Войти
Образовательный портал. Образование
  • Ванильный кекс с кусочками шоколада
  • Торт на сковороде за 20 минут
  • Свинина с грибами и сыром в духовке: самые удачные рецепты
  • Сушеная спаржа быстрого приготовления
  • Секреты правильной сушки и хранения чеснока
  • Классические чебуреки со свиным фаршем
  • Юридические гарантии прав несовершеннолетних в российской федерации. Конституционно-правовая защита прав несовершеннолетних в российской федерации Прав несовершеннолетних в российской федерации

    Юридические гарантии прав несовершеннолетних в российской федерации. Конституционно-правовая защита прав несовершеннолетних в российской федерации Прав несовершеннолетних в российской федерации

    К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ

    Л.С. КАЗАКОВА,

    доцент кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России, капитан полиции

    Аннотация. В статье рассматривается вопрос о правовых проблемах защиты конституционных прав несовершеннолетних в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в России.

    Ключевые слова: права несовершеннолетних, защита прав, защита прав несовершеннолетних, права человека.

    ON THE PROTECTION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHTS OF MINORS IN RUSSIA

    associate professor of the constitutional and international law of the Ministry of Internal Affairs St. Petersburg university of Russia, police captain

    Annotation. The article deals with the legal problems of protection of the constitutional rights of minors in the activities of state and local authorities in Russia.

    Keywords: the rights of minors, protection of rights, the protection of minors, human rights.

    В России правовой статус несовершеннолетнего стемы органов по работе с несовершеннолетними3. В.И.

    отличает нестабильность, недостаточно эффективная Абрамов полагает, что механизм защиты прав детей

    социально-правовая защищенность, отсутствие надеж- должен решаться государством и обществом на пяти

    ных гарантирующих государственных механизмов. В уровнях: законодательном, программном, управленчес-

    различных отраслях права (конституционном, граж- ком, исполнительном и просвещенческом. Под механиз-данском, семейном, административном, уголовном и др.) существует огромный массив нормативных актов

    мом правового обеспечения прав и свобод человека и

    так или иначе связанных с регулированием прав ребенка, накоплен большой объем знаний, содержащих рекомендации относительно реализации прав несовер-

    гражданина Е.А. Курноскин понимает «систему правовых средств и способов, направленную на реализацию, охрану и защиту субъективных прав и свобод»4.

    Как неотъемлемая функция государства защита

    шеннолетних в различных сферах жизни общества, со- прав детей получила действительную реализацию в вершенствования институтов, связанных с детством. нашей стране лишь в начале 1990-х гг. До этого ее существование определялось в контексте общей функции защиты прав человека, которая, получив признание в Конституциях СССР 1936 г. и 1977 г.5, все же носила скорее декларативный характер.

    Не отрицая «функциональную» сущность защиты прав несовершеннолетних, А.В. Ермаков считает, что не только связанность с государственной деятель-

    Однако в современном российском праве слабо представлена межотраслевая и межпредметная связь, что в свою очередь мешает совершенствованию правового регулирования, восполнению пробелов и преодолению коллизий, реализации на практике декларированных в законодательстве в интересах детей подходов1.

    Несовершеннолетние, по справедливому мнению А.Д. Магденко, наряду с престарелыми и инвалидами относятся к числу физических лиц, в наибольшей степени подверженных негативному воздействию со стороны общества, а потому нуждающихся в особой защите своих прав2.

    Под правовой защитой несовершеннолетних следует понимать совокупность нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус несовершеннолетних как участников общественных отношений и закрепляющих основы организации деятельности си-

    1 Немытина М.В. Защита прав несовершеннолетних в России: системный подход // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. N° 2. С. 59.

    2 Магденко А.Д., Танаева З.Р. Обеспечение прав несовершеннолетних в деятельности милиции: учеб. пособие. Челябинск, 2008. С. 34, 35.

    3 Основы ювенального права: учеб. пособие. В 3 т. / под науч. ред. В.Ф. Воробьева, Е.Д. Волоховой, А.В. Заряева. Т. 1. Воронеж, 2001. С. 12.

    4 Курноскин Е.А. Государственно-правовое обеспечение прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: дисс. ... канд. юрид. наук. СПб., 2000. С. 7.

    5 Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1987.

    ностью определяет истинный ее смысл. Защита - естественный атрибут права. Особенности правозащитного инструментария определяют содержание механизмов охраны прав ребенка6. Правозащитные механизмы заключают в себе способы защиты прав и свобод на внутригосударственном и на международном уровнях7. В каждом обществе действуют национальные механизмы, обеспечивающие права несовершеннолетних. Набор таких механизмов не одинаков и в разных государствах может отличаться по форме и содержанию8. В нашей стране к механизмам защиты прав ребенка, по мнению специалистов, относятся институты конституционного, парламентского и административного правового контроля и судебной защиты9.

    Источники материального неблагополучия малообеспеченной семьи, основу которой составляет супружеская пара в трудоспособном возрасте с одним-двумя детьми, на протяжении последних десятилетий остаются все те же: отсутствие заработка у взрослых или мизерные ее размеры, не обеспечивающие удовлетворение элементарных потребностей ее членов, особенно детей. Постоянный страх потерять работу или, наоборот, чрезвычайная за-

    ❖ необходимость закрепления в международных документах в области прав человека, принципа приоритетной защиты прав и интересов ребенка компетентным органом государства - судом;

    ❖ невозможность ребенка самостоятельно защищать свои права (за отдельными исключениями);

    ❖ целесообразность укрепления независимости судебной власти;

    ❖ отсутствие иной более эффективной и справедливой формы защиты прав, в частности ребенка12.

    Не со всеми приведенными автором доводами можно согласиться. Так, у Н.В. Кравчука вызывает настороженность столь категорическое утверждение относительно отсутствия более справедливой формы защиты прав. Этот фактор особенно важен при рассмотрении судами дел, связанных с правами детей, где не исключается предвзятая оценка судом доказательств по делу, когда речь идет о сложной ситуации, затрудняющей определение подлинных интересов ребенка13.

    В ряде исследований предлагается реконструкция отечественной системы специального образования и создание нового структурного элемента - Службы ранней

    груженность родителей на работе, наличие в семье боль- помощи детям с различными отклонениями в развитии ных детей, детей-инвалидов - все это лишает даже самых и семье, воспитывающей проблемного ребенка14. В этом

    добросовестных родителей возможности защитить своего ребенка, обеспечить ему достойное существование10.

    Учитывая международный опыт, а также опыт ряда законодательных инициатив субъектов Российской Федерации, К.Ю. Паршуковой предлагается возложить функции по координации работы органов опеки и попечительства на вновь учрежденного Уполномоченного по правам ребенка11. Однако данное предложение, на

    направлении уже предпринят ряд практических мер.

    Подрастающее поколение, как показывают исследования, с наибольшими потерями адаптируется к происходящим в настоящее время в стране сложным и противоречивым социально-экономическим изменениям, находясь на острие этих противоречий со своими потребностями в получении образования, специальности, с нуждой в жилье и обустройстве своей дальнейшей жизни15.

    наш взгляд, является не вполне обоснованным.

    Право на судебную защиту принадлежит каждому физическому лицу, а, следовательно, и несовершеннолетнему, который может защищать свои права в суде с помощью родителей или иных законных представителей. Семейный кодекс РФ в ст. 56 также закрепляет право ребенка самостоятельно обратиться в суд для защиты собственных прав по достижении им 14 лет. Это право не может быть реализовано до принятия соответствующего федерального закона, предусматривающего механизм обращения ребенка в суд.

    Ю.Ф. Беспалов говорит о расширении рамок судебной защиты семейных прав ребенка и утверждении судебной защиты как основной ее юрисдикционной формы. В обоснование своих позиций автор, помимо прочих, приводит следующие соображения:

    ❖ неспособность административной защиты обеспечить восстановление в полном объеме прав и законных интересов детей;

    6 Ермаков А.В. Прокурорский надзор в сфере защиты прав несо вершеннолетних: моногр. М., 2008. С. 13.

