Войти
Образовательный портал. Образование
  • На что можно потратить материнский капитал?
  • Ванильный кекс с кусочками шоколада
  • Торт на сковороде за 20 минут
  • Свинина с грибами и сыром в духовке: самые удачные рецепты
  • Сушеная спаржа быстрого приготовления
  • Секреты правильной сушки и хранения чеснока
  • О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства. Положение о правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства Цб рф 433 п от 19.09

    О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства. Положение о правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства Цб рф 433 п от 19.09

    Положение Банка России от 19 сентября 2014 года № 433-П принято на основании пункта 2 статьи 121 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

    Положение утверждает правила проведения независимой технической экспертизы. Положение, в частности, устанавливает:
    . объекты независимой технической экспертизы;
    . основания проведения независимой технической экспертизы;
    . порядок действий лиц при проведении независимой технической экспертизы;
    . требования к содержанию экспертного заключения.

    Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» до вступления в силу нормативных актов Банка России, принятие которых отнесено к компетенции Банка России указанным Федеральным законом, применяются нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Таким образом, до вступления в силу Положения применению подлежит постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 года № 238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств».

    АвтоСтрахование: Новое ОСАГО. Быстрее, выше, дороже

    Свежие новости об автомобилях в разделе АвтоСтрахование

    Банк России завершил реформу правовой базы автострахования: утверждены новые тарифы и правила ОСАГО, порядок проведения оценки ущерба, а также стандарты для каско. Полисы обязательного страхования подорожают максимум на 30%, но взамен автовладельцы получат повышенные выплаты в короткий срок и упрощение порядка оформления ДТП.
    Требования к страховщикам, в свою очередь, ужесточены. Они вынуждены продавать более дорогие полисы по низким ценам, а любая задержка в выплате может обернуться пеней из расчета 365% годовых.

    Реформа связана с изменением законодательства об ОСАГО, а также передачей полномочий регулятора страхового рынка Банку России.

    Сколько стоит?

    Практически единственное положительное изменение для страховых компаний (и неприятное для их клиентов) – повышение тарифов. Согласно подписанным главой Банка России Эльвирой Набиуллиной указаниям, максимальные базовые ставки увеличиваются на 30%.

    Сами участники рынка неоднозначно оценивают новый «прайс». Первый заместитель генерального директора страховой компании «АСК» Юрий Берхман считает увеличение соразмерным. «Пока сложно оценить возможный рост убыточности, уровень аварийности и так далее. Например, большинство запчастей – иностранного производства, а потому цены существенно зависят от курса рубля», – говорит он.

    Еще менее оптимистично настроен Виталий Княгиничев, возглавляющий дирекцию розничного бизнеса страховой компании «Ингосстрах». «Если руководствоваться актуарными оценками, то для стабилизации рынка ОСАГО и преодоления кризисных проблем необходимо повысить тариф на 38-44%. Принятые меры по повышению тарифов на 23-30% с одновременным расширением лимитов покрытия полиса ОСАГО и по «европротоколу», введением натуральной формы возмещения вреда и другими новациями законодательства, к сожалению, не дадут ожидаемого антикризисного эффекта, поскольку на сегодняшний день являются недостаточными», – убежден Виталий Княгиничев.

    Пессимистические оценки страховщиков подтверждаются статистикой. Тарифы по ОСАГО не менялись с 2003 года. В то время как стоимость некоторых авторемонтных работ за прошедшие годы увеличилась в три, а то и в пять раз, сами импортные автомобили подорожали в полтора раза. Кроме того, тарифы на каско, которые отражают реальную убыточность страхования транспортных средств, в Санкт-Петербурге за последнее десятилетие выросли в шесть раз.

    Торг уместен

    Увеличение тарифов на обязательное автострахование связано вовсе не с инфляцией, курсом рубля, уровнем аварийности и так далее. Купивший полисы ОСАГО с 1 октября вправе рассчитывать на повышенные выплаты за разбитые в ДТП автомобили – до 400 тысяч рублей (действовавшие ограничения – 120 тысяч каждому потерпевшему при общем лимите в 160 тысяч рублей).

