Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Право-научная дисциплина. Система методов науки «Теория государства и права»

    Право-научная дисциплина. Система методов науки «Теория государства и права»

    Система учебных юридических дисциплин строится, как правило, в соответствии с системой юридических наук. Преподавание учебных дисциплин призвано обеспечить глубокое и всестороннее усвоение студентами знаний о государстве и праве, привить у них навыки и умения, необходимые для практической работы в различных областях правового регулирования.

    Общая теория права как учебная дисциплина - это курс науки общая теория права , который преподается либо в средних специальных, либо в учреждениях высшего образования. Этот курс может быть разным по объему и включать в свой состав разное количество вопросов, которые должен изучить студент. Наиболее полный курс теории государства и права изучают студенты учреждений высшего образования, обучающиеся по специальности «Правоведение».

    Однако следует иметь в виду, что ни один даже самый полный курс данной науки не совпадает с самой наукой. Наука включает в себя творческую деятельность ученых по получению истинных знаний.

    Наука общая теория права значительно объемнее и многообразнее, чем аналогичная учебная дисциплина. Она включает в свой состав множество проблем, по которым высказываются самые различные, часто несовпадающие точки зрения, состоит из различных теорий, гипотез и т.д. Учебная же дисциплина включает в свой состав, как правило, основы науки и наиболее важные для данного момента времени проблемы.

    Учебная дисциплина базируется на науке, может иметь одно с ней название, но это разные системы, каждая из которых имеет свою цель свое строение. Учебная дисциплина представляет собой систему определенных теоретических сведений, построенную в соответствии с конкретной учебной программой, и предназначенную для подготовки специалистов того или иного профиля.

    Учебная дисциплина ничего не изучает (она изучается сама), и поэтому она не обладает такими характерными для науки атрибутами, как предмет и метод. Применительно к учебной дисциплине можно говорить лишь о специфике ее построения, методике изложения научных сведений.

    Назначение общей теории права как учебной дисциплины состоит в том, чтобы познакомить студента с основами науки общая теория права, вооружить его знаниями по тем вопросам, которые она изучает, поскольку эти знания юридических наук.

    Общая теория права изучается по определенной системе, которая представляет собой логически последовательное расположение вопросов, отражающих объективную структуру и содержание предмета данной науки.

    Тема 2. Понятие и сущность государства

      Понятие и признаки государства.

      Основные подходы в понимании сущности государства.

      Причины возникновения государства.

      Основные теории происхождения государства.

      Типология государства и права.

    1. Понятие и признаки государства.

    Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется тем, что названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Кроме того, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций.

    Государство – это очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление. С развитием общества изменяется и государство, его цели, задачи, структура и функции. Изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общественной жизни.

    Наука до настоящего времени не сумела выработать достаточно полное, всеобъемлющее определение государства, т.к. достаточно сложно в этом определении отразить все без исключения признаки и свойства государства.

    Вместе с тем, все государства обладают набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития:

    - публичная (государственная) власть . Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Через целую систему своих органов (аппарат управления и аппарат принуждения ) и учреждений государство осуществляет непосредственное руководство обществом; закрепляет и реализует определенный режим политической власти, защищает неприкосновенность своих границ;

    Пространственные пределы власти и распределение населения осуществляются по административно-территориальному принципу. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению государственной границы. Территория – это естественное условие существования государства. Сама территория не порождает государство. Она лишь образует пространство, в пределах которого государство распространяет свою власть;

    Государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государства – это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношении при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права;

    - система налогов и сборов является экономической основой деятельности власти. Государство, выполняя общие дела, нуждается в материальном обеспечении своей деятельности. Защита населения от внешнего врага, поддержание правопорядка в обществе, реализация социальных программ, содержание управленческого аппарата – все это осуществляется на собираемые с населения налоги;

    - издание правовых норм. Это один из самых главных признаков государства. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их законными. Без права, без законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений.

    В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данное определение содержит наиболее существенные черты и признаки государства, однако в нем слабо отражена связь государства и общества. Поэтому более точной будет следующая формулировка: государство – это политико-территориальная организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

    Наука – сфера человеческой деятельности, функциями которой являются выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

    Наука делится на отрасли по предмету объектов исследования:

    Технические, -естественные, -гуманитарные

    Особенности ТГП как науки состоит в том, что она является:

    Гуманитарной (общественной), предмет которой составляют общественные явления – государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук)

    Политико-юридической, изучающей такие социальные ин-ституты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим отличается от других гуманитарных наук).

    Теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим отличается от других юридических наук).

    ТГП может выступать и в форме науки, и в форме учебной дисциплины. Их необходимо отличать.

    Учебная дисциплина основывается на науке, призвана доводить до обучаемых в рамках учебного процесса и при помощи определенных методик уже добытые наукой и проверенные практикой знания. ТГП как учебная дисциплина представляет собой систему необходимой для подготовки специалистов информации, соответствующей конкретной учебной программе.

    Отличия науки и учебной дисциплины ТГП:

    Рамки изучения ТГП как дисциплины уже, чем науки

    Тгп как дисциплина субъективна

    Тгп как дисциплина базируется на науке

    Тгп как дисциплина входит в систему юр. дисциплин, а не в систему юр. Наук

    Цель ТГП как науки – теоретическое осмысление государственно-правовых явлений, а учебной дисциплины – формирование системы базовых знаний для профессионального изучения юр. дисциплин.

    Функции теории государства и права как учебной дисциплины:

    Познавательная, т.е. основной задачей теории государства и права выступает передача знаний о происхождении, становлении и развитии государства и права изучающим ее студентам.



    Идеологическая функция проявляется в том, что теория государства и права как дисциплина, закладывающая основы представления будущих юристов о государстве и праве ориентируется на факты и достижения, которые составляют основу и суть действующего государственного и полити-ческого строя.

    Воспитательная функция заключается в воспитании у людей, изучающих теорию государства и права правовой культуры, ценностей отвечающих запросам общества.

    Вводная функция состоит в том, что теория государства и права закладывает базовые положения и понятия всей юриспруденции, без хорошего знания теории государства и права можно ставить под сомнение возможность постижения иных юридических наук.

    Обобщающая функция заключается в том, что теория госу-дарства и права обобщает весь комплекс знаний полученных в процессе постижения юридической науки.

    2. Объект, предмет науки «Теория государства и права». 2. Объект, предмет науки ТГП. Система науки ТГП.

    Каждая наука имеет свой предмет исследования. Различают понятия «предмет науки» и «объект науки».



    Понятием объекта охватываются явления внешнего мира, на которые распространяется по-знание и практическое воздействие людей. Объект – это то, что подлежит научному изучению с помощью познавательных средств и приёмов соответствующей науки. Объект может являться общим для определённой группы наук, каждая из которых имеет в объекте свой предмет, то есть определённую сферу, проблематику, выделенные в данном объекте. Так, объектом ТГП являются государственно-правовые явления, общественные отношения, складывающиеся в государственно-правовой сфере. Однако они представляют собой объект изучения не только ТГП, но и других юридических наук. В то же время юридические науки отличаются друг от друга своим предметом.

    Предмет науки – это круг вопросов, проблем, которые она изучает. Он определяет её са-мостоятельность. Это изучаемая ею сторона объективной действительности.

    Предметом ТГП выступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий юриспруденции, во-просы методологии. Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не кон-кретного государства и права, а государственности вообще, а также понятия, которые пронизыва-ют собой всю юриспруденцию (напр., норма права, правоотношение, субъект права, юри-дический факт и т.д.). Особенность понятий, вырабатываемых ТГП, по сравнению с частными юридическими науками, состоит в том, что они имеют категориальный характер. В них содержатся теоретически обобщённые по содержанию и краткие по форме изложенные ответы на вопросы, что представляет собой то или иное государственно-правовое явление, характеризую-щее государство и право в целом, каковы определяющие, сущностные признаки данного явления. На них основываются специальные науки. Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что государственно-правовые явления исследуются во взаимосвязи как до-полняющие друг друга социальные институты.

