Войти
Образовательный портал. Образование
  • На что можно потратить материнский капитал?
  • Ванильный кекс с кусочками шоколада
  • Торт на сковороде за 20 минут
  • Свинина с грибами и сыром в духовке: самые удачные рецепты
  • Сушеная спаржа быстрого приготовления
  • Секреты правильной сушки и хранения чеснока
  • Источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности. Подходы к категоризации источников ионизирующего излучения. Ввод в эксплуатацию радиационных источников

    Источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности. Подходы к категоризации источников ионизирующего излучения. Ввод в эксплуатацию радиационных источников

    Федеральным законом , установлены особенности регулирования деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе радионуклидные источники (статья 36.1). В целях снижения административных барьеров федеральным законом установлена процедура организаций, эксплуатирующих радионуклидные источники 4 и 5 категорий по потенциальной радиационной опасности, существенно упрощающая получение разрешения регулирующего органа.

    Категорирование радионуклидных источников по потенциальной радиационной опасности в Российской Федерации введено федеральными нормами и правилами НП-038-11 , а методика категорирования подробно изложена в руководстве безопасности РБ-042-07 .
    Под эксплуатацией радиационных источников указанных категорий понимается их использование по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт.

    Порядок же регистрации организаций установлен Правительством Российской Федерации . В соответствии с правилами регистрации организация представляет в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору уведомление об осуществлении деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности. Форма уведомления и указания к ее заполнению изложены в Приказе Ростехнадзора .

    За регистрацию организации плата не взимается, а уведомление составляется организацией по форме, устанавливаемой регистрирующим органом, и представляется в регистрирующий орган (его территориальный орган) по месту предполагаемого осуществления деятельности по эксплуатации радиационных источников до начала фактического осуществления этой деятельности.

    Форма уведомления (скачать)

    Ссылки:
    1. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» N 170-ФЗ от 21 ноября 1995 года.
    2.
    3.
    4. Правила регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. № 1184.
    5. Приказ Ростехнадзора от 29 октября 2013 г. № 505 «Об утверждении формы уведомления об осуществлении деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности». " (Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2013 N 30667).




    Как известно, в настоящее время 72 государства, включая РФ, выступили с политическими обязательствами о поддержке "Кодекса поведения по обеспечению безопасности и сохранности радиоактивных источников", изданного МАГАТЭ в 2004 г., и о своих намерениях осуществлять работу в целях соблюдения его руководящих принципов.


    Все последующие документы МАГАТЭ по безопасности и сохранности источников в той или иной форме развивают отдельные положения этого основополагающего документа.

    На состоявшемся в Киеве (июнь 2005 г.) 7-м заседании Комиссии представителей стран СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях с участием руководителей Росатома и Ростехнадзора среди прочего обсуждались мероприятия по включению положений Кодекса поведения в практику регулирования радиационной безопасности и сохранности радионуклидных источников в РФ и странах СНГ.

    В частности, были приняты следующие основные рекомендации:

    § о проведении категоризации по потенциальной опасности закрытых радионуклидных источников, используемых в различных видах практической деятельности в организациях и на предприятиях РФ и стран СНГ, на основе соответствующих документов МАГАТЭ;

    § о разработке и внедрении национальных стратегий безопасности и сохранности радионуклидных источников в организациях и на предприятиях РФ и стран СНГ на основе рекомендаций соответствующих документов МАГАТЭ;

    § о совершенствовании системы контроля за импортом/экспортом радионуклидных источников на основе соответствующих документов МАГАТЭ;

    § о создании национальных «Систем (регистров) учета и контроля радионуклидных источников», учитывая имеющийся опыт РФ по созданию «Системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов»;

    § о создании эффективных систем оповещения о потере контроля над радионуклидными источниками и программ усиления контроля за их перемещением через национальные границы.

    Независимо от этого ранее в планах Ростехнадзора на 2005-2006 гг. предусматривалась разработка "Методических рекомендаций по категоризации закрытых радионуклидных источников и обеспечении их сохранности" как документа Ростехнадзора примерно для тех же самых целей и также на основе документов МАГАТЭ.

