Войти
Образовательный портал. Образование
  • Унжа (Костромская область)
  • Митрополит алексий московский святитель и чудотворец краткая биография Митрополит алексий годы
  • Попробуем разобраться в см - Документ
  • Открытия галилея в области астрономии
  • Сопливые грибы но не маслята
  • Имена мальчиков рожденных в январе Азербайджанские имена родившиеся в январе по гороскопу
  • Разобрать как часть речи онлайн. Служебные части речи. Разбор слова как части речи - что это

    Разобрать как часть речи онлайн. Служебные части речи. Разбор слова как части речи - что это

    При изучении русского языка каждый ученик может столкнуться с необходимостью выполнить морфологический разбор слова, поскольку это является частью школьной программы. Этот метод включает в себя целую схему, которую требуется соблюдать при разборе слова, относящегося к той или иной части речи. Но как выполнить морфологический разбор слова правильно, и что при этом следует учитывать? Поговорим об этом подробнее.

    Разбор слова как части речи - что это?

    Морфологический разбор представляет собой анализ слова, относящего к определенной части речи, с учетом всех особенностей и контекста, в котором оно используется. Морфологический разбор слова включает в себя ряд пунктов, которые различны в зависимости от того, к какой части речи относится анализируемое слово.

    Первым шагом к выполнению задания является определение части речи. Далее необходимо правильно указать начальную форму и выбрать алгоритм, в соответствии с которым слово будет разбираться. Важно также помнить, что сначала выделяются постоянные категории (род, разряд, спряжение), а потом изменяемые (число, падеж, время).

    Разбор имени существительного

    Начинается анализ слова с того, что его ставят в начальную форму. Этой формой у существительных является именительный падеж единственного числа. Например, слово «сыром» необходимо заменить на «сыр», чтобы увидеть его начальную форму. Далее необходимо определить, нарицательным или собственным является существительное. Следующим пунктом будет категория «одушевленное-неодушевленное». Живые существа всегда относятся к первому, а предметы - ко второму.

    Далее указываем род, который в русском языке представлен мужским, женским и средним. После этого слово необходимо отнести к тому или иному типу склонения. В русском языке их три. К первому относятся слова женского и мужского рода, имеющие окончание - а, - я (папа, история, книга)- ко второму - существительные мужского рода без окончаний (меч, колокол) и среднего рода с окончаниями -о, -е (поле, дерево), а к третьему - существительные женского рода с мягким согласным звуком на конце (ночь, печь, тушь).

    Затем необходимо указать падеж существительного (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный или предложный). Последним пунктом будет роль данной части речи в контексте. Существительное может быть главным или второстепенным членом предложения.

    Пример разбора имени существительного как части речи

    В предложении «На скамейке сидела девушка» присутствуют два имени существительных. Проанализируем одно из них - «скамейке».

    1. Начальная форма имени существительного- скамейка.
    2. Нарицательное.
    3. Неодушевленное.
    4. Единственное число.
    5. Первое склонение.
    6. Женский род.
    7. Предложный падеж.
    8. Обстоятельство.

    Морфологический разбор прилагательного

    Как и существительное, данную часть речи необходимо поставить в начальную форму. Для имени прилагательного это мужской род, единственное число, именительный падеж.

    Далее необходимо определить разряд данной части речи. Прилагательное может быть качественным, относительным или притяжательным. Отличить качественное от относительного очень просто: первое всегда имеет степени сравнения (красивый - красивее- самый красивый). Притяжательное прилагательное отличается от остальных тем, что отвечает на вопрос «чей?» (отцовский, лисий).

    Если прилагательное качественное, то необходимо определить, полное оно или краткое, а также указать степень сравнения. Полные прилагательные обычно имеют окончания: - ый, -ий, -ой, -ая, -ое, -яя (высокий, худой, искренняя). Степень сравнения может быть положительной (милый), сравнительной (милее) и превосходной (милейший).

