Войти
Образовательный портал. Образование
  • Унжа (Костромская область)
  • Митрополит алексий московский святитель и чудотворец краткая биография Митрополит алексий годы
  • Попробуем разобраться в см - Документ
  • Открытия галилея в области астрономии
  • Сопливые грибы но не маслята
  • Имена мальчиков рожденных в январе Азербайджанские имена родившиеся в январе по гороскопу
  • Оупдс расшифровка судебный. Функции судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Применение физической силы и оружия

    Оупдс расшифровка судебный. Функции судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Применение физической силы и оружия

    С изменениями и дополнениями от:

    I. Общие положения

    1.1. В целях обеспечения установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - суды) судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - судебные приставы по ОУПДС):

    обеспечивают в судах, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда, безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

    обеспечивают по поручению судьи безопасность доставки к месту проведения судебного заседания уголовного дела и вещественных доказательств;

    поддерживают общественный порядок в зданиях, помещениях судов;

    выполняют распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;

    осуществляют охрану зданий, помещений судов;

    в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществлять такую охрану;

    осуществляют привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи), дознавателя ФССП России или судебного пристава-исполнителя;

    по поручению старшего судебного пристава обеспечивают безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов (далее - должностные лица ФССП России) при исполнении служебных обязанностей;

    на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом от 25.07.2012 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - специальное учреждение), обеспечивают препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в специальные учреждения;

    на основании постановления судебного пристава-исполнителя препровождает иностранного гражданина или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

    предупреждают и пресекают преступления и правонарушения при исполнении служебных обязанностей, а в случае необходимости передают правонарушителей в органы внутренних дел;

    при выявлении признаков преступления составляют сообщение об этом и направляют его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством ;

    оказывают органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;

    взаимодействуют с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц.

    II. Организация работы территориального органа ФССП России по обеспечению установленного порядка деятельности судов

    2.1. Руководитель территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации:

    организует и контролирует работу по обеспечению установленного порядка деятельности судов, обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений судов;

    организует и контролирует выполнение решения главного судебного пристава Российской Федерации об охране зданий, помещений судов в круглосуточном режиме;

    издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности территориального органа Федеральной службы судебных приставов;

    обеспечивает в пределах своей компетенции межведомственную координацию деятельности органов и организаций, выполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, в этих целях образовывает совещательные и консультативные органы, запрашивает статистическую и другую необходимую информацию;

    организует в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности;

    при распределении обязанностей между своими заместителями возлагает на заместителя, отвечающего за обеспечение установленного порядка деятельности судов, обязанности согласно пункту 2.2 настоящего Порядка.

    2.2. Заместитель руководителя территориального органа Федеральной службы судебных приставов - заместитель главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, отвечающий за организацию обеспечения установленного порядка деятельности судов (далее - заместитель главного судебного пристава):

    организует охрану зданий, помещений судов;

    организует обеспечение безопасности судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

    организует исполнение привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи), судебного пристава-исполнителя или дознавателя ФССП России;

    организует работу по оказанию содействия органам внутренних дел в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;

    осуществляет контроль проведения начальниками отделов - старшими судебными приставами структурных подразделений территориального органа ФССП России (далее - старший судебный пристав) инструктажей судебных приставов по ОУПДС перед заступлением на службу;

    осуществляет контроль за деятельностью специализированного отдела оперативного дежурства территориального органа ФССП России;

    организует взаимодействие с председателями судов, руководством управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, аппарата мировых судей в субъекте Российской Федерации, территориальных органов МЧС России, МВД России, ФСБ России, органов местного самоуправления, дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований и другими организациями по вопросам обеспечения безопасности и установленного порядка деятельности судов.

    2.3. Старший судебный пристав:

    организует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

    организует и контролирует охрану и пропускной режим в зданиях, помещениях судов;

    организует и контролирует в здании, помещении суда, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещения суда, обеспечение безопасности судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

    организует по поручению судьи обеспечение безопасности доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания и контролирует доставку;

    организует и контролирует исполнение распоряжений председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи, связанных с поддержанием общественного порядка в здании, помещении суда;

    организует препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, до специального учреждения и до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

    организует работу по обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания;

    в ходе организации работы по обеспечению установленного порядка деятельности судов определяет состав группы судебных приставов по ОУПДС, обеспечивающих безопасность деятельности судов, и назначает старшего группы, проводит инструктаж непосредственно перед заступлением на службу с разъяснением конкретных прав и обязанностей каждого судебного пристава по ОУПДС, определяет экипировку (боевое ручное стрелковое оружие, специальные средства, оборудование и снаряжение) (далее - экипировка), проверяет форменную одежду, наличие нагрудных знаков и служебных удостоверений, решает вопрос об обеспечении судебных приставов по ОУПДС автотранспортом;

    контролирует несение службы судебными приставами по ОУПДС в суде, принимает незамедлительные меры по устранению выявленных недостатков;

    разрабатывает табель постам отдельно для каждого здания, помещения суда и после согласования с председателем суда, судьей мирового участка, представляет руководителю территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации на утверждение;

    ежемесячно проверяет наличие, организацию хранения, сбережение экипировки, а также исправность технических средств охраны комнаты для хранения оружия;

    осуществляет взаимодействие с председателями судов, работниками управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, аппарата мировых судей в субъекте Российской Федерации, структурных подразделений территориальных органов МЧС России, МВД России, ФСБ России, органов местного самоуправления, дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований и другими организациями по вопросам обеспечения безопасности и установленного порядка деятельности судов;

    организует взаимодействие с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц;

    при распределении обязанностей между своими заместителями, возлагает на заместителя, отвечающего за обеспечение установленного порядка деятельности судов, обязанности согласно пункту 2.4 настоящего Порядка.

