Войти
Образовательный портал. Образование
  • Имена мальчиков рожденных в январе Азербайджанские имена родившиеся в январе по гороскопу
  • Суточный диурез у беременных женщин
  • Как рассчитать налог на автомобиль по лошадиным силам Изменения по транспортному налогу в году
  • Храм Солнца: Черная Пагода Конарака
  • В Туве упал космический корабль «Прогресс» видео падения Борис Леконцев, заслуженный метеоролог РФ
  • Тесты что лишает меня энергии
  • Ущерб в результате аварии гидротехнического сооружения. Обоснование сценариев аварий для расчета вероятного вреда. Общая структура ущерба от аварий гидротехнических сооружений

    Ущерб в результате аварии гидротехнического сооружения. Обоснование сценариев аварий для расчета вероятного вреда. Общая структура ущерба от аварий гидротехнических сооружений

    Приказ МЧС РФ, Минэнерго РФ, МПР РФ, Минтранса РФ и Госгортехнадзора РФ

    Об утверждении Порядка определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения

    В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 876 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения" (пункт 2) приказываем:

    Утвердить прилагаемый Порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

    Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны,

    чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствийС.К. Шойгу

    Министр энергетики Российской Федерации И.Х. Юсуфов

    Министр природных ресурсов Российской Федерации В.Г. Артюхов

    Министр транспорта Российской Федерации С.О. Франк

    Начальник Федерального горного и промышленного надзора РоссииВ.М. Кульечев

    Регистрационный N 3493

    Порядок
    определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения

    I. Общие положения

    1. Настоящий Порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (далее - Порядок), разработан в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" и постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 876 "Об утверждении Правил определения величины финaнcoвoгo обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения" (далее Правила) и устанавливает порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

    2. Правила, настоящий Порядок и методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, разрабатываемые и утверждаемые в соответствии с п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 876 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения", регламентируют процедуру расчета и определения вероятного вреда в результате аварии гидротехнического сооружения.

    II. Определение размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения

    1. Определение размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, проводится в целях установления величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения.

    2. Исходной информацией для определения размера вероятного вреда являются прогнозируемые сценарии аварий гидротехнических сооружений, в которых отражаются данные о возможной зоне воздействия аварии гидротехнического сооружения, значения величин негативных воздействий аварии гидротехнического сооружения, а также сведения о вероятности каждого сценария возникновения аварии указанного сооружения.

    Определение вероятного вреда проводится для сценария наиболее тяжелой аварии гидротехнического сооружения, а также для сценария наиболее вероятной аварии гидротехнического сооружения.

    При определении сценария аварии гидротехнического сооружения и величины вероятного вреда не подлежат рассмотрению аварии, вызванные непреодолимой силой, если интенсивность такого воздействия превышает значения, на которые рассчитано гидротехническое сооружение в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, а также умыслом потерпевших или прекращением эксплуатации гидротехнического сооружения в результате противоправных действий других лиц.

    3. Вероятный вред определяется в денежном выражении.

    4. При определении вероятного вреда проводится расчет убытков в результате аварии гидротехнического сооружения, денежные выражения которых группируются для каждого сценария аварии гидротехнического сооружения по показателям, характеризующим социально-экономические последствия аварий гидротехнических сооружений.

    Основными составляющими по определению вероятного вреда являются прогнозы:

    количества людей, которые могут погибнуть и пропасть без вести, кроме физических лиц, являющихся работниками гидротехнического сооружения, при исполнении ими служебных обязанностей на территории гидротехнического сооружения;

    количества людей, которые могут быть травмированы и нуждаться в госпитализации, кроме физических лиц, являющихся работниками гидротехнического сооружения, при исполнении ими служебных обязанностей на территории гидротехнического сооружения;

    количества работников гидротехнического сооружения, которые могут погибнуть и пропасть без вести при исполнении ими служебных обязанностей на территории гидротехнического сооружения;

    количества работников гидротехнического сооружения, которые при исполнении ими служебных обязанностей на территории гидротехнического сооружения могут быть травмированы и нуждаться в госпитализации;

    ущерба основным и оборотным фондам предприятий, кроме основных и оборотных фондов владельца гидротехнического сооружения;

    ущерба готовой продукции предприятий, кроме продукции владельца гидротехнического сооружения;

    ущерба элементам транспорта и связи, жилому фонду, имуществу граждан, сельскохозяйственному производству, лесному фонду от потери леса как сырья по рыночным ценам, от затопления и гибели лесов по фактическим затратам на восстановление леса, от сброса опасных веществ (отходов) в окружающую среду, а также ущерба, вызванного нарушением водоснабжения из-за аварий водозаборных сооружений;

    расходов на ликвидацию последствий аварии.

