Войти
Образовательный портал. Образование
  • Имена мальчиков рожденных в январе Азербайджанские имена родившиеся в январе по гороскопу
  • Суточный диурез у беременных женщин
  • Как рассчитать налог на автомобиль по лошадиным силам Изменения по транспортному налогу в году
  • Храм Солнца: Черная Пагода Конарака
  • В Туве упал космический корабль «Прогресс» видео падения Борис Леконцев, заслуженный метеоролог РФ
  • Тесты что лишает меня энергии
  • Наказание за металлоискатель. Поиск монет с металлоискателем, что нужно и законность копа. Какие юридические санкции предусмотрены в отношении лиц, нарушивших закон о кладоискательстве

    Наказание за металлоискатель. Поиск монет с металлоискателем, что нужно и законность копа. Какие юридические санкции предусмотрены в отношении лиц, нарушивших закон о кладоискательстве

    Юридические аспекты кладоискательства в России. Что делать, где можно копать.

    Наши рекомендации в связи с принятыми поправками "закон о металлоискателях":

    Согласно новым поправкам запрещено РАЗРУШАТЬ культурный слой старше 100 лет, а также вести поиск АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ предметов. Доказать факт разрушения (именно полного разрушения) культурного слоя почти невозможно, если конечно вы не вскопали гектар земли. К тому же надо еще доказать, что был разрушен культурный слой именно старше 100 лет, а не советского периода с пробками и гильзами. Археологические предметы - те предметы информация о которых берется в результате археологических раскопок. Информация о монетах берется из письменных источников, так же как и об иконках 19 века, например, или о мундирных пуговицах итд... А вот если вы нашли амулет 11 века или боевой топор 9 века, то это уже археологические предметы, потому как узнали мы о них только в результате археологических раскопок.

    Чтобы задержать и завести дело необходимы основания. Основанием могут являться выкопанные предметы. Полицейские конечно не разбираются в нюансах законодательства и специальных терминах типа "археологический предмет". Поэтому наша задача лишить полицейских любых оснований к задержанию:

    При приближении человека выбрасываем ВСЕ из карманов, даже пивные пробки. Чтобы в протоколе задержания было написано, что никаких предметов при досмотре не обнаружено.

    Не мешаем полицейским составлять протокол досмотра без участия панитых, а в объяснениях пишем, что панитые не присутствовали. В графе для панитых ставим прочерки или "не присутствовали". Досмотр без участия панитых считается недействительным.

    В результате у полицеских нет никаких оснований к задержанию.

    На вопросы типа "что делаешь" - отвечаем все что угодно кроме слов "веду поиск, ищу, исследую" итд. Говорим, что тестируем прибор. "Зачем лопата" - от диких собак отбиваться. "Я видел, что ты копал" - я не копал, я увидел змею и ударил ее лопатой, потом закопал... кстати она меня кажется укусила и мне срочно нужна медицинская помощь)) вы же не откажите мне в медицинской помощи и отвезете в областную больницу?

    Пара советов:

    1) Не копайте на полях вдоль оживленных дорог, да и вообще в пределах видимости с дорог не копайте.

    2) Как и раньше и всегда - не приближайтесь к арх памятникам (городищам, курганным комплексам итд итп).

    3) На пляжай копайте только на общественных. То есть не надо копать на берегу Тигоды в тихом месте, где народ никогда не купается.

    П.С.: полицейские не заинтересованы в задержании копателей, так как доказать что-то очень затруднительно, если человек сам себя не оговорит, мол "здесь было городище в 13 веке, вот я и копаю ищу всякую старину". Доказать наличие культурного слоя - надо провести экспертизу, доказать факт разрушения - еще одна экспертиза, и еще надо доказать, что это именно ваши ямки. Доказать что находки являются археологическими - еще одна экспертиза, а еще надо доказать, что эти предметы были добыты именно вами и именно здесь. Все полицейские с которыми я общался заявляли, что доказать это невозможно и им лучше воров да грабителей или наркоманов ловить.

    И самое главное - берегите нашу историю, не разрушайте археологические памятники, оставьте их профессиональным археологам! Наш удел это "монетки и пуговки", а также золото на пляжах.

