Войти
Образовательный портал. Образование
  • Унжа (Костромская область)
  • Митрополит алексий московский святитель и чудотворец краткая биография Митрополит алексий годы
  • Попробуем разобраться в см - Документ
  • Открытия галилея в области астрономии
  • Сопливые грибы но не маслята
  • Имена мальчиков рожденных в январе Азербайджанские имена родившиеся в январе по гороскопу
  • Обоснование закупки у единственного поставщика. Обоснование закупки: на что обратить внимание Обоснование выбранного способа определения поставщика что писать

    Обоснование закупки у единственного поставщика. Обоснование закупки: на что обратить внимание Обоснование выбранного способа определения поставщика что писать

    Запрос котировок – неторговый способ определения поставщика при проведении тендера . Победителем становится участник, предложивший самую низкую цену и соответствующий всем установленным заказчиком требованиям.

    При наличии двух одинаковых ценовых предложений победителем может считаться участник, направивший свою заявку первым.

    Законодательные сведения

    Основными нормативными документами, регламентирующими закупочную деятельность организаций, являются 44-ФЗ и 223-ФЗ.

    • По 223-ФЗ заказчик руководствуется собственным положением о закупке, по 44-ФЗ заказчик руководствуется только текстом закона.
    • В рамках 44-ФЗ запрос котировок проводится исключительно на бумажных носителях. В 223-ФЗ предусмотрено .
    • В соответствии с 223-ФЗ в описании предмета закупки может указываться страна, товарный знак или изготовитель. По 44-ФЗ этого категорически делать нельзя.
    • В торгах по 223-ФЗ не предоставляются преференции национальным компаниям.

    Об основных пунктах в запросе коммерческого предложения по 44-ФЗ рассказано , а из вы узнаете о сроках проведения процедуры.

    Общий порядок действий

    Несмотря на различия, описанные выше, общий порядок действий при проведении тендера методом запроса котировок в 44-ФЗ и 223-ФЗ одинаков:

    По итогам заседания составляется протокол, который размещается в Единой информационной системе в установленные сроки.

    Закупочная документация

    Проведение тендера методом запроса котировок предусматривает наличие следующих документов:


    В соответствии с 44-ФЗ заказчик обязан обеспечить аудиозапись вскрытия котировочных заявок.

    Обоснование способа закупки

    Обоснование способа и начальной максимальной цены происходит на этапе формирования плана закупок.

    Согласно ч. 2 ст. 72 № 44-ФЗ заказчик вправе проводить закупку методом запроса котировок . Если начальная (максимальная) цена договора не превышает 500 тысяч, при этом годовой объем закупок, проводимый этим методом, не должен превышать 10% от совокупного годового объема закупок и не должен превышать 100 млн. рублей.

    Ч. 2.3. ст. 2 №223-ФЗ гласит, что способы закупки и условия их применения должны быть описаны в положении о закупке заказчика.

    В документации о проведении запроса котировок обязательно должны быть указаны :


    В 44-ФЗ не предусмотрено предоставление разъяснений положений документации при проведении запроса котировок.

    В 223-ФЗ предусмотрено предоставление разъяснений участникам положений закупочной документации по требованию. Сроки и порядок должны быть указаны в положении о закупке заказчика . Ответы на вопросы участников так же должны быть размещены в установленном порядке.

    Как составить?

    Алгоритм действий заказчика при проведении процедуры закупки:

    1. Необходимо убедиться, что закупка отражена в плане. При необходимости план может быть изменен в установленном порядке.
    2. Составление закупочной документации.
    3. Размещение в единой информационной системе извещения.
    4. Прием и регистрация заявок. Заказчик обеспечивает сохранность и конфиденциальность заявок до момента вскрытия.
    5. В установленное время вскрытие заявок и подведение итогов.
    6. Составление и публикация протокола. Один экземпляр протокола должен быть направлен победителю.
    7. Заключение договора с победителем тендера.

    Обеспечение исполнения контракта

    Требования об обеспечении исполнения контракта обязательно должны быть указаны в извещении о проведении закупки.

    Обеспечением может служить внесение денежных средств на счет заказчика в сумме, указанной в извещении, или предоставление банковской гарантии.

    Договор с поставщиком заключается только после предоставления исполнения контракта . Это служит гарантией добросовестности поставщика.