    7 Права человека / под ред. Р.Г. Вагизова. Казань, 2004; Старовой-тов О. Механизмы защиты прав ребенка // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2001. № 3. С. 3-13.

    8 ГарлицкийЛ., Новицкий М, Жеплиньский А. Справочник для правозащитных организаций. Варшава, 1997.

    9 Такие механизмы защиты прав предлагает Е.А. Лукашева в своей книге «Права человека». Среди специалистов не всегда поддерживается это мнение в части механизмов судебной защиты прав человека. Например, Н.Г. Салищева и Н.Ю. Хаманева считают, что конституционный контроль является частью судебного контроля, осуществляется органом судебной системы. Исполнительная и судебная ветви власти: соотношение и взаимодействие // Государство и право. 2000. № 1. С. 5.

    10 Нечаева А.М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М., 2000. С. 168.

    11 Паршукова К.Ю. Проблемы реализации прав детей, лишенных родительского попечения в России // Юрист. 2007. № 10. C. 19-23.

    12 Беспалов Ю.Ф. Семейно-правовое положение ребенка в РФ. Владимир, 2000. С. 107.

    13 Кравчук Н.В. Защита прав ребенка в судебном порядке // Государство и право. 2004. № 6. С. 66-73.

    14 Архипова Е. Ф. К проблеме обеспечения прав ребенка в аспекте реализации национального проекта «Здоровье» // Вести МГУ, Право. 2004. С. 178.

    15 Бакаев А.А., Остапенко Н.И. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: моногр. М., 2003. С. 12.

    Также можно отметить, что разобщенность российского законодательства, регулирующего правовой статус несовершеннолетних, оказывает негативное влияние на уровень и степень их правовой защищенности, ответственности. Назрела настоятельная необходимость в установлении «общих для всех отраслей права базовых основ законодательного регулирования статуса несовершеннолетних и преодоления отраслевой разобщенности в праве в тех ситуациях, когда предметом правового регулирования становятся правоотношения с участием детей и подростков»16.

    Если органы опеки и попечительства занимаются вопросами защиты прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, вопросами соблюдения прав детей в семье или в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. преимущественно вопросами внутрисемейных отношений и их неблагоприятными для ребенка последствиями, то в поле деятельности Уполномоченного по правам ребенка находится защита прав и законных интересов ребенка во взаимоотношениях со всеми социальными институтами и организациями.

    рушение прав детей происходит непосредственно по месту их жительства (пребывания), возможности Уполномоченного по правам человека для оперативного реагирования на нарушения прав детей крайне малы.

    В цивилизованном правовом государстве проблемы заботы о детях рассматриваются и решаются государством и обществом, по крайней мере, на пяти уровнях: законодательном, программном, управленческом, исполнительском и просвещенческом, которые предполагают определенные конкретные правовые механизмы.

    Неслучайно поэтому в последнее время в научной правовой литературе высказываются мнения относительно необходимости закрепления специального правового статуса ребенка на конституционном уровне17. Однако считаем, что изменения Конституции здесь нецелесообразно. Возможно, ограничиться изменениями ряда законов.

    Меры защиты прав детей в трудной жизненной ситуации осуществляются на основе изменений и дополнений в существующие законодательные акты. Стратегическое значение для формирования идеологии и практики защиты прав детей имеет принятый в 1998 г. Феде-

    Что касается компетенции комиссий по делам не- ральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в

    совершеннолетних, то она не охватывает всего спектра Российской Федерации», в котором сказано, что «дети,

    прав детей, а ограничивается профилактикой безнад- находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют

    зорности, беспризорности и другими производными от право на особую защиту и заботу со стороны федераль-

    этого вопросами, т.е. по сути комиссии занимаются не- ных органов государственной власти, органов законо-благополучными детьми. Комиссии по делам несовер шеннолетних формируются из представителей органов

    дательной и исполнительной власти субъектов Федера-

    исполнительной власти, работающих в комиссии на общественных началах. Спектр проблем положения детей, которыми занимается уполномоченный, шире, чем

    ции, а также органов местного самоуправления»1

    По заключению специалистов, наиболее благоприятной формой воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является приемная

    у комиссии, и кроме того, он занимается ими лично и семья. Приемная семья - это форма устройства детей-

    сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче несовершеннолетнего на воспитание в семью, заключаемого между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

    Нельзя согласиться с А.П. Солдатовым и Л.М. Середой в том, что для более эффективного оказания социальной поддержки приемным семьям следовало бы вывести органы опеки и попечительства из структуры местного самоуправления, так как местные бюджеты не справляются с задачей их финансирования в полном объеме. На наш взгляд, органы местного самоуправле-

    на постоянной основе, для обеспечения работы уполномоченного создается аппарат.

    Уполномоченный по правам человека не может столь же эффективно, как это делает Уполномоченный по правам ребенка, осуществлять функции защиты прав ребенка по ряду причин. Компетенция Уполномоченного по правам человека в основном определена как рассмотрение жалоб, а процедура их подачи исключает возможность подачи жалобы ребенком (необходимо обращаться письменно, жалоба должна содержать изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, и сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке). Учитывая, что ребенок в силу возраста не способен самостоятельно использовать правовые средства защиты, а также масштабы территории России и то, что на-

    16 Рябов Е.Н. Правовой статус несовершеннолетних в российском законодательстве // Юридический мир. 2009. № 2. С. 60.

    17 Там же. С. 79-84.

    18 ФЗ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31.

    ния ближе к населению и имеют необходимый опыт. При помещении несовершеннолетнего под опеку в приемную семью органы опеки и попечительства должны действовать строго в интересах несовершеннолетнего, обследовать жилищно-бытовые условия. Нередки случаи, когда приемные родители не справляются со своими обязанностями по воспитанию несовершеннолетних, и детей приходится возвращать в детский дом. В целях обеспечения права ребенка жить и воспитываться в семье, необходимо принять соответствующий Федеральный закон «О праве несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, на приемную семью», который бы сократил количество детдомовцев, направив высвободившиеся ресурсы на поддержку института приемной семьи19.

    Для обеспечения и реализации прав несовершеннолетних в субъектах Российской Федерации необходимо создать департаменты (управления) по делам семьи, которые явились бы связующим звеном между органами местного самоуправления и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении прав несовершеннолетних. Основные функции Департамента: обеспечение реализации прав несовершеннолетнего в различных сферах жизни общества, проведение пропагандистской работы среди населения по объяснению необходимости воспитания детей в семье, а также обеспечение прав семьи, материнства и детства20.

    Специализация правосудия в отношении несовершеннолетних будет служить решению комплексной задачи достижения социальной справедливости, защиты несовершеннолетних и поддержания порядка в обществе. Ювенальные суды нельзя отнести непосредственно к муниципальной власти, однако их работа вполне способна кардинально изменить ситуацию по реализации конституционных прав несовершеннолетних в целом, что актуализирует обращение к ювенальной юстиции в контексте настоящего исследования. Нельзя забывать и о перспективах взаимодействия ювенальных судов с органами местного самоуправления, в рамках ювенальной юстиции в целом.

    Ювенальная юстиция в первом значении - это система органов, применяющих в своей деятельности спе-

    циальные правила обращения с несовершеннолетними, вовлеченными в уголовное судопроизводство.

    Изучение проблемы обеспечения и реализации прав несовершеннолетних совершенно очевидно показало необходимость создания органа, который бы непосредственно контролировал исполнение законодательства в области охраны материнства и детства, создавал общественные региональные организации в области поддержки семьи. В этом смысле стоит согласиться с мнением Ж.А. Бикситовой21, которая в своей диссертационной работе внесла предложение о создании при Президенте РФ Общественного совета по проблемам детства.

