Войти
Образовательный портал. Образование
  • Пророк мухаммед краткое описание
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Существительные шипящие на конце ь знак. Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

    Существительные шипящие на конце ь знак.  Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

    Русский язык. 4 класс УМК Перспективная начальная школа. (учебник русский язык 3 часть М.Л Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова стр 155-157)

    Тема: "Мягкий знак после шипящих на конце слов имен существительных"

    Тип урока: комбинированный

    Цель: обеспечить усвоение учащимися написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.

    Относительно региона Чако. Естественный из этой аргентинской провинции. Верхняя одежда, которая слегка проходит от талии. Энигма, в которой нужно найти слоги слова и целое слово, по некоторым показаниям. Военная или другая музыка, состоящая только из духовых инструментов.

    Индейцы используют его для своих танцев. Резервуар для воды остановился в земле, естественным или искусственным. Сайт, где много луж. Индейцы подчиняются империи инков. Вода или жидкость останавливались в депрессии почвы. Это говорит много и без субстанции.

    Глянцевый лак, который сохраняет блеск долгое время. Сушеное и соленое мясо. Военный значок, прикрепленный к плечу клипом. Вещь заряжена и плохой вкус. Всадник с богато украшенным костюмом и широкополой шляпой. Индийский, который жил в Восточной Республике Уругвай по прибытии испанцев.

    Задачи:

    Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию правописания мягкого знака после шипящих в словах женского рода, ед. числа, вывести алгоритм написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных, продолжить работу над словами с непроверяемой орфограммой;

    Произведите щелчки языком. Обман, который вызывает событие, которое не ожидалось. Рамка, в которой размещены фотографические пластины, чтобы выставить их в темной камере. Чтобы сорвать негативный факт в надежде некоторых. Внезапный шум чего-то, что ломается или ломается. Взрыв, который делается с помощью кнута или стропа при расщеплении воздуха.

    Шлак железной руды. Овощной зеленый стручок и бобы внутри. Расщепите гвоздь в два, что после прохождения через отверстие открывается и фиксируется как заклепка. Потеряйте ключ, потеряйте рассудок. сходить с ума. Межд. с которой он называется, делается для остановки, вы обращаете внимание на человека. Он также выражает удивление или удивление.

    Развивающие: способствовать развитию универсальных учебных действий: развития умений сравнивать, анализировать, умение обобщать, делать выводы; развитие умений регулировать свою деятельность:

    Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, культуру интеллектуального труда, чувство сопереживания.

    Серебряная английская валюта эквивалентна одной двадцатой фунту стерлингов. Мандат письменных платежей для сбора определенных средств, которые лицо, которое его выпустило, доступно в банке. скрещены. на аверсе которого указано имя банка или компании, которая делает его эффективным.

    Коренные жители, населявшие Колумбию до прибытия испанцев. Жевательные, которые продаются как таблетки. Кусок тонкой веревки, чтобы вытащить веревку. Алкогольный напиток, который является результатом ферментации кукурузы. Тот, который получается при ферментации сока винограда и яблока.

    Планируемые результаты:

    Личностные: развитие интереса к предмету, формирование мотивации к обучению и познанию, воспитание личностных качеств: аккуратности, ответственности, уверенности, воспитание уважительного отношения к родному языку.

    Метапредметные:

    Формирование регулятивных УУД : развития умения выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности, развитие самостоятельности, самооценки, осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя.

    Цикада. насекомое, которое производит пронзительный и монотонный шум. Тимбр, напоминающий звук цикады. Остаток смазки после расплавления. Дикое дерево. гребней. лиственных пород. который используется для автомобилей. колеса кофейных мельниц и т.д. Коренные жители, которые жили в Мексике до прибытия испанцев.

    Удар, который производится ударом по коже головы. Говорят о человеке с некоторым психическим расстройством. Потеряйте умственные способности. У вас мозг сосать человек или вещь. Говяжий рог, используемый гаушоми для перевозки воды в поездках. Смолистый куст, который растет в южных склонах гор всего американского континента.

