Войти
Образовательный портал. Образование
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Как называется наука изучающая разные типы гербов. Что такое геральдика

    Как называется наука изучающая разные типы гербов. Что такое геральдика
    Дата публикации: 20.10.2012

    Уместить все накопленные знания о геральдике невозможно в одной статье. Существует множество книг и трудов, в которых подробно описаны все аспекты геральдического языка, видов шраффировок и т.д. Данная статья посвящена историческому аспекту использования геральдики.

    Что это такое?

    Геральдика созвучна со словом heraldus (глашатай). Собственно, именно от этого слова понятие и появилось. Только вот в русском языке правильно называть глашатаев не геральдами, а герольдами. «Геральд» - это старогерманское имя, а герольд - человек, описывающий герб своего феодала.

    Геральдика - это наука, а точнее специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов. Многие не знают, что гербы создавались по определённому порядку. Если вы придумали герб, не соответствующий правилам геральдики, то это будет простая эмблема. В средние века к гербам было особое отношение. А потому нарушение порядка составления герба могло плохо отразиться на будущем феодала.

    Когда появилась?

    Зачем нужна геральдика? А зачем вообще нужны опознавательные знаки?

    Во-первых, геральдика решила проблему определения статуса человека. Если человек идёт в одежде с гербом, то это значит, что он является вассалом того феодала, чей герб изображён на его одежде. Во-вторых, гербы помогали отличить своих от врагов. Представьте себе средневековое сражение… Мягко говоря, бой походил на мясорубку, когда одна толпа «рубила» другую в ближнем бою. И чтобы воин, который вошёл в раж, не убивал своих - придумали знаки отличия.

    Именно поэтому геральдика зародилась в периодах между первым и вторым крестовым походом (12 век). Первые гербы изображали каких-либо животных, символизирующих определённого человека. Так как читать умели тогда немногие, то надписи почти не помещались на гербы. Обычно, гербовое животное было ещё и прозвищем феодала. А потому, старались изображать сильных и красивых животных.

    Впоследствии герб закреплялся не только за конкретным человеком, но и за всем последующем поколением. Так появились знатные роды. Знатность стала культом. А потому иногда требовалось иметь знатных предков в нескольких поколениях, чтобы считаться «по-настоящему» знатным.

    Средневековье стало значительным этапом в истории геральдике. Однако окончательную систематизацию геральдика получила в 17 веке с трудом французского священника Клода Франсуа Менестрье «Истинное искусство геральдики и происхождение гербов» (Le veritable art du blason et l"origine des armoiries).

    Те, кто стал изучать геральдику в 17 - 19 веках столкнулись с проблемой систематизации. По началу считалось, что средневековая геральдика пришла со времён Римской Империи. Однако оказалось, что каждая крупная цивилизация или государство придумывали свои правила геральдики. Более того, не было точного определения геральдики, а потому под категорию геральдики подпадали арабские гербы и прочее.

    Рыцари

    Средневековые рыцари оказали сильное влияние на развитие геральдики. Во-первых, у каждого рыцаря была своя печать, которую он ставил на всех важных документах. Тут же появились люди, которые начали подделывать печати. В результате, гербы и печати всё более усложнялись.

    Не маловажную роль сыграли и рыцарские турниры. Рыцари демонстрировали свои гербы, которые бы изображены на щитах и знаменах. Перед каждым боем герольды «читали» герб. Т.е. они объясняли элементы герба. При этом они были обязаны соблюдать определённый порядок описания герба. Так появился геральдический язык. По сути, герольд давал научную характеристику гербу. Описание герба было важно в первую очередь для других рыцарей, ведь так они могли определить знатность рыцаря.

    Закат геральдики

    Геральдика исчезла тогда, когда стал исчезать феодализм и монархии. Если в некоторых государствах монархический строй удалось сохранить, то феодализм исчез совсем (в Европе). Буржуазные революции не принимали атрибутика знатности человека. Конечно, некоторые пытались сохранять традиции, но эпоха прошла.

    Сейчас геральдика - это только историческая дисциплина и наука. Она нужна для знания истории. Однако не всё так плохо. Большинство гербов городов сохранено. Каждый город Европы и России имеет свой герб, который сформировался исторически.

    В России

    В России была своя система гербов, но не такая развитая как в Европе. Позже, европейские специалисты помогли доработать систему геральдики и в нашей стране. Гербы в России имели дворянские роды. Города имели свои гербы. А гербом России был и остаётся двуглавый орёл.

    Систематизировал русскую геральдику царь Алексей Михайлович Романов. Его прозвище было «тишайший». Наверняка, его внутренние качества и повлияли на систематизацию геральдики в России.

    Система геральдики была доработана в 17 веке при активном сотрудничестве с Польшей. Были созданы списки гербов городов и дворянских родов. Позже Пётр Первый учредил герольдии и герольдмейстеров. Т.е. появились официальные государственные органы, занимающиеся составлением и толкованием гербов. Это было очень важно, так как гербы были в то время основным средством индивидуализации.

    В советское время геральдика стала лишь исторической дисциплиной. Геральдику отменили, но гербы городов сохранили. А для новых городов стали создавать новые, но уже основываясь на социализме.

    В наше время геральдика стала объектом «понтов». Любой может заплатить деньги и получить свидетельство о том, что он является потомком древнего дворянского рода. Особенно это популярно среди депутатов и звёзд шоу-бизнеса, что еще больше опошляет это замечательное слово и его историю...

    Спасибо за внимание!

    P.S. Вот герб рода Олениных:

    Мои предки и я родом из данного дворянского рода, корни которого уходят в Польшу. После революции коммунисты решили, что дворянство - это пережиток старого общества. В то время считалось, что если у тебя много имущества, то нужно тебя раскулачивать. Моего прадеда ждало не только раскулачивание, но и нечто похуже. А потому ему пришлось сменить одну букву в фамилии и скрыться. Был Оленин, стал Аленин. Самое интересное то, что фамилия Аленин тоже относится к дворянскому роду, идущему от Ермака. Т.е. мой прадед немножко прогадал со сменой фамилии. Получилось, что он сменил одну дворянскую фамилию на другую.

    Конспект занятия

    по программе «Путешествуем, играя, по Хабаровскому краю»

    образовательный блок №2: « Путешествуем по родному краю»

    Тема: Геральдика наука о гербах.

    Цель занятия: Ознакомить учащихся с особенностями составления гербов и формирования символики края.

    Задачи занятия по формированию УУД:

      образовательные: ознакомить учащихся с особенностями составления гербов и формирования символики края;

    2) развивающие: продолжить развивать у учащихся умения анализировать, конкретизировать и объективно оценивать окружающую действительность.

    3) воспитательные: формирование у учащихся чувства патриотизма к малой родине.

    Тип занятия: комбинированное.

    Основные понятия: геральдика, герб, символика

    Оборудование и материалы: комплект «компьютер+экран+проектор»; презентация к занятию (см. электронное приложение к занятию).

