Войти
Образовательный портал. Образование
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Обособленные части речи. Что такое обособление? Обособления в русском языке. Обособление присоединительных слов

    Обособленные части речи. Что такое обособление? Обособления в русском языке. Обособление присоединительных слов

    Отвечая на вопрос о том, что такое обособление, можно просто сказать, что это - выделение на письме участков текста. Но, как и везде, здесь существует множество нюансов. В частности, есть разные виды обособления.

    Обособление второстепенных членов предложения

    На письме выделяться может практически любая часть речи, включая второстепенные.
    В первую очередь выделение обстоятельств запятыми зависит от того, чем они выражены. Возможны следующие случаи.

    Приложения с дефисами

    Можете ли вы сказать, какое из этих предложений правильно использовать точку с запятой? Названия, которые предоставляются медицинским парапрофессионалам, могут отличаться; сложность их обязанностей одна и та же. Однако Америке очень многое предстоит сделать, однако у нас также есть что выиграть. Америке предстоит многое сделать; чем мы понимаем. . Точка с запятой - это знак пунктуации, который используется для разделения двух независимых предложений, когда отсутствует координационное соединение между ними.

    Чтобы использовать запятую в предложении 2, которая вообще не имеет никакого соединения между двумя ее предложениями, было бы создать ошибку, которую грамматисты называют связующим: запятая будет «сплайсирована», когда они должны быть разделены структурно. Слишком слабая запятая - знак пунктуации для выполнения этой работы; предложение требует более сильной точки с запятой.

    Обстоятельство выражено деепричастием

    Обстоятельство обособляется независимо от места, которое оно занимает по отношению к сказуемому, выраженному глаголом. То есть обособление оборотов, в том числе деепричастных, происходит совместно с обособлением обстоятельства.

    Например: Испугавшись грозы, он вернулся в дом.

    Предложение 4 правильно, потому что оно использует точку с запятой во второй функции: для разделения элементов в серии, когда сами эти элементы имеют запятые. Опять же, запятая является более слабым разделителем. Поскольку мы использовали запятые, чтобы отделить имя каждого оратора от его или ее названия, точка с запятой необходима, чтобы четко разделить одну единицу информации от другой.

    Предложение 3 содержит два независимых предложения с соединением между ними - слово «однако», которое не является координирующим соединением, а представляет собой наречие или конъюнктивное наречие. В таком случае, как предложение 3, точка с запятой, а не запятая, обеспечивает силу разделения, требуемую двумя независимыми предложениями.

    Если обстоятельство расположено в середине предложения, то его необходимо с двух сторон выделить запятыми. Это еще раз подтверждает, что ответ на вопрос, что такое обособление, просто. Это выделение куска фразы на письме.

    Осенью, покинув дом, он чувствовал тоску по родным краям.

    Обстоятельство, которое выражается деепричастием или можно заменять придаточным предложением или сказуемым, так как оно приближено по значению к второстепенному сказуемому.

    Эта статья продолжается прямо под коробкой. Предложение 1 неверно, поскольку оно использует точку с запятой не между двумя независимыми предложениями, но между одним независимым предложением и одним зависимым предложением, которое функционирует как наречие, изменяющее глагол, содержится в главном предложении: «У Америки больше возможностей для достижения, чем мы понимаем». Идеи в этих двух статьях - один независимый и один зависимый - не имеют одинакового веса, неравномерно сбалансированы по структуре и смыслу, как два независимых предложения в любом предложении.

    Ср.: Осенью, покинув дом, он чувствовал тоску по родным краям.- Осенью он покинул дом и чувствовал тоску по родным краям.

    1. Частицы только, лишь включаются в обособляемую конструкцию и также выделяются:

    Зажегся свет, лишь на мгновение озарив все вокруг, и снова погас.

    То есть это пример обособления второстепенных членов предложения, к которым относятся частицы.

    Вместо этого они логически и структурно переплетаются друг с другом и, следовательно, не нуждаются в запятой, чтобы отделить их. Здесь у нас есть три статьи, и некоторые писатели могут испытывать соблазн поставить точку с запятой после «навсегда». Но сказать это было бы неправильно: подчиняющееся соединение «потому что» создает и вводит зависимое предложение, которое изменяет глагол во втором главном предложении: оно говорит, почему «воспроизведение имеет важное значение». Следовательно, фактическое соединение между двумя независимыми положениями происходит после первого независимого предложения: «Воспроизводство является характеристикой всех живых систем».

    2. Если деепричастная конструкция стоит после сочинительного / или союзного слова, то его нужно отделить от союза запятой.

    Ср.: Она распахнула окно и, высунувшись на воздух, стала наблюдать за восходящим солнцем. - Она распахнула окно и стала наблюдать за восходящим солнцем, высунувшись на воздух.



    Что такое приложение?

    Точка с запятой требуется после «систем», потому что это точка предложения, где нам нужно сильное логическое и структурное разделение. Проверьте пунктуацию в каждом из этих предложений. Контекст представляет собой структуру, среду, физическую или символическую среду, набор явлений, ситуаций и обстоятельств, не сопоставимых с другими, которые окружают или обусловливают факт. То есть контекст - это набор обстоятельств или ситуации во время процесса связи, где отправитель и получатель и где создается сообщение.

    Эти обстоятельства позволяют иногда правильно понимать, что называется дополнительным лингвистическим контекстом, который может иметь несколько типов, например, культурный, социальный, образовательный, исторический, экономический, психологический контекст и т.д.

    3. Союз, не требует разделения при помощи запятой с деепричастием или деепричастным оборотом в том случае, если деепричастная конструкция неотделима от союза или союзного слова, т. е. ее нельзя убрать, не нарушив структуру предложения.

    Ср.: Он любил делать необычные подарки, а поздравив друга, расплывался в улыбке от удовлетворения (невозможно: Он любил делать необычные подарки, а поздравил друга…). Но! Учитель не огласил оценки за контрольную, а, собрав дневники, выставил их туда. - Учитель не огласил оценки за контрольную, а выставил их в дневники.

    Обособление уточняющих членов предложения

    Контекст очень важен в общении, потому что вариации на одном языке и культурные различия делают то, что для кого-то правильно, для других может и не быть. Для анализа любого типа коммуникации следует учитывать социальный контекст, лингвистический контекст, культурный контекст, контекст, определяемый вопросами, кто, как, когда, где, почему также называется средой.

    В информатике или информатике контекст - это обстоятельства, при которых используется устройство. В лингвистике и грамматике контекст представляет собой набор лингвистических элементов или лингвистической, социальной и прагматической среды, которая окружает, то есть предшествует и следует, слову или предложению, и что условия, изменяющие или не изменяющие значение это или ее правильная интерпретация.

    Однородные деепричастия и деепричастные обороты, которые соединяются одиночными сочинительными или разделительными союзами и, или, либо, запятой разделять не нужно.

    Лингвист работал над переводом, читая текст и слушая его запись.

    Но в случае, если союз соединяет не два деепричастия, а другие конструкции, запятые ставятся:

    Дисциплина, отвечающая за изучение языкового контекста, является прагматичной. Когда лингвистический контекст задается непосредственным словом внутри утверждения, мы говорим о микротексте, а когда смысл текста задается контекстом с несколькими элементами, он не является непосредственным, мы говорим о макротексте.

    Этот термин относится к помещению в контекст ситуации, факта или источника или документа, которые были получены изолированно и отделены от всех тех элементов, которые его окружают, которые влияют на это действие и где этот факт произошел результат конкретной ситуации, времени и пространства.

    Я взял письмо и, распечатав его, начал читать.

    Когда эта часть речи не обособляется?

    1. Деепричастная конструкция представлена фразеологизмом:

    Он сидел сложа руки.

    Но если фразеологизм является в предложении вводным словом, он выделяется при помощи запятых.