    5. Определение размера вероятного вреда проводится исходя из затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта, которому причиняется вред в результате аварии гидротехнического сооружения, с учетом суммы затрат на строительство объекта, аналогичного уничтоженному в результате аварии, в рыночных ценах, существующих на дату проведения расчета, с учетом износа уничтоженного объекта, или суммы затрат на строительство объекта, идентичного уничтоженному или поврежденному аварией, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта, уничтоженного или поврежденного аварией.

    При определении размера вероятного вреда применяются утвержденные Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и соответствующим органом надзора методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

    7. При наличии у владельца гидротехнического сооружения двух и более гидротехнических сооружений величина вероятного вреда принимается равной максимальному значению вероятного вреда, определенному для каждого гидротехнического сооружения.

    8. В случаях, когда претерпели существенные изменения расчетные параметры состояния гидротехнического сооружения и зоны причинения вероятного вреда, исходя из значения которых произведен расчет вероятного вреда и определена величина финансового обеспечения ответственности, размер вероятного вреда и величина финансового обеспечения ответственности определяются повторно.

    II . Оформление результатов определения размера вероятного вреда

    1. На основании результатов определения вероятного вреда оформляется документ "Расчет вероятного вреда", подписываемый владельцем гидротехнического сооружения. Расчет вероятного вреда оформляется в трех экземплярах.

    2. Расчет вероятного вреда должен содержать:

    наименование владельца гидротехнического сооружения, его реквизиты;

    дату составления;

    основание для проведения расчета;

    наименование и реквизиты организаций, привлеченных владельцем гидротехнического сооружения к определению вероятного вреда;

    описание и обоснование принятых к расчету сценариев аварий гидротехнического сооружения;

    указания на используемые методические рекомендации, нормы оценки размера ущерба, обоснование их использования при определении вероятного вреда;

    перечень использованных при определении вероятного вреда данных с указанием источников их получения;

    принятые при определении вероятного вреда допущения;

    последовательность определения вероятного вреда;

    денежные оценки вероятного вреда, сгруппированные согласно показателям социально-экономических последствий аварий гидротехнических сооружений;

    перечень использованных документов, которые устанавливают количественные и качественные характеристики аварий гидротехнических сооружений, чрезвычайных ситуаций и их последствий.

    Расчет вероятного вреда может также содержать иные сведения, являющиеся существенными при оценке размера такого вреда.

    IV. Порядок представления материалов по определению размеров вреда

    1. Расчет размеров вероятного вреда согласовывается владельцем гидротехнического сооружения с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого может быть причинен вред в результате аварии этого сооружения, в порядке, устанавливаемом указанным органом в соответствии с его полномочиями согласно пункту 3 Правил.

    2. Первый экземпляр согласованного расчета вероятного вреда остается у владельца гидротехнического сооружения.

    3. Второй экземпляр расчета вероятного вреда представляется владельцем гидротехнического сооружения вместе с декларацией безопасности гидротехнического сооружения, а при отсутствии такой декларации - вместе с обоснованием сценария аварии гидротехнического сооружения, в результате которой может быть причинен вероятный вред, в орган надзора.

    4. Орган надзора при определении величины финансового обеспечения ответственности проверяет обоснованность проведенного расчета вероятного вреда, соответствие его настоящему Порядку и утвержденной методике определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, указанной в пункте 2 раздела I настоящего Порядка, наличие необходимых согласований и соответствие представляемых материалов требованиям законодательства Российской Федерации в соответствии с абзацем 2 пункта 6 Правил.

