Войти
Образовательный портал. Образование
  • Гороскоп здоровья — Близнецы
  • Безе: состав, калорийность, пищевая ценность, полезные свойства, вред
  • Сонник: к чему снится Операция
  • Салат из свежей капусты и огурца
  • К чему снится голубка. Большой онлайн сонник. Сонник Мартына Задеки
  • К чему снится когда за тобой гонятся
  • Сколько форм реализации норм административном праве. Реализация административно-правовых норм. Формы реализации. Основными чертами акта применения права является: ‘

    Сколько форм реализации норм административном праве. Реализация административно-правовых норм. Формы реализации. Основными чертами акта применения права является: ‘

    Социальное назначение норм административного права состоит в том, чтобы регулировать поведение субъектов в сфере государственного управления. Однако эти нормы не могут выполнять регулирующей роли без сложного механизма их реализации.

    Реализация норм административного права , так же как и норм других отраслей права, представляет собой процесс практического претворения в жизнь государственной воли, выраженной в нормах субъектами административного права. В указанном процессе участвуют все стороны управленческих отношений, но по-разному, т.е. в соответствии с их административно-правовым статусом.

    Форма реализации норм права зависит от специфики общественных отношений, регулируемых нормами; от содержания правовой нормы; от характера поведения субъектов, реализующих правовую норму, и их взаимоотношений; от формы внешнего проявления правомерного поведения.

    В юридической литературе принято различать несколько форм (способов) реализации правовых норм в зависимости от характера действий субъектов административного права, степени их активности и направленности – соблюдение, исполнение, использование и применение.

    Соблюдение как форма реализации норм административного права имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, закрепленных нормами. Это пассивная форма поведения субъектов в сфере государственного управления, они не вступают в конкретные административно-правовые отношения. В этой форме реализуются запрещающие нормы.

    Исполнение норм административного права заключается в активных действиях субъектов, они исполняют возложенные на них юридические обязанности. Например, пассажир общественного транспорта, компостируя талон, выполняет юридическую обязанность – оплачивает проезд, следовательно, исполняет норму права. От качества, объема и уровня исполнения зависит реальность административно-правовых норм и устанавливаемого ими правового режима в сфере государственного управления.

    Использование предполагает добровольное совершение субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления. Путем использования реализуются управомочивающие нормы.

    Эти три формы реализации административно-правовых норм, в ходе которых юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений, принято называть формой непосредственной реализации права .

    В указанных формах реализуются многие нормы права, но не все. Есть немало случаев, когда для обеспечения полной реализации административно-правовых норм требуется вмешательство в этот процесс компетентных органов (должностных лиц), наделенных государственно-властными полномочиями. Поэтому важной формой реализации административно-правовых норм является применение.

    Под применением норм административного права следует понимать разрешение на их основе индивидуально-конкретных дел уполномоченными на то органами государства и должностными лицами. В отличие от исполнения как формы реализации административно-правовых норм, составляющих обязанность всех, к кому они обращены, применение этих норм составляет обязанность и право лишь специально на то уполномоченных органов и должностных лиц.

    Реализация административно-правовых норм выражается в практическом проведении в жизнь содержащихся в них правовых предписаний и обеспечении должного поведения участников управленческих отношений.

    Известны следующие варианты реализации :

    • исполнение - точное следование участников управленческих отношений тем юридическим предписаниям, обязательным правилам поведения, запретам и ограничениям на те или иные действия, которые содержатся в административно-правовых нормах;
    • применение - издание полномочным органом управления (должностным лицом) либо нормативных актов, предусматривающих механизм реализации соответствующего правового предписания, либо индивидуальных актов, определяющих применение административно-правовой нормы к конкретной практической ситуации;
    • использование - применение органом исполнительной власти, местной администрацией (должностными лицами) того или иного варианта исполнительной деятельности при наличии в административно-правовой норме альтернативы в принятии решений;
    • соблюдение - воздержание субъекта от совершения запрещенных действий; от исполнения оно отличается пассивным поведением субъекта управленческой деятельности.

