Войти
Образовательный портал. Образование
  • Имена мальчиков рожденных в январе Азербайджанские имена родившиеся в январе по гороскопу
  • Суточный диурез у беременных женщин
  • Как рассчитать налог на автомобиль по лошадиным силам Изменения по транспортному налогу в году
  • Храм Солнца: Черная Пагода Конарака
  • В Туве упал космический корабль «Прогресс» видео падения Борис Леконцев, заслуженный метеоролог РФ
  • Тесты что лишает меня энергии
  • Создание основ советского права. Создание основ советского права и процесса Создание основ гражданского уголовного трудового земельного права

    Создание основ советского права. Создание основ советского права и процесса Создание основ гражданского уголовного трудового земельного права

    Переходя к следующему вопросу, необходимо отметить, что споры велись и в комиссии (создана 1 апреля), которая готовила проект Конституции. 10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял Конституцию РСФСР. Она состояла из 6 разделов:

    2. Общие положения Конституции;

    3. Конструкция Советской власти;

    4. Активное и пассивное избирательное право;

    5. Бюджетное право;

    6. О Гербе и Флаге РФ.

    Конституция закрепила политическую основу государства – Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Социальной основой была диктатура пролетариата (в форме республики Советов).

    Законодательно были закреплены первые экономические преобразования: национализация земли, недр, банков, транспорта, части промышленности. Срок действия Конституции определялся на переходный период от капитализма к социализму.

    Конституция закрепила федеративный характер государственного устройства, определила высшие органы власти (Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК), органы власти на местах, порядок их деятельности и компетенцию. Всероссийский съезд Советов – высший орган власти. Между съездами – ВЦИК, который образовывал СНК. На местах власть принадлежала губернским, уездным, волостным съездам Советов. Между съездами – исполнительным комитетам городских и сельских Советов.

    Характерно, что законодательную власть осуществляли сразу 3 высших органа: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК. ВЦИК и СНК были также исполнительными органами. Это переплетение законодательных и исполнительных функций диктовалось чрезвычайной обстановкой и, кроме того, большевики не считали необходимым разделение власти на три ветви (это было по их мнению необходимо в буржуазном обществе для соблюдения баланса классовых интересов).

    Диктатура пролетариата такого баланса искать не собиралась, целью ее было построение бесклассового общества.

    Избирательное право предоставлялось всем, кто достиг 18-летнего возраста, независимо от пола, веры, национальности, оседлости и т.д. Не имели избирательных прав эксплуататорские элементы (использующие наемный труд, живущие на нетрудовые доходы, служители церкви, агенты бывшей полиции, жандармерии). Это лишение избирательных прав отдельных категорий населения было временным, вызвано их ожесточенной борьбой против Советской власти. Конституция провозгласила классовую демократию, т.е. демократию только для трудящихся . Свобода слова, собраний, митингов и т.д. – только для трудящихся. Права на труд, отдых, образование в Конституции 1918 г. нет, так как в то время эти права невозможно было гарантировать.


    Выборы были непрямые, т.е. многостепенные (кроме городских и сельских Советов) и неравные (в городах избирался один делегат от 25 тыс. избирателей, в деревне – от 125 тыс. жителей).

    По Конституции церковь отделялась от государства и школа от церкви. Свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признавалась за всеми. Кстати, Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви был принят СНК 20 января (2 февраля) 1918 г. Но решение это далось с трудом, оно не принималось, пока патриарх Тихон не предал Советскую власть анафеме. Даже после этого ряд руководителей государства возражал против этого шага.

    Вместе с образованием Советского государства создавалось советское право. Первыми правовыми актами Советского государства можно считать обращение Петроградского ВРК «К гражданам России» и обращение II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам». Важным правовым актом была Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа (она почти целиком вошла в первую Советскую Конституцию). Перестройка всей системы права не могла быть моментальной, в 1917 – 1918 гг. наряду с законами Советского государства действовали нормы старого права, которые постепенно потеряли свою силу по мере становления нового законодательства.

    Вплоть до окончания гражданской войны Советское государство действовало в ситуации чрезвычайного положения. Ни целостной системы правовых норм, ни системы правоохранительных органов создано еще не было ! Поэтому вопросы в судах решались как исходя из старых норм, так и опираясь на «революционное правосознание», исходя из «революционной целесообразности».

    Гражданское право .

    Основная задача гражданского права – закрепление нового типа собственности. Социалистическая собственность возникла в результате национализации, которая осуществлялась путем принудительного и безвозмездного изъятия государством помещичьей и капиталистической собственности.

    Объекты государственной собственности изымались из гражданского оборота. Декретом о национализации внешней торговли запрещались частные торговые сделки с заграницей по ввозу и вывозу товаров. Отношения между предприятиями, перешедшими в собственность государства, строились в основном на административном, а не на гражданском праве. Государство установило монополию на хлеб, золото, машины, т.е. объектами частных сделок эти предметы быть не могли.

    Наследственное право .

    Декретом ВЦИК от 27 апреля 1918 г. наследование капиталистической собственности по закону и завещанию отменялось. Такое имущество после смерти собственника становилось достоянием государства. Имущество, стоимость которого не превышала 10 тыс. рублей подлежало передачи по наследству ближайшим родственникам (это считалось трудовая собственность).

    Семейное право .

    Семейное право в советском государстве впервые стало самостоятельной отраслью, ранее оно входило в гражданское право. Уже в декабре 1917 г. были изданы 2 декрета «О гражданском браке, о детях и о введении книг актов гражданского состояния» и «О расторжении брака». Отныне действительным признавался только гражданский брак, церковный объявлялся частным делом супругов. Устанавливалась добровольность вступления в брак, отменялись многие ограничения: не требовалось согласия родителей, начальства, не влияла принадлежность к религии, к сословию. Внебрачные дети во всем приравнивались к детям, рожденным в браке. Вводилось свободное расторжение брака по желанию одного из супругов. Родители были обязаны содержать несовершеннолетних детей, а взрослые дети – нетрудоспособных родителей. Усыновление временно запрещалось из-за опасения эксплуатации сирот, беспризорных детей усыновителями. Брачный возраст был – 18 лет для мужчин, 16 лет – для женщин.