    • Доверенность должна отражать функции, которые будет выполнять представитель организации . При этом нужно максимально точно воспроизвести формулировки законодательства. Обязательно наличие подписи руководителя и печати организации.

      Если участника закупки будет представлять сторонняя организация, возможно оформление договора подряда.

      При ведении закупочной деятельности заказчик должен внимательно относиться к требованиям законодательства. Несоблюдение заказчиком правил, указанных в нормативных документах, влечет за собой наложение штрафов и санкций. Для исполнителя несоблюдение норм чревато попадание в реестр недобросовестных поставщиков .

      Полезное видео

      Предлагаем посмотреть видео о том, как осуществляется запрос котировок:

    В ряде случаев заказчик имеет право приобрести товар, работу или услугу у единственного поставщика , минуя конкурентную процедуру. Такую закупку необходимо обосновать, а также включить в контракт расчет стоимости. Подробнее об этом обосновании - в сегодняшней статье.

    Когда обоснование не понадобится

    Части 3 и 4 статьи 93 закона 44-ФЗ требуют, чтобы к контракту с единственным поставщиком прилагался отчет с обоснованием закупки . Но в ряде случаев он не понадобится. Если конкретно, то не нужно составлять отчет при закупке:

    • услуг по ликвидации стихийных бедствий, аварий, в том числе услуг экстренной врачебной помощи;
    • услуг по управлению многоквартирным домом;
    • ремонтных работ и услуг по содержанию нежилых помещений;
    • объектов культурного наследия, литературы или искусства;
    • услуг по организации концертов, театральных спектаклей;
    • прочих объектов, полный перечень которых дан в статьи 93 закона 44-ФЗ.

    Что следует включить в обоснование

    Закон устанавливает необходимость наличия обоснования закупки у единственного поставщика , однако не содержит четких требований к нему. Тем не менее специалисты рекомендуют отразить в нем следующие положения:

    Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

    С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

    Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

    • цель, для осуществления которой производится закупка;
    • описание объекта и его цена;
    • условия заключения контракта;
    • плюсы конкретного поставщика;
    • обстоятельства, которые делают невозможным проведение конкурентной процедуры;
    • вывод о том, что закупку целесообразно провести у указанного поставщика.

    В качестве приложения целесообразно добавить расчет, который подтвердит, что проведение конкурентной закупки не даст заказчику возможности сэкономить.

    Причины неконкурентной закупки, которые подойдут в качестве обоснования

    Основная задача заказчика - доказать, что заключение контракта с единственным поставщиком было лучшим или единственно возможным вариантом осуществить закупку . Причины у такой закупки могут быть следующие:

    1. Объект потребовался срочно . Конкурентная процедура требует времени на подготовку, а при срочной закупке его нет. В обосновании следует объяснить, почему заказчик не имел времени на проведение аукциона, конкурса или иной процедуры.
    2. На рынке нет конкурентов . Иногда объект закупки предлагается к продаже компанией-монополистом. Например, программное обеспечение может реализоваться через единственного дистрибьютора в указанном регионе. Привлекать поставщиков из других субъектов РФ может быть невыгодно с экономической точки зрения либо из-за сроков закупки.
    3. Отсутствие выгоды . Например, в регионе есть 1-2 поставщика нужного товара или услуги, которые держат примерно одинаковую цену и не намерены ее снижать. Проводить конкурентную закупку в такой ситуации бессмысленно, а привлекать поставщиков из соседних регионов не всегда экономически оправдано.
    4. Поставщик не заинтересован в сделке с заказчиком . Это может быть, например, из-за малого объема закупаемых товаров или по другим причинам. Чтобы подтвердить отсутствие интереса у поставщика, можно приложить к обоснованию переписку с ним.
    5. Скидки, распродажи . Товар, который необходим заказчику, конкретный поставщик предлагает по цене ниже рыночной. Предложение действует ограниченное время, поэтому если будет проведена конкурентная процедура, есть риск его упустить.

    Когда нужно составить и разместить отчет

    Закон 44-ФЗ не устанавливает определенных сроков для составления отчета о закупке у единственного поставщика. Вместе с тем часть 3 статьи 93 закона гласит, что обоснование закупки в отчете необходимо для заключения контракта.

