Войти
Образовательный портал. Образование
  • Попробуем разобраться в см - Документ
  • Открытия галилея в области астрономии
  • Сопливые грибы но не маслята
  • Имена мальчиков рожденных в январе Азербайджанские имена родившиеся в январе по гороскопу
  • Суточный диурез у беременных женщин
  • Как рассчитать налог на автомобиль по лошадиным силам Изменения по транспортному налогу в году
  • Единство судебной системы рф обеспечивается путем. Единство судебной системы. Конституционные основы системного построения судебных органов в Российской Федерации

    Единство судебной системы рф обеспечивается путем. Единство судебной системы. Конституционные основы системного построения судебных органов в Российской Федерации

    Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

    установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации»;

    соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

    применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

    признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

    законодательного закрепления единства статуса судей;

    финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

    14. Государственная служба РФ: понятие, виды, правовое регулирование.

    В п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25. 04. 03. «О системе государственной службы РФ» дается краткое и строгое определение понятия «государственная служба». В нем государственная служба определяется как профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.. (далее перечисляются государственные органы).

    В определении понятия «государственная служба» в качестве ведущего признака выделяется прилагательное «государственная». Это означает, что сущность и назначение государственной службы определяются сущностью и назначением государства. Государственная служба не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но призвана обеспечивать их практическое осуществление. Поэтому государственный служащий в рамках полномочий по замещаемой должности всегда выступает от имени и по поручению государства.

    Следующий существенный признак понятия государственной службы - профессиональная деятельность. Под профессиональной деятельностью имеется в виду деятельность, осуществляемая на основе специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате подготовки.

    Государственная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях. Государственная служба - это профессия для государственных служащих, которая требует специальной подготовки, получения специального образования. Поэтому они принимаются «на постоянную работу», им присваиваются квалификационные разряды, звания, ранги.

    По ФЗ (от 25. 04. 03.) государственная служба - особый вид профессиональной деятельности, и заниматься этой деятельностью можно лишь в государственных органах; только государственные органы «наделены» правом иметь государственных служащих. Под государственным органом понимается составная часть государственного аппарата, образуемая в установленном законом порядке и наделенная государственными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти. Поэтому государственная служба - это профессиональная деятельность публичного характера и осуществляется она в государственных органах, имеющих публичный характер! Образно говоря, государственная служба - это служба Родине.

    Под видом государственной службы понимается ее специализация, которая, в свою очередь, обусловливается уровнем, целями и функциями соответствующих государственных органов и производна от них.

    В Федеральном законе от 25. 04. 03. с учетом федеративных начал организации государственной власти выделяются три вида государственной службы. В ст. 2 этого Закона предусматривается, что система государственной службы Российской Федерации включает в себя:

    · государственную гражданскую службу;

    · военную службу;

    · правоохранительную службу.

    Все виды государственной службы РФ оформлены общегосударственными установлениями, т.е. федеральными законами, хотя каждый вид имеет собственный правовой статус и характерные признаки. Содержание каждого вида государственной службы, его правовое положение определяются также нормативными актами о соответствующем виде государственной службы.

    Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ.

    Единство судебной системы РФ находит свое выражение в том, что: 1.) она устанавливается только федеральными конституционными законами; 2.) существует единый статус судей на всей территории РФ; 3.) все суды применяют федеральное право, общепризнанные принципы и нормы международного права, ратифицированные международные договоры РФ, законодательство субъектов РФ при условии верховенства федерального права; 4.) все суды действуют по единым правилам судопроизводства; 5) исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу, обязательно на всей территории РФ; 6) федеральные суды и мировые судьи финансируются из федерального бюджета (конституционные (уставные) суды субъектов РФ - из их бюджетов).

    При единстве судебной системы в России действуют несколько видов различных судов: конституционные (уставные), суды общей юрисдикции, арбитражные суды и др11 Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004.

