Войти
Образовательный портал. Образование
  • Имена мальчиков рожденных в январе Азербайджанские имена родившиеся в январе по гороскопу
  • Суточный диурез у беременных женщин
  • Как рассчитать налог на автомобиль по лошадиным силам Изменения по транспортному налогу в году
  • Храм Солнца: Черная Пагода Конарака
  • В Туве упал космический корабль «Прогресс» видео падения Борис Леконцев, заслуженный метеоролог РФ
  • Тесты что лишает меня энергии
  • Что такое норма в экономике определение. Значение слова «норма. Словарь экономических терминов

    Что такое норма в экономике определение. Значение слова «норма. Словарь экономических терминов

    лат. norma - руководящее начало, правило, образец) - 1) средняя величина, характеризующая какую-либо массовую совокупность случайных событий, явлений; 2) понятие, обозначающее границы (меру трансформаций), в которых явления и системы (природные и социокультурные), человеческая деятельность, поведение и общение, сохраняют свои качества и функции, задающие их внутреннюю соразмерность (упорядоченность). В социальной сфере Н. конкретизируются через нормативы (специально аналитически рассчитываемые характеристики состояний), правила и предписания, а также через соотносимые с ними эталоны - образцы. Н. выступают как регулятивы социальных взаимодействий всех уровней и видов, обеспечивающие их организацию, упорядочивание, институционализацию и контроль. Изменение Н. является одним из механизмов изменения характера и направленности человеческой активности. Н. имеют два способа своего закрепления (и функционирования): знаковый (их закрепление в санкционируемых культурой кодексах, законах, сводах правил и т.д., а также в текстах культуры как таковых в плане нормативности их содержания; и социальный (их встроенность как схем в деятельность, поведение, общение). Кроме того, мышление, осознаваемая психическая жизнь также подчиняются определенным представлениям о "нормальности", репродуцируемым в данной культуре (Н. суть "лишенная пространства точка между сумасшедствием и дураком", - Лотман). Сверхзадача Н. - удержать инвариантность через полагание пределов вариативности. Инвариативность в Н. - это отсылка к "стоящей" за ней и "выражаемой" в ней ценности. Статусом абсолютности в культуре может обладать только последняя, но она как бы инверсирует эту абсолютность в Н., подкрепляя последнюю своим авторитетом.

    Н. как абсолютизированное относительное, выступает законом функционирования социокультурных целостностей, обеспечивающим их устойчивость и самотождественность. В социальной реальности Н. могут складываться стихийно как практически находимые эффективные схемы взаимодействий, действий и отдельных операций (преобладающий тип нормотворчества в традиционных культурах), а могут специально (вне предполагаемых областей применения) разрабатываться соответствующими институциями (в том числе и через специальную обработку эксплицированных практических схем) и целенаправленно внедряться в социальную жизнь (преобладающий тип нормотворчества в нетрадиционных культурах). Предлагаемая Н. может быть отторгнута на уровне социокультурных практик. Принятие же означает ее постепенную стереотипизацию в схемах опыта, с возможным последующим вторичным ее осознаванием как естественно возникшей в самом этом опыте и необходимостью ее нового "снятия". Такого рода схема движения Н. может быть обозначена как нормацикл, предполагающий переменную оборачиваемость знаковой и социальной форм функционирования Н. Опривычивание ("хабитуализация"), нормирование, легитимизация и санкционирование (с акцентом на нормировании и включении в нормацикл) - это способ освоения в системе актуальных отношений любой инновации (иначе последняя остается на уровне культурного артефакта).

    Исторически Н. возникает из традиции как основного регулятива в архаических и доминирующего в традиционных обществах. Логически же сама традиция (в определенном аспекте своей функциональной нагрузки) может быть рассмотрена как особый тип Н. Основное отличие Н. от традиции усматривается в принципиальной "вписанности" последней в процессы жизнедеятельности (регуляция всегда "изнутри") и возможности (и преобладания) в Н. регуляции "извне", ее не только целевой, но и возможной целеполагающей предназначенности к регуляции не столько самих процессов жизнедеятельности, сколько стремящихся к институонализации связей и отношений (хотя Н. и задает соразмерность любым социокультурным проявлениям и может быть интериоризирована, стереотипизирована в опыте).

