Войти
Образовательный портал. Образование
  • Ванильный кекс с кусочками шоколада
  • Торт на сковороде за 20 минут
  • Свинина с грибами и сыром в духовке: самые удачные рецепты
  • Сушеная спаржа быстрого приготовления
  • Секреты правильной сушки и хранения чеснока
  • Классические чебуреки со свиным фаршем
  • Об одобрении экологической доктрины российской федерации. Экологическая доктрина российской федерации (проект) Анализ реализации экологической доктрины рф

    Об одобрении экологической доктрины российской федерации. Экологическая доктрина российской федерации (проект) Анализ реализации экологической доктрины рф

    Судебная практика и законодательство - Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р <Об Экологической доктрине Российской Федерации>

    закона доктрины


    разработка рекомендаций по охране конкретных видов животных, находящихся под угрозой исчезновения, подготовка новых редакций Федерального закона "О животном мире", Экологической доктрины Российской Федерации, Национальной стратегии сохранения биоразнообразия России, проектов стратегии сохранения редких видов России, концепции биосферных заповедников, новых редакций Красной книги Российской Федерации (животные), Красной книги города Москвы и Красной книги Московской области, красных книг других субъектов Российской Федерации, подготовка ряда серийных многотомных изданий и монографических справочников, определителей, атласов и каталогов;


    Согласно Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р, обеспечение экологической безопасности, сохранение и поддержание целостности природных систем, обеспечивающих устойчивое развитие общества, повышение качества жизни и улучшение здоровья населения, разработка эффективных методов сохранения биологического разнообразия и развитие сети особо охраняемых природных территорий являются задачами государственной политики в области экологии.


