Войти
Образовательный портал. Образование
  • Гороскоп здоровья — Близнецы
  • Безе: состав, калорийность, пищевая ценность, полезные свойства, вред
  • Сонник: к чему снится Операция
  • Салат из свежей капусты и огурца
  • К чему снится голубка. Большой онлайн сонник. Сонник Мартына Задеки
  • К чему снится когда за тобой гонятся
  • Научная работа школьников и темы их исследований. Исследовательская работа включает в себя такие этапы. год. Партизанские войны

    Научная работа школьников и темы их исследований. Исследовательская работа включает в себя такие этапы. год. Партизанские войны

    В настоящее время в нашей стране происходят серьезные преобразования в сфере политики, экономики, формируются новые общественно-политические и экономические концепции, которые непосредственно оказывают влияние на мировоззрение учащихся. Вступающее в жизнь новое поколение должно обладать прочными знаниями основ современных наук, иметь высокие моральные качества, обладать практическими умениями. Одним из важнейших умений, которое должно быть выработано в процессе обучения в школе, является развитие интереса к знаниям, творчеству, умственных способностей и многих других качеств личности. Ключевыми компетенциями, определяющими современное качество содержания образования, являются целостная система универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся. В этих условиях важным фактором формирования образовательной среды, обеспечивающей современное качество образования, является включение исследовательской деятельности учащихся в практику обучения.

    Проект предусматривает, что окончательность этой деятельности будет опубликована в коллективном томе отмеченных наградами научных работ в презентации раздела. Георге Андрашкук: Необходимо исходить из того, что в системе довузовского образования особого внимания не уделяется поддержке научного подхода студентов. В этом контексте, через этот проект, инициаторы этой деятельности намеревались инициировать студентов в научных исследованиях. Конечно, такие работы, опять же, школьное образование, суровость научных исследований путем выявления проблемы, определения критического аппарата и методологии для решения темы, оригинальность подхода к проблемной ситуации с указанием библиографических источников.

    Организация исследовательской деятельности учащихся – это творческий, педагогический и управленческий процесс подготовки, методического и ресурсного обеспечения проведения учениками научных исследований и реализации их результатов, а также – это выдвижение и реализация в научных исследованиях творческих идей, создание научных работ, и проектов. Проблемой привлечения учащихся к научной работе занимались многие педагоги. Они доказали важность и необходимость в условиях современного образования развития у учащихся исследовательских способностей. Основной целью работы над научными проектами является выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов учеников . Современное развитие образования предусматривает последовательный процесс развития личности, направленный на формирование системы научно- практических знаний и умений, ценностных ориентации, которые могли бы позволить ученику активно функционировать в качестве полноправного члена общества, гражданина своей страны. Именно поэтому, основными задачами современного образования являются развитие творческих способностей учащихся, подготовка их к различным формам деятельности, выработка адекватного отношения к окружающему миру, к самостоятельной жизни. Важно суметь задать способность ориентироваться в социуме, а главное – реализовать свой творческий потенциал, стать создателем своей судьбы, нужным обществу и окружающим людям. Таким образом, целью организации научно-исследовательской работы (НИР) учащихся является воспитание поколения мыслящего, жаждущего получать всё новые и новые знания, способствующие формированию образованной, гармонически развитой, творческой личности; способной добывать свои знания самостоятельно.

    .

    Главная цель научно-исследовательской работы школьников — поэтапное осуществление познавательного процесса путем непосредственного участия в нем ученика. Все этапы НИР должны осуществляться учеником самостоятельно. Учитель в данном случае осуществляет контролирующую и консультационную функции. Задачи научно-исследовательской работы школьников сводятся к следующему: 1. Развитие самостоятельности учащегося. В основе научно – исследовательской работы заложен поиск знаний, осуществляемый непосредственно учеником. В этом случае происходит развитие самостоятельности, необходимой для правильной социальной адаптации. 2. Самореализация личности учащегося. Процесс самореализации обязателен для любой личности. Научно – исследовательская работа способствует накоплению опыта самореализации, в результате которого учащийся сможет более правильно и объективно выбрать свой «жизненный путь» и оценить свои способности. Самореализация может осуществляться стихийно в различных направлениях жизни. Однако более эффективно — направить этот процесс в нужное русло. 3. Развитие творческих способностей учащегося. Научно – исследовательская работа напрямую затрагивает творческие способности человека. Она развивает образное мышление, память, логику, умение четко выражать свои мысли устно или на бумаге. 4. Коммуникабельность учащегося. Человек, занимающийся научно – исследовательской работой, особенно связанной с гуманитарными дисциплинами, становится более общительным, социально активным, даже если он не имеет к этому природных склонностей.