    Суды конституционной юстиции - это Конституционный Суд РФ, а также конституцион-ные и уставные суды субъектов РФ. Конституционные суды действуют в республиках, имеющих конституции, уставные - в других субъектах РФ. Судьи Конституционного Суда РФ, конституционных и уставных судов субъектов РФ назначаются парламентами. Конституционная юстиция не составляет единой системы. Конституционные и уставные суды субъектов РФ автономны, они выносят решения только по вопросам соответствия конституции, уставу субъекта РФ правовых актов данного субъекта и правовых актов его местных органов самоуправления. Поскольку в соответствии с законами субъектов РФ о конституционных и уставных судах их решения окончательны и обжалованию не подлежат, считается, что Конституционный Суд РФ не вправе рассматривать жалобы на такие решения. Однако в своих решениях конституционные и уставные суды субъектов РФ могут касаться толкования федеральной Конституции. Решения конституционных, уставных судов могут касаться предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов.

    Суды общей юрисдикции - Верховный Суд РФ, верховные суд республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, федеральные районные суды, мировые судьи, военные суды. Председатели и судьи Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации, председатели судов общей юрисдикции, кроме мировых судей, назнача-ются Президентом РФ по рекомендации Верховного Суда РФ или Высшей квалификационной коллегии. Мировые судьи избираются гражданами судебных участков или на-значаются законодательными собраниями субъектов РФ.

    Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам, трудовым спорам, делам, возникающим из адми-нистративных правоотношений. Они рассматривают дело по первой и по второй инстанции; удостоверяют некоторые важные юридические факты, вправе признавать недействующими норматив-ные акты органов и должностных лиц исполнительной власти соответ-ствующей ступени.

    Возглавляет суды общей юрисдикции Верховный Суд РФ - выс-ший судебный орган по уголовным, гражданским, административ-ным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В его ве-дение не входят конституционная и арбитражная юстиция. Верхов-ный Суд РФ иногда выступает в качестве суда первой инстанции. В установленных законом про-цессуальных формах он осуществляет надзор за деятельностью других судов. Верховный Суд РФ дает разъясне-ния по вопросам судебной практики; рассматривает также вопросы о соответствии за-конам актов центральных органов исполнительной власти. Признан-ные недействующими акты или положения утрачивают юридиче-скую силу со дня вступления в силу решения Верховного Суда РФ.

    Верховный Суд РФ действует в составе пленума, президиума, трех судебных коллегий. Пленум - весь состав Суда, созываемый не реже одного раза в четыре месяца. В его заседаниях в обязательном по-рядке участвуют Генеральный прокурор и министр юстиции. Пленум обобщает судебную практику, рассматривает представления Генерального прокурора и министра юстиции, заслушивает сообщения председателей судов субъектов РФ, военных судов о практике применения законодательства, утверждает составы названных выше трех судебных коллегий.

    В состав президиума Верховного Суда РФ входят Председатель, его заместители и несколько судей, утверждаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ. Президиум рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, оказывает помощь судам, координирует их деятельность с Министерством юстиции РФ, анализирует судебную практику, судебную статистику, рассматривает организационные вопросы работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ.

    Судебные коллегии рассматривают дела, относящиеся к их ведению, в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, обобщают судебную практику.

    Высшие суды субъектов РФ, районные суды действуют в пределах своей территории.

    Военные суды - разновидность судов общей юрисдикции. Они создаются в местах дислокации воинских частей и учреждений. Им подсудны уголовные, гражданские, административные дела, стороной в которых являются военнослужащие или лица, проходящие военные сборы. Существуют окружные, флотские и гарнизонные военные суды. В окружном военном суде рассматриваются дела по первой инстанции по гражданским и административным делам единолично судьей или в составе коллегии из трех судей, уголовные дела - в составе коллегии, одного судьи, трех судей, или судами присяжных. Окружной суд рассматривает также дела по второй инстанции. В гарнизонном суде рассматриваются дела только по первой инстанции44 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2000.

    Особое место в системе судов общей юрисдикции занимают суды с участием присяжных заседателей. Они рассматривают только уголовные дела, по которым обвиняемым грозит суровое наказание. Обвиняемые могут выбирать: будут рассматривать их дело профессиональные судьи или суд присяжных.

