Войти
Образовательный портал. Образование
  • Имена мальчиков рожденных в январе Азербайджанские имена родившиеся в январе по гороскопу
  • Суточный диурез у беременных женщин
  • Как рассчитать налог на автомобиль по лошадиным силам Изменения по транспортному налогу в году
  • Храм Солнца: Черная Пагода Конарака
  • В Туве упал космический корабль «Прогресс» видео падения Борис Леконцев, заслуженный метеоролог РФ
  • Тесты что лишает меня энергии
  • Словарь терминов "изобразительно-выразительные средства языка". Что такое изобразительно-выразительные средства

    Словарь терминов

    Известно, что с сочностью не сравниться ни один европейский лексикон: такое мнение высказывают многие литературоведы, изучавшие его выразительность. В нем испанская экспансия, итальянская эмоциональность, французская нежность. Языковые средства , применяемые русскими литераторами, напоминают мазки художника.

    Когда специалисты говорят о выразительности языка, то подразумевают не только образные средства, которые изучают в школе, но и неисчерпаемый арсенал литературных приемов. Единой классификации изобразительно-выразительных средств не существует, однако условно языковые средства делят на группы.

    Вконтакте

    Лексические средства

    Выразительные средства , работающие на лексическом языковом уровне, являются неотъемлемой частью литературного произведения: поэтического или написанного прозой. Это слова, либо речевые обороты, используемые автором в образном или иносказательном значении. Самая обширная группа лексических средств создания образности в русском языке – литературные тропы.

    Разновидности тропов

    Используемых в произведениях тропов более двух десятков. Таблица с примерами объединила наиболее употребляемые:

    Тропы Пояснения к термину Примеры
    1 Аллегория Замена отвлеченного понятия конкретным образом. «В руках Фемиды», что означает: у правосудия
    2 Это тропы, в основе которых лежит образное сравнение, но без использования союзов (как, словно). Метафора предполагает перенос качеств одного предмета или явления на какой-либо другой. Журчащий голос (голос словно журчит).
    3 Метонимия Подмена одного слова на другое, основанное на смежности понятий. Класс зашумел
    4 Сравнение Что такое сравнение в литературе? Сопоставление предметов по похожему признаку. Сравнения – это художественные средства, обладающие повышенной образностью. Сравнение: горячий, как огонь (другие примеры: побелел будто мел).
    5 Олицетворение Перенос свойств человека на неодушевленные предметы или явления. Зашептали листья деревьев
    6 Гипербола Это тропы, в основе которых лежит литературное преувеличение, способствующее усилению определенной характеристики или качества, на которой автор акцентирует внимание читателя. Море работы.
    7 Литота Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления. Мужичок с ноготок.
    8 Синекдоха Замена одних слов другими касательно количественных отношений. Пригласить на судака.
    9 Окказионализмы Художественные средства, образованные автором. Плоды образования.
    10 Ирония Тонкая насмешка основанная на внешне положительной оценке или серьёзной форме выражения. Что скажешь, умник?
    11 Сарказм Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии. Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина.
    12 Перифраз Подмена слова схожим по лексическому значению выражением. Царь зверей
    13 Лексический повтор С целью усиления значения конкретного слова автор повторяет его несколько раз. Озера кругом, озера глубокие.

    В статье приведены основные тропы, известные в литературе, которые иллюстрирует таблица с примерами.

    Иногда к тропам относят архаизмы, диалектизмы, профессионализмы, но это неверно. Это средства выразительности, область употребления которых ограничена изображаемой эпохой или ареалом применения. Их используют для создания колорита эпохи, описываемого места или рабочей атмосферы.

    Специализированные средства выразительности

    – слова, какие некогда называли знакомые нам предметы (очи — глаза). Историзмы же обозначают предметы или явления (действия), вышедшие из обихода (кафтан, бал).

    И архаизмы, и историзмы – средства выразительности , которые с охотой применяют писатели и сценаристы, создающие произведения на историческую тематику (примерами являются «Петр Первый» и «Князь Серебряный» А. Толстого). Нередко архаизмами пользуются поэты для создания возвышенного стиля (лоно, десница, перст).

    Неологизмы – образные средства языка, вошедшие в нашу жизнь сравнительно недавно (гаджет). Их нередко используют в художественном тексте для создания атмосферы молодежной среды и образа продвинутых пользователей.

    Диалектизмы – слова или грамматические формы , употребляемые в разговорной речи жителей одной местности (кочет – петух).

    Профессионализмы – слова и выражения, которые бывают характерны для представителей определенной профессии. Например, загон для полиграфиста — это, прежде всего, запасной материал, не вошедший в номер, а уже потом место пребывания животных. Естественно, писатель, повествующий о жизни героя-полиграфиста, не обойдет термин стороной.

    Жаргонизмы – лексика неформального общения, используемая в разговорной речи людей, принадлежащих к определенному кругу общения. Например, языковые особенности текста о жизни студентов позволят употребить слово «хвосты» в значении «задолженности по экзаменам», а не части тела животных. В произведениях о студентов нередко фигурирует это слово.

    Фразеологические обороты

    Фразеологические выражения – это лексические языковые средства, чья выразительность определяется:

    1. Образным значением , иногда с мифологической подоплекой (ахиллесова пята).
    2. Принадлежностью каждого к категории высоких устойчивых выражений (кануть в Лету), либо разговорных оборотов (развесить уши). Это могут быть языковые средства, имеющие положительную эмоциональную окраску (золотые руки - нагрузка одобрительного значения), или с негативную экспрессивную оценку (мелкая сошка - оттенок пренебрежительного отношения к человеку).

    Фразеологизмы употребляют , чтобы:

    • сделать ударение на наглядности и образности текста;
    • выстроить необходимую стилистическую тональность (просторечности или возвышенности), предварительно оценив языковые особенности текста;
    • выразить авторское отношение к сообщаемой информации.

    Образная выразительность фразеологических оборотов усиливается по причине их преобразования из общеизвестных в индивидуально-авторские: светить во всю Ивановскую.

    Особая группа — это афоризмы (крылатые выражения ). Например, счастливые часов не наблюдают.

    К афоризмам можно отнести и произведения народного творчества: пословицы, поговорки.

    Эти художественные средства применяют в литературе довольно часто.

    Внимание! Фразеологизмы как изобразительно- выразительные литературные средства не могут быть использованы в официально-деловом стиле.

    Синтаксические приемы

    Синтаксические фигуры речи – обороты, используемые автором с целью лучше донести нужную информацию или общий смысл текста, иногда для придания отрывку эмоциональной окраски. Вот какие бывают синтаксические средства выразительности:

    1. Антитеза - синтаксическое средство выразительности, основанное на противопоставлении. «Преступление и наказание». Позволяет подчеркнуть значение одного слова при помощи другого, противоположного по значению.
    2. Градации - средства выразительности, применяющие синонимичные слова, расположенные по принципу нарастания и угасания признака или качества в русском языке. Например, звезды светили, горели, сияли. Такая лексическая цепочка выделяет главное понятийное значение каждого слова – «светить».
    3. Оксюморон - прямо противоположные слова , находящиеся рядом. Например, выражение «пламенный лед» образно и ярко создает противоречивый характер героя.
    4. Инверсии- синтаксические средства выразительности, основанные на необычном построении предложения. Например, вместо «он пел» написано «пел он». В начало предложения выносится слово, которое автор хочет выделить.
    5. Парцелляция - намеренное деление одного предложения на несколько частей. Например, Рядом Иван. Стоит, смотрит. Во второе предложение обычно выносится действие, качество или признак, принимающие на себя авторский акцент.