    Морфологический разбор числительного

    Анализируя числительное, важно поставить его в начальную форму. Это сделать легко, поскольку порядковые числительные по форме совпадают с прилагательными. Соответственно, начальная форма для них - мужской род, единственное число, именительный падеж. Количественные числительные имеют форму, которая отвечает на вопрос «сколько?».

    Далее следует выяснить, простое или составное это числительное. Как правило, простые числительные представляют собой одно слово, а составные - два и более. Затем определяется разряд, род, число и падеж. Завершающая часть анализа слова - определение синтаксической роли в предложении. Количественные числительные являются частью сложного подлежащего или сказуемого, в то время как порядковые могут быть как главными членами предложения, так и второстепенными.

    Как сделать разбор глагола?

    Начиная анализ глагола, необходимо поставить его в начальную форму. У глагола такая форма называется инфинитивом, который отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?».

    Затем нужно определить, возвратным или невозвратным является глагол. Наличие постфикса -ся указывает на то, что глагол возвратный (собираться, кусаться). Переходность и непереходность, которую также необходимо указать при морфологическом разборе, связана с отношением между субъектом и объектом действия. Как правило, это сочетание глагола с именем существительным, стоящим в винительном падеже. Наличие или отсутствие предлога указывает на переходность глагола («Я читаю книгу» - переходный- «Иду в школу» - непереходный).

    Глагол также может быть совершенного (что сделать?) и несовершенного (что делать?) вида. Обычно указание на выполненное действие говорит о том, что глагол совершенный. Необходимо также определить, к какому из двух спряжений относится анализируемое слово. Спряжение определяется по окончанию глагола.

    Категория времени показывает, когда было, выполняется или будет выполнено действие. Время можно определить только у глаголов в изъявительном наклонении. Далее определяем род, число и лицо, если это представляется возможным.

    Последним пунктом является определение функции данной части речи в предложении. Чаще всего глагол выступает в роли сказуемого, но может быть и подлежащим.

    Морфологический разбор причастия

    Поскольку причастие имеет признаки глагола и прилагательного, порядок разбора имеет почти те же пункты, что и вышеуказанные части речи. Анализ начинается с определения начальной формы. Она, как правило, совпадает с прилагательным. Далее необходимо выяснить залог. Если действие выполняется субъектом, это действительный залог. Когда оно направлено на объект, речь идет о страдательном залоге. Например, «обижающий» - действительный залог, «обиженный» - страдательный.

    Как и в случае с глаголом, важно определить время, вид, возвратность -невозвратность. От прилагательного данная часть речи заимствовала род, число и падеж. Причастия, относящиеся к страдательному залогу, могут также быть полными или краткими.

    Последним пунктом является роль причастия в предложении. Чаще всего оно выступает определением.

    Разбор деепричастия как части речи

    Поскольку деепричастие является особой формой глагола, его необходимо анализировать, исходя из характеристик, присущих этой части речи. Поскольку деепричастие не изменяется, текущая форма уже является начальной. Далее необходимо выяснить, к какому виду относится слово. Роль деепричастия в предложении - заключительный этап морфологического разбора слова. Как правило, оно выполняет функцию обстоятельства, но может примыкать к другим членам предложения.

    Разбор наречия как части речи

    Анализируя данную часть речи, следует отметить, что наречие не изменяется. Это значит, что категории рода, склонения, спряжения, лица и т.д. отсутствуют. В наречии выделяется разряд по значению, а также степень сравнения, например, «высоко - выше». Синтаксическая роль обычно предполагает, что данная часть речи выступает обстоятельством.

    Теперь каждый ученик будет знать, как сделать морфологический разбор слова. Также вы можете ознакомиться с другой статьей с нашего сайта на схожую тематику:

    II.Морфологические признаки

      Начальная форма (в И.п., в ед.ч.).