    Формирование коммуникативных УУД : развитие монологической и диалогической речи, умения слушать, понимать обращенную речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; адекватно реагировать на замечания учителя.

    Формирование познавательных УУД : развитие умение находить наиболее эффективные способы решения орфографических задач, анализировать, сравнивать, обобщать.

    Невнятный звук голоса, очень резкий. Говорят о виде сладкого, сделанного с яйцами, сиропом и другими ингредиентами. Канал, в котором дым сгорания выходит. Примат млекопитающих, антропоморфная обезьяна с очень длинными руками, большая голова. брови и видная борода и сокрушенный нос. Его тело покрыто темным пальто. Он живет в Экваториальной Африке, умный и общительный и может быть одомашнен.

    Гемиптера насекомых измельченного тела. темно-красный и длиной около четырех миллиметров. Он ночной, зловонный, и он затирает кожу, чтобы высосать кровь. Большая плоская голова, которая используется для фиксации платы на доске. Грызун млекопитающих. типичный для Южной Америки. Он живет в горных районах и разводится для его кожи. Очень мягкий, серый, используется в мехах.

    Предметные: знакомство учащихся с существительными с основой на шипящий в форме Р.п. мн. Ч. , развитие умения правильного написания ь знака на конце шипящих существительных, развитие каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности развитие навыка работы с учебным текстом.

    Основные образовательные ресурсы : мультимедиа-проектор, ноутбук, карточки с шипящими согласными буквами: ж, ш, ч, щ, презентация.

    Гребная лодка. самый маленький на корабле. Легкий гамак, используемый в качестве постели индейцами Венесуэлы. Какая-то разноцветная ткань. Легкая обувь, без пятки, используется внутри дома. Сделать ошибку, провалиться на что-то. Ласковый отборочный, иногда уничижительный. Природный Китай, азиатская страна. Толпа, толпа детей.

    Маленькая девочка прилагательное уменьшительное от мальчика. Посуда, сосуд или тому подобное. Светящиеся украшения для елки. Это зеленая ягода, размер которой варьируется между яблоком и дыней. В игре с бильярдом удача выиграна случайно. Одежда, которую носят гаучо, покрывающие талию, обнимает ноги.

    Тип урока : урок изучения нового учебного материала.

    Ход урока

      Организация начала урока

    1.Приветствие.

    Здравствуйте ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Виктория Александровна.

    2.Проверка готовности к уроку.

    Проверка порядка на рабочих местах, наличия необходимых учебных пособий и принадлежностей.

    Длительная рана или шрам на лице с ножом. Произведите резкий звук, например, когда вы поджарите что-нибудь или когда вы натираете одну вещь другим. Крик птиц, которые не поют с гармонией. Голос или звук острые и неприятные. Истинная или ложная новость, с которой он предназначен, чтобы нарушить одно лицо против другого.

    Сплетня рассказывает нескольким людям. Освещенная частица прыгает от огня. Частица чего угодно. Действие, чтобы поднять огонь. Изолированное событие, которое предшествует другим, имеющим большее значение. Говорят о письме или речи со многими ведьмами.

    3.Мотивация к обучению и познанию.

      Ребята, повернитесь к другу и внимательно рассмотрите у соседа по парте глаза. Какого они цвета?

      Для чего нужны глаза человеку? (всё замечать, запоминать, наблюдать...)

      А теперь мне покажите свои глаза?

    Какие красивые у вас глаза! Они такие лучистые и ясные. Искрятся добротой и любовью. Ваши глаза видят всё: и красоту заснеженных деревьев и синеву неба. Они видят тех, кто нуждается в вашей помощи. Сегодня на уроке русского языка мне нужна ваша помощь. Вы должны быть активными, внимательными, дружными, чтобы открыть для себя новые знания.

    Огненные искры многократно. Межд. к молчанию. Чито, хитон. Межд. навязывать молчание. Шокирующий. р. а. столкнуться. отрегулированный. Найти себя с одной стороны с другой. Отдавая руки дружно. Паста сделана из какао и сахара. Выпейте эту пасту, растворенную в молоке.