    2.4. Заместитель старшего судебного пристава, отвечающий за организацию обеспечения установленного порядка деятельности судов, старший подразделения судебных приставов по ОУПДС, назначаемый старшим судебным приставом из числа судебных приставов по ОУПДС структурного подразделения (далее - заместитель старшего судебного пристава):

    обеспечивает охрану и пропускной режим в здания, помещения суда;

    обеспечивает в здании, помещении суда, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещения суда, безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

    обеспечивает по поручению председателя суда судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;

    обеспечивает привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи), дознавателя ФССП России или судебного пристава-исполнителя в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов ;

    обеспечивает работу судебных приставов по ОУПДС по оказанию содействия органам внутренних дел в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;

    обеспечивает препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, до специального учреждения и до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

    ежедневно проверяет работоспособность стационарных металлообнаружителей, портативных металлодетекторов, кнопок и брелоков тревожной сигнализации, камер наблюдения наружных и внутренних, а также турникетов (далее - технические средства охраны), расположенных в здании суда, перед заступлением судебных приставов по ОУПДС на службу с занесением результатов в журнал приема-передачи технических средств охраны (приложение N 1). В случае обнаружения неисправностей немедленно докладывает об этом председателю суда и старшему судебному приставу;

    обеспечивает работу по обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания;

    осуществляет взаимодействие с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц;

    закрепляет экипировку за судебными приставами по ОУПДС, а также контролирует сохранность, исправность и соблюдение правил эксплуатации элементов экипировки;

    ежедневно осуществляет выдачу и прием экипировки судебным приставам по ОУПДС для выполнения служебных обязанностей;

    обеспечивает выполнение судебными приставами по ОУПДС служебных обязанностей в установленной форменной одежде и с определенной экипировкой;

    ежедневно распределяет обязанности между судебными приставами по ОУПДС с учетом конкретных условий, для каждого здания суда составляет и ведет постовую ведомость (приложение N 2), которую по окончании рабочего дня подшивает в соответствующее номенклатурное дело структурного подразделения;

    проводит инструктаж судебных приставов по ОУПДС перед заступлением на службу в случае, если судебные приставы по ОУПДС одного структурного подразделения осуществляют охрану двух и более судов, расположенных в разных муниципальных образованиях, находящихся на значительной удаленности друг от друга, и отсутствует возможность проведения такого инструктажа старшим судебным приставом.

    III. Организация охраны зданий, помещений судов, безопасности судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса

    3.1. Судебные приставы по ОУПДС обеспечивают охрану зданий, помещений судов в рабочее время, а при необходимости по указанию старшего судебного пристава - в нерабочее время.

    3.2. Судебные приставы по ОУПДС осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами ФССП России, а также должностным регламентом.

    3.3. Судебные приставы по ОУПДС обеспечивают охрану здания, помещения суда, безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса в соответствии с табелем постам.

    3.4. Табель постам содержит:

    план дислокации постов;

    схему расположения средств пожаротушения, сигнализации и связи;

    перечень находящихся под охраной судебных приставов по ОУПДС объектов;

    маршруты движения судебных приставов;

    обязанности судебных приставов на каждом посту.

    3.5. Табель постам составляется в одном экземпляре и хранится у старшего судебного пристава. Копии табеля постам хранятся в отделе организации обеспечения установленного порядка деятельности судов территориального органа ФССП России и у заместителя старшего судебного пристава.

    3.6. Перед заступлением на посты судебные приставы по ОУПДС осматривают здание, помещение суда, прилегающую территорию, места парковки автотранспортных средств.

    3.7. При пропуске посетителей в здание, помещение суда судебные приставы по ОУПДС:

    осуществляют контроль прохода посетителей в здание, помещения суда, а также обеспечивают соблюдение посетителями суда установленных правил внутреннего распорядка суда;

    используют имеющиеся в суде технические средства охраны;

    проверяют документы, удостоверяющие личность;

    оказывают содействие органам внутренних дел в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, а также выявляют лиц, являющихся должниками по исполнительным производствам и разыскиваемых в рамках разыскных дел ФССП России;

    не допускают в здание, помещение суда лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и охрану лиц, содержащихся под стражей), взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, в случае необходимости задерживают данных лиц и передают их в органы внутренних дел.

    3.8. При выявлении в здании, помещении суда лиц, нарушающих общественный порядок, судебный пристав по ОУПДС выясняет причину их нахождения в здании, помещении суда, в случае, когда лица являются участниками судебного процесса, докладывает об этом председательствующему в судебном заседании судье или председателю суда. Полученное распоряжение председательствующего в судебном заседании судьи или председателя суда выполняется в установленном законом порядке и заносится в журнал учета распоряжений председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи (приложение N 3).

    3.9. При получении от старшего судебного пристава (заместителя старшего судебного пристава) указаний по обеспечению безопасности судебного заседания судебный пристав по ОУПДС:

    перед судебным заседанием осматривает зал судебного заседания, совещательные комнаты с целью недопущения нахождения там взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств и иных представляющих угрозу для безопасности окружающих предметов, веществ и средств;

    проверяет исправность средств связи и оповещения (кнопки, брелоки тревожной сигнализации);

    докладывает председательствующему в судебном заседании судье о своем прибытии и до окончания судебного заседания выполняет распоряжения председательствующего в судебном заседании судьи, связанные с соблюдением общественного порядка в суде, обеспечением безопасности судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса, охраной совещательной комнаты и помещения судебного заседания;

    находится в зале судебного заседания в течение всего судебного заседания и покидает зал судебного заседания только по разрешению председательствующего в судебном заседании судьи;

    при необходимости незамедлительно обращается к старшему судебному приставу (заместителю старшего судебного пристава) для привлечения дополнительных сил;

    по окончании судебного заседания докладывает старшему судебному приставу (заместителю старшего судебного пристава) о распоряжениях, поступивших от председательствующего в судебном заседании судьи, о происшествиях и принятых мерах по их устранению.

    3.10. По указанию старшего судебного пристава (заместителя старшего судебного пристава) допускается замена одного судебного пристава по ОУПДС другим судебным приставом по ОУПДС.

    3.11. Судебный пристав по ОУПДС по поручению судьи обеспечивает безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания.

    3.12. Судебный пристав по ОУПДС оказывает органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

    3.13. В течение рабочего дня не менее одного раза в час судебные приставы по ОУПДС проверяют помещения суда, в том числе коридоры, подсобные, чердачные, подвальные помещения, места общественного пользования, лестничные клетки здания суда с целью недопущения нахождения там взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств и иных представляющих угрозу для безопасности окружающих предметов, веществ и средств.

    3.14. В случае возникновения происшествий при обеспечении безопасности судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса судебный пристав по ОУПДС принимает необходимые меры, после чего письменно докладывает старшему судебному приставу (заместителю старшего судебного пристава).

    IV. Организация обеспечения безопасности должностных лиц ФССП России при исполнении служебных обязанностей

    4.1. В случае необходимости обеспечения безопасности должностных лиц ФССП России при исполнении служебных обязанностей указанные лица подают заявку старшему судебному приставу (приложение N 4). Заявка подается не позднее 2 суток до дня привлечения судебных приставов по ОУПДС к обеспечению безопасности должностных лиц ФССП России (кроме случаев, не терпящих отлагательства) и регистрируется в журнале (приложение N 5).

    4.2. Старший судебный пристав принимает решение о необходимости привлечения судебных приставов по ОУПДС для обеспечения безопасности должностных лиц ФССП России, их количестве.

    4.3. Перед обеспечением безопасности должностных лиц ФССП России при исполнении служебных обязанностей старший судебный пристав организует взаимодействие должностных лиц и судебных приставов по ОУПДС, проводит с ними инструктаж и назначает старшего группы судебных приставов.

