Войти
Образовательный портал. Образование
  • Пророк мухаммед краткое описание
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Можно ли снимать сотрудника ДПС? Расставляем все на свои места в вопросе съемки инспектора на дороге во время исполнения служебных обязанностей. Съемка на камеру сотрудников полиции при исполнении

    Можно ли снимать сотрудника ДПС? Расставляем все на свои места в вопросе съемки инспектора на дороге во время исполнения служебных обязанностей. Съемка на камеру сотрудников полиции при исполнении

    Запретов на это законодательство не содержит. Наоборот, статья 8 закона «О полиции» закрепляет принцип «открытости и публичности» в ее деятельности. Похожий принцип «гласности» содержался в ст. 3 закона «О милиции».

    Открытость и доступность информации о деятельности государственных органов гарантирует и закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (ст. 4). Похожий принцип «публичности и открытости деятельности государственных органов» закреплен и в ст. 3 закона «О противодействии коррупции», ст. 3 закона «О системе государственной службы в Российской Федерации» и ст. 3 закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

    Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 года № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (п. 3) устанавливает, что деятельность государственных органов осуществляется на принципах информационной открытости, что может выражаться, в частности, «в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан».

    Требование сотрудника полиции прекратить съемку не является правомерным, и привлекать за отказ его выполнить к ответственности по статье 19.3 нельзя. (Хотя на практике это иногда и происходит).

    Кроме того, если речь идет о сотрудниках ГИБДД, то фиксировать свой разговор с ними разрешено Приказом МВД от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». В пункте 25 Административного регламента сотрудникам ГИБДД запрещается препятствовать использованию записывающей аппаратуры участником дорожного движения, если оно не запрещено законодательством. Если запрет на съемку существует, то сотрудник полиции, в соответствии со ст. 5 закона «О полиции», должен разъяснить причину и основания этого запрета, т. е., указать нормативный акт, запрещающий съемку.

    В зданиях отделов внутренних дел, в соответствии с Инструкцией по обеспечению режима секретности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 5 января 2004 г. № 3-1, устанавливается пропускной режим, в рамках которого могут быть введены запреты и на съемку. Доступ на «режимную территорию» по несекретным вопросам осуществляется по решению руководителя органа внутренних дел или уполномоченного им сотрудника (обычно это оперативный дежурный).

    Подробности того, как регламентирует это Инструкция, мы привести не можем, поскольку сама она секретна, однако, снимая внутри помещений органов внутренних дел необходимо быть готовым к тому, что от вас потребуют прекратить съемку именно со ссылкой на «пропускной режим».

    В соответствии с инструкцией о пропускном режиме на объектах МВД, пропуск посетителей со съемочной аппаратурой и производство в них съемки разрешается по служебным запискам, подписанным руководителями подразделений. Разрешения не требуется для проноса сотовых телефонов, но съемка ими запрещена все равно. На основе этой инструкции разрабатываются положения о пропускном режиме в органах внутренних дел конкретных регионов.

    За нарушение такого запрета может быть применена статья 19.3 КоАП, устанавливающая ответственность за неповиновение законному требованию сотрудника полиции. Кодексом об административных правонарушениях предусмотрено освобождение от ответственности за правонарушение, совершенное в состоянии крайней необходимости, и эта норма может быть применена в том случае, если съемка проводится для фиксации каких-то нарушений полицейскими, но доказать это на практике может быть затруднительно.


    Глава российской ГИБДД Михаил Черников в ответе на депутатский запрос прямо написал, что в административном регламенте ведомства нет положений, позволяющих сотрудникам ГИБДД запрещать видеосъемку.

    Исчезновение из новой редакции Административного регламента по надзору за участниками дорожного движения, то есть документа, регламентирующего взаимодействие сотрудников ГИБДД и водителей, пункта о разрешении видеосъемки до сих пор вызывает массу споров среди автомобилистов. Несмотря на разъяснения, что убран этот пункт просто в силу избыточности, многие автолюбители до сих пор считают, что новый регламент грубо попрал их права.

    Дело дошло до того, что главе Госавтоинспекции Михаилу Черникову пришлось отвечать на депутатский запрос, который направил Ярослав Нилов (фракция ЛДПР). В своем ответе он подтвердил, что никакого права на запрет фотовидеосъемки полицейских новая редакция регламента не внесла.

