Войти
Образовательный портал. Образование
  • Пророк мухаммед краткое описание
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Социальные нормы и их роль в обществе. Тест. "Социальные нормы"

    Социальные нормы и их роль в обществе. Тест.

    Представленные контрольно-измерительные материалы для 6 класса написаны к учебнику «Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений» /Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой (М.: Просвещение).

    Тематическме КИМы составлены к каждому параграфу темы и содержат задания базового и повышенного уровня сложности. Они расположены по принципу нарастания от базовых в части А к усложненным в части В и сложным, требующим развернутого ответа в части С.

    На выполнение тестовых тематических заданий отводится 7-15 минут.

    На выполнение заданий к обобщающему уроку отводится 40-45 минут.

    Целесообразность проведения таких тестовых работ вызвана необходимостью подготовки учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ.

    В зависимости от формы задания используется различная система оценок. Все правильно выполненные задания части А оцениваются в 1 балл.

    Задания уровня В с выбором нескольких вариантов ответа оценивается в 1-2 балла: 2 за правильный ответ, 1 балл при наличии одной ошибки.

    За ответы на задания уровня С может быть выставлена отдельная оценка по пятибалльной системе.

    80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»

    60-80% - оценка «4»

    40-60%-оценка «3»

    0-40% - оценка «2»

    Вариант 1

    А1. Совокупность всех принятых государством общеобя­зательных норм, устанавливающих

    Права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций:

    1) культура 2) мораль 3) право 4) традиция

    А2. Основной закон государства:

    1) конституция 2) декларация 3) конвенция 4) подзаконный нормативный акт

    A3. Верно ли, что:

    1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    А4. Верно ли, что:

    А) в систему законодательства РФ вхо­дит несколько отраслей права;

    Б) отрасли права незыбле­мы и не могут изменяться?

    1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    В1. Что является отличительной особенностью нормы права от других социальных норм?

    1)определяет понятие добра и зла

    2)имеет общеобязательный характер

    3)обеспечивается силой государства

    4)обеспечивается силой общественного мнения

    5)официально закреплена в документах

    С 1. Что такое отрасль права? назовите не менее трех отраслей права.

    Вариант 2

    А1. Нормативный акт, регулирующий наиболее важные общественные отношения и

    Обладающий высшей юри­дической силой:

    1)закон 2) мораль 3)референдум 4) социальная норма

    А2. Какая отрасль права регулирует сферу имущественных отношений?

    1) конституционная 2) административная 3) гражданская 4) семейная

    A3. Верно ли, что:

    А) Конституция РФ была принята на всероссийском референдуме;

    Б) Конституция РФ - закон, не подлежащий изменению?

    1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    А4. Верно ли, что:

    А) естественное право создается и пре­доставляется государством;

    Б) естественное право наи­более полно представлено во Всеобщей декларации прав

    Человека?

    1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    В1. Что является институтом уголовного права?

    1)институт дарения

    2) институт невменяемости

    3) институт купли-продажи

    4)институт крайней необходимости

    5) 5) институт необходимой обороны

    С 1. Каковы отличительные особенности норм права от других социальных норм?

    Ключи

    Вариант 1 Вариант 2

    А 1. 3 а 1. 1

    А 2. 1 а 2. 3

    А 3. 3 а 3. 1

    А 4. 1 а 4. 2

    В 1. 2 3 5 В 1. 2 4 5

    Т. Д. Шипилова, МБОУ " Повалихинская СОШ", Первомайский район, Алтайский край

    Важнейшей частью соц. культуры являются соц. ценности и нормы. Каждое конкретное общество, помимо общечеловеческих ценностей и норм, имеет и свои специфические представления о том, что нужно, важно, а что нет. В этом находит свое выражение национальное, профессиональное своеобразие культуры данного общества, соц. или иной группы. Соц. ценности – продукт соц. взаимодействия людей и их групп, в процессе которого обнаруживается способность того или иного соц. явления удовлетворять потребности, интересы личности, соц. группы или общества в целом и происходит его оценка. Они позволяют каждому члену общества понять и усвоить, что в нем признается добром, а что злом. Поведение людей в обществе, соц. группе определяется прежде всего их ориентацией на определенные ценности.