    Ответное письмо из Министерства Культуры на запрос одного из кладоискателей под ником maharishi.

    В двух словах о новом Законопроекте № 217902-6

    О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии

    Данный текст не больше и не меньше, чем наши рассуждения о новых поправках. Они не носят рекомендательного характера и не являются официальными комментариями. Это просто частное мнение некоторых людей, далеких от юриспруденции.

    Что новые поправки 2013 года нам готовят:

    1) Нельзя копать на археологических объектах, внесенных в реестр. Это положение не меняется, только ужесточается наказание.

    2) Коп на местах бывших поселений, возраст которых более 100 лет - спорный момент, нужно дождаться комментариев профессиональных юристов. Но скорее всего лучше там не копать.

    3) Коп на местах, где поселений не было зафиксировано, а также других следов деятельности человека старше 100 лет - копать можно. В случае обнаружения там археологических предметов - их необходимо сдать государству. Что считать арх предметом? - это вопрос, нужны комментарии юристов. Обычные монеты скорее сего не подпадают под это. А вот украшения, пластика, древнее оружие - все то, о чем мы изначально узнали из археологических раскопок, а не из письменных источников - это под запретом и считается арх предметом.

    4) Коп на общественных пляжах - можно. Так как культурный слой меньше 100 лет и все находки - не арх предметы.

    5) Коп по местам сражений ВОВ - можно на прежних условиях.

    Вопрос по поводу использования металлоискателя

    Если человек ходит в лесу с металлоискателем (это законом не запрещено?) и нашел монеты старше 100 лет что ему необходимо делать, чтобы не попасть под уголовные или административные статьи?

    Какой порядок действия? Можно ли не являясь историком получить открытый лист? или открытый лист надо только для земель которые отнесены к памятникам истории, земель признанных объектами культурного наследия?

    Если монетам меньше 100 лет что необходимо делать? можно ли их оставить себе?

    Если человек нашел любые непонятные ему предметы ножики, кресты, плуги, тяпки итп? что с ними надо делать? сообщать ли куда-то чтобы помочь государству? или оставить их там же?

    Можно ли забирать себе любые вещи (даже старше 100 лет) найденные на землях сельхоз назначения(земли которые постоянно возделываются, и на них что-либо выращивают? если владелец данной земли не против?
    Согласно Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

    То есть согласно данной норме заниматься метало поискам можно в любых местах которые не отнесены к объектам археологического наследия? И соответственно можно свободно ходить с металлоискателем вне данных земель?

    5)Из закона:
    Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

    Закон распространяется только на земли которые установлены законом как объекты культурного наследия? или на все земли?

    Прошу разъяснить как определить что предмет который я нашел в поле имеет возраст более 100 лет? Можно ли его куда либо отнести? или необходимо оставить его лежать в земле?

    Прошу дать максимально расширенные ответы на мои вопросы, в целях соблюдения мной действующего законодательства.






    Ваши обращения от 23.04.2017 и 04.05.2017 по вопросу изъятия археологических предметов из мест залегания с помощью металлоискателя в Департаменте культурного наследия рассмотрены.

    Информируем, что в соответствии с п.1 ст.45.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее _ Федеральный закон) под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.

    Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет‚ включающий археологические предметы.

    Пунктом 3 ст. 49 Федерального закона установлено, что объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности.

    Согласно ст.45.2 Федерального закона использование специальных технических средств поиска (в том числе металлоискателей, радаров, магнитов) и (или) землеройных машин в целях обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов возможно

    исключительно при осуществлении археологических полевых работ, проводимых на основании разрешения (открытого листа). Разрешение (открытый лист) - документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения

    Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ (п.2 ст.45.1 Федерального закона).

    В соответствии с п.4 ст. 45.1 Федерального закона разрешения (открытые листы) выдаются физическим лицам — гражданам Российской Федерации, обладающим научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставными целями деятельности которых являются проведение археологических полевых работ, И (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности.

    Порядок выдачи разрешений (открытых листов) установлен Правилами выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2014 № 127.