      Постоянные признаки:

    а) собственное или нарицательное;

    б) одушевлённое или неодушевлённое;

    г) склонение.

    3. Непостоянные признаки:

    III. Синтаксическая роль.

    Разбирай имя существительное так:

    Река протекает с севера на юг.

    I. С севера –сущ.

    II.1. Н. ф. –север,

    2.а)нариц.;

    б)неодуш.;

    г) 2-е скл.

    3. а) в Р.п.;

    б) в ед.ч..

    III. Протекает (откуда?) с севера .

    35. Схема разбора имени прилагательного (морфологический разбор).

    I. Часть речи. Общее значение.

    II.Морфологические признаки

      Начальная форма (в И.п., в ед.ч., в м.р.).

      Постоянные признаки: (пока не знаешь)

    3. Непостоянные признаки:

    в) род (в ед.ч.)

    III. Синтаксическая роль.

    Разбирай имя прилагательное так:

    На тонких ветках берёзки сверкал иней.

    I.Тонких –прилаг.

    II.1. Н. ф. – тонкий,

    3. а) в П.п.;

    б) во мн.ч..

    III. На ветках (каких?) тонких .

    36. Схема разбора глагола (морфологический разбор).

    I. Часть речи.

    II.Морфологические признаки

      Начальная форма (неопределённая форма).

      Постоянные признаки:

    б) спряжение.

    3. Непостоянные признаки:

    в) лицо (если есть),

    г) род (если есть).

    III. Синтаксическая роль.

    Разбирай глагол так:

    Сгущаются сумерки.

    I. Сгущаются – глаг.

    II.1. Н. ф. – сгущаться,

    2.а) несов. вид,

    3. а) во мн.ч..;

    б) в наст.вр.,

    в) в 3-м лице.

    III. Сумерки (что делают?) сгущаются .

    37. Разбор предложения по частям речи.

    Выпиши предложение. Над словами сокращенно обозначь названия частей речи.

    пр. прил. сущ. гл. прил.

    Делай так : С высоких гор побежали звонкие

    Запомни:

    Часть речи

    Обозначает

    Отвечает на вопросы

    Имя существительное

    Самостоятельные части речи

    Конкретные предметы (дверь, окно),

    Живые существа (человек, птица, зверь),

    Явления природы (слякоть, снег, ветер),

    События (праздник, поход),

    Процесс действия (бег, рост),

    Абстрактные понятия (доброта, дружба)

    кто? что?

    Имя прилагательное

    признак предмета

    какой? какая? какое? какие? чей?

    Глагол

    действие предмета

    что делает?

    что сделает?

    Наречие

    признак действия, другого признака

    когда?

    почему?

    Местоимение

    какой?

    сколько?

    Числительное

    количество,

    порядок при счете

    сколько?

    какой?

    какая?

    какое?

    какие?

    Союз

    Служебные части речи

    связывает слова и предложения

    Предлог

    связь с другими словами

    Частица

    дополнитель-ный смысл в предложении

    Междодометие

    выражает различные чувства

    Морфология – это один из разделов языкознания, который изучает такой языковый объект, как слово, его значимые части и свойства. Все употребляемые слова относятся к определённым частям речи. Развёрнутый грамматический анализ конкретного слова с позиции отнесения к определённой части речи даёт морфологический разбор. В целях получения быстрого результата можно сделать морфологический разбор слова онлайн. Но основные правила этого процесса должны знать ученики начиная с 4 класса.

    Как производится морфологический разбор

    Отвечая на вопрос, что такое морфологический разбор слова, необходимо отметить, что слово разбирается как в контексте фразы, так и в его первоначальной форме. Поэтому важным навыком является умение правильно определять синтаксическое значение слова в рассматриваемом предложении, его первоначальную форму, изменяемые и неизменяемые признаки.