    Соц. ценности - это более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т.е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Соц. ценности отвечают на вопрос, как относится к тому, что уже есть, и к тому, что может быть. Категорию «соц. ценности» ввел М. Вебер. Будучи главным элементом соц. регуляции, соц. ценности определяют ее общее, стратегическое направление.

    В системе соц. регуляции ценности выступают как более общий элемент, являющийся основанием для выработки другого, последующего элемент – соц. нормы. Соц. нормы производны от соц. ценностей и основываются на них.

    Соц. нормы – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и целостность общества.

    Повторяемость, регулярность определенных соц. взаимодействий вызывают в обществе потребность в закреплении таких общих норм, которые бы единообразно определяли действия людей и отношения между ними в соот. ситуациях. Соблюдение этих норм обеспечивается в обществе обычно путем применения соц. поощрений и соц. наказаний, т.е. позитивными и негативными санкциями, выступающий как наиболее конкретный элемент в структуре соц. регуляции. Соц. нормы классифицируются по различным основаниям. Особенно важно для ценностно-нормативной регуляции жизни общества подразделение на правовые и моральные. Первые проявляются в форме закона, иного гос. или административного акта, содержат четкие диспозиции и санкции, осуществляемые соответствующими органами. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, морального долга личности. Соц. нормы могут опираться не только на юридические и нравственные нормы, но и обычаи и традиции.

    Понятие общества очень многогранно. Оно может быть отнесено к сравнительно небольшим группам людей, объединенных по какому-либо значимому для них основанию, например, обществам спортсменов, политиков, любителей животных.

    Под обществом могут понимать отдельную страну, например, российское или американское общество. Для характеристики устойчивых межнациональных, межгосударственных образований используется понятие сообщества (европейское сообщество).

    Под обществом понимается и все человечество как некая, относительно обособившаяся часть природы, как носитель разума, источник культуры, как всеобщая форма существования человека.

    Когда требуется подчеркнуть некоторые существенные черты общества, говорят о его видах. По технологическому основанию различают доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества. По религиозному основанию: христианские, мусульманские, буддистские, конфуцианские. По национальному основанию: немецкое, французское и др. Каждое из них, хотя и отличается от других своими специфическими чертами, но подчиняется общим закономерностям.

    В философии понимание общества связывается с представлением об исторически сложившейся совокупности людей, связанных общей жизнедеятельностью. Главная черта общества- его органичная целостность, системность, поскольку люди объединены в нем на основе необходимого для них общего способа существования. К основным признакам любого общества относятся: исторически сложившееся население; общность территории; определенный способ жизнедеятельности; упорядоченность отношений (экономических, социальных, политических); общность языка, духовной культуры и традиций; организация власти и управления.

    Основными элементами любой общественной системы выступают ее субъекты. Ведущий субъект деятельности общества, разумеется, человек. Однако, в качестве субъектов общества могут выступать и различные группы, объединения людей:

    o возрастные (молодежь, пенсионеры);

    o профессиональные (врачи, учителя, шахтеры);

    o этнические (народность, нация);

    o религиозные (церковь, секта);

    o политические (партии, народные фронты, государства).

    Общество существует и развивается только благодаря наличию устойчивых взаимосвязей между его субъектами. Различные формы взаимодействия людей, связи, возникающие между социальными субъектами или внутри них, называются общественными отношениями.

    Общественные отношения условно можно разделить на две большие группы: отношения материальные и отношения духовные. Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, а закрепляются в вещественных формах материальной культуры (создание, распределение, потребление материальных ценностей). Духовные отношения связаны с идеальными ценностями: моральными, художественными, философскими, религиозными.