    Методические рекомендации предназначены для того, чтобы вопросы категоризации источников должным образом учитывались при разработке других нормативных документов, связанных с обращением с радионуклидными источниками. В основу Методических рекомендаций положена система категоризации, разработанная МАГАТЭ , которая базируется на глубоко проработанной научной основе, в том числе с использованием дозовых критериев, обоснованных Международной комиссией по радиационной защите, и отличается логической четкостью и относительной простотой при ее практическом применении. Более подробно это изложено в , и там же приведен обширный список использованных первоисточников. Окончательный подход к категоризации радионуклидных источников сформулирован в «свежем» документе МАГАТЭ , издание которого на русском языке ожидается в 2006 г.

    Первая редакция Методических рекомендаций опубликована в . В ней составители старались выдержать стиль МАГАТЭ при интерпретации положений и рекомендаций его документов, возможно, даже с излишней детализацией, включив в документ большое количество поясняющих добавлений, примечаний и сносок. С этой точки зрения Методические рекомендации можно рассматривать как пример гармонизации (как по форме, так и по содержанию) международных подходов к регулированию безопасности с российской практикой, поскольку они включают в себя не только основные положения документов МАГАТЭ, но и интерпретацию этих подходов применительно к будущему применению их в РФ, в частности, при регулировании безопасности и сохранности радионуклидных источников в многообразных видах деятельности с их использованием.

    В отзывах от Росатома и его организаций поддерживается сама идея и целесообразность разработки Методических рекомендаций и высказывается ряд полезных замечаний и пожеланий по усовершенствованию документа, а также ставится много серьезных организационных вопросов, о которых частично сказано ниже.

    Вместе с тем, среди поступивших отзывов встречается противопоставление предлагаемой МАГАТЭ категоризации радионуклидных источников классификации радиационных объектов по потенциальной опасности, изложенной в ОСПОРБ-99 .

    В этом смысле необходимо привести некоторые разъяснения по поводу классификации и категоризации .

    Согласно ОСПОРБ-99 все радиационные объекты использования атомной энергии (в соответствии с данным в нем определением - организации, где осуществляется обращение с техногенными источниками ионизирующего излучения ), такие как атомные станции, исследовательские реакторы, предприятия топливного цикла, а также медицинские учреждения, промышленные предприятия, научно-исследовательские лаборатории и т.п., в составе которых имеются или применяются радионуклидные источники подразделяются на 4 категории по потенциальной опасности, которые предназначены для сопоставления между собой различных по сложности и назначению объектов использования атомной энергии. При отсутствии конкретных методик для всего многообразия объектов использования атомной энергии отнесение того или иного объекта использования атомной энергии к той или иной категории (в смысле ОСПОРБ-99) превращается в самостоятельную и весьма непростую в научном плане задачу: например, для ядерных установок надо рассматривать последствия как проектных, так и запроектных аварий и выбирать наихудшие, а для более простых ситуаций, связанных с использованием или хранением радионуклидных источников, например, в составе облучательных установок и радиоизотопных приборов или хранилищ, перечень возможных аварийных ситуаций хотя и проще, но тем не менее все ситуации также должны быть рассмотрены. Это обстоятельство неизбежно приводит к привнесению субъективных оценок даже при рассмотрении объектов одного типа (например, ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения и т.п.). По-видимому, это связано с тем, что ОСПОРБ-99 охватывает более широкий спектр объектов и событий на них, чем документ МАГАТЭ , который, строго говоря, предназначался только для целей аварийного планирования и реагирования (в нем четко сказано, что понятие категорий используется лишь на этапе планирования, но не во время аварии) . Кстати, согласно , все виды деятельности и объекты с использованием радионуклидных источников соотносятся в основном с одной (третьей из пяти) категорией, за исключением «мощных» РИТЕГ.

