Войти
Образовательный портал. Образование
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Оперативно-розыскная деятельность в россии: организация, методы, правовое регулирование (историко-юридическое исследование). Агентурная работа как средство уничтожения личности Наставление по агентурной работе милиции

    Оперативно-розыскная деятельность в россии: организация, методы, правовое регулирование (историко-юридическое исследование). Агентурная работа как средство уничтожения личности Наставление по агентурной работе милиции

    Агентурный метод - это совокупность приемов и способов легендированного поведения негласных сотрудников (агентов) и оперативных сотрудников правоохранительных органов и спецслужб по выведыванию оперативно значимой информации и документированию противоправных действий путем установления или развития доверительных отношений с ее обладателями.

    Суть агентурного метода составляет непосредственное функционирование различных категорий конфидентов в криминальной среде. Это обусловлено замкнутостью такой среды, блокированием ею каналов утечки информации о преступной деятельности, строгой внутригрупповой дисциплиной и конспирацией действий преступников. Благодаря агентурному методу становятся возможными получение сведений о «противнике», достижение целей выявления, предотвращения и раскрытия преступлений, документирования преступных действий. Без такого участия и такой помощи немыслимы успешная борьба с преступностью, обеспечение безопасности личности, государства и общества.

    Вполне очевидно и объективно необходимо, чтобы лица, проверку или разработку которых осуществляют ОРО, по меньшей мере не знали их агентов и других конфидентов. Это жизненно важно как с позиций обеспечения безопасности этих лиц, так и для исключения противодействия им, а следовательно, и результативности проводимых ОРМ. Ведь успех работы конфидентов напрямую зависит от того, что о них не знает и не должен знать широкий круг лиц, а тем более разрабатываемые и проверяемые. В связи с этим действие конфидентов предполагает применение преимущественно негласных средств и методов ОРД.

    Практика показывает, что ОРМ, о проведении которых становится известно в криминальной среде, утрачивают эффективность и становятся просто бессмысленными. Поэтому проведение ОРМ допускается лишь в тех пределах, при которых может быть обеспечена зашифровка как ОРМ, так и их участников.

    Необходимость обеспечения конфиденциальности и применения иных мер защиты обусловливается характером преступлении, для выявления, предупреждения и раскрытия которых требуется сбор оперативной информации. Это главным образом тяжкие и особо тяжкие преступления, совершаемые группами (нередко организованными), члены которых тщательно скрывают свои намерения и действия, отличаются исключительной дерзостью и особой жестокостью, высокой степенью маскировки.

    Известно, что ОПГ, организованные преступные сообщества, банды, экстремистские террористические организации нередко осуществляют свою контрразведку, для чего создают специальные «службы безопасности» или подбирают отдельных профессионалов, в том числе бывших сотрудников правоохранительных органов и спецслужб; главная их цель - выявить агентов и иных конфидентов ОРО. Это обусловливает жесткое противоборство ОРО и ОПГ с применением одних и тех же средств и методов. Преступники при этом имеют более выгодные условия, поскольку не связаны нормами права, бюрократическими процедурами, используют помощь коррумпированных должностных лиц в правоохранительных органах и спецслужбах, нередко имеют более высокую техническую оснащенность и опытные кадры для ведения такого противоборства, нередко из числа бывших оперативников.

    Все это объективно обусловливает использование помощи граждан преимущественно на конфиденциальной основе, необходимость закрепления их сотрудничества на законодательном уровне .

    В основе агентурного метода лежит содействие граждан ОРО, под которым следует понимать осознанное волевое поведение лиц, заключающееся в получении оперативно значимой информации и передаче ее представителю ОРО, или осуществление конкретных действий по решению оперативно-розыскных задач борьбы с преступностью по инициативе ОРО при условии доверительности и при необходимости конспиративности отношений.

    Содействие можно определить также как помощь или деятельное участие лиц в подготовке и осуществлении ОРМ при условии неразглашения сведений о личности и характере их действий.

    По смыслу ст. 17 ФЗ об ОРД конфиденты обязаны предоставлять информацию ОРО, в том числе сообщать о всех известных случаях совершения преступлений, т. е. ориентированы законодателем исключительно на получение оперативной информации. Вместе с тем не исключается и их непосредственное участие в предотвращении преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких. Следует учитывать, что на основе оперативной информации о готовящихся, замышляемых посягательствах либо уже совершенных противоправных деяниях, лицах, их совершивших, обстоятельствах происшедшего в конечном счете становятся возможными поиск доказательств и раскрытие преступлений.

    Содействие включает сбор и получение оперативно-розыскной информации, действия по использованию добытых сведений для подготовки ОРМ, их реализации в уголовном судопроизводстве и в целях предупреждения преступлений.

    Содействие представляет собой процесс получения оперативно-розыскной информации, имеющей отношение к возможному совершению, приготовлению к преступлению или уже совершенному уголовно наказуемому деянию. Такие сведения конфиденты могут получать как путем визуальной фиксации действий субъектов преступлений, их окружения, лиц, которые были свидетелями преступления, так и путем бесед с ними. Возможность информировать ОРО о предметах и документах, которые могут служить доказательствами по делу, представлять сведения о противодействии преступников может быть связана с профессиональной деятельностью лиц, привлекаемых к содействию.

    Содействие ОРО может заключаться в практической реализации полученной оперативно-розыскной информации и связано с осуществлением мероприятий, направленных непосредственно (или опосредованно) на решение задач по предотвращению и раскрытию преступлений. Содействие может быть использовано при предотвращении преступлений путем непосредственного устранения условий, способствующих их совершению, или создания условий, при которых совершение преступления невозможно или затруднительно, а также путем склонения к отказу от совершения преступления. Содействие лиц может быть использовано для целей документирования преступных действий разрабатываемых.

    Исходя из содержания ст. 17 ФЗ об ОРД, содействующие лица должны ориентироваться на получение оперативной информации, поскольку они обязаны представлять информацию ОРО, в том числе сообщать о всех известных случаях совершения преступлений. Это связано с тем, что не все лица, привлекаемые к сотрудничеству, могут непосредственно соприкасаться с актами преступных действий, которые можно предотвратить посредством личного вмешательства, а тем более ликвидировать причины и условия совершения преступления. Далеко не все лица в состоянии активно воздействовать на складывающуюся ситуацию, поскольку они либо не имеют возможности ее изменить, либо не в состоянии влиять на конкретных лиц в целях склонения их к отказу от задуманного. Вместе с тем негласные сотрудники в состоянии информировать оперативников о готовящихся, замышляемых посягательствах либо сообщить им об уже совершенных противоправных деяниях, лицах, их совершивших, обстоятельствах происшедшего, что в конечном счете способствует поиску доказательств по делу и раскрытию преступления.

    чает обязательной реализации данного права во всех случаях изъявления лицами подобного желания. Для этого должно быть согласие ОРО на установление отношений сотрудничества с такими лицами, привлечение их к подготовке или проведению ОРМ. Решение данного вопроса - прерогатива соответствующих ОРО, которым ФЗ об ОРД (ст. 15) дано право устанавливать названные отношения.

    Содействие лиц должно соответствовать практической целесообразности, поэтому принципиально важно, чтобы ОРО решали стоящие перед ними задачи, предусмотренные ФЗ об ОРД, при помощи содействующих им лиц, а не наоборот.

    Если рассматривать результативность выполнения специальных заданий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений с точки зрения возможностей содействующих лиц, то обнаруживается ее прямая зависимость от работы ОРО. Конфиденциальное содействие достигает этих целей лишь в том случае, если результаты труда источников информации будут реализованы оперативниками в конкретных ОРМ и следственных действиях.

    Как следует из прямого указания ст. 17 ФЗ об ОРД, отдельные лица могут привлекаться к подготовке или проведению ОРМ с их согласия. Соответственно они должны не только знать, что будут оказывать содействие ОРО, но и выразить на это согласие.

    Поскольку сотрудничество в ряде случаев предполагает заключение контракта, то этим объективно закрепляется согласие на участие лица в подготовке и проведении ОРМ. Согласие при содействии лиц на бес-контрактной основе устанавливается: из личной беседы с сотрудником оперативного подразделения; выполнения официального задания, которое позволяет осознать его смысл и роль в нем соответствующего лица; многократного выполнения поручений или просьб, которые дают основания для вывода о характере выполняемых действий.

    Такой подход позволяет отличать содействие граждан ОРО от представления информации, способствующей выявлению и раскрытию преступления. Например, опрос лица не является содействием ОРО.