    Важно! Эти образные средства представители ряда научных школ относят к стилистическим. Причина замены термина кроется во влиянии, оказываемом выразительными средствами данной группы именно на стиль текста, хотя и посредством синтаксических конструкций.

    Фонетические средства

    Звуковые приемы в русском языке – наименьшая группа литературных фигур речи. Это специальное употребление слов с повторением определенных звуков или фонетических групп с целью изображения художественных образов.

    Обычно такие образные средства языка используют поэты в стихотворных произведениях, или писатели в лирических отступлениях, при описании пейзажей. Авторы применяют повторяющиеся звуки для передачи громовых раскатов или шуршания листьев.

    Аллитерация - повтор ряда согласных, создающих звуковые эффекты, которые усиливают образность описываемого явления. Например: «В шёлковом шелесте снежного шума». Нагнетание звуков С, Ш и Щ создает эффект подражания свисту ветра.

    Ассонанс - повтор гласных звуков с целью создания выразительного художественного образа: «Марш, марш - машем флагом// Маршируем на парад». Гласный «а» повторяется для создания эмоциональной полноты чувств, уникального ощущения всеобщей радости и открытости.

    Звукоподражание - подбор слов, сочетающих определенный набор звуков, который создает фонетический эффект: вой ветра, шелест травы и другие характерные природные звуки.

    Средства выразительности в русском языке, тропы

    Использование слов речевой выразительности

    Вывод

    Именно обилие образных средств выразительности в русском языке делает его по-настоящему красивым, сочным и неповторимым. Поэтому иностранные литературоведы предпочитают изучать произведения русских поэтов и писателей в оригинале.

    Изобразительно-выразительные средства языка

    Словарь терминов

    (шпаргалка-помощник учащимся при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ)

    Скупова Ирина Александровна,

    учитель русского языка и литературы

    Изобразительно-выразительные средства языка условно можно разделить на две большие группы: лексические средства и синтаксические средства.

    Лексические средства

    Антонимы - разные слова, относящиеся к одной части ре­ чи, но противоположные по значению (добрый - злой, могу­чая - бессильная). Противопоставление антонимов в речи яв­ ляется ярким источником речевой экспрессии, усиливающей эмоциональность речи: Он был слаб телом, но силен духом.

    Контекстные (или контекстуальные) антонимы - это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и яв­ ляются антонимами только в тексте: Ум и сердце - лед и пла­ мень - вот основное, что отличало этого героя.

    Гипербола - образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления: Снег валил с неба пудами

    Индивидуально-авторские неологизмы благодаря своей новизне позволяют создавать определенные художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы: ...как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын)

    Использование литературных образов помогает автору лучше пояснить какое-либо положение, явление, другой образ: Григорий был, видимо, родной брат Илюше Обломову.

    Синонимы - это слова, относящиеся к одной части речи, вы­ ражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения: Влюбленность - любовь, приятель - друг.

    Контекстные (или контекстуальные) синонимы - слова, являющиеся синонимами только в данном тексте: Ломоносов - гений - любимое дитя природы. (В. Белинский).

    Стилистические синонимы - отличаются стилистической окраской, сферой употребления: усмехнулся - хихикнул - за­ смеялся - заржал.

    Синтаксические синонимы - параллельные синтаксиче­ ские конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать готовить уроки - приступить к подготовке уроков.

    Метафора - скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой ме­тафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с други­ ми, имеющими общий признак.

    В художественной речи автор употребляет метафоры для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора.

    В метафоре автор создает образ - художественное пред­ставление о предметах, явлениях, которые он описывает, а чита­тель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова: Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он пере­ косился бы... опрокинулся и затонул.

    Метонимия - перенос значений (переименование) по смежн ости явлений. Наиболее употребительные случаи переноса:

    а) с человека на его какие-либо внешние признаки: Скоро ли обед? - спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке;

    б) с учреждения на его обитателей: Весь пансион признавал превосходство Д.И.Писарева;

    в) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру): Великолепный Микеланджело! (о его скульптуре) или Читая Белинского....

    Оксюморон - сочетание контрастных по значению слов создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием на­ страивает читателя на восприятие противоречивых, сложных яв­ лений, нередко - борьбы противоположностей. Чаще всего ок­ сюморон передает отношение автора к предмету или явлению: Грустное веселье продолжалось...

    Олицетворение - один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне уподобляется че­ ловеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. Еще чаще неодушевленным предметам приписываются дейст­вия, которые доступны лишь людям: Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада.

    Оценочная лексика - прямая авторская оценка событий, явлений, предметов: Пушкин - это чудо.

    Перифраза - использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, за­ меняющее слово. Используется для украшения речи, замены по­ втора: Город на Неве приютил Гоголя.

    Пословицы и поговорки, используемые автором, делают речь образной, меткой, выразительной.

    Сравнение - одно из средств выразительности языка, по­ могающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описания предметов. В сравне-

    нии одно явление показывается и оценивается путем сопостав­ ления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами как, словно, будто, точно и т. д. Оно служит для образ­ ного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета: Как ночь, черны его глаза.

    Часто встречается форма сравнения, выраженного существи­тельным в творительном падеже: Тревога змеею вползла в наши сердца.

    Бывают сравнения, которые передаются формой сравнитель­ ной степени наречия или прилагательного: Эгоизм бывает хо­ лоднее родника; Земля нежнее пуха лежала перед ним.

    Есть сравнения, которые включаются в предложение с по­ мощью слов похож, подобен, напоминает: ...бабочки похожи на цветы.

    Сравнение может представлять и несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Таких сравнений две раз­новидности:

    1) развернутое, разветвленное сравнение-образ, в котором основное, исходное сравнение конкретизируется рядом других: Звезды вышли на небо. Тысячами любопытных глаз они устре­ мились к земле, тысячами светлячков зажгли ночь.

    2) развернутый параллелизм (вторая часть таких сравнений обычно начинается словом так): Церковь вздрогнула. Так вздра­ гивает застигнутый врасплох человек, так лань трепетная срывается с места, еще даже не поняв, что произошло, но уже ощутив опасность.

    Фразеологизмы - это почти всегда яркие, образные выра­ жения. Поэтому они - важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т.д.: У таких людей, как мой герой, есть искра божия.

    Цитаты из других произведений помогают автору доказать какой-либо тезис, положение статьи, показать его пристрастия и интересы, делают речь более эмоциональной, выразительной: А.С.Пушкина, «как первую любовь», не забудет не только «Рос­сии сердце», но и мировая культура.

    Эпитет - слово, выделяющее в предмете или явлении ка­ кие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т. е. красочное, образное, ко­ торое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое зна­ чащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому:

      существительное: болтушка сорока.

      прилагательное: роковые часы.

      наречие и деепричастие: жадно всматривается; слушает замерев; но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прила­ гательных, употребленных в переносном значении: взоры полу­ сонные, нежные, влюбленные.

