Войти
Образовательный портал. Образование
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Унжа (Костромская область)
  • Митрополит алексий московский святитель и чудотворец краткая биография Митрополит алексий годы
  • Попробуем разобраться в см - Документ
  • Открытия галилея в области астрономии
  • Сопливые грибы но не маслята
  • Понятие криминологии ввел в научный оборот. Криминология как наука. Предмет и методы криминологии

    Понятие криминологии ввел в научный оборот. Криминология как наука. Предмет и методы криминологии
  • Биологические и социологические теории в криминологии
  • Механизм преступного поведения и характеристики преступности
  • Характеристика преступности в СССР и современной России
  • Виктимность и виктимология. Понятие и виды жертв преступлений
  • Понятие, предмет криминологии

    Криминология (от лат. «crimen» - «преступление» и «logos» - «учение») - «учение о преступлении». Впервые в науку ϶ᴛᴏ слово ввел в 1879 г. ученый Топинар. Итальянский ученый Рафаэль Горофало в 1885 г. издал книгу «Криминология».

    Криминология - общетеоретическая и прикладная наука о преступности, исследующая сущность и формы проявления преступности, причины и закономерности ее возникновения, изменения и возможности ее уменьшения, изучающая особенности личности субъектов, совершающих преступления, а также методы, формы социального воздействия на причины и условия преступности в целях ее предупреждения.

    Предмет криминологии - ϶ᴛᴏ совокупность изучаемых данной наукой явлений, процессов и закономерностей. Предмет криминологии включает 4 элемента:

    1. преступность;
    2. личность преступника;
    3. причины и условия преступности;
    4. предупреждение преступности.

    1. Преступность - совокупность преступлений, рассматриваемых в виде фактов социальной действительности, а не юридических конструкций (например состав преступления)

    В социальной действительности преступность подчиняется определенным закономерностям, имеет фиксированные качественно-количественные характеристики (например уровень, структура и динамика преступности), их изучает криминология

    2. Личность преступника изучается как система социально-демографических, социально-ролевых, социально-психологических ϲʙᴏйств субъектов преступления.

    Применительно к личности преступника рассматривается соотношение биологического и социального в ней.

    3. Детерминанты (причины и условия) преступности - совокупность социально-негативных экономических, демографических, идеологических, социально-психологических, политических, организационно-управленческих явлений, кᴏᴛᴏᴩые способствуют и непосредственно порождают, воспроизводят (детерминируют) преступность,

    4. Предупреждение преступности ϶ᴛᴏ специфическая область социального регулирования, управления и контроля, умеющая многоуровневый характер и преследующая цель борьбы с преступностью на базе выявления и устранения ее причин и условий.

    Криминология изучает предупреждение преступности как сложную динамическую систему. Ее функционирование связано с решением как общих задач социального развития, так и специализированных задач в области борьбы с негативными явлениями.

    Цели, задачи, функции и система криминологии

    Цели криминологии :

    1. теоретическая - познание закономерностей преступности и выработка на ϶ᴛᴏй основе научных теорий и концепций, гипотез;
    2. практическая - выработка научных рекомендаций и конструктивных предложений по повышению эффективности борьбы с преступностью;
    3. перспективная - создание разносторонней и гибкой системы предупреждения преступности, позволяющей нейтрализовать и преодолевать криминогенные факторы;
    4. ближайшая - осуществление ежедневной научной и практической работы в области борьбы с преступностью.

    Основные задачи криминологии :

    1. изучение объективных и субъективных факторов, влияющих на состояние, уровень, структуру и динамику преступности;
    2. социально-криминальное исследование видов преступности для определения способов борьбы с ними;
    3. изучение личности преступника;
    4. выявление механизма совершения конкретного преступления;
    5. классификация видов преступных проявлений и типов личности преступника;
    6. определение основных направлений и мер предупреждения преступности.

    Функции криминологии :

    1. описание явлений и процессов, входящих в предмет криминологии, на базе собранного материала;
    2. выяснение характера и порядка протекания изучаемого процесса, его особенностей;
    3. выявление путей возможного развития явления или процесса.

    Систему криминологии образуют Общая и Особенная части.

    В Общей части рассматриваются общие криминологические понятия: предмет, метод, цели, задачи, функции, история развития криминологии, преступность, личность преступника, механизм преступного поведения, предупреждение, прогнозирование и планирование преступности.

    В Особенной части дается криминологическая характеристика отдельных видов преступлений по содержанию преступных деяний или по особенностям контингента преступников.

    Место криминологии в системе наук

    Криминологию нельзя отнести к чисто юридической или социологической науке. Криминология как междисциплинарная, социально-правовая наука взаимодействует как с правовыми, так и с общественными дисциплинами.

    В наибольшей степени тесная связь криминологии с юридическими науками криминального цикла (уголовное, уголовно-исполнительное право, уголовный процесс), т. к. они используют общие понятия и термины; для практики расследования и судебного разбирательства уголовных дел имеют значение положения и выводы криминологии о причинах и условиях преступности, о личности преступника и др. Криминология связана с криминалистикой, кᴏᴛᴏᴩая разрабатывает технику, тактику и методику расследования преступлений с учетом криминологических учений о преступности (ее детерминантах, личности преступника)

    Связь криминологии с конституционным правом: многие положения Конституции РФ имеют непосредственное отношение к воспитанию граждан в духе уважения норм нравственности, закона и правил человеческого общежития.

    Связь криминологии с административным правом обусловлена значением административно-правовых средств борьбы с правонарушениями (административное взыскание, предупреждение и пресечение), а также ролью административно-правовых норм в регулировании деятельности правоохранительных органов.

    Криминология, изучающая негативное явление в обществе - преступность, тесно связана с социологией, кᴏᴛᴏᴩая изучает формы проявления и механизм действия общих законов функционирования и развития общества применительно к различным сферам его жизнедеятельности в разных исторических условиях.

    Связь криминологии с экономической наукой. Часть явлений и процессов, детерминирующих преступность, находятся в сфере экономики. Рыночная экономика во многом определяет преступность.

    Отметим, что тесно связана криминология со статистикой, в особенности уголовной. Криминология тесно связана с психологией (исследования субъективных причин и условий преступности, мотивации и механизма индивидуального преступного поведения) Криминология связана с педагогикой (изучаются детерминанты преступности, связанные с недостатками воспитания личности в семье, школе и других видах социальной среды) демографией (влияния демографических процессов на преступность) Криминология связана и с другими неюридическими науками, например, с генетикой, психиатрией, прогностикой и т. д.

    Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что криминология, опираясь на знания многих наук, развивает и углубляет представления о преступности и преступлениях как следствиях тех негативных факторов, кᴏᴛᴏᴩые присущи современному общественному бытию. При этом многие науки используют достижения криминологии.