    Суд присяжных заседателей образуется при суде общей юрисдикции, субъекта РФ в составе судьи и 12 присяжных заседателей. Главные условия - российское гражданство, возраст 25-70 лет, не иметь судимости. Список присяжных заседателей составляется судом, они привлекаются к рассмотрению дела путем слепой выборки из списка. Присяжные заседатели решают лишь вопросы факта, а вопросы права решает судья. Присяжные совещаются и принимают решение отдельно, судья - также самостоятельно. Присяжные должны стремиться прийти к единому решению. Если это не достигнуто после трех часов их совещания, решение ими принимается по большинству голосов. Приговоры, вынесенные судом присяжных, обжалуются или опротестовываются в Верховный Суд РФ.

    В систему судов общей юрисдикции входят также мировые судьи.

    Мировые судьи - суды общей юрисдикции субъектов РФ, но входящие в единую судебную систему России. Поэтому существует и Федеральный Закон о мировых судьях (1998 г.), и принятые в соответствии с ним законы субъектов РФ о мировых судьях, но количество мировых судей и судебных участков в субъектах РФ устанавливается Федеральным законом 1999 г. (с изменениями в 2000-2004 гг.). Мировые судьи могут быть назначены законодательными собраниями субъектов РФ или избраны населением судебного участка на срок, который установлен законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. Повторное назначение или избрание осуществляется на срок не менее пяти лет, В большинстве законов субъектов РФ о мировых судьях закреплен принцип назначения мировых судей. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями определяется федеральными законами, по административным делам - законами субъектов РФ. Финансирование мировых судей осуществляется из федерального бюджета, а материально-техническое обеспечение - соответствующим субъектом РФ.

    Мировые судьи рассматривают (единолично) по первой инстанции ограниченную категорию дел. Они вправе: 1) рассматривать уголовные дела, связанные с преступлениями, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок, не превышающий трех лет; 2) издавать судебные приказы; 3) расторгать браки, если отсутствует спор о детях, и рассматривать другие дела, вытекающие из брачно-семейных отношений; 4) рассматривать имущественные споры, если цена иска не превыше 500 МРОТ; 5) рассматривать административные правонарушения; 6) разрешать трудовые споры.

    Участки мировых судей создаются законами субъектов РФ, при этом численность их населения должна составлять 15-30 тыс. человек.

    Суды общей юрисдикции не разрешают дела о соответствии Конституции РФ федеральных нормативных актов и нормативных актов субъектов РФ. Если же при рассмотрении конкретного дела суд приходит к выводу о неконституционности закона, иного правового акта, он не вправе применять его и должен обратиться с запросом по этому случаю в конституционный (уставный) суд. Вне рассмотрения конкретного дела суды общей юрисдикции могут проверять соответствие нормативных актов нижестоящих органов исполнительной власти нормативным актам вышестоящих органов и закону и принимать постановления, объявляя не соответствующие акты недействующими.

    Арбитражные суды осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривают экономические, хозяйственные споры и некоторые иные дела. В арбитражных судах могут быть арбитражные заседатели. Арбитражными заседателями могут быть лица, достигшие 25 лет, имеющие профессиональное, экономическое, финансовое, юридическое образование и стаж работы по этой специальности или в предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

    В систему арбитражных судов входят Высший Арбитражный Суд РФ, арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ. На территории одного субъекта может быть несколько арбитражных судов, и один арбитражный суд может быть создан для нескольких субъектов. Окружные арбитражные суды создаются для нескольких субъектов РФ. Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают дела по первой инстанции, а иногда и в качестве апелляционной инстанции. Суды особых апелляционных округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях.

    Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, судьи арбитражных судов округов в субъектах РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судья не может быть назначен на должность без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Прекращение полномочий судьи также возможно только по решению такой коллегии.

    Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе пленума, президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Полномочия этих органов похожи на полномочия соответствующих органов в Верховном Суде РФ.

    Закон о судебной системе РФ допускает создание специализированных судов по рассмотрению гражданских дел.

    Для рассмотрения споров, вытекающих из некоторых гражданско-правовых отношений, Законом 2002 г. созданы третейские суды. Постоянные третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами и действуют при них. Временные суды создаются для разрешения конкретного спора соглашениями сторон. Если решение третейского суда не выполняется добровольно, сторона может обратиться в государственный суд, который выдает исполнительный лист или отказываете нем.