    Поэтому отчет, включающий обоснование заключения контракта с единственным поставщиком, нужно опубликовать в ЕИС после размещения закупки в плане-графике, но до подписания контракта .

    Подготовленный отчет нужно опубликовать в системе через личный кабинет заказчика. Авторизуйтесь на сайте zakupki.gov.ru, выберите в пункте меню «Отчеты заказчика », а далее перейдите к блоку «Отчеты ». Тип документа, который вам необходим - «Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) ». Система предложит заполнить несколько полей. После этого следует подписать отчет электронной подписью и опубликовать.

    С началом действия Порядка обоснования госзакупок (ПП от 05.06.2015 № 555) появились две новые обязательные формы при заполнении закупочного плана и плана-графика . В форме-сопровождении графика введены столбцы № 8 и 9, в которые заказчик включает информацию о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и о причинах такого выбора.

    Необходимость обосновать предусмотрена ст. 18 Закона о контрактной системе (44-ФЗ) . Суть заключается в том, что необходимо показать, на каком основании выбрана та или иная процедура, и что решение соответствует требованию закона. Созданы органы для аудита и контроля этой функции. В ходе их проверки закупка может быть признана необоснованной.

    Изначально обязанность проводить обоснование выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) вызывала у организаторов много вопросов. Отсутствовали четкие требования для заполнения данного столбца. Поэтому стоит детальнее рассмотреть этот вопрос.

    Критерии выбора способа закупки

    Обоснование выбора поставщика является следствием верного отбора способа проведения процедуры.

    Критерии при выборе способа закупки:

    • предмет и условия контракта ;
    • параметры выявления победителя ;
    • оптимальные сроки.

    В ряде случаев способ основывается на установленных в 44-ФЗ требованиях.

    Обоснование выбранного способа определения поставщика: электронный аукцион

    Установлен широкий перечень случаев, когда заказчик может провести электронный аукцион . В обязательном порядке такая процедура проводится, когда:

    • планируется заказ товаров, работ, услуг, которые включены в правительственный Перечень (утвержден РП от 21.03.2016 № 471-р);
    • устанавливается только один критерий определения победителя — цена контракта.

    Обоснование выбранного способа определения поставщика: запрос котировок

    Открытый конкурс

    В случаях, при которых заказчик определяет победителя по критериям лучших условий исполнения контракта, заказ обосновывается как открытый конкурс.

    Конкурс с ограниченным участием

    Двухэтапный конкурс

    При этом попадают в исключения и не согласуются с ФАС закупки федеральных органов исполнительной власти, которые составляют и реализуют государственную политику в области обороны, управления и обеспечения безопасности, а также подведомственных им госучреждений и ГУП. Перечень таких органов, учреждений и предприятий должен быть утвержден отдельным Постановлением Правительства.

    Электронные закрытые торги

    В соответствии с ч. 2 ст. 84.1, закрытые электронные процедуры применяются в случаях, которые аналогичны бумажным закрытым торгам. При этом в этой же статье указано, что правительство может обязать проводить закупку в форме закрытых электронных торгов.

    Законом 44-ФЗ предусмотрено несколько способов проведения государственных закупок. Некоторые пользуются большей популярностью и применяются в качестве основных, в то время как другие используются гораздо реже. Но все они имеют свои особенности, нюансы и ограничения в применении и это нужно учитывать, выбирая способ закупки. В статье расскажем о наиболее популярных способах закупок и разберемся, какой способ выбрать в том или ином случае.

    Наиболее популярные способы закупок

    Как показывает практика, часто применимыми и востребованными способами закупок являются:

    • электронный аукцион;
    • закупки у единственного поставщика;
    • запрос котировок;
    • открытый конкурс.

    Кроме того, они наиболее прозрачные, конкурентные и выгодные для заказчика. В свою очередь, закрытые способы закупок, запрос предложений, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс допустимы только в установленных для них случаях, если это не противоречит Закону № 44-ФЗ. Однако при выборе способа закупок, заказчик должен ориентироваться не только на популярность и доступность того или иного способа, его преимущества или собственные пожелания, но также на ограничения и требования, обозначенные в Законе № 44-ФЗ. Все указанные способы предъявляют определенные требования к заказчику и условиям контракта и используются в определенных случаях.