    Вместе с тем у страховщиков появляется «вилка»: они могут снижать цену на полисы до 5% от максимального тарифа. Виталий Княгиничев считает такую дельту недостаточной. «Особой конкуренции при таком разбеге ожидать не стоит. Мы уже неоднократно заявляли, что тарифный коридор в 25-45% мог бы дать страховщикам почву для эффективной и качественной работы», – отмечает Княгиничев.

    Другие участники рынка считают, что введение даже мизерного «коридора» создаст ценовую конкуренцию как на розничном, так и на корпоративном рынке. «Собственно говоря, появится сам рынок – сейчас его нет: цена на полисы фиксирована, условия тоже, – убежден представитель одной из компаний. – Получить скидки в первую очередь смогут автомобилисты столичных регионов: уровень выплат в Санкт-Петербурге и в Москве в последнее время не превышает отметки в 60%. Появится возможность конкурировать и за госзаказы, а не бороться за право подать заявку первым (выстраиваясь в очереди ночью или подкупая чиновников). Хотя нельзя исключать того, что очень скоро цены страховщиков «упрутся» в нижнюю границу, поэтому для пользы общего дела логично было бы ее вообще упразднить», – убежден страховщик.

    20 дней на размышление

    Также Банк России утвердил новые правила обязательного автострахования. Одно из основных его новшеств, продиктованное опять же изменением федерального закона, – сокращение с 30 до 20 календарных дней сроков рассмотрения заявления о выплате (в этот срок теперь не входят нерабочие праздничные дни). За каждый день задержки страховщик должен будет выплатить неустойку в размере 1% от спорной суммы (то есть 365 годовых). Хотя юристы отмечают, что по закону неустойка не может превышать размера основного долга – после трехмесячного опоздания страховщик уже ничем не рискует и может затягивать выплату и дальше. Кроме того, при рассмотрении спора суд может уменьшить сумму неустойки, если сочтет ее не соразмерной нарушению, а также при наличии форс-мажорных обстоятельств, или если задержка произошла по вине самого потерпевшего.

    Вместе с тем подать иск к страховой компании клиент, не согласный с отказом в выплате или считающий предложенную сумму заниженной, вправе только после соблюдения претензионного порядка. На рассмотрение жалобы страховщику выделяется всего пять рабочих дней.

    Ужесточаются и другие требования к автовладельцам: заполненное извещение о ДТП они обязаны передать в страховую компанию максимум в течение пяти рабочих дней (действующие правила предоставляют аж три недели). Дополнительные документы потребуется предъявлять пострадавшим (пассажирам, пешеходам и другим участникам дорожного движения).

    Новые правила допускают оформление полиса ОСАГО в виде электронного документа. Кроме того, для заключения договора не обязательно предъявлять ксерокопии прав всех вписываемых в полис водителей. Достаточно указать их данные (фамилию, имя и отчество, дату рождения, серию и номер водительского удостоверения, стаж управления транспортным средством соответствующей категории).

    Осенний марафон

    Пакет новых документов (тарифы, правила страхования и проведения экспертизы, требования к прямому возмещению и другие) по ОСАГО уже подписан и прошел регистрацию в Минюсте, в ближайшее время ожидается официальное опубликование. Однако они вступят в силу, только когда Правительство России признает утратившими силу действующие правовые акты. Когда это произойдет – неизвестно.

    Между тем поправки в законодательство уже вступили в силу. В итоге страховщики сейчас вынуждены продавать полисы по «старым» ценам, а выплаты по ним будут производиться в увеличенном размере. Негативно правовая неопределенность отразится и на добросовестных клиентах. Например, норма об обязательном претензионном порядке рассмотрения споров по ОСАГО действует с 1 сентября – без ее соблюдения суды не вправе принимать иски. Тогда как требования к самой претензии и процедуре ее подачи пока не действуют.

    Каско без ГИБДД

    Еще одно указание, подписанное Эльвирой Набиуллиной, затронет права обладателей полисов каско и ДСАГО (добровольное страхование, оно же – «расширение»). Они вправе оформлять ДТП в рамках «европротокола».

