Войти
Образовательный портал. Образование
  • Как рассчитать налог на автомобиль по лошадиным силам Изменения по транспортному налогу в году
  • Храм Солнца: Черная Пагода Конарака
  • В Туве упал космический корабль «Прогресс» видео падения Борис Леконцев, заслуженный метеоролог РФ
  • Тесты что лишает меня энергии
  • Владимир Иванович Долгих: биография Долгих секретарь цк кпсс
  • Глисты у собаки: симптомы, фото, лечение и профилактика
  • Формат обратной связи сотруднику. Культура обратной связи: из HR-бантика в мощный инструмент

    Формат обратной связи сотруднику. Культура обратной связи: из HR-бантика в мощный инструмент

    Обратная связь: что за сигнал?

    С оценочной точки зрения, обратная связь (ОС) может быть позитивной (комплимент) или негативной (критика). Критика и комплименты - это то, без чего мы жить не можем. Нет, серьезно, это две важнейших составляющих профессиональной жизни. Комплименты укрепляют уверенность в себе, позволяют выразить симпатии, понять, кому нравится то, что мы делаем. Критика, как бы неприятна она ни была, часто оказывается очень своевременной и полезной, если воспринимать ее не как злонамеренную попытку обидеть или принизить, а как сигнал для корректировки поведения, стиля или направления работы. В целом критика и комплименты помогают нам следить за тем, чтобы не опускаться ниже достигнутой планки развития.

    Все мы периодически не знаем, как расценивать критику: она по делу или нет - и что дальше? И не всегда понятно, как относиться к комплиментам - хвалят, чтобы что-то получить или искренне.

    Большинство из нас воспринимают критику слишком лично и теряют уверенность в себе, а от комплиментов мы, сами не замечая как, начинаем немного и еще чуть-чуть расслабляться. Но не критиковать и не хвалить друг друга мы тоже не можем - это один из базовых трафиков общения, позволяющий нам непрерывно актуализировать систему координат и свое положение в пространстве жизни и работы.

    Если задуматься, тема восприятия обратной связи - одна из самых болезненных: правильные и неправильные реакции со временем формируют ландшафт жизни, общения, карьеры и развития.

    Что значит - правильные и неправильные? Адекватные ситуации и не соответствующие ей. То есть задача для руководителя - научиться давать обратную связь способом, соответствующим ситуации, а задача сотрудника - научиться проникать в смысл обратной связи и реагировать на нее продуктивно. Есть ли риск заменеджерить естественные отношения людей и сделать их «пластиковыми», работая исключительно по схемам? Фанатизм реализует вообще любые риски, а если сохранять адекватность, тогда инструменты - схемы, модели и матрицы - только помогут внести рациональность и общую семантику в рабочую обратную связь, сделать отношения в команде более здоровыми.

    Умение давать обратную связь (ОС) - является одной из ключевых управленческих компетенций любого современного руководителя. Хорошая обратная связь сигналит о том, насколько верно сотрудник продвигается к цели, нужно ли поправить курс или изменить скорость (а возможно - вообще срочно развернуться в обратную сторону). Для сотрудника обратная связь является основным ориентиром - правильно ли он работает, то ли он делает или нет! Обратная связь влияет, как на подчиненного, так и на руководителя, именно она позволяет своевременно корректировать, а то и изменять ход выполнения задач и конструктивно критиковать, не разрушая межличностных отношений. Словом, значение ОС в процессе взаимодействия руководитель-подчиненный трудно переоценить. К сожалению, очень не многие руководители правильно дают ОС, или вообще ее не используют.

    Оглянитесь вокруг - мы постоянно получаем мощный поток оценок, критики, советов, обсуждений и осуждений и нас самих, и каждого нашего действия. Что наполняет этот поток?

    • Сопереживание?
    • Желание продемонстрировать собственное превосходство?
    • Стремление причинить боль?
    • Намерение поставить на место?
    • Равнодушно исполнить протокол?
    • Помочь исправиться?

    Увы - порой даже искреннее желание помочь напоминает крепкие дружеские объятия дикобраза - и исколет, и заноз насажает.

    Сравните: «Скажу жестко: я тебя учу, учу, а ты еще молодой и бестолковый, невнимательный, и все это ради тебя! Услышь меня!!!» и «Ты уже работаешь 2 недели, учишься, стремишься, стать профессионалом, остается только отработать этап работы с возражениями, и ты будешь просто молодец! Какая помощь тебе нужна от меня?».