    Экологическая Доктрина Российской Федерации, разработанная Министерством природных ресурсов (МПР) с участием органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных экологических организаций, деловых и научных кругов и утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации 31 августа 2002 года, является в высшей степени важным документом в деле организации природоохранной деятельности, ее активизации.
    Отметим, что в 1993 году была начата работа по составлению проекта Программы экологической безопасности России. Данная работа требовала огромных финансовых и других затрат. По-видимому, этот проект не был завершен по данной причине.
    С принятием экологической Доктрины было бы целесообразным вернуться к этой Программе, т.к. она была бы лучшим вариантом конкретизации Доктрины.
    Роль и значение Экологической Доктрины заключается в том, что она побуждает пересмотреть содержание всех способов охраны окружающей природной среды и обеспечения рационального использования и воспроизводства природных ресурсов: естественно-научного, организационного, экономического, идеологического и, конечно же, правового.
    В Преамбуле Доктрины указано на современное состояние экологического кризиса, а также на его возможные пагубные последствия.
    Весьма важной в Доктрине является новая трактовка составляющих экологического кризиса. Если раньше к ним относились просто загрязнение, засорение, истощение природных ресурсов и демографический взрыв, то в Доктрине истощение природных ресурсов выглядит как сокращение их запасов в связи с неуклонным ростом их потребления. Далее в Доктрине указано на возможное изменение климата, истощение озонового слоя Земли, на продолжающиеся военные конфликты, которые зачастую являются причиной усиления деградации природной среды.
    К числу основных факторов Доктрина относит низкую эффективность механизма охраны окружающей природной среды, отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами (между прочим, пусть не в идеальном виде, но существовали когда-то рентные платежи за пользование земельными ресурсами). К этому следует добавить и то, что у нас еще низок уровень экологического мировоззрения.
    В разделе I “Общие положения” обращено внимание на принципы, цели и задачи, составляющие содержание государственной экологической политики, определяющей лицо социально-экономических и экологических отношений.
    Экологическая Доктрина в своей основе имеет Конституцию Российской Федерации, кодексы, федеральные законы и иное экологическое законодательство. Доктрина учитывает роль и значение другого законодательства, тесно соприкасающегося с экологическим.
    Глобальные и региональные биосферные процессы, особенности взаимодействия человека и природы в настоящее время также явились предметом пристального внимания данного документа.
    В разделе II “Стратегическая цель, задачи и принципы государственной политики в области экологии” нельзя сказать, чтобы такие категории не существовали ранее и на них не было указано в современном законодательстве. Здесь достаточно сослаться на Закон об охране окружающей среды от 20 декабря 2001 года. В данном случае важно признать, что Закон об охране окружающей среды в известной мере предвосхитил содержание экологической доктрины.
    В разделе III “Основные направления государственной политики в области экологии” указано на 3 направления: 1) обеспечение устойчивого природопользования; 2) снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение и 3) сохранение и восстановление природной среды. Обратим внимание на некоторые задачи, обозначенные в части первой настоящего раздела.
    Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение давно уже находятся в центре внимания нашего государства. Неплохо выглядит этот вопрос в нормотворческой деятельности. Однако что касается, применения норм права и его эффективности, то здесь все выглядит далеко не лучшим образом. Дело в том, что действие даже очень хороших законов о водах, землях, лесах и др. выглядит “бледным” из-за недостаточной экономической, организационной, идеологической и прочей обеспеченности.
    В этом разделе Доктрины специально указывается на необходимость предотвращения и пресечения всех видов нелегального использования природных ресурсов, в том числе браконьерства, и их незаконного оборота. Здесь следовало бы прямо сказать о самовольном водоиспользовании, о самовольной порубке деревьев в лесах, т.к. эти виды правонарушений с каждым годом увеличиваются.
    Следующая часть данного раздела посвящена необходимости снижения загрязнения окружающей среды (следовало бы сказать природной среды) и ресурсосбережения. В этой части раздела содержится очень большой перечень проблем. Мы остановимся лишь на некоторых, т.к. рамки отчета не позволяют охватить комментированием данные проблемы в полном объеме. Впрочем, комментируя проблемы других разделов, мы также вынуждены будем давать материал в ограниченном виде. Обращаем ваше внимание на хозяйственную деятельность, связанную с эксплуатацией природных ресурсов.
    В Доктрине утверждается необходимость внедрения ресурсосберегающих и безотходных технологий во всех сферах хозяйственной деятельности.
    Представляется, что это, пожалуй, самый трудоемкий процесс. Это, во-первых, недостаток финансовых средств и, во-вторых, отсутствие на этот счет толковых, понятийных рекомендаций.
    Технологическое перевооружение и постепенный вывод эксплуатации предприятий с устаревшим оборудованием - также основная составляющая Доктрины. К этому следует добавить, что по возможности вредные производства необходимо выносить за пределы населенных пунктов. Эта мера крайне необходима для охраны интересов граждан, которые во всей природоохранной деятельности обладают приоритетом.
    Далее обращено внимание на развитие систем использования вторичных ресурсов, в т.ч. на переработку отходов. Использование вторичных ресурсов, переработка производственных и бытовых отходов находятся лишь в стадии становления. Между тем, в Российской Федерации и, например, в Республике Татарстан, уже приняты законы об отходах производства и потребления. Эти законы выполнены на высоком уровне. Однако применение их оставляет желать лучшего.
    Серьезное внимание в Доктрине уделено транспорту, на котором, к сожалению, нередки всевозможные аварии . Если говорить о водном и морском транспорте, то следует иметь в виду факты, связанные, например, с гибелью нефтетанкеров. Порой гибель таких судов приводит к разливу нефти на сотни квадратных километров. Нефтяная пленка губит фитопланктон, нарушает фотосинтез. Это зло не случайно моряки называют “нефтяной чумой”.