    Наиболее часто общественные отношения разделяются по сферам общественной жизни. В любом обществе - независимо от языка, господствующей религии, истории, ориентации хозяйства - существуют четыре типа деятельности, которые должны воспроизводиться в целях его сохранения и продолжения. Они составляют основу формирования четырех основных сфер общественной жизни и, соответственно, четырех видов общественных отношений. Таким образом, выделяют

    · экономические отношения (отношения в процессе материального производства);

    · социальные отношения (системообразующие отношения между субъектами общественной жизни); политические отношения (по поводу функционирования власти в обществе);

    · духовно - интеллектуальные отношения (по поводу моральных, религиозных, эстетических ценностей).

    Общественные отношения испытывают на себе влияние регулирующей деятельности человека и общества в целом. В то же время от характера отношений, установившихся в данном обществе, зависят положение и благосостояние каждого человека, а также направленность и темпы общественного развития. Экономические, социальные, политические и духовные отношения людей в каждом исторически определенном обществе существуют объективно, в значительной степени независимо от желания отдельного человека. Но система общественных отношений развивается только на основе творческих усилий многих людей, практическая деятельность которых рождает новые общественные отношения.

    Чтобы понять феномен общества, необходимо уяснить противоречия человека как социального «атома», а далее разобраться в характере закономерностей, объединяющих людей в некое единое целое, в общественный «организм». В принципе выделяются три основных подхода к объяснению этих связей и закономерностей.

    Первый может быть обозначен как натуралистический. Суть его в том, что человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге - Космоса. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений, особенностями географической и природно-климатической среды, спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями. Общество предстает как своеобразный эпифеномен природы, ее высшее, но далеко не самое «удачное» и устойчивое образование. Этот «эксперимент» природы ввиду явного несовершенства человека и тяжести несовершенных глобальных проблем может повести к самоубийству человечества. В рамках этого направления предполагается также, что общество может изменить форму своего бытия, «уйти» в Космос, и там начать новый виток своей эволюции.

    Другой подход может быть назван «идеалистическим». Здесь сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов. История знала немало примеров существования теократических государств, где единство обеспечивается одной верой, которая тем самым становится государственной религией. Многие тоталитарные режимы основывались на единой государственной идеологии, которая в этом смысле выполняла роль скелета общественного устройства. Рупором этих идей выступал обычно религиозный лидер или «вождь» нации и народа, а те или иные исторические действия (войны, реформы, и т.д.) зависели от воли этого человека, которая опиралась на данную идеологическую или религиозную систему.

    Третий подход объяснения общественного устройства связан с философским анализом межчеловеческих связей и отношений, которые возникают в соответствующих природных условиях и при наличии тех или иных верований, но имеют самодовлеющий, определяющий характер. Общество предстает как целое, определенная система, структурированная особым образом на части, к которым оно полностью не сводится. При этом понимании человек реализует себя в зависимости от места, занимаемого им в обществе и участия в общем процессе. Отношения людей определяются не договором или контрактом, а согласием членов общества (консенсусом), в котором учитываются объективные закономерности исторического развития.

    На протяжении всей истории люди старались понять, объяснить причины возникновения общества, направленность его развития. Первоначально такие объяснения давались в мифологической форме, в сказаниях о богах и героях, пожелания и действия которых определяли человеческие судьбы(например, «Илиада» и «Одиссея» Гомера).

    Философские учения об обществе зародились в Древнем мире, когда впервые были предприняты попытки обосновать взгляд на общество, как на специфическую форму бытия, имеющую свои законы. Например, Аристотель определял общество как совокупность человеческих индивидов, которые объединились для удовлетворения социальных инстинктов. В Средние века философские объяснения общественной жизни опирались на религиозные догматы. Аврелий Августин и Фома Аквинский понимали человеческое общество как бытие особого рода, как вид человеческой жизнедеятельности, смысл которой предопределен Богом, и которое развивается в соответствии с волей Бога.