    В какой из «оберток» Вы получали обратную связь чаще? Какая будет способствовать эффективной работе сотрудника?

    Конечно, из любого прикосновения жизни можно извлекать полезные уроки - если Вам хватило сил после этого прикосновения устоять на ногах. И все же, с точки зрения эффективности, гораздо лучше, когда ОС дается с соблюдением определенных принципов и правил.

    Итак - грамотные советы, или принципы эффективной ОС.

    Обратная связь это - это сообщение человеку (коллективу) информации о действиях, результатах и последствиях.

    Рассмотрим виды обратной связи :

    • Положительная
    • Отрицательная (критика: Конструктивная и Неконструктивная)

    Положительная обратная связь (признание, похвала) )

    Основной принцип Признания и Похвалы:

    Признание делается, как самому человеку (как личности), так и его действиям, и результатам

    - Михаил, ты профессиональный и творческий человек! Благодаря новому взгляду на структуру нашего интернет магазина, продажи по направлению корпусная мебель, в этом квартале, выросли на 17% в сравнении с прошлым годом!

    Признание действенно только тогда, когда Вы: Говорите сотруднику в лицо, что вы собираетесь высказать своё мнение о его работе, хвалите не откладывая.

    Как делать Признание:

    1. Конкретно говорите сотруднику в лицо, что он сделал правильно

    Михаил, благодаря, изученной информации и усовершенствованию структуры нашего интернет магазина…..

    1. Говорите ему, что вам приятно то, что он сделал правильно , как это поможет компании и всем коллегам

    ….мне приятно работать вместе с таким профессионалом, как ты!

    …благодаря твоим действиям, мы сможем инвестировать полученный доход в производство….

    ….. для отдела маркетинга будет закуплена новая программа…

    1. Делайте паузу , чтобы дать ему почувствовать, как вам приятно
    2. Побуждайте сотрудника добиваться ещё больших успехов

    Михаил, я верю, что ты можешь большее! А твоя стажировка в Лондоне, будет этому способствовать….

    Помните, что похвала должна быть - искренней!

    Иногда - мы начинаем выдавать ОС, не совсем соответствующую реальности. Желание ли это понравиться, боязнь ли огорчить, или что-то еще - итог печальный. Сотрудник, получивший неискреннюю ОС «в розочках», тут же осознает этот факт и… останавливается в развитии. Ваша ОС должна быть честной и искренней. Не нужно молчать о недостатках - иначе сотрудник о них так и не узнает. Не нужно придумывать несуществующих достоинств - иначе человек не будет понимать, над, чем ему дальше работать. Неискренняя ОС бессмысленна, так как не выполняет своей основной задачи. Объективная картина всегда складывается из ИСКРЕННИХ мнений, не подстраивающихся под ситуацию.

    Отрицательная обратная связь:

    Это критика. Но она может быть как конструктивной, так и неконструктивной (деструктивной - разрушительной).

    Конструктивной критике подлежит не сам человек, а его действия и результаты.


    Алгоритм конструктивной критики

    1. Сформулируйте задачу , которая была поставлена перед подчиненным (а лучше - пусть сам сформулирует)

    Михаил, скажи, что необходимо было сделать?

    2. Скажите ему, что конкретно он сделал неправильно

    ….в твоем отчете, не описаны потребности целевой аудитории сайта…

    3. Дайте понять, что Вы на самом деле на его стороне

    Михаил, я знаю тебя, как профессионального и ответственного менеджера, что произошло?…

    4. Напомните ему, как высоко Вы цените его

    …..я знаю и ценю тебя и результаты всех твоих проектов…

    5. Повторите, что Вы хорошо относитесь к нему , но не к его работе в данной ситуации

    Михаил, ничего личного, но твой отчет….совершенно не годится…

    6. Поставьте задачу исправить недостатки

    …. К 15 октября подготовь новый отчет, внести в него исследования потребностей целевой аудитории…

    7. Запомните, что если критика завершена, она завершена НАВСЕГДА

    • Конструктивная обратная связь ДИСЦИПЛИНИРУЕТ
    • Помогает сотруднику измениться
    • Фокусируется на будущем
    • Руководитель выступает в роли наставника

    Сначала похвалите!

    В теории, это самый горячо поддерживаемый, а на практике самый трудный принцип.

    Казалось бы - так просто сказать сотруднику, в первую очередь, о том, что у него получается хорошо, похвалить его, порадоваться вместе с ним! Но в реальной жизни почему-то все складывается наоборот - менталитет такой у нас, такой что ли?