    Маленький тонкий шоколадный выбор. Ослабили умственные способности по возрасту. Название различных видов тополей. Короткая часть кишечника, фаршированная маринованной свининой. Болотная птица, около 25 см, прямой шип, тонкие ноги и различное оперение. Плоская голова, безрассудная.

    Ребята, вы готовы? Тогда в путь за знаниями!

    II. Актуализация умений и знаний.

    Откройте тетради, запишите число, классная работа.

    1. Разгадывание ребуса

    Я предлагаю вам отгадать ребус. ( слайд 2)

    Исследователь.

    Кого называют исследователем? (Человека, который стремится к новому, увлечённый исканиями; человека, который наблюдает, добывает что- то новое интересное).

    Опустите поток, образующий жидкость. Порция жидкости или газа резко выходит. к реактивному двигателю, самолетному двигателю или ракете, создаваемому бурной разгрузкой жидкости. Дождь или сильный дождь. Эстевадо, стенд, ноги которого изогнуты. Южноамериканская птица, изящная внешность, серого оперения и пучка тонких перьев на голове.

    Убрать с губами сок или вещество вещи. Вставьте овощи в воду. Офисный работник не имеет большого значения. Упругая резиновая ниппель, помещенная в бутылочку для детей. Резиновый кусок для соса, который дается младенцам. Он встроен в зубочистку, чтобы держать его вручную.

    Сегодня на уроке вы выступите в роли исследователей. Начинаем наше исследование.

    Запишите данное слово, подчеркните орфограммы (один ученик работает у доски). Исследователь (орфограмма удвоенная согласная на стыке приставки и корня, орфограмма безударные гласные о, а, е).

    Расскажите все, что вы знаете об этом слове?

    Имя существительное, так как отвечает на вопрос кто?, обозначает предмет, м.р., 2 скл., одуш., нариц., ед.ч., И.п.

    Жареное мясо на гриле или на гриле. Архитектурный стиль перезаряжается. Пища, приготовленная из муки, яиц и молока, обжаривается в вытянутой форме. Перу Говорят о собаках, которые не имеют породы. Среди диких индейцев те, кто не воюет, то есть женщины, дети и пожилые люди.

    Чузо, оружие в форме палки с железным шампуром. Соль, полученная в результате комбинации цианогена с радикалом. Перу Кустарник с длинными листьями и узкими лентами и цветком, похожим на колокольчик, но красивого золотого цвета, который капает, когда стебель обрезается белой и ядовитой жидкостью.

    Продолжаем разгадывать ребусы и зашифрованные слова.

    2. Словарная работа

    Разгадать ребусы и зашифрованные слова . ( слайд 3, 4)

    Картофель, корабль, учитель, ладонь, январь.

    Что общего в написании данных слов?

    Это имена существительные с мягким знаком.

    Какой вопрос зададите себе?

    Седалищный, ок. Принадлежность к бедру. Земля: Планета, в которой мы живем. Наука, изучающая функционирование нервных связей у живых существ. Искусство создания и управления электронными устройствами и машинами, которые автоматически выполняют сложные вычисления.

    Знак, который оставляет рану. Впечатление, которое остается в настроении. Вылечить раны или раны до тех пор, пока они не будут хорошо закрыты. Человек, который инструктирует об особенностях места. Спорт, в котором практикуется велосипед. Период времени, который был закончен, пересчитывается снова. Серия конференций, связанных друг с другом темой.

    Что я знаю о правописании мягкого знака.

    Какую роль играет мягкий знак в написании данных слов?

      Ь знак служит для обозначения мягкости согласных букв;

    А еще, какую роль может играть мягкий знак в словах?

      Может быть разделительным.

    Приведите примеры

      Выполнение грамматической функции.

    Продолжаем наше исследование

    Учитывая имя в греческой мифологии для каждого из гигантских сынов Небес и Земли, которые, как говорили, имели один глаз в середине лба. Принадлежность к Циклопам или относящаяся к ним. Аппарат, который ускоряет атомные частицы для бомбардировки других атомов.