    4.4. Судебный пристав по ОУПДС или группа судебных приставов по ОУПДС, назначенных старшим судебным приставом для обеспечения безопасности должностных лиц ФССП России, выезжают совместно с должностным лицом ФССП России на место исполнения ими служебных обязанностей.

    4.5. При обеспечении безопасности должностных лиц ФССП России при исполнении служебных обязанностей судебные приставы по ОУПДС принимают меры по предупреждению и пресечению посягательств на их жизнь и здоровье, обеспечивают сохранность служебной документации.

    4.6. О результатах обеспечения безопасности должностных лиц ФССП России при исполнении служебных обязанностей судебный пристав по ОУПДС докладывает старшему судебному приставу (заместителю старшего судебного пристава), а в случае возникновения происшествий судебный пристав по ОУПДС (старший группы судебных приставов по ОУПДС) письменно докладывает старшему судебному приставу.

    V. Организация препровождения иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение

    5.1. Судебный пристав по ОУПДС, обеспечивающий охрану здания, помещений суда, принимает две заверенные надлежащим образом копии постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение и документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина или лица без гражданства (при их наличии)*** .

    5.2. Копии постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение регистрируются в журнале учета препровождения иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение и до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации (приложение N 6).

    5.3. О поступлении на исполнение постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение старший группы судебных приставов по ОУПДС незамедлительно докладывает старшему судебному приставу.

    5.4. По прибытии группы судебных приставов по ОУПДС, назначенных для препровождения иностранного гражданина или лица без гражданства до специального учреждения, в здание суда старший группы судебных приставов по ОУПДС, обеспечивающих охрану здания, помещений суда, передает прибывшему старшему группы иностранного гражданина или лицо без гражданства, две заверенные надлежащим образом копии постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение и документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина или лицо без гражданства (при их наличии).

    5.5. В специальном учреждении иностранный гражданин или лицо без гражданства передается уполномоченному сотруднику специального учреждения. Одновременно с лицом, подлежащим выдворению, сотруднику специального учреждения передаются две заверенные надлежащим образом копии постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение и документы, удостоверяющие его личность (при их наличии). На второй копии указанного постановления проставляется отметка о передаче лица, подлежащего выдворению, в специальное учреждение, а также о переданных вместе с ним документах и передается старшему группы судебных приставов по ОУПДС.

    Вторая копия постановления судьи о принудительном выдворении передается судебному приставу-исполнителю или иному должностному лицу структурного подразделения, которому поручено ведение номенклатурных дел об административном выдворении.

    5.6. О препровождении в специальное учреждение иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего выдворению за пределы Российской Федерации, старший группы судебных приставов по ОУПДС докладывает старшему судебному приставу (заместителю старшего судебного пристава) и передает ему копию постановления судьи с отметкой о помещении лица в специальное учреждение.

    VI. Организация препровождения иностранного гражданина или лица без гражданства до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации

    6.1. Постановление судебного пристава-исполнителя о препровождении учитывается в журнале учета препровождения иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение и до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации (приложение N 6) и в трех экземплярах передается старшему судебному приставу.

    6.2. Старшему группы судебных приставов по ОУПДС постановление судебного пристава-исполнителя о препровождении выдается с отметкой в журнале учета препровождения иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение и до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации (приложение N 6).

    6.3. Если функция по исполнению постановлений судебных приставов-исполнителей о препровождении возложена в территориальном органе ФССП России на структурное подразделение, старший судебный пристав структурного подразделения, в котором возбуждено исполнительное производство, в день вынесения постановления о препровождении направляет главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации или его заместителю копию постановления о препровождении в трех экземплярах, проездные документы, документы, необходимые для принудительного выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, а также копии постановления судьи для принятия решения по исполнению постановления о препровождении.

    6.4. Судебные приставы по ОУПДС принимают иностранного гражданина или лицо без гражданства, подлежащее выдворению за пределы Российской Федерации, у уполномоченного должностного лица специального учреждения, которому передается один экземпляр постановления о препровождении, и предупреждают иностранного гражданина или лицо без гражданства о необходимости соблюдения общественного порядка в пути следования и иных местах пребывания.

    Информация об изменениях:

    6.5. Если пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации расположен на территории другого субъекта Российской Федерации главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации или его заместитель направляет заявку посредством факсимильной и/или электронной связи главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации, где располагается пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации, о выделении служебного автотранспорта и судебных приставов по ОУПДС для встречи и оказания содействия в передвижении до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

    6.6. Судебный пристав по ОУПДС передает иностранного гражданина или лицо без гражданства, подлежащих выдворению за пределы Российской Федерации, уполномоченному должностному лицу пограничного органа ФСБ России в порядке , определенном совместным приказом Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы, Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 19.05.2014 N 100/7509/375/271 "Об утверждении Порядка организации взаимодействия Федеральной службы судебных приставов, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и Федеральной службы безопасности Российской Федерации по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в форме принудительного и контролируемого перемещения через Государственную границу Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 10.06.2014, регистрационный N 32640).

    6.7. При возникновении происшествий при препровождении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих выдворению за пределы Российской Федерации, в специальное учреждение и до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации судебные приставы по ОУПДС незамедлительно принимают необходимые меры и докладывают дежурному по территориальному органу ФССП России для последующего доклада руководителю территориального органа ФССП России и оперативному дежурному ФССП России.

    6.8. Оперативный дежурный ФССП России незамедлительно докладывает о происшествии при препровождении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих выдворению за пределы Российской Федерации, в специальное учреждение и до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации начальнику Управления организации обеспечения установленного порядка деятельности судов ФССП России.

    Приложение N 2. Постовая ведомость расстановки судебных приставов по ОУПДС Приложение N 3. Журнал учета распоряжений председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи Приложение N 4. Заявка на обеспечение судебными приставами по ОУПДС безопасности должностных лиц ФССП РФ при исполнении служебных обязанностей Приложение N 5. Журнал регистрации заявок на обеспечение судебными приставами по ОУПДС безопасности должностных лиц ФССП РФ при исполнении своих служебных обязанностей Приложение N 6. Журнал учета препровождения иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение и до пункта пропуска через Государственную границу РФ

    Номинация «Организация обеспечения установленного порядка деятельности судов Федеральной службой судебных приставов» (1-е место) А.А. ПАВЛОВА, студентка 2-го курса Поволжского (г. Саратов) юридического института (филиала) Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации научный руководитель - доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук Е.В. Лазарева

    Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


    Номинация «Организация обеспечения установленного порядка деятельности судов Федеральной службой судебных приставов» (1-е место)

    А.А. ПАВЛОВА,

    студентка 2-го курса Поволжского (г. Саратов) юридического института (филиала) Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации

    научный руководитель - доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук Е.В. Лазарева

    Введение

    Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти. Основные задачи ФССП России - обеспечение установленного порядка деятельности судов и организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. В настоящее время при реализации своих функций ФССП России руководствуется нормами федеральных законов от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее - Закон о судебных приставах) и от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также другими нормативными правовыми актами.