    Пользовательское соглашение:
    Интеллектуальные права на материал - Криминология. Учебное пособие принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и "Криминология как наука. Предмет и методы криминологии") собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе.
    Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта сайт настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Криминология. Учебное пособие в любом онлайн-магазине.

    Тег-блок: Криминология. Учебное пособие, 2015. Криминология как наука. Предмет и методы криминологии.

    (С) Юридический репозиторий сайт 2011-2016

    1. Понятие криминологии как учебной дисциплины

    Криминология как учебная дисциплина занимается изучением преступлений, их причин, видов их взаимосвязи с различными явлениями и процессами, а также результативностью принимаемых мер в борьбе с преступностью.

    Криминология изучает и анализирует нормативные акты, составляющие юридическую базу для адекватного понимания преступности, своевременной реакции на них и разработки профилактических мер с целью предупреждения преступлений.

    Нормативную базу криминологии составляют:

    1) уголовное законодательство, включающее нормы уголовного и уголовно-исполнительного права;

    2) криминологическое законодательство, регулирующее превентивную деятельность, направленную на предупреждение совершения преступлений и лежащую вне сферы применения уголовных репрессивных мер.

    Криминология как учебная дисциплина изучает совокупность явлений, процессов и закономерностей, состоящую из четырех основных элементов: а) преступность; б) личность t преступника; в) причины и условия преступности; г) предупреждение преступности.

    Объектом криминологии являются общественные отношения, связанные с: 1) преступностью и прочими правонарушениями;

    2) причинами и условиями преступности;

    3) местом и ролью личности преступника в обществе; 4) решением задач по предупреждению и профилактике правонарушений.

    Объектом криминологического изучения и детального анализа является преступление. Оно рассматривается: 1) в неразрывной связи с условиями внешней среды, порождающей преступление, и криминологической характеристикой преступника, порожденного этой средой; 2) как длительный и развивающийся процесс, происходящий в пространстве и времени, имеющий свое начало, течение и завершение, а не как одномоментное действие, связанное с совершением преступного акта и нередко занимающее считанные минуты.

    Криминология рассматривает преступление со всех сторон и с максимальной объективностью и изучает: 1) причины и условия преступления; 2) особенности характеристики лица, совершающего преступление; 3) последствия преступного поведения.

    2. Структура системы криминологии

    Система криминологии основана на особенностях изучаемого этой дисциплиной предмета – ряда вопросов, связанных с существованием преступности. Она включает теории, разработанные ведущими специалистами в области юриспруденции, которые рассматривают преступность в неразрывной связи со сложившимися в обществе социальными, экономическими, культурными отношениями, исследуют закономерности, законы, принципы и свойства, характерные для их развития, учитывают статистические, социологические и прочие показатели, а также наличные факты и предшествующий исторический опыт.

    Криминологическая наука – это не простой набор сведений о преступности и ее взаимосвязях, а действенное научное знание, имеющее свою теоретическую базу и применимое к практической деятельности. Теоретические сведения и осмысленные результаты практических мероприятий складываются в стройную и своеобразную систему, состоящую из двух основных блоков – Общей и Особенной частей.

    Особенностью такого деления криминологии на Общую и Особенную части является условное разделение самой науки на общетеоретические вопросы, применимые к любому роду преступной деятельности (Общая часть) и криминологические характеристики отдельных видов преступлений с их глубоким анализом, прогнозом распространения и возможными превентивными мерами по их предупреждению (Особенная часть).

    Общая часть включает в себя детальное рассмотрение понятия, предмета, метода, целей, задач, функций и истории развития криминологии как в России, так и за рубежом, изучение основ исследований, применяемых в криминологии, рассмотрение всех аспектов, связанных с преступностью, включая особенности личности преступника и механизм преступления.

    Особенная часть, основываясь на Общей части, дает криминологическую характеристику отдельных видов преступлений и анализирует предупредительные мероприятия, которые используются для их предотвращения.

    Таким образом, обе части криминологии охватывают весь спектр вопросов, как теорию, так и практику, позволяя определить изъян в общественных отношениях, порождающий тот или иной вид преступлений, максимально его устранить и снизить рост преступности.

    3. Цели и задачи криминологии

    Криминология как наука изучает объективные и субъективные факторы, оказывающие определяющее влияние на состояние, уровень, структуру и динамику преступности, а также личность самого преступника, выявляя и анализируя существующие типы преступной личности, механизмы совершения конкретных преступлений и меры борьбы, которые могут снизить рост тех или иных преступлений в обществе.

    Цели криминологии можно условно разделить на четыре группы:

    1) теоретическая – предполагает познание закономерностей и выработку на этой основе научных теорий преступности, концепций и гипотез;

    2) практическая – вырабатывает научные рекомендации и конструктивные предложения по повышению эффективности борьбы с преступностью;

    3) перспективная – направлена на создание системы предупреждения преступности, которая позволит нейтрализовать и преодолеть криминогенные факторы;

    4) ближайшая – направлена на осуществление ежедневной работы по борьбе с преступностью.

    Из стоящих перед криминологией целей органично вытекают и ее задачи:

    1) получение объективных и достоверных знаний о преступности, ее объеме (состоянии), интенсивности (уровне), структуре и динамике – в прошлом и настоящем; криминологическое изучение видов преступности (первичной, рецидивной, насильственной, корыстной; преступности взрослых, несовершеннолетних и т. д.) для дифференцированной борьбы с ними;

    2) выявление и научное изучение причин и условий преступности и выработка рекомендаций по их преодолению;

    3) изучение личности преступника и механизма совершения им преступлений, классификация различных видов преступных проявлений и типов личности преступника;

    4) определение основных направлений предупреждения преступности и наиболее целесообразных средств борьбы с ней.

    Криминология выполняет свои задачи с помощью определенных функций, среди которых принято выделять три основные: а) описательную (диагностическую); б) объяснительную (этиологическую); в) предсказательную (прогностическую).

    4. Теории криминологии

    Как самостоятельная наука криминология оформилась в XIX в. и изначально основывалась на передовой для своего времени антропологической теории (Галль, Ломброзо), исходящей из идеи наличия у преступников врожденных преступных качеств. В основание криминологии также легли социально-экономические и социально-правовые теории (Ферри, Гарофало, Марро), объясняющие преступность негативными социальными явлениями – нищетой, безработицей, необразованностью, которые порождают аморальность и безнравственность; онтологические теории (теория «чистого разума» И. Канта), статистические исследования (Хвостов, Герри, Дюкпетьо).