    Трудовое право .

    Трудовое право также стало самостоятельной отраслью. Советская Россия стала первым государством в мире, где был установлен 8-часовой рабочий день и ежегодные оплачиваемые отпуска. Постановление об этом было принято 29 октября 1917 г. В декабре 1917 г. ВЦИК принял Постановление о страховании по болезни. Был запрещен ночной труд женщин и подростков, они не допускались к подземным и сверхурочным работам. Сверхурочные работы должны были оплачиваться в двойном размере. Лица, не достигшие 14 лет, к работе по найму не допускались. Не достигшие 18 лет не должны были работать более 6 часов. Конституция 1918 г. ввела всеобщую трудовую повинность, т.е. труд объявлялся обязанностью всех граждан («нетрудящийся да не ест»). Были ликвидированы все частные конторы по найму на работу. Этими вопросами должны были заниматься биржи труда, создаваемые местными Советами и профсоюзами. Весной 1918 г. создаются специальные инспекции труда, которые следили за охраной жизни, здоровья, условий труда.

    Уголовное право.

    В данный период еще не было создано единого уголовного кодекса. Основная цель уголовного законодательства – усиление борьбы с контрреволюционными выступлениями. Это заговоры против Советской власти, открытые восстания, диверсии, теракты, саботаж и т.д. Особо напряженная борьба велась со спекуляцией и взяточничеством. Декрет «О спекуляции» (июль 1918 г. – лишение свободы сроком не ниже 10 лет), Декрет «О взяточничестве (май 1918 г. – не менее 5 лет). В это время вид наказания нередко определял сам суд или ревтрибунал. В декабре 1917 г. Наркомюст сделал попытку дать общий перечень наказаний:

    1. Денежный штраф;

    2. Лишение свободы;

    3. Удаление из столицы или за пределы России;

    4. Объявление врагом народа;

    5. Лишение политических прав;

    6. Конфискация имущества;

    7. Обязательные общественные работы.

    Расстрел в октябре 1917 г. был отменен, но уже весной 1918 г. вновь введен как высшая мера наказания. За незначительные преступления и проступки, совершенные лицами из трудящихся классов, суды могли назначить такие наказания: «выговор в присутствии суда», «запрещение выступать на собраниях».

    Судопроизводство .

    Первым правовым актом, разрушившим старый суд, был Декрет о суде №1 от 22 ноября 1917 г. Он упразднил все дореволюционные суды, ликвидировал прокуратуру, адвокатуру, институт судебных следователей. Взамен создавались местные коллегиальные суды (1 судья + 2 народных заседателя). Судьи и заседатели выбирались на прямых выборах, проводили их местные Советы. Следствие в местных судах вели сами судьи. Обвинителями, защитниками могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами по Конституции. Рассматривались в судах дела с суммой иска до 3 тыс. и уголовные (наказание - до двух лет лишения свободы). Декрет о суде №2 (февраль1918 г.) расширил права местных судов. Для рассмотрения более сложных дел созданы были окружные суды (1 председатель + 12 заседателей). При них действовали следственные комиссии (вели следствие), создавались коллегии правозаступников (т.е. обвинение и защита уже были на суде). Согласно этому декрету судопроизводство велось на местных языках.

    По декрету о суде №1 параллельно с местными судами вводились особые суды, т.е. ревтрибуналы для борьбы против контрреволюционных сил. В их состав входили: 1 председатель + 6 заседателей. Заседания в них проходили открыто, с участием защиты и обвинения. Предварительное следствие вели особые следственные комиссии. Ревтрибуналы были созданы по всей стране. В их задачу входила борьба с контрреволюцией, мародерством, саботажем, т.е. с тем, что угрожало Советской власти. В мае 1918 г. при ВЦИК создан ревтрибунал для разбирательства дел, имеющих общегосударственное значение. Особенность : в первые месяцы Советской власти процесс создания ревтрибуналов опережал процесс создания местных судов.

    Вывод :

    Слом старой буржуазной системы управления проходил в условиях ожесточенного сопротивления, саботажа государственных служащих. Свергнутые классы не мирились с потерей власти, поднимали мятежи, организовывали заговоры против Советов. Все это заставило большевиков пойти на чрезвычайные меры, на проведение карательной политики.

    Советская правовая система начала создаваться одновременно с возникновением Советского государства. Формирование нового права происходило в первую очередь путем издания новых нормативных актов. Основными формами нормативных правовых актов стали декреты, постановления и декларации. Акты высшей юридической силы могли издавать Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, Президиум ВЦИК и СНК. Судьи также могли руководствоваться революционным правосознанием, т.е. принимать решения, исходя из своих представлений об интересах революции и трудящихся.

    Советская власть отменила ограничение гражданских прав по половому, религиозному, национальному признаку, упразднила деление общества на сословия, но это, однако, не привело к полному равенству и равноправию граждан нового государства. Объем правоспособности зависел от классовой принадлежности. Население делилось на полноправных «трудящихся» и ограниченных в политических и гражданских правах «нетрудящихся», среди которых наибольшим гонениям подвергались «бывшие эксплуататоры». Появилась новая правовая категория - «лишенцы», обозначавшая людей, лишенных избирательных и иных прав.

    Нормотворчество в сфере гражданского права было тесно связано с политикой «военного коммунизма». Ее основу составляли продовольственная разверстка, монополия государства на торговлю хлебом и другими важнейшими товарами, постепенный переход к прямому (безденежному) продуктообмену, полная национализация промышленности. Возникает институт социалистической собственности. Объектами права частной собственности могли быть только предметы потребления, маломерные жилые строения, мелкие предприятия. Объекты, находившиеся в государственной собственности, изымались из частного оборота и передавались только путем административных распоряжений. Вследствие этого уничтожались договорные связи как основа хозяйственных отношений.