    План занятия:

      Организационный момент (3-5 мин.).

      Актуализация знаний (7-10 мин.).

      Объяснение нового материала (15 мин.).

      Динамические паузы (2-3 мин.)

      Закрепление материала (7-10 мин.)

      Рефлексия. Подведение итогов (5 мин.)

    Ход занятия

    Приветствие учащихся. Сохранность контингента.

    Актуализация знаний

    Итак, вы являетесь двумя конкурирующими городами.

    Что вы будете делать, чтобы отличаться друг от друга?

    А кроме названия, что еще будет вас отличать друг от друга?

    А что есть у каждого города, района, края, страны?

    Правильно, это и будет темой нашего занятия.

    Мы придумаем себе названия.

    Мы придумаем себе отличительные знаки.

    Герб и Флаг.

    Объяснение нового материала

    Итак, тема нашего занятия «Геральдика» Ребята, кто знает, что такое геральдика ?

    Геральдика - специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. (Слайд 2)

    Прообразы гербов – различные символические изображения, помещаемые на военные доспехи, знамена, перстни и личные вещи – применялись еще в древности. Легендарные герои, и реальные исторические личности, например, цари и полководцы, часто имели личные эмблемы. Так, шлем Александра Македонского украшал морской конь, шлем Ахиллеса – орёл. Щиты также украшались разнообразными эмблемами, например, изображение отсеченной головы Медузы Горгоны.

    Считается, что гербы появились в 10 веке. Но выяснить точную дату сложно. Первые гербы, изображенные на печатях, приложенных к документам, относится к 11 в. (Слайд 6)

    На слайде показаны фотографии государственной печати Швеции (1436 г.) и печати немецкого города Гамбурга

    Для создания гербов в геральдике используется определенный набор цветов, так называемые геральдические цвета .

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов.

    Динамическая пауза

    Игра «Крокодил» см. Приложение 1

    Учащиеся выполняют задание игры

    -Геральдические цвета разделяются на металлы, меха и финифти (эмали и тинктуры). В геральдике используются семь цветов: два металла и пять эмалей. Первоначально было только четыре цвета – красный, синий. Черный и белый, но затем появились дополнительные цвета: зеленый, желтый и пурпурный. Особым типом геральдических цветов являются меха – горностаевый и беличий.

    Металлы: металла два, золото и серебро. Там, где золотую или серебряную краски применить нельзя, золото изображается желтым цветом, а серебро белым. Графически золото показывается точками, а серебро не имеет графического эквивалента и обозначается пустым пространством. (Слайд 8)

    Червлёнь – (красный) графически изображается вертикальными линиями.

    Лазурь – (голубой) графически изображается горизонтальными линиями.

    Зелень – (зеленый) графически изображается диагональными линиями геральдически справа.

    Пурпур – (пурпурный) графически изображается диагональными линиями геральдически слева.

    Чёрнь – (чёрный) графически изображается пересекающимися горизонтальными и вертикальными линиями. (Слайд 9-10). В геральдике используются меха: беличий и горностаевый, но ненастоящие, а их геральдическое изображение. (Слайд 11)

    Каждый цвет, который используется при создании гербов имеет свое четкое значение.

    Обозначение цветов, использующиеся в геральдике:

    Золото – король металлов, символизирует знатность, могущество и богаство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.

    Серебро – символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.

    Червлёнь – символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.

    Лазурь – символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.

    Зелень – символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую траву.

    Пурпур – символизирует благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.

    Чёрнь – символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.

    (Слайд 12)

    Ребята, угадайте, какие животные изображены на слайдах

    Верно! Как вы думаете, имеют ли животные определенные значения, так же как и цвета в геральдике?

    Правильно! Предложите свои обозначения этим животным.

    Слайд 15. Ребята, что показано на данном слайде?

    Правильно! Какое животное изображено на гербе Хабаровского края?

    Правильно! Но это не просто медведь, а гималайский медведь.

    Давайте разберем какие цвета присутствуют на гербе Хабаровского края?

    Правильно! Давайте вспомним, что означают эти цвета?

    Верно! Присмотритесь к гербу, что держит в своих лапах медведь?

    Да, это герб, старинный герб города Хабаровска.

    На слайдах изображены животные:

    1.Лев

    2.Орел

    3.Дракон

    4. Вайверен

    5.Единорог

    6.Феникс

    7. Грифон

    8.Саламандра

    9. Антилопа

    Да, каждое животное, изображенное на гербе имеет свое значение.

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов

    На слайде изображен герб Хабаровского края.

    На гербе Хабаровского края изображен медведь.

    На гербе Хабаровского края присутствуют следующие цвета:

    черный, красный, желтый, белый, голубой.

    Желтый – символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.

    Красный – символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.

    Голубой – символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.

    Чёрный – символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.

    Медведь держит в своих лапах еще один герб.

    Закрепление материала

    Теперь, ребята, для вас творческое задание: нарисовать (придумать) герб своей семьи, используя все цвета и животные, с которыми мы сегодня познакомились.

    Учащиеся рисуют герб своей семьи, после чего все желающие выходят к доске и знакомят класс с гербом своей семьи.

    Рефлексия

    Рефлексия – что узнали. Рефлексивный тест.

    Предлагаю детям отметить знаком «+» те утверждения, с которыми они согласны:

      Я узнал(а) много нового.

      Мне это пригодится в работе.

      На занятии было над чем подумать.

      На все возникшие в ходе занятия вопросы я получил(а) ответы.

    На занятии я поработал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).

    Прошу поднять руки тех, кто отметил знаком «+» три вопроса. Далее прошу поднять руки тех, кто отметил знаком «+» четыре и пять вопросов.

    Объявляю, что количество плюсов в тесте означает уровень овладения материалом занятия.

    Ученики самостоятельно выполняют тест.

    Учащиеся самостоятельно анализируют уровень овладения учебным материалом.

    Подведение итогов

    Подвожу итоги, благодарю учащихся за хорошую работу на занятии .

    Приложение 1

    Игра «Крокодил». Выбирается один ведущий (учащийся), который выходит к доске, загадывает название животного, которое обитает в Хабаровском крае и показывает его без единого слова. Остальные учащиеся должны отгадать, что за животное он показывает. Тот, кто первым отгадал название животного занимает место ведущего и все повторяется.

    Автор проекта

    Кочетова Елена Евгениевна 2 курс группа 13201

    Геральдика

    Гера́льдика (лат. heraldus - глашатай) - гербоведение, вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и т. д., объясняет значение тех или иных символов. Корни геральдики уходят в Средние века, когда требовалось получить информацию о человеке, зачастую не видя даже его лица, закрытого шлемом. По этой причине геральдическая символика была легко читаемой, без сложных рисунков и надписей, зато с крупным цветным полем. Такие гербы обобщённо назывались блазонами (от фр. blason - щит). У аланов и тюркских народов фамильные гербы существовали в виде родовых знаков (тамги).