    В зависимости от выполняемых функций судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и судебных приставов-исполнителей. Отличие в характере и содержании их деятельности столь значительно, что уместно говорить о двух разных по своим функциям должностях в рамках одной Службы. И если институт судебных приставов-исполнителей был создан на основе действовавшей ранее системы судебных исполнителей, то формирование подразделений судебных приставов по ОУПДС пришлось начинать с нуля. В этой связи особую значимость приобретают проблемы профессиональной подготовки судебных приставов по ОУПДС, освоения ими знаний, навыков и умений.

    Обеспечение установленного порядка деятельности судов - это не просто обеспечение порядка в здании суда и в процессе судебного заседания. Это понятие гораздо более широкое. Судебный пристав по ОУПДС обеспечивает законность и правопорядок в суде, предупреждая и пресекая правонарушения, применяя различные меры воздействия на правонарушителей.

    Например, в практике нередки случаи, когда по вине безответственных граждан, которые уклоняются от явки в судебное заседание, срывается судебный процесс. Судья выносит постановление о принудительном приводе уклоняющегося от явки в суд гражданина, а исполнение этого постановления является компетенцией судебного пристава по ОУПДС.

    Цель данной работы - определение правового статуса судебного пристава по ОУПДС, исследование теоретических основ административно-правового регулирования деятельности судебных приставов по ОУПДС, а также выявление проблем в практике применения действующего законодательства, регламентирующего основные функции судебных приставов по ОУПДС.

    При написании работы использовались исторический, системно-функциональный, сравнительно-правовой и иные специальные методы научного исследования.

    Глава 1. Становление и развитие института судебных приставов в Российской Федерации

    С появлением сначала княжеского, а затем централизованного государственного управления формы государственного регулирования общественных отношений, связанных с исполнением властных, а позднее судебных решений, приобрели правовой характер. Государство в силу своей природы и возможности применять механизм принуждения к исполнению судебных решений, учреждает специальную должность, которая со времени судебной реформы 1864 года и по сей день называется «судебный пристав». Государство определяет функции и полномочия лиц, занимающих данную должность, порядок организации и деятельности этих лиц, тем самым передавая им часть своих государственно-властных полномочий в сфере исполнения судебных и административных решений, обеспечения установленного порядка в судах и др.

    История института судебных приставов насчитывает несколько столетий. Выделяют следующие этапы его становления и развития:

    1) начальный этап. В XI-XV вв. исполнение властных решений осуществляли ябедники, мечники, метельники, детские, биричи, приставе, праведщики, сотские и иные предшественники судебных приставов, которые призывались к исполнению своих обязанностей князем и городским вече. Полномочия их были достаточно широки и включали элементы судебной и следственной деятельности;

    2) допетровский период (конец XIV-XVII вв.). В это время появились позовники, подверники, недельщики Русского (Московского) государства - особые исполнители судебных решений;

    3) петровское время и дореформенный период (XVIII - середина XIX вв.). В период абсолютизма монархии адъютанты Российской империи обеспечивали установленный порядок в судах; функции по исполнению судебных и административных решений были переданы органам полиции и военнослужащим; во время правления императрицы Екатерины II появились полицейские и становые приставы, которые исполняли решения судов и охраняли общественный порядок;

    4) дореволюционный период (1864-1917 гг.) стал временем учреждения института судебных приставов и установления их правового статуса. Исполнение судебного решения уже рассматривалось как стадия судебного процесса, обеспечение установленного порядка судопроизводства;

    5) в советский период (1917-1990-е гг.) судебные исполнители действовали при судах и имели двойное подчинение -судебному органу и органу юстиции;

    6) в современный период (с 1990-х гг. по настоящее время) судебные приставы -государственные служащие органа исполнительной власти, осуществляющие принудительное исполнение судебных и иных решений, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов.

    Каждый из названных периодов характеризуется определенными экономическими, политическими и социальными условиями, что находит свое отражение в содержании государственного регулирования деятельности судебных приставов, в их функциях и компетенции. В государственном регулировании деятельности судебных приставов постепенно закладываются основы административно-правового регулирования.

    Как в дореволюционное время, так и в наши дни институт судебных приставов остается неотъемлемой частью правовой системы Российского государства, без которой невозможно представить успешную работу всей судебной системы.

    Глава 2. Правоохранительная деятельность судебных приставов по ОУПДС

    2.1. Правовой статус и полномочия судебного пристава по ОУПДС

    Одной из первых в ряду организационных проблем деятельности ФССП стоит проблема административно-правового статуса судебного пристава, и суть ее не только в недостаточной численности кадров и уровне оплаты труда.

    В соответствии с Законом о судебных приставах на судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - суды).

    Судебные приставы по ОУПДС осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, ГПК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, федеральными законами от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации», от 27.07.2004 № 79-ФЗ

    «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», уже упомянутым Законом о судебных приставах, Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», Инструкцией о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности (утв. приказом Минюста России от 03.08.1999 № 226), а также Административным регламентом исполнения государственной функции по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации установленного порядка деятельности судов (утв. приказом Минюста России от 27.12.2006 № 384; далее - Административный регламент)).

    Под обеспечением установленного порядка деятельности судов понимаются следующие основные меры:

    Обеспечение в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасности судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

    Обеспечение по поручению судьи безопасности доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;

    Поддержание общественного порядка в здании, помещениях суда;

    Выполнение распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;

    Осуществление охраны здания, помещений суда;

    В случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществление такой охраны;

    На основании постановления суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов;

    На основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом, осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя;

    По поручению старшего судебного пристава обеспечение безопасности судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей.

    Обязанности и права судебных приставов по ОУПДС регламентируются ст. 11 Закона о судебных приставах. Исходя из норм, содержащихся в этой статье, и в силу специфики функциональных обязанностей судебный пристав по ОУПДС должен обладать необходимыми знаниями и практическими навыками, а также соответствующей физической подготовкой. К лицу, назначаемому на должность судебного пристава, предъявляются следующие основные требования: он должен быть гражданином Российской Федерации в возрасте не моложе 21 года (в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2009 № 194-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О судебных приставах"», далее - Закон № 194-ФЗ), имеющим полное среднее или среднее профессиональное образование. Судебный пристав должен быть способен по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности, связанные с государственной службой.

