Войти
Образовательный портал. Образование
  • Имена мальчиков рожденных в январе Азербайджанские имена родившиеся в январе по гороскопу
  • Суточный диурез у беременных женщин
  • Как рассчитать налог на автомобиль по лошадиным силам Изменения по транспортному налогу в году
  • Храм Солнца: Черная Пагода Конарака
  • В Туве упал космический корабль «Прогресс» видео падения Борис Леконцев, заслуженный метеоролог РФ
  • Тесты что лишает меня энергии
  • Законы о запрете курения в общественных местах. Штраф за курение в общественных местах в России. Где разрешено курить? Федеральный Закон о запрете курения: основные положения, последние изменения Каким законом запрещено курение в общественных местах

    Законы о запрете курения в общественных местах. Штраф за курение в общественных местах в России. Где разрешено курить? Федеральный Закон о запрете курения: основные положения, последние изменения Каким законом запрещено курение в общественных местах

    Курениеотносится не только к пагубной привычке для табачника, но и для общества. На правительственном уровне началась упорная борьба с употребляющими никотин гражданам, так как вещество негативно влияет на здоровье. С целью обеспечения порядка и спокойствия населения был принят закон о курении.

    Граждане слышали об этом запрете, но они практически ничего не знают об имеющихся в 2018 году правках и суммах административного штрафа.

    Закон, запрещающий курение в общественных местах


    Последние опросы, проведенные в прошлом году, показали, что увлекаются сигаретами практически 40% жителей нашей страны. Был опубликован рейтинг государств, в которых процветает данная пагубная привычка.

    Россия находится на 4 месте.

    Человек, зависимый от никотина, ежегодно выкуривает более 2.6 тысяч сигарет.

    По результатам специалистов, среди населения увеличивались случаи онкологических хвороб, аномалий сердца и инсультов. По этой причине путем внедрения антитабачного закона власть старается избежать серьезных последствий.

    В 2018 году закон о запрете курения в общественных местах был ужесточен, путем скачка стоимости и исключения некоторых видов сигарет.

    Несколько лет назад небольшие ночные магазины, находящиеся у каждой остановки, основой выручки считали продажу табака. Но сейчас большая часть ларьков закрылась по причине того, что никотиносодержащую продукцию изъяли.

    Но в супермаркетах и больших торговых сетях оставлены сигареты в качестве товара при условии, что реклама и пропаганда курения будет исключена, как и любая демонстрация процесса. Запрет касается даже муляжей на витринах. Такой товар должен быть закрыт в боксах под стеклом и показан только после просьбы покупателя.

    В данный момент проводятся активные меры, сокращающие количество курящих.

    Но положительная тенденция будет видна только к 2020 году. Но уже сейчас ужесточили штраф и наказания за курение в общественных местах, в 2018 году были внесены правки относительно разрешенных зон для табачников.

    Законодательство о курении


    Согласно Федеральному Законодательству №15 «Об охране здоровья…», который приняли пять лет назад, для курящих граждан были введены серьезные ограничения. Дымильщикам запретили употреблять табак во многих местах общественного посещения даже с условием сооружения специально отведенных в ресторанах зонах.

    В КоАП также имеются изменения, которые ужесточили ответственность для нарушителя норм антитабачного закона. Курильщики, и предприятия, не соблюдающие установленных запретов на раскуривание табачных изделий должны выплатить серьезный штраф.

    Роспотребнадзор показал статистику, где за первые 6 месяцев за нарушения законодательства были оштрафованы лица более, чем на 50 миллионов рублей.

    Места, где запрещено курить


    Статьей двенадцать Федерального Закона №15 были обозначены зоны, где курение строго запрещено. На этих основаниях на граждан могут быть наложены санкции.

    Не разрешается употреблять никотин:

    • в школах и детских садах, техникумах, что распространяется и на высшие учебные заведения. Нельзя курить не только внутри здания, но и на всей территории юридического лица.
    • на спортивных площадках и в культурно-развлекательных учреждениях (цирке, филармониях);
    • в медицинских заведениях;
    • в транспорте любом, занимающемся платными перевозками пассажиров;
    • возле аэропортов и вокзалов, депо. При условии, что расстояние от общественных мест составляет 15 метров;
    • на территории зданий, где предлагаются оплачиваемые услуги по проживанию (в хостелах, отелях);
    • в магазинах и супермаркетах;
    • на территории, где предлагаются социальные услуги для граждан;
    • в здании городской власти;
    • запрещено курить на работе;
    • нельзя употреблять никотин в жилых домах, если это не своя квартира;
    • на улице, в местах, где нет обозначения для возможности курения;
    • на больших промышленных предприятиях;
    • запрещено использование сигарет на автозаправочных станциях.

    Как видите из запрещающего списка, согласно корректированиям закона табачники были сильно ограничены в своих правах. Эти изменения здорово коснулись выручки кафе и ресторанов, которые раньше располагали отдельные залы для людей, которые употребляют никотин. Сегодня даже вытяжки и отведенные для этого места запрещены.