    Создание чрезвычайных судов, т.е. судов, образованных вне общей системы и осуществляющих судебный процесс вне правил, установленных законом, запрещено. Такие суды не могут создаваться и в условиях экстремальных ситуаций55 Смоленский М.Б. Конституционное право Российской Федерации. Издание 2-е. Серия «Сдаем экзамены». - Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

    Правосудие - это особый вид государственной деятельности, осуществляемой исключительно органами судебной власти путем рассмотрения уголовных, гражданских и иных дел. Никакие другие органы и должностные лица не вправе осуществлять правосудие, пересматривать решения органов судебной власти. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом. Правосудие осуществляется в устанавливаемых законами особых процессуальных формах, гарантирующих соблюдение всеми участниками судебного разбирательства уголовных, гражданских и иных дел, конституционных принципов правосудия: равенства всех перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, независимости судей и др.

    Неизменными принципами правосудия в Российской Федерации являются следующие принципы, закрепленные в Конституции РФ: законности – правосудие осуществляется только в соответствии с законом и подчиняется только закону; осуществления правосудия только судом (ст. 118 К); независимости судей – судьи подчиняются только закону и в своей деятельности никому не подотчетны (ст. 120 К); осуществления правосудия на основе равенства всех перед законом и судом (ст. 19 К); обеспечения каждому права на обращение в суд за защитой своих интересов (ст. 46 К); презумпция невиновности (ст. 49 К); обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на квалифицированную защиту (ст. 48 К); гласность судебного разбирательства (ст. 123 К); участия граждан в осуществлении правосудия – любой гражданин может осуществлять правосудие в качестве присяжного заседателя (ст. 32К); охраны чести и достоинства личности – никто не может подвергаться пыткам и унижающему человеческое достоинство обращению (ст. 21 Конституции); непосредственность и устность судебного разбирательства – в основу судебного решения ложатся только те доказательства, которые исследованы в судебном заседании. Данное положение закреплено во всех процессуальных кодексах.

    Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" Статья 3. Единство судебной системы.

    1) Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем˸ 1) установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом; 2) соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; 3) применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации; 4) признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; 5) законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

    2) Судоустройство и судопроизводство отнесены к ведению федерации (УПК, АПК, ГПК и т.д. в ведении РФ).

    Но есть одно изъятие˸ конституционные (уставные) суды субъектов федерации. Не существует ФЗ, который хотя бы рамочным образом определял порядок судопроизводства в этих судах. Порядок рассмотрения дел в этих судах каждый субъект федерации устанавливает самостоятельно. Эта область судопроизводства единому регулированию не подчинена. Это единственное изъятие из 2 элемента.

    3) Единство нормативной основы правосудия. Все суды применяют одни и те же законы. Верховный Суд и Высший арбитражный Суд пытаются решить эту проблему путем издания так называемых совместных постановлений пленума ВС и ВАС. (выработка единых подходов к применению закона).

    4) Означает, что не существует судов важных и неважных, главных и неглавных. В случае если судебный акт вступил в законную силу он является обязательным на всей территории РФ. Эта обязательность едина, независимо от того, о каком суде идет речь.

    5) Статус судьи устанавливается законом “О статусе судей”. Проблема˸ статус судей субъектов федерации (уставных, конституционных судов субъектов федерации), который устанавливается субъектами (разный порядок отбора, квалификационных требований и назначения). Единство не во всех элементах.

    5) В первую очередь это относится к судьям субъектов федерации.

    Статья 124

    Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

    ФЗ № 30-ФЗ от 10 февраля 1999 года “О финансировании судов РФ” (расходы на финансирование судебной власти могут сокращаться только с согласия органов судейского сообщества).

    Постановление КС № 23-П от 17.07.1998 года. (законодатель не вправе сокращать расходы на содержание судебной системы иначе как с согласия органов судейского сообщества, а именно Совета судей или Всероссийского съезда судей)

    Финансирование в следующем году не должна быть меньше финансирования в предыдущем году.

    Зарплата мирового судьи и все, что касается его собственных гарантий (отпуск, лечение) финансируется федеральным бюджетом. Но аппарат мирового судьи и материально-техническое обеспечение его деятельности обеспечиваются за счёт бюджета субъекта федерации. à Двойное финансирование (параллельное финансирование).