    Исследование предмета ТГП предполагает характеристику (это предмет ТГП):

    1. сущности права и государства;

    2. общих черт, присущих праву и государству любого типа и любой системы;

    3. общих закономерностей происхождения государства и права;

    4. типов и форм государства и права;

    5. общих закономерностей, принципов и механизмов развития и функционирования государства и права;

    6. общих закономерностей взаимных связей права и государства, а также их взаимосвязь с дру-гими социальными явлениями.

    Общие закономерности – это такие связи и отношения, которые определяют развитие государства и права и одинаково свойственны всем типам государства и права; и специфи-чески преломляясь в каждом их типе, в то же время составляют «собственные» закономер-ности, присущие каждому типу государства и права, которые тоже являются предметом рас-смотрения ТГП. Иные частные закономерности анализируются в специальных юридических науках.

    Становление ТГП как науки, кроме теоретической разработки своего предмета, происхо-дит также по следующим направлениям:

    1. через обобщение данных отраслевых юридических наук;

    2. через конкретизацию философских положений;

    3. через взаимодействие с другими, неюридическими науками;

    4. путём непосредственного выхода на практику (толкование, юридическая техника, …).

    Система науки – это её строение. В рамках науки ТГП выделяют такие элементы как теорию государства и теорию права. Также выделяется такая сфера исследования как соотношение общества, государства и права; институт правовых систем; формирование правового государства и гражданского общества.

    3. Система науки «Теория государства и права».

    Наука (доктрина) - система знаний о наиболее существенных свойствах изучаемых явлений, закономерностях их существования и развития.

    Наука теория государства и права – базовая фундаментальная юридическая наука, изучающая общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.

    Объект ТГП – некоторая целостность, изучаемая многими науками, и каждая из них имеет в этом объекте свой предмет, т.е. определенный участок, сферу, проблематику. Для ТГП такой объект государство и право, которые изучаются и другими общ-ми науками. Понятие объекта шире понятия предмета. Предмет – часть изучаемого объекта, одна из его сторон, своеобразная ниша конкретной науки. Гос-во и право являются объектом познания многих наук. Что касается предмета, то он у каждой общественной науки свой и не совпадает с предметом изучения др-х общественных наук.

    Установить предмет теории государства и права это значит определить круг тех общественных, а точнее - государственно-правовых явлений, институтов и учреждений, которые теория государства и права охватывает собой и изучает.

    Предмет ТГП: наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования Г и П (данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности и права вообще); система основных понятий юриспруденции, которые пронизывают собой все юр науки.

    Специфика предмета ТГП:

    Изучаются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как целостных системных явлений общественной жизни, обеспечивающих развитие конкретизирующих закономерностей отдельных государственных и правовых явлений.

    Будучи взаимообусловленными, государство и право исследуются наукой ТГП в органическом единстве и системном взаимовлиянии на иные явления и процессы (экономику, политику, психологию и т.д.).

    Результат познания закономерностей функционирования госу-дарства и права выражается в формулировании понятий, категорий и определений государственно-правовых явлений (сущность, функции, механизм, форма государства; сущность, функции, форма права; правоотношения, юридическая ответственность и т.д.).

    Структура предмета: 1. Юридическая догматика (понятийно-категорийный аппарат); 2. Юридическая техника (основные принципы и теоретические модели правотворчества и реализа-ции права); 3. Юр. методология (основные средства, приемы, способы и принципы познания в области юридической науки).

    Структура ТГП:

    Теория государства (которая рассматривает наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства)

    Теория права (которая, соответственно, изучает общие закономерности, относящиеся к правовой жизни общества - проблемы регуляторов общ-ных отношений, современного правопонимания, признаки права, учение о нормах права, источниках права, механизме правового регулирования, системе права; понятие правовой системы и важнейшие мировые правовые системы; правотворчество и законотворчество, теория реализации права, юридическая техника, общее учение о правоотношениях; правомерное поведение, правонарушения и юр ответственность; пра-восознание и правовая культура)

    4. Метод, методика и методология науки «Теория государства и права».2. Методология науки ТГП.

    Вообще методологию в собственном смысле слова можно понимать в двух значениях:

    1. как науку о методах научного познания, в рамках которой изучается понятие метода, виды ме-тодов, их система, принципы научного познания, использование различных методов в иссле-довательской деятельности учёного. В её рамках даётся теоретическое обоснование использу-емых в науке методов познания окружающей нас действительности.

    2. как систему методов (приёмов, способов), используемых в той или иной науке для познания её предмета. Т.о., каждая наука характеризуется не только собственным предметом исследова-ния, но и методологией.

    Методология ТГП – это система приёмов, способов, подходов, логических приёмов, кото-рые используются ею для познания своего предмета (сущности, общих закономерностей возник-новения, развития, функционирования государственно-правовых явлений) и получения научных результатов.

    Для получения объективных научных знаний, полноценной научной информации об иссле-дуемых явлениях деятельность учёного должна быть основана на определённых принципах познания, таких как принцип всесторонности, принцип историзма, принцип комплексности, эмпирической основы исследования, принцип объективности, конкретности, плюрализма (многоаспектности). При этом важно не подменять юридическое исследование философским, социологическим или другим, не смешивать юридический подход к познанию государства и права с философским или иным другим подходом.

    Методы науки – это приёмы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и получения научных результатов. Это способы познания и способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета. Метод в научной деятельности – это знание, с помощью которого получается (добывается) новое знание. Таким образом, знания являются и средством, и целью научной деятельности учёного. В качестве метода изучения новых знаний выступает сама теория, познанные закономерности, позволяющие заблаговременно распознать общие тенденции в развитии государственно-правовых явлений.

    Многие методы универсальны, но применительно к предмету познания различных наук они приобретают свою специфику и т.о. можно говорить о формировании самостоятельных, особых методов познания в рамках той или иной науки. Каждая наука имеет свою методологию, состоя-щую из основополагающих философских методов, обще- и частнонаучных методов.

    Т.о., можно выделить следующие методы:

    Всеобщие (универсальные, философские, мировоззренческие) методы: это диалектика (это наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления; выделяют материалистическую и идеалистическую диалектику, последняя делится на объектив-ный и субъективный идеализм) и метафизика (это идеалистическое философское учение о неиз-менных, раз навсегда данных и недоступных опыту началах мира, рассматривающее явления вне их взаимных связей, вне движения, изменения и развития). Именно философия обеспечивает базу, основу понимания общих принципов развития государственно-правовых явлений. Только с учётом знания законов единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания, перехода количественных изменений в качественные, а также благодаря использованию таких диалектических категорий, как сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, можно правильно осмыслить и проанализировать природу многих государственно-правовых явлений. Обобщая данные всех наук, охватывая мир единой системой понятий, принципов, законов и категорий, философия как цельная мировоззренческая наука выступает в качестве мировоззренческой основы познания всех явлений природы и общества, в том числе государства и права. Общественную жизнь философия научно объясняет как целостный естественно-исторический процесс, что позволяет верно определить место и роль государства и права в этом процессе и таким образом понять их сущность, содержание и в том числе характер осуществляемых ими функций. Мировоззренческое значение философии заключается и в том, что она объясняет материалистическую сущность государства и права, закономерности их становления, развития и функционирования. Прямое отношение к анализу государства и права имеет требование философии изучать предметы и явления в развитии, с учётом изменений. Философия даёт универсальную методологию, охватывающую наиболее общие закономерности развития природы, общества и мышления. Всеобщие методы раскрывают наиболее общие закономерности движения человеческой мысли к истине. Так, причины возникновения и сам факт существования государства и права объективный идеализм связывает с божественной силой либо объективным разумом; субъективный идеализм – с сознанием человека, с согласованием воли людей (договором), материалистическая же диалектика – с социально-экономическими изменениями в обществе (появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы). С позиций материалистической диалектики всякое явление (в том числе государство и право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями.