    При игнорировании норм закона вероятны проблемы, вплоть до закрытия ресторана.

    Где можно курить?


    Только некоторые помещения могут быть разрешены для курения:

    • если имеются ограждения в открытом пространстве или в помещении таким образом, чтобы дым от сигарет не попал в жилое пространство;
    • личное жилое либо другое имущество. Сюда относится квартира или частный дом с прилагающейся территорией, гараж;

    Рассматривалась на государственном уровне возможность запрета курения в личном автомобиле.

    На данный момент это разрешено, если остановился водитель не ближе, чем на 15 м от запрещенных зон. Курение в авто при малолетних детях нельзя, так как человек может попасть сразу под несколько административных норм.

    Пока начал действовать закон ограничилось потребление никотина на 15%. А также регулярно возрастает стоимость на сигаретную продукцию и аксессуары для них.

    На улице для возможности курения должна быть:

    • табличка с отметкой;
    • освещенность;
    • пепельница и урны.

    В помещении для возможности применения сигарет должна быть:

    • изоляция, чтобы дым не попал в жилую зону;
    • вентиляция;
    • специальная табличка с отметкой;
    • пепельница с урной;
    • огнетушитель.

    Какой штраф заплатит курильщик

    В административном законодательстве есть специальные нормы, предусматривающие наказание для правонарушителей:

    1. В статье 6.23 описаны штрафные санкции касательно вовлечения малолетнего в раскуривание табакосодержащих веществ: до двух тысяч рублей – для всех лиц; до трех т. руб. для родителей несовершеннолетних. Эта же норма касается приобретения сигарет для детей, принуждения их к употреблению табачных продуктов и их продаже;
    2. В статье 6.24 описаны штрафные санкции касательно курения в неположенных местах – до тысячи руб. Если гражданин употребляет никотин где отдыхают дети, штраф повышается в три раза;
    3. В статье 6.25 описаны штрафные санкции для дирекции, юридических лиц и индивидуального предпринимательства после нарушений норм закона. Наказание ожидает человека и компанию, на территории которой имеются запрещенные оборудованные для курения места. Минимально могут оштрафовать на 10 тысяч рублей, максимально на 90 т. руб.

    Меры по сокращению потребления табачных изделий


    Нормативные акты, запрещающие раскуривать кальян, вейп, электронную сигарету или табак, являются только одной веткой борьбы против негативной привычки.

    Проводятся кроме обязательных мер по ограничению и такие:

    1. Акции, которые провоцируют на отказ от табачных изделий.
    2. Запрет на рекламирование и пропаганду сигарет.
    3. Повышение цены на никотиновую продукцию.
    4. Поставщики табака больше не имеют права на спонсирование масштабных мероприятий, а их аналогия существенно возрастает.
    5. По причине жестких ограничений люди вынуждены отказываться от употребления никотина. Чтобы облегчить этот период, государство организовывает бесплатные реабилитационные методики лечения для населения.

    Акции и оздоровительные мероприятия, лекции призваны бороться с зависимостью, приводящей к проблемам со здоровьем в виде хронических заболеваний. По причине курения человек теряет возможность здраво рассуждать, а в дальнейшем и трудоспособность.

    Больше половины зависимых смирились и были рады принятию властью кардинальных мер. Можно в любой момент обратиться по государственной программе в медицинское учреждение для прохождения курса реабилитации.

    Выводы


    На данный момент нет четких прогнозов касательно действия антитабачных норм закона в борьбе против сигарет в Российской Федерации. Штраф сегодня никого не пугает, так как в сравнении с европейскими санкциями, доходящими до 2-х тысяч долларов, наказание в России считается копеечным.

    Первый шаг к оздоровлению нации уже был сделан. В 2017 году ужесточенные правила закрыли сотни ларьков с табачными изделиями. Люди, курящие табак, должны ознакомиться со своими правами и обязанностями, чтобы быть готовыми ответить за возможное правонарушение.

    Как известно, закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», принятый российскими парламентариями два года назад, полноценно заработает лишь с 1 января 2017 года. О том, что же собой представляет закон о курении и где нельзя курить в 2016 году мы и постараемся разобраться в настоящей статье.

    Закон о курении или где нельзя курить 2016 году

    Согласно положениям статьи 12″Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах» федерального закона № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», табакокурение запрещается в следующих местах:

    • образовательные, культурные, молодежные и спортивные учреждения;
    • учреждения здравоохранения;
    • санатории;
    • общественный транспорт, включая воздушные, водные и речные суда (за исключением персонала судов дальнего плавания);
    • транспортные узлы (вокзалы, аэропорты, речные порты, станции метро и пр.);
    • жилые помещения и гостиницы;
    • торговые и бытовые объекты, включая помещения рынков и НТО;
    • кафе и рестораны (за исключением специально оборудованных мест);
    • помещения социальных служб;
    • помещения органов государственной власти и местных муниципалитетов;
    • рабочее место;
    • лифты либо подъезды многоквартирного дома;
    • детские площадки;
    • общественные пляжи;
    • пассажирские платформы;
    • автозаправочные станции.