    Н. и традиция в пределе (в идеальном типе) имеют: разные генетические основания - Н. искусственно конструируется, традиция складывается естественно-исторически (1); разный характер своей обязательности - Н. санкционируется (приобретает легитимизацию) вне регулируемой ситуации специальными институциями, традиция же стремится к самодостаточности, автономизации областей действия своей регуляции, не нуждается во внешних институциях (2); традиция стремится гомогенизировать свои содержания, Н. - гетерогенизируется, расщепляется по мере обнаружения в ней новых содержаний и применения к новым ситуациям регулирования (3). Учет этих оснований различения позволяет выделить четыре типа подсистем в полной социокультурной нормативной системе. Две из них характеризуют нормирование через традицию (аутентичная и вторичные виды традиции; последние есть по сути традиционализированные, т.е. "о-естествленные" Н.). Две других - нормирование через Н. (собственно Н. - технические и большинство социальных (в узком смысле слова) как регулирующих социальные взаимодействия и отношения, процессы распределения власти и управления в социальных системах; Н. как "о-искусствленные" традиции). Кроме того, традиция и Н. векторно разнонаправлены (4). Традиция стабилизирует и задает инерционность, акцентирует момент преемственности, детерминирует из прошлого. Н. - реагирует на изменения, акцентирует момент креационности (механизм внедрения инновации), детерминирует из будущего. Традиция непрерывна в своем действии, Н. - дискретна. Первая как бы задает внутреннюю, а вторая - внешнюю формы. Во внутренней структуре Н. выделяются три составляющие: диспозиция Н. (описание ситуаций и способов применения, транслируемых в Н. содержаний), императив Н. (обязательства, накладываемые Н.), характер связи диспозиции и императива (предписывание, дозволение, запрещение). Акцентирование императива определяет жесткость Н., акцентирование диспозиции - ее релятивность. В последнем случае в Н. явственнее проступает стоящая за ней ценность ("ценности сами по себе вообще не имею места в мире сущего… но значат" - Виндельбанд), в первом - актуальные социальные потребности и интересы. Тем не менее и ценностно-проявляющиеся (культурные в узком смысле слова) Н. могут носить достаточно жесткий характер (особенно "табу" культуры), а выражение непосредственных социальных потребностей и интересов - быть достаточно мягкими (прежде всего дозволения, в предельном случае - максима "что не запрещено, то разрешено"). Различают: неразвитые Н. (императив практически не прописан), "мертворожденные" Н. (императивы не имеют под собой социальных и (или) культурных оснований), Н.-фикции (условий для действия императива уже нет, но Н. не денонсирована и продолжает нести знаковые нагрузки), Н.-фантомы (императивность Н. (как и они сами) запрещается, но продолжает реально действовать, например приоритет закона кровной мести перед санкционируемым государством уголовным законом, преследующим кровную месть), реальнодействующие (в разной степени актуализации) Н. По генетическому источнику императива можно различать: Н. экстравертированные (внешний источник, власть), Н. интровертированные (самопорождающиеся), Н. амбивалентированные (Н.-амбоверты). Этим задается сила или слабость Н.