    Учитывая, что вопросы опеки и попечительства по ранее действовавшему законодательству являлись полномочиями органов местного самоуправления и на основе анализа их роли в реализации прав несовершеннолетних до реформ опеки 2009 г. и в последующем диссертант считает необходимым расширение полномочий органов местного самоуправления в сфере опеки и попечительства, существующая формулировка, введенная от 18 июля 2009 г. ФЗ № 178, представляется неудачной. Предлагается возвращение органам местного самоуправления принадлежащих им до изменения полномочий по опеке и попечительству, или передача их от органов государственной власти субъектов в установленном законом порядке повсеместно. Это вызвано тем, что за время нахождения этих полномочий в сфере ведения местного самоуправления была создана соответствую щая структура органов, наработан необходимый опыт.

    К сожалению, объем статьи не позволяет детально рассмотреть все аспекты проблемы защиты прав несовершеннолетних в России. Вместе с тем автор надеется, что ряд высказанных предложений будет полезен в совершенствовании механизма защиты прав несовершеннолетних в России.

    19 Солдатов А.П., СередаЛ.М. Обеспечение прав несовершеннолетних органами местного самоуправления: моногр. / под ред. А.П. Солдатова. Славянск-на-Кубани, 2007. С. 72.

    20 Середа Л.М. Полномочие органов опеки и попечительства в защите прав несовершеннолетних // Безопасность больших городов: мат. работы «круглого стола». Волгоград, 2002. С. 103.

    21 БикситоваЖ.А. Конституционный статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации: дисс. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006.

    -- [ Страница 1 ] --

    На правах рукописи

    Горячева Светлана Анатольевна

    КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА

    ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Специальность: 12.00.02 – конституционное право;

    диссертации на соискание ученой степени

    кандидата юридических наук

    Москва, 2012

    Работа выполнена на кафедре государственного и муниципального управления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

    Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор

    Лапина Марина Афанасьевна

    Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор,

    заведующий кафедрой конституционного права

    НИУ «Белгородский государственный университет»

    Мархгейм Марина Васильевна ;

    кандидат юридических наук, старший

    преподаватель кафедры аграрного

    и земельного права

    «Российский государственный аграрный

    университет - МСХА им. К.А.Тимирязева»

    Шушания Шорена Семеновна

    Ведущая организация: Московский гуманитарный университет

    Защита состоится 24 мая 2012 г. в 14-00 часов на заседании Диссертационного совета Д 504.001.04 по юридическим наукам в ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, г. Москва, проспект Вернадского, д. 84, ауд. 2076, 2 УК.

    С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАНХиГС.

    Ученый секретарь

    диссертационного совета Е.Ю. Киреева

    I. О БЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБ О ТЫ

    Актуальность темы диссертации. В современном обществе и государстве проблемы детства и защиты прав несовершеннолетних являются общезначимыми как на международном уровне, так и на национальном.

    Россия переживает демографический кризис, и его преодоление находится в прямой зависимости от двух факторов: репродукции населения и воспитания здоровой полноценной молодежи. Именно поэтому охрана и защита материнства и детства провозглашена общенациональной задачей: были реализованы национальные проекты, программы; 2007-й год был объявлен годом ребенка, а 2008-й – годом семьи; 2009 год – годом молодежи. С 2006 года охрана и защита материнства и детства стала одним из приоритетных направлений региональной политики многих субъектов Российской Федерации, и многие города, области, республики уже имеют свои собственные программы поддержки материнства и детства.



    Часть 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Тем самым в Конституции Российской Федерации заложена основа конституционно-правового статуса несовершеннолетнего, а также основы государственных гарантий реализации конституционно-правовой защиты прав несовершеннолетних, гарантируются права детей с самого момента рождения.

    Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ). Детям независимо от того, в какой семье, когда и где они родились, гарантируются равные права, в т.ч. право на имя, на получение квалифицированной медицинской помощи, на жилище, на воспитание родителями или лицами их заменяющими, а при их отсутствии - право на государственное обеспечение.

    Детство это важнейший этап жизни, когда человек приобретает знания, опыт, навыки и умения, необходимые ему для дальнейшей жизнедеятельности в обществе других людей. В детстве закладываются характер и привычки человека, складывается образ его жизни, которые очень трудно изменить в зрелом возрасте. В детстве также человек получает свое физическое развитие, укрепляет свое здоровье. В этот период он чрезвычайно подвержен любому воздействию и влиянию - как позитивному, так и негативному. Поэтому значение данного жизненного этапа трудно переоценить.

    Под конституционно-правовой охраной материнства и детства следует понимать зафиксированные в нормах конституционного права принципы и основы деятельности органов публичной власти, государственных, международных и общественных организаций, направленные на обеспечение необходимых условий для вынашивания, рождения, вскармливания, заботы о детях, их полноценного воспитания и развития. Под конституционно-правовой защитой материнства и детства следует понимать закрепленные в нормах конституционного права основы деятельности органов публичной власти, государственных, общественных организаций действующих в целях устранения препятствий на пути осуществления прав матери и ребенка, а также восстановления нарушенных прав и наказания виновных в их нарушении.

    Особенностью конституционно-правового статуса ребенка является то, что его права и законные интересы во многих случаях реализуются через законных представителей. Поэтому права ребенка необходимо рассматривать через призму охраны материнства, что, в свою очередь, тесно связано с государственной охраной и укреплением семьи. В связи с этим очевидно, что благосостояние семьи, социальные и другие гарантии ее укрепления обусловливают возможность полноценной реализации ребенком своих прав. При этом имеется в виду благополучие семьи не только в материальном отношении (наличие жилья и достаточных для обеспечения нормальной жизнедеятельности средств), но и в нравственном и духовном отношениях.

    Рассматривая существующие в России способы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, следует поднять вопрос и об их эффективности. Применительно к реалиям современной России оставляет желать лучшего механизм и судебной, и административной защиты прав несовершеннолетних. Суд по делам несовершеннолетних очевидно должен быть судом комплексной юрисдикции, с широкой компетенцией. Уже сегодня необходимо определиться с выбором оптимальной модели правосудия по делам несовершеннолетних.

    Негативные последствия социально-экономических преобразований, коренной ломки сложившихся устоев обществен­ной жизни объективно привели к падению жизненного уровня большинства россиян, возникновению социальной нестабильности, ломке системы прежних ценностных ориентаций и, в итоге, к мировоззренческой неопределенности и даже увеличению числа проти­возаконных деяний, от чего в наибольшей степени пострадали слабо защищенные слои населения, среди которых оказались и дети. В силу ряда причин их фактиче­ское положение оказалось в несколько раз тяжелее по сравнению с взрослыми гражданами. Таким образом, выбор темы диссертационного исследования обусловлен необхо­димостью решения, прежде всего, теоретических задач, возникающих в процессе формирования правового статуса ребенка.

    Формирование конституционно-правового статуса несовершеннолетнего как комплексной категории, отражающей основы юридически закрепленного положения субъекта в обществе, необходимо, прежде всего, для динамичного развития самого ребенка. Посредством аккумуляции лучших достижений правотворчества и правовой науки возможно создание системы гарантий, наиболее эффективных механизмов реализации неотъемлемых прав и интересов ребенка, что в свою очередь будет способствовать систематизации, образованию в совокупности единого, внутренне согласованного комплекса прав, свобод и обязанностей несовершеннолетнего лица в России.

    В России созданы и функционируют институты уполномоченных по правам ребенка. В частности, Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1518 Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка назначен П.А. Астахов. Задачами федерального и региональных уполномоченных по правам ребенка являются:

    Обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

    Правовое просвещение в области защиты прав ребенка;

    Запросы и получение в установленном порядке необходимых сведений, документов и материалов от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

    Беспрепятственное посещение федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и др.

    Обеспечению правового статуса ребенка в современном российском обществе способствуют новые Трудовой, Семейный, Гражданский и Уголовный кодексы Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальный и Гражданско-процессуальный кодексы Российской Федерации, законодательство о детях-сиротах, многочисленные президентские программы, касающиеся проблем детства, ряд постановлений правительства. Однако в этой части нормативные акты в основе своей разрозненны и бессистемны.