    Умбеллиферный завод. около двух метров, стебель, круглые, полые, полые, мягкие листья, зловонные, зеленоватые. Он венозный и используется в медицине. более мелкая, зонтичная ядовитая трава, похожая на петрушку, но с более темными листьями и неприятным запахом.

    Танец и тонада гаучо-риоплатов. Он танцевал среди нескольких пар. Видимая синяя и прозрачная сфера, окружающая Землю и движущиеся звезды. Особняк, где ангелы, святые и благословенные, наслаждаются присутствием Бога. сатин. Плоский и гладкий потолок. Он используется перед существительными.

    3.Анализ учебной деятельности учащихся на данном этапе.

    III . Открытие новой темы. Целеполагание.

    Прочитайте слова:

      беречь

      стеречь

      испечь

      На что указывает мягкий знак в этих словах?

    На неопределённую форму глагола.

      А что общего в написании слов: мяч, морж, речь, вещь?

      Пятно, полное грязи или болота. Истинное знание вещей. Тело упорядоченной доктрины, которая образует определенную ветвь человеческого знания. Каждая из равных частей целого. Ученый, ок. отрегулированный относительно науки. Будьте в начале вещи. Временное закрытие учреждения. Молния для платьев, сумок и т.д. В неопределенном смысле оно используется перед существительными.

      У мужчины есть рога в голове, которую он теряет и обновляет каждый год. Он охотится за своей кожей, рогами и плотью. Номер, знак, с которым он изображен. Написание, в котором используются знаки и которые нужно понимать, необходимо знать ключ. Шифрование, дает. р. р. для шифрования. отрегулированный.

    Это имена существительные с шипящим на конце звуком.

      Назовите шипящие звуки.

      [ш], [щ], [ж], [ч].

      Какой вопрос возникает у вас, глядя на эти слова?

    Почему в одних именах существительных после шипящих пишется ь знак, а в других не пишется?

    Как вы думаете, что может служить причиной разного написания?

    IV Открытие новых умений, знаний.

    Гемиптера насекомых, подотряда гомоптеры, длиной около четырех сантиметров, желтовато-зеленый, конический живот, у основания которого у мужчин есть устройство, которое производит монотонный шум. Декапод ракообразный похож на морской омар. Маленькая сигара, обернутая тонкой бумагой.

    Ролл табачных листьев, который горит на одном конце и курит на другом. Куличная птица высотой почти в один метр, длинная шея, тело белого оперения и черные крылья. ноги и красный клюв. Она - хороший флаер и мигрирует осенью в теплые места, чтобы вернуться весной.

    1.Каллиграфическая минутка

    2.Решение орфографической задачи,

    Обозначь имена сущ. с мягким знаком на конце после шипящих.

    Полноч(ь)

    Камыш (ь)

    стаж(ь)

    борщ(ь)

    Береч (ь)

    пишеш(ь)

    дрож(ь)

    вещ(ь)

    Грач (ь)

    туш (ь)

    багаж(ь)

    плащ(ь)

    Мелоч(ь)

    рисуеш(ь)

    молодеж(ь)

    Двойной локоть на оси определенных машин. Ячейка или микроорганизм с ресничками. Относительно бровей, ресниц или ресничек. Ремень из щетины или железной цепочки с концами, плотно прилегающими к телу, которые, подобно умерщвлению, используют некоторых людей.

    Емкость цилиндра или цилиндр двигателя. Твердое тело в рулонах, ограниченное двумя плоскостями, которые образуют основания. Труба, в которой перемещается поршень машины. Протоплазматическая нить некоторых простейших и других клеток. Куспи, самая высокая часть холма, дерево. Высокий уровень жизни. Стебель чертополоха и другие овощи.

    помощ(ь)

    Калач(ь)

    роскош(ь)

    рубеж(ь)

    лещ(ь)

    Проверка ( 6)

    V. Физминутка

    (Дети из данного класса выступают в роли героев).

    В класс заходит Буратино, садится за парту. Следом входит Мальвина.

    Б . -Мальвина, я выполнил упражнение.