    Ситуацию "отсутствия" или "исчезновения" Н. Дюркгейм предложил описывать как "аномию" . Нарушение Н. описывается в социологии как социальное отклонение (девиация). В культуранализах появление инновации есть также нарушение Н. В социологических и культурологических анализах особый интерес вызывает выявление реальных источников императивности на микроуровнях социума, в микросредах и конкретных жизненных ситуациях. В данном случае речь идет о референтных источниках Н., инверсирующих Н. и доводящих их до конкретного потребителя. Н. не действуют в культуре и социуме изолированно друг от друга, а образуют, как правило, соотносимые и (или) конкурирующие нормативные системы. В этом отношении проводится дифференциация Н. по сферам их применения (этические, социальные в узком смысле слова, культурные в узком смысле слова, эстетические, правовые и т.д.). В литературе представлены тенденция к универсализации всех Н. либо как социальных, либо как культурных (в широком смысле слова) и противопоставления их на этом основании Н., регулирующим природные (иногда и технические) системы. В целом Н. суть средства духовно-практического освоения мира, способы познания и действия субъектов, необходимое условие установления взаимосоотнесения их между собой. Н. суть социокультурные программы.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    В словаре Даля находим такое определение:
    НОРМА ж. лат. общее правило, коему должно следовать во всех подобных случаях; образец или пример. Нормальное состоянье, обычное, законное, правильное, не выходящее из порядка, не впадающее ни в какую крайность.
    Нормальный вес, мера, принятые за общее где либо правило и служащие основаньем; единица веса и меры. Нормальная, в математике прямая черта, проходящая через точку касания и отвесно к касательной.

    В первой части статьи из словаря дается житейское определение нормы как чего-то среднего, устоявшегося, не выделяющегося из массы и наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде.

    После такого определения, лично у меня «не норма» начинает вызывать симпатию, а вот «нормальным» приспособленцем быть совсем не хочется, впрочем, тут со мной согласятся многие. Так старый психиатр К. Кюльер говорил, что «в тот самый день, когда больше не будет полунормальных людей, цивилизованный мир погибнет, погибнет не от избытка мудрости, а от избытка посред¬ственности».

    Согласно Ч. Ломброзо, «нормальный человек - это человек, обладающий хорошим аппетитом, порядочный работник, эгоист, рутинер, терпеливый, ува¬жающий всякую власть, домашнее животное». М. Ферри сравнивал нормального человека с готовым платьем, которое продают в больших магазинах.

    В эпоху глобализации и унификации, стирания различий между культурами теряют свое значение и представление о норме, с точки зрения культурного релятивизма, т.е. о том, что норма определяется культурой и в рамках каждой отдельно взятой общности представление о норме свое.

    Однако и посей день, есть определенная культурная специфика, например, многие племена индейцев, в отличие от большинства других американцев, считают галлюцинации нормальным явлением.

    В то же время нельзя не учитывать, что представление о норме в обществе со временем меняются так отношение к гомосексуальности, которая когда-то рассматривалась как преступление, затем как психическая болезнь, а сейчас может даже рассматриваться как вариант нормальных сексуальных отношений.

    Еще большее удивление вызывает изменение представления о норме во внешности людей: сейчас длинные волосы у молодых людей, брюки на девушках уже никого не шокируют, а ведь всего лет 25 в нашей стране все было совсем по другому. Меняются нравы, меняется и представление о норме. Большая родовая семья вплоть до двадцатого века- норма, ее сменяет нуклеарная семья, а в настоящее время в Европе институт семьи и вовсе терпит крах. Изменению «норм» в совершенно разных сферах жизни просто нет числа. Может быть подобная подвижность и породила следующее видение нормы.

    С точки зрения современной экзистенциальной психологии и философии каждый человек – норма сам для себя. Экзистен¬циалисты упирали на уникальность внутреннего мира человека, на необходимость интуитив¬ного проникновения, творческого сопереживания для его познания.

    Понятие норма и патология таким образом практически уничтожались, поскольку каждый индивид провозглашался уникальным и собственно нормальным относительно себя самого.

    Такая трактовка понятия нормы произвела революцию в психиатрии в 60е годы, значительно гуманизировала отношение к больным, собственно именно благодаря этому в настоящее время в большинстве стран в психиатрических клиниках мы не увидим картину, напоминающую «Полет над гнездом кукушки».

    Но такой подход вызывает массу вопросов и возражений « А как же психи, убийцы, насильники? Бред, галлюцинации?» А на это есть уже традиционный подход психиатрии: отделение от плевел: нет симптома- нет проблем, не снимая полностью проблему нормы, но, очерчивая круг, в котором следует искать специфику нормы. Но с человеком как всегда не все так просто, слишком сложно мы устроены.

    С точки зрения психоанализа степень нормальности определяется степенью осознанности, а также уровнем контроля.