    Где же можно курить в 2016 году

    После ознакомления с представленным выше перечнем возникает резонный вопрос: а где же, собственно, можно курить в 2016 году? Стоит сразу оговориться, что таких мест на самом деле не так уж много. Среди прочего, насладиться сигаретой в следующем году можно будет в следующих местах:

    • улица;
    • специализированные изолированные помещения для курящих;
    • собственный автомобиль, квартира, подъезды многоквартирных домов, оборудованные вентиляционными системами;
    • транспортные узлы (на свежем воздухе, но не ближе чем 15 метров ко входу в вокзалы, аэропорты, станции метрополитена, речные порты и пр.);
    • рабочее место.

    В последнем случае курение на рабочем месте согласно части 2 статьи 12, названного выше закона допускается исключительно на основании решения собственника предприятия. При этом он обязан выделить специальное место для любителей табака. Среди прочего, речь может идти как о специально оборудованных открытых площадках, так и об изолированных помещениях, оборудованных современными системами вентиляции (курилки).

    Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака с 2017 года

    Как уже было сказано выше, отдельные положения федерального закона № 15-ФЗ, начнут действовать лишь с 1 января 2017 года. Так, с наступлением указанной даты в силу вступят следующие положения:

    • введение учета произведенных, ввезенных на таможенную территорию РФ и реализованных на ней табачных изделий;
    • введение контроля над оборотом оборудования производственного назначения, предназначенного для изготовления табачных изделий;
    • введение контроля над движением и распределением табачной продукции на территории РФ;
    • введение контроля над подлинностью средств маркировки табачные изделий (акцизные, специальные марки).

    Резюмируя сказанное выше, можно говорить о том, что ограничения курения табака, введенные с подачи Правительства РФ, планомерно достигли своей финальной стадии, но в полной мере заработают лишь с начала 2017 года.

    Все мы знаем, что курение приносит здоровью огромный вред. Особенно страшно то, что курить начинают подростки в раннем возрасте, когда организм ребенка начинает формироваться. А это может отразиться на физическом и умственном развитии детей.

    Понимая, какой вред и угрозу для человечества приносит такая привычка, правительство Российской Федерации приняло новый закон. Постановление дает право наказывать тех, кто позволяет себе затянуться в общественных местах. Ведь такие люди вредят не только своему здоровью, но и всем окружающим их людям.

    Закон о запрете курения в общественных местах 2018

    На основании Федерального закона №15 существуют общественные места, где курить строго запрещается. Давайте перечислим основные общественные места:

    • спортивные, образовательные, культурные учреждения;
    • медицинские учреждения и санатории;
    • все виды транспорта;
    • аэропорт, вокзалы, порты, остановки, пассажирские платформы;
    • гостиницы, жилые здания, в том числе подъезды и лифты;
    • все торговые заведения;
    • места общественного питания;
    • здание органов власти;
    • пляжи, детские площадки, парки;
    • заправочные станции.

    Затянуться на рабочем месте тоже запрещено, если этого желает руководство организации. В других случаях, это позволительно и наказуемо. Для этого в специально отведенном месте должны быть вентиляционные системы.

    С 1 января 2018 года вступят в силу некоторые положения Федерального закона по этому вопросу.

    Как звучит?

    По новому правилу о запрете курения производители табачных изделий должны указывать на упаковке подробный состав, а также предупреждение о вреде здоровью этой продукции; лицам младше 18 лет, продажа сигаретных изделий строго запрещена. По новому закону за продажу сигарет детям младше 18 лет, несут ответственность не только продавцы, но и родители подростков.

    Во всех программах, театральных постановках, мультфильмах для детей запрещена демонстрация сигарет и сам процесс. И, конечно же, по новому постановлению ограничены места, где можно это делать.

    Какое наказание можно ожидать?

    Если нарушать правило и установленные в нем определения, можно получить за это наказание. Новый принцип ужесточил и повысил административное наказание за курение в местах общественного пользования.

    Минимальный штраф физическим лицам равен 500 рублей. Если нарушить правило и делать это на вокзале, то все может обойтись в 1,5 тысяч рублей. За то, чтобы на детской площадке держать в руках сигарету, можно заплатить штраф, который составит 2-3 тысячи рублей.

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели за нарушение закона получают штрафы намного выше. Если ИП забыли установить знак “курение запрещено”, им грозит штраф в размере от 10 до 20 тысяч рублей. А юридические лица за нарушение получат штраф от 30 до 60 тысяч рублей.

    Примерно такие штрафы положены за комнаты для такого развлечения, где нет надлежащей изоляции и хорошей вентиляции. За продажу сигаретных изделий детям юридическим лицам грозит штраф до 100 тысяч рублей. Индивидуальные предприниматели за продажу сигарет несовершеннолетним детям могут получить штраф до 50 тысяч рублей.