    Любые раскопки и разведки с последующим изъятием археологических предметов без выданного в установленном порядке разрешения (открытого листа) считаются в соответствии с действующим законодательством НЕЗАНКОННЫМИ.

    Поиск археологических предметов непрофессионалами влечет уничтожение объектов археологического наследия и препятствует выявлению новых объектов археологического наследия, так как утрачивается научная ценность обнаруженных археологических предметов без их взаимосвязи с местом обнаружения, а сами напластования, представляющие историко культурную ценность, уничтожаются в виду того, что непрофессионалы не обладают сведениями о методике изъятия археологических предметов при

    проведении археологических полевых работ. Порядок передачи археологических предметов определен приказом Минкультуры России от 27.11.2015 № 2877 «О порядке передачи государству археологических предметов, обнаруженных физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работ по использованию лесов и иных работ», зарегистрирован вМинюсте России 31.12.2015 № 40437.

    Порядок
    передачи государству археологических предметов, обнаруженных физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работ по использованию лесов и иных работ

    1. Археологические предметы, обнаруженные физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2519; 2003, N 9, ст. 805; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 23, ст. 2203; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 27, ст. 3213; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5554; 2008, N 20, ст. 2251; N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 51, ст. 6150; 2010, N 43, ст. 5450, N 49, ст. 6424, N 51 (ч. III), ст. 6810; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4563, N 45, ст. 6331, N 47, ст. 6606, N 49 (ч. I), ст. 7015, ст. 7026; 2012, N 31, ст. 4322, N 47, ст. 6390, N 50 (ч. V), ст. 6960; 2013, N 17, ст. 2030, N 19, ст. 2331, N 30 (ч. I), ст. 4078; 2014, N 43, ст. 5799, N 49 (ч. VI), ст. 6928; 2015, N 10, ст. 1420; N 29 (ч. I), ст. 4359) (далее — Закон N 73-ФЗ) работ по использованию лесов и иных работ, подлежат передаче государству для последующего включения в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации.

    2. В случае обнаружения в ходе проведения работ, указанных в пункте 1 Порядка, предметов, обладающих признаками археологических предметов (далее — предметы) в соответствии со статьей 3 Закона N 73-ФЗ, физические и (или) юридические лица, проводившие работы, обязаны в целях сохранения предметов незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения предметов проинформировать орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии со статьями 9 и 9.1 Закона N 73-ФЗ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее — региональный орган охраны) об обнаружении таких предметов.

    3. Физические и (или) юридические лица в срок, указанный в пункте 2 Порядка, направляют в региональный орган охраны письменное заявление об обнаруженных предметах с указанием обстоятельств и места их обнаружения.

    4. Региональный орган охраны на основании заявления организует работу по изъятию предметов из места залегания в соответствии с нормами статей 36 и 45.1 Закона N 73-ФЗ:

    4.1. Изъятие предметов из мест залегания может производиться исключительно в составе археологических полевых работ на основании разрешения (открытого листа), выдаваемого Минкультуры России.

    4.2. Исполнитель археологических полевых работ — физическое лицо, проводившее археологические полевые работы, и юридическое лицо, в трудовых отношениях с которым состоит такое физическое лицо, в течение трех лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) обязаны передать все изъятые предметы, обладающие историко-культурной ценностью, в государственный музей для последующего включения в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 22, ст. 2591; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 27, ст. 3213; 2008, N 30, ст. 3616; 2010, N 19, ст. 2291; 2011, N 9, ст. 1206).

    5. В случае, если исполнителем археологических полевых работ, указанным в подпункте 4.2 Порядка, обнаруженные предметы признаны предметами, не имеющими историко-культурной ценности, он обязан в течение 10 рабочих дней со дня изъятия предметов из мест залегания письменно проинформировать региональный орган охраны об отсутствии у данных предметов историко-культурной ценности.

    6. Региональный орган охраны в течение трех рабочих дней со дня поступления от исполнителя археологических полевых работ письменной информации об отсутствии историко-культурной ценности у изъятых из мест залегания предметов, направляет разрешение на возобновление работ лицам, указанным в пункте 1 Порядка.