    Четвертый раздел Доктрины посвящен приоритетным направлениям деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации.
    Интересна во всех отношениях и такая часть данного раздела, как “Экологические приоритеты в здравоохранении”.
    В данном случае речь идет о создании и поддержании всеми мерами благоприятной, здоровой для человека окружающей природной среды. Иными словами, здесь можно и нужно говорить о праве граждан на здоровую, благоприятную окружающую природную среду.
    Указанное право было впервые в четком виде сформулировано в “Законе об охране окружающей природной среды РСФСР” от 19 декабря 1991 года (раздел II), а затем и в Законе РФ “Об охране окружающей среды” от 20 декабря 2001 года (гл. III).
    Но данное право еще в полное мере не реализуется потому, что правоохранительные органы, как, впрочем, и природоохранные, не придают этому вопросу должного значения. Что же касается граждан, то они в большинстве своем не знают о наличии такого права. Между тем, в цивилизованных странах данное право весьма активно защищается и посредством предупредительно- профилактических мер, и путем применения административно-правовых, уголовно-правовых и гражданско-правовых санкций. Так, например, в Японии такая практика стала складываться еще с начала 70-х годов прошлого века.
    Хорошо известно, каким весьма опасным стал терроризм , который в настоящее время приобрел глобальный характер. Совершенно очевидно, что воздействие на природную среду, на человека террористическими средствами может вызвать ни с чем не сравнимые бедствия.
    Управление. Доктрина, на наш взгляд, учла данное обстоятельство и сосредоточила внимание на содержании управления. Во всяком случае, в разделе V обращено внимание на: экологический, государственный, ведомственный, производственный и общественный контроль; на систему лицензирования, сертификации и паспортизации; нормирование (лимитирование) природопользования; необходимость проведения государственной и общественной экологической экспертизы; стратегическую оценку воздействия на окружающую природную среду; осуществление мониторинга; кадастровую деятельность; разрешение экологических споров. Отметим, что все эти функции отражены в законодательстве и они реализуются.
    Однако здесь есть и серьезные проблемы, которые касаются мониторинга, прогнозирования и планирования. Все эти три составляющих функции далеки от совершенства. Во всяком случае, нет Положений о мониторинге земли, лесов, животного мира, воздушной среды. Исключение составляет Положение о мониторинге вод.
    Экологическая Доктрина, конечно же, не могла обойти молчанием вопрос реализации. В разделе V одна из его частей названа “Экономические и финансовые механизмы” как средство реализации государственной политики в области экологии. Можно отнести установление экономических показателей стоимости природных объектов с учетом их средствообразующей функции, а также стоимости природоохранных работ или услуг, четких критериев платы за загрязнение окружающей природной среды; создание системы финансирования природоохранных работ на конкурсной основе за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников и др.
    Чрезвычайно важными в реализации государственной политики в области экологии являются усилия, связанные с координацией природоохранной деятельности. Иными словами, все функции государственного управления должны реализовываться в тесной взаимосвязи и согласованности. На данное обстоятельство Доктрина, к сожалению, не обратила внимание.
    В Экологической Доктрине уделено внимание и таким вопросам, как развитие гражданского общества как одного из гарантов реализации государственной политики в области экологии. Важным является акцент на региональную политику в области экологии. Особенно импонирует апелляция Доктрины к бассейновому принципу управления всеми природными комплексами. Ранее, как известно, данный принцип использовался лишь в водных отношениях.
    В Доктрине в краткой форме сказано и о международном сотрудничестве. Если учесть, что принцип международного сотрудничества стал приоритетным, то указание на международное сотрудничество в Доктрине вполне оправдано, ибо силами одного государства, общества нельзя решить настоящую глобальную проблему. Здесь нельзя забывать о том, что природа не знает ни государственных, ни административных и других границ.
    И последняя часть Доктрины относится к ее реализации. Если подходить в данном случае с правовых позиций, то этот важнейший документ даст сильнейший толчок в деле дальнейшего развития и совершенствования всей Российской системы законодательства, а возможно явится предтечей и его реформы.
    Решения в 2011 году.
    Очевидно, для улучшения экологической ситуации в России необходимо реформировать экологическое законодательство.
    Существует несколько основных проблем в сфере охраны окружающей среды: отсутствуют экономические стимулы для перехода предприятий на наилучшие существующие доступные технологии (НДТ), не создана бизнес-среда в сфере переработки и утилизации отходов. Нет механизма ликвидации накопленного экологического ущерба.
    Минприроды России подготовило пакет из восьми законопроектов, охватывающих все основные направления реформирования экологического законодательства.
    1.Сохранение морской среды от нефтяных загрязнений. Возможные последствия аварии при работе на шельфе отчетливо продемонстрировала экологическая катастрофа в Мексиканском заливе. Подготовленным законопроектом предлагается в полной мере возложить финансовую ответственность за ликвидацию последствий загрязнения на недропользователя, закрепить за компанией-оператором обязанности по утверждению и реализации плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Законопроект предусматривает три возможных механизма финансового обеспечения: банковскую гарантию, договор страхования, создание недропользователем необходимого резервного фонда.
    2.Теперь об экологическом мониторинге. Сегодня существует 14 видов мониторинга: загрязнения окружающей среды, объектов животного мира, водных объектов, радиационной обстановки и другие. Подготовленный министерством законопроект предполагает их объединение в единую государственную систему мониторинга. Будут установлены единые методологические, метрологические и информационные принципы системы и создан единый фонд данных об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
    3.Об экологическом контроле. Проект федерального закона о повышении эффективности государственного экологического контроля, подготовленный минприроды, учтен в виде поправок к законопроекту о совершенствовании госконтроля в целом, который был принят в первом чтении Государственной Думой в декабре 2010 года.
    и т.д.................

    Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.

    Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала РФ обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем.

    Экологическая доктрина Российской Федерации – это важнейший документ, отражающий идеологию государства и общества. Она включает приоритетные направления государственной экологической политики в экономической, промышленной, социальной, финансовой, правовой и иных сферах. Доктрина сориентирована на повышение экономической ценности природных ресурсов. Ее проект и План действий по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования РФ были одобрены распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г.

    Экологическая доктрина базируется на Конституции РФ, федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, международных договорах РФ в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на фундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных наук; оценке современного состояния природной среды и ее воздействия на качество жизни населения России; признании важного значения природных систем РФ для глобальных биосферных процессов; учете глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.

    Экологическая доктрина Российской Федерации не только формулирует стратегические цели, задачи и принципы государственной политики, ее основные (например, ресурсосбережение) и приоритетные направления (в частности, контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов; предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды), но и указывает средства реализации поставленных задач, обозначает факторы, которые должны быть преодолены, в том числе такие процессы, приводящие к деградации окружающей среды в нашей стране, как преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в экономике, высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов, низкий уровень экологической культуры населения. Значительная роль отводится научному обеспечению, созданию современного правового механизма, совершенствованию правоприменительной практики.

    Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_0.jpg" alt=">Экологическая доктрина России">

    Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_1.jpg" alt=">Введение Экологическая доктрина Российской Федерации"> Введение Экологическая доктрина Российской Федерации (далее – экологическая доктрина) включает основ-ные принципы государственной политики в облас-ти взаимодействия общества и природы. Её основ-ная цель – обеспечение эффективного развития общества на основе рационального природополь-зования с учётом экологической ёмкости экосистем и их способности к саморегуляции. Достижение этой цели должно обеспечивать экологическую безопасность страны, улучшение качества жизни и здоровья людей, устойчивое развитие общества в интересах нынешних и будущих поколений.

    Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_2.jpg" alt=">1. Правовая основа Конституция Российской Федерации; Законы РФ в области"> 1. Правовая основа Конституция Российской Федерации; Законы РФ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, другие федеральные законы, регламентирующие природопользования; Международные договоры и обязательства РФ в области охраны природы и использования природных ресерсов; Решения УКонференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992; Иоханесебург (ЮАР), 2002г.); Положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития,1994г; Концепция перехода Российской федерации к устойчивому развитию, 1996г.

    Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_3.jpg" alt=">2. База Фундаментальные научные знания в области экологии; Глобальные и региональные тенденции"> 2. База Фундаментальные научные знания в области экологии; Глобальные и региональные тенденции взаимодействия человека и природы; Комплексная оценка современного состояния природной среды и здоровья населения России; Учет глобальной роли природных экосистем России в стабилизации биосферных процессов

    Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_4.jpg" alt=">3. Глобальные факторы дестабилизации природной среды рост населения Земли; глобализация экономики и"> 3. Глобальные факторы дестабилизации природной среды рост населения Земли; глобализация экономики и рост потребления природных ресурсов; изменение климата; глобальное загрязнение; сокращение биоразнообразия; рост природных и техногенных катастроф.

    Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_5.jpg" alt=">4. Национальные факторы дестабилизации природной среды изменение характера собственности; ресурсная направленность"> 4. Национальные факторы дестабилизации природной среды изменение характера собственности; ресурсная направленность развития экономики; низкий технологический уровень производства; системный экономический кризис, резкое снижение жизненного уровня населения; недостаточный уровень экологического воспитания и культуры.

    Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_6.jpg" alt=">5. Основные принципы взаимодействия человека и природы сохранение благоприятного состояния окружающей среды как"> 5. Основные принципы взаимодействия человека и природы сохранение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия здоровья людей; сохранение жизнеобеспечивающих функций экосистем, их биоразнообразия и способности к саморегуляции; гармонизация взаимодействия человека и природы, развития экологически безопасных технологий; рациональное природопользование; сохранение малонарушенных территорий и эталонных участков дикой природы; междисциплинарный подход к решению комплексных экологических проблем; признание экологической безопасности важнейшим компонентом национальной безопасности страны.

    Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_7.jpg" alt=">6. Основные направления государственной экологической политики разработка государственной стратегии и планов действий"> 6. Основные направления государственной экологической политики разработка государственной стратегии и планов действий в области сохранения качества основных компонентов природной среды: воздуха, воды, почв, биоразнообразия; разработка экономических механизмов рационального природопользования и государственной стратегии в облсти использования земли, недр, лесов, водных и биологических ресурсов; развитие ресурсо- и энергосберегающих технологий; совершенствование системы управления природными ресурсами, создание эффективных средств контроля и экологического мониторинга, повышение уровня экологической экспертизы и информационного обеспечения населения; формирование общественного сознания и развитие экологического образования; совершенствование правовой и законодательной базвы4 развитие научных исследований в области экологии и природопользования; привлечение общественных организаций и населения к решению экологических проблем; учет биосферной роли природных экосистем России в глобальной экологической политике и международном сотрудничестве.

    Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_8.jpg" alt=">7. Обеспечение экологической безопасности предотвращение загрязнений и деградации окружающей среды и восстановления экологически"> 7. Обеспечение экологической безопасности предотвращение загрязнений и деградации окружающей среды и восстановления экологически нарушенных территорий; уменьшение риска глобальных изменений климата и природной среды; снижение риска природных и техногенных катастроф; обеспечение неистощительного использования возобновляемых природных ресурсов; оптимизация использования минеральных и энергетических ресурсов; обеспечение продовольственной безопасности и качества пищи; улучшение качества жизни и здоровья населения; оптимальное размещение производственных сил с учетом экологической емкости природной среды; безопасная утилизация и захоронение отходов; устранение последствий гонки вооружений; создание государственной системы управления экологической безопасностью.

    Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_9.jpg" alt=">8. Основные этапы достижения целей оценка современного состояния и разработка возможных сценариев развития"> 8. Основные этапы достижения целей оценка современного состояния и разработка возможных сценариев развития взаимодействия человека и природы; составление краткосрочных и долгосрочных прогнозов экологической безопасности для отдельных регионов и страны в целом; корректировка государственной стратегии в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития; разработка планов действий в области рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности России.

    Содержит следующие разделы :

    1. Общие положения.
    2. Стратегическая цель, задачи и принципы государственной политики в области экологии.
    3. Основные направления государственной политики в области экологии.
    4. Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации.
    5. Пути и средства реализации государственной политики в области экологии.

    Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.

    К числу основных факторов деградации природной среды на мировом уровне относятся:

    • рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов;
    • увеличение численности населения планеты при сокращении территорий, пригодных для проживания людей;
    • деградация основных компонентов биосферы, включая сокращение биологического разнообразия, связанное с этим снижение способности природы к саморегуляции и как следствие - невозможность существования человеческой цивилизации;
    • возможные изменения климата и истощение озонового слоя Земли;
    • возрастание экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф;
    • недостаточный для перехода к устойчивому развитию человеческой цивилизации уровень координации действий мирового сообщества в области решения экологических проблем и регулирования процессов глобализации;
    • продолжающиеся военные конфликты и террористическая деятельность.

    К числу основных факторов деградации природной среды Российской Федерации относятся:

    1. преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов и деградации природной среды;
    2. низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами;
    3. резкое ослабление управленческих, и прежде всего контрольных, в области природопользования и охраны окружающей среды;
    4. высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов;
    5. низкий технологический и организационный уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов;
    6. последствия экономического кризиса и невысокий уровень жизни населения;
    7. низкий уровень экологического и экологической культуры населения страны.

    1. Общие положения

    Экологическая доктрина Российской Федерации определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период.

    Указано, что сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества.

    Экологическая доктрина базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на комплексном научном подходе в области экологии и смежных наук.

    2. Стратегическая цель, задачи и принципы государственной политики в области экологии

    Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

    Указано, что для этого необходимо сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества.

    Государственная политика в области экологии базируется на следующих основных принципах :

    • устойчивое развитие;
    • приоритетность жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;
    • справедливое распределение доходов от использования природных ресурсов и доступа к ним;
    • предотвращение негативных экологических последствий, учет отдаленных экологических последствий;
    • отказ от проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды;
    • природопользование на платной основе и возмещение населению и окружающей среде ущерба;
    • открытость экологической информации;
    • участие гражданского общества в реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

    3. Основные направления государственной политики в области экологии

    1. Обеспечение устойчивого природопользования.
    2. Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение.
    3. Сохранение и восстановление природной среды.