    Общенаучные методы: это методы, общие для ряда наук, но являющиеся специальными по отношению к всеобщим. Они отражают способы познания на определённом этапе. К ним можно отнести системный метод (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление много-образных типов связей в нем), анализ (условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части), синтез (изучение явления путем условного объединения его состав-ных частей), индукции (индукция – от частного к общему, от фактов – к гипотезе (утверждению), возможность предсказать, установить общность предметов) и дедукции – (от общего к частному (средство доказательства)), функциональный метод (ориентирует на выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим), структурный метод, аналогия, моделирование, обобщение и др. Эти методы имеют некоторые общие принципы, применяемые при исследо-вании сложных систем, объектов, структур.

    Частнонаучные методы: это методы, свойственные определённой группе наук, отрасли научного знания. К ним относятся:

    1. Формально-юридический метод. Он помогает описать, классифицировать и систематизи-ровать государственно-правовые феномены, исследовать их внешнюю и внутреннюю формы. (ис-следование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников права, фор-мальной определённости права, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники, исследование форм государства, определение компетенции государственных органов и т.д.) Формальный метод составляет обязательную, необходимую ступень в научном познании права и государства, ибо помогает описать, обобщить, классифицировать, систематизировать, передать полученное знание ясным, вполне определенным образом.

    2. Метод сравнительного государствоведения и правоведения. Он основывается на изу-чении и сопоставлении большого числа сходных объектов. Сравнению могут быть подвергнуты государства или правовые системы различных исторических типов, различных стран и конти-нентов, одной и той же страны на разных этапах ее существования, при этом для поиска истины необходимо анализировать количественные и качественные стороны объекта, теорети-ческие и эмпирические его характеристики.

    3. Метод государственного и правового моделирования. Суть его заключается в том, что меж-ду различными государственными и правовыми явлениями имеется определённое сходство, сле-довательно, зная свойства и признаки одного из них (модели), можно с достаточной степенью точности судить о других.

    4. Конкретно-социологический метод. Направлен на анализ функционирования политиче-ских и правовых институтов, результатов их действия при помощи статистических данных, данных средств массовой информации, опросов и т.п. С его помощью можно выявить степень эффективности функционирования всех ветвей государственной власти, правового регулирования, состояние законности в стране. Используются такие приёмы как наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент, моделирование …

    5. Метод интерпретации. Как логико-языковой метод необходимо присущ юридической науке, так как её объект - право, внешне выступает как совокупность логико-языковых явлений - норм, нормативных правовых актов.

    6. Системно-структурный метод. Он состоит в том, что изучаемое явление рассматривается как явление сложно организованное, имеющее внутреннюю структуру, складывается из эле-ментов (частей), между собой связанных.

    5. Система методов науки «Теория государства и права».

    Наука теория государства и права – базовая фундаментальная юридическая наука, изучающая общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.

    Наряду с предметом, свойственным любой научной и учебной дисциплине, теория государства и права имеет также и свой метод. По сравнению с предметом теории государства и права, который дает ответ на вопрос о том, какую область общественно-политической и правовой жизни изучает данная наука и дисциплина, метод указывает на то, как, каким образом она это делает.

    Метод теории государства и права – совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается право и государство. Совокупность же методов научного познания действительности формирует методологию исследования. Методика – конкретное воплощение метода

    В зависимости от области применения конкретного метода различают всеобщий метод материалистической диалектики, общенаучные, частнонаучные, прикладные.

    Философской основой теории государства и права служит все-общий метод материалистической диалектики, этот метод рас-пространяется на все без исключения конкретные науки и на все этапы или стадии процесса познания. Одной из причин эффективности данного метода является то, что с его помощью определяется и теоретически отражается реальный исторический путь, который проходили и проходят государство и право. Диалектико-материалистический метод позволяет акцентировать внимание исследователя не только на выяснении особенностей и определении понятий государства и права, но и на их связях между собой и окружающими их явлениями, институтами и учреждениями. (метафизика, рассматривающая государство и право как вечные и неизменные институты и диалектика, которая подразделяется на материалистическую и идеалистическую, диалектический метод, т. е. учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и сознания).

    Общие методы - это приемы, которые не охватывают все науч-ное познание, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относятся анализ, синтез, системный и функциональный подход, метод социального эксперимента.

    Анализ означает условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части (многие категории теории государства и права формируются путем раскрытия их существенных признаков, свойств, ка-честв).

    Синтез предполагает изучение явления путем условного объе-динения его составных частей. Анализ и синтез, как правило, применяются в единстве.

    Системный подход состоит в том, что изучаемое явление рас-сматривается как сложно организованное, имеющее внутреннюю структуру, складывается из элементов (частей), между собой связанных. Этот метод дает возможность рассматривать в качестве системных образований государственный аппарат, политическую и правовую систему, нормы права, правовые отношения, правонарушение, и т.п.

    Функциональный подход ориентирует на выяснение форм воздействия одних социальных явлений на другие. Этот метод дает возможность познать функции государства и отдельных его органов, функции правосознания, юридической ответственности и т.д.

    Метод восхождения от абстрактного к конкретному и от кон-кретного к абстрактному (процесс познания формы государства может двигаться от абстракции «форма государства» к ее конкретным видам на примере конкретных государств и наоборот). При таком подходе познание формы государства будет углубляться, конкретизироваться, а само понятие «форма государства» начнет обогащаться конкретными признаками и особенностями.

    Частнонаучные методы вырабатываются самой теорией госу-дарства и права и другими юридическими науками и используются преимущественно в пределах этих наук. (формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод, правовое моделирование).

    Можно выделить два метода, которые относятся к частноправовым являющимися сугубо юридическими:

    Формально-юридический метод состоит в исследовании используемых в праве категорий, дефиниций, конструкций специально-юридическими приемами. Он дает возможность детально изучить технико-юридическую и нормативную стороны права и на этой основе профессионально заниматься юридической деятельностью.

    Сравнительно-правовой метод позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы - законы, юридическую практику и т.д. в целях выявления их общих и особенных свойств.

    Прикладные методы (социологический, кибернетический, ма-тематический, статистический и другие.) Социологический ме-тод позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере. Статистический метод позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений таких, как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т.д. Статистические исследования складываются из трех стадий: сбор статистического материала, сведение его к единому критерию и обработка. Кибернетический метод - это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств ки-бернетики познать государственно-правовые явления. Математический метод - это совокупность приемов оперирования с количественными характеристиками. Методы особенно важны для теории государства и права, ибо данная наука является методологической по отношению к другим юридическим наукам, которые ее используют в своей эволю-ции.

    6. Функции науки «Теория государства и права».

    Наука теория государства и права – базовая фундаментальная юридическая наука, изучающая общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.

    Функции теории государства и права – это основные направления действия данной науки, необходимые для решения стоящих перед ней целей и задач.

    Теории государства и права, как системе, присущи следующие функции:

    С помощью онтологической функции (онтология - наука о бытии) теория государства и права познает суть государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т.п.

    Гносеологическая функция (гносеология - теория познания) теории государства и права состоит в выработке научных кон-цепций, доктрин, правовых понятий, категорий, а также приемов и способов, помогающих научному познанию государства и права.

    Эвристическая функция (эвристика - искусство нахождения истины). Теория государства и права не ограничивается позна-нием и объяснением государственно-правовых явлений, а от-крывает новые закономерности в их развитии.

    Политико-управленческая функция предопределена не только тем фактом, что теория поставлена на службу тем или иным общественным интересам, но и особенно тем обстоятельством, что государство и право играют значительную роль в социально-экономической и культурной жизни государства. Теория государства и права призвана формировать основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.

    Методологическая функция. Теория государства и права создает систему понятий и категорий, применяющихся во всех иных юридических науках, имеющую основополагающее значение для юриспруденции в целом.

    Осуществляя идеологическую функцию, теория государства и права приводит в систему идеи и взгляды о государстве и праве, воздействует непосредственно на волю и сознание субъектов и социальную жизнь как важный идеологический фактор.

    Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства.