    Методы исследования отличаются от методов . Изучение административно-правовой теории происходит в процессе толкования норм административного права. Для правильного и эффективного правоприменения необходимо толкование административно-правовых норм. Деятельность по толкованию правовых норм называется, как правило, деятельностью по установлению содержания правовой нормы или правового акта для его практической реализации, деятельностью по установлению содержания нормативных предписаний; «в результате толкования нормативные юридические предписания готовы к реализации, к практическому применению». Иногда в теории права толкование правовых норм определяется как «деятельность компетентных органов государства, общественных организаций и отдельных граждан по осознанию ими действительного содержания норм». Общепризнанным является мнение, что толкование правовых норм осуществляется ради уяснения смысла нормы права (для правильного понимания содержания нормативного установления) и ее разъяснения , когда в практической деятельности возникает потребность в устранении неясностей, неточностей, противоречивости или спорности отдельных содержательных элементов правовой нормы.

    Толкование представляет собой процесс выяснения содержания нормы, ее целей применительно к конкретной ситуации и ее связей с иными правовыми нормами. Потребность в такого рода толковании возникает в тех случаях, когда относительно смыслового содержания нормы возникают противоречивые суждения и открытые вопросы.

    Толкование правовых норм и их применение составляют неразрывный процесс. Учение об административном праве и судопроизводство (судебная практика) в течение многих десятилетий развивают правовые нормы, интерпретируют их и позволяют лучше уяснить их содержание. Цель толкования правовых норм — исследование объективной воли законодателя. Правильное толкование административно-правовых норм позволяет глубже понять позицию законодателя, сущность самого закона, с тем чтобы эффективно применить его на практике. Толкование административно-правовых норм имеет особое значение и этим отличается от множества других отраслей права, так как нормы административного права регламентируют важную и весьма обширную совокупность общественных отношений в сфере управления (государственного управления и местного самоуправления).

    Среди методов толкования правовых норм выделяют следующие виды:

    • филологическое (грамматическое) толкование - уяснение смысла нормы путем анализа ее текста с точки зрения лексики, этимологии, стилистики языка, т. е. анализ слова, с помощью которого выражена правовая норма;
    • логическое толкование - анализ нормы посредством использования законов и закономерностей и правил логики;
    • историческое толкование - выяснение смысла правовой нормы в аспекте исторических условий принятия данной нормы права;
    • генетическое толкование - исследование сущности правовой нормы с точки зрения ее возникновения. Это становится возможным, как правило, благодаря изучению различных материалов, таких как обоснование необходимости принятия нормы, проект соответствующего законодательного акта, результаты парламентского обсуждения;
    • систематическое толкование - анализ правовой нормы как одного из элементов системы административно-правового регулирования в ее взаимосвязи с целями, задачами, функциями и принципами, а также иными правовыми нормами;
    • компаративное толкование - сравнение с соответствующими правовыми нормами других правовых актов (например, правовых норм законодательства других государств либо правовых норм законодательства субъектов РФ);
    • телеологическое толкование - установление смысла, содержания и цели правовой нормы в соответствии с общественными потребностями. При определении цели правовой нормы учитываются следующие отправные положения и принципы: равноправие, недопустимость противоречий в оценке, единство правопорядка.

    Толкование правовой нормы как способ разъяснения ее содержания различается в зависимости от субъектов, которые уполномочены делать разъяснения. При этом толкование может быть официальным и неофициальным. Официальное толкование — разъяснение правовой нормы уполномоченными государственными органами. Разъяснение содержания и смысла правовой нормы, не имеющее обязательного характера для субъектов права, называется неофициальным толкованием.

    В структуре официального толкования рассматриваются нормативное и казуальное (индивидуальное) толкование. Нормативное толкование осуществляется соответствующими государственными органами или должностными лицами; оно обязательно для всех субъектов правоприменения и распространяется на все случаи действия правовой нормы, которая подвергается толкованию. Казуальное толкование представляет собой разъяснение содержания правовой нормы, потребность в котором возникает в процессе рассмотрения какого-либо правового спора, юридического дела или иной правовой ситуации. В зависимости от того, осуществляется толкование судами (судьями) или исполнительными органами государственной власти, различаются соответственно судебное и административное толкование.

    Тема 1.2 Административно-правовые нормы. Административно-правовые отношения.

    Действие административно-правовых норм во времени, в пространстве и по кругу лиц.

    Понятие административно-правовых отношений.

    Виды административно-правовых отношений.

    1. Понятие административно-правовой нормы и её структура.

    Административно-правовая норма - установленные государством правила поведения, регулирующие управленческие отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, и охраняемые от нарушений принудительной силой государства.

    Особенности :

    Определяют правовое положение граждан в сфере гос.управления;

    Регулируют порядок образования и ликвидации органов гос.управления, их компетенцию и взаимоотношения с другими гос.органами, общественными объединениями, гражданами;

    Устанавливают формы и методы гос.управления.