    В апреле 1918 г. ВЦИК отменил наследование по закону и по завещанию. После смерти собственника имущество на сумму не выше 10 тысяч рублей оставалось родственникам умершего в качестве «меры социального обеспечения», а остальная наследственная масса переходила в собственность государства. В мае 1918 г. декретом ВЦИК «О дарениях» запрещалось дарить имущество на сумму свыше 10 тысячи рублей. Значительно изменилось законодательство в сфере брачно-семейных отношений. Семейное право стало формироваться как отдельная отрасль права, в то время как в дореволюционной России соответствующие институты относились к гражданскому праву. Источниками семенного права являлись декреты ВЦИК и СНК, а также принятый в сентябре 1918 г. «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» - первый кодифицированный акт в истории советского права. Отменялась церковная форма брака. Устанавливалось полное равноправие супругов. Брак не создавал общности имущества супругов. Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, а не как их частное дело. Запрещалось усыновление, которое рассматривалось пролетарским государством как скрытая форма эксплуатации. Внебрачные дети по своим правам приравнивались к детям, рожденным в браке. Разрешалось свободное расторжение брака (развод) по обоюдному согласию супругов или по желанию одного из них.



    Советское государство, выступавшее от имени трудящихся, уделяло большое внимание регулированию трудовых отношений. Были установлены 8-часовой рабочий день и 48-часовая рабочая неделя, 2-недельные оплачиваемые отпуска, пособия для беременных женщин, страхование рабочих на случай безработицы или болезни. В дальнейшем на развитие трудового права сильное влияние оказывала политика «военного коммунизма». Вводится всеобщая трудовая повинность для лиц от 16 до 58 лет, проводятся трудовые мобилизации, создаются трудовые армии. Принципы «военного коммунизма» были закреплены в принятом в декабре 1918 г. Кодексе законов о труде. Действие кодекса распространялось на всех лиц, работающих по найму в государственном, кооперативном и частном секторах хозяйства.

    В уголовном праве изменяется система преступлений, вводится понятие контрреволюционных преступлений. В декабре 1918 г. в инструкции Наркомата юстиции впервые давался перечень наказаний, включавший денежные штрафы, заключение, удаление из столицы, из отдельных местностей или пределов Российской республики, объявление врагом народа, конфискация имущества, лишение всех или некоторых политических прав, принудительные общественные работы. Смертная казнь (на основании судебных приговоров) первоначально была полностью запрещена, и ее применение возобновилось только летом 1918г.

    Карательная политика в сфере определения наказаний имела ряд особенностей. Большинство уголовно-правовых норм не содержали точно определенных санкций. Суды могли назначать наказания, не предусмотренные законом. В декабре 1919 г. Наркомат юстиции принял Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, из текста которых вообще исключались нормы особенной части уголовного права. Предполагалось, что суды будут рассматривать дела на основе норм общей части уголовного права и руководствоваться при этом «социалистическим правосознанием» и принципом целесообразности.

    Одновременно с создание Советского государства возникает и советское право. Этот процесс идет одновременно с ломкой старого государства и старого права. Поэтому он занимает какой-то определенный переходный период. Ему соответствуют и 3 группы источников права того периода.

    • 1-я группа - новое законодательство, новые нормативные акты. Круг этих актов, вначале немногочисленных, постепенно расширяется.
    • 2-я группа - старое законодательство. Необходимость в его использовании в этот период, когда еще не до конца сломлена старая государственная машина и понятна и целесообразна. Так советский Декрет о суде № 1 допустил ссылки о применении старого права в судах, но очевидно, что имелись в виду и другие органы.

    Использовать старое право можно и потому, что некоторые его нормы лишены классового содержания и носят общечеловеческий характер. Так, скажем и в феодальном, и в буржуазном праве устанавливается ответственность за убийство и нанесение тяжких телесных повреждений, хотя и делается это с классовых позиций.

    Разумеется, использование старого права в социалистическом государстве могло быть лишь временным, и в Декрете о суде № 7 (в июле 1918 г.) никаких ссылок на эту возможность уже нет, хотя нет и прямого запрета на применение старых законов.

    И, наконец, 3-я группа источников права - революционное правосознание трудящихся масс. Появление этой специфической группы связано с определенным правовым вакуумом и отсутствием многих норм, призванных регулировать те или иные правоотношения. Поэтому допускалась возможность действовать так, "как подсказывала революционная совесть, как полезно для революции".

    Особенностью советского законодательства этого периода было расширение круга законодательных органов. Нормативные акты высшей юридической силы могли принимать Всероссийские съезды Советов, ВЦИК, Совет Народных Комиссаров. Принцип множественности законодательных органов был закреплен в Конституции и сохранился на весь переходный период от капитализма к социализму.

    Правотворческой деятельностью занимались не только законодательные, но и другие органы Советского государства, в том числе наркоматы и местные Советы. Иногда анты наркоматов выполняли функции законов, если таковые отсутствовали. Кроме того, большое количество нормативных, хотя и не правовых актов издавали профсоюзы и сами трудовые коллективы (особенно в области регулирования трудовых отношений).

    Сам законодательный процесс был регламентирован, в частности, постановлением СНК "О редактировании и печатании законодательных актов" принятом в январе 1918 г.

    С самого начала советское право возникло как общероссийское право. Акты центральных органов власти имели в равной мере силу на территории всей Советской Республики. Однако возникновение союзных республик привело к созданию права последних. Органы власти союзных республик, признавая действие общесоюзных актов, принимали и свои собственные правовые акты.

    Возникновение автономных республик привело к созданию правовых актов и этих государств. В принципе нормотворчество местных Советов носило подзаконный характер, но иногда они вторгались в компетенцию общегосударственных органов, в частности, издавая акты уголовно- правового и процессуального характера.