    М. - Ну, хорошо, мы проверим вместе с ребятами.

    Говорят, что домашнее животное бежит на поле и становится диким. Дикое растение, в котором выращивается другой вид. Вибрация, переместите длинную палку, взятую с одного конца. Установить принципы духовных и моральных вещей. Виды сабли, используемые турками и персами. Колючие деревья, папилоновые, узкие и мелкие листья и ароматный, желтый и красный цветок.

    Металл синего серого цвета, очень яркий, с ламинированной структурой. Стальной торцевой инструмент, используемый для обработки камня, дерева или металла. Знак и номер, обозначающий номер пять. Человек, которому пятьдесят лет. Ремень, с которым седло закреплено на лошади.

    М - Ребята, давайте поиграем. Если вы услышите имя существительное ж. р., в котором должен писаться ь после шипящих, хлопните в ладоши. Если не пишется ь, то присядьте.

    Мальвина читает слова: мышь, малыш, рожь, нож, врач, вещь, дочь, ландыш.

    М. . - Молодцы, ребята вы справились с заданием, а вот вы Буратино очень много делаете ошибок. Вы опять не учили правило?

    Буратино опустил голову, задумался.

    Б. - Ну что же мне делать? Ура! Я догадался, как можно проверить слова и исправить ошибки. Сейчас я мигом исправлю все ошибки.

    Как? -спрашивает Мальвина.

    У меня же есть волшебный ключик вот он мне и поможет. Ключ весит на доске с записью «Что же мне делать с ….? Буратино берет ключ и показывает детям.

    Б. Что же мне делать с этой мышью? В слове пишется разделительный мягкий знак, значит, в начальной форме мышь пишем мягкий знакь. Что же мне делать с этим малышом? В слове малыш мягкий знак не пишется, значит, мягкий знак в начальной форме после шипящего не пишем.

    М . Ну, молодец, Буратино!

      Ребята, а каком новом способе проверки написания мягкого знака имени существительного после шипящих на конце вы узнали? Исправьте ошибки данным способом.

    Ребята исправляют, проговаривая устно вслух.

    VI . Открытие новых умений, знаний(продолжение)

    1.Знакомство.

    Сформулируйте тему урока и цель урока. Какова цель урока?

    Чему вы должны научиться на уроке?

    Узнать когда пишется ь после шипящих, познакомиться с алгоритмом написания мягкого знака после шипящих на конце слова.

    Посмотрите, ещё раз на эти слова и попробуйте сформулировать правило, когда пишется ь? (Учащиеся пытаются самостоятельно сформулировать правило).

    Подтвердились ли ваши предположения?

    2 . Беседа по вопросам .

    С какой новой орфограммой вы сейчас познакомились?

    Как же обнаружить в слове место этой орфограммы?

    Если в слове слышится шипящие звуки [ ч ], [ж], [ ш ], [ щ ] или на конце существительного написана буква ж, ш, щ, ж. значит после неё орфограмма.

    Что является главным в выборе написания? (род имени существительного)

    3.Работа с учебником.

    Сравнение темы урока и правила по учебнику. 155-158 Прочитайте правило.

    VII . Закрепление открытых умений, знаний

    Продолжаем наше исследование по учебнику.с 155-158

    Выполнение упр 161 с155 (по 1 ученику у доски, по очереди.)

      Проверка

      Составление алгоритма.

    Ребята, как вы думаете каков порядок написания мягкого знака после шипящих? Учащиеся предлагают алгоритм написания мягкого знака после шипящих. ( слад 5)

    Проверьте по этому алгоритму, пишется ли ь в именах существительных меч, горечь, нет туч.

    4. Самостоятельное выполнение упр.3 с.83

    (В это время индивид, работа у доски 4 ученика)

    VI I . Итог урока. Рефлексия

    Самостоятельная работа.

    Тест «Выбор правильного ответа по данной теме». Ученики, выбравшие буквы с правильным ответом записывают в строчку.

    1. В слове пальто ь служит:

    м) для обозначения мягкости согласного звука.

    б) является разделительным.