    2. Перед деепричастной конструкцией стоит усилительная частица и:

    Прилагательное, которое может или не может иметь место; неопределенный, сомнительный. Это происходит случайно; без прогноза. То есть заменить что-то другое. Мужественное существительное Отдельная часть целого, предназначенная для кого-то в частности; квоты: имел свою квоту вины. Что может быть определено цифрами: образовательный контингент.

    Контингент является синонимом: квоты, сомнительной, неопределенной, пассажирской, ненадежной, временной. Контингент - это противоположность: важно, необходимо. Грамматический класс: прилагательное из двух гнейсов и мужского существительного. Плюрализм. Нет ничего более иллюзорного и правдивого, и больше ничего не судить, чем долг. - Карлос Малхейро Диас.

    Можно достичь успеха и не обладая богатством.



    3. Деепричастие входит в и имеет зависимое союзное слово который (запятая обособляет главное предложение от придаточного):

    Перед государством стоят важнейшие вопросы, не разобравшись в которых оно не сможет выйти на новый уровень в экономике.

    Другая информация о слове




    Он имеет 11 букв. Он прожорливо метаморфизован, главным образом, преимущественно повторно обратимым, но который независимо зависит от него. Имеют ли то же значение следующие два предложения? Выступавшие вчера вечером. Ораторы, прибывшие вчера вечером, смогли встретиться со студентами.

    Нет, два предложения не имеют того же значения. В первом предложении говорится, что среди всех докладчиков те, кто приехал накануне, смогли встретить студентов. Во втором говорится, что все докладчики прибыли накануне и смогли встретиться со студентами.

    4. Деепричастный оборот включает в себя подлежащее (запятая отделяет весь оборот от сказуемого):

    На ель Ворона взгромоздясь, позавтракать совсем уж было собралась.

    5. Деепричастие - однородный член с необособленным обстоятельством и связано с ним при помощи союза и:

    Он бежал быстро и не осматриваясь по сторонам.

    Определяющий или ограничительный относительный

    В обоих предложениях мы находимся в относительном подчиненном дополнении ораторов. В первом случае относительный называется определяющим или ограничительным. Как следует из названия, оно ограничивает значение антецедента относительного местоимения. Действительно, не все ораторы смогли встретить студентов, но только тех, кто прибыл накануне.

    Определяющий родственник имеет существенный характер и поэтому не может быть подавлен без предложения, теряющего его значение. Пунктуация: относительное определяющее предложение обычно не отделено от имени запятой или паузой. Студенты, которые серьезно учились, сдавали экзамен.

    Когда еще обособление оборотов не требуется?

    Не требуют обособления деепричастные обороты и одиночные деепричастия, которые:

    1. Окончательно потеряв свое глагольное значение, перешли в категорию наречий:

    Мы шли не спеша. (Нельзя: Мы шли и не спешили).



    Во втором случае относительный называется объяснительным или неопределяющим. Как следует из названия, он дает дополнительную информацию об антецеденте относительного местоимения. В отличие от определяющего родственника, который имеет существенный характер в высказывании, относительное объяснение может быть подавлено без значительного изменения других элементов высказывания.

    Пунктуация: объяснительный родственник обычно отделен от имени запятой или паузой. Относительное подчиненное предложение позволяет вам давать дополнительную информацию о имени или местоимении без начала нового предложения. Относительное предложение, содержащее важную информацию, не отделено от остальной части предложения запятыми; это тот случай, когда родственник предоставляет только вторичную информацию.

    2. Потеряли связь с глаголом и перешли в категорию служебных слов: начиная с, исходя из, смотря по:

    Документы составлены исходя из результатов исследования. Однако в других контекстных ситуациях обороты могут иногда обособляться.

    1) оборот с начиная с обособляется, если имеет уточняющий характер и не связан со временем:

    Структура предложения

    Антуан, который носит очки, находится в моем классе. И Леони, чья улыбка великолепна, очень хорошо танцует. Относительное подчиненное предложение в большинстве случаев помещается за именем или местоимением, которое оно завершает, будь то в конце предложения или в середине его. Форма относительного местоимения зависит от его функции в предложении.

    Ограничительный и не ограничивающий

    Тема: Антуан, в очках, в моем классе. Антуан носит очки. На блоке. с: Леони, чья улыбка великолепна, танцует очень хорошо. Улыбка Леони великолепна. «Чья улыбка?». Важно определить, необходим ли относительный для понимания общего предложения или он предоставляет только вторичную информацию, которая не меняет смысл этого предложения. Эта разница влияет на пунктуацию.

    Она говорит на многих языках, начиная с английского и немецкого.

    2) оборот с исходя из обособляется в том случае, если по смыслу он соотносится с тем, кто производит действие:

    Мы составили документы, исходя из результатов вашего исследования.

    3) оборот с смотря по обособляется в том случае, если имеет уточняющее или присоединительное значение:

    Ограничительные или решающие условия

    Эти относительные предложения предоставляют информацию, необходимую для понимания предложения. Они никогда не отделены от остальной части предложения запятой или запятой. Невозможно удалить родственника, не влияя на общий смысл предложения.

    Не ограничительный или пояснительный

    Эти относительные предложения предоставляют дополнительную, но ненужную информацию для понимания предложения. Они отделены от остальной части предложения запятой или запятой.

    Когда нельзя ставить дефис при использовании приложений?

    Можно удалить родственника, не влияя на общий смысл предложения. Относительное подчиненное предложение вводится относительным местоимением. Относительные местоимения - это кто, что, что и где. Они заменяют в относительном подчиненном предложении имя или местоимение основного предложения. Какое относительное местоимение следует использовать? Это зависит от его функции в предложении.

    Пришлось действовать аккуратно, смотря по обстоятельствам.

    Обособление в случае если обстоятельство выражено существительным

    Всегда обособляется обстоятельство уступки, выраженное существительным с предлогом несмотря на / невзирая на (легко заменяется придаточными предложениями уступки с союзным словом хотя ).

    Порядок слов в подчиненном

    Когда речь идет о предмете предложения, структура всегда следующая: дополнение глагола относительного местоимения.

    Относительное местоимение и его соединения

    В других случаях структура следующая: относительный глагол субъекта. . В дополнение к неизменным относительным местоимениям, указанным выше, мы находим другое относительное местоимение: что. Когда этот используется с предлогом к и от, формы заключаются в контракты. Какие и его составные формы согласуются в натуральном выражении и в количестве с именем или местоимением, которое они заменяют.

    Ср.: Несмотря на плохую погоду, отдых удался на славу. - Хотя погода была плохая, отдых удался на славу.

    Частные случаи обособления

    В следующих случаях обстоятельства могут обособляться запятыми:

    1. Причины с предлогами благодаря, за неимением, вследствие, в силу и др. (легко заменяется придаточным предложением с союзным словом так как ).

    Ср.: Сын, согласно с мнением отца, поступил на юридический факультет. - Так как сын был согласен с мнением отца, он поступил на юридический факультет.



    2. Уступки с предлогами вопреки, при хотя ).

    Ср.: Вопреки советам отца, сын поступил на медицинский факультет. - Хотя отец дал советы, сын поступил на медицинский факультет.

    3. Условия с предложными конструкциями при наличии, при отсутствии, в случае и др. (легко заменяется придаточным с союзом если ).

    Ср.: Работодатели, в случае уменьшения прибыли, решили сократить штаб. - Если у работодателей уменьшится прибыль, они решили сократить штаб.

    4. Цели и предложным сочетанием во избежание (легко заменяется придаточным с союзом чтобы ).

    Ср.: Оплату, во избежание неудобств, произведите по карте. - Чтобы избежать неудобств, оплату произведите по карте.

    5. Сравнения с союзным словом подобно .

    Ср.: Таня закончила школу с отличными оценками, подобно старшей сестре.

    В целом обособление оборотов с вышеперечисленными предлогами и предложными конструкциями является вариативным.

    Что такое обособление при приобретении смысловой нагрузки?

    Обстоятельства, которые выражены существительными без предлогов или с другими предлогами, обособляются только в случае приобретения дополнительной смысловой нагрузки, пояснительного значения или совмещения нескольких обстоятельственных значений.