    Структура административно-правовой нормы - это упорядоченная совокупность ее элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

    Гипотеза - это элемент нормы права, который указывает на условии, при котором начнет действовать правовая норма. В гипотезе устанавливаются конкретные фактические обстоятельства, наличие или отсутствие, которых создает предпосылки для реализации данной нормы в форме правоотношения.

    Диспозиция - это элемент нормы права, содержащий правила поведения, которым должны подчиняться субъекты. В диспозиции указываются права и обязанности, возникающие у субъекта в случае наступления обстоятельства, предусмотренного гипотезой данной нормы. Диспозиция может содержать требования к правомерному поведению либо запрет на противоправное деяние.

    Санкция - это элемент нормы права, в котором указывается вид и мера ответственности за нарушение правила поведения.

    В законодательстве существует небольшое количество примеров, когда в одной статье нормативного акта содержались бы все три элемента правовой нормы. Намного чаще встречается ситуация, когда в отдельно взятой статье нормативного правового акта обнаруживается двухэлементная правовая норма. В КоАП ряд статей, содержат составы конкретных правонарушений, состоящих из диспозиции и санкции.

    Виды административно-правовой нормы.

    Огромное множество административно-правовых норм можно поделить на виды по самым разным критериям.

    По целевому назначению (сущности) административно-правовые нормы делятся на:

    - регулятивные, содержащие правила деятельности;

    -охранительные , призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений.

    - материальные (определяют права и обязанности субъектов правоотношений),

    - процессуальные (закрепляют порядок, процедуры осуществления власти).

    По методу воздействия на поведение субъектов, можно выделить нормы обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, поощрительные.

    По кругу лиц:

    Общеобязательные нормы: республиканские, областные, городские, районные, поселковые, сельские

    Внутриаппаратные нормы: общеаппаратные, межведомственные, ведомственные, локальные.

    По юридической силе :

    Законодательные и подзаконные.

    По территории действия :

    Республиканские

    Местные

    По адресату (по конкретному субъекту):

    Регулирующие правовое положение органов гос.управления

    Регулирующие правовое положение граждан в сфере гос.управления

    По объему регулирования :

    Отраслевые

    Межотраслевые.

    Способы реализации административно-правовых норм.

    Реализация административно-правовых норм практическое использование содержащихся в нормах правил поведения в интересах регулируемых управленческих отношений. Различают несколько видов реализации:

    1) исполнение активное действие субъектов административного права по выполнению юридических предписаний, содержащихся в норме;

    2) применение – предоставление полномочным органом возможности издания индивидуальных юридических актов;

    3) соблюдение – воздержание субъекта от совершения запрещенных действий;
    4) использование – добровольное совершение субъектами правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

    Процесс управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности вызывает необходимость четкого правового регулирования отношений, прав и обязанностей сторон, координации действий субъектов управленческих отношений. Такое правовое регулирование осуществляется с помощью административно-правовых норм.

    Административно-правовая норма – это правило поведения общего характера, установленное государством в целях регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе государственного управления, в процессе исполнительно-распорядительной деятельности.

    Административно-правовые нормы определяют правила поведения граждан, органов государственного управления, служащих общественных организаций и других субъектов, участвующих в исполнительно-распорядительной деятельности. Они закрепляют правовое положение, компетенцию, полномочия, обязанности и права субъектов управленческих отношений.

    Административно-правовые нормы устанавливаются только государством и содержатся в законах, указах, постановлениях, решениях, уставах и других нормативных актах. Они носят общеобязательный, повелительный характер, охраняются от нарушений принудительной силой государства, т.е. определяют какие действия можно или должно совершать, от каких действий следует воздержаться.

    Так, например, нельзя распивать алкогольные напитки в общественных местах (ст.17.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, далее – КоАП РБ) или при доставлении в дежурную часть правонарушителя, дежурный по органу внутренних дел обязан установить наличие проступка, установить личность доставленного, проверить по учетам, зарегистрировать, провести личный досмотр и оформить протокол; или при поступлении заявления (жалобы) в любой государственный орган оно должно быть зарегистрировано, проверено и в установленные сроки дан полный ответ заявителю.

    Нормы административного права обеспечивают четкое регулирование деятельности органов государственного управления, других участников управленческих отношений и способствуют эффективной работе. Это направление административно-правового регулирования приобретает исключительно большое значение, поскольку административно-правовое регулирование способствует упорядочению деятельности органов государственного управления.