    Предмет геральдики, как научной дисциплины, ее связь с сфрагистикой и их различия

    Со времен так называемой эпохи умственного просвещения конца XVIII столетия и до наших дней нередко слышались и еще слышатся голоса, заявляющие, что занятия геральдикой и сфрагистикой, а, равно и генеалогией не могут иметь никакого научного значения и являются лишь бесполезной тратой времени. Причина подобных ошибочных суждений заключается в том, что в область чистой науки переносятся личные политические воззрения. При этом совершенно забывают, что для правильного разрешения научных вопросов необходимо строго остерегаться какой-либо тенденции или предвзятых взглядов. Еще весьма недавно научное понятие об «истории» ограничивалось одной лишь «политической» ее частью, причем совсем не обращалось внимания на ее археологическое значение, на изучение специально исторических вопросов и местных бытовых условий. Понятие о культурной истории долгое время совершенно отсутствовало в науке. Между тем история, по слоэам Спенсера\ имеет право на свое значение именно как наука, непосредственно относящаяся к жизни общества. Даже элементарные факты политической истории, говорит он, суть вопросы такого рода, которые требуется разрешить прежде, чем можно будет составить какие-нибудь правильные заключения о развитии политических учреждений. По отношению к исследованию о человеческом обществе,замечает Майр, особенно оправдывается афоризм, что все существующее заслуживает изучения. Вспомним известное изречение римского писателя Теренция: «Homo sum, humani nihil a me alienum puto» - я человек, и ничто человеческое мне не чуждо. Так как для человеческого ума не существует более важного объекта для познавания, как изучение самого себя, то и всякое явление человеческой культуры, безусловно, представляет научный интерес, ибо культура и выражает собой развитие человеческого духа в пределах народности и других исторических условий.

    Истоки

    Изобретение и использование всякого рода знаков и символов свойственно человеку. Обычай избрания для себя или для своего рода и племени особого отличительного знака имеет очень глубокие корни и распространен повсюду в мире. Он происходит из родового строя и особого миросозерцания, свойственного всем народам в первобытный период их истории.

    Родовые знаки и символы называются тотемами; они - самые близкие родственники гербов. Термин "тотем" происходит из Северной Америки,и на языке индейцев оджибве слово "ототем" означает понятие "его род". Обычай тотемизма состоит в избрании родом или племенем какого-либо животного или растения в качестве прародителя и покровителя, от которого все члены племени ведут свое происхождение. Этот обычай существовал у древних народов, однако и в наши дни принят среди племен, ведущих первобытный образ жизни. У древних славян тоже были тотемы - священные животные, деревья, растения - от названий которых, как предполагается, происходят некоторые современные русские фамилии. Среди азиатских народов тюркского и монгольского происхождения существует аналогичный обычай "тамга". Тамга - это знак родовой принадлежности, изображение животного, птицы или оружия, принимаемого каждым племенем в качестве символа, который изображается на знаменах, эмблемах, выжигается на шкуре животных,и даже наносится на тело. У киргизов существует предание, что тамги были присвоены отдельным родам самим Чингисханом, вместе с "уранами" - боевыми кличами (которые использовались и европейскими рыцарями, из-за чего попали затем на гербы в виде девизов).

    Прообразы гербов - различные символические изображения, помещаемые на военные доспехи, знамена, перстни и личные вещи - применялись еще в древности. В произведениях Гомера, Вергилия, Плиния и других античных авторов встречаются свидетельства использования таких знаков. И легендарные герои, и реальные исторические личности, например, цари и полководцы, часто имели личные эмблемы. Так, шлем Александра Македонского украшал морской конь (гиппокамп), шлем Ахиллеса - орёл, шлем царя Нумибии Масиниссы - пес, шлем римского императора Каракаллы - орел. Щиты также украшались разнообразными эмблемами, например, изображением отсеченной головы Медузы Горгоны. Но эти знаки использовались как украшение, произвольно менялись владельцами, не передавались по наследству и не подчинялись никаким правилам. Лишь некоторые эмблемы островов и городов античного мира использовались постоянно - на монетах, медалях и печатях. Эмблемой Афин была сова, Коринфа - Пегас, Самоса - павлин, острова Родос - роза. В этом уже можно усмотреть зачатки государственной геральдики. Большинство древних цивилизаций имело в своей культуре некоторые элементы геральдики, например систему печатей или штампов, которая в дальнейшем неразрывно будет связана с геральдикой. В Ассирии, Вавилонской империи и в древнем Египте печати использовались так же, как и в средневековой Европе - для удостоверения документов. Эти знаки выдавливались в глине, вырезались в камне и отпечатывались на папирусе. Уже в третьем тысячелетии до нашей эры существовал "герб" шумерских государств - орёл с львиной головой. Эмблемой Египта была змея, Армении - коронованный лев, Персии - орёл. Впоследствии орёл станет гербом Рима. "Гербом" Византии фактически был двуглавый орёл, заимствованный позднее некоторыми европейскими государствами, в том числе и Россией.

    Древние германцы раскрашивали свои щиты в разные цвета. Римские легионеры имели на щитах эмблемы, по которым можно было определить их принадлежность к определенной когорте. Особыми изображениями украшались римские знамена - vexilla (отсюда происходит название науки о флагах - вексиллологии). Для различия легионов и когорт в войсках также использовались значки - signa - в виде различных животных - орла, вепря, льва, минотавра, коня, волчицы и других, которые носились впереди войска на длинных древках. По этим фигурам, часто относящимся к истории города Рима, военные части иногда получали названия.

    Итак, различные системы знаков отличия и эмблем существовали всегда и всюду, но собственно геральдика как особая форма символики возникла в процессе развития феодального строя в Западной Европе.

    Рождение Гербов

    Яркое и красочное искусство геральдики развилось в мрачные времена упадка культуры и экономики, наступившего в Европе с гибелью Римской империи и утверждением христианской религии, когда возник феодализм и сложилась система наследственной аристократии. Несколько факторов способствовало появлению гербов. В первую очередь - феодализм и крестовые походы, но породил их уничтожающий и животворящий огонь войны. Считается, что гербы появились в X веке, но выяснить точную дату сложно. Первые гербы, изображённые на печатях, приложенных к документам, относятся к XI веку. Древнейшие гербовые печати помещены на брачном договоре 1000 года, заключённом Санчо, инфантом Кастильским, с Вильгельминой, дочерью Гастона II, виконта Беарнского. Следует иметь в виду, что в эпоху поголовной неграмотности использование гербового знака для подписи и для обозначения собственности было для многих единственным способом заверить документ своим именем. Такой опознавательный знак был понятен и неграмотному человеку (вполне возможно, что гербы появились сначала на печатях, а уже затем на оружии и одежде). Несомненные свидетельства существования геральдики появляются только после крестовых походов. Самое раннее такое свидетельство - французский эмалевый рисунок с могилы Жоффруа Плантагенета (умер в 1151 году), графа Анжу и Мэна, изображающий самого Жоффруа с гербовым щитом, где на лазоревом поле предположительно четыре вздыбленных золотых льва (точное число львов трудно определить из-за положения, в каком нарисован щит). Граф был зятем Генриха I, короля Англии, правившего в 1100-1135 годах, который, согласно хронике, и пожаловал ему этот герб.