    Прогностическая функция теории государства и права проявляется в предвидении тех или иных изменений в государственно-правовой действительности; в определении тенденций развития государственно-правовой жизни, в вы-движении гипотез об их будущем.

    7. Место науки «Теория государства и права» в системе общественных наук.

    ТГП – общественная политико-правовая теоретическая наука, изучающая наиболее общие закономерности возникновения, существования, функционирования и развития ГиП, ГП-ых явлений, процессов, отношений универсального свойства и качества. Имеет собственный понятийно-категориальный аппарат. Закладывает основную методологию ГиП-ведения.

    Науки делятся на общественные – изучающие жизнь общества, естественные – окружающий и природный мир, технические – себя в мире.

    ТГП относится к общественным к общественным наукам изучает общественные явления и отношения, по объекту научного исследования она связана с другими общественными науками, изучающими те или иные явления ГП-ой жизни: политологией, социологией, культурологией, экономикой, философией, историей.

    Используя данные политологии (науки о политике и политической жизни), теория государства и права рассматривает государственно-правовые явления в контексте политической среды. С другой стороны, политология использует теоретические выводы и обобщения, связанные с такими социальными институтами, как государство и право (понятие, признаки, формы и функции государства, соотношение политического и государственно-правового режимов и т.п.).(политико-управленческая f).

    Социология – наука о возникновении и развитии социальных систем. ТГП также изучает развитие социальных организаций общества.

    Культурология – наука о культуре. ТГП изучает и формирует правовую культуру общества.

    Экономика – наука о рациональном использовании ресурсов. ТГП помимо прочего изучает экономические отношения людей, отношения производства, обмена, распределения, экономические аспекты возникновения и развития ГиП.

    Философия – наука о бытии, сущности человека и мира. С помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции ТГП, в результате чего последняя вооружается общей методологией познания государственно-правовой действительности

    История – наука, изучающая человека в прошлом. ТГП изучает, в частности, закономерности возникновения, существования ГиП, ГП-ых явлений, и, соответственно, человека внутри этих явлений.

    8. Место науки «Теория государства и права» в системе юридических наук.

    Юридическая наука – вся совокупность государствоведческих и правовых наук, отличающихся друг от друга по степени абстракции и специализации.

    Система юридических наук: фундаментальные – теоретико-исторические науки: ТГП, ИОГП, ИГПЗС, философия права, ИППУ; отраслевые и межотраслевые – конституционное, административное, гражданское, уголовное право и т.д.; прикладные (ближе всего стоят к практике и непосредственно её обслуживают) – криминалистика, криминология, юридическая психология и др.

    ТГП является фундаментальной и основополагающей юр. наукой, имеющей базовое методологическое значение для остальных юр. наук (направляющая отрасль знаний, разрабатывающая основополагающие критерии и ценности государственно-правовых явлений с т.з. единства и взаимозависимости, взаимодействия ГиП. Теория государства и права в системе юридических наук наиболее тесно связана с историей государства и права и историей политических и правовых учений. В несколько меньшей степени, но также достаточно тесно связана она с отраслевыми и межотраслевыми юридическими науками. Что же касается прикладных юридических наук, то с ними теория государства и права связана значительно меньше.

    9. Общество: понятие, признаки, структура.

    Общество – продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (экономических, нравственных, религиозных и др.) связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями.

    Общество – это устойчивое объединение людей, которые связаны друг с другом, зависят друг от друга, обладают общими интересами и целями и реализуют их через совместно скоординированную деятельность.

    Общество – это социальная организация людей, проживающих на определённой территории. Это сложная саморазвивающаяся система связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными, классовыми отношениями и интересами.

    В обществе действуют прежде всего не биологические, а социальные законы.

    Общество – устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общим интересом и взаимодействующих друг с другом на основе общеобязательных норм в целях удовлетворения индивидуальных потребностей.

    Рассмотрение общества в качестве системы общественных отношений, основу которых составляют экономические (материальные) отношения, позволяет,

    во-первых, подходить к нему конкретно-исторически, выделять различные общественно-экономические формации (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое общество);

    во-вторых, выявить специфику главных сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной);

    в-трётьих, четко определить субъектов социального общения (личность, семь нация и др.).

    Признаки общества:

    1. это объединение людей, взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения общих значимых для них потребностей. Это потребности, например, в общении, в пище, в безопасности и др. Удовлетворить эти потребности можно только в скоординированной деятельности. Это не означает, что в обществе отсутствуют социальные противоречия.

    2. это взаимодействие людей, наделённых волей и сознанием. В обществе должны существовать осмысленные, сознательные, волевые взаимосвязи, отношения друг к другу.

    3. характеризуется особой устойчивостью. Она существует на основе объективно сложившегося интереса, который не подменяет частные или групповые интересы, а формируется на их основе.

    4. оно должно быть самодостаточным. т.е. способным собственной деятельностью создавать и воссоздавать всё необходимое.

    5. наличие власти и специальных норм регулирования общественных отношений. Власть как способность и возможность подчинять и подчиняться способствует упорядочению социального взаимодействия людей.

    6. наличие культуры, которая придаёт духовный смысл человеческой жизнедеятельности, унифицирует человеческие желания и стремления.

    Сферы общественной жизни, которые определяют необходимые типы взаимной деятельности: 1). материальная 2). духовная 3). организационная (коммуникативная).

    Вместе с обществом возникает социальная власть – это организованная сила, обеспечивающая взаимодействие различных социальных групп с возможностью подчинять своей воле.

    Структура общества: Прежде всего общество можно представить как систему взаимосвязанных и взаимодействующих между собой социальных общностей. Для каждой общности характерно выделение того или иного ведущего признака: пол, возраст, национальность, профессия, роль, статус и т.д. Этот общий признак является доминирующим и должен принадлежать всем членам общности, определяя её специфику и отделённость от других общностей. С другой стороны, общий признак является тем консолидирующим началом, благодаря которому разрозненная масса людей приобретает характер целостного образования. Этот общий признак может иметь природный (пол, возраст) или социальный (религиозная принадлежность, статус и т.д.) характер.

    Говоря о социальной структуре, обязательно необходимо выделять и учитывать особенности субъектов социальной системы, т.е. тех элементов социальной системы, которые выступают как относительно самостоятельные “действующие лица”. Такими субъектами социальной системы являются прежде всего индивиды, общности и социальные институты. Субъекты социальной системы вступают между собой в различного рода социальные отношения.

    Социальная общность – это совокупность людей, которую характеризуют условия их жизнедеятельности, общие для данной группы взаимодействующих индивидов. Социальные общности можно разделить на виды, наиболее общими из которых являются классы, слои и группы.

    Общество не может обойтись без социальных институтов, т.е. устойчивых социальных объединений, общностей и групп, выполняющих необходимые функции и взаимодействующих друг с другом на основе различных социальных норм. Социальные связи в них обусловлены организацией управления. Эти связи являются институциональными.

    Социальная структура общества – это характеристика видов социальных институтов, таких как сословия, классы, этнические, профессиональные, социально-демографические группы на определённом этапе исторического развития.

    10. Социальные институты: понятие, признаки, виды.

    Общество - сложная динамическая система, сущность которой раскрывается в многообразных связях и отношениях, склады-вающихся между его членами и их объединениями.

    Признаки общества, характеризующие его как социальную систему:

    Иерархичность

    Саморегуляция (связанное с обеспечением самоорганизации различных видов психической активности человека.)

    Открытость (как система, непрерывно взаимодействует с ее средой)

    Информационность

    Самодетерминированность (закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов)

    Самоорганизация (процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия (изменение внешних условий мо-жет также быть стимулирующим воздействием)

    Обязательный формальный признак общества – совокупность индивидов, обладающих сознанием и волей.

    Объединение индивидов в человеческое общество происходит лишь на основе общего интереса. Без общих интересов общество немыслимо. Интересы, в одном и том же обществе могут быть не только сходные, но и противоположные. Но не всякая совокупность людей, объединенных общими интересами является общ-вом. Совокупность индивидов должна быть заинтересована не только в чем то, находящимся вне её, но и должна осознавать что эта цель достижима только при совместном стремлении к ней. Это означает, что у совокупности людей должна быть заинтересованность друг в друге, дающая возможность осуществления интересов каждого.