    По форме законодательные акты были различными: обращения, декреты, постановления, декларации, но наиболее распространенными были декреты.

    Еще одной характерной особенностью советского права было отсутствие систематизированных актов, т. к. законы издавались по отдельным проблемам. Единственным кодифицированным актом была Конституция РСФСР. Вместе с тем, потребность систематизации законодательства вскоре вызвала первую, пусть простейшую, форму систематизации - Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства (СУ РСФСР). Однако работа по кодификации советского права на этом не остановилась.

    Становление и развитие советского права привело к коренным изменениям всех его отраслей.

    Избирательное право. Основные принципы советского избирательного права стали складываться еще до Октября. Они материализовались в ходе формирования Советов. Советы рабочих депутатов были классовыми органами и формировались по классовому принципу - рабочими из рабочих. В выборах в солдатские Советы могли иногда участвовать (активно и пассивно) и офицеры. Что касается крестьянских Советов, то здесь в первое время классовый принцип в целом не выдерживался. В них могли принимать участие представители сельской буржуазии, кулачества.

    Принцип представительства различных социальных групп трудящихся в Советах также реализовывался по-разному. Большим представительством, безусловно, обладали рабочие, а затем уже крестьяне и самую незначительную часть составляли служащие. Поэтому принцип равных выборов не соблюдался. Нельзя было назвать выборы и прямыми, ибо этот принцип действовал в основном лишь при формировании низовых Советов, а губернские и всероссийские Советы избирались по многостепенным выборам.

    Принцип всеобщего избирательного права, закрепленный в Конституции понимался как избирательное для трудящихся, причем, в ней содержался четкий перечень граждан, которые обладают избирательными правами: рабочие и служащие всех категорий, крестьяне, не использующие наемный труд с целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность. Одновременно в ст. 65 перечисляются граждане, не имеющие избирательных прав: нетрудовые элементы, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, духовенство. К ним добавлялись и "неблагонадежные" - бывшие служащие полиции, жандармерии, охранки, члены царской фамилии. И, наконец, обычные для всех государств категории - умалишенные и преступники.

    В конституции был закреплен и принцип отзыва депутатов Советов по инициативе избирателей.

    Указанные принципы сохранились до принятия в 1936 г. третьей Конституции, Конституции СССР.

    Гражданское право. Коренные изменения в гражданском праве были обусловлены, в первую очередь, уничтожением частной собственности и установление новых производственных отношений на базе социалистической собственности.

    Социалистическая национализация представляла собой принудительное безвозмездное изъятие капиталистической частной собственности, проведенное хотя и поэтапно, но в очень сжатые сроки. Результатом национализации и стало появление нового типа собственности - государственной, социалистической. Она полностью изымалась из гражданского оборота, т. е. ее нельзя было продавать, покупать, арендовать, дарить, закладывать и т. п.

    Государственному регулированию подлежали и имущественные отношения. Здесь решающую роль сыграло установление государственной монополии на куплю-продажу хлеба, нефти, сельхозмашин, торговых и торгово-промышленных предприятий, сырья-табака и сырья-махорки, изделий из золота, тканей, аптекарских товаров, других предметов, подлежащих государственному распределению. Это отвечало принципам политики военного коммунизма, проводившейся в то время государством.

    Был установлен новый порядок наследования. Наследование капиталистической собственности по закону и по завещанию отменялось. Наследовать можно было только трудовую собственность, не превышающую по стоимости 10 тыс. рублей.

    Семейное право полностью базировалось на новых, советских принципах. В декабре 1917 г. были приняты декреты о гражданском браке и о расторжении брака.

    В связи с отделением церкви от государства декретом отменялся церковный брак как обязательная форма брака и устанавливался гражданский (светский) брак, регистрируемый в соответствующих государственных органах (Загсах). Устанавливалось равноправие вступающих в брак. Внебрачные дети уравнивались в правах с рожденными в браке. В спорных случаях отец внебрачного ребенка мог быть установлен в судебном порядке.

    Расторжение брака также изымалось из ведения церкви. Развод при обоюдном согласии супругов оформлялся на основе их заявления органами Загса. А при несогласии на развод одного из супругов дело решалось в суде.

    Трудовое право было направлено на вытеснение капиталистических элементов. Устанавливался 8-ми часовой рабочий день, а для несовершеннолетних и на вредных работах рабочий день сокращался. Работать по найму могли лишь лица, достигшие 14-летнего возраста. В июне 1918 г. для рабочих и служащих были установлены отпуска с сохранением заработной платы.

    На более справедливой основе были урегулированы вопросы оплаты труда и социального страхования. Ведение этими вопросами было отнесено к профсоюзам.

    Предпринимались шаги по борьбе с безработицей на основе всеобщей трудовой повинности и укреплению трудовой дисциплины.

    Таким образом, уже в первый период существования Советской власти возникла определенная система правовых норм, регулирующих трудовые отношения в интересах всех трудящихся.

    Земельное право. Первым законодательным актом земельного права был Декрет о земле, закрепивший землю в государственную, социалистическую собственность. Все прежние категории землевладения полностью упразднялись. Отсюда вытекал и принцип неотчуждаемости земли. Право распоряжения землей не предоставлялось ни организациям, ни отдельным лицам, а исключительно государству. Все остальные становились пользователями земли, которая передавалась и изымалась у них в силу административного акта органов государственного управления, а не на основании каких-либо договорных отношений.

    Недра, руда, нефть, уголь и т. п., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, также стали исключительной собственностью государства. Мелкие реки, озера, леса переходили в пользование общин.

    Городские земли также перешли в собственность государства и передавались бывшим владельцам недвижимости в пользование в размере, определяемом законом.