    В период Нового времени получили распространение идеи о том, что общество возникло и развивается естественным путем на основании соглашения между людьми. Представители договорной теории (Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо) обосновывали положение о «естественных правах» каждого человека, которые он получает от рождения.

    Концепцию гражданского общества в наиболее полном виде разработал немецкий философ Г.Гегель, определивший его как связь, общение людей через согласование потребностей, разделение труда, взаимное поддержание порядка.

    В XIX веке наряду с философией начала оформляться конкретная наука об обществе - социология. Это понятие было введено французским философом О.Контом. Предметом изучения этой науки стал общественный прогресс, решающим фактором которого, по О.Конту, выступает духовное и умственное развитие человечества.

    Определенным этапом в разработке социальных проблем стала теория марксизма, согласно которой развитие общества предстает как естественно-исторический процесс. Человеческое общество, по Марксу, проходит в своем развитии пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Упреки в адрес марксизма связаны с тем, что в многообразии исторических процессов на первый план выведены экономические факторы, а влиянию человеческих, социально-духовных элементов отводится второстепенная роль.

    В конце XIX века приобрела популярность «философия жизни». Ее представитель Ф.Ницше выступил с призывом к переоценке всех ценностей с позиций индивидуализма, интеллектуального и морального аристократизма. О.Шпенглер рассматривал историю не как единое целое, а как совокупность замкнутых циклов, каждый из которых представляет историю культуры отдельного народа. О.Шпенглер считал, что европейское общество вступило в полосу окончательного заката.

    В начале XX века получили распространение труды крупнейшего философа М.Вебера, рассматривавшего проблемы социального действия. Анализу возможных типов социальной организации, противостоянию тоталитаризма и демократии, ответственности человека за выбор общества, в котором ему предстоит жить, посвящены работы К.Поппера.

    Во второй половине XX века философское познание общественной жизни было дополнено концепциями технологического характера. Р.Арон, Д.Белл, У.Ростоу, З.Бжезинский, А.Тоффлер выдвинули ряд теорий, которые объясняли процессы, происходящие в обществе, изменениями техники и технологии. Они выделили три основные этапа развития общества:

    · Доиндустриальное (аграрное),

    · Индустриальное (промышленно развитое),

    · Постиндустриальное (высокотехнологичное, нацеленное на индивидуальные потребности каждого человека).

    С начала XX века предпринимались многочисленные попытки объяснить социальную реальность средствами естественных наук: географии, биологии, психологии, кибернетики, а в последнее время и синергетики (Г.Спенсер, М.Ковалевский, З.Фрейд, Ж.Пиаже, И.Пригожин). Сама эта тенденция очень показательна с позиций сближения естественнонаучных и социальных теорий.

    Таким образом, история философской мысли показывает, с одной стороны, возрастающую мощь научного познания в сфере социальных отношений, а, с другой, - демонстрирует возрастающую сложность развивающихся общественных систем. Выход из такого противоречия возможен на пути познания общих закономерностей существования и развития общества.

    Наличие устойчивых связей между всеми компонентами общества, их единство никогда не вызывало у философов сомнений. Тем не менее, существовали и существуют различные подходы к пониманию характера целостности общества. В истории философии известны «атомистическая» теория общества, теория «социальных групп», теория социальных институтов и организаций, теория «общество как организм». Сегодня же многие философы (П. Алексеев, В. Кохановский, А. Боголюбова, П. Гречко и др.) используют теорию общества как системы. Эта система обладает особыми качествами:

    · интегральность (система как целое выше, чем ее отдельные элементы);

    · функциональность (роль каждого элемента зависит от его места внутри системы);

    · структурность (относительная устойчивость связей и отношений между элементами системы);

    · взаимозависимость с внешней средой (каждая система является элементом более масштабной системы и, с одной стороны, зависит от импульсов этой большой системы, а с другой - сама влияет на внешнюю среду).