    5. Третий экземпляр расчета вероятного вреда представляется владельцем гидротехнического сооружения в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в течение десяти дней после определения соответствующим надзорным органом величины финансового обеспечения ответственности.

    6. Контроль за соответствием состояния гидротехнического сооружения и зоны причинения вероятного вреда расчетным параметрам, исходя из которых определена величина финансового обеспечения, осуществляют в пределах своих полномочий соответствующий орган надзора и Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с пунктом 9 Правил.

    Организация указанного контроля по месту расположения гидротехнических сооружений осуществляется в соответствии с приказом соответствующего органа надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

    Приложение к Порядку согласования расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, расположенного на территории Московской области...

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РАСЧЕТУ ВЕРОЯТНОГО ВРЕДА, КОТОРЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЧИНЕН ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЮ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИМУЩЕСТВУ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО СООРУЖЕНИЯ, РАСПОЛОЖЕННОГО НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, А ТАКЖЕ ТРАНСГРАНИЧНОГО ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО СООРУЖЕНИЯ, РАСПОЛОЖЕННОГО В ДРУГОМ СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЕРОЯТНЫЙ ВРЕД ОТ АВАРИИ НА КОТОРОМ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ТЕРРИТОРИЮ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО СООРУЖЕНИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАДЗОРА ЗА КОТОРЫМ ПЕРЕДАНЫ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ) 1. Краткая характеристика представленных на экспертизу материалов. 1.1. На рассмотрение представлен: ___________________________________________________________________________ (наименование документа) ___________________________________________________________________________ (год разработки, кем утвержден) ___________________________________________________________________________ (перечень представленных приложений) 1.2. Разработчик документа ____________________________________________ 1.3. Основание для разработки документа: 1.3.1. Федеральный закон от 23.06.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений". 1.3.2. Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 N 876. 1.3.3. Порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, утвержденный приказом от 18.05.2002 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 243, Министерства энергетики Российской Федерации N 150, Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 270, Министерства транспорта Российской Федерации N 68 и Федерального горного и промышленного надзора России N 89. 2. Общие сведения об объекте, его назначение, состав гидротехнических сооружений. 2.1. Полное и сокращенное наименование ГТС: ___________________________ 2.2. Местоположение ___________________________________________________ 2.3. Назначение _______________________________________________________ 2.4. Состав ГТС: ______________________________________________________ 3. Основные характеристики гидротехнических сооружений. 3.1. Класс ГТС: _______________________________________________________ 3.2. Период эксплуатации ГТС: _________________________________________ 3.3. Характеристики напорных ГТС (при наличии): _______________________ 3.4. Характеристики водопропускных сооружений (при наличии): __________ 3.5. Параметры водохранилища (при наличии): ___________________________ 3.6. Характеристики прочих ГТС: _______________________________________ 4. Принятые к расчету сценарии аварий гидротехнических сооружений. 4.1. Перечень основных внешних и внутренних причин аварии ГТС: ________ 4.2. Описание основного сценария (сценариев) аварий ГТС: ______________ 5. Характеристика зоны затопления при гидродинамической аварии. 5.1. Основные параметры волны прорыва: ________________________________ 5.2. Площадь затопления: ______________________________________________ 6. Замечания (даются при несоответствии представленных по расчету вероятного вреда материалов по своему содержанию и форме соответствующим нормативным документам в области определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, и размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения). 7. Заключение по представленному на согласование расчету вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения (приводятся сведения об основных достоинствах и недостатках представленного на рассмотрение документа и делается вывод о возможности (невозможности) его согласования). ___________________ _____________________ (______________) Должность подпись Ф.И.О.