    7. Изъятые из мест залегания предметы, не имеющие историко-культурной ценности, подлежат возврату лицам, указанным в пункте 1 Порядка, в течение 30 рабочих дней с момента поступления письменной информации от исполнителя археологических полевых работ об отсутствии историко-культурной ценности, если такие лица выразили соответствующее желание.

    В целях противодействия лицам, проводящим несанкционированные археологические раскопки и усиления ответственности за повреждение и уничтожение объектов археологического наследия и незаконный оборот археологических предметов, был принят Федеральный закон от 23.07.2013

    № 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии», внесший изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс (дополнен некоторыми статьями, в том числе ст. 243.2. Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из

    мест залегания), Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон № 73-ФЗ, а также Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (от. 7.151. Незаконный оборот археологических предметов).

    Статьей 7.15.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за незаконный оборот археологических предметов.

    Совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией археологических предметов. Необходимо отметить, что в соответствии с распределением полномочий в области сохранения, использования, популяризации и

    государственной охраны объектов культурного наследия, установленного статьями 9.1, 9.2 Федерального закона, государственная охрана объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), в том числе государственный учет объектов, обладающих

    признаками объекта культурного наследия, установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, отнесены к полномочиям Российской Федерации, переданным для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

    Для сведения сообщаем, что Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с производством сельхоз работ на личных приусадебных участках, за исключением случаев, когда такие работы сопряжены с обнаружением археологических предметов.

    Обращаем внимание, что несанкционированный поиск археологических предметов вне зависимости от места его осуществления запрещен в Российской Федерации под угрозой привлечения к административной ответственности согласно ст. 7.15 Кодекса Российской

    Федерации об административных правонарушениях или уголовной ответственности в соответствии со ст. 243.2 Уголовного кодекса Российской Федерации в зависимости от характера противоправных деяний. В соответствии с Положением о Министерстве культуры Российской

    Федерации, утвержценным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 590, Минкультуры России не наделено полномочиями по официальному толкованию норм законодательства Российской Федерации, в связи с чем, разъяснения Минкультуры России по

    вопросу реализации норм закона не влекут последствий для правоприменительной практики И не носят характер общеобязательных.

    Получил ответ на свое предыдущее обращение. Но по сути оно было в форме отписки. И не каких конкретных ответов на свои вопросы я не получил.

    1) Везде говорится про «археологические предметы» но определения данного понятия нет. И нет понимания как на месте человек должен определить является ли предмет археологическим. Поэтому прошу дать разъяснение.
    2)Порядок передачи как я понял допускает 3 дня на информировании органов гос власти? то есть если я найду любой предмет то должен сообщить в ближайшие 3 дня? нет обязанности вызывать органы гос власти на место нахождения предмета?
    Выдержка из закона
    «В случае обнаружения в ходе проведения работ, указанных в пункте 1 Порядка, предметов, обладающих признаками археологических предметов (далее - предметы) в соответствии со статьей 3 Закона N 73-ФЗ, физические и (или) юридические лица, проводившие работы, обязаны в целях сохранения предметов незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения предметов проинформировать орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии со статьями 9 и 9.1 Закона N 73-ФЗ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - региональный орган охраны) об обнаружении таких предметов.
    3. Физические и (или) юридические лица в срок, указанный в пункте 2 Порядка, направляют в региональный орган охраны письменное заявление об обнаруженных предметах с указанием обстоятельств и места их обнаружения. »

    3)Есть сайт:
    http://wolmar.ru/
    http://ucoins.ru/
    Они продают монеты подпадают ли 7.15.1 коап рф? многим монетам которые там продают больше 100 лет, и явно имеют историческую ценность. Можно ли мне там покупать монеты, книги, ложки?

    4)Относятся ли монеты к предметам археологической ценности ведь по определению 233 ГК РФ это деньги? по сути они утеряны или зарыты прежним владельцем.
    Объясните грань между поиском денег и археологических предметов?

