Войти
Образовательный портал. Образование
  • Унжа (Костромская область)
  • Митрополит алексий московский святитель и чудотворец краткая биография Митрополит алексий годы
  • Попробуем разобраться в см - Документ
  • Открытия галилея в области астрономии
  • Сопливые грибы но не маслята
  • Имена мальчиков рожденных в январе Азербайджанские имена родившиеся в январе по гороскопу
  • Логопедические занятия для детей 7 лет упражнения. Логопедические упражнения на звук т. Закрепление отдельных звуков

    Логопедические занятия для детей 7 лет упражнения. Логопедические упражнения на звук т. Закрепление отдельных звуков

    Конспект занятия в логопедической группе «Автоматизация звука Ш в словах, предложениях (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»)

    Дунаева Лилия Григорьевна, учитель – логопед ДОУ №287 г. Донецка
    Описание работы: Данное занятие рекомендовано логопедам, воспитателям логопедических групп. Проводимое в конце учебного года, занятие может стать показателем результативности речевой коррекции. Данное занятие можно показать на родительском собрании с целью повышения компетентности родителей в вопросе преодоления речевых нарушений у дошкольников.
    Возраст: 5-6 лет.
    Цели: Формирование практических умений и навыков пользования исправленной речью, закрепление произношения звука Ш в словах, предложениях, чистоговорках, развитие фонематического слуха, тонкой моторики рук, артикуляционного аппарата, логического мышления, внимания, воображения, воспитание интереса к сказкам.
    Материал: магнитная доска, картинки к сказке «Маша и медведь», предметные картинки.
    Предварительная работа: отработка звукопроизношения на специальном речевом материале, разучивание артикуляционной, пальчиковой гимнастики, чистоговорок.

    Ход занятия

    Логопед:
    Ребята, мы с вами долго трудились, учились правильно произносить звуки, строить красивые предложения, составлять интересные рассказы. Надеюсь, вы запомнили много интересного и полезного для себя. Вспомним наше правило.
    Дети:
    Говорим всегда красиво, правильно, неторопливо.
    Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
    Всё правильно и внятно, чтоб всем было понятно.
    Логопед:
    Ребята, вы любите сказки? Давайте вспомним, какие сказки вы знаете. (Ответы детей) Посмотрите на нашу доску. Догадайтесь, какая сказка сегодня у нас в гостях.
    (На магнитной доске картинки: медведь, Машенька)
    Дети:
    Сказка «Маша и медведь».
    Логопед:
    Послушайте внимательно и скажите, какие звуки я выделяю: Маш-ш-ша, миш-ш-шка.
    Дети:
    Звук Ш.
    Логопед:
    Вспомните, какой звук Ш, дайте ему характеристику.
    Дети:
    Всегда согласный, твёрдый, глухой.
    Логопед:
    Что нужно делать, чтобы звук Ш получился красивый?
    Дети:
    При произнесении звука Ш губы немного округлены и выдвинуты вперёд, язык «чашечкой», выдыхаемая струя тёплая.
    Логопед:
    Ш-всегда шипящий звук:
    Шар воздушный сдулся вдруг.
    Дети:
    Ш-ш-ш-ш.

    Логопед:
    Постараемся красиво рассказать чистоговорки.
    Дети (по очереди):

    Раз - шептались две подружки.
    Два - кукушка на опушке.
    Три - ношу в шалаш игрушки.
    На четыре - мою ушки.
    Пять - купили Даше шашки.
    Шесть - покушай пшённой кашки.
    Семь - в лукошке две картошки.
    Восемь - крошки на ладошке.
    Девять - штопаем башмак.
    Десять - шире держим шаг.

    Логопед:
    Молодцы. Садитесь поудобнее, будем вместе рассказывать сказку «Маша и медведь». В одной деревушке, в бревенчатой избушке у дедушки и у бабушки жила-была внучка …
    Дети: Машенька.
    (На магнитной доске картинки: избушка, Машенька)

    Артикуляционная гимнастика

    Утром Машенька проснулась и улыбнулась («улыбка»).
    Поиграла на дудочке, потом опять улыбнулась («улыбка» - «трубочка»).
    Пошла Маша завтракать, взяла ложку («ложечка»).
    Взяла чашку («чашечка»).
    Достала вкусное варенье («вкусное варенье»).
    Позавтракала Машенька и пошла качаться на качелях («качели»).
    А потом Машенька играла в мяч («катание шарика»).


    Логопед:
    Продолжаем сказку. Как-то раз Машенька пошла в лес за ягодами.
    (На магнитной доске картинки: Машенька, ёлочка)
    Логопед:
    В лесу поднялся сильный ветер. Как шумят деревья в лесу?
    Дети:
    Ш-ш-ш-ш.
    Логопед:
    Испугалась Машенька, но выглянуло солнышко и послало ей свой лучик.
    (На магнитной доске картинки: Машенька, ёлочка, солнышко)

    Пальчиковая гимнастика

    Солнце с неба посылает (ритмично скрещивать руки над головой)
    Лучик, лучик, лучик.
    И им смело разгоняет (плавно покачивать руками)
    Тучи, тучи, тучи.
    Летом нежно согревает (ритмично потирать щёки)
    Щёчки, щёчки, щёчки.
    А весной на носик ставит (ритмично постукивать по носу)
    Точки, точки, точки.
    Золотят веснушки деток,
    Очень нравится им это (указательные пальцы поставить в уголки губ).


