Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • В минувшем году на фоне недобора в вузы многие желающие поступить в ссузы остались не у дел

     В минувшем году на фоне недобора в вузы многие желающие поступить в ссузы остались не у дел

    В следующем десятилетии молодые люди, поступающие в вузы, столкнутся с серьезной нехваткой мест. Причина - в изменении демографической ситуации. Об этом в среду заявила председатель Счетной палаты России Татьяна Голикова. Она констатировала, что уже сейчас число студентов в России не соответствует нормам, установленным законом «Об образовании», - 800 на 10 тыс. человек в возрасте от 17 до 30 лет. Сейчас этот показатель составляет, по словам Голиковой, 677 на 10 тыс.

    Печальное будущее для страны, которая презирает своих интеллектуалов и свою молодежь. Индивидуализм франчайзера? Для этого нет недостатка в причинах, но немногие учителя желают продолжить полную карьеру сегодня, и наши государственные органы спешат продвигать профессиональную мобильность учителей, но одно из обязательств в обмен на пенсионная реформа. Принцип, который нас интересуют наши принцы и наши бюрократы, которые дают уроки.

    Существует серьезная опасность массового банкротства в высших учебных заведениях через год или два, если не будут приняты срочные меры. Об этом заявил министр финансов Владислав Горанов на последнем заседании правительства, это видно из опубликованной стенограммы.

    Мы хотим готовить больше? Наверное, все-таки хотим. Мы должны отвечать на те вызовы, которые сегодня перед нами стоят: с 2010 по 2016 год, как вы знаете, отмечен существенный рост рождаемости - на 5,8%. По демографическому прогнозу количество детей, которые придут учиться, - 3,5 млн. В это же время происходит достаточно существенная оптимизация сферы высшего образования. Причем данные наших контрольных мероприятий свидетельствуют о том, что эта оптимизация, в том числе в регионах, абсолютно не соответствует сегодняшним вызовам на рынке труда, - заявила Татьяна Голикова в ходе делового завтрака в РЭУ имени Плеханова по случаю 110-летия вуза.

    Кирилла и Мефодия из-за ухудшения финансового состояния. Он призывает своего коллегу и заместителя премьер-министра Меглена Кунева предложить срочную реформу. Я беру слово только для того, чтобы поощрить вас и попросить вас быть настойчивыми, а не откладывать реформу и шаги, потому что через два месяца мы поговорим о бюджете на следующий год, и мы можем внедрить эти меры, которые вы знаете хорошо, но у вас могут быть политические опасения не навязывать их, поскольку они непопулярны, - сказал Горанов Куневой.

    Из министерских переговоров, в том числе другого заместителя премьер-министра Томислава Дончева, ясно, что меры в основном направлены в одном направлении - сокращение деятельности вузов, включая закрытие и объединение подразделений, сокращение ненужных специальностей,. в результате демографических процессов и нехватки студентов. Дончев даже предлагает ввести мораторий на раскрытие новых структур, включая университеты, колледжи и филиалы. По его словам, исключение можно сделать только для северо-западной Болгарии.

    Масштабная оптимизация, укрупнение и сокращение числа школ и вузов активно проводились при предыдущем главе Минобрнауки Дмитрии Ливанове. Только с сентября 2013 по конец 2015 года число вузов сократилось с 2,3 тыс. до 1,5 тыс.

    По словам Голиковой, число вакантных должностей для людей с высшим образованием на конец 2015 года (статистика за 2016-й еще не собрана) было около 186 тыс., что составляло 2,9% рабочих мест. При этом наибольшую потребность в сотрудниках с высшим образованием (67 тыс.) испытывали отрасли, связанные с биологией, сельским хозяйством и здравоохранением. Меньше всего пустующих рабочих мест, по данным председателя СП, отмечалось в сфере образования - 1,2%.

    По словам министра, университеты упустили свой шанс адаптироваться к демографическому кризису и раздули юниты, хотя за 10 лет стало ясно, что число студентов резко сократится. В результате в настоящее время поступают неполные поступления почти во все университеты, в том числе в прошлом, например «Закон» в Софийском университете.

    По словам министра финансов, уже существуют меры с министерством образования, за которые он будет искать поддержки во всем правительстве. «Элементарные вещи можно сделать для устранения этих стимулов и заставить автономные высшие учебные заведения сосредоточиться на тех местах, где они наиболее эффективны», - говорит Горанов. По его словам, одной из мер является прекращение перекрестного субсидирования в профессиональной сфере.

    Среди выпускников медицинских вузов работу получают 97%, - рассказала глава ведомства. - При этом хочу обратить внимание, что в 2016 году контрольные цифры приема по этой специальности были уменьшены на 13%. Что касается образования и педагогики, где востребованность меньше, то там контрольные цифры приема увеличились на 3%.

    По данным председателя Счетной палаты, число людей с высшим образованием выросло с 29,9% в 2010 году до 33% в 2015-м. Одновременно растет число безработных с высшим образованием - только за 2015 год этот показатель увеличился на 19,6%.

    Заявление Татьяны Голиковой о недостаточном количестве студентов в России несколько не сходится с тем, что говорила на том же мероприятии министр образования и науки Ольга Васильева. Глава ведомства заявила о беспрецедентно высоком количестве бюджетных мест, готовых принять нынешних одиннадцатиклассников, - 57 на 100 выпускников 2017 года.