    В психоанализе есть интересный термин: «тестирование реальности»,- то насколько мы способны адекватно оценивать реальность, проверять ее на зуб, существовать в ней и давать себе отчет за собственные поступки в той мы и являемся нормальными.

    Юнг предлагает несколько другое видение нормы - стремление к норме – это прежде всего стремление к целостности, к гармонии. Однако обоим авторам мы можем возразить: осознание собственных действий, жесткий контроль,- разве не губит индивидуальности и не превращает, в своих крайних формах, человека в автомат?
    А стремление к гармонии, к нирване, в конечном счете, не есть ли это стремление к покою, к нирване и к смерти?

    Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что о том, что такое норма никто так и не договорился: специалисты делают выводы на основе негативного психиатрического определении, опыта и интуиции, а простые смертные, руководствуясь собственными житейскими представлениями, теми стереотипами, которые дарит общество и культура.

    Поэтому какого-то панка с ирокезом свой собрат-панк оценит как нормального, еще и похвалит, бабушка-пенсионерка оценит как ненормального, руководствуясь стереотипами и статистическим определением нормы, а врачу для того чтобы сделать вывод может быть потребуется панка госпитализировать и обследовать.

    Человек настолько нормален, насколько он способен сопереживать другому, способен к дружескому открытому общению и, в то же время, к существованию в одиночестве, к творчеству и саморазвитию, настолько, насколько он способен осознавать собственные поступки и нести за них ответственность.

    Каждый человек и соответственно его видение мира уникально и достойно уважения, в каждом живет индивидуальность и способность к творчеству, скрытая порой за тем самым постоянным приспособлением к реальности, в погоне за которым мы и теряем себя.

    А что для вас есть норма? И можно ли определить, что таковой является?

    Когда мы применяем в речи тот или иной термин, необходимо четко понимать, правильно ли мы его используем и понимает ли наш собеседник, о чем речь. В нашей статье мы расскажем, что такое норма, как правильно использовать этот термин и когда это будет уместно.

    «Норма» - это термин, который в русской речи может использоваться в разных значениях во многих сферах жизни. Слово используется в экономике, математике, медицине, лингвистике и других областях. В общем смысле норма - это некий стандарт. Давайте разберемся со значениями этого слова более детально.

    Значения слова «норма» в разных сферах

    • В экономике термин «норма» применяется в качестве размера предопределенного показателя планируемых расходов ресурсов и материалов в расчете на одну единицу.
    • В математике этот термин обозначает величину длины вектора и абсолютного значения числа.
    • В медицине термином «норма» обозначается нормальный уровень здоровья.
    • В типографии нормой называют сокращенный вариант заглавия книги или фамилии автора, расположенные в нижней левой части первой страницы каждого печатного листа.
    • Языковая норма - это устоявшаяся совокупность общеупотребляемых слов, которые признаны социумом.
      • подвидом термина «языковая норма» является «литературная норма». Этот термин обозначает образцовое и грамотное употребление языковых средств, а также правил их использования. Это те нормы, которые фиксируются в различных словарях, грамматиках, обучающих материалах для учеников и т. п.
      • «лексическая норма» - правильное употребление слова в речи и написании.
    • Норма права - это форма определения прав и обязанностей гражданей, закрепленная законом того или иного государства. Другими словами, это - закон, общий порядок.
    • Культурные и нравственные нормы - это нормальное и правильное поведение в социуме. Подробнее читайте в статье: .

    Как обобщающий термин слово «норма» может обозначать следующее

    1. Правило, предписание, общее положение, которое действует и требует исполнения.
    2. Допустимый диапазон, некая средняя величина.
    3. Образец, пример.

    Использование термина «норма»

    Такой термин применяется не только в русском языке. Стоит отметить, что созвучный термин и идентичный по написанию есть в украинском, белорусском, македонском, сербском языках. Обозначение этого термина сохраняется - это термин, обозначающий обычное положение вещей, какое-то правило или устой.