    Катя, после полученного ею негативного ответа, покинула гостиную.

    Здесь обстоятельство совмещает два значения (время и причина, т. е. когда ушёл? и в связи с чем ушёл?)

    Обратите особое внимание на то, что которые выражаются существительными, всегда следует выделять интонационно. Но присутствие паузы далеко не всегда говорит о присутствии запятой. Таким образом, всегда интонационно необходимо выделять обстоятельства, расположенные в начале предложения с обособлениями.

    Тем не менее, запятую после подобного обстоятельства ставить не требуется.

    Обстоятельство выражено наречием

    Если обстоятельства выражены наречиями (наличие зависимых слов не имеет значения), то они обособляются только тогда, когда автор желает обратить на них больше внимания, когда они обладают значением сопутствующего замечания и прочее:

    Через минуту, неизвестно каким образом, он добрался до деревни.

    В данном предложении при помощи обособления подчеркивается неожиданность и странность произведенного действия. Однако подобные обособления в русском языке всегда носят авторский, факультативный характер.

    Надеемся, что в статье нам удалось раскрыть ответ на вопрос о том, что такое обособление.


    Общее понятие об обособлении.

    Второстепенные чле­ны предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, на­зываются о б о с о б л е н н ы м и.

    Сравните: 1) Раздался выстрел, который разбудил тишину леса. 2) Раздался выстрел, разбудивший тишину леса. 3) Раз­дался громкий выстрел. В этих предложениях при слове выстрел имеются определения. В первом предложении определение кото­рый разбудил тишину леса выражено придаточным предложением; это придаточное определительное предложение выделяется интонационно: перед ним имеется пауза и повышение голоса, оно имеет логическое ударение на слове разбудил. Во втором пред­ложении определение разбудивший тишину леса выражено при­частным оборотом, стоящим за определяемым словом; это опре­деление выделяется интонационно совершенно так же, как прида­точное предложение; перед ним имеется пауза и повышение го­лоса, оно имеет логическое ударение на слове разбудивший. В третьем предложении определение громкий, выраженное при­лагательным, стоящим впереди определяемого слова, не обо­собляется.

    Разные члены предложения обособляются по разным при­чинам. В одном случае члены предложения обособляются по­тому, что по своему значению в предложении приближаются к сказуемому, являются как бы второстепенными, ослабленными сказуемыми. Приближаясь по значению к сказуемому, они име­ют большую смысловую самостоятельность, что выражается в произношении. По значению ближе всего к сказуемому находят­ся деепричастия; поэтому они, как правило, обособляются, на­пример: Тучи, редея, лениво расползались по небу. (М. Г.) На дворе, отражаясь в лужицах между камней, блестит радостно весеннее солнце. (М. Г.) Часто обособляются согласованные определения и приложения, так как причастия, прилагатель­ные и существительные выступают в предложении и в роли сказуемых. Ср.: 1) Михаил-кузнец (кузнец- сказуемое). Ми­хаил, кузнец, работает сегодня в поле (кузнец - обособленное приложение). 2) Мартовская ночь была облачная и туманная (облачная и туманная - сказуемые).- Мартовская ночь, об­лачная и туманная, окутала землю (облачная и туманная - обособленные определения).

    В другом случае члены предложения - обстоятельства - обособляются потому, что, являясь распространёнными, имеют смысловую самостоятельность, выделяются в произношении, по смыслу и по произношению приближаются к придаточным час­тям сложноподчинённого предложения, например: К счастью, по причине неудачной охоты , наши кони не были измучены. (Л.) (Обособленное обстоятельство причины. Сравните выражение той же мысли при помощи придаточной части сложноподчи­нённого предложения: Так как охота была неудачной, наши ко­ни, к счастью, не были измучены..)

    В третьем случае члены предложения обособляются пото­му, что используются в предложении как нечто добавочное, вве­дённое для уточнения какого-либо члена предложения или для сообщения о нём чего-то дополнительного. На добавочный ха­рактер этих членов предложения указывает произношение, на­пример: 1) Поодаль, вокруг огня , веером растянулись бойцы. (Н. О.) (Обособленное уточняющее обстоятельство места.) 2) В этом взгляде, да и во всём поведении Лидии, явилось нечто новое. (М. Г.) (Обособленное присоединительное допол­нение.)

    Обособление согласованных определений.

    С о г л а с о ­в а н н ы е о п р е д е л е н и я, выраженные причастиями и при­лагательными, обособляются в следующих случаях:

    1. Определения, выраженные причастиями и прилагательны­ми, обычно обособляются, если они стоят после определяемых слов и имеют при себе зависимые члены.

    П р и м е р ы. Нас окружал со всех сторон сплошной ве­ковой бор, равный по величине доброму княжеству. (Купр.)

    Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Мне часто вспоминается теперь эта тёмная река. затенённая скалистыми горами, и этот живой огонёк. (Кор.)

    2. Два и больше нераспространённых определения обособ­ляются, когда они стоят после определяемого слова, особенно если перед этим словом уже есть определение.

    П р и м е р ы. Мне нравится его спокойствие и ровная речь, простая и ясная. (М. Г.) Потом пришла весна, яркая , солнечная. (М. Г.)

    В двух случаях определения, выраженные причастиями или прилагательными и стоящие после определяемого слова, не обо­собляются.

    1) Когда определяемое слово требует обязательного при­бавления определения, то обособления не бывает.

    В предложении Лицо его имело выражение приятное , но довольно плутовское (П.) определения приятное, но довольно плутовское нельзя обособить от определяемого существитель­ного выражение, так как получится бессмыслица; лексическое значение этого слова требует обязательного прибавления опре­делений. Нельзя обособить определения и в следующем пред­ложении: Ко мне вошёл молодой офицер с лицом смуглым и отменно некрасивым. (П.) И здесь отрыв определений смуглым и отменно некрасивым от слова лицом создаёт бессмыслицу.

    2) Когда для говорящего важно всё сочетание определения с определяемым, он не обособляет определения.

    В предложении Кто это сделал тебе скрипку такую звон­кую и чуткую? (М. Г.) для автора важна не скрипка сама по себе, а скрипка такая звонкая и чуткая, поэтому автор и не обособляет определений.

    В предложении По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит (П.) определения не обособлены. Для автора важна не дорога сама по себе, а дорога зимняя, скучная.

    3. Определения, распространённые и одиночные, стоящие впереди определяемого подлежащего, обособляются, если между ними и подлежащим имеются другие члены предложения, например: Освещённые скрытыми рефлекторами, горят разноцветные капли огня. (Купр.) На лавке, разбросанные, лежали поршни, ружьё, кинжал, мешочек, мокрое платье, тряпки. (Л. Т.)

    4. Определения, распространённые и одиночные, стоящие непосредственно перед подлежащим, обособляются только тогда, когда имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, уступительное, временное); эти определения отно­сятся не только к подлежащему, но и ко всему остальному со­держанию предложения.

    Ободрённый знаками всеобщего удовольствия, рядчик со­всем завихрился. (Т.) Определение к подлежащему рядчик одновременно служит обстоятельством причины к остальному содержанию предложения. (Почему совсем завихрился?)

    Широкая, свободная, аллея вдаль влечёт. (В. Б.) (К а к а я аллея? П о ч е м у аллея вдаль влечёт?)

    П р и м е ч а н и я. 1. Определения, имеющие обстоятельственное значе­ние, возникли в речи под влиянием деепричастных оборотов, состоявших из страдательных причастий или прилагательных с деепричастной связкой бу­дучи, типа Будучи от природы незлопамятным , я искренне простил ему и нашу ссору, и рану. (П.) При пропуске связки прилагательные и страдатель­ные причастия сохранили обстоятельственное значение.

    2. Служа для пояснения сказуемого, обособленные определения, имею­щие обстоятельственное значение, нередко ставятся вдали от подлежащего:

    Митя надел фуражку с кокардой и, торжествующий, радостный, выбежал на улицу. (Ч.)