    Административно-правовые нормы имеют свою структуру – внутреннее строение нормы. Административно-правовая норма состоит из 3-х частей:

    - гипотеза;

    - диспозиция;

    - санкция.

    Гипотеза – та часть нормы, где содержится указание на условия (обстоятельства), при которых данная норма должна применяться или исполняться.

    Диспозиция – та часть нормы, где содержится изложение самих правил поведения сторон управленческих отношений. Это центральная и обязательная часть нормы, которая обязывает, запрещает или уполномочивает субъекта административно-правовых отношений.

    Санкция – та часть нормы, которая указывает на вид и меру административного, дисциплинарного или общественного воздействия за нарушение или недобросовестное исполнение своих обязанностей. Например, нарушение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом установленного порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности влечет наложение штрафа в размере от 4-х до 20-ти базовых величин (ст.12.1 КоАП РБ).

    Особенность административно-правовых норм состоит в том, что они не всегда содержат гипотезу и санкцию. Гипотеза отсутствует в нормах регулирующих организацию и деятельность, а так же определяющих полномочия органов государственного управления и их должностных лиц, а таких норм большинство. Санкция содержится только в тех нормах, которые предусматривают меры воздействия.

    В нашем обществе действует огромное количество административно-правовых норм, проявляющих себя в самых различных сферах государственного управления. Но, несмотря на это, все нормы административного права по своему целевому назначению и способам воздействия на людей (по характеру диспозиции) могут быть сведены в 3 родовые группы.

    1.Обязывающие нормы, т.е. нормы, которые обязывают субъектов совершать определенные действия. Например, в соответствии с требованиями паспортной системы, все граждане РБ, достигшие 16 лет, обязаны иметь паспорт гражданина РБ. Обязывающие нормы зачастую снабжаются санкциями, чем стимулируется их выполнение. Таким образом, в инструкциях, уставах, наставлениях и других нормативных актах, когда излагаются обязанности органов, должностных лиц, служащих и граждан, содержатся обязывающие административно-правовые нормы.

    2. Запрещающие нормы, т.е. нормы, которые предусматривают запрет на совершение определенных действий. Например, запрещается находиться на улицах и в других общественных местах в пьяном виде, или запрещается безбилетный проезд в поездах, или запрещается направлять жалобы тому, на кого жалуется другой.

    З. Уполномочивающие нормы, т.е. те нормы, которые предусматривают возможность совершать определенные действия в пределах компетенции по своему усмотрению. Например, начальник РОВД вправе наложить штраф на правонарушителя за мелкое хулиганство, но в зависимости от конкретных обстоятельств может направить дело в суд.

    По своей служебной роли нормы административного права подразделяются на материальные и процессуальные.

    Материальные н ормы устанавливают (указывают) содержание прав и обязанностей сторон управленческих отношений. Так, например, в Положении о Государственной автомобильной инспекции указывается, что сотрудники ГАИ обязаны «производить регистрацию и учет дорожно-транспортных происшествий» – это норма материальная.

    Процессуальные н ормы регла­ментируют динамику государственного управления и связанные с ним управленческие отношения (например, порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан; порядок производства по делам об административных правонарушениях и т.д.)

    Административно-правовые нормы будут оправдывать свое назначение, будут выполнять свою роль в управлении (исполнительно-распорядительной деятельности) если они будут реализовываться.

    Формы реализации административно-правовых норм:

        соблюдение

        исполнение

        использование

        применение

    Соблюдение – пассивная форма, имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, закрепленных нормами. В этой форме реализуются запрещающие нормы.

    Исполнение – предполагает активные действия субъектов права по выполнению юридических предписаний, запретов или дозволений, содержащихся в норме.

    Использование – добровольное совершение субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

    Применение – разрешение индивидуально-конкретных дел уполномоченными на то органами государства и должностными лицами путем издания (принятия) полномочным органом (компетентным субъектом власти) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм.

    Процесс применения административно-правовых норм со­стоит из определенных последовательных стадий:

      действия, предшествующие применению нормы (установле­ние правомочности органа или должностного лица, решение вопроса о компетентности, всестороннее изучение и анализ конкретного вопроса, юридическая оценка);

      действия по принятию акта применения правомочным орга­ном или должностным лицом;

      действия по доведению акта применения до заинтересован­ных органов и лиц по организации его практического испол­нения и контроля за его исполнением.