    Существует много словарей, которые толкуют термин «норма» в своём стиле. Но значение, тем не менее, по-прежнему остается то же. Это такие словари, как:

    1. Логический словарь-справочник Кондакова;
    2. Толковый словарь живого великорусского языка Даля;
    3. Толковый словарь русского языка Ушакова
    4. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона;
    5. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка Ефремовой;
    6. Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой и другие.

    Примеры употребления слова «норма»

    • Некоторые люди считают, что нормы закона - не для них.
    • Воспитанность - это обязательная норма поведения в социуме.
    • Необходимость придерживаться культурных и нравственных норм должна воспитываться в детях с самого детства.

    В данном случае видим, что слово "норма" обозначает правило, которое действует для всех и которое обязательно для исполнения.

    • Однополые браки во многих европейски странах становятся нормой.

    Слово используется для обозначения общепризнанного явления, чего-то нормального и обычного.

    • Суточная норма калорий для людей весом от 60 до 65 кг составляет 1300-1500 ккал.

    Здесь мы употребляем термин, чтобы показать, что указанное количество единиц (ккал) - это нормально для организма. То есть, слово указывает на нормальные единицы измерения, которые не демонстрируют никаких отклонений.

    Теперь вы знаете, что такое норма, и имеете представление о разных значениях данной лексемы.

    понятие, обозначающее границы, в которых вещи, явления, природные и общественные системы, виды человеческой деятельности и общения сохраняют свои качества, функции, формы воспроизводства. Понятие Н. конкретизируется в понятиях правил, образцов, предписаний. Оно применяется для характеристики состояний природных и общественных процессов, хотя ближайшим образом связано с организацией человеческой деятельности, ее совместноРазделенным характером, с различными системами мер, в ней вырабатываемыми. Н. могут быть представлены в непосредственно вещной форме: в виде образцов и эталонов; в виде правил, зафиксированных в знаковых формах и в качестве схем деятельности и общения, "встроенных" в поведение человеческих индивидов. Н. могут относиться к внешним для человека объектам, к определенным ситуациям социальных взаимодействий, к индивидуальному развитию личности и соответствующим образом классифицируются. Но поскольку они задают совместно выработанные людьми устойчивые и общезначимые правила действий, все они в широком смысле могут быть определены как социальные. Социальные Н. в узком смысле выражают специфический характер бытия отдельных социальных групп. В архаических обществах они закрепляли условия воспроизводства социальных связей, схемы передачи опыта от поколения к поколению в жестких формах запретов, обычаев и предписаний. Они действовали как естественный закон человеческого поведения и воспринимались людьми как непреложный порядок их жизни. Проблема осмысления и обоснования Н. возникает тогда, когда различные архаичные общества вступают в регулярные торговые, политические и культурные взаимодействия. Возникает ситуация сопоставления различных образцов, правил и предписаний. Соответственно, в разных сферах человеческой деятельности проявляется потребность решения задач, выработки стандартов, соизмеряющих и связывающих различные действия, их воплощения и реализации. Само понятие Н. усложняется, поскольку оказывается сопряженным с разными системами и средствами измерения человеческого поведения. Выявляется аспект, связанный с характеристикой объекта (Н. и оценка), аспект, предписывающий субъекту определенное правило деятельности, и аспект, фиксирующий определенную форму межсубъектных взаимодействий (Н. в узком смысле, - например, моральная). Эти аспекты Н. могут быть тесно взаимосвязаны (например, в юриспруденции), могут рассматриваться отвлеченно друг от друга, фиксироваться в особых сводах правил. Категории философии включают в себя явным или неявным образом нормативные функции и именно за счет этого выполняют роль ориентиров человеческой практики и личностной самореализации индивидов. В классических категориальных системах Н. не получает достаточного освещения, но фактически присутствует и действует в них, поскольку категория меры в значительной степени ориентирована на нормативный аспект существования культуры, функционирования общества и формирования человеческой личности. Проблематика Н. усложняется в индустриальных типах общества, использующих развитые системы гражданских отношений, правового государства, вещной взаимообусловленности человеческих индивидов. В этих обществах на первый план выходят Н., определяющие деятельность людей в общем виде: они не регламентируют в деталях поведения человека, не связывают его характеристики с определенной социальной и профессиональной позицией так жестко, как в традиционных типах общества, и вместе с тем как бы предполагают в индивиде наличие достаточно развитой способности "нормировать" и регулировать свое поведение. Н., таким образом, не только дают индивиду широкие возможности для самоопределения, но и возлагают на него полноту ответственности за поступки, за нарушение тех или иных правил. Н. все более становится принципом организации человеческих взаимодействий и все менее нормой-образцом, каковою она была в архаических и традиционных обществах. В этой ситуации юридические, моральные и экономические Н. делают возможным соизмерение различных человеческих действий и поступков; Н. становится абстрактной, а человеческое поведение "взвешиваемым" и исчисляемым. В этом контексте оказывается возможным социальное исследование человеческих взаимодействий, их эмпирическое описание и построение теоретических моделей, ориентированных на нормативный аспект общественной жизни. Развитие личности также рассматривается с акцентом на усвоение человеком социальных Н., на формирование в индивиде соответствующих Н. социальных качеств. Эти тенденции получают достаточно отчетливое выражение в многочисленных педагогических, психологических и социологических концепциях XIX - первой половины XX в.