    До сих пор упрощенный порядок касался только выплат по ОСАГО. Водители двух столкнувшихся автомобилей могли зафиксировать инцидент без вызова ГИБДД, если в происшествии не пострадали люди, его обстоятельства не вызывают разногласий, а ущерб имуществу не превышает 25 тысяч рублей (с 1 августа этот лимит увеличен до 50 тысяч). Однако для получения возмещения по каско многие страховые компании требовали обязательного предъявления протокола дорожной полиции. Такие условия, прописанные в составленных самими страховщиками договорах, лишали участников ДТП возможности сэкономить время и освободить проезжую часть от поврежденных автомобилей.

    Теперь страховые компании обязаны будут выплачивать компенсацию в рамках каско и ДСАГО в случае соблюдения клиентом «европротокола». Причем если авария произошла на территории Санкт-Петербурга, Москвы, Ленинградской или Московской областей и была зафиксирована с помощью специальных технических средств (фото-, видеокамер и навигаторов ГЛОНАСС), то лимит выплаты составит 400 тысяч рублей.

    По мнению Юрия Берхмана, такая поправка – путь к цивилизованному страховому рынку. «Мы уже давно применяем «европротокол» при страховании по каско. Если государство ввело упрощенный порядок, значит, гражданин вправе им воспользоваться. К тому же видеофиксация и позиционирование являются даже лучшим доказательством, чем справка ГИБДД. Ведь к приезду полиции водители могут сфальсифицировать обстоятельства происшествия (переставить машины и так далее)», – убежден страховщик.

    Новые требования к договорам каско и ДСАГО вступят в силу через десять дней после официального опубликования указания Банка России, которое ожидается уже в начале следующей недели. Но из крупнейших страховщиков соответствующие поправки в свои договоры успела внести только компания «РЕСО-Гарантия», тогда как остальные продолжают требовать от своих клиентов протокол. Например, компания «Альянс» запрещает в случае аварии убирать автомобиль и трогать предметы, имеющие отношение к ДТП, а также эвакуировать машину без разрешения инспектора. В то же время на сайте предлагается компромиссный вариант: «Если в результате аварии на дороге образовался затор, и движение других транспортных средств стало невозможным, вы можете освободить проезжую часть, но только после того, как составите схему, в которой в присутствии свидетелей зафиксируете положение транспортных средств», – отмечают в компании.

    Противоречивые требования предъявляет к автовладельцам и «Росгосстрах». С одной стороны, на сайте компании говориться о запрете что-либо перемещать до приезда сотрудников ГИБДД, С другой, вступившие в силу с 1 октября условия договора каско допускают выплату возмещения без «предоставления документов из компетентных органов», если в результате происшествия повреждены только одна часть кузова, разбито одно стекло, одна фара (световой прибор) или зеркало. Комментировать нововведения в пресс-службе компании отказались.

    Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 1 октября 2014 года. Регистрационный № 34212.

    На основании статьи 121 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 18, ст. 1720; 2003, № 26, ст. 2566; 2005, № 1, ст. 25; № 30, ст. 3114; 2006, № 48, ст. 4942; 2007, № 1, ст. 29; № 49, ст. 6067; 2008, № 30, ст. 3616; № 52, ст. 6236; 2009, № 1, ст. 17; № 9, ст. 1045; № 52, ст. 6420, ст. 6438; 2010, № 6, ст. 565; № 17, ст. 1988; 2011, № 1, ст. 4; № 7, ст. 901; № 27, ст. 3881; № 29, ст. 4291; № 49, ст. 7040; 2012, № 25, ст. 3268; № 31, ст. 4319, ст. 4320; 2013, № 19, ст. 2331; № 30, ст. 4084; 2014, № 30, ст. 4224) настоящим Положением утверждаются правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства.

    1. Объектами независимой технической экспертизы (далее — экспертиза) являются:
    транспортное средство потерпевшего или остатки транспортного средства потерпевшего;
    иные представленные для экспертизы транспортные средства, причастные к дорожно-транспортному происшествию;
    иные объекты, причастные к дорожно-транспортному происшествию, в котором транспортному средству потерпевшего был причинен вред и исследование которых необходимо для установления обстоятельств и причин повреждений транспортного средства.