    Новый документ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека , изданный, видимо, в развитие п.3.1 ОСПОРБ-99, также имеет весьма общий характер и не включает в себя каких-либо конкретных указаний (и тем более ссылок на утвержденные методики) для проведения в практическом плане научно обоснованной классификации при рассмотрении всего множества объектов использования атомной энергии.

    В то же время категоризация , предложенная МАГАТЭ, не имеет такого всеобъемлющего характера как классификация ОСПОРБ-99 и распространяется только на закрытые радионуклидные источники, рассматривая их либо как элементы в составе установок, аппаратов, приборов и т.п., либо как самостоятельные изделия (продукцию), например, при транспортировании, хранении и т.п.

    А). По потенциальной радиационной опасности устанавливается пять категорий для закрытых радионуклидных источников.

    Б). Категория любого радионуклидного источника устанавливается, исходя из численного значения отношения фактической активности (А) к рекомендованному пороговому значению активности для данного радионуклида (D-величина) следующим образом:

    Итак, если категория конкретного источника (типа источника) установлена, то она остается постоянной, независимо от того, в какой стране и в каком виде практической деятельности этот источник используется, хотя очевидно, что вследствие естественного радиоактивного распада категория источника может меняться от 1-ой до 5-ой.

    Основное достоинство категоризации МАГАТЭ заключается в том, что она дает возможность унифицировать и оптимизировать требования по обеспечению радиационной безопасности и сохранности радионуклидных источников единым образом для каждой из пяти категорий.

    Таким образом, надо понимать, что на самом деле речь идет о двух разных (хотя и неявно связанных между собой) категоризациях, существенно отличающихся степенью их проработанности и готовностью к практическому применению, причем каждая со своей областью распространения на объекты категорирования. В принципе они, безусловно, не должны исключать друг друга и, более того, классификация ОСПОРБ-99 (после того как она будет усовершенствована должным образом путем создания научно обоснованных методик для категорирования различных объектов использования атомной энергии) во многом будет базироваться и включать в себя категоризацию МАГАТЭ как составную часть.

    Совершенно понятно, что проведение категоризации сотен тысяч используемых в РФ радионуклидных источников в тысячах организаций и предприятий различного профиля, как любое новое дело, потребует значительных трудозатрат с привлечением большого числа специалистов и определенных финансовых средств.

    При этом резонно появляется ряд серьезных организационных и методических вопросов:

    § Кто должен проводить категоризацию радионуклидных источников?

    § Каков порядок проведения категоризации (например, когда ее начинать и когда заканчивать)?

    § Какова периодичность проведения повторной категоризации для радионуклидов с периодом полураспада меньшим назначенного срока службы источников?

    § Следует ли для долгоживущих радионуклидов с периодом полураспада, много большим назначенного срока службы источников, на их основе устанавливать соответствующую категорию уже на стадии проектирования, производства и изготовления источника и вносить ли эти сведения в его паспорт?

    § Следует ли проводить категоризацию открытых источников по этой схеме или же ограничиться категоризацией только закрытых источников?

    § Какова ответственность и санкции за невыполнение категоризации источников в организациях и на предприятиях?

    § Как и в какие сроки проводить мероприятия по обеспечению сохранности источников соразмерно с их категорией?

    Однако, поскольку Методические рекомендации имеют статус Руководства по безопасности, то по этой причине они не могут и не должны включать в себя ответы на эти и другие подобные вопросы. Они предназначены только для ответа на один вопрос: каким образом относить любой радионуклидный источник к той или иной категории по потенциальной радиационной опасности.

    Ответы на такие вопросы имеет смысл искать только после принятия органами регулирования безопасности (Ростехнадзор и Роспотребнадзор) принципиального решения о практическом внедрении категоризации радионуклидных источников в РФ и они, видимо, должны быть даны, например, либо в одном из разрабатываемых в настоящее время технических регламентов по ядерной и радиационной безопасности, либо в изменениях к действующим федеральным нормам и правилам, которые необходимо будет разработать и ввести в действие в ближайшем будущем.