    «Положений, позволяющих сотруднику полиции запрещать участнику дорожного движения использовать фото-, видео- и звукозаписывающую аппаратуру без наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований в Административном регламенте нет», - говорится в ответе Черникова на депутатский запрос.

    Впрочем, инспектор все же может запретить съемку, но в рамках оговоренного в законах «О чрезвычайном положении», «О военном положении», «Об оперативно-разыскной деятельности».


    В официальном ответе главы ГИБДД России Михаила Черникова обычный обыватель запутается уже к третьему абзацу.
    Поэтому Ярослав Нилов выделил ключевые моменты цветным маркером.

    Кроме того, инспектор может попросить не мешать фото- и видеосъемкой исполнять ему свои обязанности. Некоторые начинающие блогеры стараются поднять свою популярность, записывая видеоролики с участием полицейских, буквально провоцируя тех на спорные действия.

    Впрочем, есть и обратная ситуация: в соцсетях уже обсуждали несколько случаев, когда инспектор запрещал водителю снимать его, угрожая применением статьи 19.3 КоАП России («Неповиновение законному требованию сотруднику полиции»). А наказание за такое правонарушение - это либо штраф 5000 руб., либо административный арест на срок до 15 суток. Естественно, мало кому из водителей захочется отправиться под арест, и они прекращают съемку. Так вот такие требования незаконны.

    Ярослав Нилов рекомендует водителям распечатать ответ Михаила Черникова и возить его с собой. Хотя мы не уверены, что инспекторы будут его читать и уж тем более вчитываться в забюрократизированный текст, в котором обычный человек запутается уже к третьему абзацу. Мы же рекомендуем адекватно и спокойно вести себя при общении с инспекторами ДПС и сообщать о всех нарушениях на «телефон доверия» службы, в дежурную часть батальона, сотрудник которого пытается незаконно запретить съемку, и в Службу собственной безопасности ведомства.

    Дышло Матвей
    Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС

    Автолюбители, желая засвидетельствовать действия сотрудников ГИБДД, нередко начинают снимать их действия на видеорегистратор, установленный в автомобиле или на любое другое записывающее устройство. А сотрудники госавтоинспекции, зачастую, настаивают на прекращении съемки, но, при этом, не ссылаются ни на какие нормы законов.

    В то же время, многие автомобилисты не знают, насколько законной является видеозапись беседы с сотрудником ГИБДД, и как в дальнейшем ее использовать для доказательства своей правоты. Поэтому необходимо разъяснить ряд важных моментов.

    Правовая сторона вопроса

    Согласно Федеральному закону №149 от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в России расширился принцип информационной открытости. Для водителей наиболее важными являются пункты закона, гарантирующие:

    • Свободу законного поиска, получения и распространения информации;
    • Ограничение доступа к информации только на основании федеральных законов;
    • Открытость информации о работе государственных и местных органов и свободный доступ к ней, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

    Последний пункт также уточняется в известном Приказе МВД №185 от 2 марта 2009 года, а именно в п.25:

    «Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись»

    Запрет на проведение видеосъемки может допускаться, например, для сохранности государственной тайны или для обеспечения неприкосновенности частной жизни людей. В то же время, запись беседы сотрудника ГИБДД, находящегося при исполнении своих служебных обязанностей, и водителя не подпадает ни под один из подобных запретов. Исключение составляет съемка стационарных контрольно-пропускных пунктов, а также запись внутри них.

    Таким образом, с юридической точки зрения видеозапись действий сотрудников ГИБДД, которые остановили ваш автомобиль на дороге, является абсолютно законной. Теперь следует подробнее разобраться с конкретными действиями, которые желательно выполнить водителю, чтобы наиболее эффективно использовать видеоаппаратуру.

    Запись разговора с сотрудником ГИБДД лучше осуществлять с помощью видеокамеры. Это может быть как встроенная в мобильный телефон камера, так и специфическое устройство – лучше всего видеорегистратор. Если регистратор или камера не позволяют записывать звук в хорошем качестве, то лучше подключить к ним дополнительные аудио-приемники. Дело в том, что во время разговора может быть достаточно большое количество помех – например, ветер или проезжающие мимо фуры.