    Всем этим признакам отвечает человеческое общество.

    Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
    Текстовое содержимое слайдов презентации:
    1. Роль социальных норм в жизни общества Вопросы:Мы едем в автобусе и оплачиваем проезд. Почему?При встрече мы здороваемся друг с другом. Зачем?Мы покупаем новый холодильник и читаем инструкцию по его использованию. С какой целью? Поведение человека в обществе регулируется различными нормами.Таких норм много и они регулируют разные виды отношений между людьми.Это упорядочивает жизнь людей! Общественные отношения- это отношения между людьми и социальными группами.
    Норма- в переводе с латинского означает «руководящее начало, правило, образец». Выделяют социальные и несоциальные нормы.Социальные нормы- это правила поведения,которые регулируют отношения между людьми и социальными группами, которые изни общества. НОРМЫНЕСОЦИАЛЬНЫЕСОЦИАЛЬНЫЕ(правила дорожного движения, рукопожатие при встречи)ТЕХНИЧЕСКИЕ(инструкция к телевизору) ЕСТЕСТВЕННЫЕ(нормы гигиены) СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫНОРМЫ ОБЫЧАЕВНОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙНОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙНОРМЫ МОРАЛИНОРМЫ КУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙПРАВОВЫЕ НОРМЫНОРМЫ ГРАЖДАНСКИХ ОТНОШЕНИЙРЕЛИГИОЗНЫЕ НОРМЫНОРМЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Соблюдение всех видов норм важно для жизни и здоровья человека! Вопросы:Можно ли громко слушать музыку поздно вечером или в ночное время?Допустимо ли ставить машину на тротуаре? Можно ли взять чужой телефон без спросу? ВыводСоциальные нормы являются регулятором отношений между людьми, играют важную роль в разрешении конфликтов, учитывают мнения и интересы людей. ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМрегулируют сложившиеся типичные ситуации в общественных отношениях;повторяются в аналогичных ситуациях, рассчитаны на многократное использование;направлены на все общество в целом, на всех людей;имеют регламентированный порядок реализации. НОРМЫ ОБЫЧАЕВ:МифыОбычаиРитуалыТрадицииОбряды Ритуал- это правило поведения, имеющее четко определенную внешнюю форму символического поведения. Обряды – это символические традиционные действия, сопровождавшие наиболее значимые моменты в жизни человека, но, в отличие с целью воспитания. Это свадьбы, обряды погребения, праздники. Традиции - один из норм обычаев. Это идеи, ценности и формы поведения людей, которые передаются от поколения к поколению. Мифы-нормы, содержащие сказочные и былинные образы. Например: мифы Древней Греции, былины Древней Руси. Вывод:В первобытную эпоху нормы обычаев регулировали все отношения между людьми, но в процессе развития общества появлялись иные нормы. НормыРелигиозные нормыМоральные нормыПравовые нормыНормы гражданских отношенийНормы экономических отношений Деловые нормыНормы политических отношенийНормы культурных отношенийМежнациональные отношения Религиозные нормы – появились в эпоху первобытности, это правила, регулирующие поведение верующих в повседневной жизни.Моральные нормы- это правила поведения людей, которые регулируют общественные отношения с позиции нравственности.Правовые нормы - регулируют наиболее важные общественные отношения, складывающиеся в государстве. Являются составной частью системы социальных норм,не должны им противоречить. Нормы гражданских отношений – возникают по поводу конкретного имущества, товара, например права на жизни здоровье, честь и достоинство.Нормы экономических отношений –правила поведения людей, которые складываются по поводу отношений собственности, производства, обмена, распределения товаров и услуг.Деловые нормы-правила, которые складываются в повседневной деловой деятельности. Эти нормы отражают порядок поведения сотрудников. Нормы политических отношений- правила поведения людей, складывающиеся в политической сфере. Возникают в результате развития политической деятельности и борьбы за власть разных партий и их лидеров.Нормы культурных отношений -отношение к прекрасному в любом проявлении(к искусству.) Межнациональные отношения – отношения между отдельными народами. Они охватывают все сферы общества. Размышляем над пройденнымСтр. 11 Домашние задание:§ 1, вопросы после параграфаЗадания для самостоятельной работы стр. 11Проект на темы: «Роль социальных норм в жизни моей», «Обычаи, ритуалы, обряды и традиции в моей семье».(проект оформить можно в виде презентации или плаката с рисунками и фотографиями)