    Образцы разбора основных самостоятельных частей речи в контексте предложения

    Самостоятельные части речи имеют определённое лексическое значение и выступают членами предложения – главными или второстепенными. Например, существительные, прилагательные или причастия. Планы морфологического разбора отличаются в некоторой степени для разных частей речи , а также изменяются по сложности в зависимости от программы обучения и класса, в котором даётся подобное задание.

    По общему правилу указывается часть речи с определением её грамматического значения, первоначальная форма, неизменяемые и изменяемые признаки, какова роль в рассматриваемом предложении. Далее предлагаются варианты, как сделать морфологический разбор учениками 5 класса и старше основных частей речи.

    Существительное

    Начало морфологического разбора существительного, как и любых других слов, следует производить с определения части речи.

    1. Указать часть речи.
    2. Поставить к существительному вопрос.
    3. Найти начальную форму.
    4. Выяснить, является ли слово собственным или нарицательным , можно ли считать его одушевлённым или нет, к какому склонению и роду относится.
    5. Определить падеж и число в данном предложении.
    6. Какой член предложения.

    Для наглядности разобрано существительное «котята» предложения «Котята весело играют».

    1. Котята – существительное, которое обозначает живое существо;
    2. Поставленный вопрос – кто;
    3. Первоначальная форма – котёнок;
    4. Нарицательное, одушевлённое, второе склонение, мужской род;
    5. Падеж – именительный, число – множественное;
    6. Подлежащее.

    Глагол

    Первые три пункта повторяются. Далее следует определить спряжение глагола и такие изменяемые признаки, как число и время. Род указывается в том случае, если глагол употреблён в единственном числе . Для глаголов будущего или настоящего времени определяется лицо.

    Образец морфологического разбора на примере слова «рисовали» предложения «Ученики рисовали карандашами».

    • Рисовали – глагол, обозначающий действие;
    • Поставленный вопрос – что делали;
    • Первоначальная форма – рисовать;
    • 1 спряжение;
    • Множественное число прошедшего времени;
    • Сказуемое.

    Прилагательное

    Первые три пункта для прилагательного повторяются так же как и для существительного или глагола. Далее оцениваются и указываются падеж , число и род.

    Образец морфологического разбора на примере слова «маленькая» предложения «Маленькая девочка играет в песочнице».

    • Маленькая – прилагательное, обозначающее признак;
    • Поставленный вопрос – какая;
    • Начальная форма – маленький;
    • Падеж именительный,
    • Число единственное;
    • Род женский;
    • Является определением.

    Причастие

    При морфологическом разборе причастия, кроме части речи, следует указать глагол, от которого оно образовано. Кроме того, для причастия характерны такие признаки , как залог и возвратность.

    Образец морфологического разбора на примере слова «бурлящий» предложения «Путь преградила бурлящая река».

    • Бурлящая – причастие, от глагола «бурлить»;
    • Начальная форма – бурлящий;
    • Поставленный вопрос – какая;
    • Действительный залог, несовершенный вид;
    • Применено в настоящем времени;
    • Является невозвратным;
    • Единственное число, падеж именительный;
    • Род женский;
    • Является определением.

    Наречие

    Схема морфологического разбора наречия несколько проще и содержит меньше пунктов, чем существительного или прилагательного, поскольку наречие – неизменяемое слово , которое не имеет начальной формы.

    Образец морфологического разбора на примере слова «медленно» предложения «По небу медленно плыли облака».

    • Медленно – наречие, обозначающее признак действия;
    • Поставленный вопрос – как;
    • Обстоятельство.

    Кроме самостоятельных частей речи, существуют служебные и междометия. Они не выступают членами предложения, не обладают каким-либо определённым лексическим значением .

    Например, предлоги или союзы применяются для установления отношений между членами предложения или словосочетаниями. Служебные части речи также могут подлежать морфологическому разбору по определённой схеме. Схемы разбора в классе, установленные учителем для конкретной части речи, могут отличаться от предложенных выше по степени сложности.