    Т.о. в понятие общ-во включаются следующие основные признаки:

    Совокупность индивидов, одаренных волей и сознанием.

    Общий интерес, имеющий постоянный и объективный хар-тер.

    Взаимодействие и сотрудничество на основе общих интересов.

    Регулирование общ-ных интересов посредством общеобяза-тельных правил поведения.

    Наличие организованной силы (власти) способной обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность.

    Способность и реальная возможность к самообновлению и со-вершенствованию общества.

    Сфера жизни общества - определенная совокупность устой-чивых отношений между социальными субъектами.

    Сферы общества включают в себя:

    Определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);

    Социальные институты (такие, как семья, школа, партии, цер-ковь);

    Сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

    Сферы общественной жизни: социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.), экономическую (производительные силы, производственные отношения), политическую (государство, партии, общественно-политические движения), духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

    Стратификация - это деление общества на специальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по горизонтали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления.

    Основными элементами общества как системы выступают социальные институты.

    Социальный институт – устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов.

    К числу основных институтов относятся: экономические (раз-деление труда, собственность, налоги и др.); политические (государство, армия, партии и др.); воспитательные и культурные, созданные для развития культуры, социализации детей, передачи им культурных ценностей об-щества (институты брака и семьи; школы, художественные учреждения); социальные или общественные в узком смысле, регулирующие повседневные контакты (местные общества, товарищества, объединения); религиозные и др

    Основные признаки соц. институтов относятся: - Символы – образы, представления об институте, отражающие в концентрированном виде его специфические черты;- Основные роли – образы поведения;- Физические черты – материальные воплощения социального института (здания, вещи, предметы);- Кодексы поведения – способ ролей и осуществление социального кон-троля.

    Делятся на:

    Признаки социальной нормы:

    Общий характер, (адресовано индивидуально-неопределённому кругу лиц (одновременно всем людям); регу-лирует наиболее типичные устойчивые общественные отноше-ния; рассчитано на неоднократное применение; существует длительный заранее неопределённый период времени.)

    Регулирует только общественные отношения, то есть отношения между людьми.

    Индивидуальный регулятор - указание совершить опреде-лённые действия или воздержаться от каких-либо действий, ад-ресованное индивидуально-определённому лицу (конкретный человек или определённая группа лиц).

    Стихийные регуляторы - это какие-либо объективные при-родные явления, а также процессы, в той или иной степени воз-действующие на общественные отношения.

    11. Социальное регулирование: понятие, характеристика, элементы. Социальные регуляторы.

    Общество позволяет достичь определённой упорядоченности в жизни людей при помощи социального регулирования.

    Порядок в обществе – необходимое условие его нормальной жизнедеятельности. Это урегулированность, стабильность, слаженность, согласованность общественных отношений, определенная гармония в поведении людей.

    Общественный порядок есть следствие урегулированности, упорядоченности социальных отношении. Регулировать (в социально жизни) - значит направлять поведение людей и их социальных общностей, деятельность органов и организаций, вводить их в определенные рамки, целенаправленно их упорядочивать. Существование и развитие социального регулирования, его место и значение в обществе характеризуются рядом закономерностей.

    Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует своей меры социального регулирования. Если объем и интенсивность регулирования меньше требуемой меры, то неизбежны стихийность, неорганизованность, подрывающие общественный порядок. Наоборот, излишняя, т. е. сверх меры, регламентация ведет к заорганизованности, к ограничению инициативы и саморегулирования. Эта мера зависит от уровня зрелости общества, наличия и остроты в нем противоречий, от степени развития общественного сознания и культуры, прочности сложившихся традиций и т.д.

    Во-вторых, по мере развития социума в общественном регулировании изменяется соотношение социального и психобиологического факторов человеческого поведения. Роль социального фактора постепенно возрастает.

    В-третьих, с усложнением социальной жизни ее регулятивные механизмы количественно и качественно изменяются, появляется целая система регулятивных норм.

    Социальное регулирование – это определение поведения людей и их коллективов, придание ему направления функционирования и развития, установление для него определённых рамок с помощью определённых правил, требований, которые вырабатываются самим обществом, и которое позволяет ему существовать как единому целому.

    Целью социального регулирования является обеспечение порядка в обществе, упорядочение общественных отношений, разрешение споров и конфликтов. Социальное регулирование определяет направления дальнейшего развития, формирования общественных отношений.

    Различают два основных вида социального регулирования (которые составляют его структуру):

    Индивидуальное регулирование – это упорядочение поведения людей при помощи разовых персональных регулирующих акций, решений, относящихся к отдельным случаям, к конкретным лицам. Это простейший вид социального регулирования, осуществляемый путем выполнения различных оперативных решений, заданий, команд руководителей трудового процесса, родителей и т. д. Индивидуальное относится к конкретному субъекту, является индивидуальным приказом действовать соответствующим образом. Оно имеет неоспоримые достоинства, ибо позволяет решать те или иные жизненные проблемы с учетом персональных качеств исполнителей. Однако очевидны и его существенные недостатки: каждый раз проблему нужно решать заново, отсутствует единый порядок, а также налицо широкие возможности для личного усмотрения и субъективизма.

    Нормативное регулирование – упорядочение поведения людей, деятельности органов, организаций при помощи общих правил, т. е. стандартов, образцов, эталонов, моделей поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны, подчиняться все, кто окажется в сфере действия таких правил. Нормы (правила) адресованы всем членам общества или определенной его части и не имеют конкретного адресата.

    Оба эти вида неразрывно связаны между собой. Посредством общих правил достигается единый порядок в обществе. При нормативном регулировании значительно снижаются возможности для проявлений субъективизма, господства случая и произвола. Правда, и оно в силу своей абстрактности не лишено недостатков. Поэтому обычно нормативное регулирование осуществляется в сочетании с индивидуальным.

    Цивилизация выработала множество различных норм и правил, которыми люди руководствуются в своей повседневной жизни и деятельности. Среди них моральные, правовые, политические, этические, корпоративные, религиозные, привычки, традиции, нравы, обряды, деловые обыкновения, приличия, …

    Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разнообразных факторов (регуляторов). Регуляторы – это те факторы, которые оказывают воздействие на общественные отношения и их участников, с помощью которых осуществляется социальное регулирование.

    В их числе выделяют следующие:

    1. так называемые «стихийные» регуляторы как непосредственное проявление естественных законов природы и общества. Факторы стихийного регулирования носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий общемирового масштаба, явлений экономического порядка, феноменов массового поведения и т.п. Это, например, массовые сезонные заболевания, демографические процессы, миграция населения и т.д. В своём стремлении к порядку общество и государство стремятся взять под свой контроль данные факторы, однако это удаётся далеко не всегда. (не зависят от воли людей)

    2. социальные нормы как регуляторы, связанные с сознанием людей (формируются по воле людей)

    3. акты индивидуального регулирования, выступающие в виде целевого, адресного воздействия субъектов друг на друга. (формируются по воле людей)

    Указанные факторы могут играть в обществе как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. Причём целенаправленную функциональную направленность стабилизации имеют прежде всего социальные нормы.

    Все социальные регуляторы подразделяются на нормативные (существуют в виде норм, т.е. правил поведения общего характера) и ненормативные (связаны с использованием др. организационных форм закрепления и существования в общественном сознании – ценностный, информационный, директивный). Некоторые авторы исключают из системы социального регулирования блок ненормативных социальных регуляторов.

    12. Социальные нормы: понятие, признаки, виды.

    Социальное регулирование - воздействие на поведение людей, общественные отношения с целью придания им определённого направления в развитии. Социальное регулирование следует отличать от технического, биологического и тому подобного регулирования, поскольку оно, в отличие от названных, воздействует только на отношения между людьми.