    Уголовное право. Первые акты советского уголовного законодательства имели четко выраженный классовый характер и были направлены не только на борьбу с уголовной преступностью, но и на подавление сопротивления свергнутых классов, укрепление диктатуры пролетариата. Отсюда и классовые подход к понятию преступления. как действия или бездействия, опасного для интересов рабочего класса и всех трудящихся, Советской власти и завоеваний революции.

    Появился и новый состав преступлений - контрреволюционные, к которым были отнесены: заговоры и мятежи, направленные на свержение Советской власти; антисоветские выступления в печати; присвоение преступными организациями функций государственной власти для свержения власти Советов; измена Родине - вступление в контрреволюционные войска местной или иностранной буржуазии или продажа оружия для вооружения контрреволюционной буржуазии; шпионаж; диверсия; вредительство; террористические акты; контрреволюционный саботаж мероприятий Советской власти со стороны бывших государственных служащих.

    Особо опасными преступлениями, часто сливавшимися с контрреволюционными, признавались погромы, хищения, бандитизм, спекуляция, хулиганство. Законодательно регулировалось наказание должностных преступлений - взяточничества, волокиты и др.

    Воинские преступления. Наиболее тяжкое - использование военным специалистом своего поста в целях поддержания контрреволюционных заговоров, предательства, сообщничества с внутренними и внешними врагами. Преступлениями признавались также хищения военного имущества, мародерство, грабежи и насилия над населением.

    Весной 1918 г. была установлена ответственность за дезертирство (самовольное оставление рядов Красной Армии) и неявку по призыву в Тыловое ополчение.

    Борьба с преступностью велась путем сочетания принуждения с убеждением. Принуждение в отношении враждебных классов, убеждение мелкобуржуазных элементов и неустойчивой части трудящихся.

    Видами наказаний была посвящена Инструкция НКЮ от 19 декабря 1917 г. о революционном трибунале, его составе, подлежащих его ведению делах и т. д. Предусматривались следующие виды наказаний: денежный штраф, лишение свободы, удаление из столицы, отдельных местностей или пределов Российской Республики, общественное порицание, объявление врагом народа, лишение всех или некоторых политических прав, конфискация имущества (полная или частичная), обязательные общественные работы.

    Лишение свободы предусматривалось на разные сроки. Вначале они были короткими (от 7 дней до 1 года) и лишь по наиболее тяжким преступлениям устанавливался предел "не ниже". Так, за растрату хлебных запасов на самого полагалось не менее 10 лет тюрьмы с конфискацией имущества и общественно-принудительными работами. Тюремное заключение не применялось к несовершеннолетним правонарушителям. Применялось и условное осуждение за малозначительные преступление.

    Процессуальное право. Порядок рассмотрения дел в советских судах принципиально отличался от старого.

    Местные суды рассматривали гражданские дела на сумму иска до 3 тыс. рублей и уголовные, предусматривающие наказания, не свыше двух лет лишения свободы. Предварительное следствие по уголовным делам проводилось местным судьей единолично.

    Обвиняемый имел право на защиту, как в стадии предварительного следствия, так и на суде. Защитниками и обвинителями могли выступать все неопороченные граждане, неограниченные в правах. Предварительное следствие велось либо самолично судьей по подсудным ему делам, либо следственными комиссиями, осуществлявшими все процессуальные действия, в т. ч. и предание суду, коллегиально.

    Суд не был стеснен никакими формальными соображениями в отношении доказательств и срока исковой давности.

    Приговоры местных судов (по искам свыше 100 рублей) могли быть обжалованы, но не в апелляционном, как раньше, а только в кассационном порядке.

    Декрет о суде № 2 предусматривал расширение компетенции местного суда: дула о наследовании и исполнении завещаний, семейные и некоторые другие споры. Этим же декретом были расширены права народных заседателей: отвод председателя суда в любой момент процесса, решение вопроса о мере наказания и его уменьшение до условного и даже освобождения подсудимого.

    Декрет также устанавливал судоговорения на языке большинства местного населения, устный и гласный характер процесса. Допускалось обжалование приговоров и их пересмотр по мотивам несправедливости.

    В ревтрибуналах рассматривались дела о преступлениях против основ социалистического общественного, государственного строя. Первоначально дела также проходили две стадии: предварительное следствие, проводившееся особыми следственными комиссиями местных Советов и судебное рассмотрение. Заседания были гласными, с допущением защиты и обвинения.

    4 мая 1918 г. Декретом СНК подсудность трибуналов была расширена за счет отнесения к их ведению большинства дел о тяжких преступлениях.

    Рассмотрение особо важных дел в ревтрибунале при ВЦИК проходило без участия народных заседателей. Решения трибунала могли обжаловаться в кассационном порядке в НКЮ и ВЦИКе.