    Обратите внимание, что за выбор неправомерного способа закупки предусмотрена административная ответственность.

    В каких случаях можно выбрать закупку у единственного поставщика

    Закупка у единственного поставщика наиболее удобна для заказчиков в том случае, если цена контракта незначительна. Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 100 000 рублей. Правда, в п. 4 ч. 1 ст. 93 есть ряд условий и их не стоит игнорировать.

    Основные достоинства процедуры закупки у единственного поставщика:

    • можно заключить контракт с известным заказчику поставщиком;
    • не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры заключения контракта;
    • минимальные риски нарушений при проведении процедуры закупки, не зависящие от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
    • меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.

    В то же время, закупка у единственного поставщика имеет несколько недостатков:

    • высокий риск возникновения претензий со стороны проверяющих. в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств и рисков сговора с поставщиком;
    • ограниченные возможности снизить цену контракта или обеспечить наилучшие условия его выполнения в связи с отсутствием конкурентных процедур выбора поставщика.

    Перечень случаев, в которых заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика, содержится в ч. 1 ст. 93. В случаях, не указанных в перечне, закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика заказчик не имеет права.

    Если заказчик не обязан использовать какой-либо конкретный способ, но закупка у единственного поставщика невозможна, тогда проводится открытый конкурс (ст. 48) или электронный аукцион (ст. 59). А в ряде случаев, можно провести запрос котировок (ч. 2 ст. 72) или запрос предложений (ч. 2 ст. 83).

    Оксана Шипунова на вебинаре « » рассказала об особенностях закупки у единственного поставщика.

    Электронный аукцион

    Максимальная прозрачность и объективность в выборе победителя — основная причина популярности электронных аукционов.

    Достоинства электронного аукциона:

    • минимальный риск предъявления претензий относительно процедуры проведения закупки: приема и регистрации заявок, возврата обеспечения заявок, хранения электронных документов, поскольку эти функции обеспечиваются оператором электронной площадки.
    • незначительное количество ограничений на проведение электронного аукциона. В этом случае снижается вероятность проверки правильности выбора способа определения поставщика;
    • сохраняется конфиденциальность участников и, следовательно, снижается вероятность сговора или подлога;
    • возможность привлечь к организации и проведению электронного аукциона специализированную организацию.

    Однако, электронный аукцион имеет ряд недостатков, которые тоже нужно учитывать:

    • невозможно оценить качество поставляемых товаров (работы, услуги), так как заявки участников оцениваются только по цене;
    • более длительная процедура определения поставщика по сравнению с запросом котировок, запросом предложений и закупкой у единственного поставщика;
    • риск срыва сроков и нарушения процедуры проведения электронного аукциона по причине технических сбоев на электронной площадке;
    • риск возникновения претензий к заказчику из-за возможных ошибок в ходе процедуры, так как она сложна и многоэтапна;
    • невозможно выделить несколько лотов, как это предусмотрено при проведении конкурса и закрытого аукциона.

    Формат электронного аукциона используется в двух случаях: когда этот способ прямо предписан нормами закона или, когда применить другие, более удобные для заказчика, способы невозможно из-за существующих ограничений.

    1) если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — заказчик обязан провести электронный аукцион.

    2) заказчик вправе самостоятельно выбрать электронный аукцион:

    • если закон не позволяет закупить товары (работы, услуги) у единственного поставщика или путем запроса котировок,
    • если оценивать предложения участников по качеству товаров (квалификации участников, опыту работы и другим нестоимостным критериям) не нужно.

    Запрос котировок

    Запрос котировок — наиболее удобный для заказчика способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от вида товаров, работ, услуг, если необходимо оперативно провести небольшую по стоимости закупку.

    Запрос котировок также проводится для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

    Ограничения проведения заказчиком запроса котировок содержатся в ч. 2 ст. 72. Но в некоторых случаях ограничения, наложенные п. 2 ст. 72 на размер НМЦ контракта, можно не учитывать (ст. 75 и ст. 76).

    Запрос котировок не может проводиться в случаях, если заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика (ч. 1 ст. 84) или путем проведения конкурса с ограниченным участием (ст. 56). Других ограничений на проведение запроса котировок нет.