    Анализ общественной жизни, ориентированный на Н., воплотился в разнообразных социологических концепциях социального действия и социального взаимодействия и в наиболее разработанном виде предстал в теории функционализма (Т. Парсонс), господствовавшей в социологии до 70-х гг. XX столетия. Согласно этой теории, нормальное существование социальной системы сопряжено с уравновешиванием и сохранением ее основных функций. В развитии индивидов усвоение ими Н. закрепляется в ходе социализации, осуществляющейся как своего рода приспособление человека к господствующим стандартам поведения. Нарушение основных функций системы, возникающее в частности из-за уклонения индивидов от санкционированных форм взаимодействия, может приводить к социальной патологии, к "болезни" системы, к аномии. Поэтому поддержание Н. и перманентная социализация индивидов оказываются условием сохранения социального порядка. Эта в общем виде вполне приемлемая теоретическая картина пребывания общества в "норме" содержала несколько неясных положений, в т. ч. и касающихся И. В частности, возникали трудности с объяснением воспроизводства Н. и появления новых нормативных систем. В аспекте понимания личности эти трудности указывали на необоснованность сведения социализации личности к принятию ею Н., а развития личности к ее социализации. В конечном счете это определило неспособность функционализма справиться с проблемами развития Н., самореализации индивидов и изменения социальных систем в целом. Сдвиги, произошедшие в последней трети XX в. в жизни человеческого сообщества и в социальных теориях, определили интерес к проблеме воспроизводства и развития Н. Поиски резервов развития культуры поставили вопрос о деавтоматизации стандартов человеческого поведения, в т. ч. и Н. Выяснение ресурсов человеческой самореализации определило недостаточность концепций, исходящих из предзаданности Н. развитию людей. Выявилась актуальность разработки проблемы Н. применительно к развертыванию форм текущей человеческой деятельности, контактов между различными социальными и культурными системами.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    НОРМА

