримом будущем сохранит свою мозаичность и всю палитру национальных культур, вероисповеданий и политических воззрений. Как бы не были сильны тенденции к экономической интеграции, мир, во всяком случае ближайших десятилетий, останется разобщенным (хотя в нем и появляются объединения типа западноевропейского) и полным разнообразных противоречий непредсказуемой остроты. Но это будет мир «нового индивидуализма», стремящийся к тому, чтобы личность могла максимально проявить свои способности. Создание такого рационального общества, составляет условие выживания.

    1. Зернов Д.П. Политология. Ростов-на-Дону, Феникс, 2000.

    2. Политология в вопросах и ответах. Под ред. Радугина А.А., М., Центр, 2001.

    3. Тавадов Г.Т. Политология. М., Академия, 2004.

    4. Шилобод М.И. Основы политологии. М., Гардарики, 2004.

    5. Драгунский Д. Спираль страха. – Новое время, 2005, № 47.

    ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

    ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК СУБЪЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ ПУБЛИЧНОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

    1. Актуальность теоретических и практических аспектов этого понятия обусловлена очевидным повышением роли рядовых граждан и их добровольных объединений во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества - экономической, политической, социальной, духовной. В трудах ученых прошлого и современности вот уже более двух тысячелетий гражданское общество рассматривается, анализируется и описывается все более всесторонне, конкретно и достоверно. Соответственно понятие "гражданское общество", вбирая в себя различные общечеловеческие ценности, приобретает все большую смысловую многовариантность

    Гражданское общество обладает такой степенью независимости от государства, которая гарантирует безопасность личности от злоупотреблений, которые связаны с недобросовестным использованием государственной власти. Кроме того, гражданское общество деполитизировано и не зависит от государственной системы и политики. Каждый член гражданского общества является, прежде всего, субъектом права, а уже потом - гражданином государства. В нем действует система социальной саморегуляции. Ее основой является человек, взаимодействующий с другими членами общества.

    Для гражданского общества характерны следующие признаки:

    Это общество социально ориентированного рыночного хозяйства, в котором обеспечена свобода экономической деятельности и предпринимательства;

    Это общество, которое обеспечивает социальную защищенность граждан, достойную жизнь и развитие человека;

    Это общество подлинной свободы и демократии, в котором признается приоритет прав человека;

    Это общество, построенное на основе принципа самоуправления и саморегуляции, свободной инициативы граждан и их коллективов.

    Гражданское общество существует в странах Западной Европы и Северной Америки, где развита частная собственность и действуют законы рыночной экономики. Для этих стран характерна «открытость». «Открытое общество» не замечает государство, обладает большой социальной мобильностью и имеет высокий уровень сопряженности интересов.

    Идея гражданского общества возникла в середине XVII столетия. Впервые термин «гражданское общество» использовал немецкий философ Г. Лейбниц (1646 – 1716 гг.)

    ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

    Первая причина связана с частной собственностью. В развитом демократическом обществе подавляющая часть населения - частные собственники. Разумеется, представители крупного бизнеса немногочисленны. Однако развитым и многочисленным является средний класс. Для подавляющего большинства этих собственников средством получения доходов, средством к жизни их семей является частная собственность.

    Вторая причина тесно связана с первой. Речь идет о свободной рыночной экономике. Демократическое общество наряду с другими свободами предполагает хозяйственную систему, развивающуюся по своим законам. Только соблюдая эти законы, можно успешно вести предпринимательскую деятельность. И главное - противостоять законам рынка в одиночку очень трудно. Разного рода объединения предпринимателей, то есть организации гражданского общества, призваны облегчить эту задачу.

    Третья причина необходимости возникновения и функционирования гражданского общества заключается в следующем. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако рождающиеся в обществе интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что практически государство не может иметь информацию о всех этих интересах. Значит, необходимо информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворить которые можно лишь силами и средствами самого государства. И опять же эффект достигается, если действовать через организации гражданского общества

    Главное условие активной жизни гражданского общества - это социальная свобода, демократическое социальное управление, существование общественной сферы политической деятельности и политических дискуссий. Свободный гражданин - основа гражданского общества. Социальная свобода создает возможность для самореализации человека в обществе. Важной опорой гражданского общества является «средний класс».

    Основополагающим условием успешного функционирования гражданского общества является наличие соответствующего законодательства и конституционных гарантий его права на существование

    Гражданское общество структурно представлено своими организациями и объединениями во всех общественных сферах. Наибольшая их часть приходится на экономическую, социально-политическую и духовную сферы.

    В экономической сфере функционирует широкая сеть организаций гражданского общества, образованных негосударственными предприятиями (промышленными, торговыми, финансовыми и другими).

    Социально - политическая сфера гражданского общества включает: общественно - политические организации и движения; различные формы общественной активности граждан (митинги, собрания, демонстрации, забастовки); органы общественного самоуправления по месту жительства или в трудовых коллективах; негосударственные средства массовой информации.

    Процесс становления гражданского общества сложен и противоречив, анализ его нуждается в конкретно-историческом подходе.

    Зарождение и развитие гражданского общества происходит в течение длительного периода эволюции современной цивилизации. Этот процесс имеет много закономерностей, общей для многих стран. Но каждое государство, развивая гражданское общество, вносило что-то особенное, характерное именно для нее.