    Основными достоинствами процедуры запроса котировок являются:

    • определение поставщика происходит быстрее по сравнению с электронным аукционом и конкурсом;
    • минимальные риски возникновения претензий, связанных с ошибками в ходе процедуры, благодаря ее доступности, малому объему документации и четкой регламентации проведения;
    • минимальные риски нарушений, не зависящих от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
    • возможность использовать для оценки заявок помимо критерия цены контракта иные (нестоимостные) критерии (ч. 1,4 ст. 32).

    Запрос котировок имеет ряд недостатков:

    • высокая вероятность проверки на предмет правомерности выбора данного способа определения поставщика связи с установлением в ч. 2 ст. 72 ограничений на проведение запроса котировок;
    • более широкая зона ответственности заказчика по сравнению с электронными способами определения поставщика (прием и регистрация заявок, обеспечение их сохранности и конфиденциальности, хранение документов);
    • высокие риски участия в запросе котировок недобросовестных участников закупки в связи с отсутствием возможности установить обеспечение заявки;
    • отсутствие возможности выделять лоты при осуществлении закупки.

    Статья обо всех нюансах этой закупочной процедуры

    Открытый конкурс

    Проведение открытого конкурса позволяет:

    • получить больший объем сведений о потенциальных поставщиках, в частности, узнать не только предлагаемую цену, но также квалификацию поставщика, возможные гарантии и т.д.
    • часть функций по проведению открытого конкурса передать сторонней организации, что очень помогает при сложных закупках.

    Конкурс с ограниченным участием

    Проведение открытого конкурса с ограниченным участием возможно в конкретных случаях:

    • При закупке товаров, работ, услуг, осуществление которых является технологически сложным по причине их специфического характера, и реализация таких товаров, работ, услуг может быть выполнена исключительно специалистами, имеющими необходимый уровень квалификации и подготовки (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089);
    • При выполнении работ:
      • Для сохранения объектов культурного наследия;
      • Для реставрации музейных коллекций Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ и особо ценных и редких документов библиотечных фондов;
      • При которых необходим допуск подрядчика (исполнителя) к библиотечным, архивным и музейным учетным базам данных и системам безопасности.

    Двухэтапный конкурс

    Заказчик имеет право провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении двух условий:

    1. конкурс проводится для заключения:
      • контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;
      • энергосервисного контракта;
      • контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
    2. для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки (ч. 2 ст. 57).

    Закрытый конкурс

    Закрытый конкурс считается достаточно длительной и сложной процедурой, поэтому он не популярен.

    Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в четырех случаях:

    1. закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;

    2. закупок товаров, работ, услуг, составляющих государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке;

    3. заключение контрактов:

    • по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ,
    • по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций,
    • по страхованию редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение;

    4. закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов (ч. 2 ст. 84).

    Запрос предложений

    Главное достоинство запроса предложений — более короткие сроки его проведения, чем конкурс. При этом, важным недостатком является невозможность отмены проведения и внесения изменений в извещение и документацию.

    Организовать закупку путем проведения запроса предложений возможно:

    1. при закупке спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, для участия и подготовки спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Параолимпийских играх (п. 2 ч. 2 ст. 83);
    2. При заключении контракта с иностранной организацией для лечения граждан РФ за пределами РФ;
    3. При проведении закупки дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, торговыми представительствами РФ и иными заказчиками для обеспечения своей деятельности за пределами РФ в случае, если цена контракта не превышает 15 000 000 рублей;
    4. При закупке товаров, работ, услуг в случае расторжения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ;
    5. При закупке лекарственных препаратов по медицинским показаниям пациента (при наличии решения врачебной комиссии);
    6. После признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися;
    7. При закупке изделий народных художественных промыслов с зарегистрированными образцами (в соответствии с Постановлением РФ от 18.01.2001 № 35);
    8. При закупке услуг по защите интересов РФ, осуществляемых за ее пределами с привлечением экспертов и адвокатов (в случае подачи исков к РФ в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи).

    Вебинары и программы обучения и повышения квалификации в Школе электронных торгов:

    • по торгам, где эксперты и практики делятся опытом участия в закупках, комментируют изменения в законодательстве, позицию ФАС и судов.
    • Повышайте квалификацию на курсе « » для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

    Организуйте закупки правильно с первого раза в новом сервисе для заказчиков по 44-ФЗ.