    В ХХ в. в криминологию из других наук (психологии, психиатрии, генетики, антропологии) поступали новые взгляды и самостоятельные теории, которые тем или иным способом пытались объяснить, какие особенности развития общества и самого человека способствуют появлению преступности:

    генетические теории причин преступности (Шлапп, Смит, Подольски) объясняли склонность к преступлению врожденными факторами;

    психиатрические концепции (основанные на теории З. Фрейда) видели в преступлении результат конфликта между примитивными инстинктами и альтруистическим кодексом, установленным обществом;

    клиническая криминология (на основе концепции опасного состояния преступника Ферри и Гарофало) вводила понятие состояния повышенной склонности к преступлению, из которого преступника следовало выводить медикаментозно и на это время изолировать от общества (Граматик, ди Тулио, Пинатель);

    – социологические концепции (теория множественных факторов Кетле и Хили) объясняли преступность совокупностью множества антропологических, физических, экономических, психических, социальных факторов;

    теория стигмы (интеракционистский подход – Сатерленд, Таннебаум, Беккер, Эриксон) находила причины преступности в реакции самого общества на преступное поведение;

    теория дифференциальной ассоциации (Сатерленд, Кресси) связывала преступное поведение с контактами человека с криминальным окружением (дурная среда);

    концепция о криминогенности научно-технического прогресса находила причины преступности в постиндустриальном обществе;

    марксистские теории выводили преступность из противоречий эксплуататорского общества.

    5. Предмет криминологии

    Предметом криминологии является круг вопросов, связанный с существованием такого явления, как преступность, включает в себя теории, разработанные ведущими специалистами в области юриспруденции, рассматривающие преступность в целостности и неразрывной связи со сложившимися в обществе социальными, экономическими, культурными отношениями, исследующие закономерности, законы, принципы и свойства, характерные для их развития, учитывая статистические, социологические и прочие показатели, а также наличные факты и предшествующий исторический опыт.

    Предмет криминологии включает в себя четыре базовых элемента:

    1) преступность, то есть социальное и уголовно-правовое явление в обществе, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени; данное явление измеряется качественно-количественными показателями: уровнем, структурой и динамикой;

    2) личность преступника, его место и роль в антиобщественных проявлениях; сведения о личностных свойствах субъектов преступлений включают информацию о причинах преступлений, а сама личность преступника исследуется в целях предупреждения рецидива (новых преступлений);

    3) причины и условия преступности (криминогенные детерминанты), которые составляют целую систему негативных экономических, демографических, психологических, политических, организационно-управленческих явлений и процессов, порождающих и обусловливающих преступность как следствие их существования. При этом причины и условия преступности изучаются во всем многообразии их содержания, природы и механизма действия и на разных уровнях: как в целом, так и по отдельным группам преступлений, а также конкретные преступления;

    4) предупреждение (профилактика) преступности как система государственных и общественных мер, направленных на устранение, нейтрализацию или ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей; превентивные меры анализируются по направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

    6. Метод криминологии

    Методом криминологии принято называть всю совокупность приемов и способов, которые используются для отыскания, сбора, анализа, оценки и применения информации о преступности в целом и отдельных ее составляющих, а также о личности преступника, чтобы выработать эффективные меры как для борьбы с преступностью, так и для профилактики преступлений.

    К методам криминологии относят следующие:

    1) наблюдение – непосредственное восприятие изучаемого явления исследователем-криминологом, объектами которого являются отдельные лица, группа лиц, конкретные явления, связанные с существованием преступности;

    2) эксперимент – использование в необходимых случаях новых методов предупреждения преступности, проверки тех или иных теоретических предположений и идей на практике;

    3) опрос – социологический метод сбора информации, заключающийся в интервьюировании или анкетировании значительного круга лиц и выяснении у них различных сведений об объективных процессах и явлениях, интересующих криминологов; при опросе для получения достоверной информации учитываются факторы объективные (место и время опроса) и субъективные (заинтересованность опрашиваемого лица в той или иной информации);

    4) анализ документальных источников информации криминологического исследования – сбор необходимой информации из различных документальных источников (справок, договоров, уголовных дел, видео, аудио записей и предметов, предназначенных для хранения и передачи информации);

    5) логико-математический метод, включающий:

    – моделирование – способ исследования процессов или систем объектов путем построения и изучения моделей с целью получения новой информации;

    факторный анализ и шкалирование;

    – методы уголовной статистики (статистическое наблюдение, группировка, статистический анализ, вычисление обобщающих показателей и др.).

    В целом методы криминологии можно разделить на общенаучные (формально-логические, анализ и синтез, абстрагирование, аналогия, моделирование, обобщение, исторический метод, системный анализ) и частно-научные (анкетирование, интервьюирование, контент-анализ документов, тестирование, наблюдение, эксперимент, статистические, правовые, математические методы, криминологическая экспертиза).

    7. Связь криминологии с косвенными юридическими дисциплинами

    Криминология относится к юридическим наукам, состоит в близком и тесном родстве с огромным множеством юридических наук, тем или иным способом занятых борьбой с преступностью; их можно условно разделить на косвенные и специальные.

    Косвенные юридические науки рассматривают проблемы преступности в общих чертах, достаточно поверхностно, не углубляясь в тонкости и детали вопроса.

    К косвенным юридическим дисциплинам относят:

    1) конституционное право, устанавливающее общие начала всей деятельности правоохранительных органов и определяющее положения, на которых строится законодательная база, как в России, так и в любой другой стране;

    2) гражданское право, предусматривающее гражданскую ответственность за любое из нарушений многочисленных норм гражданского права, определяющее круг вопросов и характер нарушений, которыми более детально занимается криминология;

    3) земельное право;

    4) административное право;

    5) экологическое право;

    6) семейное право;

    7) трудовое право и др.

    Для полноценного существования криминологии необходимо получать сведения и методы из неюридических наук. Поэтому криминология применяет отдельные положения философии, этики, эстетики, экономики, теории социального управления, социологии, политологии, статистики, демографии, математики, кибернетики, педагогики и взаимодействует с общей, социальной и юридической психологией.

    Сведения из демографии, социологии и политологии необходимы криминологам при прогнозировании и программировании борьбы с преступностью, при специальном изучении профилактики преступлений несовершеннолетних, рецидива, бытовых преступлений, преступлений, совершаемых лицами без постоянного источника доходов; данные психологического или психиатрического характера требуются для выявления и понимания причин и условий преступности и преступлений, так как на них базируются изучение и классификация личности преступника, без них невозможна грамотная разработка мер профилактического воздействия.

    8. Связь криминологии со специальными юридическими дисциплинами

    Наиболее тесную связь криминология имеет со специальными юридическими науками – уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным правом. В XIX в. считалось, что криминология относится к уголовному праву, и в этом есть доля истины – как наука криминология вышла из уголовного права.