    Первым английским королём, имевшим личный герб, был Ричард I Львиное сердце (1157-1199). Его три золотых леопарда использовались с тех пор всеми королевскими династиями Англии.

    Рыцарские турниры

    Рыцарским турнирам герб обязан не в меньшей степени, чем крестовым походам. Турниры появились до крестовых походов. Во всяком случае имеется упоминание о воинских играх, происходивших в 842 году в Страсбурге во время переговоров Карла Лысого и Людовика Немецкого. Вероятно, турниры оформились во Франции в середине XII века и затем распространились в Англию и Германию. В некоторых хрониках изобретателем турниров называется французский барон Г. де Прелли, но скорее всего он только разработал первые правила для турниров.

    Турниры надолго стали неотъемлемой частью западноевропейской жизни. К участию в них допускались только рыцари с безупречной репутацией. Нарушение рыцарского кодекса грозило ужасным позором. Около 1292 года были введены новые, более безопасные правила для турниров. Можно было пользоваться только тупым оружием. Каждому рыцарю разрешалось иметь только трёх оруженосцев. В поединках теперь применялись специальные копья, легко ломающиеся при ударе. Запрещалось сражаться вне очереди, ранить лошадь противника, наносить удары иначе, чем в лицо или грудь, продолжать бой после того как противник поднял забрало, выступать группой против одного. Нарушители лишались оружия, лошадей и заключались в тюрьму на срок до трёх лет. Появились особые турнирные доспехи настолько массивные, что рыцарь и его лошадь с трудом выдерживали их вес. Сами лошади с XIII века также оделись в броню. Так же, как и щиты рыцарей, попоны лошадей имели геральдическую раскраску. Следует сказать ещё о двух важных деталях. Рыцаря должно было быть хорошо видно сверху, с трибун, особенно во время общей схватки. Вот почему появились (или во всяком случае широко распространились) упомянутые уже навершия - укреплявшиеся на верхушке шлема фигуры, изготовленные из лёгкого дерева, кожи и даже из папье-маше (позднее - из более дорогих материалов). Знаменитый германский странствующий рыцарь XIV века Ульрих фон Лихтенштейн, принявший участие в нескольких турнирах одетый как легендарный король Артур, ввёл моду на сложные навершия: он носил шлем, украшенный фигурой Венеры, в одной руке держащей факел, а в другой - стрелу. Палатки или шатры, в которых рыцари готовились к состязаниям, хранили оружие и отдыхали в перерывах между боями (такими же палатками пользовались в походах крестоносцы), в дальнейшем также найдут отражение в искусстве геральдики - они превратятся в геральдическую мантию и шатёр "сень". Из дикого кровавого побоища турниры эволюционировали в красочные театрализованные представления, где формальности приобретали всё большее значение, а собственно борьба стала менее важной и более условной. Например, в "Турнире Мира", проведённом в Виндзорском парке в Англии в 1278 году, употреблялись мечи, сделанные из обтянутого пергаментом китового уса, и посеребрённые, шлемы из варёной кожи и щиты из лёгкого дерева.За определённые достижения в состязании рыцарь получал очки (например, премиальные очки начислялись за сбитое навершие). Победителя определяли коронованные особы, старейшие рыцари или специально назначенные судьи (нередко - герольды), иногда вопрос о победителе решали дамы, в честь которых сражались рыцари. Турниры традиционно были проникнуты подчёркнуто благоговейным отношением к женщине, составлявшим едва ли не основу рыцарского кодекса. Награда победителю в турнире доставалась из рук дамы. Рыцари выступали украшенные каким-нибудь значком, полученным от своих дам. Иногда дамы приводили своих рыцарей связанными цепью - цепь считалась символом особой чести и доставалась лишь избранным. В каждом состязании последний удар наносился в честь дамы, и здесь рыцари особенно старались отличиться. После турнира дамы вели победителя во дворец, где его разоружали и устраивали в его честь пир, на котором герой занимал самое почётное место. Имена победителей заносились в особые списки, их подвиги передавались потомкам в песнях менестрелей. Победа в турнире приносила и материальные выгоды: иногда триумфатор отбирал у противника лошадь и оружие, брал его в плен и требовал выкупа. Для многих бедных рыцарей это был единственный способ добыть средства к существованию.

    С пятницы до воскресенья, когда турниры разрешались церковью, каждый день шли поединки, а вечерами устраивались танцы и празднества. Существовало несколько видов состязаний: конные ристания, когда рыцарь должен был выбить противника из седла ударом копья; битва мечами; метание копий и стрел; осада деревянных замков, выстроенных специально для турниров. Другим, помимо турнира, способом проявить храбрость была "защита проходов". Группа рыцарей объявляла, что в честь своих дам будет оборонять какое-либо место от всех желающих. Так, в 1434 году при Орбиго, в Испании, десять рыцарей в течение месяца обороняли мост от шестидесяти восьми соперников, проведя более семисот поединков. В XVI веке стали популярны пешие поединки на коротких копьях, булавах и секирах. В Европе к участию в турнирах допускались исключительно лица благородного происхождения. В Германии требования были более либеральны: иногда, чтобы получить разрешение, достаточно было сослаться на предка, принимавшего участие в рыцарском турнире. Можно сказать, что главным пропуском на турнир был герб, доказывающий высокое происхождение владельца и его положение в родовой иерархии. Для знатоков, каковыми были герольды, предъявленный герб содержал всю необходимую информацию. Вот почему важнейшей частью турнирного этикета были гербы, которых стало так много, что настала пора навести порядок в этой области.

    Герольды

    Герольды систематизировали знания о гербах, выработали общие принципы и правила их составления и распознавания и в конечном счёте создали науку "гербоведение" или "геральдику" Существует два варианта происхождения терминов "геральдика" и "герольд": от позднелатинского heraldica (от heraldus - глашатай), или от немецкого Herald - испорченного Heeralt - ветеран, как называли в Германии в средние века людей, имевших репутацию доблестных и храбрых воинов, приглашавшихся в качестве почётных гостей и судей на разные торжества, и, в частности, на турниры. Эти ветераны должны были сохранять обычаи рыцарства, вырабатывать правила турниров, а также следить за их соблюдением.