    • Предмет и метод истории отечественного государства и права
      • Предмет истории отечественного государства и права
      • Метод истории отечественного государства и права
      • Периодизация истории отечественного государства и права
    • Древнерусское государство и право (IX - начало XII в.)
      • Образование Древнерусского государства
        • Исторические факторы образования Древнерусского государства
      • Общественный строй Древнерусского государства
        • Феодально-зависимое население: источники образования и классификация
      • Государственный строй Древнерусского государства
      • Система права в Древнерусском государстве
        • Право собственности в Древнерусском государстве
        • Обязательственное право в Древнерусском государстве
        • Брачно-семейное и наследственное право в Древнерусском государстве
        • Уголовное право и судебный процесс в Древнерусском государстве
    • Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (начало XII-XIV в.)
      • Феодальная раздробленность на Руси
      • Особенности общественно-политического строя Галицко-Волынского княжества
      • Общественно-политический строй Владимиро-Суздальской земли
      • Общественно-политический строй и право Новгорода и Пскова
      • Государство и право Золотой Орды
    • Образование Русского централизованного государства
      • Предпосылки образования Русского централизованного государства
      • Общественный строй в Русском централизованном государстве
      • Государственный строй в Русском централизованном государстве
      • Развитие права в Русском централизованном государстве
    • Сословно-представительная монархия в России (сер. XVI - сер. XVII в.)
      • Общественный строй в период сословно-представительной монархии
      • Государственный строй в период сословно-представительной монархии
        • Полиция и тюремные учреждения в сер. XVI - сер. XVII в.
      • Развитие права в период сословно-представительной монархии
        • Гражданское право в сер. XVI - сер. XVII в.
        • Уголовное право в Уложении 1649 г.
        • Судопроизводство в Уложении 1649 г.
    • Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII-XVIII в.)
      • Исторические предпосылки возникновения абсолютной монархии в России
      • Общественный строй периода абсолютной монархии в России
      • Государственный строй периода абсолютной монархии в России
        • Полиция в абсолютистской России
        • Тюремные учреждения, ссылка и каторга в XVII-XVIII в.
        • Реформы эпохи дворцовых переворотов
        • Реформы в годы правления Екатерины II
      • Развитие права при Петре I
        • Уголовное право при Петре I
        • Гражданское право при Петре I
        • Семейное и наследственное право в XVII-XVIII в.
        • Появление природоохранного законодательства
    • Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)
      • Общественный строй в период разложения крепостнического строя
      • Государственный строй России в девятнадцатом веке
        • Государственная реформа органов власти
        • Собственная Его Императорского Величества канцелярия
        • Система полицейских органов в первой половине XIX в.
        • Тюремная система России в девятнадцатом веке
      • Развитие формы государственного единства
        • Статус Финляндии в составе Российской империи
        • Включение Польши в состав Российской империи
      • Систематизация законодательства Российской империи
    • Государство и право России в период утверждения капитализма (вторая половина XIX в.)
      • Отмена крепостного права
      • Земская и городская реформы
      • Местное управление во второй половине XIX в.
      • Судебная реформа во второй половине XIX в.
      • Военная реформа во второй половине XIX в.
      • Реформа полиции и тюремной системы во второй половине XIX в.
      • Финансовая реформа в России во второй половине XIX в.
      • Реформы системы образования и цензуры
      • Церковь в системе государственного управления царской России
      • Контрреформы 1880-1890-х гг.
      • Развитие права России во второй половине XIX в.
        • Гражданское право России во второй половине XIX в.
        • Семейное и наследственное право России во второй половине XIX в.
    • Государство и право России в период первой русской революции и до начала Первой мировой войны (1900-1914 гг.)
      • Предпосылки и ход первой русской революции
      • Изменения в общественном строе России
        • Аграрная реформа П.А. Столыпина
        • Формирование политических партий в России в начале XX в.
      • Изменения в государственном строе России
        • Реформирование государственных органов
        • Учреждение Государственной думы
        • Карательные меры П.А. Столыпина
        • Борьба с преступностью в начале XX в.
      • Изменения в праве в России в начале XX в.
    • Государство и право России в период Первой мировой войны
      • Изменения в государственном аппарате
      • Изменения в области права в период Первой мировой войны
    • Государство и право России в период Февральской буржуазно- демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.)
      • Февральская революция 1917 г.
      • Двоевластие в России
        • Решение вопроса о государственном единстве страны
        • Реформирование тюремной системы в феврале - октябре 1917 г.
        • Изменения в госаппарате
      • Деятельность Советов
      • Правовая деятельность Временного правительства
    • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - 1918 г.)
      • Всероссийский съезд Советов и его декреты
      • Коренные изменения в общественном строе
      • Слом буржуазного и создание нового советского государственного аппарата
        • Полномочия и деятельность Советов
        • Военно-революционные комитеты
        • Советские вооруженные силы
        • Рабочая милиция
        • Изменения судебной и пенитенциарной систем после Октябрьской революции
      • Национально-государственное строительство
      • Конституция РСФСР 1918 г.
      • Создание основ советского права
    • Советское государство и право в период Гражданской войны и интервенции (1918-1920 гг.)
      • Гражданская война и интервенция
      • Советский государственный аппарат
      • Вооруженные силы и правоохранительные органы
        • Реорганизация милиции в 1918-1920 гг.
        • Деятельность ВЧК во время гражданской войны
        • Судебная система во время гражданской войны
      • Военный союз советских республик
      • Развитие права в условиях Гражданской войны
    • Советское государство и право в период проведения новой экономической политики (1921-1929 гг.)
      • Национально-государственное строительство. Образование СССР
        • Декларация и Договор об образовании СССР
      • Развитие государственного аппарата РСФСР
        • Восстановление народного хозяйства после гражданской войны
        • Судебные органы в период НЭПа
        • Создание советской прокуратуры
        • Милиция СССР в период НЭПа
        • Исправительно-трудовые учреждения СССР в период НЭПа
        • Кодификация права в период НЭПа
    • Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941 гг.)
      • Государственное управление экономикой
        • Колхозное строительство
        • Планирование народного хозяйства и реорганизация органов управления
      • Государственное управление социально-культурными процессами
      • Реформы правоохранительных органов в 1930-х гг.
      • Реорганизация вооруженных сил в 1930-х гг.
      • Конституция СССР 1936 г.
      • Развитие СССР как союзного государства
      • Развитие права в 1930-1941 гг.
    • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны
      • Великая Отечественная война и перестройка работы советского государственного аппарата
      • Изменения в организации государственного единства
      • Развитие советского права в период Великой Отечественной войны
    • Советское государство и право в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (1945-1953 гг.)
      • Внутриполитическая ситуация и внешняя политика СССР в первые послевоенные годы
      • Развитие государственного аппарата в послевоенные годы
        • Система исправительно-трудовых учреждений в послевоенные годы
      • Развитие советского права в послевоенные годы
    • Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (сер. 1950-х - сер. 1960-х гг.)
      • Развитие внешних функций Советского государства
      • Развитие формы государственного единства в середине 1950-х гг.
      • Перестройка государственного аппарата СССР в середине 1950-х гг.
      • Развитие советского права в середине 1950-х - середине 1960-х гг.
    • Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (сер. 1960-х - сер. 1980-х гг.)
      • Развитие внешних функций государства
      • Конституция СССР 1977 г.
      • Форма государственного единства по Конституции СССР 1977 г.
        • Развитие государственного аппарата
        • Правоохранительные органы в середине 1960-х - середине 1980-х гг.
        • Органы юстиции СССР в 1980-х гг.
      • Развитие права в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
      • Исправительно-трудовые учреждения в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
    • Становление государства и права Российской Федерации. Распад СССР (сер. 1980-х - 1990-е гг.)
      • Политика «перестройки» и ее основное содержание
      • Основные направления развития политического режима и государственного строя
      • Распад СССР
      • Внешние последствия распада СССР для России. Содружество Независимых Государств
      • Становление государственного аппарата новой России
      • Развитие формы государственного единства Российской Федерации
      • Развитие права в период распада СССР и становления Российской Федерации