    Согласно "Порядка определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения" (утвержден приказом МЧС РФ N 243, Минэнерго РФ N 150, МПР РФ N 270, Минтранса РФ N 68, Госгортехнадзора РФ N 89 от 18.05.2002): Определение размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, проводится в целях установления величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения. ИКЦ "Безопасность гидротехнических сооружений" осуществляет полный перечень работ по определению размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. Все разработанные нами расчеты размера вреда в результате аварии ГТС прошли согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и контроль на соответствие зоны причинения вероятного вреда расчетным параметрам в составе декларации безопасности ГТС Ростехнадзором
    Расчет размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения должен содержать:
    а) наименование владельца гидротехнического сооружения, его реквизиты;
    б) дату составления;
    в) основание для проведения расчета;
    г) наименование и реквизиты организаций, привлеченных владельцем гидротехнического сооружения к определению вероятного вреда;
    д) описание и обоснование принятых к расчету сценариев аварий гидротехнического сооружения;
    е) указания на используемые методические рекомендации, нормы оценки размера ущерба, обоснование их использования при определении вероятного вреда;
    ж) перечень использованных при определении вероятного вреда данных с указанием источников их получения;
    з) принятые при определении вероятного вреда допущения;
    и) последовательность определения вероятного вреда;
    к) денежные оценки вероятного вреда, сгруппированные согласно показателям социально - экономических последствий аварий гидротехнических сооружений;
    л) перечень использованных документов, которые устанавливают количественные и качественные характеристики аварий гидротехнических сооружений, чрезвычайных ситуаций и их последствий;
    м) иные сведения, являющиеся существенными при оценке размера вреда.
    Исходной информацией для определения размера вероятного вреда являются прогнозируемые сценарии аварий гидротехнических сооружений, в которых отражаются данные о возможной зоне воздействия аварии гидротехнического сооружения, значения величин негативных воздействий аварии гидротехнического сооружения, а также сведения о вероятности каждого сценария возникновения аварии указанного сооружения. Определение вероятного вреда проводится для сценария наиболее тяжелой аварии гидротехнического сооружения, а также для сценария наиболее вероятной аварии гидротехнического сооружения. При определении сценария аварии гидротехнического сооружения и величины вероятного вреда не подлежат рассмотрению аварии, вызванные непреодолимой силой, если интенсивность такого воздействия превышает значения, на которые рассчитано гидротехническое сооружение в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, а также умыслом потерпевших или прекращением эксплуатации гидротехнического сооружения в результате противоправных действий других лиц.
    "Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения" (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 N 876) устанавливают: Величину финансового обеспечения ответственности определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений. Величина финансового обеспечения ответственности подлежит ежегодной индексации с учетом уровня инфляции. Индексация осуществляется владельцем гидротехнического сооружения, исходя из изменения индекса потребительских цен за предшествующий год. При наличии у владельца гидротехнического сооружения двух и более гидротехнических сооружений величина вероятного вреда принимается равной максимальному значению вероятного вреда, определенному для каждого гидротехнического сооружения.

    Sл - площадь лесов в зоне катастрофического затопления, га;

    Кнорм.л - средний норматив платы за перевод лесных земель в нелесные, установленный в субъекте Российской Федерации, с учетом особенностей лесов в зоне затопления;

    Альфа2 = 0,4 - доля лесных земель в зоне затопления, подверженных нарушению;

    Альфа1 = 0,15 - доля утраченных лесных земель из подверженных затоплению.

    5.7.5. Ущерб от сброса опасных веществ (отходов) в окружающую среду (И8) определяется исходя из прогнозируемых затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом прогнозируемых убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивации и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

    Ущерб, нанесенный почвам (Ип), может определяться как плата за несанкционированный сброс загрязняющего вещества, например шлама, и загрязнение почв, исходя из норматива платы за отход соответствующего класса токсичности с учетом экологической ситуации.

    Ущерб, нанесенный атмосферному воздуху (Иа), может определяться исходя из массы загрязняющих веществ, рассеивающихся в атмосфере.

    Ущерб, нанесенный подземным водам (Иг), может определяться, исходя из массы поступающих в них загрязняющих веществ, и рассчитываться в соответствии с методиками исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод (например, в соответствии с положениями Методики исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод, утвержденной Приказом Государственного Комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 11.02.98 N 81 ).

    Ущерб, нанесенный природным и природно-антропогенным объектам, растительному, животному миру и иным организмам и прочим компонентам природной среды (Иб) может включать в себя потери от снижения биопродуктивности водного объекта. Размер потерь при этом определяется на основе экспертной оценки стоимости снижения биологической продуктивности с учетом положений соответствующих нормативно-методических документов и рекомендаций.