    Предшественниками герольдов были представители нескольких родственных профессий, чьи обязанности объединялись и уточнялись, что привело к появлению герольдов в классическом понимании этого слова - глашатаи, придворные и странствующие менестрели, а также упомянутые выше ветераны. Глашатаи или парламентёры использовались ещё в древних армиях, как используются и ныне - для переговоров с противником, для оглашения указов и разного рода объявлений.

    Менестрелями (франц. menestrel, от средневекового латинского ministerialis) называются средневековые певцы и поэты. Во всяком случае такой смысл этот термин приобрёл во Франции и Англии в конце средних веков. Первоначально во всех феодальных государствах министериалами назывались лица, состоявшие на службе у сеньора и исполнявшие при нём какую-либо специальную обязанность (ministerium). Среди них были и поэты-певцы, в отличие от своих странствующих собратьев по ремеслу постоянно находившиеся при дворе или высокопоставленном лице. Во Франции в XII веке менестрелями иногда назывались служащие короля вообще, а иногда - его придворные поэты и певцы. Функция придворных менестрелей состояла в воспевании и прославлении подвигов своих господ-феодалов. А отсюда недалеко уже и до функции распорядителей придворных церемоний и, в частности, рыцарских турниров. Вполне вероятно, что странствующие менестрели, чьё искусство было востребовано при дворах европейских феодалов, накопили опыт в распознавании гербов, постоянно их окружавших. Древнейшим из известных поэтов-герольдов был Конрад Вюрцбургский, живший в XIII веке. О функциях ветеранов, по роду своей деятельности имевших непосредственное отношение к гербам, уже было сказано.

    Не исключено, что представители всех трёх профессий назывались в определённый исторический момент одним общим термином - герольды. Так или иначе, но распространение рыцарских турниров способствовало появлению особых официальных лиц, которые должны были провозглашать открытие турнира, разрабатывать и соблюдать церемониал его проведения, а также объявлять все поединки и имена их участников. Это требовало специальных знаний - герольд должен был хорошо знать генеалогию благородных семейств, чьи представители принимали участие в боях, и уметь распознавать гербы рыцарей, съехавшихся на турнир. Так постепенно профессия герольдов приобретает сугубо геральдический характер, а на турнирах рождается собственно геральдика.

    Французское название геральдики - "blason" - происходит от немецкого "blasen" - "трубить в рог" и объясняется тем, что когда рыцарь подъезжал к барьеру, ограждавшему место проведения турнира, он трубил в рог, чтобы возвестить о своём прибытии. Тогда выходил герольд и по требованию судей турнира описывал вслух герб рыцаря в доказательство его права принять участие в турнире. От слова "blasen" происходит и французское "blasonner", немецкое "blasoniren", английское "blazon", испанское "blasonar" и русское слово "блазонировать" - то есть описывать герб. Герольды создали для описания гербов особый жаргон (и сегодня используемый специалистами по геральдике), основанный на старофранцузском и средневековой латыни, так как само рыцарство, как и многое с ним связанное - рыцарский кодекс, оружейные разработки, турниры и, наконец, геральдика - берёт начало из Франции, а точнее из империи Карла Великого (747-814), населённой франко-германскими племенами. Большая часть геральдической терминологии обозначается квазифранцузскими, устаревшими словами. В средние века французский язык использовался правящими классами в большинстве стран Западной Европы, так что правила геральдики должны были быть составлены на этом языке. Впрочем, некоторые геральдические термины настолько витиеваты, что кажутся нарочно разработанными для того, чтобы озадачить непосвящённых. О выработанных герольдами специальных терминах речь пойдёт ниже.

    Предполагается, что русское слово "герб" заимствовано из польского "herb" и встречается во многих славянских и германских наречиях (herb, erb, irb) в значении наследник или наследство. Славянское название этого опознавательного знака прямо указывает на его наследственный характер. Английский термин "coat of arms", обозначающий герб, произошёл от названия особого предмета одежды "surcoat" - полотняной или шёлковой накидки, предохраняющей доспехи рыцаря от солнца и дождя (слово "рыцарь" происходит от немецкого "ritter" - всадник).

    Итак, гербы приобретают всё большее значение в странах Западной Европы. В Англии с XII века герольды пользуются почётом при дворе королей. Эдуард III (1312-1377) учредил геральдическую коллегию, функционирующую по сей день (это учреждение - "The College of Arms" - располагается в Лондоне на Queen Victoria Street). Во Франции Людовик VII (1120-1180) установил обязанности герольдов и повелел украсить геральдическими лилиями все королевские регалии. При французском короле Филиппе II Августе (1165-1223) герольдов начинают одевать в рыцарское платье с гербом владельца и возлагают на них некоторые обязанности на турнирах. Обязанности герольдов точно формулируются к середине XIV века. Звание герольда становиться почётным, в него возводят лишь после какой-либо битвы, турнира или церемонии. Для этого государь возливал на голову посвящаемого кубок вина (иногда воды) и давал ему имя города или крепости, связанных с церемонией посвящения, которое герольд сохранял до получения следующей высшей степени - звания оружейного короля (фр. "roi d"armes", нем. "Wappenkoenig"). Обязанности герольда делились на три главные группы: 1) на них возлагалось объявление войны, заключение мира, предложение сдачи крепости и тому подобное, а также счёт убитых и раненых во время битвы или турнира и оценка доблести рыцарей; 2) они обязаны были присутствовать на всех торжественных церемониях - на коронации или погребении государя, при возведении в рыцарское достоинство, торжественных приёмах и т.д.; 3) на них возлагались чисто геральдические обязанности - составление гербов и родословных.
    Труд герольдов оплачивался очень хорошо, существовала традиция не отпускать присланного герольда без подарка, чтобы не проявить неуважение к приславшему его государю.

    Каждое государство делилось на несколько геральдических марок, бывших под наблюдением одного "оружейного короля" и нескольких герольдов. Например, Франция в 1396 году делилась на восемнадцать таких марок. В Германии в XIV веке отдельные провинции также имели своих герольдов.
    Правда, с XVIII века герольды теряют своё средневековое значение, но не исчезают бесследно, и до сих пор используются на торжественных церемониях - коронациях, бракосочетаниях и т.п.