    Источники советского права . Советское право возникло одновременно с советским государством и так же, как и оно: в ходе слома старого права.

    Следует отметить три основные группы источников советского права, которые действовали в изучаемый период:

    1. новое законодательство, новые нормативные акты;
    2. старое законодательство (в особенности те его нормы, которые носили общечеловеческий характер);
    3. революционное правосознание трудящихся.

    Что касается слома старого права и использования в качестве источника нового советского права дореволюционного законодательства, необходимо привести общее принципиальное положение Декрета о суде № 1 от 22 ноября 1917 г. о том, что местные суды и другие органы «руководствуются в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию».

    Особенностью законодательства данного периода является множественность законодательных органов. Нормативные акты высшей юридической силы могли творить Всероссийские съезды Советов, ВЦИК и СНК. Это было закреплено и Конституцией 1918 г.

    Правотворческую деятельность осуществляли не только законодательные, но и другие органы советского государства, в том числе наркоматы и местные советы. В условиях нехватки нормативного материала акты народных комиссариатов иногда выполняли функции законов. Большое значение, особенно в области регулирования трудовых отношений имели акты профсоюзных органов.

    Советское право возникло как общероссийское. Возникновение автономных республик привело к созданию правовых актов и этих государственных образований. Местные советы в своем нормотворчестве иногда также вторгались в общегосударственные сферы.

    Для первого периода истории советского права характерно издание законов по отдельным проблемам, отсутствие систематизированных актов. В целом можно констатировать, что в изучаемый период были заложены лишь основы советского права.

    Первой, простейшей формой систематизации явилось издание Собрания узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства (СУ РСФСР).

    Гражданское право . В области гражданского права важнейшим обстоятельством было возникновение и развитие института социалистической собственности.

    В основе ее формирования находились: ликвидация частной собственности на землю, леса, недра и воды; национализация заводов, шахт, транспорта, банков, средств связи и т.д. Национализация явилась новым способом возникновения собственности - государственной социалистической. Объекты государственной собственности изымались из гражданского оборота.

    Государственная социалистическая собственность формировалась также путем правопреемства на дореволюционную государственную собственность.

    Частнокапиталистический оборот и регулирование хозяйственной жизни происходили в этот период под влиянием административно-правового регулирования имущественных отношений. Сделки с недвижимостью запрещались, - сначала в городе, а затем в деревне.

    Государством регулировались отношения купли-продажи также путем установления твердых цен на хлеб и другие важнейшие продукты. Создавались специальные комитеты, регулировавшие цены и осуществлявшие контроль над ними.

    Устанавливался новый порядок наследования. Декретом ВЦИК от 14 апреля 1918 г. наследование капиталистической собственности по закону и завещанию отменялось. Наряду с этим отменялось дарение частной собственности.

    Земельное право . Законодательное закрепление Декретом о земле государственной социалистической собственности на землю означало, что все прежние категории землевладения упразднялись. Право распоряжения землей не предоставлялось ни организациям, ни отдельным лицам, а сосредоточивалось в руках самого государства, выделявшего землю различным организациям и отдельным лицам на праве пользования.

    Брачно-семейное право . 18 декабря 1917 г. был принят Декрет «О гражданском браке, о детях и о введения книг актов гражданского состояния». Церковный брак как обязательная форма отменялся и устанавливался гражданский брак, регистрируемый в соответствующих государственных органах. Супруги признавались равноправными. Дети рожденные в браке и вне брака также уравнивались в правах.

    19 декабря 1917 г. был принят Декрет «О расторжении брака», который отснял установленные ранее к этому препятствия.

    Деятельность по проведению названных декретов в жизнь регулировалась Инструкцией Наркомюста «Об организации отделений записи браков и рождений» от 4 января 1918 г.

    Трудовое право . Первым Советским декретом о труде был декрет СНК от 29 октября 1917 г. «О восьмичасовом рабочем дне». Согласно нему продолжительность рабочей недели не должна была превышать 48 часов. Сверхурочные работы разрешались только в исключительных случаях соответствующими рабочими организациями. Дети до 14 лет к работе не допускались вовсе. Для несовершеннолетних устанавливался шестичасовой рабочий день. Женщины и несовершеннолетние не допускались к сверхурочным и тяжелым работам.

    В июне 1918 г. впервые в мире для рабочих и служащих были установлены отпуска с сохранением заработной платы. Профсоюзы взяли на себя инициативу по регулированию заработной платы. Разработанные ими ставки заработной платы утверждались Наркоматом груда. При этом были приняты меры по уравниванию оплаты труда мужчин и женщин.

    1 ноября 1917 г. было опубликовано правительственное сообщение «О социальном страховании». Таковое стало распространяться на всех рабочих и служащих. Принятые в декабре 1917 г. декреты об отдельных видах социального страхования охватывали случаи потери трудоспособности, а также безработицы. Страховые фонды формировались за счет средств, поступавших от предприятий.