    2. Экспертиза проводится на основании:
    регистрационных документов на транспортное средство;
    документов о дорожно-транспортном происшествии, переданных потерпевшим страховщику (либо их копий);
    справки о дорожно-транспортном происшествии (при ее наличии);
    направления на экспертизу в случае наличия договора на экспертное обслуживание, заключенного между экспертной организацией (экспертом-техником) и страховщиком;
    иных документов, оформленных по факту и обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия.

    3. Для проведения экспертизы страховщик, потерпевший, получивший направление на экспертизу у страховщика или заказывающий проведение экспертизы самостоятельно в случае, когда страховщик не организовал экспертизу транспортного средства потерпевшего в установленный срок, либо заказавший повторную экспертизу, привлекает эксперта-техника (экспертную организацию) на основании соответствующего договора.

    4. Первичная экспертиза проводится экспертом-техником (экспертной организацией) по заявлению страховщика (потерпевшего).
    В случае несогласия страховщика (потерпевшего) с выводами первичной экспертизы повторная экспертиза проводится иным, не проводившим первичную экспертизу экспертом-техником (экспертной организацией), по тем же вопросам и основаниям.
    Дополнительная экспертиза проводится экспертом-техником (экспертной организацией) по заявлению страховщика (потерпевшего) для исследования дополнительных вопросов или обстоятельств, которые не были рассмотрены в первичной экспертизе или повторной экспертизе.

    5. При проведении экспертизы эксперт-техник (экспертная организация) имеет право: запрашивать у страховщика (потерпевшего) информацию, необходимую для проведения экспертизы; получать от страховщика (потерпевшего) разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления экспертизы; привлекать к участию в проведении экспертизы других экспертов-техников (экспертные организации) и специалистов.

    6. При проведении экспертизы эксперт-техник (экспертная организация) обязан (обязана): сообщать страховщику и потерпевшему о невозможности своего участия в проведении экспертизы в случае возникновения обстоятельств, препятствующих проведению экспертизы; обеспечивать сохранность документов и объектов исследования, получаемых от страховщика (потерпевшего) и третьих лиц в ходе проведения экспертизы;
    не разглашать конфиденциальную информацию, полученную в ходе проведения экспертизы, и результаты экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
    К обстоятельствам, препятствующим проведению экспертизы экспертом-техником (экспертной организацией), относятся случаи, когда:
    эксперт-техник (экспертная организация) является учредителем, собственником, акционером, страхователем (клиентом) или должностным лицом страховщика;
    эксперт-техник или хотя бы один из экспертов-техников экспертной организации состоит в близком родстве с потерпевшим;
    страховщик (потерпевший) является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом экспертной организации.

    7. Расходы, связанные с организацией и проведением повторной экспертизы, оплачиваются за счет инициатора ее проведения, если соглашением между страховщиком и потерпевшим не установлено иное.
    При организации повторной экспертизы эксперт-техник (экспертная организация) должен быть уведомлен (должна быть уведомлена) инициатором ее проведения о наличии уже проведенной экспертизы, а другая сторона (страховщик или потерпевший) в письменном виде заблаговременно уведомлены о месте и времени проведения повторной экспертизы. Если у инициатора экспертизы (страховщика или потерпевшего) нет возражений по содержанию уже имеющегося акта осмотра поврежденного транспортного средства, то экспертиза может быть проведена без осмотра транспортного средства, на основании имеющегося акта, с обязательным указанием на это в экспертном заключении.

    8. Проведение экспертизы завершается составлением экспертного заключения, оформляемого в письменной форме. Экспертное заключение должно включать:
    полное наименование, организационно-правовую форму, место нахождения экспертной организации / фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, дату государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации;
    порядковый номер и дату составления;
    основание для проведения экспертизы транспортного средства (с реквизитами);
    фамилию, имя, отчество (при наличии) потерпевшего — физического лица, или полное наименование и место нахождения потерпевшего — юридического лица;
    перечень и описание объектов, представленных страховщиком (потерпевшим) для исследования в ходе экспертизы, а также полные данные транспортного средства, включая пробег и дату начала эксплуатации;
    дату повреждения транспортного средства (дату дорожно-транспортного происшествия);
    данные транспортного средства страхователя (с указанием на факт его осмотра либо указанием документа, из которого получена информация о транспортном средстве);
    сведения о документах, в том числе о страховых полисах обязательного страхования гражданской ответственности потерпевшего и виновного в дорожно-транспортном происшествии, рассмотренных в процессе экспертизы, и полные наименования страховых организаций, их выдавших;
    вопросы, требующие разрешения в процессе проведения экспертизы;
    перечень нормативного, методического, информационного, программного и другого обеспечения, использованного при проведении экспертизы;
    описание проведенных исследований;
    ограничения и пределы применения полученных результатов экспертизы;
    выводы об обстоятельствах, по которым эксперту-технику (экспертной организации) не были поставлены вопросы, но которые им (ею) были установлены в процессе проведения экспертизы;
    выводы в целом по экспертизе и каждому из поставленных вопросов.