    1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

    При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

    Если вы не можете ответить на данные вопросы сообщите кто может на них ответить, и разъяснить по пунктам, для всего огромного сообщества владельцев металлоискателей которые занимаются поиском монет, и хотят это делать по закону.

    guduna | 1.04.2019 15:04

    Законом установлен порядок и правила выдачи открытого листа, мы его вкратце приведем здесь.

    Но, на наш взгляд, самым тяжелым для получения разрешения (открытого листа) на проведения раскопок является выполнение данных трех пунктов.

    1. Государтсву необходимо предоставить научное обоснование полевых работ. То есть почему вы решили, что тут нужно копать. Это обоснование может выглядеть например так: «Из архивных записей про историю Поволжья и карт 1865 года, я выяснил, что в данном месте распологалась кузница, которая славилась на весь регион своими новшествами и неординарными техническими решениями того времени. Целью раскопок в данном месте является обнаружение предметов производства этой кузницы и донесение до общественности новой информации про историю в данном направлении.»

    2. Второй пункт это то, что у вас должно быть высшее образование по специальности «история», «музейное дело и охрана памятников». Тут как мы понимаем большая часть любителей копа уже не попадают под критерии.

    3. Ну и третье — уже существующее археологоческое сообщество должно походатайствовать за вас у Министертсва культуры о выдаче разрешения. И с этим сообществом вы должны состоять в трудовых отношениях, то есть работать у них или выполнять для них какие-то функции.

    Плюс этот открытый лист выдается на определенный период и дает право заниматься копом на определенной территории. Если вы захотите на законных основниях покопать еще в каком-либо месте то данное разрешение нужно будет получать еще раз.

    Ниже приведу основные пункты правил получения открытого листа.

    Открытые листы выдаются Министерством культуры Российской Федерации с учетом заключения федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук» (далее — Академия) о целесообразности проведения археологических полевых работ.

    Для получения открытого листа физические лица (далее — заявители) представляют в Министерство культуры Российской Федерации заявление о выдаче открытого листа (далее — заявление) по форме согласно приложению.

    К заявлению прилагаются следующие документы:

    а) научное обоснование археологических полевых работ, определяющее цели, задачи, объем их проведения и методы исследования;

    б) ходатайство юридического лица, уставными целями деятельности которого являются проведение археологических полевых работ, и (или) осуществление связанных с ними научных исследований, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности (далее — работодатель), с которым заявитель состоит в трудовых отношениях, о выдаче заявителю открытого листа;

    в) копии учредительных документов работодателя, заверенные его руководителем;

    г) копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации;

    д) копии документов, подтверждающих наличие у заявителя высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) по специальностям «история», «музейное дело и охрана памятников» или послевузовского профессионального образования в аспирантуре (подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре) по указанным специальностям, а также по специальности «археология»;

    е) сведения о ранее выданных заявителю открытых листах;

    ж) справка, подтверждающая принятие Академией научных отчетов о проведении заявителем археологических полевых работ на основании ранее выданных открытых листов, а в случае получения открытого листа впервые — справка Академии, подтверждающая непосредственное участие заявителя в проведении археологических полевых работ в составе археологической экспедиции, а также в подготовке научного отчета;

    з) сведения о заказчике археологических полевых работ, которые намерен проводить заявитель на основании открытого листа (полное и краткое наименование организации, место нахождения и фактический адрес организации, телефон или в случае, если заказчик является физическим лицом, его фамилия, имя и (при наличии) отчество, данные документа, удостоверяющего личность, телефон);

    и) копии документов, обосновывающих проведение археологических полевых работ, — плана работ работодателя, проводящего плановые научно-исследовательские работы, договора (оферты) о проведении спасательных археологических полевых работ, которые намерен проводить заявитель на основании открытого листа.

    Министерство культуры Российской Федерации при поступлении заявления и прилагаемых к нему в соответствии с настоящими Правилами документов (далее — документы) проводит проверку их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами, в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

    После принятия заявления и документов Министерство культуры Российской Федерации проводит проверку:

    а) полноты и достоверности сведений о заявителе, содержащихся в заявлении и документах;
    б) соответствия документов, обосновывающих проведение археологических полевых работ, законодательству Российской Федерации.