    Посреднические конторы по найму рабочей силы упразднялись и создавались биржи труда, которые вели точный учет рабочей силы и обеспечивали ее планомерное распределение. Для превращения всех граждан в работников социалистического общества была введена всеобщая трудовая повинность. Свое законодательное закрепление она нашла в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

    Для обеспечения на производстве порядка, учета и контроля были приняты меры по налаживанию трудовой дисциплины. В мае 1918 г. старая фабричная инспекция была заменена новой инспекцией труда, которая находилась в ведении Наркомтруда и его местных органов.

    Уголовное право . Первые акты советского уголовного законодательства наметили лишь общие и главные направления политики Советского государства в области борьбы с преступностью.

    В первую очередь закреплялись нормы уголовного права, направленные на сопротивления свергнутых классов, укрепление диктатуры пролетариата. Особое внимание при этом уделялось борьбе с контрреволюционными и воинскими преступлениями.

    В частности, в изучаемый период получили регламентацию такие составы таких наиболее опасных контрреволюционных преступлений, как восстание, мятеж, заговор, попытка узурпировать государственную власть контрреволюционной организацией, террористический акт, шпионаж, диверсия, вредительство, саботаж, контрреволюционная агитация и пропаганда. Некоторые политические партии были объявлены организациями врагов народа. Так, в ноябре 1917 г. согласно Декрету «Об аресте вождей гражданской войны против революции», партией врагов народа были объявлены кадеты, которым СНК вменялось объединение всех контрреволюционных сил страны и руководство развязывание гражданской войны. Кадетские руководители подлежали аресту и суду ревтрибунала, а рядовые члены должны были состоять под надзором местных Советов. Таким образом, большевиками был взят курс на вооруженное силовое подавление своих политических противников. При этом уголовной репрессии подлежали все члены оппозиционных политических партий, причем не за конкретные и доказанные преступления, а лишь за сам факт членства в них.

    Наиболее опасными общеуголовными преступлениями признавались бандитизм, хищение, спекуляция и взяточничество.

    Борьба с преступностью велась путем сочетания принуждения с убеждением. Одним из первых актов, наиболее полно перечислявших виды наказаний, была Инструкция Наркомата юстиции от 19 декабря 1917 г. о революционном трибунале. В качестве наказаний она предусматривала штраф, лишение свободы, удаление из столицы, отдельных местностей или пределов России, вынесение общественного порицания, объявление врагом народа, лишение политических прав, конфискацию имущества, обязательные общественные работы. 16 июня 1918 г. НКЮ принял специальное постановление, согласно которому ревтрибуналам предоставлялось применять за контрреволюционные преступления расстрел.

    Местные суды применяли также новые, не урегулированные законодательством виды наказаний, являвшиеся формой воспитания: объявление общественное порицания в присутствии суда, лишение общественного доверия, запрещение выступать на собраниях.

    Как мера наказания в изучаемый период начинает оформляться условное осуждение. Необходимо отметить, что при выборе меры наказания применялся классовый подход, предполагавший его смягчение для представителей трудящихся.

    Суд и процесс . Создание новых - советских - судебных органов сопровождалось учреждением нового демократического порядка рассмотрения дел. Советское судопроизводство отличалось обвинительно-состязательным характером, устностью, гласностью и непосредственностью. Суд не был стеснен никакими формальностями в отношении доказательств и сроков исковой давности. Доказательства оценивались по внутреннему убеждению судей.

    В изучаемый период допускалось судопроизводство на основании Уставов гражданского и уголовного судопроизводства 1864 г. в части, не отмененной советской властью и не противоречащей социалистическому правосознанию.

    На смену присяге, применявшейся до революции в качестве доказательства, было введено предупреждение за дачу ложных показаний.

    Рассмотрение особо важных дел в ревтрибунале при ВЦИК проводилось без участия народных заседателей. Решения трибунала могли обжаловаться в кассационном порядке в НКЮ, которому предоставлялось право обращаться для окончательного разрешения вопроса во ВЦИК.

    После октябрьских событий 1917 г. система права предшествующего периода была сломана. В течение короткого времени были созданы новые источники права, применены новые методы правового регулирования.

    Система источников права, сложившаяся в первые месяцы существования советской власти, имела принципиально новый характер.

    Несмотря на активное правотворчество, законодатель не мог охватить все общественные отношения. В силу этого нормативно-правовой акт не мог играть решающей роли в качестве источника права. В системе источников права на первый план вышло революционное правосознание. На местном уровне в качестве источника права выступал также правовой обычай.

    В сентябре 1918 г. ВЦИК принял Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Это первый советский кодекс.

    Прежние положения советского семейного права были развиты и дополнены. В частности, было установлено, что брак не порождал общности имущества супругов. При перемене места жительства одним супругом другой супруг не был обязан следовать за ним.

    Родители были обязаны заботиться о своих несовершеннолетних детях, а взрослые дети были обязаны содержать нетрудоспособных родителей. В случае ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей суд мог лишить их родительских прав.

    Трудовое право развивалась как важная самостоятельная отрасль права. Основным источником трудового права стал Кодекс законов о труде (декабрь 1918 г.).

    В соответствии с конституционными положениями была закреплена всеобщая трудовая повинность. Устанавливался восьмичасовой рабочий день. Работники, не достигшие 18-летнего возраста, не могли работать более 6 часов в день. Запрещался труд по найму для подростков, не достигших возраста 14 лет.

    Вместо социального страхования вводилось социальное обеспечение за счет средств государства.

    В связи с гражданской войной и экономической разрухой многие позитивные положения трудового законодательства не были реализованы на практике.

    Еще по теме 5. Создание основ советского права и его классовый характер. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве.:

    1. Формирование основ социалистического гражданского нрава
    2. 1.3. Вопросы опекунства, использование принципа дативности и особые коллизий, возникающих в семейном праве России второй половины 19 века.