    НОРМА

    Предписание, разрешение или запрещение действовать определенным образом. Н. выражается нормативным, или деонтическим, высказыванием. Языковые формулировки последних многообразны и разнородны. Иногда нормативное имеет форму повелительного (императивного) предложения, но чаще представляется повествовательным предложением с особыми нормативными словами: «обязательно», «разрешено», «запрещено», «(нормативно) безразлично». Вместо указанных могут употребляться также др. слова и обороты: «должен», «может», «не должен», «позволено», «рекомендуется», «возбраняется» и т.п. В языковом представлении Н. решающую роль играет , в котором она выражается. Можно говорить об обычных, или стандартных, формулировках Н., но вряд можно сказать, что существует грамматическое , в принципе не способное выражать нормативное высказывание. Попытка определить Н. на чисто грамматических основаниях не приводит к успеху.
    Более удачными представляются попытки уточнить Н. путем выявления ее внутренней структуры и исследования ее многообразных разновидностей.
    Структура и логические связи Н. изучаются деонтической логикой. Она исходит из представления, что все Н. независимо от их конкретного содержания имеют одну и ту же структуру. Каждая Н. включает четыре «элемента»: содержание - , являющееся объектом нормативной регуляции; х а р а к -т е р - Н. обязывает, разрешает или запрещает это действие; приложения - обстоятельства, в которых должно или не должно выполняться действие; - лицо или лиц, которым адресована Н. Не все эти структурные находят выражение в языковой формулировке Н. Но это не означает, что они не обязательны. Без любого из них нет Н. и, значит, нет выражающего ее нормативного высказывания.
    Область Н. крайне широка; между Н. и тем, что ею не является, нет ясной границы. Самым общим образом Н. можно разделить на правила (правила игры, грамматики, логики и математики, обычая и ритуала и т.п.), предписания (законы гос-ва, команды и т.п.), технические Н., говорящие о том, что должно быть сделано для достижения определенного результата. Помимо этих основных групп к Н. относятся также обычаи («Принято, чтобы младшие приветствовали старших первыми»), моральные принципы («Не будь завистлив») и правила идеала («Солдат должен быть стойким»). Эти виды Н. занимают как бы промежуточное положение между главными видами.
    Сложность отличения нормативных высказываний от высказываний иных видов, и прежде всего от описательных высказываний, во многом связана с существованием высказываний, выполняющих сразу несколько функций или меняющих свою функцию от ситуации к ситуации. В частности, Н. почти не встречаются в научных теориях, которые не ставят своей специальной задачей их выработку и . В обычные теории Н. входят, как , в виде «смешанных», описательно-нормативных (или дескриптивно-прескриптивных) утверждений. Очевиден, в частности, двойственный наиболее общих принципов теории. Не являются нормативно нейтральными и все иные законы теорий и даже лежащие в их основе факты.
    Н. представляют собой частный оценок: это социально апробированные и социально закрепленные оценки. Средством, превращающим позитивную оценку действия в Н., требующую его реализации, является угроза наказания, или санкции. «Обязательно действие А» можно определить как «Делать А хорошо, и позитивно ценно, что воздержание от этого действия ведет к наказанию». Нормативное высказывание является, т.о., особым случаем оценочного высказывания.
    Н. как оценки, стандартизированные с помощью санкции, являются частным и довольно узким классом оценок. Н. касаются действий или вещей, тесно связанных с деятельностью человека, в то как оценки могут относиться к любым объектам. Н. направлены всегда в будущее, оценки могут касаться также как прошлого и настоящего, так и того, что существует вне времени.
    Как и всякое оценочное высказывание, нормативное высказывание не является ни истинным, ни ложным. Истина характеризует между описательным высказыванием и действительностью. Н. не являются дескриптивными, они не употребляются для описания и описывают постольку, поскольку это необходимо для выполнения основной функции - предписания.
    Вопрос о том, приложимы к Н. термины «истинно» и «ложно» или нет, был и остается предметом споров. Во многом они связаны с тем, что значительное языковых выражений имеет двойственный, описательно-нормативный характер. Таковы, в частности, моральные Н., которые не только предписывают определенное , но и опосредованно описывают сферу моральной жизни.
    Как говорит «Юма », из высказывания со связкой «есть» невыводимо логически высказывание с «должен». Положение о том, что нормативное не может быть выведено из чисто описательных посылок, дополнила утверждением о невыводимости описаний из Н. Отсутствие между Н. и описательными высказываниями связи логического следования не означает, конечно, что между этими типами высказываний вообще нет связи.

    Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

    НОРМА

    (от лат. norma - руководящее начало, правило, ) , 1) средняя величина, характеризующая к.-л. массовую совокупность случайных событий, явлений. В таком смысле это понятие употребляется в исследованиях, проводимых с применением методов теории вероятностей и математич. статистики. 2) Н. социальная, общепризнанное правило, образец поведения пли действия. С помощью социальных Н. обеспечивается упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов и групп. Социальные Н. могут быть универсальными, относящимися в равной мере к каждому индивиду в данном обществе, и частными, относящимися, напр. , к определ. сфере проф. деятельности или же регулирующими действия индивида, занимающего данную статусную позицию или выполняющего данную социальную роль. Масштаб действия социальных Н. определяется рамками признающей их группы или организации и способом институциализации.