    На судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные федеральными законами от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

    До недавнего времени при поступлении на государственную гражданскую службу кандидат на должность судебного пристава по ОУПДС не обязан был проходить специальную врачебную экспертизу. Законом № 194-ФЗ на судебного пристава по ОУПДС возложена обязанность проходить военно-врачебную экспертизу, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

    На наш взгляд, несмотря на своевременность нововведений, требования, предъявляемые в настоящее время к судебным приставам по ОУПДС как к государственным гражданским служащим, должны быть значительно выше (в том числе в отношении состояния здоровья, образования, опыта работы и т. д.). В связи с чем считаем, что необходима модернизация статуса судебных приставов по ОУПДС и перевод их в категорию лиц, находящихся на правоохранительной службе. При этом в рамках правоохранительного статуса они должны получить дополнительные социальные и материальные гарантии деятельности, аналогичные гарантиям, предоставляемым сотрудникам органов внутренних дел, Федеральной службы исполнения наказаний и т. д.

    2.2. Административный регламент деятельности судебного пристава по ОУПДС

    Административно-правовое положение судебного пристава определяется его функциями, правовыми гарантиями, принципами его деятельности и т. п., поэтому характеризуется как сложное юридическое явление.

    В целях повышения эффективности исполнения государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов ФССП России был разработан и принят Административный регламент, определяющий сроки, порядок и последовательность действий (административных процедур) судебного пристава по ОУПДС. Помимо указанных выше, он предусматривает следующие административные процедуры:

    Исполнение решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

    Оказание содействия органам внутренних дел в розыске и задержании лиц, скрывшихся от дознания, следствия или суда;

    Взаимодействие с подразделениями по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;

    Предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, составление протокола об административном правонарушении, а в случае необходимости - задержание их с последующей передачей органам внутренних дел;

    Участие в совершении исполнительных действий.

    Федеральным законом от 03.12.2011 № 389-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 11 Закона о судебных приставах внесено следующее дополнение, расширяющее круг полномочий судебного пристава по ОУПДС:

    По поручению старшего судебного пристава или его заместителя оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания.

    Как судебный пристав по ОУПДС может содействовать судебному приставу-исполнителю в осуществлении розыска должника или дознавателю в дознании (за исключением привода должника на основании постановления судебного пристава-исполнителя), законодатель не поясняет. В то же время известно много случаев, когда без участия судебных приставов по ОУПДС исполнительные действия были бы весьма опасны для судебных приставов-исполнителей и других участников исполнительных действий. Задача судебного пристава по ОУПДС - обеспечить беспрепятственный доступ судебного пристава-исполнителя к месту исполнительных действий и при этом гарантировать его безопасность.

    Судебные приставы обязаны использовать предоставленные им права строго в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. Они имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них задач. При этом условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия строго регламентированы (статьи 15-17 Закона о судебных приставах).

    За неправомерное использование физической силы, специальных средств и оружия предусмотрена уголовная ответственность (ст. 286 УК РФ).

    Следует иметь в виду, что в некоторых случаях судебный пристав вынужден решать поставленные перед ним задачи в условиях жесткого психологического конфликта, принимать ответственные решения и совершать действия в условиях психологического противоборства. Это требует от него знания основ психологии, владения специальными психологическими приемами по выходу из состояния конфликта. Сегодня, к сожалению, еще не накоплен достаточный опыт психологического воздействия судебных приставов на нарушителей порядка в судебном процессе, других лиц, с которыми им приходится общаться по долгу службы.

    Многие из судебных приставов по ОУПДС имеют опыт службы в различных силовых структурах, немало тех, кто участвовал в локальных конфликтах. Профессиональная подготовка, в том числе медицинская, проводится постоянно. Ведь при возникновении чрезвычайных ситуаций в здании суда (пожар, теракт, землетрясение и др.) судебный пристав по ОУПДС должен первым оказать помощь гражданам.

    Глава 3. Проблемы реализации функций судебных приставов по ОУПДС

    Судебные приставы по ОУПДС реализуют охранительные и правоприменительные полномочия. Согласно Федеральному закону от 06.12.2011 № 410-ФЗ

    «О внесении изменений в Федеральный закон “О судебных приставах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и приказу ФССП России от 02.05.2012 № 232 «Об организации работы по исполнению постановлений судов о принудительном административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства» судебные приставы по ОУПДС наделены полномочиями по препровождению на основании решения суда иностранных граждан, лиц без гражданства в спецприемники. Однако механизм реализации перехода функций не доработан (прежде эти функции выполняли сотрудники МВД России по представлению ФМС России). Остались нерешенными и вопросы финансирования этой деятельности: так, в Саратовской области на реализацию функции выдворения расходуются средства из бюджета ФССП России, предназначенные для других нужд. Не предусмотрено и увеличение штатной численности Службы. Низкая заработная плата судебных приставов (в среднем 13-15 тыс. руб.) вызывает высокую текучесть кадров. Например, в Саратовской области в мае 2012 года до полной комплектации штата не хватало 55 человек.

    Нельзя не сказать и о проблемах, возникающих в административной практике. Круг обязанностей судебных приставов по ОУПДС сейчас шире, чем регламентировано административным законодательством, поэтому возникает ряд ситуаций, когда судебный пристав по ОУПДС не может привлечь правонарушителя к административной ответственности (совместные исполнительные действия, привод лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю).

    Ряд проблем возникает из-за поверхностного контроля деятельности судебных приставов по ОУПДС со стороны руководства Службы. Например, в Таганском и Тверском судах г. Москвы ненадлежащее исполнение обязанностей судебными приставами по ОУПДС повлекло противоправные действия посетителей судов. В этой связи считаем необходимым усилить контроль за деятельностью судебных приставов по ОУПДС. В частности, следует увеличить число внезапных проверок в судах на предмет подготовки судебного пристава к осуществлению пропускного режима. Нужно также ввести ежемесячные экзамены для контроля знаний нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность судебных приставов по ОУПДС, и продумать систему поощрения их работы. Например, в УФССП России по Саратовской области разработана специальная система поощрений приставов за выполнение основных показателей (приказ № 66 УФССП России по Саратовской области).

    Кроме того в силу решаемых судебными приставами по ОУПДС задач, полагаем, следует расширить их полномочия в административном законодательстве.

    Заключение

    В современных условиях деятельность ФССП России, и в частности судебных приставов по ОУПДС, играет важную роль в укреплении законности, защите прав и законных интересов граждан.

    Полагаем, что для повышения эффективности их работы необходимо:

    Развивать более тесное взаимодействие со службами внутренней безопасности по вопросам антикоррупционной деятельности и борьбы со взяточничеством;

    Усилить контроль за степенью физической, правовой и моральной подготовки судебных приставов по ОУПДС;

    Повысить заинтересованность судебных приставов по ОУПДС в ответственном исполнении своих обязанностей путем поощрения их работы.