    5. Определения всегда обособляются, если относятся к лич­ным местоимениям (распространённые и одиночные, стоящие впереди и позади определяемого слова). Определения, относя­щиеся к личным местоимениям, обычно имеют добавочное об­стоятельственное значение и одновременно поясняют сказуемое.

    П р и м е р ы:Усталая, она замолчала. (М. Г.) (Так как она была усталой, то замолчала.) К. тебе, сердитому, никто уж не пойдёт. (Остр.) (К тебе, когда ты сердит, никто уж не пойдёт.)

    П р и м е ч а н и я. 1. Своеобразное значение некоторых разрядов место­имений вызывает особенности в обособлении определений при них. Как пра­вило, не обособляются определения при неопределённых местоимениях; в этих сочетаниях определение, дополняя смысл местоимения, сливается с ним в одно целое, например: В его глазах было что-то тревожное и очень пе­чальное.

    Как правило, не обособляются определения, стоящие после определи­тельного местоимения весь, имеющего значение обобщения, например: Все присутствующие на собрании горячо приветствовали пионеров.

    Но если определительное местоимение употреблено в значении существи­тельного, то определение при нём может обособляться, например: Всё, цветущее, благоухающее, молодое, радовало меня.

    2. Прилагательные и причастия вне зависимости от каких бы то ни было условий не обособляются, если они входят в составное сказуемое: Он при­шел особенно возбуждённый и веселый. (Л. Т.) Говорится не о том, что "он пришёл", а о том, что "он пришёл особенно возбуждённый и весёлый". Ска­зуемым является пришёл возбуждённый и весёлый.

    Обособление несогласованных определений.

    1. Несогласованные определения, выраженные сравнитель­ной степенью прилагательных, обычно обособляются, так как по значению приближаются к ослабленному сказуемому; они обычно стоят позади определяемого слова и имеют зависимые слова, например: Короткая борода, немного темнее волос, слег­ка оттеняла губы и подбородок. (А. К. Т.)

    2. Определения, выраженные косвенными падежами имён существительных, как правило, стоят после определяемых слов.

    Они обычно не обособляются, объединяясь с определяемым словом в словосочетание-называние, например: Найдите там даму в серой шляпке с белой птицей и скажите, что я здесь. (Ч.) Они обособляются, если только дополняют и уточняют пред­ставление об известном уже предмете или лице, например:

    Величественно вышла мать, в сиреневом платье, в кружевах, с длинной нитью жемчуга на шее. (М. Г.) Определяемое суще­ствительное мать обозначает уже известное лицо, определения же только дополняют наше представление о матери в данный момент; поэтому определения обособлены.

    Определения, выраженные существительными в косвенных падежах, обычно обособляются, когда относятся к личным ме­стоимениям и к именам собственным: Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива. (М. Г.) Ферапонтов, в жилете, в ситцевой рубахе, стоял у лавки, выходившей на улицу. (Л. Т.)

    Личные местоимения указывают на лицо, уже известное из предыдущего изложения. Собственные имена точно обозначают лицо или предмет, чтобы выделить его из ряда подобных.

    Наконец, определения, выраженные косвенными падежами существительных, обычно обособляются:

    а) когда следуют за обособленными определениями, выра­женными прилагательными и причастиями, например: Этот ры­систый человек, тощий, с палочкой в руке, сверкал и дымил, пылая ненасытной жадностью к игре делом (М. Г.);

    б) когда стоят впереди этих определений и связаны с ними сочинительными союзами, например: Бедный гость, с оборван­ной полой и до крови оцарапанный, скоро отыскивал безопас­ный угол. (П.)

    Упражнение 97. Поставьте определения вместе с зависимыми от них сло­вами (где они есть) так, чтобы они были обособленными, и напишите. Вставьте пропущенные буквы.

    1) Осенё...ая деревьями дорога изв...вается около горы. 2) Солнце поднялось над горами и сг...няло ещё лежавший в тени ин...й. 3) На дворе стояла запряжё...ая двумя волами ар­ба. 4) Ручеёк изв...вался молча около полуобнажё...ых осенью деревьев. 5) Все стены пестрели от выреза...ых из журналов картин. 6) Его длинные густые волосы н... скрывали выпукло­стей просторного черепа.

    98. Спишите. Объясните расстановку знаков препинания; объясните пра­вописание окончаний прилагательных и причастий.

    1) Она встретила сына с радостью, неожиданной для него. (М. Г.) 2) И на пустынном берегу моря не осталось ничего в воспоминание о маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми. (М. Г.) 3) Её вопросы, громкие и ясные, как будто разбудили людей. (М. Г.) 4) В ласковый день бабьего лета Артамонов, усталый и сердитый, вышел в сад. (М. Г.) 5) Боль­шие деревья, лишённые снизу ветвей, поднимались из воды, мутной и чёрной. (А. Н. Т.) 6) Бледный, он лежал на полу, держа в правой руке пистолет. (Л.) 7) Вышедший рано утром отряд прошёл уже четыре версты. (Л. Т.) 8) Расколебленное ночной бурей, море до самого горизонта белело барашками. 9) При виде Калиновича лакей, глуповатый с лица, но в лив­рее с галунами, вытянулся в дежурную позу. (П и с е м с к и й.) 10) Вся деревушка, тихая и задумчивая, с глядевшими из дво­ров ивами, бузиной и рябиной, имела приятный вид. (Ч.)

    11) Босая, в одной рубахе, она быстро сошла вниз. (М. Г.) 12) Говорил один из казаков, запылённый и на потной лошади. ("Л. Т.) 13) Варвара Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвратилась с прогулки. (Т.) 14) В белом платье, с нераспле­тёнными косами по плечам, она тихонько подошла к столу. (М. Г.) 15) Передо мной, в синей долгополой шинели, стоял старик среднего роста, с белыми волосами, любезной улыбкой и прекрасными голубыми глазами. (Т.)

    99. Прочитайте, укажите обособленные и необособленные определения; объясните, почему определения обособлены; затем спишите, вставляя про­пущенные буквы и знаки препинания

    1) Молодой месяц св...тивший сначал... заш...л за горы. 2) Мя...кие шаги людей обутых не в сапоги приближались. 3) Солдаты теперь н... только слышали но и увид...ли две тени проходившие в пролёте между деревьями. 4) Хаджи-Мурат сдержал своего т...жело дышавшего и посеревшего от пота бе­лого коня и ост...новился. 5) Один из сидевших у костра лю­дей быстро встал и подош...л к Хаджи-Мурату. 6) Хаджи-Му­рат достал один из хозырей вынул пулю затыка...щую его и из-под пули свёрнутую трубочкой записку. 7) Хаджи-Мурат поднял голову и взгл...нул на светившееся уже сквозь стволы деревьев небо на востоке и спросил у сидевш...го поодаль от не­го мюрида о Хан-Магоме. 8) Разбудил его весёлый голос Хан-Магомы возвращавш...гося с Батою из своего посольства. 9) Солнце бл...стало и на только что распустивш...йся листве и на молодой девственной траве и на всходах хлебов и на ряби быстрой реки видневш...йся влево от дороги.

    (Л. Н. Т о л с т о й.)

    100. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.

    В СТАНИЦЕ

    Было время самое рабочее. Всё население станиц кишело на арбузных бахчах и виноградниках. По пыльной дороге ве­дущей к садам тянулись скрипучие арбы верхом налож...нные ч...рным виноградом. На пыльной дороге измятые колёсами ва­лялись кисти. Мальчишки и девч...нки в испачка...ых виноград­ным соком рубаш...нках с кистями в руках и во рту бегали за матерями. Обвяза...ые до глаз платками мамуки вели быков запряж...нных в высоко наложенные виноградом арбы. В воздухе над садами стоял смрад. Тёплый сильный ветер проходивший сквозь ветви не приносил прохлады а только однообразно гнул вершины ра...ыпанных по садам груш...вых персиковых и туто­вых деревьев. Рабочая пора уже нач...лась две недели тому назад, и тяж...лая н...престанная работа зан...мала всю жизнь молодой девки. Но только потухала заря она уже шла в хату и, поужинав в тёмной избушке с отцом матерью и братишкой, бе...заботная здоровая входила в хату садилась на печь и в по­лудремоте слушала разговор постояльца. Иногда она бывала ласкова но больш...й частью каждый взгляд каждое слово каж­дое движение её выражали это равнодушие не пр...зрительное но под...вляюшее и чарующее.