    (На магнитной доске картинки: Машенька, ёлочка, избушка).
    Логопед:
    Долго ли, коротко ли шла Машенька. Вдруг видит, стоит избушка. Кто же в ней живёт?
    Отгадайте загадку и узнаете.
    Белка с ветки в свой домишко
    Перетаскивала шишку.
    Белка уронила шишку,
    Угодила прямо в ….
    Дети:
    В мишку.
    (На магнитной доске картинки: Машенька, ёлочка, избушка, мишка).
    Логопед:
    Видит Маша, в доме у мишки беспорядок. Решила Машенька навести порядок и принялась за дело. Тем временем пришёл мишка домой, смотрит, в избушке всё аккуратно сложено, расставлено по местам. Только не поймёт мишка, где его игрушки, а где Машенькины. Давайте поможем мишке найти его игрушки. В названии мишкиных игрушек слышим звук Ш. Выберите картинки со звуком Ш.
    (На магнитной доске предметные картинки)
    Дети самостоятельно выбирают нужные картинки.


    Логопед:
    Решили Машенька и мишка поиграть и стали придумывать предложения. Послушайте, что у них получилось. Правильно ли это?
    Кошка убегает от мышки. Каша готовит Машу. Лошадка едет на Мише. Ландыш нашёл Наташу. Мышка ловит кошку. Шишка нашла мишку.
    Логопед:
    Нашей Маше пора возвращаться домой. Мишка очень подружился с Машенькой, он проводил её до самого дома.
    Логопед:
    Вы мне очень помогли рассказать сказку. Какой звук вы старались правильно произносить в словах, предложениях, чистоговорках? Что нужно делать, чтобы звук получился красивый?

    У дошкольников часто встречается неправильное произношение или отсутствие некоторых звуков. Для родителей важно не упустить момент для занятий. Для этого необходимо не только проконсультироваться со специалистами, но и читать специализированную литературу.

    Стоить помнить о том, что для красивой и правильной речи заниматься необходимо ежедневно . И чем раньше начать занятия, тем лучше. Причем логопедические упражнения для детей, разработанные логопедами, полезны не только детям, у которых есть дефекты произношения. Они будут полезны и детям без трудностей с произношением.

    Обычно в 4-5 лет у детей формируется чистое произношение. Но могут возникать сложности с отдельными звуками. Это звуки «р», «л» и шипящие. Бытует мнение, что подобные дефекты пройдут со временем без постороннего вмешательства. Но это совсем не так. И занятия, даже дома с мамой, просто необходимы.

    В 5-6 лет малыш должен иметь определенные навыки:

    Если что-то из перечисленного выше вызывает у ребенка затруднения, то нелишним будет посещение специальных курсов или выполнение логопедических заданий дома. Плюсы в посещение логопедических центров в том, что с ребенком будет заниматься профессиональный логопед. Но его работа часто стоит достаточно дорого. Поэтому любящие родители могут изучить необходимые материалы и заниматься с ребенком дома. Плюсом будет то, что ребенок не будет чувствовать себя не комфортно из-за незнакомой обстановки и общения с незнакомым человеком.

    Виды дефектов

    Нарушений речи может быть огромное количество. Ведь у каждого ребенка они уникальны. Но делятся они на основные 7 видов:

    Развитие с пеленок

    Не стоит удивляться тому, что развитием речи необходимо заниматься с первых месяцев жизни. К этому относится развитие мелкой моторики. Ведь именно она способствует развитию отделов головного мозга, отвечающих за речь.

    Особенно полезны пальчиковые игры, массаж ладошек, игры с различными фактурами. Ребенку полезно рисовать (особенно пальчиковыми красками), лепить из глины и пластилина, собирать пазлы и мозаики, строить из конструкторов, играть в шнуровки и нанизывать бусины. Особенно полезно делать все это в компании родителей.

    Необходимо с первых дней разговаривать с малышом. К этому можно приобщить братьев и сестер. Необходимо читать ему книги, рассказывать сказки и стихи. Еще можно озвучивать свои действия.

    Когда пора к логопеду?

    В современном мире живое общение и чтение книг отошли на второй план. Их место заняли телевизор и интернет . Дети чаще смотрят мультики, чем слушают сказки. И это может пагубно отразиться на их речевом развитии.

    Дефекты звукопроизношения встречаются чаще. Но родители из-за ограниченного общения с детьми не всегда могут заметить проблему. Или замечает поздно. А логопедические проблемы требуют безотлагательного вмешательства. И чем раньше это произойдет, тем быстрее от нее можно будет избавиться.