    Надо также отметить, что в ряде отзывов на первую редакцию Методических рекомендаций содержатся предложения ограничиться только категоризацией источников, исключив из документа вопросы, связанные с их сохранностью, и мотивируется это наличием действующих документов по физической защите, которые следует доработать с учетом категоризации либо разработать отдельный документ по сохранности радионуклидных источников. Безусловно, в этом есть здравый смысл и, видимо, во второй редакции документа данное предложение будет учтено.

    Таким образом, целесообразность внедрения категоризации радионуклидных источников в российскую практику заключается в том, что применение ее в практическом плане создаст основу для того, чтобы распределение людских и финансовых ресурсов для различных видов деятельности с применением радионуклидных источников было бы соразмерным с категорией источника при одновременной минимизации радиационных рисков для персонала и населения, если с источниками обращаться должным образом согласно их категориям.

    Литература

    1. Кодекс поведения по обеспечению безопасности и сохранности радиоактивных источников. МАГАТЭ, Вена, 2004.

    2. Categorization of Radioactive Sources. TECDOC-1344, IAEA, Vienna, 2003.

    3. П.М. Рубцов, Д.Е. Романов, А.И. Мусорин Соответствие между категорией радиоактивного источника и обеспечение его сохранности при разработке технических регламентов для регулирования безопасности на радиационных объектах народного хозяйства. М., НТЦ ЯРБ, Вестник Госатомнадзора России, № 1, 2004.

    4. Categorization of Radioactive Sources. Safety Guide № RS-G-1.9, IAEA, Vienna, 2005.

    6. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99). М.:, Минздрав России, 2000.

    7. Методика подготовки к реагированию на ядерные или радиационные аварии. TECDOC-953/R, МАГАТЭ, Вена, 1998.





    Действует Редакция от 25.12.2011

    Наименование документ "МР 2.6.1.0050-11. ГОСУДАРСТВЕННОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 2.6.1. ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕРОПРИЯТИЯМ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.12.2011)
    Вид документа методические рекомендации, мр
    Принявший орган главный государственный санитарный врач рф
    Номер документа 2.6.1.0050-11
    Дата принятия 25.12.2011
    Дата редакции 25.12.2011
    Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
    Статус действует
    Публикация
    • На момент включения в базу документ опубликован не был
    Навигатор Примечания

    "МР 2.6.1.0050-11. ГОСУДАРСТВЕННОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 2.6.1. ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕРОПРИЯТИЯМ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.12.2011)

    МАГАТЭ разработало систему категорирования закрытых радионуклидных источников (ЗРнИ) по их потенциальной радиационной опасности при наихудшем сценарии аварии (включая возможность диспергирования радиоактивного вещества) . Система базируется на потенциальной возможности таких последствий радиационной аварии, которые могут быть причиной детерминированных эффектов для здоровья человека, и основана на концепции (понятии) "опасного источника", определенного как источник, который, если он не находится под должным контролем, может приводить к облучению людей, достаточному для возникновения тяжелых детерминированных эффектов. В зависимости от вида практической деятельности, типа изделия или установки, содержащей ЗРнИ, и активности радионуклида установлены границы пяти категорий опасности ЗРнИ таким образом, что наиболее опасные источники относятся к категории 1 (в терминологии МАГАТЭ "чрезвычайно опасно для человека"), а наименее опасные - к категории 5 ("опасность для человека очень маловероятна").

    Аварийные ситуации с ЗРнИ, если не нарушена их целостность или герметичность, могут приводить только к внешнему облучению. Поврежденные или негерметичные ЗРнИ, а также открытые источники могут быть причиной загрязнения окружающей среды и поступления радиоактивных веществ в организм человека, вызывая внутреннее облучение. Минимальное количество радиоактивного вещества (в единицах активности) для отдельных радионуклидов, которое может приводить к тяжелым детерминированным эффектам, называется D-величиной (от англ. dangerous - опасное) . При оценке значений D-величин рассматривались две группы сценариев (путей) облучения:

    Сценарии облучения от недиспергированного (герметизированного) радиоактивного вещества, в которых предполагалось, что человек носил незащищенный источник в кармане, что приводило к локальным повреждениям мягких тканей в результате внешнего контактного облучения; или человек находился поблизости от незащищенного источника в течение периода времени от нескольких дней до недели, что приводило к внешнему облучению всего тела человека. Для этих сценариев вычислялась величина D1;

    Сценарии облучения от диспергированного радиоактивного вещества, в которых предполагалось ингаляционное поступление радиоактивных аэрозолей; или поступление радионуклидов с пищей и питьевой водой; или контактное облучение вследствие радиоактивного загрязнения кожных покровов, для которых вычислялось значение величины D2.

    В качестве значения D-величины для каждого радионуклида выбиралось минимальное значение для рассмотренных сценариев облучения.

    В табл. П 1.1 даны значения D1-, D2- и D-величин для некоторых радионуклидов, нашедших широкое применение в промышленности, медицине, исследованиях и других видах деятельности.

    Таблица П 1.1

    Минимальные значения активности радионуклидов, которые могут приводить к серьезным детерминированным эффектам

    Радионуклид D1-величина, ТБк D2-величина, ТБк D-величина, ТБк
    3 H Нет 2000 2000
    32 P 10 20 10
    60 Co 0,03 30 0,03
    90 Sr 4 1 1
    131 I 0,2 0,2 0,2
    137 Cs 0,1 20 0,1
    192 Ir 0,08 20 0,08
    210 Po 8000 0,06 0,06
    238 Pu 300 0,06 0,06
    239 Pu 1 0,06 0,06
    241 Am 8 0,06 0,06
    252 Cf 0,02 0,1 0,02
    239 9 Pu- Be <*> 1 0,06 0,06
    241 9 Am- Be <*> 1 0,06 0,06

    Примечание: <*> нейтронный источник.

    Отношение активности источника A к соответствующей D-величине, равное 1 (A/D = 1), рассматривается в системе категорирования как граница, разделяющая диапазон активностей ЗРнИ на две условные категории: "опасные" - A/D 1 и "неопасные" - A/D < 1.

    В зависимости от значения A/D-отношения установлено пять категорий опасности:

    1) A/D 1000 - чрезвычайно опасно для человека;

    2) 10 A/D < 1000 - очень опасно для человека;

    3) 1 A/D < 10 - опасно для человека;

    4) 0,01 A/D < 1 - опасность для человека маловероятна;

    5) A/D < 0,01 - опасность для человека очень маловероятна.

    Таблица П 1.2

    Категория опасности источника Диапазон A/D, название категории Упрощенное описание опасности облучения
    при нахождении вблизи отдельного источника в случае диспергирования радиоактивного вещества источника (взрыв, пожар и др.)
    1 >= 1000 Чрезвычайно опасно для человека Возможен смертельный исход, если человек находился вблизи такого незащищенного источника в течение периода времени от нескольких минут до 1 ч. Возможен серьезный вред здоровью или угроз для жизни людей, находящихся в непосредственной близости. За пределами нескольких сотен метров риск возникновения детерминированных эффектов мал, но загрязненную территорию площадью порядка 1 км2 необходимо дезактивировать.
    2 10 <= A/D < 1000 Очень опасно для человека Возможен смертельный исход, если человек находился вблизи такого незащищенного источника в течение периода времени от нескольких часов до нескольких дней. Маловероятен серьезный вред здоровью или угроза для жизни людей, находящихся в непосредственный близости. За пределами около 100 м риск возникновения детерминированных эффектов мал, но загрязненную территорию площадью менее 1 км2 необходимо дезактивировать.
    3 1 <= A/D < 10 Опасно для человека Вред для человека, который брал его руками или иным образом контактировал с ним в течение нескольких часов. Маловероятен смертельный исход, если человек находился вблизи такого незащищенного источника в течение периода времени от нескольких дней до нескольких недель. Риск возникновения детерминированных эффектов за пределами нескольких метров мал или отсутствует, но загрязненную территорию необходимо дезактивировать. Размеры территории, подлежащей дезактивации, вероятно, не превысят десятых - сотых долей от 1 км2.
    4 0,01 <= A/D < 1 Опасность для человека маловероятна Маловероятен временный вред человеку, который брал его руками или иным образом контактировал с ним в течение многих часов или который находился вблизи источника в течение многих недель. Такое количество радиоактивного вещества не может причинить вред людям при диспергировании.
    5 < 0,01 Опасность для человека очень маловероятна Никому не может быть причинен вред таким источником. Никому не может причинить вред при диспергировании такого источника