    Используя эпитет, автор выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить вни­мание читателя. С помощью эпитета автор конкретизирует явле­ния или их свойства.

    Аллегория – выражение отвлечённых понятий в конкретных художественных образах: лиса – хитрость, заяц – трусость, осёл – глупость и т. п. В литературе также используются аллегорические фамилии: Молчалин, Ляпкин-Тяпкин.

    Синекдоха – разновидность метонимии, в которой 1) вместо множественного числа употребляется единственное. И было слышно на рассвете, как ликовал француз . (М.Лермонтов), 2) Вместо целого называется часть и наоборот. Сюда по новым им волнам/ Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин).

    Литота – преуменьшение каких-либо качеств. Солнце им казалось большим фонарём, светившим им полгода, а чудное сияние в полугодовую ночь – отблеск большого зажженного костра дров. (В.Г.Белинский).

    Ирония – как и метафора одновременно вызывает и удерживает в сознании сразу два значения слова или выражения (прямое и переносное), игра двух значений создаёт эффект насмешки. Откуда, умная, бредёшь ты, голова ? (И.А.Крылов «Лисица и Осёл»).

    Парадокс – утверждение, изречение, противоречащее, на первый взгляд, здравому смыслу, но таящее в себе более глубокое значение, чем то банальное высказывание, которое служит в парадоксе предметом иронии. Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра. (О.Уайльд).

    Синтаксические средства

    Авторская пунктуация - это постановка знаков препина­ ния, не предусмотренная пунктуационными правилами. Автор­ ские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них авто­ром. Чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, которое подчеркивает либо противопоставление: Рожденный п олзать - летать не может, либо особо выделяет вторую по­ сле знака часть: Любовь - главнее всех. Авторские восклица­тельные знаки служат средством выражения радостного или го­ рестного чувства, настроения.

    Анафора, или единоначатие - это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений. Используется для уси ления высказанной мысли, образа, явления: Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?

    Антитеза - стилистический прием, который состоит в рез­ ком противопоставлении понятий, характеров, образов, создаю­ щий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явле­ ния, образы и т. д.

    Восклицательные частицы - способ выражения эмоцио­ нального настроя автора, прием создания эмоционального пафоса текста: О как ты прекрасна, земля моя! А как хороши твои поля!.

    Восклицательные предложения выражают эмоциональное отношение автора к описываемому (гнев, иронию, сожаление, радость, восхищение): Безобразное отношение! Как можно не беречь счастье! Восклицательные предложения выражают также побуждение к действию: Сбережем свою душу как святыню!

    Градация - стилистическая фигура, заключающаяся в по­ следовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравне­ нии, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи: Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества - берегите мир!

    Инверсия - обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласо­ ванное определение стоит перед определяемым словом, несогла­сованное - после него, дополнение - после управляющего сло­ ва, обстоятельство образа действия - перед глаголом: Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это ус­ тановлено грамматическими правилами. Это сильное выразитель­ное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной ре­ чи: Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам не беречь!

    Композиционный стык - это повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения обычно заканчивающих его: Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, кот орой я горжусь.

    Многосоюзие - риторическая фигура, состоящая в намеренно м повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий: И гром не грян ул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от т акого горя!

    Парцелляция - прием расчленения фразы на части или даже па отдельные слова. Ее цель - придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения: Поэт внезапно встал . Побледнел.

    Повтор - сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, Понятия и т. д.: Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.

    Присоединительные конструкции - построение текста, При котором каждая последующая часть, продолжая первую, основ ную, отделяется от нее длительной паузой, которая обозначается точкой, иногда многоточием или тире. Это средство созда ния эмоционального пафоса текста: Белорусский вокзал в День Победы. И толпа встречающих. И слезы. И горечь утрат.

    Риторические вопросы и риторические восклицания - особое средство создания эмоциональности речи, выражения авт орской позиции.

    Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснен ие, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, Муромским разбойникам?

    Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство!

    Синтаксический параллелизм - одинаковое, построение несколь ких рядом расположенных предложений, С его помощью

    автор стремится выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать - это начало всех начал. Мать - это чудо земное. Мать

    - это слово святое.

    Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных разнообразными оборотами предложений по­ могает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора,

    «Бинокли. Бинокли. Люди хотят быть ближе к Джоконде. Рассмотреть поры ее кожи, ресницы. Блики зрачков. Они будто ощущают дыхание Моны Лизы. Они, подобно Вазари, чувству­ют, что «глаза Джоконды имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а в углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса... И они это видят и слышат. И это не чудо. Таково мастерство Леонардо»

    «1855 год. Зенит славы Делакруа. Париж. Дворец изящных искусств... В центральном зале экспозиции - тридцать пять картин великого романтика».

    Односоставные, неполные предложения делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливают эмоцио­ нальный пафос текста: Джоконда. Лепет людской. Шепот. Шо­ рох платьев. Тихие шаги. ... Ни одного мазка, - слышу я слова

    - Нет мазков. Как живая.

    Эпифора - одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.: Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь лю­ бил тебя.

    Гипофора вопросно-ответный ход, отрезок монологической речи, объединяющий риторический вопрос и ответ на него . А что такое современный мистицизм в литературе? Это «Вий». (С Залыгин)

    Зевгма оборот речи, когда какое-нибудь слово, чаще всего сказуемое, которое должно повторяться два или несколько раз, ставится один раз, а в других местах подразумевается . Союзникам я объявляю, чтобы они взялись за оружие и что следует вести войну.

    Предикативность – это отношение содержания предложения к действительности, выраженное средствами языка (форма наклонения, времени глагола, интонация, частицы) т.е. показатель реальности данного факта, его желательность или возможность. Каникулы ! (предикативный признак реального действия). Каникулы бы ! (предикативный признак нереального, желательного действия)

    Лексические средства

    Аллегория -

    Антонимы (добрый - злой, могу­чая - бессильная).

    Он был слаб телом, но силен духом.

    Ум и сердце - лед и пла­мень -

    Гипербола

    Снег валил с неба пудами.

    В сто сорок солнц закат пылал.

    Одни дома длиною до звёзд , другие – длиною до Луны .

    поширялись за счет прав других? (А. Солженицын)

    Ирония

    Синтаксические средства

    Авторская пунктуация - это постановка знаков препина­ния, не предусмотренная пунктуационными правилами. Автор­ские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них авто­ром. Чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, которое подчеркивает либо противопоставление:



    Рожденный полгать - летать не может.

    либо особо выделяет вторую по­сле знака часть: Любовь - главнее всех.

    Анафора, или единоначатие - это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления:

    Как рассказать красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?

    Гляжу на будущность с боязнью,

    Гляжу на прошлое с тоской.

    Антитеза - стилистический прием, который состоит в рез­ком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явле­ния, образы и т. д.

    И ненавидим мы и любим мы случайно, ничем не жертвуя низлобе , ни любви .

    Бессоюзие - намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями.

    Спускаются длинные тени,

    Горят за окном фонари,

    Темнеет высокая зала,

    Уходят в себя зеркала.

    Восклицательные частицы - способ выражения эмоцио­нального настроя автора, прием создания эмоционального пафоса текста:

    О как ты прекрасна, земля моя! А как хороши твои поля!