    На практике достаточно часто возникают ситуации, когда граждане обращаются в правоохранительные органы с заявлениями, не желая передавать данные о себе либо при условии сохранения в тайне факта их обращения в правоохранительные органы и спецслужбы, а также с информацией, которая, на их взгляд, значима для практических работников. Однако такую помощь нельзя назвать конфиденциальным содействием с позиций ФЗ об ОРД. Если рассматривать подобное участие в ОРД как содействие, тогда необходимо признать, что всякое лицо, обратившееся в правоохранительный орган с заявлением, может попасть в категорию содействующих лиц.

    Данный подход представляется неверным ни с позиции ФЗ об ОРД, ни с практической точки зрения, поскольку: 1) информация, поступающая от лица, которая служит или может служить поводом к возбуждению уголовного дела, не может считаться информацией конфиденциального характера, а представившее ее лицо - конфиденциальным сотрудником; 2) лицо, представившее информацию, реализует цели, не связанные с ОРД; 3) направленность поиска информации в ОРД должна исходить по преимуществу от должностного лица ОРО, которое определяет ценность полученной информации и дает правовую оценку событий и действий, в противном случае инициатор информации объективно будет не способствовать осуществлению ОРД, а мешать ее осуществлению; 4) если информация конкретна и достоверна, то это еще не основание для причисления лица к числу лиц, оказывающих содействие ОРО.

    Содействие граждан ОРО может выражаться в двух формах: контрактной и бесконтрактной.

    Контрактная форма содействия предполагает обязательное заключение договора о сотрудничестве, в котором оговариваются специальные условия и требования сотрудничества, а также права и обязанности сторон.

    Контрактная форма содействия, как правило, предполагает долгосрочное сотрудничество, ведение активной разведывательно-поисковой деятельности в криминальной среде, получение за это вознаграждений и других выплат. Срок такого контракта определяется соглашением сторон, а также возможностями лица оказывать результативное содействие ОРО. В случае утраты такой возможности контракт может быть расторгнут, например при расшифровке лица, привлеченного для участия в проведении ОРМ на негласной основе, в силу объективного изменения обстановки и др.

    Конфиденциальное сотрудничество может осуществляться также на бесконтрактной основе и выражаться в представлении ОРО информации, принадлежащих ему служебных или жилых помещений для обеспечения осуществления ОРМ, в участии в ОРМ, оказании иных услуг.

    Виды конфиденциального содействия, его условия, документальное оформление определяются ведомственными нормативными актами ОРО.

    Как следует из прямого предписания ФЗ об ОРД, ОРО запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.

    Представляется, что данное положение связано с обеспечением свободы воли лица на участие в ОРД при наличии противоречий между профессиональными обязательствами и условиями контракта. Это, например, обеспечение независимости судей при принятии решения на проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, сохранение адвокатской тайны и обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту.

    Вместе с тем важно отметить, что конфиденциальное сотрудничество с перечисленными категориями лиц полностью не исключается. Федеральный закон об ОРД запрещает только контрактную форму содействия, что не исключает привлечения вышеназванных лиц для подготовки и проведения ОРМ на бесконтрактной основе. Например, для участия в проведении оперативного эксперимента для выявления и документирования факта коррупции, проведения ОРМ, направленных на обеспечение государственной безопасности, раскрытие похищения человека, угрозы убийством и других преступлений.

    Содействие граждан ОРО допустимо только для решения задач ОРД, предусмотренных ст. 2 ФЗ об ОРД и входящих в компетенцию ОРО.

    Содействие граждан ОРО - суть агентурного метода, а он, в свою очередь, составляет основное содержание ОРД.

    Сотрудничество лиц с ОРО, как уже отмечалось, имеет исключительно добровольный характер. При этом мотивация такого сотрудничества может быть самой разной.

    • См.: Федоров А. В., Шахматов А. В. Правовое регулирование содействия граждан органам, осуществляющим оперативнорозыскную деятельность. СПб., 2005.