    Уголовное право (как теория и основанный на ней уголовный закон) дает обязательную для криминологии юридическую характеристику преступлениям и преступникам, а данные криминологии об уровне преступности, ее структуре, динамике, эффективности профилактики преступлений и прогнозы относительно изменений в социально негативных явлениях позволяют уголовному праву планировать и реализовывать нормотворческую деятельность, своевременно квалифицируя или переквалифицируя те или иные преступления и правонарушения.

    Связь криминологии с уголовным процессом заключается в том, что уголовно-процессуальные нормы, регулирующие общественные отношения, направлены на предупреждение готовящихся преступлений, разрешение дел по существу, выявление причин и условий совершения преступлений. С уголовно-исполнительным правом криминологию связывает общая борьба с рецидивом преступлений, стремление к результативности исполнения наказаний, ресоциализации и адаптации лиц, совершивших преступление, отбывших наказание.

    Тесную связь криминология имеет с криминалистикой, которая в отличие от криминологии занята сугубо практическими задачами, фактической стороной преступлений. Сведения криминологии помогают криминалистам выявить основные направления для разработки новых методов, помогают находить правильные решения при расследовании преступлений, опираясь на криминологические данные о структуре и динамике преступности, типичных криминогенных ситуациях и т. п. В то же время многие криминалистические методы и технические средства позволяют криминологии эффективнее строить профилактику преступлений и использовать последние научные разработки для предотвращения преступной деятельности.

    Криминология также связана с междисциплинарной комплексной наукой деликтологией (административной, дисциплинарной, гражданской и семейной), которая занимается вопросами о непреступных правонарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений в области законодательства.

    9. Развитие криминологии до 1917 года

    Криминология как наука появилась в России в одно время с западной и далее развивалась поэтапно: историю криминологии принято делить на несколько периодов:

    1) дореволюционный (до 1917 г.);

    2) период становления советской криминологии (1917–1930 гг.);

    3) период с 1930 по 1990 гг.;

    4) современный (считая с распада СССР и по настоящее время).

    Отечественная криминология в дореволюционный период активно воспринимала многие передовые идеи представителей различных школ и вносила свой вклад в исследование проблем преступности. Предвестниками отечественной криминологии были ученые и общественные деятели, жившие до официального рождения этой науки. Среди них следует упомянуть известного общественного деятеля XVIII в. А. Радищева, который впервые для России выявил показатели, характеризующие как виды преступлений, так и лиц, их совершивших, мотивы и причины совершения ими преступлений и предложил конструктивную методику статистического наблюдения преступности и ее причин.

    В разной степени вопросами преступности занимались А. Герцен, Н. Добролюбов, В. Белинский, Н. Чернышевский, критиковавшие общественный строй России и преступность как порождение этого строя.

    В начале XIX в. глубокое исследование убийств и самоубийств на основе уголовной статистики провел К. Ф. Герман. Известные юристы И. Я. Фойницкий, Г. Н. Тарновский, Н. С. Таганцев и др. рассматривали преступность в тесной связи с уголовно-правовой проблематикой, особо обращая внимание на понимание преступности как социального явления, имеющего объективные причины. Опираясь на работы антропологической школы в зарубежной криминологии, дореволюционный юрист и ученый Д. А. Дриль отмечал влияние на совершение преступлений кроме особенностей психофизической природы человека также внешних воздействий на него, разделяя взгляды отечественных сторонников социального понимания преступности. В России появилась классическая школа.

    В русской криминологии конца XIX – начала XX вв. происходили те же процессы роста, что и в современной ей зарубежной криминологии.

    Послереволюционный этап развития отечественной криминологии просуществовал до начала 1990-х годов, его можно условно разделить на два периода: а) 1917 – начало 1930-х гг.; б) начало 1930-х – начало 1990-х гг.

    1. Эпоха с 1917 по начало 1930-х гг. отличалась жесткой партийной борьбой и окончилась с началом массовых репрессий; криминологические проблемы исследовались в рамках уголовного права, а криминология считалась отраслью уголовного права. В этот период она была тесно слита с родственной ей криминалистикой и судебной медициной: в 1922 г. в Саратове был создан кабинет криминологической антропологии и судебно-медицинской экспертизы при Управлении местами заключения; с 1923 г. в Москве, Киеве, Харькове, Одессе появились кабинеты по изучению личности преступника; в 1925 г. был создан Институт по изучению преступности и преступника при НКВД.

    В 1929 г. криминология как наука прекратила свое существование. Это было связано с политическим тезисом, что в СССР построен социализм (а при социализме преступность отмирает). Был сделан вывод, что криминология больше не нужна.

    2. В период с 1930 по 1940 гг. криминологические исследования имели полузакрытый характер, продолжались по отдельным проблемам борьбы с преступностью, были направлены на выявление врагов народа и организовывались правоохранительными органами. После смерти Сталина Хрущев объявил курс на строительство коммунизма. Но стало ясно, что преступность не исчезла. Годом возрождения криминологии стал 1963 г., когда на юридическом факультете МГУ был прочитан курс криминологии, который стал с 1964 г. обязательным для юристов. Криминология была выведена из уголовного права и превратилась в самостоятельную науку. Большую роль в этом сыграл А. Б. Сахаров.

    В 1960–1970 гг. основное внимание уделялось изучению преступности как продукта общества и ее общей профилактике, в 1970–1990 гг. исследовались проблемы причин преступности, механизма преступного поведения и личности преступника, виктимологии, прогнозирования и планирования борьбы с преступностью, предупреждения разных видов преступности.

    Крупнейшим научно – исследовательским криминологическим центром стал в эти годы НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ.

    криминология преступность закон социальный

    С исторической точки зрения, наука криминология среди других общественных наук и юридических в частности, сравнительно молода. Отсчет ее жизни начинается примерно со второй половины XIX в. Преступность как явление всегда интересовала не только специалистов различных направлений, но и всех людей. Считается, что термин «криминология» ввёл в 1879 году антрополог Топинар. В 1885 году впервые с названием «Криминология» вышла книга итальянского ученого Р. Гарофало. Однако, представления о преступном поведении и борьбе с ним можно обнаружить и в более ранних источниках, например в труде Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Примерно в то же время специалистами правоведами были сформулированы ряд взглядов на сущность и предмет криминологии, которые явились основой для создания различных школ криминологии, существующих и в настоящее время.