    .

    Заниматься научной деятельностью в школе не просто. В процессе научно — исследовательской деятельности формируются такие качества, как организованность, способность разумно планировать и упорядочивать ход своей деятельности, дисциплинированность — без этого нет просто самого процесса научной работы. Школьник должен сознательно подчиняться определенным нормам поведения при работе над проектом, исследованием. Необходимо приучить ученика к самоконтролю ведь научная работа требует умения контролировать свои действия и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач. Научная работа требует в этом случае, чтобы высшие мотивы преобладали над низшими мотивами. Кроме того, необходимо выработать и навыки рефлексии — умения самостоятельно проанализировать свои действия. При этом надо учесть, что мотивацию и потребность к поисковой интеллектуальной работе. Ведь у ученика потребности в изучении более сложных понятий для работы над исследованием, проектом ещё нет. Занимаясь научно-исследовательской работой, учащиеся самостоятельно выбирают тематическое направление, готовятся теоретически. Изучают методику научно — исследовательской работы. Проводя экспериментальную работу, учащиеся анализируют результаты наблюдений, готовят доклады на научную конференцию . Основные этапы выполнения научно-исследовательской работы: 1. Мотивация НИР. На этом этапе каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные выгоды. Обычно учащиеся впервые сталкиваются с научными исследованиями, и абстрактные обещания здесь неуместны. Очень важно наряду с моральными увидеть и понятные материальные стимулы – от защиты реферата на переводных экзаменах до получения преимуществ при поступлении в выбранный вуз. 2. Выбор направлений исследований. Это наиболее сложный этап. Здесь всё определяется специализацией, кругозором и компетенцией HP. Основные требования – новизна (желательно на мировом уровне), практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершённость будущей работы. 3. Постановка задачи. На этом этапе НИР сначала фиксирует достигнутый настоящий уровень знаний – состояние вопроса и желаемую конкретную цель. Это обеспечивает поступательный переход к следующему этапу. 4. Фиксация и предварительная обработка данных. На этой стадии проводятся непосредственные наблюдения, эксперименты, анкетирование, т.е. практическая работа. В отличие от традиционных методик НИИ — главное здесь не результат, а пройденный детьми путь. 5. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез. Обсуждение необходимо для того, чтобы предположения и догадки облечь в форму гипотез, подлежащих проверке. Форма дискуссии любая, но по возможности демократичная. При этом каждый участник работы должен высказать свою точку зрения. Дискуссия – не экспромт, а подготовленное заранее мероприятие и может с перерывами продолжаться от одной до нескольких недель. Гипотезы сопоставляются с данными экспериментов или фактами, подтверждаются или опровергаются, становятся утверждениями, которые формулируются как результат исследований и далее требуют теоретического обоснования, т.е. объяснения механизма обнаруженных закономерностей. 6. Оформление результатов работы. Результаты работы творческого коллектива оформляются в виде сообщения (доклада). Творческий коллектив самостоятельно готовит тезисы и развёрнутый доклад, а задача научного руководителя – отредактировать текст. 7. Представление исследовательской работы . Исследовательский проект школьника должен быть итогом самостоятельного и серьёзного интеллектуального труда. В ходе его выполнения достигаются следующие результаты: -приобретение нового знания в рамках определенной предметной области и конкретной выбранной темы, расширение кругозора школьника; -развитие навыков поиска литературы и источников по проблеме (каталоги, картотеки, поиск в Интернет), работы с ними (учебники, монографии, научно- популярные издания, статьи) — эффективное конспектирование и анализа научной литературы; -владение навыками планирования исследования, в том числе, планирования эксперимента; -понимание методологии исследования и освоение методов изучения объектов и предмета исследования, адекватных выбранной теме; -приобретение навыков описания, графического представления, обсуждения и обобщения полученных результатов, формулирования выводов; -формирование умений подготовить устный доклад, презентацию, выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы .

    .

    Таким образом, анализируя характер и этапы научно — исследовательской работы школьников, можно сделать следующие выводы. Научно-исследовательская работа учащихся является важным компонентом современной школы, имеет четкие цели и задачи. При её организации важно учитывать способности ученика. Даже при отсутствии больших способностей ученик может заниматься научно — исследовательской деятельностью. Очень важно заинтересовать учащихся и поддерживать этот интерес на протяжении всей работы. Большое значение имеет организация научно – исследовательской работы, именно от того, насколько правильно организованна работа, зависит ее конечный успех.

    Гончарова Ольга Вячеславовна, учитель русского языка и литературы

    ГБОУ СОШ № 514

    e -mail : Olga 16-9@yandex .ru

    Анатация: Применение исследовательского метода в образовании является эффективным способом развития мыслительных и исследовательских умений учащихся в современной школе.П еред учителем встает проблема поиска эффективных форм и способов учебной деятельности учащихся, которые бы не просто вовлекали бы их в исследовательскую работу, но и способствовали обучению самой этой деятельности. В конечном счете, необходимо так организовать познавательную деятельность школьников, чтобы процедура учебного исследования усваивалась ими вместе с тем содержанием, на котором оно осуществляется.

    Ключевые слова: исследовательская работа, этапы исследовательской работы, формы организации исследовательской работы.

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКОВ

    СОДЕРЖАНИЕ

    I Введение

    Обоснование темы.

    II. Основная часть

    1. Изложение основного вопроса.

    2. Примеры исследовательских работ школьников.

    III. Заключение.

    1. Выводы и обобщения.

    IV . Список литературы

    I Введение

    Обоснование темы

    Задачи :

      Изучить теоретические аспекты.

      Систематизировать материал.

    3. Сделать выводы и обобщения по теме исследования

    II. Основная часть

    Развитие личности учащегося, его интеллекта, чувств, воли осуществляется лишь в активной деятельности. В форме нейтрально-пассивного восприятия нельзя сформировать ни прочных знаний, ни глубоких убеждений, ни гибких умений. Нужно создавать условия, способствующие возникновению у учащихся познавательной потребности в приобретении знаний, в овладении способами их использования и влияющие на формирование умений и навыков творческой деятельности.

    Успех исследовательской деятельности учащихся в основном обеспечивается правильным планированием видов и форм заданий, использованием эффективных систем заданий, а также умелым руководством учителя этой деятельностью. Необходимо представлять различие между понятиями - «научно-исследовательская деятельность» и «учебно–исследовательская деятельность». Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. К элементам исследовательской деятельности относятся: 1)методы исследования; 2) наличный экспериментальный материал; 3) и нтерпретация данных и вытекающие из них выводы.

    Научно-исследовательская деятельность - это вид деятель­ности, направленный на получение новых объективных научных знаний. Учебно-исследовательская деятельность - это деятель­ ность, главной целью которой является образовательный ре­ зультат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Главное здесь не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а обучение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть затем использованы в исследовании любой сложности и тематики. Конечно, при этом никто не будет отрицать ценности получения учащимся новых знаний в избранной тематической сфере, тем более, если работа проводит­ ся под руководством опытного компетентного специалиста. Однако основ­ ным все же остается выполнение обучающей задачи.

    Учитель должен выступать не столько в роли интерпретатора науки и носителя новой информации, сколько умелым организатором самостоятельной систематической поисковой деятельности учащихся по получению знаний, приобретению умений и навыков и усвоению способов умственной деятельности. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают некоторыми навыками наблюдения, экспериментирования, сопоставления и обобщения фактов, делают определенные выводы. Необходимо создавать условия, способствующие возникновению у учащихся познавательной потребности в приобретении знаний, в овладении способами их использования и влияющие на формирование умений и навыков творческой деятельности.