    9. Выводы экспертного заключения излагаются в виде ответов на поставленные вопросы в той последовательности, в которой они были поставлены. На каждый из вопросов должен быть дан ответ по существу в формулировках, не допускающих неоднозначного толкования, либо указаны причины невозможности дать ответ. Выводы об обстоятельствах, по которым эксперту-технику (экспертной организации) не были поставлены вопросы, но которые им (ею) были установлены в процессе исследования, излагаются в конце заключения.

    10. Экспертное заключение подписывается собственноручно экспертом-техником, непосредственно выполнявшим экспертизу. Экспертное заключение, подготовленное экспертной организацией, подписывается собственноручно экспертом-техником, непосредственно выполнявшим экспертизу, утверждается руководителем этой организации и удостоверяется ее печатью.
    Экспертное заключение прошивается (с указанием количества сшитых листов) и передается инициатору экспертизы под расписку или направляется по почте с уведомлением о вручении.
    Копии экспертных заключений и другая документация, связанная с проведением экспертизы, подлежат хранению экспертом-техником (экспертной организацией) в течение трех лет.

    ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    19.09.14 N 433-П

    ПОЛОЖЕНИЕ
    О ПРАВИЛАХ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
    ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

    На основании статьи 12.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 30, ст. 3114; 2006, N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, ст. 6438; 2010, N 6, ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, ст. 4320; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224) настоящим Положением утверждаются правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства.

    1. Объектами независимой технической экспертизы (далее - экспертиза) являются:

    транспортное средство потерпевшего или остатки транспортного средства потерпевшего;

    иные представленные для экспертизы транспортные средства, причастные к дорожно-транспортному происшествию;

    иные объекты, причастные к дорожно-транспортному происшествию, в котором транспортному средству потерпевшего был причинен вред и исследование которых необходимо для установления обстоятельств и причин повреждений транспортного средства.

    2. Экспертиза проводится на основании:

    регистрационных документов на транспортное средство;

    документов о дорожно-транспортном происшествии, переданных потерпевшим страховщику (либо их копий);

    справки о дорожно-транспортном происшествии (при ее наличии);

    направления на экспертизу в случае наличия договора на экспертное обслуживание, заключенного между экспертной организацией (экспертом-техником) и страховщиком;

    иных документов, оформленных по факту и обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия.

    3. Для проведения экспертизы страховщик, потерпевший, получивший направление на экспертизу у страховщика или заказывающий проведение экспертизы самостоятельно в случае, когда страховщик не организовал экспертизу транспортного средства потерпевшего в установленный срок, либо заказавший повторную экспертизу, привлекает эксперта-техника (экспертную организацию) на основании соответствующего договора.

    4. Первичная экспертиза проводится экспертом-техником (экспертной организацией) по заявлению страховщика (потерпевшего).

    В случае несогласия страховщика (потерпевшего) с выводами первичной экспертизы повторная экспертиза проводится иным, не проводившим первичную экспертизу экспертом-техником (экспертной организацией), по тем же вопросам и основаниям.

    Дополнительная экспертиза проводится экспертом-техником (экспертной организацией) по заявлению страховщика (потерпевшего) для исследования дополнительных вопросов или обстоятельств, которые не были рассмотрены в первичной экспертизе или повторной экспертизе.

    5. При проведении экспертизы эксперт-техник (экспертная организация) имеет право: запрашивать у страховщика (потерпевшего) информацию, необходимую для проведения экспертизы; получать от страховщика (потерпевшего) разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления экспертизы; привлекать к участию в проведении экспертизы других экспертов-техников (экспертные организации) и специалистов.