    Положен штраф от 80 до 150 тысяч рублей за незаконное спонсорство табачных изделий. Попадаться в неположенных местах с сигаретами для многих окажется слишком дорогим удовольствием. Именно поэтому, прежде чем затянуться в общественном месте, следует хорошо ознакомиться со всеми положениями нового постановления.

    Закон о курении в общественных местах 2018 штрафы

    По новому постановлению штраф считается главным наказанием за задымление в общественных заведениях. Для россиянина штраф в размере 1500 рублей является довольно ощутимым наказанием. До 2018 года не считались запретной зоной кафе и рестораны.

    Скачать постановление можно

    Такие постановления и денежные взносы ведут для предупреждения пропаганды курения среди молодого поколения и, конечно же, для защиты здоровья всех некурящих граждан. С 1 июня 2015 года Россия разрабатывала закон о запрете табакокурения.

    Касается ли электронных сигарет?

    Ознакомившись с Федеральным законом можно понять, что запрет введен только на табачные изделия, от которых возникает табачный дым. Ведь этот дым содержится в атмосфере и его вдыхают и все остальное население. В постановлении о курении ничего не сказано о запрете электронных сигарет.

    Когда вышел, выписка

    С 1 июня 2013 года вступил в силу “Антитабачный” закон, который запрещает баловаться папиросами в общественных местах, спонсорство и рекламу табака, и вовлечение в данный процесс детей. Запрет вводился постепенно.

    С 2013 года нельзя дымить в школах, вузах, медицинских учреждениях, зданиях органов государственной власти, лифтах, в общественном транспорте. С июня 2014 года введен запрет на курение на поезда дальнего следования, суда, кафе, рестораны, торговые объекты, платформы электричек.

    Федеральный закон о запрете курения в общественных местах 2018

    Данный закон был принят в 2013 году, в феврале месяце. В свое активное действие вступил в с 1 июня 2014 года. Вот уже несколько лет он помогает сохранить правопорядок в стране. Скачать постановление можно

    Дополнение читать

    Некоторые привычки людей могут навредить окружающим, поэтому в законодательстве имеются определенные ограничения, касающиеся их. В частности, это касается курения в общественных местах. Статья 12 в ФЗ-15 и статья 6.24 в КоАП РФ регламентируют права курильщиков, их обязанности, также меры наказания, присуждаемые нарушителям. Насколько серьезны меры наказания, имеются ли специализированные места, где курильщики вправе доставать сигареты?

    Закон о курении в общественных местах, статья КоАП РФ

    Можно ли курить на улице в России? Запрещение курения конкретно касается общественных мест, где собираются граждане различного пола, возраста и состояния здоровья. В законодательстве имеются отдельные статьи, посвященные этому. В ФЗ-15 статья 12 указан перечень мест, где запрещено курение. Раньше многие кафе и крупные рестораны разрешали посетителям доставать сигареты, сейчас введены определенные ограничения. Чтобы покурить, люди должны перейти в специализированные места или собираться в «курящих» залах, если подобные имеются.

    Курение в общественных местах

    Закон касается всех любителей курения, каждый гражданин обязан следовать ему. Меру ответственности и наказания нарушителей определяет КоАП РФ в статье 6.24. Там указан размер налагаемого штрафа:

    • если человек закурил внутри помещений, на территории или специальных объектах, предусматриваемых 2 частью 6.24 статьи, тогда штраф 500-1500 рублей;
    • если факт курения зафиксирован на территории детской площадки - 2000-3000 рублей.

    Важно! Обычно места, где курение априори запрещено, снабжены оповещающими табличками. За соблюдением данного предписания следят охранники, сотрудники заведений и работники полиции.

    Если администратор заведения самостоятельно разрешает посетителям курение, тогда он также несет по закону ответственность за попустительство. Государство пытается через ввод ограничений уменьшить потребление людьми вредных веществ и курение табака. Поэтому повышаются цены и имеются временные рамки, согласно которым граждане могут приобретать определенные товары лишь днем. Несовершеннолетним приобретать алкоголь нельзя, а табачные изделия сложно.

    Закон о запрете курения

    Цели принятия закона

    Раньше люди могли доставать сигареты, где считали нужным. В кафе или купе вагонов курили открыто, сидя неподалеку от остальных.

    Причины принятия строгого запрета курения в общественных местах:

    • учеными давно доказан факт вреда, наносимого табачным дымом. Причем страдает не только сам курильщик, но также все находящиеся рядом. Главной причиной ввода ряда строгих ограничений - попытка оградить других граждан, которым вредит курение, КоАП имеет ряд специальных законов, где отражены список мест «табу», мера ответственности и другие факты;
    • вторая причина - увеличение количества курильщиков. Причем, если взрослые граждане вправе самостоятельно определять, чем заниматься, то несовершеннолетние зачастую просто следуют примеру, показанному старшими. Статья 6.23 в КоАП РФ посвящена этому. Запрещено поощрять желание детей курить, делиться сигаретами, помогать приобрести их и совершать иные похожие действия. Часто подростки просят взрослых купить сигареты, когда продавцы отказываются обслуживать несовершеннолетних, продавать им табачные или винно-водочные изделия.