    Конституционные (уставные) судьи субъектов федерации полностью финансируются из бюджета субъекта федерации.

    2.Геополитический статус Российской Федерации в мире. Основные направления и приоритеты внешней политики России.

    В соответствии с высшим приоритетом национальной безопасности - защитой интересов личности, общества и государства - главные внешнеполитические усилия должны быть сосредоточены на достижении следующих основных целей:

    обеспечение безопасности страны; создание благоприятных внешних условий для модернизации России; воздействие на общемировые процессы в целях установления справедливого и демократического миропорядка; формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами; поиск согласия и совпадающих интересов с другими государствами и межгосударственными объединениями; всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом; содействие объективному восприятию РФ в мире как демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой и независимой внешней политикой; поддержка и популяризация в иностранных государствах русского языка и культуры народов России.

    На смену блоковым подходам к решению международных проблем приходит сетевая дипломатия, опирающаяся на гибкие формы участия в многосторонних структурах в целях коллективного поиска решений общих задач.

    Российская Федерация располагает реальным потенциалом для того, чтобы занять достойное место в мире. Определяющее значение при этом имеют укрепление российской государственности, устойчивый экономической рост, дальнейшие политические и экономические преобразования, решение социальных проблем, преодоление ресурсно-сырьевой ориентации экономики и ее перевод на инновационный путь развития, улучшение демографической ситуации. Важными факторами являются также укрепление институтов гражданского общества и государственная поддержка национальных неправительственных организаций, заинтересованных в обеспечении российских внешнеполитических интересов.

    Россия заинтересована в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества государств и опирающейся на международное право. Такая система призвана обеспечить надежную и равную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, информационной, гуманитарной и иных областях. Ее главный инструмент - многосторонняя дипломатия.

    Центром регулирования международных отношений и координации мировой политики в XXI веке должна оставаться ООН.

    Главным приоритетом политики Российской Федерации в сфере международных экономических отношений является содействие развитию национальной экономики в условиях глобализации посредством обеспечения равноправных позиций страны и российского бизнеса в системе мирохозяйственных связей.

    Важным направлением внешнеполитической деятельности Российской Федерации является доведение до широких кругов мировой общественности полной и точной информации о ее позициях по основным международным проблемам, о внешнеполитических инициативах и действиях Российской Федерации, о процессах и планах ее внутреннего социально-экономического развития, о достижениях российской культуры и науки.

    Приоритетным направлением внешней политики России является развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ. Россия выстраивает дружественные отношения с каждым из государств - участников СНГ на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. С государствами, которые проявляют готовность к этому, развиваются отношения стратегического партнерства и союзничества.

    Президент Российской Федерации в соответствии со своими конституционными полномочиями осуществляет руководство внешней политикой страны и как глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях.

    Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в рамках своих конституционных полномочий ведут работу по законодательному обеспечению внешнеполитического курса страны и выполнению ее международных обязательств, а также способствуют повышению эффективности парламентской дипломатии.

    Правительство Российской Федерации осуществляет меры по реализации внешней политики страны.

    Совет Безопасности Российской Федерации ведет работу по оценке вызовов и угроз национальным интересам и безопасности России в международной сфере, осуществляет подготовку предложений Президенту Российской Федерации для принятия главой государства решений по вопросам внешней политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности, а также по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности, дает оценку эффективности этих решений. Министерство иностранных дел Российской Федерации разрабатывает общую стратегию внешней политики Российской Федерации, представляет соответствующие предложения Президенту Российской Федерации и ведет работу по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации в соответствии с настоящей Концепцией, а также осуществляет координацию внешнеполитической деятельности федеральных органов исполнительной власти.