    Социальные, экономические, политические реформы, происходящие в России в конце XX - начале XXI веков приводят к трансформации системы социальных норм и ценностей российского общества.

    Актуальность работы определяется социально-экономическими и культурными изменениями, происходящими в России. В последние годы в нашей стране происходит трансформация традиционных социальных норм, на которую оказывают влияние такие тенденции современного общества как стремление к индивидуализации, смена приоритетов в области исполнения социальных ролей.

    Цель работы – раскрыть роль социальных норм в обществе.

    Задачи : раскрыть сущность социальных норм, их содержание. Рассматриваются также их разнообразие, социальные аспекты, природа и специфика функционирования норм в качестве механизмов стабилизации общественной жизни.

    Социальные нормы - это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями. Определённой культуры и определяющие стабильность и целостность общества. Соблюдение этих норм обеспечивается в обществе обычно путём применения социальных поощрений и социальных наказаний, т.е. позитивными и негативными санкциями, выступающими как более конкретный, прямой и непосредственный элемент в структуре социальной регуляции. Особенно важно для ценностно-нормативной регуляции жизни общества подразделение их на правовые и моральные. Первые проявляются в форме закона, иногда государственного или административного нормативного акта, содержат чётные диспозиции, определяющие условия применения данной юридической нормы, и санкции, осуществляемых соответствующими органами. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, морального долга личности. Культура, предписывающая стандарты правильного поведения, называются нормативной культурой. Социальные нормы могут опираться не только на юридические и нравственные нормы, но и обычаи и традиции.

    Регулирование общественных отношений в современный период осуществляется с помощью достаточно сложной и многообразной совокупности социальных норм. Это: 1) мораль, 2) обычаи, традиции, обыкновения, 3) корпоративные нормы или нормы общественных объединении, 4) религиозные нормы, 5) правовые нормы.

    Многообразие видов социальных норм объясняется сложностью системы общественных отношений, а также множественностью субъектов, осуществляющих нормативное регулирование общественных отношений. Нормы права устанавливают государство, его органы, общественные объединения и религиозные организации, а также отдельные социальные слои и общество в целом.

    Мораль или моральные нормы представляют собой правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном и тому подобных этических требованиях и принципах. Значительная часть моральных норм вырабатывается и поддерживается обществом в целом или же большинством его членов.

    Современное общество распадается на различные социальные группы в зависимости от рода занятий, профессии, возраста, пола и иных социальных характеристик. Неоднородность и даже противоречивость моральных норм, принадлежащих разным социальным слоям общества, составляет один из характерных признаков этого вида социальных норм.

    Для морали характерны еще два следующих специфических признака. Моральные нормы закрепляют по преимуществу должное поведение человека, иных лиц. Мораль является наиболее изменчивым, динамичным видом социальных норм. Контроль за исполнением норм морали осуществляет либо общество в целом, либо отдельный социальный слой.

    Разновидностью социальных норм выступают обычаи, традиции и обыкновения. Подобно моральным нормам они устанавливаются и охраняются от нарушений обществом либо признающим обычай, традицию отдельным социальным слоем. В то же время этот вид социальных норм имеет и свои особенности.

    Обычай представляет собой правило поведения, сложившееся в далеком прошлом, а в современном обществе поддерживаемое в силу привычки. Обычай не имеет связи с оценочными категориями типа «добро и зло», «плохое и хорошее».