    6. При проведении экспертизы эксперт-техник (экспертная организация) обязан (обязана): сообщать страховщику и потерпевшему о невозможности своего участия в проведении экспертизы в случае возникновения обстоятельств, препятствующих проведению экспертизы; обеспечивать сохранность документов и объектов исследования, получаемых от страховщика (потерпевшего) и третьих лиц в ходе проведения экспертизы; не разглашать конфиденциальную информацию, полученную в ходе проведения экспертизы, и результаты экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    К обстоятельствам, препятствующим проведению экспертизы экспертом-техником (экспертной организации), относятся случаи, когда:

    эксперт-техник (экспертная организация) является учредителем, собственником, акционером, страхователем (клиентом) или должностным лицом страховщика;

    эксперт-техник или хотя бы один из экспертов-техников экспертной организации состоит в близком родстве с потерпевшим;

    страховщик (потерпевший) является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом экспертной организации.

    7. Расходы, связанные с организацией и проведением повторной экспертизы, оплачиваются за счет инициатора ее проведения, если соглашением между страховщиком и потерпевшим не установлено иное.

    При организации повторной экспертизы эксперт-техник (экспертная организация) должен быть уведомлен (должна быть уведомлена) инициатором ее проведения о наличии уже проведенной экспертизы, а другая сторона (страховщик или потерпевший) в письменном виде заблаговременно уведомлены о месте и времени проведения повторной экспертизы. Если у инициатора экспертизы (страховщика или потерпевшего) нет возражений по содержанию уже имеющегося акта осмотра поврежденного транспортного средства, то экспертиза может быть проведена без осмотра транспортного средства, на основании имеющегося акта, с обязательным указанием на это в экспертном заключении.

    8. Проведение экспертизы завершается составлением экспертного заключения, оформляемого в письменной форме. Экспертное заключение должно включать:

    полное наименование, организационно-правовую форму, место нахождения экспертной организации/фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, дату государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации;

    порядковый номер и дату составления;

    основание для проведения экспертизы транспортного средства (с реквизитами);

    фамилию, имя, отчество (при наличии) потерпевшего - физического лица, или полное наименование и место нахождения потерпевшего - юридического лица;

    перечень и описание объектов, представленных страховщиком (потерпевшим) для исследования в ходе экспертизы, а также полные данные транспортного средства, включая пробег и дату начала эксплуатации;

    дату повреждения транспортного средства (дату дорожно-транспортного происшествия);

    данные транспортного средства страхователя (с указанием на факт его осмотра либо указанием документа, из которого получена информация о транспортном средстве);

    сведения о документах, в том числе о страховых полисах обязательного страхования гражданской ответственности потерпевшего и виновного в дорожно-транспортном происшествии, рассмотренных в процессе экспертизы, и полные наименования страховых организаций, их выдавших;

    вопросы, требующие разрешения в процессе проведения экспертизы;

    перечень нормативного, методического, информационного, программного и другого обеспечения, использованного при проведении экспертизы;

    описание проведенных исследований;

    ограничения и пределы применения полученных результатов экспертизы;

    выводы об обстоятельствах, по которым эксперту-технику (экспертной организации) не были поставлены вопросы, но которые им (ею) были установлены в процессе проведения экспертизы;

    выводы в целом по экспертизе и каждому из поставленных вопросов.

    9. Выводы экспертного заключения излагаются в виде ответов на поставленные вопросы в той последовательности, в которой они были поставлены. На каждый из вопросов должен быть дан ответ по существу в формулировках, не допускающих неоднозначного толкования, либо указаны причины невозможности дать ответ. Выводы об обстоятельствах, по которым эксперту-технику (экспертной организации) не были поставлены вопросы, но которые им (ею) были установлены в процессе исследования, излагаются в конце заключения.

    10. Экспертное заключение подписывается собственноручно экспертом-техником, непосредственно выполнявшим экспертизу. Экспертное заключение, подготовленное экспертной организацией, подписывается собственноручно экспертом-техником, непосредственно выполнявшим экспертизу, утверждается руководителем этой организации и удостоверяется ее печатью.