    Отвечая на вопрос - «почему именно криминология?» (ведь криминология не единственная наука изучающая преступность), стоит отметить, что например, Уголовное право изучает отдельные составы преступлений и назначаемые за их совершение наказания. Оперативно-розыскная деятельность раскрывает механизм поиска и изобличения преступников. Криминалистика познает технику, тактику и методику расследования преступлений. Уголовно-процессуальное право изучает систему уголовного судопроизводства с момента выявления преступления и преступника до момента назначения соответствующего наказания. Уголовно-исполнительное право познает систему реализации наказаний за совершенные преступления. Все эти науки и каждая из них по своему, конечно, изучают и преступления, и преступников, и наказания. Но, ни одна из них не обладает наиболее полной системой знаний о преступности как относительно массовом социальном явлении. Таковой системой знаний обладает наука криминология. Сразу оговорюсь, являясь самостоятельной наукой, криминология все же тесно связана и с уголовным правом, и с другими правовыми науками, а так же с социологией, философией и медициной, особенно психиатрией. То есть, криминологию нельзя рассматривать в отрыве от непрерывно растущего научного знания, в области социологии и права. В то же время ее невозможно рассматривать, игнорируя или недооценивая ее самостоятельности. Она как бы венчает здание наук, изучающих преступность и меры предупреждения. Через нее, прежде всего, осуществляется связь уголовно-правовых наук с другими юридическими дисциплинами, с неюридическими общественными науками социологией, психологией и пр. В этом смысле криминология и занимает центральное место в системе наук. Именно она, синтезируя знания о преступности, решает комплекс задач борьбы с этим явлением. Криминологии принадлежит самая ведущая роль в решении этих задач.

    Помимо прочего криминология представляет собой в известном смысле не только систему знаний о преступности, но и систему познания преступности. То есть обладание системой криминологических знаний дает возможность исследовать преступность и ее детерминанты в любой области общественных отношений. Как утверждают ученые, именно отсюда появились и выросли такие самостоятельные направления криминологических исследований, как криминология молодежной преступности, криминология женской преступности, криминология бытовой преступности, криминология организованной преступности и т.д.

    Развитие криминологии, как и любой другой науки, представляет собой не прекращающийся процесс. При этом выдвигаются и решаются все новые криминологические проблемы. Как отмечено в научной и учебной литературе, сегодня они (проблемы) сложны и серьезны как никогда, поскольку ранее мировое сообщество не сталкивалось с такими опасными проявлениями преступности, возводящими ее в разряд первостепенных проблем. Достаточно, например, вспомнить о терроризме, занимающем сегодня, пожалуй ведущее место в ряду социальных опасностей, угрожающих человечеству и развитию мировой цивилизации. В числе факторов образования криминологии как самостоятельной науки можно назвать:

    • - общественную потребность, порожденную фактом существования преступности;
    • - необходимостью накопления специального исследовательского материала о данном общественно опасном явлении (материала, позволяющего описывать и объяснять это явление, разрабатывать соответствующие прогнозы);
    • - потребность в разработке мер по предупреждению преступности.

    Криминология изучает преступность как социально обусловленное, исторически изменчивое явление в обществе, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени, которое с позиции общественных интересов относится к разряду социальной патологии и оценивается отрицательно.

    Понятием преступности охватывается совокупность преступлений, рассматриваемых в виде фактов социальной действительности, а не юридических конструкций типа, например, состава преступления. В этом своем реальном социальном бытии преступность подчиняется определенным закономерностям, имеет фиксированные качественно-количественные характеристики, которые и изучаются криминологией. К ним относятся: уровень, структура и динамика преступности. Причем, правонарушения, не образующие преступлений, но тесно связанные с ними, такие, например, как пьянство, проституция, наркомания и т. п. - рассматриваются криминологией при анализе причин и условий ряда видов преступлений и разработке мер их предупреждения. Исследования же этих явлений и проблем борьбы с ними в полном объеме не входит в предмет криминологии.

    Возвращаясь к самому определению криминологии как науки, отмечается, что в научной и учебной литературе встречается наиболее часто ее краткое определение, примерное содержание которого я приводил во введении: «Криминология («наука о преступлении», от лат. crimen - преступление и др.-греч. лпгпт (логос)- учение) - социолого-правовая наука, которая изучает преступность, личность преступника, причины и условия преступности, пути и средства ее предупреждения».

    Вместе с тем фактическое содержание науки криминологии более широкое. Криминология изучает закономерности отдельных видов преступлений, индивидуального и массового преступного поведения, причины совершения человеком преступлений, разрабатывает рекомендации по совершенствованию принимаемых мер по борьбе с преступностью. В этом состоит ее отличие от уголовного права, которое изучает преступления, ответственность и наказание за них в законодательной характеристике и правоприменительной практике. Таким образом, мы имеем дело с социолого-правовой наукой.

    Как отмечает профессор В.Д. Малков - Такое определение данной науки характеризует лишь общую направленность криминологии и в достаточной степени не отражает содержания этой отрасли научных знаний. Как общественная наука, криминология изучает широкий круг социальных явлений и процессов, так или иначе связанных с преступностью и природой ее возникновения. При всем многообразии изучаемых общественных явлений основу криминологии как науки составляет ее предмет, т.е. ответ на вопрос, что именно она изучает.

    В этом смысле наиболее приемлемым представляется следующее определение данной науки, в котором перечислены элементы ее предмета. «Криминология - это социально-правовая общетеоретическая и прикладная наука, исследующая преступность как социальное явление, сущность и формы ее проявления, закономерности возникновения, существования и изменения; ее причины и иные детерминанты; личность тех, кто совершает преступления; систему мер предупреждения преступлений». Предложенное определение, по моему мнению, отражает социально правовой характер науки криминологии, ее теоретическую направленность и практическую значимость. Поскольку предупреждение преступности является одной из основных частей составляющих предмет криминологии, его не возможно не рассмотреть хотя бы и вкратце.

    «Предупреждение преступности является и предметом и целью этой науки (криминологии) одновременно»

    «Предупреждение преступности» или иначе называемая - «Профилактика преступности». Эти два термина (с точки зрения этимологии) идентичны и ими пользуются как взаимозаменяющими.

    По своей сути предупреждение преступности - это специфическая область социального регулирования, управления и контроля, имеющая многоуровневый характер и преследующая цель борьбы с преступностью на основе выявления и устранения ее причин и условий, иных детерминант.

    Криминология изучает предупреждение преступности как сложную динамическую систему. Ее функционирование связано с решением как общих задач социального развития, так и специализированных задач в области борьбы с негативными явлениями. Как правило, в криминологии профилактическая система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей, анализируется по: направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

    Преступность, основной элемент предмета криминологической науки. Определений преступности бесчисленное множество. Они несут в себе отпечаток философских взглядов авторов, социологических школ и направлений, правовых и даже религиозных воззрений.

    Криминология рассматривает преступность как явление общественной жизни и изучает ее с этой стороны, не игнорируя правовых характеристик. Социальный и правовой аспекты - это две стороны преступности, представляющие ее нераздельное единство. Преступность - объективная социальная реальность. Преступность по своему существу - явление негативное, приносящее вред как обществу в целом, так и конкретным его членам.