    Логопедические занятия дома

    Мама может обратиться с проблемой как к специалисту, так и к специализированной литературе. На сегодняшний день написано большое количество книг по логопедическому развитию.

    Для того чтобы логопедические упражнения для детей 5-6 лет дома были успешны и принесли результат, необходимо соблюдать определенные правила:

    Этапы занятий дома

    При проведении занятий необходимо соблюдать определенный порядок .

    1. Пальчиковая гимнастика. При занятии необходимо не просто просить ребенка повторить какие-либо действия. Гораздо эффективней будет разучивание специальных стишков («Сорока-ворона», «Бегемот»). Они чаще всего короткие, и ребенку будет интересно выполнять упражнения с одновременным проговариванием. Не менее полезно для развития мелкой моторики играть с мелкими предметами и разными фактурами, например, с крупой, различными тканями;
    2. Артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть направлены на развитие и укрепление мышц. Без этого не стоит начинать ставить ребенку звуки. Упражнения могут быть динамичными (когда губы и язык двигаются постоянно при выполнении упражнений) и статическими (когда они занимают определенное положение и удерживают его несколько секунд). Данные упражнения сложнее выполнить малышу, но они очень важны. Именно благодаря им мышцы готовятся к произношению определенных звуков.
    3. Развитие фонематического слуха. Так как ребенок учится, воспринимая речь других, то важно чтобы они говорили правильно. Данные упражнения в основном основаны на звукоподражании.

    После того как выполнена гимнастика, можно заняться постановкой звуков. Самыми коварными логопеды считают шипящие, «р» и «л». ребенок может просто пропускать их в словах. В этом нет ничего страшного. Со временем он их освоит. Но когда на их место малыш ставит звуки с более легким произношением, то пора вмешиваться специалисту или родителям.

    Постановка звука «р»

    При сложностях с произношением «р» обязательна консультация логопеда, так как причиной может быть короткая уздечка . В этом случае ее необходимо будет подрезать в медицинском учреждении.

    Если длина уздечки нормальная, то у ребенка нарушен фонематический слух, который может зависеть от генетики, или плохо развит артикуляционный аппарат. Это устраняется упражнениями. Но не стоит беспокоиться, если ребенок в 2-4 года не выговаривает сложный звук. Начинать занятия следует, если ситуация не измениться к 5 годам .

    Постановка звука «л»

    Основные упражнения на артикуляцию:

    1. Разговор индюшки. Открыть рот, двигать в стороны языком, произнося при этом «бл-бл», имитируя голос рассерженного индюка.
    2. Гамак. Это для языка своеобразная растяжка. Его кончик упирать нужно попеременно в верхние и нижние зубы и задерживать положение как можно дольше. Язык в это время должен напоминать своеобразный гамак.
    3. Лошадь. Пощелкивание языком верхнего неба обычно дается деткам легко и они выполняют его с большим удовольствием.
    4. Грибочек. Язык нужно упереть всей поверхностью в верхнее нёбо, а челюсть опустить вниз. При этом уздечка сильно натягивается.
    5. Гул самолета. Ребенок должен изобразить, как гудит самолет. Язык в это время нужно прижать к верхним зубам, а не располагать между.

    Постановка шипящих звуков

    Самые простые логопедические упражнения для тренировки произношения шипящих звуков - подражание насекомым и животным в игровой форме . Например, ребенку можно предложить полетать как комарик или оса, произнося в это время звук «с-с-с» или «з-з-з».

    Если предложить ребенку стать паровозиком, то можно тренировать произношение звука «ч-ч-ч». тренировать звук «ш-ш-ш» можно, изображая распиливание дров или шум прибоя.

    Для занятий удобно использовать картинки . Взрослый показывает изображение комара, паровоза, прибоя, а ребенок озвучивает предмет, изображённый на картинке.

    Для логопедических занятий с детьми лучше выбирать игровые формы. А так как дети любят подражать, то взрослому обязательно нужно показывать, как выполнять упражнение правильно. При этом ребенок не только должен слышать произношение, но и видеть мимику взрослого. Поэтому необходимо разговаривать с ребенком на одном уровне. Но главное, чтобы малышу было интересно заниматься. Тогда упражнения обязательно принесут положительный результат.

    Чистая речь очень важна для каждого из нас. Именно разговор помогает нам общаться друг с другом, а без общения человеку жить очень и очень непросто. Но невнятная и нечистая речь сильно затрудняет коммуникацию, поэтому еще в детстве важно научиться чисто и красиво выговаривать все звуки. И этим обязательно должны озаботиться родители, ведь без своевременной логопедической коррекции ребенок может столкнуться с серьезными проблемами в общении со сверстниками и даже обзавестись ненужными комплексами. Темой нашего сегодняшнего разговора станут логопедические занятия для детей 5 лет дома – обсудим возможные упражнения.