    Экспертное заключение прошивается (с указанием количества сшитых листов) и передается инициатору экспертизы под расписку или направляется по почте с уведомлением о вручении.

    Копии экспертных заключений и другая документация, связанная с проведением экспертизы, подлежат хранению экспертом-техником (экспертной организацией) в течение трех лет.

    11. Настоящее Положение подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России" и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 16 сентября 2014 года N 27) вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 года N 238 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 17, ст. 1619).

    Председатель Центрального банка
    Российской Федерации
    Э.С.НАБИУЛЛИНА

    ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПОЛОЖЕНИЕ

    О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства


    На основании статьи 12.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст.1720; 2003, N 26, ст.2566; 2005, N 1, ст.25; N 30, ст.3114; 2006, N 48, ст.4942; 2007, N 1, ст.29; N 49, ст.6067; 2008, N 30, ст.3616; N 52, ст.6236; 2009, N 1, ст.17; N 9, ст.1045; N 52, ст.6420, ст.6438; 2010, N 6, ст.565; N 17, ст.1988; 2011, N 1, ст.4; N 7, ст.901; N 27, ст.3881; N 29, ст.4291; N 49, ст.7040; 2012, N 25, ст.3268; N 31, ст.4319, ст.4320; 2013, N 19, ст.2331; N 30, ст.4084; 2014, N 30, ст.4224) настоящим Положением утверждаются правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства.

    1. Объектами независимой технической экспертизы (далее - экспертиза) являются:

    транспортное средство потерпевшего или остатки транспортного средства потерпевшего;

    иные представленные для экспертизы транспортные средства, причастные к дорожно-транспортному происшествию;

    иные объекты, причастные к дорожно-транспортному происшествию, в котором транспортному средству потерпевшего был причинен вред и исследование которых необходимо для установления обстоятельств и причин повреждений транспортного средства.

    2. Экспертиза проводится на основании:

    регистрационных документов на транспортное средство;

    документов о дорожно-транспортном происшествии, переданных потерпевшим страховщику (либо их копий);

    справки о дорожно-транспортном происшествии (при ее наличии);

    направления на экспертизу в случае наличия договора на экспертное обслуживание, заключенного между экспертной организацией (экспертом-техником) и страховщиком;

    иных документов, оформленных по факту и обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия.

    3. Для проведения экспертизы страховщик, потерпевший, получивший направление на экспертизу у страховщика или заказывающий проведение экспертизы самостоятельно в случае, когда страховщик не организовал экспертизу транспортного средства потерпевшего в установленный срок, либо заказавший повторную экспертизу, привлекает эксперта-техника (экспертную организацию) на основании соответствующего договора.

    4. Первичная экспертиза проводится экспертом-техником (экспертной организацией) по заявлению страховщика (потерпевшего).

    В случае несогласия страховщика (потерпевшего) с выводами первичной экспертизы повторная экспертиза проводится иным, не проводившим первичную экспертизу экспертом-техником (экспертной организацией), по тем же вопросам и основаниям.

    Дополнительная экспертиза проводится экспертом-техником (экспертной организацией) по заявлению страховщика (потерпевшего) для исследования дополнительных вопросов или обстоятельств, которые не были рассмотрены в первичной экспертизе или повторной экспертизе.

    5. При проведении экспертизы эксперт-техник (экспертная организация) имеет право: запрашивать у страховщика (потерпевшего) информацию, необходимую для проведения экспертизы; получать от страховщика (потерпевшего) разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления экспертизы; привлекать к участию в проведении экспертизы других экспертов-техников (экспертные организации) и специалистов.

    6. При проведении экспертизы эксперт-техник (экспертная организация) обязан (обязана): сообщать страховщику и потерпевшему о невозможности своего участия в проведении экспертизы в случае возникновения обстоятельств, препятствующих проведению экспертизы; обеспечивать сохранность документов и объектов исследования, получаемых от страховщика (потерпевшего) и третьих лиц в ходе проведения экспертизы; не разглашать конфиденциальную информацию, полученную в ходе проведения экспертизы, и результаты экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    К обстоятельствам, препятствующим проведению экспертизы экспертом-техником (экспертной организации), относятся случаи, когда:

    эксперт-техник (экспертная организация) является учредителем, собственником, акционером, страхователем (клиентом) или должностным лицом страховщика;

    эксперт-техник или хотя бы один из экспертов-техников экспертной организации состоит в близком родстве с потерпевшим;

    страховщик (потерпевший) является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом экспертной организации.