    Важно! Власти продолжают бороться с вредным табакокурением, создавая специальные законопроекты. Часть их уже принята, другие ожидают рассмотрения.

    Среди них главной причиной считается распространение курения, особенно среди молодежи. К сожалению, запретить родителям использовать сигареты дома, перед детьми, сложно, но общественные места контролировать проще. Таким образом закон защищает и права остальных граждан, не желающих портить здоровье, а также смотреть на курильщиков.

    Что делать, если курят во дворе

    Где именно можно или нельзя курить, правила курения

    Курение в общественных местах статья КоАП не полностью запрещает, введены лишь определенные рамки. Каждому курильщику стоит выяснить список мест, где курить запрещено:

    • везде, где присутствует молодежь - образовательные, развлекательные и другие учреждения, занимающиеся вопросами, что касаются подрастающего поколения (детей, подростков);
    • публичных учреждениях медицинских (больницы, поликлиники, мед.центры), спортивных (площадки, центры), санаторно-курортного и иного направления;
    • внутри электричек, поездов, также плавательных или воздушных судах (самолеты, теплоходы), включая другие виды транспорта;
    • ближе 15 метров от вокзалов, различных морских портов, аэропортов, также станций метро, внутри перечисленных учреждений, остановках и пассажирских платформах;
    • жилищных, различных социальных и бытовых общественных учреждениях, торговых зданиях (включая рынки, отдельные палатки), гостиницах, также предприятиях общепита;
    • госучреждениях;
    • на работе (если внутри здания);
    • в лифтах, также других общественных местах внутри многоквартирного дома;
    • на пляжах, открытых детских площадках;
    • на заправках.

    Важно! Большинство запретных мест снабжены соответствующими табличками, это помогает ориентироваться.

    Разрешенные места, правила курильщика

    Закон предписывает владельцев увеселительных и иных заведений создать специализированные места - закрытые площадки, где смогут собираться курильщики. Главное требование, касающееся таких площадок, это уединение. Чтобы исключить возможность нанесения вреда другим, не курящим гражданам. Курить там можно. Согласно законодательству, субъекты РФ как администрация города, владельцы заведений вправе полностью исключить курение на определенной территории. Например, Арбат теперь признан свободной зоной.

    Где курить по закону разрешено:

    • на собственной территории – в квартире, внутри машины или во дворе (частный дом), на балконе;
    • можно ли курить открыто на улице в России – да, исключение составляют ближайшие к определенным местам территории – должно соблюдаться 15 метровое расстояние до находящихся рядом больниц и иных учреждений;
    • на работе, если там имеется специальное место;
    • на платформах, где происходит ожидание поездов.

    Важно! Избегать мест, снабженных специальными знаками, также после курения запрещено разбрасывать окурки.

    Запрет курения в общественных местах

    Курение в многоквартирном доме

    Многоквартирный дом считается общей собственностью, на которую поровну могут претендовать все владельцы квартир. Они вправе облагораживать территорию, осуществлять ремонтные работы внутри дома. Подъезд, лестничные площадки, подъездные балконы, придомовая территория – все это общие, доступные всем места, где соответственно запрещено курение.

    Жильцы вправе дымить внутри собственных квартир или на своих балконах. Однако, собственники объединившись, могут создать уединенное небольшое помещение, где установят неплохую вентиляцию и снабдят его снаружи соответствующей табличкой. Там смогут собираться курильщики.

    На детской площадке – статья

    Важно! Курение на детской площадке согласно 12 статье от ФЗ-15 запрещено. Нарушителей ждет установленный законом штраф. Причем, нельзя даже устраивать специальные «отхожие» места, где могли бы собираться курильщики.

    Исключен малейший вред здоровью несовершеннолетних и их мам, прогуливающихся часто на площадках. Они считаются общественным местом, ведь открыты желающим. Впрочем, запрет касается и отдельных, закрытых площадок внутри ТЦ.

    На территории больницы

    Согласно законодательству, курение на территории больниц, медцентров и других подобных учреждениях запрещено. Ведь данные организации считаются общественными, вдобавок, связанные непосредственно со здравоохранением.

    Как правило среди больных встречается немало курящих, вдобавок, многие врачи или медсестры тоже курят. Выход один – администрация должна устроить внутри больницы специализированные закрытые места, снабженные вентиляцией, выводящей дым наружу. Там курящим собираться можно, включая пациентов (их здоровье уже задача врачей). Снаружи «спасительные уголки» узнаются по табличкам.

    Важно! Запрещено курить не только внутри, но и на территории возле больниц, установлено 15 метровое расстояние.