    Особую роль в интеллектуальном развитии учащихся играет их исследовательская деятельность, непосредственно связанная с усвоением знаний. Поэтому успешное решение стоящих перед школой задач возможно посредством приобщения учащихся к исследовательской деятельности и развития способностей к ней в процессе обучения. Основными признаками учебного исследования являются: постановка познавательной проблемы и цели исследования; самостоятельное выполнение обучающимися поисковой работы; направленность учебного исследования обучающихся на получение новых для себя знаний; направленность учебного исследования на реализацию дидактических, развивающих и воспитательных целей обучения.

    Для раскрытия сущности понятия учебного исследования можно выделить его характерные признаки:

    1)учебное исследование - это процесс поисковой познавательной деятельности (изучение, выявление, установление чего-либо и т.д.);

    2)учебное исследование всегда направлено на получение новых знаний, то есть исследование всегда начинается с потребности узнать что-либо новое;

    3)учебное исследование предполагает самостоятельность учащихся при выполнении задания;

    4)учебное исследование должно быть направлено на реализацию дидактических целей обучения.

    Учебное исследование как метод обучения не только формирует, развивает мышление учащихся, но и способствует формированию высшего типа мышления - творческого мышления, без которого немыслима творческая деятельность. Под учебно-исследовательской деятельностью учащихся понимается учебная деятельность по приобретению практических и теоретических знаний с преимущественно самостоятельным применением научных методов познания, что является условием и средством развития у обучающихся творческих исследовательских умений. Структуру учебно-исследовательской деятельности определяют следующие компоненты: учебно-исследовательская задача, учебно-исследовательские действия и операции, действия контроля и оценки.

    Содержанием учебно-исследовательской деятельности являются общие способы учебных и исследовательских действий, направленные на решение конкретно-практических и теоретических задач. Учебно-исследовательская деятельность - это процесс решения поставленной проблемы на основе самостоятельного поиска теоретических знаний; предвиденье и прогнозирование как результатов решения, так и способов и процессов деятельности. К факторам, способствующим формированию учебно-исследовательской деятельности учащихся, можно отнести следующие: личностно ориентированный подход к обучению; ориентация на продуктивное достижение результата; проблемное обучение как инструмент развития опыта творческой деятельности; оптимальное сочетание логических и эвристических методов решения задач; креативная организация учебного процесса, максимальное насыщение его творческими ситуациями; создание ситуации совместной поисковой деятельности; детализация учебного процесса; создание психологической атмосферы, оптимальных условий для творческой деятельности. Условиями, способствующими активизации учебно-исследовательской деятельности учащихся, являются: доброжелательная атмосфера в коллективе; сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения; структурирование учебного материала по принципу нарастания познавательной трудности учебной работы; вооружение учащихся рациональными приемами познавательной деятельности; формирование внутренних стимулов к учению, самообразование и другие.