    Обеспечение устойчивого природопользования

    Основными задачами в указанной сфере являются неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов.

    Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение

    Основной задачей в указанных сферах является снижение загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами и отходами, а также удельной энерго- и ресурсоемкости продукции и услуг.

    Сохранение и восстановление природной среды

    Основными задачами в указанной сфере являются сохранение и восстановление ландшафтного и биологического разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности.

    4. Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации

    К приоритетным направления относятся:

    1. Обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях.
    2. Экологические приоритеты в здравоохранении.
    3. Предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций.
    4. Предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды.
    5. Контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов.

    Обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях

    Основной задачей в этой области является обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности, реабилитация территорий и акваторий, пострадавших в результате техногенного воздействия на окружающую среду.

    Экологические приоритеты в здравоохранении

    Основными задачами в указанных областях являются улучшение качества жизни, здоровья и увеличение продолжительности жизни населения путем снижения неблагоприятного воздействия экологических факторов и улучшения экологических показателей окружающей среды.

    Предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций

    Основной задачей в указанной области является выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды

    Основной задачей в указанной области является предотвращение террористических актов, вызывающих ухудшение экологической обстановки и деградацию природной среды.

    Контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов

    Основной задачей в этой области является организация контроля за ввозом, использованием и распространением на территории страны чужеродных видов и генетически измененных организмов.

    5. Пути и средства реализации государственной политики в области экологии

    1. Развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием.
    2. Нормативное правовое обеспечение и правоприменение.
    3. Экономические и финансовые механизмы.
    4. Экологический мониторинг и информационное обеспечение.
    5. Научное обеспечение.
    6. Экологическое образование и просвещение.
    7. Развитие гражданского общества как условие реализации государственной политики в области экологии.
    8. Региональная политика в области экологии.
    9. Международное сотрудничество.
    10. Реализация экологической доктрины Российской Федерации.

    Развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием

    Основной задачей в указанной сфере является обеспечение эффективного государственного управления охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов, соответствующего демократическому устройству и рыночной экономике.

    Нормативное правовое обеспечение и правоприменение

    Основными задачами в указанной сфере являются создание эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности, а также совершенствование правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и ее неотвратимости.

    Экономические и финансовые механизмы

    Основной задачей в этой области является экономическое регулирование рыночных отношений в целях рационального неистощительного природопользования, снижения нагрузки на природную среду, ее охраны, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность.

    Экологический мониторинг и информационное обеспечение

    Основной задачей в этих областях является обеспечение государственных и муниципальных органов, юридических лиц и достоверной информацией о состоянии окружающей среды и ее возможных неблагоприятных изменениях.

    Научное обеспечение

    Основными задачами научного обеспечения в сфере защиты окружающей среды являются развитие научных знаний об экологических основах устойчивого развития, выявление новых экологических рисков, порождаемых развитием общества, а также природными процессами и явлениями.

    Экологическое образование и просвещение

    Основной задачей в этих областях является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии.

    Развитие гражданского общества как условие реализации государственной политики в области экологии

    Основной задачей в этой области является государственное содействие экологизации гражданского общества.

    Региональная политика в области экологии

    Основными задачами в этой области являются экологически обоснованное размещение хозяйственных и жилищно-коммунальных объектов и максимальное использование возможностей и специфики субъектов Российской Федерации для устойчивого развития страны.

    Международное сотрудничество

    Основной задачей в этой области является реализация интересов Российской Федерации путем участия в решении глобальных и региональных экологических проблем и регулировании глобализации в интересах устойчивого развития мирового сообщества.

    Реализация экологической доктрины Российской Федерации

    Реализация положений настоящего документа предполагает разработку планов действий на федеральном, региональном и отраслевом уровнях, а также разработку и реализацию мер государственной поддержки и регулирования в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования. Конкретизация положений настоящего документа применительно к отдельным сферам деятельности общества и государства и особенностям проведения государственной политики в области экологии по различным субъектам Российской Федерации может быть осуществлена при разработке программ развития субъектов Российской Федерации и отраслей экономики.