    «Преступность - отрицательное социально-правовое явление, существующее в человеческом обществе, имеющее свои закономерности, количественные и качественные характеристики, влекущие негативные для общества и людей последствия, и требующие спецефических государственных и общественных мер контроля за ней»

    «Преступность - относительно массовое, исторически изменчивое, социально-правовое, антиобщественное явление, слагающееся из совокупности действий, запрещенных уголовным законом (преступлений), совершаемый в данном государстве в тот или иной период времени»

    Система криминологии строится на двух главных основаниях: по предмету и по уровню обобщения научно-практической информации. Исходя из предмета криминологии, ее положения систематизируются по четырем основным проблемам: преступность, личность преступника, причины и условия преступности, предупреждение преступности и конкретных преступлений. По уровню обобщения выделяются общая и специальная части криминологии. В общей криминологические явления и понятия анализируются в целом, обобщенно, без выделения специфики видов преступлений. В особенной криминологическая характеристика дается по соответствующим видам преступлений либо по особенностям социального положения преступников. Особенная часть в криминологии более динамична, чем общая, так как она отражает быстро меняющуюся картину преступности и ее причин.

    1. Какие понятия являются предметом криминологии:
    а) преступность;
    б) причины преступности;
    в) индивидуальное преступное поведение;
    г) состав преступления.

    2. Кто впервые использовал понятие «криминология»?
    а) Бентам;
    б) Гароффало;
    в) Ломброзо.
    3. «Закрытой» анкета- это:
    а) опрос ограниченного круга лиц;
    б) в анкете содержится перечень ответов на поставленный вопрос;
    в) в анкете отсутствуют варианты ответов на поставленный вопрос.
    4. Опрос специалистов для установления криминологически значимых обстоятельств — это:
    а) моделирование;
    б) тестирование;
    в) метод экспертных оценок.

    5. Коэффициент преступности — это:
    а) криминальная активность населения;
    б) изменение преступности во времени;
    в) соотношение числа совершенных преступлений и численности населения;
    г) пространственная распространенность преступности.
    6. Динамика преступности- это:
    а) региональные особенности преступности;
    б) исторические предпосылки роста преступности;
    в) соотношение разных видов преступлений;
    г) изменение преступности во времени.
    7. Какие из перечисленных видов преступлений в наибольшей степени подвержены сезонному колебанию?
    а) грабеж;
    б) изнасилование;
    в)причинение тяжкого вреда здоровью;
    г) мошенничество.
    8. Пространственно-временное распределение преступлений, обусловленное спецификой регионов — это:
    а) плотностью преступности;
    б) географией преступности;
    в) структурой преступности.
    9. Структура преступности — это:
    а) состав преступления;
    б) удельный вес разных видов преступлений в общем их числе;
    в) элементы предмета криминологии;
    г) соотношение зарегистрированной и латентной преступности.
    10.Какой вид преступлений занимает наибольшее место в структуре преступности в России:
    а) убийство;
    б) кража;
    в) мошенничество;
    г) хулиганство.
    11.Латентная преступность — это:
    а) незарегистрированная преступность;
    б) нераскрытая преступность;
    в) особо тяжкие преступления;
    г) преступления, не представляющие большой общественной опасности.

    12.Какие виды преступлений обладают повышенной латентностью:
    а) убийство;
    б) разбой;
    в) массовые беспорядки;
    г) кражи.
    13.Естественная латентность -это:
    а) преступления остались неизвестными правоохранительным органам;
    б) преступления укрыты от учета правоохранительными органами;
    в) преступления, имеющие наиболее низкий уровень раскрываемости.
    14.Косвенные последствия преступности – это:
    а) непосредственный материальный ущерб от совершенных преступлений;
    б) моральный вред, причиненный потерпевшим;
    в) расходы государства и общества на борьбу с преступностью.
    15.Что относится к уголовно-правовым признакам личности преступника:
    а) возраст;
    б) мотив;
    в) совершение преступления в группе;
    г) прежняя судимость.
    16.Какой категории лиц свойственна наименьшая криминальная активность?
    а) служащим;
    б) рабочим;
    в) работникам образования, культуры, здравоохранения.
    17.Какие категории преступников имеют более низкий образовательный уровень?
    а) корыстные;
    б) экономические;
    в) против порядка управления;
    г) насильственные.
    18.Криминогенный тип личности — это:
    а) лицо, совершившее преступление;
    б) лицо, которое обязательно совершит преступление;
    в) лицо, наделенное признаками, повышающими вероятность совершения им преступления.
    19.Явления общественной жизни, порождающие преступность, это:
    а)условия преступности;
    б) причины преступности;
    в) проявления преступности;

    20.Криминологическая теория, объясняющая преступность отсутствием солидарности между членами общества, называется:
    а) теория опасного состояния;
    б) теория социальной дезорганизации общества;
    в) теория стигмы.
    21.Виктимология -это:
    а) наука о жертве преступления;
    б) наука о последствиях преступности;
    в) наука о личности преступника;
    г) наука о мерах борьбы с преступностью.
    22.Что с точки зрения представителей теории дифференциальной ассоциации лежит в основе обучения человека преступному поведению?
    а) врожденная склонность к восприятию негативных форм поведения;
    б) привлекательность преступного поведения;
    в) образцы криминального поведения чаще попадаются ему на глаза.
    23.Согласно какой из криминологических теорий основной причиной преступности является противоречие между ценностями, на достижение которых общество нацеливает людей и возможностями их достижения по установленным обществом правилам?
    а) теория дифференциальной ассоциации;
    б) виктимология;
    в) теория аномии.
    24.Представители каких профессий обладают наибольшей виктимностью?
    а) учителя;
    б) работники торговли;
    в) сотрудники правоохранительных органов.
    25.Какие из перечисленных криминологических теорий можно отнести к социологическим?
    а) антропологическая школа криминологии;
    б) теория опасного состояния;
    в) теория стигмы.
    26.Многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности — это:
    а) предупреждение преступности;
    б) профилактика преступности;
    в) предотвращение преступности.
    27.Общий рецидив преступлений – это:
    а) повторное совершение тождественного или однородного преступления;
    б) повторное совершение не однородного преступления;
    в) совершение преступления лицом, имеющим судимость.
    28.В каких из перечисленных преступлений наиболее велика доля женщин?
    а) кражи;
    б) убийства;
    в) хулиганств
    29. Преступность – это:
    а) объект криминологии;
    б) предмет криминологии;
    в) то и другое верно;
    г) то и другое неверно.

    30. Криминология и криминалистика:
    а) понятия совпадающие;
    б) это разные научные дисциплины;
    в) криминология – часть криминалистики.

    31. Опросы населения:
    а) используются в социологии;
    б) используются в криминологии;
    в) то и другое верно;
    г) то и другое неверно.