    Принцип единства судебной системы России

    В ст. 118 Конституцией предусмотрено, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральными конституционными законами, создание чрезвычайных судов не допускается. Таким образом Конституция устанавливает единую судебную систему страны, состоящую из конституционного суда РФ, судов общей юрисдикции (включая военные суды) и арбитражных судов. Единство судебной системы страны выражается в целом ряде положений:

    1. Все суды образуются на основе единого общероссийского законодательства;

    2. Все суды России образуются и действуют на единых принципах - демократических основах;

    3. Перед судами поставлены единые задачи защиты прав и свобод граждан, интересов общества и государства;

    4. Правосудие осуществляется прежде всего на основе единых общероссийских законов, а также законов субъектов Федерации, последние не должны противоречить конституции РФ;

    5. Суды общей юрисдикции военные суды в своей деятельности руководствуются единым процессуальным законодательством;

    6. Государство в равной мере несет ответственность за деятельностью всех своих судов и судей, особенно в деле защиты общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

    Принципы законности правосудия

    Закрепленное в п. 2 ст. 15 Конституции России общее требование о соблюдение законности, обращаемое ко всем государственным органам, в наибольшей степени относится к суду. Принцип законности правосудия имеет одну особенность: организация и деятельность судов осуществляется прежде всего на основе конституции и законов, т.е. актов, принятых высшими органами власти страны. Принцип законности правосудия содействует укреплению конституционного режима и верховенства закона в стране. Никакие отступления от норм материального и процессуального права при рассмотрении судебных дел не допустимы и не могут быть оправданы соображениями так называемой целесообразности. При рассмотрении гражданских, уголовных дел суды руководствуются кодексами и законами по существующим отраслям права. При рассмотрении уголовных дел суды следуют нормам уголовного кодекса, который определяет, какие общественно-опасные деяния являются преступными, и устанавливает показания в отношении лиц, совершивших преступление. Никакие другие законы суды здесь не имеют права применять Разрешение уголовных дел на основе применения аналогии уголовного закона и права не допускается. При рассмотрении гражданских дел по спорам, возникшим из гражданских, семейных, трудовых, земельных, административных отношений, суды применяют широкий спектр норм различных отраслей материального права. Главное отличие гражданских дел от уголовных состоит в том, что при разрешении гражданских дел суды широко используют подзаконные акты, включая приказы и инструкции министерств и ведомств, акты местных органов власти и управления, если они не противоречат законам. Решение гражданских споров и дел возможно также на основе аналогии, направление гражданского права и закона.

    Принцип к законности правосудия требует от судов, чтобы в каждом внесенном по делу приговоре или решении была обоснованная сетка на конкретный закон. Приговор или решение являются незаконными и подлежат отмене вышестоящей судебной инстанции, если нет ссылки на закон. Содержание принципа законности правосудия подразумевает точное соблюдение судами норм процессуального законодательства (УПК, ГПК, АПК), регулирующего порядок разбирательства по уголовным и гражданским делам. В процессуальных кодексах исхода из этого принципа сформулированы задачи уголовного и гражданского судопроизводства. Значение процессуальной законности правосудия заключается не только в наделении заинтересованных участников судебного дела широкими процессуальными правами, которыми они пользуются в суде, отстаивая свои позиции. Правила судопроизводства предназначены также для установления всех важных для дела фактов и обстоятельств, надлежащего применения норм права. В процессуальном законодательстве определены основы и источники выводов суда о фактах и обстоятельствах дела. Принцип законности правосудия в сфере процессуального законодательства является решающей гарантией обоснованного, законного и справедливого судебного решения или приговора.

    Единство судебной системы РФ находит свое выражение в том, что: 1.) она устанавливается только федеральными конституционными законами; 2.) существует единый статус судей на всей территории РФ; 3.) все суды применяют федеральное право, общепризнанные принципы и нормы международного права, ратифицированные международные договоры РФ, законодательство субъектов РФ при условии верховенства федерального права; 4.) все суды действуют по единым правилам судопроизводства; 5) исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу, обязательно на всей территории РФ; 6) федеральные суды и мировые судьи финансируются из федерального бюджета (конституционные (уставные) суды субъектов РФ - из их бюджетов).

    При единстве судебной системы в России действуют несколько видов различных судов: конституционные (уставные), суды общей юрисдикции, арбитражные суды и др 11 Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004..