    Соблюдение, соблюдение, использование и применение

    Реализация административно-правовых норм в форме с о б л ю д е н и я характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям указанных норм. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Таким образом, соблюдение может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.

    Реализация административно-правовых норм в форме и с п о л н е н и я заключается в активных правомерных действиях субъекта права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах.

    И с п о л ь з о в а н и е как форма реализации административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

    Сущность п р и м е н е н и я административно-правовых норм состоит в принятии компетентным органом государства, должностным лицом властного решения, т. е. в разрешении на основе административно-правовых норм индивидуально-конкретных управленческих дел и вопросов (привлечение к административной ответственности за правонарушение или, наоборот, поощрение государственных служащих, граждан, участвующих в охране общественного порядка).

    Вопрос 6. Понятие, особенности и структура административно-правовых отношений

    Административно-правовые отношения – регулируемые нормами административного права общественные отношения в сфере государственного управления.

    Они складываются в особой сфере жизни – сфере государственного управления.

    Имеют своим объектом действие либо поведение людей.

    Они складываются при обязательном участии органа государственного управления.

    Споры решаются в административном, а не в судебном порядке.

    Ответственность за нарушение норм участник несет перед государством.

    Структура административно-правовых отношений: субъект, объект и юридический факт

    Субъект – органы, лица, наделенные административно-правовым статусом (правами и обязанностями)

    Административное право субъекта – возникает с момента рождения. У государственных органов – с момента образования и государственной регистрации. Служащих – с момента зачисления на должность.

    Объектом административно-правовых отношений являются сами общественные отношения, действия сторон. Каждый участник имеет определенный круг прав и обязанностей.

    Факты бывают правомерные и неправомерные. Факты – основания возникновения, изменения и прекращения отношений.

    Вопрос 7. Виды административно-правовых отношений



    1) материальные

    2) процессуальные

    По соотношению прав и обязанностей участников отношений

    1) вертикальные

    2) горизонтальные

    По характеру юридических фактов

    1) порожденные правомерным юридическим фактом

    2) неправомерным

    По способу защиты

    1) защищаемые в административном порядке

    2) в судебном порядке

    Вопрос 8. Граждане РФ как субъекты административного права

    Структура административно-правового статуса гражданина РФ включает: а) административную правосубъектность; б) систему прав, свобод и обязанностей, предусмотренных нормами административного права; в) политические и социально-экономические гарантии; г) исполнение возложенных на граждан обязанностей.

    Гражданство

    Административная правоспособность и дееспособность

    Права, свободы и обязанности граждан;

    Гарантия обеспечения прав и свобод граждан

    Ответственность граждан за свои действия

    Вопрос 9. Основные права и обязанности граждан

    Права – абсолютные и относительные, обязанности только относительные.

    Абсолютные права зависят только от воли граждан.

    1) участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

    2) поступать на государственную службу.

    3) свободно передвигаться (ст. 27 Конституции).

    4) проводить собрания, митинги, демонстрации и пикетирование.

    5) свободно объединяться.

    6) на свободу и личную неприкосновенность.

    7) на обжалование действий (бездействия) органов исполнительной власти.

    8) право на общее образование.

    9) свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

    10) на изменение фамилии, имени и отчества.

    11) на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

    Относительные права зависят не только от воли гражданина, но и от соблюдения других условий.

    К основным обязанностям Конституция РФ относит:

    Уплату законно установленных налогов и сборов (ст. 57 Конституции).

    Сохранение природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ).

    Защиту Отечества (ст. 59 Конституции РФ).

    Заботу о сохранении исторического и культурного наследия,

    сбережение памятников истории и культуры (ст. 44 Конституции

    Обеспечение родителями или лицами, их замещающими, получения детьми основного общего образования (ст. 43 Конституции РФ).

    Вопрос 10. Административно-правой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

    Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательство наличия гражданства или подданства иностранного государства, постоянно или временно пребывающее на территории РФ.

    Лицо без гражданства – лицо, не имеющее гражданства РФ, не имеющее доказательства наличия гражданства иного государства и пребывающее на территории РФ.

    Правовое положение иностранных граждан и ЛБГ определяется конституцией РФ, существует ФЗ о порядке въезда/выезда на территорию РФ и др.

    Иностранные граждане должны иметь миграционную карту и при необходимости визу.

    Органы государственной власти могут отказать иностранным гражданам в разрешении въезда на территорию РФ.