    (По Л. Н. Т о л с т о м у.)

    101. Спишите, расставляя знаки препинания. Обособленные опреде­ления подчеркните. Вставьте пропущенные н или нн.

    Позади дома был старый сад уже одичавший заглуше...ый бурьяном и кустарником. Я прошёлся по террасе ещё крепкой и красивой; сквозь стекля.. .ую дверь видна была комната с пар­кетным полом должно быть гости...ая. От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головы; по дорожкам, вытягиваясь, ме­шая друг другу, росли молодые клёны и вязы уже ощипа...ые коровами. Было густо, и сад казался непроходимым но это только вблизи дома, где ещё стояли тополи сосны и старые липы-сверстницы уцелевшие от прежних аллей а дальше за ними сад расчищали для сенокоса. Чем дальше вглубь, тем про­сторнее, и уже росли на просторе вишни сливы раскидистые яблони обезображе...ые подпорками и старые груши такие высокие, что даже не верилось, что это груши. Сад, всё больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке поросшей зелё...ым камышом и ивняком; около мельничной плотины был плёс глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница неистово квакали лягушки. На воде гладкой, как зеркало, из­редка ходили круги да вздрагивали речные лилии потревоже...ые весёлой рыбой. Тихий плёс манил к себе, обещая про­хладу и покой.

    (А. П. Ч е х о в.)

    102. Спишите, вставляя обособленные определения, помещённые в скобках, согласуя их с существительными, к которым их по смыслу следует отнести. Расставьте запятые.

    1) Между тучами ласково блестели тёмно-голубые клочки неба (украшенный золотыми крапинками звёзд). 2) Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли (незадолго до вечера обильно смоченный дождём).

    3) Широкая туча стала расти и показываться из-за вершин де­ревьев (давно лежавший свинцовой пеленой на самой черте не­босклона). 4) Искрятся пустынные окрестные бугры (осыпан­ный лебяжьим пухом молодого снега). 5) Лукашка сидел не­сколько боком на своём сытом гнедом коне (легко ступавший по жёсткой дороге и подкидывавший красивою головой с глян­цевитою тонкою холкой). 6) Проехав несколько шагов, они увидели казака (сидевший за песчаным бугром и заряжавший ружьё).

    Обособление приложений.

    1. Распространённое прило­жение обособляется всегда, если относится к имени нарицатель­ному или местоимению. Если же оно относится к имени соб­ственному, то обособляется тогда, когда стоит позади него.

    Во всех этих случаях приложение является как бы ослаб­ленным второстепенным сказуемым.

    П р и м е р ы. Мелкий дождь, предвестник осени, кропит землю. (М. Г.) Несчастью верная сестра, надежда в мрач­ном подземелье разбудит бодрость и веселье. (П.) Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам. (Кр.)

    4) А. С. Пушкин, великий русский поэт, родился в Москве. (Ср.: Великий русский поэт А. С. Пушкин родился в Москве.)

    2. Имя собственное (распространённое и нераспространённое), стоящее после нарицательного, обособляется, если служит для уточнения. В этом случае оно иногда присоединяется при помощи слов по имени, по прозвищу, по прозванию, по кличке и т. п.

    П р и м е р ы. Отец мой, Андрей Петрович Гринёв, служил при графе Минихе. (П.) У второго мальчика, Павлуши, во­лосы были всклоченные. (Т.) Один из псарей Троекурова. по имени Парамошка , обиделся на слова Дубровского.

    3. Нераспространённое приложение, выраженное существи­тельным нарицательным, обособляется в следующих случаях:

    1) Если относится к личному местоимению, например:

    Добряк, он не мог никому отказать в просьбе. Мы, ар­тиллеристы, хлопотали около орудий. (Л. Т.)

    П р и м е ч а н и е. Определяемое личное местоимение может и отсутство­вать: Эка, бездельник, как расписывает! (Г.) (Приложение бездельник отно­сится к отсутствующему местоимению он.)

    2) Если относится к существительным собственным и стоит после них, например: Тут был и капитан, и поручик, и Онисим Михайлович, фельдфебель. (Л. Т.)

    П р и м е ч а н и е. Приложение, стоящее впереди имени собственного, обособляется только тогда, когда имеет добавочное обстоятельственное зна­чение (причинное) и одновременно поясняет и сказуемое, например: Меж тем, механик деревенский , Зарецкий жёрнов осуждал (П.) (т. е. "будучи ме­хаником деревенским...").

    3) Если относится к нарицательному существительному, рас­пространённому пояснительными словами, например: Тут на широкой улице встретился им повар генерала Жукова, стари­чок. (Ч.)

    Если и приложение, и поясняемое им слово являются суще­ствительными нарицательными и не имеют зависимых слов, то они сливаются по смыслу и в произношении как бы в одно слово и на письме соединяются д е ф и с о м, например: И вот сама идёт волшебница-зима. (П.) Вьётся улица-змея . (В. М.)

    В некоторых случаях нарицательное существительное, стоя­щее после собственного, тоже сливается с ним как бы в одно слово и на письме присоединяется д е ф и с о м, например:

    Ступайте в дворовую избу, а не то к Аграфене-ключнице . (Т.) Ходил Стенька Разин в Астрахань-город . (П.)

    П р и м е ч а н и е. Дефис не ставится, если приложение, обозначающее профессию, звание, социальную принадлежность и т. п., относится к словам гражданин и товарищ: гражданин судья, товарищ профессор. Раздельно пи­шутся также названия классов предметов или существ с названиями видов этих предметов и существ: рыба акула, пшеница полтавка.

    4. Приложения, присоединяемые союзом как, обособляются, если они указывают причину, например: Сосна, как дерево смолистое, с трудом поддаётся гниению. (А.) (Сосна, так как она дерево смолистое, с трудом поддаётся гниению.)

    Обособленные приложения выделяются з а п я т ы м и или т и р е: В избушке, распевая, дева прядёт, и, зимних друг но­чей, трещит лучинка перед ней. (П.) Старший урядник - бравый престарелый казак с нашивками за сверхсрочную служ­бу - скомандовал "строиться". (Шол.)

    П р и м е ч а н и е. Вместо запятых распространённое приложение может выделяться тире в следующих случаях:

    1) Если перед приложением можно подразумевать без изменения смыс­ла речи союз а именно: Основная директива - повышение качества продук­ции - выполняется успешно.

    2) Если приложение стоит на конце предложения и присоединяется как бы в порядке добавления к сказанному: Со мной был чугунный чайник- единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу. (Л.)

    3) Если приложений несколько, чтобы установить грань между приложе­ниями и определяемым существительным: Лютейший бич небес, природы ужас - мор свирепствует в лесах. (Кр.)

    4) Если приложение относится к одному из однородных членов, чтобы не смешивать приложения с однородным членом: В комнате сидела бабушка, мой брат - пятилетний Петя, сестра Нина и я.

    Упражнение 103. Спишите. Объясните расстановку знаков препинания.