    На самом деле, пятилетки редко говорят чисто. Практически каждому второму крохе нужна, и притом, системная логопедическая помощь. Но с некоторыми проблемами можно справиться даже без помощи специалиста – нужно лишь хорошенько заниматься дома.

    При этом родителям нужно сразу запомнить :

    Все занятия должны выполняться исключительно в игровой форме;

    Начинать нужно с двух-трех минут за раз, после продолжительность занятия может достигать пятнадцати – двадцати минут;

    В день стоит проводить два-три занятия;

    Обязательно хвалите кроху за успехи и не журите за маленькие поражения;

    Занимайтесь, когда ребенок бодр и весел;

    Будьте объектом для подражания;

    Все упражнения выполняйте неторопливо.

    Рассмотрим эффективные логопедические упражнения для детей пятилеток

    Для формирования правильного произношения звука «р»

    Ребенок открывает рот пошире и старается улыбнуться в таком положении. Важно, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Далее нужно совершить несколько гладящих движений язычком вперед и назад по области верхнего неба. Родителям придется потренироваться, чтобы объяснить технику выполнения такого задания крохе.

    Малыш чистит зубки кончиком языка, двигаясь по их внутренней поверхности. Рот нужно открыть пошире.

    Произносим слово «да», упираясь кончиком языка в верхние зубы, после произносим слово «ды», сдвигаясь кончиком языка на верхнее небо.

    Упражнения для правильного произношения звука «л»

    Ребенок открывает ротик пошире и кладет язык на нижнюю губу. Одной рукой нужно придерживать подбородок и произносить слоги со звуком «л» - «ла», «ли», «лу», «ло».

    Рот также широко открыт, а язык рисует по поверхности неба.

    Родители предлагают малышу дотянуться языком до кончика носа.

    Упражнения для постановки звука «ш»

    Это достаточно сложный звук, с постановкой которого деткам придется поработать:

    Нужно положить края языка под верхнюю губу, а затем резко рвануть его вниз, чтобы услышать звонкий щелкающий звук;

    Вытяните губки трубочкой и замрите в такой позиции секунд на семь;

    Возьмите небольшую ватку, положите ее на кончик носа крохи и предложите ему ее сдуть.

    Логопедические занятия для дома, которые помогут увеличить четкость речи

    Малыши-пятилетки способны с легкостью повторять разные действия за взрослыми. Артикуляционная гимнастика дастся им легко и принесет заметный результат.

    Широко улыбаемся, показывая всем свои зубы. Далее вытягиваем губы тонкой трубочкой и на секунду замираем.

    Максимально напрягаем мышцы губ, после чего плавно их расслабляем.

    Немного покусываем то нижнюю, то верхнюю губу.

    Цокаем язычком, как лошадка копытами.

    Другие логопедические упражнения для домашних занятий с пятилеткой

    Растяните посильнее губы, улыбаясь. Но при этом зубы должны быть надежно спрятаны за зубами. Замрите на тридцать секунд.

    Приоткройте немного ротик, положите язык на поверхность нижней губы и шлепайте по нему губами, чтобы получались звуки «пя-пя».

    Откройте рот, высуньте язык и постарайтесь позагибать его края вверх – трубочкой. Замрите в такой позиции секунд на тридцать.

    Улыбнитесь, раскрыв рот. После дотрагивайтесь поочередно кончиком языка к каждому из уголков рта.

    Улыбнитесь и широко откройте рот. После на счет «один» опустите кончик языка за нижний край зубов, а на счет «два» поднимите его за верхний. Повторите пять раз.

    Веселые звуки для коррекции звукопроизношения

    Малышам пяти лет очень нравятся разные звуковые игры. И логопеды применяют их в своей практике. Так, для улучшения звукопроизношения предложите ребенку:

    Попищать как мыши: «пи-пи»;
    - пореветь, как младенец: «уа-уа-уа»;
    - загудеть, как ветер: «уууу»;
    - покричать, будто заблудился: «аууу-ауу»;
    - поразговаривать, как животные «кваа-кваа», «мяу-мяу», «га-га»;
    - порычать, как большой лев «ррр»;
    - спеть детскую песенку «ля-ля-ля».

    Логопеды, между прочим, подчеркивают важность пения для формирования правильной речи. При этом можно разучивать любые любимые песенки. Они помогут решить многие логопедические проблемы, ведь при пропевании звуки тянутся, а это способствует коррекции произношения.

    Дополнительная информация

    Родителям нужно учитывать, что с некоторыми проблемами в речи ребенка справиться дома своими силами им просто не удастся. В такой ситуации лучше обратиться за помощью к специалисту – квалифицированному логопеду. Ну а при систематических занятиях с логопедом, домашняя артикуляционная гимнастика и упражнения помогут достичь нужного эффекта на порядок быстрее.