    Масса загрязняющих веществ (опасных отходов), поступающих в атмосферу, поверхностные воды и другие компоненты природной среды и природные объекты, размер потерь находятся расчетным (например, по соответствующим методикам - или экспертным путем.

    5.7.6. Ущерб, вызванный нарушением водоснабжения из-за аварий водозаборных сооружений (И9), определяется необходимыми затратами на восстановление водоснабжения, прерванного из-за отказа или выхода из строя водозаборных сооружений.

    И5 = 0,2 x (И1 + Иоб + И2 + И3 + И4) (5.24)

    5.9. Прочие виды ущерба (И10) определяются экспертным путем или методом аналогий.

    Для гидродинамических аварий И10 допускается рассчитывать по аналогии с вычислением непредвиденных расходов при осуществлении инвестиционных проектов водохозяйственного строительства.

    И10 = 0,1 x (И1 + Иоб + И2 + И3 + И4 + И5 + И7с + + И8 + И9) (5.25)

    На территории Российской Федерации расположено несколько десятков тысяч гидротехнических сооружений (ГТС), построенных 40 и более лет назад на небольших речках и ручьях промышленными предприятиями, колхозами и совхозами для организации небольших прудов. После ликвидации прежних владельцев такие ГТС стали бесхозяйными и, в настоящее время, по решению судов передаются в собственность муниципальным образованиям (такой механизм наделения собственником бесхозяйной вещи прописан в Гражданском кодексе Российской Федерации).

    Практически тут же администрации муниципалитетов получают предписания прокуратуры или судебные решения о необходимости исполнения законодательства в области безопасности гидротехнических сооружений. Понимая, что сотрудники большинства муниципальных администраций слабо разбираются в тонкостях указанного законодательства, в настоящей статье кратко излагаются и обосновываются рекомендации муниципалитетам, как поступать в сложившейся ситуации.

    В 1997 году в Российской Федерации одновременно были приняты два федеральных закона: «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (116-ФЗ) и «О безопасности гидротехнических сооружений» (117-ФЗ). При этом федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности устанавливался Федеральный горный и промышленный надзор России (ныне Ростехнадзор), а в области безопасности гидротехнических сооружений сразу четыре федеральных органа исполнительной власти: Минэнерго России для ГТС энергетики, Федеральный горный и промышленный надзор России для ГТС промышленности, Минтранс России для ГТС водного транспорта и Минприроды России для всех остальных ГТС. Поэтому нормативные правовые документы в области безопасности гидротехнических сооружений разрабатывались сразу тремя министерствами и одной службой во взаимодействии с МЧС России. В настоящий момент надзор за безопасностью гидротехнических сооружений осуществляют только три федеральных органа исполнительной власти: Минтранс России за ГТС водного транспорта, Минатом России за ГТС объектов атомной промышленности и энергетики и Ростехнадзор за всеми остальными ГТС. Поэтому, для подавляющего большинства ГТС, переданных в собственность муниципальным образованиям органом государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений выступает Ростехнадзор.

    Различия в двух указанных законах начинаются сразу с области применения законов.

    Для 116-ФЗ читаем в статье 2: «Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону».

    Для 117 ФЗ читаем в статье 1: «Настоящий Федеральный закон распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 настоящего Федерального закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации».

    116-ФЗ устанавливает конкретный перечень объектов и их технические характеристики, согласно которым объекты рассматриваются как опасные производственные объекты и подпадают под действие закона. При этом может такой объект причинить вред или нет в расчет не принимается, если объект попал в перечень, то он подпадает под действие закона.

    Пример

    Если в муниципальной котельной установлен водогрейный котел, использующий торфяные палеты в качестве топлива, а температура нагрева воды 130 0 С, то это опасный производственный объект, подпадающий под действие 116-ФЗ, а если такой же водогрейный котел греет воду только до 95 0 С, то это не опасный производственный объект, даже если в результате аварии такой котел причинит вред и создаст чрезвычайную ситуацию.