    Примечание: В случае диспергирования радиоактивного вещества источников категорий опасности 1, 2 или 3, размер загрязненной территории, подлежащей дезактивации, будет зависеть от многих факторов (включая активность, тип радионуклида, способ диспергирования, погодные условия и т.п.).

    Таблица П 1.3

    Категория Соотношение A/D (отношение активности в источнике к активности, считающейся опасной) Пример источников и практической деятельности
    1 A/D > 1000 Радиоизотопные термоэлектрические генераторы (РИТЭГи), облучательные установки, телерадиотерапевтические источники, стационарные источники для многолучевой телетерапии ("гамма-нож")
    2 1000 > A/D > 10 Источники для промышленной радиографии, источники для брахитерапии с высокими/средними мощностями дозы
    3 10 > A/D > 1 Стационарные промышленные средства измерений, в которых используются высокоактивные источники (в т.ч. радиационные уровнемеры), приборы для геофизических исследований и каротажа
    4 1 > A/D > 0,01 Источники с низкими мощностями дозы для брахитерапии (исключая глазные аппликаторы и долговременные имплантаты), промышленные средства измерений, в которых не используются высокоактивные источники, костные денситометры, нейтрализаторы статического электричества
    5 0,01 > A/D Источники для брахитерапии с низкими мощностями дозы в виде глазных аппликаторов и долговременных имплантатов, рентгенофлюоресцентные анализаторы, электроннозахватные устройства, источники для мессбауэровской спектрометрии, источники для позитронно-эмиссионной томографии, контрольные и лабораторные источники

    В соответствии со статьей 36 1 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Утвердить прилагаемые Правила регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности.

    2. Установить, что обращение организации, имеющей лицензию на деятельность в области использования атомной энергии, за регистрацией в качестве организации, осуществляющей деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертной и пятой категорий радиационной опасности, осуществляется не позднее чем за 10 рабочих дней до окончания срока действия указанных лицензий.

    3. Определить Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору органом, осуществляющим регистрацию организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности.

    4. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

    5. Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору в 3-месячный срок привести свои нормативные акты в соответствие с Правилами, утвержденными настоящим постановлением.

    6. Внести в акты Правительства Российской Федерации следующие изменения:

    А) пункт 2 Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. N 865 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 29, ст. 3528), дополнить абзацем следующего содержания:

    "деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности.";

    Б) пункт 7 Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1997 г. N 1298 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст. 4782), дополнить словами ", а также радиоактивные вещества, которые содержатся в радионуклидных источниках четвертой и пятой категорий радиационной опасности".

    Председатель
    Правительства Российской Федерации
    Д. Медведев

    Прим. ред: текст постановления опубликован в "Собрании законодательства РФ", 26.11.2012, N 48, ст. 6692.

    Правила регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности

    1. Настоящие Правила устанавливают порядок регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности (далее - организация).

    2. Настоящие Правила не распространяются на деятельность, связанную с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией, хранением и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

    3. Для регистрации организации в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - регистрирующий орган) представляется уведомление об осуществлении деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности (далее - уведомление).

    4. Регистрация организаций осуществляется регистрирующим органом путем внесения записи в реестр организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности (далее - реестр).

    5. Реестр ведется по форме и в порядке, которые устанавливаются регистрирующим органом.

    6. Под эксплуатацией радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, понимается их использование по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт.

    7. За регистрацию организации плата не взимается.