    Суды конституционной юстиции - это Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды субъектов РФ. Конституционные суды действуют в республиках, имеющих конституции, уставные - в других субъектах РФ. Судьи Конституционного Суда РФ, конституционных и уставных судов субъектов РФ назначаются парламентами. Конституционная юстиция не составляет единой системы. Конституционные и уставные суды субъектов РФ автономны, они выносят решения только по вопросам соответствия конституции, уставу субъекта РФ правовых актов данного субъекта и правовых актов его местных органов самоуправления. Поскольку в соответствии с законами субъектов РФ о конституционных и уставных судах их решения окончательны и обжалованию не подлежат, считается, что Конституционный Суд РФ не вправе рассматривать жалобы на такие решения. Однако в своих решениях конституционные и уставные суды субъектов РФ могут касаться толкования федеральной Конституции. Решения конституционных, уставных судов могут касаться предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов.

    Суды общей юрисдикции - Верховный Суд РФ, верховные суд республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, федеральные районные суды, мировые судьи, военные суды. Председатели и судьи Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации, председатели судов общей юрисдикции, кроме мировых судей, назначаются Президентом РФ по рекомендации Верховного Суда РФ или Высшей квалификационной коллегии. Мировые судьи избираются гражданами судебных участков или назначаются законодательными собраниями субъектов РФ.

    Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам, трудовым спорам, делам, возникающим из административных правоотношений. Они рассматривают дело по первой и по второй инстанции; удостоверяют некоторые важные юридические факты, вправе признавать недействующими нормативные акты органов и должностных лиц исполнительной власти соответствующей ступени.

    Возглавляет суды общей юрисдикции Верховный Суд РФ -- высший судебный орган по уголовным, гражданским, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В его ведение не входят конституционная и арбитражная юстиция. Верховный Суд РФ иногда выступает в качестве суда первой инстанции. В установленных законом процессуальных формах он осуществляет надзор за деятельностью других судов. Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики; рассматривает также вопросы о соответствии законам актов центральных органов исполнительной власти. Признанные недействующими акты или положения утрачивают юридическую силу со дня вступления в силу решения Верховного Суда РФ.

    Верховный Суд РФ действует в составе пленума, президиума, трех судебных коллегий. Пленум -- весь состав Суда, созываемый не реже одного раза в четыре месяца. В его заседаниях в обязательном порядке участвуют Генеральный прокурор и министр юстиции. Пленум обобщает судебную практику, рассматривает представления Генерального прокурора и министра юстиции, заслушивает сообщения председателей судов субъектов РФ, военных судов о практике применения законодательства, утверждает составы названных выше трех судебных коллегий.

    В состав президиума Верховного Суда РФ входят Председатель, его заместители и несколько судей, утверждаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ. Президиум рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, оказывает помощь судам, координирует их деятельность с Министерством юстиции РФ, анализирует судебную практику, судебную статистику, рассматривает организационные вопросы работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ.

    Судебные коллегии рассматривают дела, относящиеся к их ведению, в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, обобщают судебную практику.

    Высшие суды субъектов РФ, районные суды действуют в пределах своей территории.

    Военные суды - разновидность судов общей юрисдикции. Они создаются в местах дислокации воинских частей и учреждений. Им подсудны уголовные, гражданские, административные дела, стороной в которых являются военнослужащие или лица, проходящие военные сборы. Существуют окружные, флотские и гарнизонные военные суды. В окружном военном суде рассматриваются дела по первой инстанции по гражданским и административным делам единолично судьей или в составе коллегии из трех судей, уголовные дела - в составе коллегии, одного судьи, трех судей, или судами присяжных. Окружной суд рассматривает также дела по второй инстанции. В гарнизонном суде рассматриваются дела только по первой инстанции.

    Особое место в системе судов общей юрисдикции занимают суды с участием присяжных заседателей. Они рассматривают только уголовные дела, по которым обвиняемым грозит суровое наказание. Обвиняемые могут выбирать: будут рассматривать их дело профессиональные судьи или суд присяжных.

    Суд присяжных заседателей образуется при суде общей юрисдикции, субъекта РФ в составе судьи и 12 присяжных заседателей. Главные условия - российское гражданство, возраст 25--70 лет, не иметь судимости. Список присяжных заседателей составляется судом, они привлекаются к рассмотрению дела путем слепой выборки из списка. Присяжные заседатели решают лишь вопросы факта, а вопросы права решает судья. Присяжные совещаются и принимают решение отдельно, судья - также самостоятельно. Присяжные должны стремиться прийти к единому решению. Если это не достигнуто после трех часов их совещания, решение ими принимается по большинству голосов. Приговоры, вынесенные судом присяжных, обжалуются или опротестовываются в Верховный Суд РФ.