    Целесообразность использования именно видеорегистратора обусловлена тем, что многие модели позволяют не только производить видеозапись, но также фиксировать моменты включения поворотников и отстегивания ремня безопасности. Это особенно важно при встречах с инспекторами, которые за неимением других аргументов, часто пытаются «подловить» водителя не пристегнутым ремнем. Кроме того, желательно, чтобы записывающее устройство находилось в пределах видимости сотрудника ГИБДД. Многочисленные свидетельства водителей подтверждают - инспектор, знающий, что его записывают, ведет себя намного более корректно.

    Не стоит забывать правильно подготовиться к записи разговора. Как только сотрудник ГИБДД остановил автомобиль, следует включить устройство и надиктовать информацию о месте и времени и обстоятельствах остановки. При разговоре с инспектором ДПС следует говорить ясно и четко, чтобы по записи впоследствии можно было однозначно понять, о чем идет речь. Кстати, если раньше суды очень часто не соглашались принимать видеозаписи в качестве доказательства при рассмотрении дел о нарушении ПДД, то после внесения поправок в Кодекс об административных правонарушениях (примечание 3 к статье 1.5. КоАП), ситуация изменилась в лучшую сторону. Кроме того, в 2013 году в России могут принять закон, который обяжет суды использовать при рассмотрении дел материалы, полученные с видеорегистраторов.

    Есть ряд частых ошибок, связанных с процессом записи действий сотрудников ГИБДД:

    1) Не стоит провоцировать инспектора ДПС. Многие водители превратили видеокамеры в своеобразный инструмент «охоты» на сотрудников ГИБДД – с последующим выкладыванием своих «трофеев» в интернет. Даже не принимая во внимание моральную сторону вопроса, это может привести в дальнейшем к повышенному вниманию к вашему автомобилю со стороны ГИБДД.

    3) Не стоит забывать, что сотрудники ГИБДД также могут записывать разговор. А в скором времени это может стать обязательной процедурой. Например, в Москве до конца 2013 года все патрульные машины должны быть оборудованы видеорегистраторами, на которые будет записываться каждый разговор с водителем остановленного автомобиля.

    Резюме

    Итак, за редкими исключениями, запись разговора с инспектором ДПС является абсолютно законной. В тех случаях, когда она является незаконной, сотрудник ГИБДД должен сообщить об этом, а также дать ссылку на закон, запрещающий съемку. Более того, начальник Главного управления ГИБДД В. Нилов не только подтвердил допустимость видеозаписей общения водителей с работниками его ведомства, но даже назвал такую практику желательной для повышения качества работы ГИБДД. Так что автомобилисты могут смело пользоваться своими правами, не забывая при этом оставаться вежливыми и тактичными.