    1) Перед роялем сидела черномазенькая моя сестрица Лю­бочка. (Л. Т.) 2) Хозяин сакли, Садо, был человек лет сорока. (Л. Т.) 3) Малаша, шестилетняя девочка, осталась в избе. (Л. Т.) 4) Он задумался о своей жизни в сравнении с жизнью Ивана Матвеевича, каптенармуса. (Л. Т.) 5) Владимир узнал Архипа-кузнеца. (П.) 6) Девочки-подростки на другом углу площади уже водили хороводы. (Л. Т.) 7) Её отец, ботаник, был командирован на Канарские острова и там умер. (М. Г.) 8) Марья Васильевна вместе с сыном, шестилетним красавцем, кудрявым мальчиком, встретила Хаджи-Мурата в гостиной. (Л. Т.) 9) Он заложил новый сад и новый корпус, строение для дворовых. (Л. Т .) 10) Нас, врачей, поражает это поистине безграничное терпение. (Н. О.) 11) Я поссорился с Алексеем Ивановичем, а его, Ивана Игнатьича, прошу быть моим секун­дантом. (П.) 12) Студент этот, по имени Михалевич, энтузи­аст и стихотворец, искренне полюбил Лаврецкого. (Т.) 13) Оле­нин смотрел на Ванюшу только как на слугу. (Л. Т.)

    104. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

    1) Смеш...н суетливый попрыгун дядя Алексей. 2) Уютный дом её наполнен подругами дочери её девицами лучших семей города. 3) Второй сын Яков кругленький и румяный был похож лиц...м на мать. 4) Толстый кучер Яким кроткий человек лас­ково и робко успокаива...т коней. 5) Там двоюр...дный брат мой работает мастером. 6) В дальнем углу светилось ж...лтое пятно огонь в квартире Серафима. 7) Всего лишь пять лет назад он пог...релец красивый здоровый явился на фабрику вместе с бой­кой женой. 8) Помялов с Воропаевым прос...т меня уговорить вас братьев продать им фабрику. 9) В сизой туч... за Москвой рекой сверкнула молния. 10) В гнев... грома ч...ткий демон он давно усталость слыш...т.

    (Из произведений М. Г о р ь к о г о.)

    Обособление обстоятельств, выраженных деепричасти­ем.

    Деепричастия обозначают добавочные действия, которые по­ясняют основное действие или состояние, выраженное сказуе­мым. Отношения между действием, выраженным сказуемым, с одной стороны, и действием, выраженным деепричастием, с дру­гой стороны, могут быть различны. Эти отношения близки к тем, которые имеются между сказуемыми главного и придаточного предложения, а в некоторых случаях между однородными ска­зуемыми в простом предложении. Деепричастие одно или с за­висимыми словами может обозначать действие предшествую­щее, например: Закаркав , отлетела ватага чёрная ворон. (П.) Может обозначать действие одновременное, например: Мальчик, глядя в окно вагона , счастливо улыбался. В этих случаях дее­причастия отвечают на вопрос к о г д а? и являются обстоятель­ствами времени. Деепричастие или деепричастный оборот мо­жет выражать действие, которое является причиной основного действия, например: Василиса Егоровна оставила меня в по­кое, видя моё упорство . В этом примере деепричастный оборот отвечает на вопрос почему? и является обстоятельством при­чины.

    Деепричастие может обозначать способ (образ) основного действия, например: Трезор бежал впереди, помахивая хвостом. (Н. О.) Здесь деепричастный оборот отвечает на вопрос

    к а к? к а к и м о б р а з о м? и является обстоятельством образа дей­ствия.

    Деепричастие может иметь и другие значения. Приближаясь по значению к сказуемому придаточного пред­ложения или к однородному сказуемому, деепричастия одиноч­ные и с зависимыми словами, как правило, обособляются и вы­деляются на письме запятыми: 1) Облокотясь на бархат ложи, девушка не шевелилась. (Т.) 2) Она сидела у окна, отвернув­шись, и казалась бледной. (Т.) 3) Чертопханов, не останавли­ваясь и не оглядываясь, шёл большими шагами. (Т.)

    На самостоятельность деепричастия указывает то, что оно может присоединяться, как придаточное предложение, сравни­тельным союзом, например: Невидимый ручеёк мирно болтал переливчатыми и гулкими звуками, как будто втекая в пустую бутылку. (Т.)

    П р и м е ч а н и е. После союза и перед деепричастным оборотом (или деепричастием) паузы не бывает, а запятая ставится, чтобы показать начало деепричастного оборота на письме: 1) Хорь присел на скамью и, преспокойно поглаживая свою курчавую бороду, вступил со мной в разговор. (Т.) 2) Хаджи-Мурат остановился, бросив поводья, и, привычным движением левой руки отстегнув чехол винтовки, правой рукой вынул её. (Л. Т.)

    Деепричастие не обособляется, когда оно сливается с гла­голом-сказуемым в одно смысловое целое. Например, в пред­ложении Ходил Никонов согнув спину (М. Г.) автор хочет ска­зать не то, что Никонов ходил, а то, что он ходил с согнутой спиной.

    2. Не обособляется группа однородных членов, состоящая из деепричастия и наречия, связанных сочинительным союзом, например: 1) Клим Самгин шагал по улице бодро и не уступая дорогу встречным людям. (М. Г.) 2) Тот ему отвечал не сму­щаясь и откровенно. (Пом.)

    3. Не обособляются одиночные деепричастия, непосредствен­но примыкающие к сказуемому и имеющие значение обстоя­тельства образа действия, например: 1) Вы и в залу входите танцуя (Л. Т.) (танцуя, т. е. весело, с движениями, напоминаю­щими танцы). 2) До двух часов занятия должны были идти не прерываясь (Л. Т.) (не прерываясь, т. е. без перерыва). 3) Что, сударь, плачете? Живите-ка смеясь (Гр.) {смеясь, т. е. без забот, весело). В этом случае деепричастия начинают приобре­тать значение наречия. (Ср.: В городки мы стали играть, выку­павшись, где выкупавшись - деепричастие, обстоятельство вре­мени.)

    В некоторых случаях деепричастия и деепричастные оборо­ты окончательно превращаются в наречия или в цельные нареч­ные сочетания, которые не обособляются, например: нехотя, лёжа, стоя, сидя; сложа руки, спустя рукава, сломя голову, ра­зинув рот.

    П р и м е р ы. 1) Он принялся было чинить перья, да сидя уснул. (Т.) 2) Григорий стоит потупя голову. (Н.)

    П р и м е ч а н и е. Если деепричастию предшествует противительный союз а, который относится к этому деепричастию, то запятая между союзом а и деепричастием не ставится, например: Он не думал о встрече с Софьей Антоновной, а неожиданно столкнувшись с нею у подъезда театра, расте­рялся.

    Упражнение 105. Прочитайте. Объясните расстановку знаков препина­ния. Укажите значение деепричастий. Объясните слитное и раздельное на­писание частицы не .

    1) Взмахивая на солнце серебряным топором, он ловко за­тёсывал кол и тихонько напевал. 2) Он ушёл неохотно, тяжело шаркая ногами. 3) С визгом и смехом, толкаясь, сбежали в сад девицы и, окружив стол ярким венком сарафанов, запели вели­чанье. Пётр осторожно усмехнулся, поглядывая на девиц и дёр­гая себя за ухо. 4) Он говорил не волнуясь и, вспоминая подхо­дящие пословицы, обильно смазывал жиром мудрости речь свою. 5) Баймаков слушал, молча глядя в угол. 6) Думы меша­ли ему, внезапно возникая в неудобные часы, нападая во вре­мя работы. 7) Яков Артамонов шёл не торопясь, сунув руки в карманы, держа под мышкой палку. 8) За гробом шагала нахмурясь, но без слез Зинаида. 9) Можно прожить и не хва­стаясь умом, без этих разговоров. 10) В воздухе трепещет зо­лотая паутина, сплетаясь в прозрачные узоры пламени, и зами­рает, любуясь своей красотой, отражённой в воде.

    (М. Г о р ь к и й.)

    106. Спишите, расставляя знаки препинания; подчеркните дееприча­стия вместе с зависимыми словами (если они имеются); устно укажите, ка­кие добавочные действия обозначают деепричастия.