    Восклицательные предложения выражают эмоциональное отношение автора к описываемому (гнев, иронию, сожаление,) радость, восхищение:

    Безобразное отношение! Как можно не беречь счастье!

    Восклицательные предложения выражают также побуждение к действию:

    Сбережем свою душу как святыню!

    Градация - стилистическая фигура, заключающаяся в по­следовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравне­ний, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи:

    Ради своего ребенка , ради семьи , ради народа, ради человечества - берегите мир!

    Инверсия - обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласо­ванное определение стоит перед определяемым словом, несогла­сованное - после него, дополнение - после управляющего сло­ва, обстоятельство образа действия - перед глаголом:

    Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины.

    А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это ус­тановлено грамматическими правилами. Это сильное выразитель­ное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной ре­чи:

    Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам не беречь!

    Досадно было, боя ждали. Ворчали старики…

    Композиционный стык - это повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его:

    Все сделала для меня Родина. Роди­на меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь , которой я горжусь.

    Многосоюзие - риторическая фигура, состоящая в наме­ренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий:

    И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от горя!

    Но между нами – океан, и весь твой лондонский туман, и розы свадебного пира, и доблестный британский лев, и пятой заповеди гнев.

    Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

    Усердный в бригаде – клад, ленивый – тяжёлая обуза.

    Парцелляция - прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель - придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения:

    Поэт внезапно встал. Побледнел.

    Нас предадут. Расчётливо. С любовью.

    Назначение в тексте

    Анафора

    Для усиления предшествующего слова

    Антонимы

    Как выразительное средство создания контраста

    Бессоюзие

    Для создания впечатления быстрой смены картин

    Вводные слова

    Выражают отношение говорящего к высказыванию

    Выражение эмоциональной оценки сообщаемого

    Указание на экспрессивный характер высказывания

    Указание на последовательность изложения

    Указание на способ оформления мысли

    Призыв к читателю с целью привлечь его внимание к излагаемым фактам

    Вопросительные предложения

    Служат собственно вопросом

    Подчёркивают нужную мысль

    Выражают предположение

    Являются эмоциональным откликом на ситуацию

    Восклицание

    Выражение сильного чувства, волнения

    Выражение эмоциональной прерывистости речи

    Вставная конструкция

    Дополнительное пояснение, уточнение

    Поправка, оговорка

    Попутное замечание

    Добавочное сведение

    Гипербола

    С целью преувеличения какого-либо явления

    Градация

    Произвести впечатление по нарастающей

    Деепричастие и деепричастные обороты

    Для выражения краткости, динамичности

    Диалектизмы

    В качестве средства выразительности

    Для создания местного колорита

    Для передачи особенностей речи жителей определённой местности

    Игра слов

    Привлечь внимание, сделать акцент на чём-либо

    Инверсия

    Для создания добавочных смысловых и выразительных оттенков

    Метафора

    Для создания образности и компактности в плане языковых средств

    Особая выразительность и эмоциональность речи

    Метонимия

    Предельно краткое выражение мысли

    Источник образности

    Многосоюзие

    Для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения

    Для усиления выразительности речи

    Неологизмы

    Для создания оттенка необычности, новизны

    Неполные предложения

    С целью экономии языковых средств

    Образные выражения

    С целью создать изложение живым, лёгким для восприятия

    Однородные члены

    Показ динамики действия

    Зарисовка общей картины как единого целого

    Создание гаммы красок, звуков

    Создание ряда эпитетов

    Создание ритмического рисунка

    Создание выразительной смысловой соотнесённости и своеобразной симметрии

    Олицетворение

    Для создания образности, выразительности

    Парцелляция

    Как средство изобразительности, позволяющее усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений

    Побудительное предложение

    Для выражения волеизъявления говорящего

    Повтор лексический

    Для обозначения большого числа предметов, явлений

    Для усиления признака, степени качества или действия

    Для указания на длительность действия

    Повтор стилистический

    Для подчёркивания каких-либо деталей

    Для создания экспрессивной окраски

    Профессионализм

    В качестве показателя образованности в определённой сфере

    Прямая речь

    Дословная передача чужого высказывания

    Средство характеристики говорящего

    Средство создания художественного образа

    Разговорная лексика

    Для создания атмосферы непринуждённости, непосредственности

    Риторический вопрос

    Для привлечения внимания читателя

    Риторическое обращение

    Чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи

    Ряды синонимов

    С целью указания смысловых оттенков

    Для характеристики экспрессии или эмоций

    Синекдоха

    Сделать речь точной, яркой, художественной

    Чтобы избежать повторений

    Как отражение высокого художественного мастерства

    Сравнение

    Для создания художественной выразительности

    Термины

    Несут в себе информацию значительно большую, чем другие слова

    Фразеологизмы

    Для придания высказыванию выразительности

    Для создания образности

    Цитирование

    В целях дословной передачи чужих слов

    В качестве достоверности

    Эллипсис

    Для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи, художественной выразительности

    Эпитеты

    С целью художественной выразительности.

    Фонетические средства

    Аллитерация – повтор согласных звуков. Является приемом выделения и скрепления слов в строке. Увеличивает благозвучие стиха.

    Аллитерацией называется повторение согласных звуков. Например: По небу голубому проехал гро хот грома. (С. Маршак) Звонкий дрожащий [р] в сочетании с [г] создает впечатление раската грома. Примеры аллитерации:

    Я вольный ветер, я вечно вею, Волную волны, ласкаю ивы, В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею, Лелею травы, лелею нивы. (К Бальмонт)

    Повторение [л], [л], [в], [в] создает образ ветра, дуновение которого ощущаешь почти физически.

    Прекрасно владел этим приемом А. С. Пушкин. В романе «Евгений Онегин» он дает описание двух бальных танцев:

    Мазурка раздалась. Бывало, Когда гремел мазурки гром, В огромной зале все дрожало, Паркет трещал под каблуком, Тряслися, дребезжали рамы; Теперь не то: и мы, как дамы, Скользим по лаковым доскам.

    Подбор согласных звуков дает читателю отчетливое представление о различии танцев: плавность, медленность второго танца подчеркивается обилием звуков [л] и [м]; напротив, скопление звуков [г], [р], [з], [ж] при описании первого танца вызывает ощущение его стремительности, энергичности.

    Ассонанс – повторение гласных звуков.

    Ассонансом называют повторение гласных: Пора, пора, рога трубят. (А. Пушкин) В основе ассонанса обычно бывают только ударные гласные, так как в безударном положении гласные часто изменяются. Примеры ассонанса:

    Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою. (Н. Некрасов)

    Повторяется звук [у], создавая впечатление гудящего мчащегося поезда.

    Но в искупленьях долгой кары, Перетерпев судеб удары, Окрепла Русь. Так тяжкий млат, Дробя стекло, кует булат. (А. Пушкин)

    Мело, мело по всей земле

    Во все пределы.

    Свеча горела на столе,

    Свеча горела. (Б. Пастернак)

    В последнем примере ассонанс на [э] сочетается с аллитерацией на [м], [л], [в], [с]. Все это создает особую музыкальность поэтических строк.