    Почему так важно начать с похвалы?

    • сотрудник прилагал большие усилия, старался - это важно обязательно отметить для закрепления позитивной мотивации, дать положительную оценку достигнутому результату;
    • это поможет более конструктивно воспринимать информацию о недостатках;
    • сотрудник будет знать о своих сильных сторонах, о том, на что ему можно опираться в дальнейшей работе, это укрепит его уверенность в своих силах.
    • Вы сами, обращая внимание, в первую очередь, на сильные стороны подчиненного.

    Иногда, на тренингах, возникает вопрос - а что делать, если похвалить не за что? Придумывать что-нибудь, нарушая принцип искренности? Или сразу критиковать, нарушая принцип дружественности? Ответ здесь простой. Человека всегда есть за что похвалить. Если Вы не можете найти поводов для похвалы - значит, что-то не так с Вами, как руководителем (или вы специально нанимаете на работу только плохих сотрудников J ?)… Значит, Вам нужно срочно поработать над собой в этом направлении.

    10 правил Конструктивной Критики

    • Выслушайте объяснение
    • Сохраняйте ровный тон
    • Прежде чем критиковать, найдите, за что похвалить
    • Критикуйте поступки, а не человека
    • Не ищите «козла отпущения»
    • Ищите вместе решение, и не обвиняйте
    • Не критикуйте при свидетелях! (хвалите на людях)
    • Не копите претензии, давайте обратную связь по мере их возникновения
    • Прежде чем критиковать, подумайте, нет ли вашей вины?

    Неконструктивная или деструктивная (разрушающая) критика.

    Как правило, типичными последствиями неконструктивной критики является демотивация, потеря интереса к работе, страх проявления инициативы, ухудшение межличностных отношений.

    Четыре причины неудачной критики:

    • Фатальность « Тебе нужно было поступить так-то!»
    • Назидательность « Учись прислушиваться к моим советам!»
    • Эмоции (разнос на повышенных тонах)
    • Негативное обобщение «Ты всегда всюду не успеваешь, срываешь работу, вредишь и т.п…..!»

    Неконструктивная обратная связь, по своей сути обобщающая, не содержит конкретики, фактов, оценочная с переходом на личность сотрудника….

    Неконструктивная обратная связь:

    • Фокусируется на прошлом
    • Критикующий выступаем в роли СУДЬИ
    • Критикующий начальник стремится заставить работать сотрудников
    • Основано на мнении критикующего
    • Содержит скрытые и открытые оскорбления
    • Направлено на принижение позиции подчиненного

    По поводу неконструктивной обратной связи, поделюсь интересной притчей:

    «Один молодой, человек купил красивый дом с прекрасным садом. А его соседом был завистливый человек. До такой степени завистливый, что каждый раз делал какую-либо гадость. И вот в одно прекрасное утро, молодой, человек открыл двери своего дома, и на крыльце увидел ведро, полное помоев. Он взял это ведро, вылил помои, начистил ведро до блеска, пошел в свой сад и наполнил это ведро самыми спелыми, самыми красивыми яблоками и отправился к своему соседу. Завистливый человек, увидев, что к его дому приближается сосед, обрадовался: “Наконец-то я его достал!” и побежал открывать двери своего дома, надеясь на скандал. Но, открыв двери, он увидел соседа, который протягивая ведро, полное красивых яблок, сказал: “Кто чем богат, тот тем и делится…”»

    Кстати, в отзывах участники тренингов говорили, что принцип - в первую очередь замечать вокруг себя позитивное - постепенно превращался в привычку и коренным образом изменил их систему взглядов на мир вокруг в целом. И жизнь стала гораздо радостнее, добрее и насыщеннее. Попробуйте и Вы!

    Чтобы сотрудники понимали вас и хотели добиваться результатов вместе с вами, важно грамотно обсуждать с ними их слабые и сильные стороны и ставить им цели. В этой методичке вы найдёте техники, рекомендации и примеры по подаче обратной связи менеджерам по продажам.

    Цели обратной связи

    • помочь сотруднику осознать свои сильные и слабые стороны;
    • поддержать действия, повышающие эффективность работы;
    • помочь извлечь опыт из допущенных ошибок.