    В систему судов общей юрисдикции входят также мировые судьи.

    Мировые судьи - суды общей юрисдикции субъектов РФ, но входящие в единую судебную систему России. Поэтому существует и Федеральный Закон о мировых судьях (1998 г.), и принятые в соответствии с ним законы субъектов РФ о мировых судьях, но количество мировых судей и судебных участков в субъектах РФ устанавливается Федеральным законом 1999 г. (с изменениями в 2000--2004 гг.). Мировые судьи могут быть назначены законодательными собраниями субъектов РФ или избраны населением судебного участка на срок, который установлен законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. Повторное назначение или избрание осуществляется на срок не менее пяти лет, В большинстве законов субъектов РФ о мировых судьях закреплен принцип назначения мировых судей. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями определяется федеральными законами, по административным делам - законами субъектов РФ. Финансирование мировых судей осуществляется из федерального бюджета, а материально-техническое обеспечение - соответствующим субъектом РФ.

    Мировые судьи рассматривают (единолично) по первой инстанции ограниченную категорию дел. Они вправе: 1) рассматривать уголовные дела, связанные с преступлениями, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок, не превышающий трех лет; 2) издавать судебные приказы; 3) расторгать браки, если отсутствует спор о детях, и рассматривать другие дела, вытекающие из брачно-семейных отношений; 4) рассматривать имущественные споры, если цена иска не превыше 500 МРОТ; 5) рассматривать административные правонарушения; 6) разрешать трудовые споры.

    Участки мировых судей создаются законами субъектов РФ, при этом численность их населения должна составлять 15-30 тыс. человек.

    Суды общей юрисдикции не разрешают дела о соответствии Конституции РФ федеральных нормативных актов и нормативных актов субъектов РФ. Если же при рассмотрении конкретного дела суд приходит к выводу о неконституционности закона, иного правового акта, он не вправе применять его и должен обратиться с запросом по этому случаю в конституционный (уставный) суд. Вне рассмотрения конкретного дела суды общей юрисдикции могут проверять соответствие нормативных актов нижестоящих органов исполнительной власти нормативным актам вышестоящих органов и закону и принимать постановления, объявляя не соответствующие акты недействующими.

    Арбитражные суды осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривают экономические, хозяйственные споры и некоторые иные дела. В арбитражных судах могут быть арбитражные заседатели. Арбитражными заседателями могут быть лица, достигшие 25 лет, имеющие профессиональное, экономическое, финансовое, юридическое образование и стаж работы по этой специальности или в предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

    В систему арбитражных судов входят Высший Арбитражный Суд РФ, арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ. На территории одного субъекта может быть несколько арбитражных судов, и один арбитражный суд может быть создан для нескольких субъектов. Окружные арбитражные суды создаются для нескольких субъектов РФ. Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают дела по первой инстанции, а иногда и в качестве апелляционной инстанции. Суды особых апелляционных округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях.

    Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, судьи арбитражных судов округов в субъектах РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судья не может быть назначен на должность без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Прекращение полномочий судьи также возможно только по решению такой коллегии.

    Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе пленума, президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Полномочия этих органов похожи на полномочия соответствующих органов в Верховном Суде РФ.

    Закон о судебной системе РФ допускает создание специализированных судов по рассмотрению гражданских дел.

    Для рассмотрения споров, вытекающих из некоторых гражданско-правовых отношений, Законом 2002 г. созданы третейские суды. Постоянные третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами и действуют при них. Временные суды создаются для разрешения конкретного спора соглашениями сторон. Если решение третейского суда не выполняется добровольно, сторона может обратиться в государственный суд, который выдает исполнительный лист или отказываете нем.

    Создание чрезвычайных судов, т.е. судов, образованных вне общей системы и осуществляющих судебный процесс вне правил, установленных законом, запрещено. Такие суды не могут создаваться и в условиях экстремальных ситуаций.