    32. Экономическая преступность изучается:


    в) социологией.

    33. Формулирование желаемого будущего результата научной деятельности по выявлению актуальных проблем борьбы с преступностью составляет:
    а) практическую цель криминологии;
    б) прикладную цель;
    в) теоретическую цель криминологии.

    34. Криминология делится на:
    а) теоретическую криминологию;
    б) прикладную криминологию;
    в) социологию права.

    35. Криминология изучает:
    а) экономическую жизнь общества;
    б) преступность,
    в) психологию людей;
    г) уголовное право.

    36. Основные функции криминологии:
    а) описательная;
    б) культурно-просветительная;
    в) объяснительная;
    г) предсказательная.

    37. Система конкретных способов, приемов, средств сбора, обработки и анализа информации – это:
    а) методология криминологических исследований;
    б) методика криминологических исследований;
    в) самостоятельная наука – социология.

    38. Виктимология входит в:
    а) общую часть криминологии;
    б) особенную часть криминологии;
    в) это самостоятельная наука.

    39. Кто из теоретиков криминологии утверждал, что суровые наказания, ожесточая нравы, только увеличивают преступность в народе?
    а) Ч. Беккария;
    б) И. Бентам;
    в) Л. Фейербах.

    40. Кто считал, что причины преступлений заложены в экономическом строе общества и устарелом механизме государственного управления?
    а) Ч. Ломброзо;
    б) Ч. Беккария;
    в) Э. Ферри.
    41. Кто утверждал, что «преступление – продукт трех родов естественных факторов (антропологических, физических и социальных)»?
    а) К. Маркс;
    б) И. Бентам;
    в) Э. Ферри.

    42. Кто из теоретиков считал, что успех в борьбе с преступностью может быть достигнуть в обществе, в котором уничтожены социальные антагонизмы в сфере политической и экономической жизни?
    а) Ч. Ломброзо;.
    б) К. Маркс;
    в) Р. Гарофало.

    43. Кто рассматривал преступление как борьбу изолированного индивида против господствующих эксплуататорских отношений (экономических и политических)?
    а) Ч. Ломброзо;
    б) Ч. Беккария;
    в) К. Маркс.

    44.Коэффициент преступности измеряет:
    а) динамику преступности;
    б) распространенность преступности;
    в) структуру преступности.

    45. Какова латентность кражи?
    а) минимальная;
    б) средняя;
    в) максимальная.

    46. Уровень преступности – это:
    а) количественно-качественная характеристика преступности;
    б) динамика преступности;
    в) структура преступности.

    47. Предметом криминологии являются:
    а) функции репрессивных органов в обществе;
    б) закономерности, условия и причины возникновения, развития и предупреждения преступности;
    в) сознание преступника.

    48. Преступность:
    а) социально обусловлена;
    б) результат случайных неблагоприятных обстоятельств;
    в) передается по наследству, врожденное качество.

    49. Криминология изучает:
    а) политическую жизнь общества;
    б) противоправное поведение людей,
    в) нравственность;
    г) административное право.

    50. Структура и характер преступности являются:
    а) количественными показателями;
    б) качественными показателями;
    в) показателями уровня преступности.

    51. Статистика правонарушений среди несовершеннолетних включает лиц:
    а) 14–18 лет;
    б) 10–13 лет;
    в) 18–21 лет.

    52. Основными признаками организованной преступности являются:
    а) наличие преступных объединений;
    б) незаконный бизнес;
    в) коррупция;
    г) наличие собственных банков.

    53. Впервые в нашей стране на возрастающую опасность незаконного оборота наркотиков обратили внимание:
    а) в 1960–70-х гг.;
    б) в 1970–60-х гг.;
    в) в 1990-х гг.;
    г) в начале ХХIв.

    54. Для терроризма характерно:
    а) насилие;
    б) устрашение;
    в) спонтанность

    55. С точки зрения уголовного права преступник – это:
    а) лицо, совершившее преступление и признанное судом виновным;
    б) индивид, предрасположенный к совершению преступления;
    в) любой человек, который может оказаться в ситуации неблагоприятных внешних обстоятельств, делающих его правонарушителем.

    56. Материальное положение личности преступника – это:
    а) социально-ролевое свойство;
    б) социально-демографическое свойство;
    в) социально-психологическое свойство личности преступника.

    57. Преступник – это:
    а) социально-психологическое свойство;
    б) социально-ролевое свойство;
    в) социально-демографическое свойство;
    г) политическое свойство личности.

    58. Наличие или отсутствие судимости является:
    а) криминологической характеристикой;
    б) социальной характеристикой;
    в) уголовно-правовой характеристикой личности преступника.

    59. Система внутреннего социально-личностного контроля относится к:
    а) органической структуре личности;
    б) психической структуре личности;
    в) социальной структуре личности.
    60. Лицо, впервые совершившее преступление, но допускавшее и ранее аморальные проявления и правонарушения, – это:
    а) «случайный» тип;
    б) «ситуационный» тип;
    в) «неустойчивый» тип;
    г) «злостный» тип личности преступника.

    61. Алкоголизм – это:
    а) психическая аномалия;
    б) биологический фактор преступления;
    в) физическая аномалия.

    62. Социально-деформированные убеждения личности преступника – это:
    а) уголовно-правовая характеристика;
    б) исправительно-трудовая характеристика;
    в) криминологическая характеристика личности преступника.

    63. Вычеркните лишнее. Наркомания есть условие преступности:
    а) сопутствующее;
    б) социальное;
    в) необходимое.

    64. Свойственна ли виктимности латентность?
    а) да, свойственна;
    б) нет, не свойственна, латентность связана только с преступностью;
    в) все зависит от вида преступности.
    65. Причинами преступления могут быть:
    а) объективные условия;
    б) субъективные факторы;
    в) мировоззрение индивида.

    66. Алкоголизм:
    а) никак не влияет на криминальное поведение личности;
    б) является причиной преступления;
    в) является сопутствующим фактором.

    67. Урбанизация – это:
    а) фактор, влияющий на преступность;
    б) причина преступности;
    в) условие преступности.

    68. Материальное благополучие общества:
    а) повышает уровень преступности;
    б) снижает уровень преступности;
    в) никак не влияет на преступность.

    69. Количество основных признаков, которые включает в себя определение системы
    а) один;
    б) два;
    в) три;
    г) четыре;
    д) пять.

    70. Основные признаки определения «система»
    а) два и более элементов, взаимность и взаимозависимость, целостное единство;
    б) совершенство;
    в) целостность;
    г) структурность;
    д) качественность образования.
    71. Какое количество подсистем (элементов) включает предмет криминологии?
    а) один;
    б) два;
    в) три;
    г) четыре;
    д) пять.