    Степень разработанности темы . В российской юридической науке проблемы защиты прав и свобод человека были рассмотрены в трудах С.А.Авакьяна, М.В.Баглая, Н.С.Бондаря, Н.А.Богдановой, Ю.И.Гревцова, Ю.А.Дмитриева, Д.А.Керимова, В.В.Лазарева, А.В.Малько, Н.И.Матузова, М.Н.Марченко, В.С.Нерсесянца, Ю.В.Тихонравова, В.Н.Хропанюка и др.

    Исследованию защиты прав несовершеннолетних в Российском государстве посвятили свои работы такие специалисты, как Беспалов Ю.Ф., Борзенков Г.Н., Волохова Е.Д., Воробьев В.Ф., Гаухман Л.Д., Герцензон А.А., Голяков И.Т., Гуревич К.Г., Долиненко Л.А., Заряев А.В., Игнатов А.Н., Красиков Ю.А., Комисаров В.С., Кузнецова Н.Ф., Магомедов А.А., Максимов С.В., Малков В.Д., Мельникова Э.Б., Мдинарадзе М.Г., Миньковский Г.М., Наумов А.В., Петрашев В.Н., Рарог А.И., Ревин В.П., Тяжкова И.М., Шипицына Л.М., Щербаков А.И. и другие.

    Также следует отметить исследования в этой области А.А.Аникиной, Ю.Г.Арзамасова, Е.Л.Вороновой, Я.И.Гилинского, Н.П.Ереминой, Л.М. Карнозовой, С.И.Кириллова, А.А.Корсантии, Т.Н.Маклыгиной, О.И.Маминой, Л.Б.Обидиной, Е.В. Роговой, Н.Н. Савиной, Л.А.Соболевой, С.А.Стяжкиной, С.Д. Ушакова и др.

    Отдельные аспекты изучаемой темы представлены в трудах таких авторов, как: Р.М.Абызов, Ю.М.Антонян, З.А. Астемиров, Ю.Д.Блувштейн, Г.С.Гаверов, А.И. Долгова, М.И. Еникеев, Е.С.Жигарев, Б.И.Исмаилов, В.Н.Кудрявцев, Н.Ф.Кузнецова, С.В.Надтока, Ю.Е.Пудовочкин, Д.В.Ривман, О.В.Старков, В.В.Устинова, Г.И.Фильченков, А.В. Шеслер, Д.А. Шестаков, Н.В. Щедрин, В.Е.Эминов и др.

    Вместе с тем, комплексное сравнительно-правовое исследование конституционных механизмов защиты прав таких субъектов, как несовершеннолетние, представляет собой недостаточно разработанное направление в отечественной юридической науке.

    Цель диссертационного исследования - осуществить комплексный анализ отечественной и международной теории и практики формирования конституционно-правового статуса несовершеннолетнего, и на этой основе выработать предложения по совершенство­ванию российского конституционного законодательства.

    Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:

    Уточнить понятийно-категориальный аппарат, необходимый для анализа обозначенной проблемы, раскрыть содержание и объем понятий «ребенок» (дети), «несовершеннолетний», «подросток»;

    Определить роль общепризнанных принципов и норм международного права в формировании правового статуса несовершеннолетнего под углом зрения требований, содержащихся в Конвенции о правах ребенка, как основе развития российского законодательства о детях;

    Систематизировать конституционно-правовые нормы, определяющие правовой статус несовершеннолетнего, проанализировать их с учетом соответствия международным стандартам в области защиты прав ребенка и современным потребностям Российского общества;

    Определить понятие и раскрыть специфику правового положения, конституционно-правового статуса несовершеннолетнего;

    Определить пути реализации правового статуса несовершеннолетнего в отраслевом законодательстве, рассмотрев лич­ные права ребенка, а также его социально-экономические права и свободы.

    Объектом исследования является совокупность правовых отношений, в которых прямым или опосредованным (через представителей) субъектом выступает несовершеннолетний, а также весь комплекс субъективных прав ребенка и механизмов их защиты.

    Предметом исследования выступает система конституционных норм, определяющих основы правового положения несовершеннолетнего, особенности его конституционно-правового статуса в Российской Федерации, нацеленная на обеспечение и защиту прав ребенка.

    Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: конкретно-социологический, технико-юридический, метод сравнительного правоведения и другие научные методы познания социально-политических явлений и процессов.

    Научная новизна диссертационной работы з аключается в том, что в ней представлена концепция формирования конституционно-правового статуса несовершеннолетнего, определяется значение принципов и норм международного права для систематизации прав ребенка. Подробно анализируются теоретические проблемы обеспечения, реализации и защиты конституционно-правового статуса несовершеннолетнего в российском законодательстве.

    В диссертации проведен анализ фактического конституционно-правового статуса ре­бенка и обоснованы конкретные рекомендации по устранению его ограниченного объема, обусловленного, с одной стороны, неполным соответствием нормам международного права о правах ребенка, а, с другой, – реалиями негативного характера, трудностями современной российской действительности.

    Под механизмом конституционно-правовой охраны несовершеолетних следует понимать зафиксированные в нормах конституционного права принципы и основы деятельности органов публичной власти, государственных, международных и общественных организаций, направленные на обеспечение необходимых условий для их полноценного воспитания и развития несовершеннолетних. Под конституционно-правовой защитой материнства и детства следует понимать закрепленные в нормах конституционного права основы деятельности органов публичной власти, государственных, общественных организаций действующих в целях устранения препятствий на пути осуществления прав матери и ребенка, а также восстановления нарушенных прав и наказания виновных в их нарушении. Конституционно-правовой механизм охраны и защиты несовершеннолетних представляет собой взаимосвязанную иерархичную структуру, определяющую систему органов, средства, формы и методы обеспечения прав несовершеннолетних, закрепленные в Конституции РФ и федеральном законодательстве, обеспечивающие наиболее полную и эффективную охрану и защиту материнства и детства.

    Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие основные теоретические положения и выводы, выносимые автором на защиту и обладающие научной новизной:

    1. Правовой статус несовершеннолетнего совокупность признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов лица, не достигшего возраста 18 лет. Правовой статус несовершеннолетнего является одним из специальных статусов, существующих в российской правовой системе, отражающих особенности возраста его носителей.

    2. Для формирования специального правового статуса несовершеннолетних законодателем используются следующие методы:

    Ограничение прав несовершеннолетних, в том числе, введение специальных запретов на доступ несовершеннолетних к факторам, негативно влияющим на их здоровье, психологическое и социальное развитие;

    Предоставление несовершеннолетним специальных прав, обусловленных возрастом;

    Введение льготных режимов пользования правами либо несения обязанностей;

    Введение специальных механизмов защиты прав несовершеннолетних.

    3. Правовое положение несовершеннолетнего в России характеризуется следующими конституционными принципами:

    а) равенством прав и обязанностей;

    б) неотчуждаемостью прав и свобод;

    в) непосредственностью действия прав и свобод;

    г) гарантированностью и специальной защитой прав и свобод;

    д) признанием и гарантированием на территории России прав и свобод человека и гражданина согласно «общепризнанным принципам и нормам международного права»;

    е) запретом на незаконное ограничение конституционных прав и свобод.

    4. Дальнейшее развитие конституционно-правовых норм, определяющих правовой статус несовершеннолетних, должно быть направлено не только на предоставление им конкретных материальных и иных прав, но и на разработку механизма обеспечения и реализации последних. В свою очередь, механизм реализации прав ребенка, наряду с обеспечением неотвратимости строгой ответственности за невыполнение обязанностей соответствующего рода, является важным показателем повышения гарантированности и обеспечения конституционно-правового статуса несовершеннолетнего в условиях современной России.