    Можно ли снимать инспектора на видео: изучаем новый регламент ГИБДД 20 октября вступил в силу новый административный регламент для сотрудников ГИБДД (приказ № 664), который спровоцировал изрядную шумиху в СМИ. Пост закончен – В чём причина остановки? – любят вопрошать грамотные водители, когда их тормозит инспектор. Так вот, раньше при остановке вне поста сотрудник ГИБДД не мог сослаться на необходимость проверки документов, теперь может. Но изменилось ли что-то по существу? Нет, считают эксперты. Возможность для остановки вне стационарного поста у инспектора была и раньше, и любой мало-мальски подкованный сотрудник без труда соблюдал формальности регламента. В новом регламенте, на первый взгляд, полномочия даже расширены, но по факту остановка для проверки документов всё равно должна быть обоснованной. Требования к проверке документов только ужесточились: теперь хоть на стационарном посту, хоть вне его инспектору нужны для этого основания, которые перечислены в п. 106 нового регламента. Не вдаваясь в подробности, причины можно разделить на три группы: выявление признаков нарушения ПДД, наличие ориентировок или проведение мероприятий. Проще говоря, останавливать для проверки документов теперь можно, но поводы к остановке водителя по сути те же самые! Инспектору достаточно лишь заявить о выявлении признаков нарушения ПДД или сослаться на спецоперацию, и церемониальная часть будет закончена. К этому якобы запрету останавливать машины вне стационарных постов чаще всего апеллировали пьяные водители, пытаясь развалить дело, но нет такой судебной практики, когда суд бы принял их аргументацию, даже если инспектор нарушил требования регламента. Суды крайне редко принимают во внимание упомянутый регламент при рассмотрении административных дел в отношении водителей, так как производство по ним регулируется Конституцией РФ, КоАП РФ, а порядок действий инспектора – в том числе и Указом президента РФ № 711, законом "О полиции" и т. д. Тема с запретом проверки документов вне стационарных постов изначально раздута. Тайные знаки А вот довольно любопытный аспект: в прежнем регламенте ст. 57 запрещала применять средства автоматической фиксации в местах установки временных знаков. Сейчас такой запрет из регламента исчез. С одной стороны, уполномоченному лицу нужно как-то подтвердить, что временный знак действительно был установлен в такое-то время на таком-то участке дороги, с другой, можно предварительно получить подтверждение установки временного знака, например, у подрядной организации, которая выполняет ремонтные работы, и затем шлепать "автоматические" штрафы, даже если знак не установлен или установлен с нарушениями. Это может породить нехорошую практику, потому что временные знаки часто неуловимы, как счастье. Речь не только про намеренный подлог: временный знак может упасть из-за ветра, быть украден или закрыт строительной машиной, но доказать что-либо через несколько недель водителю удастся разве что при сохранении записи с видеорегистратора. При нарушениях, зафиксированных автоматикой, доказательство собственной невиновности лежит на водителе. Наличие или отсутствие временных знаков на соответствующем участке дороги в момент нарушения придётся доказывать именно гражданину, а не инспектору, что, конечно, крайне проблематично. Как снять инспектора Ещё одной раздутой темой является якобы запрет снимать инспектора ГИБДД на видео. В прежней версии регламента формулировка была такой: "Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись". Подобное требование было введено с подачи высшего руководства ГИБДД после серии конфликтов между водителями и инспекторами ДПС, и мотив его понятен – сделать работу сотрудника ГИБДД прозрачной. Разрешение снимать инспектора никуда не делось: СМИ трубят о том, что за съёмку сотрудника можно схлопотать чуть ли не ч. 1. ст. 19.3 (неподчинение законным требованиям инспектора), которая грозит наказанием вплоть до ареста – чушь несусветная. Отсутствие прямого разрешения в административном регламенте не меняет ничего по существу, потому что право вести такую съёмку определяется другими законами, в частности, законом "Об информации...". Закона, который бы запрещал записывать разговор с инспектором, нет, поэтому вести съёмку можно хоть скрыто, хоть открыто. Но предостерегу от использования скрытых спецсредств для записи, например, ручек с вмонтированным диктофоном. В России даже их приобретение образует состав уголовного преступления. Снимать инспектора на обычный смартфон по-прежнему можно. Новая редакция регламента увеличит количество спорных ситуаций: – Инспекторы и раньше через одного считали, что снимать их нельзя, но, по крайней мере, прямое разрешение делать это содержалось в административном регламенте. Сейчас убрали, и, хотя это ничего не изменило по сути, вряд ли рядовые сотрудники будут вникать в эти тонкости. Они чаще ориентируются на информационный фон СМИ, где муссируется идея о появлении запрета на съёмку, поэтому не удивительно, если сотрудники ГИБДД будут чаще препятствовать съёмке. О "коммерческих" камерах Во многих регионах сложилась практика, когда комплексы видеофиксации нарушений не принадлежат ГИБДД. Их операторами и собственниками выступают специализированные компании, которые работают с ГИБДД в рамках закона о государственно-частном и муниципально-частном партнёрстве. В новом административном регламенте подобный подход закрепили официально: пункт 76 разрешает использовать технические средства, принадлежащие в том числе общественным объединениям и организациям. Кроме того, камеры должны удовлетворять недавно появившемуся ГОСТу, что актуально для комплексов, установленных после 1 июля 2017 года. Лучший способ для развода Старый регламент при изъятии поддельного водительского удостоверения предусматривал выдачу водителю временного разрешения. В новом регламенте выдача временного разрешения не предусмотрена, а согласно пункту 7.11 выдаётся копия изъятого водительского удостоверения при наличии признаков его подделки. Но об изъятии документов говорится ещё и в пункте 219, который сформулирован таким образом, что выдавать водителю копию прав не нужно: "в случае, если изымаются документы, за исключением изъятия водительского удостоверения, с них изготавливаются копии...". На практике это открывает лазейку для такого развода: останавливают отдыхающего водителя где-нибудь под Краснодаром и говорят, что права имеют признаки подделки, в связи с чем они изымаются. А поскольку пункт 219 не требует предоставления заверенной копии, то будет проводиться экспертиза, а водитель никуда не поедет. И тут ему предлагают решить вопрос "полюбовно". Подобный развод возможен, но незаконен, потому что подделка документов образует состав не административного нарушения, о котором идёт речь в пункте 219, а уголовного преступления, и, в соответствии с УПК, в этом случае предоставление копии обязательно, о чём и сказано в пункте 7.11. Но инспекторы могут на дурачка попугать водителя, что он вдали от дома останется без водительского удостоверения. Если такое произойдёт – не поддавайтесь и требуйте заверенной копии документа, и если права все-таки изымут и они окажутся подлинными, то обращайтесь в суд за компенсацией. Медосвидетельствование с доставкой Регламент пополнился статьёй 223, которая предписывает сотрудникам полиции доставить водителя от медцентра к его автомобилю, если медицинские работники не подтвердили состояние опьянения. Надо ли зубрить регламент Ажиотаж вокруг нового административного регламента создаёт впечатление, что это – чуть ли не основной документ, регулирующий отношения сотрудника ГИБДД и водителя. Его значимость преувеличена: по большому счёту, это внутренний документ инспекции, и прямого отношения к водителям он не имеет. Об актуальности регламента можно говорить лишь в тех случаях, когда стоит вопрос о привлечении инспектора к ответственности за нарушения, что на практике происходит нечасто по понятным причинам. Прекратить дело об административном правонарушении в отношении водителя (уйти от штрафа, лишения права управления, ареста и т.п.) знание административного регламента вряд ли поможет. Он не является первоочередным документом, который бы определял деятельность ГИБДД, если мы говорим о практике судебных разбирательств административных дел против водителей. Польза от знания регламента всё же есть: он описывает все действия инспектора и представляет выжимку из законов, да ещё и со ссылками на них. При подаче жалобы открывайте нужный раздел регламента, переписывайте, как инспектор обязан был поступить, но не поступил, но ссылку ставьте не на сам регламент, а на упомянутые там законы.