    В 117-ФЗ все сложнее: не все гидротехнические сооружения, перечисленные в статье 3 этого закона, подпадают под его действие, а только те, «повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации». Это означает, что отсутствие человеческих жертв, ущерба здоровью людей или ущерба окружающей среде, значительных материальных потерь и нарушения условий жизнедеятельности людей в результате аварии ГТС, дает право владельцу ГТС говорить, что его ГТС не входит в сферу действия 117-ФЗ. При этом надо отметить, что законодательство в области безопасности гидротехнических сооружений не вводит такие ключевые понятия как: «повреждение гидротехнического сооружения» и «авария гидротехнического сооружения». Определение этих понятий нет ни в 117-ФЗ, ни в нормативных и ни в правовых актах в области безопасности гидротехнических сооружений.

    Поэтому, для того, чтобы решить этот ключевой вопрос необходимо выполнить некоторые действия, которые предписывает 117-ФЗ. Такими действиями являются выполнение и согласование в Администрациях субъектов Российской Федерации расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических лиц имуществу физических и юридических лиц в результате возможной аварии ГТС. Такой расчет является основой для определения владельцу ГТС величины финансового обеспечения гражданской ответственности, формирование источника которой является обязанностью владельца ГТС согласно 17 статьи 117-ФЗ, если такое ГТС подпадает под действие закона!

    Нормативные правовые документы, которые устанавливают процедуру определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности следующие:

    • Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 № 876 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения»;
    • Порядка определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденного приказом МЧС России № 243, Минэнерго № 150, Минприроды №270, Минтранса №68, Федерального горного и промышленного надзора России № 89 от 18 мая 2002
    • Приказ Ростехнадзора от 29.03.2016 № 120 «Об утверждении Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)» (зарегистрирован Минюстом России 02.08.2016 № 43070);
    • Постановления администраций субъектов Российской Федерации о порядке согласования расчета вероятного вреда (в каждом субъекте Российской Федерации свой порядок и свои требования!)

    Процедура выполнения расчета состоит из следующих шагов:

    Шаг 1: владелец ГТС сам или с привлечением специализирующейся организации выполняет расчет вероятного вреда, строго следуя «Методике определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)», утвержденной приказом Ростехнадзора от 29.03.2016 №120;

    Шаг 2: Расчет вероятного вреда владелец ГТС или иное лицо по его доверенности направляет в Администрацию субъекта Российской Федерации на территории которой может быть причинен вред, на согласование. Расчет должен при этом удовлетворять и требованиям, установленным Администрацией субъекта Российской Федерации.

    Шаг 3: Согласованный расчет вероятного вреда направляется владельцем ГТС в территориальное управление Ростехнадзора для определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности и в территориальное управление МЧС России в уведомительном порядке.

    Рассмотрим сложности и «подводные камни» каждого из перечисленных шагов.

    Трудности первого шага.

    Отсутствие или фрагментарность проектной и исполнительной документации на ГТС. Как правило, проект на ГТС или утерян, или его местонахождение неизвестно новому владельцу ГТС. В лучшем случае имеется данные по обмерам внешних габаритов сооружения, проведенным кадастровым инженером при составлении кадастрового паспорта. Из-за этого могут возникнуть трудности в отношении класса гидротехнического сооружения, по которому оно проектировалось. Знание класса ГТС является принципиальной отправной точкой при выполнении расчета вероятного вреда.

    Существуют два документа, которые определяют класс ГТС:

    Первый документ — Свод правил СП 58.13330.2012 Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003 (с Изменением N 1), устанавливает требования к характеристикам ГТС, которые закладываются в проекте и зависят от назначенного проектировщиком класса ГТС.

    Второй документ — постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2013 г. № 986 «О классификации гидротехнических сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 45, ст. 5820) устанавливает класс опасности гидротехнического сооружения.

    По первому документу класс гидротехнического сооружения – количественная характеристика, определяющая степень социально-экономической значимости и ответственности гидротехнического сооружения и устанавливаемая с учетом последствий его аварии или нарушений эксплуатации. Существенным параметром является величина обеспеченности паводка, который должно пропустить ГТС без повреждений, а также риск возможной аварии.