    К общим принципам организации учебного процесса, обеспечивающим развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся, можно отнести: педагогическое руководство в создании мотивов и стимулов к учению. А также привитие интереса к изучаемому объекту; вооружение учащихся необходимыми приемами познавательно-поисковой деятельности; систематическое осуществление принципа индивидуализации в обучении; широкое использование технических и наглядных средств обучения; внедрение в практику работы и систематическое использование компьютерных технологий; разработка творческих заданий, требующих нестандартных решений и самостоятельного поиска источников информации; сочетание и соединение дидактически и методически обоснованных методов, способствующих развитию познавательной деятельности и творческих способностей учащихся. Приобщение учащихся к исследовательской деятельности можно реализовать через решение исследовательских задач или через дополнительную работу над задачей. Под исследовательской задачей будем понимать объект мыслительной деятельности, в котором в диалектическом единстве представлены составные элементы: предмет, условие и требование получения некоторого познавательного результата при раскрытии отношений между известными и неизвестными элементами задачи. Привлечение школьников к учебным исследованиям должно идти в двух направлениях - содержательном и организационном. Содержательная самостоятельность проявляется в том, чтобы ученик мог без помощи со стороны поставить перед собой учебную задачу и представить ход ее решения. Организационная самостоятельность выражается в умении ученика организовать свою работу. Таким образом, перед учителем встает проблема поиска эффективных форм и способов учебной деятельности учащихся, которые бы не просто вовлекали бы их в исследовательскую работу, но и способствовали обучению самой этой деятельности. В конечном счете, необходимо так организовать познавательную деятельность школьников, чтобы процедура учебного исследования усваивалась ими вместе с тем содержанием, на котором оно осуществляется. Итак, под учебным исследованием мы будем понимать такой вид познавательной деятельности учащихся, который способствует формированию следующих умений: добывать новые предметные знания, приемы и способы действий; самостоятельно организовывать поиск; достигать поставленных целей обучения; формировать мыслительные операции, такие как аналогия, классификация, обобщение и т.п. В настоящее время учебные исследования преимущественно используются для достижения развивающих целей обучения, поскольку они являются мощным инструментом формирования мышления, так как: обладают большими возможностями для развития умственных операций; формируют активность и целенаправленность мышления; развивают гибкость мышления; формируют культуру логических рассуждений. Поскольку во всех работах, посвященных привлечению учащихся к исследовательской деятельности в процессе решения задач, доказывается развитие исследовательских умений и навыков (формируются умения выдвигать гипотезу, выявлять существенные аспекты исследуемой ситуации и т.д.), то развивающая функция исследований очевидна. Кроме того, учебные исследования помогают достижению познавательного отношения к действительности, в силу того, что они формируют широту кругозора и являются стимулом познавательного интереса, способствуют воспитанию научного мировоззрения, выполняя, таким образом, воспитывающую функцию. Наконец, нельзя не принять во внимание и тот факт, что именно с помощью учебных исследований можно осуществлять контроль знаний основных разделов школьной математики и владение определенными методами решений, уровень логического мышления и т.п. К основным дидактическим функциям учебно-исследовательской деятельности мы относим следующие: функцию открытия новых знаний; функцию углубления изучаемых знаний; функцию систематизации изученных знаний; функцию развития учащегося, превращение его из объекта обучения в субъект управления, формирование у него самостоятельности к самоуправлению; функцию обучения учащихся способам деятельности. Анализ этапов исследований, выделяемых разными авторами, позволяет сделать вывод, что обязательными из них являются четыре, которые и образуют основную структуру учебного исследования: постановка проблемы; выдвижение гипотезы; проверка гипотезы; вывод.

    Приведем пример детской исследовательской работы.

    ЭТИКЕТНЫЕ СЛОВА РУССКОГО ЯЗЫКА, УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ СОВРЕМЕННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

    Ученика 6 класса «Б»

    Панова Юрия

    Научный руководитель: Гончарова Ольга Вячеславовна

    2013 год

    СОДЕРЖАНИЕ

    I Введение

    1.Обоснование темы. _________________________________________ стр.3

    2. Методы исследования.______________________________________ стр.4

    3.Объект исследования. _______________________________________стр.4

    4. Предмет исследования. _______________________________ ______стр.4

    II. Основная часть

    1. Изложение основного вопроса. Из истории речевого этикета. стр.4

    2.Формулы речевого этикета. _______________________________ стр.4

    3. Исследовательская часть. ________________________________ стр.8

    III. Заключение.

    1. Выводы и обобщения. ______________ стр. 13

    IV . Список литературы____________________________________ стр.14

    Введение

    1.Обоснование темы

    Важность речевого поведения хорошо осознавали еще в древности. Светлана Ивановна Львова в своей книге «Позвольте пригласить вас…, или Речевой этикет» подчеркивает это, с первых строк отсылая читателя к «Поучениям» Владимира Мономаха: «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите» .

    Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях. Каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их в своей речи.

    Мы решили разобраться в теоретических аспектах речевого этикета: в чем сила волшебных слов, почему люди так нуждаются в них. Ведь ежедневно встречаясь и прощаясь, обращаясь, друг к другу с просьбой и извиняясь за оплошность – во всех этих ситуациях нашими спутниками выступают многообразные обороты речи, которые мы произносим, подчиняясь этикету.

    На сегодняшний день особенно актуальна проблема сохранения и активного использования речевых этикетных формул.

    Мы задались вопросом, насколько активно используют современные школьники это богатство русского языка, умеют ли правильно употреблять «волшебные» слова, обращения, обороты речи, овладели ли учащиеся спортсмены-пловцы речевым этикетом и как это отражается на их успеваемости.

    Цель исследовательской работы : выявить уровень владения нормами речевого этикета спортсменов-пловцов 6 класса ГБОУ СОШ №514

    Задачи :

      Изучить теоретические аспекты речевого этикета.