    Что значит правильная обратная связь

    • параметры оценки прозрачны, понятны и известны сотрудникам;
    • процедура оценки объективна, не основана на личных симпатиях/антипатиях - для этого часто приглашают специалиста со стороны;
    • разбору подлежат ситуации, которые произошли недавно, например, в течение одной отчётной недели;
    • критика должна быть обоснована результатами оценки;
    • критика должна быть конструктивной, то есть предлагать пути решения проблем;
    • должна существовать система поощрений отличившихся сотрудников;
    • должна вестись статистика, по которой можно проследить прогресс.

    Услуга «Контроль качества отделов продаж» : кому это пригодится, и как мы это делаем

    Как давать обратную связь менеджерам

    Модель «Бутерброд»

    Блок разбора ошибок (развивающая обратная связь) находится между блоками позитивной обратной связи. Применяется в беседах по постановке целей, корректировке результатов, развитию сотрудников:

    Менеджер Сергей исправил ошибки прошлой недели, но план по продажам пока не выполнил. Даём Сергею обратную связь.

    Начнём с положительного. «Сергей, на этой неделе ты преуспел и исправил ошибки, которые мы встречали в твоих разговорах на протяжении месяца. Теперь во время разговора по телефону ты обращаешься к клиентам по имени, заинтересованно ведёшь диалог, назначаешь следующий шаг продажи».

    Обсудим то, что требует коррективов, обсудим план улучшений. «При этом есть куда расти. Обрати внимание на презентацию продукта, компании. Наши клиенты обращаются в десятки компаний, нам нужно выделяться среди них, заинтересовать клиента своим предложением. Давай обсудим, что ты можешь сделать для этого». Нет открытой критики, мы обговариваем с сотрудником план улучшения его показателей.

    Завершаем беседу позитивно. «Отлично, план действий согласован, приступаем к работе. Постарайся обзвонить текущих клиентов, используя план, который мы обсудили. Если будут сложности и вопросы, обращайся».

    Модель SOR

    Подходит в случаях, когда сотрудник нарушил стандарты работы компании, совершил проступок:

    Менеджер Алексей не ответил на заявку клиента в установленное время, клиент разорвал контракт на сервисное обслуживание.

    Напоминаем о стандарте (Standart). «Алексей, в нашей компании есть правило - заявка на сервис должна обрабатываться как можно скорее, максимум в течение 30 минут. Клиент должен в течение 30 минут знать, что мы приняли заявку и начали работать».

    Излагаем факты и наблюдение (Observation). «Вчера в 10:15 поступила заявка от нашего клиента, но ты перезвонил только в 15:00. Клиент прождал много времени и пытался самостоятельно устранить неисправность».

    Обсуждаем влияние на бизнес, результат поступка сотрудника (Result). «В результате клиент решил разорвать контракт сервисного обслуживания, потому что не получил помощи в указанное время».

    Следующий шаг - осознание сотрудником своего поступка и принятие обязательств за последствия своего поведения.

    Модель BOFF

    Новый менеджер Ирина регулярно нарушает стандарты качественного сервиса: невежливо общается с клиентами, с опозданием обрабатывает заявки, забывает вовремя перезвонить, задерживается во время обеденных перерывов.

    Поведение (Behaviour). Изложите Ирине свои наблюдения о её работе. Конкретно, на языке фактов, желательно с деталями, датами наблюдений. Обсудите причины. Иногда бывает, что сотрудник не вполне осведомлён о том, что от него ждут.

    Результат (Outcome). Обсудите с Ириной, как её поведение (раздражение и грубость в общении с клиентами, игнорирование заявок, длительное отсутствие на рабочем месте после перерыва) сказывается на результатах бизнеса, на количестве обслуживаемых клиентов, на числе поступающих от клиентов жалоб.

    Чувства (Feelings). Скажите о том, что вы чувствуете, зная, что Ирина работает таким образом. Вы расстроены, огорчены, не очень счастливы, вам неприятно осознавать. Обсудите, что чувствуют другие менеджеры, когда Ирины длительное время нет на рабочем месте, и им приходится обрабатывать дополнительное количество звонков. Тем самым вы поможете Ирине осознать неприемлемость её поведения.

    Будущее (Future). Обсудите с Ириной, как ей изменить своё поведение. Лучше всего задавать вопросы и получать ответы от сотрудницы. Это позволит ей принять ответственность за решения и действия в будущем. В конце беседы договоритесь о конкретных действиях и сроках, наметьте план действий на будущее. Желательно запланировать дату следующей встречи, чтобы проконтролировать и обсудить прогресс Ирины.