    Основные технические характеристики ГТС в проекте устанавливаются для основного расчетного случая в зависимости от класса, это: отметки нормального и форсированного подпорного уровней, отметка гребня плотины, пропускные характеристики водопропускных и водосбросных сооружений. Принятые в проекте коэффициенты запаса должны обеспечить устойчивость сооружения при пропуске паводка поверочного случая (более редкой повторяемости), при этом вероятность возникновения аварии при работе ГТС в таком режиме нормами проектирования установлена в размере 50%, т.е. при пропуске паводка с повторяемостью в поверочном случае равновероятно, что сооружение устоит или разрушится. Это легко увидеть, если сравнить ежегодные вероятности превышения расчетных максимальных расходов воды для поверочного случая и значение вероятности риска аварии.

    Для расходов более редкой повторяемости, чем это установлено для поверочного случая, нормами проектирования не гарантируется устойчивость и целостность сооружения. А это означает, что пропуск таких расходов является для владельца ГТС обстоятельством непреодолимой силы. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, владельцы объектов повышенной опасности (а ГТС относятся к таким объектам) не отвечают за причиненный вред вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор).

    Вывод:

    В проведенном расчете вероятного вреда в качестве сценариев аварии не могут быть приняты сценарии, порождаемые воздействиями на ГТС обстоятельства непреодолимой силы или вызванные фактическим бездействием эксплуатационного персонала при фиксации критериальных значений хуже, чем предельно допустимые.

    Большинство ГТС, владельцами которых становятся муниципалитеты – это плотины из грунтовых материалов сооруженные на грунтах песчаных, крупнообломочных и глинистых в твердом и полутвердом состоянии или глинистых водонасыщенных в пластичном состоянии, с высотой сооружения менее 15 метров, то есть IV класса. Т.е. расчет вероятного вреда необходимо выполнять для случая пропуска паводка, принятого в проекте поверочного случая.

    По второму документу практически все ГТС, передаваемые в собственность муниципалитетам относятся к IV классу опасности по всем параметрам, кроме, возможно последствий от возможной аварии (размера вероятного вреда).

    Поэтому расчет вероятного вреда необходимо вести для ГТС IV класса и если результат показывает, что по этой величине ГТС соответствует более высокому классу (прогнозируются погибшие и пострадавшие или размер материального ущерба превышает 100 млн. рублей), то расчет необходимо провести для ГТС III класса и может быть и более высокого класса.

    Получение данных по гидравлическим характеристикам водотока (река, ручей), на котором расположено ГТС. Эти данные обычно имеются в проекте, но при отсутствии проекта гидравлические характеристики приходится восстанавливать в расчете вероятного вреда. Основным документом для этого является СНиП 2.01.14-83 Определение расчетных гидрологических характеристик, при этом трудно бывает подобрать водоток-аналог и приходится пользоваться методикой для случая отсутствия данных по натурным наблюдениям.

    Моделирование в расчете образование и развитие прорана в теле плотины при условии переполнения пруда (водохранилища). Рассматриваемые в статье небольшие грунтовые плотины, как правило, долгое время никем не обслуживались, гребень плотины представляет собой задерненную площадку с наезженной колеей, которая не относится к дорогам общего пользования. При проведении расчета необходимо проверить, обеспечит ли переполнение водохранилища разрушение гребня плотины и образование прорана. Возможен вариант, когда воды просто не хватит, чтобы размыть тело плотины (можно вспомнить недавний случай с плотиной в штате Калифорния США, когда перелив через гребень плотины, продолжавшийся несколько часов, не привел к образованию прорана). В этом случае сценарий с образованием прорана по причине переполнения пруда (водохранилища) отпадает.