    Рождение геральдики

    Спустя столетия после возникновения гербов начинают появляться первые научные работы по геральдике и собственно гербовники, самым ранним из которых, по-видимому,является " Zuricher Wappenrolle", составленный в Цюрихе в 1320 году.
    Во Франции Яков Бретекс в конце XIII века описывает турниры и гербы их участников. Но самым ранним трудом с изложением правил геральдики считается монография итальянского юриста Бартоло, чей "Tractatus de insigniis et armis" был опубликованв 1356 году.
    Берри, главный герольд Франции при дворе Карла VII (1403-1461), по заданию короля объехал всю страну, посещая замки, аббатства и кладбища, изучая изображения гербов и составляя родословия старинных знатных фамилий. На основе проведённых изысканий он составил труд "Le registre de noblesse". После него французские герольды начали вести регулярные генеалогические записи.
    Аналогичное задание, но позднее, получали от королей в период с Генриха VIII (1491-1547) до Джеймса II (1566-1625) английские герольды, осуществлявшие так называемые "геральдические визиты" - инспекционные поездки по стране с целью переписи знатных семейств, регистрации гербов и проверки их правомочности. Оказалось, что большинство старинных гербов, появившихся до 1500 года, было присвоено владельцами самовольно, а не пожаловано королём. Изобрести простой герб не составляло труда. Ситуация, в которой три не имеющих родственных связей между собою дворянина имели одинаковые гербы, не была редкостью, а лишь доказывала, что эти гербы приняты ими произвольно. Когда на этой почве между владельцами одинаковых гербов возникал спор, каждый апеллировал к королю как к последней инстанции. Примечательно, что, когда спор разрешался, дворянин, вынужденный в результате отказаться от своего герба, утешался тем, что самостоятельно изобретал себе новый. Материалы, собранные во время "геральдических визитов", легли в основу английской генеалогии и геральдики.

    Цвета в геральдике

    Геральдические цвета разделяются на металлы, меха и финифти (эмали или тинктуры).

    В геральдике используется семь цветов: два металла и пять эмалей. Первоначально было только четыре цвета - красный, синий, черный и белый, но затем появились дополнительные цвета: зеленый, желтый и пурпурный. Желтый и белый, сначала независимые от золота и серебра цвета, позднее стали заменять эти два металла, и как самостоятельные уже не использовались. Особым типом геральдических цветов являются меха - горностаевый и беличий.

    Ограничение набора цветов в геральдике продиктовано практическими соображениями. Герб служил прежде всего военным опознавательным знаком, который должен был хорошо различаться на расстоянии. Его окраска должна была быть яркой и контрастной. Последний принцип зафиксирован в важном правиле, гласящим, что эмаль может наноситься только на металл, а металл только на эмаль (меха и натуральные цвета могут помещаться как на эмалях, так и на металлах). Возможно также, что в полевых условиях, когда требовалось нанести на щит изображение герба, доступны были лишь самые простые красители, дающие основные цвета. Кроме того, такая система легче всего поддается стандартизации. Исключением из правила является случай, когда какая-либо деталь фигуры животного - когти, язык, глаза или клюв (такое животное называется вооружённым), или деталь какого-либо предмета окрашивается цветом другого типа, нежели остальное тело, и попадает на поле щита, окрашенное в цвет аналогичного типа. Для того чтобы можно было отображать геральдические цвета на гравюрах, то есть в чёрно-белом изображении, с XVII века была принята система Сильвестра Петра-Санкта, так называемая шафировка. Этот итальянский герольд предложил графически отображать цвета с помощью линейной штриховки (далее эта система приводится).

    Металлы

    Металла два: золото и серебро. Там, где золотую или серебряную краски применить нельзя, золото изображается жёлтым цветом, а серебро белым. Графически золото показывается точками, а серебро не имеет графического эквивалента и обозначается пустым пространством.

    Финифти (тинктуры,эмали)

    Главных геральдических финифтей (тинктур, эмалей) пять:

    Цвет Его обозначение
    Красный (червлёный, gules) графически изображается вертикальными линиями. Получался смешиванием сурика и киновари.
    Синий (лазурь, голубой, azure) графически изображается горизонтальными линиями. Получался смешиванием кобальта и ультрамарина.
    Зелёный (зелень, vert, в континентальной Европе называемый sinople) графически изображается диагональными линиями геральдически справа. Получался смешиванием хрома и растительной зелени.
    Чёрный (чернь, траур, sable) графически изображается пересекающимися горизонтальными и вертикальными линиями. Наносился жжёной слоновой костью. Французское название этого цвета "sable" указывает на его происхождение от черного собольего меха, распространенного на Востоке, и в эпоху Крестовых походов попавшего в Европу.
    Пурпурный (пурпур, purpure) графически изображается диагональными линиями геральдически слева. Получался смешиванием кармина и розового лака. Пурпур, редко применяемый в геральдике цвет, изображался лиловым и лилово-красным, тёмно-синим и другими оттенками синего. Это связано с тем, что натуральную пурпурную краску добывали из двух разных видов раковин в Средиземном море. Один давал тёмный, фиолетовый оттенок, а другой, так называемый тирский пурпур - огненно-красный.

    Меха

    Меха два: горностаевый и беличий. Традиция использовать в геральдике меха происходит, вероятно, от древнего обычая обивать щиты мехом животных.

    Горностаевый мех условно изображается в виде чёрных крестиков (крапинок), уширенных к низу, на серебряном поле, или более натуралистично: чёрными хвостиками на серебряном поле с текстурой меха. Горностаевый мех бывает трёх видов: "ermine" - белая область с чёрными крапинками; "ermines" - чёрная область с белыми крапинками (противогорностаевый); "erminois" - золотая область с чёрными крапинками. Имеется также "pean" (кожа) - изображаемый чёрной областью с золотыми крапинками.

    Беличий мех или мех голубой белки условно изображается белыми и голубыми шлемовидными фигурами, расположенными попеременно (это объясняется особенностью расцветки белки, мех которой был серо-голубым на спине и белым на брюшке, так что, когда шкурки сшивались, тёмный мех чередовался с белым). Беличий мех, как и горностаевый, может быть противобеличьим, и показываться обратной (негативной) расцветкой. Разновидность беличьего меха, встречающаяся только в английской геральдике - "potent", (по аналогии с особым типом геральдической линии его можно назвать крюковидным) который изображается не щитообразными, а Т-образными чередующимися фигурами.

    Символика цветов

    Можно предположить, что только самые первые гербы несли произвольно взятые изображения, не наделённые каким-то особым смыслом. Но в проникнутую духом мистицизма эпоху средневековья, когда даже в элементарных вещах старались разглядеть скрытый смысл, некое божественное откровение, цветам, как и другим геральдическим элементам, начали придавать конкретное символическое значение. Поскольку нет жёсткой системы, способной помешать каждому желающему вкладывать в геральдические цвета какой угодно смысл, вполне естественно, что существует множество разнообразных толкований, предлагаемых разными источниками.

    Цвет Символика
    Золото король металлов, символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.
    Серебро символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.
    Красный цвет означает храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.
    Лазурь означает великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.
    Зелень символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую трав.
    Пурпур означает благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.
    Чёрный цвет символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.

    Но символическое толкование геральдических цветов уместно только тогда, когда заранее известно, что составитель герба вложил смысл в его расцветку. В противном случае есть опасность очень далеко зайти, пытаясь обнаружить скрытый смысл там, где его нет. Можно с уверенностью сказать, что в большинстве гербов цвет выбирался не в соответствии с его символическим значением, а в соответствии с элементарными принципами составления композиции.