    5. Вывод о том, что юридическое закрепление механизма конституционно-правовой охраны и защиты материнства и детства в конституционном законодательстве характеризуется паллиативностью, бессистемностью (отсутствуют основополагающие, созданные на основе единой задачи нормативно-правовые акты, наблюдается значительная разрозненность и пробельность разноотраслевых норм), недостаточной дифференцированностью объектов регулирования (недостаточная дифференциация по возрастным и физиологическим особенностям матери и ребенка).

    6. Сделан вывод о необходимости разработки Концепции ювенальной юстиции в Российской Федерации, учитывая социальную насыщенность и восстановительный характер ювенальной юстиции в качестве ее основных характеристик.

    В свете планируемой в ближайшие годы реформы по внедрению системы ювенальной юстиции в России с созданием соответствующих судебных органов, представляется необходимым исключить из сферы полномочий комиссий по делам несовершеннолетних административно-юрисдикционные аспекты, компетенция которых должна в большей степени включать правовую охрану детей и организацию профилактических мероприятий.

    Актуальность данной темы заключается в том, что в современном обществе и в целом в государстве проблемы детства и защиты прав несовершеннолетних являются значимыми. Рассмотрение и анализ ряда проблем, так или иначе затрагивающих отдельные аспекты прав несовершеннолетних, являются далеко не редким явлением в современной юридической науке . Россия переживает демографический кризис, и его преодоление находится в прямой зависимости от двух факторов: репродукции населения и воспитания здоровой полноценной молодежи. Именно поэтому охрана и защита материнства и детства провозглашена общенациональной задачей.

    Детство – это очень важный этап жизни. Ведь именно в детстве человек приобретает знания, опыт.

    Умения, которое ему пригодятся в дальнейшей жизни. В детстве у человека формируется характер и привычки, которые потом будет уже очень тяжело изменить. Абсолютно всем детям, вне зависимости от того, когда, где, в какой семье они родились, государством гарантируются равные права, такие как: право на имя, а так же право на получение медицинской помощи, на жилище, на воспитание родителями или лицами, которые их заменяют, а если они отсутствуют, то право на государственное обеспечение.

    Самая главная обязанность государства - это защищать права и законные интересы несовершеннолетних.

    Произошло изменение проблем защиты несовершеннолетних, а именно:

    1 -требование законодателя о заботе и всесторонней защите прав и законных интересов детей со стороны государства и семьи, а так же массовые нарушения прав несовершеннолетних, должны детально рассматриваться;

    2 -появились и вступили в силу федеральные законы, которые гарантируют защиту прав ребёнка, складываются новые правоотношения между детьми и родителями, лицами их заменяющими, соответственно это требует переосмысления;

    3 -увеличение количества детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, заставляет задуматься, в чём причина и последствия такого явления.

    Правовой статус несовершеннолетнего - это один из специальных статусов в Российской правовой системе, отражающие особенности возраста.

    Существует ряд методов, которые используются законодателем:

    1 -ограничение прав несовершеннолетних, введение запретов на доступ несовершеннолетних к таким факторам, которые негативно влияют на их здоровье, психологическое, а так же социальное развитие;

    2 -несовершеннолетним предоставляются специальные права, которые обусловлены их возрастом;

    3 -введены льготные режимы пользования правами или несения обязанностей.

    Правовое положение несовершеннолетнего в России характеризуется следующими конституционными принципами:

    а) права и обязанности;

    б) неотчуждаемые права и свободы; в) действия прав и свобод;

    г) гарантированность и специальная защита прав и свобод;

    д) признание и гарантирование на территории России прав и свобод; е) запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод.

    Развитие конституционно-правовых норм, которые определяют правовой статус несовершеннолетних, должны быть направлены на разработку механизма обеспечения и реализации последних. Механизмы охраны и защиты несовершеннолетних не представляют собой единой системы. Для того, чтобы обеспечить координацию деятельности защиты прав несовершеннолетних есть предложение создать в структуре федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации Федеральное агентство по вопросам семьи, материнства, детства, а так же демографии.

    Для повышения эффективности защиты прав несовершеннолетних, необходимо наделить уполномоченных в субъектах Российской Федерации правом законодательной инициативы, а именно по направлениям:

    1).Защита прав детей на жизнь и охрану здоровья, а так же на отдых и оздоровление, санитарно- эпидемиологическую безопасность;

    2).Защита прав детей, у которых родители проживают раздельно;

    3).Защита прав детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей;

    4).Усиление борьбы против преступлений, связанных с половой неприкосновенностью несовершеннолетних.

    Общественные объединения осуществляют защиту прав несовершеннолетних в каждом случае отдельно.

    Особенность конституционно-правого статуса состоит в том, что его права и законные интересы в большинстве случаев реализуются через законных представителей. Из этого следует, что права ребёнка следует рассматривать через охрану материнства, в свою очередь это тесно связанно с государственной охраной и укреплением семьи.

    Вследствие того, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, законы субъектов РФ лишь расширяют права ребенка и устанавливают дополнительные гарантии их реализации.

    Благосостояние семьи, обуславливают возможность полноценной реализации ребёнком своих прав. Здесь имеется ввиду благополучие не только материальное, но и в нравственном и духовном отношениях.

    Суд по делам несовершеннолетних, должен быть судом комплексной юрисдикции и должен определиться с выбором оптимальной модели правосудия по делам несовершеннолетних.

    Правовое положение несовершеннолетних в России характеризуется:

    Равенством прав и обязанностей;

    Неотчуждаемостью прав и свобод;

    Действиями прав и свобод;

    Гарантией прав и свобод;

    Существует дополнительный механизм охраны, а так же защиты несовершеннолетних, они направлены на обеспечение здоровья и укрепление семьи. Дополнительные механизмы по охране и защите несовершеннолетних чаще всего являются самозащитой, а этого не хватает.

    Механизм конституционно-правовой охраны несовершеннолетних - конституционные права, основы деятельности, принципы государственных, общественных и иных организаций, они направлены на реализацию нужных условий для развития и воспитания.

    Так же существует теоретическая и практическая значимость исследования:

    Теоретическая - обусловлена тем, что обращена к плохо исследованной области российского права, одной из сторон которых является несовершеннолетний в качестве субъекта права. Из всего этого вытекает значимость проблемы тонкости содержания положений Конституции Российской Федерации, которые лежат в основе формирования правового статуса несовершеннолетнего.

    Практическая - обусловлена тем, что выводы, а так же составленные на их основе предложения, направлены на более улучшенное обеспечение правового положения несовершеннолетнего. А так же помогает улучшению законодательства.

    Конституция не решает задачи, которые перед ней стоят, по обеспечению правового статуса несовершеннолетнего. Формирование конституционно-правового института статуса ребёнка, остаётся не решённой.

    Структура механизма правового регулирования, состоит в единстве всех элементов, которые обеспечивают полноценность механизма. Так же структуру образуют:

    Нормативная подсистема - нормы и принципы;

    Институционная подсистема- охрана и защита несовершеннолетних. Из выше сказанного можно сделать вывод, что необходимо:

    Проработать вопрос о возможности создать механизм международной защиты;

    Создать такую защиту прав и интересов детей, которая будет состоять из педагогов, юристов, психологов. Для оказания моральной, юридической или психологической помощи несовершеннолетним;

    Нужно именно влиять на причины, которые порождают социальные беды;

    Активно действовать общественным объединениям в сфере охраны и защит несовершеннолетних;

    Действия, которые выходят пределы должностных полномочий, либо компетенции или за пределы прав граждан, бездействие, если должностные лица и граждане не должны отклоняться от обязанностей, называются незаконными.

    Если администрация издаст распоряжение использования школы для помещения ЗАГСА без получения разрешения на это (ст. 13);

    Если родители продают квартиру, в которой ребёнок имеет право жить, не приобретя новое жильё;

    Если утверждают бюджет на год без учёта статьи расходов на медицинскую реабилитацию детей- инвалидов, являющейся обязательной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Возмещение убытков, которые были причинены ребёнку, заключается в гражданско-правовой ответственности.