    В художественной речи средствами звукописи часто подчеркиваются те или иные образы произведения. Например, читая пушкинские строки,

    Оттоль сорвался раз обвал,

    И с тяжким грохотом упал,

    И всю теснину между скал

    Загородил,

    И Терека могучий вал

    Остановил...

    Изобразительно - выразительные средства языка

    Изобразительно-выразительные средства языка условно можно разделить на две большие группы: лексические средства и синтаксические средства.

    Лексические средства

    Аллегория - иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа. В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи.

    Антонимы - разные слова, относящиеся к одной части ре­чи, но противоположные по значению (добрый - злой, могу­чая - бессильная). Противопоставление антонимов в речи яв­ляется ярким источником речевой экспрессии, усиливающей эмоциональность речи:

    Он был слаб телом, но силен духом.

    Контекстные (или контекстуальные) антонимы - это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и яв­ляются антонимами только в тексте:

    Ум и сердце - лед и пла­мень - вот основное, что отличало этого героя.

    Гипербола - образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления:

    Снег валил с неба пудами.

    В сто сорок солнц закат пылал.

    Одни дома длиною до звёзд , другие – длиною до Луны .

    ...как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын)

    Ирония - употребление слова или выражения в обратном смысле с целью насмешки.

    Изобразительно-выразительные средства языка и речи

    Аллегория
    (иносказание)

    Изображение отвлеченного понятия через конкретный образ.

    В баснях аллегорическое воплощение: лиса – хитрости, заяц – трусости, волк – злобы и жадности, осёл – глупости.

    Анафора
    (единоначатие)

    Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф.

    Например, в стихотворении М.Лермонтова "Благодарность" шесть строк начинаются с предлога за. В стихотворении Г.Державина "Русские девушки" пять строк начинаются с как.

    Антитеза
    (противопоставление)

    Контраст, противопоставление явлений, понятий, образов, состояний и т.п.

    Часто выражается с помощью антонимов.

    Не плоть, а дух растлился в наши дни. (Ф.Тютчев).

    Стихи и проза, лед и пламень
    Не столь различны меж собой. (А.Пушкин).

    «Война и мир» (Л.Толстой), «Преступление и наказание» (Ф.Достоевский), «Коварство и любовь» (Ф.Шиллер).

    Бессоюзие

    Намеренный пропуск союзов для придания тексту динамичности.

    Швед, русский – колет, рубит, режет,
    Бой барабанный, клики, скрежет.
    (А.Пушкин).

    Гипербола
    (преувеличение)

    Чрезмерное преувеличение свойств предмета; количественное усиление признаков предмета, явления, действия.

    В сто сорок солнц закат пылал,
    В июль катилось лето. (В.Маяковский).

    Миллион, миллион алых роз из окна, из окна видишь ты (Песня).

    Градация

    Расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.

    Фашизм ограбил, разъел, расшатал Европу. (И.Эренбург).

    Пришел, увидел, победил.

    Каждый памятник культуры разрушается, искажается, ранится навсегда (Д. Лихачев).

    Инверсия

    Намеренное нарушение обычного (прямого) порядка слов.

    Выткался на озере алый свет зари.
    На бору со звонами плачут глухари (С.Есенин).

    Он из Германии туманной
    привез учености плоды. (А.Пушкин).

    Ирония
    (скрытая насмешка)

    Употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Обратный смысл может быть придан большому контексту или целому произведению.

    Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов).

    Пример иронического произведения – стихотворение М.Лермонтова «Благодарность» (здесь ирония доходит до сарказма – высшей степени проявления иронии).

    Преуменьшение предмета (обратная гипербола)

    Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А.Грибоедов)

    Метафора

    Слово в переносном значении; перенос основан на уподоблении одного предмета другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение. Разновидность – развернутая метафора.

    В саду горит костер рябины красной. (С.Есенин).

    На болотах клюквы россыпи
    Догорают в пепле инея (Н.Колычев).

    Пример развернутой метафоры – стихотворение М.Лермонтова "Чаша жизни".

    Многосоюзие

    Повторение союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых членов предложения.

    И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
    Щадят победителя годы. (А.Пушкин).

    Иди на бой за честь отчизны,
    За убежденья, за любовь. (Н.Некрасов).

    Олицетворение.
    Перенесение свойств человека (лица) на неодушевленные предметы, явления природы или животных.

    Разновидность – развернутое олицетворение.

    Луна хохотала, как клоун (С.Есенин).

    Риторический вопрос.
    Вопросительное предложение, не требующее ответа; используется для привлечения внимания к изображаемому явлению или для размышления

    Есть ли смысл обманывать себя?

    Разве добрые дела совершаются для похвалы или награды?

    Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Не выбрать времени? (С.Львов).

    Риторическое обращение

    Синтаксическая конструкция эмоционально-экспрессивного характера для привлечения внимания, выражающая отношение автора к объекту.

    О вещая душа моя!
    О сердце, полное тревоги,
    О, как ты бьешься на пороге
    Как бы двойного бытия (Ф.Тютчев).

    Дух бродяжий! Ты все реже, реже
    Расшевеливаешь пламень уст.
    О, моя утраченная свежесть,
    Буйство глаз и половодье чувств. (С. Есенин).

    Сравнение

    Сопоставление двух понятий, предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого.

    Как дерево роняет тихо листья,
    Так я роняю грустные слова.(С.Есенин).

    Капли росы - белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой. (В.Солоухин).

    Лед неокрепший на речке студеной
    словно как тающий сахар лежит. (Н.Некрасов).

    Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде (С.Есенин).

    Ее глаза – как два тумана,
    полуулыбка, полуплач (Н.Заболоцкий).

    Эпитет.
    Слово или словосочетание, служащее образной характеристикой какого-либо лица, явления или предмета (чаще всего метафорическое прилагательное); «красочное» определение. Нельзя смешивать с определительными прилагательными, являющимися просто предметными и логическими определениями.

    Капельки хрустальной влаги; седой росный луг (В.Солоухин).

    От весел к берегу кудрявый след бежал (А.Фет).

    Пала царственная Троя. (Ф.Тютчев).

    Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком (С.Есенин).

    Ср.: белый снег, мягкий снег –опреде-лительные прилагательные;сахарный снег, лебяжий снег –эпитеты.

    Введение.

    Изобразительность - качество речи, которое делает ее наглядной, Она основывается не только на понятийной, но и на образной информации (зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной). Изобразительная речь быстрее воспринимается, вызывает эмоции и тесно связана с оценочностью. Поэтому она лучше сохраняется в памяти.

    Выразительность - такое качество речи, привлекающее к ней внимание слушателя и заставляющее слушателя фиксироваться именно на ней. Выразительная речь способна "удержаться на плаву" в потоке информации. Выразительные средства языка позволяют автору выделить главное в сообщении и этим облегчить его восприятие.

    Изобразительно-выразительные средства языка - приемы, которые делают речь наглядной, образной и особым образом оформляют ее, привлекая к ней внимание.

    Изобразительной стороне ораторской речи принадлежит важнейшая, основополагающая роль. Жан-Жак Руссо утверждал, что "...самые убедительные речи, бесспорно, те, где заключено больше всего образов." Это значит, что сила аргументированности речи непосредственно зависит от ее изобразительности. Аудитория верит оратору благодаря тому, что свои доводы он подкрепляет образностью, изображая обсуждаемые предметы внешнего мира и свой внутренний настрой.