    8. Уведомление составляется организацией по форме, устанавливаемой регистрирующим органом, и представляется в регистрирующий орган (его территориальный орган) по месту предполагаемого осуществления деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, до начала фактического осуществления этой деятельности.

    9. Организация представляет уведомление в регистрирующий орган непосредственно или направляет его заказным почтовым отправлением с описью вложения с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью заявителя.

    10. Регистрирующий орган в течение 30 дней со дня поступления уведомления проводит проверку полноты сведений, содержащихся в уведомлении, и принимает решение о регистрации организации либо об отказе в ее регистрации.

    11. Основанием для принятия регистрирующим органом решения об отказе в регистрации организации является недостоверность или неполнота представленных в уведомлении сведений.

    12. Регистрирующий орган в течение 10 дней со дня принятия решения о регистрации организации либо об отказе в ее регистрации направляет письменное уведомление о принятом решении.

    13. Решение об отказе в регистрации организации может быть обжаловано в судебном порядке.

    14. Организация обязана сообщать в регистрирующий орган сведения об изменениях данных, ранее указанных в уведомлении, в течение 10 рабочих дней со дня их изменения посредством представления (направления) в регистрирующий орган заявления в произвольной форме с приложением подтверждающих документов.

    15. Организация исключается из реестра на основании:

    А) заявления о прекращении деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности;

    Б) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации организации или прекращении ее деятельности в результате реорганизации организации.

    16. В целях исключения из реестра организация подает заявление о прекращении своей деятельности и документы, подтверждающие факт сдачи радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, на захоронение или их передачи в другую организацию, зарегистрированную в соответствии с настоящими Правилами.

    17. Исключение организации из реестра по иным основаниям, кроме предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил, не допускается.

    18. Организация считается прекратившей свою деятельность со дня представления заявления или сведений, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил.

    19. Регистрирующий орган по письменному запросу предоставляет безвозмездно сведения об организациях заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в объеме, необходимом для выполнения ими своих полномочий, или сообщает об отсутствии запрашиваемых сведений в течение 3 рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса.


    Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

    председательствующего судьи Г.К. Шамшутдиновой

    при секретаре А.К.Зайцевой,

    рассмотрев в рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 43, административное дело № 2а- 1959/2016 по административному исковому заявлению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области» к прокуратуре Советского района у г.Астрахани о признании незаконным представления,

    У С Т А Н О В И Л:

    ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области» обратилось в суд с административным иском, указав, что 18.02.2016 учреждением получено представление прокуратуры Советского района г.Астрахани № 07-52/16 от 18.02.2016, согласно которому в деятельности учреждения установлены следующие нарушения: ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области», на которое распространяется действие Перечня должностей работников объектов использования атомной энергии, в нарушение п. 16 НП-067-11, не имеет разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии. До настоящего времени учреждение не направило заявление в Донское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора на получение разрешений работникам на право ведения работ в области использования атомной энергии. В учреждении отсутствует персонал, имеющий необходимую квалификацию для эксплуатации радиационных источников.

    Согласно представлению им предложено: безотлагательно рассмотреть его, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих, принять меры, направленные на усиление контроля за соблюдением требований законодательства в указанной сфере, получить в установленном порядке персоналом учреждения разрешения в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 03.03.1997 №240; решить вопрос о привлечении ответственного виновного лица к дисциплинарной ответственности.

    Не согласившись с данным представлением, административный истец просит признать его незаконным.

    В судебном заседании представитель административного истца Пушкарев С.Н. доводы административного иска поддержал.

    Представители административного ответчика Коновалов С.С., Безуглая Н.Р. с доводами иска не согласились.

    Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    Р Е Ш И Л:

    Административное исковое заявление ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области» удовлетворить.

    Признать незаконным представление прокурора Советского района г.Астрахани от 18.02.2016 № 07-52\16.

    Решение суда может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца.

    Суд:

    Кировский районный суд г. Астрахани (Астраханская область)

    Истцы:

    Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в АО"