    Ссылка на международный опыт борьбы с преступностью - это вовсе не дань моде, но, увы, горькая необходимость: раньше (конец 80-х) больше, в настоящее время меньше, но все же высказываются суждения о том, что оперативно-розыскная деятельность, агентурная работа - порождение исключительно коммунистического строя, проще говоря, - аморальный вид деятельности в социальной практике любого государства. К счастью, это вовсе не так.
    Попытаемся подтвердить вышеизложенное отдельными примерами организации информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов ряда зарубежных государств.
    В Германии значительное место в обеспечении государственной безопасности принадлежит Федеральному ведомству криминальной полиции (Des Bundescriminalamt - BCA) - БКА. В его функции входит как расследование уголовных дел, так и агентурно-оперативная работа. Для этого оно имеет свой агентурный аппарат и необходимые оперативно-технические средства, а также самостоятельную службу наружного наблюдения. При этом следует подчеркнуть, что приоритетное место в структуре БКА занимает оперативно-технический отдел, который проводит большую исследовательскую и научную работу по внедрению передовых технологий в оперативно-розыскную деятельность. В частности, ему удалось разработать систему по автоматизированному учету почерков, которая позволяет в считанные минуты установить автора рукописи, в т.ч. и по личной подписи, а также систему идентификации личности по голосу.
    Если же говорить в целом об особенностях организации на территории ФРГ деятельности криминальной полиции, ее структурных подразделений и иных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, - спецслужб, то, не рассматривая их подробно, хотелось бы отметить следующее:
    - спецслужбы организационно не объединены, децентрализованы и не имеют единого руководства, что зачастую приводит к дублированию и параллелизму в их деятельности;
    - центральный аппарат спецслужб выполняет лишь руководящие и координирующие функции по отношению к территориальным подразделениям, анализирует и оценивает информацию, добытую ими;
    - проведение процессуальных действий возложено только на следственные подразделения БКА. Органы разведки, контрразведки (в т.ч. военной) лишены права осуществления процессуальных функций (задержание, арест, следствие);
    - подразделения разведки действуют исключительно под различными прикрытиями, включая и территорию ФРГ;
    - значительная часть подразделений контрразведки также использует прикрытия;
    - весь персонал спецслужб использует максимальную конспирацию: все сотрудники имеют псевдонимы и номера, которые используются как в официальной переписке, так и в отношениях между собой.
    Настоящие фамилии не употребляются и не раскрываются даже в служебной обстановке. Агентура не знает подлинных фамилий оперативных сотрудников, у которых они находятся на связи.
    Наибольший интерес для подразделений полиции России представляют организационно-тактические основы оперативно-розыскной деятельности спецслужб ФРГ. При этом следует отметить, что отличительными чертами деятельности спецслужб ФРГ, наряду с другими, являются следующие:
    - тесная взаимосвязь между режимными мерами и агентурно-оперативной деятельностью, активное использование спецслужбами информации других государственных органов и организаций;
    - создание всеохватывающих электронных систем учета граждан ФРГ и иностранцев, находящихся в стране;
    - активная агентурная работа среди политических эмигрантов и иностранцев, временно находящихся в ФРГ;
    - распространенность работы сотрудников спецслужб под прикрытием различных государственных и негосударственных организаций;
    - массовое привлечение к агентурно-оперативной деятельности бывших сотрудников спецслужб ФРГ (т.н. институт "свободных сотрудников");
    - использование безагентурной формы вербовки;
    - высокие требования конспирации, предъявляемые к кадровому составу, а также к агентурному аппарату;
    - широкое применение сдельной формы оплаты труда агентов в зависимости от ценности представляемой ими информации.
    Наряду с агентурой в оперативно-розыскной деятельности спецслужб ФРГ широко используются возможности спецтехники в перлюстрации корреспонденции и прослушивании телефонных переговоров лиц, подозреваемых в нарушении уголовного законодательства; особенно это касается террористов. А лица, арестованные по подозрению в занятии террористической деятельностью, лишаются контактов с внешним миром сроком до нескольких недель, включая и общение с адвокатом. А один из отделов БКА постоянно ведет оперативный учет на более чем миллион студентов и школьников под предлогом предупреждения террористической и наркодеятельности.
    Во многих крупных городах ФРГ организовано скрытое наблюдение с использованием телекамер автодорожной полиции. Практически на всех больших площадях Мюнхена, Гамбурга, Ганновера, Нюрнберга и ряда других на фасадах зданий установлены телекамеры с поворотными механизмами, передающие изображение на мониторы полицейских центров наружного наблюдения, которые активно используются специальными службами ФРГ.
    Одновременно правоохранительные органы добиваются права осуществлять мероприятия по слуховому и визуальному контролю в жилых помещениях без санкции суда и прокурора, что откроет дополнительные возможности по сбору доказательственных материалов и значительно облегчит выявление и пресечение тяжких преступлений.
    Среди мер по наделению правоохранительных органов необходимой компетенцией для эффективного расследования дел, связанных с экономической и организованной преступностью, в Швеции наибольшего внимания заслуживают меры по расширению полномочий полиции в сфере оперативно-розыскной деятельности.
    В конце 70-х гг. оперативная деятельность полиции Швеции стала объектом пристального внимания со стороны руководства полиции, правительства и риксдага, что было вызвано необходимостью активизации борьбы с экономической, организованной преступностью, а также незаконным оборотом наркотиков.
    Две группы экспертов исследовали методы оперативно-розыскной деятельности полиции, результатом чего явились отчеты "Некоторые взгляды на оперативные методы борьбы с экономической преступностью" (1978 г.), "Оперативная деятельность в борьбе с наркотиками" (1979 г.), "Задачи оперативной работы", "Организация оперативной работы" (1981 г.). Указанные материалы дают представление о взглядах полицейских экспертов на некоторые вопросы оперативной деятельности полиции, связанные с агентурой и агентурным проникновением, с использованием оперативно-технических средств и провокационных методов работы.
    Агентура признается важным средством в борьбе с определенными видами преступлений, что было подчеркнуто еще в 1971 г. при создании оперативных отделов в уголовной полиции. Агентом, по определению экспертов, является представитель полиции, внешне не имеющий никаких связей с полицией и находящийся в преступной среде. Последнее положение является определяющим в отличии агента от информатора. Информатор используется полицией только для сбора информации, а деятельность оперативного сотрудника полиции в этом случае чаще всего представляет собой лишь пассивное ожидание от него сведений. Такое положение критиковалось, и особо указывалось, что необходимо активно вербовать информаторов, создавать из них резидентуры, стремиться к тому, чтобы информаторы имели хорошие возможности по наблюдению за криминальной деятельностью. Указанное различие между информатором и агентом, по мнению экспертов, позволяет повысить уровень и эффективность оперативной работы полиции, сосредоточившись на главном направлении.
    Учитывая потребность полиции в правовом регулировании некоторых оперативно-розыскных мероприятий, государственное полицейское управление вошло в правительство с ходатайством, которое было сформулировано 5 декабря 1980 г. в докладной записке "О некоторых мерах повышения эффективности борьбы с наркотиками и экономической преступностью". Решение правительства о предоставлении полиции необходимых полномочий последовало 26 февраля 1981 г. и содержало следующие важные положения.
    Провокационные методы работы полиции были признаны правомерными в том случае, когда они применяются при расследовании серьезных преступлений или когда этого требуют особые обстоятельства. Было отмечено, что при их применении необходимо принимать во внимание силу подозрения и возможности закрепления доказательств. На применение провокационных методов необходимо разрешение прокурора или начальника полицейского органа. Правительством была отмечена необходимость строгого документирования этой деятельности. В Меморандуме 1981 г. полиции были предоставлены полномочия на покупку наркотиков. В отношении предложения наркотиков было определено следующее: "Предложение наркотиков в принципе имеет характер чистой провокации. Такие действия полиции считаются недопустимыми, кроме разве что случаев, которые можно квалифицировать в соответствии с параграфом 4 главы 24 уголовного законодательства (крайняя необходимость)".
    В целях проникновения на рынок наркотиков полиция может осуществлять проникновение в преступную среду, осуществляя подставу своей агентуры торговцам наркотиков, и в этих же целях разрешается проводить мероприятия по пропуску наркотиков в страну (контролируемая поставка).
    В 1982 г. вопрос об оперативной работе полиции в борьбе с определенными видами преступлений рассматривался на уровне комиссии риксдага. Комиссия отметила большую роль, которую играют оперативные мероприятия в борьбе с наркотиками и экономической преступностью, а также необходимость прибегать и к таким методам работы, как провокация.
    Комиссия определила, что если действия полиции находятся "в приемлемой пропорции с охраняемыми интересами, если планируемое преступление совершается при обстоятельствах, способствующих закреплению доказательств", то действия полиции будут в этом случае правомерными.
    Комиссия высказалась о необходимости принятия отдельной нормы, регулирующей проведение полицейских мероприятий, связанных с применением "острых" методов борьбы с преступностью, и предложила следующий вариант: "Полицейский, соблюдая основные права и свободы граждан, требования закона или иного нормативного акта, должен при исполнении служебных обязанностей предпринимать такие меры, которые с учетом цели применения этих мер и иных обстоятельств могут быть определены как оборонительные". Эта норма с незначительными изменениями позднее была включена в Закон о полиции в 1984 г.
    Решительным шагом правительства Италии в направлении усиления борьбы с организованной преступностью, по мнению многих политических обозревателей и криминалистов, явилось решение о роспуске тех местных органов власти ("джунт"), в отношении которых имелись данные о связи их с мафиозными структурами.