    Сфера естественных доказательств, когда, в частности, используются ссылки на очевидцев (ими могут быть и сами убеждаемые), нуждается в ярких картинах внешней ситуации. В таком случае целесообразно использовать такие изобразительные средства, как атрибутизация, гипонимизация, синонимизация, а также тропы и амплификации – метафоры, метонимии, сравнения. Первая группа средств дает яркую, но очевидную и легко наблюдаемую картину мира. Тропы же способствуют изображению более тонких подробностей и деталей, не столь очевидных и потому менее доступных наблюдению. Подкреплением естественных доказательств могут служить также и диаграмматические фигуры, способные изображать явления внешнего мира.

    Логические доказательства тоже делают необходимым широкое использование средств, связанных с внешней изобразительностью. Таковы, например, рассуждения по аналогии или индуктивные доводы, которые не являются абсолютными доказательствами, имея лишь вероятностный характер. Отсюда важность картин возможных внешних ситуаций. Силлогизмы же в большей степени потребуют от оратора таких изобразительных средств, которые смогут передать его внутренний настрой, ход его мыслей, смогут продемонстрировать концентрацию внимания.

    Изображение окружающего мира следует также использовать для подкрепления доводов к пафосу и к этосу. Так, с максимальной изобразительностью перед аудиторией должны предстать предметы угрозы и обещания, объекты сопереживания и отвержения. К реализации этических доводов особо предрасположены развернутые сравнения, которые концентрируют и еще более утверждают мысль, разделяемую аудиторией.

    Огромное значение для убеждающей речи имеют фигуры, способные изображать внутренний мир человека. Для того чтобы склонить аудиторию к необходимому решению, оратору необходимо "заразить" ее своими эмоциями. Уверенный эмоциональный настрой оратора, использующего этические или чувственные доводы, передается с помощью фигур прибавления – таких, как анафора, кольцо, двукратный словесный повтор

    Нарастающую до очень высокой степени уверенность могут передавать тропы и амплификации, основанные на контрасте, – градация, коррекция, антитеза, антифразис.

    Неизменность оценок, последовательность хода мыслей, сопровождающие логические доводы, реализуются с помощью таких фигур, как эпанод, период, зевгма. Бывают и такие случаи, когда оратору нужно временно скрыть от аудитории свою коммуникативную установку, изобразить неуверенность, растерянность и пр. В таком случае следует употреблять фигуры размещения и перестановки – парцелляцию, парентезу, инверсию.

    Язык располагает специальными и неспециальными средствами усиления изобразительности и выразительности.

    К специальным средствам относятся словесные фигуры и фигуры мысли. К фигурам мысли относятся тропы и амплификации.

    Словесные фигуры.

    Словесные фигуры - необычные обороты речи, наглядно выражающие эмоциональное состояние говорящего.

    Длящееся, протяженное чувство выражается повторами слов, Перемежающееся, колеблющееся – словесными перебоями (прерванностью). Спешка - пропусками слов (эллипсис).

    Могут повторяться различные единицы: части слов, служебные и полнозначные слова, синтаксические единицы. Они могут располагаться как произвольно, так и симметрично. Все фигуры прибавления передают стабильность эмоционального фона, независимо от его окраски. Поэтому они употребляются как для восхваления, так и для уничижения.

    Главная функция этих словесных фигур - демонстрация сильного, длящегося чувства.

    Анафора - повтор слов в началах смежных отрезков речи. Смысл анафоры - продемонстрировать уверенный эмоциональный настрой, передача оптимистичного настроения. Это любимая фигура политических деятелей, которые используют достаточно пространные анафоры, каждый абзац или каждое предложение начиная с одних и тех же слов.

    «пора снимать янтарь, пора менять словарь, пора гасить фонарь наддверный...»(М. Цветаева).

    Эпифора - повторы слов в концах смежных отрезков: международный роуминг, автоматический роуминг. Эпифора также передает уверенность, но фиксирует внимание на следствии, передает некую неизбежность и поэтому реже бывает окрашена в светлые тона.

    «и люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны» А. Островский.

    Композиционный стык - повторы слов на границах смежных отрезков: только у нас, у нас и больше нигде. Передавая уверенность, эта фигура в то же время изображает внешнее течение событий: их замедленность, причинно-следственную обусловленность. Поэтому она уместней в текстах-описаниях, чем в речах.

    все сделала для меня родина.

    родина меня выучила, вырастила,

    дала путевку в жизнь.

    жизнь, которой я горжусь.

    Стык уместен и в текстах-рассуждениях, когда надо подчеркнуть ход причинно-следственных связей.

    Кольцо - отрезок речи, который одинаково начинается и заканчивается. Как и стык, кольцо идеально для описания внешних событий. Оно передает замкнутое движение по кругу, а также возврат мысли к чему-то неизбежному.

    Петр Великий сознательно выбрал шоковую терапию для освобождения России от наследия византизма, и его сегодняшние преемники тоже не имеют иного выхода, кроме шоковой терапии (Э. Геллнер).

    Помещением словосочетания "шоковая терапия" в начало (правда, не абсолютное) и конец предложения, автор демонстрирует неизбежность шоковой терапии.

    Хиазм - фигура, в которой повторяются два элемента, причем при повторе они располагаются в обратном порядке:

    Мы не живем, чтобы есть, но едим, чтобы жить.

    Хиазм часто усиливается антитезой.

    Многосоюзие - избыточные повторы союза "и": И звук, и цвет, и даже качество экранов в новых московских кинотеатрах совсем не те, что были раньше. Многосоюзие наряду с уверенностью передает замедленность действия. В приведенном предложении некоторое замедление речи передает ощущение солидности, хорошего качества. Звук, свет, качество экранов в новых московских кинотеатрах изменились.

    и гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!

    Несимметричные повторы слов:

    Двукратный повтор (геминация) акцентирует внимание на объекте, что актуально для рекламных слоганов:

    Инвайт, Инвайт - просто добавь воды!

    Гомеология - повтор однотипных окончаний или морфем:

    СУПЕРскидка на СУПЕРтелефон!

    Синтаксический параллелизм - повтор однотипных синтаксических единиц в однотипных синтаксических позициях: Ты - мне, я - тебе. Часто синтаксический параллелизм сопровождается антитезой: ... сильный губернатор - большие права, слабый губернатор - никаких прав; публичный политик - республика известна в стране, непубличный политик - о ней никто не знает (В. Рыжков).

    «брали - скоро и брали - щедро: взяли горы и взяли недра…»

    м. цветаева.

    Фигуры убавления основаны, напротив, на пропуске каких-либо единиц. Эти фигуры придают речи энергичность, решимость говорящего перейти от слов к делу. Эти фигуры очень часто используются в лозунгах и газетных заголовках.

    Эллипсис - пропуск подразумеваемых элементов внутри предложения, обычно пропуск сказуемого:

    Кто куда, а я в сберкассу!

    Эллипсис наиболее характерен для лозунгов, в частности трудовых девизов, о чем будет подробнее сказано в соответствующем разделе.

    Обрыв высказывания - незавершенность фразы:

    Власть же столько своих обещаний не выполнила...