    Логопедические занятия для детей 5 лет и упражнения, приведенные выше, будут эффективнее при коррекции логопедических проблем, если обогащать словарный запас ребенка: читать ему книги, побольше разговаривать и уделять время и силы развитию грамматического строя языка (обучению правильно употреблять слова и грамотно составлять предложения).

    Первые звуки, гугуканье малыша - это всегда мило и так трогательно, однако не следует забывать, что речь ребенка должна развиваться соответственно его возврату. Всегда наступает определенный момент, когда несмышленый лепет превращается в осмысленные звуки, а затем в слова. Задержка этого процесса в первые годы чревата пагубными последствиями в школьном и даже взрослом периодах жизни человека.

    Для предотвращения подобной ситуации желательно заниматься с ребенком , которые специалисты разработали для практики в домашних условиях.

    Развитие малыша с младенчества

    Первые занятия с крохой можно начинать с 8 месяцев, с самых простых заданий. По мере роста ребенка, следует учитывать динамику его речевого развития, чтобы она соответствовала возрасту.
    Человеческая речь - процесс не такой легкий, как кажется на первый взгляд. Наш речевой аппарат способен издавать тысячи различных звуков, поэтому очень важно научить малыша правильным вариантам.

    Знаете ли вы? Во время разговора человек задействует около 100 мышц лица, груди, шеи, правильное использование которых помогает создавать нужные звуки.

    Предложенные ниже методы логопедической гимнастики для развития речи ребенка отлично подойдут для деток, у которых нет отклонений в произношении. В противном случае, с крохой должен заниматься логопед.

    Впервые на прием к этому специалисту родители приводят своих малышей в возрасте и старше. На этот момент мама или папа замечают, что у ребенка есть проблема с тем или иным звуком.

    Однако, даже если на первый взгляд у малыша все в порядке с речью, лучше посетить врача, чтобы в этом убедиться.

    Поскольку каждый организм индивидуален, и развивается своими темпами, то есть ряд так званных дефектов речи, которые логопеды относят к временным. Услышав их в речи крохи, не стоит волноваться: это пройдет с возрастом.

    К ним относятся:

    • смягчение звуков («лоська», а не «ложка», «кусять» вместо «кушать»);
    • замена «р» в речи: «кровать» превращается у малыша в «клавать», «играть» - в «иглать»;
    • нелюбовь к шипящим звукам («ж», «ш», «ч») и замена их на другие («бесать» вместо «бежать» и т.д.);
    • избегание звонких звуков, а также «к», «г» («звонить» у малыша превращается в «свонить», а «капля» в «тапля»).
    Многие родители в период 3-4 лет замечают, что их детки избегают сложных слов или сокращают их («вентилятор» становится «жужой», «температура» - «ампиратурой»). Иногда маленькие ораторы путают слоги в словах.

    Важно! До 4-5 лет такие речевые «уловки» - норма, однако если со временем ребенок не избавляется от подобной привычки, стоит проконсультироваться с логопедом.

    Структура грамотно построенного занятия

    Логопедические упражнения для выработки четкой речи включают в себя несколько направлений:

    • игры на моторику (пальчиковые);
    • гимнастика для язычка, щечек, губ (артикуляционная);
    • работа с дыханием;
    • развитие ;
    • подражание звукам;
    • комбинирование звуков и жестов;
    • увеличение словарного запаса.
    Главный секрет занятий с крохой от 1 до 5 лет - обучение должно быть в форме игры. Оно может происходить на прогулке, когда малыш скачет по дивану или собирает любимый конструктор.

    Заинтересуйте ребенка такой «учебой», иначе результата добиться будет сложно.

    На помощь придут следующие советы:

    • начните с 2-3-минутных тренировок, постепенно увеличивая их до 10-15;
    • если у малыша прямо сейчас нет желания заниматься, не заставляйте;
    • оптимальный темп работы - 4-5 упражнений за сеанс, однако в этом деле частота важнее длительности: сделайте лучше 3, но повторите их в течение нескольких сеансов - так у ребенка скорее выработается навык;
    • не ругайте за ошибки, но хвалите за успешные попытки: исходящий от родителей позитив всегда вдохновляет кроху;

    Знаете ли вы? Самый распространенный звук в мире - «А», он есть во всех языках.

    • если у малыша что-то не получается, постарайтесь разобраться почему это происходит, помогите ему выполнить задание правильно;
    • проводить тренировку желательно перед зеркалом, чтоб ребенок наблюдал за своими движениями;
    • начните занятие с любимых упражнений маленького ученика (если такие уже есть), чтоб максимально заинтересовать его и настроить на работу.
    Для достижения результата необходима систематичность, правильность выполнения заданий и задача родителей - следить за этим.

    Пальчиковые игры

    Среди упражнений для дикции и артикуляции больше всего нравятся пальчиковые игры. Учеными давно доказана связь между руками и мозгом человека, поэтому развитие мелкой моторики позитивно влияет на речевой аппарат.

    Суть пальчиковых игр заключается в чтении взрослым стишков, которые сопровождаются определенными движениями рук.