    Наряду с внесением коррективов в Уголовно-процессуальный и Уголовный кодексы Италии, изменению подверглась и внутренняя структура правоохранительных органов, в т.ч. МВД, Корпуса карабинеров и, в некоторой степени, Финансовой гвардии.
    В частности, в МВД Италии было создано новое подразделение - Центр по обработке оперативной информации, главной задачей которого является обмен поступающими данными в отношении деятельности мафиозных групп со Службой Верховного комиссара по борьбе с мафией, Корпусом карабинеров, Финансовой гвардией, местами лишения свободы, где содержатся "мафиози", и с центрами координации и планирования оперативной деятельности подразделений МВД, расположенных в 12 наиболее крупных городах Италии (Риме, Турине, Милане, Неаполе и др.).
    Образовано оперативно-техническое подразделение МВД Италии - Центр по изучению обстановки. В его компетенцию входит разнообразная деятельность, в т.ч. с применением технических средств по сбору оперативной информации об организованной преступности и ее передаче в оперативные подразделения министерства. На него возложено также поддержание постоянной связи с находящимися в Италии представительствами ФБР, Управления по борьбе с наркотиками и Таможенного управления США, а также с аналогичными службами стран Евросоюза в целях обеспечения четкого и оперативного обмена информацией об организованной преступности.
    В США основным правительственным учреждением, занимающимся расследованием всех уголовных дел, нарушений федеральных законов, за исключением тех, расследование которых поручено другим агентствам, является Федеральное бюро расследования (ФБР). В своей деятельности ФБР руководствуется, наряду с законодательством США, Нормами и правилами уголовного расследования преступлений, совершенных отдельными лицами или организациями, которые разработаны Генеральной прокуратурой США и утверждены Министром юстиции США в 1980 г.
    В соответствии с этими Нормами при проведении расследования общеуголовных преступлений ФБР имеет право использовать любые законные методы. Прежде чем прибегнуть к таким методам, ФБР должно выяснить, возможно ли получить нужную информацию при минимальном вмешательстве в частную жизнь. При оценке необходимости такого вмешательства среди прочих факторов учитывается тот факт, что оно может иметь неблагоприятные последствия, касающиеся неприкосновенности частной жизни, и нанести ущерб репутации частного лица. Решение об использовании метода обширного вмешательства в частную жизнь зависит от тяжести преступления и от того, насколько правдива информация, указывающая на наличие преступления. Выбор того или иного метода расследования зависит от правильной оценки конкретной ситуации.
    Вместе с тем для этих методов существуют и некоторые ограничения, которые, применительно к оперативно-техническим мероприятиям, мы укажем:
    - автоматическое устройство, регистрирующее телефонные номера, устанавливается с разрешения Министерства юстиции;
    - разрешение на консенсуальное электронное прослушивание выдается в соответствии с положением о Министерстве юстиции.
    Для проведения консенсуального прослушивания нетелефонных разговоров требуется предварительное разрешение директора или заместителя директора Управления по оперативной борьбе с правонарушениями, или второго помощника главного прокурора Уголовного отдела, или заместителя главного прокурора - начальника Уголовного отдела, за исключением обстоятельств, не терпящих отлагательств. Это относится как к портативной аппаратуре, которой пользуется участник операции, так и к стационарной аппаратуре, установленной в помещении, также контролируемой участниками операции. Для консенсуального прослушивания телефонных переговоров необходимо предварительное разрешение Особого уполномоченного агента и соответствующего прокурора, за исключением случаев, не терпящих отлагательств (до 48 часов).
    Чтобы выяснить правильность тезиса о несовместимости демократических преобразований в обществе и разведывательной работы в сфере и инфраструктуре социально-аномальной, прежде всего противоправной, среды обратимся к опыту оперативной работы криминальной полиции и спецслужб Запада.
    В США, чтобы обеспечить руководителей правоприменяющих органов информацией, которая давала бы возможность обнаруживать, а в некоторых случаях и прогнозировать организованную противоправную деятельность, осуществляется т.н. полицейская разведка. По методам и характеру добываемой информации полицейская разведка делится на две категории: стратегическую и тактическую.
    Стратегическая разведка предполагает получение, накопление, систематизацию и анализ многочисленных и весьма разнообразных сведений о лицах, подозреваемых в причастности к организованным криминальным структурам, включая даже такие данные, которые на первый взгляд не имеют непосредственного отношения к противоправной деятельности.
    Основная цель тактической разведки - помощь в планировании конкретных полицейских операций и установление источников получения доказательств, которые позволили бы произвести арест подозреваемого и доказать его виновность. Следует отметить, что между задачами, которые решаются стратегической и тактической разведками, нет, разумеется, жесткой границы, т.к. они взаимосвязаны.
    В Великобритании обработка разведданных об организованной преступности и преступниках основывается и координируется в зависимости от регионального, национального и международного уровней. В Англии и Уэльсе в рамках подобной структуры существует девять региональных отделов уголовной разведки, выполняющих эти функции. Информационные сведения хранятся в памяти компьютеров и в архивах. К концу 1992 г. планировалось создание национальной службы уголовной разведки, через которую будут проходить все разведданные об организованной преступности, с использованием автоматизированной системы обработки информации.
    Согласно данным печати, такая служба (НКР) была создана 1 апреля 1992 г. Криминальная разведка занимается рядом преступлений, оказывающих большое влияние на стабильность и экономику Великобритании, например, доставкой и распространением наркотиков, фальсификацией денежных знаков и отмыванием "грязных" денег, бесчинством футбольных фанатов, любыми проявлениями организованной преступности.
    Собранная НКР информация направляется силовым ведомствам для проведения операций "на местности". Информационно-аналитический центр НКР круглосуточно обрабатывает сведения о маршрутах транспортировки, крупных партиях перевозимых наркотиков, наиболее активных деятелях наркомафии, поступающие от таможенных органов, из местных отделений полиции, а также из-за границы - по линии Интерпола. В составе НКР есть подразделение финансовой разведки. В его задачи входит отслеживание крупных денежных транзакций и их проверка - не являются ли они оплатой поставок наркотиков.
    Финансовые организации Великобритании обязаны предоставлять правоохранительным органам необходимую информацию. Это, сказано в законе, "не является нарушением контрактных обязательств по сохранению коммерческой тайны со стороны финансовых организаций". На практике большинство банков, фондов и работающих с деньгами фирм имеют прямую договоренность об информировании НКР обо всех подозрительных случаях, особенно связанных с операциями с наличностью. Финансовая разведка действует в тесном контакте со специализированной рабочей группой Банка Англии по проблеме отмывания денег. Ими было совместно подготовлено и разослано по банкам всей Британии директивное письмо по данному вопросу.
    Подразделение по борьбе с фальшивомонетничеством НКР получает в свое распоряжение все поддельные банкноты английских и иностранных денег, изъятые полицией на территории Великобритании. Специалисты знакомятся с последними "достижениями" нелегальных конкурентов Банка Англии, готовят рекомендации по усилению защиты денег от фальсификации.
    Специфична деятельность подразделений криминальной разведки, специализирующихся на противодействии бесчинствам футбольных хулиганов, как их называют англичане. В обязанности офицеров этой службы входит посещение всех матчей европейских и мировых первенств, присутствие на международных играх как на территории своей страны, так и за границей. Они должны в лицо знать многие тысячи хулиганов и своевременно выявлять их в толпах болельщиков, постоянно поддерживать контакт с коллегами в других государствах, обмениваясь с ними списками и фотографиями зачинщиков драк и погромов на стадионах и вокруг них во время и особенно после спортивных мероприятий.
    В Канаде существует служба по сбору информации об организованной преступности, которая была создана 7 марта 1970 г. (КИСК). Подчиненные ей службы занимаются сбором, регистрацией, анализом и распространением информации о преступности. Центральное бюро действует в национальном масштабе, в то время как местные бюро - в пределах провинций и между провинциями. Материал, представляющий национальный интерес, доставляется в Центральное бюро, где находится главная картотека. Очень важно, что система предусматривает непосредственный обмен информацией между агентствами охраны порядка и провинциальными информационными службами. Центральное бюро получает информационные материалы по такому обмену. С появлением новой службы канадские агентства охраны порядка имеют все необходимые средства, при помощи которых можно предпринять согласованные действия против организованной преступности.
    Таким образом, Запад не отвергает, а, наоборот, интенсивно развивает структуры, осуществляющие полицейскую разведку. В этом плане уместно сослаться на бывшего помощника Генерального прокурора США Томпкинса, выступавшего обвинителем по делу советского разведчика В. Фишера (Р. Абеля), выданного ФБР его помощником в 1957 г. В своей речи он отметил, что общество и правительство имеют право защитить себя, когда имеются данные, что кто-то лишь вступает в преступный заговор. Нельзя проявлять непростительную в этом случае беспомощность, ожидая, пока будет обнаружен труп, чтобы приступать только тогда к поискам преступника. Общество и правительство имеют право вмешаться, как только будет установлено, что преступление лишь готовится, и в ходе подготовки к нему в преступных целях создается некое сообщество, деятельность которого будет направлена на совершение конкретных противозаконных деяний. Этот тезис получил законодательное закрепление в различных правовых документах, в т.ч. регламентирующих оперативно-розыскную деятельность ФБР США и упомянутых в статье служб.
    Поэтому в Российской Федерации вполне оправданно, в силу высокого уровня современной преступности и по причине необходимости обеспечивать безопасность государства, существует традиционно сложившаяся система оперативных подразделений правоохранительных органов и спецслужб, выполняющая функцию оперативно-аналитического поиска информации, во-первых, о преступной и иной противоправной деятельности отдельных лиц и сообществ, во-вторых, о разведывательно-подрывной деятельности спецслужб и организаций иностранных государств.