    7. Расходы, связанные с организацией и проведением повторной экспертизы, оплачиваются за счет инициатора ее проведения, если соглашением между страховщиком и потерпевшим не установлено иное.

    При организации повторной экспертизы эксперт-техник (экспертная организация) должен быть уведомлен (должна быть уведомлена) инициатором ее проведения о наличии уже проведенной экспертизы, а другая сторона (страховщик или потерпевший) в письменном виде заблаговременно уведомлены о месте и времени проведения повторной экспертизы. Если у инициатора экспертизы (страховщика или потерпевшего) нет возражений по содержанию уже имеющегося акта осмотра поврежденного транспортного средства, то экспертиза может быть проведена без осмотра транспортного средства, на основании имеющегося акта, с обязательным указанием на это в экспертном заключении.

    8. Проведение экспертизы завершается составлением экспертного заключения, оформляемого в письменной форме. Экспертное заключение должно включать:

    полное наименование, организационно-правовую форму, место нахождения экспертной организации/фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, дату государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации;

    порядковый номер и дату составления;

    основание для проведения экспертизы транспортного средства (с реквизитами);

    фамилию, имя, отчество (при наличии) потерпевшего - физического лица, или полное наименование и место нахождения потерпевшего - юридического лица;

    перечень и описание объектов, представленных страховщиком (потерпевшим) для исследования в ходе экспертизы, а также полные данные транспортного средства, включая пробег и дату начала эксплуатации;

    дату повреждения транспортного средства (дату дорожно-транспортного происшествия);

    данные транспортного средства страхователя (с указанием на факт его осмотра либо указанием документа, из которого получена информация о транспортном средстве);

    сведения о документах, в том числе о страховых полисах обязательного страхования гражданской ответственности потерпевшего и виновного в дорожно-транспортном происшествии, рассмотренных в процессе экспертизы, и полные наименования страховых организаций, их выдавших;

    вопросы, требующие разрешения в процессе проведения экспертизы;

    перечень нормативного, методического, информационного, программного и другого обеспечения, использованного при проведении экспертизы;

    описание проведенных исследований;

    ограничения и пределы применения полученных результатов экспертизы;

    выводы об обстоятельствах, по которым эксперту-технику (экспертной организации) не были поставлены вопросы, но которые им (ею) были установлены в процессе проведения экспертизы;

    выводы в целом по экспертизе и каждому из поставленных вопросов.

    9. Выводы экспертного заключения излагаются в виде ответов на поставленные вопросы в той последовательности, в которой они были поставлены. На каждый из вопросов должен быть дан ответ по существу в формулировках, не допускающих неоднозначного толкования, либо указаны причины невозможности дать ответ. Выводы об обстоятельствах, по которым эксперту-технику (экспертной организации) не были поставлены вопросы, но которые им (ею) были установлены в процессе исследования, излагаются в конце заключения.

    10. Экспертное заключение подписывается собственноручно экспертом-техником, непосредственно выполнявшим экспертизу. Экспертное заключение, подготовленное экспертной организацией, подписывается собственноручно экспертом-техником, непосредственно выполнявшим экспертизу, утверждается руководителем этой организации и удостоверяется ее печатью.

    Экспертное заключение прошивается (с указанием количества сшитых листов) и передается инициатору экспертизы под расписку или направляется по почте с уведомлением о вручении.

    Копии экспертных заключений и другая документация, связанная с проведением экспертизы, подлежат хранению экспертом-техником (экспертной организацией) в течение трех лет.

    11. Настоящее Положение подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России" и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 16 сентября 2014 года N 27) вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 года N 238 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 17, ст.1619).

    Председатель
    Центрального банка
    Российской Федерации
    Э.С.Набиуллина

    Зарегистрировано
    в Министерстве юстиции
    Российской Федерации
    1 октября 2014 года,
    регистрационный N 34212