    Это небывалая цифра в истории высшего образования, - сказала Ольга Васильева.

    Министр подчеркнула при этом, что ведомство старается обеспечивать конкурсный характер приема.

    Мое глубочайшее убеждение - что ни один вуз не может опускать порог по оценке ЕГЭ ниже 60. Считаю, что на всей территории страны необходимо держать высокий показатель ЕГЭ, - заявила глава Минобрнауки.

    Первый зампредседателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин заявил «Известиям», что количество бюджетных мест по отношению к числу выпускников школ - показатель не вполне корректный.

    В последние годы у нас всё больше увеличивается количество детей, которые после девятого класса идут в учреждения среднего профессионального образования. Особенно на селе, - обратил внимание парламентарий. - Многие боятся ЕГЭ и хотят его обойти. В прошлом году, к примеру, у нас было 1,2 млн выпускников, но только 650 тыс. выпустились из 11-х классов школ, а остальные - из техникумов и колледжей. Получается, что от общего количества выпускников средних учебных заведений, включая выпускников колледжей, на бюджетные места в вузы могут поступить не 57%, а примерно в два раза меньше. Так что по отношению к числу выпускников школ, может быть, у нас и небывалое количество бюджетных мест. Потому что сокращается сама доля выпускников школ.

    По словам Олега Смолина, за рубежом принято пользоваться другим показателем - количество студентов на 10 тыс. населения, причем всего населения независимо от возраста. Показатель в виде количества студентов на 10 тыс. молодежи, которым оперировала Татьяна Голикова, был закреплен в законе «Об образовании», но он также не отражает в полной мере реальную ситуацию, считает депутат.

    Между тем на этой неделе в Госдуме обсудят законопроект «Об образовании для всех», где говорится о необходимости вернуться к советской норме 220 студентов на 10 тыс. населения в течение пяти лет. В документе заложена идея снижения барьера для поступления, однако требования к студентам должны быть выше, что серьезно увеличит отсев.

    ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ситуация сложилась в минувшем году в образовательной системе республики. На фоне недобора в вузы многие желающие поступить в средние специальные учебные заведения остались не у дел.

    Напомню, девятиклассники в прошлом году могли поступать в ссузы на большинство специальностей, за исключением нескольких, без экзаменов, по результатам конкурса среднего балла аттестата. Одно только «но»: побороться за место в колледже, где конкурс составлял пять и более человек на место, можно было при условии, что в свидетельстве об общем базовом образовании по русскому и белорусскому языкам и профильному учебному предмету у абитуриента значилось не меньше четырех баллов. В итоге получилось, что в такой колледж поступить было сложнее, чем в иной вуз.

    Причин тому масса: от демографической ситуации до неверного выбора приоритетов абитуриентами — многие поступают туда, где «престижно», а не туда, где есть реальный шанс закрепиться. Так нужно ли нам такое количество высших учебных заведений?

    Высшее образование в нашей стране давно утратило прежнюю элитарность. К примеру, в прошлом году стать студентом вуза можно было, даже получив 3 балла из ста на ЦТ. Да и о каком престиже может идти речь, если из года в год университеты предлагают больше учебных мест, чем выпускается одиннадцатиклассников? Ведь недобор в вузы был не только в прошлом - и в 2012-м, и 2013 годах.

    И это при том, что только от 40 до 50 процентов выпускников в состоянии реально освоить программы высшего образования. Напрашивается вопрос: так зачем оставшимся 50-60 процентам штурмовать вузы - ради заветных «корочек»?

    Но штурмуют же! И родители готовы платить далеко не скромные деньги за право их чада гордо именоваться студентом вуза. А что потом диплом этот не найдет себе применения, как и специальность, которую получил отпрыск, дело десятое. Главное - университет! Перед соседями похвастаться можно.

    А ведь материальный достаток зачастую приходит благодаря вовсе не вузовскому диплому. За очень редкими исключениями. Горнодобывающие, строительные и другие рабочие профессии традиционно приносят тем, кто ими владеет, куда больший доход, чем, скажем, профессия учителя или работника культуры.

    Конечно, одни из самых высокооплачиваемых сегодня - это специалисты в области IT-технологий. Но и им вовсе не обязательно иметь высшее образование. Нанимателю важнее умения, профессиональные навыки работника, чем тот факт, что он пять лет слушал лекции в вузе.

    Более того, часто руководители, которые по-настоящему заботятся о потенциале своей организации, настороженно относятся к вчерашним выпускникам вузов, предпочитая им тех, кто получил среднее специальное или профессионально-техническое образование. Потому что первый, возможно, и более начитан, образован, но все, чем он обладает, - это теория. Возможно, он впоследствии и станет хорошим бухгалтером, экономистом или архитектором. Но для этого его должны научить работать. Однако есть ли в его организации люди, которые умеют и, главное, готовы это делать? Да и зачем брать на себя несвойственную функцию, если ссузы призваны этим заниматься?

    Так почему бы вузам не стать не просто учреждениями образования, а по-настоящему высшим звеном в цепочке «школа - ссуз - вуз»? Хочешь стать ветврачом? Освой азы профессии в соответствующем колледже. Мечтаешь о специальности энергетика? Добро пожаловать для начала в ссуз. А уж потом, имея за плечами профессию и практические навыки, иди в университет. Если, конечно, будет желание. А то ведь теория, не подкрепленная практикой, недорого стоит.