    72. Назовите основные элементы предмета науки криминологии
    а) закономерности развития науки;
    б) преступность, личность преступника, причины и условия уровня преступности, предупреждение и профилактика преступности;
    в) причины возникновения преступности;
    г) уровень развития, ликвидация последствий преступности;
    д) прогнозирование и планирование борьбы с преступностью.

    73. Назовите основной элемент предмета (его подсистемой) криминологии
    а) личность преступника;
    б) антиобщественные проявления;
    в) преступность как социально и уголовно-правовое явление;
    г) причины и условия преступности;
    д) профилактика преступлений.

    74. Назовите количественно-качественным показатель, характеризующий преступность
    а) причины;
    б) состав;
    в) условия;
    г) уровень, структура, динамика;
    д) предпосылки.

    75. Экономическая преступность изучается:
    а) общей частью криминологии;
    б) особенной частью криминологии;
    в) социологией.

    1. Понятие, предмет, система и задачи криминологии.

    2. Место криминологии в системе наук.

    3. Методы криминологии.

    Криминология от латинского Crimen и греческого Logos - наука о преступлении.

    В виде самостоятельной отрасли знаний криминология существует менее двух веков. Хотя, бесспорно, некоторые суждения о причинах преступности и методах борьбы с ней встречаются уже в трудах римских и греческих мыслителей, а также в трудах мыслителей XVI-XIX в.в., например, в труде Чезаре Беккариа , но до второй половины XIX в. они не представляли еще самостоятельной системы научных знаний. Впервые термин «криминология» появился в работе антрополога Топинарда в 1879 году, а далее криминологию как самостоятельную науку, употребили итальянские исследователи Топинард и Гарофало, которые в 1885 году опубликовали монографию под аналогичным названием.

    С момента зарождения и до настоящего времени не существует единой теории по поводу изучения преступности.

    Понятие криминологии определяется через ПРИЗНАКИ КРИМИНОЛОГИИ:

    1. Криминология - это наука, система знаний.

    2. Природа криминологии как науки связана с отраслевой принадлежностью криминологии.

    По мнению Долговой и Кузнецовой, криминология является междисциплинарной наукой. Кудрявцев и Антонян считают, что криминология является общетеоретической наукой, а Кваша - что криминология - это межотраслевая наука. Большинство исследователей склоняются к тому, что криминология - это социально-правовая наука .

    3. Криминология - это система правовых норм, содержащихся в правовых документах и регламентирующих проведение общей предупредительной и индивидуально-предупредительной работы. Хотя говорить о том, что криминология - это отрасль права, необоснованно.

    4. Предмет криминологии. Устоявшимся мнением является рассмотрение предмета криминологии как совокупности 4 самостоятельных элементов : преступность, личность преступника, причины и условия преступности (криминогенные детерминанты), превенция преступности.

    Такое представление о предмете криминологии сформировалось не сразу, и хотя оно является доминирующим, однако не единственным. Одни исследователи предлагают исключить из пред-мета криминологии отдельные блоки, другие - напротив, расши-рить предмет криминологических исследований. Так, например, некоторые исследователи не наделяли в качестве самостоятель-ного предмета криминологических исследований личность преступ-ника, обосновывая это тем, что одни свойства личности преступ-ника изучаются в разделе причин и условий преступности, дру-гие - в разделе предупреждения преступности.


    По их мнению, внимание нужно сосредоточить на изучении социально-психологи-ческого механизма индивидуального преступного поведения, по-скольку нет социально-типичных свойств, отличающих лиц, совер-шивших преступления, от законопослушных граждан. Таким обра-зом, подвергается сомнению правомерность существования самого понятия «личность преступника», ставится знак равенства между этим понятием и понятием субъекта преступления.

    В целях профилактики обществу всегда будет необходим среднестатистический портрет преступ-ника, который помогает установить, какие свойства личности и в какой степени были включены в механизм преступного поведе-ния. Это означает, что выделение в качестве самостоятельного предмета криминологических исследований социальных свойств преступников, по мнению профессоров ТГУ Прозументов и Шестлера, объективно необходимо. Однако, учитывая, что нет преступника как определенного социально-психологического типа, правильнее этот раздел криминологии именовать как личность ли-ца, совершившего преступление.

    Например, проблема личности подростка, совершившего преступление в группе, никогда не исчерпывалась изучением только лиц, совершивших преступле-ние в соучастии. Это обусловлено тем, что в преступную группу как реальную социальную общность входят все лица, создающие необходимые условия для ее жизнедеятельности, а не только уча-ствующие в совершении конкретных преступлений. Исключение этих лиц из предмета криминологических исследований означало бы невозможность вскрытия механизма образования этих групп, выработки мер по их разложению или переориентации.

    Хохряков предлагает в качестве одного из элементов предмета криминологии ввести жертву преступления. Долгова предлагает ввести в предмет криминологии подверженность преступности различным воздействиям . Эминов предлагает ввести в предмет криминологии отдельно последствия преступности (однако статистические данные о преступлениях практически никогда не содержат исчерпывающих данных о последствиях совершения конкретных видов преступлений). Антонян выделяет в предмете криминологии самостоятельный элемент - факторы, которые непосредственно связаны с преступностью (слишком широкое понимание факторов, связанных с преступностью). Кудрявцев предлагал отдельно выделять планирование, координирование профилактической деятельности, анализ истории криминологии и частные криминологические теории .

    Система криминологии строится исходя из двух главных оснований:

    1) исходя из ее предмета;

    2) по уровню обобщения научно-практической информации выделяют:

    Общую часть криминологии - криминологические явления анализируются, в общем и целом, без выделения специфики конкретных видов преступности.

    Особенную часть (Специальную) - характеристика видов преступлений изучается отдельно. Виды преступности выделяются либо по содержанию преступных деяний (корыстные, насильственные, неосторожные), либо по субъектному составу (по особенностям контингента преступников)

    Задачи криминологии:

    1. Предупреждение преступности. Все нормы уголовного закона, прежде всего, являются социально и криминологически обусловленными.

    2. Экспертиза проектов НПА на предмет криминологической обусловленности.

    3. Подготовка НПА, содержащих нормы о необходимости проведения мероприятий, направленных на борьбу с преступностью. Существуют определенные общественные организации и другие коллективные образования, которые занимаются вопросами, вытекающими из этой задачи криминологии.

    4. Изучение и использование международного опыта борьбы с преступностью.

    Криминология - социально-правовая наука, изучающая преступность, личность преступника, причины и условия преступности, а также предупреждение преступности.

    Криминология — это социально-правовая общетеоретическая и прикладная наука, исследующая преступность как социальное явление, сущность и формы ее проявления, закономерности возникновения, существования и изменения; ее причины и иные детерминанты; личность тех, кто совершает преступления; систему мер предупреждения преступлений.