    Представляется, что статус судебных приставов по ОУПДС в современных условиях должен быть пересмотрен: государственная служба судебных приставов должна относиться к правоохранительной службе.

    Также целесообразно наделить ФССП России полномочиями на проведение оперативно-розыскной деятельности. Это положительно скажется на эффективности деятельности самой службы и позволит избежать дублирования отчетности различных служб; ускорится процесс раскрываемости уголовных преступлений, подведомственных ФССП России.

    При этом стоит отметить, что судебные приставы по ОУПДС, наделенные правом применения различных мер принуждения, в том числе с использованием оружия, не имеют надежных правовых и социальных гарантий, компенсационных выплат, которыми обладают сотрудники правоохранительных органов, хотя работа судебных приставов по ОУПДС в значительной степени сопряжена с угрозами жизни и здоровью.

    В связи с этим видится, что в рамках правоохранительного статуса судебным приставам по ОУПДС необходимы дополнительные социальные и материальные гарантии деятельности, аналогичные гарантиям, предоставляемым в настоящее время сотрудникам органов МВД России, ФСИН России и т. д.

    Претензий к судебным приставам, обеспечивающим установленный порядок деятельности судов, сегодня можно предъявить немало. И они в основном справедливы. К сожалению, существующие трудности в обеспечении установленного порядка деятельности судов носят объективный характер. Ведь служба судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов только недавно начала функционировать и постоянно наращивает свой потенциал. Однако уверенность всех участников судебного процесса в собственной безопасности, которая обеспечивается постоянной и качественной работой судебных приставов по ОУПДС, - это залог вынесения справедливого законного судебного решения.

    В завершение хотелось бы отметить: авторитет ФССП России складывается на основе результатов ее деятельности, и практика показывает, что он растет. Чем скорее будут продолжены реформы в сфере, подведомственной Службе, тем успешнее будут исполняться поставленные перед ней задачи.

    Библиография

    1 Работа публикуется с сокращениями.

    2 Павин Д.В. Административно-правовой статус судебного пристава // Исполнительное право. 2008. № 4. С. 51.

    3 См.: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учеб. 3-е изд. - М.: Норма, 2008. С. 93.

    4 См.: Белоусов Л.В., Мартынова В.В. Судебный пристав: статус и организация деятельности. - М., 2009. С. 43.

    5 См.: Решетникова И.В., Ярков В.В. Гражданское право и гражданский процесс в современной России. - М., 2010. С. 176.

    Поделитесь статьей с коллегами:

    Обо всех выявленных недостатках, возникающих предпосылках к чрезвычайным ситуациям, распоряжениях председателя суда немедленно докладывать мне.

    Физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие применять при необходимости в строгом соответствии с Федеральным законом "О судебных приставах".

    Требую при осуществлении пропуска граждан, обеспечении установленного порядка деятельности суда соблюдать законность, корректность и вежливость в обращении с посетителями суда и участниками судебных процессов.

    Напоминаю о необходимости соблюдения мер личной безопасности при несении службы!".

    8. Определяет автотранспорт и маршрут движения к месту несения службы.

    9. По окончании инструктажа:

    Выясняет, имеются ли вопросы по доведенной информации;

    Подает команды "РАВНЯЙСЬ, СМИРНО", отдает распоряжение приступить к несению службы: "К несению службы приступить. Обеспечить установленный порядок деятельности судов (указывается наименование суда и судебных участков мировых судей). Во время несения службы быть вежливыми и корректными в обращении с гражданами, не допускать ущемления их прав и законных интересов. Строго соблюдать законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность судебных приставов по ОУПДС, необходимую оборону и крайнюю необходимость. По прибытии к месту несения службы старшим в судах доложить о заступлении судебными приставами по ОУПДС на посты дежурному по отделу!", после чего подает команды "НАПРА-НАЛЕВО. К МЕСТАМ НЕСЕНИЯ СЛУЖБЫ ШАГОМ МАРШ!".

    10. Судебные приставы по ОУПДС убывают к месту несения службы.

    Управление организации обеспечения

    установленного порядка деятельности судов

    Приложение 1

    График проведения ежедневных инструктажей судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов

    Дата проведения

    Примечание

    Приложение 2

    Тематика ежедневных инструктажей судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов

    Введение

    Важная роль в решении задач, возложенных на Федеральную службу судебных приставов, отводится судебным приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов, которые предназначены для обеспечения установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

    Обеспечение установленного порядка деятельности судов является выполнением служебного долга и требует от судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов постоянной бдительности, высокой дисциплинированности, решительности и инициативы.

    Чтобы успешно выполнять свои обязанности, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов должны хорошо знать законы, постановления и распоряжения высших органов государственной власти, приказы и инструкции ФССП России, регламентирующие обеспечение установленного порядка деятельности судов, умело руководствоваться и применять их при несении службы. Качество несения службы во многом зависит от профессионализма судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, мастерства, твердого знания возложенных задач и их особенностей, от умения организовать работу и правильно действовать в условиях сложной обстановки.

    Настоящая тематика предназначена для использования в качестве пособия при проведении инструктажей судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, имеет своей целью помочь закрепить и развить их знания, необходимые для правильных действий в различных ситуациях, с которыми они наиболее часто сталкиваются в повседневной деятельности. Они могут быть использованы также при проведении занятий по боевой подготовке с личным составом, выполняющим задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов, и в учебном процессе при прохождении первоначальной подготовки.

    Нормативно-правовая база:

    1) Конституция Российской Федерации 1993 г.;

    2) Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";

    3) Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах"";

    5) приказ Минюста России от 27 декабря 2006 г. N 384 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации установленного порядка деятельности судов";

    6) приказ Минюста России от 3 августа 1999 г. N 226 "Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности".

    Тема N 1: "Обязанности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов"

    В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

    обеспечивать в суде и при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

    обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;

    поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда;

    выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;

    осуществлять охрану здания, помещений суда;

    в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществлять такую охрану;

    на основании постановления суда (судьи) или дознавателя Службы судебных приставов осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя Службы судебных приставов;

    на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом, осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя;

    по поручению старшего судебного пристава обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей;

    при исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел;

    на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, создаваемое в установленном порядке органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения (абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 410-ФЗ);

    на основании постановления судебного пристава-исполнителя препровождать иностранного гражданина или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 410-ФЗ);

    взаимодействовать с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц;

    проходить специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

    оказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда (абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ);

    по поручению старшего судебного пристава или его заместителя оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю Службы судебных приставов при осуществлении дознания (абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ).