    На улице, сколько метров от здания

    Улица считается общественной территорией, где свободно прохаживаются граждане. Поэтому курить там можно лишь соблюдая определенное расстояние до:

    • больниц;
    • жилых зданий;
    • портов;
    • вокзалов;
    • детских садов;
    • школ;
    • автобусных остановок;
    • аэропортов.

    15 метров согласно законодательству считается достаточным расстоянием. Вдобавок, окурки должны выбрасываться в ближайшие урны.

    Антитабачный закон (статья за курение)

    Кто следит за соблюдением этих норм

    Курение в неположенном месте относится к списку административных нарушений. Отслеживают это и вправе налагать штраф органы полиции. Хулигана задерживают, выясняют личность, затем выписывают соответствующий штраф, напоминая предписания закона.

    Полученные штрафы впоследствии пополняют бюджет, а данные правонарушителей заносятся в общую полицейскую базу, где видно, злостно гражданин нарушает запрет или же попадается впервые. Работодатели, владельцы ресторанов, также простые бдительные люди вправе сообщать, если заметят факт курения в запрещенных законодательством местах.

    Какой штраф за курение в общественных местах, административная ответственность

    Важно! Наказанию могут подлежать не только простые граждане – курильщики, также целые предприятия, фирмы и государственные организации. Если их директора, владельцы или администраторы сознательно разрешали людям курить, не устроив для этого специальных мест.

    Согласно данным статьи 6.25 размеры штрафов, предусмотренных организациям, весьма существенны:

    • невыполнение требований, указанных ФЗ-15 – 10 000-20 000 – платят должностные лица, а 30 000-60 000 – юрлица (предприниматели);
    • нарушение требований, когда граждане курят свободно внутри организации и нет специализированных мест – 20 000-30 000 – всем должностным лицам, также 50 000-80 000 – юр. л.;
    • нарушение норм, касающихся охраны здоровья для посетителей – 30 000-40 000, также 60 000-90 000 – юр. л.

    Физическим лицам:

    • факт курения на детской площадке – статья или штраф в размере 500-1500 рублей;
    • курение гражданина на территории детской площадки – 2000-3000 рублей.

    Важно! Конечно, чтобы заставить правонарушителя ответить, необходимо зафиксировать документально факт преступления. Бдительные граждане могут уведомить полицейского или своего участкового. Если нет, снять курильщика на обычный телефон – сделать видеозапись или несколько снимков. Впоследствии, предъявить их уполномоченным органам.

    Курение электронных сигарет в общественных местах, распространяется ли закон на них

    Какое наказание возможно, если человек использует вместо обычных электронные сигареты? Подобные изделия имеют внутри глицериновое вещество, служащее заменой табака. Вредоносного дыма от них нет, только пар. В Европе такие сигареты вполне легальны, в России они также не подпадают под конкретную группу табачных изделий. Поэтому курить их можно везде.

    Кальяны – их нередко используют внутри кафе, также отдельные граждане приобретают для дома. Они считаются курительными устройствами, поэтому запрет актуален. Однако кальянами можно пользоваться в пределах специальных площадок, вдали от обычных некурящих людей.

    Курение вредно, поэтому власти разработали подробные законопроекты, налагая ряд специальных ограничений. Это помогает защитить здоровье остальных граждан, вдобавок, уменьшить распространение вредоносной привычки.

    Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

    Настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

    Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

    1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    1) курение табака - использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления;

    2) окружающий табачный дым - табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе места, в котором осуществляется или осуществлялось ранее курение табака, в том числе табачный дым, выдыхаемый лицом, осуществляющим курение табака;

    3) последствия потребления табака - причинение вреда жизни или здоровью человека, вреда среде его обитания вследствие потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма, а также связанные с этим медицинские, демографические, социально-экономические последствия;

    4) потребление табака - курение табака, сосание, жевание, нюханье табачных изделий;

    5) спонсорство табака - любой вид вклада в любые событие, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно;

    6) табачные организации - юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие производство, перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции, либо организации, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированными лицами этих юридических лиц, дочерние и зависимые организации, объединения таких лиц, а также организации, созданные такими лицами. В целях настоящего Федерального закона к табачным организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции.

    2. Иные понятия используются в настоящем Федеральном законе в значениях, определенных Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию", Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

    Статья 3. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

    1. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

    2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те правила, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

    Статья 4. Основные принципы охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

    Основными принципами охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака являются:

    1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

    2) предупреждение заболеваемости, инвалидности, преждевременной смертности населения, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака;

    3) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

    4) системный подход при реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, непрерывность и последовательность их реализации;

    5) приоритет охраны здоровья граждан перед интересами табачных организаций;

    6) обеспечение международного сотрудничества Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

    7) взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, не связанных с табачными организациями;

    8) открытость и независимость оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

    9) информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

    10) возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, имуществу гражданина, в том числе имуществу индивидуального предпринимателя, или юридического лица вследствие нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

    Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

    К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относятся:

    1) проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

    2) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

    3) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, в федеральных медицинских организациях в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

    4) разработка и реализация мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, включение указанных мероприятий в установленном порядке в федеральные целевые программы в сфере охраны и укрепления здоровья граждан, в государственную программу развития здравоохранения;

    5) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

    6) организация и осуществление государственного контроля в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

    7) международное сотрудничество Российской Федерации, включая заключение международных договоров Российской Федерации, в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

    8) мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, а также информирование на основе полученных данных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории Российской Федерации, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления.

    Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

    К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относятся:

    1) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях субъектов Российской Федерации;

    2) разработка и реализация мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях субъектов Российской Федерации;

    3) координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, субъектов государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения на территориях субъектов Российской Федерации по оказанию гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака;

    4) участие в осуществлении мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, на территориях субъектов Российской Федерации, а также информирование органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению потребления табака;

    5) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, в медицинских организациях субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

    6) принятие дополнительных мер, направленных на охрану здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

    Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

    К полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относятся:

    1) участие в реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях муниципальных образований;

    2) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной" зависимости и последствий потребления табака, в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

    3) информирование населения о масштабах потребления табака на территории соответствующего муниципального образования, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления, в том числе на основании мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.

    Статья 8. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями

    1. При взаимодействии с индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить подотчетность и прозрачность такого взаимодействия.

    2. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями по вопросам, являющимся предметом регулирования настоящего Федерального закона, должно осуществляться публично, и обращения табачных организаций, направляемые в письменной форме или в форме электронных документов, и ответы на эти обращения подлежат размещению на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

    Статья 9. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

    1. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане имеют право на:

    1) благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

    2) медицинскую помощь, направленную на прекращение потребления табака и лечение табачной зависимости;

    3) получение в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, у индивидуальных предпринимателей, юридических лиц информации о мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

    4) осуществление общественного контроля за реализацией мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

    5) внесение в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений об обеспечении охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

    6) возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью, имуществу вследствие нарушения другими гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и (или) юридическими лицами законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

    2. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане обязаны:

    2) заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака, а также о недопустимости их вовлечения в процесс потребления табака;

    3) не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

    Статья 10. Права и обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

    1. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право:

    1) получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, уполномоченных осуществлять государственный контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, информацию о мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

    2) принимать участие в разработке и реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

    3) устанавливать запрет курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками.

    2. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны:

    1) соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

    2) осуществлять контроль за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности;

    3) обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

    4) предоставлять гражданам информацию о мероприятиях, реализуемых указанными индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.

    Статья 11. Организация осуществления мер, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака

    В целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, сокращения потребления табака осуществляются следующие меры:

    1) установление запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах;

    2) ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия;

    3) регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий;

    4) просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

    6) оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака;

    7) предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

    8) ограничение торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

    9) установление запрета продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, запрета потребления табака несовершеннолетними, запрета вовлечения детей в процесс потребления табака.

    1. Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака (за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи):

    1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

    2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

    3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

    4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

    5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

    6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

    7) в помещениях социальных служб;

    8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

    9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

    10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

    11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

    12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

    13) на автозаправочных станциях.

    2. На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:

    1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

    2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

    3. Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий.

    4. Для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

    5. Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях.

    Статья 13. Ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия

    1. В целях сокращения спроса на табачные изделия осуществляются меры по увеличению акцизов на табачную продукцию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также могут осуществляться иные меры государственного воздействия на уровень цен указанной продукции.

    2. Меры государственного воздействия на уровень цен табачной продукции осуществляются посредством установления минимальных розничных цен такой продукции. Минимальная розничная цена табачной продукции представляет собой цену, ниже которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями.

    3. Минимальные розничные цены устанавливаются на уровне семидесяти пяти процентов от максимальных розничных цен, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

    4. Порядок опубликования минимальных розничных цен табачной продукции устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой деятельности.

    5. Реализация табачной продукции по цене, которая ниже минимальных розничных цен и выше максимальных розничных цен, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, запрещена.

    Статья 14. Регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий

    Регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

    Статья 15. Просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма

    1. В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия, профилактики заболеваний, связанных с потреблением табака, формирования ответственного отношения к здоровью и отрицательного отношения к потреблению табака осуществляются просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма, которые включают в себя предоставление информации:

    1) о преимуществах прекращения потребления табака;

    2) об отрицательных медицинских, демографических и социально-экономических последствиях потребления табака;

    3) о табачной промышленности.

    2. Просвещение населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляется в семье, в процессе воспитания и обучения в образовательных организациях, в медицинских организациях, а также работодателями на рабочих местах.

    3. Основные направления и цели просвещения населения определяются в рамках информационно-коммуникационной стратегии по борьбе с потреблением табака, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

    4. Просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляются, в частности, посредством использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также "горячих линий", способствующих прекращению потребления табака и лечению табачной зависимости, созданных и функционирующих в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

    5. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может предусматриваться создание "горячих линий" или использование информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц по вопросам нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

    6. Информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе посредством проведения информационных кампаний в средствах массовой информации.