    Важно! Такие занятия способствуют речевому развитию, концентрации внимания, тренируют реакцию и расширяют эмоциональный диапазон у малыша. А еще они способствуют сближению крохи с родителями.

    Чтоб достигнуть максимального эффекта:
    • занимайтесь не больше 5 минут за раз;
    • говорите речевки и стишки выразительно, четко, придерживайтесь дикции;
    • начинайте со стишков покороче (например, «Сорока», «Апельсин»), где используется меньше жестов, постепенно переходя к более сложным упражнениям.
    Кроме развития моторики, такие задания со временем могут научить малыша считать, ориентироваться в пространстве (верх-низ, право-лево, низко-высоко).

    Логопедический массаж

    В состав логопедии входит не только гимнастика для языка, звуковые упражнения, но и специальный вид массажа - логопедический. Это особый метод воздействия на органы и мышцы речевого аппарата, при котором изменяется их состояние.

    Его назначают деткам, когда обычной гимнастики для коррекции произношения недостаточно. В роли массажиста поначалу выступает логопед, однако со временем и родители могут проводить необходимые процедуры в домашних условиях.

    Знаете ли вы? Самым громким среди растений считается кактус. От нехватки воды он начинает вибрировать, издавая звуки, которых человек не слышит. С помощью вибрации растение достает капельки воды их грунта.

    Длительность первых сеансов - не больше 5-6 минут, но дальше она доходит до 15-20. Проводятся занятия каждый день или через день. В среднем один цикл требует 10-20 сеансов, в зависимости от состояния малыша. Через месяц-полтора курс повторяют по мере надобности.

    Логопедический массаж делится на несколько видов:

    • Классический. Проводится вручную с помощью поглаживаний, вибрации, растирания. Иногда задействованы специальные инструменты (зубные щетки, шпатели и т.д.).
    • Точечный. Его задача - оказать воздействие на конкретные точки для восстановления определенной функции.
    • Аппаратный массаж проводится с помощью вакуумных, вибрационных приборов.
    • Самомассаж - набор упражнений для губ, языка малыша, которые он делает самостоятельно.

    Артикуляционная гимнастика

    Для губ и языка также предусмотрен ряд упражнений - артикуляционная гимнастика. Язык - главный орган в системе речи, поэтому его тренировкам следует уделить особое внимание.

    Артикуляционная гимнастика состоит из статических (фиксация в нужном положении на определенный период времени) и динамических (активное повторение) упражнений. Выполнять их желательно перед зеркалом, чтоб малыш видел все нюансы.

    Родитель или логопед должны следить за правильностью выполнения - это залог будущей четкости речи. Логопедические занятия для детей 2-3 лет следует начинать с самых простых упражнений:

    • «качели» - тянемся язычком то к носу, то к подбородку;
    • «хоботок» - вытягиваем губки трубочкой на 5-10 секунд;
    • «часики» - двигаемся кончиком языка поочередно то к правому, то к левому уголкам рта.

    Важно! С возрастом задания должны усложняться, но вариации упражнений сегодня настолько разнообразны, что обучение легко превратить в увлекательную игру с ребенком, стоит лишь проявить фантазию.

    Дыхательная гимнастика

    Работа над правильным дыханием, которое непосредственно задействовано в речи, начинается при чтении сказок и игрушечных вертушек. При упоминании ветра в тексте дуйте несильно на малыша, попробуйте вместе заставить работать лопасти вертушки с помощью дыхания.

    Еще можно поучиться дуть на свечу, но не одним резким выдохом гасить ее, а постепенно потоком воздуха на выдохе заставлять пламя наклоняться, не допуская его затухания. Такие игры подойдут для самых маленьких.

    Деткам постарше можно предложить поиграть:

    • в «снежок»: распушить небольшой кусочек ватки и показать малышу, как правильно дуть на «снежинку», чтобы она парила в воздухе;
    • в «собачку»: когда ей жарко, она дышит шумно, быстро, высунув язык;
    • в «холодно-горячо»: учимся греть ручки своим дыханием, когда нам холодно, и остужать горячий чай, дуя на него.

    Для детей 4-5 лет уже следует выбирать более сложные упражнения:

    • учимся разделять дыхание ртом и носом: сначала нюхаем цветочек, а затем находим одуванчик и раздуваем его пушинки;
    • изображаем море, плавно поднимая руки вверх на вдохе и опуская на выдохе;
    • можно сделать бумажный кораблик и попытаться «завести» его в гавань с помощью выдохов различной амплитуды.

    Знаете ли вы? Звук способен влиять на другие чувства человека. Например, из-за шума самолета еда, которая подается на борту, кажется менее соленой или сладкой, однако более хрустящей.

    Контроль над дыханием делает речь эмоционально насыщенной, позволяет управлять интонацией. Поэтому не забывайте уделять внимание дыхательной гимнастике своего малыша при тренировке речевого аппарата.