    Юридическая ответственность несовершеннолетних:

    Под юридической ответственностью понимается - применение мер государственного принуждения к несовершеннолетнему, в том случае, если он нарушил норму или нормы права.

    Юридическая ответственность несовершеннолетних предусмотрена и регулируется нормами уголовного, административного, гражданского, а так же трудового законодательства. Административной ответственности подлежит, лицо, достигшее 16-ти летнего возраста, которое совершило противоправное, виновное действие, либо бездействие, за которое Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена административная ответственность. Это наказание применяется с целью предупреждения совершения дальнейших новых правонарушений, самим уже нарушившим право, а так же и другими лицами. Эти дела несовершеннолетних рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч.1 ст.233 КоАП РФ).

    Уголовная ответственность несовершеннолетних наступает на виновно совершённо, именно опасное деяние, которые запрещено Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ) под угрозой наказания. Уголовная ответственность в полном объёме наступает по достижению возраста уголовной ответственности (16 лет). Но в случае совершения преступлений, перечень которых указан в ч. 2 ст. 20 УК РФ, уголовная ответственность может наступить с 14 лет.

    В гражданско-правовых отношениях отличается ответственность до 14 лет и от 14 до 18 лет. В статье 1073 Гражданского кодекса РФ (далее- ГК РФ) за вред, который был причинён несовершеннолетним, не достигшего 14-ти летнего возраста, отвечают родители, либо усыновители, опекуны, если не будет доказано, что вред возник не по их вине. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 сами несут ответственность на общих основаниях за причинённый вред.

    Если же у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет, не имеется доходов, либо иного имущества, которых бы было достаточно для возмещения ущерба, вреда, в этом случае вред должны возместить полностью или в недостающей части его родители (усыновители) попечители, если не будет доказано, что вред возник не по их вине (ст. 1074 ГК РФ).

    Конституционные гарантии прав несовершеннолетних:

    Конституционные гарантии - это совокупность условий и правовых средств, которые обеспечивают реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина. Гарантии представляют собой все правовые средства, которые обеспечивают осуществление, охрану и защиту прав и свобод ребёнка.

    Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016 г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально- экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

    Для реализации и защиты прав и свобод несовершеннолетних необходимо:

    Закрепить гуманистические принципы организации и функционирования всей правовой системы в целом, которые устанавливают приоритет прав и свобод человека и гражданина в системе ценностей, гарантия прав и свобод;

    Установить круг субъектов, которые обязаны осуществить возможность осуществить конституционные права и свободы несовершеннолетних;

    Нужно предусмотреть специальные средства, которые будут осуществлять и защищать права и свободы несовершеннолетних, которые представляют собой механизм.

    Для реализации конституционных гарантий несовершеннолетних, органы государственной власти Российской Федерации, а так же их должностные лица, наделены полномочиями, такими как:

    Устанавливать основы федеральной политики в интересах детей;

    Выбирать более важных направлений по обеспечению прав и законных интересов ребёнка, а так же охраны его здоровья и нравственности;

    Формировать и реализовывать федеральные программы защиты прав ребёнка;

    Установить порядок судебной защиты прав, а так же и законных интересов ребёнка;

    Установить судебную защиту прав несовершеннолетних;

    Нужно исполнять международные обязательства Российской Федерации, а так же и представительства интересов Российской Федерации по защите прав ребёнка.

    Согласно ст. 17 ГК РФ гражданин в возрасте до 18 лет имеет такую же правоспособность, как и совершеннолетний гражданин, т.е. равную способность (возможность) иметь гражданские права и нести обязанности.

    Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что в настоящее время Конституция Российской Федерации не может в полном объёме решить задачи, которые перед ней поставлены, особенно в части обеспечения правового статуса несовершеннолетнего. Необходимо повысить роль средств массовой информации в деле повышения уровня знаний населения в области охраны прав несовершеннолетних для репродуктивного здоровья, улучшения медицинской культуры, а также освещения хода соблюдения правовых актов. При необходимом финансировании средства массовой информации способны значительно влиять на психологическую подготовку индивидов в области охраны и защиты материнства и детства, эффективно пропагандировать нравственные и семейные ценности, информировать различные слои населения о способах и средствах защиты их прав детей.

    Специальный статус несовершеннолетних актуализирует конституционно-правовые исследования особенностей реализации прав указанной категории лиц. Проблемы детства, вопросы обеспечения прав несовершеннолетних являются приоритетными как для мирового сообщества в целом, так и для российского общества.

    Список литературы

    1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Часть II. Теория права. Том II. М.: Юристъ, 1997. С. 19.

    2. Витрук Н.В. Указ. соч.

    3. Горячева С.А. Конституционные основы правового статуса несовершеннолетних // Право и государство: теория и практика. 2012. № 5.(88).

    4. Гражданское право: Учебник для вузов. Часть первая / Под ред. Т.И.Илларионова, Б.М. Гонгало, В.А. Плетнева. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. С. 58.

    5. Дегтярева Л.Н. Конституционно-правовые нормы как способ фиксации правового статуса несовершеннолетнего // Конституции Российской Федерации 20 лет: проблемы реализации и перспективы развития: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 2013.

    7. Конституция Российской Федерации [Текст] (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о по- правках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодатель- ства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

    8. Синцов Г.В. Основные принципы организации и деятельности Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации // «Черные дыры» в российском законодательстве. Вып. № 2. – М.: Издательский дом «Медиа-ВАК», 2016. – С. 27-30; Синцов Г.В. Уполномоченный по правам ребенка в системе органов государственной власти // Lex Russica. Вып. № 7 (116). – М.: Типография Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2016. – С. 160-166; Синцов Г.В. Ежегодный доклад уполномоченного по правам человека в субъекте РФ как инструмент защиты прав и свобод неопределенного круга лиц // Юридический мир. Вып. № 5. – М.: Юрист, 2014. – С. 8- 10.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Защита прав и законных интересов ребенка -- первейшая обязанность государства. Гарантированность провозглашенных прав несовершеннолетних обеспечивается государством путем проведения им соответствующей социальной политики. Согласно Конституции, Российская Федерация -- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в частности ребенка.

    Судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституционную обязанность соблюдать и защищать права и законные интересы несовершеннолетних, создавать надлежащие материальные, правовые и иные условия для их осуществления, а также воплощения в реальной жизни, можно только по его успехам в социальной политике.Оценивая роль российского государства в реализации прав несовершеннолетних на современном этапе, к сожалению, приходится констатировать ставшее очевидным для всего общества реальное положение дел, свидетельствующее о несостоятельности социальной политики государства. Прежде всего об этом свидетельствуют такие факты, как крайне низкий уровень жизни семей с детьми, не позволяющий гарантировать достойную жизнь и свободное развитие ребенка, как это предусмотрено в Конституции страны; низкая рождаемость, высокая смертность детей, рост детской преступности, недостатки в системе образования и здравоохранения являются самыми убедительными аргументами, доказывающими неблагополучие в государстве. Реальное положение с гарантированностью тех прав, которые законодательно закреплены, таково, что они носят зачастую декларативный характер и нарушаются в массовом порядке, а состояние семьи и детей в России близко к социальной катастрофе. В настоящее время произошло изменение проблем защиты несовершеннолетних, в частности:

    во-первых, требование законодателя о заботе и всесторонней защите прав и законных интересов детей со стороны государства и семьи и, вместе с тем, массовые нарушения прав несовершеннолетних заслуживают, на наш взгляд, самого детального рассмотрения;

    во-вторых, в связи с появлением и вступлением в силу федеральных законов, гарантирующих защиту прав ребенка, стали складываться новые правоотношения между детьми и родителями, а также лицами, их заменяющими, что требует переосмысления;

    в-третьих, ежегодное увеличение количества детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, заставляет задуматься над причинами и последствиями этого явления.