    3.9. При получении от старшего судебного пристава (заместителя старшего судебного пристава) указаний по обеспечению безопасности судебного заседания судебный пристав по ОУПДС:

    Перед судебным заседанием осматривает зал судебного заседания, совещательные комнаты с целью недопущения нахождения там взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств и иных представляющих угрозу для безопасности окружающих предметов, веществ и средств;

    Проверяет исправность средств связи и оповещения (кнопки, брелоки тревожной сигнализации);

    Докладывает председательствующему в судебном заседании судье о своем прибытии и до окончания судебного заседания выполняет распоряжения председательствующего в судебном заседании судьи, связанные с соблюдением общественного порядка в суде, обеспечением безопасности судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса, охраной совещательной комнаты и помещения судебного заседания;

    Находится в зале судебного заседания в течение всего судебного заседания и покидает зал судебного заседания только по разрешению председательствующего в судебном заседании судьи;

    При необходимости незамедлительно обращается к старшему судебному приставу (заместителю старшего судебного пристава) для привлечения дополнительных сил;

    По окончании судебного заседания докладывает старшему судебному приставу (заместителю старшего судебного пристава) о распоряжениях, поступивших от председательствующего в судебном заседании судьи, о происшествиях и принятых мерах по их устранению.

    3.10. По указанию старшего судебного пристава (заместителя старшего судебного пристава) допускается замена одного судебного пристава по ОУПДС другим судебным приставом по ОУПДС.

    3.11. Судебный пристав по ОУПДС по поручению судьи обеспечивает безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания.

    3.12. Судебный пристав по ОУПДС оказывает органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

    3.13. В течение рабочего дня не менее одного раза в час судебные приставы по ОУПДС проверяют помещения суда, в том числе коридоры, подсобные, чердачные, подвальные помещения, места общественного пользования, лестничные клетки здания суда с целью недопущения нахождения там взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств и иных представляющих угрозу для безопасности окружающих предметов, веществ и средств.

    3.14. В случае возникновения происшествий при обеспечении безопасности судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса судебный пристав по ОУПДС принимает необходимые меры, после чего письменно докладывает старшему судебному приставу (заместителю старшего судебного пристава).

    Судебные споры в нашей стране не являются редкостью. По их окончании суд принимает решение. При этом на одну из сторон возлагаются определенные обязанности. Контроль за их исполнением несут судебные приставы. Данные специалисты наделены широкими полномочиями, а также правами и обязанностями, закрепленными на законодательном уровне.

    Законодательная база

    Не все граждане понимают, что за служба судебных приставов, обязанности их и права.

    Для ответа на этот вопрос следует изучить:

    • Конституцию.
    • Закон об исполнительном производстве.
    • Закон о судебных приставах.
    • Некоторые другие законодательные акты (в частности, Инструкцию №226 о порядке исполнения приставами распоряжений суда).

    Иногда для решения конкретных задач за информацией стоит обратиться к юристу. Они точно подскажут, что вправе делать судебные приставы, а на что не имеют права, что должны и не должны.

    Закон о приставах, где изложены их права, был принят еще в 1997 году. Но в связи с тем, что нагрузка на службу из года в год увеличивается, было решено сделать полномочия сотрудников еще шире. В должностные обязанности судебных приставов входит работа с теми людьми, которые не исполняют закон. Благодаря расширенным полномочиям, специалисты получили возможность достичь больших результатов, так как подчас им приходится сталкиваться с агрессивным поведением граждан. К главным правам этих государственных служащих относятся следующие:

    • Получать нужные сведения по делу.
    • Выполнять проверки и проводить исследования.
    • Раздавать указания участникам процесса.
    • Осматривать помещение.
    • Арестовывать банковские счета, а также принадлежащее должнику, имущество с последующей конфискацией.
    • Разыскивать должника, пользуясь инструментами государственной поддержки.
    • Привлекать иные государственные структуры для выполнения положений исполнительного документа.

    Применение физической силы и оружия

    После введенных изменений в права и обязанности судебного пристава по ОУПДС вошло и физ. силы. В Государственной думе этот вопрос обсуждался очень остро. С одной стороны, специалистам нужно было дать больше полномочий, а с другой - не допустить произвола. Поэтому для того, чтобы поступить на службу, сегодня к кандидатам предъявляются жесткие требования. А если специалисту пришлось применить физическую силу, он должен в течение суток уведомить об этом руководство в письменном виде.

    Функции и обязанности судебных приставов

    Помимо того, что приставы наделены широкими полномочиями, у них есть и немало обязанностей, которым они должны следовать. Функции закреплены на уровне законодательства. Так, пристав, в ведении которого находится исполнительное производство обязан:

    • Предоставлять сторонам процесса материалы дела для ознакомления.
    • Рассматривать заявления, жалобы и ходатайства;.
    • Объявлять в розыск должника при наличии соответствующих обстоятельств.
    • При нарушении норм уголовно-процессуального законодательства передавать правонарушителя органам дознания.

    Когда осуществляются права и обязанности судебных приставов, они используют имеющиеся правовые инструменты. Сотрудники не обязаны гарантировать исполнение положений исполнительного документа. В то же время они должны сделать все для того, чтобы судебный документ был исполнен.

    Производство по делу имеет срок давности. В общем случае он составляет три года. Однако иногда его продлевают или, наоборот, сокращают.

    К наиболее действенным полномочиям относится:

    • арест банковских счетов;
    • арест имущества, принадлежащего на праве собственности;
    • запрет на выезд за границу;
    • ограничение в доступе госуслуг;
    • лишение водительских прав;
    • общественные и исправительные работы.

    Закон предусматривает наложение юридической ответственности на судебных приставов в случае превышения ими полномочий. Если работа выполняется некачественно (например, при исполнении обязанности судебного пристава по алиментам), специалист игнорирует свои обязанности, превышает права, он понесет административную ответственность или будет лишен должности. Заметив подобные нарушения, гражданин вправе направить руководству жалобу или подать иск в суд в течение десяти дней.

    Перед подачей жалобы в службу судебных приставов, нужно знать о делении данной системы. Среди сотрудников есть приставы, контролирующие соблюдение исполнительных документов, а также приставы по ОУПДС. В последнем случае специалисты могут находиться на пропускном пункте в здании суда, а также выполнять силовые задачи и поддерживать других приставов в работе по принудительному взысканию денежных средств, а также ареста, принадлежащего ему, имущества.

    В обязанности судебного пристава по ОУПДС, входят следующие:

    • Организация ТО оперативного дежурства;
    • Сохранение конфиденциальности информации;
    • Другие задачи.