    Список литературы

    1. Донован Дж. Незнакомцы на мосту: дело полковника Абеля / Пер. с англ. М.: Междунар. отношения; МП "Уилис", 1992.
    2. Михайлов К. Криминальная разведка Великобритании борется с организованной преступностью // Московская правда. 1994. 13 дек.
    3. Наквакина Е.В. Верховный суд США и укрепление гражданского общества // Гражданское общество в России и за рубежом. 2012. N 2.
    4. Николайчик В.М. США: полицейский контроль над обществом. М.: Наука, 1987.
    5. Стародубцева И.А. Конституционные механизмы ограничения прав и свобод личности в России и зарубежных странах // Общество и право. Краснодар: изд-во Краснодар. ун-та МВД России, 2012. N 1. С. 54 - 59.
    6. Виллс. Служба по сбору информации об организованной преступности в Канаде // Police Chief. 1971. V. 28. N 9.


    Суть агентурного метода составляет непосредственное функционирование различных категорий конфидентов в криминальной среде. Это обусловлено замкнутостью такой среды, блокированием ею каналов утечки информации о преступной деятельности, строгой внутригрупповой дисциплиной и конспирацией действий преступников. Благодаря агентурному методу становятся возможными получение сведений о «противнике», достижение целей выявления, предотвращения и раскрытия преступлений, документирования преступных действий. Без такого участия и такой помощи немыслимы успешная борьба с преступностью, обеспечение безопасности общества, государства и личности.
    Вполне очевидно и объективно необходимо, чтобы лица, проверку или разработку которых осуществляют ОРО, по меньшей мере не знали их агентов и других конфидентов. Это жизненно важно как с позиций обеспечения безопасности этих лиц, так и для исключения противодействия им, а следовательно, и результативности проводимых ОРМ. Ведь успех работы конфидентов напрямую зависит от того, что о них не знает и не должен знать широкий круг лиц, а тем более разрабатываемые и проверяемые. В этой связи действие конфидентов предполагает применение преимущественно негласных средств и методов ОРД.
    Практика показывает, что ОРМ, о проведении которых становится известно в криминальной среде, утрачивают свою эффективность и становятся просто бессмысленными. Поэтому проведение OPM и с участием в них конфидентов допускается лишь в тех пределах, при которых может быть обеспечена зашифровка как ОРМ, так и их участников.
    Необходимость обеспечения конфиденциальности и применения иных мер защиты обусловливается характером преступлений, для выявления, предупреждения и раскрытия которых требуется сбор оперативной информации. Главным образом это тяжкие и осо
    бо тяжкие преступления, совершаемые группами (нередко организованными), члены которых тщательно скрывают свои намерения и действия, отличаются исключительной дерзостью и особой жестокостью, высокой степенью маскировки.
    Известно, что ОПГ, ОПС, банды, террористические организации нередко осуществляют свою контрразведку, для чего создают специальные «службы безопасности» или подбирают отдельных профессионалов, в том числе бывших сотрудников правоохранительных органов и спецслужб; главная их цель - выявить агентов и иных конфидентов ОРО. Это обусловливает жесткое противоборство OPO и ОПГ (ОПС) с применением- одних и тех же средств и методов. Преступники при этом имеют более выгодные условия, поскольку не связаны нормами права, бюрократическими процедурами, используют помощь коррумпированных должностных лиц в правоохранительных органах и спецслужбах, нередко имеют более высокую техническую оснащенность и опытные кадры для ведения такого противоборства, нередко из числа бывших оперативников.
    Все это объективно обусловливает использование помощи граждан преимущественно на конфиденциальной основе, необходимость закрепления их сотрудничества на законодательном уровне.
    В основе агентурного метода лежит содействие граждан ОРО, под которым следует понимать осознанное волевое поведение лиц, заключающееся в получении оперативно значимой информации и передаче ее представителю ОРО, или осуществление конкретных действий по решению оперативно-розыскных задач борьбы с преступностью по инициативе OPO при условии доверительности и при необходимости конспиративности отношений.
    Содействие можно определить также как помощь или деятельное участие лиц в подготовке и осуществлении OPM при условии неразглашения сведений о личности и характере их действий.
    По смыслу ст. 17 ФЗ об ОРД конфиденты обязаны предоставлять информацию ОРО, в том числе сообщать о всех известных случаях совершения преступлений, т.е. ориентированы законодателем исключительно на получение оперативной информации. Вместе с тем не исключается и их непосредственное участие в предотвращении преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких. Следует учитывать, что на основе оперативной информации о готовящихся, замышляемых посягательствах либо уже совершенных противоправных деяниях, лицах, их совершивших, обстоятельствах происшедшего в конечном итоге становятся возможными поиск доказательств и раскрытие преступлений.
    Определение содержания содействия OPO в объективном и субъективном смыслах позволяет обеспечить законность и ненаказуемость действий участников ОРМ, формально подпадающих под
    признаки состава преступления либо соучастия в нем. Это, например, участие в оперативном внедрении, которое может иметь внешнее сходство с соучастием в преступлении.
    Если в объективном смысле содействие позволяет определить момент, с которого оно фактически наступает, и, соответственно, условия применения мер защиты, обязывает OPO принимать меры к защите конфидентов, соблюдать их права, выполнять принятые на себя обязательства, то в субъективном смысле знание своей роли служит исходным положением реализации своих прав, позволяет принимать меры предосторожности, позволяет лицу сделать своего рода нравственный выбор и осознать свою роль как приемлемое или неприемлемое для себя занятие.
    Содействие включает сбор и получение оперативно-розыскной информации, действия по использованию добытых сведений для подготовки ОРМ, их реализации в уголовном судопроизводстве и в целях предупреждения преступлений. Содействие представляет собой процесс получения оперативно-розыскной информации, имеющей отношение к возможному совершению, приготовлению к преступлению или уже совершенному уголовно наказуемому деянию.
    Такие сведения конфиденты могут получать как путем визуальной фиксации действий субъектов преступлений, их окружения, лиц, которые были свидетелями преступления, так и путем бесед с ними. Возможность информировать OPO о предметах и документах, которые могут служить доказательствами по делу, предоставлять сведения о противодействии преступников, может быть связана с профессиональной деятельностью лиц, привлекаемых к содействию.
    Содействие OPO может заключаться в практической реализации полученной в процессе познания оперативно-розыскной информации и связано с осуществлением мероприятий, направленных непосредственно (или опосредованно) на решение задач по предотвращению и раскрытию преступлений. Содействие может быть использовано при предотвращении преступлений путем непосредственного устранения условий, способствующих их совершению, или создания условий, при которых совершение преступления невозможно или затруднительно, а также путем склонения к отказу от совершения преступления. Содействие лиц может быть использовано для целей документирования преступных действий разрабатываемых.
    Исходя из содержания ст. 17 ФЗ об ОРД содействующие лица должны ориентироваться на получение оперативной информации, поскольку они обязаны предоставлять информацию ОРО, в том числе сообщать о всех известных случаях совершения преступлений. Это связано с тем, что не все лица, привлекаемые к сотрудничеству, могут непосредственно соприкасаться с актами преступных действий,
    которые можно предотвратить посредством личного вмешательства, а тем более ликвидировать причины и условия совершения преступления. Далеко не все лица в состоянии активно воздействовать на складывающуюся ситуацию, поскольку они либо не имеют возможности ее изменить, либо не в состоянии влиять на конкретных лиц с целью склонения их к отказу от задуманного. Вместе с тем негласные сотрудники в состоянии информировать оперативников о готовящихся, замышляемых посягательствах либо сообщить им об уже совершенных противоправных деяниях, лицах, их совершивших, обстоятельствах происшедшего, что в конечном итоге способствует поиску доказательств по делу и раскрытию преступления.
    Законодатель закрепил право граждан участвовать в подготовке и проведении ОРМ, в том числе на основе конфиденциального содействия. Однако это не означает обязательную реализацию данного права во всех случаях изъявления лицами подобного желания. Для этого должно быть согласие OPO на установление отношения сотрудничества с такими лицами, привлечение их к подготовке или проведению ОРМ. Решение данного вопроса - прерогатива соответствующих ОРО, которым ФЗ об ОРД (ст. 15) дано право устанавливать названные отношения.
    Содействие лиц должно соответствовать практической целесообразности, поэтому принципиально важно, чтобы OPO решали стоящие перед ними задачи, предусмотренные ФЗ об ОРД, при помощи содействующих им лиц, а не наоборот.
    Если рассматривать результативность выполнения специальных заданий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений с точки зрения возможностей содействующих лиц, то обнаруживается ее прямая зависимость от работы ОРО. Конфиденциальное содействие достигает этих целей лишь в том случае, если результаты труда источников информации будут реализованы оперативниками в конкретных OPM и следственных действиях.
    Как следует из прямого указания ст. 17 ФЗ об ОРД, отдельные лица могут привлекаться к подготовке или проведению OPM с их согласия. Соответственно, они должны не только знать, что будут оказывать содействие ОРО, но и выразить на это согласие.
    Поскольку сотрудничество предполагает заключение контракта, то этим объективно закрепляется согласие на участие лица в подготовке и проведении ОРМ. Согласие при содействии лиц на бес- контрактной основе устанавливается: а) из личной беседы с сотрудником оперативного подразделения; б) выполнения официального задания, которое позволяет осознать его смысл и роль в нем соответствующего лица; в) многократного выполнения поручений или просьб, которые дают основания для вывода о характере выполняемых действий.

    Такой подход позволяет отличать содействие граждан OPO от иных форм их участия в OPM или в предоставлении информации, способствующей выявлению и раскрытию преступления. Например, опрос лица в качестве объекта этого OPM не образует содействия ОРО.
    На практике достаточно часто возникают ситуации, когда граждане обращаются в правоохранительные органы с заявлениями, не желая передавать данные о себе либо при условии сохранения в тайне факта их обращения в правоохранительные органы и спецслужбы, а также с информацией, которая, на их взгляд, значима для практических работников. Однако такую помощь нельзя назвать конфиденциальным содействием с позиций ФЗ об ОРД. Если рассматривать подобное участие в ОРД как содействие, тогда необходимо признать, что всякое лицо, обратившееся в правоохранительный орган с заявлением, может попасть в категорию содействующих лиц.
    Данный подход представляется неверным ни с позиции ФЗ об ОРД, ни с практической точки зрения, поскольку: I) информация, поступающая от лица, которая служит или может служить поводом к возбуждению уголовного дела, не может считаться информацией конфиденциального характера, а предоставившее ее лицо - конфиденциальным сотрудником; 2) лицо, предоставившее информацию, реализует цели, не связанные с ОРД; 3) направленность поиска информации в ОРД должна исходить по преимуществу от должностного лица ОРО, которое определяет ценность полученной информации и дает правовую оценку событий и действий. В противном случае инициатор информации объективно будет не способствовать осуществлению ОРД, а мешать ее осуществлению; 4) если информация конкретна и достоверна, то это еще не основание для причисления лица к лицам, оказывающим содействие ОРО.
    Содействие граждан OPO может выражаться в двух формах - контрактной и бесконтрактной.
    Контрактная форма содействия предполагает обязательное заключение договора о сотрудничестве, в котором оговариваются специальные условия и требования сотрудничества, а также права и обязанности сторон.
    Контрактная форма содействия, как правило, предполагает долгосрочное сотрудничество, ведение активной разведывательно-поисковой деятельности в криминальной среде, получение за это вознаграждений и других выплат. Срок такого контракта определяется соглашением сторон, а также возможностями лица оказывать результативное содействие ОРО. В случае утраты такой возможности контракт может быть расторгнут, например при расшифровке лица, привлеченного для участия в проведении OPM на негласной основе, в силу объективного изменения обстановки и др.