    За курганом садилось солнце. Горький полынный запах вы­кошенной степи к вечеру усилился но стал мягче желанней ут­ратив полдневную удушливую остроту. Жара спала. Быки шли охотно, и взбитая копытами пресная пыль на лежнике поды­малась и оседала на кустах придорожного татарника. Верхуш­ки татарника с распустившимися малиновыми макушками пла­менно сияли. Над ними кружились шмели. К далёкому степно­му пруду перекликаясь летели чибисы. Дарья лежала на по­качивающемся возу вниз лицом опираясь на локти изредка взглядывая на Наталью. Та о чём-то задумавшись смотрела на закат, на спокойном чистом лице её бродили медно-красные от­блески.

    (М. Ш о л о х о в.)

    107. Прочитайте, укажите, из какого произведения М. Горького взят этот отрывок. Укажите предложения с деепричастными оборотами и значе­ние этих оборотов. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

    Охорашиваясь одёргивая жёлтую рубаху Цыганок осторож­но точно по гвоздям ш...гая выходил на середину кухни... Бешено звенела гитара дробно стучали каблуки на столе и в шкафу дребезжала посуда а среди кухни огнём пылал Цыганок реял коршуном размахнув руки, точно крылья, незаметно пере­двигая ноги; гикнув прис...дал на пол и м...тался золотым стри­жом осв.-.щая всё вокруг блеском шёлка а шёлк содр...гаясь и

    струясь словно г...рел и плавился...

    Вдруг она [бабушка] молодо встала оправила юбку выпр...милась вскинув тяжёлую голову и пошла по кухне... Дядя весь вскинулся вытянулся прикрыл глаза и заиграл медленнее;

    Цыганок на минуту остановился и подск...чив пошёл вприсядку кругом бабушки а она плыла по полу бесшумно, как по воз­духу, разводя руками подняв брови глядя куда-то вдаль тёмны­ми глазами... Бабушка не плясала а словно рассказывала что-то. Вот она идёт тихонько задумавшись покачиваясь погляды­вая вокруг из-под руки и всё её большое тело колеблется нере­шительно ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась вдруг испугавшись чего-то лицо дрогнуло нахмурилось и тотчас зас...яло доброй приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону уступая кому-то дорогу отводя рукой кого-то; опустив голову зам...рла прислушиваясь улыбаясь всё веселее - и вдруг её сорвало с места закружило вихрем вся она стала стройней вы­ше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от неё: так буйно красива и мила ст...новилась она в эти минуты чудесного воз­вращения к юности!

    (М. Г о р ь к и й.)

    Обособление обстоятельств, выраженных существитель­ными с предлогами.

    Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами, вызывается следующими при­чинами: значением обстоятельства, наличием при обстоятель­стве пояснительных слов, положением его перед сказуемым и намерением говорящего. Обстоятельство образа действия и об­стоятельство места обособляются реже, чем обстоятельства причины и уступительные. Обстоятельства, распространённые пояснительными словами, обособляются чаще, чем нераспро­странённые обстоятельства, например: 1) Петя вечером ушёл к товарищу. 2) Петя, после полученного им решительного отка­за, ушёл в свою комнату и там, запершись от всех, горько пла­кал. (Л. Т.) В случае обособления распространённые обстоя­тельства по смыслу и по произношению приближаются к при­даточным предложениям.

    1. Всегда обособляется и выделяется запятыми обстоятель­ство с предлогом несмотря на, имеющее уступительное значе­ние, например: Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть. (Т.)

    2. Обособление других обстоятельств зависит от стилистиче­ских задач, от намерения автора. Авторы обычно обособляют их, если придают им особое значение или, наоборот, рассматри­вают их как попутные замечания, например: Крейсеры, ввиду недостатка места в бухте, держались в открытом море. (Нов.-Пр.)

    Особенно часто обособляются следующие обстоятельства:

    а) обстоятельства п р и ч и н ы со словами благодаря, вслед­ствие, ввиду, за неимением, согласно, по случаю, в силу и др.;

    б) у с т у п и т е л ь н ы е обстоятельства с предлогом вопреки;

    в) обстоятельства у с л о в и я со словами при наличии, при от­сутствии и др.

    П р и м е р ы: 1) Старый и седобородый Януш, за неимением квартиры, приютился в одном из подвалов замка. (Кор.) 2} При наличии благоприятной погоды, завтра выезжаем в Казань. 3) Вопреки предсказанию моего спутника, погода проясни­лась. (Л.)

    Обособление дополнений.

    Из числа дополнений бы­вают обособленными очень немногие, а именно следующие:

    а) дополнения с предлогами кроме, помимо, исключая и др., обозначающие предметы, исключаемые из ряда других пред­метов: Все, кроме жены, считают его виновным во всём (М. Г.);

    б) дополнения с предлогами помимо, сверх, включая, кро­ме, обозначающие предметы, включаемые в ряд других пред­метов: Кроме Веленчука, около костра грелись ещё пять чело­век солдат. (Л. Т.)

    Упражнение 108. Найдите обстоятельства, укажите, какие это обстоя­тельства, чем они выражены, и подумайте над тем, почему они обособлены или не обособлены. Выпишите прим- еры с обособленными обстоятельствами, подчеркните в них предлоги.

    1) Леса, несмотря на тропический зной, не отличались тро­пической пышностью. (Нов.-Пр.) 2) Я ехал на почтовых, а он, по причине тяжёлой поклажи, не мог за мной следовать. (Л.)

    3) Казак мой, вопреки приказанию, спал крепким сном. (Л.)

    4) Савельич, согласно с мнением ямщика, советовал воротить­ся. (П.) 5) Несмотря на обилие суеты в магазине и работы дома, я словно засыпал в тяжёлой скуке. (М. Г.) 6) Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного человека, лежавшего на песке у моря. (М. Г.) 7) Никто, исключая камердинера, не видел его ненапудренным. (Т.) 8) Сверх красивой и приятной наружности, он обладал хорошими ма­нерами. (Т.)

    109. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните правописа­ние не и ни.

    1) Род деятельности охотника Носкова никому кроме вас и меня не мог быть известен. (М. Г.) 2} Кроме полезного Сафрон заботился ещё о приятном. (Т.) 3) В ней вместо прежней доверчивости появилось замешательство. (Т.) 4) Все встали и отправились на террасу за исключением Гедеоновского. (Т. ) 5) Все не исключая и самого кучера опомнились толь­ко тогда, когда на них наскакала коляска с шестёркой лошадей. (Г.) 6) Я думаю кроме России в сентябре месяце нигде подоб­ных дней не бывает. 7) Она придя на сход вместо Осипа стала браниться. (Ч.) 8) Несмотря на все мои старания я никак не мог заснуть. (Т.) 9) За неимением комнаты для проезжаю­щих на станции нам отвели ночлег в дымной сакле. (Л.) 10) Пётр Васильевич любил видеть у себя гостей и угощать их несмотря на скудность своих средств. (Т.) 11) Маленькая спальня Верочки выходила в сад, и кроме чистенькой её кро­ватки да умывального столика с зеркальцем да одного кресла в ней мебели не было. (Т.)

    Обособление уточняющих членов предложения.

    У т о ч ­н я ю щ и м называется член предложения, отвечающий на тот же вопрос, что и другой член, после которого он стоит, но не являющийся однородным с ним, а служащий для уточнения. Уточняющие члены могут быть распространёнными. Уточняю­щие члены предложения являются как бы неполными предло­жениями, введёнными в основное.

    В предложении Здесь, на поле Бородина, русская армия по­крыла себя неувядаемой славой уточняющее обстоятельство места на поле Бородина отвечает на тот же самый вопрос (где?), что и обстоятельство места здесь, после которого оно стоит; оно служит для уточнения содержания: здесь (а именно), на поле Бородина.

    Уточняющие члены могут присоединяться к уточняемым ими словам посредством пояснительных союзов то есть, или (в зна­чении то есть), а именно и др., например: Они прежде, то есть до приезда в деревню , жили в большом ладу. (Т.) Когда пояс­нительных союзов нет, их можно подразумевать, например:

    Алексей дерётся лихо, это его свои (а именно), городские, бьют. (М.Г.)