    Кроме того, они выполняют многие действия, которые указаны в законе о судебных приставах. При несении службы сотрудники носят специализированную одежду с отличительными признаками. На левой стороне груди на форме имеется значок с ведомственным гербом. Этот атрибут остается обязательным даже в случае, если пристав одет в гражданское. Все нагрудные знаки регистрируются, и обладают своим идентификационным серийным номером.

    Приставы по ОУПДС: что означает?

    Чтобы успешно исполнять обязанности судебного пристава по ОУПДС, специалиста прикрепляют к судам на постоянной базе. Об этом говорится в Инструкции №226 (пункт 4.3). А в первом пункте перечисляются обязанности данного сотрудника.

    Обеспечение безопасности

    Так, специалисты должны обеспечивать во время судебного заседания безопасность судей, присяжных и других участников процесса. А если процессуальные действия осуществляются вне стен суда, то и там.

    К участникам процесса как гражданского, так и процессуального характера относятся: истец, ответчик, заинтересованные и третьи лица, представители истца и ответчика, а также прокурор, переводчик, эксперт, свидетели и прочие. В уголовном процессе участниками называют прокурора, истца и ответчика с гражданского процесса, подсудимого, адвоката, экспертов, переводчиков, свидетелей и так далее.

    Надо также понимать, что означает обеспечение безопасности. Под этим термином понимают совокупность мер, заключающуюся в предупреждении и пресечении посягательств на людей, которые связаны со служебной деятельностью. Цель данных мер состоит в создании соответствующих условий для выполнения правосудия. Данные меры применяются, если имеются достаточные сведения о реальности угрозы в отношении лиц, находящихся под защитой. Если же имеет место посягательство на жизнь и здоровье этих лиц, то меры даже входят в обязанности судебного пристава по ОУПДС. Об этом сказано в п. 3.3 Инструкции №226.

    Лица, которым требуется защита, сами могут обратиться к судебному приставу. Поводом для этого могут стать, например, поступившие угрозы. Безопасность обеспечивается в основном в суде в течение судебного процесса. Но по указанию старшего пристава защита может осуществляться также в выходные и праздники.

    При обеспечении безопасности в суде специалисты совершают следующие действия:

    • Старший пристав устанавливает места несения службы.
    • Перед заседанием помещение подвергается тщательной проверке на предмет того, не находятся ли там бесхозные вещи и опасные предметы, а также осматриваются лица, чей внешний вид является подозрительным.
    • Проверяется исправность работы связи, в том числе носящей экстренный характер.
    • Из зала заседания удаляются лица, нарушившие установленный порядок (по распоряжению судьи).
    • Применяется сила, спецсредства и огнестрельное оружие в предусмотренных законом случаях.
    • Осуществляется обращение за содействием к сотрудникам ОВД, ФСБ, миграционного учета, служб по защите от ЧС, военнослужащим.

    Доставка дел и вещдоков

    К месту заседания суда или в кабинет судьи приставы должны доставлять уголовные дела и вещдоки. Это осуществляется по его поручению. При этом в обязанности судебного пристава по ОУПДС не входит их несение. Поэтому он сопровождает секретаря судебного заседания, который получает соответствующие материалы в канцелярии.

    Поддержание общественного порядка

    Пристав должен обеспечивать поддержание общественного порядка. Под этим понятием подразумевается создание атмосферы общественного спокойствия, а также благоприятных условий для деятельности людей. Данный должностные обязанности судебного пристава по ОУПДС выполняются в рамках распоряжения председателя суда. Об этом говорится не только в Инструкции, но и в ГПК, АПК, УПК.

    В соответствии с Инструкцией, приставы должны обеспечивать охрану здания суда в рабочее время. Однако на практике это нередко требуется в ночное время, а также в выходные и праздники. Принятие решения о круглосуточной охране входит в обязанности старшего судебного пристава РФ.

    Судебный пристав должен осуществлять привод лиц, которые уклоняются от явки в суд. Основанием для этого служит постановление дознавателя или пристава-исполнителя. Привод - это доставление лица к месту, куда его вызывали, в принудительном порядке. С этой целью специалисты выезжают по адресу фактического пребывания лица, которого нужно доставить, проверяют его документы и вручают постановление.

    Если лицо открыто не повинуется и сопротивляется неоднократно, приставы вправе применить силу, спецсредства или оружие. При этом они обязаны оставаться корректными к данным лицам. После привода пристав должен составить акт и указать в нем место и время нарушения, его характер и принятые в связи с этим меры. Привод несовершеннолетних лиц до 16 лет осуществляется посредством их законных представителей.

    Выполнение отдельных действий исполнителей и дознавателей сопряжено с риском. Поэтому в обязанности судебного пристава по ОУПДС (с изменениями закона) входит обеспечение их безопасности. Это осуществляется по поручению старшего пристава.

    Взаимодействие с другими силовыми структурами

    Старший пристав принимает решение о взаимодействии приставов по ОУПДС с сотрудниками ОВД, военнослужащими и представителями других силовых структур. Данный специалист принимает меры для увеличения конвоя посредством привлечения приставов по ОУПДС. При этом разрабатывается и согласуется план соответствующего несения службы. В его рамках пристав по ОУПДС обязан:

    • Строго придерживаться плана и исполнять поручения старшего пристава.
    • Иметь исправное оружие и спецсредства.
    • Постоянно следить за конвоируемым.
    • Быть наготове предотвратить и пресечь незаконные действия подсудимых.
    • Предлагать конвою выполнить личный обыск подсудимого.
    • Выводить его из зала после окончания судебного процесса.

    В то же время приставы не могут:

    • Разговаривать с конвоируемым по вопросам, не касающимся конвоирования.
    • Принимать или передавать любые предметы, записки, продукты, письма.
    • Разглашать организацию охраны и иные подобные сведения.

    Медицинский осмотр

    В отличие от ранее действовавших положений, в настоящее время специалист должен не только проходить спецподготовку. В права и обязанности судебного пристава по ОУПДС входит регулярная проверка у врачей и прохождение военно-врачебной экспертизы на пригодность к применению силы, спецсредств и оружия.

    Проверка документов

    Пристав имеет право проверять документы лица, касающиеся его удостоверения личности (обычно, это паспорт). Он имеет право выполнять личный досмотр лиц в зданиях судов и службы приставов, включая личные вещи. Личный досмотр осуществляется только лицом того же пола в присутствии 2 понятых того же пола. Досмотр также производится в присутствии 2 понятых, но пол уже не имеет значения. В исключительных случаях личный досмотр возможен и без понятых. Так или иначе, при этом действии составляется протокол.

    Заключение

    Таким образом, специалисты могут быть исполнителями. Тогда выполняются обязанности судебных приставов по взысканию денежных средств и другим исполнительным делам. Также есть специалисты по ОУПДС. Их обязанности несколько отличаются, хотя нередко и пересекаются с приставами-исполнителями.