    Социальное регулирование в целом принято делить на нормативное и казуальное. Нормативное регулирование воздействует на индивидуально-неопределённый круг лиц (то есть на всех людей), а казуальное - воздействует на конкретного человека или поимённо определённую группу лиц. Социальное регулирование осуществляется посредством специальных приёмов, которые принято называть социальные регуляторы. Предмет соц. регулирования состоит из след элементов:

    а) субъекты правовых отношений. Субъекты в свою очередь могут быть индивидуальными и коллективными;

    б) их поведение, поступки, действия;

    в) объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес;

    г) социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений

    3 подхода к предмету соц регулирования: предмет-соц. отношения, поведение, сознание и воля

    Социальный регулятор - совокупность определённых норм, упорядочивающих поведение людей или состояние иных объектов регулирования в различных сферах жизнедеятельности.

    Делятся на:

    Нормативные регуляторы (Социальная норма) - правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений, в той или иной степени подкреплённые мерами социального воздействия. Человек живёт в социуме, поэтому неизбежно вступает в общественные отношения (отношения с людьми и организациями), которые урегулированы социальными нормами.

    Признаки социальной нормы:

    Общий характер, (адресовано индивидуально-неопределённому кругу лиц (одновременно всем людям); регулирует наиболее типичные устойчивые общественные отношения; рассчитано на неоднократное применение; существует длительный заранее неопределённый период времени.) - Регулирует только общественные отношения, то есть отношения между людьми.

    Подкреплена мерами общественного воздействия, чтобы побудить людей её исполнить.

    Индивидуальный регулятор - указание совершить определённые действия или воздержаться от каких-либо действий, адресованное индивидуально-определённому лицу (конкретный человек или определённая группа лиц).

    Стихийные регуляторы - это какие-либо объективные природные явления, а также процессы, в той или иной степени воздействующие на общественные отношения.

    Соц нормы

    Типы социальных норм:

    Групповые привычки - нормы малых групп. Появляются и продолжают существовать только в малых группах (семьях, спортивных командах, дружеских компаниях).

    Общие правила - нормы больших групп (общества в целом). Это манеры поведения, традиции, этикет. Каждая социальная группа обладает своими обычаями, правилами поведения, традициями. Существуют манеры поведения пожилых людей, национальные обычаи.

    Нормативность социального поведения напрямую связана с ролевыми функциями человека в обществе в целом, социальной группе. Эти функции определены его статусом в такой группе. Социальная норма, прививаемая человеку, группе и обществу, диктует поведение, которое будет ожидаемо. Формируются стереотипы, виденье человеком своего должного поведения.

    Социальные нормы выполняют собственные функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

    как стандарты поведения (правила, требования, обязанности);

    как ожидания поведения (стереотипы, реакция других людей).

    Социальные нормы имеют всеобщий характер. Социальная норма, фиксируя какое-либо правило поведения, влияет не на конкретного индивида, а на всех людей, находящихся в аналогичных ситуациях. Для социальных норм характерны:

    неопределённость адресата (тому, кто находится в конкретном качестве, в конкретных условиях, предусмотренных социальными нормами);

    универсальность применения (в актах общественных отношений, производства, обмена, взаимодействия индивидов);

    многократная повторяемость (критерий исторического процесса, обозначающий закономерность развития).

    Виды социальных норм по механизму формирования

    Право - система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения, регулирующих общественные отношения.

    Обычай - правило поведения, складывающееся в течение длительного времени на основе опыта жизнедеятельности относительно большой группы лиц, которое исполняется добровольно в силу привычки.

    Мораль - правила поведения, основанные на представлениях о добре и зле, хорошем и плохом, существующие в общественном сознании и подреплённые мерами общественного осуждения (общественным мнением). Мораль бывает следующих видов:

    Личная мораль - представление о должном поведении отдельно взятого человека, внутреннее убеждение, которое он не нарушает.

    Общественная мораль (нравственность) - общепринятые представления о должном поведении в конкретном обществе.

    Религиозные нормы - правила поведения, основанные на вере в сверхъестественные существа и подкреплённые обещанием благополучия или наказания в потусторонней жизни.

    Корпоративные нормы - правила поведения, закреплённые в соответствующем документе (устав, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, Кодекс корпоративного поведения, кодекс чести и др.), вырабатываемые относительно небольшой группой лиц (корпорацией, членами различных общественных организаций, трудовых коллективов, учебных заведений, предпринимательских союзов, клубов и т. д.) и обязательные для исполнения в рамках этой группы под угрозой корпоративного принуждения в виде предупреждения, выражающего недовольство поведением члена (участника) организации, так и исключения из организации.

    Иные социальные нормы

    Наряду с перечисленными социальными нормами, в теории выделяются также эстетические нормы, под которыми понимаются правила (критерии, оценки) красоты и прекрасного в их противопоставлении безобразному.

    По сфере действия:

    Экономические, политические, эстетические, экологические, религиозные, технические

    Административное право как наука и учебная дисциплина.

    В системе права и юридических наук административное право занимает особое положение в силу специфики государственного управления. Становление административного права как науки началось в странах западной Европы. Процесс ее развития начался около трехсот лет назад во Франции, Пруссии и России. В этих странах были изданы нормативные акты, регулирующие деятельность полиции. Далее издаются кодифицированные полицейские акты: Полицейский кодекс во Франции в первой половине 18 века, Устав благочиния в России в 1782 г., затем в 1832 г., Устав о предупреждении и пресечении преступлений.

    В работах германских ученых Г. Берга «Учебник полицейского права» (1809 г.) и Р. Моля «Наука полиции как учение о правовом государстве» (1832 г.) наука о полиции приобретает юридическую характеристику.

    Значимым этапом в познании природы государства и государственного управления явились труды Шарля Монтескье, обосновавший в своем труде «О духе законов» идею государственного устройства. В его трудах были заложены основы теории разделения властей. Исполнительная власть рассматривалась как «ветвь общего древа», преобладающая и устойчивая. Особенностью исполнительной власти является ее отношения с гражданским обществом.

    Основателем теории полицейского права как предтечей административного права был французский административист Н. Деламор, чья работа «Мысли о полиции 1707 г.» содержит материал о деятельности полиции по охране населения, собственности, дорог, торговли, финансов, обеспечению безопасности.

    В России мысли Деламора получили развитие в трудах И.Н. Платонова, Н.Ф. Рождественского, П. Гуляева. Основная задача в трудах этих ученых заключалась в обосновании важной роли государства и полиции в охране общественного порядка и обеспечении безопасности и благосостояния граждан. Необходимо отметить, что наука о полиции охватывала знания в юридической, политической, экономической и финансовой сферах. Рождественский Н.Ф. в своем сочинении «Рассуждение о мерах правительства к сохранению жизни и здоровья народа» (СПб. 1836 г.), анализировал проблемы качества пищи, воды и жилья, чистоты и устройства улиц.

    Особый этап в развитии науки о праве составили труды Гегеля, углубивший философское понимание сущности государства в своем труде «Философия права».

    Крупный специалист в области административного права немецкий ученый Лоренц Штейн в своей работе «Учение об управлении 1865 г.» уделил внимание вопросам изучения полиции и полицейского права, государства и общества, сочетания трех элементов общественной жизни: личного, духовного и хозяйственного.

    В 1874 г. в Санкт-Петербурге появляется издание «Учение об управлении, или право Управления» в котором указывается, что право регулирует основные стороны управления и деятельности исполнительной власти, а также функционирование правительства, полиции, армии, местного самоуправления, определяет ответственность органов управления, различия между законами и распоряжениями. Классической работой, знаменовавшей вершину русской науки полицейского права, явился фундаментальный труд И. Е. Андреевского (Полицейское право 1871-1873г.).

    Расширение и усложнение государственного управления поставили перед учеными – полицеистами задачу замены науки полицейского права наукой административного права. Немецкий ученый Л. Штейн в работе «Учение об управлении (1867)» теоретически обосновал такую замену тем, что государственное управление в 19 веке вышло за пределы полицейской деятельности, охватило различные сферы социальной жизни (экономику, финансы, оборону) и поэтому полицейское право, судя по названию, оказалось узкой отраслью права для регулирования разнообразных по своему содержанию управленческих отношений.