    Пропуск начала фразы: ...плюс хорошее качество. Фигура используется почти исключительно в газетных заголовках и рекламных текстах.

    Бессоюзие - отсутствие союзов при перечислении. Делает текст динамичным, предупреждает о сжатии информации

    Зевгма - ряд синтаксически однородных конструкций, в одной из которых есть главный член, а в других отсутствует:

    Между тем совершенно ясно, что политик должен заниматься политикой, предприниматель своим бизнесом, чиновник искусством бюрократии, ученый наукой (Ю.П. Сенокосов).

    Фигуры размещения и перестановки основаны на нарушении привычного порядка элементов, которые обычно стоят рядом. Подобные фигуры демонстрируют состояние нестабильности, колебание, изменение настроения из-за только что полученной информации.

    Инверсия - нарушение обычного порядка слов. Сказуемое оказывается впереди подлежащего, чтобы выделить в предложении новую информацию.

    приговор судьбы свершился. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами.

    судьбы свершился приговор.

    М. Ю. Лермонтов

    Парцелляция - расчленение исходного высказывания на два интонационно обособленных отрезка: «этот год был темным от растаявшего снега. шумным от лая караульных псов. горьким от кофе и старых пластинок».

    С. Довлатов.

    Парентеза - расчленение исходного высказывания на две части с помещением между ними вставки в скобках или тире

    Особое место в системе словесных фигур занимают фонетические фигуры. Таких фигур две:

    Аллитерация - повтор согласных звуков и ассонанс - повтор гласных звуков. Часто обе фигуры употребляются одновременно. Но выполняют они различные функции: для создания эффекта звукоподражания (звучащая речь напоминает звуки описываемого явления: шелест шелкового шнурка); вызывать ассоциации с какими-то представлениями, ощущениями, эмоциями за счет звукового сходства со словами, обозначающими эти явления, ощущения, эмоции (грустный тон звука "у", поддерживаемый наличием таких слов, как унылый, скучный, грустный) и произнесения отдельных звуков, соотносимого с определенным психическим состоянием ("агрессия" звука "р"). По небу голубому проехал грохот грома. С. Я. Маршак

    Аналогичны звуковым графические фигуры. Они воспринимаются визуально (палиндром - одинаковое чтение слева направо и справа налево: дом мод и акростих - первые буквы строк образуют какое-нибудь слово).

    Троп (от др.-греч. τρόπος - оборот) - слова и выражения, используемые в переносном смысле, когда признак одного предмета переносится на другой, с целью достижения художественной выразительности в речи. В основе любого тропа лежит сопоставление предметов и явлений.

    Тропы присутствуют в различных произведениях и используются большинством писателей и поэтов. Тропы изучаются наукой семасиологией и её подразделом - поэтической семасиологией.

    Метафора - одно из самых мощных риторических средств, рассчитанных на долговременное воздействие. Метафоры хорошо запоминаются, откладываются в памяти и становятся теми кирпичиками, из которых образуется картина мира. Широко известны такие политические метафорические словосочетания, как железный занавес, капиталистическая акула, империя зла. Для советской пропаганды труда огромное значение имела такая политико-экономическая метафора, как строительство новой жизни. Метафора варьировалась, но образ строительства, стройки, стройплощадки оставался и впоследствии был использован в формуле "перестройка". Из таких метафор, по мере их повторения или развертывания, вырастают аллегории и эмблемы. В статьях и выступлениях особую роль приобретают развернутые метафоры. Эпитет, олицетворение, оксюморон, антитеза могут рассматриваться как разновидность метафоры.

    Пустых небес прозрачное стекло.

    (А.А.Ахматова)

    Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. этот прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко – борьбы противоположностей.

    грустное веселье продолжалось.

    Метонимия (переименование) - замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную (временную, пространственную, вещественную) связь с первым.

    Виды метонимии:

    б) название орудия вместо действия: "Его перо любовью дышит";

    в) название места, страны вместо людей и народа, находящихся или живущих там: "Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою";

    г) название содержащего вместо содержимого: "Шипенье пенистых бокалов";

    д) название материала, из которого сделана вещь вместо самой вещи: "Фарфор и бронза на столе";

    е) название одного признака, атрибута вместо лица, предмета или явления: "Все флаги в гости будут к нам".

    Ликует буйный Рим (М.Ю.Лермонтов);

    Синекдоха – разновидность метонимии, в которой 1)вместо множественного числа употребляется единственное; 2)вместо целого называется его часть и наоборот;

    и было слышно до рассвета, как ликовал француз (М.Ю.Лермонтов);

    все флаги будут в гости к нам (А.С.Пушкин);

    Перифраз - замена слова описательным выражением - занимает уникальное положение в системе тропов. Называя одну и ту же вещь, он выделяет в ней разные признаки. Одно и то же животное можно назвать и "санитаром леса", и "серым душегубом". Одно и то же действие можно назвать и "покорением природы", и "грубым вмешательством в экологию". Торговец сахаром назовет свой товар как угодно, но не "белой смертью".

    Перифраз - своего рода ярлык, нечто вроде товарной марки. Эта его функция особенно ярко проявляется перифрастических определениях. приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья (А.С.Пушкин).

    Антифраз - употребление слова в прямо противоположном значении с соответствующей интонацией. Часто антифраз отождествляют с иронией, и он, в самом деле, является проявлением иронии, которая, однако, к нему не сводится, так как в иронической речи слова могут и не употребляться в прямо противоположном значении. Антифраз - концентрированное, точечное применение иронии, когда штраф называют подарком, скупость - щедростью.

    Иро́ния (от др.-греч. εἰρωνεία - «притворство») - троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.

    По определению Аристотеля, ирония есть «высказывание, содержащее насмешку над тем, кто так действительно думает».

    «Нет ничего проще, чем бросить курить - лично мне удавалось это проделывать около тридцати раз» Марк Твен.

    Формы иронии:

    Прямая ирония - способ принизить, придать отрицательный или смешной характер описываемому явлению.

    Сократова ирония - форма самоиронии, построенная таким образом, что объект, к которому она обращена, как бы самостоятельно приходит к закономерным логическим выводам и находит скрытый смысл иронического высказывания, следуя посылкам «не знающего истины» субъекта.

    Ироническое мировоззрение - состояние души, позволяющее не принимать на веру расхожие утверждения и стереотипы, и не относиться слишком серьёзно к различным общепризнанным ценностям.

    Откуда, умная, бредешь ты голова? (об осле)

    Гипербола – стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной.

    мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега.

    (А.К.Толстой)

    Литота – образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого. Употребляется в целях повышения художественного впечатления.

    мальчик-с-пальчик, мужичок с ноготок.

    Эпитет –образное определение предмета или действия. эпитетом называют художественное определение, т.е красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому:

    1) существительное: болтушка сорока.

    2) прилагательное: роковые часы.

    3) наречие и деепричастие: жадно всматривается; слушает замерев; но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении: взоры полусонные, нежные, влюбленные.

    там поют соловьи панихиды хрустальные. (А.Вертинский)

    Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне употребляется человеку:

    деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки.

    еще чаще неодушевленным предметом приписываются действия, которые допустимы лишь людям:

    дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада.