    В этих непростых условиях особую значимость приобретают специализированные государственные органы, чья деятельность должна быть направлена на защиту прав детей, предупреждение преступности несовершеннолетних, профилактику безнадзорности и правонарушений. В систему органов ювенальной юстиции, по мнению ряда авторитетных ученых, необходимо включить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; уполномоченных по правам ребенка; органы по молодежной политике Министерства образования и науки РФ; органы опеки и попечительства; ювенальные органы следствия и дознания МВД, прокуратуры, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России); воспитательные колонии, следственные изоляторы УИН; специальные подразделения МВД (по делам несовершеннолетних, уголовного розыска) и некоторые другие.

    Ведущая роль в числе таких органов должна принадлежать ювенальному суду. Известно, что именно Россия была одним из первых государств, внедривших еще в 1910 г. ювенальные суды. В свое время эта судебная система считалась одной из наиболее передовых в Европе Ермаков В.Т. Юстиция обязана защищать права и законные интересы несовершеннолетних. // Российская юстиция. - №2. - 2008. - С.21 .

    Необходимость реформирования российской судебной системы в отношении несовершеннолетних следует из международных правовых норм, прежде всего Конвенции о правах ребенка (ч. 3 ст. 40) и Пекинских правил (п. 2.3).

    Успешность деятельности субъектов ювенальной юстиции во многом зависит от качественной системы правовой защиты несовершеннолетних в России, соответствующей международным стандартам правовой базы и уровня подготовки специалистов, работающих в сфере ювенальной юстиции. Все это, бесспорно, выдвигает ювенальное право на одно из первых мест в решении этих задач.

    Список использованных источников

    Нормативные правовые акты

    1. Всеобщая декларация прав человека: Принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948г. [Текст] // Права человека: Сборник международных документов. М.: Юридическая литература. 1998г.

    2. Конвенция ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1989г. [Текст] // Права человека: Сборник международных документов. М.: Юридическая литература. 1998г.

    3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. [Текст] // Российская газета, 1993г. №237.

    4. Гражданский кодекс РФ часть 1 от 30 ноября 1994 г. № - 51-ФЗ [Текст] // СЗ РФ 1994. №32. ст. 3302.

    5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995г. № 223-ФЗ. [Текст] // СЗ РФ 1996.№ 1 .ст. 16.

    6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ // [Текст] СЗ РФ. №1. 2002. Ст. 3.

    7. Федеральный закон РФ от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». [Текст] // СЗ РФ. № 31. 2002. Ст. 2041.

    8. Федеральный закон от 16 апреля 2001г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» [Текст] // Новые законы и нормативные акты. Приложение к «Российской газете». 2001. № 18. Ст. 1005.

    9. Федеральный закон 04.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Текст]// СЗ РФ. 1998. №10. Ст. 1078.

    10. Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" [Текст] // СЗ РФ. №2. 1992. Ст. 143

    11. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996г. № 542 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью». [Текст] // СЗ РФ.1996г. № 19. Ст. 768.

    12. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля, за его формированием и использованием» [Текст] // СЗ РФ. №12. 2002г. Ст. 134

    13. Приказ Генерального прокурора РФ от 22 июня 2001 г. № 38 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» [Текст] // СЗ РФ. № 31. 2001

    14. Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 12 февраля 2007г. №21-20-98 «О состоянии исполнения законодательства о защите прав детей, оставшихся без попечения родителей» [Текст] // "Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов". 2007. №15

    15. Решение Городской думы г. Ижевска от 17 июня 2004 г. N 229 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" // СПС «Гарант»

    16. Решение Городской думы г.Ижевска от 17 июня 2004 г. «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» // СПС «Гарант»

    Юридическая литература

    17. Антокольская М.В. Семейное право. [Текст] - М.: Юрист, 1999. - 310с.

    18. Баринов Л.В. Российские сироты. [Текст] // Независимая газета. - № 6. - 2004. - С.27

    19. Басков В.И. Коробейников Б.В. Курс прокурорского надзора: Учебник. [Текст] - М., 2000 - С.346

    20. Беспалов Ю. Обеспечение права ребенка на жилище [Текст] // Российская юстиция. - №7. - 2007. -С.19

    21. Борисова Н.Е. , Дмитриев Ю.А. , Захаров С.В. и др. Конституционно-правовой статус ребенка в Российской Федерации. [Текст] - М., 1998. С. 10.

    22. Ведерникова О. Ювенальная юстиция: исторический опыт и перспективы [Текст] //Российская Юстиция. - №7.-2005.-С.51

    23. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Часть II. Теория права. Том II. [Текст] - М.: Юристъ, 1997. С. 19.

    24. Григорьев В.Н., Победкин А.В. Прокурорский надзор: Учебное пособие. [Текст] - М.: ООО «Издательство «Элит», 2007. - С. 412-415

    25. Грудцына Л.Ю. Правовое регулирование охраны и защиты прав несовершеннолетних [Текст] // Адвокат. - 2005. - №8. - С.18

    26. Дикарев И.С. Принцип повышенной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних [Текст] // Российская юстиция. - №5.-2007. - С. 41

    27. Ермаков В.Т. Юстиция обязана защищать права и законные интересы несовершеннолетних [Текст] // Российская юстиция. - 2008. - №2. - С.21

    28. Иванова А.А. Вниманию законодателя! О детях, находящихся в тяжелой жизненной ситуации [Текст] // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2007. - №1. С.21

    29. Кравчук Н.П. Порядок защиты прав ребенка. Сборник статей и тезисов аспирантов и молодых ученых. [Текст] - М: ИГПАН, 2002г. - С.12

    30. Общая теория права и государства. Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд. перер. и доп. [Текст] - М.: Юристъ. - 2000г.

    31. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. Учебник для вузов. [Текст] - М.: Издательство «Норма» (Издательская группа НОРМА - ИНФРА*М). - 2001 32. Пчелинцева Л.М. Обеспечение безопасности несовершеннолетних граждан семейно-правовыми средствами [Текст] //Журнал российского права. 2001.№6. С.13

    33. Россия в цифрах. 2007: Крат. Стат. сб. [Текст] // Росстат-М., 2007.34. Трушков Д.А., Соломатин Р.А. Социальное обеспечение семьи: отечественный и зарубежный опыт [Текст] //Безопасность семьи - безопасность общества: Сборник материалов. - М., 2007г.

    35. Чефранова Е. Применение к семейным отношениям норм гражданского законодательства. [Текст] // Российская юстиция. 2002. №10. С.21

    36. Шафорст Г.М. Семейное право: учебное пособие. [Текст] - М.: Мир образования. - 2001г.

    37. Шептулина Н.Н. Новое законодательство об охране труда. [Текст] - М.: Юстицинформ, 2007. - С.7

    Материалы судебной практики

    38. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000г. № 7. // Приложение к «Российской газете». 2000. № 13.

    39. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 27 мая 1998г. №10 « О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» // Приложение к «Российской газете». 1998. №29.

    40. Архив Прокуратуры Ленинского района г. Ижевска. Дело №321. 2006

    41. Архив Ленинского районного суда г. Ижевска. Дело №1471. 2008

    Подобные документы

      Особенности правового положения несовершеннолетнего как собственника жилого помещения. Обеспечение жилыми помещениями несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. Защита жилищных прав детей-сирот, направления совершенствования законодательства.

      дипломная работа , добавлен 29.01.2014

      Правовой статус несовершеннолетних детей, подлежащих гражданско-правовой защите при осуществлении жилищных прав, совершенствование гражданского законодательства. Полномочия государственных и муниципальных органов власти по защите жилищных прав детей.

      дипломная работа , добавлен 05.02.2014

      Правовой статус несовершеннолетних детей как лиц, которые подлежат гражданско-правовой защите при осуществлении жилищных прав в Российской Федерации. Система, меры гражданско-правовой защиты жилищных прав несовершеннолетних. Основания применения мер.