      Провести анкетирование среди учеников-спортсменов 6 класса ГБОУ СОШ №514

      Проанализировать результаты анкетирования и выводы разместить в диаграммах.

      Систематизировать материал.

      Сделать выводы и обобщения по теме исследования.

      Выполнить презентацию на ПК.

    2. Методы исследования

    1 ЭТАП ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ - изучение и анализ специальной литературы по проблеме, классификация этикетных слов, обобщение по результатам анкетирования;

    2 ЭТАП ЭМПИРИЧЕСКИЙ – опрос, анкетирование.

    3. Объект исследования

    Объект исследования: ученики 6 класса «Б» спортсмены-пловцы ГБОУ СОШ №514

    4. Предмет исследования

    Предмет исследования: речь учащихся, уровень владения этикетными формулами.

    II. Основная часть.

    1. Теоретическая основа исследования. Из истории речевого этикета.

    Формулы приветствия в речевом этикете (Табл. 1)

    Формула приветствия

    Пример

    Пожелание здоровья

    Здравствуйте!

    Указание на время встречи

    Добрый день! Доброе утро!

    Эмоциональные пожелания

    Очень рад!

    Уважительная форма

    Моё почтение!

    Специфическая форма

    Здравия желаю!

    Молодежный сленг

    Хай! Хелло!

    Формулы прощания (Табл. 2)

    Формула прощания

    Пример

    Самая распространенная

    До свидания!

    Прощание на неопределенный срок

    Прощайте! Мне пора!

    Прощание-пожелание

    Всего хорошего! Всего доброго!

    Пожелание здоровья

    Будьте здоровы! Бывайте здоровы!

    Просторечные формулы

    Пока! Всего! Салют!

    Устаревшие формулы

    Честь имею откланяться! Разрешите попрощаться!

    3. Исследовательская часть.

    Анкетирование спортсменов-пловцов шестиклассников мы начали с вопросов общего характера. В результате опроса были получены следующие диаграммы.

      Знакомо ли Вам понятие речевого этикета? - в средствах массовой информации (телевидение, интернет, газеты) часто употребляются сленговые слова, речь упрощается;

      III. Заключение. Проанализировав полученные данные и сопоставив их с успеваемостью, прилежанием учащихся и любовью к чтению, мы пришли к следующим результатам: владение нормами речевого этикета напрямую связано с качеством усвоения знаний учащимися и их стремлением к саморазвитию, в том числе через художественную литературу. Некоторые учащиеся, принимавшие участие в опросе, задумались о речевых нормах этикета и культуре речи. Работа послужила повышению интереса к изучению русского языка.

      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

      1. Большой толковый словарь.- СПб: «Норинт» 2003. – 1526 с.

        Зубкова А.С.; А. С. Лукьянычева А. С. Шпаргалка по русскому языку и культуре речи. - М: 2008. - 64 с.

        Иванова В. А., Потиха З.А., Розенталь Д.З. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение, 1990. – 255 с.

        Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…, или Речевой этикет». – М: Дрофа 2007

        Чудакова Н.В. Этикет от А до Я для детей и взрослых. – М.: АСТ, 1997

        Интернет источник Статья по материалам онлайн Энциклопедии Кругосвет и Библиотеки РГИУ.

      В заключение хотелось бы отметить, что на сегодняшний день многие вопросы методологии организации исследовательской деятельности остаются недостаточно разработанными и ясными, другими словами, пред ставляют собой широкий фронт для творческого поиска. Однако стадия становления, в которой находится ее изучение, позволяет не только реко мендовать уже испытанные традиционные формы и приемы работы, но и пригласить начинающих исследователей к самостоятельному поиску.

      Список литературы

        Далингер В.А. О тематике учебных исследований // Математика в  школе. - №9. - 2000. - С. 7-10.

        Далингер В.А. Поисково-исследовательская деятельность учащихся по математике: учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. - 456 с.

        Далингер В.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в  процессе изучения дробей и  действий над ними: учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. - 191  с.

        Далингер В.А., Толпекина Н.В. Организация и содержание поисково-исследовательской деятельности учащихся по математике: учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. - 264