    • прослушайте звонок вместе;
    • спросите оператора, что он в целом думает об этом звонке;
    • спросите оператора, что он считает, он сделал лучше всего;
    • спросите оператора, что он думает о впечатлении клиента и воспользуется ли клиент снова услугой или продуктами компании;
    • спросите оператора, что бы он хотел улучшить в этом звонке;
    • теперь выскажите своё мнение об этом звонке, пользуясь, например, моделью «бутерброд»;
    • выберете одну узкую область, на которой сосредоточитесь, используя технику SMART. Не берите тему «обслуживание клиентов» - она слишком обширная для одной сессии;
    • проиграйте ситуацию заново: вы - клиент, а менеджер попробует учесть свои ошибки и построить общение с учётом замечаний.

    Любому руководителю знакомо ощущение, что разговор с сотрудником прошел не так хорошо, как хотелось бы. И это логично – стоит подчиненному услышать «Давай поговорим», как его пульс учащается, а в глазах мелькает паника, даже если вы собираетесь его похвалить.

    В этой статье мы расскажем, как правильно давать обратную связь сотруднику и на что следует обратить внимание.

    Кто ваш собеседник?

    В первую очередь необходимо учитывать опыт сотрудника, с которым вы разговариваете. Обратная связь, которая сработает с новичком, вряд ли даст необходимую мотивацию для бывалого сотрудника. И напротив, «ветеран» может хорошо воспринять ваш отзыв, тогда как нового сотрудника такая подача испугает или расстроит.

    Позитивную обратную связь для новичка следует сосредоточить на его сильных сторонах. Это повысит лояльность и поможет сотруднику увереннее относиться к предстоящим задачам. Негативный отзыв нужно давать прямо, но при этом показать, что вы доверяете сотруднику и готовы ему помочь. Предложите несколько примеров, выслушайте ответ и вместе определите, что ему требуется, чтобы работать лучше.

    Как правильно давать обратную связь сотруднику, который работает в компании давно? Позитив свяжите с его целями, поговорите о трудностях, которые нужно преодолеть, чтобы освоить новые навыки. В аналогичном ключе следует давать и негативную обратную связь – с опорой на карьерный рост и цели.

    На какое время назначить разговор?

    Руководители – занятые люди, но это не значит, что разговор с сотрудником нужно просто втиснуть в свободную строку в ежедневнике. Время должно быть удобным и для вас, и для него, поэтому не стоит назначать встречу на середину рабочего дня:

    • утром вы оба еще не загружены задачами и можете пообщаться;
    • в конце дня у вас будет больше времени обдумать результаты беседы.

    Что касается длительности, помните, что разговор может занять дольше, чем хочется. Поэтому оставьте запас и запланируйте встречу перед относительно неважным делом, которое можно будет отложить или отменить без особого вреда.

    Как построить беседу с сотрудником?

    Обратную связь стоит разделить на несколько частей по известной в западном HR схеме «Stop / Start / Continue / Change». Расскажите сотруднику:

    • от каких подходов в работе следует отказаться;
    • какие приобрести;
    • какие использовать и дальше;
    • какие можно улучшить.

    Помните, что обратную связь лучше всего давать в форме диалога. Для этого задавайте сотруднику открытые вопросы – то есть те, на которые нельзя ответить «да» или «нет».

    В то же время сосредоточьтесь на теме разговора и не позволяйте ни себе, ни собеседнику отклоняться от нее.

    Стоит ли делать заметки?

    Перспектива разговора с начальником, который постоянно что-то записывает в блокнот, напугает любого. Однако заметки во время беседы с сотрудником делать необходимо:

    • при следующем разговоре с сотрудником (или общей оценке эффективности персонала) будет понятнее, в какую сторону он развивается;
    • ими можно обосновать решение изменить зарплату или уволить сотрудника.

    Поэтому обязательно записывайте важные детали и новые сведения – к примеру, раскрылась ли в ходе разговора какая-либо информация о работе сотрудника в прошлом или его целях на будущее.

    После окончания беседы запишите собственные впечатления в отдельном документе:

    • что понравилось;
    • что можно было бы улучшить;
    • нужно ли поменять подход к обратной связи с данным сотрудником.

    Что делать после разговора?

    После того, как вы дали сотруднику обратную связь, логично ожидать, что он учтет ваши комментарии и внесет коррективы в работу. Но за этим необходимо проследить.

    К примеру, если во время разговора вы расставили ключевые точки, убедитесь, что ваш собеседник выполняет обещанное. Отметьте нужные даты в календаре и своевременно узнавайте, как дела у сотрудника.