    Уточняющий член может принадлежать к той же части ре­чи, что и уточняемое слово, но может быть выражен и другой частью речи: 1) Иногда, очень редко, Пётр шутил (М. Г.) - наречие иногда уточняется наречиями же очень редко. 2) Го­ворил он долго, минут десять (М. Г.) - наречие долго уточ­няется сочетанием числительного с существительным: минут десять.

    Уточняющие члены могут относиться как к главным, так и к второстепенным членам предложения.

    П р и м е р ы. 1) Уточняющий член к сказуемому: Он сделал мне честь - посетил меня (П.); 2) уточняющий член к подле­жащему: Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Не­вы (П.); 3) уточняющий член к дополнению: Он всеми силами души всегда желал одного - быть вполне хорошим (Л. Т.);

    4) уточняющий член к определению: Ежели позволите, я свой стакан принесу, особливый (Л. Т.); 5) уточняющий член к об­стоятельству: У неё было такое чувство, как будто она жила в этих краях давно-давно, сто лет. (Ч.)

    Когда уточняющие члены присоединяются при помощи по­яснительных союзов, то выделяются з а п я т ы м и: До шести часов вечера, то есть три часа подряд, Севастополь в азарте борьбы не отставал от противника по силе огня. (С.-Ц.) Если же они присоединяются без союзов, то выделяются з а п я т ы ­м и, т и р е или с к о б к а м и: 1) Я говорю теперь о самом себе спокойно, без всякой жёлчи. (Т.) 2) Он сам заговорил со сту­дентами и старался казаться совсем своим, простым - душа нараспашку. (С.-Ц.) 3) Богатые месторождения селенита (раз­новидности гипса) имеются у нас на Урале.

    Обстоятельства могут обособляться или не обособляться в зависимости от того, желает или нет говорящий подчеркнуть их уточняющий смысл; ср.: 1) Перед огнём, на опрокинутой лод­ке, сидела мельничиха. (Т.) 2) Мы решили отдохнуть на опушке под берёзкой.

    Уточняющие определения могут не выделяться с обеих сто­рон, а только отделяться запятой от уточняемых ими опреде­лений: Торчали толстые головни, остатки прежней, сгоревшей бани. (М. Г.)

    Упражнение 110. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните уточняющие члены предложения.

    1) (В) дали, ближе к рощ..., глухо стучал т...пор. 2) Это вот спальня, а там, за нею, ещё девичья. 3) Он (ни) когда н... смеялся, но иногда, весьма редко, хохотал истерически. 4) Мы гуляли довольно долго, до самого вечера. 5) Прямо (передо) мною, в углу, образов...ном тем обрывом и р...вниной, возле реки, которая в этом месте стояла (не) подвижным, тём­ным зеркалом, под самой кручью холма, красным плам...нем г...рели и дымились друг подле дружки два огонька. 6) Лет пять тому назад, осенью, на дорог... из Москвы в Тулу, пришлось мне прос...деть целый день в почтовом дом..., (за) недостатком лошадей.

    (Из произведений И. С. Т у р г е н е в а.)

    Повторительное упражнение 111. Прочитайте. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

    Внизу под железной сетью "воздушной дороги" в пыли и в грязи мостовых безмолвно возя...ся дети, безмолвно, хотя они смею...ся и кричат, как дети всего мира но голоса их тонут в грохот... над ними, точно капли дождя в мор... . Они кажутся цветами, которые чья-то грубая рука выбросила из окон домов в грязь улицы. Питая свои тела жирными испарениями города они бледны и жёлты, кровь их отравлена, нервы раздражены зловещим криком ржавого металла, угрюмым воем порабощё..ых молний.

    Разве из этих детей выр...стут здоровые смелые гордые люди? - спрашиваешь себя. В ответ отовсюду скрежет хохот злой визг.

    Вагоны несу...ся мимо Ист-Сайда квартала бедных компост­ной ямы города... Туда стекаю...ся все эти люди, и там из них вываривают золото. Канавы улиц кишат детьми.

    Я очень много видел нищеты, мне хорошо знакомо её зелё­ное бе... кровное костлявое лицо. Её глаза тупые от голода и г...рящие жадностью хитрые и мстительные или рабски покор­ные и всегда н...человеческие я всюду видел но ужас нищеты Ист-Сайда мрачнее всего, что я знаю.

    В этих улицах набитых людьми, точно мешки с крупой, де­ти жадно ищут в коробках с мусором стоящих у панелей за­гнившие овощи и пож...рают их вместе с плесенью тут же в ед­кой пыли и духоте.

    Когда они находят корку загнившего хлеба, она возбуж­да...т среди них дикую вражду; охваче...ые желанием прогло­тить её они деру...ся, как маленькие собач...ки. Они покрывают мостовые стаями, точно прож...рливые голуби; в час ночи в два и позднее они всё ещё роются в грязи жалкие микробы нище­ты живые упрёки жадности богатых рабов Жёлтого Дьявола.

    (М. Г о р ь к и й, Город Жёлтого Дьявола.)

    Обособление присоединительных слов.

    Обособляются п р и с о е д и н и т е л ь н ы е с л о в а и сочетания, которые явля­ются дополнительными замечаниями и разъяснениями. Они не­сколько напоминают вводные слова, но отличаются от них по значению: вводные слова выражают отношение говорящего к высказываемой мысли, а присоединительные слова, являясь до­полнительными замечаниями, или разъясняют какой-либо член предложения, или выделяют его; они являются теми же члена­ми предложения, что и выделяемые или разъясняемые ими чле­ны предложения. Присоединительные слова и сочетания обычно присоединяются при помощи следующих слов и частиц: напри­мер, в частности, в том числе, вообще, да и вообще, даже, осо­бенно, в особенности, по преимуществу, главным образом, в первую очередь, прежде всего и т. п. Присоединительные слова и сочетания выделяются з а п я т ы м и.

    П р и м е р ы. 1) Глаза его были глубоко забиты в сухое лицо, как шляпки машинных гвоздей в мягкое дерево, например в липу. (М. Г.) 2) Никогда, даже во время кулачного боя, он не ускорял движений. (Кор.) 3) Они все трое, в особенности старый казак, были краснее обыкновенного. (Л. Т.) 4) Иные слабохарактерные натуры если и ведут записки свои, то делают это урывками, неразборчивым почерком, не дописывая слов, вообще небрежно. (С.-Ц.)

    Упражнение 112. Прочитайте и укажите обособленные присоединитель­ные слова. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

    1) На след...щий день с раннего утра вид бульвара, в...бще внешний вид Парижа, н... занятого инсургентами, изменился, как по манию волшебного жезла. (Т.) 2) Ба...икады возн...кали всюду, особе...о по ту сторону Сены. (Т.) 3) На ближайш...й к Инкерманским высотам Северной стороне все, даже и самые маленькие, хатки были давно и прочно заняты офицерами из штаба. (С.-Ц.) 4) Больных и ране...ых лечили свои же каза...кие медики, большей частью к...шевары. (С.-Ц.)

    113. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

    1) Как скоро дрогн...т вода то есть пойдёт на убыль рыба поворачивает назад и с таким же стр...млением скатывае...ся вниз, с каким до сих пор шла вверх. (А.) 2) Было ещё рано около полудня. (М. Г.) 3) Пообедал он весело и после обеда уже ничего н... писал н...каких бумаг. (Г.) 4) Он сразу в пер­вые же минуты заговорил об этом. (М. Г.) 5) Я всегда и везде особе...о на Кавказе замечал особе...ый такт у нашего солдата. (Л. Т.) 6) Наклонность к умстве...ым наслаждениям например к театру и чтению у меня была развита до страсти. (Ч.) 7) Мы исполняли разные наружные работы главным образом красили крыши. (Ч.) 8) Ей хотелось работать жить самостоятельно на свой сч...т (Ч.) 9) Удобства жизни можно соч...тать с каким угодно даже с самым тяж...лым и грязным трудом. (Ч.)


    Навигация

    « »