      дипломная работа , добавлен 03.02.2014

      Особенности правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей, формы их выявления и устройства. Государственный орган, на который возлагается защита прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних детей. Усыновление, опека и попечительство.

      реферат , добавлен 04.04.2012

      Нормативно-правовое обеспечение защиты жилищных прав детей в России. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Защита жилищных прав несовершеннолетних детей органами опеки и попечительства, проблемы данного процесса и пути их решения.

      дипломная работа , добавлен 18.02.2012

      Правовой статус несовершеннолетних детей, подлежащих гражданско-правовой защите при осуществлении жилищных прав. Структура и полномочия органов власти по защите жилищных прав детей. Пути совершенствованию гражданского законодательства в данной сфере.

      дипломная работа , добавлен 10.02.2014

      Законодательство о социальной защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основные направления его реформирования. Органы по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, их обязанности.

      дипломная работа , добавлен 08.06.2010

      Характеристика правового статуса в гражданской правосубъектности несовершеннолетних. Содержание и реализация их имущественных прав: право на содержание, собственности, владения и пользования имуществом своих родителей. Защита прав и интересов ребенка.

      дипломная работа , добавлен 21.06.2010

      Юридическая природа и комплексная характеристика прав несовершеннолетних в Российской Федерации. Анализ функционирования правового института охраны прав и защиты интересов несовершеннолетних. Нормы и положения международной конвенции о правах ребенка.

      реферат , добавлен 20.04.2011

      Анализ особого правового статуса несовершеннолетних. Дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основные права несовершеннолетних личного и имущественного характера согласно Семейному кодексу.

    Допущен к защите

    «____» _____________ 2017 г.

    Зав. кафедрой

    государственно-правовых

    дисциплин

    __________________________

    Агаджанов Андрей Азатович,

    к.ю.н., доцент

    Челябинск 2017 г.


    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
    ГЛАВА 1. РОЛЬ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСТАНОВЛЕНИИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
    § 1. Историко-правовой аспект развития прав несовершеннолетних…………………………………………………..
    § 2. Международно-правовой стандарт конституционных прав несовершеннолетних………………………………….……………….
    § 3. Конституционные нормы, определяющие правовое положение несовершеннолетних и их реализация…….........................................
    ГЛАВА 2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ЗАЩИТУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ
    § 1. Органы, осуществляющие защиту несовершеннолетних…………..
    § 2. Проблемы и пути решения осуществления защиты органами по делам несовершеннолетних………………………………………......
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………......
    ПРИЛОЖЕНИЯ…………..……………………..…………………………

    ВВЕДЕНИЕ

    В настоящее время, в Российской Федерации конституционные права несовершеннолетних, установлены не так конкретно, как хотелось бы. Из этого, следует проблема реализации и защиты конституционных прав детей.

    Теоретически, конституционные нормы, устанавливающие права несовершеннолетних, складываются из положений Конвенции о правах ребенка, и конкретизирующего отраслевого законодательства. Из этого следует, что Конституция Российской Федерации выступает стержнем, который вбирает в себя положения и принципы Конвенции с учетом своих не только национальных, но и социально-экономических, политических и идеологических особенностей современного периода. Конституция должна определить будущее подрастающего поколения, давая конкретные «задания» другим отраслям законодательства, или предложив единый нормативный акт, нормы которого регулировали бы отношения с участием несовершеннолетних .



    Поскольку ключевые, определяющие права и свободы человека и гражданина, включая несовершеннолетнего, содержатся в конституционных нормах, то именно они имеют в определении правового положения ребенка решающее значение. С другой стороны, от конституционного закрепления наиболее общих принципиальных положений, касающихся защиты прав детей, зависит их дальнейшая конкретизация в отраслевом законодательстве.

    Часть 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Тем самым в Конституции заложена основа конституционно-правового статуса несовершеннолетнего, а также основы государственных гарантий реализации конституционной защиты прав несовершеннолетних, а также гарантируются права детей с самого момента рождения. Так, гражданин Российской Федерации, которому не исполнилось 18 лет, может рассчитывать на распространение данных норм и на себя. Причем любое исключение из данного правила должно быть зафиксировано в законодательном порядке.

    В ст. 38 Конституции РФ сказано, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Детям независимо от того, в какой семье, когда и где они родились, гарантируются равные права, в том числе право на имя, на получение квалифицированной медицинской помощи, на жилище, на воспитание родителями или лицами их заменяющими, а при их отсутствии –право на государственное обеспечение.

    Для реализации прав ребенка, государство, гарантируя ему конституционные права и свободы, обязано максимально возможно создавать необходимые условия для этого, оказывать помощь, как детям, так и семьям, в которых они проживают, а также в полной мере осуществлять защиту их прав и интересов в обществе.

    Действующее российское законодательство о защите прав и законных интересов несовершеннолетних, его реализация не позволяют в полной мере обеспечить решение проблем, связанных с безопасностью жизни и здоровья ребенка.



    Настоящее демократическое общество в России не может существовать без дальнейшего совершенствования основных прав и свобод ребенка, гарантированности их реализации государством, а также приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества. Поэтому, на сегодняшний момент данная тема столь актуальна.

    В России созданы и функционируют институты уполномоченных по правам ребенка. В частности, Указом Президента Российской Федерации от 09 сентября 2016 г. № 466 Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка назначена Анна Юрьевна Кузнецова. Задачами федерального и региональных уполномоченных по правам ребенка являются:

    · обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

    · правовое просвещение в области защиты прав ребенка;

    · запросы и получение в установленном порядке необходимых сведений, документов и материалов от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

    · беспрепятственное посещение федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и др.

    Целью дипломной работы является комплексный общетеоретический анализ феномена прав ребенка, их нормативного закрепления в конституционном праве, эффективности механизма защиты конституционных прав несовершеннолетних.

    Задачи , поставленные для выполнения цели:

    1. Дать определения: «конституционный статус ребенка», «конституционные права и свободы ребенка», «реализация конституционных прав и свобод ребенка», выявить особенности и проблемы реализации ребенком своих конституционных прав и свобод;

    2. Раскрыть содержание некоторых теоретических концепций о ребенке как специальном субъекте права, его правах в системе прав человека, их обеспечении и механизме защиты, правовом статусе;

    3. Систематизировать конституционно-правовые нормы, определяющие правовой статус несовершеннолетнего, проанализировать их с учетом соответствия международным стандартам в области защиты прав ребенка и современным потребностям российского общества;

    4. Исследовать историю развития правового регулирования прав, свобод и законных интересов ребенка за весь период становления российского государства;

    5. Проанализировать полномочия государственных органов, которые обеспечивают реализацию конституционных прав и интересов ребенка в Российской Федерации.

    Объектом исследования является совокупность конституционно-правовых отношений, в которых прямым или опосредованным субъектом выступает несовершеннолетний, а также весь комплекс субъективных прав ребенка их реализации и механизмов их защиты.

    Предметом исследования выступает система конституционных норм, определяющих основы правового положения несовершеннолетнего, особенности его конституционно-правового статуса в Российской Федерации, нацеленная на обеспечение и защиту прав ребенка.

    Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы, сравнительно-правовой и формально-юридический.

    Эмпирическую базу исследования составляют правовые акты, содержащие нормы и принципы международного права; положения Конституции РФ; нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие основы конституционного строя; результаты обобщения и анализа судебной и правоприменительной практики, а также электронные ресурсы удаленного доступа.

    Теоретическая основа исследования составили положения, сформулированные в работах отечественных ученых-специалистов по конституционному праву, таких как: Н.Г. Зайцева, М.В. Баглай, А.Х. Саидов, М.В. Шугуров и другие.

    Структура дипломной работы предопределена содержанием темы. Она состоит из введения, пяти параграфов, объединенных в две главы, заключения и списка нормативных актов, литературы по теме исследования и судебной практики.