    Как известно, в августе прошлого года вступил в силу так называемый закон «О металлоискателях». Это породило множество вопросов со стороны тех граждан, для которых так называемый «приборный поиск» является любимым хобби. Давайте разберёмся, что представляет собой данный закон, и где можно копать с металлоискателем по закону.

    Полное название принятого закона – «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» от 23.07.2013, №245-ФЗ. Согласно нему:

    1. Государство является собственником ЛЮБЫХ находок из сферы археологического наследия, а также археологических предметов, которые обнаружены гражданами на поверхности, в земляном слое и под водой.
    2. За изъятие археологических находок с места их залегания, в случае, если это повлекло за собой разрушение культурного слоя, предусмотрено привлечение к уголовной ответственности. Важно: к культурному слою согласно законодательства относится слой под водой или в земле, в том случае, если он содержит следы человеческой деятельности, возраст которой более ста лет.
    3. Далее закон касается приобретения, сбыта предметов культурного наследия.
    На первый взгляд, данный закон окончательно лишает граждан права вообще где-либо копать с металлоискателем. Но это не так. На самом деле, по своей сути закон остался неизменным в том смысле, что поиск с металлоискателем и самовольные раскопки как были запрещены ещё со времён советской власти, так и остались запрещёнными. Но при этом остаётся ряд ситуаций, в которых данные действия вполне законны.

    Во-первых, можно искать и копать на местах, где не зафиксировано наличие старых поселений и других следов человеческой деятельности старше века. Если же при таком поиске найдены какие-либо археологические предметы, - их необходимо сдать государству, поскольку, как сказано в законе, государство является собственником всего, что найдено в земле или под водой.

    Во-вторых, допустим поиск с металлоискателем на общественных пляжах, в силу того, что культурный слой там отсутствует, а находки, соответственно, не могут представлять историческую ценность и не являются археологическими предметами.

    В-третьих, можно вести поиск на полях, где ежегодно происходит вспахивание тракторами, - там культурный слой также отсутствует.

    Тем, кто ругает принятый закон, следует обратить своё внимание на тот факт, что его новая редакция, напротив, стала гораздо более чёткой. Например, определение культурного слоя «более ста лет», а не «следов существования человека в предыдущих эпохах», как это звучало в аналогичном законе советских времён, даёт возможность копать там, где этот самый культурный слой отсутствует.

    Специалисты компании Бау Микс осуществят реконструкцию зданий и сооружений, строительство и реконструкцию зданий и сооружений в Новосибирске, грамотно составят для вас проект реконструкции здания.


    Сегодня на пенсию может выйти любая женщина, которая достигла возраста 55, а мужчина – 60. В случаи достижения такого возраста человек вправе написать заявление на увольнение в...


    Порой возникают ситуации, когда организации необходимо по каким-либо весомым причинам сократить штат сотрудников. Это не приятный вопрос как для работников, оставшихся без...

    Есть такая национальная русская забава – искать под толщей земли предметы, которые кто-то когда-то обронил. Этой народной затее наш уголовный кодекс даже название придумал и определил для нее соответствующую статью. Вот так и появился юридический термин — «кладоискательство». Все мы в детстве с увлечением читали приключенческую литературу и знаем, что для того, чтобы найти клад, необходимо иметь карту, лопату и мешок, в который можно будет сложить найденное. В наше время экипировка искателей скрытых под землей сокровищ несколько изменилась – появились специальные технические приспособления с загадочным названием «металлодетекторы». Это устройство реагирует на металлические предметы и передает сигнал о их наличии на наушники. Вид у нынешнего кладоискателя вполне современный – в руках, сверкающий на солнце металлоискатель, на голове дорогие наушники, саперная лопатка в фирменном рюкзаке. Одним словом – есть на что посмотреть и чему позавидовать. Вот только со времен Марка Твена и Жюля Верна, в нашей стране изменились законы, и теперь современные последователи кладоискателей XIX века со всей своей амуницией и найденными артефактами рискуют оказаться за решеткой. Российское уголовное законодательство довольно пристально следит за проведением подобных раскопок, поэтому, отправляясь на поиски клада, стоит тщательно изучить уголовный кодекс и оценить возможные последствия предстоящих приключений. В том, где можно копать с металлоискателем по новому закону, мы сегодня и попытаемся разобраться.