    Критерий разграничения обычаев и норм морали, действующих в современном обществе, видится в том, что они регулируют разные виды общественных отношений. Моральные нормы определяют должное, обязательное отношение одного лица к другому. По аналогии с правом можно сказать, что это материальные нормы. Сохранившиеся же и применяемые в настоящее время обычаи являются по преимуществу процессуальными нормами, они регулирует процедуру, порядок реализации моральных норм. Можно найти ряд примеров, когда реализация моральных норм, вроде христианских заповедей «не убий», «не укради», идущих от седой старины, стала потребностью всего общества. И тем не менее эти заповеди остаются моральными нормами, а не обычаями.

    В пользу понимания обычаев как сохранившихся от древних времен процедурных норм свидетельствует их объединение в один вид, одну группу с традициями. Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными, значительными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества. В отличие от обычаев традиции могут применяться сравнительно короткий период. Они возникают в силу какого-либо единичного примера, поддержанного общественным мнением.

    В настоящее время широкое распространение получил такой вид социальных норм как нормы общественных объединений, политических партий, закрепленные их уставами. Иногда в юридической литературе эти нормы называются корпоративными. Специфика корпоративных норм состоит в том, что они имеют документальную, письменную форму выражения - формально закрепляются письменным источником - уставом, принимаемым в установленном порядке. Документальная, письменная форма выражения корпоративных норм сближает их с правом, правовыми нормами. Но корпоративные нормы не обладают и не могут обладать свойствами права, поскольку регулируют отношения общественных образований, которые в силу их специфики не подлежат нормативно-правовому регулированию.

    Под религиозными нормами понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Такие нормы содержатся в религиозных книгах: Библии, Евангелии, Коране, Талмуде и др. либо в сознании верующих, исповедующих языческие, многобожеские культы. Религиозные нормы имеют различное содержание. Одни из них определяют порядок организации и деятельности религиозных объединении, общин, монастырей, братств, другие регламентируют отношение верующих людей к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни, третья группа религиозных норм закрепляет порядок отправления религиозных обрядов. Религиозные нормы выступают источником права в ряде государств, исповедывающих ислам. Охрана и защита от нарушений этих социальных норм осуществляется самими верующими.

    Правила, регулирующие поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций, в своей совокупности составляют социальные нормы. Социальная норма - это правило социально значимого поведения членов общества. Целостная, динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечение согласованного взаимодействия людей, прав человека, стимулирования роста благосостояния народа.

    Система социальных норм отражает достигнутую степень экономического, социально-политического и духовного развития общества, в них находят отражение качество жизни людей, исторические и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти. Нормы, регулирующие общественные отношения, отражают и конкретизируют действия объективных законов, тенденций общественного развития, т.е. таких законов, которые действуют с естественно-исторической необходимостью. Объективный характер этих законов органически связан с их научным пониманием людьми и использованием их в целенаправленной социальной деятельности.

    Социальные нормы связаны также с законами естественно-технических наук, с самим научно-техническим прогрессом общества, всей человеческой цивилизации.

    Рассматривая социальные нормы в их целостности и выявляя особенности их типологии, мы попытались выявить соотношение между различными нормами в общественном бытии на современном этапе и доказать, что требование нашего времени состоит в использовании всех социальных норм, особенно традиций и обычаев, норм совместного проживания, которые были забыты в результате доминирования правовых норм. Между тем, именно традиционные нормы могут стать эффективным средством в преодолении негативных явлений, проявляющихся в поведении людей.

    Список использованной литературы

    1. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. – М.: Наука, 2004. - 134c.

    2. Осипов Г.В. и др. Социология. М., 2005. - 251c.

    3. Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-справочник). М., 2005. - 324c.

    4. Смелзер Н.Дж. Социология. М., 2004. -543c.

    5. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 2006. -320c.