    2. Слово увлечь:

    а) имя сущ. ж.р, поэтому ь знак пишется;

    о) глагол неопр. формы, поэтому ь знак пишем;

    3. В слове дичь

    л) пишем ь, т.к. сущ. ж.р.

    б) пишем ь, т.к. сущ м. р.

    4. Слово шалаш

    а) сущ ж.р. ь не пишем конце слова после шипящего;

    о) сущ. м.р. ь не пишем на конце слова после шипящего;

    5. После шипящих на конце слова у имен существительных;

    д) ж.р. пишется ь

    б) м.р. пишется ь

    6. Слово пейзаж - имя существительное

    а) 3 скл., ж.р., значит ь пишется;

    ц ) 2 скл. м. р., значит ь не пишется;

    7. Что является главным в выборе написания ь имён сущ. после шипящих на конце слова:

    ы) род имени существительных;

    в) склонение имени существительных.

    Если вы правильно ответили на вопросы, соединив буквы, у вас получится слово. Какое, прочитайте . Молодцы! Вы настоящие исследователи !

    Что удалось? Какие открытия сделали?

    Какое значение имеют полученные знания?

    IX . Домашнее задание. Страница 158 упражнение 163 . Выучить правило

    Раздел: Преподавание в начальной школе.Класс: 3 классОборудование: Компьютерный программно – методический комплекс “Семейный наставник. Русский язык. Начальная школа. 3 класс. Учебный раздел “Правописание окончаний существительных”. Учебный элемент: “Найдите существительные с мягким знаком на конце”. Тест: “Найдите существительные с Ь на конце. Т – 1 (11)”. Режим тестирования – произвольный самоконтроль.
    Карточки с заданиями для исследовательской работы в группах.
    Опорные карточки со словами “дочь”, “глушь”.
    Опорная таблица с алгоритмом.
    Индивидуальные карточки с алгоритмом.Цели:
      Познакомить с новой орфограммой “Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных”. Выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода через наблюдение и исследовательскую работу учащихся. Составить алгоритм написания мягкого знака после шипящих на конце существительных; развивать память, мышление, речь. Воспитывать культуру общения, уважение к предмету, умение работать самостоятельно и коллективно.

    Ход урока.

    Организационный момент (готовность, посадка, создание мотивации на предстоящую деятельность). Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем работать в группах и самостоятельно. За самостоятельную работу по новой теме вы сами поставите себе отметку. Запишите число.Актуализация знаний (повторение изученного о мягком знаке). Прочитайте слова (запись на доске).Обратите внимание на подчеркнутые орфограммы и объясните их написание.

    Кон…ки, друз…я, вороб…и, ладон…, роял…, лист…я.

    По какому признаку можно разделить слова на две группы? (В словах первой группы мягкий знак обозначает мягкость согласного, второй группы – разделительный мягкий знак).Эти слова з апишем на доске и в тетради в два столбика. В ыделите орфограммы.

    Постановка проблемы.

    Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.На доске написано слово ДОЧЬ .К какой группе вы бы отнесли данное слово. Почему?Давайте понаблюдаем за словом. Произнесите последний звук. Какой он? (Согласный, шипящий, мягкий).Что вы можете сказать о написании слова? (На конце слова после буквы Ч написан мягкий знак).А теперь в слове дочь я закрою мягкий знак. Прочитайте слово, послушайте звук на конце. (Звук произносится так же, как и с мягким знаком на конце).Попробуйте сделать вывод. (Мягкий знак как бы не нужен, но он есть, слово нельзя отнести ни к одной группе).Куда определим данное слово? (Слово ДОЧЬ отнесем в третью группу).Аналогичная работы со словом ГЛУШЬ. (Дети делают вывод, что звук [Ш] – шипящий, твердый, а мягкий знак есть, значит, слово нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе. Относят его к третьей группе).Возникает проблемная ситуация. Постановка проблемы учащимися и её фиксация с помощью знака “?”.Какая возникла трудность? (Дети затрудняются сказать, почему в словах ДОЧЬ и ГЛУШЬ после шипящих пишется мягкий знак).Фиксация проблемной ситуации на доске Давайте попробуем сформулируйть цель урока. (Мы должны узнать, почему в словах после шипящих пишется мягкий знак).Открытие детьми нового знания. Предлагаю вам поработать в группах. Выберите в каждой группе ведущего исследователя. Внимательно читайте задания и “шаг за шагом” выполняйте работу.Работа в группах . (Предлагаются карточки для исследовательской работы).Карточка 1.1. Прочитайте слова.
    2. Определите, какие это части речи.
    3. Какие звуки слышатся на конце слов?
    4. Определите род.
    5. Разделите слова по родовому признаку.
    6. Запишите слова в два столбика.
    7. Понаблюдайте, где пишется мягкий знак, где не пишется.
    8. Сделайте вывод.Слова: Душ, ночь, тишь, плащ, вещь, ключ. (Каждая группа оформляет выводы на листах формата А4).Обсуждение, защита своих выводов и предложений у доски ведущими исследователями. (В ходе обсуждения происходит “открытие” нового знания – мягкий знак после шипящих пишется на конце имен существительных только женского рода).Формулирование темы урока детьми, запись в тетрадь. Возвращение к обозначенной проблеме. Почему же в словах ДОЧЬ и ГЛУШЬ на конце слов после шипящих написан мягкий знак? (После ответа детей знак вопроса, фиксирующий проблему на доске, убирается).Какова роль мягкого знака? (Указывает на женский род имен существительных с шипящими на конце).Введение орфограммы, ее обозначение. С какой новой орфограммой познакомились? Научимся ее обозначать (ДОЧЬ , ГЛУШЬ ).Почему букву шипящего звука подчеркивают двумя линиями? (Остановись, задумайся, писать или не писать мягкий знак).Работа с учебником (правило). Сверимся с учебником, где авторы приводят правило (чтение правила по учебнику, сравнение собственной формулировки с формулировкой учебника).Составление алгоритма. А как быть, если слова писать на слух? Ваши действия? (Необходимо составить план действий – алгоритм).(В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм).Идет озвучивание алгоритма детьми, повторение новой роли мягкого знака.Первичное закрепление. Работа со словосочетаниями. Запись на доске:красивая брош (?)
    золотая рож (?)
    серебристый ландыш (?)
    новая вещ (?)Запишите словосочетания, объясните орфограмму, обозначьте графически. (Комментированное письмо с проговариванием “шагов” алгоритма).Физминутка Самостоятельная работа на компьютере (выполнение теста с последующей самооценкой).Поработайте теперь над новой орфограммой на компьютере, используя алгоритм. Оцените результат своей работы. (В помощь каждому ученику предлагается индивидуальная карточка с алгоритмом).(Тем, кто справится с заданием быстро и правильно, предлагается составить и записать в тетради предложение с одним из слов на новую орфограмму).Момент контроля. Поднимите руку те, кто справился с заданием без ошибок. Что вам помогло? (Использование алгоритма при работе).У кого были допущены ошибки? Какие слова вызвали затруднения? Почему?Самооценка. Оцените себя, на какую отметку вы работали сегодня? (На полях в тетради ученики ставят отметку).Проверка работы по самостоятельному составлению предложений. (Зачитываются предложения, объясняется написание слов с новой орфограммой).Итог урока. Какое открытие вы сегодня сделали?Чему учились?Что было трудным (интересным, легким)?Домашнее задание. Выучить алгоритм.Творческое задание – используя слова с новой орфограммой, составить диктант – пародию или “чепушинку”.Приложение. Если нет возможности провести урок с компьютерной поддержкой, тестовые задания для компьютера можно заменить работой с перфокартами.Предлагаемые слова для работы:Ноч…, нож…, товарищ…, молодеж…, малыш…, врач…, борщ…, ерш…, печ…, ключ…, скрипач…, калач…, помощ…, глуш…, лещ…Время работы для выполнения тестов на компьютере и с перфокартами – одинаковое.Спасибо, ребята, вы хорошо поработали. А сейчас можете отдохнуть. Спасибо за урок.