    Перелистывая страницы истории, каждый из нас не раз встречался с символами стран, сословий, родов - гербами. Область знаний, которая посвящена изучению смыслового наполнения, вложенного в герб, называется геральдикой.

    Что такое геральдика? Общие сведения

    Если взять более точное научное определение, то геральдика - это вспомогательное направление в истории, которое занимается изучением гербов, их истории и значения. Термин созвучен со словом "heraldus", что в переводе на русский означает на Руси называли герольдов, которые описывали герб своего феодала.

    Гербы отражали материальный и социальный статус своего владельца. Именно поэтому такое значение получила геральдика. Определение и возникновение этого направления исследованы многими историками.

    История появления

    Традиция создавать гербы появилась в Европе после В тот период на турнирах опознание рыцарей в доспехах вызывало трудности, а участники походов не различали друг друга. Поэтому дворяне стали наносить различные изображения на щиты и доспехи, что и послужило толчком к созданию упорядоченной символики. Со временем нанесенные знаки превратились в негласный язык, в котором нанесенный символ имел свое смысловое значение. Первоначально на доспехах изображали животных и птиц. На гербах того времени присутствовала символика древних предметы военного вооружения - стрелы, копья, мечи. В некоторых случаях на щитах изображалась собственность, принадлежащая рыцарю.

    Перед вторым символика получила законченные очертания, и гербы на стали обычным явлением. Развитие изображения символики на щитах позволяло различать рыцаря по родовым гербам. Последние со временем стали четко символизировать сословную принадлежность. Они передавались по наследству, что также являлось характерной особенностью. Если обратиться к современности, то можно увидеть, что если знатные семьи имеют фамильные отличия, то они повторяют форму старинных щитов родоначальников древних фамилий.

    Предмет изучения

    Геральдика рассматривает гербы как специфический источник информации. Данные, полученные в ходе изучения символов, изображенных на гербах, способствуют пополнению знаний о событиях, об исторических персонажах, а также открывают пути к установлению экономических и культурных связей, существовавших в тот или иной период времени. Благодаря исследованиям геральдики, историки выясняют принадлежность документов или памятников конкретному лицу, устанавливают подлинность находки.

    Герб - это опознавательный правовой символ, составленный и утвержденный по четким правилам. Он служит постоянным отличием для лица, рода, общественной организации, области, государства.

    Многие историки задавались вопросом о том, что такое геральдика. Определение этого понятия государственники представляют так: основополагающий признак наличия идеи национальности. Имеется еще одно альтернативное определение. Геральдика - это залог благополучного развития государства и закрепление его независимого положения.

    Научное понимание

    Процесс расшифровки и описания значения гербов взяла на себя вспомогательная дисциплина - геральдика. Наука исследует историю развития отрасли знаний, основы составления, передачи и использования гербов и других материалов, их свойства, в зависимости от места и времени создания.

    Как научная дисциплина данная область знаний представлена несколькими разделами. Формальная, или теоретическая, геральдика занимается исследованием правил построения герба и терминологии, которая его описывает. Для частной области науки характерно рассмотрение таких материалов, как родовые гербы, девизы. Прикладная область способствует изучению атрибуции и идентификации различных документов и предметов материальной части фигуры, изображенных на гербе.

    Нельзя забывать и о таком направлении, как практическая геральдика, которая своей целью имеет создание новых гербов, их изменение и приведение в соответствие с существующими правилами, а также рассмотрение вопросов истории происхождения.

    Геральдика и ее роль в постижении истории

    Геральдика представляет собой важнейший раздел исторического и общегуманитарного знания. Она преодолела долгий путь становления от прикладной отрасли до самостоятельной науки, которая владеет собственными методами изучения и анализа исторических источников.

    Потребность в описании гербов возникла тогда, когда появились первые атрибуты отличий. Для возможности точного и правильного описания подобного символа, когда нет его наглядного изображения, разработана терминология, которая касается стандартов гербовых фигур, украшений и других составляющих. Она и позволила выделить геральдику в самостоятельную область знаний.

    Специалисты выделяют две функции этой науки, которые дают возможность понять, что такое геральдика. Определение гласит: это составление гербов и их экспертиза. Методы последней заключаются в последовательном выяснении национальной принадлежности владельца герба, его достоинств, титулов, временного периода создания и изменения герба. Языком геральдики называют «блазон», который позволяет воспроизводить рисунок по описанию.

    Уникальность и своеобразность науки о гербах

    Геральдику можно еще назвать уникальной системой идентификации государственной и личной принадлежности. Многие исторические труды придают важность такому разделу науки, какгеральдика. Значение этой исторической дисциплины велико, поскольку благодаря полученным знаниям складывается общая картина того или иного временного периода.

    Геральдика - это не просто возможность узнать, кому принадлежал герб, когда он возник. Многие согласятся с тем, что рассматривать ее как ветвь в научном исследовании недостаточно. Важно учитывать социальное наполнение понятия. Что такое геральдика? Определение и использование этого направления дают возможность восстановить свои генеалогические корни, открыть истоки происхождения семьи.

    Геральдическая символика плотно вошла в нашу жизнь. Мы не замечаем ее, хотя встречаемся с ней на каждом шагу. Государственный герб и флаг, эмблемы спортивных команд, логотипы известных брендов – у всего этого общие корни.

    Понятие «фамильный герб» осталось в прошлом». Но в Средние века он был у каждого знатного рода. По нему можно было узнать, к какой семье принадлежит человек, его статус и положение в обществе.

    И сейчас есть люди, которые интересуются своей родословной и стремятся восстановить знаки отличия. В детских садах и школах воспитатели и учителя часто предлагают воспитанникам придумать и нарисовать герб своей семьи. Задание развивает фантазию.

    Но разработка настоящей эмблемы требует серьезного подхода и профессиональных навыков. Если же вы хотите иметь индивидуальный знак отличия, обращайтесь в «Российский дом родословия». Компания предлагает услуги по созданию личного фамильного герба. При заказе родословной книги Вы получите его с 10% скидкой. Специалисты разработают семейную символику, отталкиваясь от предпочтений и истории каждого клиента.

    Кратко о геральдике: что это такое, определение понятия и краткая история слова

    Это наука, которая занимается изучением, описанием и толкованием геральдических знаков. Вспомогательное направление, которое является частью другого большого раздела – эмблематики. Но многие любители и профессионалы не согласны рассматривать ее как ответвление и считают полноценной дисциплиной.

    В ней рассматриваются практики создания гербов, их значения и история. Отличие от остальных разделов состоит в том, что символика, изучаемая в данной категории, обладает особой ценностью, а их строение и употребление происходит по исторически сложившимся традициям. В Средневековье даже был сформирован специальный геральдический язык. Он появился, потому что в те времена образованных людей среди простого населения было мало. Яркие рисунки, с изображениями зверей, птиц, растений легче запоминались. Каждый знал, в чьих землях он проживает, и мог описать уникальное изображение, символизирующее знатный род.