    Существенный вклад в преобразовании науки полицейского права в административное право внес немецкий административист О. Майер в своей работе «Немецкое административное право 1895 г.» в которой обосновал задачу исследования юридической природы органов государственного управления, форм их деятельности и взаимоотношения с гражданами, конфликтных ситуаций и механизмов их устранения.

    Существенное значение в развитии науки административного права имели работы французских ученых - административистов 19 - начала 20 века де Жерандо, Г. Бартелеми, М. Ориу, А. Батби. Так, в работе Г. Бартелеми «Элементарный трактат о полиции» (1901) система административного права включала три части: в первой исследовались органы исполнительной власти, во второй – формы и методы их деятельности, в третьей – административные суды и процедуры по судебным искам.

    Немецкая и французская доктрины административного права повлияли на формирование русской административно-правовой науки, видными представителями которой в конце 19 века были И.Т. Тарасов, В.Ф. Дерюжинский, М.М. Шпилевский, Н.Н. Лазаревский, Э.Н. Берендтс.

    В России в науке административного права на рубеже 19 – 20 веков образовались два течения: либеральное и консервативное.

    Представители либерального течения (Э.Н. Берендтс, В.Ф. Дерюжинский, В.М. Гессен, А.И. Елистратов и др.) считали, что административно-правовая наука должна полностью отказаться от понятий, свойственных полицейскому праву.

    Представители консервативного течения (И.Т. Тарасов, В.В. Ивановский, Н.Н. Белявский и др.) полагали, что замена полицейского права административным должна осуществляться постепенно, однако полицейское право как совокупность правовых норм не исчезнет, а войдет в состав административного, выполняя свою функцию.

    В конце 20-х – начале 30-х годов прошлого века марксистско-ленинские теоретики права стали отрицать административное право, как проявление буржуазно-юридического мировоззрения, обосновывая тем, что с построением бесклассового общества административно-правовая форма исчезает с развитием социалистического планирования, а значит, в социалистическом обществе не будет необходимости в административном праве. И только в 1938 году Институтом права Академии наук СССР была разработана программа советского административного права.

    Административное право как учебная дисциплина предусматривает не только усвоение правового материала в рамках отрасли права, но и ориентирует обучающихся на усвоение правовых категорий иных отраслей права, а также ориентироваться в текущем административном законодательстве. При изучении дисциплины обучающиеся должны знать принципы и функции государственного управления, формы и методы реализации исполнительной власти, сущность и содержание управленческих отношений, систему и структуру органов исполнительной власти федерального и регионального уровней и их правовой статус.

    Административное право как учебная дисциплина позволяет усвоить правовые особенности применения мер государственного принуждения, полномочия органов судебной и исполнительной власти при рассмотрении ими дел об административных правонарушениях, обращений физических и юридических лиц; правовые основы государственной службы; способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

    Другое значение учебной дисциплины заключается в изучении особенной части административного права, нормы которой регулируют отношения в политической, экономической, социально-культурной и межотраслевой сферах.

    Таким образом, общественные отношения, составляющие предмет административного права как науки и учебной дисциплины довольно многообразны в силу своей специфики, которые возникают, развиваются и прекращаются в различных сферах, где требуется государственное управление.

    100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    Слова «административное право» могут означать и название соответствующей отрасли права, и название отрасли юридической науки. Но это словосочетание имеет и третий смысл: так называется специальная юридическая учебная дисциплина.

    Этот учебный курс признан обязательным предметом для всех высших и средних юридических учебных заведений. Он содержит систематизированную, отвечающую требованиям методики преподавания систему необходимых для получения юридического образования знаний о государственной администрации. Очевидно, что без знания принципов и норм, регулирующих внутриаппаратные отношения и отношения государственной администрации с гражданами, муниципальными, частными и государственными организациями, юридическое образование будет неполным.

    К сожалению, учебный план предусматривает явно недостаточное количество часов для преподавания этой учебной дисциплины. Такая недооценка административного права как отрасли права ведет к беглому изложению в курсе многих важнейших вопросов. Более того, в результате не хватает времени, чтобы в учебном курсе рассмотреть вопросы лицензирования, таможенного дела, призыва на военную службу, раскрыть хотя бы самые важные составы административных проступков, систему мер борьбы с нарушителями налогового законодательства, правил дорожного движения и многие другие важные аспекты правовой деятельности.

    Недостаточность количества часов, отводимых для изучения курса административного права, станет более очевидной, если учитывать роль административного права как базовой, фундаментальной отрасли, науки, учебной дисциплины. Именно она содержит многие основные понятия публичного права: «ведомство», «исполнительный орган государственной власти», «служащий», «административный акт», «административная ответственность», «административный надзор», «административный режим», «административная опека» и др. Можно говорить о том, что административное право имеет своего рода «материнскую роль» для всех курсов публичного права.

    Известно, что концепция высшего юридического образования ориентирует на подготовку высококвалифицированных, широко образованных специалистов, способных к активному творческому участию в государственно-правовой жизни, обладающих политической и правовой культурой. В условиях, когда на преподавание административного права отводится в два, а в ряде вузов - в четыре раза меньше часов, семестров, чем на изучение гражданского и даже уголовного права, будущий юрист не получает необходимой всесторонней юридической подготовки. А за последние годы резко возрос спрос на специалистов, умеющих готовить проекты нормативных актов, оказывать юридическую помощь в решении вопросов приватизации, лицензирования, в защите прав водителей автотранспортных средств, налогоплательщиков, участников таможенного дела.

    Следует отличать науку административного права от соответствующей учебной дисциплины.

    Во-первых , учебная дисциплина базируется на соответствующей науке. Содержание курса во многом зависит от того, каковы достижения науки, насколько полно административно-правовые нормы и отношения исследованы учеными. Научные исследования могут быть не систематизированными, в науке возможны пробелы, неисследованность определенных правовых явлений. А курс должен быть полным, беспробельным. Поэтому в последние годы, когда не все административно-правовые новеллы привлекли внимание ученых, авторам учебников (кстати, ведущим ученым) приходится пополнять «копилку знаний» об административно-правовых феноменах или просто комментировать новые нормы, акты.

    Во-вторых , результаты научных исследований содержатся в диссертациях, монографиях, статьях, докладах, а содержание курса административного права раскрывается в учебниках, учебных пособиях, программах, лекциях.

    В-третьих , не все результаты научных исследований востребуются учебной дисциплиной. В ней должны содержаться только наиболее значимые для студентов, учащихся положения. Так, огромное количество научных работ посвящено деятельности органов внутренних дел, а в учебниках о них рассказывается лишь на небольшом числе страниц. Написано много содержательных монографий, статей по вопросам государственной службы, но лишь малая толика их содержания может быть востребована в учебной литературе.

    В-четвертых , различны цели науки и учебной дисциплины. Цель науки - систематизация, приращение знаний, критический анализ системы правовых норм, реальных общественных отношений с использованием разнообразных методов исследований. А учебная дисциплина призвана довести до студентов, учащихся, слушателей при помощи методик преподавания, как правило, уже добытые наукой, проверенные на практике сведения, выводы, рекомендации.

    В-пятых , содержание учебной дисциплины в гражданских учебных заведениях зависит от режима секретности. Так, до 90-х гг. нормы о государственной тайне, оперативно-розыскной деятельности, как правило, были секретными. Поэтому соответствующие вопросы в курсах административного права на юридических факультетах университетов, в юридических институтах, техникумах не рассматривались.

    В-шестых , учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Содержание научных исследований детерминировано существующими административно-правовыми актами, нормами, отношениями. А содержание курса во многом зависит от пристрастий, опыта, системы научных взглядов составителей учебных планов и учебных программ, преподавателей, ведущих учебные занятия, от авторов учебников.