    Катахре́за (катахрезис, от др.-греч. κατάχρησις - «злоупотребление») - троп или стилистическая ошибка, неправильное или необычное употребление в сочетании слов с несовместимыми буквальными лексическими значениями.

    Самоварное золото, когда рак свистнет, есть глазами, зелёный шум, пусть акулы империализма не протягивают к нам свои лапы.

    Среди тропов выделяют грамматические тропы, основанные на использовании грамматической формы в несвойственном ей значении.

    Гипофора - вопрос оратора к себе самому, на который он отвечает.

    Риторический вопрос- фигура речи, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить ответ, а с целью привлечь внимание.

    «и искусство, выросшее в этой сегодняшней реальности, разве может не быть фантастическим?»

    Е. Замятин.

    Амплификации.

    Амплификация подобна тропу, но здесь в речи представлены оба сопоставимых компонента (применительно к нашим примерам, иллюстрирующим тропы, это: стекло и вода, город и его население и т.п.).

    Наиболее известный случай амплификации - сравнение.

    Сравнение – прием, который состоит в сопоставлении двух предметов или явлений на основании общего для них признака. для этой цели обычно используются сравнительные союзы как, как буд-то, словно, будто, точно, подобно, как бы, но служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий.

    как ночь, черны его глаза.

    Есть сравнения, которые включаются в предложение с помощью слов: похож, подобен, напоминает. Сравнение может представлять и несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.

    Плеоназм - избыточность выражения: Главная цель здесь - создание конкуренции, конкурентоспособных предприятий (С. Креппель). Цель плеоназма – остановить внимание на идее конкуренции.

    Ряд амплификаций связан с контрастом.

    Антитеза – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д.

    «познай, где свет, - поймешь, гдё тьма...»

    Градация - фигура речи, представляющая собой такое расположение частей высказывания, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающееся (восходящая градация) или уменьшающееся (нисходящая градация) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение.

    «пришел, увидел, победил».

    (Ю. Цезарь).

    Неспециальные средства усиления изобразительности

    Кроме специальных средств усиления изобразительности (словесных фигур, тропов и амплификаций), существуют и неспециальные средства усиления изобразительности, изучением которых занимается экспрессивная стилистика. Это атрибуция, гипонимизация и экспрессивная синонимия (Хазагеров, Ширина, 1994).

    Атрибуция - это конкретизация речи с помощью определений и обстоятельств. Ср.: дом и кирпичный дом.

    Гипонимизация - это замена общего названия частным. Ср.: здание и коттедж.

    Экспрессивная синонимия - это замена нейтрального слова более экспрессивным синонимом. Ср.: высококлассный и элитный.

    Нельзя, пожалуй, оставить без внимания и остальные средства выразительности.

    Антонимы - это разные слова, относящиеся к одной части речи, но имеющие противоположные значения:

    Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок. (с. есенин)

    То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть. (н. некрасов)

    Антонимы постоянно используются в антитезе - стилистическом приеме, который состоит в резком противопоставлении понятий, положений, состояний.

    …как бы нам самим следить, чтобы наши права

    не поощрялись за счет прав других?

    (А. Солженицын)

    Синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения или стилистической окраской.

    контекстные (или контекстуальные) синонимы – слова, являющиеся синонимами только в данном тексте:

    Ломоносов – гений – любимое дитя природы.

    (В. Белинский)

    Стилистические синонимы – отличаются стилистической окраской, сферой употребления:

    усмехнулся – хихикнул – засмеялся – заржал.

    Синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению:

    начать готовить уроки – приступить к подготовке уроков.

    Фразеологизмы – это почти всегда яркие выражения. поэтому они – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т.д.:

    у таких людей, как мой герой, есть искра божия.

    Аллюзия – стилистическая фигура, намек на реальный литературный, исторический, политический факт, который предполагается известным.

    Реминисценция – черты в художественном произведении, наводящие на воспоминание о другом произведении. как художественный прием рассчитана на память и ассоциативное восприятие читателя.

    разные типы омонимов (омофоны, омографы, омоформы) также являются источником выразительности речи:

    вы, щенки! за мной ступайте!

    будет вам по калачу!

    да смотрите ж,

    не болтайте, а не то поколочу!

    (А.Пушкин)

    Авторская пунктуация – это постановка знаков препинания, не предусмотренная пунктуационными правилами. авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором. чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, которое подчеркивает либо противопоставляет:

    рожденный ползать – летать не может,

    либо особо выделяет второю после знака часть:

    любовь – главнее всех.

    Восклицательные предложения выражают эмоциональное отношения автора к описываемому (гнев, иронию, сожаление, радость, восхищение):

    безобразное отношение!

    как можно беречь счастье!

    Лексический повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.:

    Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.

    Риторическое обращение - фигура речи, при которой в тексте используется подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь с целью усилить выразительность, а не назвать адресата.

    «ох, лето красное! любил бы я тебя,

    когда б не зной, да пыль,

    да комары, да мухи...»

    А. Пушкин.

    Односоставные, неполные предложения делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливают эмоциональный пафос текста:

    Джоконда. лепет людской. шепот. шорох платьев. тихие шаги… ни одного мазка, - слышу я слова. – нет мазков. как живая.

    Писатели нередко сталкивают в одном контексте разные значения многозначных слов и омонимов, добиваясь комического эффекта:

    женщины подобны диссертациям:

    они нуждаются в защите.

    (Э. Кроткий)

    Аллегория - прием, основанный на замене абстрактных понятий названием конкретных образов; иносказание.

    (в баснях: лиса - аллегория хитрости, муравей - трудолюбия).

    Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных разнообразными оборотами предложений помогает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора.

    «бинокли. бинокли.люди хотят быть ближе к Джоконде. рассмотреть поры ее кожи, ресницы. блики зрачков. они будто ощущают дыхание Моны Лизы. они, подобно Вазари, чувствуют, что «глаза Джоконды имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека…а в углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса…и они это видят и слышат. и это не чудо. таково мастерство Леонардо».

    1.Введение

    2. Словесные фигуры (анафора, эпифора, композиционный стык, кольцо, хиазм, многосоюзие, гомеология, синтаксический параллелизм, эллипсис, бессоюзие, зевгма, инверсия, парцелляция, парентеза, аллитерация);

    3. Тропы(метафора, оксюморон, метонимия, синекдоха, перифраз, антифраз, ирония, гипербола, литота, эпитет, олицетворение, катахреза, гипофора, риторический вопрос);

    4. Амплификация (сравнение, плеоназм, антитеза, градация, атрибуция, гипонимизация, экспрессивная синонимия);

    5. Антонимы, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, фразеологизмы, аллюзия, реминисценция, авторская пунктуация, восклицательные предложения, лексический повтор, риторическое обращение, односоставные и неполные предложения, аллегория;

    Литература:

    1. Г.Г. Хазагеров и Е.Е.Корнилова «Риторика для делового человека».

    2. Русский язык на пути к экзамену. Сдаем без проблем. Е.В. Любичева;

    3. Изобразительно-выразительные средства. Лушников Б.В.

    Сибирский федеральный университет

    Изобразительно-выразительные средства языка

    Выполнил:

    Студент группы

    Шнайдер О.

    Проверил.