    7. Материалы, подготовленные органами государственной власти субъектов Российской Федерации для информирования населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в установленном им порядке.

    1. В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:

    а) распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;

    б) применение скидок с цены табачных изделий любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов;

    в) использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;

    г) использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами;

    д) демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака;

    е) организация и проведение мероприятий (в том числе лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачных изделий;

    ж) организация и проведение культурных, физкультурных, спортивных и других массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых является прямое или косвенное побуждение к приобретению табачных изделий и (или) потреблению табака (в том числе организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов);

    з) использование фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений, принадлежащих табачным организациям, при организации и осуществлении благотворительной деятельности;

    2) спонсорство табака.

    2. Не допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла.

    3. При демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы.

    4. Допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака при информировании населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма в средствах массовой информации при проведении информационных кампаний.

    Статья 17. Оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака

    1. Лицам, потребляющим табак и обратившимся в медицинские организации, оказывается медицинская помощь, направленная на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака.

    2. Оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, включая профилактику, диагностику и лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, медицинскими организациями государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения осуществляется в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

    3. Медицинская помощь, направленная на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, оказывается на основе стандартов медицинской помощи и в соответствии с порядком оказания медицинской помощи.

    4. Лечащий врач обязан дать пациенту, обратившемуся за оказанием медицинской помощи в медицинскую организацию независимо от причины обращения, рекомендации о прекращении потребления табака и предоставить необходимую информацию о медицинской помощи, которая может быть оказана.

    Статья 18. Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями

    1. Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями включает в себя:

    1) обеспечение учета производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

    2) отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий;

    3) пресечение случаев незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями и привлечение к ответственности, в том числе конфискацию контрафактных, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции и табачных изделий, оборудования, на котором были произведены контрафактные табачные изделия, их уничтожение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    2. Учет производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями, отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий осуществляются на основании данных таможенного и налогового учета, систем маркировки табачных изделий специальными и (или) акцизными марками и собственных систем учета производителей. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий анализ информации, указанной в настоящей статье, и порядок обмена информацией между контролирующими органами определяются Правительством Российской Федерации.

    3. В целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

    Статья 19. Ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями

    1. Розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.

    2. В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией.

    3. Запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.

    4. Запрещается розничная торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи.

    5. Информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона.

    6. Не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке), розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями без потребительской тары, табачными изделиями, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями.

    1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

    2) на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;

    3) на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.

    Статья 20. Запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, потребления табака несовершеннолетними, а также вовлечения детей в процесс потребления табака

    1. Запрещаются продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

    2. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск табачной продукции (продавца), сомнения в достижении лицом, приобретающим табачную продукцию (покупателем), совершеннолетия продавец обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    3. Продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции, если в отношении покупателя имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, а документ, удостоверяющий личность покупателя и позволяющий установить его возраст, не представлен.

    4. Не допускается потребление табака несовершеннолетними.

    Статья 21. Государственный контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

    Государственный контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, контролю и надзору в сфере здравоохранения, специальные функции по борьбе с контрабандой, контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.

    Статья 22. Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака

    1. Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, включают в себя:

    1) проведение научных исследований, направленных на изучение причин и последствий потребления табака, действий по стимулированию продажи и потребления табака;

    2) проведение санитарно-эпидемиологических исследований масштабов потребления табака;

    3) установление показателей здоровья граждан и динамики сокращения потребления табака для разработки и реализации мероприятий по противодействию потреблению табака.

    2. Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, проводятся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    3. Субъекты Российской Федерации участвуют в проведении мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и на основании соглашений о мониторинге и об оценке эффективности реализации указанных мероприятий с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

    4. На основании результатов мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, осуществляются:

    1) разработка мероприятий по противодействию потреблению табака, подлежащих включению в федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья граждан и в государственную программу развития здравоохранения;

    2) информирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории Российской Федерации и реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления;

    3) подготовка и представление доклада о выполнении Российской Федерацией Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака.

    Статья 23. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

    За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Статья 24. Признание утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации

    Признать утратившими силу:

    1) Федеральный закон от 10 июля 2001 года N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 2942);

    2) Федеральный закон от 31 декабря 2002 года N 189-ФЗ "О внесении дополнения в статью 10 Федерального закона "Об ограничении курения табака" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 4);

    3) статью 50 Федерального закона от 10 января 2003 года N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167);

    4) Федеральный закон от 1 декабря 2004 года N 148-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3 и 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4847);

    5) статью 2 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 134-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N31, ст. 3433).

    Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

    3. Пункты 3, 5, 6 и 12 части 1 статьи 12, часть 3 статьи 16, части 1-5, пункт 3 части 7 статьи 19 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июня 2014 года.

    4. Пункты 1 и 2 части 1 и часть 2 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2017 года.