    Игры на звукоподрожание, развитие слуха и логоритмика

    Хороший слух немаловажен для формирования правильной речи. Чтоб воспроизводить звуки верно, малыш сначала должен услышать, как они звучат.

    Тренировки на слух и восприятие включают в себя:

    • игры на дифференциацию звуков и внимание: изучаем звуки, которые издают животные, транспорт, различные виды стука, звона;
    • ориентирование в пространстве: малыш с завязанными глазам учится определять источник звука;
    • согласование слов и движений с помощью обучающих стишков.

    Отдельное место в этих тренировках занимает подражание звукам. На примере кошачьего мяуканья, лая собак, мычания коров кроха привыкает к передаче звуков окружающего мира своими словами.

    Кроме звуков животных, в таких практиках можно использовать повседневные, бытовые шумы: тиканье часов, шаги, стук молотка, хлопанье дверей и т.д.

    Особое внимание в развитии ребенка 3-4 лет стоит уделить логоритмике.

    Важно! Логопедическая ритмика сочетает движение, речь и музыку. Ее основная задача - развивать моторику, речевое дыхание и мышечный тонус.

    Занятие по логоритмике проходит в виде веселой игры, когда взрослый под музыку читает стишок, сопровождая его жестами и движениями, которые малыш повторяет:

    По узенькой дорожке (топчемся на месте )

    Шагают наши ножки (теперь высоко поднимаем колени )

    По камешкам, по камешкам (переминаемся неспешно с ноги на ногу )

    И в ямку… бух! (быстро на пол )
    Такие веселые, подвижные уроки не только тренируют память и слух крохи, но и поднимают настроение.

    Проводить их желательно 2-3 раза в неделю, обязательно подобрав предварительно музыку для сопровождения.

    Логоритмика отлично влияет на психику детей: легковозбудимых она успокаивает, а медлительных тихонь делает более активными.

    Особенно важно заниматься, если малыш заикается, его речь слишком быстрая или чересчур медленная, при проблемах с развитием моторики.

    Стихи для развития речи - скороговорки и пополнение словарного запаса

    В возрасте 3-4 лет набор упражнений для дикции речи ребенка пора пополнить скороговорками и стихами.

    Первые нужны для тренировки грамотности, выработки четкости речи и улучшения дикции. Для начальных уроков выбирайте скороговорки не слишком длинные, понятные малышу. Учитывая сложность упражнения, сначала следует выучить текст, затем уже тренировать скорость его произношения.

    Попробуйте начать со следующих вариантов:

    • На дворе трава, на траве дрова.
    • У пенька опять пять опят.
    • Как хорош пирожок, когда внутри - творожок.

    Знаете ли вы? В Древней Греции скороговорки использовались в соревнованиях ораторов.

    Если выучить наизусть короткую скороговорку малышу уже не составляет труда, переходите к изучению стихов. Их цель в детском - глубокая тренировка памяти, увеличение словарного запаса. Начинайте с веселых четверостиший, легких песенок, что по душе ребенку.

    У детей словарный запас делится на две категории:

    • пассивный (слова, что малыш понимает);
    • активный (те, что употребляются им в повседневной речи).
    Второй традиционно меньше первого, поэтому надо стараться как можно больше слов перевести из пассива в актив.

    Именно для повышения количества произносимых крохой слов и пополнения пассивного запаса используются стишки.
    Отличным помощником для родителей, которые заботятся о речевых навыках своего малыша, станут тематические пособия.

    В них собраны упражнения для логопедических занятий дома, подобранные опытными специалистами.

    «Уроки логопеда. Игры для развития речи»

    Пособие включает три раздела:

    • Пальчиковая гимнастика (описывает статические и динамические упражнения, а также тренировки для кистей рук).
    • Артикуляционная гимнастика в книге задействует сказки, стихи, специальные игровые карточки и дает задания на отработку навыков.
    • Отдельно представлены игры на внимание, отработку сложных звуков и слогов.
    К преимуществам данного сборника следует отнести:
    • авторы - опытные специалисты в сфере логопедии;
    • материалы поданы в легком, красочном виде с детальными инструкциями по применению;
    • все нужные упражнения собраны в одном месте;
    • заниматься можно в дороге, на отдыхе, в очереди к врачу, а не только дома.

    Важно! Рекомендации в пособии составлены для тренировок деток, которые не имеют отклонений в функционировании речевого аппарата. В случае наличия проблем в развитии малыша, с ним должен заниматься непосредственно логопед.

    «Большой альбом по развитию речи»

    Еще один популярный среди родителей сборник упражнений по логопедии. В его состав вошли:

    • раздел для самых маленьких (о занятиях в первые месяцы жизни, упражнения по моторике, пальчиковым играм, дыхательной гимнастике);
    • раздел о тренировках с малышом 3-5 лет;
    • рекомендации по работе с дошкольником (5-6 лет).
    «Большой альбом» предоставляет сразу целостную систему тренировок от первых занятий до уровня первого класса, поэтому родителям не придется искать дополнительные материалы по мере взросления крохи.
    Уделяйте занятиям с малышом 15-30 минут в день, постепенно пробуя на практике все вышеизложенные советы. Такие совместные игры не только улучшат речевые навыки крохи, но и подарят массу незабываемых моментов совместного времяпровождения.