    Для отображения формы необходимо включить JavaScript в вашем браузере и обновить страницу.

    Все госзаказы по 44-ФЗ осуществляются на бюджетные деньги. Чтобы контролировать эффективность расходов, от заказчиков требуют обосновывать их необходимость. Разберемся на примерах, что собой представляет обоснование соответствия объекта закупки 2020, что писать в нем и как его оформлять.

    Нормативная база

    Согласно ст. 18 закона 44-ФЗ , порядок и форму обоснования устанавливает правительство. Заинтересованные лица могут найти соответствующие регламенты и формы в постановлении исполнительного органа от 05.06.2015 N 555 .

    Законодательство требует обосновывать заказ дважды — при составлении плана и при утверждении плана-графика. Поскольку объект закупки — это по 44-фз любые товары, работы и услуги, приобретаемые для обеспечения муниципальных, региональных или государственных нужд, «подтверждать» необходимо соответствие каждой покупки. Если меняется план и план-график, соответствующие изменения вносятся и в отчеты с обоснованиями.

    За нарушение этих правил предусмотрен штраф для должностных лиц заказчика в размере 10 000 рублей, в соответствии с ч.2 ст. 7.29.3 КоАП РФ . Кроме того, контролирующие органы могут признать контракт необоснованным и отказать в его заключении.

    Обоснование в плане закупок

    При утверждении плана к нему прилагается следующая форма:

    В такой таблице заказчик по порядку заполняет все колонки, указывая:

    • идентификационный код и сам предмет закупки;
    • наименование государственной или муниципальной программы и конкретного мероприятия из нее, для реализации которого необходимо заключить контракт;
    • соответствие закупки целям, перечисленным в ст. 13 закона 44-ФЗ;
    • ссылки на нормативные документы, устанавливающие особые требования к приобретаемым товарам, работам или услугам, либо указание на их отсутствие.

    От заказчика не требуется полное описание объекта закупки по 44-фз. Пример — размещенный в ЕИС план, в котором МДОУ Детский сад комбинированного типа «Лада» из Московской области объясняет необходимость приобретения хозяйственных товаров.

    В разделе «Общие сведения позиции» размещена информация об идентификационном коде закупки и наименовании товара.

    В разделе «Цель и обоснование» указано, для чего администрация детсада приобретает хозтовары.

    Если эту информацию перевести в табличный вид по форме, утвержденной правительством, получится следующее:

    Формулировать соответствие заказа целям можно в свободной форме. Если между товаром и покупателем есть очевидная связь, например, детсад заказывает мебель для дошкольников, то достаточно указать в графе 6 отчета, что контракт необходим для реализации детсадом полномочий по уходу за детьми. Когда такая прямая связь отсутствует, например, детский сад собирается приобрести услуги автослесаря, в соответствующей колонке надо письменно объяснить, для чего нужны такие услуги. Например, можно написать, что услуги автослесаря необходимы для ремонта автобусов, используемых для перевозки детей.

    Разъяснения в плане-графике

    При утверждении плана-графика потребуется заполнить иную форму. Она также утверждена постановлением правительства № 555 и выглядит вот так:

    В ней 10 столбцов, первые три из которых заполняются по аналогии с прошлой формой. Помимо этого, заказчику необходимо указать:

    • начальную цену контракта и ее обоснование;
    • метод определения и обоснования цены;
    • способ определения поставщика и причины для этого;
    • основания для выдвижения дополнительных требований к участникам.

    В качестве примера рассмотрим одну из позиций в плане-графике столичной школы, намеренной приобрести стройматериалы.


    Если всю информацию из ЕИС перевести в табличную форму, отчет заказчика будет выглядеть так:


    Если обоснование начальной цены одним из установленных методов занимает много места, а в плане-графике много позиций, чиновники предлагают описывать расчеты в приложениях, а в колонке 3 давать только ссылки на них.

    Кроме того, если заказчик заключает договоры с единственным поставщиком в соответствии с п.4, 5, 26, 33 ч.1 ст. 93 44-ФЗ, он обязан обосновывать еще и годовой объем таких закупок, а также указывать существующие ограничения по нему.