    Сотрудники ГИБДД с 20 октября официально смогут останавливать автомобили и мотоциклы вне стационарных постов. Это следует из финальной версии административного регламента, который МВД РФ опубликовал на портале правовой информации . Регламент подробно прописывает в том числе правила поведения сотрудников ГИБДД при остановке машин.

    По еще действующей редакции административного регламента, который утвердили еще в 2009 году, инспекторы могут останавливать транспортные средства для проверки документов лишь на стационарных постах ДПС. Исключение – если водитель нарушил правила или требуется оказать медицинскую помощь.

    Несмотря на то что с 2009 года существовал закон, запрещающий останавливать водителей вне постов, на практике машины останавливали, рассказал корреспонденту портала Москва 24 руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев.

    Этой нормой скорее завуалированно принимается мера, разрешающая инспекторам прятаться в кустах с радарами. За восемь лет, пока действовал запрет, мы видим, что случаев, когда водители стояли в кустах и брали взятки, стало гораздо меньше. Это можно отчетливо заметить на примере южных регионов, где раньше такая практика процветала. Теперь есть относительные опасения, что все вернется. Однако сейчас ввели много камер видеофотофиксации. Возможно, такой массовости уже не будет.

    Сергей Канаев

    Руководитель Федерации автовладельцев России

    Эксперт обратил внимание еще на одну норму в новом регламенте, которая вызывает опасения. "В административном регламенте убрали норму, чтобы сотрудники ГИБДД не препятствовали видеосъемке, – пояснил Сергей Канаев. – Раньше сотрудник ГИБДД не имел права запрещать съемку. А сейчас может сказать: "Я запрещаю вам снимать себя: я стесняюсь". И вы обязаны убрать видеокамеру. Если не уберете – вам грозит статья 19.3".

    КоАП РФ Статья 19.3 (часть 1) – Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции... влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

    Остальные нормы с учетом времени, практики и статистики, по мнению главы ФАР, разумны. Инспектора ГИБДД при общении с водителями не смогут допускать "любые виды высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, политических или религиозных предпочтений", хамить и грубить.

    Еще один из пунктов регламента касается передачи инспектору документов. Их надо будет передавать без обложки и "удерживающих устройств". Кроме того, cотрудникам ГИБДД разрешили проверять документы у любого пассажира в машине.