    Некоторые малыши страдают нарушениями речи, их форма бывает достаточно разной, от простых до тяжелых, те которые, требуют срочного вмешательства или закрепились еще не прочно. В таком случае, понадобятся уроки логопеда в домашних условиях для исправления нарушений речи. Конечно, тяжелые формы должен исправлять профессиональный логопед. Многие родители, чтобы не травмировать малышей приглашают логопеда на дом.Кто-то де, напротив, водят карапузов в специально оборудованные кабинеты, считая, что это задает нужный настрой маленькому ребенку. Как поступите вы - зависит от ваших возможностей и предпочтений.

    Задачи логопеда на уроках по исправлению нарушений речи.

    1. Уроки логопеда: коррекция звукопроизношения

    Существует несколько этапов коррекции звукового произношения.

    • подготовка, на этом этапе все внимание уделяется упражнениям на разработку артикуляционных органов;

      Для правильной постановки детский речи, очень важно применять артикуляционную гимнастику.Тренировка язычка поможет быстрее обучится чистой речи

    • постановка звука;
    • усвоение и отработка звуко -произношения.
    • 2. Развитие фонематического восприятия с логопедом

      Фонемы - это различные звуки речи . Малыши должны научиться отличать на слух схожие по звучанию слоги и слова.

      Чтобы проверить, как с этим дела обстоят у вашего малыша, попросите его повторить за вами определенные набор слов и звуков. Например: па-ба-па, ту-ду-ту, ла-ра-ла, хоп - коп - фоп, день - тень - лень и прочие.

      Если малыш справиться с этой задачей, эзначит у него все в порядке.

      Книга с логопедическим уклоном, помогающая автоматизировать звуки С,З и Ц. Опытный автор - педагог и логопед и идеально подбирает занятия для обучения этим звукам.

      Учимся правильно произносить звуки Ч и Щ. Интересные скороговорки в картинках, помогут малышу освоить эти звуки.

      Учимся вместе с книгой различать звуки Ш и Ж. Интересные стишки и чистоговорки, быстро помогут освоить трудные звуки

      3. Учимся с логопедом формировать слоговую структуру слова

      Малыши должны научиться правильно произносить слова, не должны переставлять буквы в словах, исключать их или добавлять новые, т.е. нарушать структуру слова. Потренируйтесь с малышом в произношении сложных слов, таких как: ветеринар, полицейский, террариум и пр.

      4. Уроки логопеда: увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи

      К пяти годам ребёнок способен говорить достаточно сложными фразами, при этом грамотно построив конструкции падежа и применение родов. В словарном запасе крохи - пятилетки около 3000 - 4000 слов.

      5. Уроки с логопедом: тренировка в составлении рассказов и способности пересказывать

      Укороченный выдох - наиболее часто встречаемое явление при нарушении речи. Вам поможет следующее упражнение.

      "По лесенке"

      Хорошо, если у вас под рукой окажется детское пианино или обычное, это вам поможет в выполнении задания. Если нет - не отчаивайтесь, доверьтесь своей интуиции и слуху. Вам придется произносить гласные звуки, словно по нотам, двигаясь то вверх, то вниз. Причем нужно стараться, чтобы дыхания хватало, как можно дольше. В конечном итоге, было бы здорово, если кроха все 10 букв пропоет на одном дыхании.

      Итак, двигаясь в вверх, пропеваем: а, о, у, ы, и, е, ё, ю, я . А теперь тоже, самое, но направление интонации - вниз, с лесенки. Голос станет глубже, а вдох длиннее.

      Разделение звука происходит на "узкий" и "широкий". Первый, словно выдавленный узкой струйкой, скудный. А второй широкий, он наполняет собой пространство.

      Для тренировки второго типа звука, выполните следующее упражнение: сядьте поудобнее с малышом, чтобы ему ничего не мешало, пусть он сделает 2 глубоких вдоха и выдоха. Ладонь правой руки положите ему на грудь, а ладонь левой под диафрагму и начинаем на одной ноте пропевать ранее используемые гласные. Нужно добиться, чтобы кроха их пропевал на одном выдохе, начиная с трех и доведя до 10, причем плавно, без отрыва и не бросая звуки.

      Специалисты утверждают, что каждодневное выполнении этих двух упражнений в течении полугода, приведет к увеличению объема легких, голоса, уменьшает ОРВИ.

      Вот видите, насколько важны уроки логопеда в домашних условиях! Но не переусердствуйте, что бы не посадить связки малышу. А если у вашего малыша , то это тоже может вылечить логопед.

      Нужно позаниматься логопедией дома, тогда книга "Домашний логопед" поможет освоить известные методы постановки звуков.