    Конфиденциальное сотрудничество может осуществляться также на бесконтрактной основе и выражаться в предоставлении OPO информации, принадлежащих ему служебных или жилых помещений для обеспечения осуществления ОРМ, в участии в ОРМ, оказании иных услуг.
    Виды конфиденциального содействия, его условия, документальное оформление определяются ведомственными нормативными актами ОРО.
    Как следует из прямого предписания ФЗ об ОРД, OPO запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.
    Представляется, что данное положение связано с обеспечением свободы воли лица на участие в ОРД при наличии противоречий между профессиональными обязательствами и условиями контракта, например обеспечение независимости судей при принятии решения на проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, сохранение адвокатской тайны и обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту и др.
    Вместе с тем важно отметить, что конфиденциальное сотрудничество с перечисленными категориями лиц полностью не исключается. ФЗ об ОРД запрещает только контрактную форму содействия, что не исключает привлечения вышеназванных лиц для подготовки и проведения OPM на бесконтрактной основе, например для участия в проведении оперативного эксперимента для выявления и документирования факта коррупции, проведения ОРМ, направленных на обеспечение государственной безопасности, раскрытие похищения человека, угрозы убийством и других преступлений.
    Содействие граждан OPO допустимо только для решения задач ОРД, предусмотренных ст. 2 ФЗ об ОРД и входящих в компетенцию ОРО.
    Содействие граждан OPO - суть агентурного метода, а он, в свою очередь, составляет основное содержание ОРД.
    Сотрудничество лиц с ОРО, как уже отмечалось, носит исключительно добровольный характер. При этом мотивация такого сотрудничества может быть самой разной. Мотивами сотрудничества могут являться: добровольное желание безвозмездно помочь правоохранительным органам, основанное на идеологических и моральных убеждениях, чувстве долга; предусмотренная законом возможность освобождения от уголовной ответственности в случае сотрудничества, активного способ
    ствования раскрытию преступлений, возмещения нанесенного ущерба, деятельное раскаяние; стремление улучшить условия своего содержания в УИН, обмен информации на обещание правоохранительных органов «закрыть глаза» на сравнительно незначительные правонарушения (например, азартные игры), а впоследствии - страх разоблачения в преступной среде; месть, зависть, конкуренция в преступной среде, личные симпатии и чувство благодарности по отношению к конкретному работнику правоохранительных органов; тяга к риску; материальная заинтересованность; иные мотивы, например желание нанести вред конкуренту по бизнесу.
    В теории ОРД отмечалось, что привлечение отдельных лиц к содействию работе оперативных подразделений дает возможность получить дополнительную и более обширную информацию о состоянии оперативной обстановки на конкретной территории. Граждане оказывают помощь в изучении обстоятельств, способствующих совершению преступлений, помогают получить сведения о преступных связях лиц, состоящих на учете, информацию о подготовке или совершении преступлений, о соучастниках, об орудиях и оружии, использованных при совершении преступления, и т.д. Активная деятельность лиц, оказывающих содействие, умножает силы оперативных подразделений, позволяет им разнообразить тактические средства и приемы в борьбе с преступностью, открывает возможность проводить OPM одновременно в нескольких направлениях и на многих объектах.

    Совершенно секретно
    Экз. № 213 0

    П Р И К А З

    ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА
    ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СССР

    О введении в действие Положения об агентурном аппарате и доверенных лицах органов государственной безопасности

    Комитет государственной безопасности СССР, руководствуясь указаниями Коммунистической партии, ее Центрального

    Комитета по надежному обеспечению безопасности страны, неуклонно повышает боеспособность органов КГБ в борьбе с

    усилившейся разведывательно-подрывной деятельностью классового противника. Укрепляются чекистские кадры.

    Последовательно проводится в жизнь ленинский принцип прочной опоры на трудящихся, их помощь и поддержку. Важнейшее

    значение в решении разведывательных и контрразведывательных задач придается совершенствованию агентурного аппарата,

    эффективному использованию агентуры как основного чекистского средства. Улучшается работа с доверенными лицами.

    Вместе с тем осложнение международной обстановки, возрастание агрессивности империализма, активизация тайной

    подрывной деятельности противника требуют дальнейших действенных мер по повышению боеспособности и мобилизационной

    готовности органов КГБ, укреплению" их оперативных сил и средств. Особое значение приобретают задачи качественного

    укрепления агентурного аппарата, совершенствования всей работы с агентурой и доверенными лицами.

    ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Ввести в действие одобренное ЦК КПСС и утвержденное Коллегией Комитета государственной безопасности СССР

    Положение об агентурном аппарате и доверенных лицах органов государственной безопасности СССР (прилагается).

    2. Руководителям подразделении центрального аппарата Комитета государственной безопасности СССР, органов КГБ на

    местах, командованию войск пограничных округов, пограничных отрядов и ОКПП обеспечить глубокое знание оперативным

    составом Положения об агентурном аппарате и доверенных лицах органов государственной безопасности СССР,

    неукоснительное исполнение его требований в агентурно - оперативной деятельности.

    3. Оперативно-техническому управлению КГБ СССР совместно с заинтересованными подразделениями центрального

    аппарата КГБ СССР в шестимесячный срок подготовить Инструкцию о порядке использования агентуры и доверенных лиц при

    проведении оперативно-технических мероприятий.

    Следственному отделу КГБ СССР совместно с заинтересованными подразделениями центрального аппарата КГБ СССР в

    трехмесячный срок внести необходимые дополнения и изменения в ныне действующую Инструкцию о порядке организации и

    проведения в органах и войсках КГБ внутри - камерной разработки лиц, содержащихся под стражей, вытекающие из

    Положения об агентурном аппарате и доверенных лицах органов государственной безопасности СССР.

    С приказом и Положением ознакомить руководящий и оперативный состав подразделений центрального аппарата КГБ

    СССР, органов КГБ на местах, разведаппаратов пограничных войск КГБ СССР, а также преподавательский состав

    специальных кафедр разведывательного и контрразведывательного профиля учебных (кроме военно-учебных) заведений КГБ.

    Председатель Комитета В. Чебриков

    Тематические индексы: 3-18-1, 4-1, 7-1, 7-00, 9-1, 9-2, 9-3, 9-4, 9-5-0, 9-6-0, 9-7-0, 9-8-0, 13-1-3, 13-3, 16-

    2, 17-2, 17-3-1, 19-7, 20-2-2, 40-2, 40-3, 40-4, 40-5, 40-6, 40-7, 40-8, 40-9, 40-10, 40-11.

    Совершенно секретно
    ПРИЛОЖЕНИЕ
    к приказу Председателя КГБ СССР
    от 4 июля 1983 года № 00140

    ПОЛОЖЕНИЕ
    об агентурном аппарате и доверенных лицах
    органов государственной безопасности СССР

    1. Общие положения

    1.1. Органы государственной безопасности, созданные ленинской партией для защиты революционных завоеваний

    Великой Октябрьской социалистической революции, действуют в интересах Советского государства и советского общества.

    Источником силы чекистских органов является повседневное руководство и контроль со стороны КПСС, ее Центрального

    Комитета. Органы КГБ неукоснительно соблюдают положения Конституции СССР и советские законы. В их деятельности

    неуклонно осуществляется ленинский принцип связи с трудящимися, опоры па массы. Патриотизм советских людей, их

    активная жизненная позиция в обеспечении безопасности социалистического государства - неисчерпаемый резерв

    дальнейшего повышения боеспособности органов КГБ.

    1.2. В обеспечении безопасности Советского государства п общества органы КГБ используют весь арсенал имеющихся в

    их распоряжении средств, но всегда выделяли и выделяют 1-агентуру, поскольку она была и остается основным средством

    чекистской деятельности.

    Агентурная работа строится в полном соответствии с внешней и внутренней политикой Коммунистической партии,

    подчинена целям и задачам, которые она ставит перед органами КГБ в конкретных исторических условиях, неуклонно

    осуществляется с партийных, классовых позиций. Она требует от чекистов глубокого понимания интересов Советского

    государства и советского общества, высоких политических, деловых и моральных качеств.

    Исходя из внутриполитического положения в пашен стране сфера применения такого острого чекистского средства, как

    агентура, уже сейчас могла бы быть сужена. Но поскольку империализм не отказывается и никогда не откажется от

    ведения тайной подрывной деятельности против СССР, советские органы госбезопасности обойтись без агентуры не могут.