    Кстати, начиная с 1995 г. издан ряд учебников по административному праву. Среди них нет похожих, они различны по содержанию, объему, научному уровню. В целом такое разнообразие сейчас положительно. Оно - проявление одного из важнейших постулатов современных российских реформ - плюрализма. Студенты, аспиранты, преподаватели могут выбирать учебник, который они считают сейчас более подходящим для них, пользоваться разными, сравнивая подходы разных авторов к одним и тем же вопросам, круг освещаемых тем, структуру, содержание и даже качество изложения материала курса. А сравнение всегда будит мысль, способствует развитию творчества, самостоятельности мышления.

    Как и в случае с любой другой учебной дисциплиной, особенно находящейся в становлении, допустимы различные модели преподавания интернет-права. Вместе с тем в контексте общего методологического подхода, заложенного в настоящем издании, представляется, что основные факторы сети Интернет и системные правовые проблемы информационно-телекоммуникационных технологий объективно задают основную направленность содержания данной дисциплины.

    Так, в рамках интернет-права как учебной дисциплины представляется нецелесообразным ограничиваться исключительно национальным правовым регулированием, более того, это практически невозможно. Информационно-телекоммуникационные технологии по своей природе предполагают глобальный формат взаимодействия, в том числе правового. Данный аспект, в приложении к правовым аспектам, делает необходимым в любом случае рассматривать в контексте интернет-права как общие вопросы юрисдикции (в смысле возможности государства осуществлять свои функции, прежде всего правоприменительные) на определенной территории, в том числе с учетом возможного экстерриториального действия законов, так и отдельные отраслевые подходы. Говоря о проблемах интернет-права, нельзя обойти вниманием, например отдельные нормы гражданского законодательства, регулирующие применимое право, а равно отдельные нормы процессуального законодательства, определяющие возможность национальных судов рассматривать споры с иностранным элементом. Иные системные проблемы задают содержание дисциплины интернет-права примерно в таком же ключе. интернет право лессиг

    Если рассматривать интернет-право как комплексный правовой институт, то анализ и представление основных правовых проблем и способов их решения также с необходимостью ставит вопросы о соотношении различных отраслей права и конкуренции между ними. Это представляет собой как раз тот аспект «киберправа», о котором писал Л. Лессиг: например, в Российской Федерации действуют законы об информации, о персональных данных и другие специальные акты, регулирующие, строго говоря, информационные отношения, но какова их правовая природа? Особенно остро эта проблема требует разрешения именно в связи с информационно- телекоммуникационными технологиями, а ответ на вопрос об их правовой природе позволяет формулировать подходы к разрешению как теоретических, так и практических проблем.

    Характерной проблемой, решение которой зависит от определения отраслевой природы нормативных правовых актов, регулирующих информационно-телекоммуникационные технологии, является проблема получения согласия субъекта персональных данных в электронной форме. Часть 4 ст. 9 Закона о персональных данных предусматривает, что равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с Законом об электронной подписи. В свою очередь, Закон об электронной подписи указывает в ч. 2 ст. 6, что информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Допустим, под простой электронной подписью понимается в том числе сочетание логина и пароля, что возможно, основываясь на ч. 2 ст. 5 Закона об электронной подписи. Но что собой представляет соглашение между участниками электронного взаимодействия? В отсутствие каких-либо иных ясных ориентиров, можно предположить, что такое соглашение может принимать значение и форму гражданско-правового договора. Однако сейчас нет сомнений п том, что гражданско- правовой договор, несмотря на системные правовые проблемы сети Интернет, может заключаться и в электронной форме. Более того, если даже предположить что таком гражданско-правовой договор должен заключаться, исходя из смысла положений Закона об электронной подписи, в письменной форме, из системного толкования п. 3 ст. 438 и п. 3 ст. 434 ГК РФ следует, что письменная форма договора считается соблюденной, если лицо, получившее оферту (выраженную, например, в электронной форме на сайте), в указанный срок совершило действия по выполнению указанных в них условий, т.е. акцептовало ее конклюдентными действиями. Получается, что если мы допускаем возможность применения положений гражданского законодательства к отношениям по поводу электронной подписи (и, следовательно, персональных данных), можно создать механизм получения согласия субъекта персональных данных, которое будет признаваться равнозначным содержащему собственноручную подпись и исполненному на бумажном носителе, но при этом все отношения между сторонами будут полностью реализованы в электронной форме!

    В контексте рассмотрения интернет-права как учебной дисциплины, не менее важно отметить и ее связь с другими правовыми дисциплинами. И здесь вновь проявляется специфика подхода: если интернет-право представляет собой комплексный межотраслевой правовой институт, то по своей природе оно связано практически со всеми другими отраслевыми дисциплинами. При этом если следовать теоретическому подходу Л. Лессига, интернет-право также связано и с комплексом теоретических и даже исторических правовых дисциплин, хотя данная область в российской науке на сегодняшний день относится к числу наименее исследованных. Предметом общей теории права является совокупность наиболее общих представлений о праве.

    Классическим разделом, который можно встретить практически в любом учебнике по общей теории права или дисциплине, названной иначе, но имеющей тот же предмет, является раздел о действии закона во времени, пространстве и по кругу лиц. Чаще всего содержание таких разделов исчерпывается общеизвестными подходами, основанными на положениях международного публичного права, и связанными преимущественно с «физическими» аспектами социальной реальности (государственные границы, континентальный шельф и т.н.), а также классическими подходами к экстерриториальности в контексте международного дипломатического и консульского права. Однако изучение проблем интернет-права со всей наглядностью подсказывает, что сейчас общество и государство столкнулось с необходимостью выработки совершенно новых подходов к действию закона как минимум в пространстве, исходя из концепции «виртуального суверенитета» и общего представления о том, что государство должно оказывать управляющее воздействие в том числе правовыми способами не только на «реальную» территорию, но и на «виртуальную». Особенно это актуально в информационном обществе, где информация осознанно воспринимается как ценный ресурс, имеющий серьезное экономическое значение.

    Любопытно, что и другие науки теоретического и исторического цикла могут быть релевантны предмету интернет-права в широком смысле слова -- в частности, история правовых и политических учений содержит немало исторических подходов к пониманию того, как должно быть организовано человеческое общение в обществе, и многие модели такой организации и управления мы можем сейчас наблюдать в различных сетевых сообществах.Интернет еще молод для того, чтобы его правовое регулирование могло бы стать предметом истории государства и права, однако многие подходы к регулированию тех институтов, которые получили особую актуальность в цифровую эпоху (например, неприкосновенность частной жизни или, собственно, авторское право), имеют серьезные исторические прототипы, которые могут стать хорошим предметом диахронного сравнительного анализа. А само сравнительное правоведение неизбежно имеет методологический потенциал в контексте правовых интернет-исследований, поскольку анализ правового регулирования информационно-телекоммуникационных технологий, глобальных по своей сути, не может не быть основан на сравнительно-правовом методе.

    Что касается отраслевых наук, то связь здесь очевидна, и вряд ли имеет смысл перечислять все отраслевые науки в данном фрагменте. Останавливаясь на самом главном, и подчеркивая ту очевидную мысль, что интернет-право, как и другие дисциплины, не может быть не основано на релевантной части конституционно-правовых знаний, следует прежде всего отметить гражданское право.Гражданское право в контексте интернет- права интересно не только особенностями заключения договоров в электронной форме, но и с точки зрения практически всех остальных своих правовых институтов в той части, в которой отношения могут быть опосредованы информационно-телекоммуникационными технологиями и при этом находиться как бы под воздействием системных правовых проблем регулирования сети Интернет. Кроме того, многие объекты, составляющие неотъемлемую часть интернет-инфраструктуры (в широком смысле слова), сами по себе часто регулируются нормами права интеллектуальной собственности, что также должно учитываться в контексте преподавания, неизбежно предполагающем взаимосвязь с данной частью гражданского права.

    Кроме того, совершенно очевидно, что интернет-право в принципе невозможно без международного частного права, которое содержит немало ценных теоретических и практических подходов к разрешению правовых проблем, возникающих в отношениях с иностранным элементом, тогда как отношения в сети Интернет практически всегда, в той или иной степени, такой элемент содержат.