    Родовые знаки традиционно также называют тотемами, и они являются самыми близкими по значению к гербам. Термин этот происходит от слова «ототем», что на языке коренных народов Северной Америки значит «его род». Обряд определения тотема представляет собой выбор семьей покровителя. Как правило, это животное или растение. Впоследствии считается, что каждый член племени происходит именно от этого самого прародителя. Похожие традиции и символы были и у древних славян.

    А вот у народов Азии тюркского и монгольского происхождения семейная принадлежность определяется с помощью «тамга» – родового знака, изображающего какое-либо животное или оружие. Такой символ присутствует на эмблемах и элементах одежды соплеменников, выжигается на животных и даже наносится на кожу.

    Что значит слово «геральдика»

    Термин образовался от «глашатай»: на латыни он пишется как heraldus. Глашатаями в Средневековье называли людей, которые служили при королевских дворах и являлись ответственными за проведение рыцарских турниров. Они были в большом почете, а их труд высоко оценивался. Существовала даже традиция одаривать их, для выражения почтение правителю, что его послал.

    Гербы, как и люди этой профессии, передавали некую информацию. Только ораторы голосом, а символы – цветом, изображение.

    Обратите внимание, что в русском языке слово «герольд» отличается от «Геральд». О первом вы уже узнали, а вторым обозначался носитель старогерманского имени. Не стоит его путать с геральдистами, геральдиками, гербоведом и армористом. Они все обозначают одно и тоже понятие – знаток геральдики.

    Когда появилась дисциплина

    Употребление знаков, похожих на гербы, а, следовательно, и сама наука замечена еще во времена Гомера, в XI веке до нашей эры. Но бытует мнение, что в то время подобная символика служила всего лишь украшением и не несла в себе глубинного смысла.

    Сама же геральдика в известном нам значении появилась в XII веке нашей эры, в промежутке между I и II крестовыми походами. И была как никогда актуальна. Дело в том, что в то время велись масштабные сражения, и подобные знаки отличия помогали различать врагов и союзников на поле боя.

    Впоследствии гербы стали символами не только конкретных личностей, но и их потомков. Каждый знатный род имел свою отличительную символику. А наличие герба и длинной родословной в несколько поколений выдающихся предков давало определенные привилегии.

    Все те, кто изучал данную сферу в XVII-XIX веках столкнулись с проблемой систематизации и считали, что наука средневековья пошла родом из Римской Империи.

    Но известно, что индивидуальную символику имело каждое государство. К тому же почти у всех имелись разные правила составления знаков отличия. Поскольку четкого обозначения геральдики как науки в то время еще не было, под это определение попадала любая работа со всевозможными знаками и символами.

    Итоговую систематизацию науке предоставил в XVII веке священнослужитель из Франции Клоду Франсуа Менестрье в своей работе «Истинное искусство геральдики и происхождения гербов» (Le veritable art du blason et l"origine des armoiries).

    Закат этой сферы пришелся на эпоху отказа от феодализма и монархии. Новые порядки абсолютно отказались принимать атрибутику знати. В результате, о геральдических знаках отличия пришлось забыть. Тем не менее собственные символы остались у стран и городов. Они используются и в настоящий момент.

    Но не смотря на то, что в Средневековье гербоведение сыграло очень важную роль и обрело высокий статус, оно развивалось только в одном направлении: знаки усложнялись. Это делалось для того, чтобы помешать злоумышленникам подделывать эмблемы знатных родов в важных документах.

    Важную роль в становлении гербоведения сыграло рыцарство. На проводящихся турнирах каждый участник имел свой знак отличия. Перед поединком герольд «читал» герб своего господина, соблюдая правильный порядок. Эта традиция помогала другим рыцарям узнать, насколько знатен соперник.

    Значение символики не только озвучивалось перед публикой. Изображение украшало доспехи рыцаря, а в последствии и его палатку, в которой хранилось оружие и другие необходимые для участия в турнире вещи.

    В России

    Что обозначает слово геральдика, что изучает и чем занимается эта наука, в России стало кратко известно при царе Алексее Михайловиче Романове по прозвищу «Тишайший». Именно он составил первую классификацию. Впоследствии она была доработана с помощью специалистов из Польши в XVII веке.

    Позже Петром I в нашей стране также сформировалась собственная система гербов. Они имелись у дворян, городов и у государств, входящих в состав – двуглавый орел. Были созданы герольдии и герольдмейстеры – государственные учреждения, профессионально работающие в сфере составления и толкования символики.

    Так было до прихода советской власти и наступления новой эпохи в истории страны. Тогда дисциплина стала всего лишь разделом истории, а все знаки отличия были отменены официальным приказом, поскольку считались буржуазным пережитком прошлого. Однако сохранились гербы старых городов. Для новых создавалась индивидуальная символика социалистической направленности.

    Виды геральдики и особенности применения на практике

    Данная наука делится на два вида:

    • теоретическая (или формальная);
    • практическая.

    Остановимся на этих двух раздела подробнее.

    Теоретическая часть дисциплины занимается изучением правил и методик создания геральдического знака. В ее функции также входит процедура описания и расшифровки уже существующих примеров с применением специальной терминологии. Сюда же относится изучение прикладной области, в которой рассматриваются атрибуции и идентификации различного рода документов.

    Если формальный раздел науки занимается изучением правил построения символики, то практический их непосредственно создает. Специалисты не только изготовляют новые, но и обновляют и изменяют старые знаки, а также рассматривают историю происхождения геральдических символов.

    При создании гербов строго соблюдаются геральдические нормы и правила. В эпоху Средневековья этому тоже уделялось большое значение. Наука различает девять разных тинктур – красок и материалов:

    • металлы (серебро и золото);
    • 5 разных эмалей;
    • мех белки и горностая.

    Но даже обыкновенный щит, для создания которого использовалась только одна тинктура тоже является полноценным гербом.

    Сегодня для реализации задуманного профессионалы также используют только качественные и дорогостоящие компоненты.

    Положение дисциплины сейчас

    Геральдика имеет огромное значение и сыграла очень важную роль в изучении истории. С её помощью можно:

    • легко расширить свой кругозор;
    • узнать больше информации об исторических персонах;
    • определить культурные и экономические связи не только между отдельными знатными родами в конкретный промежуток времени, но и между разными государствами.

    Также наука позволяет установить признаки идентичности между документами или археологическими достопримечательностями по отношению к странам или сословиям, которые являются объектом исследования.

    Мы кратко рассказали вам о значении и истории термина «геральдика», и теперь вы знаете, что это наука, изучающая гербы, занимающаяся их толкованием и описанием. В настоящее время эта сфера обретает новую популярность. Многим людям идея создать фамильные знаки отличия кажется романтичной и оригинальной. Если вы загорелись этим вопросом, обращайтесь к специалистам «Российского Дома Родословия». Они обязательно вам помогут.