    Более того, в условиях активизации агрессивных сил империализма, шпионских и иных подрывных зарубежных центров ее

    значение возрастает. С помощью агентуры чекисты действуют наступательно, проникают в политические, экономические и

    военные органы империалистических и недружественных государств, их спецслужбы и враждебную среду. Агенты

    непосредственно участвуют в других активных операциях органов КГБ, в их мероприятиях по выявлению и пресечению

    подрывных акций противника, вскрытию государственных преступлений, в предупредительно-профилактической работе.

    1.3. Основу агентурного аппарата органов КГБ составляют преданные делу коммунизма и социалистической Родине

    советские граждане. В силу специфических особенностей борьбы с тайной подрывной деятельностью противника органы КГБ

    приобретают агентов также из числа иностранных граждан, лиц без гражданства и враждебных элементов.

    1.4. Агентурный аппарат органов КГБ должен быть качественно высоким, а количественно небольшим. Иметь агентов

    необходимо столько, сколько требуется для решения конкретной задачи на конкретном участке оперативной деятельности.

    1.5. Одним из важнейших условий успешной работы с агентурой является строжайшее соблюдение конспирации.

    1.6. В решении задач по обеспечению государственной безопасности страны органы КГБ активно используют помощь

    советских граждан на доверительной основе.

    1.7. Агентурная работа и работа с доверенными лицами осуществляется в строгом соответствии с Положением о

    Комитете государственной безопасности СССР, нормативными актами КГБ СССР, данным Положением.

    1.8. Агентурная работа и работа с доверенными лицами - дело творческое, сложное. Она должна опираться на

    глубокое знание форм и методов подрывной деятельности противника, его устремлении, на объективный анализ и

    прогнозирование оперативной обстановки, имеющийся опыт, строгий учет требований разведки и контрразведки.

    Обеспечение успешной работы с агентурой и доверенными лицами требует от руководящего и оперативного состава

    организационных навыков, профессиональной компетентности, умения воспитывать, обучать, эффективно использовать

    агентурный аппарат и доверенных лиц в борьбе с подрывной деятельностью противника и враждебных элементов.

    2. Основные задачи, решаемые с помощью агентуры

    Осуществление активных мероприятий по борьбе с разведывательно-подрывной деятельностью противника.
    Добывание политической, экономической, научно-технической, военной и иной разведывательной информации.
    Разработка разведывательных органов, их резидентур, иных специальных служб, центров и организаций, действующих

    против Советского Союза, проникновение в них; выявление, предупреждение и пресечение подрывной деятельности

    разведчиков и агентов противника; розыск шпионов, террористов, диверсантов, а также скрывающихся от уголовного

    преследования других лиц, совершивших особо опасные и иные государственные преступления.
    Выявление, проверка и разработка лиц, установивших (намеревающихся установить) преступные связи со спецслужбами

    противника; предупреждение становления отдельных политически неустойчивых советских граждан на путь измены Родине.
    Ограждение советских граждан от подрывных акций противника.
    Контрразведывательное обеспечение объектов и работ оборонного и военного назначения, сохранности государственной и

    военной тайны; предотвращение утечки секретов к противнику, оперативное расследование фактов утечки таких сведении,

    утраты документов и специзделий; участие в противодействии технической разведке противника; оперативное обеспечение

    безопасности литерных и специальных перевозок; дезинформация противника.
    Содействие командованию и политическим органам в укреплении боевой готовности и боеспособности Вооруженных Сил СССР.
    Контрразведывательное обеспечение Министерства внутренних дел СССР, его органов и внутренних войск.
    Защита экономики страны от подрывной деятельности противника и враждебных элементов; предотвращение актов диверсии и

    вредительства; расследование чрезвычайных происшествии на объектах народного хозяйства, выявление лиц, умышленно

    создающих предпосылки к таким происшествиям, а также инспираторов и подстрекателей, антиобщественных проявлении;

    борьба с контрабандой и незаконными валютными операциями
    Борьба с подрывной деятельностью зарубежных антисоветских идеологических центров и организаций, предотвращение и

    срыв их акций; разработка нелегальных антисоветских группирований; предупреждение массовых и групповых

    антиобщественных проявлений, эмиграционных и иных негативных процессов, которые могут возникнуть под воздействием

    идеологической диверсии противника, враждебных элементов или в силу других обстоятельств, нейтрализация этих

    процессов; предупреждение и пресечение распространения заведомо ложных измышлений, порочащих советский

    государственный и общественный строи; розыск авторов антисоветских анонимных документов, листовок и надписей.
    Предотвращение террористических акций.
    Оперативное обеспечение охранных мероприятий.
    Оперативное обеспечение охраны государственной границы СССР.
    Охрана иностранных представительств на территории СССР.
    Создание условий для конспиративного внедрения и применения оперативно-технических средств, проведения установок и

    других специальных мероприятий.
    Содействие полному и всестороннему раскрытию особо опасных и иных государственных преступлений, расследованию

    уголовных дел.
    Обеспечение оперативно-мобилизационной готовности.
    Участие в необходимых случаях в выявлении хищений и расхитителей социалистической собственности, взяточничества и

    спекуляции в особо крупных размерах.

    3. Агентурный аппарат

    3.1. Агентурный аппарат органов КГБ состоит из агентов, резидентов, содержателей явочных квартир и не состоящих

    в негласном штате органов госбезопасности содержателей конспиративных квартир.

    Агент - советский гражданин, иностранный гражданин (подданный) либо лицо без гражданства, негласно

    сотрудничающий с органами КГБ и выполняющий их задания по обеспечению безопасности СССР.

    Резидент - советский гражданин, завербованный органами КГБ па идейно-политической основе и осуществляющий

    руководство переданными ему на связь агентами или доверенными лицами.

    советский гражданин, предоставляющий жилое помещение органам госбезопасности для работы с агентами и резидентами и

    обеспечивающий при этом необходимые условия конспирации.

    политической основе советский гражданин, обеспечивающий условия для агентурной и другой оперативной работы в

    помещении, находящемся в распоряжении органов госбезопасности.

    3.2. На каждом участке, направлении, объекте работы органов госбезопасности создается агентурный аппарат,

    способный в любых условиях надежно контролировать оперативную обстановку, влиять на ее развитие в нужном

    направлении, активно участвовать в борьбе со шпионажем, идеологической диверсией, иной подрывной деятельностью

    противника и враждебных элементов.

    3.3. Выполнение требования о том, что агентурный аппарат должен быть качественно высоким, а количественно

    небольшим, обеспечивается: вербовкой работоспособных, перспективных агентов, правильной их расстановкой и

    воспитанием, квалифицированной работой с каждым агентом, полным использованием его возможностей, постоянной заботой

    о стабильности агентурного аппарата.

    3.4. Формирование агентурного аппарата осуществляется по линейно-объектовому принципу на основе постоянного

    изучения оперативной обстановки на конкретных участках чекистской деятельности, знания ее тенденций и возникающих

    оперативных задач. Первостепенное внимание уделяется созданию агентурных позиций па участках и направлениях наиболее

    острой борьбы с подрывной деятельностью противника, сосредоточения особо важных государственных и военных секретов.

    Оперативный сотрудник своевременно осуществляет подбор и изучение кандидатов па вербовку, планомерно укрепляет

    агентурный аппарат.

    3.5. В агентурный аппарат контрразведки вербуются главным образом советские граждане - патриоты нашей Родины,

    обладающие высоким чувством ответственности за безопасность Советского государства, способные по своим личным и

    деловым качествам, занимаемому положению и другим возможностям успешно выполнять задания органов КГБ. Они

    приобретаются на идейно-политической основе, при соблюдении принципа добровольности.

    В необходимых случаях для решения конкретных оперативных задач разрешается вербовать агентов из числа членов и

    кандидатов в члены КПСС.

    3.6. Там, где требуется, агенты приобретаются из числа лиц, подпавших под влияние антисоветской пропаганды,

    вынашивавших намерение совершить преступные действия, судимых в прошлом за участие в антисоветской деятельности, из

    числа националистических, реакционных церковно-сектантских и иных враждебных элементов.

    При их вербовке могут использоваться компрометирующие материалы, материальная и иная личная заинтересованность.

    Разрешается вербовать лиц, совершивших государственные или иные преступления. Вербовка не освобождает их от

    уголовной ответственности. При возникновении особой необходимости и наличии смягчающих обстоятельств может решаться

    вопрос об освобождении агента от уголовной ответственности в установленном заколом порядке. Вербовка органами КГБ

    лиц, отбывающих наказание в исправительно-трудовых учреждениях МВД, осуществляется в установленном КГБ СССР порядке.

    При подготовке, проведении вербовок и последующей работе с агентами из перечисленных выше категории лиц

    осуществляется их политическое и нравственное перевоспитание.