    Обычно социальные Н. выступают в качестве элементов нормативных систем; наиболее важными системами нормативной регуляции являются и право. Марксизм-ленинизм показал историч. характер и классовость социальных Н., которые представлялись бурж. сознанию естественными. В развитых классовых обществах обычно взаимодействуют относительно автономные системы социальных Н., присущих различным классам, слоям и обществ. группам.

    Социальные Н. различаются по способу фиксации (формальные и неформальные, устные и письменные, выраженные явно или латентные) , по степени обобщённости (конкретные образцы определ. действия или общие принципы деятельности) , универсальности действия (специфич. или общезначимые права и обязанности) ; в них могут выражаться как позитивные (предписания) , так и негативные (запреты) характеристики действия.

    В условиях социализма вырабатывается обобщённых и дифференцированных социальных Н., круга обязанностей, прав и свобод личности, закрепляемых в конституционноправовых установлениях, в принципах коммунистич. морали. Важной проблемой социалистич. общества является интернализация этой системы в структуре личности - нового человека (см. Коммунистическое воспитание) .

    Пеньков Е. М., Социальные Н.- регуляторы поведения личности, М., 1972 ; Бобнева М. И., Социальные Н. и регуляция поведения, М., 1978 ; Меrton R. К., Social theory and social structure, Glencoe, 1957.

    Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

    НОРМА

    (лат. norma – правило, образец)

    предписание, образец поведения или действия, заключения о чем-либо и мера оценки. Норма выражает то, что существует или должно существовать во всех без исключения случаях, в закону, который говорит лишь о существующем и происходящем, и правилу, которое может быть выполнено, а может быть и не выполнено. Можно, в частности, различить: нравственные, эстетические и логические нормы, и на этом основании называют этику, эстетику и логику нормативными философскими дисциплинами. Кроме того, говорят о юридических и технических нормах. Кант часто употребляет «правило», имея в виду норму. Нормальное – соответствующее норме, подчиняющееся правилу. В противоположность этому анормальным является отклоняющееся от нормы. Нормативный – создающий нормы, устанавливающий правила.

    Философский энциклопедический словарь . 2010 .

    НОРМА

    НОРМА (от лат. nonna - руководящее начало, правило, образец) - установленный эталон, стандарт для оценки существующих и создания новых объектов. Норму отличают, с одной стороны, от воплощающего ее реального предмета, с - от фиксирующего ее нормативного высказывания, напр. юридического закона или грамматического правила. Как эталонный , так и нормативное высказывание в лучшем случае соответствуют норме, но не являются ею. Нормы существуют лишь там, где есть человеческие и соответственно цели. В природе, не включенной в человеческую , норм нет. Соответствует норме и, следовательно, является нормальным лишь тот объект, который служит достижению не любой, а лишь благой цели, т. е. объект, включенный в реализации смысла человеческой жизни.

    Норма задает границы количественных изменений объекта, в которых он сохраняет свое служить средством для достижения благой цели. Различают нижнюю границу нормы (минимум), верхнюю (максимум) и “золотую середину” между ними (оптимум). Оптимальное для достижения поставленной цели называют также идеальным. Норма - это частный случай меры - интервала, в котором , изменяясь количественно, сохраняет свое качество. Иногда границы нормы и границы меры совпадают. В ряде случаев (напр. в заповеди “Не убий”) , максимум и нормы сливаются, и норма становятся неразличимыми.

    Для отличения от идеала (входящего в границы нормы) других нормальных объектов используется понятие нормы как средней величины, характеризующей массовую совокупность случайных явлений. Это понятие применяется в теории вероятностей и математической статистике. Нормальным называют и типичный, т. е. наиболее распространенный, объект, который может и не совпадать со среднестатистическим, напр. размер доходов в обществе с резкой социальной поляризацией.