    Как относится российское законодательство к кладоискательству?

    Этот вопрос довольно серьезный и несколько запутанный. В принципе, кладоискательство в нашей стране не запрещено. Можно заниматься этим делом вполне легально и безбоязненно. С другой стороны, ограничительные нормы для любителей поорудовать лопатой таковы, что каждый гражданин, приобретший этот безобидный инструмент и металлодетектор, уже является потенциальным нарушителем закона.

    Для начала разберемся, какие нормы нашего законодательства регулируют этот вопрос. В уголовном кодексе есть статья No243 ч. 2, в которой очень подробно описано, что можно делать, вооружившись металлоискателем, и чего делать нельзя. Так вот эта статья гласит, что если человек не является профессиональным археологом и не имеет специального разрешения на проведение раскопок, то права нарушать девственность культурного слоя государственных земельных угодий, у него нет.

    Теперь давайте поищем информацию о том, что в нашей стране считается культурным слоем. Российское законодательство относит к этому определению почвенный слой, находящийся в земле или на дне водоема, в котором содержатся предметы человеческой жизнедеятельности возрастом не менее ста лет.

    Все четко и конкретно, я вот только не понимаю, как с помощью металлодетектора можно определить возраст металлического предмета. Конечно, идти в ногу с современными технологиями трудно, может быть уже и появились какие-то для этого приспособления.

    Судя по приведенным юридическим трактовкам, поиском кладов в наше время можно заниматься только в местах, где нога человека ступила не ранее 1919 года. По всей видимости, список таких уникальных территорий не столь велик, поэтому рассматриваемый законодательный акт приводит их подробный перечень. Давайте с ним ознакомимся. Итак, заниматься кладоискательством можно:

    • на землях, используемых для сельскохозяйственных нужд, которые регулярно вспахиваются, и культурного слоя не могут содержать по определению;
    • на пляжах общественного пользования, где присутствие предметов человеческой жизнедеятельности столетней давности маловероятно;
    • на иных участках земли, в которых археологами не зафиксировано наличие культурного слоя, относящегося к этому сроку давности.

    По поводу последнего пункта стоит иметь в виду, что в случае, если вам посчастливится стать обладателем артефакта, которому более ста лет, найденного на такой территории, то в соответствии с нашими законодательными нормами, его придется вернуть государству, поскольку все содержимое культурного слоя почвы является его собственностью.

    Какие юридические санкции предусмотрены в отношении лиц, нарушивших закон о кладоискательстве

    Рассматриваемой нами статьей УК РФ (ст. 243 ч.2), предусмотрены довольно серьезные меры наказания за повреждение культурного слоя и за раскопки на территориях, попавших под запрет для этого вида деятельности. Наличие металлодетектора, может в этом случае являться отягчающим обстоятельством. Нарушителям 243-й статьи УК РФ грозят следующие санкции:

    • наложение штрафа в размере 1-го млн. руб.;
    • штраф в размере пятилетних доходов человека, производившего незаконные раскопки;
    • ограничение на занимание определенных должностей, сроком до пяти лет;
    • назначение работ принудительного характера на срок до 5-ти лет;
    • заключение под стражу с ограничением свободы на срок до 6-ти лет.

    В текущем году в России будет отмечаться столетие со дня начала Гражданской войны в нашей стране. Так вот, все, что будет найдено кладоискателями до этой прискорбной даты, сможет подвести их под уголовную статью, все же артефакты, которые относятся к этому и более поздним периодам нашей истории, будет считаться их законным приобретением или находкой.

    У людей, которые заражены манией поиска скрытых сокровищ, теперь будет возможность подумать и определиться, где можно копать с металлоискателем по новому закону, а где этого делать не стоит. Поверьте, что потерянная сто лет назад лошадью подкова, которую вы найдете с помощью этого приспособления и прибьете над входными дверями вашего дома, может стать поводом для вашего ареста и привлечь на вашу голову еще массу неприятностей. Так что будьте осторожны.