    Расчет зон затопления ниже створа плотины, может также вызвать ряд сложностей из-за невозможности использования таких программных продуктов как «Волна» или Mike11. Сложность обусловлена тем, что программа «Волна» удовлетворительно считает зоны затопления только для русел определенной формы, когда нет глубоких бочагов, широких плесов и резких сужений, т.е. русло должно иметь достаточно однородную форму на всем протяжении, что для большинства малых рек и ручьев не выполняется. Прямое применение программы «Волна» в этом случае дает физически неверные результаты. Программа Mike11 в этом случае рассчитывает зоны затопления лучше, но и для нее есть существенные ограничения, которые часто встречаются на практике. Суть этих ограничений заключается в том, что часто русло реки или ручья ниже плотины перегорожено дорожными насыпями, а вода водотока пропускается через водопропускные дорожные сооружения (трубы). Такие водопропуски работают как подпорные сооружения, обеспечивают частичную или полную аккумуляцию объема воды, излившейся из пруда через проран плотины. Такая ситуация может привести к полной аккумуляции объема излившейся воды руслом и поймой реки (ручья), что не даст развиться гидродинамической аварии. В таком случае зона затопления будет соответствовать территории (пойме реки), на которой по градостроительному законодательству запрещено возводить здания и сооружения.

    Трудности второго шага.

    При согласовании расчета вероятного вреда Администрация субъекта Российской Федерации может устанавливать дополнительные требования местного уровня, которые необходимо соблюсти. К таким требованиям обычно относятся требования исполнения местных норм и локальных методик, это касается стоимостных оценок недвижимости, категорирования земель и т.п.

    Если расчет показывает, что авария ГТС не причиняет вреда, т.е. вред равен нулю, можно столкнуться с ситуацией нежелания Администрации субъекта Российской Федерации согласовывать такой расчет без объяснения причины в таком отказе. В этом случае процесс переписки может занять длительное время, при этом от Администрации региона необходимо требовать точных формулировок причины отказа с указанием конкретных пунктов нормативных и правовых документов, на основании которых сформулирован отказ. Такое нежелание согласования нулевого расчета вероятного вреда объясняется тем, что согласованный «нулевой вред» дает основание владельцу ГТС требовать снятия указанной ГТС с надзора, согласно статье 1 117-ФЗ.

    Трудности третьего шага.

    Назначение величины финансового обеспечения ответственности владельцу ГТС осуществляет Ростехнадзор на основании согласованного расчета вероятного вреда. Размер этой величины будет определен по максимальному значению рассчитанного вреда. Если величина вероятного вреда не нулевая и больше 100 млн. рублей или в расчете есть данные, что возможен вред жизни и здоровью граждан, то владелец такой ГТС обязан будет выполнить все процедуры, предусмотренные законодательством о безопасности гидротехнических сооружений: провести преддекларационное обследование, разработать критерии безопасностим ГТС и декларацию безопасности, правила эксплуатации ГТС, проект мониторинга состояния ГТС, получить в Минприроде России правила использования пруда (водохранилища), получить заключение МЧС России о готовности объекта к локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, ввести в штат персонал по эксплуатации ГТС и обучить его или заключить договор на эксплуатацию ГТС со сторонней организацией, а так же восстановить проект ГТС, выполнить ремонт, передать сведения о ГТС в Российский регистр гидротехнических сооружений, застраховать в обязательном порядке свою гражданскую ответственность, если страховая суммы меньше величины финансового обеспечения, то сформировать источник финансового обеспечения и т.д. Если размер вероятного вреда не более 100 млн. рублей и нет пострадавших физических лиц, то владелец такой ГТС освобождается от процедуры декларирования безопасности, что должно быть подтверждено Актом преддекларационного обследования, такое освобождение может быть выдано на срок не более 5 лет, в остальном владелец ГТС обязан будет выполнить все остальные процедуры, перечисленные выше.

    При нулевом размере вероятного вреда в согласованном расчете вероятного вреда возможна вялая переписка с Ростехнадзором по предоставлению «полного» пакета документов для определения величины финансового обеспечения, хотя полный перечень таких документов указан в «Правилах определения величины финансового обеспечения…».

    Водные объекты на территории Российской Федерации, согласно нормам Водного кодекса Российской Федерации, являются государственной собственностью. Поэтому следует учитывать, что пруд (водохранилище) на небольшой речке или ручье, как и сама речка или ручей принадлежит Российской Федерации, а гидротехнические сооружения, образующие пруд (водохранилище) могут находится в муниципальной или частной собственности. Поэтому иногда возникающее желание владельца ГТС избавиться от сооружения является посягательством на федеральную собственность. Но эта тема для другого обсуждения.