    3.7. Агенты из числа иностранных граждан и лиц без гражданства приобретаются и используются для своевременного

    выявления и срыва, враждебных Советскому Союзу планов спецслужб противника по подрыву политической и экономической

    основы, обороноспособности Советского государства, проводимых в этих же целях акций идеологической диверсии. К

    сотрудничеству с органами КГБ привлекаются главным образом лица, лояльно относящиеся к Советскому Союзу. При

    вербовке агентов из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, работе с такими агентами постоянно учитываются

    их социально-классовая принадлежность, мировоззрение, национально-психологические особенности. В вербовочных

    мероприятиях в отношении таких лиц используются материальная и иная личная заинтересованность, компрометирующие

    материалы.

    3.8. Важная задача оперативного состава - повседневный, целенаправленный поиск лиц, из числа которых могут быть

    завербованы и в процессе активной деятельности, воспитания и обучения подготовлены ценные и особо цепные агенты. К

    Из числа советских граждан - лица, принимающие эффективное участие в предупреждении и пресечении особо опасных

    государственных преступлений, разоблачении агентуры н эмиссаров противника, получающие сведения о планах и замыслах

    спецслужб противника и зарубежных антисоветских центров, активно участвующие в компрометации и разложении враждебных

    формировании, а также добывающие информацию, имеющую существенное значение для обеспечения сохранности важных

    государственных и военных секретов, укрепления обороноспособности страны, повышения боевой готовности Вооруженных

    Сил и улучшения охраны государственной границы СССР;

    Из числа иностранных граждан и лиц без гражданства - политические и государственные деятели, высокопоставленные

    чиновники, дипломаты США, ФРГ, Англии, Франции, Японии, Канады, Израиля, других капиталистических и недружественных

    государств, руководящие работники международных организаций и другие иностранные граждане, представляющие

    документальную и иную информацию о внешней и внутренней политике своих государств, стран главного противника и

    других недружественных государств, об их планах в отношении Советского Союза, социалистического содружества, а также

    способные оказывать влияние на формирование внешнеполитического курса своих правительств; кадровые сотрудники и

    агенты разведывательных н контрразведывательных органов, руководящие работники военных ведомств и генеральных штабов

    капиталистических и развивающихся стран и другие лица, добывающие достоверные сведения о планах, замыслах и

    конкретных акциях спецслужб противника, военно-экономическом потенциале, оперативных и мобилизационных планах США,

    их союзников по военно-политическим блокам, других недружественных государств, а также иную важную информацию по

    оперативным и военным вопросам; сотрудники шифровальных служб капиталистических и развивающихся стран; ученые и

    специалисты, передающие документальные и другие данные о научно-техническом потенциале, военных достижениях и

    новейших видах вооружения, важных научных проблемах и разработках, ведущихся в капиталистических государствах, и

    иную ценную научно-техническую информацию; крупные промышленники, финансисты и коммерсанты капиталистических стран,

    оказывающие выгодное для Советского Союза влияние на формирование экономической политики своих государств;

    антисоветских зарубежных организаций, а также их эмиссары, активно сотрудничающие с органами КГБ.

    Определение принадлежности к ценным и особо цепным агентам осуществляется с учетом добываемой ими информации и

    перспектив их использования по мотивированным заключениям, утверждаемым соответственно начальниками Второго и

    Третьего главных, Четвертого, Пятого и Шестого управлений, Главного управления пограничных войск КГБ СССР, по

    представлениям председателей КГБ союзных республик и КГБ автономных республик РСФСР, начальников КГБ СССР по краям и

    областям, начальников войск пограничных округов, управлений особых отделов КГБ СССР особых отделов КГБ СССР по

    группам войск, округам, илотам, объединениям центрального подчинения. Утверждение заключение на агента приобщается к

    его личному делу.

    3.9. Вербовка агента, как правило, разрешается после проверки и всестороннего изучения кандидата, получения

    полных данных о его надежности, личных качествах и реальных возможностях, необходимых для успешного выполнения

    заданий органов КГБ. Выводы о пригодности кандидата к негласному сотрудничеству с органами КГБ должны опираться па

    конкретные, убедительные данные. В этих целях используются официальные источники, оперативный учет, агентура и

    доверенные лица, наружное наблюдение, оперативная установка, информационно-поисковые системы органов КГБ, а при

    необходимости и другие оперативные и оперативно - технические средства. Во всех случаях выясняются возможные

    препятствия к привлечению данного лица к сотрудничеству с органами КГБ (душевный и физический недуг, низкие

    моральные качества, болтливость, замкнутость, предвзятость, трусость и т. п.).

    Наиболее тщательно проверяются и изучаются кандидаты на вербовку из числа иностранных граждан, лиц без

    гражданства, советских граждан, постоянно проживающих за границей, враждебных элементов, а также лиц, вербуемых для

    участия в особо сложных контрразведывательных мероприятиях и операциях (внедрение в спецслужбы противника, его

    подрывные идеологические центры и организации, разработка иностранных разведчиков, враждебных группирований, других

    объектов дел оперативного учета).

    3.10. В целях изучения кандидата на вербовку из числа советских граждан, проверки его па конкретных поручениях,

    получения объективных характеризующих данных с ним может устанавливаться личный оперативный контакт. Для

    установления личного оперативного контакта избирается соответствующий предлог и необходимая основа. Принимаются меры

    к сохранению кандидатом в тайне контакта с оперативным сотрудником. Поручения кандидату на вербовку должны иметь

    отношение к компетенции органов госбезопасности, соответствовать возможностям кандидата, способствовать более

    полному изучению его личных качеств. Не допускается расшифровка перед кандидатом объектов заинтересованности органов

    Продолжительность поддержания личного оперативного контакта с кандидатом па.вербовку определяется

    дифференцированно в зависимости от личности кандидата, полноты и достоверности уже имеющихся о нем сведений, цели

    вербовки, характера и важности задач, для решения которых имеется в виду использовать будущего агента.

    3.11. Вербовка агентов проводится как путем постепенного привлечения, вербуемого к выполнению заданий органов

    КГБ, так и путем прямого вербовочного предложения.

    Вербовка агента может быть закреплена письменным обязательством (подпиской), получением от агента оперативной

    информации, распиской о получении денежного или иного вознаграждения, негласной документацией процесса вербовки и т.

    п. По завершении вербовки в целях конспирации, как правило, совместно с агентом избирается его псевдоним.

    3.12. В качестве резидентов вербуются в основном члены КПСС, способные по своим политическим, моральным, деловым

    данным и возможностям обеспечивать успешное руководство группой агентов или доверенных лиц и эффективное их

    использование в интересах решения контрразведывательных задач.

    При изучении кандидатов на вербовку в качестве резидентов исходить из того, что резидент должен быть преданным

    делу Коммунистической партии и Советского государства, политически грамотным, обладать волевыми качествами,

    способностью убеждать людей, оказывать на них нужное влияние. Важными чертами резидента являются душевная теплота,

    доброжелательность, умение добиваться глубокого взаимопонимания с людьми. При необходимости с кандидатом на вербовку

    в качестве резидента может быть установлен личный оперативный контакт.

    Вербовка резидентов осуществляется при строгом соблюдении принципа добровольности. Она завершается отбором

    подписки о негласном сотрудничестве с органами КГБ.

    политическом и моральном отношении, малосемейных, добровольно и с желанием дающих согласие оказывать помощь органам

    госбезопасности. Они должны сохранять в тайне использование жилплощади в интересах органов КГБ, создавать

    необходимые условия для встреч с агентами, способствовать обеспечению конспирации.

    3.14. Резерв кандидатов на вербовку для формирования агентурного аппарата в особый период готовится в плановом

    порядке из числа невоеннообязанных и лиц, должности которых на военное время бронируются. В органах военной

    контрразведки - в основном из числа военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов) и военнообязанных Вооруженных

    Сил СССР приписного состава.

    Систематически ведется изучение кандидатов на вербовку в особый период, при необходимости с ними устанавливается

    личный оперативный контакт для ознакомления и проверки на выполнении отдельных поручений (особенно во время

    проведения войсковых учений, расследования чрезвычайных происшествий и т. п.).

    3.15. Членов КПСС и ВЛКСМ, избранных в партийные и комсомольские комитеты (бюро), секретарей первичных партийных

    н комсомольских организаций, ответственных и технических работников партийного, комсомольского аппаратов,

    политических органов Вооруженных Сил СССР, депутатов Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и автономных

    республик и местных Советов народных депутатов, работников профсоюзных органов, суда и прокуратуры использовать в

    качестве агентов, резидентов, содержателен конспиративных и явочных квартир не разрешается.