    2. В современных условиях одним из требований гражданского общества выступает фактор социальной ответственности во всех сферах общественной жизни (экономической, политической, социальной, экологической, национальной), на всех уровнях общественных организаций (социальной группы, общественной организации, государства, содружества), связанных с выдвижением на первый план общечеловеческих ценностей. Ведь социальная ориентация может утверждаться в качестве принципа общественных отношений лишь тогда, когда удовлетворены все необходимые потребности и создаются условия для реализации системы исторически обусловленных интересов членов общества.

    Важное место в этом процессе принадлежит государству. Оно должно стать арбитром в решении конфликтных вопросов. Это объясняется, в первую очередь, тем, что на сегодняшний день государство имеет в своих руках подавляющее право применения разного рода санкций, выступая владельцем материальных благ, оно может, если пожелает, направлять свои усилия на улучшение социально-экономического положения человека, удовлетворять интересы и потребности определенных социальных групп (работники бюджетных организаций, базовых отраслей промышленности, студенты, пенсионеры и т.п.). Но, к сожалению, переформированная государственная машина не всегда готова взять на себя такое задание. Должен сработать механизм взаимодействия гражданского общества и государства, который находит свое проявление во взаимодействии через партии, выборы, представительские органы власти.

    После развала Советского Союза и первых годов независимости, попыток определить направление развития экономики и государственности большинство аналитиков пришло к выводу, что альтернативы западным моделям общественного развития практически не существует. Не отрицая в целом следования путем ценностей, произведенных человечеством, хотелось бы предостеречь от того, чтобы новый подход, как справедливо отмечается научными работниками, не затенил "исконные обереги украинского образа жизни, если эти ценности способствуют утверждению государственности Украины, развития системы умных потребностей лица и общества, формированию образованной и высоконравственной личности".

    Особенностью и противоречивостью переходного общества, которым является современная Украина, имеется то, что сложности переходных процессов, с одной стороны, предопределяют укрепление регулирующей роли государства, то есть самого государства, а, из второго - перестройка гражданского общества предусматривает разгосударствление общественных институтов, уменьшение государственного влияния на них. Это обстоятельство и подчеркивает необходимость научных разработок роли государства в переходном обществе, разработки механизмов ее влияния на социальные процессы, определение путей превращения государства на правовое, а переходного общества - на гражданское.

    Hо следует отметить, что в нынешней Конституции и упоминания нет о гражданском обществе, на формирование которого в конечном итоге должен быть направлен весь государственно-правовой механизм. Этот, мягко говоря, недостаток нынешней Конституции, безусловно, негативно будет отображаться на процессе формирования гражданского общества, сердцевины правового государства. Провозглашая свое стремление достичь идеалов правового государства, не связав это на конституционном уровне с формированием гражданского общества, не является просто нелогичным, но и стратегически недопустимым. Ведь невозможно донести к людям сущность преимуществ правового государства, не связывая это с гражданским обществом, которое является гарантом защиты его членов от вмешательства государственных институтов в их частную и личную жизнь, особенно в тех случаях, когда эти институты при определенных обстоятельствах превращаются в самодостаточные и действуют для самих себя, а нередко и против общества. Одним из первых изменений к Конституции Украины должно быть ее дополнение новым разделом о гражданском обществе

    3. Разгосударствление общества на базе Конституции Украины предусматривается по таким направлениям:

    - в отрасли политической - закрепление многопартийности, создание государством на основе закона ровных условий для деятельности политических партий, других общественных объединений; запрещение любой политической партии или организации присваивать себе право осуществлять государственную власть; проведение выборов на многопартийной основе;

    - в отрасли экономической - приватизация государственных и коммунальных предприятий на основе частной собственности (индивидуальной и коллективной); невмешательство государства и ее структур в непосредственную хозяйственную деятельность предприятий независимо от форм собственности; свобода предпринимательства и договоров;

    - в отрасли идеологической - любая идеология не может сводиться к рангу государственной и закрепляться в законном порядке, не говоря о конституционном уровне, как это было в предыдущих советских конституциях; отделение церкви от государства, невмешательство государства в дела религии; разгосударствления и деидеологизации образований, науки и культуры, всей духовной сферы общества на основе конституционного гарантированного права на свободу мысли, совести и религии;

    Наконец, децентрализация государственной власти , укрепление настоящих органов местного самоуправления, снятие лишней государственной опеки над территориями в нем, питает уважение и любовь к Отчизне, укрепляет желание всячески оберегать и защищать ее.

    Подводя итог, можно сказать, что сегодня основными путями построения гражданского общества в Украине является:

    - расширение массовой базы власти , повышение политической культуры населения, создание новых возможностей участия граждан в управлении государственными и общественными делами;

    - активизация процесса разгосударствления всех сфер общественной жизни , формирования настоящих институтов гражданского общества как рыночного, так и нерыночного характера (благотворительные фонды, потребительские общества, клубы за интересами, общества, ассоциации и тому подобное), развитие разных форм общественного самоуправления и самодеятельности;

    - постоянное усовершенствование контрольных механизмов , то есть механизмов обратной связи от общества к государству;

    - максимальное расширение сферы судебной защиты прав и свобод человека , формирование уважения к праву и к закону;

    - воспитание нормального природного патриотизма - национального и государственного - на основе уважения к национальному историко-культурному наследию;

    - укрепление свободы информации и гласности , открытости общества на основе связей с зарубежным миром;

    - подъем уровня общественного сознания , преодоление явлений социальной пассивности, поскольку дело не только в наличии демократических учреждений и процедур и информированности населения, но и в умении жить в условиях демократии, пользоваться ее благами, в готовности к постоянному усовершенствованию политической системы в соответствии с изменением конкретно-исторических условий.